Почему отличаются даты католического и православного Рождества? В одних странах Рождество отмечают 25 декабря по григорианскому календарю или по новому стилю, в других – 7 января по юлианскому календарю или по старому стилю. Почему Рождество 7 января называют православным. Задумывались ли вы, почему в большей части мира Рождество празднуется 25 декабря, а в России – 7 января?
Светлый и семейный праздник. Как отмечают Рождество Христово
А пришедшие немногим позже к власти большевики продлили этот запрет как, впрочем, и на остальные религиозные торжества. В 1935-м праздник условно реабилитировали, но заменили на семейный светский Новый год, сохранивший при этом ряд рождественских атрибутов: жители Советского Союза наряжали елки, организовывали праздничные представления которые, разумеется, не касались евангельских событий , дарили друг другу подарки. В частности, в газете «Правда» от 28 декабря 1935 года была опубликована статья, призывающая отказаться от «буржуазной» трактовки и «неправильного осуждения» традиции, а также вернуть детям «прекрасное развлечение» и устроить «хорошую советскую елку во всех городах и колхозах». Рождественские традиции Канун Рождества — сочельник — в России отмечали скромно и в императорских дворцах, и в крестьянских избах. За стол садились только вечером — после восхода первой звезды, символа Вифлеемской, знаменующей рождение Христа.
В Рождество начинались Святки, которые длились до Крещения. В народе их называли святым временем: считалось, что в эти дни можно увидеть вещие сны или каким-либо другим образом получить предсказания будущего. Потому их и связывают с гаданиями в другое время подобного рода развлечения христиане не приветствуют, а в Святки это не возбраняется. В святочные дни плохой приметой считался пустой стол, поэтому в каждом доме на нем лежал обрядовый калач, которым угощали приходивших колядовать.
Колядки — традиция дохристианская, когда люди верили, что при помощи откупа можно отогнать от дома злых духов. Зимой славяне отмечали праздник Коляды, связанный с зимним солнцестоянием, но позднее он был приурочен к Рождеству и началу Святок. Языческие колядки сопровождались карнавальными элементами — переодеваниями с использованием шкур, масок и рогов, песнями, плясками, ярмарочными представлениями и играми. Особенно весело праздник отмечали в селах.
Роль нечисти исполняли девушки и юноши, распевавшие песни-колядки, устраивавшие танцы и игрища под окнами соседей и выпрашивавшие угощения. Этот языческий обычай, некоторыми деталями схожий со славлением, долгое время прочно ассоциировался с Рождеством. Славление же традиция полностью христианская, зародившаяся в IV веке, при римском правителе Константине Великом. В России с первыми звуками благовеста процессия, возглавляемая патриархом, следовала во дворец славить Христа и поздравлять государя и членов царской семьи с Рождеством.
Таким образом, отдельный праздник Рождества был установлен в Антиохийской Церкви не ранее 376—377 годов, в конце 370-х годов — в Константинопольской Церкви, вслед за ней в малоазийских Церквах и позднее — в Александрийской в начале 430-х гг. Введение отдельного дня для празднования Рождества в Иерусалимской Церкви заслуживает самого пристального рассмотрения. Известно, что именно там было оказано наибольшее сопротивление установлению декабрьского праздника. В середине V столетия патриарх Ювеналий 424—458 , вернувшись в Иерусалим после Халкидонского Собора, ввел здесь на короткий срок празднование Рождества 25 декабря — причем с ориентацией не на латинский, а на византийский канон. Однако в скором времени Иерусалимская Церковь вернулась к прежнему обычаю, который, в частности, подтверждается грузинской версией Иерусалимского лекционария конца V века, где говорится о праздновании Рождества и Крещения в Святом городе в один день — 6 января, а также данными, извлекаемыми из двух известнейших агиографических произведений Кирилла Скифопольского VI в.
Сославшись на Евангелие от Луки Лк 1: 26—56 , Юстиниан привел также ряд авторитетных мнений отцов: святителей Григория Богослова, Григория Нисского и Иоанна Златоуста, а также текст под именем блаженного Августина Иппонского, пытаясь убедить своих адресатов принять отдельный праздник Рождества. Эти рекомендации, однако, были исполнены уже после смерти Юстиниана. Праздник в православном богослужении Рождество Христово. Фреска монастыря св. Павла, Афон.
Ru День Рождества Христова издревле причислен Церковью к великим двунадесятым праздникам — Господским и непереходящим. Праздник Рождества Христова имеет пять дней предпразднства 20—24 декабря и шесть дней попразднства, отдание бывает 31 декабря. Свидетельством древнего соединения праздников Рождества Христова и Богоявления доныне в Православной Церкви служит совершенное сходство в отправлении этих праздников. Тому и другому предшествует сочельник, когда нужно поститься «до звезды». Чин богослужения в навечериях обоих праздников и в самые праздники также совершенно одинаков [5].
Нужно сделать краткие комментарии по поводу рождественского поста. Он ведет свое начало от древнехристианского обычая поститься накануне великих праздников, чтобы в сам праздник причаститься святых таин. Но благочестивое стремление к подвигу поста не ограничивалось одним днем. Из творений святителя Иоанна Златоуста понятно, что в его время Рождественский пост начинался 20 декабря и, таким образом, уже был пятидневным. Некоторые же христиане увеличивали пощение до недели и даже до 21 дня.
А затем стали поститься, как и в Великий пост, в течение 40 дней, то есть с 14 ноября. Такой срок встречается уже в Ипотипосисе преподобного Феодора Студита [6]. Хронологическая нестабильность рождественского поста была преодолена патриархом Лукой Хризовергом 1156—1169 , когда было установлено, чтобы все христиане постились перед праздником Рождества Христова 40 дней. Святоотеческая экзегеза праздника Согласно с Божественным свидетельством Евангелия, отцы Церкви в своих гомилиях изображают праздник Рождества Христова величайшим, всемирным и радостнейшим, который служит началом и основанием для прочих праздников. Святитель Амвросий Медиоланский подчеркивает: «Чем кто более любит Христа, тем тот усерднее заповеди Его хранити долженствует; да видит Он, что мы истинно в Него веруем, когда так в день Рождества Его блещем; когда тщимся предстать Ему, искушенные верою, убранные милосердием, украшенные благонравием.
И да будет Ему тем большая радость, чем приметит нас целомудреннее. И потому за несколько дней прежде очистим сердца наши, уцеломудрим совесть, украсим душу свою; и так очистившись от всякой скверны, встретим пришествие Непорочного Господа — да Коего Рождение от Непорочной Девы происходит, Того Рождество и непорочными рабами праздновано будет. Ибо кто в сей день осквернен и нечист бывает, тот Рождество Христово и пришествие Его праздновать не может. Праздник в западной традиции Для западной традиции принципиально, что верующие поминают событие Рождества, но все же празднуется то, что из этого происходит, то есть величается Рожденный тогда из перспективы нынешнего времени. По этой причине праздник сначала и не назывался паtаlе Domini — праздник рождения Господа.
И тексты древней римской рождественской мессы лишь в малой степени отражают внешние события в Вифлееме, зато всячески подчеркивают, что превечное Слово Бога Отца облеклось в плоть. Согласно проповедям папы Льва I, в Риме V века содержанием праздника Рождества является вочеловечение Христово, которое охватывало события Благовещения и Рождества. Римский генезис, как полагают исследователи, имеют также три рождественских мессы, которые «служатся ночью in посtе ,на утренней заре in аиrоrа и на протяжении дня in diе » [8]. Ее остановка — station, которая, как известно, была связана с так называемыми стационными храмами, откуда торжественная процессия переходила в другой храм, производилась на Палатинском холме, где располагалась резиденция Августа. Там была церковь во имя святой Анастасии, память которой совершается 25 декабря.
Вышеназванные мессы впоследствии вошли в сакраментарии и через литургическую практику Рима распространились по всему Западу. Поначалу, однако, три различные остановкине были предписаны как обязательные. Тройка служб была воспринята и Миссалом 1970 года, который удержал и октаву, наличествующую в латинской практике, как известно, только у Пасхи и Рождества Христова. Основной тон ночной мессе задает Евангелие о Рождестве Господа Лк. За утренней мессой чтение этого евангельского текста продолжается Лк.
За третьей мессой положен пролог Евангелия от Иоанна 1: 1—18. К рождественской литургии причисляется также «Мissa vigilia» — вечерняя месса 24 декабря, за которой из Евангелия вычитывается родословие Иисуса Мф.
Если продолжать вычисления, то 25 декабря предшествует, если отсчитать назад девять месяцев, 25 марта, а 6 января — 6 апреля. В расчетах древних христиан встречался и тот, и другой день. Так, Созомен в своей «Церковной истории» сообщает о том, что малоазийские еретики-монтанисты понимают день весеннего равноденствия как отправную точку для вычисления дня Пасхи — это праздник начала мира, начала творения солнца и первого месяца. Другая дата страдания Господа — 25 марта — упоминается в значительно большем числе источников, в основном западных. Согласно рассуждениям Тертуллиана, святого Киприана и других, дни страстей Христа и Боговоплощения совпадают. Пока древние христиане ограничивались в своем календарно-литургическом цикле празднованием Пятидесятницы и Пасхи, по времени почти совпадавшей с Боговоплощением, они, естественно, соотносили творение мира и ветхого Адама со временем пришествия в мир нового Адама — Христа. Так, например, в сочинении «О вычислении Пасхи» день 25 марта именовался днем творения мира, а день рождения, или воплощения, Христа приходился на четвертый день от сотворения мира, совпадая с днем творения солнца. Согласно достаточно распространенной, хотя и малодоказательной точке зрения, празднование Рождества Христова 25 декабря было установлено в Северо-Африканской и Римской Церквях до 311 года — года начала донатистского раскола.
Данная датировка основывалась на свидетельстве блаженного Августина о том, что еретики не признавали Богоявление, или Откровение — поклонение волхвов новорожденному Спасителю, — отмечавшееся Церковью. И здесь нужно отметить: на 25 декабря как на празднование Рождества Христова указывает святитель Климент Александрийский. К тому, же есть косвенные свидетельства, что праздник отмечался уже в середине 30-х годов IV столетия. К подобным же выводам приводит и богатое гомилетическое наследие как западных, так и восточных проповедников. Так, например, рождественская проповедь приписывается папе Либерию, понтификат которого — 352—366 — приходится именно на означенный период. Северная Африка, один из величайших оплотов византийской культуры, стала местом творчества великих христианских проповедников и богословов, которые не обошли своим вниманием и рассматриваемый праздник. Оптат Милевийский Нумидия произнес 25 декабря 362 или 363 года проповедь на Рождество — самую раннюю из известных рождественских слов. По блаженному Августину, епископу Иппонскому, 25 декабря — исторический день рождения Христа, избранный Самим Христом, имеющий богооткровенное происхождение. Хотя североафриканская традиция празднования Рождества могла появиться, скорее всего, под влиянием латинской, сама римская практика оказывается отчетливо представленной только в рождественских проповедях святителя Льва Великого, папы Римского, — веком позднее. В то же самое время праздник Богоявления, отмечавшийся 6 января, означал для папы Льва еще не Крещение Господне, а поклонение волхвов, являющее откровение Бога язычникам — так же, как и для блаженного Августина.
Оно было органичным завершением праздничного периода, который начинался 25 декабря. Миниатюра Особо следует сказать о совпадении празднования и попразднования Рождества Христова, отмечавшегося в декабре, с языческим праздником солнца и со связанными с ним римскими январскими календами. Подобно тому, как январский день Богоявления 6 января «совпал» по времени с аналогичным праздником гностиков, так и декабрьский день Рождества 25 декабря отмечался в одно время с римскими языческими торжествами. Данное сопоставление Рождества Христова и солнца, особенно тогда, когда Рождество стало устойчиво праздноваться 25 декабря, на третий день после зимнего солнцестояния 22 декабря , явилось своеобразным ответом-вызовом христиан на языческое празднование в честь непобедимого солнца sol invictus , введенное в Риме по указу императора Аврелиана в 274 году. Интересны в связи с вышесказанным размышления М. Скабаллановича: «Языческий римский культ с особенной торжественностью чествовал зимний солнцеповорот, но не в тот день, когда он происходил 8—9 декабря , а в те дни, когда он становился для всех ощутимым, именно в конце декабря. Праздник в честь этого солнцеповорота назывался днем Непобедимого dies Invicti , то есть днем непобедимого солнца, солнца, которого не смогла одолеть зима и которое с этого времени идет к весне. В одном римском календаре IV века именно 25 декабря показан этот языческий праздник. Приурочен он к этому именно дню, может быть, потому, что 18—23 декабря в римском культе посвящено было чествованию бога Сатурна, пожиравшему своих детей, — чествованию, потому носившему мрачный характер. Вышесказанное можно предварительно резюмировать следующим образом: празднование 6 января хорошо соотносилось с важнейшими событиями мировой истории — с творением мира и с Пасхой.
Подобно тому, как ветхий Адам был сотворен в шестой день, так и Христос — новый Адам — в шестой день открывает Свое Божество после крещения во Иордане или в момент пришествия Богомладенца в мир. Указанные хронологические метки органично вписываются в систему византийских новолетий: 1 января, 1 марта, 1 сентября. Наиболее торжественно отмечались январские календы 1 января — через несколько дней после языческого праздника солнца. Означенное новолетие праздновалось в Византии не только язычниками, но и христианами. Начало времени, годового цикла, которое могло связываться с началом мира, с днем творения, в то же самое время оказывалось тождественным времени пришествия в мир Спасителя, Солнца правды, Христа. Конечно, этот праздник был народным, не без элементов языческих торжеств. Несомненно, что к римским календам восходят рождественские колядки. Праздник Рождества Христова, отмечавшийся 25 декабря, оказался столь убедительным и важным, что в течение IV—V веков он был принят повсеместно не только на Западе, но и на Востоке, включая самые отдаленные страны — Сирию и Армению. Андрей Рублев. Рождестиво Христово Проповеди святителей Григория Богослова и Григория Нисского на два отдельных праздника Рождества и Крещения подтверждают появление данных праздников в Константинопольской Церкви.
Так, Григорий Богослов произнес два слова: 25 декабря 380 года — на Рождество и 6 января 381 года — на Крещение. Разделение праздников Рождества и Крещения, утвержденное им в Константинопольской Церкви, впоследствии подтверждается в проповеди святителя Прокла Константинопольского 434—446. В 386—388 годах святитель Иоанн Златоуст произносил проповеди, посвященные празднику Богоявления. В одной из них, сказанной 20 декабря 386 или 387, или 388 года, приготавливая народ к празднику Рождества, святитель назвал его «самым почитаемым и священным из всех праздников».
Все дело в том, что есть два календаря Юлианский и Григорианский.
Юлианский календарь был введен в 46 году до н. А все христиане начали им пользоваться в 325 году н. Этот календарь округляет год до 366 суток, хотя астрономически солнечный год длится 365 суток, 5 часов, 48 минут и 6 секунд.
Рождество Христово
Народные приметы на 7 января 2023 года: что нельзя делать в Рождество Христово - МК Улан-Удэ | Какого числа отмечают Рождество Христово. Рождество принято отмечать в ночь с 6 на 7 января, что по старому юлианскому календарю соответствует 25 декабря — его до сих пор придерживается в богослужении Русская Православная Церковь. |
Правильно ли называть Рождество 25 декабря католическим? | 7 января Рождество помимо Русской православной церкви отмечают православные из Иерусалима, Грузии, Сербии, Польши, а также Украинская грекокатолическая церковь и старообрядцы. |
Почему большинство христиан мира празднует Рождество не 7 января?
Поэтому, например, Рождество Христово по календарному исчислению — 25 декабря, а соответствует оно дате 7 января по современному (григорианскому) календарю. Почему во всем мире Рождество отмечают 25 декабря, а в России 7 января? Поэтому, например, Рождество Христово по календарному исчислению — 25 декабря, а соответствует оно дате 7 января по современному календарю — и отмечать Рождество православным нужно именно 7 января. Рождество отмечают как 25 декабря, так и 7 января. Поэтому в России Рождество Христова отмечается 7 января. В 1918 году Советская Россия перешла на Григорианский календарь, но Русская православная церковь продолжает использовать Юлианский календарь для религиозных праздников, включая Рождество.
ПОЧЕМУ ОДНИ ХРИСТИАНЕ ОТМЕЧАЮТ РОЖДЕСТВО 25 ДЕКАБРЯ, А ДРУГИЕ 7 ЯНВАРЯ?
Русская Православная Церковь осталась верна Юлианскому календарю, поэтому Рождество мы празднуют именно 7 января. Католики и протестанты отмечают Рождество по Григорианскому календарю, как и ряд православных Церквей за рубежом. Почему православное Рождество Христово празднуется 7 января. Почему Рождество Христово принято отмечать 25 декабря и 7 января, хотя в библейском Новом Завете нет упоминания никакой даты?
Рождество Христово: главные традиции великого праздника
Поэтому старались соблюдать традиции и не гневить Господа. Сегодня эти приметы многим покажутся странными, но раньше они были тесно связаны с религиозной жизнью общества и имели глубокий смысл. Верующему человеку нельзя есть до первой звезды на вечернем небе Не следует садиться за праздничный стол в черной или темной одежде. Наряды предпочтительнее белого цвета Нельзя заниматься уборкой и выносить сор из избы — в прямом и переносном смысле. Порядок в доме следует навести заранее. Иначе с мусором в этот день можно из дома вынести и удачу.
Ну, а скандалы и ругань в этот день — не просто плохая примета, а большой грех Другая дурная примета — не приветить в этот день гостя, закрыть перед ним дверь. Ответ был таков: «О лучший из царей, так как ты хочешь слушать, Я полностью опишу тебе славу Сапхала Экадаши. Я не так доволен жертвоприношениями или пожертвованиями, как соблюдением полного поста в этот день.
Это слово происходит от славянского «сочево», которое означает крупу, ячмень, из которой приготавливается традиционное рождественское блюдо кутья. Именно каша с сухофруктами или сладостями возглавляет праздничный стол, неизменно в соответствии древнему обычаю. В сочельник лучше всего находиться в храме, воздержаться от еды и молиться, раскаиваясь во всех своих прегрешениях.
И именно в этот день начинается празднование Рождества Христова, когда в небе начинает сиять яркая и величественная вифлиемская звезда. Тогда православные христиане собираются со столом и с радостью, торжественностью разговляются, отмечая великое событие. Почему на стол ставят сочиво или кутью что это такое Сочиво или кутья — это традиционное Рождественское блюдо, изготавливаемое из пшена или риса. Раньше использовались и другие крупы, но в современном мире сложно представить себе просяную или полбяную кашу. Почему именно кутья, доподлинно неизвестно. Но скорее всего данная традиция связана с сытностью и дешевизной блюда, чтобы можно было накормить большое количество людей.
А также с тем, что сочиво предназначалось преимущественно для того, чтобы накормить бедных и уважить стариков. А кашу легко прожевать и переварить как детям, так и взрослым. У каждой хозяйки свой рецепт кутьи. Но самым простым способом приготовления является замачивание крупы на ночь. Наутро в готовую кашу добавляют фрукты, цукаты, сладости, изюм или курагу по вкусу. Как правило, кутья готовится без использования соли и сахара.
Приметы на Рождество Рождество окутано целым ворохом примет, пришедших к нам от наших предков. Так, считается что в сочельник необходимо устраивать гадания, загадывать желания и делать простые и безобидные обряды. Наши предки верили, что все запрошенное в канун Рождества непременно сбудется, а все гадания будут верными и прозорливыми. Существуют приметы, связанные с загадыванием желаний, которые известны на протяжении нескольких сотен лет: Чтобы желание непременно сбылось, нужно попросить на Рождество то, чего хочешь ровным счетом 77 раз. Ровно в три часа ночи, то что попросишь у Иисуса Христа, то обязательно исполнится. Также существуют приметы, связанные с гостями на Рождество: Если первым в дом зайдет пьяница, то весь год хозяев ждут ссоры и распри.
Мальчик, который первый перешагнет порог дома на Рождество, принесет с собой благополучие на все 12 месяцев. А старик или старушка — верное свидетельство, что хозяев ждет долгая жизнь. Если в гости первой пожалует женщина, значит год хозяева проведут в сплетнях и интригах. Нищий принесет с собой нужду. А если заявится большая компания — это верный признак скорого богатства. Животные в Рождественскую ночь также имеют сакральное значение: Если птица стучит в окно в священный праздник — это верный признак скорого счастья и добрых вестей.
Кот, сидящий рядом с хозяевами на протяжении торжества — отгоняет смерть. Помимо всех вышеперечисленных примет, главной является почтение к старикам.
Следом песнь Симеона Богоприимца. И, наконец, поется ирмос - заголовок Рождественского канона. Всего в каноне девять песен.
Начало девятой песни связывает Ветхий Зовет с Новым Заветом. Так, перед Рождеством поститься следует 40 дней, забыв про телевизор, трапезы и прочие искусы. По строгим церковным канонам любой посмотревший новогоднюю программу развлечений, сходивший на ёлку или открывший бутылку шампанского должен подумать, достоин ли он Причастия на этот праздник. Поэтому это особое время лучше посветить отдыху от праздничной суеты. Никуда не спешить, ни на что не отвлекаться внутри домашней тишины.
Хорошо если в каждый из предрождественских дней потихоньку делать поделки вместе с детьми. Подготовка праздничного вертепа, вифлеемской звезды и пряников под силу и двухлетним малышам. Пока вы вместе делаете что-то руками, можно наглядно и осязательно рассказывать детям о пришествии в мир Спасителя. Вместе с ними осмыслить ветхозаветные прообразы Рождества. Именно дети возвращают нам то ощущение праздника, которое порой под грузом лет ощущается утерянным.
Во многом причина этому груз наших грехов. Часто священнослужители напоминают прихожанам о недопустимости обращений к языческим обрядам, гадалкам, и астрологам. Понятно, что такое желание порой рождается из-за страха перед будущим, но не случайно Господь открывает будущее исключительно святым праведникам. Несмотря на то, что волхвы в древнерусской традиции были служителями дохристианских языческих культов, Спаситель все же указал им свет истинного пути тоже совершенно не случайно, ведь он пришел не к одному народу, а ко всем людям, поэтому появление волхвов и выбор их подарков говорит о том, что они не были лишены прозорливости. Они хранятся на горе Афон в монастыре святого Павла.
Те самые золото, ладан и смирно. В афонский монастырь св. В январе 2014 года святыня была доступна для поклонения в Москве, куда она была доставлена с горы Афон прямо к рождественской службе, при этом реликвия впервые покинула стены обители.
Как же 25 декабря превратилось в 7 января Изначально в России его праздновали так же, как и во всем мире — 25 числа. С одной лишь разницей: с 1582 года Европа жила по своему календарю григорианскому , а Россия — по более старому юлианскому. Иными словами, 25 декабря в Европе и 25 декабря в России — это разные дни. И к 1918 году разница эта составляла целых 13 дней! После революции было принято решение все же прейти на григорианский календарь, но Русская православная церковь отказалась осуществлять этот переход, и Рождество продолжили отмечать 25 декабря с уточнением «по старому стилю», что соответствовало 7 января «по новому стилю».
Почему Рождество в России отмечают 7 января, а не 25 декабря?
Лайф выяснял, почему этот праздник настолько популярен в России, каковы его особенности и почему Рождество принято отмечать именно 7 января. 7 января православные верующие отмечают Рождество – один из главных христианских праздников, установленный в честь рождения Иисуса Христа. Рождеству предшествует 40-дневный пост. Какого числа отмечают Рождество Христово. Рождество принято отмечать в ночь с 6 на 7 января, что по старому юлианскому календарю соответствует 25 декабря — его до сих пор придерживается в богослужении Русская Православная Церковь.
Почему Рождество в России отмечают 7 января, а не 25 декабря?
Почему, к примеру, в России Рождество Христово празднуют 7 января, а не 25 декабря, как в Европе и других странах. С чем это связано. Почему большинство христиан мира празднует Рождество не 7 января? 25 декабря, а православные - 7 января. На Руси Рождество стали отмечать после введения христианства - в Х веке, и с тех времен этот праздник начинался в ночь на 25 декабря. Почему Рождество 7 января называют православным. В современной православной церкви Рождество Иисуса Христа отмечается дважды — 25 декабря и 7 января. Почему Рождество Христово принято отмечать 25 декабря и 7 января, хотя в библейском Новом Завете нет упоминания никакой даты?