Своим беспощадным скальпелем Балабанов вскрывал один за другим все современные российские мифологии: разоблачил шестидесятнический миф о революции в «Морфии» и миф об СССР в «Грузе-200».
В день рождения Алексея Балабанова в Петербурге пройдут встречи и экскурсии в память о режиссере
После его смерти на сберкнижке осталось не много — сто тысяч рублей или двести. Не хотел тратить жизнь на зарабатывание денег. И не любил людей, которые живут ради денег. Ему Сельянов, продюсер, во всем помогал. Когда заканчивались деньги, Балабанов ему звонил.
Такое ощущение, что Сельянов держал деньги у себя, чтобы Балабанов их более рационально тратил. У жены сил не было. Умер, стоя на коленях — Как умер Балабанов? Почему незадолго до смерти он оказался в санатории?
Дома сидел с женой и сыном. И вдруг — гости: три бабушки, сын от первого брака. У них постоянно кто-то жил. Условий для работы никаких.
Отвлекали сильно. А ему уединения хотелось. Через друзей удалось снять номер в санатории в Дюнах. Обычно Надежда была рядом, но тогда не сложилось: сын поступал в университет, она помогала ему с документами для поступления.
А потом приехала. Когда вошла в номер, Балабанов был уже мертв. Он стоял на кровати на коленях. Головой упирался в подушку.
Мыслей о смерти не было вообще. В последний раз мы в апреле виделись, за три недели до смерти. Он только что с кинофестиваля вернулся, был в хорошем настроении. Я собирался его портрет лепить, он позировал для фото.
Следующие два года режиссер служил в армии. В военкомате предложили распределение на выбор: авиация с вылетами в страны ближнего востока или служба в Эфиопии. Балабанов выбрал первое. Для того, чтобы пройти отбор, он выучил таблицу для проверки зрения — к полетам допускали только тех, кто видел все строчки, а у режиссера была близорукость. Осенью 1981 года выпускника отправили в качестве военного переводчика в Йемен.
Завтра в Эфиопию и обратно сюда», — писал Балабанов в своем дневнике 24 декабря 1981 года. Чтобы чаще совершать вылеты, а не находиться в управлении, режиссер занимался английским с сыном майора, который отвечал за график полетов. Чтоб прикрыться. Понял, да? С одной стороны цинично, а с другой — рационально.
Такое было первое ощущение войны — что здесь могут убить» Алексей Балабанов интервью мужскому журналу «Медведь» За несколько месяцев до окончания службы режиссера уволили из авиации: сначала опоздал на рейс в Венгрии, потому что покупал музыкальные пластики, а потом отправил другу анекдот про первого секретаря ЦК Леонида Брежнева. Они его не поняли наверняка. Не поняли — но, так как про Брежнева… Это я написал в письме человеку, который поступал на операторский факультет». Его перевели в военно-морской флот и отправили переводчиком на верфь по ремонту подводных лодок в Риге. Путешествия на край света, первые фильмы и свердловский рок В 1983 году Алексей Балабанов демобилизовался из армии.
Однако проучился Балабанов там недолго: на первом же экзамене преподаватель раскритиковал его рассказ «День рождения», и он забрал документы из института. В интервью для книги «Балабанов» режиссер рассказывал: «Он мне говорит: «Вот по твоему сценарию будут снимать кино. Как ты сделаешь, что вода обжигает ноги? Уехал с сессии и больше не приезжал». Он вернулся в родной город и устроился на Свердловскую киностудию.
Его взяли третьим помощником режиссера — на самую низкую должность. Когда у Балабанова было свободное время, он ходил в Свердловский рок-клуб. В 1987 году он успешно прошел вступительные испытания и поступил на Высшие режиссерские курсы в Москве. Алексей Балабанов попал на курс «Авторское кино» к известному режиссеру Борису Галантеру. В этом же году снял свой первый короткометражный художественный фильм «Раньше было другое время».
Картина появилась случайно: знакомый студент-оператор попросил Балабанова помочь ему с курсовой работой. Съемки проходили в Свердловске. Режиссер за ночь написал сценарий и привлек в качестве актеров своих знакомых рок-музыкантов. Эта была история девушки, которую предал возлюбленный. Основное действие разворачивалось в ресторане, где играли Nautilus Pompilius.
Музыканты «уральской волны» снялись и в двух следующих фильмах Балабанова: «У меня нет друга» о гитаристе Егоре Белкине и «Настя и Егор» о непростой любви между двумя рок исполнителями. Во время обучения Алексей Балабанов жил в общежитии. Там он познакомился с Сергеем Сельяновым, который учился на отделении игрового кино. До режиссерских курсов Сельянов уже работал редактором на Леннаучфильме и подпольно снял картину «День ангела». Они быстро подружились.
В интервью для фильма «Балабанов» режиссера Любови Аркус Сельянов рассказывал: «Познакомились и сразу заговорили о кино. И через несколько минут стало ясно, что мы как-то очень про него одинаково понимаем. Говорим по-разному, наверное, но чувствуем одинаково. Как в «Маугли»: мы с тобой одной крови, ты и я». В Москве Балабанов встретил свою будущую жену Ирину.
Они познакомились на вечеринке общих друзей, и он сразу же в шутку предложил пожениться. Вскоре свадьбу сыграли по-настоящему. У них родился сын Федор, и Ирина Балабанова переехала с ребенком в Свердловск, где с воспитанием помогали родители режиссера. Через год Балабанов принялся за съемки фильма «Счастливые дни». Сценарий был создан по мотивам творчества ирландского писателя Сэмюэла Беккета.
Главный герой картины — маленький человек без имени и прошлого скитается по городу и становится для прохожих каждый раз другим человеком. Мужскую роль исполнил актер Виктор Сухоруков. Мы снимали зимой на кладбище, я ноги себе отморозил. Говорю ему: «У меня ноги мерзнут…» А он: «Ничего-ничего, потерпи…» Потом оказалось, что это все специально. Ему нужно было, чтобы мои мучения через глаза передавались» Виктор Сухоруков программа «В гостях у Дмитрия Гордона» Кинолента вышла в прокат в 1991 году.
На ее премьерный показ в «Дом кино» пришла Надежда Васильева — художник по костюмам «Ленфильма». Потому что на экране был мир человека очень близкого мне по духу». Лично познакомились уже на киностудии: Балабанов занимался своей второй картиной — экранизацией романа Франца Кафки «Замок». Они полюбили друг друга.
Балабанов открыл Бодрова, того, кого так нехватало в сложные времена, на кого стоило равняться. Он оставил после себя наследие, как и фильмов, так и поколений.
И это сейчас важно. Два блестяще талантливых человека гармонировали друг с другом, их работа вместе того стоила. Память их вечна. Балабанов есть для нас и сейчас, как и Бодров-младший. В них и есть Россия, родная Россия и настоящая Родина. Приступ За свою творческую биографию Алексею Балабанову удалось создать образ героя постсоветской эпохи с его легендами, желаниями и противоречивой судьбой.
Фильмы режиссера навсегда зафиксировали образ давно ушедшего времени, войдя в число лучших российских кинокартин. Самый знаменитый герой Балабанова — Данила Багров — верил, что сила в правде, и шёл к ней как умел. Балабанов делал то же самое. Алексей Октябринович умер 13 мая 2013 года от инфаркта в Ленинградской области. Не мне судить. Навигация по записям.
Я был во Львове, в Киеве, в Одессе, у меня дядя там живет. Вся правая часть Украины - это русские города. Я не говорю про Крым. Там татары больше прав имеют, чем украинцы.
А везде заставляют по-украински говорить. Эти "западэнцы" - пропольская идея. Там у них никто не работает, все сидят и думают про какие-то выборы, про какую-то политику. На самом деле страна должна развиваться, в стране должна экономика развиваться, люди должны лучше жить. И я думаю, у нас что-нибудь подобное будет, начнется раскол в стране, как у них сейчас.
Про будущее Гастарбайтеров у нас тут еще больше будет. Про них можно кино сделать политическое, сильное. Я думаю, будут подниматься диаспоры и лезть против власти. Прав у них нет, они незарегистрированные, бесправные, просто они кучкуются друг с другом. Китайцы полезут, уже полезли.
По всей стране их много, и они очень сильные.
Балабанов Алексей Октябринович
Но в том, что они приезжают, виноваты мы сами же. Нам нужна дешёвая рабочая сила. Мы сами себя загнали в эту ситуацию, а теперь возмущаемся. Но это неправильно, что мигранты сегодня везде и всюду. Они ведь нас, кроме всего прочего, не любят. А это важный момент. Сергей Маковецкий. Кадр из фильма «Про уродов и людей» « АиФ »: - С чего вы взяли, что они нас не любят? Вот приходишь, например, арбуз покупать. Спросишь что-нибудь у продавца, неважно, из какой он республики, и он так тебе отвечает, что ты понимаешь: не любит он тебя. Вам так не кажется?
Эти вопросы Путину надо задавать. Почему у нас везде и всюду так просто проехать? Всюду были пограничные посты. Сегодня кто угодно может ехать куда угодно, и никто за этим особо не следит. Но вообще я с политикой не дружу и никогда дружить не буду - у меня профессия другая. Но я в этом ничего не понимаю. Я смотрю, конечно, новости, но мне совершенно неинтересно, какие там перестановки в кабинете министров, неинтересно, кто у нас президент. Я абсолютно аполитичен. Все мои отношения с политикой заключаются только в том, что в своё время я воровал водку из холодильника Ельцина. Это было в Свердловске, когда Ельцин занимал должность секретаря обкома партии.
Мой друг был мужем его дочки, поэтому я бывал у них. Леонид Бичевин.
Данила Багров в фантастическом исполнении Сергея Бодрова — младшего, чья ранняя гибель, как говорят близкие Балабанова, всерьез подкосила Алексея Октябриновича, не только солдат-супермен, но и отчаянно запутавшийся в непонятной новой жизни русский мальчик. Именно в «Брате» впервые проявились противоречивые политические взгляды Алексея Балабанова — русского режиссера, метавшегося в своих раздумьях об участи страны и народа от впитавшейся в кровь русофилии до отчаянной, обусловленной талантом и наблюдениями русофобии.
Чехов, Бунин, Набоков — величайшие из великих талантов России — были, пожалуй, в той же степени русофилами и русофобами одновременно. После «Брата» пошла череда балабановских картин, в которых он четко выразил то, что думает о российской власти. В «Войне», «Жмурках», «Мне не больно», «Кочегаре», «Я тоже хочу» он равно ненавидит братков и ментов , а также гэбистов, являющихся оплотом скверного для него российского режима. Он всегда за одиночек-маргиналов, которые пытаются сопротивляться общественной системе.
И еще — он за военных. За русское офицерство. Вот кому он всегда отдавал честь. Увы, в «Брате 2» ,который как кино я тоже часто пересматриваю, режиссер Балабанов и его продюсер Сельянов пошли за толпой, решили соответствовать ее устремлениям — и сделали не трагический фильм о поколении, каким был первый «Брат», а конъюнктурную фигню о том, как наш брат мочит ненавистных ура-патриотам долбаных америкосов.
Или антипатриот Дополнение к предыдущей главке. Патриот, говорите? Через кордоны пропускают только за взятки, даже если необходимо спасти людей, взятых на Кавказе в заложники ради выкупа. Причем среди заложников могут оказаться как русские, так и иностранцы.
Но официальные органы помогают спасти их лишь на словах. После чего продолжают убивать. Наконец, «Река» — легендарно незаконченная работа Алексея Балабанова 2002 года в автокатастрофе погибла исполнительница одной из главных ролей — фильм про любовные страсти в среде якутов конца XIX века, которые вдобавок загнаны в гетто, поскольку больны проказой. Якутов при этом успели обратить в православие.
У фильма есть короткий смонтированный вариант. Коллега Михаил Трофименков написал примерно следующее: более антиколониального фильма в мировой истории не было. Вы все еще считаете Балабанова ксенофобом? Его невозможно загнать в концепцию.
Хотя я это сейчас и пытаюсь сделать. Концепция, собственно, в том, что Балабанов всегда оставался самостоятельным, никому не подвластным, в меру злым, абсолютно невоспитанным, иногда неподвластным самому себе талантливым автором. Вторым стал снятый спустя год «Морфий». Дело происходит в провинции 1984-го.
Это страна без прикрас: с кошмарно дымящими заводами и убогим Черненко. Девочка лет 17, дочь партбосса сдуру приходит на танцульки, где связывается с другом своей подруги. Тот ходит в майке с надписью «СССР». Это кажется проколом фильма: в те годы не ходили в майках с «СССР».
Это не было крутым: все равно что заявиться на дискотеку с комсомольским значком. Да и маек столь высокого коттонового качества тогда не существовало. Но для Балабанова, как потом понимаешь, майка имеет концептуальный смысл. Скотина в майке «СССР», будущая фарца, из которой выросли политики и бизнесмены 90-х — 2000-х, напившись, везет девушку за добавкой на хутор, где торгуют самогонкой.
В итоге юная и глупая становится пленницей мента-маньяка, убийцы-импотента. С самого начала ощущаешь то, что именуется саспенсом. Вроде бы все нормально. Ностальгически любимый мной «Ариэль» поет «В саду магнолий».
Но есть ощущение, будто то, что ты смотришь, — прелюдия к вампирскому ужастику. В Англии недавно кто-то убил пять проституток. Так там не было подобных серийных убийств со времен Джека-потрошителя, на счету которого, кажется, шесть жертв. У нас же в СССР постоянно появлялись нелюди, которым удавалось прикончить по пять-шесть десятков несчастных.
Чикатило не единственный и даже не рекордсмен. Перечисляю не всех монстров. Мне смешно, когда говорят, будто криминальный жанр в кино с его обязательными убийствами — главный стимулятор насилия в обществе. Более нравственного кино, чем в советские годы, не было ни в одной стране мира.
Отчего же именно СССР, так и не став родиной слонов, оказался родиной изуверов? Искренне не понимаю, как можно сотворить две такие картины подряд, отнимающие у их создателя и здоровье, и эмоции. Удивительно, но сценарий «Морфия» сочинил Сергей Бодров — младший. Именно он собирался снимать фильм.
Именно у него возникла идея объединить в одном персонаже двух разных молодых булгаковских докторов. Один из них — герой «Записок юного врача», романтического романа воспитания о врачебной практике в российской глуши 1917 года, полного нетипичных для романов воспитания натуралистических подробностей. Другой — персонаж рассказа «Морфий», незаметно и страшно севший на иглу. Балабанов сценарий изменил, поменял финал, но не вписал себя в титры как соавтора сценария.
По его словам, потому что структуру придумал именно Бодров. Из «Записок юного врача» в «Морфий» включены три наиболее кошмарные: про ампутацию изуродованной ноги, трахеотомию и роды с патологией. Кроме того, в сценарий добавлены отсутствующие у Булгакова жуткие детали революции в уездной глуши: в городке наглеет неграмотная красноармейщина, по соседству с больницей крестьяне сжигают поместье своего доброго барина со всеми его обитателями, так что к доктору-морфинисту привозят обгоревшие тела все еще о, ужас! Среди них и тело одной из его любовниц.
В программке Каннского фестиваля принято помечать звездочкой фильмы, которые нежелательны для людей, страдающих сердечными заболеваниями или нервными расстройствами.
Николаева, Б. В 1983—1987 гг.
Дебютировал фильмами «Раньше было другое время» 1987 и «У меня нет друга» 1988 , один из первых в советском кино затрагивал проблемы сексуальной жизни молодёжи. Значительной работой стал документальный фильм «О воздушном летании в России» 1989 — о маленьком провинциальном городе, создавшем себе вымышленную историю ради обретения статуса, скрывающего убогость существования. Первые полнометражные ленты — абсурдистские притчи «Счастливые дни» 1992 и «Замок» 1994.
Короткометражная новелла «Трофимъ» 1995, киноальманах «Прибытие поезда» в парадоксальной форме рассказывает о ничтожном бытии «маленького человека», совершившего убийство; ленту отличают тонкая проработка фона, бытовых деталей московской жизни начала 20 в. На парадоксе построена и принёсшая Балабанову всенародный успех и культовую славу дилогия «Брат» 1997 и «Брат-2» 2000 , открывшая новый образ героя — киллера, отличающегося предельной честностью и нравственной надёжностью.
Потом главным редактором. А мама родилась в Чите. Она закончила школу с золотой медалью и поехала в Ленинград. А у нее подружка поступила в институт в Свердловске. Она остановилась у подружки. И познакомилась с папой, и никуда дальше не поехала. Вот так я и получился. Всегда жил на одну зарплату.
Хотя мог писать сценарии под чужим именем и зарабатывать большие деньги. А мама была директором института курортологии и физиотерапии. И тоже ничего, кроме зарплаты. Мы жили очень скромно. Всей семьей лепили пельмени и квасили капусту. Мои дети очень любят пельмени. А я не люблю. И капусту квашеную не люблю. Голодно было тогда в Свердловске. Квасили целую бочку, ставили в гараж к соседу и ели целую зиму.
Я играл в хоккей и в футбол во дворе, и мне было абсолютно все равно, кем я буду. У нас была школа английская, и я неплохо знал язык. Поступил в Иняз в Нижнем Новгороде. Но уже с третьего курса точно знал, что буду что-нибудь делать в кино. Начал писать рассказы. В 1980 году поехал в Англию, написал там свои зарисовки, из-за которых меня на курсы взяли… — На какие курсы? Но я уже пять лет ассистентом режиссера отработал. Мой рассказ «Здравствуй, бабушка» всем понравился… — О чем он? Ее никто не встретил, она стоит с мешками… И не понимает, что делать. Языков она не знает.
Или белорусская, не знаю. Но наша. Я не мог ей помочь, нас встретили и сразу увезли… — Тема одиночества у тебя проходит через все фильмы… — Это правда. Каждый человек одинок в этом мире. А кто может помочь? Только друзья или семья… Вот у меня, например, есть друг Сергей Сельянов, продюсер всех моих фильмов. Я знаю, что на него всегда могу положиться, что бы ни случилось. Он не только потрясающий продюсер. Но и замечательный друг. Даже если друг или жена что-нибудь сделают нехорошее, нужно простить.
Мы с женой 12 лет прожили вместе. У нас дети общие. Это главное.
«Я хотел показать то, что показал»
Алексей Балабанов, известный широким массам в первую очередь как создатель кинокартины «Брат», режиссёр удивительный. й Балабанов – талантливый российский режиссер и сценарист. То что делал балабанов это страшнейший грех, потому как поражал и продолжает поражать тысячи и тысячи взрослых и детей. груз200 с Сельяновым(еще один тип) притча во языцех.
Режиссеру Алексею Балабанову 25 февраля исполнилось бы 65 лет
Смерть Балабанова для всех была ужасающей, нелепой, буквально — невозможной — новостью. То что делал балабанов это страшнейший грех, потому как поражал и продолжает поражать тысячи и тысячи взрослых и детей. груз200 с Сельяновым(еще один тип) притча во языцех. Балабанов никогда не занимал руководящих постов, за исключением режиссерского стула на съемочной площадке. Все едят докторскую колбасу и рассматривают фото, где Балабанов и Вячеслав Бутусов светятся молодостью. Алексей Балабанов с 1990 года жил и работал в Санкт-Петербурге.
Причина смерти Алексея Балабанова. Биография и фильмография режиссера
Надежда Васильева Балабанова делает это блестяще. Она придумала костюмы для героев большинства его фильмов. Катерина Гордеева поговорила с Надеждой Васильевой о кино и Петербурге, о любви и чувстве вины, о счастливом детстве и жизни после смерти.
Два символа эпохи 90-х и 00-х оказываются на отшибе, забытые и ненужные, смытые потоком времени. Причём не только волею судьбы то есть какой- то там мистической колокольни , а с подачи самого художника — творца, понимающего, что старая культура не отпустит его и утянет вместе с собой.
Так сложилось — и сложилось давно, и сложилось само собой, потому что как-то специально, «на заказ» такие вещи не складываются. При этом, физиологичная, глубоко субъективистская балабановская «правда-матка», в совокупности с православием режиссера, никогда не шла вразрез с поразительным его же умением схватывать мир объективно, видеть его насквозь.
Вероятно, поэтому Балабанов так легко переходил из жанра в жанр. В начале и середине 1990-х это был, как сказали бы сейчас, производитель утонченного европейского артхауса, высокомерно отстраненного от злобы дня фильм по мотивам Беккета «Счастливые Дни», экранизация романа Кафки «Замок». Затем Балабанов снимает короткометражку «Трофимъ», в котором скрещивает историю маленького человека с легендой изобретения кинематографического аппарата братьями Люмьер. После нее становится ясно, выражаясь в стиле нынешней политической риторики, «кто здесь власть». Но и этого Балабанову показалось мало, и он двинулся покорять современность. Оглушительный успех первого и второго «Брата» — редчайший случай, когда мастер камерного авторского кино снявший, вдобавок, в промежутке изысканную петербургскую ретро-драму «Про уродов и людей» без внешних усилий демонстрирует умение говорить со своим народом на одном языке, понятном обоим.
В нулевых этот поразительный, зигзагообразный путь был продолжен: «Война» становится одним из лучших фильмов о чеченской кампании, «Жмурки» подводят саркастичный итог бандитскому капитализму лихих 1990-х, ностальгически прощаясь с ним на заре новой государственной формации. Затем появляются уже упомянутые «Мне не больно» и сокрушительный, как удар кулака в лицо, «Груз 200», заставивший пересмотреть свои отношения с живым классиком даже самых недоброжелательных скептиков, а часть чувствительной аудитории — в ужасе отшатнуться от режиссера как от антисоветского еретика. Далее начинается, как теперь понятно, предсмертная финишная прямая: «Морфий», снятый по Булгакову, служит своеобразным реквиемом по России, которую мы потеряли при этом, глубокая депрессивность российской глубинки при царе соперничает с революционным большевистским кошмаром , а «Кочегар» — ставший, вероятно, самой мизантропичной и безысходной картиной Балабанова — неутешительным, но пересмотру, увы, не подлежащим приговором человечеству. Любопытно, что несмотря на глубокие стилевые и жанровые различия между этими картинами есть у почти всех из них один общий и глубоко русский мотив, имя которому — самосуд. Именно самосуд, чинимый разными протагонистами в меняющихся от картины к картине обстоятельствах и трагедия ситуации, в которой самосуд становится необходим , — центральный сюжет большинства балабановских произведений.
Перед съемками он беседовал с бывшими пленниками, ездил в Чечню, встречался с командирами войск, смотрел архивы… Главная роль в «Войне» досталась студенту Алексею Чадову — это было его первое и очень удачное появление на экране, роль второго плана сыграл Сергей Бодров. Балабанов Несмотря на условия — Балабанов не признавал павильонных съёмок и декораций — никто не жаловался. Тяжелее всего пришлось англичанину Иэну Келли. Все жалобы на тяжелый съёмочный процесс, на невозможность спокойно смотреть архивные записи, на быт и на режиссёра он адресовал знающей английский язык партнёрше по фильму Ингеборге Дапкунайте. Она как могла успокаивала актёра, объясняя, что так делается русское кино, здесь все взаправду — тонут по-настоящему, спасаются по-настоящему, а если стреляют, то настоящими патронами. Балабанов Первая и единственная комедия Алексея Балабанова. Вот в таком стиле Балабанов и сделал криминальную комедию. Почти все их персонажи полегли от бандитских пуль… Просто потому что это комедия Балабанова. Балабанов Сценарий к фильму написал… футболист. Станислав Мохначев был игроком юношеской сборной, а на досуге увлекался писательством. Он предложил сценарий продюсеру Сергею Сельянову, который передал его режиссёру. Фильм сняли в Нижнем Новгороде за полтора месяца, и эти полтора месяца город говорил только о съёмках — такого наплыва звёзд давно не было. Специально для съемок актёрам делали грим, который комично искажал внешность, и все, включая Никиту Михалкова, очень просили зрителей не воспринимать этот фильм всерьез. Балабанов И опять непривычный для брутального Балабанова жанр — на этот раз мелодрама.
Балабанов, Алексей Октябринович
В 1998-м выходит еще одна значительная работа Балабанова — картина «Про уродов и людей». Режиссер Алексей Балабанов — фигура для российского и мирового кинематографа сколь важная, столь и неоднозначная. Алексей Балабанов Aleksei Balabanov.
Алексей Балабанов: главный создатель мифа о 90-х или разочаровавшийся историк эпохи?
Даже когда Балабанов решил сыграть в картине самого себя — режиссера, члена европейской киноакадемии, умирающего на ступенях «Колокольни счастья». Алексей Балабанов. Никита Михалков откровенно признался, почему не дружил с Алексеем Балабановым. 18 мая 2013 года на 55-м году жизни ушел из жизни культовый режиссер Алексей Балабанов. Творческая биография Алексея Балабанова почти с начала приковывает к себе внимание, и дело не только в реакции зрителей и кинокритиков.