Холокост – это массовый геноцид евреев во время Второй мировой войны. Что такое холокост — определение, история, жертвы всех национальностей, отрицание и память о холокосте. Холокост представлял собой систематический, спонсируемый режим преследований и уничтожения шести миллионов евреев в период с 1933-1945 год, осуществленный нацистской Германией, ее союзниками и пособниками. что такое холокост, хроника трагических событий, кто виновен в массовом истреблении людей, какие последствия у холокоста.
Окончательное решение
- Новости Центра
- Холокост и «банальность зла»
- Холокост: 15 малоизвестных фактов о «Хрустальной ночи»
- Когда начался холокост
- Значение слова ХОЛОКОСТ. Что такое ХОЛОКОСТ?
- Когда отмечают День памяти жертв холокоста
День памяти жертв Холокоста. История трагедии от погромов до спасения
Жертвами славянского геноцида по оценке политолога Р. Руммеля стало 10,5 миллиона человек. Холокост в Польше унёс из жизни свыше 2 миллионов поляков. В эти данные не включены цифры о погибших польских евреях. Цыган считали неполноценной расой. Четверть всех цыган, населявших территорию Европы, были убиты. А это четверть миллиона человек. Действия фашистов во времена холокоста коснулись всех наций. Были казнены тысячи людей, которые пытались помочь евреям выжить.
Среди них есть и англичане, и французы, и арабы и другие нации. Трагедия холокоста в том, что человеческая жизнь не представлялась ценностью. Главным стала принадлежность к арийской расе. Первыми смерть принимали женщины и дети. Именно их нацисты считали ненужным балластом. Более того, женщины могли воспроизвести на свет «новых детей неугодной национальности». Стоит сказать и о том, что холокост подразумевал не только истребление конкретных наций. Разрабатывались меры, которые предотвращали «размножение».
Так, чернокожие немцы в годы войны подверглись стерилизации. Им сохранили жизнь, но потомство они уже воспроизвести не могли. Если бы нацисты пришли к власти, возможно, некоторых людей показывали в специальном музее — как редких, сохранившихся представителей той или иной национальности. Почему отдельные нации стали ненавистны? Причины политики Холокоста по отношению к евреям названы только после окончания Второй мировой войны. Стоит отметить, что в это же время появилось множество мифов, связанных с этим трагическим явлением. Один из них рассказывает о личной неприязни Адольфа Гитлера к евреям. Якобы в жизни германского руководителя случилась любовная драма.
Его отвергла женщина-иудейка. Более того, бабушку Гитлера бросил мужчина, оставив её с ребёнком на руках. Согласно этой версии, он также был евреем. Еврей по национальности, он не поставил в своё время Адольфу хорошую оценку, повлиявшую на проходной балл. А тот затаил обиду и отомстил спустя годы. Как бы там ни было, озвучены и более реальные предпосылки, послужившие началом массового истребления евреев. Главной предпосылкой считают антисемитизм в средневековой Европе. Католическая церковь оказывала влияние на сознание общественных масс.
Священникам не нравились евреи. Они не платили налоги, так как принадлежали к другому течению христианской религии, и именно они умертвили Христа. Напомним, что речь идёт о начале нашей эры. К доводам священнослужителей прислушивались. Позже в Европе вспыхнула чума. Почему-то среди заболевших оказалось очень мало евреев. Это стало основанием для того, чтобы обвинить эту нацию в эпидемии. Говорили, что евреи сами распространили чуму, а для себя изобрели лекарство, а потому и не заражаются.
Современные учёные уверены, причины еврейской невосприимчивости к смертельной болезни, кроется в их врождённой любви к чистоте. Они попросту чаще мылись. Так или иначе, в Европе сформировался бытовой антисемитизм. Евреев недолюбливали, их сторонились как потенциальных предателей. Если говорить проще, то холокост, достигший пика в годы Второй мировой войны, — следствие предрассудков. Немцы же, проиграв в Первой мировой войне, высказались о вине евреев. Якобы те недостаточно хорошо воевали. Более того, они утверждали, что именно эта нация способствовала развитию мирового коммунизма.
Таким образом, в Германии формировалось твёрдое неприятие данной нации. Но на вопрос, почему евреев истребляли, ответить точно и конкретно невозможно. Так сложилось исторически. Евреи первыми испытывали на себе все тяготы и лишения. Какими бы не были причины начала Холокоста, оправдывать трагедию нельзя, а тем более сваливать всю вину на одного Гитлера. Такого мнения придерживаются все современные историки. Жертвы Холокоста — укор всем нациям. Война лишь оправдала деяния тех, кто участвовал в истреблении евреев, она развязала им руки.
Среди нас тоже имеются те, кто предвзято относится к евреям, а ответить на вопрос почему, не могут. Сколько евреев погибло в Холокост? Но какие бы цифры не назывались, они ужасающи.
Это привело к тому, что во время Второй мировой войны в Дании погибло лишь 60 евреев. Сопротивление нацистам оказали болгары. Когда немцы потребовали выдать им болгарских евреев их было около 50 000 , поднялась вся общественность. Демократы , коммунисты , общественные деятели, члены парламента, священники православной церкви во главе с патриархом, встали на защиту евреев—граждан Болгарии. Евреи были лишь высланы из столицы в провинцию. В результате удалось спасти около 50 000 человек.
Однако 11 343 евреев из присоединённых во время войны к Болгарии Македонии и греческой Фракии были отправлены в Освенцим. В Израиле в 1996 году состоялось открытие «Болгарской памятной рощи», в которой установлены плиты в честь тех, кто способствовал спасению болгарских евреев. Итальянские военные и гражданские власти в 1942—1943 годах также отказывались помогать в осуществлении отправки евреев из оккупированных Италией областей Югославии и Франции в лагеря смерти. Под немецким давлением итальянцы создали концлагеря для евреев в частности, концлагерь Кампанья , но в них были гуманные условия содержания [40]. Несмотря на жёсткую антисемитскую политику нацистов, в Германии периодически раздавались голоса протеста против преследования евреев. Крупнейшим спонтанным выступлением против антисемитской политики стала демонстрация на Розенштрассе в Берлине 27—28 февраля 1943 года этнических немцев — супругов и других родственников евреев, которым грозила отправка в лагеря. Во избежание скандала гауляйтер Берлина Геббельс распорядился освободить родственников демонстрантов, числом около 2000 человек, и направить их на принудительные работы в Берлине почти все они дожили до конца войны. В отдельных случаях для помощи евреям свои возможности использовали высокопоставленные немцы. Из этих спасителей наиболее известен Оскар Шиндлер — немецкий бизнесмен, спасший более тысячи евреев из лагеря Плашув , устроив их работать на свою фабрику.
Есть среди «праведников мира» дипломаты и гражданские чиновники. Китайский генеральный консул в Вене Хэ Фэншань выдал евреям тысячи виз в Сингапур и другие страны. Сотрудник иранского посольства в Париже Абдул-Хусейн Садри также спасал евреев в оккупированном нацистами Париже, выдав им около трех тысяч иранских виз [41]. Но самый знаменитый дипломат, спасавший евреев — это, вероятно, Рауль Валленберг из Швеции , спасший десятки тысяч венгерских евреев. Несмотря на свою дипломатическую неприкосновенность, после взятия Будапешта он был арестован советскими спецслужбами , тайно вывезен в СССР и расстрелян в тюрьме НКВД [42] [43]. Лишь в 2006 году стало широко известно имя сальвадорского дипломата — полковника Хосе Артуро Кастельяноса , выдавшего около 40 тысяч фальшивых документов о сальвадорском гражданстве европейским евреям в основном из Венгрии , что позволило спасти более 25 тысяч человек. По состоянию на 1 января 2010 года по данным института Яд ва-Шем установлено 23 226 спасителей, которым присвоено почетное звание « Праведник мира ». На долю Польши приходится больше всего праведников мира — 6195 человек, в Голландии их 5009, во Франции 3158 праведников мира. Яд ва-Шем делает оговорку: «Эти цифры не являются показателем действительного числа евреев, спасённых в каждой стране, но они отображают данные о спасениях, ставшие доступными Яд ва-Шем».
Уничтожение еврейской жизни, разруха и взрыв антисемитизма, пик которого пришёлся на погром в Кельце Kielce в июле 1946 года , вынудили большинство польских евреев оставить страну по большей части нелегально , отправившись в Центральную Европу. После 1946 года в Польше осталось только 50 тысяч евреев. Были уничтожены не только люди — была уничтожена уникальная местная еврейская культура, уничтожена память о том, что она эта культура веками была неотъемлемой частью культуры Восточной Европы. Свидетельств этому практически не сохранилось. Евреи на этих землях, некогда бывших центром мирового еврейства, превратились в маргинальное меньшинство. В некотором смысле, нацисты со своими задачами по окончательному решению еврейского вопроса справились успешно. Преследование евреев в Северной Африке С 1940 по 1942 годы французская Северная Африка Алжир и Тунис находилась под контролем коллаборационистского правительства Виши. В Алжире и Тунисе евреев сразу же начали преследовать так же, как и в оккупированной нацистами Европе. Евреи были лишены гражданских прав, были созданы юденраты и организованы принудительные работы.
Дата - 27 января - была выбрана в связи с тем, что в этот день в 1945 году советские войска освободили концентрационный лагерь Освенцим , находившийся на территории Польши немецкое название - Аушвиц. За время его работы здесь были убиты более 1,1 млн человек, в том числе около 1 млн евреев. Сегодня многим трудно представить ужасы, которые творились в нацистских концлагерях.
Полицаи хватали детей и также сбрасывали их в овраг. Изначально в газовых камерах использовался угарный газ. Позже для убийства заключенных был разработан инсектицид «Циклон Б». Когда заключенные оказывались в камере, двери закупоривались и в вентиляцию внутри стен сбрасывались шарики «Циклона Б», распространявшие ядовитый газ. Доктор СС Иоганн Кремер рассказывал, что жертвы кричали и боролись за жизнь. Жертв находили с кровью, идущей из ушей, и с пеной у рта в полусидящем положении в камерах с пространством, доступном только для расположения стоя.
Заключенных, в основном евреев, называемых Зондеркоманда, заставляли закапывать трупы или сжигать их в печах. Так как нацистам не нужны были свидетели, большинство членов Зондеркоманды регулярно помещали в газовые камеры, из нескольких тысяч человек выжили меньше двадцати. Некоторые члены Зондеркоманды перед смертью закапывали свои свидетельства в банках. По иронии судьбы, выживание членов Зондеркоманды зависело от постоянного поступления новых еврейских заключенных в концентрационные лагеря 9 ноября 1938 года на территории Германии и Австрии произошла Хрустальная ночь или Ночь разбитых витрин, когда нацисты вероломно напали на еврейские общины. Нацисты разрушили, ограбили и сожгли более 1000 синагог, уничтожили более 7000 предприятий. Они также разрушили еврейские больницы, школы, кладбища и дома. Когда все было кончено, 96 евреев были убиты и 30000 арестованы. На первых этапах уничтожения европейских евреев нацисты насильно переселяли их в гетто и придерживались политики непрямого истребления, лишая евреев основных средств к существованию. В своих мемуарах Рудольф Гесс описывал, как евреев обманом заманивали в газовые камеры.
Чтобы избежать паники, им говорили, что нужно раздеться для душа и дезинфекции. Нацисты использовали «Особые отряды» других еврейских заключенных , которые поддерживали спокойную обстановку и помогали тем, кто отказывался раздеваться.
Когда отмечают Международный день памяти жертв Холокоста
- Холокост: 15 малоизвестных фактов о «Хрустальной ночи» | Вести образования
- Что еще почитать
- Из Википедии — свободной энциклопедии
- Холокост: что это?
Международный день памяти жертв Холокоста в 2025 году: история и традиции
Такой формулировкой нацистское руководство Германии обозначало политику геноцида евреев, которая в мировой истории известна как холокост. Международный день памяти жертв холокоста был учрежден Генеральной Ассамблеей ООН в 2005-м. Речь идет о том, чтобы вынести проблематику Холокоста за узкие рамки истории Третьего рейха, сведя ее к истории людей, их поступков и мотивации и даже к истории одного футбольного матча между эсэсовцами и членами зондеркоманды.
Факты о Холокосте и трагедии еврейского народа
- Международный день памяти жертв Холокоста в 2024 году - Российская газета
- Холокост - кратко вся история. |
- Международный день памяти жертв Холокоста в 2024 году - Российская газета
- Холокост означает «всесожжение» | Новости ООН
- «Holocaust» - ужасы и массовые распри фашистской Германии
- Написать комментарий
Что такое холокост на самом деле и почему он начался еще до войны? Рассказывает историк
Что такое холокост — определение, история, жертвы всех национальностей, отрицание и память о холокосте. История Второй мировой войны и Холокоста показывает, насколько опасно разжигать ксенофобию, межнациональную и межрелигиозную вражду и ненависть. Геноцид Холокоста можно глубже понять через историю и факты в этой статье.
День памяти жертв Холокоста: история, определение, жертвы
Что такое холокост на самом деле и почему он начался еще до войны? Рассказывает историк | геноцид еврейского народа нацистами и их пособниками в 1933 - 1945 гг. 6 000 000 жертв немыслимого в истории уничтожения людей только за принадлежность еврейской нации! |
Ответы : что такое Холокоста | Кроме истории Холокоста я также занимался темой экстремизма и ксенофобии в рамках преподавания курса «Правовые основы журналистики». |
Холокост — Катастрофа европейского еврейства | Холокост в Европе. Холокост — геноцид евреев в Германии и на оккупированных нацистскими войсками территориях в 1933—1945 годы. |
Холокост. Краткая история | Ежегодно 27 января отмечается Международный день памяти жертв Холокоста (International Holocaust Remembrance Day). |
Холокост - кратко вся история. | На протяжении 12 лет нацисты Германии и их союзники из разных стран пытались полностью истребить целую нацию – евреев Международный день памяти жертв Холокоста 27 января отмечают в честь освобождения в этот день в 1945 году узников. |
Холокост: почему важно помнить?
Материалы о холокосте евреев во время Второй мировой Войны и в 20 веке, исторические сводки и мемуары. Последствия Холокоста оказали глубокое влияние на мировую историю и культуру, и привели к нескольким важным изменениям на глобальном уровне. Военно-историческая драма рассказывает историю Холокоста глазами невольных немых свидетелей тех событий.
Международный день памяти жертв Холокоста
Двое — сэр Николас Уинтон в возрасте 100 лет и Денис Ави в возрасте 91 года — получили её при жизни. Этот твёрдый серебряный медальон с надписью «На службе у общества» даётся в знак признания «самоотверженных действий», предпринятых обладателем награды «для...
Власти страны закрыли большинство синагог, еврейских общественных организаций и ввели закон о 7-дневной рабочей неделе, которая поставила под удар соблюдение шаббата.
Сталин получил докладную записку от Пономаренко, в которой будущий начальник Центрального штаба партизанского движения говорил о политике нацистов: «Вся их агитация, устная и письменная, идет под флагом борьбы с жидами и коммунистами, что трактуется как синонимы». Позднее в «Правде» и «Известиях» появилась информация о трагедии в Бабьем Яру. Но произошедшее в Киеве интерпретировалось как истребление мирного населения, без упоминания о конкретной нации.
Их практически не выделяют как отдельную группу населения, которая подверглась геноциду очевидно больше, чем другие нации. О евреях почти не упоминалось даже в сообщениях об освобождении польских концлагерей, в частности Майданека и Освенцима. В 1945-м вышел фильм «Непокоренные», в котором впервые в советском кино была поднята тема Бабьего Яра, когда фашистские солдаты обманным путем привели на верную смерть киевских евреев.
На всю страну гремит дело Еврейского антифашистского комитета ЕАК и так называемое «дело врачей». В 1947 году планировался выход «Черной книги», но в итоге публикацию запретили. Заведующий Управлением пропаганды обосновывал нецелесообразность издания: «...
Красной нитью по всей книге проводится мысль, что немцы грабили и убивали только евреев». Такой подход демонстрировал населению, что говорить о катастрофе европейского еврейства вредно и даже опасно. Советскому народу навязывалась мысль, что именно евреи спровоцировали приход Гитлера в СССР и что, если бы беженцы не пересекли границу страны, войны с колоссальными человеческими потерями не было бы.
В 1948 году Сталин начал массовую кампанию «борьба с космополитизмом», направленную против прозападных тенденций среди советской интеллигенции и носившую явный антисемитский характер.
Он по традиции начнется в Интервью И. Альтмана об отрицании Холокоста 20 апреля 2024 20 апреля 2024-го года на популярном сайте «Lenta.
Нацисты позднее дали этому «мероприятию» кодовое название «Операция Рейнхард». Все, кто был связан с нею, приносили клятву, обещая не распространять никакую информацию о проделанной работе. Убийства евреев должны были осуществляться преимущественно в трех новых лагерях: Белжеце, Собиборе и Треблинке, начавших действовать в 1942 г. Эти лагеря смерти были оснащены камерами, в которые подавались выхлопные газы дизельных двигателей и двигателей внутреннего сгорания. Жертвами стали не только евреи генерал-губернаторства куда были свезены также евреи иззападной части Польши и из Германии , но и других стран Европы, включая СССР. Всего здесь уничтожили 1,7 млн евреев. Причем за 1942 г.
Из них в Собиборе 101 370 человек, в Белжеце — 434 508, Треблинке — 713 555, Майданеке — 24 733[29]. Отметим, что параллельно в качестве лагерей смерти стали функционировать и «традиционные концлагеря», а именно Аушвиц он же — Освенцим и Майданек находился под Люблином. С конца 1943 г. Наиболее печальную известность он получил в 1944 г. Мы хотим особенно подчеркнуть: в оккупированных странах западной и центральной Европы нацисты не позволяли себе уничтожать евреев открыто и публично, как в Киеве, Риге или Ростове-на-Дону. Нацисты скрывали уничтожение, а на оккупированной территории Чехии даже создали «образцово-показательный» лагерь в Терезиенштадте, в который уже под конец войны возили иностранные делегации из нейтральных стран с целью убедить в ложности сведений о массовом уничтожении. Ведь официально речь шла о переселении европейских евреев, которых через транзитные лагеря отправляли на восток, обещая предоставить работу. Эту иллюзию немцы поддерживали в жертвах вплоть до того, как те попадали в газовые камеры. В отношении советских евреев такие церемонии считались излишними. Мы не будем подробнее останавливаться на функционировании лагерей смерти: на примере Собибора дальнейшие материалы нашего сборника раскрывают этот вопрос.
В целом же, тема Холокоста может содержать безграничное число вопросов и нюансов. Сейчас же мы хотели бы остановиться подробнее на двух проблемах, которые, по нашему мнению, недостаточно получают сегодня освещение в публичном пространстве России. Одна из наиболее тяжелых и сложных страниц — роль «тех, кто стоял рядом» bystanders, если использовать англоязычное понятие. Они могли лично никого не убивать, а их действия ранжировались от молчаливого одобрения до выдачи евреев оккупационным властям и прямого соучастия в убийствах например, конвоирование обреченных к местам расстрела. После войны все они хранили молчание и отрицали сопричастность. В конечном счете далеко не всегда известных фактов достаточно, чтобы выдвинуть официальные обвинения. Еще больше масла в огонь подливали те, кто предпочитал писать о «коллективной вине», что откровенно играло на руку реальным преступникам, которые получили возможность релятивировать свои действия и переключить внимание общественности на более абстрактные вопросы. Как отмечала Х. Арендт: «Для меня квинтэссенцией моральной неразберихи всегда была послевоенная Германия, где те, кто лично ни в чем замешан не был, уверяли сами себя и весь мир в том, сколь глубоко их чувство вины, в то время как лишь немногие из настоящих преступников были готовы хотя бы к малейшему покаянию»[31]. Отчасти именно поэтому Х.
Арендт предложила отличать вину и ответственность. Первая всегда индивидуальна, она определяется персонально для каждого и должна быть доказана в судебном порядке. Ответственность же предстает более широкой категорией и относится ко всем, кто в той или иной степени был причастен к проводимой политике уже в силу того, что были рядом, что включает и тех, кто стоял около расстрельной ямы под Понарами, и тех, кто на выборах голосовал за Гитлера. Как поясняла Х. Арендт: «есть два необходимых условия коллективной ответственности: я должен считаться ответственным за что-то, чего я не совершал, и я должен нести такую ответственность в силу своего членства в группе коллективе , которое невозможно прекратить добровольным актом с моей стороны, то есть членства, крайне непохожего на деловое партнерство»[32]. В данном случае речь идет о политической т. Только полное самоустранение от участия в общественной жизни может позволить снять с человека ответственность за проводимую преступную политику. Отказ от собственного морального суждения то есть практических суждений о том, что есть хорошо и плохо позволил тысячам немцев сотрудничать с режимом, строя свои карьеры и живя так, как если бы нацистская Германия была обычным государством. Послевоенные известия о зверствах нацистов в немецком обществе вызвали возмущение, но не моральное негодование. Устойчивость нацистского режима зиждилась на тех, кто не был ответственен за приход НСДАП к власти, но решил подстроиться под сложившуюся ситуацию, полагая, что не должен выносить личные моральные суждения о правильности своих поступков.
С учетом широкой поддержки Гитлера, первоначальных экономических, социальных и политических успехов оппонирование казалось чем-то немыслимым, как если бы пришлось идти против духа времени, самого воплощения Истории. Уже потом бывшие нацисты пытались изобразить себя в качестве «шестеренок» большой политической машины: безусловно, если именно так представлять политическую жизнь государства, то вопрос об ответственности окажется во многом бессмысленным. Именно за этими формулировками и пытались прятаться в послевоенные годы многие сторонники нацистского режима, правда, при этом в немалой доле лицемеря: особенность нацистского государства как создающего тоталитарное общество заключается в том, что режим требует от каждого участника общественной жизни поддержки установленных принципов. И оказалось так, что именно добропорядочная часть общества первая подчинилась нацизму, сменив одни безоговорочные моральные нормы на другие, те, которые иначе как преступными назвать нельзя. Для них была важна собственно привычка придерживаться тех или иных норм, в то время как лишь немногие были готовы самостоятельно судить и выносить решения о том, как должно вести себя. Немецкий социолог З. Бауман выделял три ключевые технологии «управления нравственностью», сделавшие возможным Холокост: социальное производство дистанции выше мы писали об удалении евреев сначала из общественной жизни, а затем их переселение в закрытые гетто , формирование равнодушия к положению тех, кто считается Другим наиболее активно этим занималась пропаганда , а также «замена моральной ответственности на техническую, эффективно скрывающую моральную значимость действия»[33]. Под последним понимается господство инструментальной рациональности, в соответствии с которой тысячи немцев стремились воспринимать свое соучастие в функционировании машины уничтожения как выполнение технических заданий, поставленных свыше. В историческом плане вопрос ответственности и вины является еще более сложным, если обратиться к тому, что происходило на оккупированных территориях. Например, для польского национального сознания до сих пор неприятным фактом остается антисемитизм многих патриотически-настроенных поляков, который толкал их на соучастие в политике Холокоста.
В 2000-е гг. В 2000 г. Историк доказывал, что уничтожение местных евреев было делом рук их соседей из числа поляков. Именно этот тезис вызвал широкий резонанс: на протяжении десятилетий формировалось представление о поляках как жертвах нацистской оккупацией, а теперь оказывалось, что жертвы параллельно также могут быть убийцами. Не меньший публичный отклик получила и его вторая книга «Золотая жатва» 2011 г. Например, о том, как жители деревень, окружавших лагеря смерти, активно торговали с охранниками: в обмен на золото жертв местные жители поставляли алкоголь, еду, а также оказывали сексуальные услуги. С приходом немцев в деревнях местные жители также нападали на своих односельчан-евреев, а убийства непременно сопровождались грабежами. Точно также прибыльным оказывалось и соучастие в организуемых нацистами облавах. Не менее позорным стало появление шмальцовников, тех поляков, которые шантажировали бежавших из гетто евреев. В обиходном языке эти действия назывались «вытапливанием жира»[34].
Однако это не отрицает того, что тысячи поляков под угрозой своей жизни укрывали у себя евреев. За это они получили потом звание Праведников народов мира. К сожалению, отношение к ним в Польше было неоднозначным: немало было и тех, кто, укрывая беглецов из гетто, вымогал у них крупные суммы денег. Показательна цитата из «Церковного отчета из Польши за июнь — середину июля 1941 г. Ограбление евреев продолжалось даже после их убийства. В частности, уже в послевоенные годы места, где ранее находились лагеря смерти те же Треблинка или Белжец , стали центром притяжения местных жителей, которые перекапывали территорию и искали золото и другие предметы. Ведь многие обреченные на смерть выкидывали свои ценные вещи, не желая, чтобы они достались нацистам. Теперь их поисками занимались мародеры. В некоторых случаях жители не останавливались ни перед чем: например, директор кирпичного завода, располагавшегося около Белжеца, нанял группу «ныряльщиков», которые работали около выгребных ям лагеря смерти и приносили весьма богатую добычу. В отчете двух польских чиновников, которые посетили в сентябре 1945 г.
Треблинку, содержатся следующие сведения: «Нужно упомянуть, что на территории, где находится Тремблинка, господствуют чудовищные отношения. Население, обогатившееся золотом, вырытым из могил, занимается грабежом и ночными нападениями на соседей. Мы пережили огромный страх, когда в одной халупе, в нескольких сотнях метров от той, где мы ночевали, женщину жгли огнем, добиваясь таким способом, чтобы она выдала место, куда спрятала золото и ценности»[36]. Не многим лучше ситуация складывалась и на территории оккупированной Литвы, где в годы оккупации были убиты 200 тыс. Эти убийства совершались преимущественно литовскими коллаборационистами, причем нередко соучастие в преступлениях мотивировалось экономическими причинами. Как в дневниках подметил местный житель К. Сакович: «Для немцев 300 евреев — это 300 врагов человечества, для литовцев же это — 300 пар обуви, белья и т. В 2017 г. Ванагайте «Свои» вызвала в стране широкий резонанс, т. Эта проблема актуальна и для других территорий бывшего СССР.
Так, российский историк Л. Симкин приводит следующие отрывки из уголовного дела, которое рассматривалось военно-полевым судом 8-го гвардейского танкового корпуса в январе 1944 г. В частности, речь идет о Е. Устинове, 1905 г. Подойдя ближе, я увидел, что люди закапывают пойманных евреев. Увидев это, я оставил ведро с вином своему сыну Николаю, а сам сбегал за лопатой и стал помогать закапывать. Всего мы закопали 6—7 человек, некоторые из них были еще живы»[39]. Другая страница истории Холокоста, которая стала раскрываться сравнительно недавно, это судьбы евреев-солдат и офицеров Красной Армии, оказавшихся в германском плену. Это особая категория жертв национал-социализма, испытывавших на себе преследования, направленные как против евреев, так и против красноармейцев. Как пишет П.
Полян: «В немецкий плен в годы войны попало в общей сложности 200 000 военнослужащих-евреев из различных стран. После 22 июня 1941 г. Она проводилась в контексте сплошного выявления и последующей тотальной ликвидации всего еврейского населения. Хронологически первыми жертвами расстрелов среди пленных красноармейцев стали комиссары и евреи. Так, политкомиссар Зарин из 178-го строительного батальона, взятый в плен 22. Подчеркнем, что непосредственными убийцами были военнослужащие регулярной немецкой армии»[40]. Нужно понимать, что «Приказ о комиссарах» предписывал убийство именно представителей политического руководства армии: «схваченных в бою или при сопротивлении, их следует, как правило, уничтожать на месте, применяя для этого оружие». Однако «на местах» командиры частей и подразделений могли вольно и достаточно трактовать этот приказ, ведь согласно официальной пропаганде евреи и коммунисты отождествлялись. А потому на практике мы сталкиваемся с убийством простых евреев-военнопленных. Однако 17 июля 1941 г.
Гейдрих глава РХСА выпустил «Боевой приказ», согласно которому уже все евреи должны были быть ликвидированы. Известны случаи несогласия высших офицеров с приказом о комиссарах, однако это не привело к его отмене. Только в июле 1942 г. Специально отметим, что на практике при захвате пленных непосредственно командир части или подразделения мог принимать решение о расстреле, не вовлекая в это военно-судебные органы вермахта. Порою за евреев принимали и представителей других этнических групп, которые также могли подвергаться расстрелам на месте. Известен случай с Яковом Джугашвили, сыном Сталина, который чуть ли не был убит как еврей. Потому нормативную базу стоит отличать от того, что реально происходило на фронте. Негласным образом на первом этапе войны руководство поощряло не только сокращение «еврейского населения», но и общего количества военнопленных. Здесь нужно говорить не столько о расстрелах как таковых, сколько о создании тех условий, которые способствовали гибели. Ссылки на обстоятельства военного времени и на якобы невозможность обеспечить сохранение жизни большому количеству пленных использовалась нацистами как самооправдание.
Число военнопленных-евреев в германском плену варьируется, по разным оценкам, от 60 до 85 тыс. То, что А. Печерский и его товарищи, А. Вайспапир, С. Розенфельд и другие, оставались живы в течение двух лет пребывания в плену объясняется прежде всего тем, что поначалу им удавалось скрывать еврейское происхождение, а потом они были сконцентрированы в Трудовом лагере СС. Их все равно планировали уничтожить, для чего и отправили в Собибор в сентябре 1943 г. Кроме того, крепкое здоровье, помощь товарищей по плену помогли выжить. Все это как раз отражено в воспоминаниях, публикуемых ниже. Военнопленные евреи стались скрыть этническую принадлежность, при опросах они «меняли» и фамилию, и имя, и отчество вплоть до места рождения. Порою подобным образом удавалось спасать жизнь.
Но в дальнейшем им приходилось жить в страхе разоблачения. Как правило, этим занимались их «товарищи» по плену, которые во имя отдельных материальных благ от папирос до получения вещей выдаваемого обрекали людей на верную смерть. Впрочем, и сами нацисты проводили медицинские осмотры в бараках или в строю, обращая внимание как на обрезание, так и на другие «еврейские признаки» например, таковым считалась картавость. Однако и здесь сохранялась надежда на выживание, если удавалось доказать, например, что обрезание было сделано ввиду медицинских показаний. Некоторые вспоминали, что этот же обряд есть и у мусульман. Однако большинство военнопленных-евреев были спасены сочувствующими людьми, т. Как и остальные советские военнопленные, военнопленные-евреи не получали от Германии или Австрии компенсаций плоть до 2003 г. Касаясь вопроса сопротивления евреев, не только из числа военнопленных, следует сказать, что стереотип «шли безропотно на бойню» оказался одновременно столь же вреден, сколько и живуч. В первые 3—4 десятилетия изучение и осмысление истории Холокоста, особенно в Израиле, приоритетным считало сбор фактов о конкретных местах трагедий, создание мемориалов памяти погибших Яд-Вашем , поиск имен спасителей. Евреи Европы выступали прежде всего в качестве жертвы, а в отношении СССР тем более это было объяснимо, потому что большинство погибших здесь составляли женщины, старики, дети взрослые мужчины в основном были на фронте.
Участие конкретных евреев, граждан разных стран в борьбе как бы «растворялось» в огромном массиве антинацистского Сопротивления. Изучение самостоятельного сопротивления евреев нацизму в разных его проявлениях началось довольно поздно, к сожалению.