Новости когда щедрование

Еще живы на Рогачевщине традиции щедрования И все же еще не померкли яркие традиции этого старинного праздника в наших краях. В первый день Старого Нового года, 13 января, проводят обряды щедрования и посевания.

Щедрец — что можно и чего нельзя делать в праздник 13 января

Щедровать ходили только до полуночи, пока не разгулялась нечистая сила. Молодежь и подростки Красновской СОШ в масках вечером 13 января с шутками и прибаутками разыгрывали целое действо. Обязательно среди ряженных была коза — символ достатка и богатства, скоморохи русские красавицы и пр. Всей этой веселой компанией ходили по дворам и щедровали. Не пустить в дом щедровальников считается плохой приметой.

Если человек затаил злобу и не простил просившего, то считалось, что в предстоящий год на него свалится большое количество бед и различных неприятностей.

А также на Щедрый вечер существовало множество примет: если первым гостем в доме будет мужчина, то хозяевам следовало ожидать беды, а если женщина — к счастью и благосостоянию; если на этот день в доме есть деньги, то весь год будет удачным в материальном плане; если звезды погаснут еще до рассвета, следует подготовиться к неурожаю гороха; на небе нет луны — весна будет сухая и без паводков; сильный ветер — к большому урожаю орехов. Некоторые девушки совершали привороты в Щедрый вечер. Это считалось большим грехом, но привороты были самыми сильными. Традиционные блюда На Щедрый вечерок в каждом доме было принято накрывать богатый стол. Центральным блюдом застолья был жареный поросенок.

Готовили его не разделывая, подавали к столу на большой тарелке. Считалось, что поросенок за столом является символом финансового благополучия. Его приготовление и последующее употребление в пищу сулили большой достаток в предстоящие 12 месяцев. Рыба и птица на этот вечер, наоборот, находились под запретом. Люди верили, что они могут унести с собой финансовое благополучие.

Так, считалось, что деньги будут улетать и уплывать.

Кульминацией щедрования считается сжигание снопа соломы, который называется дидуха, состоящего из остатков последнего урожая. Этот сноп символизирует дух предков и древние традиции. В деревнях было принято насыпать у ворот горсти зерна. Если на утро зерно не было тронуто, то семью, живущую в этом доме, в предстоящем году ждет много хорошего и славного.

Если же зерна были подъедены или вовсе исчезли, то это тоже не беда, ведь, по крайней мере, птицы и грызуны были накормлены. Утром после праздника по домам ходили юноши-подростки, которые проводили обряд засевания. Они входили в жилище людей и раскидывали там зерна пшеницы или ячменя, тем самым обеспечивая урожайный год. Исходя из традиций праздника, можно составить список из 5 дел, которые обязан выполнить каждый человек к Васильев день с 13 на 14 января. Приготовить богатый стол с большим количеством еды, на котором обязательно будет кутья.

Приготовить запеченную свинину, вареники или печенье с предсказаниями для праздничных гаданий. Поучаствовать в процессе щедрования или колядках, петь много песен и частушек.

Щедрование — это очень древний народный обычай, во время которого молодежь и дети обходили все дома и пели «щедривки» т. Щедровать начинали вечером тринадцатого января, как только наступали сумерки.

Щедровки обязательно проходили под музыку, с играми и маскарадом. Песни — щедровки получили свое название от праздника — Щедрого вечера, он был приурочен к встрече Старого нового года.

На старый Новый год в кубанских хуторах и станицах праздновали Щедрый вечер

Названием своё получили от Щедрого вечера, который был приурочен к празднованию Нового года ведь, из-за расхождения в датах между Юлианским и Григорианскими календарями 14 января — это 31 декабря по старому стилю, поэтому этот праздник так и назвали «Старый Новый Год». По христианскому календарю 13 января — это день преподобной Мелании Маланки, Меланки, Миланки. Некоторые щедривки содержат упоминания о ней. Щедровать ходят вечером 13 января, собираясь в весёлые компании. Разрешается щедровать как девочкам, так и незамужним девушкам. А вот утром 14 января поют посевалки засевалки , то есть «засевают» хозяев. В это утро в дверь должен войти первым парень или мальчик — считается, что именно мальчики принесут в дом удачу и благополучие.

Петь песню начинал также мальчик. Щедровки мало чем отличаются от колядок на Рождество, также в них желают мира и добра, приплода скоту, хорошего урожая и добра в семье, а за это получают сладости и выпечку. Однако, в отличие от колядок, каждая щедривка щедровка содержит слова «щедрый вечер», «добрый вечер». Некоторые считают плохой приметой давать за щедровки деньги — можно отдать своё благополучие.

Тащила полнешенькое ведро до краев, еле шла по протоптанной дорожке, по зимнему деревенскому саду. На ветках еще висели крупные ягоды рябины, а ближе к вершине деревца, прыгали снегири. В тот же миг, не удержавшись на дорожке, поскользнулась и шлепнулась прямо на лед, ведро тоже полетело кувырком, окатив Дуню морозной водой с ног до головы. Пришлось вернуться к колодцу.

Набрала полное ведро, а пока шла назад продрогла насквозь, даже волосы покрылись инеем, а одежда встала колом. Уже к вечеру Дуняша слегла, ни горячий чай, ни припарки, что делала мать, не помогали, знобило и трясло от сильного жара. Все звала она Борьку в бреду, пока не уснула. В глазах плыло, сквозь мутный туман заметила, как кто—то рядом ласково гладит ее волосы, приоткрыла глаза и узнала старушку — бабу Веру. Хотела привстать, да сил не осталось. Бабушка качала головой: — Я предупреждала, когда просишь, чего, обдумай все хорошенько, так ли это тебе нужно, на пользу ли? Когда в одном месте прибудет, в другом обязательно убудет! Слава Богу, ты просила ничего точного, а потому Борька сейчас стесняется подойти.

Только тайно вспоминает о вашей встрече, как он спас от Чернушки тебя. Старушка посмотрела в глаза и добавила: — Только не для тебя он! Этот паренек как камень, что годится для обтачивания! Да ты не поймешь, пока не увидишь, потерпи…— А по второй твоей просьбе, ты попала сюда. Знать будущее всегда болезненно! Дуня приподнялась и заметила, что лежит она в своей домашней кровати, а на траве, под высоким деревом, на котором шевелятся зеленые листья, а старушка сидит на пеньке, рядышком. Дуня даже ощупала траву: — Ух, как настоящая! Бабушка улыбнулась и указала рукой вдаль.

Там, у деревца стоял невысокий ветхий домик, внутри которого что—то происходило, даже издали слышался шум. Теперь пойдем, — баба Вера взяла девочку за руку, и они подошли ближе. Дуня заглянула в оконце. Внутри стояли две трухлявых лавки и стол. На грязной скатерти валялся огрызок хлеба и опрокинутая бутылка. На печи шевелились две головы: одна — девицы с опухшими веками и грязными жидкими волосьями, вторая — небритая морда, тоже припухшая, морщинистого постаревшего Борьки. Эти двое страстно целовались взасос, катаясь в обнимку по грязной печи. Издали к домику топала сутулая баба, замотанная в платок.

Тащила она коромысло с двумя тяжелыми ведрами. Зашла в дом и поставила ведра на скамью, вытерев лицо рукой. К ней немедля подбежали двое замурзанных ребятишек и бросились пить, заглатывая воду прямо из ведер. Накрывай уже на стол, жрать пора. Все шляешься! Баба в платке поглядела на него и перекрестилась, затем разломила кусок хлеба, разделив между детишками, и отправила их на двор. А ты знай свое дело, щи да хозяйство, ответил мужик, слезая с печи. Вытащив здоровую бутылку из-под стола, налил до краев в мутную стопку, выпил и смачно крякнул: — Кхе—а—а—а!

Та—ак, Лизавета, слезай! И тебе пора! Лизавета вяло сползла и стала одеваться, не стесняясь хозяйки дома. Мужик налил ей, она тоже крякнула и пошатываясь поплелась на улицу, одеваясь на ходу. Дуняша наблюдала за всей этой сценой, щеки ее горели от стыда и неприятного удивления. Она совсем не понимала, что же здесь происходит. Единственного, кого она смогла узнать, был — Борька, только он значительно исхудал, зарос и казался совсем непривлекательным, противным мужиком, от которого хотелось бежать как можно дальше. Сейчас поймешь, смотри, — ответила старушка.

Морщинистая баба копошилась в ящике, вытаскивая остатки еды из шкафчика, чтобы накормить Борьку. Тот наливал себе стопку за стопкой и бормотал, что-то совсем несвязное. Баба подняла тяжелый чугун, а мужик схватил ее за платок и сорвал, бросив на пол, крикнув, что-то очень обидное. Чугун упал, рассыпав содержимое по полу. Тут-то Дуняша и заметила у бабы в мочках ушей, крошечные сережки, что ей самой, в прошлом году подарил любимый отец, на Рождество. Она не верила своим глазам. Баба растирала кашу тряпкой по полу, а слезы молчаливым ручейком капали вниз. Что-то знакомое ей показалось в движениях хозяйки дома, в волосах и фигуре.

Но как Дунины сережки могли попасть к этой измученной жизнью женщине? Теперь пройдемся немного. Дуня шла, подавленная, не понимая, за что ей такое будущее, жалела она, что связалась с этой старухой, а горечь жгла сердце как ледяная вода из ведра. Сейчас ты пережила урок и будем надеяться поймешь его и осмыслишь. А теперь снова, смотри да слушай!

Люди с радостью встречали гостей, рады были такому визиту. Мы старались как можно больше посетить дворов, уделить внимание землякам, под разливистый наигрыш баяна исполняли плясовые вечерочные песни и частушки, танцевали. Гостеприимные хозяева за подаренное хорошее настроение вручали нам ароматные пироги и сладости, другие яства. Знали, что встречать Щедрый вечер нужно, будучи радостным, веселым, добродушным и щедрым. С Щедрым вечером связаны и другие традиции. К примеру, если соседи враждовали весь год, в этот вечер обязательно нужно примириться, выставив магарыч. Есть примета, которая действует до сих пор. На Щедрый вечер нельзя давать и брать в долг, иначе весь год пройдет в долгах и безуспешно. Вечером 14 января нельзя выносить мусор, а то и счастье вынесешь из дома.

Если человек затаил злобу и не простил просившего, то считалось, что в предстоящий год на него свалится большое количество бед и различных неприятностей. А также на Щедрый вечер существовало множество примет: если первым гостем в доме будет мужчина, то хозяевам следовало ожидать беды, а если женщина — к счастью и благосостоянию; если на этот день в доме есть деньги, то весь год будет удачным в материальном плане; если звезды погаснут еще до рассвета, следует подготовиться к неурожаю гороха; на небе нет луны — весна будет сухая и без паводков; сильный ветер — к большому урожаю орехов. Некоторые девушки совершали привороты в Щедрый вечер. Это считалось большим грехом, но привороты были самыми сильными. Традиционные блюда На Щедрый вечерок в каждом доме было принято накрывать богатый стол. Центральным блюдом застолья был жареный поросенок. Готовили его не разделывая, подавали к столу на большой тарелке. Считалось, что поросенок за столом является символом финансового благополучия. Его приготовление и последующее употребление в пищу сулили большой достаток в предстоящие 12 месяцев. Рыба и птица на этот вечер, наоборот, находились под запретом. Люди верили, что они могут унести с собой финансовое благополучие. Так, считалось, что деньги будут улетать и уплывать.

Пресс-центр

Обычаи и традиции: новогоднее колядование (щедрование, овсеньканье, виноградье), игрища, гадания, ряженье, обильное застолье. Была специальная и женская щедровка. На этой странице мы собрали самые красивые и веселые щедровки, которые может выучить как ребенок, так и взрослый. Смотрите видео онлайн «щедрование в Макашевке (Воронежская обл.)» на канале «Скрытые святыни» в хорошем качестве и бесплатно, опубликованное 7 апреля 2024 года в 15:17. Фото: Владимир Рогалевич / РИА Новости.

Старый Новый год — 2024: когда отмечают, история, традиции и приметы праздника

Фото: Владимир Рогалевич / РИА Новости. На этой странице мы собрали самые красивые и веселые щедровки, которые может выучить как ребенок, так и взрослый. Тогда ряженые приступали к пению щедровок, некоторые из которых содержали шуточные угрозы. Простые и короткие стихи на щедрование и посевалки на Старый Новый год. Простые и короткие стихи на щедрование и посевалки на Старый Новый год.

Щедровали, посевали, со Старым Новым годом поздравляли

Вот такую предысторию имеет обряд посевания. Обычно посевали дети, в основном мальчики, и щедрее всех одаривали первых посевальщиков. Посевали поодиночке и целыми ватагами и тогда обряд посевания превращался в настоящий спектакль с главными героями этого праздника, с Василем и Меланкой. Согласно православному календарю, день памяти преподобной Мелании припадал на тринадцатое января, а следующий день, четырнадцатого января, день святителя Василя Великого. Вот обяснение, почему ночь с тринадцатого на четырнадцатое января в народе называют встречей Василя с Меланкой.

Кто щедрует Щедруют — девочки, посевают — мальчики, но не наоборот. Первый посевающий на Старый Новый год приносит в дом счастье. Им должен быть мальчик или парень. Когда посевать Согласно традиции, щедровать начинают вечером 13 января — и до полуночи.

Посевают утром 14 января, до полудня.

По традиции, колядовать ходят от дома к дому, не обходя никого. В большом городе, конечно, этого сделать не удастся, но поколядовать под квартирами соседей можно, пишет Nash-rayon. Сначала нужно спросить хозяев, можно ли колядовать. Если вам отказали - молча, без обид, уйдите. Сами колядки поются медленно, протяжно. Они обязательно должны завершаться поздравлениями. К сожалению, сегодня коляда часто сводится к получению денежной награды, а поэтому дети стараются как можно быстрее спеть колядку, чтобы только заработать. Попробуйте объяснить своему ребенку, что суть колядки - в другом.

Колядников же одаривайте не деньгами, а тем, как это делали раньше, - конфетами, яблоками, орехами… Щедрование Выполняются щедривки в вечер накануне Старого Нового года, то есть 13 января. Они отличаются от колядок своим неприменным припевом "Щедрый вечер, добрый вечер, добрым людям на весь вечер! По христианскому календарю - это день преподобной Мелании. Меланка-Вода приходит на Щедрый вечер вместе с Василием-Луной известить хозяев о последующих торжествах. Утром этого дня начинают готовить вторую обрядовую кутью - щедрую. В отличие от "богатой" что на Рождество ее можно заправлять скоромниною. Кроме того, хозяйки пекут блины, готовят пироги и вареники с сыром, чтобы одаривать щедровальников и посевальщиков.

В это время славяне встречают старинный праздник Щедрец. У украинцев, белорусов, а также на юге России больше распространено название Щедрый вечер, в центральной России и на севере — Васильев вечер. В прежние времена к нему накрывали щедрый стол с «богатой» кутьей — с медом, изюмом и орехами или же с добавлением мяса и сала. Подавали блюда из свинины, ведь это животное считалось символом плодородия и достатка, а вот есть птицу и рыбу не было принято, так как полагали, что в этом случае счастье могло «улететь» или «уплыть» из дома. Праздничное меню также включало разнообразную выпечку. Утром дети поздравляли всех с Меланкой меланковали , исполняя нараспев небольшие стишки.

Обычно посевать начинают с собственного дома, за что родители одаривали парней сладостями и деньгами. Придя в дом, посевальщики должны у хозяев спросить разрешение проводить обряд. Обычно отказов никогда нет, так как посевальщик всегда желанный гость. Зайдя в дом, посевальщики приветствуют хозяев, поздравляют с Новым годом, засевают зерном квартиру и обсыпают хозяев. Это действие сопровождается со словами: «Сеем, веем, посеваем, с Новым годом поздравляем! Хоть и Старый Новый Год — все равно добро несет! Хозяева приглашали посевальщиков к столу, угощали пирогами, одаривали яблоками и баранками. А по желанию самым щедрым благодарением были деньги. Зерно, которым посевали, считается оберегом, поэтому его не выметают до заката солнца. Популярные посевалки на русском и украинском языках: Сеем, веем, посеваем, С Новым годом вас поздравляем!

Щедрый вечер. Как восточные славяне полюбили Меланию Римлянку

Щедрование — угощение кушаньями — принято проводить после заката и до полуночи. В обрядах щедрования восхваляются хозяева дома, их семьи, высказываются пожелания роста благосостояния в будущем году. Последние новости — Аргументы» Новости» Соцпортал» Праздники» Традиции и обычаи щедрования и посевания на Старый Новый год 2023.

Щедрование – это древний славянский обряд, который сохранился до наших дней.

Потому-то в народном представлении они и стали покровителями Щедрого вечера. Кое-где в сельской местности и небольших городках, где сохранились традиции святочного ряжения, одну из щедрующих девушек до сих пор наряжают «Меланкой», а одного из юношей — «Василём». При этом «Меланка» становится центральной фигурой щедрования до полуночи, а «Василь» — с полуночи и до позднего утра, когда утомленные хождение по домам щедровальники, нагруженные сладостями, наконец, расходятся. К слову, также упоминаемый в обрядовых песнях этой ночи «Щедрик-Петрик» ни с каким христианским святым не связан и введен в текст исключительно для рифмы — как и атрибут этой ночи, вареник. Конечно, с сюрпризом — такой, какие обыкновенно готовят на Старый Новый год. По тому, кому какой сюрприз попадется, участники новогоднего застолья «предсказывают», что может ожидать его в новом году. Конечно же, такое гадание — шуточное, своего рода игра. Но зародилась она в Византии, в христианской среде, как раз во времена вышеупомянутых святых Василия и Мелании.

Считалось, что тогда эти животные будут плодиться и приносить хозяевам богатство целый год. На столах обычно были свиная голова, пироги, вареные или запеченные свиные ноги и другие угощения. Особым обрядом в старый Новый год было приготовление кутьи - особой каши. Особое значение придавалось способу приготовления кутьи, который также основан на приметах и поверьях. Все начиналось рано утром. Самый взрослый мужчина в доме должен был принести из колодца воду, а самая старая женщина семьи — насыпать крупу. Достать крупу нужно было 13 января, в два часа ночи. Ее нельзя было касаться, чтобы случайно не изменить свою судьбу. Женщина размешивала кашу и приговаривала, а вся семья наблюдала за процессом. Считалось, что если каша "убегала" из горшка или образовывалось много пенки, то грядет беда. Но самой страшной приметой был лопнувший горшок - в этом случае кутью никто не ел, ее бросали прямо в горшке в прорубь. Хороший знак, если каша получалась наваристой. Тогда ее нужно было съесть до последней ложки. Гуляния и колядки После застолья гости шли на улицу, где пели песни, водили хороводы, колядовали. Были пышные гулянья. Считалось, что в это время можно увидеть во сне своего суженого или что-то узнать о нем, например имя. Сжигание соломы Важной традицией было сжигание снопа соломы - Дидуха - сразу после завершения щедрования. Он символизировал дух опекуна хозяйства и покровителя рода.

На следующий день, 14 января, на Старый Новый год, с самого утра мальчики бегали от дома к дому, пели посевалки и засевали зерном, поздравляя хозяев с Новым годом. Старый Новый год — странный праздник, от которого веет духом старой Руси и традициями. И мы с удовольствием его празднуем каждый год: собираемся с семьей и друзьями, лепим вареники, гадаем и колядуем. А чтобы колядовать было веселей, мы подготовили колядки, щедровки и посевалки в стихах. Выбирайте что вам по душе: здесь есть и взрослые, короткие и длинные, и веселые детские колядки, которые легко выучить и запомнить даже маленькому ребенку, и щедровки с юмором — на всех хватит! Наряжайтесь — и вперед, делиться с соседями и друзьями хорошим настроением! Когда, какого числа щедруют в России Дети с нетерпением ждут зимних праздников, чтобы пощедровать. В эти дни родители отпускают их ходить ночью по домам и петь щедровки. Дети готовят к Святкам костюмы, учат тексты щедровок, за исполнение которых получают сладости или денежку. По давней традиции, щедровки происходят после заката солнца, то есть тогда, когда владычествуют всякие нечистые силы Канун Старого Нового года 13 января называется Маланкой или Щедрым вечером. Если вы решили этот Щедрый вечер провести согласно старинному славянскому обычаю, то начинайте готовиться заранее. Ведь наличие костюма не сделает из вас настоящего щедровальника. Вам нужно выучить или освежить в памяти тексты популярных щедровок, отрепетировать пение хором. Так вы сами получите удовольствие от щедрования и хозяевам доставите радость. Интересно, что вечером 13 января, как правило, щедровали одни девушки, а на рассвете, когда в силу уже вступал Новый год, ходили засевать исключительно ребята.

По окончании приготовлений к «щедрому» вечеру хозяин садится за стол, а дети покидают на время комнату. Затем дети входят в хату и спрашивают: «а где ж наш батько? У белорусов «щодрыми вечерами» называются все вечера от Рождества до Крещения. Женщины не прядут в эти дни, ссылаясь на распространенные среди них рассказы о каком-то страшном старике, наказавшем «лакомую кобету» «прихотливую женщину» , прявшую в «щедрые вечера». Из хозяйственных работ в это время разрешается только починка земледельческих орудий, белья или платья, уборка комнат и стряпня. Подобные обычаи и поверья существуют у бессарабских румын. Щедрование — славянский новогодний ритуал обхода домов с исполнением песен-благопожеланий и получением вознаграждения от хозяев дома. Вечером и до полуночи щедрующие обходят дома. По давней традиции, новогодние обходы щедрующих, как и рождественских колядующих, происходят после заката Солнца, то есть тогда, когда владычествует всякая нечистая сила. Бывалые хорошо знают, в какое время и какого числа ходят щедровать. Для тех, кто занимается подобным впервые, стоит сказать, что начинают петь только тогда, когда хозяева сели за стол. Обычно ужин начинается с 18:00, когда уже закончился праздник Маланки, который народ отмечает 13 января. Девочки-подростки в одиночку или вместе обходят соседей, чтобы пощедровать — спеть особые песни щедровки и рассказать тематические стишки. В этих песенках обычно величаются хозяева дома и их дети, высказываются пожелания богатого урожая, благосостояния, приплода скота, хорошего роения пчёл. Припевом их служат слова: «Щедрый вечер», «Святый вечер», «Щедрый вечер, добрый вечер — добрым людям на весь вечер» и т. С течением времени к религиозно-мистическим сюжетам стали присоединяться самые обычные духовные стихи, связавшие щедровки с циклом христианских легенд. В древних щедровках и колядках отразились времена Киевской Руси и сохранились описания княжеско-дружинного быта. Однако в щедровках христианского цикла преобладают мотивы библейских и евангельских и апокрифических рассказов: рождение Христа, поклонениям волхвов и пастухов. Образы святых вводятся, чтобы предоставить ещё большую магическую силу поэтической формуле.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий