Примерный список литературы для чтения детям старшего дошкольного возраста. Для чтения в лицах Произведения. Чтение художественной литературы в старшей группе.
ФОП художественной литературы на возраст 5-6 лет
Гримм «Горшок каши». Барто «Веревочка». Маршак «Рассказ о неизвестном герое». Гагарин «Вижу землю». Бианки «Приключение муравьишки». Крылов «Стрекоза и муравей».
Ушинский «Капустница» 4. Аракчеев «Рассказ о зеленой стране». Токмакова «Каша» 2. Александрова «Вкусная каша». Мошковская «Маша и каша» 4.
Пляцковский «Кому что нравится». Осеева «Печенье». Алексеев «Первый ночной таран», «Дом» 2. М Исаковский «Здесь похоронен красноармеец». Митяев «Мешок овсянки».
Исаковский «Навек запомни». Баруздин «Слава». Симонов «Сын артиллериста». Александрова «Родина». Лермонтов «Родина» 4.
Баруздин «За Родину». Плещеев «Старик» 3. Благинина «Одуванчик», «Черемуха». Серова «Ландыш», «Гвоздика», «Незабудки». Сладков «Любитель цветов».
Мориц «Цветок». Познананская «Одуванчик» 8. Трутнева «Колокольчик». Майков «Осень». Есенин «Нивы сжаты».
Пушкин «Уж небо осенью дышало». Трутнева «Осень» 5. Бианки «Синичкин календарь» 6. Тютчев «Есть в осени первоначальной» 7. Плещеев «Осень наступила».
Толстой «Осень! Обсыпается наш бедный сад». Исаковский «Вишня». Толстой «Дуб и орешник». Токмакова «Дуб».
Тайц «Про грибы». Ушинский «Ласточка». Снегирев «Ласточка», «Скворец». Сухомлинский «Пусть будут соловей и жук». Пришвин «Ребята и утята».
Толстой «Птичка». Соколов-Микитов «Улетают журавли». Воронько «Журавли». Майков «Ласточка» 12. Мамин-Сибиряк «Серая шейка» 13.
Толстой «Лебеди» 14. Сухомлинский «Стыдно перед соловушкой». Гримм «Храбрый портняжка». Маршак «Вот какой рассеянный». Носов «Живая шляпа», «Заплатка».
Берестов «Картинки в лужах». Осеева «Ежинка» 7. Скребицкий «на лесной полянке». Бианки «Купание медвежат». Чарушин «Волчонок» Волчишко.
Сладков «Как медведь сам себя напугал», «отчаянный заяц». Пушкин «Уж небо осенью дышало» 8. Сибиряк «Серая шейка» 9. Крестьянин торжествуя» 11. Горький «Воробьишко» 6.
Толстой «Птичка» 7. Ненецкая народная сказка «Кукушка» 8. Тургенев «Воробей». Соколов Микитов «Глухари», «Тетерева». Блок «Снег да снег кругом».
Суриков «Зима» 13. Некрасов «мороз воевода». Суриков «Детство». Блок «Ветхая избушка». Дрожжин «Дедушка Мороз».
Черный «Мчусь, как ветер, на коньках». А Барто «Вовка добрая душа» 7. Толстой «Старый дед и внучек». Благинина «Аленушка». Толстой «Акула».
Данько «Головастик». Григорьев «Сом» 9. Заходер «Кит и кот». Кассиль «Твои защитники». Тютчев «Зима недаром злится», «Весна», «Весенние воды».
Соколов-Микитов весна в лесу», «Ранней весной». Сладков «Птицы весну принесли», «Весенние ручьи» и др. Маршак «Круглый год» 13. Мориц «Счастливый жучок». Лунин «Жук» 7.
Брюсов «Зеленый червячок».
Словарная работа : активизировать словарь — игрушки, формочки, савочки. Интеграция образовательных областей : «коммуникация», «безопасность», «музыка», «чтение художественной литературы». Дьяченко, О. Гузенко «Развитие речи. Тематическое планирование занятий» стр. Дары осени» 1. Тема: «Дождь» перевод Н.
Гернет и С. Гиппиус заучивание французской песенки Цель : учить детей запоминать короткое стихотворение. Закреплять правильное произношение звука «р» в словах и фразах. Развивать память, воображение, чувство юмора, интонационную выразительность речи. Воспитывать интерес к поэзии, эстетические чувства. Словарная работа : обогащать словарь — гроза, сыплет град. Тема: «Репка» пересказ сказки Цель: учить детей пересказывать короткую знакомую сказку. Учить инсценировать сказку, используя слова и фразы из текста.
Развивать память, интонационную выразительность речи. Словарная работа: активизировать словарь — огород, репка, блюдо. Интеграция образовательных областей : «коммуникация», «музыка», «чтение художественной литературы», «художественное творчество». Тема: «О хлебе» рассматривание предметов Цель : продолжать знакомить детей с хлебом и хлебобулочными изделиями, рассказывать об их свойствах и качествах. Развивать внимание, мышление, память, совершенствовать отчетливое произношение слов и словосочетаний. Воспитывать бережное отношение к хлебу, интерес к профессии пекаря. Словарная работа: активизировать словарь детей за счет прилагательных, подвести к пониманию выражений обобщающего характера: хлеб, хлебобулочные изделия. Интеграция образовательных областей : Г.
Тема: «Научу обуваться и братца» рассматривание обуви Цель: продолжать знакомить детей с предметами домашнего обихода , учить вычленять признаки: цвет, материал из которого изготовлена вещь. Учить использовать в речи существительные, обозначающие названия частей предметов, прилагательные, обозначающие свойства и качества предметов. Развивать умение детей отвечать на вопросы, составлять небольшой рассказ о предмете по образцу. Воспитывать бережное отношение к обуви, ухаживать за ней самостоятельно. Словарная работа : обогащать словарь — сапожки, валенки, меховые. Интеграция образовательных областей: Г. Тема: «Федорино горе» К. Чуковский чтение сказки Цель: познакомить детей с новым произведением, учить понимать содержание, сопереживать героям.
Учить детей участвовать в беседе по содержанию произведения, развивать диалоговую речь. Развивать внимание, мышление, чувство юмора. Воспитывать нравственные качества личности через поступки героев произведения. Словарная работа : активизировать и обогащать словарь — неряха, грязнуля, самоварище, чистоплотная. Интеграция образовательных областей Г. Тема: «Как Вася ловил рыбу» Н. Калинина пересказ произведения Цель: продолжать учить детей пересказывать небольшой рассказ, выразительно передавать прямую речь персонажей, образовывать новые глаголы при помощи приставок, подбирать слова сходные по звучанию. Развивать умение слушать.
Словарная работа: обогащать словарь — барахтается, рыболов. Интеграция образовательных областей В. Тема: «Лучше нет родного края» П. Воронько заучивание стихотворения Цель : учить детей выразительно читать стихотворение, пользуясь естественной интонацией, понимать значение образных слов и выражений, эмоционально реагировать на содержание произведения, отвечать на вопросы. Развивать внимание, мышление. Словарная работа: активизировать словарь — облетел, обходил, натрудил. Интеграция образовательных областей : «познание», «коммуникация», «музыка», «чтение художественной литературы». Тема: «Белки».
Серия С. Николаевой, худ. Келейников рассматривание картины Цель : расширять представления о жизни диких животных в природных условиях. Продолжать совершенствовать диалогическую речь, упражнять детей в составлении рассказов по картине, обогащать словарь детей. Развивать внимание, мышление, совершенствовать отчетливое произнесение слов и словосочетаний. Воспитывать интерес к жизни диких животных, желание знать о них как можно больше. Словарная работа : обогащать словарь — резво бегает, ушки-кисточки, бельчата. Интеграция образовательных областей : «познание», «коммуникация», «чтение художественной литературы».
Тема: «Разные автомобили» рассматривание машин разного назначения Цель: продолжать знакомить детей с предметами ближайшего окружения, расширять представления о них. Развивать мышление, память, воображение, познавательные интересы у детей. Воспитывать интерес к разным видам транспорта, к профессиям людей. Словарная работа : активизировать словарь детей — транспорт, скорая помощь, строительная техника, автомобили специального назначения. Интеграция образовательных областей: «познание», «безопасность», «чтение художественной литературы», «художественное творчество». Тема: «Овощи» Ю. Тувим рассматривание предметов Цель : продолжать учить детей различать и называть овощи, отмечая их характерные признаки , группировать по одному признаку. Развивать наблюдательность, мышление, память.
Воспитывать интерес к предметам ближайшего окружения. Словарная работа : пополнять и активизировать словарь детей на основе углубления знаний об овощах. Интеграция образовательных областей : «познание», «коммуникация», «здоровье», «чтение художественной литературы». Тема: «Зима» И. Суриков заучивание стихотворения Цель: познакомить детей с новым стихотворением, учить его наизусть. Словарная работа: обогащать словарь - пелена, забелело, непробудно. Интеграция образовательных областей: «познание», «коммуникация», «чтение художественной литературы». Тема: «Зимняя одежда» составление рассказа-описания Цель : учить детей давать описания зимней одежде, формировать представление о ее назначении.
Учить детей пользоваться сложноподчиненными предложениями, согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе. Учить определять на слух звук «ж», подбирать слова на заданный звук. Закрепить знания детей о зимней одежде. Развивать мышление, память, воображение, познавательные интересы. Воспитывать интерес к занятию. Словарная работа: активизировать словарь — меховое пальто, шубка, воротничок. Интеграция образовательных областей: О. Ушакова «Занятия по развитию речи для детей 3-5 лет» - стр.
Тема: «Таня не боится мороза» рассматривание картины Цель: учить детей рассматривать картину, понимать ее содержание, рассказывать по фрагментам. Продолжать учить детей отвечать на вопросы по содержанию картины, используя распространенные предложения. Развивать мышление, внимание. Воспитывать любовь к природе, эстетические чувства. Словарная работа: обогащать словарь — меховая шапка , шерстяные варежки. Интеграция образовательных областей: «познание», «коммуникация», «социализация», «чтение художественной литературы», «здоровье». Ушакова «Занятия по развитию речи для детей 4-5 лет» - стр. Тема: «Письмо Деду Морозу» ознакомление с миром предметов Цель: продолжать знакомить детей с миром предметов и профессий, необходимых в жизни: почта, письмо, почтальон.
Развивать познавательные интересы, умение активно участвовать в беседе. Воспитывать желание шире знакомиться с предметами и явлениями, выходящими за пределы привычного окружения. Словарная работа: пополнять и активизировать словарь детей на основе расширения представлений об окружающем мире. Тема: «Елочка» З. Александровой заучивание стихотворения Цель: познакомить детей с новым стихотворением, заучить его. Учить отвечать на вопросы словами текста. Произносить слова четко, достаточно громко.
Заходера ; Фройденберг А. Коринца ; Чиарди Дж.
Литературные сказки. Андерсен Г. Ганзен ; «Свинопас» пер. Ганзен ; «Дюймовочка» пер. Ганзен ; «Гадкий утёнок» пер.
Пушкина; - помочь в своеобразие их языка; - вызвать желание услышать сказочные произведения поэта «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о золотой рыбке», «У лукоморья дуб зеленый…», «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди». Учить детей выразительно читать наизусть стихотворение, передавая интонацией любование зимней природой, чувствовать, понимать и воспроизводить образный язык стихотворения, находить пейзажную картину по образному описанию, обосновывать свой выбор; - упражнять в подборе эпитетов, сравнений, метафор для описания зимней природы «Сонные, укрытые снегом, словно в белых шубах» ; Лит-ра: О. Ушакова с.
Перспективно-тематический план по чтению художественной литературы в старшей группе
ФОП художественной литературы на возраст 5-6 лет | Форум педагогов | Картотека художественной литературы в разных образовательных областях в старшей группе По программе «От рождения до школы» по ред. Н. Е. Вераксы. |
«Детский сад № 46 «Светлячок» | Картотека художественной литературы в разных образовательных областях в старшей группе По программе «От рождения до школы» по ред. Н. Е. Вераксы О.О. Содержание Автор, название ЦельНравственное воспитание рнс «Лиса и кувшин» обр. |
КАТАЛОГ ПРОИЗВЕДЕНИЙ
- Особенности восприятия старшими дошкольниками
- Встречи с методистом детского сада: Старшая группа. Список литературы для детей 5-6 лет.
- ХУДОЖЕСТВЕННОЙ
- «Детский сад № 46 «Светлячок»
ФОП художественной литературы на возраст 5-6 лет
Северный «Светофор» беседа по прочитанным стихотворениям Цель: учить оценивать поступки героев, отвечать на вопросы по содержанию текста; учить правильному поведению на улице; развивать интерес к ПДД Тема: Чтение, обсуждение и заучивание стихотворения С. Смирнова «Солдат» Цель: Вызывать в детях чувство гордости за подвиг нашего народа в ВОВ; учить внимательно слушать произведение и отвечать на вопросы; учить подбирать определения к слову «солдат»; продолжать учить выразительно читать стихотворение наизусть Тема: Чтение, обсуждение и пересказ рассказа Л. Кассиля «Сестра» Цель: Расширять знания о защитниках Отечества, воспитывать уважение и благодарность к ним; вызывать желание быть смелыми, отважными, помогать слабым и совершать добрые и героические поступки Тема: Викторина по прочитанным произведениям на «День весеннего именинника» Цель: Обобщить знания о жанровых, композиционных, языковых особенностях произведений разных жанров; закреплять умение выразительного пересказа прозаических произведений и чтения наизусть стихотворных; развивать умение определять героя произведения по его короткой характеристике, атрибуту, внешнему облику и т.
Чтение рассказа В. Воробьёва « Чистюля » Цели: продолжать формировать умение внимательно слушать рассказ, развивать связную речь; расширять знания о перелетных птицах; развивать внимание, память, ; воспитывать заботливое отношение к птицам. Толстой чтение произведения. Цель: формировать умение образовывать форму множественного числа существительных, обозначающих детенышей животных. Развивать мышление, память. Воспитывать познавательные интересы у детей. Чтение и обсуждение стихотворения М.
Безруких «Разговор о правильном питании » Цель: воспитывать умение у детей отвечать на поставленные вопросы согласно прочитанному. Развивать память. Сенченко «Хлеб святой». Глинская «Хлеб» - чтение. Цели: расширять знания детей о хлебе, познакомить с произведениями разных авторов, посвященных хлебу; развивать познавательный интерес ; Воспитывать уважение к людям, выращивающим хлеб, бережное отношение к хлебу. Топелиус 4. Цели: формировать умение осмысливать содержание прочитанного; Связно передавать содержание прочитанного средствами игры; Формировать оценочное отношение к героям сказки. Цель: знакомить детей с событиями, происходившими в годы Великой Отечественной войны. Формировать умение поддерживать разговор по теме, отвечать на вопросы и задавать их.
Развивать познавательные интересы детей. Воспитывать любовь к Родине. Цель: познакомить детей с новым стихотворением, учить его наизусть. Воспитывать уважение к защитникам Родины. Чтение стихотворения В. Гусевой «Родина». Цели: формировать умение выразительно читать стихотворение; Развивать умение менять силу голоса и интонацию в зависимости от контекста произведения; упражнять в подборе эпитетов, сравнений. Чтение стихотворения Е. Трутневой «Победа».
Цели: формировать умение эмоционально воспринимать стихотворение, понимать его содержание; стимулировать выражение своих впечатлений в самостоятельных высказываниях. Разучивание стихотворения «Если свет зажжется красный» С Михалкова. Цель: развивать память, внимание, воспитывать любовь к стихам. Чтение Н Калинина «Как ребята переходили через улицу» Цель: воспитывать умение внимательно слушать, запоминать прочитанное произведение. Чтение В. Тимофеев «Для пешеходов». Цели: развивать память, слуховое внимание; воспитывать бдительность на дороге. Три чудесных цвета» А. Северный, «Если бы…» О.
Бедарев чтение стихотворений Цель: продолжать знакомить детей с новыми произведениями о правилах дорожного движения, формировать умение эмоционально воспринимать и осознавать образное содержание поэтического текста, отвечать на вопросы. Развивать мышление, познавательные интересы у детей. Воспитывать культуру поведения на дороге. Крылов «Стрекоза и муравей». Цели: познакомить детей с новым литературным жанром — басней; помочь понять идею басни; воспитывать положительное отношение к труду 2. Чтение словацкой народной сказки « У солнышка в гостях». Цели: продолжать формировать умение детей эмоционально воспринимать образное содержание сказки, используя метод моделирования; запоминать действующих лиц и последовательность событий. Александрова чтение стихотворения. Цель: продолжать формировать умение детей запоминать короткие стихотворения, отвечать на вопросы по содержанию строками из стихотворения.
Развивать внимание, память, интонационную выразительность. Воспитывать эстетические чувства, любовь к поэзии. Рассказывание «Муравьишки» Е. Набойкиной сказкотерапия. Цели: осознание главной идеи сказки, пробуждение интереса к поступкам, мотивам поведения героев, их внутреннему миру, их переживаниям; стимулирование ответов детей по содержанию сказки. Моделирование поведения персонажей, выразительное изображение отдельных эмоциональных состояний страх, беспокойство, радость, удовольствие ; последовательное воспроизведение событий сказки; развитие речи; создание положительного эмоционального настроения. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим. Актуальная проблема современного общества - приобщение детей к чтению. Не секрет, что уже в дошкольном возрасте слушанию сказок многие малыши предпочитают просмотр мультфильмов, компьютерные игры.
Естественно, что и в школе такому ребёнку сложно будет полюбить чтение. Между тем литература - это мощное средство интеллектуального, нравственного и эстетического воспитания. Она обогащает детскую речь, эмоции, формирует гуманные чувства, даёт возможность размышления, фантазирования. Со стороны взрослых крайне важно вовремя вызвать интерес и любовь дошкольника к книге, открыть в малыше читателя. И первым этапом здесь будет не библиотека, а деятельность воспитателя, его педагогическое мастерство. Зачем дошкольникам художественная литература К задачам чтения художественной литературы с детьми средней группы относятся: Формирование у детей представления о том, что книги содержат много интересной и познавательной информации. Углубление знаний об иллюстрациях, их значении в книге. Формирование навыка нравственной оценки произведения. Развитие способности к сопереживанию героям.
В средней группе дети понимают, что из книг можно узнать много интересного и познавательного В старшей группе список задач расширяется: Воспитатель приучает дошкольников слушать большие произведения по главам. Педагог побуждает детей выражать эмоциональное отношение к прочитанному, рассказывать о своём восприятии поступков персонажей, размышлять над скрытыми мотивами их поведения. Воспитывается чуткое отношение к художественному слову, умение замечать яркие описания, эпитеты, сравнения, чувствовать ритм и мелодику стихотворения. Продолжается формирование навыков выразительного чтения стихотворений, чтения по ролям. Объясняются в доступной детям форме понятие жанра, жанровые особенности сказки, рассказа, стихотворения. Дошкольники учатся сравнивать иллюстрации разных художников к одному и тому же произведению. Без стихов в детском саду не обходится ни одно мероприятие К задачам подготовительной группы относятся: Совершенствование умения понимать выразительность языка художественного произведения, красоту поэтического слова. Развитие у дошкольников чувства юмора. Развитие умения ставить себя на место литературного персонажа.
Отработка навыков выразительного чтения, драматизации произведения проявление эмоций посредством интонации, мимики, жестов. Углубление понятия «жанр», развитие умения их различать. Как спланировать и провести занятие по чтению художественной литературы Чтобы грамотно построить занятие по ознакомлению малышей с каким-либо литературным произведением, педагогу необходимо многое продумать. Какие приёмы и методы можно использовать На занятии по чтению художественной литературы воспитателем применяются следующие методы: Чтение педагога по книге или наизусть. Такая дословная передача текста сохраняет авторский язык, лучше всего передаёт оттенки мыслей прозаика. Рассказывание пересказ. Это более свободная передача содержания: воспитатель может переставлять слова, заменять их синонимами. Но такая форма повествования даёт больше возможностей для привлечения детского внимания: можно лишний раз сделать паузу, повторить ключевые фразы и т. Инсценирование - метод вторичного ознакомления с литературным произведением.
Заучивание наизусть или пересказ текста дошкольниками в зависимости от жанра произведения. Чтобы занятие прошло успешно, надо учесть следующее: Занятие должно быть эмоционально насыщенным. Прежде всего это касается манеры речи воспитателя, которая должна передавать характер произведения и воздействовать на ум и чувства детей. Ребята должны видеть заинтересованное лицо педагога, его мимику и артикуляцию, а не просто слышать голос. Для этого он должен смотреть не только в книгу, но и на лица детей, чтобы видеть их реакцию. Прозаические произведения сказки, рассказы можно рассказывать, а не читать. Что касается стихотворений, то они обычно читаются голосом средней громкости хотя некоторые нужно рассказывать тихо или, наоборот, громко и медленно, чтобы дошкольники поняли, о чём идёт речь. Для большей наполненности занятия можно включать в него аудиозаписи например, где К. Чуковский сам читает свои стихотворные сказки.
В процессе чтения не нужно отвлекать воспитанников дисциплинарными замечаниями: для этой цели педагог может повысить или понизить голос, сделать паузу. Дети должны видеть заинтересованное лицо педагога, видеть его мимику во время чтения Лучшему пониманию содержания произведения, усвоению выразительных средств языка способствует многократное чтение. Короткие тексты можно повторять сразу после первичного прочтения. Для произведений большего объёма требуется некоторое время на осмысление, а затем воспитатель перечитывает отдельные, особо значимые части. Напомнить детям содержание материала можно и спустя какое-то время 2—3 недели , коротенькие же стихи, потешки, рассказы можно повторять часто например, на прогулке, в ходе режимных моментов.
Остер «Котенок по имени Гав». Толстой «Лев и собачка», «Котенок». Гримм «Бременские музыканты». Толстой «Белка и волк». Снегирев «След оленя» 4. Соколов Микитов «Год в лесу» гл. Пушкин «Уж небо осенью дышало» 2. Сибиряк «Серая шейка» 3. Гаршин «Лягушка путешественница». Пушкин «Зима!.. Крестьянин торжествуя» 5. Есение «Береза», «Поет зима аукает». Носов «На горке» 2. Ущинский «Проказы старухи зимы» 3. Андерсен «Снежная королева» 4. Бианки «Синичкин календарь». Даль «Старик годовик». Горький «Воробьишко» 7. Толстой «Птичка» 8. Ненецкая народная сказка «Кукушка» 9. Михалков «Зяблик». Маршак «Как печатали книгу? Маяковский «Эта книжечка моя про моря и про маяк». Маршак «Багаж». Лейла Берг «Рассказы о маленьком автомобильчике». Сахарнов «Самый лучший пароход». Саконская «песенка о метро» 5. Ильин, Е. Сегал «Машины на нашей улице» 6. Калинина «Как ребята переходили улицу». Маршак «Двенадцать месяцев». Круглый год декабрь 3. Трутнева «С Новым годом! Воронкова «Таня выбирает елку». Губин «Горка». Одоевский «мороз Иванович». Заходер «Черепаха». Чуковский «Черепаха» 4. Киплинг рассказы из книги «Книга джунглей» 5. Житков «Про слона». Сладков «Во льдах». Браиловская «Наши мамы, наши папы». Осеева «Просто старушка». Я Сегель «Как я был мамой». Воронько «Мальчик Помогай» 5. Габе «Моя семья». Тувим «Стол». Маршак «Откуда стол пришел? Маяковский «Кем быть? Сказка в обработке А. Толстого «Три толстяка». Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». Носов «Карасик» 3. Андерсен «Русалочка». Пермяк «Первая рыбка». Житков «Что я видел». С Маршак «Мяч» 3. Барто «Веревочка», «Игрушки». Катаев «Цветик семицветик» 5. Серова «Нехорошая история». Родари «Какого цвета ремесла? Я Аким «Неумейка». Шибарев «Почтовый ящик». Высотская «Мой брат уехал на границу», «У телевизора». Твардовский «Рассказ танкиста». Александрова «Дозор». Катаев «Цветик-семицветик» 2. Аксаков «Аленький цветочек». Андерсен «Дюймовочка». Родина «мамины руки». Благинина «Мамин день», «Посидим в тишине». Родари «Чем пахнут ремесла? Пермяк «Мамина работа» 5. Сухомлинский «Моя мама пахнет хлебом». Квитко «Бабушкины руки». Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы». Тютчев «Зима недаром злится» 10. Маршак «Круглый год» 11. Скребицкий «Апрель». Бианки «Три весны». Маршак «Почта». Баруздин «Кто построил этот дом? Пожарова «Маляры» 4. Люшнин «Строители» 5. Пермяк «Мамина работа». Гайдар «Голубая чашка». Чуковский «Федорино горе», «Муха-Цокотуха» 3. Гримм «Горшок каши». Барто «Веревочка». Маршак «Рассказ о неизвестном герое». Гагарин «Вижу землю». Бианки «Приключение муравьишки».
Цели: упражнять в подборе определений к заданному слову. Воспитывать любовь к поэзии. Чтение рассказа В. Воробьёва « Чистюля » Цели: продолжать формировать умение внимательно слушать рассказ, развивать связную речь; расширять знания о перелетных птицах; развивать внимание, память, ; воспитывать заботливое отношение к птицам. Толстой чтение произведения. Цель: формировать умение образовывать форму множественного числа существительных, обозначающих детенышей животных. Развивать мышление, память. Воспитывать познавательные интересы у детей. Чтение и обсуждение стихотворения М. Безруких «Разговор о правильном питании » Цель: воспитывать умение у детей отвечать на поставленные вопросы согласно прочитанному. Развивать память. Сенченко «Хлеб святой». Глинская «Хлеб» - чтение. Цели: расширять знания детей о хлебе, познакомить с произведениями разных авторов, посвященных хлебу; развивать познавательный интерес; Воспитывать уважение к людям, выращивающим хлеб, бережное отношение к хлебу. Топелиус 4. Цели: формировать умение осмысливать содержание прочитанного; Связно передавать содержание прочитанного средствами игры; Формировать оценочное отношение к героям сказки. Цель: знакомить детей с событиями, происходившими в годы Великой Отечественной войны. Формировать умение поддерживать разговор по теме, отвечать на вопросы и задавать их. Развивать познавательные интересы детей. Воспитывать любовь к Родине. Цель: познакомить детей с новым стихотворением, учить его наизусть. Воспитывать уважение к защитникам Родины. Чтение стихотворения В. Гусевой «Родина». Цели: формировать умение выразительно читать стихотворение; Развивать умение менять силу голоса и интонацию в зависимости от контекста произведения; упражнять в подборе эпитетов, сравнений. Чтение стихотворения Е. Трутневой «Победа». Цели: формировать умение эмоционально воспринимать стихотворение, понимать его содержание; стимулировать выражение своих впечатлений в самостоятельных высказываниях. Разучивание стихотворения «Если свет зажжется красный» С Михалкова. Цель: развивать память, внимание, воспитывать любовь к стихам. Чтение Н Калинина «Как ребята переходили через улицу» Цель: воспитывать умение внимательно слушать, запоминать прочитанное произведение. Чтение В. Тимофеев «Для пешеходов». Цели: развивать память, слуховое внимание; воспитывать бдительность на дороге. Три чудесных цвета» А. Северный, «Если бы…» О. Бедарев чтение стихотворений Цель: продолжать знакомить детей с новыми произведениями о правилах дорожного движения, формировать умение эмоционально воспринимать и осознавать образное содержание поэтического текста, отвечать на вопросы. Развивать мышление, познавательные интересы у детей. Воспитывать культуру поведения на дороге. Крылов «Стрекоза и муравей». Цели: познакомить детей с новым литературным жанром — басней; помочь понять идею басни; воспитывать положительное отношение к труду 2. Чтение словацкой народной сказки « У солнышка в гостях». Цели: продолжать формировать умение детей эмоционально воспринимать образное содержание сказки, используя метод моделирования; запоминать действующих лиц и последовательность событий. Александрова чтение стихотворения. Цель: продолжать формировать умение детей запоминать короткие стихотворения, отвечать на вопросы по содержанию строками из стихотворения. Развивать внимание, память, интонационную выразительность. Воспитывать эстетические чувства, любовь к поэзии. Рассказывание «Муравьишки» Е. Набойкиной сказкотерапия. Цели: осознание главной идеи сказки, пробуждение интереса к поступкам, мотивам поведения героев, их внутреннему миру , их переживаниям; стимулирование ответов детей по содержанию сказки. Моделирование поведения персонажей, выразительное изображение отдельных эмоциональных состояний страх, беспокойство, радость, удовольствие ; последовательное воспроизведение событий сказки; развитие речи; создание положительного эмоционального настроения. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим. Ламуева Людмила Николаевна План на учебный год по образовательной области «Чтение художественной литературы» старшая группа Период Тема НОД Программное содержание Источники Сентябрь 1 неделя Мы — воспитанники старшей группы Цель : Дать детям возможность испытать гордость от того, что они теперь старшие дошкольники. Гербова Сентябрь 2 неделя Рассказывание русской народной сказки «Заяц хвастун» и присказки «Начинаются наши сказки» Цель : Вспомнить с детьми названия русских народных сказок и познакомить их с новыми произведениями : сказкой «Заяц хвастун» и присказки «Начинаются наши сказки». Гербова Сентябрь 3 неделя Обучение рассказыванию : составление рассказов на тему «Осень наступила». Чтение стихотворений о ранней осени Цель : Учить детей рассказывать, ориентируясь на план. Приобщать к восприятию поэтических произведений о природе. Гербова 1 неделя Лексические упражнения. Маршака «Пудель» Цель : Активизировать в речи детей существительные и прилагательные; познакомить с произведением — перевертышем. Гербова 2 неделя Обучение рассказыванию : описание кукол Цель : Помочь детям составить план описания куклы ; учить дошкольников, составляя описание самостоятельно, руководствоваться планом. Гербова 3 неделя Лексико-грамматические упражнения. Чтение сказки Цель : Упражнять детей в подборе существительных к прилагательным. Познакомить с русской народной сказкой «Крылатый, мохнатый да масляный» , помочь понять её смысл. Гербова 4 неделя Литературный калейдоскоп Учить : выяснить у детей, какие литературные произведения они помнят. Гербова 1 неделя Чтение стихов о поздней осени. Дидактическое упражнение Заверши предложение Цель : Приобщать детей к поэзии, развивать поэтический слух. Упражнять в составлении сложноподчиненных предложений. Гербова 2 неделя Завершение работы над сказкой Айога Цель : Приучать детей ответственно относиться к заданиям воспитателя Стр. Гербова 3 неделя Чтение рассказа Б. Житкова «Как я ловил человечков» Цель : Помочь детям вспомнить известные им рассказы, познакомить с рассказом Б. Житкова «Как я ловил человечков». Гербова 4 неделя Пересказ рассказа В.
«ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА» Для старшей и подготовительной группы.
Ущинский «Проказы старухи зимы» 3. Андерсен « Снежная королева » 4. Бианки «Синичкин календарь». Даль «Старик годовик». Горький «Воробьишко» 7. Толстой «Птичка» 8. Ненецкая народная сказка «Кукушка» 9. Михалков «Зяблик».
Маршак «Как печатали книгу? Маяковский «Эта книжечка моя про моря и про маяк». Маршак «Багаж». Лейла Берг «Рассказы о маленьком автомобильчике». Сахарнов «Самый лучший пароход». Саконская «песенка о метро» 5. Ильин, Е.
Сегал «Машины на нашей улице» 6. Калинина «Как ребята переходили улицу». Маршак «Двенадцать месяцев». Круглый год декабрь 3. Трутнева «С Новым годом! Воронкова «Таня выбирает елку». Губин «Горка».
Одоевский «мороз Иванович». Заходер «Черепаха». Чуковский «Черепаха» 4. Киплинг рассказы из книги «Книга джунглей» 5. Житков «Про слона». Сладков «Во льдах». Браиловская «Наши мамы, наши папы».
Осеева «Просто старушка». Я Сегель «Как я был мамой». Воронько «Мальчик Помогай» 5. Габе «Моя семья». Тувим «Стол». Маршак «Откуда стол пришел? Маяковский «Кем быть?
Сказка в обработке А. Толстого «Три толстяка». Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». Носов «Карасик» 3. Андерсен «Русалочка». Пермяк «Первая рыбка». Житков «Что я видел».
С Маршак «Мяч» 3. Барто «Веревочка», «Игрушки». Катаев «Цветик семицветик» 5. Серова « Нехорошая история ». Родари «Какого цвета ремесла? Я Аким «Неумейка». Шибарев «Почтовый ящик».
Высотская «Мой брат уехал на границу», «У телевизора». Твардовский «Рассказ танкиста». Александрова «Дозор». Катаев «Цветик-семицветик» 2. Аксаков « Аленький цветочек ». Андерсен «Дюймовочка». Родина «мамины руки».
Благинина «Мамин день», «Посидим в тишине». Родари «Чем пахнут ремесла? Пермяк «Мамина работа» 5. Сухомлинский «Моя мама пахнет хлебом». Квитко «Бабушкины руки». Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы». Тютчев «Зима недаром злится» 10.
Маршак «Круглый год» 11. Скребицкий «Апрель». Бианки «Три весны». Маршак «Почта». Баруздин «Кто построил этот дом? Пожарова «Маляры» 4. Люшнин «Строители» 5.
Пермяк «Мамина работа». Гайдар «Голубая чашка». Чуковский «Федорино горе», «Муха-Цокотуха» 3. Гримм «Горшок каши». Барто «Веревочка».
Тема: Разучивание потешек, пословиц и поговорок о зиме. Цели: обеспечивать развитие умений художественно-творческой деятельности на основе текстов; воспитывать интерес к малым формам фольклора.
Тема: Чтение стихов о зиме русских поэтов. Разучивание наизусть. Цель: воспитать интерес к классике; закрепить знания о зиме; развивать речь, внимание, память.
Никитин «Встреча зимы»; А. Фет «Кот поет, глаза прищурил»; С. Черный «Волк»; В.
Левин «Сундук», «Лошадь»; М. Яснов «Мирная считалка». Городецкий «Котенок»; Ф. Тютчев «Зима недаром злится»; А. Барто «Веревочка». Проза: В.
Дмитриева «Малыш и Жучка» главы ; Л. Толстой «Косточка», «Прыжок», «Лев и собачка»; Н. Носов «Живая шляпа»; Алмазов «Горбушка»; А. Гайдар «Чук и Гек» главы ; С. Георгиев «Я спас Деда Мороза»; В. Драгунский «Друг детства», «Сверху вниз, наискосок»; К.
Паустовский «Кот-ворюга». Литературные сказки: Т. Бианки «Сова»; Б. Заходер «Серая звездочка»; А. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»; П. Бажов «Серебряное копытце»; Н.
Телешов «Крупеничка»; В. Катаев «Цветик-семицветик». Произведения поэтов и писателей разных стран Поэзия: А. Милн «Баллада о королевском бутерброде», пер. Маршака; В. Смит «Про летающую корову», пер.
Заходера; Я. Бжехва «На горизонтских островах», пер.
Толстого; «Жихарка», обр. Карнауховой;«Лисичка-сестричка и волк», обр. Булатова; «Зимовье», обр. Соколова- Микитова; «Лиса и козел», обр.
Капицы; «Привередница», «Лиса-лапотница», обр. Даля; «Петушок и бобовое зернышко», обр. О, Капицы. Фольклор народов мира Песенки. Гернет и С. Гиппиус; «Чив-чив, воробей», пер.
Климова; «Пальцы», пер. Л, Яхина; «Мешок», татар. Ягофарова, пересказ Л. Михалкова; «Заяц и еж», из сказок братьев Гримм, пер. Введенского, под ред. Маршака; «Красная Шапочка», из сказок Ш.
Перро, пер. Габбе; братья Гримм. Глянь-ка из окошка. Литературные сказки. Токмаковой; Ю. Приходько; «Про пана Трулялинского», пересказ с польск.
Заходера; Ф. Солоновича; С. Заходера; Э. Паперной; Т. Брауде; Д. Шерепгевской; Э.
Образцовой и Н. Для заучивания наизусть «Дед хотел уху сварить. Художественная литература для детей Примерный перечень для чтения и рассказывания детям Русский фольклор Песенки. Капицы; «Крылатый, мохнатый да масляный» обр. Карнауховой; «Хаврошечка», обр. Н, Толсто «Заяц-хвастун», обр.
Капицы; « Царевна- лягушка », обр. Булатова; «Рифмы», авторизированный пересказ Б. Шергина «Сивка-Бурка», обр. Булатова; «Финист - Ясный сокол», обр. Григорьева; «Старушка». Маршака; «Счастливого пути!
Токмаковой; «Веснянка», укр. Литвака; «Друг за дружкой», тадж. Гребнева в сокр. Шаврова; «Чудесные истории про зайца по имени Лек», сказки народов Западной Африки, пер. Кустовой и В. Андреева; «Златовласка», пер.
Паустовского; «Три золотых волоска Деда-Всеведа», пер. Аросьевой из сборника сказок К. Маршака; В. Заходера; Я. Заходера; Лж. Бородицкой; «Письмо ко всем детям по одному очень важному делу», пер.
Успенского; Р. Чуковского, стихи з пер. Маршака; А. Для заучивания наизусть «По дубочку постучишь. Акима; М. Берестова; А.
Для чтения в лицах Ю. Дополнительная литература Русские народные сказки. Афанасьева ; «Докучные сказки». Зарубежные народные сказки. Ходзы; «Как братья отцовский клад нашли», молд. Булатова; «Желтый аист», кит.
Р Сефа;Б.
Перспективное планирование по ОО «Речевое развитие». Ознакомление с художественной литературой
Каталог файлов | Чтение художественной литературы в подготовительной к школе группе «Никита Кожемяка» Разработала: Бондарева Елена Дмитриевна. |
Картотека ЧХЛ старшая группа | Картотека художественной литературы в разных образовательных областях в старшей группе Худ литература старшая группа. |
ФОП художественной литературы на возраст 5-6 лет
Бородицкой; «Письмо ко всем детям по одному очень важному делу», пер. Литературные сказки. Мякеля «Господин Ау» главы, пер. Успенского; Р.
Киплинг «Слоненок», пер. Чуковского, стихи з пер.
Бианки «Сова» Учить детей внимательно слушать сказку, понимать смысл прочитанного, передавать свое отношение к содержанию произведения. Книга для чтения с. Учить анализировать художественное произведение, выражать свое отношение к персонажам сказки.
Развивать умение отличать сказочные ситуации от реальных. Развивать умение замечать выразительно-изобразительные средства. Воспитывать экологическое мировоззрение, наблюдательность. Носов «Огурцы». Учить по действиям героя определять мотивы его поступков, воспитывать умение анализировать поступки и оценивать их, аргументируя свои суждения.
Формировать положительные качества личности: смелость, находчивость. Толстой «Косточка» Учить детей чувствовать и понимать характер образов художественного произведения, усваивать последовательность развития сюжета, замечать выразительно-изобразительные средства, помогающие раскрытию содержания; обогащать речь фразеологизмами. Воспитывать находчивость, толерантность, уважение друг к другу, умение уступать. Заучивание пословиц и поговорок народов КЧР Знакомить детей с народным творчеством. Воспитывать любовь к животным, умение распознавать ложь, побуждать к драматизации сказки.
Сказки адыгских народов с. Развивать у детей способность слушать литературные произведения; побуждать их эмоционально реагировать на содержание текста; учить отвечать на вопросы. Толстой «Лев и собачка».
Формировать умение отвечать на вопросы педагога. Развивать речь, память, логическое мышление детей. Цели: развивать умение детей слушать большие по объему литературные произведения; продолжать знакомить детей с особенностями живой природы; воспитывать бережное отношение к природе. Продолжать знакомить детей с произведениями детских писателей; помочь понять смысл рассказа; воспитывать любовь и заботливое отношение к близким. Чтение и заучивание песенки «Дед хотел уху сварить…»? Цель: помочь детям запомнить р. Сказка «По щучьему велению». Цели: развивать умение детей слушать большие по объему литературные произведения; продолжать знакомить детей с особенностями живой природы 4. Разучивание стихов, загадок о рыбах. Цель: воспитывать умение отгадывать загадки. Чтение и разучивание стихов о городе. Цель: развивать память, умение выразительно рассказывать. Барто чтение стихотворения. Цель: формировать умение детей эмоционально воспринимать образное содержание поэтического текста, понимать средства выразительности. Развивать память, воображение, умение отвечать на вопросы. Воспитывать любовь к художественной литературе. Чтение стихотворения А. Кардашовой «Наш дворец для всех открыт» Цель: формировать умение детей внимательно слушать произведение до конца. Воронько «Лучше нет родного края » - чтение. Цели: формировать умение участвовать в коллективном разучивании стихотворения при хоровом проговаривании; выразительно читать стихотворный текст; воспринимать смысл пословиц, выраженный образно «Всякому мила своя сторона», «Нет земли краше, чем Родина наша» ; воспитывать любовь к родному краю. Васнецова, В. Чижикова, Е. Чарушина, с тем как важны в книге рисунки, как много интересного можно узнать, внимательно рассматривая книжные иллюстрации. Развивать произвольное внимание. Воспитывать эстетический вкус. Чтение стихотворения Я. Аким « Неумейка ». Цели: развивать способность слушать литературные произведения, отвечать на вопросы по содержанию фразой; развивать слуховое и зрительное восприятие, логическое мышление, мелкую моторику руки. Перро «Мальчик — с пальчик» - рассказывание сказки. Цели: продолжать знакомить с жанровыми особенностями сказки; Формировать образность речи, понимание образных выражений; развивать творческие способности , умение разыгрывать фрагменты сказки. Чтение произведения «Мойдодыр» К. Цель: развивать интерес детей к чтению, воспитывать любовь к чистоте. Загадки о космосе. Цели: развивать умение разгадывать загадки. Тренировать память и внимание. Воспитывать уважение к труду космонавтов. Рассказ В. Бороздин «Первый в космосе». Цели: расширять представлений детей о космосе. Содействовать правильному восприятию содержания произведения, формировать способности сопереживать его герою. Чтение А. Плещеева «Дети и птичка». Цель: развивать память, слуховое внимание. Воспитывать интерес к слушанию. Чтение стихотворения М. Клоковой «Зима прошла Воробей с березы на дорогу прыг ». Цели: упражнять в подборе определений к заданному слову. Воспитывать любовь к поэзии. Чтение рассказа В. Воробьёва « Чистюля » Цели: продолжать формировать умение внимательно слушать рассказ, развивать связную речь; расширять знания о перелетных птицах; развивать внимание, память, ; воспитывать заботливое отношение к птицам. Толстой чтение произведения. Цель: формировать умение образовывать форму множественного числа существительных, обозначающих детенышей животных. Развивать мышление, память. Воспитывать познавательные интересы у детей. Чтение и обсуждение стихотворения М. Безруких «Разговор о правильном питании » Цель: воспитывать умение у детей отвечать на поставленные вопросы согласно прочитанному. Развивать память. Сенченко «Хлеб святой». Глинская «Хлеб» - чтение. Цели: расширять знания детей о хлебе, познакомить с произведениями разных авторов, посвященных хлебу; развивать познавательный интерес; Воспитывать уважение к людям, выращивающим хлеб, бережное отношение к хлебу. Топелиус 4. Цели: формировать умение осмысливать содержание прочитанного; Связно передавать содержание прочитанного средствами игры; Формировать оценочное отношение к героям сказки. Цель: знакомить детей с событиями, происходившими в годы Великой Отечественной войны. Формировать умение поддерживать разговор по теме, отвечать на вопросы и задавать их. Развивать познавательные интересы детей. Воспитывать любовь к Родине. Цель: познакомить детей с новым стихотворением, учить его наизусть. Воспитывать уважение к защитникам Родины. Чтение стихотворения В. Гусевой «Родина». Цели: формировать умение выразительно читать стихотворение; Развивать умение менять силу голоса и интонацию в зависимости от контекста произведения; упражнять в подборе эпитетов, сравнений. Чтение стихотворения Е.
Уточнить и закрепить знания детей о месяцах года. Калинина «Про снежный колобок». Учить детей близко к тексту рассказывать короткие рассказы интонационно выразительно. Формировать навык перевода косвенной речи в прямую речь. Развивать познавательные интересы детей. Воспитывать интерес к явлениям неживой природы. Носова «На горке» Продолжать учить детей чувствовать и понимать характер образов художественных произведений, усваивать последовательность развития сюжета, замечать выразительно-изобразительные средства, помогающие раскрытию содержания. Обогащать речь фразеологизмами; учить понимать переносное значение некоторых словосочетаний, предложений. Заучивание стихотворения И. Сурикова «Вот моя деревня». Приобщать детей к поэзии. Помогать запоминать и выразительно читать стихотворения. Развивать память, артистические способности. Чтение песенки «Как на тоненький ледок», чтение рассказа "На катке" В. Осеева Продолжать знакомить детей с произведениями фольклора, учить вслушиваться в мелодику поэтического текста; развивать связную речь, творческое воображение, наглядно-образное мышление, прививать интерес к чтению; воспитывать доброе, уважительное отношение детей друг к другу, к окружающим, отзывчивость, продолжить работу по формированию высоких нравственных чувств. Чтение стихотворения Саши Чёрного «На коньках». Учить детей слушать внимательно, чувствовать настроение героя. Развивать образное мышление, связную речь. Зимующие птицы. Чтение басни «Ворона и лисица» Продолжать знакомить детей с жанровыми особенностями басни, учить понимать аллегорию, ее обобщенное значение, выделять мораль басни; обращать внимание детей на языковые образные средства художественного текста. Развивать чуткость к восприятию образного строя языка басни. Воспитывать чесность и доброту. Бианки «Сова» Учить детей внимательно слушать рассказ, понимать смысл прочитанного, передавать свое отношение к содержанию произведения. Чтение рассказа М. Горького «Воробьишко». Учить детей внимательно слушать, понимать характеры героев, устанавливать связь описываемого события с реальностью; отвечать на вопросы по содержанию. Зощенко познакомить с новым рассказом, найти главных героев, дать характеристику героям через их поступки; вызвать желание совершать хорошие поступки , стремление к доброму отношению к окружающим людям. Заучивание стихотворений о Новом годе. Развивать у детей память, образную речь, следить за звукопроизношением, способствовать созданию радостной атмосферы ожидания новогодних праздников. Чтение рассказа С. Георгиева «Я спас деда Мороза» Познакомить детей с новым художественным произведением , помочь понять, почему это рассказ, а не сказка. Чтение русской народной сказки «Морозко». Продолжать знакомить детей с произведениями устного народного творчества, учить оценивать поступки героев, выражать свое отношение к ним. Чтение глав из повести-сказки О. Пройслер «Маленькая Баба-Яга». Учить детей различать сказочные события и реальные, предполагать, как они поступили бы в той или иной ситуации на месте героев сказки. Чтение «Снежная королева» познакомить учащихся со сказкой «Снежная королева», развивать интерес учащихся к чтению сказок Г. Андерсена, к зарубежным сказкам , воспитывать любовь к чтению. Как я встречал Новый год. Живи, елочка! Новогодняя ночь. Мы встречали Новый год. ЯНВАРЬ 1-2 НЕДЕЛЯ «Праздники» Чтение обрядовой песни познакомить детей с древними русскими праздниками Рождество, Колядки ; учить различать жанровые особенности обрядовых песен; учить понимать главную мысль песен; раскрыть перед детьми богатства русского языка, учить их говорить образно и выразительно. Чтение глав из книги А. Волкова «Волшебник Изумрудного города». Продолжать знакомство со сказкой, вызвать желание узнать, какие приключения происходили с героями дальше, учить целостному восприятию произведения. Чтение русской народной сказки «Финист — Ясный сокол» Проверить, знают ли дети основные черты народной сказки. Познакомить с волшебной сказкой «Финист — Ясный сокол». Чтение глав из сказки Х. Мякеля в переводе с финского Э. Успенским «Господин Ау». Знакомить с классикой мировой художественной литературы, учить понимать характеры и поступки сказочных героев. Чтение Т. Янсона «О самом последнем в мире драконе» в переводе с шведского И. Продолжать знакомить детей с произведениями зарубежной литературы, вызывать желание прочитать всю сказку до конца. Учить понимать характеры и поступки героев. Чтение сказки «Мороз Иванович» В. Одоевский Познакомить детей со сказкой, учить высказывать свое мнение о поступках героев. Закреплять умение полно отвечать на вопросы по содержанию текста. Воспитывать интерес и любовь к русским народным сказкам. Маршака «Пудель». Учить детей понимать содержание произведения. Развивать интерес и любовь к поэзии, чувство юмора. Паустовского «Кот ворюга» Познакомить детей с рассказом. Учить детей внимательно слушать рассказ, понимать характер произведения и взаимосвязь описанного с реальностью. Развивать связную речь детей. Воспитывать внимательное отношение к ответам других детей. Левин «Сундук» Познакомить детей новым стихотворением В. Левина «Сундук». Учить замечать образные слова и выражения. Развивать поэтический слух, эмоциональный отклик на произведение. Воспитывать интерес к художественному слову. Чтение «Как собака друга искала» Мордовская сказка Формирование у детей интереса к чтению через знакомство с мордовской народной сказкой «Как собака друга искала». Способствовать формированию умения слушать и передавать содержание текста, устанавливать простые причинные связи в сюжете произведения. Содействовать развитию речи детей, активизации словарного запаса. Воспитывать отзывчивость, доброе отношение к животным, желание им помогать. Фета «Кот поет, глаза прищурив». Учить детей выразительно декламировать стихотворение, выделять изобразительные средства языка, использованные поэтом, подбирать соответствующие содержанию средства выразительности речи. Развивать интерес к чтению Разгадывание загадок о животных. Закреплять знания детей о жанровых особенностях загадок; учить отличать загадки от миниатюр других жанров. Формировать умение разгадывать загадки, построенные на простом описании. Учить использовать знания о животных при разгадывании загадок. Городецкий «Котёнок» Чтение в лицах познакомить с творчеством С. Городецкого; развивать, память и внимание, устную речь; обогащать словарный запас; воспитывать наблюдательность, доброе отношение к домашним животным. Васильева «Ферма». Животные наших лесов» Рассказывание русской народной сказки "Заяц-хвастун" и присказки "Начинаются наши сказки…" Вспомнить с детьми названия русских народных сказок и познакомить их с новыми произведениями: сказкой "Заяц-хвастун" в обработке О. Учить детей внимательно слушать, понимать выразительные средства языка, образные выражения; обогащать словарный запас детей. Рассказывание словацкой сказки «У солнышка в гостях». Познакомить детей с новой сказкой, учить понимать ее содержание. Продолжать учить детей отвечать на вопросы по содержанию произведения. Воспитывать интерес к сказкам разных народов. Чтение рассказа Г. Скребицкого «Кто как зимует». Учить внимательно, слушать произведение. Учить понимать содержание произведения. Продолжать учить беседовать по содержанию произведения. Развитие навыков связной речи. Рассказывание сказки П. Бажова «Серебряное копытце» Познакомить детей со сказкой П. Бажова «Серебряное копытце». Учить воспринимать и передавать содержание произведения, составлять портретную характеристику героя, расширять читательский кругозор, обогащать словарный запас, развивать внимание, воспитывать чувство доброты, любви к природе, животным, заботы о слабых. Соколов-Микитов «Год в лесу гл. Бианки «Как звери готовятся к зиме». Животные Севера и их детеныши» Чтение рассказа Б. Житков «Как слон спас хозяина от тигра» Расширять знания детей о диких животных юга. Учить внимательно слушать художественное произведение, отвечать на вопросы по содержанию. Развивать экологическое мировоззрение.
Картотека художественной литературы в старшей группе по ФГОС с целями
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА Для старшей и подготовительной группы. | Чтение в старшей группе художественной литературы не должно превращаться в простое заполнение свободного времени, средство от скуки или безделья. |
Перспективно-тематический план по чтению художественной литературы в старшей группе | Картотека художественной литературы по лексическим темам для чтения детям в подготовительной группе. |
Картотека художественной литературы в разных образовательных областях в старшей группе | ФОП (ДО) дошкольного образования. ФОП художественной литературы на возраст 6-7 лет. |
Перспективно-тематический план по чтению художественной литературы в старшей группе
Чтение произведения «Мойдодыр» К. Цель: развивать интерес детей к чтению, воспитывать любовь к чистоте. Загадки о космосе. Цели: развивать умение разгадывать загадки. Тренировать память и внимание. Воспитывать уважение к труду космонавтов. Рассказ В. Бороздин «Первый в космосе». Цели: расширять представлений детей о космосе. Содействовать правильному восприятию содержания произведения, формировать способности сопереживать его герою. Чтение А.
Плещеева «Дети и птичка». Цель: развивать память, слуховое внимание. Воспитывать интерес к слушанию. Чтение стихотворения М. Клоковой «Зима прошла Воробей с березы на дорогу прыг ». Цели: упражнять в подборе определений к заданному слову. Воспитывать любовь к поэзии. Чтение рассказа В. Воробьёва « Чистюля » Цели: продолжать формировать умение внимательно слушать рассказ, развивать связную речь; расширять знания о перелетных птицах; развивать внимание, память, ; воспитывать заботливое отношение к птицам. Толстой чтение произведения.
Цель: формировать умение образовывать форму множественного числа существительных, обозначающих детенышей животных. Развивать мышление, память. Воспитывать познавательные интересы у детей. Чтение и обсуждение стихотворения М. Безруких «Разговор о правильном питании » Цель: воспитывать умение у детей отвечать на поставленные вопросы согласно прочитанному. Развивать память. Сенченко «Хлеб святой». Глинская «Хлеб» - чтение. Цели: расширять знания детей о хлебе, познакомить с произведениями разных авторов, посвященных хлебу; развивать познавательный интерес ; Воспитывать уважение к людям, выращивающим хлеб, бережное отношение к хлебу. Топелиус 4.
Цели: формировать умение осмысливать содержание прочитанного; Связно передавать содержание прочитанного средствами игры; Формировать оценочное отношение к героям сказки. Цель: знакомить детей с событиями, происходившими в годы Великой Отечественной войны. Формировать умение поддерживать разговор по теме, отвечать на вопросы и задавать их. Развивать познавательные интересы детей. Воспитывать любовь к Родине. Цель: познакомить детей с новым стихотворением, учить его наизусть. Воспитывать уважение к защитникам Родины. Чтение стихотворения В. Гусевой «Родина». Цели: формировать умение выразительно читать стихотворение; Развивать умение менять силу голоса и интонацию в зависимости от контекста произведения; упражнять в подборе эпитетов, сравнений.
Чтение стихотворения Е. Трутневой «Победа». Цели: формировать умение эмоционально воспринимать стихотворение, понимать его содержание; стимулировать выражение своих впечатлений в самостоятельных высказываниях. Разучивание стихотворения «Если свет зажжется красный» С Михалкова. Цель: развивать память, внимание, воспитывать любовь к стихам. Чтение Н Калинина «Как ребята переходили через улицу» Цель: воспитывать умение внимательно слушать, запоминать прочитанное произведение. Чтение В. Тимофеев «Для пешеходов». Цели: развивать память, слуховое внимание; воспитывать бдительность на дороге. Три чудесных цвета» А.
Северный, «Если бы…» О. Бедарев чтение стихотворений Цель: продолжать знакомить детей с новыми произведениями о правилах дорожного движения, формировать умение эмоционально воспринимать и осознавать образное содержание поэтического текста, отвечать на вопросы. Развивать мышление, познавательные интересы у детей. Воспитывать культуру поведения на дороге. Крылов «Стрекоза и муравей». Цели: познакомить детей с новым литературным жанром — басней; помочь понять идею басни; воспитывать положительное отношение к труду 2. Чтение словацкой народной сказки « У солнышка в гостях». Цели: продолжать формировать умение детей эмоционально воспринимать образное содержание сказки, используя метод моделирования; запоминать действующих лиц и последовательность событий. Александрова чтение стихотворения. Цель: продолжать формировать умение детей запоминать короткие стихотворения, отвечать на вопросы по содержанию строками из стихотворения.
Развивать внимание, память, интонационную выразительность. Воспитывать эстетические чувства, любовь к поэзии. Рассказывание «Муравьишки» Е. Набойкиной сказкотерапия. Цели: осознание главной идеи сказки, пробуждение интереса к поступкам, мотивам поведения героев, их внутреннему миру, их переживаниям; стимулирование ответов детей по содержанию сказки. Моделирование поведения персонажей, выразительное изображение отдельных эмоциональных состояний страх, беспокойство, радость, удовольствие ; последовательное воспроизведение событий сказки; развитие речи; создание положительного эмоционального настроения. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим. Актуальная проблема современного общества - приобщение детей к чтению. Не секрет, что уже в дошкольном возрасте слушанию сказок многие малыши предпочитают просмотр мультфильмов, компьютерные игры. Естественно, что и в школе такому ребёнку сложно будет полюбить чтение.
Между тем литература - это мощное средство интеллектуального, нравственного и эстетического воспитания. Она обогащает детскую речь, эмоции, формирует гуманные чувства, даёт возможность размышления, фантазирования. Со стороны взрослых крайне важно вовремя вызвать интерес и любовь дошкольника к книге, открыть в малыше читателя. И первым этапом здесь будет не библиотека, а деятельность воспитателя, его педагогическое мастерство. Зачем дошкольникам художественная литература К задачам чтения художественной литературы с детьми средней группы относятся: Формирование у детей представления о том, что книги содержат много интересной и познавательной информации. Углубление знаний об иллюстрациях, их значении в книге. Формирование навыка нравственной оценки произведения. Развитие способности к сопереживанию героям. В средней группе дети понимают, что из книг можно узнать много интересного и познавательного В старшей группе список задач расширяется: Воспитатель приучает дошкольников слушать большие произведения по главам. Педагог побуждает детей выражать эмоциональное отношение к прочитанному, рассказывать о своём восприятии поступков персонажей, размышлять над скрытыми мотивами их поведения.
Воспитывается чуткое отношение к художественному слову, умение замечать яркие описания, эпитеты, сравнения, чувствовать ритм и мелодику стихотворения. Продолжается формирование навыков выразительного чтения стихотворений, чтения по ролям. Объясняются в доступной детям форме понятие жанра, жанровые особенности сказки, рассказа, стихотворения. Дошкольники учатся сравнивать иллюстрации разных художников к одному и тому же произведению. Без стихов в детском саду не обходится ни одно мероприятие К задачам подготовительной группы относятся: Совершенствование умения понимать выразительность языка художественного произведения, красоту поэтического слова. Развитие у дошкольников чувства юмора. Развитие умения ставить себя на место литературного персонажа. Отработка навыков выразительного чтения, драматизации произведения проявление эмоций посредством интонации, мимики, жестов. Углубление понятия «жанр», развитие умения их различать. Как спланировать и провести занятие по чтению художественной литературы Чтобы грамотно построить занятие по ознакомлению малышей с каким-либо литературным произведением, педагогу необходимо многое продумать.
Какие приёмы и методы можно использовать На занятии по чтению художественной литературы воспитателем применяются следующие методы: Чтение педагога по книге или наизусть. Такая дословная передача текста сохраняет авторский язык, лучше всего передаёт оттенки мыслей прозаика.
Тема: Узбекская народная сказка «Хвастливый заяц» Цель: углублять интерес детей к литературе; расширять читательский опыт за счёт слушания; развивать умения художественно-речевой деятельности на основе литературных текстов. Тема: Я.
Аким «Ёлка наряжается» Цели: развивать способности к целостному восприятию текста; обеспечивать развитие умений художественно-творческой деятельности на основе литературных произведений; развивать речь. Тема: Разучивание потешек, пословиц и поговорок о зиме. Цели: обеспечивать развитие умений художественно-творческой деятельности на основе текстов; воспитывать интерес к малым формам фольклора.
Драгунский, Н. Носов, Р.
Киплинг, А. Литературные сказки В. Бианки, П. Бажов, А. Волков, В.
Катаев, Б. Таблица: картотека литературных произведений для старшей группы с указанием целей изучения В. Драгунский Учить анализировать художественное произведение, развивать умение понимать характер героев, обогащать речь фразеологизмами Любимые стихи. Бианки «Сентябрь» Пушкин «Уж небо осенью дышало» Развивать устную речь, формировать умение анализировать признаки осени, воспитывать любовь к родной природе. Толстой «Осень, обсыпается наш бедный сад» Развивать поэтический слух, формировать умение воспроизводить образные выражения, подбирать сравнения, эпитеты, закреплять умение образовывать разные формы глаголов.
Чтение сказки И. Телешова «Крупеничка» Расширить читательский кругозор, обогащать словарный запас. Помочь понять мотивы поступков героев, уточнить понятия жанровых особенностей сказки. Чтение рассказа Драгунского Познакомить с творчеством В. Драгунского, раскрыть характер главного героя Дениски.
Заучивание стихотворения М. Исаковского «Поезжай за моря океаны» Учить выразительно читать наизусть стихотворение, самостоятельно подбирать эпитеты, развивать умение чувствовать напевность языка «Царевна-лягушка» Учить воспринимать образное содержание сказки; выделять в тексте образные выражения. Закреплять знание жанровых особенностей сказки. Линдгрен «Карлсон, который живёт на крыше» главы Учить понимать характеры сказочных героев; подбирать образные определения к словам; чувствовать юмористическое содержание произведения. Развивать чувство юмора.
Суриков «Вот моя деревня» заучивание Песни и потешки о природе. Учить внимательно слушать, высказывать своё отношение к содержанию. Закрепить знание потешек и народных песенок о природе. Учить выделять художественные выразительные средства. Познакомить с иллюстрациями сказки Н.
Носов «Живая шляпа» чтение Учить понимать юмор ситуации. Уточнить представление об особенностях рассказа, его композиции, отличии от других литературных жанров. Побуждать придумывать продолжение и окончание рассказа.
Воспитатель задаёт вопросы: Ребята, какое настроение создаёт эта музыка? Волшебное, чудесное, таинственное С какой сказкой вы познакомились? Как понять, что это сказка, а не стихотворение или рассказ? Сказка начинается и заканчивается определёнными словами, например, «Жили-были старик со старухою…», «И стали они жить-поживать да добра наживать…» Какие чудесные изменения происходят с героями в сказках? Лягушка превращается в прекрасную царевну, чудище заморское в молодого принца Какие волшебные предметы помогают добру одержать победу? Сапоги-скороходы, скатерть-самобранка, блюдечко с яблочком, волшебное зеркало и т. Сколько дочерей было у отца в сказке «Аленький цветочек»?
Какой была младшая дочка? Что дочери попросили отца привезти из далёкого путешествия? Как относилась младшая дочка к чудищу? Что заставило её вернуться к отцу и сёстрам? Какой поступок совершили сёстры? Хотели ли они помочь своей младшей сестре? Что вы думаете о характере чудища? Что с ним произошло, когда обещание, данное ему младшей дочкой, было нарушено? Как всё закончилось?
Раздел 1. Сказки для детей раннего возраста (до трех лет)
- Важность художественной литературы для старших групп ДОУ
- ФОП художественной литературы на возраст 5-6 лет | Форум педагогов
- Картотека художественной литературы для чтения дошкольникам – Документ 1 – УчМет
- Чтение художественной литературы в старшей группе: картотека с целями по фгос
«Детский сад № 46 «Светлячок»
Чтение художественной литературы в старшей группе. Главная» Файлы» Методическая копилка» Картотеки. Картотека художественной литературы для старшей группы. Картотека художественной литературы в старшей группе по программе «От рождения до школы». Чтение в лицах кий «Разгром» Ц:Формировать понятия о ритмико-интонационной выразительности, воспитывать чувство юмора. Комаровой, евой. Рекомендуемая литература для чтения, рассказывания и разучивания. Комаровой, евой. Рекомендуемая литература для чтения, рассказывания и разучивания.
Список литературы для чтения в старшей группе детского сада по фгос по лексическим темам
Автор: Баранцева Алла Олеговна Перспективный план по чтению художественной литературы составлен с учётом тематических недель, предусмотренных программой "Детство". 6. Чтение и обсуждение поэтического произведения Г. Ладонщикова «Вместе с дедушкой». Перспективный план по чтению художественной литературы для младшей группы по программе «Детский сад 2100» в соответствии с ФГТ с учетом тематического планирования. Примерный список литературы для чтения детям старшего дошкольного возраста. Образовательная область «Чтение художественной литературы» для детей 6-7 лет.
Примерный список литературы для чтения детям 5-6 лет (старшая группа)
Кроме того, чтение художественной литературы именно в старшей группе эффективно для развития связной монологической речи. Комаровой, евой. Рекомендуемая литература для чтения, рассказывания и разучивания. Цели занятий по чтению художественной литературы в старшей группе, задачи и приёмы по ФГОС.