Новости первый человек на луне ссср

Макет советской станции "Луна-9" в павильоне "Космос" ВДНХ СССР. /. С четвертой попытки СССР запустили станцию «Луна-1» – она стала первым космическим кораблем, покинувшим земную орбиту (но, правда, пролетела мимо Луны). Дескать, оттого все советские граждане — от дворника до Генсека не сомневался, что высадки американцев на Луну состоялись. Советская лунная программа зарождалась в условиях космической гонки между СССР и США. В то время как Соединенные Штаты развивали программу "Аполлон" по высадке человека на Луну, Советский Союз воплощал собственную программу по освоению спутника. Каково первым из людей увидеть поверхность Венеры, почему СССР не отправил зонд к Юпитеру и что помешало нашим космонавтам высадиться на Луну — «» поговорила с советским исследователем космоса академиком Михаилом Маровым.

История первого полета на Луну

Первый визит Армстронга в СССР. Валентина Терешкова дарит ему значок о посещении Звёздного городка, июнь 1970 г. Фото: РИА Новости/ Рудольф Кучеров. Главная → Публикации → Новости. Но первым человеком, ступившим на поверхность Луны, в 1969-м был Нил Армстронг (США) — этим ознаменовался успех космической программы «Аполлон». Кто отправил дважды героя Советского Союза на Луну вместе с американцами в составе экспедиции «Аполлон-20»? В ходе миссии «Союза-8» Гагариным на Луну была так же доставлена урна с частицей праха Сергея Королёва, который, таким образом, стал первым человеком, захороненным за пределами Земли.

Одна из самых важных телетрансляций в истории, которую пропустило ТВ СССР

Данные двигатели работали на керосине. Вторая ступень состояла из 5 водородных двигателей J-2 тягой в 91 тонну. В качестве окислителя на обоих типах двигателей использовался кислород. США удалось обеспечить слаженную работу гигантских корпораций, до этого жёстко конкурировавших между собой. Все двигатели американской ракеты были многоразовыми и перед монтажом на ракету проходили двукратные огневые испытания, а потом испытывались проходила и собранная из них ступень. Большая часть прочих систем ракеты также проходила отработку на земле. Всё это потребовало строительства адски дорогостоящих стендовых комплексов.

Как уже говорилось выше, изначально он создавался вовсе не для обеспечения полётов к Луне, а для строительства огромной орбитальной станции, а также для вывода на орбиту модулей т. Будущая ракета получила обозначение Н-1. При этом, в конкурирующих КБ Королёва и Челомея велось создание и своих кораблей и посадочных модулей для полёта на Луну. Глушко настаивал на создании двигателя, использующего в качестве топлива несимметричный диметилгидразин т. Проблемы с Н-1 начались ещё на чёртёжной доске, и при её проектировании было допущено огромное количество ошибок. Более того, ракета изначально была рассчитана на выведение на низкую орбиту полезной нагрузки в 75 тонн при стартовой массе в 2200 тонн, что было недостаточно для полёта к Луне.

В итоге, для полёта к Луне создавалась уже модифицированная ракета Н-1Ф с массой выводимой на НОО полезной нагрузки в 90 тонн. Главной бедой Н-1, которая по сути её и погубила в итоге, стала двигательная установка. В ОКБ Кузнецова не удалось создать двигатель требуемой тяги для ракеты подобного класса.

УР-500 на старте Положению Челомея угрожала позиция министра обороны маршала Устинова — с ним у конструктора были крайне напряженные отношения, следствием которых были постоянные попытки Устинова закрыть программу УР-500К — ЛК-1. Спас Челомея лишь успешный полет «Зонда-5» 8—14 марта 1967 года, в ходе которого беспилотный аппарат, выведенный на орбиту его «Протоном», впервые не только облетел Луну, но и благополучно вернулся на Землю — первыми живыми существами на окололунной орбите стали две средиземноморские черепахи. Не смотря на то, что «Зонд» совершил посадку в водах Индийского океана и едва не был перехвачен американским судном, успех его миссии дал старт пилотируемым полетам по программе «Союз»: 28—29 апреля в космосе побывали Павел Попович и Виталий Севастьянов на корабле «Союз-1», 1—12 сентября — Валерий Волошин и Юрий Артюхин на «Союзе-2», проведя испытания нового корабля на высокоэллиптической орбите, а 12 октября со своего поста был снят Устинов и на его место назначен маршал Якубовский, гораздо более лояльный к Челомею. Старт «Союзу-3», экипажу которого предстояло впервые облететь Луну, был дан 23 декабря в 12 часов 37 минут по московскому времени и был, отчасти, приурочен к 7-й годовщине полета Гагарина: через час отработала последняя ступень и аппарат начал полет к Луне. Быковский и Рукавишников поддерживали радиосвязь с Землей, вели фотографирование планеты, а при облете Луны — и ее поверхности. Благодаря тому, что переговоры космонавтов с Байконуром были перехвачены обсерваторией Джодрелл-Бэнк в Великобритании, о полете «Союза-3» узнали во всем мире.

По замыслу Челомея, при старте от Луны к Земле кораблю не требовалось дополнительно включать двигатели — полет продолжался исключительно за счет использования лунной гравитации. При этом от космонавтов не требовалось гасить скорость на околоземной орбите, т. В ходе полета «Союза-3» возникла серьезная проблема из-за отказа датчика ориентации при облете Луны — пилотам пришлось в ручном режиме корректировать положение корабля, чтобы не повиснуть на окололунной орбите, но, тем не менее, миссия окончилась успешно — 30 декабря в 7:03 возвращаемый аппарат совершил посадку к северо-востоку от города Гурьев. Для советского руководства этот успех стал желанной возможностью продемонстрировать, что СССР по прежнему остается лидером в космосе. Валерий Быковский — командир корабля «Союз-3» Николай Рукавишников — бортинженер корабля «Союз-3» «Восход Земли» — фотография «Союза-3» Первая сверхтяжелая ракета Пилотируемый облет Луны стал для НАСА шоком — получалось, что полеты «Аполлонов» еще не начинались, а советы уже практически высадились на лунной поверхности, в связи с чем администрация президента Скрэнтона даже подумывала полностью отказаться от дорогостоящей космической программы. По расчетам Вашингтона, уже в мае—июне 1968 года советский космонавт должен был высадится на Луну, однако прошел год, но никаких известий о высадке не было. Ни в 1967, ни в 1968 году СССР так и не отправил пилотируемую миссию на Луну, что дало американцам надежду на победу в гонке. Неверная оценка НАСА базировалась на, собственно, американской же лунной программе, согласно которой облет Луны никогда не был самостоятельной целью и лишь предварял высадку на ее поверхности. В то же время, в Советском Союзе над этими двумя задачами до 1966 года работали два различных коллектива, из-за чего на момент, когда облет Луны уже был осуществлен, высадке на нее еще только предстояло стать реальностью.

Королёв приступил к разработке собственной ракеты-носителя Н-1 для лунной миссии примерно в одно время с Челомеем — летом 1960 года, однако практически сразу у него произошел конфликт с главный конструктором ракетных двигателей Валентином Глушко, который вместе со своим ОКБ-456 перешел на сторону его конкурентов. Видя, что работы над Н-1 затягиваются, свои проекты ракеты для полета на Луну предложили так же Янгель и Челомей. Последний хотел на основе УР-500 создать сверхтяжелую ракету УР-700 с грузоподъемностью до 225 т, стоимость которой была значительно меньше, чем у королёвской Н-1. Проект Челомея поддержал Глушко, пообещавший разработать двигатель для новой ракеты. Валентин Глушко — основоположник ракетного двигателестроения Глушко предложил в качестве топлива для нового двигателя РД-270, работы над которым начались 26 июня 1962 года, недавно синтезированный гептил [4] , работающий в паре с азотным тетроксидом АТ , благодаря чему такой двигатель был конструктивно проще других ЖРД [5]. Единственным его серьезным минусом была дороговизна компонентов топлива и их неэкологичность. Тем не менее, на стороне Челомея и Глушко на коллегии Минобщемаша выступил академик Келдыш, благодаря чему было получено добро на дальнейшую разработку двигателя РД-270, а, впоследствии, и ракеты УР-700. Задач подобного масштаба советская космонавтика до того еще не ставила — не смотря на то, что Челомей рассчитывал завершить проектирование ракеты-носителя за 4 года, после чего в 1965—1966 годах должны были состояться первые тестовые запуски, реально к моменту смерти Королёва проект так и не обрел материальное воплощение. Потребовалось сворачивание работ над ракетой Н-1, отмена запланированных запусков по программе «Восход» и объединение усилий сразу нескольких КБ, чтобы 27 июля 1967 года — вскоре после полета «Союза-1» — состоялся первый тестовый запуск прототипа будущего космического корабля ЛК-700.

В чистом голубом небе хорошо было видно отделение первой ступени. Все три ступени ракеты сработали нормально, и в целом пуск прошел отлично: лунный корабль был успешно выведен на орбиту... Только четвертый и пятый запуски, осуществленные, соответственно, 2 января и 10 марта 1968 года, закончились облетом спутника и, не смотря на то, что один из возвращаемых аппаратов из-за сбоя в системе навигации был подорван, чтобы избежать попадания на территорию иностранного государства, были признаны успешными, после чего начались испытания лунного корабля с космонавтами на борту. Лунный корабль Челомея принципиально отличался от разрабатываемого в ОКБ-1 проекта корабля «Союз 7К-ЛОК» — если по замыслу Королёва космонавт на окололунной орбите должен был через открытый космос перебираться из кабины в спускаемый аппарат, который бы доставил его на поверхность Луны, а после возвращения на орбиту точно так же возвращаться на корабль, то ЛК-700 был рассчитан на старт непосредственно с поверхности Луны, в связи с чем его называли не «спускаемым» а «возвращаемым». Многим такое решение казалось чрезвычайно смелым, однако оно позволяло значительно снизить риск гибели космонавта. Ракета УР-700 7 мая «Союз-4» вышел на околоземную орбиту — фактически, это был уже совершенно иной по конструкции корабль, чем предыдущие «Союзы», однако из-за того, что они относились к одной серии ЛК, старое название продолжало использоваться. Его командиром был Владимир Комаров, для которого этот полет стал вторым в карьере, а бортинженером — Пётр Колодин. Полет продолжался 4 дня — космонавты успешно проверили работу всех систем, а Колодин дважды вышел в открытый космос, однако при посадке отказала автоматика и Комарову пришлось сажать корабль в ручном режиме. По счастью, посадка прошла удачно — опыт Комарова позволил сохранить жизнь экипажу, не смотря на то, что «Союз-4» сел в нерасчетной точке.

Успех миссии убедил Челомея в возможности переноса испытаний с околоземной орбиты на окололунную.

Межпланетная станция достигла Луны через сутки полёта и совершила «жёсткую посадку» на её поверхности — на огромной скорости воткнулась в поверхность спутника Земли. При этом в район Моря Ясности, между кратерами Аристилл, Архимед и Автолик, были доставлены два шаровых вымпела, составленных на манер футбольного мяча пятиугольными пластинами из нержавеющей стали с изображением герба Советского Союза и надписями «СССР» с одной стороны и «СССР. Сентябрь 1959» — с другой. Аппарат «Луна-2» не имел собственных двигателей для коррекции траектории.

Евпаторийский НИП-16 должен был связаться со спускаемым аппаратом в 21 час 33 минуты. Вскоре выяснилось, что плавучий НИП-10 начал прием информации от космического корабля и осевая перегрузка достигла 20 единиц. Если «Ристна» подтвердила очень высокую даже для баллистического спуска перегрузку 20 единиц, значит, должна была сработать АПО — система аварийного подрыва объекта! Система была взведена на случай посадки на территории Африки или Турции. Кстати, именно он должен был не позже июня 1969 года стать первым в мире человеком, высадившимся на Луну на посадочном корабле «Лунник-1», а на лунной орбите его должен был ожидать Олег Макаров на борту очередного «Лунолета» — замечание автора этой повести.

Когда Леонов узнал, что перегрузки достигли 20 единиц, он сказал, что советские космонавты и не такое выдержат, если, конечно, «вы нас не подорвете»... По дороге с командного пункта к гостиницам Чертока и его коллег остановил все тот же Алексей Леонов, напомнив, что Юрий Гагарин решил отпраздновать свое 34-летие и очень просит Чертока и других конструкторов и управленцев зайти в столовую. Все столы уже были накрыты и сервированы в ожидании гостей. В столовой собрались все космонавты, зачисленные в команду облета Луны. Сам Юра был несколько смущен своей затеей, улыбался, просил прощения, что отнимает у нас драгоценные часы сна, и приглашал отметить возвращение к Земле впервые со второй космической скоростью. Все участники застолья выпили за здоровье первого космонавта, за блестящую защиту диплома и окончание «Жуковки» Высшей Военно-Воздушной Инженерной Академии имени Н. Руководитель Лунного отряда оптимист Леонов пытался доказать, что «это еще не гибель». Каманин возмущался: - Зачем взрывать аппарат, даже если он идет на Африку. Мы бы проверили парашютную систему. В конце концов, мы нашли бы аппарат и многое поняли.

Каманин позвонил Тюлину и Мишину, угрожая, что для следующего пуска официально потребует заблокировать систему АПО, независимо от района приземления. Но идеологические чиновники в ЦК считали, что ни единый винтик не должен попасть за кордон. Не потому, что по осколкам можно было раскрыть некие технические секреты, а потому, что сам факт аварии не должен быть известен. Столь длинная аж на полторы страницы! Просто еще раз хотелось в очередной раз уличить тогдашний официоз СССР не предельно честного Чертока, а именно официоз во лжи. Хотя по официальным данным, «Зонд-4» вышел на гелиоцентрическую орбиту и на Землю не возвращался, на самом деле его взорвали по причине нерасчетной траектории возвращения на родную планету. Итак, все происходило далеко не так, как гласили официальные сообщения в далеком уже 1968 году. Но вполне возможно, что даже всеведущий Черток не знал всей правды о «Зонде-4». И не исключено, что даже самые кропотливые и всезнающие российские и зарубежные исследователи истории советской космонавтики знали об этом полете далеко не всё. Если это действительно так, то попробуем восстановить почти абсурдную ситуацию, как если бы она имела место в параллельной реальности.

Нет, мы не будем восстанавливать полубезумную идею ряда мифотворцев, что якобы Юрий Гагарин и Владимир Серегин не разбились 27 марта 1968 года на самолете УТИ-МиГ-15, а погибли на 18 дней раньше во время полета вокруг Луны. Согласно утверждению создателей этого мифа, скрыть гибель первого космонавта в ходе полета «Зонда-4» было невозможно, поэтому советским властям пришлось инсценировать аварию самолета, который пилотировали два летчика-испытателя, катапультировавшиеся из машины незадолго до ее падения. На Западе до настоящего дня ходят слухи, что на борту «Зонда-4» все-таки находился экипаж в составе двух человек. На Западе даже слышали переговоры экипажа с Землей. Но и эту версию следует отвергнуть. На самом деле все бортовые линии звуковой радиосвязи были отключены. А связь с группой управления и земными НИП-ами с использованием «Зонда-4» в качестве ретранслятора осуществляли члены экипажа будущей лунной облетной экспедиции Павел Попович и Виталий Севастьянов, находившиеся в специальном бункере в Евпатории. Однако предлагаемая нами лунная версия еще более безумна и гораздо менее правдоподобна, чем все выше упомянутые мифы, включая те, которые имели хождение на Западе. Несмотря на это, она все-таки имеет право на существование в качестве варианта развития по одному из вариантов развилки так называемой альтернативной, или крипто-истории. Эта безумная версия действительно вдохновлена всей историей тоталитарного Советского Союза, хотя и абсолютно не соответствует героической эпопее с космическим кораблем «Заря» так должен был, согласно некоторым сведениям, называться «Зонд» в пилотируемых облетах Луны , рассказанной в художественной повести писателя Геннадия Семенихина «Лунный вариант».

Скорее, она близка к версии, вскользь упомянутой испытателем космической техники Иосифом Викторовичем Давыдовым в его книге «Триумф и трагедия советской космонавтики», изданной в 1998 году. Предлагаем вашему вниманию авторскую сюрреалистическую версию событий, связанных с полетом «Зонда-4». Пролог Постараемся там, где возможно, основываться на реальных документах и фактах. В этом и состоит главная задача постсоциалистического сюрреализма — течения в литературе, развиваемого Виктором Пелевиным. Согласно раскрытой сейчас документации знаменитой королевской фирмы в подмосковных Подлипках той самой фирмы, которая именуется ныне НПО «Энергия» , летно-конструкторские испытания корабля «Л-1» начались 10 марта 1967 года. То есть всего за полтора месяца до трагической гибели Владимира Комарова на «Союзе-1» - корабле, в ходе полета которого должны были проверяться средства стыковки двух пилотируемых космических кораблей без подобной стыковки советская пилотируемая экспедиция на Луну была неосуществима «Союза-1» и «Союза-2». Последние двое должны были после стыковки перейти в комаровский «Союз» через открытый космос для проверки работы лунного скафандра «Кречет». Эта история впервые была описана в газете «Поиск» в 1987 году, к 20-ой годовщине гибели Комарова. Из-за неполадок, возникших на «Союзе-1» сразу же после старта, запуск второго корабля был отменен что спасло Елисеева и Хрунова от неизбежной гибели после пересадки в «Союз-1» , а испытания лунного скафандра прошли в январе 1969 года, в ходе полета «Союза-4» и «Союза-5» - кораблей, пилотируемых Владимиром Шаталовым и Борисом Волыновым. Вскоре после орбитальной стыковки должны были состояться полеты к Луне, но...

Запуски кораблей для облета Луны должны были осуществляться ракетой-носителем «УР500К» более известной как «Протон» с разгонным блоком «Д». Целью запуска первого, упрощенного варианта корабля «Л-1», получившего тассовское название «Космос-146», было испытание блока «Д». Первое включение блока «Д» для довыведения корабля на орбиту Земли прошло успешно, однако из-за неполадок в системе управления блоком второе включение привело к отклонению корабля от расчетной траектории. Апогей был повышен, однако перигей понизился, и корабль на второй день полета затормозился и вошел в атмосферу. Второй корабль «Л-1» стартовал 8 апреля 1967 года, но направить его к Луне не удалось. На этот раз из-за отказа в системе управления произошел досрочный сброс блоков малых двигателей, обеспечивающих запуск ДУ блока «Д» и он остался на орбите ИСЗ под названием «Космос-154». В западные энциклопедии космонавтики оба эти полета попали как испытания космического корабля «Союз». Впрочем, «Союз» изначально и создавался для облета Луны, а не для выполнения тех грандиозных программ, которые ему пришлось впоследствии выполнять на околоземной орбите. А именно - в качестве корабля снабжения для орбитальных станций «Салют», «Мир» и «Альфа» или «Фридом», как изначально американцы хотели окрестить Международную космическую станцию , а также вообще единственного советского и российского пилотируемого космического корабля в весьма длительный промежуток времени между 1967 и 2017 годами... Глава 1.

И вот тогда же, весной 1967 года, кто-то из разработчиков бросил мысль, что если бы на борту «Л-1» были бы космонавты, то они смогли бы вручную запустить двигатель и полететь к Луне. Мало кто поверил столь безумному предположению, поскольку двигатели блока «Д» относятся к системе «Протон» и с борта «Л-1» никак управляться не могут, не говоря уже об их запуске... Но мысль о возможности полетов советских космонавтов вокруг Луны была все-таки изречена, и закрутилась та самая машина, о которой писал Кафка в своем «Процессе». И начали торопить Мишина, наследника Королева, и всю его компанию. Закрутилась машина в самых верхах, сначала в Политбюро, а затем - в органах госбезопасности. Конечно, посылать настоящих космонавтов в космос на плохо испытанных «Л-1» было жалко, хотя кое-кто из них был готов отдать жизнь во имя науки, как это сделал Комаров, прекрасно знавший, что летит на верную гибель. Но в лагерях необъятного ГУЛАГа даже в середине шестидесятых годов по различным политическим статьям сидело еще немало неплохих инженеров, которых вполне можно было использовать в качестве подопытных кроликов, то есть космонавтов, не объявляя на весь о том, что испытательные полеты были пилотируемыми... И вот, в самом начале мая 1967 года, когда весь Союз дружно смеялся в кинотеатрах над незадачливыми персонажами прекрасной комедии Гайдая «Кавказская пленница», в лагеря особо строгого режима стали приезжать специалисты по авиакосмической медицине. Им предстояло отобрать группу зэков для осуществления испытательных полетов к Луне. Причем надо было выбирать сразу, без отсева на уровне «один к двадцати или даже к пятидесяти» в московском госпитале, как это происходило при отборе большинства космонавтов военных и гражданских наборов.

Ибо зэки — это люди особого рода, и подписку о неразглашении государственных тайн с них взять почти невозможно. А военную клятву многие из них никогда не приносили... Врачи даже не знали, как преподнести зэкам то, что их отправят в Москву для проведения специальной подготовки. Один из отобранных, заключенный Гаврилов, рассмеялся, предположив, что зэков хотят использовать в качестве Белки и Стрелки, то есть подопытных собачек. Он даже не представлял тогда, насколько он был близок к истине... Короче, исходя из внешних данных и по заключениям лагерных врачей, были почти наугад отобраны шесть человек: Андрей Скляров, Василий Пономаренко, Степан Гаврилов, Григорий Резниченков, Тимофей Молодцов и Равиль Габдуллаев. Все они были из разных лагерей, и встретились впервые только в Москве, когда находились в авиационном госпитале перед тем, как приступить к самой необычной в истории мировой космонавтики подготовке к полету. Глава 2. В московском госпитале уже в июне 1967 года выяснилось, что Гаврилов и Резниченков не подходят на роль кандидатов в космонавты-зэки по медицинским показателям. У Резниченкова оказался застарелый гастрит, на который в лагере никто не обращал никакого внимания.

Врачи в госпитале попытались этот гастрит вылечить, но он оказался столь застарелым, что решительно не подавался никакому терапевтическому лечению. А резать желудок по поводу гастрита у госпитальных врачей руки почему-то не поднялись... А зря... К тому же в КГБ заподозрили, что Резниченков был когда-то Резниковым, а запускать еврея в космос было как-го неуместно. Тем более, что в КГБ знали о том, что у космонавта Волынова мать зовут Евгенией Израилевной, и этот козырь можно было использовать в борьбе с сионистской пропагандой, особенно распустившейся сразу после шестидневной войны 1967 года, проходившей как раз во время отбора космонавтов-зэков. А еврей-зэк мог каким-то неведомым образом выжить даже в ситуации, когда никаких шансов на это у него не могло даже и сохраняться. У Гаврилова же, согласно данным детального рентгеновского исследования позвоночника, оказалось предрасположение к шейному радикулиту, точнее — к остеохондрозу. Так что после перегрузок во время подготовки и старта эта болячка могла разыграться не на шутку, и от больного человека можно было получить после возвращения из окололунного пространства гораздо меньше информации, чем от здорового бугая. Пришлось медикам поставить красный свет на пути Гаврилова и Резниченкова к космосу, то есть не допустить их к специальной подготовке. А специальные товарищи отправили несостоявшихся космонавтов в лагеря, причем совсем не в те лагеря, откуда их брали.

Но на этом этапе — этапе отбора - зэкам еще не довелось узнать, что их собираются готовить по программе космонавтов, хотя Гаврилов успел заподозрить что-то неладное в том, как тщательно его обследовали врачи... Этот Гаврилов пару раз пытался вякнуть новым солагерникам о том, что из него хотели было сделать подопытную собачку, но на него тут же донесли. Начальник лагеря предупредил его, что за подобные провокационные разговоры, порочащие советскую власть, Гаврилов имеет шанс получить дополнительный срок и никогда больше не покинуть стен лагеря. Пришлось Гаврилову заткнуться, ибо он был достаточно умудрен опытом жизни в советском обществе, чтобы бороться в такой ситуации против его основополагающих устоев. А потом Гаврилов все-таки хотел выйти из лагеря живым, и понял, что за свою болтливость он может не только «век свободы не видать», но и с самой жизнью распроститься... С тех пор Гаврилов делал все, чтобы забыть о днях медицинских проверок в госпитале. Умер он в конце 80-ых годов, уже в эпоху горбачевской перестройки, вскоре после того, как, наконец, стал свободным советским человеком, если советский человек вообще способен был стать свободным. Что касается его сотоварища по отсеву Григория Резниченкова, тоже не ставшего космонавтом-зэком, то у него на почве гастрита возник рак желудка, который лагерные врачи диагностировали на последней стадии, когда множественные метастазы уже поразили важнейшие органы. И хотя грубая, но сбалансированная лагерная пища, вообще говоря, не очень-то предрасполагает к возникновению рака, Резниченков протянул не очень долго и умер весной 1968 года, вскоре после полета «Зонда-4», о котором он так и не узнал. А остальная четверка приступила к подготовке.

Они готовились почти на всех тех тренажерах, на которых проходили подготовку и испытания настоящие космонавты. Для этого пришлось строить специальный тренажерный центр в одном из закрытых учреждений в самом сердце столицы, в районе метро «Сокол», там, где тренировались первые космонавты до сооружения Звездного городка. В этом центре было практически все — и центрифуга, и сурдокамера, и барокамера, и термокамера, и ренское колесо, и лопинги, и качели Хилова... Даже на самолетах их катали с целью отработки поведения в условиях невесомости. И так же постоянно дежурили врачи. Правда, на Черное море для отработки поведения в условиях приводнения их не возили а вдруг убегут с тренажера «Нептун» , но Черное море им заменили Аральским... В пустыню Каракумы их сбрасывали с парашютами и НЗ но без оружия , поскольку в людной местности парашюты могло отнести не туда, куда следовало. Да и пистолетов даже стартовых с собою не дали... С трудом удалось добиться получения ножей для защиты от змей и ядовитых насекомых. Мало ли для чего могли их использовать зэки, пусть даже сидевшие по политическим статьям.

Ножи зэкам дали тупые и короткие. Такими и консервную банку не вскроешь... И даже хлеб с трудом нарежешь... Испытания в пустыне были очень тяжелыми. Зэкам приходилось ползти под испепеляющими лучами июльского солнца, ибо никому не было ведомо, на когда может быть назначен их реальный полет и куда им придется приземляться по возвращении на родную Землю. Выбрасывали по две. Тяжело досталось Пономаренко и Склярову — жара, ядовитые змеи, скорпионы... И воды было очень мало. Когда иссякли силы у будущих космонавтов-зэков а тогда они еще не догадывались, какую судьбу им уготовила Софья Власьевна , они поползли по песку под палящими лучами. Ползли долго наверно, два или три часа — часы у зэков тоже отобрали перед выбросом с парашютами - на всякий случай , но были остановлены патрулем.

Ножи и прочее оружие бросить! Поскольку Пономаренко хорошо видел, что караульный появился не один, а в отдалении за ним стоит целый взвод автоматчиков, он попросил Склярова не сопротивляться и немедленно выполнить требование. Да и какое оружие у них могло быть? На одном из занятий осенью 1967 года космонавтам-зэкам, дали, наконец, понять, что их готовят к полету в космос, причем с выводом на очень высокую орбиту. Они долго не могли поверить этому, но однажды к ним пришел инженер, представившийся Петром свою фамилию он не назвал , и рассказал о космическом корабле «7К-Л1». Тогда зэки еще не видели фотографий «Союза» и им даже не сообщили, что «Зонд» - это модификация «Союза», на котором погиб Комаров, но без бытового отсека. Петр рассказал зэкам-космонавтам о компоновке «Зонда», состоящего из спускаемого аппарата и приборно-агрегатного отсека.

Были ли люди на Луне?

К началу 1970-х годов СССР собирался "обеспечить достаточно продолжительное пребывание космонавтов на Луне примерно 15—20 суток с тем, чтобы можно было провести необходимый объем работ по исследованию района посадки, приобретения опыта проведения человеком различных исследовательских работ и т. Искусственные спутники и автоматические станции были нужны для решения самостоятельных научных задач и обслуживания обитаемых станций. Эти средства "должны функционировать как во время пребывания экспедиций на Луне, так и между экспедициями, и создание их должно быть предусмотрено в начале 70-х годов", уточняется в отчете. В частности, спутники на орбите Луны могли создать карты, изучить строение и состав пород поверхности, обеспечить связь между удаленными базами. Часть этих задач должен был решить тяжелый спутник.

На поверхность Луны СССР хотел доставить передвижные, астрономические, гелиографические, геофизические и связные станции в 1972—1975 годах, причем вес фототелескопов мог достигать 580 кг, а диаметр планетных телескопов — от 500 мм до 1,5 м. Все это, убеждены авторы отчета, позволило бы исследовать планеты и их атмосферы, вести метеорологические исследования. По задумке, комплекс состоял из двух частей — посадочной в составе экипажа три человека и орбитальной экипаж — два человека. Выводить его на орбиту должна была ракета-носитель "Н-1".

Одна из главных задач для обеспечения жизнедеятельности лунных баз — транспортное сообщение. Она могла решиться с помощью многоразовых транспортных кораблей, которые смогли бы летать по трассе между орбитами около Луны, то есть "выполнять роль парома". Для полета на Землю, считают ученые, могли бы использоваться многоразовые "челночные корабли", с помощью которых можно было бы доставлять как грузы, так и членов экипажа. Реализованные миссии Первая автоматическая станция на естественный спутник Земли "Луна-1" была запущена 2 января 1959 года.

Однако из-за ошибки в циклограмме она не смогла достичь поверхности небесного тела.

Третья ступень придавала КК, состоящему из орбитального отсека с маршевым двигателем и лунной кабины, разделённой на посадочную и взлётную ступени, вторую космическую скорость. На космодроме вся эта конструкция вздымалась на высоту 110 м. Первый пилотируемый полёт по программе «Аполлон» состоялся в октябре 1968 года. Ширра — первым из людей трижды слетал в космос, Донн Ф. Эйзел, Р. Уолтер Каннингэм совершил 163 оборота вокруг Земли продолжительностью 260 часов, что превышало расчётный при полёте к Луне и обратно. Ловелл, для которого это был третий космический полёт, и Уильям А. Андерс отправился в первый в истории пилотируемый полёт к Луне. Вообще-то, сначала планировалась отработка экипажем всех элементов полёта к Луне на орбите ИСЗ, но лунный спускаемый аппарат лунная кабина ещё не был готов.

Поэтому было решено сначала совершить облёт Луны на орбитальном модуле. По некоторым сведениям, именно этот полёт стал решающим в замораживании руководством СССР собственной лунной программы: стало очевидным теперь уже наше отставание от американцев. Экипаж «Аполлона-9» Джемс А. Макдивитт, Дэвид Р. Скотт, Рассел Л. Швейкарт в марте 1969 года совершил на околоземной орбите все манёвры, связанные с расстыковкой и стыковкой модулей, переходом астронавтов из одного отсека в другой через герметичный стык без выхода в космос. А «Аполлон-10» Томас П. Стаффорд и Джон У. Янг — для обоих это был третий полёт в космос, Юджин А. Сернан в мае 1969 года выполнил всё то же самое, но уже на окололунной орбите!

Орбитальный командный отсек совершил 31 оборот вокруг Луны. Лунная кабина, отстыковавшись, выполнила вокруг Луны два самостоятельных оборота, спустившись до высоты 15 км над поверхностью спутника! В общем, были выполнены все этапы полёта на Луну, кроме, собственно, высадки на неё. Первые люди на Луне «Аполлон-11» командир корабля — Нейл Алден Армстронг, пилот лунного модуля — Эдвин Юджин Олдрин, пилот орбитального модуля — Майкл Коллинз; для всех троих это был второй полёт в космос стартовал с мыса Канаверал 16 июля 1969 года. После проверки бортовых систем, в течение полутора витков по околоземной орбите, была включена третья ступень и КК вышел на траекторию полёта к Луне. Этот путь занял порядка трёх суток. Конструкция «Аполлона» требовала одного серьёзного манёвра в ходе полёта. Орбитальный модуль, состыкованный с лунной кабиной своей хвостовой частью, где располагался маршевый двигатель, был отстыкован, совершил разворот на 180 градусов и пристыкован к лунной кабине носовой частью. После чего от перестроенного таким образом КК была отделена отработавшая третья ступень. По той же схеме проходили и остальные шесть полётов на Луну.

При подлёте к Луне астронавты включили маршевый двигатель орбитального командного модуля для торможения и перехода на окололунную орбиту. Затем Армстронг и Олдрин перебрались в лунный модуль, который вскоре был отстыкован от орбитального отсека и вышел на самостоятельную орбиту искусственного спутника Луны, выбирая место для посадки. Через шесть с половиной часов, после облачения в скафандры и разгерметизации лунного отсека, Нейл Армстронг первым из людей ступил на поверхность Луны. Именно тогда он и сказал свою знаменитую фразу. Прямая телевизионная трансляция с поверхности Луны велась на сотни государств мира. За ней наблюдали 600 миллионов человек из тогдашнего населения планеты в 3,5 млрд. СССР это событие проигнорировал. Поскольку небо чёрное, можно было вообразить, что находишься на усыпанной песком спортивной площадке ночью, под лучами прожекторов. Ни звёзд, ни планет, за исключением Земли, не было видно», — описывал свои впечатления Армстронг. Примерно то же он сказал в телекамеру и вскоре после выхода на поверхность: «Словно высокогорная пустыня в Соединённых Штатах.

Неповторимая красота! В грунт я погружаюсь всего на какую-то одну восьмую дюйма, но я вижу следы моих ног». Когда Олдрин вставлял в грунт шест, ему казалось, что шест входил во что-то сырое». Впоследствии эти «земные» сравнения стали использоваться скептиками для подтверждения мысли, будто астронавты не были на Луне. Вернувшись в лунную кабину, астронавты подкачали кислород, сняли скафандры и после отдыха стали готовиться к взлёту. Отработанная посадочная ступень была отстыкована, и теперь лунный модуль состоял из одной взлётной ступени. Общее время пребывания астронавтов на Луне составило 21 час 37 минут, из них вне лунной кабины астронавты пробыли всего лишь немногим больше двух часов. На орбите лунный отсек присоединился к основному, пилотируемому Майклом Коллинзом. Ему была уготована самая незавидная, но и самая безопасная роль в лунной экспедиции — кружиться на орбите, дожидаясь своих коллег. Перейдя в орбитальный отсек, астронавты задраили переходный люк и отстыковали то, что оставалось от лунной кабины.

Теперь КК «Аполлон-11» представлял собой один основной блок, который и взял курс на Землю. Обратный путь был короче пути на Луну и составлял всего двое с половиной суток — упасть на Землю легче и быстрее, чем с неё улететь. Вторая высадка на Луну состоялась 19 ноября 1969 года. Члены экипажа «Аполлона-12» Чарльз Питер Конрад третий полёт в космос; всего он совершил их четыре и Алан Лаверн Бин пробыли на поверхности Луны 31 час с половиной, из них вне КК 7,5 часов за два выхода. Помимо установки научных приборов, астронавты демонтировали для доставки на Землю ряд приборов с американского автоматического космического аппарата АКА «Сервейор-3», опустившегося на поверхность Луны в 1967 году. Рейс «Аполлона-13» в апреле 1970 года оказался неудачным. В полёте произошла серьёзная авария, возникла угроза выхода из строя СЖО. Вынужденно отменив высадку на Луну, экипаж «Аполлона-13» совершил облёт нашего естественного спутника и по той же эллиптической орбите вернулся на Землю. Командир корабля Джеймс Артур Ловелл стал первым человеком, дважды слетавшим к Луне правда, на её поверхности ему так и не суждено было побывать. Это, кажется, единственный полёт на Луну, на который Голливуд откликнулся художественным фильмом.

Удачные полёты не привлекли его внимания. Едва не случившаяся катастрофа с «Аполлоном-13» заставила уделить повышенное внимание надёжности всех бортовых систем КК. Следующий полёт по лунной программе состоялся только в 1971 году. Они дважды выходили на лунную поверхность каждый раз — более четырёх часов , а общее время пребывания модуля «Аполлона-14» на Луне составило 33 часа 24 минуты. Астронавты впервые использовали механическое средство передвижения по Луне — «лунный автомобиль» — платформу с электромотором мощностью всего 0,25 лошадиной силы. Астронавты совершили три экскурсии общей продолжительностью 18 часов 35 минут и проехали по Луне 27 километров. Общее время пребывания на Луне составило 66 часов 55 минут. Перед стартом с Луны астронавты оставили на её поверхности телекамеру, работавшую в автоматическом режиме. Она передала на экраны земного телевидения момент взлёта лунной кабины. Для Янга это был второй полёт к Луне, но первая высадка на неё всего Янг совершил шесть полётов в космос.

Почти трое суток КК пробыл на Луне. За это время было совершено три экскурсии общей продолжительностью 20 часов 14 минут. Последними на сегодняшний день людьми, побывавшими на Луне, 11-14 декабря 1972 г. Экипаж «Аполлона-17» поставил целый ряд рекордов: пробыл на Луне 75 часов, из них 22 часа вне КК, проехал по поверхности ночного светила 36 км и привёз на Землю 110 кг образцов лунных пород. К этому моменту общая стоимость расходов по программе «Аполлон» превысила 25 млрд. Намеченные полёты на «Аполлонах-18, -19 и -20» были отменены. Из трёх оставшихся РН «Сатурн-5» одна вывела в 1973 году на орбиту ИСЗ единственную американскую орбитальную станцию «Скайлэб», две другие стали музейными экспонатами. Ликвидация программы «Аполлон» и отмена некоторых других амбициозных проектов в частности, пилотируемого полёта на Марс стали разочарованием для Вернера фон Брауна, в 1970 году ставшего заместителем директора НАСА по планированию космических полётов, и, возможно, ускорили его смерть. Стимулировав вначале старт лунных программ США и СССР, «холодная война» затем направила развитие космических технологий в узкое русло гонки вооружений. Казалось, мир неудержимо катится к «звёздным войнам» в околоземном пространстве.

Эпоха космической романтики и покорения пространств отходила в прошлое… 5. Откуда сомнения? По прошествии нескольких лет стали высказываться сомнения: а правда ли американцы высаживались на Луне? Ныне существуют уже достаточно большой пласт литературы и богатая фильмотека, доказывающие, что программа «Аполлон» была грандиозной мистификацией. При этом среди скептиков есть две точки зрения. Согласно одной, в рамках программы «Аполлон» вообще не производилось никаких космических полётов.

Как уже говорилось выше, изначально он создавался вовсе не для обеспечения полётов к Луне, а для строительства огромной орбитальной станции, а также для вывода на орбиту модулей т. Будущая ракета получила обозначение Н-1. При этом, в конкурирующих КБ Королёва и Челомея велось создание и своих кораблей и посадочных модулей для полёта на Луну. Глушко настаивал на создании двигателя, использующего в качестве топлива несимметричный диметилгидразин т.

Проблемы с Н-1 начались ещё на чёртёжной доске, и при её проектировании было допущено огромное количество ошибок. Более того, ракета изначально была рассчитана на выведение на низкую орбиту полезной нагрузки в 75 тонн при стартовой массе в 2200 тонн, что было недостаточно для полёта к Луне. В итоге, для полёта к Луне создавалась уже модифицированная ракета Н-1Ф с массой выводимой на НОО полезной нагрузки в 90 тонн. Главной бедой Н-1, которая по сути её и погубила в итоге, стала двигательная установка. В ОКБ Кузнецова не удалось создать двигатель требуемой тяги для ракеты подобного класса. Из-за этого на первой ступени ракеты было установлено аж 30 нет, это не опечатка. На второй ступени находилось ещё 8 подобных двигателей. Кстати, ступеней у Н-1 было аж 5! Крайне неудачной была и конструкция топливных баков. Ну в общем, в Н-1 было неудачно практически всё.

Н-1 на стартовой площадке Н-1 в сборочном цеху Указанные выше конструктивные решения дали быстро о себе знать. Из-за невозможности адекватной отработки отдельных компонентов и блоков, пришлось испытывать сразу готовую ракету.

Поверхность также содержит пыль, но при этом достаточно прочная, чтобы выдержать вес людей и машин. Луна не имеет глобального магнитного поля и атмосферы и состоит из обычных пород, аналогичных земным», — заключается на сайте NASA. Можно утверждать, что за одно десятилетие человечество узнало про спутник больше, чем за всю предшествующую историю. Во всяком случае до того, когда на Луну вступил астронавт. Но первым человеком, ступившим на поверхность Луны, в 1969-м был Нил Армстронг США — этим ознаменовался успех космической программы «Аполлон». Более двух часов они ходили по Луне, собирая камни и грунт, чтобы забрать их на Землю для изучения. Тогда Армстронг и произнес знаменитую фразу: «Маленький шаг для человека, но огромный скачок для всего человечества».

Следующие 50 лет успех миссии «Аполон-11» — проще говоря, нахождение астронавтов на Луне — пытались неоднократно оспаривать. Но ученые, получившие собранные лунные образцы, имеют однозначное мнение: камни явно внеземного происхождения. По химическому составу образцы похожи на земные породы, но при этом гораздо более сухие. Позднее исследователи пришли к выводу, что древняя Луна от 3,6 до 4,4 млрд лет назад , вероятно, была практически полностью расплавленной и покрытой слоем жидкой породы, пока та не кристаллизовалась под воздействием Солнца и «бомбардировки» метеоритами. Базз Олдрин Впрочем, без происшествий у «Аполлонов» не обошлось, известно про две крупные аварии. Первая — пожар во время наземных испытаний на стартовом комплексе после пожара корабль получил название «Аполлон-1» , в результате которого погибли три астронавта. Вторая произошла во время полета «Аполлона-13»: из-за взрыва бака с жидким кислородом и поломки двух из трех батарей топливных элементов высадка на Луну сорвалась, астронавтам с риском для жизни удалось вернуться на Землю. Нил Армстронг и Базз Олдрин посадили лунный модуль корабля «Аполлон-11» на Луне «Аполлон-15» стал первой лунной миссией, использовавшей луноход. На сайте NASA его описывают как небольшую электрическую тележку, позволявшую экипажу уезжать на многие километры от места приземления корабля.

Крайняя на сегодня миссия на Луну, «Аполлон-17», прошла в декабре 1972 года — с тех пор люди туда не возвращались.

Тайны «Мечты». Как Советский Союз целился в Луну

Лунная программа СССР: о чем рассказали рассекреченные документы - ТАСС НК: Как была воспринята советскими космонавтами высадка американцев первыми на Луну?
Почему космонавты СССР не полетели на Луну? - Исторический визит первого человека на Луне в СССР начался вовсе не с Москвы.
На Луну с Тверской. Как в 1927 году в Москве записывали на космический полет А технической трансляцией репортаж о высадке на Луне был назван в СССР потому, что для масс советских телезрителей начальством в СССР не предназначался.

Информация

  • Почему советская лунная программа потерпела неудачу? / Хабр
  • Человечество вечно будет лететь на Луну: СССР начал первым
  • Публикации
  • 2-я удача (первый искусственный спутник Земли).
  • 54 года назад первый человек ступил на поверхность Луны
  • СССР — США: гонка за приоритетом

Новости и события Российского исторического общества

Спускаемый аппарат первых советских пилотируемых космических кораблей был рассчитан лишь на одного человека, что делает сомнительными версии о двух‑трёх одновременно отправленных (и погибших) космонавтах. Первый спутник, первый человек в космосе, первый человек на Луне. СССР первым запустил на околоземную орбиту искусственный спутник, отправил человека в космос, отправил космический аппарат в облет Луны, впервые получив снимки обратной стороны спутника. СССР был первым на Луне: открытие советских учёных в 60-х годах. На Луне были только американцы, 6 раз по 2 человека (один оставался на орбите) в 1969-1972г.

Лунная программа СССР: о чем рассказали рассекреченные документы

Станция выполняла активные действия по изучению спутника около 75 часов. За это время было проведено больше пяти сеансов связи с Землей, в рамках которых аппарат передавал советским ученым изображения и научные данные. Контрольные отпечатки с негативов, отснятых оптико-механической системой станции «Луна-9». Она доказала, что космический аппарат, созданный людьми, может мягко «прилуниться».

Помимо этого, станция впервые сделала несколько круговых панорам поверхности спутника и отправила их на Землю. Фотографии публиковали в советских и зарубежных газетах, их обсуждали во всем мире. Снимки из периодических изданий по поводу посадки «Луны-9».

Источник: Роскосмос «Луна-9» предоставила ученым данные о свойстве лунного грунта. Благодаря ее сведениям была подтверждена «метеорно-шлаковая» теория строения наружного покрова Луны. Она гласит, что поверхность спутника покрыта небольшим количеством пыли, которая лежит на твердой основе.

В противовес ей существовала так называемая «пылевая» теория, согласно которой весь спутник покрыт многометровым мягким слоем, и аппараты в нем могут попросту «утонуть». Станция также уточнила расположение внешнего радиационного пояса вокруг Земли и установила отсутствие таких поясов у Луны.

Частое отсутствие дома и измены некоторых астронавтов оказывались сильнее увещеваний начальников. Армстронг женится во второй раз, но детей эти отношений не принесут, хотя продлятся они до самой смерти астронавта. Будущий герой обошел 250 кандидатов. Совсем скоро перед ним поставят задачу успешного прилунения. В тот момент вопрос о том, кто первый окажется на поверхности Луны, речи не шло.

Иная ситуация состояла в большой политике. В 1963-м Джон Кеннеди предложил стране советов участие в совместной пилотируемой программе. Старт «Аполлона-11» 16 июля 1969-го собрал более 300 тысяч зрителей на автомобилях около мыса Канаверал. Трансляция запуска космического корабля велась в 36 странах, кроме СССР. Кстати, советский посол в США получил приглашение на запуск, но вежливо его отклонил. Изначально на поверхность Луны должен был выйти не капитан, а пилот. Однако тренировки показали, что «Аполлон-11» слишком тесен, чтобы Базз Олдрин смог беспрепятственно выйти наружу.

В этом ему мешали скафандр и портативный ранец. Лишнее движение было чревато внештатными ситуациями. По этой причине на лунную поверхность спустился именно Нил Армстронг. Изначально спуститься на Луну должен был Базз Олдрин.

Американцы в трауре - на Луну первыми высадились русские. Алексей Леонов - первый человек, ступивший на наш спутник 10 ноября 2021 20K прочитали 20 июля 1969 год - год триумфа советской космонавтики! У американцев был шанс стать первыми в лунной гонке, но они не приняли во внимание сообщение ЦРУ о двух успешный запусках огромной ракеты Н1, не поверили, что русским удастся так быстро отправить человека к Луне. Аполлон-10 месяцем ранее был всего в 15 километрах от лунной поверхности, но приказа садиться не последовало. А потом...

Потом были хмурые лица американцев у экранов телевизоров. Гонка проиграна.

В Советском Союзе было 15 подобных поселков, которые являлись составными частями командно-измерительного комплекса дальней космической связи страны. В подмосковном Голицыно располагался управляющий комплексом центр. Главным итогом полета «Луны-9» стала первая в мире мягкая посадка космического аппарата на поверхность Луны и передача на Землю первых телепанорам лунной поверхности в окрестности посадочного аппарата. Эти кадры стали мировой сенсацией — так близко Луну человечество еще никогда не видело.

Наряду с пилотируемыми полетами задача покорить Луну стояла одной из первых. Но как отправить космонавтов, если нет точного понимания, твердая ли поверхность у Луны или покрыта метровым слоем пыли?

Почему наши там побывали

  • Почему наши там побывали
  • Лунная программа СССР: о чем рассказали рассекреченные документы - ТАСС
  • Читайте также:
  • Одна из самых важных телетрансляций в истории, которую пропустило ТВ СССР
  • Публикации

Как прошла первая посадка на Луну?

Первые на Луне: как СССР получил титул «лунной державы» - Hi-Tech Кстати, именно после приземления «Аполлона -11» на Луне Кондратюка реабилитировали в СССР.
Первым покорителем Луны был гражданин СССР СССР действительно запускал к Луне беспилотные аппараты "Зонд" для отработки лунного полёта. Была даже назначена предварительная дата первого полёта человека к Луне — 8 декабря 1968 года.
Первый советский пилотируемый полет в сторону Луны Исторический визит первого человека на Луне в СССР начался вовсе не с Москвы.
Как провалилась секретная советская миссия «Луна-15» С четвертой попытки СССР запустили станцию «Луна-1» – она стала первым космическим кораблем, покинувшим земную орбиту (но, правда, пролетела мимо Луны).
Советская Луна Сложно поверить, что освоение космоса для СССР прошло столь успешно: первая попытка с участием человека — и сразу удача!

Одна из самых важных телетрансляций в истории, которую пропустило ТВ СССР

На долгом пути человека к звездам ровно 57 лет назад произошло событие — мало заметное, но очень значимое — советская автономная межпланетная станция «Луна — 1» первой из земных космических аппаратов достигла «окрестностей» Луны. Сложно поверить, что освоение космоса для СССР прошло столь успешно: первая попытка с участием человека — и сразу удача! Советский Союз, став первой страной, отправившей человека в космос, проиграл к концу 1960-х годов т.н. «лунную гонку», уступив пальму первенства американцам. Первая попытка совершить мягкую посадку на Луну была предпринята в СССР 4 января 1963 года в рамках программы Е-6, однако двигатель четвертой ступени ракеты-носителя не запустился. В августе 2023-го Россия запустила свою первую с советских времен лунную миссию «Луна-25», она потерпела неудачу.

52 года назад человек впервые вышел в космос. История Алексея Леонова

Лунное затишье К концу 1970-х годов многим казалось, что на Луне делать уже нечего и в Солнечной системе существуют более интересные объекты для исследований, например Марс или Венера. Период лунного затишья продолжался почти 20 лет. В середине 1990-х годов академик, сотрудник Института геохимии и аналитической химии имени В. Однако проект был отложен и в конце концов превращен в современную "Луну-25" — посадочный аппарат, которому впервые в истории предстоит сесть у лунного полюса и "попробовать на вкус" лунную воду. Российская лунная программа "Луна-25" является частью российской лунной программы, рассчитанной на период 2021—2040 годов.

Осенью 2021-го президент РАН Александр Сергеев заявил, что приоритетом в освоении космоса для России в настоящее время должно стать возвращение и освоение Луны, поскольку без этого невозможно освоение дальнего космоса. Концепция освоения Луны была озвучена еще 28 ноября 2018 года. Программа предполагает три этапа: первый — "Вылазка". С 2021 по 2025 год будет производиться отработка всех технологий на МКС, создание базового модуля окололунной станции, испытания пилотируемого корабля "Орел", а также беспилотные облеты Луны.

Стоимость первого этапа составит около 39 миллиардов рублей; второй — "Форпост". С 2025 по 2035 год планируются пилотируемые полеты с облетом и высадкой космонавтов на поверхность Луны, а также развертывание спутников связи на окололунной орбите; третий — "База". После 2035 года предполагается завершение строительства полноценной посещаемой лунной базы и двух астрономических обсерваторий. Кроме того, планируется добыча водяного льда и создание на его основе кислородно-водородного топлива, а также строительство убежищ от радиации.

По словам ведущего научного сотрудника ИКИ РАН Натана Эйсмонта, Россия приняла решение не создавать один сверхтяжелый носитель для полета на Луну, а отправить экипаж с помощью собираемой на орбите связки аппаратов.

Иначе она бы упала на поверхность или попросту улетела в космос. Для этих целей был предусмотрен реактивный тормозной двигатель. На финальном отрезке полета станция была сориентирована нужным образом, и она вышла на устойчивый полет к орбите Луны. Герметичный контейнер весом 245 килограммов — для науки был на вес золота.

Именно он собирал все необходимую и неизвестную доселе информацию о Луне: на корпусе были расположены магнитометр, «ловушки» метеорных частиц, блок тепловых датчиков и другие приспособления. Проанализировав все данные со спутника, ученые пришли к выводу, что поле тяготения Луны несимметрично, а сам спутник имеет не шарообразную, а скорее грушевидную форму. Это открытие вызвало большой интерес ученых по всему свету.

Главный конструктор мечтал не только о завоевании околоземного пространства, но и о полетах к другим планетам. Постановление о создании ракеты Н1, способной поднимать в космос до 40—50 т, было принято в 1960 г. Но только в 1966 г. Келдыша одобрила проект лунной экспедиции. По плану, она должна была высадить на Луне одного космонавта. Другой дожидался бы своего товарища на окололунной орбите.

Названы были и кандидаты лунного полета — В. Быковский, А. Леонов, Н. Рукавишников, В. Почти два года шла подготовка к полету. А когда все было почти готово, программу отменили! Что же случилось? Все знали: американцы стартуют к Луне в 1969 г. В СССР приступили к работе в феврале 1967 г.

Времени было мало.

Их произведения оказали большое влияние не на одно поколение читателей и писателей: братья Стругацкие рассказывали, что самое большое влияние на них как на авторов оказала именно советская фантастика двадцатых, а не книги Герберта Уэллса и Жюля Верна. Одним из главных фантастических произведений советской литературы тех лет стал роман Алексея Толстого «Аэлита», впервые опубликованный в журнале «Красная новь» в 1922 году. Успех книги о путешествии людей на Марс и встрече с цивилизацией инопланетян закрепила ее экранизация. Эту картину, ставшую первым фантастическим фильмом в истории СССР, в 1924 году снял легендарный советский режиссер Яков Протазанов. Мечты о межпланетных путешествиях захватывали умы землян. Многие изобретатели и ученые вдохновлялись фантастическими произведениями и создавали собственные чертежи и макеты ракет.

Большинство из них так и оставалось на бумаге, но, помимо романтических исканий в 1920-х, делались и реальные шаги. Первым международным смотром достижений в области зарождавшейся космонавтики стала Мировая выставка межпланетных аппаратов и механизмов, которая открылась в Москве в 1927 году. Выставка в Киеве Предвестником московской экспозиции стала Выставка по изучению мировых пространств, которая была открыта в киевском Доме коммунистического просвещения 19 июня 1925 года. Ее инициаторами стали молодые энтузиасты, которыми руководил математик Дмитрий Граве. Выставка состояла из пяти разделов: астрономического, радиотелеграфного, авиавоздухоплавательного, метеорологического и межпланетного. В последней части экспозиции, посвященной освоению космического пространства, были представлены чертежи и наработки инженера Александра Федорова. Главным экспонатом межпланетного раздела был трехметровый макет его крылатого атомно-ракетного корабля его позже привезли и в Москву Киевская экспозиция проработала больше двух месяцев и закрылась 1 сентября 1925 года.

Кстати, одним из посетителей этой экспозиции мог быть Сергей Королев — в 1925-м он учился в Киевском политехническом институте, однако достоверных сведений об этом не сохранилось.

Были ли люди на Луне?

Согласно предварительному отчету, первостепенной задачей СССР был облет естественного спутника человеком и возвращение на Землю, исследование физических свойств Луны и съемка ее поверхности. 2 января 1959 года Советским Союзом был осуществлен запуск первой автоматической межпланетной станции Луна-1. Первая попытка совершить мягкую посадку на Луну была предпринята в СССР 4 января 1963 года в рамках программы Е-6, однако двигатель четвертой ступени ракеты-носителя не запустился.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий