Можно ли есть ржаной, черный или белый хлеб в Великий пост 2019? С другой стороны, черный хлеб в пост все-таки употреблять можно с почти стопроцентной уверенностью, что вы не совершаете ничего предосудительного или неугодного высшим силам. Что можно и что нельзя есть в Великий пост. Найти хлеба и батоны для Великого поста можно в магазинах «Сыктывкархлеб» в Сыктывкаре и районах присутствия.
Рождественский пост в вопросах и ответах
Миряне же, как правило, едят горячую пищу с растительным маслом во все дни поста. В определенные дни Великого поста послабление делается всем христианам. Так, в праздники Благовещения 7 апреля и Вербное воскресенье 28 апреля допускается вкушение рыбы, а в Лазареву субботу — рыбной икры 27 апреля. Кому не стоит поститься Если по состоянию здоровья или другим обстоятельствам человек не может соблюдать пост по всем канонам, лучше попросить благословение духовника или приходского священника на послабление. Беременным и кормящим матерям тоже следует соблюдать пост по силам.
Дети могут поститься не так строго, как взрослые: например, отказаться от вредных лакомств в пользу фруктов. Меню в пост Постное меню может быть довольно разнообразным, вкусным и полезным. Это и запеченные в духовке овощи, постные борщи, например с черносливом или фасолью, постные вареники , блюда с грибами, постные десерты , в том числе и печенье , овсяный кисель и многое другое. Старинные монастырские рецепты постных блюд уже не первое столетие являются образцом сочетания пользы, качества и простоты.
Монахи Свято-Троицкой Сергиевой лавры поделились рецептом постного горохового киселя. Рецепт горохового киселя Гороховый кисель — древнее блюдо. Впервые он упоминается в Х веке в Лаврентьевской летописи — одном из древнейших и важных исторических документов. Встречается название «гороховый кисель» и в рассказах Владимира Гиляровского как любимое блюдо московских кучеров.
И вот сюрприз! Оказывается, раньше кисель ели, а не пили, как сейчас.
Исключения из этих правил могут быть сделаны только правящим архиереем епископом.
Если венчание уже совершено в день, когда это запрещено церковным Уставом, то это не делает таинство недействительным. Можно ли расписаться в ЗАГСе во время поста? Ответа на этот вопрос в правилах и канонах Церкви нет, поскольку в то время, когда они составлялись, ЗАГСов просто не существовало.
Поэтому можно услышать разные мнения священников и духовников на сей счет, порой диаметрально противоположные. С одной стороны заключение брака — это радостный повод для сугубого торжества, каким обычно является свадьба. Но свадьбы в посту не играют, о чем было сказано выше.
С другой стороны, если регистрация в ЗАГСе не будет продолжена свадебным торжеством, то это просто формальное подписание документа и не более. Запрещать такое нелогично. Можно ли ходить в гости во время поста?
В гости ходить, конечно же, можно. А вот предаваться там безудержному веселию, напиваться и объедаться — нет. Этого лучше в принципе не делать, ведь не только в посту нужно бороться со своими страстями.
Но пост — это как раз самое время для сугубого воздержания. Что делать, если пригласили в гости, а на столе — скоромная пища? Если приложить небольшое усилие, то на столе практически всегда можно найти постную пищу.
Гнушаться видом мяса и других скоромных продуктов не стоит, Церковь не запрещает находиться за одним столом с теми, кто не постится, при этом не нарушая собственного поста. Если не удается вкушать исключительно постное и хозяева недоуменно смущаются тому, что гость не хочет вкушать предложенное угощение, то не исключена возможность действовать по ситуации. Нередко бывает, что хозяева дома не в курсе того, что их гость постится и предлагают специально приготовленные для гостя скоромные блюда.
Тогда, возможно, ради любви к ближнему, уместно будет нарушить пост, восполнив это потом усилением поста и сугубой молитвой в другой день. Но в то же время нельзя злоупотреблять такой установкой, оправдывая любовью частые посиделки с друзьями или свое личное желание отведать вкусные блюда. Порой проще отказаться от похода в гости, чем, сев за стол, смущать хозяев, смущаться самому или размышлять: «Есть или не есть?
Вот в чем вопрос! Стоит отказаться от похода в гости и в том случае, если хозяева, заведомо зная о том, что гость постится, нарочито не готовят для него подходящее угощение, мотивируя это тем, что «ничего страшного, можно и нарушить пост». Допустима ли супружеская близость во время поста?
Интимные отношения супругов — это то, о чем в Типиконе нет ни слова. Это не удивительно, поскольку в монастырях, где формировался устав, нет и быть не может никакой интимной жизни супругов. Получается, что супружеская близость у супругов есть, а что делать с этим в посту, указаний нет?
Церковь не оставляет своих верных чад без рассмотрения данного вопроса, разрешение которого есть в Священном Писании и церковных правилах. Апостол Павел в послании к христианам Коринфа пишет: «во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа. Муж оказывай жене должное благорасположение; подобно и жена — мужу.
Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена. Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим. Впрочем, это сказано мною как позволение, а не как повеление» 1Кор.
Как видим, апостол, указывает на то, что супругам не должно уклоняться друг от друга, чтобы не впасть в грех прелюбодеяния, и при этом указывает условия, при которых стоит уклониться от близости — пост и молитва. Воздержание, то есть пост, а также молитва, помогают успешно бороться с искушениями. Таким образом, воздержание от интимной близости весьма полезно супругам во время поста.
Не будет лишним рассмотреть в данном контексте ветхозаветную традицию поста, которая представляла собой, как правило, полное воздержание в течение относительно короткого промежутка времени. Эта традиция легла в основу раннехристианского поста, о чем мы говорили выше. У иудеев пост мог быть как общинным, так и индивидуальным, соблюдаемым с разными частными целями.
Пост мог быть выражением смирения, раскаяния, молитвенного настроения. Моисей, взойдя на гору для общения с Богом, постился 40 дней. Пост мог устанавливаться в знак траура, а также, чтобы смягчить наказание Божие.
Также в Ветхом Завете был установлен ряд постов, связанных с памятованием об особых событиях, например, в память о разрушении Первого и Второго храма, или взятии Иерусалима Навуходоносором. В обычный пост запрещалось лишь есть и пить, а во время важных постов не разрешались купание, умащение благовониями, ношение кожаной обуви, различные виды работы, а также интересующие нас в данном контексте интимные отношения. Обычные посты продолжались с утра до наступления темноты, а особо важные посты — в течение суток.
Некоторые посты могли продолжаться три или семь дней. В ряде случаев пост мог состоять в воздержании лишь от некоторых видов пищи, например, мяса или вина, умащения благовониями и т. Так, например, пророк Даниил постился 3 недели, не вкушая вкусного хлеба, мяса и вина, не умащаясь, и после этого сподобляется видений о судьбе народа Дан.
В современном иудаизме суточный пост Девятого Ава в воспоминание разрушения Первого и Второго храма предваряется схожими тремя траурными неделями, во время которых нельзя мыться горячей водой и употреблять в пищу мясо и вино. Также у иудеев существовала традиция поститься в понедельник и четверг, в противовес чему Новозаветная Церковь устанавливает посты в среду и пятницу, о чем имеется упоминание в раннехристианском памятнике «Дидахи»: «Посты же ваши да не будут с лицемерами, ибо они постятся во второй и пятый день недели. Вы же поститесь в четвертый и шестой».
Здесь указывается ветхозаветный счет дней недели, где каждая седмица заканчивается субботой. В пересчете на привычный нам счет дней, четвертый и шестой дни — как раз среда и пятница. Понедельник и четверг не были у иудеев обязательными днями поста, но это была широко распространенная практика индивидуального поста, о чем находим упоминании в Евангелии, где в притче о мытаре и фарисее последний выдвигает такой двухдневный пост в качестве одной из своих отличительных особенностей от остального народа: «Боже!
В «Дидахи» мы не находим указания о том, был ли пост среды и пятницы в то время обязательным для всех верующих или добровольным благочестивым обычаем, который соблюдали лишь некоторые христиане. В конце IV — начале V века в «Апостольских правилах» 69 правило был окончательно решен вопрос с обязательными для всей Церкви однодневными постами в среду и пятницу, а также Великим постом: «Если епископ, или пресвитер, или диакон, или иподиакон, или чтец, или певец не постится во святую четыредесятницу пред Пасхою, или в среду, или в пяток, кроме препятствия телесной немощи, да будет извержен, если же мирянин: да будет отлучен». Таким образом, видим, что апостол Павел не писал об однодневных или многодневных постах в той форме, что известна нам сейчас.
Апостол указывает на бывшие традиционными у иудеев однодневные индивидуальные и добровольные посты, в которые он предлагает супругам отказаться от близости ради упражнения в воздержании посте и молитве. О добровольном характере предлагаемого апостолом поста говорит и фразеология самого указания — «это сказано мною как позволение, а не как повеление».
Мы не просто не едим мясомолочные и рыбные продукты в пост, но, воспитывая свою волю в малом, являем верность Богу и готовность для испытаний, которые могут нас постигнуть и в большом. При этом, конечно, если человек постится, он должен помнить, что освободившиеся у него силы так как меньше времени проводится за обеденным столом и у телевизора очень важно обратить на духовную жизнь и на пользу других людей. Ведь если он не смотрит телевизор, но просто праздно нежится на диване, то пользы от такого воздержания не будет. Вопрос: Верно ли утверждение, что каждый выбирает пост по силам? Я знаю человека, который стремлением строгого поста довел себя до больницы и подорвал здоровье. Это же уже как-то неправильно?
Ответ: В Церковном Уставе ясно изображено и время употребления и качество постной пищи. Пост смягчается по отношению к больным, беременным, кормящим, путешествующим. В любом случае, желая соблюдать пост, и знать его меру для себя, посоветуйтесь с духовником, расскажите ему о своем духовном и физическом состоянии и испросите благословения на совершение поста. Вопрос: Мне 12 лет, я слышала, что до 14 лет в среду и пятницу да и во время любого другого поста, кроме среды и пятницы в Великий пост можно вкушать молочную пищу. Так ли это? Ответ: Вопрос о мере дисциплины поста устанавливается каждым верующим вместе со своим духовником. Эта дисциплина зависит от многих обстоятельств: от возраста, состояния здоровья, меры нашей зависимости от окружающих и многого другого. Действительно, во многих случаях учащимся средних и высших учебных заведений духовниками дается послабление на молочную пищу в среду и пятницу или в иных случаях и в многодневные посты.
Но послабление это не может быть дано мною через Интернет, а должно быть решено Вами конкретно с Вашим духовником. Вопрос: Мне нужно пройти ультразвуковое обследование желудка, съев так называемый «пробный завтрак» из двух яиц, — допустимо ли это в пост? Ответ: Лекарства пищей в собственном смысле не являются. И если для медицинского обследования необходимо заполнение желудка белком яиц, то стоит заполнить желудок этим белком, воспринимая это в данном случае не как питание, а как необходимое лекарство. Вопрос: Я занимаюсь бодибилдингом. Употребляю спортивное питание: протеин, аминокислоты. Сразу скажу — это не стероиды. Допустимо ли употреблять спортивное питание во время Поста?
Ответ: Если речь идет о постном питании, допустимо. А если о бифштексах с кровью, то, конечно, довольно странно было бы есть их в Великий Пяток. Вопрос: Можно ли поститься только первую и последнюю неделю? И можно ли есть хлеб во время поста? Ответ: В отношении второй части Вашего вопроса ответ несложен: хлеб есть можно, обычный, не ситные булки и не на масле приготовленный, не пирожки сдобные, — обычный простой хлеб.
ООО "Яндекс" Есть ли положительные эффекты для организма от постного питания? Во время соблюдения поста многие люди чувствуют улучшение самочувствия, пищеварения, состояния кожи, настроения.
У многих происходит снижение массы тела, если люди правильно понимают правила поста и не начинают налегать на хлеб и крупы. Следует отметить, что во время поста лучше есть всего в меру, стараясь только утолить голод, а не наесться до отвала. При соблюдении этого главного правила постная пища, богатая полезными веществами, может действительно улучшить состояние здоровья. Так, наличие клетчатки способствует улучшению пищеварения, профилактике некоторых онкологических заболеваний, препятствует развитию атеросклероза и сахарного диабета. Витамины и минералы, содержащиеся в постной пище, улучшают обмен веществ, иммунитет, состояние кожи и волос, поддерживают в тонусе нервную систему, способствуют улучшению энергетического баланса в организме. Употребление постной пищи также приводит к снижению холестерина, мочевой кислоты в крови, что значительно улучшает состояние больных подагрой. В каком случае постное питание может навредить организму?
Не каждому человеку соблюдение строгих правил поста может пойти на пользу.
Великий пост в 2024 году: главные даты, суть, что можно и что нельзя есть
Можно есть черный хлеб, овощи и фрукты (фруктовые или овощные салаты), пить воду и компоты. Рыбу можно есть в пост не каждый день (внимательно изучаем рекомендации по питанию для каждого поста). Многие духовные наставники считают, что черный хлеб можно есть в пост, так как он является натуральным и полезным продуктом, не нарушающим основные принципы поста. Можно есть черный хлеб в пост? У тех, кто постится согласно канонам православной церкви, часто возникает вопрос, не запрещен ли черный хлеб в постные дни, не считается ли он скоромной пищей.
Какие блюда можно приготовить на второй неделе Великого поста
Во время Великого поста разрешается есть черный хлеб из цельнозерновой ржаной муки без добавления яиц, молока или жиров. Прежде всего мы рекомендуем черный хлеб, Бородинский хлеб. На вопрос можно ли в пост есть морепродукты дать однозначный ответ невозможно.
Соблюдаем Великий пост: от физического очищения к духовному
Рождественский и Петров посты В субботние и воскресные дни, на праздник Введение во храм Богородицы 4 декабря. Исключение: если сочельник 6 января приходится на субботу или воскресенье, рыбу в этот день не вкушают. В какие дни разрешены морепродукты В дни, когда разрешена рыба, можно есть и морепродукты. Но если в Средиземноморье такая еда — часть повседневного меню, то для нас это деликатес. Чтобы восполнить белок, а постная пища в основном углеводная, вы можете делать блюда из этих продуктов, но важно не переборщить. Ведь главный принцип любого поста — простота пищи и жизни в сочетании с обращенностью к Богу. Подойдут несложные рецепты с морепродуктами, например, паста с креветками и чесноком или поке.
Помните, что существует множество дозволенных в пост продуктов, которые можно добавлять в кашу для вкуса. Это и изюм, и орехи, и морковка, и грибы, которые можно сочетать и с гречей, и с рисом, и с другими крупами. Экспериментируйте, дайте простор своей кулинарной фантазии! Есть мнение, что, не употребляя мяса, яиц, молочных продуктов, человек лишает себя необходимого количества белка.
Это так, но только в том случае, если вы неграмотно подойдете к посту. Не забывайте включать в свой рацион продукты, содержащие растительный белок, - и все будет в порядке. Это и грибы, и баклажаны, и бобовые, и, конечно, соя. Сейчас на прилавках появилось множество разнообразной продукции из так называемого « соевого мяса », которое, будучи правильно приготовленным, сдобренное специями и соусами, прекрасно заменяет настоящее мясо. Диетологи утверждают, что соевый белок по своему составу и биологической ценности является равноценным заменителем белка мяса и рыбы. Не запрещаются в пост и хлебобулочные изделия, а в нестрогие постные дни - и растительное масло, и все многообразие рыбных продуктов. А в том, как много разнообразных блюд можно приготовить из всего этого, вы убедитесь, познакомившись с кулинарными рецептами , изложенными в разделе Все о Великом посте. Помните только о том, что переедать в пост нельзя ни в коем случае - даже если вы ограничиваетесь строго постными продуктами. Помните о том, что пост исключает любые злоупотребления - пряностями, острой, соленой, кислой, сладкой, жареной пищей. Лучше отдать предпочтение вареным блюдам, а также приготовленным на пару или в гриле.
Пусть ваша еда будет разнообразной, но простой. И вы, конечно, сумеете почувствовать и оценить эту радость и святость самой простой пищи. Пусть и отказ от молока и молочных продуктов вас не страшит - на какое-то время это делать необходимо, и такой запрет на период поста не только не вреден, но полезен. Согласно некоторым исследованиям, молоко как продукт, самой природой предназначенный для детского питания , не очень-то хорошо усваивается организмом взрослых людей. Так что потихоньку отвыкать от молока хотя бы во время поста вам не помешает. Мы еще более оценим значение поста, если вспомним, что пост состоит не только в том, чтобы заменить скоромную пищу постною, но и в том, чтобы ограничивать себя в излишествах и прихотях, например, меньше спать, удерживаться от лакомств, от курения табака и т. Помниет, что Церковь требует от нас и духовного поста. Во время поста мы должны особенно заботиться о подавлении и искоренении своих дурных наклонностей, привычек и желаний. По этому поводу св. Иоанн Златоуст говорил так - ты не можешь поститься?
Но почему ты не можешь простить обиду твоему другу? Перемени свой нрав: если ты зол, старайся быть кротким; если мстителен, не мсти; любишь злословить и сплетничать - воздержись и т. Делай в дни поста побольше добра, будь участливее к людям, охотней помогай нуждающимся в твоей помощи, молись усерднее, теплее и т. Во всех этих направлениях пост открывает тебе широкое поле для работы над самим собою - только имей охоту трудиться! Православные христиане соблюдают Великий пост, чтобы выразить свою любовь к Христу. Сорок восемь дней телесного и духовного смирения выражают смирение и покаяние мирян. Весь период делится на Четыредесятницу и Страстную седмицу. Первые сорок дней посвящены притче про бдение Спасителя на одинокой горе близ Иерихона.
И два дня Великого поста — первый и предпоследний — не вкушают пищу совсем. Для мирян таких строгих правил нет, каждый определяет свою меру поста по своим силам и готовности.
В Великий пост можно употреблять вино, но немного и только в некоторые дни праздничные, суббота и воскресенье , а крепкий алкоголь нельзя пить совсем. Можно и нужно употреблять мед, разные варенья, компоты, домашние заготовки на основе овощей. Конечно же, можно кушать хлеб, овощи и фрукты, орехи, крупы и бобовые. Достаточно ли это разнообразно? В повести И. Шмелева «Лето Господне» описания постных блюд занимают целые страницы!
Воздержание от мяса, яиц, молока и рыбы.
Дозволяется горячая растительная пища, то есть прошедшая тепловую обработку — вареная, печеная и т. Воздержание также и от растительного масла и вина. Разрешается горячая пища без масла. Дозволяется вкушение хлеба, воды, сырых, сушеных или моченых овощей, фруктов. Полное воздержание от пищи. Разумеется, те детально прописанные требования к постящимся, на которые ориентируется современный православный христианин, были выработаны не сразу. Христианская Церковь с самого же начала усвоила одну из основных форм еврейского поста, то есть полное воздержание от пищи.
Поэтому и у христиан первоначально пост, как правило, предполагал полное воздержание от пищи в продолжение относительно короткого временного промежутка. Например, в ряде христианских общин пост перед Пасхой начинался в Великую Пятницу и продолжался около двух суток. Наряду с такой формой поста широкое распространение в древней Церкви имели и индивидуальные посты, которые могли отличаться разными практиками. И хотя в те времена еще не было строго регламентированного деления пищи на постную и скоромную, это, однако же, не исключало возможности для подвижников ограничивать, в аскетических целях, разнообразие своего рациона питания в разных вариациях. Поэтому, наряду с полным воздержанием от пищи, постепенно формировались и распространялись другие формы поста, подразумевающие не полный отказ от еды, но отказ от определенных ее видов или некоторых пищевых продуктов. Определенное влияние на формирование новой практики поста оказали монтанисты [1] во второй половине II века. Они проповедовали строжайший аскетизм, всю жизнь своих последователей они обставляли самыми строгими правилами.
В их среде получает широкое распространение практика поста как воздержания от определенных видов пищи. Известным апологетом такой формы поста выступил Тертуллиан [2] , уклонившийся в монтанизм. В своем трактате «О посте» он размещает подробное обоснование такого вида поста, но не находит понимания у ряда богословов и церковных писателей того времени, которые не поддерживают подобную практику, называя ее странной и парадоксальной. Против апологетики Тертуллиана выступают, например, Римский епископ Каллист и святой Ипполит Римский. Тем не менее, постную практику монтанистов находят полезной для себя монахи Средиземноморья. Приняв, они развивают ее и после того, как эта традиция закрепляется в регионе, ее закрепляют церковными правилами, желая добиться единообразия. Вводится понятие постного — пища разделяется на постную и скоромную, появляются степени строгости поста.
Постное делание монахов преобразуется из полного воздержания от пищи в короткие промежутки времени в постоянное воздержание от мяса и вкушение постной пищи в установленные дни. В монастырях формируется гастрономический устав поста, который позже выходит за пределы монастырей и становится общеупотребительным для всей Церкви. При формировании современных правил постов ориентиром служили Студийский, Иерусалимский Уставы, а также устав Святой Горы Афон. В этом отношении примечательны слова протопресвитера Александра Шмемана : «первоначально пост в Церкви был соотносителен с богослужением и состоял в полном, но зато сравнительно кратковременном воздержании от еды. Идея поста была укоренена в его библейской типологии — как состояние ожидания и приготовления. Иоанн Креститель есть образ Ветхого Завета, как ожидания и приготовления Царства, и потому его образ — образ постника. Но во Христе пришло и открылось мессианское Царство — и могут ли «сыны чертога брачного поститься, когда с ними жених?
В библейской типологии Царство описывается как трапеза, то есть как прекращение поста. Евхаристия есть трапеза Царства, его эсхатологическое предвосхищение — поэтому пост соотносителен с ней, мыслится и переживается по отношению к ней, как «исполнению» Церкви. В этой концепции поста нет, конечно, различения родов пищи, потому что смысл ее в полном воздержании от нее… Монашеский пост исходит из совсем других предпосылок. Это пост-аскеза, то есть пост умерщвления плоти, как медленный подвиг восстановления духовной свободы, духовной сущности человека. Вкушение Адамом запретного плода поработило человека пище, и назначение поста-аскезы в том, чтобы вернуть человека к свободе, то есть к жизни, которая не зависит от единого хлеба… Поэтому здесь под постом разумеется уже не полное воздержание от пищи, а, прежде всего, регулирование ее количества и качества. В раннем монашестве, в уставах правилам о посте — о часах вкушения пищи, о способах ее приготовления, о качестве и количестве — уделено много места. И, действительно, в Типиконе [3] находим четкие указания относительно не только состава пищи, но и количества, а также времени ее приемов.
Причем отдельно оговаривается количество приемов пищи как во время поста, так и вне его, а время трапез неразрывно связано с суточным кругом богослужения. Так, первый прием пищи совершается после Божественной литургии, около полудня, второй же после вечернего богослужения. Пост, прописанный в уставе, которым пользуется Церковь уже много веков, напрямую и тесно связан с монастырской жизнью, и для многих людей его требования могут оказаться непосильными. Особенно, если учесть тот факт, что специального постного устава для мирян нет, а жизнь «простого» мирянина сильно отличается от жизни монаха в монастыре и не привязана к богослужениям в храме. Условия жизни и работы в миру таковы, что соблюдать указанное в уставе время и количество трапез [4] в большинстве случаев крайне затруднительно, да и количество их может быть мало для людей, которые занимаются тяжелым физическим трудом в течение всего дня. Однако нельзя сказать, что устав поста совершенно не подходит обычному мирянину. Из него, при невозможности буквального исполнения, можно и нужно почерпнуть установления относительно состава пищи.
А количество трапез в день определять исходя из возможности и необходимости. Главное, что нужно определить для себя в отношении постной трапезы — она не является самоцелью. Пост, пусть даже по всем требованиям устава — это лишь одно из средств духовной жизни, подспорье в борьбе со страстями и помощник на пути к Богообщению. Что нельзя пить во время поста? Нередко этот вопрос относят к употреблению спиртных напитков. Но все же отметим, что пить молоко, кефир, простоквашу и прочие продукты, содержащие молоко и другие продукты животного происхождения, в посту возбраняется наряду с прочей скоромной пищей. Пить чай, кофе, какао, соки и просто воду, конечно же, можно.
За исключением тех дней, когда устав предписывает полное воздержание от пищи и питья. Например, в Великую Пятницу. Что же касается спиртного, то церковный устав никак не классифицирует алкогольные напитки. Единственный напиток, упоминаемый в уставе — вино. Это связано, в первую очередь, с тем, что в византийской традиции вино, разведенное водой, употреблялось повсеместно, и было элементом обычной трапезы. Поэтому в Типиконе столь часто встречается разрешение на вино. Речь идет, конечно же, о натуральном виноградном вине, без добавления сахара или спирта.
Именно такого во времена составления устава — разбавленного вина, в количестве от 1 до 3 красовуль чаш емкостью около 200 гр. Относительно более крепкого или легкого алкоголя церковный устав не содержит никаких указаний. Очевидно, что применять количественную меру в 1-3 красовули к крепким спиртным напиткам не стоит даже без поста.
Диета в пост
На вопрос можно ли в пост есть морепродукты дать однозначный ответ невозможно. Можно есть в пост только растительную пищу – фрукты, овощи, сухофрукты. То, едят ли хлеб в пост верующие христиане, не зависит от названия праздника, к которому он приурочен. Рассказывая о том, какой хлеб можно есть в Великий пост, прежде всего стоит порекомендовать черный хлеб, Бородинский хлеб.
Как есть в пост, чтобы не умереть
🍞 Какой хлеб можно есть в пост? | Что можно есть в великий пост и что нельзя: календарь питания по дням. |
Прихожанин - В пост главное не еда | Найти хлеба и батоны для Великого поста можно в магазинах «Сыктывкархлеб» в Сыктывкаре и районах присутствия. |
Что можно есть в пост, а что нельзя
Один батюшка рассказывал: «Когда в первые дни Великого поста я практически ничего не ел, а потом, когда стало можно, отрезал кусок черного хлеба, посолил и помазал его подсолнечным маслом. можно ли есть хлеб в пост? Чтобы вас не мучить рассуждениями, сразу скажем, что да - хлеб в пост разрешается. Многие духовные наставники считают, что черный хлеб можно есть в пост, так как он является натуральным и полезным продуктом, не нарушающим основные принципы поста.
Великий пост в 2024 году: главные даты, суть, что можно и что нельзя есть
На вопрос можно ли в пост есть морепродукты дать однозначный ответ невозможно. Но что можно есть во время поста, чтобы сохранить силы для повседневной жизни? Многие духовные наставники считают, что черный хлеб можно есть в пост, так как он является натуральным и полезным продуктом, не нарушающим основные принципы поста. Хлеб можно употреблять в пост, но не всякий.