Объем переработки нефти на российских НПЗ группы в 2023 году вырос на 0,4% по сравнению с 2022 годом и составил 44,2 млн тонн, на европейских НПЗ переработано 16,5 млн тонн нефти (-36,5% г/г).
Сможет ли российская нефтепереработка преодолеть последствия санкций?
Ранее, 13 января болгарские власти запретили продавать нефтепродукты из российского сырья другим странам. Принятый 1 февраля закон сделал исключение для Украины, потому что поставляемые нефтепродукты предназначены для использования только в этой стране. Ранее в России скандал вызвали сообщения Welt о том, что топливо с нефтеперерабатывающего завода НПЗ в Бургасе — дочернего предприятия российской нефтяной компании — могло поступать в Украину для снабжения ее Вооруженных сил. Напомним, с 5 февраля вступит в силу эмбарго Евросоюза на импорт продуктов нефтепереработки из России и будут установлены предельные цены на экспорт в третьи страны дизельного топлива, нефти и мазута.
До этого момента топливо оттуда может поступать на Украину для снабжения ВСУ, которым не хватает горюче-смазочных материалов. В скандальной публикации Welt, сообщалось, что топливо с НПЗ в Бургасе направляется для украинской армии, причем, это происходит несмотря на начало специальной военной операции. В ЛУКОЙЛе заявляли, что власти Болгарии никогда не обращались в компанию с просьбой о поставках топлива на Украину, также российская компания предупредила, что готова защищать свою деловую репутацию в суде.
C июня 2022 года на сайте компании данных о составе Совета нет и о том, кто в него входит сейчас можно только гадать. По данным справочника Financial Times, в совет директоров отечественной нефтяной компании на 7 декабря 2022 года все еще входили господа Роджер Маннингс и Вольфганг Шюссель, хотя по данным российских СМИ, они покинули компанию еще в марте. Многих интересует, осталась ли в Совете экс-помощник госсекретаря США по разведке Тоби Гати, вошедшая в состав структуры в 2016 году.
Некоторые называют ее одним из творцов антироссийской политики. В 1993—1997 годах она входила во влиятельный Национальный совет внешней разведки, была директором департамента Госдепа по разведке и исследованиям, которые касались России.
Но даже в этом случае уход из Болгарии «Лукойла» может обернуться дефицитом и подорожанием топлива для болгар. По крайней мере, удерживать довольно низкую цену, как это мог делать «Лукойл», вряд ли кому-то удастся, считает эксперт ФНЭБ. Не стоит забывать, что российская нефть имела короткое транспортное плечо — танкер мог в течение дня доставить нефть из Новороссийска на болгарское побережье и возвращаться за новой, добавляет он. Доставка любой другой нефти будет стоить дороже.
Поэтому есть риски либо сокращения производительности НПЗ, либо его полной остановки в радикальном сценарии. В итоге Болгария из экспортера нефтепродуктов превратится в импортера, а крупный налогоплательщик — нефтеперерабатывающий завод — закроется и больше не будет пополнять бюджет. Такова плата за политизацию данного вопроса и в целом энергетической политики», — говорит Юшков.
Сейчас из-за аварии компания остановила продажу бензина АИ-95 на бирже. Такая тактика нефтекомпании объясняется желанием обеспечить топливом собственные АЗС. Однако это провоцирует участников рынка запасаться топливом, что пока не представляет большой проблемы из-за сезонного снижения спроса. Авария на Нижегородском НПЗ стала первым известным случаем, когда нехватка оборудования из-за санкций может привести к выпадению производства значительного объема высокооктанового топлива. Выход из строя одной из установок каткрекинга поначалу приведет к ситуации, когда завод будет производить половину от обычного объема автобензина.
И сделать это лучше, пока ситуация не обострилась и у него просто не отобрали этот актив, даже не заплатив, или дали продать, но заблокировали средства от продажи», — рассуждает эксперт ФНЭБ. По мнению эксперта, потенциальным заинтересованным покупателем НПЗ в Бургасе может стать только компания, которая тоже поставляет свою нефть в этот регион. Но даже в этом случае уход из Болгарии «Лукойла» может обернуться дефицитом и подорожанием топлива для болгар. По крайней мере, удерживать довольно низкую цену, как это мог делать «Лукойл», вряд ли кому-то удастся, считает эксперт ФНЭБ. Не стоит забывать, что российская нефть имела короткое транспортное плечо — танкер мог в течение дня доставить нефть из Новороссийска на болгарское побережье и возвращаться за новой, добавляет он. Доставка любой другой нефти будет стоить дороже. Поэтому есть риски либо сокращения производительности НПЗ, либо его полной остановки в радикальном сценарии.
НПЗ "ЛУКОЙЛа" в 2023 году снизили переработку нефти
Проблемы в нефтепереработке развились после введения санкций со стороны ЕС. По сообщению, появившемуся в официальном журнале ЕС 26 февраля 2022 г. Известно, что в 2021 г. Стоимость программы, по информации ведомства, достигла 1 трлн руб. Сильнее всего санкции, по мнению «Коммерсанта », ударили по «Роснефти», которая намеревалась запустить 7 установок на своих НПЗ с 2023-го по 2026-й. Компания считается крупнейшим отечественным поставщиком нефтепродуктов: в 2021 г. Также в течение 2021 г. Конкретного запрета относительно европейских НПЗ нет, однако, учитывая возможность передачи последними товаров и технологий в Россию, европейские компании могут ограничить заключение таких сделок, — заявил глава международной практики адвокатской коллегии Delcredere Андрей Рябинин. При этом НПЗ, перерабатывающий свыше 6 млн т ежегодно, является основным источником топлива на внутреннем рынке Болгарии. Под конец 2023 г.
Правительство Италии и новые владельцы сообщили, что десятитысячный штат компании не останется без рабочих мест, а деятельность завода будет эффективной и бесперебойной. Еще весной 2022 г. Авария на нижегородском НПЗ — лишь подтверждение прогноза. Рассчитывать на параллельный импорт в долгосрочной перспективе не приходится: объем поставок мал и ненадежен, сроки слишком продолжительны и неточны, а стоимость велика. По сути, у предприятий остается три варианта решения проблемы: закупать комплектующие в дружественных странах, усложнять логистику, пытаясь продолжить нелегальное сотрудничество с ЕС, или разрабатывать запчасти методом обратного инжиниринга. Речь идет о том, чтобы изучить отдельные детали и агрегаты, а затем организовать производство копий на наших мощностях.
Речь идет об одной из двух установок для каталитического крекинга — ключевого процесса при производстве бензина. Из-за санкций починить оборудование оперативно оказалось сложно Фото: Лукойл Сокращение производства бензина вдвое на нефтеперерабатывающем заводе «Лукойла» в Нижнем Новгороде связано с поломкой западного оборудования, которая произошла 4 января. Как пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на источники, речь идет об одной из двух установок для каталитического крекинга — ключевого процесса при производстве бензина. Компания планирует завершить ремонт до начала весны. По данным издания, проблема возникла из-за западных санкций, которые препятствуют поставкам в Россию соответствующего оборудования и комплектующих. При этом другая установка на Нижегородском НПЗ уже выходила из строя в декабре, но ее удалось оперативно запустить на меньшей мощности.
Рост розничной реализации в России обусловлен рекордной загрузкой российских НПЗ Группы, маркетинговыми мероприятиями, а также расширением сети АЗС за счет приобретений в 2022 году. Оптовая реализация за рубежом составила 46 млн т, что ниже по сравнению с 2022 годом в связи продажей завода ISAB в Италии.
В мире сохраняются высокий спрос на топливо и высокие цены на нефть, и НПЗ-бизнес сейчас намного маржинальнее, чем в 2021 году. Почему продажа НПЗ будет хорошей новостью для «Лукойла» Для акций «Лукойла» новости о продаже НПЗ будут означать умеренный позитив: компания избежит худшего варианта с простым отъемом имущества и получит хоть какие-то деньги. Котировки «Лукойла» на новости о возможной продаже НПЗ никак не отреагировали, что в целом можно считать хорошим знаком. Если продать НПЗ не удастся, вариантов несколько. Льготные правила. Итальянское правительство или другие заинтересованные в непрерывной работе НПЗ госорганы в теории могут предоставить приольскому НПЗ возможность закупать нефть где-то еще, и тогда завод продолжит работу.
«Лукойл» закрыл сделку по продаже НПЗ Isab в Италии группе G.O.I. Energy
Поломка на НПЗ «ЛУКОЙЛа» – это очень большая проблема, поскольку завод производил бензин для Центральной России, которая является основным потребителем данного вида топлива в стране». Bloomberg узнал об опасениях жителей города Болгарии из-за завода ЛУКОЙЛа. Жители болгарского Камено, где находится НПЗ «ЛУКОЙЛ Нефтохим», опасаются, что в случае продажи завода они могут лишиться рабочих мест, пишет Bloomberg. ЛУКОЙЛ — все новости по теме на сайте издания Болгария обсуждает со Штатами покупку НПЗ ЛУКОЙЛа в Бургасе.
Переработка нефти в России продолжает падать из-за ремонта НПЗ
И у этих надежд есть весомые основания. Дело в том, что 13 января 2023 года болгарские депутаты утвердили во втором, окончательном чтении законопроект, предполагающий введение внешнего управления на НПЗ в Бургасе. Перед активом «Лукойла» замаячила перспектива национализации. Примечательно, что в этот же день, 13 января, трейдинговая «дочка» «Лукойла» Litasco заключила сделку с Oil Terminal, государственным оператором нефтяного терминала в румынском порту Констанца, о транспортировке нефти на НПЗ Petrotel Lukoil в г. Об этом сообщил румынский портал Profit.
В контракте «полностью учитывается эмбарго ЕС на морские поставки российской нефти и нефтепродуктов». Вряд ли кто удивится, если украинская армия накануне запланированного на эту весну наступления получит нового крупного поставщика топлива. Найти сговорчивого посредника не составит труда. О том, что беднейшая страна Европы стала главным поставщиком топлива для ВСУ, красноречиво говорит и другой факт — с 5 декабря 2022 года страны G7 и ЕС ввели запрет на морские перевозки российской нефти.
Исключение почему-то сделали для Болгарии. Более того, Софии разрешили экспортировать на Украину «в знак солидарности» определенные нефтепродукты, производимые из российской сырой нефти. В первую очередь дизельное и авиационное топливо, без которых не заводятся украинские танки и не летают самолеты-истребители. Так что поставки российского сырья на болгарский завод не прекратились.
Эшелоны с топливными цистернами каждый день и дальше идут на Украину.
Это лишит компанию синергетического эффекта и снизит маржинальность переработки, указывает он. На этом фоне повторение [в Болгарии] сценария с продажей НПЗ на Сицилии, по его словам, «выглядит все вероятнее». У «Лукойла» не осталось привлекательных вариантов, кроме как продать завод, согласен ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков. Обмена активами с иностранными компаниями не предвидится, а прецедента сдачи завода в долгосрочную аренду на рынке пока нет, указывает он. Самым логичным вариантом была бы азербайджанская госкомпания SOCAR: она могла бы поставлять свою нефть с маленьким логистическим плечом и за счет покупки завода создать синергию, которая сейчас есть у «Лукойла», рассуждает Юшков. Также польская Orlen сейчас активно покупает нефтеперерабатывающие мощности в Европе, но она сосредоточена скорее на Германии, добавляет аналитик. Новому владельцу будет сложно найти замену российской нефти, добавляет эксперт Института развития технологий ТЭК Кирилл Родионов. По его словам, ближе всего к российской Urals по техническим характеристикам плотности и содержанию серы сорт Upper Zakum, который добывается в ОАЭ, саудовская Arab Light и иранская Iranian Light.
По словам источников издания, причиной стала поломка импортного компрессорного оборудования, которое невозможно заменить в ближайшее время из-за санкций. Они также заявили, что компания будет стремиться завершить ремонт установки до весны. Представители «Лукойла» в разговоре с изданием подтвердили остановку оборудования. В газете подчеркнули, что авария на этом НПЗ стала первым известным случаем, когда нехватка оборудования из-за санкций может привести к выпадению производства значительного объема высокооктанового топлива.
По данным телеграм-канала, в больницу попали три оператора. Двое из них в момент аварии занимались разгерметизацией трубы и монтажом заглушек. В процессе работы нефтепродукты попали на разогретую трубу и вспыхнули. Материальный ущерб сейчас устанавливают, — сообщает источник.
«Лукойл» почти нашел покупателя на свой НПЗ в Сицилии. Что это значит для акций
В результате налета загорелась установка по переработке нефти ЛУКОЙЛа, и работа оборудования на НПЗ была остановлена. Сицилийский завод ISAB, которым владел ЛУКОЙЛ, все-таки будет продан: итальянские власти разрешили сделку, но выдвинули ряд условий. Главная» Новости» Российский рынок» Российские машиностроители могут заменить вышедшее из строя оборудование на НПЗ "Лукойла".
Эксперты рассказали, подорожает ли бензин из-за поломки на НПЗ «Лукойла»
Я думаю, что в течение некоторого количества недель до начала высокого сезона все это будет заменено. И в принципе такого плана ситуации в прошлом году уже возникали, и российское оборудование запускалось, может быть, не всегда быстро, но по итогу оно работало. Поэтому говорить о чем-то критичном сейчас я бы пока не стал. И у нас, во-первых, 42 нефтеперерабатывающих завода, во-вторых, у нас сейчас не высокий сезон, потребление топлива снижено. По сути дела, я думаю, что либо другие заводы «Лукойла», либо другие нефтеперерабатывающие заводы спокойно смогут заместить выпадающие объемы, пока компания будет налаживать свои технологические процессы. Дефицита однозначно быть не может точно.
Представители Киева в ответ на запрос Die Welt подтвердили, что дизель из Болгарии особенно пригодился «в критический момент». Согласно публикации «РИА «Новости» со ссылкой на сообщение компании, «Лукойл» отрицает как поставки топлива на Украину с НПЗ в Бургасе, так и соответствующие просьбы болгарского руководства.
Формально это действительно так. Ведь эксклюзивным торговым представителем «Лукойла» по поставкам нефти и нефтепродуктов за пределы России является Litasco, зарегистрированная в Швейцарии. С декабря 2020 года этот трейдер стал «материнской» компанией для «Лукойл Нефтохим Бургас», пишет газета «Капитал». По ее данным, с начала 2021 года НПЗ в Бургасе работает по договору толлинга для компании «Лукойл Бенилюкс», зарегистрированной в Нидерландах, входящей в группу «Лукойл» и также принадлежащей Litasco, получая выручку за услуги по переработке сырья. Для чего нужны эти хитрые схемы? Понятное дело, для оптимизации налоговой нагрузки. Согласно официальной отчетности, НПЗ в Бургасе, являющийся крупнейшим на Балканах, несколько лет подряд генерирует убытки.
Зато «в шоколаде» швейцарские и голландские трейдеры «Лукойла» и рекордные дивиденды акционеров российской компании. Такой расклад, конечно, не устраивал болгарские власти. По словам премьер-министра технического правительства Болгарии Донева, в 2021 году НПЗ внес в госбюджет всего 3,5 млн левов около 1,75 млн евро , в 2022 году — около 100 млн левов около 50 млн евро. В 2023 году сумма вырастет до 600—700 млн левов около 300—350 млн евро , ожидает премьер. И у этих надежд есть весомые основания.
По мнению аналитиков Альфа-Банка, на данный момент ситуацию с поставками нефтепродуктов на внутренний рынок нельзя назвать критической. Бензин марки АИ-92 по итогам торгов на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже СПбМТСБ с 11 марта по 13 марта вырос в цене с 46 916 рублей за тонну до 48 182 рублей, летнее дизельное топливо — с 59 962 до 61 791 рубля за тонну, зимнее — с 62 455 до 63 103 рублей.
Его Нижегородский НПЗ, один из крупнейших в РФ, из-за аварии полностью остановил одну из двух установок каталитического крекинга, ключевых для производства бензина. Вторая установка каткрекинга сломалась в конце декабря 2023 года, но с тех пор была перезапущена.
Объем выпуска нижегородского завода Лукойла за 11 месяцев 2023 года составил 4,6 млн тонн. Фото: Антон Денисов, РИА Новости Высокая зависимость Для российских нефтеперерабатывающих заводов после введения санкций Запада существенно выросли риски, связанные с использованием импортного оборудования. В марте 2022 Евросоюз, США и еще ряд стран ввели ограничения на поставки в Россию оборудования, технологий и катализаторов. Аналитический центр при правительстве РФ уже тогда предупреждал, что это чревато снижением эффективности российских НПЗ и срывом планов по их модернизации.
Так, в докладе «Энергетические тренды» говорится, что из-за высокой зависимости от импортных катализаторов, также попавших под санкции, под угрозой модернизация 30 установок, которые должны были быть введены в эксплуатацию до 2027 года их совокупная мощность должна была составить 28,6 млн тонн дизельного топлива и бензина в год. Более того, санкции угрожали и текущему производству топлива класса «Евро 5» минус 82 млн тонн бензина и «дизеля». Впрочем, с начала 2022 года снижение показала только первичная переработка нефти. Однако в 2023 г. За январь-октябрь 2023 г. Таким образом, если судить по первым десяти месяцам прошлого года, динамика роста производства замедлилась, но в минус не ушла.
Выпуск дизтоплива по итогам 2022 г.
Стала известна причина сокращения производства на НПЗ «Лукойла» в Нижнем Новгороде
Крупнейшая первичная установка по переработке нефти остановлена на нефтеперерабатывающем заводе (НПЗ) «Лукойла». На нефтеперерабатывающем заводе (НПЗ) в Нижнем Новгороде, принадлежащем «Лукойлу», из-за аварии полностью остановили одну из двух установок каталитического крекинга, которая является ключевой для производства бензина. Басманный суд Москвы арестовал руководителя подразделения "Лукойла" Алексея Степанова по делу о даче взятки чиновникам Центральной энергетической таможни ФТС, сообщили РИА Новости в пресс-службе инстанции.
Чего ждет и на кого ориентируется ЛУКОЙЛ
Атака беспилотника на НПЗ ЛУКОЙЛа в Кстове Нижегородской области вывела из строя одну из четырех установок первичной переработки и снизила мощности завода вдвое. В 2022 году установка каталитического риформинга 35-11/300-95 была названа лучшей среди себе подобных на заводах Группы «ЛУКОЙЛ» в России и за рубежом. Правительство РФ вернуло ЛУКОЙЛу документы по участку недр Надежда в Балтийском море на доработку. На нефтеперерабатывающем заводе (НПЗ) в Нижнем Новгороде, принадлежащем «Лукойлу», из-за аварии полностью остановили одну из двух установок каталитического крекинга, которая является ключевой для производства бензина. ООО «ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтез» – пример перехода нефтеперерабатывающего предприятия к интенсивному варианту развития производства. На сегодняшний день оно входит в пятерку крупнейших НПЗ России, обеспечивая высококачественным топливом Центральный.