Как рассказали в Сахалинском областном художественном музее, икона «Обитель преподобного Савватия Тверского (Оршинского)» была создана в середине — третьей четверти XVI века и. В Ярославский музей-заповедник вернули икону-минею XVII века «Святцы на июль», которая была украдена 48 лет назад. Об этом в пятницу, 21 апреля, сообщил корреспондент. Официальный сайт Музея Христианской Культуры в Адмиралтейском районе Санкт-Петербурга, где представлены памятники мировой культуры. Боголюбская икона Божьей Матери является одним из величайших сокровищ, настоящей жемчужиной мощной культуры Древней Руси домонгольского периода. Правоохранительные органы изъяли в музее иконы, которые могут представлять культурную ценность.
Икону XVI века покажут летом 2023 года в Сахалинском художественном музее
Теперь художникам нужно освободить закрытую поздними слоями шестую часть образа, написанного в XVI веке и располагавшегося в Никольской церкви Согиницкого погоста XVII века. Под линзой стереомикроскопа скальпелем реставратор снимает по доле миллиметра краску, прячущую от глаза авторский слой. Так Игнату Ратникову открылся змий — таким, каким писал его автор. Поздние наслоения сюжет не исказили, но композицию нарушили, сдвинув голову дракона. Раскрытие оригинального изображения показало мастерство иконописца, оставившего на фрагментах мазки кисточки.
В лавре «Троица» находилась в капсуле, поддерживающей привычный для нее климат. Как оформлена передача иконы РПЦ, пресс-служба патриархата не сообщила. По словам собеседника «Ведомостей», знакомого с юридическими деталями процесса, на момент заявления МП правоустанавливающих документов на передачу иконы не было или о них не было известно всем «заинтересованным сторонам». Пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков не ответил «Ведомостям». Еще один собеседник «Ведомостей» поясняет, что передача предмета искусства в том числе «Троицы» не может быть оформлена без документов, в которых прописано, как именно будет обеспечиваться безопасное хранение. При этом нужно учитывать, что у РПЦ не так много возможностей по обеспечению сохранности подобных предметов искусства, но в Троице-Сергиевой лавре они есть.
Ректор Российского православного университета св. Главное предназначение этих сакральных предметов — именно молитвенное. Координатор межфракционной депутатской группы по защите христианских ценностей Сергей Гаврилов заявил «Ведомостям», что «возвращение [РПЦ] «Троицы» — это эпохальное событие и восстановление исторических отношений между государством и церковью, признание уникальной роли церкви, которая формирует общедуховные основания российского патриотизма и понимания смысла жизни русского народа».
Последняя треть XIX века.
Старообрядческая мастерская поморского согласия Помимо икон, в залах много и других предметов. Те, что поменьше размером, убраны в застеклённые ниши. В «эфиопском» зале внимание моё привлекли деревянные статуэтки святых и облачение священника с богато украшенным зонтиком от солнца. Африканская экзотика.
Облачение эфиопского архиерея с зонтиком от солнца — Это собрание уникальное, — рассказывает Николай Васильевич, — поскольку вывоз культурных и религиозных ценностей в Эфиопии строго воспрещён. В течение многих лет коллекцию собирал один немец и расставаться с ней не хотел. Но тут умер его приятель-коллекционер, с которым он как бы конкурировал, и интерес к собранному пропал. Мы этим воспользовались, приобрели, и теперь эти иконы, книги, вырезанные и выкованные произведения может увидеть каждый, кто придёт в наш музей.
Такие пергаментные свитки эфиопы держали в домах как обереги. Этот относится к XIX в. Изображения кажутся детскими, наивными, но в этом как раз гениальность древней христианской традиции. Сказано же: «Будьте как дети».
Богоматерь с Младенцем. Чудо Георгия о змие. Когда в Россию приезжал Эфиопский Патриарх, он побывал у нас с послом и был сильно удивлён, что такая огромная замечательная коллекция находится вне Эфиопии. По регламенту у Патриарха был час на это посещение, но он пробыл у нас полдня, заодно помог и в переводе некоторых текстов, написанных на древнем эфиопском алфавите — геэз.
Это, кстати, единственное оригинальное письмо в Африке, которое в ходу тысячи лет. Евангелие, XIX век. То, как раньше выглядела икона, было видно по начертанному на стене контуру. Обрезаны перила трона и ступня Вседержителя, опирающаяся на подставку.
Алексей Леонидович, кандидат искусствоведения, пожал плечами: — Это средник в деисусном чине иконостаса. Наверное, в девятнадцатом веке иконостас переделывали и средник целиком не поместился. Вот и пильнули. А в синодальную пору древнерусское не ценилось, вон посмотрите, на той стене лики святых.
Прежде это были ростовые иконы, но кто-то взял и отпилил туловища для удобства. Как понял из их разговора, Алексей Леонидович привёз Абрамову подарок — купленную в Европе предвоенную афишу выступления оркестра Преображенского полка. Свой полковой оркестр преображенцы воссоздали во Франции, куда эмигрировали после революции. На афише, которую показал историк искусства, надписи на французском языке, царские орлы и изображение усатого казака с оркестровыми тарелками в руках.
Почему такие вещи, как обычная театральная афиша, важны для предпринимателя Абрамова? Сама-то церковь была разрушена при Хрущёве до основания, и по всем инженерным расчётам вместо старого фундамента следовало залить новый. Но Михаил Юрьевич купил специальное оборудование для горизонтального бурения. Подняли старый фундамент и бетон залили под него.
Таким образом, русский воинский храм остался на прежнем основании. И точно такое же отношение у Абрамова к истории. Он собирает подлинные предметы, связанные с Преображенским полком, чтобы восстановить связь времён. Вообще-то человек он скромный, публично себя не проявляет, просто делает благое дело.
Им ведь построены и другие храмы, вовсе не исторические. Например, церковь Чуда Архангела Михаила в Хонех — это в Братеево, в густонаселённом районе Москвы, где прежде не было храмов. Там уже идут службы, на днях освящены и установлены купола. Храм получился красивый, в традициях псковского зодчества, высится на берегу реки, и возникла идея создать водный паломнический маршрут по Москве-реке, частью которого стало бы посещение храма в Братеево.
Но опять же идею выдвинули местные священники, а не Абрамов, который лишь выполнил работу во славу Божию. Он, кстати, попечитель Саввино-Сторожевского и Высокопетровского монастырей, Троице-Сергиевой лавры, детский дом содержит… Возможно, я не про всё и знаю. Некоторых тешит людская слава, а других радует сознание, что ты кого-то обрадовал. Вот Алексей Леонидович тоже взял и подарил Новодевичьему монастырю напрестольное Евангелие, с которым в старину там служили.
Также представлен уникальный триптих «Житие преподобного Андрея Рублева», созданный художником-реставратором Василием Кириковым в 1965—1972 гг. Экскурсию для первых посетителей выставки провела ее куратор, главный хранитель Музея имени Андрея Рублева, Оксана Смирнова. Выставка будет работать до 13 августа.
Щепная икона: опыт коллекционирования. Цикл «Искусствовед рассказывает»
За созданием музея стоит почётный гражданин города Киржача и Киржачского района Евгений Фёдоров. Я хочу сказать честно и откровенно — я очень рад тому, что у меня такая замечательная команда. Это всё точно сложилось не случайно! У нашего музея всё будет хорошо».
С открытием музея, действительно, связана удивительная история. Идея возникла в феврале этого года, когда в руки к Фёдорову попала старинная икона «Троица», на обороте которой было написано: «Вернуть в город Киржач». Именно с неё и началось собрание коллекции икон, которые теперь входят в экспозицию музея.
Всего их около 300, и с каждой из них связана своя особая история. Вот, например, «Троица» была спасена кем-то неравнодушным в 20-х годах прошлого столетия, когда храмы в нашей стране грабили и разрушали. Другая икона - «Явление Печерской Божьей Матери» - уникальная жемчужина коллекции, написанная в мастерских Киево-Печерской лавры в 1865 году.
А вот икона Угличского невинноубиенного царевича Димитрия-последнего Рюриковича связана с трагической истории нашего государства. На ней запечатлен образ сына Ивана Грозного Дмитрия, который, по одной из версий, погиб из-за несчастного случая, а по другой был убит. Когда люди увидели, что мощи царевича остаются нетленными, его признали святым.
Согласно задумке музея, иконы не просто собирают в экспозицию.
Владыка же первым делом отметил, что с момента трагического раскола Русской Церкви старообрядцы делали все возможное и невозможное, чтобы сохранять иконы для регулярного совершения молитв, а также древневизантийское пение и уникальные книги. Предстоятель Старообрядческой Церкви назвал сохранение икон музейными работниками и частными коллекционерами «спасением красоты». Говорит, первые иконы покупал и в восьмидесятые, и в девяностые годы ХХ века, но профессионально коллекционировать их стал в начале нового тысячелетия. По его словам, коллекционирование для многих россиян стало возможным, благодаря многочисленным аукционам, которые оказались доступны для всех желающих. В поисках шедевров увлеченные люди ездили за границу, а равно искали их и на родине, в России. Его целью, как и стремлением многих его коллег-коллекционеров, было желание вернуть в свою страну многое, что исчезло в годы советской власти. Затем иконы обрабатывали реставраторы, после чего появлялись на свет шедевры музейного значения.
Рублёва может предоставить для размещения 4 июня в храме Христа Спасителя копию иконы «Троица». Копия была создана реставратором Василием Кириковым. Причиной такого решения стало то, что подлинник иконы в данный момент находится на реставрации в связи с «неудовлетворительным состоянием». По словам Миндлина, у «Троицы» есть отслоение грунта и красочного слоя.
Эта страшная, сметающая все на своем пути сила, идущая с Востока, ассоциировалась у них с Тартаром — адом, преисподней. А потом название стало топонимом — символом большой, непонятной земли. Великая Восточная Тартария. Франция К. XVII в. Кусакина А вот анонимная французская карта конца столетия от 1692-го до 1698 года — «Великая восточная Тартария». Границы пугающей Тартарии отодвинуты — хотя и она теперь не такая уж неизведанная: на ней можно увидеть Байкал, выделяется Калмыкская Тартария, Восточная Тартария. Новая географическая карта Северных земель Великого царства Московского. Гравюра с медной доски. Кусакина Еще одна карта — Карта северных земель, сделанная голландцем — графиком, картографом Николасом Висхером Пиксатором. В правом верхнем углу — фрагмент картуша свитка со свернутыми углами , где обычно изображаются милые ангелочки в виде пухленьких путти мальчиков, часто — крылатых. Но речь о северных землях, о Московии — и здесь появляется ангел суровый, с колчаном и стрелами, в руках у него оленья шкура с рогами и копытами. От него будто в испуге отшатнулись два маленьких ангела. На карте можно найти Пустозерск — сейчас на этом месте никто не живет, а когда-то это был центр мировой торговли пушниной, о котором хорошо знали иностранцы. Если рассматривать карту дальше — можно увидеть, что Устюг, Пермь, Онежские, Двинские земли достаточно плотно населены: Русский Север был обжит, там было много монастырей и храмов. Зачем русскому царю кувшин на встрече со шведом? Царский церемониал аудиенции иностранным послам. Эрик Пальмквист. Гравюра Пальмквиста— своего рода уникальный «репортаж» события, состоявшегося 30 марта 1674 года в 2 часа дня, благодаря которому мы можем попасть в Московский Кремль XVII века, в Грановитую палату, украшенную роскошными ткаными обоями. Мы видим то же, что видел художник: царь Алексей Михайлович сидит на великолепном троне под двуглавым орлом, перед ним склонился в глубоком поклоне шведский посол. По обе стороны по направлению к трону — оруженосцы-рынды — стольники, с серебряными топорами в руках, в высоких шапках. Руку царя князь Воротынский подносит графу: посол вот-вот должен подойти и приложиться к ней. В стороне на столике — приготовленный кувшин: царю омоют руку после того, как к ней приложится иноземец— «еретик». О чем расскажет клетчатый пол на иконе?
В Русском музее восстанавливают уникальную икону из Согиницкого храма
В районном историко-этнографическом музее открылась выставка художницы Ядвиги Сенько «Храмы и иконы», которая продлится до 30 декабря включительно. 25 апреля Государственный музей «Исаакиевский собор» представил в Сергиево-Посадском государственном историко-художественном музее-заповеднике выставку «Солнечный камень. Устюженский краеведческий музей проводит цикл выставок «Иконы из собора Рождества Богородицы». Как рассказали в Сахалинском областном художественном музее, икона «Обитель преподобного Савватия Тверского (Оршинского)» была создана в середине — третьей четверти XVI века и. Как рассказали в Сахалинском областном художественном музее, икона «Обитель преподобного Савватия Тверского (Оршинского)» была создана в середине — третьей четверти XVI века и.
Музей старообрядческой иконы
Такую икону рисовали на двух отдельных холстах, которые потом склеивали вместе, прокладывая между ними лист бумаги. Холсты покрывали левкасом, что увеличивало их толщину и обеспечивало лучшую сохранность. Икона писалась уже по левкасу, — рассказывает генеральный директор Кирилло-Белозерского музея-заповедника Михаил Шаромазов. В отличие от памятников XV века, ее размеры составляют 50,5 на 45 сантиметров. В музей она поступила в 1929 году из Кирилло-Белозерского монастыря.
Главным гостем на открытии стал искусствовед, почетный член Российской академии художеств, член Санкт-Петербургского Союза художников России, директор Государственного музея «Исаакиевский собор» Юрий Витальевич Мудров. По его словам, «любой новый проект рождается не только благодаря профессиональным связками, но и в результате гармонии, уважения и веры в одно дело коллег-участников. Новая выставка, которая по-настоящему удалась, стала не только подтверждением дружбы и сотрудничества двух музеев, но и началом дальнейших совместных проектов.
В 2024 году празднуется большое событие - юбилей со дня перенесения мощей преподобного Александра Невского. Сотрудники Сергиево-Посадского музея-заповедника предоставят для экспонирования в музее «Исаакиевский собор» редкий покров на раку великого князя, что станет значимым событием для музея и жителей всего Петербурга». Почётными гостями музея в праздничный день стали Юлия Ушакова, зав.
Сама история старообрядчества показывает невероятные примеры стойкости и патриотизма, защиты делом своей веры и традиций, истории и культуры своей Родины — святой Руси. Уже сейчас многие как светские, так и церковные авторы публикуют материалы, посвященные духовному и культурному наследию, истории и современности старообрядчества. Однако сам феномен старообрядчества, его философия, мировоззрение и особенности терминологии исследованы до сих пор слабо. Сайт «Русская вера» является самым обновляемым источником информации, рассказывающий об истории и современной жизни старообрядчества в целом и старообрядческих согласий в частности, таких как: РПСЦ , РДЦ , ДПЦ , Старопоморы-федосеевцы и другие, а также Старообрядные приходы в лоне РПЦ.
А вот «Благовещение с избранными святыми» 1620-х годов, написанное другим мастером строгановской школы — Назарием Истоминым Савиным. На груди у Богородицы изображен образ Богомладенца, словно бы только воплотившегося в момент чуда Благовещения, то есть показан самый сакральный момент. Подобное звучит в двух знаменитых иконах XII века: византийском «Благовещении» из монастыря святой Екатерины на Синае и древнерусском «Устюжском Благовещении», которое хранится в Государственной Третьяковской галерее. Значит, мастер каким-то образом был знаком с высокими образцами иконописи и, опираясь на традицию, создавал образ уже в духе своего времени… «О Тебе радуется…» Тема русской святости звучит в монументальной иконе, в которой совмещено два сюжета: «О Тебе радуется…» и Шестоднев середина XVII века, Ярославль.
Там, кроме общехристианских святых ветхозаветных пророков, Предтечи , во множестве изображены русские святые: князь Владимир, князья Борис и Глеб, русские преподобные. Она находилась в коллекции старообрядца-коллекционера Егора Егоровича Егорова 1862—1917 , затем, после революции, оказалась в Третьяковской галерее, в 1930-е годы была продана за границу и находилась в знаменитой коллекции Джорджа Ханна в США… Стремление передать Свет «Спас Нерукотворный» Переход в следующий зал — словно путешествие на машине времени. Ты видишь, как изменилась жизнь, как изменилась икона. Вот иконы из праздничного чина последней трети XVIII века, и в них — стремление в изображении традиционных иконографических сюжетов дать прямую перспективу, которое проявляется в том числе в изображении классического «клетчатого» пола, изображения пейзажных фонов; стремление передать сложную архитектуру, разноплановость украшений. Здесь и характерные для эпохи барокко завивающиеся складки одеяний. Насколько по-разному создавали иконописцы Оружейной палаты один и тот же образ, очень хорошо видно на примере трех образов «Спаса Нерукотворного», явно восходящих к образу, написанному Симоном Ушаковым. Одна и та же иконография — Спас на убрусе, на плате, но в каждом случае в образ Христа мастер привносит какие-то особенные черты. Здесь тщательно выписаны слова раскрытого Евангелия, которое пишет апостол, украшения скатерти, двойного стола.
У Иоанна Богослова — плащ с подбоем. В этом, несомненно, влияние западных традиций. А вот икона мастера из круга Тихона Филатьева. В чем-то похожую композицию мастер решает по-другому: апостол достаточно динамично оборачивается в сложном ракурсе к Духу Святому, как бы слыша Его. А вот икона, написанная игуменом Корнилием в миру Кириллом Улановым, прославленным придворным мастером, одним из ближайших сподвижников Симона Ушакова, в конце жизни принявшим монашество. У него совсем другой образ евангелиста — строгий, аскетичный. Уникальная особенность — символ евангелиста изображается в потире, и это новое художественное решение. С одной стороны — это стилистика Нового времени, сцены жития здесь располагаются не в клеймах, а в свободной композиции в виде архитектурного стаффажа.
Вместе с тем в этом и традиция древней иконописи, когда в пространстве одной иконы изображаются разновременные события, которые словно разворачиваются перед нами происходящими здесь и сейчас, и одновременно — в пространстве вечности яркий пример — иконография «Рождества Христова». Традиция, изложенная новым художественным языком. Хотя здесь и присутствуют черты, пришедшие с запада например, флаг в руках Спасителя , главная черта, которая роднит эту икону с другими, древними, — ее светоносность. Это буквально прямая иллюстрация евангельского «Я есмь Свет миру» Ин. Сибирская святыня, написанная в «живоподобном» стиле, — Абалацкая икона Божией Матери «Знамение», копия «мерой и подобием» почитаемой чудотворной иконы к. В 1636 году образ получает общерусское почитание. Таким образом, перед нами пример целой «вселенной» русского искусства, культуры, — замечает Наталия Горькова.
В музее истории религии открылась выставка с иконами советского времени
На ней представлено более 120 предметов церковного искусства XVI – начала XX веков из собрания Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва. В реставрационных мастерских Русского музея восстанавливают уникальную икону «Чудо Георгия о змие». В 1930-х ее спасли музейщики из древнего храма в деревне Согиницы. В понедельник, 29 мая, предлагаем устроить день духовной культуры, тем более что скоро Пасха, и посетить красивейшую выставку икон в Азовском музее–заповеднике.
В Подмосковье открылся единственный в мире музей икон Пресвятой Богородицы (+ФОТО)
Новости и пресс-релизы | Икона «Богоматерь Казанская» возвращается в Государственный музей истории религии, в фонд хранения «Православие. |
Владимиро-Суздальский музей-заповедник Икона XII века «Богоматерь Боголюбская». Новое обретение | Драгоценный крест и комиксы на иконе: рассматриваем самые ценные экспонаты ярославского музея. |
Икону XVI века покажут летом 2023 года в Сахалинском художественном музее | На выставке также представлены иконы-списки с чудотворных образов Богоматери с подробными живописными повествованиями об истории их обретения и почитания. |
Музей христианского искусcтва | На ней представлено более 120 предметов церковного искусства XVI – начала XX веков из собрания Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва. |
В Устюженском музее работает выставка одной иконы из собора Рождества Богородицы
Сегодня в музее больше 70 икон сызранских мастеров. В городе Красноуфимск Свердловской области появился музей сохранения российской иконы, в котором собраны уникальные образцы иконописи. Как уже писал наш сайт, 31 октября в духовном центре РПСЦ, что на Рогожском кладбище г. Москва, состоялось открытие музея старообрядческой иконы. В городе Красноуфимск Свердловской области появился музей сохранения российской иконы, в котором собраны уникальные образцы иконописи.
Икона «Богоматерь Казанская» вернулась в Музей истории религии после реставрации
Реставраторы Великоустюгского музея-заповедника завершают скрупулезную работу по восстановлению иконы, датируемой 1770-ми годами. Религия - 13 июня 2023 - Новости Москвы - Сегодня в собрании Музея русской иконы больше 4500 единиц хранения, представлены иконы разных периодов и географии — есть и эфиопская икона, и греческая. Костромской музей-заповедник сотрудничает с Российский академией живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова (г. Москва) на протяжении 10 лет.