Во время праздников башкиры исполняют народные танцы. Запреты в традициях башкир. Богатая многовековая башкирская культура сложилась на основе древних верований и ислама, что в наши дни является господствующей религией. Национальные праздники татар, башкир, казахов, бурятов, удмуртов. Башкиры в этот день просят природу о благосклонности, хорошем урожае. Народные гулянья в этот день состоят не только из танцев и песен, но и включают различные состязания мужчин в силе и ловкости. Завершается праздник пышной трапезой из национальных блюд. Национальный праздник башкир Сабантуй. Праздники Башкиров Сабантуй.
В Башкирии определились с датами религиозных праздников в 2024 году
Традиционные праздники исламского календаря в культуре башкиров Один из наиболее значимых праздников для башкир — это Рамадан. Башкирские народные праздники Праздник по-башкирски называется байрам. - все о праздниках и празднованиях.
Традиции и культура Башкир
Традиции и Обычаи Башкирского Народа | Башкирские народные праздники Праздник по-башкирски называется байрам. |
Традиции и Обычаи Башкирского Народа | это народный весенний праздник у татар и башкир, посвященный окончанию весен-них полевых работ. Его еще иногда называют праздником плуга (сабан на татарском языке -плуг и туй - праздник). |
Национальные праздники народов башкирии - 61 фото | - все о праздниках и празднованиях. |
Башкортостан массовое | Последние новости. |
Сабантуй — история праздника, традиции и обычаи | Зимние национальные праздники башкир – это особое время, когда жители этого региона отмечают и празднуют свою национальную культуру и традиции. |
В Кумертау прошел XIII Курултай башкир по выборам делегатов VI Всемирного курултая башкир
Дзержинск , 11 июня с. Базлово, Спасский муниципальный округ , 17 июня с. Уразовка, Краснооктябрьский МО , 24 июня с. Татарское Маклаково, Спасский МО , 15 июля с. Кочко-Пожарки, Сергачский МО , 22 июля с. Камышла ; Ульяновск — 17 июня. Городов, куда можно отправиться за зрелищным мероприятием, большое количество: Москва, Санкт-Петербург, Казань, Самара и другие. Но ощутить на себе истинную атмосферу веселого народного праздника можно только в татарском или башкирском селе. Сабантуй — отличная площадка для общения людей разных возрастов и национальностей. При всей своей зрелищности и массовости фестиваль может привлекать большое количество туристов. Интересные факты о Сабантуе В древности в соревнованиях по борьбе на Сабантуе участвовали не только мужчины, но и женщины, которых не всегда можно было назвать слабым полом.
На Сабантуй красили яйца, почти как на православную Пасху. Их использовали во время праздника в разных конкурсах. Традиционное лакомство Сабантуя чак-чак считался сначала исключительно свадебным блюдом. Позднее это лакомство стали готовить и на другие праздники. В 2016 году на Федеральном Сабантуе в Нижнем Новгороде приготовили 200-килограммовый чак-чак, которым угостили всех желающих.
За усердие и труд хозяева угощают своих помощников. Дело в том, что создание семьи для этого народа не ограничивается регистрацией в ЗАГСе. Более того, официальную часть бракосочетания считают лишь необходимой формальностью. После проведения ритуала молодая пара уже считается семьёй. Интересно, что в день венчания невеста имеет право запросить выкуп, махр. Это может быть всё, что угодно, например, автомобиль или свадебное путешествие. Права, жених, не имея возможности выполнить подобную просьбу, может предложить свои варианты. Если же невеста оказывается принципиальной, помолвка может быть расторгнута. Однако решение принимает сама девушка. Уклад башкирской семьи В башкирских семьях однозначным главой выступает мужчина. Задача женщины — хранить уют, заниматься домашними делами, быть скромной и придерживаться основных правил для замужних дам. Например, нельзя разговаривать с посторонними мужчинами. В старину, замужние женщины носили на голове платок, из-за чего их можно было легко выделить в толпе. Сегодня этого обычая придерживаются далеко не все башкирки. Встречая мужа вечером, женщине не стоит расспрашивать его, где он был в течение дня, с кем общался. Башкиры считают, что при необходимости мужчина сам расскажет жене об этом.
Конный спорт — конный спорт, особенно игра на конях под названием «куреш», является традиционным занятием башкиров. Эта игра очень похожа на поло, но отличается от нее некоторыми правилами. Национальная одежда — башкиры носят свою национальную одежду, которая характеризуется яркими цветами и красивыми узорами. Традиционный головной убор башкиров — это «телпеш». Праздники и традиционные мероприятия — у башкиров много национальных праздников и традиций. Например, каждый год весной они отмечают праздник «Сабантуй», который является символом обновления и восстановления жизненных сил. Национальная кухня — башкирская кухня — это уникальное сочетание многих вкусов и традиций. Она включает в себя множество блюд из мяса, рыбы, овощей, молочных продуктов и десертов. К ним относятся, например, «беляш», «этлек куре», «чак-чак» и другие. Народные промыслы — башкиры знамениты своими народными промыслами, такими как ковровое производство, шитье и вышивание, гончарное дело, ткачество и многое другое. Они используют местные материалы и ремесленные традиции для создания уникальных изделий. Национальная одежда Традиционная национальная одежда башкир включает в себя широкие брюки, пеструю рубашку, которую скрепляют белым поясом, а также длинные кожаные сапоги. Для защиты от холода народ использует шубы из овчины, меховые жилеты и шапки. Традиционный женский костюм башкир включает в себя разноцветную набедренную юбку, тунику, которую скрепляют плетеным поясом, а также головной убор в виде шапки или платка. В современной жизни национальная одежда используется главным образом на праздничные и торжественные мероприятия. Традиционная кухня и еда Башкирская кухня отражает историю и традиции этого народа. Она основана на мясе, молочных продуктах, овощах, фруктах и злаках. Некоторые из наиболее известных башкирских блюд включают: Шиш кебаб: кусочки мяса на шпажках, приготовленные на гриле или в печи. Вместе с мясом обычно используются лук, перец и специи. Этле пельмени: это башкирская версия русских пельменей, которые обычно наполнены картофелем, мясом или тыквой. Подаются со сметаной или топленым маслом.
В Татарстане современный Сабантуй проводится в три этапа. Сначала праздник проходит в селах и деревнях республики, затем — в крупных городах, и заканчивается в Казани, где проходит главный Сабантуй, на который приглашаются почетные гости. Самым популярным состязанием остается борьба куреш. На майдане также соревнуются в подъеме тяжестей, беге, прыжках, устраивают конные скачки и состязания певцов и танцоров, достают ртом монеты из катыка кефир и ловят руками живую рыбу. С 2001 года в российских городах проходит ежегодный Федеральный Сабантуй, при этом место проведения праздника меняется из года в год. Первый фестиваль состоялся в Саратове, в другие годы — в Нижнем Новгороде, Астрахани, Пензенской области. В 2023 году Федеральный Сабантуй должен состояться 1 июля в Кемеровской области. А 27 мая в Астраханской области впервые прошел Всероссийский сельский Сабантуй. Расписание Сабантуев в 2023 году По словам председателя исполкома Всемирного конгресса татар Даниса Шакирова, на 2023 год запланировано 388 Сабантуев в 59 регионах России и 37 странах мира. В открытых источников указано следующее расписание празднования Сабантуя в этом году: Татарстан — 10—11 июня села и районные центры , 17 июня Набережные Челны , 24 июня Казань ; Москва и Московская область — 1 июля местом проведения мероприятия традиционно является парк музея-заповедника "Коломенское" ; Нижний Новгород — 8 июля; Нижегородская область — 3 июня г. Дзержинск , 11 июня с. Базлово, Спасский муниципальный округ , 17 июня с. Уразовка, Краснооктябрьский МО , 24 июня с. Татарское Маклаково, Спасский МО , 15 июля с. Кочко-Пожарки, Сергачский МО , 22 июля с. Камышла ; Ульяновск — 17 июня.
Народы России. Башкиры. Обычаи и традиции.
Башкирские народные праздники. Праздник по-башкирски называется байрам. Зимний праздник народа башкиры. Народные зимние праздники башкир. Празднество вели аксакалы, занимавшие на праздничном майдане самые почётные места. Батыры прежних сабантуев приносили на праздник лоскутки тканей, которые они получили за победу на состязаниях на прежних сабантуях.
Кто приходит в Новый год к народам Башкортостана?
В Кумертау прошел XIII Курултай башкир по выборам делегатов VI Всемирного курултая башкир В администрации города собрались делегаты от предприятий, учреждений и организаций города, активисты национально-культурных центров, работники культуры, образования. В фойе была оформлена выставка элементов национального костюма — нагрудников студии мастерства «Ажур», фотовыставка о работе Курултая, выставка новых книг о Башкортостане и её выдающихся личностях. Некоторые из делегатов пришли в ярких национальных костюмах, что придавало собранию особый колорит. Одним из главных вопросов конференции стали выборы делегатов на Всемирный курултай башкир, который состоится в ноябре в Уфе. В работе конференции приняли участие Олег Астахов, глава администрации Кумертау, Фанит Муратбакиев, депутат Госсобрания - Курултая Республики Башкортостан, член Президиума Международного союза общественных объединений «Всемирный курултай башкир», Ильдус Кагарманов, начальник управления национального образования Министерства образования и науки РБ, Лариса Абдуллина, поэтесса, журналист, председатель комиссии по культуре и СМИ Всемирного курултая башкир, главный редактор детского республиканского журнала «Акбузат», Салават Каримов, главный редактор журнала «Учитель Башкортостана», Данил Акилов, заместитель главы администрации по социальной политике Куюргазинского района.
Приветствуя участников конференции, Олег Анатольевич отметил, что наш город уникален, и представители самых разных национальностей на протяжении уже 70 лет живут здесь в мире и согласии. При этом башкиры сохранили свою самобытность, традиции и национальный колорит.
Обязательной частью йыйына становилась и совместная трапеза, сохранившая черты первобытного уклада. Угощение из одного котла, распитие кумыса из одной чаши, пущенной по кругу, paздача мяса тоже подчеркивали равенство собравшихся. Многие исторические сведения о йыйынах хранятся в эпических произведениях народного творчества. Информацию из них черпают ученые. После чтения муллой намаза начинались состязания: борьба, конные скачки, прыжки, бег, игры на курае, песни, пляски.
Популярным видом соревнований на йыйынах была стрельба из лука: с большого расстояния нужно было попасть в движущуюся мишень — колечко. Иногда устраивались и шуточные состязания, например, кто больше выпьет топленого масла или кумыса или кто больше всех съест жирной баранины. В состязаниях участвовали главным образом взрослые мужчины или юноши-джигиты егеты. Имеются сведения, что устраивались скачки с участием девушек, но это происходило крайне редко, обычно девушки на йыйынах показывали свое умение петь и танцевать», — так описываются йыйыны в очерке Флизы Фатыховой «Народные праздники» в книге «Башкиры: Этническая история и традиционная культура». Популярными на праздниках были те виды состязаний, которые способствовали физическому развитию подрастающего поколения и выявлению самых сильных и ловких батыров. По традиции молодежь и начинала соревнования. Победа в таких соревнованиях выдвигала юношу в число уважаемых, выдающихся личностей общины.
Он получал звание батыра, а в случае войны возглавлял отряд воинов своего рода. Современные йыйыны Ученые отмечают, что со временем йыйыны были возрождены в пределах волости или в кругу родственных деревень, но их содержание и характер изменились — вопросы политического и экономического развития перестали на них подниматься, а развлекательная часть выдвинулась на первый план. Йыйыны башкиры проводят по сей день. Сегодня это слово употребляется в значении «форум, съезд». Свои йыйыны организуют представители разных родов — тамьянцы, катайцы, минцы и другие. Наиболее известен проводимый летом в Салаватском районе праздник «Салауат йыйыны», посвященный национальному герою башкир Салавату Юлаеву. На празднике выступают представители руководства республики, писатели, известные деятели культуры, почетные гости.
Основные празднества башкирский народ проводит весной и летом. Народ Башкортостана отмечает Каргатуй «грачиный праздник» в то время когда весной прилетают грачи, смысл праздника — это празднование момента пробуждения природы от зимнего сна и также повод обратиться к силам природы кстати, башкиры считают, что именно грачи тесно с ними связаны с просьбой о благополучии и плодородии грядущего сельскохозяйственного сезона. Раньше участвовать в гулянии могли исключительно женщины и подрастающее поколение, сейчас эти ограничения сняты, и мужчины тоже могут водить хороводы, кушать ритуальную кашу и оставлять её остатки на специальных валунах для грачей. Праздник плуга Сабантуй посвящен окончанию весенних полевых работ, все жители селения приходили на открытую местность и участвовали в различных соревнованиях, они боролись, состязались в беге, скакали наперегонки на лошадях и перетягивали друг друга на веревках.
По легенде, это и есть Тол Бабай. Встретив однажды детей, он подружился с ними и с тех пор каждую зиму дарит им подарки.
А помощницу Лымыныл удмурдскому Дед Морозу соткала из снежинок сама метель. Татарский дуэт — Кыш Бабай и Кар Кызы Кыш Бабай с внучкой Кар кызы фото из открытых источников Как рассказали в татарском историко-культурном центре Буздякского района, легенда о зимнем волшебнике тесно связана с религиозными представлениями древних тюрков. Главным божеством у них был Тенгре. А зима подчинялась божеству рангом пониже — Кыш Тонгресе. Народ этого зимнего бога называл Кыш Бабаем. Именно он устраивал в честь Тенгре веселое празднество.
Кыш Бабай всегда приглашал на праздник других богов и духов тюркского пантеона. Обязательно присутствовали любимая дочь зимнего волшебника Кар Кызы, лесной дух Шурале, дух воды Су Анасы. В наше время они материализуются и помогают Кыш Бабаю принимать гостей. Сам праздник Нового года назывался Нардуган и продолжался с 21 декабря по 1 января. Белорусы знают, как задобрить дедушку Зюзю Зюзя со своей внучкой Снягуркой фото из открытых источников В Белоруссии на Новый год всегда ждут Зюзю.
Народные праздники башкортостана
Традиции и культура Башкир | Этноmix | Дзен | Главная» Новости» Национальные праздники башкиров. |
В Екатеринбурге прошёл фестиваль башкирской культуры | Традиция Башкиров Национальная Башкиров. Национальный Башкирский праздник Сабантуй. |
Традиции башкир - подарки для гостей и запросы невест | Новый год и Рождество. |
Сегодня в Башкирии отмечают недавно установленный праздник
Праздник проходит согласно Указу Главы республики Радия Хабирова два раза в год: в третью пятницу апреля и вторую пятницу сентября. Как сообщает пресс-служба Минкультуры, основной идеей мероприятия является сохранение и развитие национальной культуры народов Республики Башкортостан. В Республике Башкортостан проживают представители 164 национальностей. У каждого из них есть свои исторические и культурные особенности.
У башкиров немало весёлых обычаев Семейные традиции башкир Семья для башкир имеет особое значение. Этот обычай способствует сплочённости, ведь нередко можно увидеть целое селение, собравшееся на строительстве дома. За усердие и труд хозяева угощают своих помощников. Дело в том, что создание семьи для этого народа не ограничивается регистрацией в ЗАГСе. Более того, официальную часть бракосочетания считают лишь необходимой формальностью. После проведения ритуала молодая пара уже считается семьёй. Интересно, что в день венчания невеста имеет право запросить выкуп, махр. Это может быть всё, что угодно, например, автомобиль или свадебное путешествие. Права, жених, не имея возможности выполнить подобную просьбу, может предложить свои варианты. Если же невеста оказывается принципиальной, помолвка может быть расторгнута. Однако решение принимает сама девушка. Уклад башкирской семьи В башкирских семьях однозначным главой выступает мужчина. Задача женщины — хранить уют, заниматься домашними делами, быть скромной и придерживаться основных правил для замужних дам. Например, нельзя разговаривать с посторонними мужчинами. В старину, замужние женщины носили на голове платок, из-за чего их можно было легко выделить в толпе. Сегодня этого обычая придерживаются далеко не все башкирки.
Массовые мероприятия. Лыжня России 2022. Башкиры Каргатуй. Башкирия праздник Каргатуй. Сабантуй башкирского народа. Всероссийский день ходьбы 2020г. Праздник в Уфе. Орехово-Зуево фестиваль скандинавской ходьбы в 2022г. Праздники Башкирии. Башкирия гора Куштау протесты. Защитники Куштау. Народы Республики Башкортостан. Башкирия многонациональная Республика. Народы живущие в Башкирии. Свалка пластика. Полигон мусора. В мае 2015 года, в Москве прошла знаменитая акция «посади рощу ста слов».. Башкирский национальный праздник Йыйын. Сабантуй в Башкирии Торатау. Этно ансамбль Торатау. Шихан Торатау свадьба. Памятник Салавату Юлаеву Башкортостан. Памятник Салавату Юлаеву в Малоязе. Салават Юлаев памятник в Уфе. Памятник Салавату Юлаеву 7 чудес Башкортостана. Фестиваль на улице. Фестиваль парк. С днем города Уфа. Концерт на улице Уфы. Сабантуй у Башкиров. Сад имени Салавата Юлаева. Салават Юлаев парк в Уфе. Сад Салавата Юлаева Уфа. Сад имени Салавата Юлаева достопримечательности Уфы. Калмашка Чишмы. Река Калмашка. Озеро в Илькашево Чишмы. Рыбалка Чишмы Калмашка. Национальный парк Башкирия. Природа Башкирии Нугуш. Медвежья Поляна Башкирия. Национальный парк Нугуш. Игры кочевников Башкортостан. Башкирские спортивные игры. Спорт Башкортостана национальные. Башкирские соревнования. Йыйын Башкирский праздник. Сабантуй Салаватский район. Малояз Салаватский район. Йыйын Башкиров картина. Священные Рощи Марий Эл. Священные Рощи Марий Эл кусото. Агавайрем Марийский национальный праздник. Религия марийцев Ош-Кугу-юмо. Мобилизация Уфа. Жители Уфы. Добровольцы на Украину из Башкирии. Сегодня г.
Что такое куреш? Читайте на Life. Шумят соседи наверху? У них там сабантуй... А между тем это слово с тюркского языка переводится как "свадьба плуга" и означает вполне конкретное событие в жизни татар, башкир и ещё некоторых народов, которое отмечают ежегодно в первый летний месяц года. Давайте разберёмся, какого числа будет отмечаться Сабантуй в этом году, где и как пройдёт праздник, каковы его истоки и традиции. Когда впервые начали отмечать Сабантуй Считается, что история Сабантуя насчитывает более тысячи лет. Истоки праздника кроются в седой древности и тесно связаны с аграрным культом. Первоначально событие имело сакральное значение: во время обрядов задабривали духов плодородия, чтобы те благоприятствовали хорошему урожаю. Проводили церемонию перед началом сева в конце апреля. За правильностью исполнения обрядов и жертвоприношений следили местные старейшины. Первое историческое упоминание Сабантуя историки находят в записках арабского путешественника Ибн Фадлана, прибывшего в древний Булгар в качестве посла из Багдада. Всё это свидетельствует в пользу "булгарской" теории происхождения праздника, однако есть также версия, что его традиция пошла от монголов. Сабантуй — слово тюркского происхождения, состоит из двух частей: "сабан" — "плуг" и "туй" — "свадьба". Получается "свадьба плуга", "торжество плуга". Или, говоря современным языком, день земледельца. Чаще всего Сабантуй называют татарским праздником, и это несомненно так, но не чужды его традиции также башкирам, чувашам, удмуртам и другим народам. После принятия татарами и башкирами мусульманства, а чувашами — христианства языческая составляющая праздника постепенно сошла на нет и Сабантуй окончательно стал просто весёлым народным гулянием.
Народные праздники башкортостана
Затем участвовавшие в скачке отправляются в деревню и разъезжают по домам, поздравляя домохозяев с наступлением весны и желая каждому хорошего урожая хлеба, размножения скота, пчел и т. После того вывозят в поле несколько пахотных орудий и начинают веселиться — каждый по своему возрасту. Старики обыкновенно садятся пить кумыз, приготовленный к этому времени, и смотрят на резвящуюся молодежь, которая поет, пляшет, играет на чибизгах прим. К вечеру вся эта суматоха стихает и на следующий день начинаются обычные занятия. Кочевые башкиры с этого времени начинают перебираться на кочевку». Несмотря на факт фиксации праздника «сабантуй» у башкир уже в 17-18 вв. Современные формы праздника возникли на основе более древней традиции народных собраний буквально с башк. Исследователями фиксировались схожие праздники у башкир и родственных им тюркоязычных народов с развитой кочевой культурой, которые проводились в день откочевки на летние пастбища. Есть все основания полагать, что башкирский сабантуй сформировался на основе древних представлений и верований башкир, а не был привнесен из других культур и не появился с массовым земледелием.
Последние исследования ученых четко доказали, что древние башкиры и существовавшие до них народы и культуры саки и скифы занимались земледелием, что выразилось в наличии культа плуга, поклонении ему. Виды и формы состязаний также не случайны, а служат сакральным целям; обязательное наличие высокого шеста в центре площадки для сабантуя, например, символизирует мировое дерево, древний архетип народного сознания. Борьба на кушаках куреш символизирует борьбу двух начал, светлого и темного, добра и зла, зимы и весны. Например, еще в XX веке у якутов борьба открывалась схваткой специально одетых людей, и победить должен был именно представитель светлых сил.
Соответствующее распоряжение, подписанное премьер-министром республики Андреем Назаровым, появилось на интернет-портале правовой информации.
Таким образом в 2024 году нерабочими праздничными днями будут 10 апреля, когда отмечается Ураза-байрам, а также 16 июня — праздник Курбан-байрам.
В Пермском крае прошел национальный праздник башкир и татар «Барда-Йыйын» 21:09, 19 июня 2023 г. Развлечения Приволжский федеральный округ Уникальный национальный праздник «Барда-Йыйын» прошёл накануне в Пермском крае. С культурой и традициями проживающих в Бардымском районе башкир и татар познакомились и представители делегации из нашей республики. Открылось мероприятие с возложения цветов бюсту башкирскому старшине Гайнинской волости Туктамышу Ишбулатову.
Белорусы знают, как задобрить дедушку Зюзю Зюзя со своей внучкой Снягуркой фото из открытых источников В Белоруссии на Новый год всегда ждут Зюзю. Его имя произошло от слова «зюзець» — мерзнуть. Исследователи считают, что позднее некоторые черты Зюзи воплотились в знакомом всем нам образе Деда Мороза. Однако путать этих персонажей не стоит. Бог зимы вовсе не был добрым и миролюбивым. Он воплощал суровую стихию, был властителем природы в зимнее время. Его главным атрибутом является большая железная булава. Чтобы согреть и умилостивить дедушку Зюзю, белорусы на праздничный стол ставят его любимое блюдо — кутью. В переводе с эрзянского языка мордовская подгруппа языков «холодный дед». Одежда этого кудесника украшена национальным орнаментом. Он носит белую рубаху, подпоясанную красным кушаком. Вместо традиционной шапки на его голове красивое красное очелье. У седовласого старца Якшамо Атя необычный посох в виде рогатины, на котором висят бубенчики.
Приглашаем на Областной башкирский национальный праздник «ЙЫЙЫН»
Башкиры очень любят свою национальную кухню и поэтому даже в такие светские, гражданские праздники ставят на стол свои излюбленные народные блюда: казы (колбаса), губадия, баурсак, бэлиш с мясом. Главная» Новости» Национальные праздники башкирии. Народный праздник Сабантуй стал общеизвестным и широко отмечаемым среди многих народов, и особенно среди татар и башкир, в настоящее время Сабантуй отмечается и в крупных городах за пределами Татарстана и Башкортостана и в каждом поселении. башкирские народные праздники. Праздничные и бытовые обряды. У башкир существует четкое разграничение праздников и повседневности. Во время праздников башкиры проводят массовые выезды на природу, где они наслаждаются красотой окружающей природы, проводят различные спортивные соревнования и национальные игры. Праздники Башкортостана — официально установленные в Башкортостане нерабочие праздничные дни, национальные праздники и памятные даты.
Национальный башкирские праздники: история, описание и традиции
Праздник «Йыйын» — одно из значимых событий в культуре башкирского народа, знаменующее собой окончание весенних полевых работ и начало лета. С самых ранних лет родители воспитывали у детей почтение к крестьянскому труду и понимание его значимости. Своим весельем, гостеприимством, азартом спортивных состязаний и жарких схваток батыров «Йыйын» объединял и завоевывал сердца людей разных поколений. И сегодня «Йыйын» остается любимым праздником не только башкир, но и представителей многих других народов, бережно относящихся к своим историческим корням и традициям. Самарская область исторически является местом компактного проживания башкир, поэтому целью мероприятия является прежде всего сохранение самобытной культуры самарских башкир. Гостей мероприятия ждут выставка-продажа блюд башкирской кухни, национальной и мусульманской атрибутики, сувениров и товаров народных промыслов. На отдельной универсальной площадке пройдут спортивные состязания с розыгрышем призов масс-рестлинг, национальная борьба, поднятие гирь и др. Также в рамках мероприятия состоится выставка картин народного художника С.
Этот праздник посвящался пробуждению природы, наступлению нового года.
В нём участвовали только женщины и дети мальчики до 12 лет. Праздник способствовал формированию в подрастающем поколении экологической культуры, развивал потребность общения с природой, познания реального мира, определял в какой-то степени положительное поведение людей в природе. Женщины в этот день кормили птиц, обвешивали ещё голые ветки деревьев различными предметами, как бы предсказывая природе благополучие, пышное цветение. Большое значение имела и художественная часть праздника: многолюдные хороводы, игры, соревнования, песни, танцы. Примечательно, что песни и танцы на празднике сочинялись из поколения в поколение самими женщинами.
Национальная борьба куреш объединила многих в центре майдана. Поединки участников отличались привлекательностью и борцовским духом. Он насыщен народными танцами, песнями, играми, подарками и символизирует воссоединение человека с природой.
За несколько дней до празднества молодые люди собирали по дворам призы, украшали праздничный майдан, то есть праздничную площадь. В центре очищенной от камней площади вбивался длинный шест, на вершине которого развевались тканные полотенца, вышитые платки и рубахи. Участники празднества садились, образуя большой круг. Также в кругу исполнялись песни, пляски, игра на музыкальных инструментах Также в кругу исполнялись песни, пляски, игра на музыкальных инструментах. На празднике большой популярностью пользовались «танцы по кругу», «треножник», «пять ворот». Пляски пользовались огромной популярностью на всех празднествах. Танцевать учились с детства. Особое значение придавалось скачкам. После скачек взрослые и дети расходились по домам. На площади празднества оставалась молодёжь, которая играла в свои молодёжные игры, пела и танцевала. Средства создания на праздничных торжествах приподнятого, весёлого настроения также были традиционны: это и украшение места соревнований, где обычно в нескольких местах устанавливались качели, карусели, земля украшалась разноцветными паласами, тканными скатертями; возле праздничных юрт на шестах развевались длинные узорные полотенца, ткани, ленты, лоскутки разноцветной материи, вышитые руками мастериц платки. Женский праздник. Этот праздник справлялся по случаю пробуждения природы. Выделено несколько вариантов празднества. Первый вариант юго-восточный проводился ранней весной, непосредственно перед откочёвкой на летние пастбища. Составные части празднества следующие: 1 сбор крупы пшенной ; 2 приготовление праздничных блюд; 3 украшение деревьев; 4 варка каши; 5 совместная трапеза; 6 игры, пляски; 7 «кормление» ворон; 8 произнесение благопожеланий. Для первого варианта женского праздника характерны и другие особенности: проведение праздника на горе и непосредственное обращение к воронам, природе с просьбой даровать благополучие в новом году. Второй вариант праздника характерен для северо-восточной Башкирии. Празднество проводилось перед сенокосом в июне. Составными элементами празднества были: 1 сбор крупы пшённой или пшеничной ; 2 приготовление каши и праздничных угощений; 3 совместное угощение; 4 спортивные соревнования в борьбе, беге, прыжках; 5 исполнение игр, плясок; 6 переворачивание казана с остатками каши на возвышенном месте. Праздник проводился у реки. Третий вариант праздника зауральский отличается от первых двух следующими особенностями: 1 обрядовой пищей служила жидкая каша из дроблёной пшеницы, сваренная на сметане; 2 на празднике устраивались импровизированные шалаши из шалей, деревья украшались цветами; 3 сооружались заслоны из берёз, возле которых совершалась коллективная трапеза; 4 исполнялись игры, пляски, спортивные соревнования. Четвёртый вариант южный : 1 и 2 пункты, как в первом варианте; 3 выборы встречающих гостей; 4 варка каши на месте празднества; 5 встреча гостей; 6 совместная трапеза; 7 исполнение игр, плясок; 8 кормление птиц. Пятый вариант праздника западный : 1 сбор крупы любой ; 2 приготовление каши; 3 совместное угощение; 4 купание в реке, обливание водой.