Родилась Ася Казанцева 5 сентября 1986 года в Сосновом Бору. Карьера, образование, книги, жизнь, фото, муж, отношения, новости, сейчас. последние новости сегодня в Москве. Ася Казанцева: «Зависимость от курения — третья по силе».
Зачем жениться? Ася Казанцева и Евгения Тимонова в «Трёх китах»
Ася Казанцева* родила дочь | Ася Казанцева, научный журналист и популяризатор науки, приехала в Петербург, чтобы прочитать лекцию о природе человеческого счастья. |
Ася Казанцева: Младенец Елизавета успела вскочить в последний и единственный вагон; | Ася Казанцева проходила один цикл стимуляции, в ходе которого получила 16 ооцитов. |
Научная журналистка Ася Казанцева уехала из России по совету «дружественного адвоката» | С мужем Ася успела развестись, у него другая семья, тем не менее, он помогает Казанцевой растить девочку. |
Известная журналистка Ася Казанцева покинула Россию. Как она объяснила свой отъезд?
Ведь для того, чтобы информация устаканилась в голове хорошо, требуется не только время на её освоение, но и большие паузы на безделье в промежутках. А по поводу языков — у малышей к ним уникальные способности. Но только в том случае, если дети живут в языковой среде. Их мозг просто перерабатывает большое количество речи и выделяет в ней паттерны и закономерности. Но это совершенно не применимо к изучению языка в классе 2 часа в неделю, потому что там просто не накапливается достаточное количество материала. И изучать неродной язык вне среды стоит только тогда, когда ребёнок стал старше и усидчивее и у него развилась кратковременная память для усвоения новых навыков. Зря мы обижаемся на родителей за то, что они не отдали нас на английский в раннем детстве. Исследования показывают, что те, кто начал учить иностранный язык в 8 лет, и те, кто занялся этим в 11, к 16 годам оказываются на примерно одинаковом уровне. Скорее всего, хорошего произношения он уже никогда не достигнет, потому что артикуляционные навыки в детстве формируются легко, а во взрослом возрасте — с трудом. По той же причине я, например, картавлю. Но при этом возможно выучить язык так, чтобы его адекватно использовать — читать, писать, проводить переговоры на нём.
Учиться смолоду просто более эффективно, но это не означает, что во взрослом возрасте этого делать не нужно. Например, классическая задача про девять точек, которые надо соединить четырьмя прямыми отрезками, не отрывая карандаша от бумаги. Обычно человек долго бьётся над этой головоломкой , у него ничего не получается, он заходит в тупик. Потом эта задача варится в голове, и в итоге происходит реструктуризация! Тогда оказывается, что эта задача решаема. И человек испытывает эйфорическое чувство — инсайт. Эксперименты в томографе показывают, что в этот момент активируется прилежащее ядро и вентральная область покрышки — зоны мозга, связанные с удовольствием, чувством радости и награды. Это может привести к появлению новых связей между тем знанием, которое вы загрузили, и тем, которое у вас уже есть. Она вам может даже присниться. В общем, когда человек работает с информацией, то постоянно подспудно её обдумывает.
Это хорошо работает, когда человек бездельничает. Бездельничать — важно. И второе гораздо лучше для обработки информации. Например, если вы читаете Facebook или играете в компьютерную игрушку, то это, конечно, тоже отдых, но не тот, что ведёт к интуитивным озарениям и инсайтам. Он не плодотворен, потому что вы все равно перерабатываете какую-то информацию, пусть и бесполезную, и это мешает вам уложить в голове то, что вы до этого узнали из умной книжки. Например, спать, гулять, принимать душ. Как сделать так, чтобы он как можно дольше оставался молодым? Хорошо спать. Сон способствует нейропластичности. Движение обеспечивает хорошее кровоснабжение мозга.
Чтобы растить новые нейронные связи, нужен материал. Чтобы не терять навыки обработки информации, нужно постоянно её обрабатывать. Если люди находятся в хроническом стрессе , это приводит к эксайтотоксичности — патологическому процессу, когда нейроны так возбуждены, что начинают дохнуть. Но всегда вопрос в генерализации: в том, насколько навыки, полученные при решении судоку или разгадывании кроссворда, могут быть применены для других задач. Есть много разных исследований, они показывают противоречивые результаты. Занятиями, которые дают наиболее комплексную нагрузку на мозг, считаются изучение иностранных языков и обучение игре на музыкальных инструментах. Дэннет — философ, но при этом здорово разбирающийся в биологии, эволюции, искусственном интеллекте, программировании. Он выстраивает связи между этими областями знаний и показывает, как их можно осмысливать с помощью философских инструментов. Стивен Пинкер, «Чистый лист» и «Лучшее в нас». Он тоже интеллектуал, который обобщает информацию из многих областей.
Один из них, например, книгопечатание. Когда его изобрели, мы смогли читать книги о других и таким образом понимать, что они тоже люди. Александр Марков, «Эволюция человека». У него недавно вышел третий том, и это важно не пропустить. Николай Кукушкин, «Хлопок одной ладонью».
Их при вдумчивом воспитании можно направлять в правильное русло. Ребенок может быть предрасположен к тому, чтобы быть агрессивным и соревновательным. Но дальше из него может получиться лидер районной мафии или капитан хоккейной команды. С родными детьми сложностей меньше, их наклонности похожи на родительские и больше им понятны. А с приемными детьми надо внимательнее следить за тем, какие склонности проявляются у ребенка, стараться направлять их в правильное русло. С другой стороны, усыновлять детей здорово, потому что в этом случае мы избавляемся от чувства вины. Когда мы решаемся завести биологического ребенка, мы постоянно думаем, достаточно ли мы хорошие родители, все ли мы для него сделали. А в случае с приемными детьми мы можем быть уверены, что с нами ему в любом случае лучше, чем в детдоме. Родной ребенок с большей долей вероятности достигнет серьезных успехов, чем приемный, это правда. Дело не только в генах, условия беременности и раннего детства тоже очень важны. Но существенно, что усыновленный ребенок, попав в семью, достигнет больших жизненных успехов, чем если бы он остался в детдоме. Или в колледж. Но все равно станет социально адаптированным с гораздо большей вероятностью, если растет в семье. Но для меня это пока сугубо теоретические размышления. Я такой человек, который только что счастливо ускользнул от необходимости рожать собственного ребенка — мы с мужем много лет собирались это сделать, но чем меньше оставалось уважительных причин, чтобы это откладывать, тем очевиднее становилось, что я просто не хочу. В принципе, я была морально готова родить ребенка и без желания, раз уж обещала, я вообще человек с развитой самодисциплиной. Но очень рада, что муж решил на меня не давить, а согласился вместо этого просто развестись. Так мы избежали риска получить трех несчастных людей вместо двух, вполне довольных жизнью. Теперь я не знаю, какова вероятность того, что у меня когда-то будут дети, но если я все же когда-то почувствую желание их иметь, то, конечно, серьезно буду думать об усыновлении, тем более что его можно гораздо дольше откладывать. Да еще и в "Фейсбуке" это описали: вечеринка, платье, торт. Другие годами от развода оправиться не могут. Как вам это удалось? Но, да, по крайней мере у нас был очень мирный развод, мы почти совсем не ссорились в связи с ним. Я думаю, здесь есть поколенческая разница. Вслед за технологическими прорывами происходят и перемены в общественном сознании, но не очень быстро. У нас за последние сто лет очень сильно изменилась жизнь. В первую очередь стала намного более безопасной и длинной. И мы постепенно начинаем к этому привыкать. Религиозная концепция брака на всю жизнь отлично работала в XIX веке, когда немного и было той жизни: женщина все равно с высокой вероятностью умирала в родах, не в первых, так в последующих. А сейчас взрослая жизнь стала долгой и разнообразной. Люди постоянно меняют работу, переучиваются, переезжают. Из-за этого у них меняются ценности и взгляды на жизнь. Поэтому то, что они выбирали, вступая в брак в 20 лет, воспринимается совершенно иначе к 30 годам. К 40 годам все меняется еще сильнее. Получается, что если люди женятся, ожидая, что это будет один раз и на всю жизнь, а потом у них все же, вполне закономерно, расходятся ценности и приоритеты, то несколько лет им предстоит существовать в условиях жесточайшего когнитивного диссонанса. Потому что они вроде бы задумывали остаться вместе, но им вместе плохо. И что делать? В такой ситуации единственный выход — убедить себя, что либо ты сам, либо твой партнер — плохой. Всегда есть, из чего накрутить конфликт. Развод люди воспринимают как проваленный проект, и это дополнительно усугубляет их страдания. Если же изначально вступать в брак с другой установкой, с тем, что люди могут разводиться, то этой драмы можно избежать. Люди не тянут до последнего и поэтому успевают развестись вовремя, лет за пять до того, как они бы возненавидели друг друга. Если человек начинает иррационально бесить, то это уже очень плохой признак. Но для меня лично самым важным первым маркером в обоих случаях служила зависть к разводящимся подружкам. Приходит в гости девочка, рассказывает, что разводится, расстроена. Если я ее утешаю и сочувствую — это одна история. А если она меня бесит, потому что вот же дура, у нее все так классно, а она еще и ноет, — то это повод задуматься о своем поведении.
Их при вдумчивом воспитании можно направлять в правильное русло. Ребенок может быть предрасположен к тому, чтобы быть агрессивным и соревновательным. Но дальше из него может получиться лидер районной мафии или капитан хоккейной команды. С родными детьми сложностей меньше, их наклонности похожи на родительские и больше им понятны. А с приемными детьми надо внимательнее следить за тем, какие склонности проявляются у ребенка, стараться направлять их в правильное русло. С другой стороны, усыновлять детей здорово, потому что в этом случае мы избавляемся от чувства вины. Когда мы решаемся завести биологического ребенка, мы постоянно думаем, достаточно ли мы хорошие родители, все ли мы для него сделали. А в случае с приемными детьми мы можем быть уверены, что с нами ему в любом случае лучше, чем в детдоме. Родной ребенок с большей долей вероятности достигнет серьезных успехов, чем приемный, это правда. Дело не только в генах, условия беременности и раннего детства тоже очень важны. Но существенно, что усыновленный ребенок, попав в семью, достигнет больших жизненных успехов, чем если бы он остался в детдоме. Или в колледж. Но все равно станет социально адаптированным с гораздо большей вероятностью, если растет в семье. Но для меня это пока сугубо теоретические размышления. Я такой человек, который только что счастливо ускользнул от необходимости рожать собственного ребенка — мы с мужем много лет собирались это сделать, но чем меньше оставалось уважительных причин, чтобы это откладывать, тем очевиднее становилось, что я просто не хочу. В принципе, я была морально готова родить ребенка и без желания, раз уж обещала, я вообще человек с развитой самодисциплиной. Но очень рада, что муж решил на меня не давить, а согласился вместо этого просто развестись. Так мы избежали риска получить трех несчастных людей вместо двух, вполне довольных жизнью. Теперь я не знаю, какова вероятность того, что у меня когда-то будут дети, но если я все же когда-то почувствую желание их иметь, то, конечно, серьезно буду думать об усыновлении, тем более что его можно гораздо дольше откладывать. Да еще и в Фейсбуке это описали: вечеринка, платье, торт. Другие годами от развода оправиться не могут. Как вам это удалось? Но да, по крайней мере у нас был очень мирный развод, мы почти совсем не ссорились в связи с ним. Я думаю, здесь есть поколенческая разница. Вслед за технологическими прорывами происходят и перемены в общественном сознании, но не очень быстро. У нас за последние сто лет очень сильно изменилась жизнь. В первую очередь, стала намного более безопасной и длинной. И мы постепенно начинаем к этому привыкать. Религиозная концепция брака на всю жизнь отлично работала в XIX веке, когда немного и было той жизни: женщина все равно с высокой вероятностью умирала в родах, не в первых, так в последующих. А сейчас взрослая жизнь стала долгой и разнообразной. Люди постоянно меняют работу, переучиваются, переезжают. Из-за этого у них меняются ценности и взгляды на жизнь. Поэтому то, что они выбирали, вступая в брак в 20 лет, воспринимается совершенно иначе к 30 годам. К 40 годам все меняется еще сильнее. Получается, что, если люди женятся, ожидая, что это будет один раз и на всю жизнь, а потом у них все же, вполне закономерно, расходятся ценности и приоритеты, то несколько лет им предстоит существовать в условиях жесточайшего когнитивного диссонанса. Потому что они, вроде бы, задумывали остаться вместе, но им вместе плохо. И что делать? В такой ситуации единственный выход — убедить себя, что либо ты сам, либо твой партнер — плохой. Всегда есть, из чего накрутить конфликт. Развод люди воспринимают, как проваленный проект, и это дополнительно усугубляет их страдания. Если же изначально вступать в брак с другой установкой, с тем, что люди могут разводиться, то этой драмы можно избежать. Люди не тянут до последнего, и поэтому успевают развестись вовремя, лет за пять до того, как они бы возненавидели друг друга. Если человек начинает иррационально бесить, то это уже очень плохой признак. Но для меня лично самым важным первым маркером в обоих случаях служила зависть к разводящимся подружкам. Приходит в гости девочка, рассказывает, что разводится, расстроена. Если я ее утешаю и сочувствую, это одна история. А если она меня бесит, потому что вот же дура, у нее все так классно, а она еще и ноет — то это повод задуматься о своем поведении.
Когда мы решаемся завести биологического ребенка, мы постоянно думаем, достаточно ли мы хорошие родители, все ли мы для него сделали. А в случае с приемными детьми мы можем быть уверены, что с нами ему в любом случае лучше, чем в детдоме. Родной ребенок с большей долей вероятности достигнет серьезных успехов, чем приемный, это правда. Дело не только в генах, условия беременности и раннего детства тоже очень важны. Но существенно, что усыновленный ребенок, попав в семью, достигнет больших жизненных успехов, чем если бы он остался в детдоме. Или в колледж. Но все равно станет социально адаптированным с гораздо большей вероятностью, если растет в семье. Но для меня это пока сугубо теоретические размышления. Я такой человек, который только что счастливо ускользнул от необходимости рожать собственного ребенка — мы с мужем много лет собирались это сделать, но чем меньше оставалось уважительных причин, чтобы это откладывать, тем очевиднее становилось, что я просто не хочу. В принципе, я была морально готова родить ребенка и без желания, раз уж обещала, я вообще человек с развитой самодисциплиной. Но очень рада, что муж решил на меня не давить, а согласился вместо этого просто развестись. Так мы избежали риска получить трех несчастных людей вместо двух, вполне довольных жизнью. Теперь я не знаю, какова вероятность того, что у меня когда-то будут дети, но если я все же когда-то почувствую желание их иметь, то, конечно, серьезно буду думать об усыновлении, тем более что его можно гораздо дольше откладывать. Да еще и в "Фейсбуке" это описали: вечеринка, платье, торт. Другие годами от развода оправиться не могут. Как вам это удалось? Но, да, по крайней мере у нас был очень мирный развод, мы почти совсем не ссорились в связи с ним. Я думаю, здесь есть поколенческая разница. Вслед за технологическими прорывами происходят и перемены в общественном сознании, но не очень быстро. У нас за последние сто лет очень сильно изменилась жизнь. В первую очередь стала намного более безопасной и длинной. И мы постепенно начинаем к этому привыкать. Религиозная концепция брака на всю жизнь отлично работала в XIX веке, когда немного и было той жизни: женщина все равно с высокой вероятностью умирала в родах, не в первых, так в последующих. А сейчас взрослая жизнь стала долгой и разнообразной. Люди постоянно меняют работу, переучиваются, переезжают. Из-за этого у них меняются ценности и взгляды на жизнь. Поэтому то, что они выбирали, вступая в брак в 20 лет, воспринимается совершенно иначе к 30 годам. К 40 годам все меняется еще сильнее. Получается, что если люди женятся, ожидая, что это будет один раз и на всю жизнь, а потом у них все же, вполне закономерно, расходятся ценности и приоритеты, то несколько лет им предстоит существовать в условиях жесточайшего когнитивного диссонанса. Потому что они вроде бы задумывали остаться вместе, но им вместе плохо. И что делать? В такой ситуации единственный выход — убедить себя, что либо ты сам, либо твой партнер — плохой. Всегда есть, из чего накрутить конфликт. Развод люди воспринимают как проваленный проект, и это дополнительно усугубляет их страдания. Если же изначально вступать в брак с другой установкой, с тем, что люди могут разводиться, то этой драмы можно избежать. Люди не тянут до последнего и поэтому успевают развестись вовремя, лет за пять до того, как они бы возненавидели друг друга. Если человек начинает иррационально бесить, то это уже очень плохой признак. Но для меня лично самым важным первым маркером в обоих случаях служила зависть к разводящимся подружкам. Приходит в гости девочка, рассказывает, что разводится, расстроена. Если я ее утешаю и сочувствую — это одна история. А если она меня бесит, потому что вот же дура, у нее все так классно, а она еще и ноет, — то это повод задуматься о своем поведении. Она может указывать, в каком направлении мы на самом деле хотим двигаться, хотя сами можем это не осознавать и не формулировать. Важно, кому мы завидуем. Например, у нас есть две подружки. Одна поступила в магистратуру и уехала в другой город, а другая живет в счастливом браке и возится с ребенком. Если мы завидуем первой, а вторая вызывает у нас сочувствие, то, наверное, лучше бы и нам валить в магистратуру, пока целы, а то есть риск оказаться несчастной с маленьким ребенком на руках.
Ася Казанцева родила дочь
Позднее чиновник сделал еще один пост, в котором сообщил подписчикам: «Ася Казанцева не просто популяризатор науки. Научная журналистка Ася Казанцева рассказала о рождении ребенка у себя в фейсбуке*. Научный журналист Ася Казанцева и ведущая Youtube-канала «Всё как у зверей» Евгения Тимонова.:unsure::unsure. Главная» Новости» Ася казанцева новости.
Журналист Ася Казанцева: биография, личная жизнь, книги
Казанцева, Ася — Википедия | Ася Казанцева, научный журналист и популяризатор науки, приехала в Петербург, чтобы прочитать лекцию о природе человеческого счастья. |
Почему вы должны меня знать: волонтер-исследователь COVID-19 Ася Казанцева - Москвич Mag | Во-первых, Ася Казанцева – это не какой-то явный фрик, которого можно запросто поймать на грубых ошибках. |
Научная журналистка Ася Казанцева уехала из России по совету «дружественного адвоката» | В субботу 10 октября в Доме Культуры “Ясная Поляна” выступила научный журналист Ася Казанцева с лекцией о различиях мужчин и женщин. |
Ася Казанцева — о том, почему богатство, брак и дети не гарантируют вам счастья | | Ася Казанцева, известная своими "заукраинскими" настроениями, после отмены своих "научных" лекций в России решила снискать счастья в Грузии. |
Научная журналистка и писательница Ася Казанцева уехала из России
Известная научная журналистка и писательница Ася Казанцева уехала из России в Грузию. С мужем Ася успела развестись, у него другая семья, тем не менее, он помогает Казанцевой растить девочку. Ася Казанцева о мозге, браке и панике. В субботу в Минск приезжала писательница, журналистка и популяризатор науки Ася Казанцева. А Ася и бывший муж хотят и вот зачали, даже оказывается его жена не против. Родилась Ася Казанцева 5 сентября 1986 года в Сосновом Бору. Карьера, образование, книги, жизнь, фото, муж, отношения, новости, сейчас.
Журналист Ася Казанцева: биография, личная жизнь, книги
новости и заявления с фото и видео. Биография Аси Казанцевой: два развода в личной жизни и рождение дочери с помощью ЭКО от бывшего мужа Николая Ковшова. Мы поговорили с Асей про её личный опыт в полиамории, планирование детей с бывшим мужем и её достижения. Первый муж Аси Казанцевой — ее однокурсник, их брак оказался неудачным. новости и заявления с фото и видео. Биография Аси Казанцевой: два развода в личной жизни и рождение дочери с помощью ЭКО от бывшего мужа Николая Ковшова. новости и заявления с фото и видео.
Ася Казанцева* родила дочь
Похоже, что когда ребенок учит два языка одновременно, то они оба укладываются в уже существующие нейронные сети. Заметных анатомических отличий между его мозгом и мозгом человека, который знает один язык, в большинстве исследований обнаружить не удается. А вот если человек учит язык во взрослом возрасте, там идет уже более аналитический процесс. Это очень интенсивная умственная работа. И там, похоже, идет развитие нейронных структур. Но с любыми данными, полученными с помощью томографических исследований, есть пара серьезных проблем.
Во-первых, ученые работают с маленькими выборками, а индивидуальные отличия в мозге довольно велики. Во-вторых, в любом случае они смотрят на корреляцию, а не на причинно-следственную связь. То есть даже если мы выяснили, что у людей, изучивших иностранный язык, какая-нибудь зона коры развита лучше, чем у тех, кто его не знает, мы все равно не можем сказать, почему так, связаны ли вообще эти вещи. По-хорошему нужно проводить эксперименты, то есть сначала брать людей, делать им МРТ, а потом заставлять учить язык, смотреть, что изменилось, и сравнивать с контрольной группой. Такие исследования тоже есть, хотя их мало, конечно, — намного труднее организовать.
Но и они позволяют предположить, что да, учить языки полезно, что от этого растут новые нейронные связи, которые улучшают нашу способность обрабатывать информацию. Собственно, это вообще один из самых приятных выводов в современной нейробиологии. Есть много исследований про людей, которые осваивают самые разные навыки, и действительно у них утолщается кора головного мозга в тех или иных областях. Это самое прекрасное, потому что это объясняет, зачем мы все это делаем. Смысл моей работы в том, чтобы стимулировать рост нейронных связей не только у себя, но и окружающих.
Есть исследование, которое показало, что люди на другом языке думают более рационально — если им предлагают решать моральные дилеммы, они начинают там смотреть только на абсолютную пользу, без учета эмоциональных тонкостей, причем этот эффект выражен тем сильнее, чем хуже человек знает язык, на котором описана дилемма. По-видимому, столько сил уходит на само понимание задачи, что на душевные терзания ресурса уже не остается. Это полезный прикладной способ использования английского. Например, на нем можно выяснять отношения с мужем. Обычно в пример приводят как раз языки, но с ними на самом деле картина немного сложнее.
У маленьких детей действительно есть сенситивный период, когда они настроены на овладение языком: ребенок впитывает его, ему не надо специально запоминать лексику, грамматику — он ее вычленяет автоматически из того, что происходит вокруг. Есть такое понятие в освоении языков младенцами — statistical learning статистическое обучение. Мозг ребенка, как компьютер, статистически обрабатывает то, какие звуки встречаются чаще, какие реже, какие слоги идут вместе, где границы между словами. Это дико эффективный процесс, который активно изучается и способность к которому, к сожалению, полностью теряется с возрастом. Если ребенок-маугли не научился говорить к моменту полового созревания, то он уже никогда не сможет это наверстать.
Но для того чтобы пользоваться этой волшебной способностью, нужно жить в языковой среде, взаимодействовать с языком разными способами и каждый день. А вот если мы говорим про обычное изучение иностранного языка, в классе два раза в неделю, для этого нужны уже совсем другие механизмы — внутренняя мотивация, способность к пониманию и заучиванию логических схем. И здесь как раз действует обратная закономерность: оказывается, что, за исключением некоторых отдельных аспектов типа фонетики, подростки учат язык в классе быстрее и лучше, чем младшие школьники, а взрослые — лучше, чем подростки. Просто потому, что нужны логические и аналитические способности, а они как раз развиваются с возрастом. Пожилой человек, разумеется, может освоить любую технику.
Моя бабушка в 80 лет начала пользоваться планшетом, смотрит уроки английского, шлет мне письма на английском. Ей действительно приходится для этого прилагать интеллектуальные усилия, в то время как у ребенка это получилось бы автоматически. Конечно, в детстве приходится прилагать гораздо меньше усилий, чтобы осваивать новое. Мы в принципе рождаемся с готовностью и потребностью адаптироваться к среде, которая есть вокруг нас. И в этом отношении, конечно, важно, в какую среду мы попали, чего она от нас требует.
Очень хорошо, если ребенок сталкивается с большим потоком информации и привыкает, что здесь принято быть умным. Потому что ему гораздо проще делать это в детстве, чем догонять в 20 или 30 лет. Мы не рождены равными — В нейробиологии есть не только хорошие новости, но и плохие. Например, накапливается все больше данных о том, что способности к обучению все-таки в значительной мере предопределены генетически.
Для того чтобы завести ребенка, деньги важнее, чем любовь.
С первым супругом, однокурсником, она прожила восемь лет. Про него Ася особо не рассказывает в интервью, как-то раз лишь обронила, что он не разрешал ей стричься. Вторым супругом стал Николай Ковшов Николя, как его называет Казанцева. Он учился в МФТИ, разрабатывал в сельскохозяйственной сфере программное обеспечение для беспилотников. Что изменилось после рождения дочери Я еще больше стала ценить свою профессию, образование и свой биологический бэкграунд.
Интересно смотреть, как дочь развивается. По мере того, как ты задалбываешься, тебе будто добавляют опций. Ребенок улыбается, чтобы ты не сдался и не выкинул его в окно. С точки зрения долгосрочной пользы для ребенка важно помнить, что кроме него есть какой-то мир, в котором ты не только мать, но и личность. Это прикольно.
Дети могут быть уважительной причиной, чтобы не уезжать или не сесть. На детей удобно валить свои нравственные выборы. Дети много чего про себя самого помогают понять, а в тяжелые времена это еще важнее про себя что-то понимать. Аргументы против. Если мы говорим про 2023 год, нашу часть суши, то это безумие.
Также она рассказала, что жила только по одному из указанных в его посте адресов. Позднее журналистка сообщила, что комиссия по этике Госдумы не нашла ничего противо законного в том, что депутат разместил ее личную информацию в открытом доступе. В комиссии объяснили, что Конституция России гарантирует каждому свободу слова. Казанцева — автор серии на учно-попу лярных книг Ася Казанцева — российский н аучный журнал ист, популяризатор науки, по образованию нейробиолог. Является автором научно-популярных книг «В интернете кто-то неправ! Лауреат премии «Просветитель».
В тот момент она находилась на девятом месяце беременности.
Деньги делают нас счастливее? Зависит от формулировки вопроса. Дело в том, что счастье можно оценивать двумя разными способами. Во-первых, спрашивать человека, насколько он удовлетворен своей жизнью в целом, насколько склонен считать ее удавшейся. Для этого деньги важны, и вообще любые достижения могут быть важны, например образование, или дети. А второй способ — смотреть на настроение. Подсчитывать, как часто человек смеется, плачет, радуется, грустит, сколько времени занимают позитивные или негативные эмоции в течение дня.
И обнаруживается, что на это деньги мало влияют. Если речь идет о бедности, при которой денег не хватает на какие-то базовые вещи, то, конечно, тогда увеличение дохода способствует счастью. Но довольно быстро человек достигает точки, начиная с которой количество денег уже больше не влияет на повседневное удовольствие от жизни. В 2010 году Даниел Канеман подсчитал, что для американцев эта сумма равна 75 тысячам долларов в год на семью. Получается по 6 тысяч долларов в месяц, две зарплаты по 3 тысячи. Это не так много, как кажется: в Америке средний доход на семью — 71 тысяча долларов в год, а медианный — 52 тысячи. Средняя зарплата получается, когда мы складываем зарплаты всех людей и делим на количество этих людей. Естественно, она оказывается большой, если добавить в расчеты условного Абрамовича.
А медианную зарплату получает тот человек, который находится ровно в середине списка людей: у половины трудящихся зарплата больше, чем у него, и у половины — меньше. При таком способе подсчета Абрамович итоговую цифру не сдвигает. В Петербурге медианная зарплата — 30 тысяч рублей в месяц. А средняя — 47 тысяч рублей. И мы знаем, что люди становятся счастливее, как только их зарплата становится чуть больше средней. Допустим, в семье два человека, у каждого зарплата 47 тысяч рублей. Можно предположить, что если семья зарабатывает, скажем, 110 тысяч рублей, то с этого момента дальнейшее увеличение зарплат уже практически не должно отражаться на количестве повседневных положительных эмоций. Для счастья становятся более важными другие вещи: удовлетворение от работы, общение с друзьями, участие в волонтерской деятельности.
Есть же люди, которые с рождения счастливые и довольные, и как бы жизнь ни била, они, заразы, счастливые. А бывает так, что и умница, и красавец, и успешен, а жизнь — боль. Они влияют на строение мозга, на то, как устроен «центр удовольствия», насколько много у нас вырабатывается молекул, связанных с положительными эмоциями, типа дофамина и эндорфинов, насколько рецепторы к ним чувствительны. Когда мы сравниваем близнецов, мы видим, что однояйцевые близнецы, у которых одинаковая ДНК, всегда ближе друг к другу по уровню удовлетворенности жизнью, чем разнояйцевые. Из этого правомерно сделать вывод, что на счастье влияют гены. Но близнецовые исследования показывают, что гены определяют отличия в уровне счастья примерно на 35 процентов. Это небольшая цифра, для многих других поведенческих признаков влияние генов сильнее. Остальные различия определяются внешней средой.
Впрочем, и здесь все не так просто, потому что внешнюю среду взрослые люди склонны себе формировать сами. На счастье влияет, окончили мы университет или попали в тюрьму. Но и на это, в свою очередь, влияют гены, которые определяют, склонны мы к агрессии или к усидчивости. Про это есть замечательная книжка Стивена Пинкера «Чистый лист». То, что пишет Пинкер, очень примиряет нас с нашими родителями. Потому что он говорит, что главное, что дают нам родители, — это гены. А дальше воспитанием уже очень мало что можно испортить. У спокойных родителей вырастает спокойный ребенок не столько потому, что его так воспитывают, сколько потому, что родители передали ребенку гены, которые располагают к спокойствию.
Или хочет быть усыновленным. К сожалению, гены действительно влияют на поведение, и мы с этим ничего сделать не можем, когда усыновляем ребенка. Но гены никогда не задают поведение строго. Они задают предрасположенности. Их при вдумчивом воспитании можно направлять в правильное русло. Ребенок может быть предрасположен к тому, чтобы быть агрессивным и соревновательным. Но дальше из него может получиться лидер районной мафии или капитан хоккейной команды.
Ася Казанцева и Александр Панчин: Спрос на истину увеличился
Почему рождаются геи и лесби, а мужчины изменяют: интервью с научным журналистом Асей Казанцевой | Ася Казанцева о мозге, браке и панике. В субботу в Минск приезжала писательница, журналистка и популяризатор науки Ася Казанцева. |
«Интеллект человека зависит от генов»: интервью с научным журналистом Асей Казанцевой* - Лайфхакер | А Ася и бывший муж хотят и вот зачали, даже оказывается его жена не против. |
Журналист Ася Казанцева: биография, личная жизнь, книги | Во-первых, Ася Казанцева это не какой-то явный фрик, которого можно запросто поймать на грубых ошибках. |
«Интеллект человека зависит от генов»: интервью с научным журналистом Асей Казанцевой* | Популяризатор науки Ася Казанцева о научном подходе к финансовой дисциплине, доходах, необходимых для счастливой жизни, и коронавирусе. |
«Забота о ребенке — это интеллектуальная деятельность»: Ася Казанцева* — о материнстве | В субботу 10 октября в Доме Культуры “Ясная Поляна” выступила научный журналист Ася Казанцева с лекцией о различиях мужчин и женщин. |
«Забота о ребенке — это интеллектуальная деятельность»: Ася Казанцева* — о материнстве
С 2014 года выступает с публичными и непубличными корпоративными научно-популярными лекциями. Автор статьи «Растворённая магия» в журнале « Вокруг света », в которой привела научные доказательства неэффективности гомеопатии и гомеопатических средств. Статья в 2016 году стала предметом судебного иска « Национального совета по гомеопатии », требовавшего признать, что высказанное мнение не соответствует действительности и порочит методы гомеопатии и опубликовать в журнале опровержение материала на семи страницах, однако Арбитражный суд Москвы отказал истцу в удовлетворении искового требования [18]. Как мозг заставляет нас делать глупости». Книга была положительно оценена специалистами и СМИ. Российский биолог Александр Марков отметил, что в книге увлекательное изложение прекрасно сочетается с научной глубиной. Российский биоинформатик Михаил Гельфанд посоветовал родителям купить два экземпляра книги — один себе, другой своим детям [19]. По мнению обозревателя газеты « Комсомольская правда » Сергея Ефимова, книга помогает понять, что происходит с человеком с точки зрения науки, когда он курит, ест, грустит, занимается сексом.
Также он обратил внимание на непринуждённый стиль повествования: «При этом Ася Казанцева излагает материал так, словно она никакой не биолог с дипломом, а ваша старинная приятельница, с которой вы встретились за кружкой того же пива» [20].
То есть, я вот тут вот хожу у вас в рубашке и джинсах, потому что в нашем социуме совершенно нормально, чтобы девочка ходила в рубашке и джинсах. Если бы это было ненормально, я бы пришла в платье и не выпендривалась. И на эту тему, по-моему, самый интересный пример — это история про женщин-программистов. С женщинами-программистами получилось интересно, потому что вообще и первый в истории программист — это была женщина, Ада Лавлейс, которая ещё в XIX веке придумала программу для гипотетической вычислительной машины. И вообще было очень много разных прекрасных женщин-программистов.
Например, программу «Аполлон» по посадке на Луну возглавляла Маргарет Гамильтон, женщина. И отлично возглавила, между прочим, очень хорошее было программное обеспечение у аппаратов, которые садились на Луну. Но, тем не менее, произошла удивительная вещь. Удивительная вещь была связана с тем, что с 70-х годов, да и ещё до этого, в американских вузах росло количество женщин, которые получали степени по разным умным сложным наукам. Росло количество женщин-врачей, росло количество женщин-юристов, росло количество женщин-физиков, и росло количество женщин, которые получали степень бакалавра по компьютерным наукам, computer science. А потом в середине 80-х что-то произошло.
Женщин-врачей, юристов и физиков по-прежнему становилось больше, а количество женщин, изучающих программирование, поползло вниз. Падение довольно сильное. С чем это связано, не до конца понятно, но вот наиболее реальная версия заключается в том, что именно в середине 80-х начали появляться персональные компьютеры домашние. И, судя по всяким соцопросам, получалось, что компьютеры покупают сыновьям, а дочкам не покупают. Потому что, ну, зачем девочке компьютер, пускай дочка играет в куклы, а мальчик — да, пускай сидит за компьютером, мы накопим денег, купим мальчику компьютер. И в результате получалось, что когда девочка решала поступить изучать компьютерные науки, то оказывалось, что она знает гораздо меньше, чем все мальчики, потому что у всех её однокурсников компьютеры были, а у неё компьютера не было, она там сидела дома, занималась математикой сама и не знала каких-то простейших вещей, типа как его включить, где на клавиатуре какая буква.
Профессора смотрели на неё как на полную идиотку, говорили: «Ну, да, у женщин, видимо, нет способности к компьютерным наукам». По-видимому, дело было в этом. Дальше самое интересное, наверное. Кто всё-таки умнее: мужчина или женщина? Правильный ответ: не знаю. Если мы напрямую сравниваем IQ или всякие другие формы измерения интеллекта типа g-фактора — стандартного фактора интеллекта, то в разных исследованиях получаются разные результаты, но всегда не очень отличающиеся.
То есть, либо оказывается, что вообще нет разницы между мужчинами и женщинами, либо оказывается, что разница в пользу мужчин, но какая-то не очень существенная, типа там на 3, на 5 пунктов больше IQ у мужчин, но при этом опять же понятно, что это происходит, когда мы усредняем большие выборки. А если мы ткнём пальцем в любую конкретную женщину и в любого конкретного мужчину, то совершенно нет у нас надежды, что мужчина будет умнее женщины. Есть всякие интересные данные о том, что люди думают разными отделами мозга. По крайней мере, IQ у мужчин коррелирует с количеством серого вещества в лобных и теменных долях, а у женщин с количеством серого вещества то есть, тел нейронов тоже в лобных долях, но кроме этого ещё и в зоне Брока. То есть, возможно, что интеллект женщин немножко более вербальный, потому что зона Брока связана с речью. И есть всякие большие исследования, например, вот это было исследование на 72 000 старшеклассников.
Исследовали 72 000 старшеклассников, как они проходили разные тесты: тесты на чтение, на математику, на словарный запас, на науку и прочее, и прочее. И выяснили, что в общем и целом результаты мальчиков и девочек сопоставимы, но при этом у мальчиков больше индивидуальный разброс, то есть, девочки они все как-то ближе к золотой середине, девочки все примерно получают четвёрку, некоторые получают пятёрку, некоторые тройку, но в среднем четвёрку. Я сейчас немножко от балды, там не четвёрки—пятёрки были, там более сложная бальная система. А среди мальчиков больше как самых умных, так и самых глупых. То есть, по очень многим параметрам, связанным с интеллектом, у женщин более узкая гауссиана. То есть, если мы представим, что вот это баллы IQ, а вот это количество людей, которые набрали соответствующие балы IQ, то женщины все немножко ближе к золотой середине, у мужчин больше индивидуальный разброс.
Возможно, дело в этом, вот когда говорят: «Почему среди гениев сплошные мужчины? Среди дебилов — тоже сплошные мужчины. Здесь, конечно, тоже очень важно и интересно понять, в какой степени всё это связано с давлением среды. И про это есть разные тоже интересные данные. Вот было большое интересное исследование, опубликованное в Science, в котором посмотрели у двухсот с лишним тысяч человек школьную успеваемость по полу. Они обнаружили, что математические способности мальчиков лучше, чем вербальные способности мальчиков.
А вербальные способности девочек лучше, чем математические способности девочек. Вот если сравнивать между полами, то получается интереснее. Получается, что в том, что касается чтения, девочки в любой стране опережают мальчиков. Вот эти серые линии вверх показывают, насколько девочки лучше читают, чем мальчики, в любой стране. А что касается математики, то в математике обычно мальчики опережают девочек. Но дальше они сделали вот какую интересную вещь: они сравнили это с социальным показателем женской эмансипации.
Они посмотрели разные страны, и насколько в них выражена женская эмансипация, насколько женщине легко получить доступ к образованию, работе, власти и прочему. Они обнаружили, что есть хорошая корреляция. Если в стране слабый уровень женской эмансипации, то в этой стране мальчики знают математику намного лучше, чем девочки. А если в стране высокий уровень женской эмансипации, то в этой стране девочки знают математику так же хорошо, как и мальчики, либо даже опережают. Вот Исландия. В Исландии хорошо всё с женской эмансипацией.
И в Исландии, мы видим, вот эта жёлтая линия показывает, что девочки и в математике тоже ориентируются лучше, чем мальчики в той же стране. То есть, чем больше мы женщин принижаем, чем больше мы женщинам рассказываем, что математика это не женское дело — ну чего, зачем идти против течения? Конечно, они тогда будут забивать на математику. В конце концов, это сложно — математика… Я вот тоже так считаю. Что ещё можно сказать о женском и мужском интеллекте? О женском и мужском интеллекте можно сказать, что существенная часть исследований некорректна, потому что не делала поправку на фазу цикла.
Сейчас уже стараются во всех исследованиях такую поправку делать, раньше во многих случаях ею пренебрегали. Ну, если исследование на много-много тысяч людей, которые анализируют, например, данные школьных тестов, то там такую поправку просто не сделать никак технически. Но можно сказать, что мужчина, у него уровень интеллекта и прочие способности — они всегда более или менее одинаковые, а у женщины они каким-то образом могут меняться в течение менструального цикла: повышаться и понижаться, повышаться и понижаться. Здесь на самом деле данные в том, что касается конкретной способности, довольно отрывочные. То есть, можно найти некоторое количество статей, сделанных на небольшом количестве женщин, о том, что эстроген улучшает вербальные способности. Эстроген — это гормон, которого к середине цикла становится всё больше, больше, больше и больше вот здесь красной линией.
А потом после середины цикла он понижается. То есть, можно сказать, что ближе к середине цикла женщина лучше оперирует словами, более красноречива. А есть ещё такие же отрывочные и такие же ненадёжные данные о том, что эстроген может, наоборот, ухудшать пространственное мышление, что ближе к середине цикла, когда у женщины много эстрогена, ей легче заблудиться и сложнее ориентироваться по карте. А ближе к месячным она хуже заблуждается и легче ориентируется по карте. Но это довольно отрывочные данные, здесь нельзя говорить, что это вот прям чётко доказано наукой, в некоторых исследованиях кажется, да, взяли 10 женщин, посмотрели, а в некоторых исследованиях вроде как нет: взяли 15 женщин, посмотрели. Но это всё равно ни о чём.
Что более понятно — это то, что эстроген повышает сексуальную привлекательность. Вот здесь исследований очень много, очень разных, есть прекрасный учёный Кристина Дюранте, которая на этом уже не одну диссертацию защитила свою и подчинённых. Есть самое прекрасное исследование, за которое дали Шнобелевскую премию, году в 2008, по-моему, несколько лет назад, исследование лэп-дэнсеров, лэп-дэнсеры — это девушки, которые танцуют на коленях у мужчины в ночных клубах, получают за это чаевые. Они обнаружили совершенно фантастическую корреляцию, измеряя размер чаевых и наблюдая за фазой цикла. Размер чаевых практически в точности соответствует уровню эстрогена: чем больше у вас эстрогена, тем больше вы получаете чаевых в этот день. Там разница реально раза в 2 или побольше, там 150 долларов они получали, если выступали во время месячных, или около них, и 300 с чем-то долларов они получали, когда выступали в районе овуляции.
Овуляция резко повышает сексуальную привлекательность, что отражается на размере чаевых. А если женщина сидела на таблетках в этом исследовании, то выяснилось, что график был намного более сглаженным, там долларов на 30, на 50 может быть была разница в ходе менструального цикла, между его началом и его серединой. А ещё более или менее с уверенностью можно говорить о том, что прогестерон снижает тревожность. Вот есть гормон прогестерон, он здесь отмечен зелёненьким, его сначала мало, мало, мало, потом после овуляции его уровень начинает нарастать, потом поддерживается высокий, а потом довольно резко падает. Прогестерон вообще-то нужен для того, чтобы не допустить сокращений матки. Если уровень прогестерона падает, у вас начинаются сокращения матки.
Если у вас начинаются сокращения матки, у вас падает уровень прогестерона. Поэтому сначала его много на случай, если оплодотворение в этом месяце всё-таки произошло, и надо, значит, чтобы матка не сокращалась, чтобы не было выкидыша. А дальше, если оплодотворение действительно произошло, тогда его производит жёлтое тело, потом подключается плацента, прогестерона начинает быть больше, больше, он не падает. А вот если становится понятно, что в этом месяце оплодотворения не было, тогда через пару недель после овуляции прогестерон падает, начинаются сокращения матки, начинаются месячные. И прогестерон, поскольку он гормон беременности, поскольку он нужен для предотвращения сокращений матки, он оказывает ещё и противотревожный эффект, довольно выраженный. Вполне возможно, что это не случайность, вполне возможно, что в этом был эволюционный смысл, потому что стресс во время беременности вреден не только потому, что человек может стать геем, у человека может ещё и в принципе испортиться здоровье: там повышается вероятность выкидыша, повышается вероятность низкого веса при рождении, повышается вероятность разных проблем — волноваться во время беременности вредно.
Поэтому очень логично во время беременности иметь гормон, который снижает тревожность. Но за вот это замечательное свойство прогестерона мы расплачиваемся тем, что когда уровень прогестерона резко падает, то женщине кажется, как будто её сняли с противотревожных препаратов, и собственно даже не кажется, на самом деле так. На самом деле метаболит прогестерона — аллопрегнанолон, он действует на рецепторы к бензодиазепиновым транквилизаторам, то есть, конкретно, когда мы принимаем транквилизаторы, они действуют на определённые рецепторы в мозге, и продукты переработки прогестерона действуют на те же самые рецепторы в мозге. То есть, когда уровень прогестерона резко падает, то женщину действительно резко сняли с противотревожных препаратов, ей действительно от этого очень тревожно, ей от этого тревожно перед месячными, ей от этого ещё больше тревожно после аборта, когда тоже сократилась матка, и ей от этого тревожно после родов. То есть, есть официально признанное заболевание — предменструальный синдром, есть официально признанная постродовая депрессия, постабортная депрессия как раз официально не признана, она не входит в международную классификацию болезней, потому что нечего тут, но, тем не менее, механизм тот же самый. Ещё одна хорошая новость для женщин в том, что у женщин есть способ хакнуть свой мозг, сделать свой мозг умнее, чем он есть.
Путём того, чтобы родить ребёнка. Потому что вообще у всех животных мозг женщины довольно сильно перестраивается в связи с заведением детёныша. Допустим, у кошек сильно перестраивается слуховая кора, у них появляется максимальный пик восприимчивости к тем тонам, на которых мяукает маленький котёнок, так, чтобы они этого маленького котёнка могли услышать издалека. У человеческих женщин тоже увеличивается объём серого вещества в довольно большом количестве областей мозга: он увеличивается и в префронтальной коре, и в теменной коре, мы как бы ими думаем, и в гипоталамусе, которым мы всё регулируем, и в миндалине, которая связана с испытыванием эмоций. И в общем и целом всё это увеличение плотности серого вещества нужно конечно для того, чтобы обеспечить максимально эффективное материнство. То есть, пока вы беременны, и пока вы ухаживаете за малышом, у вас меняется мозг таким образом, чтобы эти сложности, связанные с малышом, как-то вы могли легче преодолеть.
Но, тем не менее, никто не говорит, что ту же самую наросшую кору нельзя потом использовать для чего-нибудь ещё. Вот ребёнок у вас уже вырос, в школу пошёл, а нейронов в мозге у вас больше так и осталось, вполне можно их подключить к решению каких-нибудь задач, например, к тому, чтобы делать много дел одновременно. То есть, пока что наука не может заявить, что женщина становится умнее, когда она рожает ребёнка, это не доказано пока что, тем более что это сложно было бы опубликовать, потому что дискриминация, наверно, чайлдфри бы обиделись, я как чайлдфри обиделась бы. Но, тем не менее, да, есть данные о том, что мозг увеличивается, и, да, на базе общих представлений о нейрофизиологии вполне можно предположить, что из этого можно извлечь какую-то пользу. На этом мы заканчиваем.
Или чуть выше, если применялась генная диагностика. Дальше можно увлекательно вспоминать формулы из курса теорвера, а можно просто прикинуть, что вероятность получить хотя бы одного ребенка довольно высокая, но не сто процентов. То же самое с восемью яйцеклетками, замороженными в 34 года: можно надеяться, что из них получится один ребенок. Если повезет, то два. Если не повезет, то ни одного». Служба безопасности Очень много мифов вокруг заморозки яйцеклеток связаны с возможными осложнениями при гормональной стимуляции. Это может указывать на то, что у них есть какие-то проблемы со здоровьем. Если же посмотреть отдельно именно на тех женщин, которые проходят стимуляцию ради светлого будущего, ну или потому, что проблема с бесплодием со стороны партнера, то у них, здоровых, осложнений оказывается мало, и в целом процедура переносится довольно легко». Самое распространенное осложнение — синдром гиперстимуляции, он бывает примерно в одном проценте случаев и очень зависит от уровня клиники. Еще один аргумент за то, чтобы отложить до 30», — добавляет Ася. Про свой опыт стимуляции Ася рассказывает восторженно: «Мне понравилось, интересные психоактивные эффекты. Такой тест-драйв беременности. Чувствуешь себя сосудом, в котором растет целая куча новой жизни. Внезапно пугаешься, когда надо из электрички перешагнуть на платформу над пропастью! А вдруг туда упадешь, и деточки твои погибнут? Замораживаешь, чтобы родить в 40, а потом внезапно дозреваешь уже в 35. Но тут невозможно было предсказать пандемию, которая заблокировала мне многие образовательные возможности. А с другой стороны, финансово-карьерная ситуация сложилась благоприятным образом раньше, чем я ожидала. Потом опять безнадежно испортилась, но в феврале 2022 года я уже была беременна. Не жалею ни об этом, ни о заморозке». Гарантийный талон Увы, его не существует. Хотя репродуктологи, как кажется со стороны, творят чудеса, они не боги. Асе Казанцевой повезло, у нее прижился первый подсаженный эмбрион.
Они похожи, но не совсем. Как определяют вид моногамный, полигамный, гаремный или промискуитетный — в том числе, по размеру и внешнему виду самцов и самок. У всех млекопитающих и у птиц, самцы и самки выглядят примерно одинаково. У них схожие размеры, строение тела. Например, у гиббонов, там практически один в один. А вот у горилл, у которых гарем, у них гигантский самец и скромных размеров самки. А у шимпанзе, практикующих промискуитет, у них самцы больше и сильнее, но не настолько как у горилл. И по размерам мы ближе к гориллам. Наши мужчины обычно сильно визуально отличаются от женщин. Хотя мы очень изменчивый, полиморфный вид, и у нас возможны любые варианты. У нас есть огромные женщины-викинги и миниатюрные мужчины, и они дают нормальное потомство. Но он сменился моногамией, которая на данный момент является наиболее популярной и успешной, наиболее приемлемой стратегией, хотя со своими оговорками. Когда спрашивают какая форма брака для человека будет нормальной, то ответ будет «серийная» или как ее называют «сериальная» моногамия, когда мы поддерживает моногамные отношения, но не долго, это череда моногамных отношений продолжительностью около 3-5 лет. Это как раз то время, в которое можно завести ребенка и дорастить его до минимального возраста, когда его можно оставлять с одним родителем, который пустится на поиски следующего партнера. И это такая наиболее употребительная брачная форма. Все как бы моногамны, но редко кто остается в рамках одного брака. Первый брак у нас такой учебный, чтобы подойти ко второму как следует. Даже у наших ближайших родственников, у гимпанзе и бонобо, которые могут спариваться с кем-угодно и никто их за это не осудит, тем не менее у них есть парные отношения, есть ревность. Это не всегда бывает, но бывает, что самец и самка в группе выбирают друг друга и ни на кого больше смотреть не хотят. И если вдруг эти отношения распадаются, то эмоциональная реакция у них такая же как и у людей, они впадают в депрессию, в горе. Горе это цена за способность испытывать любовь. Большая часть птиц придерживаются именно моногамных отношений, но социальная моногамия, устойчивое ведение хозяйства и совместное воспитание детей не подразумевает сексуальную моногамность, и они часто спариваются с разными другими птицами, но это носит не характер отношений как у приматов, а просто как секундные пары. Делается это, чтобы разнообразить генофонд. Все хорошо, когда вы с партнером всю жизнь, вы уже все знаете, но есть один минус — у вас нет генетического разнообразия. Хорошо если вы идеально друг другу подходите в плане генов, а если нет? Социальная верность это одно, а сексуальная — это другое. Птицы не то, чтоб это понимали, но эволюция подтолкнула их к тому, что это им выгодно. Поэтому говорить, что «лебединая верность» это пример можно, но с оговорками. Единственный пример, кроме как у ротовых удильщиков, когда самец прирастает к самке ротовой полостью, или у богомолов, у развитых млекопитающих это прерийные полевки. У самцов так устроены рецепторы, что верность на всю жизнь у самцов. Так устроено, что после первого же полового акта с самкой, все остальные самки потом у самцов вызывают исключительно агрессивные порывы, раздражают их. А первая самка становится единственной. Могу только предполагать, что он расстраивается. А у животных бывает ли наоборот, что самочки строят гнезда, а потом соревнуются перед самцами у кого гнездо теплее? Самцы строят гнездо, а самки за ними ухаживают, потому что они хотят заполучить это гнездо у самца, который будет выращивать их детей. Это опять же у птиц. Им не нужно выкармливать детенышей молоком, поэтому они свободны в плане брачных вариантов. В Австралии выдела сцену, когда самец икана, это такие болотные птички, у которых долинные пальцы, выращивал приемного детеныша от самки, у которой было несколько самцов. Чем мощнее самка, тем с большим количеством самцов она может быть, а потом самцы выращивают детенышей.
Ася Казанцева и её щекотливая тема детского секса
Во-вторых, в любом случае они смотрят на корреляцию, а не на причинно-следственную связь. То есть даже если мы выяснили, что у людей, изучивших иностранный язык, какая-нибудь зона коры развита лучше, чем у тех, кто его не знает, мы все равно не можем сказать, почему так, связаны ли вообще эти вещи. По-хорошему нужно проводить эксперименты, то есть сначала брать людей, делать им МРТ, а потом заставлять учить язык, смотреть, что изменилось, и сравнивать с контрольной группой. Такие исследования тоже есть, хотя их мало, конечно, — намного труднее организовать. Но и они позволяют предположить, что да, учить языки полезно, что от этого растут новые нейронные связи, которые улучшают нашу способность обрабатывать информацию. Собственно, это вообще один из самых приятных выводов в современной нейробиологии. Есть много исследований про людей, которые осваивают самые разные навыки, и действительно у них утолщается кора головного мозга в тех или иных областях. Это самое прекрасное, потому что это объясняет, зачем мы все это делаем. Смысл моей работы в том, чтобы стимулировать рост нейронных связей не только у себя, но и окружающих.
Есть исследование, которое показало, что люди на другом языке думают более рационально — если им предлагают решать моральные дилеммы, они начинают там смотреть только на абсолютную пользу, без учета эмоциональных тонкостей, причем этот эффект выражен тем сильнее, чем хуже человек знает язык, на котором описана дилемма. По-видимому, столько сил уходит на само понимание задачи, что на душевные терзания ресурса уже не остается. Это полезный прикладной способ использования английского. Например, на нем можно выяснять отношения с мужем. Обычно в пример приводят как раз языки, но с ними на самом деле картина немного сложнее. У маленьких детей действительно есть сенситивный период, когда они настроены на овладение языком: ребенок впитывает его, ему не надо специально запоминать лексику, грамматику — он ее вычленяет автоматически из того, что происходит вокруг. Есть такое понятие в освоении языков младенцами — statistical learning статистическое обучение. Мозг ребенка, как компьютер, статистически обрабатывает то, какие звуки встречаются чаще, какие реже, какие слоги идут вместе, где границы между словами.
Это дико эффективный процесс, который активно изучается и способность к которому, к сожалению, полностью теряется с возрастом. Если ребенок-маугли не научился говорить к моменту полового созревания, то он уже никогда не сможет это наверстать. Но для того чтобы пользоваться этой волшебной способностью, нужно жить в языковой среде, взаимодействовать с языком разными способами и каждый день. А вот если мы говорим про обычное изучение иностранного языка, в классе два раза в неделю, для этого нужны уже совсем другие механизмы — внутренняя мотивация, способность к пониманию и заучиванию логических схем. И здесь как раз действует обратная закономерность: оказывается, что, за исключением некоторых отдельных аспектов типа фонетики, подростки учат язык в классе быстрее и лучше, чем младшие школьники, а взрослые — лучше, чем подростки. Просто потому, что нужны логические и аналитические способности, а они как раз развиваются с возрастом. Пожилой человек, разумеется, может освоить любую технику. Моя бабушка в 80 лет начала пользоваться планшетом, смотрит уроки английского, шлет мне письма на английском.
Ей действительно приходится для этого прилагать интеллектуальные усилия, в то время как у ребенка это получилось бы автоматически. Конечно, в детстве приходится прилагать гораздо меньше усилий, чтобы осваивать новое. Мы в принципе рождаемся с готовностью и потребностью адаптироваться к среде, которая есть вокруг нас. И в этом отношении, конечно, важно, в какую среду мы попали, чего она от нас требует. Очень хорошо, если ребенок сталкивается с большим потоком информации и привыкает, что здесь принято быть умным. Потому что ему гораздо проще делать это в детстве, чем догонять в 20 или 30 лет. Мы не рождены равными — В нейробиологии есть не только хорошие новости, но и плохие. Например, накапливается все больше данных о том, что способности к обучению все-таки в значительной мере предопределены генетически.
Конечно, любого здорового человека можно обучить чему угодно, но разным людям может требоваться драматически разное количество усилий для достижения одного и того же результата. Если люди учат линейную алгебру и им надо приводить матрицы к ступенчатому виду, кто-то с первого раза понимает, а кому-то для хорошего результата нужно решить сто упражнений. И такая же история со всем. Социальное неравенство, как и биологическое, — это тоже история не про безнадежность, а про количество усилий. Для меня очевидно, что социальные лифты существуют и развиты достаточно хорошо. Я постоянно наблюдала раньше на биофаке и в магистратуре сейчас наблюдаю людей, которые пришли из очень неблагополучных семей. С помощью своего упорства, усилий и интеллекта они получат блестящее образование.
Вот тогда-то Николай и разглядел в Асе свою будущую супругу. Пара наконец-таки поженилась. Ковшов, как и супруга, страстно увлечен наукой. Является кандидатом физико-математических наук, занимается разработкой роботов, нередко принимает участие в научно-популярных проектах. Свободное время муж Аси посвящает чтению книг и занятиям спортом. Казанцева с мужем Николаем Между супругами всегда остро стоял вопрос о рождении детей. Николай всегда хотел иметь ребенка, а Ася долгое время занимала позицию «чайлд-фри», поскольку для нее всегда на первом месте стояла учеба, карьера и работа. Муж всегда с уважением и пониманием относился к саморазвитию жены, но все же с нетерпением ждал наследника. В своей книге «Откуда берутся дети? Казанцева долгое время позиционировала себя как женщина «чайлд-фри» Дочь Рождение ребенка все откладывалось на потом: то квартира была не подходящая, то денег не хватало. В итоге, когда все обстоятельства сложились наилучшим образом, Ася получила приглашение на учебу в Англию.
Дорогое отечество много делает, особенно в последние годы, чтобы мы все поломались, но время всегда на стороне живых. И мы еще будем счастливы, и у нас еще будет жизнь», — заканчивается пост Казанцевой. В декабре журналистка подверглась травле со стороны депутата Госдумы Андрея Лугового и провластных активистов. Луговой выложил ее личные данные из бота «Глаз Бога» — в частности, в его посте были личный номер телефона Казанцевой и адреса квартир.
Успех легкой литературы, музыки и кино отчасти связан с этим, но, кроме того, вся эта масскультура снижает уровень стресса. Когда вы читаете серийную литературу, например Макса Фрая, Донцову или Акунина, вы взаимодействуете с персонажами, у которых все понятно и вам уже знакомо. Вообще, в психологии очень важное место занимает концепция когнитивной легкости: нам очень нравится знакомое. Когда мы попадаем в окружение знакомого, нам приятно, мы чувствуем себя в безопасности. Это и у животных есть. Ведь раз оно знакомое, значит, в прошлый раз оно нас не съело! Существует довольно большая разница между настоящими билингвами — теми, кто в детстве впитал два языка, как губка, — и теми, кто выучил язык, будучи взрослым. Похоже, что когда ребенок учит два языка одновременно, то они оба укладываются в уже существующие нейронные сети. Заметных анатомических отличий между его мозгом и мозгом человека, который знает один язык, в большинстве исследований обнаружить не удается. А вот если человек учит язык во взрослом возрасте, там идет уже более аналитический процесс. Это очень интенсивная умственная работа. И там, похоже, идет развитие нейронных структур. Но с любыми данными, полученными с помощью томографических исследований, есть пара серьезных проблем. Во-первых, ученые работают с маленькими выборками, а индивидуальные отличия в мозге довольно велики. Во-вторых, в любом случае они смотрят на корреляцию, а не на причинно-следственную связь. То есть даже если мы выяснили, что у людей, изучивших иностранный язык, какая-нибудь зона коры развита лучше, чем у тех, кто его не знает, мы все равно не можем сказать, почему так, связаны ли вообще эти вещи. По-хорошему нужно проводить эксперименты, то есть сначала брать людей, делать им МРТ, а потом заставлять учить язык, смотреть, что изменилось, и сравнивать с контрольной группой. Такие исследования тоже есть, хотя их мало, конечно, — намного труднее организовать. Но и они позволяют предположить, что да, учить языки полезно, что от этого растут новые нейронные связи, которые улучшают нашу способность обрабатывать информацию. Собственно, это вообще один из самых приятных выводов в современной нейробиологии. Есть много исследований про людей, которые осваивают самые разные навыки, и действительно у них утолщается кора головного мозга в тех или иных областях. Это самое прекрасное, потому что это объясняет, зачем мы все это делаем. Смысл моей работы в том, чтобы стимулировать рост нейронных связей не только у себя, но и окружающих. Есть исследование, которое показало, что люди на другом языке думают более рационально — если им предлагают решать моральные дилеммы, они начинают там смотреть только на абсолютную пользу, без учета эмоциональных тонкостей, причем этот эффект выражен тем сильнее, чем хуже человек знает язык, на котором описана дилемма. По-видимому, столько сил уходит на само понимание задачи, что на душевные терзания ресурса уже не остается. Это полезный прикладной способ использования английского. Например, на нем можно выяснять отношения с мужем. Обычно в пример приводят как раз языки, но с ними на самом деле картина немного сложнее. У маленьких детей действительно есть сенситивный период, когда они настроены на овладение языком: ребенок впитывает его, ему не надо специально запоминать лексику, грамматику — он ее вычленяет автоматически из того, что происходит вокруг. Есть такое понятие в освоении языков младенцами — statistical learning статистическое обучение. Мозг ребенка, как компьютер, статистически обрабатывает то, какие звуки встречаются чаще, какие реже, какие слоги идут вместе, где границы между словами. Это дико эффективный процесс, который активно изучается и способность к которому, к сожалению, полностью теряется с возрастом. Если ребенок-маугли не научился говорить к моменту полового созревания, то он уже никогда не сможет это наверстать. Но для того чтобы пользоваться этой волшебной способностью, нужно жить в языковой среде, взаимодействовать с языком разными способами и каждый день. А вот если мы говорим про обычное изучение иностранного языка, в классе два раза в неделю, для этого нужны уже совсем другие механизмы — внутренняя мотивация, способность к пониманию и заучиванию логических схем. И здесь как раз действует обратная закономерность: оказывается, что, за исключением некоторых отдельных аспектов типа фонетики, подростки учат язык в классе быстрее и лучше, чем младшие школьники, а взрослые — лучше, чем подростки. Просто потому, что нужны логические и аналитические способности, а они как раз развиваются с возрастом. Пожилой человек, разумеется, может освоить любую технику. Моя бабушка в 80 лет начала пользоваться планшетом, смотрит уроки английского, шлет мне письма на английском. Ей действительно приходится для этого прилагать интеллектуальные усилия, в то время как у ребенка это получилось бы автоматически.
Беременность от бывшего мужа и покупка квартиры без официальной работы: Ася Казанцева про баланс
Во-первых, Ася Казанцева это не какой-то явный фрик, которого можно запросто поймать на грубых ошибках. По умолчанию все люди в эмбриогенезе развиваются как женщины, именно поэтому у мужчин есть соски, они закладываются еще до того момента, когда пути развития мальчиков и девочек расходятся, — объясняет Ася Казанцева. Ася Казанцева, научный журналист и популяризатор науки, приехала в Петербург, чтобы прочитать лекцию о природе человеческого счастья. Ася Казанцева о мозге, браке и панике. В субботу в Минск приезжала писательница, журналистка и популяризатор науки Ася Казанцева. При этом Казанцева* сама заявляла, что до 36 лет не хотела иметь детей: она заморозила свои яйцеклетки и эмбрионы с бывшим мужем (уже после развода с ним) и в результате сделала ЭКО. В субботу 10 октября в Доме Культуры “Ясная Поляна” выступила научный журналист Ася Казанцева с лекцией о различиях мужчин и женщин.