История выборов в России начинается с IX века. Город Великий Новгород назывался «центром земли русской» и жители города решали путем голосования кого призвать князем. В Древней Руси царила прямая демократия. Выборы Выборы президента России 2024 История Культура Общество Политика Праздники Москва Республика Крым Севастополь. Историю выборов в России следует отсчитывать с Новгородской республики (период XII-XV века).
История выборов президента России. Досье
Президентские выборы — 2004. Особенностью выборов президента 2004 года было то, что в них не стали участвовать лидеры КПРФ и ЛДПР Геннадий Зюганов и Владимир Жириновский. Историю выборов в России следует отсчитывать с Новгородской феодальной республики, которая существовала в период с XII по XV вв. XVII веках. Сословно-представительная демократия. Земская и городская реформы второй половины XIX в. Выборы в Государственную Думу Российской империи. 18 декабря в России стартует избирательная кампания президентских выборов 2018 года.
Судьбоносные решения
- Выборы Президента Российской Федерации 1996
- Выборы Президента России: 1991—2018
- Судьбоносные решения
- Портал правительства Москвы
- Портал правительства Москвы
- Единственные двухтуровые выборы президента России – 1996 год
Краткий курс истории. Россия. Первые выборы президента
Некоторые итоги Всего с 1991 года в выборах главы государства участвовали 28 человек, из них всего две женщины — Элла Памфилова и Ирина Хакамада. За пять прошедших избирательных кампаний победителями становились только три человека — Борис Ельцин, Владимир Путин и Дмитрий Медведев. При этом Борис Ельцин и Владимир Путин избирались на два президентских срока. Борис Ельцин был единственным главой российского государства, который досрочно сложил свои полномочия.
Настоящим «ветераном» президентской гонки можно назвать Владимира Жириновского, который принимал участие в ещё в самых первых выборах президента страны в 1991 году. Для него выборы 2012 года станут пятыми. Выборы в 1996 году были единственными выборами, которые прошли в два тура.
Деятельность Комиссии не принесла ожидаемых результатов, однако выборы в нее можно по праву назвать прообразом современных выборов федерального уровня. Вторая половина XIX века в России — это время масштабных реформ во всех сферах жизни государства, которые коснулись и избирательного права. Вслед за крестьянской, земской, городской, судебной и другими реформами начинается формирование системы избирательного права в России и наделение избирательными правами широких слоев населения. Земская реформа 1864 г.
Согласно закону , конкретные кандидаты в рамках установленных лимитов утверждались на совещаниях руководящих выборных органов, всего таких организаций было более 20. Сейчас такая структура кажется по меньшей мере вычурной, однако в тех условиях она, как, очевидно, предполагал Михаил Горбачев, позволяла добиться двух целей одновременно: пошатнуть господство коммунистической партии и в то же время избежать радикальной смены предпочтений среди народных депутатов. Как показала история, Горбачев промахнулся с обеими целями. Разумеется, в отличие от начала XX века, они были прямыми, равными и тайными. Страна перешла к смешанной несвязанной системе выборов: когда часть депутатов избирается по одномандатным округам, а часть по партийным спискам.
При этом две части системы никак между собой не взаимодействуют. Следует отметить, что определением округов, согласно ФЗ-67 от 2002 года, занимается Центральная Избирательная Комиссия России. Кроме того, если в силу естественной миграции населения количество избирателей в округах изменилось и стало слишком диспропорциональным, новые границы должны быть утверждены не позднее, чем за 80 дней до истечения срока, в который должны быть назначены выборы. Однако на выборах 2007 года правила игры изменились. Как результат, «Единая Россия» получила 315 мест из 450. Почему эта система была несправедливой? Во-первых, сразу бросается в глаза неоправданно высокий порог. Он означал, что партия, набравшая около 7 миллионов голосов, могла остаться без парламентского представительства. Одного этого хватило бы, чтобы признать такую систему несправедливой.
В странах, где выборы проводятся исключительно по мажоритарной системе Великобритания, Канада, США, Индия , порога, разумеется, нет. Во-вторых, сама идея пропорциональной системы состоит в том, что депутаты избираются во многих округах разной величины, а не в одном большом округе. Исключения составляют Нидерланды и Израиль, страны, несопоставимые по размеру с Россией. В нашем случае избиратель просто не представлял, за кого он голосовал. Конечно, в списки включают чаще всего кадровых партийцев, которые будут дисциплинированно голосовать так, как решит руководство; они не выбраны гражданами напрямую и ощущают меньшую ответственность за свои действия перед ними: в конце концов, их попадание в парламент зависит от руководства партии, а не напрямую от избирателей. Однако в нашем случае связь между депутатом и избирателем, которая при пропорциональной системе по умолчанию слабее, чем при мажоритарной, вообще была уничтожена. Российский политолог Григорий Голосов писал , что избиратель лишился преимуществ мажоритарной системы, а преимуществ пропорциональной не приобрел. Такая система действовала в нашей стране на протяжении двух электоральных циклов: парламентские выборы 2007 и 2011 гг. После мощных протестов в 2011—2012 гг.
Есть ли какие-либо планы сделать избирательную систему в России более пропорциональной? Здесь следует сказать, что при рассмотрении альтернативных предложений нужно помнить, что количество депутатов Госдумы 450 человек прямо указано в Конституции.
Кроме того, это были фактически «выборы без выбора», так как отсутствовала альтернативность. Радикальная трансформация советской избирательной системы начинается в конце 1980-х годов. Первые конкурентные выборы общенационального масштаба состоялись в России в 1989 г. Это были выборы народных депутатов СССР.
Однако и эти выборы имели крупные изъяны. Так треть мест 750 была зарезервирована за КПСС и подчиненными ей общественными организациями. А инициатива избирателей по выдвижению своих кандидатов наталкивалась на значительные трудности организационного и технического порядка. В 1991 г. Выборы в современной России Современная избирательная система сложилась в 1993—1995 гг. Избирательная система современной России строится на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
Согласно Конституции РФ в выборах не участвуют граждане, признанные судом недееспособными, а также лица, содержащиеся по приговору суда в местах лишения свободы ст. Выборы Президента Российской Федерации проводятся на основе мажоритарной системы абсолютного большинства. Порядок формирования Федерального Собрания, парламента страны, смешанный, поскольку осуществляется на основе различных процедур. Нижняя палата Государственная Дума формируется путем прямых выборов 450 депутатов. С 1993 г. В результате новейших реформ избирательной системы России с 2007 г.
Процедура формирования Совета Федерации, верхней палаты парламента, претерпела за последние годы существенные изменения, хотя его количественный состав сохранился. В 1993 г. В соответствии с Законом 1995 г. В его состав стали входить глава законодательного органа и глава исполнительной власти каждого субъекта Федерации. Однако Совет Федерации не утратил при этом своих представительских функций, поскольку его члены проходили через процедуру региональных выборов.
Выборы Президента Российской Федерации 1996
Центризбирком провел просветительский марафон об истории выборов в России. По мнению большинства исследователей, историю выборов в России следует отсчитывать с Новгородской феодальной республики, которая существовала в период с XII по XV вв. Выборы в России делятся на федеральные, региональные и муниципальные.
Президентские выборы в России с 1991 по 2012 год: цифры и факты
XX веках Из Манифеста об учреждении Государственной думы 6 августа 1905 г. В сих видах, сохраняя неприкосновенным основной закон Российской Империи о существе Самодержавной Власти, признали Мы за благо учредить Государственную думу и утвердили Положение о выборах в Думу" 3 Сам выбор названия "Государственная дума" для органа народного представительства указывал на наличие собственной российской традиции. Порядок выборов в первую Думу определялся в Законе о выборах, изданном 10 дек. Однако выборы в Думу были не всеобщими и не равными, а косвенными, многоступенчатыми, имели классовый и цензовый характер. К участию в выборах допускались мужчины, достигшие 25-летнего возраста. Избирательного права не получили: женщины, военнослужащие, студенты, народы, ведущие кочевой образ жизни - "бродячие инородцы", должностные лица - губернаторы и вице-губернаторы, градоначальники и их помощники, служащие полиции. В целом избирательная система была громоздкой и крайне неудобной.
Конкретных положений о процедурах выборов в России законодательство не имело. Для организации выборов создавались избирательные участки, в каждом из которых действовали избирательные комиссии в составе председателя и двух членов. Выборщиков избирали тайным голосованием через баллотировку шарами. Выборы в городское собрание проводились с помощью избирательных записок бюллетеней. Избиратель передавал бюллетень с отметкой председателю комиссии, который в присутствии избирателя опускал бюллетень в специальный ящик с отверстием в крышке. Подсчет голосов проводился на следующий день.
Несмотря на неравный и цензовый характер, а также ограничения, вносившиеся правительством в избирательное законодательство, выборы органов земского и городского самоуправления сыграли огромную роль в общественно-политической жизни России. Изменения, произошедшие в стране в результате реформ 60-70-х гг. XIX века способствовали зарождению в России элементов гражданского общества и складыванию правового самосознания. Участие в выборах значительной части населения страны способствовало его приобщению к общественной деятельности, участию в местном управлении. Сама избирательная практика, атмосфера вокруг выборов свидетельствовали о глубоких сдвигах в сознании и социальной психологии российского обывателя. Земские и городские выборы, деятельность гласных - все это в немалой степени подготовило население России к последующему участию в думских выборах.
Значительным шагом в развитии представительной демократии в России стали выборы в Учредительное собрание в 1917 г. Избирательный закон не только соответствовал уровню передовых избирательных законов того времени, но и по некоторым положениям превосходил их. Выборы должны были проходить на основе принципов всеобщности, равенства и быть прямыми. Законом отменялись цензы: имущественный, грамотности, оседлости, устранялись ограничения по национальному признаку. Россия одной из первых стран мира предоставляла право голоса женщинам. Для проведения выборов территория России делилась на округа, повсеместно создавались избирательные участки.
Голосование производилось подачей избирательной записки бюллетеня , форма которой устанавливалась окружной комиссией. Каждому избирателю выдавалось именное удостоверение, по предъявлении которого он допускался к голосованию. Голосование проходило в помещении, где были установлены закрытые кабины. Здесь запрещалась агитация, не допускались вооруженные лица, а также лица в нетрезвом состоянии. Избиратель голосовал лично. Предъявив именное удостоверение одному из членов избирательной комиссии, он получал специальный конверт, заверенный печатью избирательной комиссии, и удалялся в кабину.
Там он делал отметку в бюллетене, вкладывая его в конверт, заклеивал конверт и передавал председателю участковой комиссии. Последний в присутствии членов комиссии опускал конверт в специальный ящик. Как видим, процедура выборов в Учредительное собрание была во многом схожа с нынешними процедурами. Выдвижение кандидатов, агитация, обеспечение явки избирателей носило классовый характер, идеологически обосновывалось. Широко применялось квотирование. Однако избиратели не выбирали, а избирали, так как выбора не было - в бюллетене стояла одна фамилия.
Поэтому выборы во многом были формальными, хотя и реализовывались принципы всеобщности, равенства. Выборы были прямыми, тайными. Процедуры также приближались к уровню других стран, разве что не было института наблюдателей. В 1989 г. Однако процедуры этих выборов оставались традиционными. Демократические выборы в России от Х до ХХ века деградировали.
Если брать Новгородское вече, то в нём была полная атмосфера демократических выборов, за исключением незаконных методов ведения избирательной кампании, хотя методы эти были и в другие эпохи. Новгородское вече было высшим органом власти. Земские соборы имели совещательно-законадательную роль. Царь мог наложить вето, в то время как новгородское вече ХХ века могло сместить князя. Государственная дума была создана Николаем II лишь под давлением революционных масс. Выборы в Думу были не всеобщими и не равными, а косвенными, многоступенчатыми, имели классовый и цензовый характер, в то время как на вече собирались все свободные люди и участвовали в принятии решений.
Учредительное собрание являлось улучшенной формой Государственной Думы, но выборы были многоступенчатыми. В советское время не выбирали, а избирали. Голосование было за 1-ого кандидата. Новгородское вече было очень похоже на современный референдум, а поскольку референдум является высшим непосредственным выражением власти народа, то вече - самый демократичный орган. Особенности избирательной системы России на современном этапе Современная избирательная система России очень молода. Согласно Конституции Российской Федерации избирательное законодательство относится к современному ведению Российской Федерации и ее субъектов.
Это означает, что при выборах в свои органы государственной власти субъекты Федерации обязаны соблюдать федеральное законодательство о выборах и в то же время самостоятельно принимать такие законы. Такое решение вопроса, с одной стороны, обеспечивает известное единообразие избирательных систем Федерации и ее субъектов, а с другой - порождает различия в избирательных системах субъектов Федерации. Различия можно считать несущественными, но они все же существуют, так что говорить об избирательной системе в субъектах Федерации как о единой для всех системе нельзя. Не лишено основания утверждение о том, что в Российской Федерации действуют одна федеральная избирательная система и 89 избирательных систем субъектов Федерации.
Дорогие друзья! Выборы президента — это большое политическое событие в стране, и от нас зависит его исход. Участие в выборах — это проявление личной гражданской позиции, наш гражданский долг и почетное право, это возможность для каждого из нас решить, каким будет будущее страны. История творится здесь и сейчас, она пишется всеми нами. И для каждого сознательного гражданина нашей страны участие в выборах — это шанс стать частью великой истории России.
Выборы занимают особое место в политической жизни государства, поскольку их исход во многом предопределяет дальнейший вектор развития страны. Отсчет времени современной избирательной системы России мы ведем с 1993 года — принятия новой Конституции Российской Федерации и проведения выборов в двухпалатное Федеральное Собрание. Избирательное право имеет в нашей стране длительную историю, оно наблюдается практически во все периоды развития нашего государства. В древнерусских городах — Новгородское вече , казачье и земское самоуправление, земская реформа Александра I и первые всесословные выборные органы местного самоуправления — земские учреждения , учреждение в 1906 году Николаем II Государственной Думы , где была тайная подача голосов, избирательная записка — аналог современного избирательного бюллетеня, заполнение избирательной записки либо заблаговременно, либо в помещениях, где проводятся выборы — в отдельных комнатах, противостояние правоохранительных органов насилию, наказание за нарушение выборного законодательства, в том числе за неоднократное голосование. Элементы выборности затрагивали даже такие сферы государственного управления, в которых традиционно господствовало единоначалие: например, в российской императорской армии существовали такие выборные органы, как офицерские собрания, суды офицерской чести, а у нижних чинов — выборы ротного артельщика. В результате реформ 1988—1989 годов выборы стали состязательными, с выдвижением нескольких кандидатов в депутаты на один мандат. Осенью 1993 года российское государство столкнулось с определенными вызовами: отсутствовала необходимая законодательная база для проведения выборов и референдумов, они проводились на основе положений, утвержденных Указами Президента Российской Федерации.
Была также отменена обязанность уходить в отпуск во время предвыборной кампании для кандидатов, замещающих государственные должности категории «А» президент, председатель правительства, председатели палат Федерального собрания РФ, руководители органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ, депутаты, министры и другие. В 2006 году поправками в избирательное законодательство были отменены порог явки и графа «против всех» в избирательном бюллетене. Изменения в законодательстве в 2010-е годы 2 мая 2012 года, согласно очередным поправкам в федеральный закон «О выборах президента Российской Федерации», количество подписей избирателей, необходимых для регистрации кандидата-самовыдвиженца, было снижено до 300 тыс. Для кандидатов, выдвигавшихся от непарламентских партий, установлен порог в 100 тыс. Также 2 мая 2012 года в закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» были внесены изменения, в соответствии с которыми пассивного избирательного права т. Претендентов на высший пост в стране также обязали сообщать сведения о заграничной недвижимости и обязательствах имущественного характера. В 2014 году, в соответствии с постановлением Конституционного суда РФ от 10 октября 2013 года, было отменено положение о пожизненном лишении пассивного избирательного права лиц, осужденных когда-либо к лишению свободы за совершение тяжких и или особо тяжких преступлений. Взамен установлено, что такое ограничение перестает действовать через 10 лет со дня снятия или погашения судимости для совершивших тяжкие преступления, через 15 лет для совершивших особо тяжкие преступления. Кроме того, в закон о выборах главы государства была внесена поправка, позволяющая перенести дату выборов на неделю вперед. В результате появилась возможность назначить выборы президента 2018 года на 18 марта — день, когда в 2014 году был подписан договор о воссоединении Крыма с Россией. Изменения в законодательстве в 2020-е годы 14 марта 2020 года президент РФ Владимир Путин подписал закон о внесении в Конституцию РФ изменений, одобренных впоследствии в ходе общероссийского голосования 1 июля. В результате были ужесточены требования к кандидатам на пост президента РФ. Ценз оседлости был увеличен с 10 до 25 лет. Кроме того, у кандидатов не должно быть иностранного гражданства или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание на территории другого государства, не только на момент выборов, но и когда-либо ранее. При этом требование об отсутствии иностранного гражданства не распространяется на граждан РФ, имевших ранее гражданство государств, которые полностью или частично вошли в состав России.
Изменения в законодательстве в 1990-е годы
- Выборы в России: История и современность
- 7 периодов из истории выборов в России - Русская семерка
- История выборов в россии кратко
- История выборов в России
- Когда в России появились выборы
- Как это было: первые выборы президента России - Новости - Ельцин Центр
Выборы Президента России: 1991—2018
Выборы и избирательное право в истории России | Выборы в Древней Руси. История выборов берет свое начало в IX веке: в Великом Новгороде было принято выбирать, кого призвать княжить, и в этом процессе участвовало все взрослое население города и княжества. |
Выборы президента в лихие девяностые и сегодня. Как развивалась избирательная система? | Выборы президента России 2024 года. В этом году выборы впервые длились три дня – 15, 16 и 17 марта. |
Как менялись правила выборов президента России - Новости | Историю выборов в России следует отсчитывать с Новгородской республики (период XII-XV века). |
реферат "Страницы истории выборов в России"
На сегодняшний день в нашей стране прошло уже семь таких голосований. И первое из них состоялось 12 июня 1991 года. Это были первые выборы, которые прошли на основе демократических принципов всеобщего, прямого и тайного голосования. В этом материале вспоминаем, каким было первое президентское голосование в истории нашей страны. Избирательная кампания началась на фоне инфляции и конфискационной денежной реформы. Благодаря конверсии, которую запустил Горбачев, на улицу стали выставлять высококвалифицированных рабочих и инженеров. И тут появляется лидер, который раздает обещания», — вспоминает обстановку в стране Александр Руцкой, кандидат в вице-президенты, который выступал вместе с Ельциным. Борис Ельцин.
Вместо этого партии выставили «новичков»: Николая Харитонова и Олега Малышкина.
Лидер «Яблока» Григорий Явлинский также не баллотировался. В итоге ЦИК зарегистрировал шесть кандидатов. Еще шестеро не смогли получить регистрацию: мультимиллионер, председатель общественной организации «Всероссийская партия народа» Анзори Аксентьев-Кикалишвили; бизнесмен Владимир Брынцалов; экс-глава Центробанка, выдвинутый Партией российских регионов сейчас «Справедливая Россия» , Виктор Геращенко; общественный деятель Иван Рыбкин; председатель общественного движения «За социальную справедливость» Игорь Смыков и одиозный бизнесмен Герман Стерлигов. Голосование состоялось 14 марта 2004 года. Владимир Путин был переизбран президентом России. Он принес присягу 7 мая. Президентские выборы — 2008 Согласно Конституции России, Владимир Путин не мог больше баллотироваться на должность президента страны. Он официально поддержал выдвижение кандидата от «Единой России», премьер-министра Дмитрия Медведева на пост главы государства.
Этот выбор поддержали партии «Справедливая Россия», «Гражданская сила», «Аграрная партия» и «Зеленые». ЦИК зарегистрировал четверых кандидатов в президенты. Отказы получили 14 человек, в том числе лидер Российского народно-демократического союза и партии «Народ за демократию и справедливость» Михаил Касьянов. Не был зарегистрирован также чемпион мира по шахматам, один из лидеров коалиции «Другая Россия» Гарри Каспаров.
Результаты Владимира Путина на президентских выборах в России. Один из самых удивительных для аналитиков фактов - «взрывное» увеличение числа тех, кто проголосовал за действующего главу государства, на 10 миллионов человек больше, чем 6 лет назад. Люди сплотились перед внешними и внутренними угрозами. В России около 110 миллиона тех, кто имеет право голоса — и более половины из них отдали свой голос тому, кто руководит страной многие годы. То есть, большая часть всех избирателей доверили Путину вести страну курсом, который он определяет, до 2024 года. Легитимность главы государства в таких условиях не может быть поставлена под сомнение никем и ничем.
В 2004 году из-за теракта в Беслане произошел отказ от прямых выборов высших должностных лиц субъектов РФ. В 2005 году при выборах депутатов Государственной Думы был произведен переход к пропорциональной избирательной системе. Другим важным новшеством стало исчезновение с 2006 года графы «против всех», а также исключение порога явки избирателей. В октябре 2004 года председатель ЦИК РФ Александр Вешняков предложил установить ежегодный Единый день голосования на выборах регионального и местного уровней в марте первое или второе воскресенье месяца , а также ввести резервный день в октябре. Данная идея была одобрена и в первый раз выборы в Единый день голосования прошли в 2006 году. Общий вид комплекса обработки избирательных бюллетеней. В 2000-е гг. В 2003 году были внедрены комплексы обработки избирательных бюллетеней КОИБ , предназначенные для автоматизированного подсчета голосов избирателей. Для голосования при помощи КОИБ используются бумажные бюллетени, которые сканируются и распознаются прибором, производящим подсчет голосов. Его применение привело к сокращению времени установления итогов голосования и минимизации влияния человеческого фактора при подсчете голосов. В 2006 году стали применятся комплексы электронного голосования КЭГ. Они были предназначены для проведения электронного голосования, автоматизированного подсчета голосов избирателей, участников референдума, установления итогов голосования и составления протокола участковой комиссии об итогах голосования. Данное электронное устройство активизируется избирателем при помощи одноразовой карты со штрих-кодом. Председатель ЦИК РФ Элла Александровна Памфилова Третий этап развития современной российской избирательной системы начался в 2012 году и продолжается в настоящее время. Медведев предложил «перейти к выборам руководителей субъектов РФ прямым голосованием жителей регионов».
Выборы в России: история и современность
Историю выборов в России следует отсчитывать с Новгородской феодальной республики, которая существовала в период с XII по XV вв. Самым значимым в истории развития избирательного права в России становится ХХ век. Спикеры ий в рамках просветительского марафона «Выборы в России: история и современность» уже завтра расскажут о новейших технологиях и древних традициях нашей избирательной системы. Центральная избирательная комиссия РФ является федеральным государственным органом, которому принадлежит главенствующая роль по организации подготовки и проведения выборов, референдумов в России. Президентские выборы — 2004. Особенностью выборов президента 2004 года было то, что в них не стали участвовать лидеры КПРФ и ЛДПР Геннадий Зюганов и Владимир Жириновский. Выборы в России подвергались критике как нечестные при правлении Путина.
Сообщить об опечатке
- Выборы в 1991 году
- Выборы президента в 1991 году
- Предварительный просмотр:
- Как это было: первые выборы президента России
- Вы точно человек?
- 2.3. История президентских выборов