Новости криминальная россия казанский феномен

В интервью Гараев предположил, что «казанский феномен» мог стать следствием участия властей в управлении бандитскими группировками.

Почему банды возникли именно в Казани?

  • Гопота казанская
  • Структура и отличительные признаки
  • Когда в училище первым делом выучила все местные группировки
  • Казанский феномен. | Пикабу
  • Кто вырос из “Слова пацана”: правда и вымысел о казанских молодежных преступных группировках

Жив ли казанский феномен?

Объясняя идею написания книги, Гараев подчеркнул, что считает так называемый «казанский феномен» частью истории города и республики. Перечеркивать историю нельзя, цель автора — исследовать, не вставая ни на одну из сторон. В интервью Гараев предположил, что «казанский феномен» мог стать следствием участия властей в управлении бандитскими группировками. Дело в том, что казанские группировки отличались сильной структурой, и сформировались они раньше, чем где бы то ни было в СССР, полагает Гараев.

Кровь на асфальте» напоминает расхожий кинематографический сюжет: некто приезжает в город, где в прошлом что-то произошло, чтобы провести расследование, но все вокруг отговариваются дежурными фразами, а попытки поговорить воспринимают в штыки. Кадр из фильма «Слово пацана. Кровь на асфальте». Жора Крыжовников, 2023, Россия Пока в интернете множатся мемы со словом «чушпан» и шапками-фернандельками, отношение ко всему этому казанцев, которым под 40 лет и старше, куда более сдержанное. Балагурить на эту тему не принято, неважно, как вы относитесь к творчеству Жоры Крыжовникова. Участвовал ли кто-то в уличных войнах, или был бит за неучастие в ОПГ, или был отшит с позором, была ли в курсе дел своего парня, или пережила групповое изнасилование — эти особенности биографии одинаково не располагают к излишней откровенности. Сейчас о «казанском феномене» яростно спорит вся Россия и сопредельные государства, а в Казани такие споры случаются периодически. Можно вспомнить, как в 2016 году у нас разразился большой скандал вокруг футболок с названиями исторических ОПГ: «Теплоконтроль», «Жилка», «Квартала» обязательно с ударением на последний слог. Любая шумная криминальная акция или массовая драка в спальном районе вызывает громкие вопрошания: «Неужели снова началось? Апофатика казанского феномена Феномен молодежных группировок оставил в Казани массу впечатлений на многие годы вперёд. Ворошить это не принято, но пока идёт сериал, казанцы вынуждены работать «пояснительной бригадой» для неместных. Однако сформулировать уникальную сущность этого явления оказывается не так уж просто. Нет, казанские группировки не начались в 90-е годы как следствие распада СССР. Они начались при позднем дедушке Брежневе, а дальше расцветали при андроповской подморозке и перестроечной романтике и в лихие 90-е постепенно пошли на спад. Нет, казанские группировки не были историей про рабочие окраины и «шпану» из неблагополучной молодёжи. Они вовлекали подростков из всех социальных слоёв во всех районах Казани, начиная где-то с 11 лет. Нет, казанские группировки не обязательно были причиной школьного буллинга. Пацаны «при делах», будучи бойцами на улице, могли занимать в этих вопросах вполне гуманную и конструктивную позицию. Хотя бывало и иначе. Нет, казанские группировки в момент расцвета — это история не совсем про воровскую культуру и «братву», хотя были в их составе и носители воровского уклада, а ближе к своему финалу они действительно стали похожи на оргпреступность в других городах. Наконец, нет, казанские группировки — это не про татарский этнический фактор. Все «улицы», «конторы», «дворы» и «коробки» были интернациональными, объединёнными общей местной идентичностью, где русский, татарин, еврей и кто угодно из коренных казанских жителей был своим. Этнические диаспорные группировки, типа вьетнамских и прочих, существовали в другой системе координат. Казанский феномен был настолько тотален, что легче говорить, чем он не был, чем давать содержательные определения. В богословии это называется: «апофатика». К власти не пришли Не легче отыскать и ответ на вопрос: «Для чего всё это было? Благодаря «Жмуркам» Балабанова в нашей культуре оформился эталон криминала, пришедшего во власть: стреляли, перестали стрелять и начали зарабатывать, стали респектабельными. Но тут приходится признать, что как социальный лифт казанский феномен сработал не очень хорошо. Обладая огромными человеческими ресурсами, группировки не проявили должного стратегического видения и не смогли воспользоваться нараставшей динамикой исторических событий. Власть у тех, кто был в партии и комсомоле в период перемен; кто знал, как работает народное хозяйство, и не упускал своего.

Раскрыли, кстати, быстро, и вскоре дело, как находящееся на особом контроле, забрали в следственное управление МВД. Мы просто работали, жили практически в условиях военного времени, часто оставаясь спать прямо в кабинетах. Да и предъявить, как правило, мы им ничего не могли. Но сам не бил, а кто бил, я не видел». Максимум, за что можно было их привлечь, это за хулиганство, да и то его еще надо было доказать. А эти «романтики» хранили дома кто кастет, кто заточку, кто «самострел». К сожалению, методика наша хоть и приносила реальные результаты, но процесс остановить уже не могла.

И даже дед состоял в группировке «Павлюхина»: этот герой был группировщиком в третьем поколении. Я не думаю, что нужно искать решение во взаимодействии детей со школой. Это общемировая проблема. Какой ученик идет поговорить с учителем? Только если это авторитетный и суперталантливый педагог, который может сплотить детей вокруг себя, но это такая редкость. Важно понимать: хоть в Казани по-прежнему существуют группировки и их достаточно много, но это уже маргинальная история. Для мальчиков, которые думают об учебе или, условно, хотят стать рэперами или блогерами, это неинтересно — и это говорит о выздоровлении ситуации. Все-таки Казань сейчас здоровее, чем Казань моего детства. В 1980-е же было просто не пройти! Ты постоянно думал об этом — был ли ты участником группировки или не был. Это довлело над тобой. Еще один тезис, высказанный вашим героем, — большое количество мигрантов из Средней Азии, вступающих в группировки. Есть другие подтверждения этому и видите ли вы в этом некую тенденцию? Это как раз люди, исключенные из сообщества. Их родители сюда приехали, где-то работают, а у этих мальчиков нет компании, и они идут в группировку, чтобы получить поддержку. Когда я создал паблик «Казанский феномен», общался в комментариях, личных сообщениях, с кем-то созванивался, то подтвердил эту информацию у многих: ребята [из Средней Азии] регулярно сдают в общак, получают поддержку, и для них это социальный лифт — другого лифта им город не предоставляет. Возможно, это лишь мое предположение, но это не так плохо, что они влились в ту социальную сеть — привычную и понятную нам, как если бы они создали новую организацию и стали источником этнической преступности. В «Слове пацана» вы пишете, что МВД Татарстана отказалось помочь вам в работе над книгой, — что конкретно вы от них хотели? Я набрал пресс-секретарю, она попросила перезвонить — я перезванивал несколько раз… С коллегами-журналистами обсудил — говорят, пресс-служба МВД с прессой особо не любит общаться. Вообще, я не чувствовал, что общественность поддерживает меня в моей теме. Я слышал слова благодарности, но чаще всего меня в чем-нибудь подозревали — участники группировок считали меня ментовским: «зачем паблик завел, зачем тебе фотографии? А от МВД мне хотелось получить хотя бы какую-нибудь статистику — она бы мне не помешала в исследовании. В начале 2020-го слова министра республиканского МВД Хохорина о важности борьбы с группировками и авторитетами растиражировала пресса — объявили чуть ли не год борьбы с организованной преступностью. Я слушал его выступление, но причины какие-то птичьи — для того, чтобы объявить год борьбы с ОПГ. Я не знаю о наличии таких группировок в Казани, слышал, что есть в Челнах. АУЕ организация запрещена на территории РФ. Кому нужна организованная преступность прежде всего? Тем, кто с ней борется. Создается новая структура, бороться с которой легко — через интернет. И не надо ходить куда-то на улицу, морозить себя: заходишь во «ВКонтакте», ищешь ауешников организация запрещена на территории РФ. Непыльненькая работа. Увлечение блатной романтикой у молодых людей не может быть реакцией на окружающую реальность? Мы по-прежнему в чем-то лицемерное общество, делающее вид, что все в порядке, плюс у нас нет социальных лифтов, о которых мы уже говорили, — не видите вы параллелей между 1980-м и 2020-м?

ОПГ ''Хади Такташ'' : интереснейшая история жестокой ОПГ г.Казани 📹 Топ-9 видео

Часть «братвы» тех годов действительно перебила друг дружку в разборках по всей России. Кое-кто нашел себя в сообществах татарских национал-сепаратистов и ваххабитов. Еще часть инкорпорировалась в госслужбу, большой бизнес и т. Но «ренессанс» молодежных ОПГ как и ваххабитских в «суперблагополучном» Татарстане — очевидный факт. Он отметил три составляющих: возросшую активность «севших на дно» воров в законе, выход из тюрем ранее осужденных членов ОПГ и популярность у молодежи, которая никогда не видела «святых годов», субкультуры АУЕ «арестантский уклад един». К этому надо добавить еще один фактор — очевидный провал властей Татарстана в плане культурной и просветительской работы среди молодого поколения. В Татарстане за производство духовных скреп отвечает агентство «Татмедиа», которое управляет практически всей районной прессой, радио- и телекомпаниями, интернет-ресурсами. Все контролируемые структуры щедро финансируются из бюджета республики или госкомпаний. Но как духовно оздоровится социум республики, если краеугольный камень ее «государственности» — «национальная исключительность татарского народа»?

В переводе на русский последнее означает пожизненную неприкосновенность правящих татарских кланов. Своей безграничной властью и сказочными богатствами эти кланы обязаны в том числе как раз 1990-м годам, когда разгул криминала стал визитной карточкой республики. Подвигами татарстанских «братков» того периода восхищаются в соцсетях адепты АУЕ, которые никогда в Татарстане не были. Пропаганда АУЕ в России запрещена, ауешники «тусуются» в близких по содержанию группах — вроде того же «Казанского феномена».

Сложно было представить, что именно этот Раджа вместе со своими людьми зарубил топорами своих соперников по группировке. По слухам, расчлененного бывшего товарища по группировке начитанный Галиакберов назвал «Венерой Милосской»... Во времена правления Раджи «Хади Такташ» была на пике власти в преступном мире. Банда контролировала весь наркотрафик в городе-миллионере, выжимала деньги из 50 компаний и банков, а также захватила власть над несколькими важными заводами. Имели бандиты и большую долю в бизнесе, связанном с проституцией, кроме того, организовывали собачьи бои. Но это было не совсем так. За власть и контроль над Казанью с ними постоянно боролись другие местные банды. Раджа даже организовал в своей структуре специальный отдел профессиональных убийц, единственной задачей которых было убивать соперников из противоборствующих группировок. После десятков убийств одного из киллеров поймали и арестовали. Это наконец дало властям официальный повод для расследования дела «Хади Такташа». Все это фикция».

В райкоме комсомола тоже заявили, что им ничего неизвестно. В итоге его поставили на учет. Он смог выжить. Мальчик отказался писать заявление, то есть пацанов не отправили в колонию. Казань не узнал. У него были враги, «Мебелька» — район через дорогу. Его единственное отличие от нашего — наличие мебельного магазина. Были другие враги — «Ботинки» из района через трамвайную линию, где был магазин обуви. Еще «Квартала» «27-й», «38-й», «39-й». Мог отговориться и сказать, что «не при делах», то есть чушпан. Фото: 1976 г. В магазин не любил ходить, так как идешь потом и смотришь, чтоб гопники не остановили и мелочь не отняли. После девятого класса родители отдали в экспериментальный лицей на Роторной, там, где «Газовая-Халева Сила».

Потом все кончилось». Они были совершенно безбашенные, мы их очень боялись. Многие употребляли наркотики, их можно было встретить пьяными. Почему-то было ощущение, что никакая милиция нас не спасет, случись что. Был случай — девчонку у нас одну «пацан» изнасиловал после дискотеки, ее родители написали заявление, а к ним домой пришли серьезные парни и сказали: «Не заберете заявление — дочь вашу по кругу пустим. Заберете — он на ней женится». Они заявление забрали, дочь замуж выдали за насильника. Потому что знали: никто их не защитит. А он через пару лет от передоза умер. Разве что я могла сама не особенно бояться ходить по улицам — просто потому что встречалась с сыном местного хирурга, который их всех шил и чинил после драк с «казанскими», которые регулярно приезжали в наш райцентр. А значит, трогать меня было нельзя, и все об этом знали. Стоим на крылечке ДК Ленина и видим — рядом ларьки, а за ларьками гопники стоят. А рядом с нами курит огромный мужик-ролевик с игровым мечом. Мне показалось, длина меча у него метра полтора была. Стоит он, курит и усмехается: «Видите вон тех? Это они неформалов, «ниферов» бить пришли. Вот, жду, когда бить начнут». Так и не подошли эти товарищи. До сих пор не закончилась серия громких судебных дел, в которых то и дело всплывает «наследие» казанских и татарстанских ОПГ вспомним хотя бы недавний арест Ильшата Гафурова. И в последние годы общество начало волноваться. Дело в том, что со временем заканчиваются сроки заключения у посаженных когда-то авторитетов, они возвращаются домой. Появляются слухи о том, что кое-где в Татарстане пытаются возродить былую славу криминальной Казани и дети снова втягиваются в криминальные группы. Но, похоже, реинкарнация этого явления нам не грозит — слишком сильно изменилось общество за минувшие 20 лет. Начиная с 2010-х все практически сошло на нет. После «казанского феномена» о нем писали книги известные деятели Казани. Например, журналистка Любовь Агеева выпустила одно из самых крупных исследований этого общественного явления — «Казанский феномен: миф и реальность» в 1991 году. Максим Беляев и Андрей Шептицкий подготовили серию «Бандитский Татарстан», причем использовали в этих книгах материалы реальных уголовных дел. До сих пор «живые» группы во «ВКонтакте» наполняются воспоминаниями о том времени, появляются все новые обсуждения, фотографии. Люди на полном серьезе ностальгируют по тому периоду: буквально на днях в одной из подобных групп бывший участник ОПГ рассказывал, как в девяностых бил на улице Баумана панков и как это было «забавно». Опасения у общественников вызывает излишняя романтизация «казанского феномена». Буквально в прошлом году режиссер Жора Крыжовников собирался было даже снимать в Казани многосерийную экранизацию «Слова пацана». Общественный резонанс после этой новости оказался бурным.

В Татарстане сходит на нет "казанский феномен" с разгулом криминала - МВД

13 ноября 2022 - Новости Казани - В сети появился видеоролик, который рассказывает о реальных участниках ОПГ из Казани с их реальными фотографиями. в рядах «Тяп-Ляпа» были даже первоклассники. Знаменитый «казанский феномен» пустил корни очень глубоко и эта все еще полузапретная тема до сих пор будоражит сознание. В чем причина появления «казанского феномена» и почему с ним так долго не боролись — в материале «Ямал-Медиа». 13 ноября 2022 - Новости Казани - В сети появился видеоролик, который рассказывает о реальных участниках ОПГ из Казани с их реальными фотографиями.

Почему банды возникли именно в Казани?

  • До первой крови
  • Пионеры асфальтовых войн. «Казанский феномен» подростковых банд СССР
  • Анвар Маликов: «Бандитскую страницу истории Казани надо знать»
  • Пионеры асфальтовых войн. «Казанский феномен» подростковых банд СССР
  • ФОТОГАЛЕРЕЯ
  • «Асфальтовые войны», групповые изнасилования, кладбищенские аллеи из пацанов - Экспресс газета

Казань пацанская. Как молодёжные уличные банды держали в страхе столицу Татарстана

Истоком казанского феномена считается преступная группировка «Тяп-Ляп», возникшая в начале 1970-х на окраине города в районе завода «Теплоконтроль». В начале 1980-х годов в средствах массовой информации и юридической литературе СССР появилось понятие «казанский феномен». О феномене казанских преступных группировок когда-то говорила вся Россия. «Казанский феномен» — постыдное явление в позднесоветской истории нашей республики.

Почему в советской Казани было больше всего уличных банд

Путем тайного голосования участники группировки выбрали двух лидеров: Ташкента и Эльфата Сунгатуллина, более известного как Ильфатей. Так образовалось два конфликтующих лагеря: «старших» — «ильфатеевских» и «молодых» — «ташкентовских». Афоню можно увидеть под номером один в нижнем ряду Источник: книга Максима Беляева «Бандитская Казань» Итак, с 1993 года участники ОПГ «Кинопленка» разделились на два враждебных лагеря, возглавляемые Ташкентом с одной стороны и противостоящим ему Ильфатеем — с другой. Ей руководил приятель Ташкента — Хайдар Закиров по прозвищу Хайдер, поэтому логично, что и они в итоге спелись.

В результате между лидерами некогда единой «Кинопленки» была развязана криминальная война, унесшая жизни не одного десятка человек. И в конце концов всё закончилось арестами немногих выживших. Так кто же такой Афоня?

Игорь Афанасьев изначально был лучшим другом и ближайшим соратником Ташкента, и свой путь на криминальный олимп Казани начал еще в конце 80-х. Уверенный в своем лидере, Афоня долгое время беспрекословно выполнял все его указания и оказывал всю необходимую поддержку. Однако позже, как и многие другие группировщики, молодой человек попробовал себя в рэкете, и деньги полились к нему в карман рекой, что не могло его не обрадовать.

Отбросив в сторону все «пацанские понятия», в 1994 году Афоня «переобулся» и открестился от своего друга, приняв сторону Ильфатея. Афанасьеву совсем не хотелось подмять под себя весь город и бороться за власть, он искал быстрых и легких денег, предпочитал красиво жить, а не биться постоянно на смерть с другими опэгэшниками. С тех самых пор вчерашние друзья, что когда-то стояли плечом к плечу в уличных драках, стали заклятыми врагами.

Предательство друга стало билетом Афони на тот свет Источник: Казанский феномен. Казалось, что смыслом жизни Ташкента стало наказать бывшего друга за предательство любым возможным способом. На Афоню объявили настоящую охоту.

Например, в марте 1996 года группа киллеров расстреляла автомобиль, в котором находился Афанасьев и еще трое участников его бригады. Один из мужчин был убит, остальные, в том числе Афоня, получили ранения.

Был и так называемый кодекс чести, который, впрочем, никаким краем к общественной морали и нравственности не относился — убить, изнасиловать, ограбить, обокрасть, унизить было вполне дозволено.

Просто круг разрешенных жертв четко регламентировался. А еще члены банды должны были поддерживать себя в отличной спортивной форме, еще желательно было не пить и не курить. Это в девяностых, когда подростковые банды сменились ОПГ, переключившимися уже на крупных коммерсантов, на низших уровнях иерархии банд процветала наркомания, да и пьянство не возбранялось.

Закат «казанского феномена» Во времена перестройки о «казанском феномене» наконец начали писать в центральной прессе. До тех пор комсомольская организация и городской исполком критически относились к статьям о нравах казанской молодежи и просили не подливать масла в огонь. Были и противоречивые публикации, и не совсем точные.

А потом о событиях в Казани узнала и западная пресса — так групповая молодежная преступность Татарстана получила мировую известность. Примерно с середины 1980-х годов органы образования, милиция, комсомольская организация и все остальные заинтересованные ведомства пытались придумать меры, чтобы обуздать подростков, продолжавших стройными рядами вступать в отлично организованные и прекрасно дисциплинированные банды. А потом система уличных группировок изменилась.

От грабежей и крышевания ларьков повзрослевшие бандиты перекинулись на крупный бизнес, ведь это было гораздо прибыльнее. Казанские ОПГ 1990-х были известны на всю Россию. Были между ними криминальные разборки, был передел власти.

Группировщики были и в других городах, и даже селах Татарстана. Приведем воспоминания наших читателей, связанные с татарстанскими ОПГ 1990-х годов. Я был спортивным и смышленым мальчишкой но, видимо, недостаточно смышленым, как теперь понимаю.

Папа мой служил в силовых структурах, был на серьезной должности. И в 1994 году, к девятому классу, решил, что мне пора «в пацаны». Я знал, кто в нашем дворе «мотается», и в один прекрасный день пошел «записываться в группировку».

А мне сказали: «Иди и больше здесь не появляйся, ты нам не нужен». Так и остался чушпаном, в университет поступил. Думаю, они не стали со мной связываться из-за должности моего отца — такие проблемы никому не нужны были в те годы.

Сама она замуж вышла в 17 лет, а в 19 осталась вдовой. Муж у нее в группировке состоял. Она рассказывала: «Ушел он с пацанами как-то вечером, сказал, что в кафе дела решать.

А ночью мне позвонили из милиции — стрельба там была, троих убили, и мой среди них. Поехала на опознание, не помню, как домой вернулась — его друг меня привез. Мне потом даже «пенсию» какую-никакую выплачивали несколько лет после его смерти — деньги в конверте привозили.

Потом все кончилось». Они были совершенно безбашенные, мы их очень боялись. Многие употребляли наркотики, их можно было встретить пьяными.

Почему-то было ощущение, что никакая милиция нас не спасет, случись что.

В результате войны погибли 9 членов «Перваков» и несколько случайных свидетелей. Из «хадишевских» погиб только один, и ещё Ситнов был ранен во время одной из разборок.

Целью данного убийства, как позже выяснило следствие, было выманить Бибика из Москвы в Казань на похороны Сакмарова — тот был свояком Бибика. Но Бибик не приехал. Киллера задержала охрана Марушкина, но сам авторитет был убит.

Задержанным оказался Анатолий Новицкий, киллер «Хади Такташ». Новицкий дал показания против Раджи. Большинство из них давать показания отказывались.

Следствие[ править ] Следствие по делу «Хади Такташ» доселе не имело аналогов. Впервые должно было быть вырвано под корень целое организованное преступное сообщество. Впервые в истории российского судопроизводства была применена программа защиты свидетелей.

Свидетелям надевали маски, изменяли голоса и фигуры. По некоторым данным, во время следствия члены группировки предъявили правительству Татарстана ультиматум — или Раджа отпускается на свободу, или Президент Республики Шаймиев будет убит [1]. Но доказанными суд признал лишь 13 из них.

Галиакберов на все обвинения отвечал одинаково: «Я не Раджа, я Радик. Все это фикция». В Верховном суде республики Татарстан дело пробыло больше года.

Заседания откладывались под самыми невероятными предлогами: например, то один, то другой обвиняемый умудрялись в камере поранить руку или ногу. А одна из наиболее активных свидетельниц со стороны обвинения Юлия Гаврилова скончалась у себя дома от отравления угарным газом 24 декабря 2001 года. Ее якобы погубил костер, разведенный неподалеку неизвестными бомжами.

Тем временем все упорнее становились слухи о том, что для Верховного суда уже приготовлены 250 тысяч долларов, которые будут вручены в случае вынесения мягкого приговора [2]. В январе 2002 года состоялся суд. Он приговорил: Гребенникова и Сычева — к 24 годам лишения свободы Зайнутдинова и Ситнова — к 22 годам лишения свободы Новицкого и Чернеева — к 20 годам лишения свободы Широкова — к 15 годам лишения свободы.

Лонщакова — к 12 годам лишения свободы. Хакимова — к 8 годам лишения свободы. Комлева — к 7 годам лишения свободы.

Валлиулина — к 6 годам лишения свободы. В сумме 11 бандитов получили 180 лет. Еще двое — Радик Галиакберов и его правая рука Ринат Фахрутдинов по кличке Ринтик получили высшую меру наказания — пожизненное заключение.

Члены банд, по словам Гараева, всегда следовали принципу «слова чести», сдерживая любые данные обещания этот принцип стал характерным для многих дворовых молодёжных группировок в России и в последующие годы [3] ; верность идее группировки, взаимная поддержка и обязательство отомстить за любого из друзей также составляли кредо многих банд [93]. Недопустимость предательства была главным правилом для каждой из группировки: также многим запрещалось просить у кого-то что-либо, «крысятничать», воровать у своих и иногда смотреть на жён своих друзей [43]. Защищая идею лидерства в бандах, некоторые члены «контор» говорили, что дворовый лидер всегда стоит выше других по уму и жизненному опыту и способен научить не только плохому: для выживания в банде якобы было достаточно соблюдать «законы социальной справедливости, принятые в мальчишеском мире», хотя такие законы были далеки от норм обычного общения [101].

По словам члена группировки «Юдино» Олега Николаева, члены банд наподобие «Грязи» запоминали все случаи нападения на своих людей и обязательно мстили нападавшим, прививая чувство страха своим противникам [1]. На танцплощадках и дискотеках группировщики появлялись в мохеровых шарфах и меховых шапках местного производства: по сложившейся традиции, они в такой одежде собирались в круг на весь зал и переминались с ноги на ногу, исполняя символический ритуальный танец и не подпуская в этот круг. Позже они стали строиться в колонну по четыре и танцевать «квадрат», делая шаг назад, шаг вперёд и ленивый выброс ноги вверх.

Их походку называли «пингвиньей», а вскоре её переняли студенты и члены комсомольских дружин. Члены группировок стали чаще появляться в кафе и ресторанах Казани [15] [13]. Выход из банды Выход из банды на жаргоне называли «отшиванием» [102].

Покинуть банду добровольно было психологически сложно: к покинувшим группировку домой приходили бывшие «соратники» и вымогали деньги, нередко избивая при посторонних и обвиняя в предательстве хотя сами «авторы» считали бессмысленным пребывание в уличной банде [103]. Те, кто стремился выйти из «конторы», старались получить в драках как можно более серьёзную травму — повреждение головы автоматически означало, что группировка больше не будет беспокоить [104]. Другие же откупались суммой в размере 250 рублей [105].

Из банды могли изгнать за ряд провинностей, включая кражу у своих «крысятничество» , беспричинные оскорбления, нападения без причины [106] , прогул сборов без уважительной причины [107] , нарушение данных ранее слов использовался термин «пропацанить» [68] , проявление трусости [52] , неумение держать удар о таких говорили, что он «сломился» [106] , а также употребление наркотических веществ за употребление алкоголя или курение не исключали, но сильно избивали [107]. Многих, кто пытался по собственной воле выйти из банды, постоянно избивали [108] или публично унижали — «гасили», оплёвывая и уничтожая его репутацию [16] [92] , или «опускали», совершая публичный акт мочеиспускания на пострадавшего и превращая его в изгоя. Имел место случай, когда группировка района Дербышки забила до смерти человека, которого было решено изгнать из банды [71].

Если человек выдерживал избиение всей бандой «пацанский» способ выхода из банды , то обретал свободу и возможность при необходимости перейти в другую группировку; оплёванный же «чушпанский» способ навсегда становился изгоем и не мог больше стать членом дворовой банды [92]. В 1980-е годы отслужившего в армии признавали автоматически «стариком» и давали ему право выйти из банды без последствий и остаться её почётным членом [60]. Страх перед главарём банды и нежелание прослыть трусом оказывались порой сильнее страха перед уголовным наказанием за драку или убийством: главным образом поэтому члены дворовых банд почти никогда не выдавали кого-нибудь из своих даже в суде [109].

В то же время имели место случаи, когда родители заступались за своих детей перед «мотальщиками», путём угроз заставляя последних оставить некоторых ребят в покое [110]. Мотивация По данным опроса И. Юсупова и Э.

В 1990 году Ю. Фисин и С. Опрос показал, что каждый пятый член «конторы» совершал противоправные деяния под влиянием «группового эмоционального заражения».

Некоторые из хулиганов говорили, что только в группе обретали уверенность в своих силах [91] ; многие также констатировали, что только в группировках они могут быть самими собой, поскольку у них отпадает необходимость врать и изворачиваться [95]. Представители «контор» нередко осуждали открытое письмо школьника Валерия в газету « Вечерняя Казань », в котором тот описывал «кухню» типичной группировки, называли предателем и обвиняли в искажении подлинной картины уличных группировок Казани [112]. Авторы ряда писем считали свои практики нормальными для советской молодёжи и говорили о поддержке ценностей товарищества и патриотизма; другие же романтизировали банды, представляя их боевой элитой [113].

Так, некоторые авторы утверждали, что все члены группировок активно занимались спортом [91] и считали для себя честью как службу в армии, так и работу на заводе у станка [18]. На фоне этого группировки пользовались поддержкой от многих школьников, для которых грань между «правильным» и «неправильным» была размыта [114]. Мальчишек в группировках также привлекала некая психологическая общность, которая обеспечивала им защиту в условиях города, поделённого на враждебные территории: в связи с этим они доверяли меньше закону и больше «конторе».

Наконец, юноши рассчитывали благодаря своему статусу и силе добиться расположения со стороны девушек [115]. Представители отдельных группировок утверждали, что именно из членов уличных банд вырастают настоящие «защитники Родины»: в одном из писем говорилось, что восемь членов одной «конторы» служили в Афганистане, а один был посмертно награждён орденом за спасение девушки [116]. Отслужившие в армии становились почётными членами «конторы» и могли участвовать в её делах в том объёме, в каком посчитают нужным [16].

В то же время авторы некоторых других писем утверждали, что упоминаемая «мотальщиками» мотивация является ложью от начала до конца [117]. Согласно письмам в редакцию «Вечерней Казани», драки между «мотальщиками» происходили исключительно по их желанию, и вмешательство взрослых в том числе представителей органов правопорядка в дела банд вызывало у них крайнее недовольство, порой выражавшееся в угрозах ответных действий. В то же время образование банд носило исключительно оборонительный характер, чтобы позволить подросткам защитить себя в драке; некоторые из них готовы были применять арматурины и шары только в случае прямой угрозы жизни [118].

Быкова, после разгрома державшей в страхе Казань банды «Тяп-ляп» стали поднимать голову другие группировки, каждая из которых захотела занять своё место на вершине преступного мира Казани. В то же время руководство Быкова осталось крайне недовольным результатом исследования Соцгорода , по итогам которого Быков сделал вывод о наличии там идеальных условий для образования преступных группировок [119]. Танеева сообщила в Приволжский отдел милиции, что в училище многие ребята надевают значок одного образца — красный треугольник Речфлота РСФСР, а в течение недели было раскуплено 2500 таких значков.

Много позже милиция выяснила, что банды придумывают таким образом собственные знаки различия. В дни майской и ноябрьской демонстраций 1982 года активизировались несколько группировок, которые попытались испытать силы милиции: так, когда за злостное хулиганство и групповое изнасилование были осуждены несовершеннолетний Хабибуллин с сообщниками, после судебного процесса банда их сообщников напала на конвой [87]. В подростковые банды входили дети из неблагополучных семей: у таких ребят формировалась склонность к преступлениям, начиная от драк и взлома трамвайных касс [120] и заканчивая кражами радиостанций и угоном мотороллеров и мотоциклов: дефицитные запчасти украденной аппаратуры перепродавались, а ненужные выбрасывались [121].

У некоторых подростков обнаруживали оружие пистолеты или обрезы [122]. Особо тяжёлая ситуация отмечалась у тех детей, чьи родители выпивали [123]. По мнению начальника республиканской инспекции по делам несовершеннолетних А.

Патуляна , пики активности дворовых группировок приходились на годы «спячки» правоохранительных органов — после разгрома банды «Тяп-ляп» обществу внушили, что больше угрозы безопасности нет, вследствие чего милиция «проспала» становление дворовых банд, ограничиваясь частными изменениями и не занимаясь профилактикой в достаточной мере [124]. Тесис констатировал, что Казань шла к этому кризису в течение 15 лет и подошла к нему раньше других городов [125]. Бывший заместитель министра МВД по Республике Татарстан Ренат Тимерзянов констатировал, что появившиеся во время Перестройки проблемы социально-экономического характера сыграли свою роль в усугублении ситуации: с правоохранительных структур перестали «жёстко спрашивать за раскрытие преступлений» [126].

Драка на Глубоком озере Озеро Глубокое Одним из наиболее известных событий периода «казанского феномена» стала драка на Глубоком озере , известная как «ледовое побоище». Она состоялась между двумя крупнейшими бандами — «Грязь» и «Жилка», отчаянно враждовавшими друг с другом и ранее устраивавшими стычки. По версии Любови Агеевой, драка произошла в январе 1984 года [35] , по версии Анвара Маликова — в январе 1987 года [15] [13].

Считается, что в драке приняло участие около 60 группировок с обеих сторон, но точное число разнится: по словам одного из членов молодёжной банды «Киноплёнка», в драке участвовали около 30 человек из банды «караваевских» и около 200 человек из сторонников «Жилки»; по словам представителя «Жилки», она привела на встречу от силы 50 человек [1]. Участники встречи говорили, что в день драки на озере несколько групп школьников играли в футбол, когда появились первые агрессивно настроенные молодчики. Банды построились в две шеренги ровным строем, выгнав с озера находившихся ребят: хулиганы были вооружены арматуринами и цепями, а в качестве щитов использовали детские ледянки.

В начале встречи один из представителей «Жилки» подошёл к лидеру противников, обговорив с ним что-то и обменявшись рукопожатиями: когда «жилковские» стали уходить, с горы поднялся дикий крик и свист, что стало поводом для «жилковских» обратно побежать к противникам. Драки, по словам очевидцев, толком не состоялось [1]. По свидетельствам Маликова, кавалерийский наряд на Лебяжьем узнал от женщины, что на противоположных сторонах озера собрались агрессивные группы молодёжи.

Когда кавалеристы сообщили в дежурную часть и отправились к озеру, уже около 300 человек стали сбегать на лёд, и милиция предприняла все попытки, чтобы не дать обеим сторонам начать драку. Хулиганы били милиционеров и лошадей металлическими прутами, однако при звуках сирен патрульных машин разбежались. Милиция задержала несколько десятков хулиганов, ещё несколько человек были арестованы после того, как в травматологических пунктах объявились пострадавшие одних поймали на выходе из леса, других задержали у «Нарата».

Лидер «Жилки» Хайдар Закиров получил 4 года тюрьмы за хулиганство, но вскоре вышел на свободу [1]. Иные драки Групповые драки имели место в местах массового отдыха: в Центральном парке культуры и отдыха имени Горького , на Лебяжьем , в Зелёном Бору, Матюшино и на Светлой поляне. В лесопарковых зонах появились тренировочные лагеря некоторых группировок [15].

Так, на танцплощадке в парке Горького нередко собирались парни для выяснения отношений: почти каждая проходившая там дискотека заканчивалась дракой без весомого повода, за что её окрестили «дискотекой гопников» [16]. Из иных известных стычек выделялась драка в районе Горки между мальчишками 8-го и 10-го микрорайонов Казани при участии 50 человек, о которой стало известно в статье в газете «Вечерняя Казань» от 6 июня 1986 года под названием «Словно на разных языках» [127]. В ходе драки пострадали трое человек, а многие из участников затем предстали перед судом [127].

В вышедшей на следующий день статье «Воспитание наказанием» сообщалось, что двое участников драки в районе Горки были осуждены, получив отсрочку исполнения приговора, но вскоре снова попали на скамью подсудимых за очередную драку [129]. Ни у кого из участников драки на Горках не было неблагополучных родителей пьющих или тунеядцев [130]. В той же статье от 6 июня 1986 года сообщалось о другой драке, произошедшей во Дворце культуры имени Урицкого : некоторые из нападавших использовали в драке кирпичи, считая, что смогут таким образом нанести противнику болезненный удар, однако осознавая все последствия своего участия в таких стычках.

Некоторые участники драк, отвечая на допросах, что не знали никого из участников и не принимали в драке никакого участия, в итоге отпускались милицией на свободу; троих жителей Московского района всё же привлекли за дачу ложных показаний [131]. В то же время в адрес Вахитовской районной инспекции суд вынес частное определение , в котором раскритиковал инспекторов за неправильную работу с трудными подростками [134]. Озеро Нижний Кабан Известны свидетельства писателя Сергея Аксакова и оперного певца Фёдора Шаляпина о ежегодной казанской драке, происходившей на льду озёр Кабана , разделявших русские и татарские кварталы.

Зачинщиками драки выступали мальчишки, за ними шли известные бойцы, а позже остальные жители. Действовали строгие правила: драться можно было только кулаками; запрещалось бить лежачего, наносить удары ногами или прятать в рукавицах или варежках металлические предметы нарушителя избивали обе стороны. Победившие преследовали противников вплоть до их домов, иногда в драку вступали и женщины [135].

Со временем эта традиция переросла в драку между жителями разных микрорайонов с использованием арматуры, стальных шаров, кирпичей и холодного оружия [136]. В драках в эпоху «казанского феномена» обычно участвовали порядка 60 человек, однако до прибытия милиции они успевали разбежаться, а на скамье подсудимых оказывались от 7 до 14 человек. Более того, иногда просто не представлялось возможным доказать вину конкретных лиц в драке [137].

В середине 1980-х годов в массовых уличных драках в Казани произошла серия убийств: смерть обычно наступала в результате ударов арматуры по голове. Когда об этом стало известно, то в Казань перестали приезжать школьные экскурсии [15]. Анвар Маликов сообщал, что стычки происходили перед зданием обкома КПСС : в сквере на площади Свободы члены банды «рабочеквартальцев» закидали обломками кирпичей «тельмановских», а на Большой Красной улице был избит подросток на глазах у одного из партийных руководителей.

Маликов вместе с дружиной КАИ командир Михаил Живилов в течение одного лета занимались охраной институтского лагеря «Кордон» от нападения банд: в день закрытия сезона хулиганы попытались устроить погром, чтобы отомстить дружинникам за срывы предыдущих нападений, однако дружинники при поддержке милиции этого не допустили. Тогда задержали около 60 группировщиков, вооружённых арматуринами [13]. Корнишина, в ноябре 1984 года в Ленинском райисполкоме он вынужден был отчитываться по поводу роста правонарушений, совершаемых учащимися СПТУ.

Пытаясь разъяснить суть проблемы «контор», он получил жёсткий ответ, смысл которого заключался в том, что в Казани нет и не может быть никаких преступных группировок из малолеток. Наличие проблемы административные органы признали на следующий год [138]. Со временем укрепились не только позиции банд, но и их традиции: драки из стихийных превратились в организованные, а бандиты после попадания в поле зрения прессы подогревали к себе интерес, распуская слухи и сея панику [41].

Хулиганы перестали ограничиваться обычными драками, начав переделывать баллоны из-под бытовых сифонов в «бомбочки» для своих выходок, а однажды они разгромили троллейбус [108]. В марте 1985 года в отделении милиции после допроса умер подросток из Кировского района: на его похороны собрались почти все молодые люди города [41]. Весной 1984 года, согласно Анвару Маликову, в городе прокатилась волна слухов о грядущем съезде панков , которые якобы ехали из западной части СССР, чтобы устроить в Казани погромы [15] [13].

Поступили сообщения о том, что группировщики заключили перемирие между всеми бандами и дали обязательство выступить против панков, которых считали врагами «контор» [41] : врагами для «мотальщиков» были абсолютно все субкультуры , начиная от металлистов и заканчивая пацифистами [139]. По словам Маликова, источником слухов оказался один из завсегдатаев подпольного тренажёрного зала, который выдумал историю с приездом 20 панков из Киева: тем не менее, в ночь приезда улицы патрулировались ОКОД и милицией, а уличных преступлений не было зафиксировано вообще. Маликов полагал, что с этого момента власти начали вести активные совещания о необходимости правильной воспитательной работы с молодёжью [15] [13].

На фоне беспорядков взрослые требовали ужесточить наказания для малолетних хулиганов. Одним из наиболее шокировавших Казань случаев стало убийство шестиклассника Олега Степанова [140]. В мае 1989 года прошла студенческая демонстрация с призывом избавить город от «гопников»: поводом для неё стало убийство первокурсника КАИ членами одной из «контор» [30].

После того, как на «казанский феномен» в атмосфере гласности обратила внимание западная пресса, члены группировок вынуждены были на время свернуть свою деятельность: журналисты ФРГ, Австрии, Испании и Швейцарии в течение трёх суток во время своей командировки искали в Казани бандитов, найдя только одного из дважды судимых «авторитетов», который старательно делал вид, что впервые слышит о подобном термине [141]. Как позже выяснилось, группировки стали назначать каждый раз новое место сбора [51]. Силовые меры противодействия Милиция Для борьбы против хулиганов из уличных банд привлекалась милиция, сотрудники которой читали лекции на правовые темы и проводили встречи с подростками, предупреждая о недопустимости хулиганства [129].

На ранних порах утренние боевые «пробежки» и драки «с добрым утром» происходили в 8 или 9 часов утра, когда на улице не было милиции, а в районных отделах происходили пересменки. В связи с этим милиция перенесла начало рабочего дня на час раньше, предписав сотрудникам в местах проживания выходить по утрам во дворы и наблюдать за обстановкой [15] [13]. Сотрудники инспекции по делам несовершеннолетних иногда доходили до абсурда, ставя на учёт как мелких хулиганов за самовольный уход из загородного лагеря труда и отдыха, так и тех, кто совершал кражу или избивал прохожего.

Иногда на учёт ставили детей из неблагополучных семей за действия родителей, не проводя разницу между плохим воспитанием и патологической склонностью к преступлениям [142]. В 1982 году Всесоюзный институт по изучению причин и разработке мер предупреждения преступности опубликовал первый доклад с грифом «секретно» о наличии организованной преступности в СССР: положения доклада встретили в штыки ряд должностных лиц [143]. В 1984—1985 годах в противоборство были втянуты почти все казанские группировки, начиная от крупных банд и заканчивая мелкой дворовой шпаной.

Вмешательство милиции и использование силовых методов помогло ненадолго стабилизировать ситуацию, после амнистии город захлестнула очередная волна насилия. Вернувшиеся из мест лишения свободы в одном только Ленинском районе из мест заключения вернулись 33 человека авторитеты узнали, что их места заняты другими людьми, и многие из авторитетов решились снова пойти на преступление, чтобы доказать своё право на пребывание в банде [119]. В дальнейшем члены уличных банд совершали свои рейды на близлежащие города Набережные Челны , Чистополь , Нижнекамск , появлялись в Москве и Ленинграде [47] [143].

По словам Маликова, в его родном Альметьевске враждовали банды из разных кварталов, домов, дворов и подъездов, а многие побоища происходили на пустыре, разделявшем части города. Преимущественно костяк банд Альметьевска составляли самбисты , а членство в дворовом сообществе давало человеку защиту в лице авторитетов [13]. В Москве процент иногородних преступников из числа казанских подростков был небольшой, однако казанских «мотальщиков» выделяли из общей массы.

Для своевременного предотвращения преступлений казанская милиция начала особенно тесно сотрудничать с московскими коллегами [144]. Казанские «мотальщики» в Москве обычно появлялись с целью просто подраться и прогуляться по площадям, чтобы внушить страх всем встречным: их внешний вид и поступки привлекали внимание журналистов [18]. Они также занимались воровством и квартирными кражами, чтобы пополнить общак банды: некоторые считали, что ради обладания модной одежды и денег способны пойти на такое и что на их малой родине подобное поведение было нормой.

По данным МВД, половина преступлений, совершавшихся приезжими в московском регионе, приходилась на группировки из Поволжья в том числе казанские [72]. Анвар Маликов писал, что в боевой комсомольской дружине БКД при КГУ , участвовавшей в патрулировании улиц, было 50 активных бойцов; помощь дружине КГУ оказывали отряды имени Дзержинского из подшефных школ Вахитовского района 18-я «английская», 131-я физико-математическая и 116-я в обмен на соответствующую защиту школ от банд гопников. Иными известными отрядами были дружина КАИ, отряды КХТИ , медицинского института и КИСИ, а элитным считался отряд при горкоме комсомола, который выезжал в рейды на дискотеки в заводских клубах и отдалённые районы города.

«Эхо бандитизма затихло только в нулевые»: 8 крими­наль­­­ных воспоминаний жите­лей Казани

Сериал про казанские криминальные группировки конца 80-х смотрят в России и вна Украине (русский язык знаете, что ли?). Конец бригады (1,2,3 серии)Подробнее. В издательстве Individuum готовится к выходу книга создателя паблика «Казанский феномен» Роберта Гараева — «Слово пацана. Бандиты 90 х ОПГ 29 комлекс Казань Криминальная Россия Криминал, Бандиты 7 лет назад.

Казань пацанская. Как молодёжные уличные банды держали в страхе столицу Татарстана

После того как главаря не стало, его группировка быстро растеряла былое влияние, а ее новый лидер Юрий Марухин довольно скоро был задержан и получил пожизненный срок в колонии «Полярная сова». ОПГ «Перваки» Локация: казанский микрорайон «Первые Горки» Группировку «Перваки» еще в 1970-х годах основал житель казанского микрорайона «Первые Горки» Ринат Шагвалиев: поначалу он просто хотел научить местных парней давать сдачи уличной банде из соседнего микрорайона «Старые Горки». Однако вскоре «Перваки» не только поставили на место соседей, но и сами начали экспансию на другие территории. К началу 1990-х годов к ним примкнули участники других группировок, благодаря чему ОПГ «Перваки» стала одной из крупнейших в Казани: по разным данным, в нее входило 300-400 человек. Участники ОПГ «Перваки». Последний назначил за голову Бибика награду в 50 тысяч долларов и отправил на тот свет его зятя Альберта, чтобы выманить врага на церемонию прощания и там с ним расправиться. Однако Бибик, который в этом противостоянии потерял семерых близких, все же уцелел. Впрочем, расправиться с ним мечтал и лидер второй группировки, возникшей после раскола ОПГ «Перваки», — Фирдинат Юсупов Федя : исполнителем преступления он выбрал того самого Рината Шагвалиева, который стоял у истоков банды из «Первых Горок». Шагвалиев согласился и получил аванс в 25 тысяч долларов, но не стал ликвидировать Бибика, а просто тянул время Это могло бы длиться и дальше, но Рината задержали сотрудники правоохранительных органов — позже он получил пожизненный срок.

Бибик в 1999-2001 годах отсидел за незаконное хранение оружия, а в 2016 году его не стало из-за воспаления легких. Федя и его люди оказались под следствием в 2010 году, но три года спустя присяжные оправдали их. Впрочем, вскоре оправдательный приговор был отменен, и в 2022 году над бывшими участниками ОПГ «Перваки» начался новый процесс, который идет до сих пор. Группировку основали матерые рецидивисты, в том числе Ахмет, Трактор и Шакир. К 1988 году они превратили ее в мощную группировку, состоящую из нескольких бригад, которая, среди прочего, взяла под контроль прибыльный Московский рынок, вытеснив оттуда конкурентов — ОПГ «Низы». Участники ОПГ «Кинопленка» Кадр: телепередача «Честный детектив» Но в начале 1990-х ОПГ «Кинопленка» разделилась на две части: одна, во главе с Ильфатеем, ушла в бизнес, а вторая, под руководством Ташкента, продолжила заниматься рэкетом. После этого бандиты, которые когда-то входили в одну ОПГ «Кинопленка», начали войну друг с другом Пролив немало крови бывших товарищей, Ташкент во второй половине 1990-х сначала уехал в Санкт-Петербург, а затем за рубеж, откуда продолжал управлять своими подручными, грозя им расправой за предательство. Но в итоге Ташкента расстреляли его же киллеры, когда он прилетел в Санкт-Петербург с Кубы.

Утренние акции по избиению или ограблению назывались «С добрым утром». Если человеку пробивали голову арматурой, травму называли «копилкой». А еще банды регулярно «щемили чушпанов» — вымогали деньги у подростков, которые не входили в какую-либо банду. В группировке — шесть «возрастов» В банды вступали представители шести возрастов, от младших к старшим: «скорлупа», «супера», «молодые», «средние», «старшие» и «старики». А управлял группировкой «пахан». Сборы пропускать нельзя Собрания участников группировок проходили каждый день — на улице, в спортзале или «качалке».

Пропускать их было запрещено, а длились они по 2-3 часа. Существовало лишь две по-настоящему уважительных причины, по которым можно было не прийти: смерть матери или проблемы с правоохранительными органами. Кровь на асфальте» 8. Щепетильное отношение к сексу Настоящий «пацан» мог завести роман только с девственницей — она с этого момента становилась неприкосновенной.

Такие десанты отправлялись усмирять несогласных. В ту пору они держали в страхе весь город, а не только весь район. Тьма распространялась по всему городу. Группировки росли и ширились, банды бесконечно делили город, повсюду в Казани были вполне явные и ощутимые границы: вот здесь человеку, который «мотался» входил в состав группировки , ходить было можно, а вот через этот мост переходить уже нельзя — можно было живым не вернуться. Разные группировки заключали между собой пакты о перемирии, были и воюющие стороны. Казань была вся разделена на зоны влияния. Например, члены «Тяп-Ляп» воевали с «ново-татарскими» — и даже как-то раз убили одного из лидеров. Закат «дедушки казанских группировок» Милиция с бандами до поры до времени не связывалась — у нее просто не хватило бы на это ресурсов. Шептицкий и Беляев в своей книге пишут: «Даже те преступления, которые попадали в поле зрения органов МВД и прокуратуры, сходили бандитам с рук. Но в 1978 году не выдержала даже совершенно «вегетарианская» на тот момент казанская милиция. Самым громким преступлением «тяп-ляповцев» было нападение на улицу Меховщиков, во время которого один человек был убит, а десять в том числе и двое милиционеров получили ранения. Работали два десятка следователей, а обвинительное заключение состояло из трех сотен страниц. Всего обвинение в бандитизме, убийствах, грабежах было предъявлено 28 членам группировки. Антипов и его товарищи получили тюремные сроки от 10 до 15 лет. В начале 1990-х Антип освободился, но к тому моменту в Казани его уже не особенно ждали: криминальная арена была полна другими персонажами. Банды формировались почти в каждом районе города. В них входили и школьники, и студенты, и праздношатающаяся молодежь, но во главе всегда стояли серьезные взрослые люди. Банды дрались между собой стенка на стенку, и слово «арматура» до сих пор по старой памяти звучит в Казани не как термин из строительной отрасли, а как зловещий привет из восьмидесятых. Банды делили территорию «асфальт» и бесконечно вели «асфальтные войны», не говоря уже о том, что они контролировали начинавший крепнуть малый бизнес в республике, занимались рэкетом на рынках, не брезговали ни грабежами, ни кражами — в общем, чувствовали себя в городе полными хозяевами. Данные о численности банд варьируются. В 1986 году советская милиция составила список из 3,5 тысячи членов уличных преступных группировок. А вот Роберт Гараев, который написал книгу «Слово пацана», считает, что крупных уличных банд было не менее 150. Но особо опасными и влиятельными были примерно полтора десятка: «Теплоконтроль», «Грязь» в Кировском районе , «Сквер», «Калуга», «Перваки» Первые Горки , «кварталовские» Квартал , «Жилка», «борисковские» и многие другие. Война или мир между группировками зависели от того, есть ли у них спорные интересы. Поэтому между соседними группировками, как правило, были лютые войны, а союзы заключались с теми, кто живет далеко. Проблем было множество, в том числе и бытового плана. Например, если парень «мотался» входил в состав группировки в «Калуге», то навещать бабушку в Борисково ему было максимально проблематично — в чужом враждебном районе ему напрямую и буквально грозила смертельная опасность. Большим вопросом была учеба — ПТУ или техникумы выбирались в границах своей территории. А вот те, кто собирался в вузы, редко «мотались» — парней, не входивших в группировки, называли чушпанами или ботаниками. С одной стороны, им было все равно, где ходить и ездить, потому что формально они не нарушали законов улицы. С другой — за них не вступился бы никто, вздумай их кто ограбить или избить. По знаменитым широким штанам казанских группировщиков узнавали даже в Москве.

Но у тех настолько велико было стремление показать себя в деле, что они забили жертву насмерть бейсбольными битами. В Нижнекамск прославленный цирк приезжал дважды и в конце 90-х произвел здесь небольшую сенсацию. На представления стремились попасть, как говорится, и стар и млад. Впервые вымогатели подошли к коммерсанту-циркачу, когда тот находился с гастролями в Нижнекамске в первый раз. Однако гордый человек с Кавказа отверг попытки навязать ему чужие условия работы. Но специальный материал горел неважно, так что от этой идеи пришлось отказаться. Через несколько часов дотла сгорел автобус коммерсанта вместе с реквизитом. Он от Радика ушел, он от следствия ушел Если оперативники искали Мамшова, чтобы отправить его за решетку, то представители криминалитета жаждали его крови. Именно Александру Мамшову принадлежит роль жертвы в одном из самых резонансных покушений на заказное убийство в криминальном Татарстане. В 2001 году Шафигуллин, чудом пережив покушение на себя в Тольятти, пожелал вернуться в Нижнекамск. Однако столкнулся с жестко стоящим на своих позициях Мамшовым. Непосредственных исполнителей вызвали из Кузнецка, где Чича контролировал местные преступные группировки, сумев объединить их общими интересами. Утром 20 мая 2003 года дорогу выезжавшей из дворов машине Александра Мамшова перегородил транспорт киллеров. Действительно, поражают некое звериное чутье опасности и живучесть Мамшова: шквальный автоматный огонь уложил на месте охранника и водителя коммерсанта, а сам он за секунду до начала стрельбы успел выпрыгнуть из машины, отделавшись лишь ссадинами. Причем это было уже второе неудачное покушение на авторитетного нижнекамского предпринимателя.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий