С 1 марта 2023 года вступил в силу федеральный закон от 14.07.2022 № 248-ФЗ «О побочных продуктах животноводства и о внесении изменений. Главная «миссия» нового закона – разрешить вывести помет и навоз из-под действия федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об отходах производства и потребления». Президент России Владимир Путин подписал закон, который вводит в стране штрафы за определенные действия с побочными продуктами животноводства – с навозом. Данным законом вносятся изменения в часть 2 статьи 8.6 КоАП РФ, устанавливающие административную ответственность за уничтожение плодородного слоя почвы, а также порчу земель в результате нарушения требований к обращению ППЖ при их использовании. В России с 1 июля вступил в действие закон «о навозе».
Новый закон о балбахах вступает в силу с 1 марта
Приказом Минсельхоза России установлен порядок, сроки и форма подачи такого уведомления. Предусмотрены разные способы уведомления, включая почтовое и личное. Электронная форма уведомления будет разработана к 1 марта 2024 года. Уведомлять надо будет ежегодно, до 1 января предстоящего года.
Соответственно, на 2024 год надо будет подать уведомление до 31 декабря 2023 года. А уведомление на текущий год надо подать до 1 мая 2023 года, потому что этот год переходный в реализации нового закона. Никто не отменял действующий режим в рамках законодательства о техническом регулировании, можно работать по нему.
Для этого необходимо разработать стандарт организации или технические условия, разработать технологический регламент и проводить оценку соответствия продукта на требования, установленные в технической документации. Однако, как показала правоприменительная практика, есть риски разночтений со стороны контрольно-надзорных органов. Еще один статус — можно сразу признать навоз и помет отходами и работать с ними как с отходами, то есть оформить лицензию на обращение с такими отходами, вносить установленную плату за негативное воздействие на окружающую среду при их размещении и выполнять иные требования, установленные в отношении отходов.
Но там другие требования и другие риски. Выбор есть. Важно, что именно закон о побочных продуктах животноводства учитывает специфику сельского хозяйства.
Что еще немаловажно, это работа с Россельхознадзором, который уже сегодня контролирует содержание животных с точки зрения ветеринарии, использование удобрений на землях сельхозназначения, поэтому очевидно, что надзор за побочными продуктами животноводства должен быть в руках этого ведомства. На официальном сайте Россельхознадзора размещены все нормативные акты и закон, а также пояснения Минсельхоза России о реализации требований к обращению побочных продуктов животноводства. Какие технологии и методы переработки существуют?
Рассмотрим некоторые моменты: какие требования предъявляет новый закон к животноводам, куда сообщить, что навоз и помет — это побочные продукты животноводства и коснется ли новый документ деятельности личных подсобных хозяйств ЛПХ? В случае, если животновод решил, что навоз и помет — это побочные продукты животноводства, он в соответствии с законом уведомляет Россельхознадзор о принятом решении. Приказом Минсельхоза России установлен порядок, сроки и форма подачи такого уведомления. Предусмотрены разные способы уведомления, включая почтовое и личное. Уведомлять надо будет ежегодно, до 1 января предстоящего года. Соответственно, на 2024 год надо будет подать уведомление до 31 декабря 2023 года. Животновод может также признать навоз и помет отходами и работать с ними как с отходами, то есть оформить лицензию на обращение с такими отходами, вносить установленную плату за негативное воздействие на окружающую среду при их размещении и выполнять иные требования, установленные в отношении отходов.
Так, требования не распространяются на случаи содержания животных в условиях круглогодичного или сезонного пастбищного содержания. Также эксперт уточнил, что законодательство допускает несколько статусов в отношении навоза и помета. Никто не отменял действующий режим в рамках законодательства о техническом регулировании, поэтому можно работать по нему.
Для этого необходимо разработать стандарт организации или технические условия, разработать технологический регламент и проводить оценку соответствия продукта на требования, установленные в технической документации. Однако, как дополнил эксперт, правоприменительная практика показала, что есть риски разночтений со стороны контрольно-надзорных органов. Еще один статус — можно сразу признать навоз и помет отходами и работать с ними как с отходами, то есть оформить лицензию на обращение, вносить установленную плату за негативное воздействие на окружающую среду при их размещении и выполнять иные требования, установленные в отношении отходов. Таким образом, какой бы способ животновод ни выбрал, он должен достичь этих показателей безопасности. Чтобы подтвердить соответствие показателям безопасности, нужно провести исследования в аккредитованной лаборатории и запротоколировать их. Причем это необходимо сделать до внесения веществ в почву, — пояснил эксперт. Требования к местам хранения ППЖ установлены подзаконными актами, согласно которым площадки могут быть, например, бетонированными, выполнены из герметично сваренных пленочных материалов, также это может быть площадка с глиняной подушкой толщиной не менее 20 см. Важно защитить окружающую среду, водоемы от попадания в них загрязняющих веществ. За неправильное обращение с навозом фермерам будет грозить штраф 16 февраля 2023 года Госдума принял а в первом чтении законопроект, предусматривающий для юридических лиц максимальные штрафы до 450 тыс. Как сказано в документе, несоблюдение требований к обращению ППЖ при хранении, транспортировании, обработке, переработке и реализации влечет наложение административного штрафа на должностных лиц — от 30 тыс.
Или административное приостановление предпринимательской и юридической деятельности на срок до 90 дней. Повторное правонарушение в течение года грозит штрафами для должностных лиц — от 40 до 50 тыс.
Если коротко, до принятия этого закона навоз, помет и другие органические удобрения относились к категории отходов третьего или четвертого класса. Для того чтобы все эти массы хранить, перевозить, обрабатывать и утилизировать, аграриям требовалась соответствующая лицензия. А контролировал все это Росприроднадзор, который нещадно штрафовал фермеров — как совсем маленьких на сотни тысяч рублей, так и крупных на миллиарды рублей — за то, что они, по версии ведомства, не так обращались с отходами. Позднее депутаты внесли ясность: навоз не отходы, а ценное удобрение.
Более того, за ним закрепили право собственности, регулятором назначили Россельхознадзор. То есть сделали большой шаг навстречу аграриям. Но теперь уже официально ценное удобрение тоже нужно правильно хранить. Требования сформулированы четко, нарушать их нельзя, рассказывает один из соавторов закона, глава бюджетного комитета Совета Федерации, экс-губернатор Калужской области Анатолий Артамонов: Анатолий Артамонов глава комитета СФ по бюджету и финансовым рынкам, экс-губернатор Калужской области «Это не означает, что крестьяне уходят от ответственности, что они могут разбрасывать навоз где угодно, что это все потечет в речки и будет наноситься вред рыбам и другим обитателям водоемов. Ни в коем случае. За это будет наказывать Россельхознадзор.
И прокуратора тоже никуда не уходит». Но фермеры все равно остались недовольны.
Теперь это закон. Россиян все же будут штрафовать за навоз
Площадки с боковых сторон должны иметь бортики и канавки для стока избыточной влаги, их переполнение не допускается. При условиях круглогодичного или сезонного пастбищного содержания хранение побочных продуктов животноводства на период пастбищного содержания не осуществляется. Допускается временное размещение на период внесения побочных продуктов животноводства в почву не более 5 месяцев в буртах на землях сельскохозяйственного назначения, размещенных за пределами границ водоохранных зон водных объектов, зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, на верхнем плодородном слое почвы без его снятия, без соблюдения гидроизоляции. Обработка и переработка должны осуществляться способами, предотвращающими загрязнение окружающей среды и только на специализированных площадках.
Способы обработки и переработки: накопление и выдерживание стоков или осветленных фракций на специализированных площадках; компостирование твердых фракций, в том числе в виде глубокой несменяемой подстилки; переработка с применением химических или биологических препаратов на специализированных площадках. Побочные продукты не должны содержать патогенные и болезнетворные микроорганизмы и паразитов, а содержание токсичных элементов и пестицидов не должно превышать нормативы. Соблюдение требований по содержанию патогенов, паразитов и токсичных элементов должны подтверждаться лабораторными анализами.
На каждую партию навоза необходимо заводить журнал для фиксации требуемых данных. Из каждой партии отбираются образцы для лабораторных исследований. Полученные результаты обязательно должны соответствовать норме.
Практика сельхозпроизводства такова, что срок переработки зависит от сезонных факторов, поскольку удобрения в почву вносятся 2 раза в год: весной и осенью. Обычно компостирование длится около 5—6 месяцев. Кто-то выбирает более быстрый способ. Тогда используется специальная техника и оборудование. За счет перемешивания происходит ускорение процесса компостирования, и срок переработки сокращается до 1,5—2 месяцев. Но самое главное — изготовитель должен подтвердить, что его продукт готов для внесения, проверив его в лаборатории на показатели, которые установлены в подзаконных актах.
Технологию и сроки переработки навоза нужно отразить в технических условиях, утверждаемых на предприятии. Каких-либо согласований для этих ТУ - при условии, что они не противоречат требованиям закона - не нужно. Как перерабатывать? К ним относится и выдерживание, и компостирование, и переработка с применением специальных препаратов. Способ переработки для себя определяет каждый владелец животных самостоятельно. В нормативном регулировании установлены показатели безопасности к переработанному продукту.
Главное - исключить превышение по тяжелым металлам и патогенной микрофлоре. Таким образом, какой бы способ животновод ни выбрал, он должен достичь этих показателей безопасности. Чтобы подтвердить соответствие показателям безопасности, нужно провести исследования в аккредитованной лаборатории и запротоколировать их. Причем это необходимо сделать до внесения веществ в почву. Какие штрафы? Несоблюдение требований к обращению ППЖ при хранении, транспортировании, обработке, переработке и реализации повлечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от 30 тыс.
Или административное приостановление предпринимательской и юридической деятельности на срок до 90 дней. Повторное правонарушение в течение года грозит штрафами для должностных лиц — от 40 до 50 тыс. Где брать информацию?
А пути доставки отходов жизнедеятельности на площадки не должны пересекаться с дорогами для доставки кормов и перемещения самих животных например, можно оборудовать специальный подземный трубопровод. Птицеводам и других сельхозпроизводителям, которые не хранят и не используют навоз в силу особенностей технологического процесса, площадки под него строить не надо.
Для того, чтобы вносить подготовленный навоз в почву, необходимо провести его исследование на предмет отсутствия патогенов и токсичных элементов то есть, сдать анализы. Эксперты оценивают их стоимость на уровне 5 тыс. В 2023 году штрафовать сельхозтоваропроизводителей не будут. В случае выявления нарушения проверяющие ограничатся разъяснением. Но с начала 2024 года полноценно заработает система штрафов.
Главное, чтобы эксплуатация такой площадки не приводила к загрязнению окружающей среды, в том числе попаданию загрязняющих веществ в водоносный горизонт. Естественно, переполнение не допускается. К оборудованию специализированных площадок не установлены технические требования. Также необходимо отметить, что закон не распространяется на личные подсобные хозяйства, а только распространяется на правоотношения по обращению с навозом и пометом, которые возникают у юридических лиц, индивидуальных предпринимателей ИП и крестьянско-фермерских хозяйств КФХ. Требования закона не распространяются на случаи содержания животных в условиях круглогодичного или сезонного пастбищного содержания. Проблема обращения навоза и помета, решаемая законом, стоит только перед хозяйствами, где концентрируются, собираются и перерабатываются побочные продукты животноводства.
Совет Федерации займется «законом о навозе». «Необходимо определить, как с ним обращаться»
Если животновод решил, что побочные продукты животноводства пойдут на переработку, он должен будет вести журнал учета. За этим станет следить Россельхознадзор: сколько у владельца скота появилось в производстве побочных продуктов животноводства и сколько он потом переработал. Ведь в нынешней ситуации контролирующие органы а это в основном одна организация — Росприроднадзор налагали штрафы признавая навоз и помет отходами. Алексей Майоров обратил внимание, что еще на стадии законопроекта было много противников документа.
Так, был случай, когда рецинклинговая компания выставила счет нашему фермеру почти на полмиллиона рублей за то, что тот 2 месяца якобы вывозил навоз как отходы. Закон, на мой взгляд, облегчит деятельность крестьян. Вместе с тем разработаны и правила обращения с отходами, начиная с малых хозяйств от 50 голов.
При этом хранение отходов до их обработки разрешено только на специализированных площадках. Не допускается загрязнение окружающей среды, в том числе почвы, водоемов и лесов. Хозяйствующие субъекты самостоятельно решают, относить ли вещества, образующиеся при содержании животных, к побочным продуктам животноводства. И сами подают данные в Россельхознадзор. Если во время проверки выявятся нарушения требований по обращению с навозом и пометом, то штрафы за негативное воздействие на окружающую среду неизбежны.
В первую очередь речь идет о нарушениях обращения хранение, обработка, переработка побочных продуктов животноводства вне специально оборудованных сооружений. Реклама Реклама. Не допускается наличие в обработанных и переработанных ППЖ патогенных и болезнетворных микроорганизмов и паразитов. Содержание токсичных элементов, пестицидов в обработанных и переработанных побочных отходах животноводства не должно превышать нормативы, указанные в приложении к требованиям к обращению ППЖ, утвержденных правительства РФ постановление от 31 октября 2022 г.
N 1940 «Об утверждении требований к обращению побочных продуктов животноводства». Реклама Реклама Реклама. Рекламодатель ООО "Эдельвейс" edlw. Нарушением является хранение, обработка, переработка побочных продуктов животноводства вместе с хозяйственно-бытовыми, производственными и смешанными сточными водами, в том числе сточными водами от населенных пунктов в случае их поступления на объект содержания сельскохозяйственных животных , и или необеспечение предотвращения попадания загрязняющих веществ в водоносный горизонт. Также нельзя осуществлять транспортировку ППЖ с применением гидромеханического оборудования шланговых, оросительных систем , не обеспечивающего предотвращения загрязнения среды обитания человека, окружающей среды и компонентов природной среды, в том числе почв, водных объектов, лесов. Новый закон позволяет разделить понятия «отходы» и «побочные продукты животноводства». Теперь навоз и помет могут быть как отходами, так и продуктами При выявлении в рамках государственного контроля хотя бы одного из перечисленных нарушений побочные продукты животноводства признаются отходами. В случае, если побочные продукты животноводства были признаны отходами, компания должна будет исчислить и внести плату за негативное воздействие на окружающую среду. Сделать это нужно будет с учетом следующих особенностей: плата за негативное воздействие на окружающую среду вносится по месту выявления нарушений; платежной базой для исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду является объем или масса побочных продуктов животноводства, признанных отходами; размер платы за негативное воздействие на окружающую среду исчисляется в порядке, установленном п.
Есть вопросы Новым законом и подзаконными актами к нему установлены требования к обращению побочных продуктов животноводства, которые являются основными документами для контролирующих органов и агропредприятий, и в соответствии с которыми будет организована работа с ППЖ.
И говорит он вовсе не о том, что продавать навоз запрещено. Во-первых, касается он только фермерских хозяйств и сельхозпредприятий, которые производят мясо и молоко, а не владельцев личных подсобных хозяйств и садовых участков. Во-вторых, закон говорит о том, что отныне фермеры и предприятия смогут самостоятельно решать, что относить к побочным продуктам животноводства ППЖ , а что - к отходам производства. В принципе, это одно и то же: навоз, помёт, подстилки животных, сточные воды и иже с ними. ППЖ должны храниться на специально оборудованных площадках, где они постепенно будут превращаться в органическое удобрение, а отходы - это просто куча, загрязняющая окружающую среду. На реализацию ППЖ после соответствующей заявки Россельхознадзор дает разрешение на использование в том числе и продажу , а за отходы - выписывает штрафы. В-третьих, прежде, чем использовать продукт животноводства как удобрение как на своей земле, так и при продаже , необходимо получить справку из аккредитованной лаборатории, что нет в этой органике ни патогенных организмов, ни тяжелых металлов. А для отходов - и так сойдет.
Путин утвердил штрафы до 600 тысяч рублей за неправильное обращение с навозом
Если же неправильное обращение с навозом и пометом навредило здоровью людей или природе, а также повлекло эпидемию или эпизоотию, санкции ужесточаются до 50—60, 80—90 и 500—600 тысяч рублей. Он подчеркнул, что законопроект "о навозе" не предполагает снижения уровня защиты окружающей среды. Президент России Владимир Путин утвердил закон, который вводит штрафы в размере до 600 тысяч рублей за неправильное обращение с побочными продуктами животноводства, в том числе навозом, в том случае, если это привело к возникновению эпидемии.
Госдума рассматривает законопроект о штрафах за неправильное обращение с навозом
- «Закон о навозе»: Вся Россия вляпается по самые помидоры
- В России появится штраф за неправильное обращение с навозом, повлекшее эпидемии
- Рекомендуемые товары
- Путин взялся за дачников: за навоз на вашем участке будут серьезно штрафовать, закон подписан
Закон о навозе 2023 года
Закон, устанавливающий штрафы за неправильное обращение с навозом, подписан президентом России Владимиром Путиным. -Из закона следует, что свежий навоз или подстилку на почву вносить нельзя, как запрещено и их вывоз на поля. Законом была решена многолетняя проблема, которая не позволяла однозначно определять, к какой сфере законодательства относить навоз или помет. Новый законопроект будет регулировать обращение с навозом Фото: Александр Елизаров © В России с 1 июля вступил в действие закон «о навозе». -Из закона следует, что свежий навоз или подстилку на почву вносить нельзя, как запрещено и их вывоз на поля.
Легализация навоза: куда девать отходы с фермы, не нарушая закон
В частности, этот закон запрещает использование навоза без лицензии. Он предписывал всем юрлицам и индивидуальным предпринимателям до 1 июля 2016 года сертифицировать деятельность по сбору, обработке, транспортировке и утилизации отходов 1-4 классов опасности. ГОСТ отнес навоз к отходам 3-го умеренно опасные и 4-го малоопасные класса. Отсутствие лицензий на обращение с навозом карается штрафом до 250 тыс.
Нарушение требований к обращению навоза и помета будет фиксировать Россельхознадзор. Побочные продукты будут считаться отходами, если фермеры не будут исполнять требования к хранению, обработке, переработке, транспортировке и продаже навоза. Осенью 2022 года Минсельхоз России утвердил порядок направления уведомления об отнесении веществ к побочным продуктам животноводства. Согласно приказу ведомства уведомление об отнесении веществ к побочным продуктам животноводства может направить в территориальное управление Россельхознадзора юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, крестьянское хозяйство без образования юрлица. Уведомления сахалинских фермеров принимают в Приморском межрегиональном управлении федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору.
Что нужно указывать в уведомлении: -объем побочных продуктов животноводства -планируемые сроки их использования -планируемые сроки передачи продуктов другому хозяйству. Уведомление можно доставить лично, отправить по почте 690034, Приморский край, г.
Также площадка для хранения отходов может иметь глиняную подушку толщиной не менее 20 см.
В целом на создание площадок для хранения побочных продуктов животноводства в Новосибирской области потребуется суммарно 14 млрд руб. По убеждению депутатов Новосибирской области, до момента принятия данных изменений нужно ввести мораторий на административные взыскания за неисполнение законодательно установленных требований. Глава Чикской птицефабрики Андрей Биль также считает, что закон требует доработки.
Если по ним ударить требованиями закона, то им станет совсем тяжело», — сказал птицевод. Заксобрание Новосибирской области направило письма первому зампредседателя Совфеда Андрею Турчаку, на сессии в конце марта новосибирские депутаты единогласно поддержали обращение к председателю Правительства Михаилу Мишустину. Фото: AP Ответственность Новый закон налагает ответственность за нарушение порядка обращения с ППЖ в виде отнесения их к отходам, их перечень установлен отдельным распоряжением.
В свою очередь, нарушения правил обращения с отходами подпадает под действие другого ФЗ «Об отходах производства и потребления», которым предусмотрена гражданская, административная и уголовная ответственность. Нарушением будет считаться, например, если аграрий разместит на полях непереработанный навоз, который содержит вредные бактерии, патогены. При этом, как отмечает Александр Тепляков, четких критериев оценки вреда почве и воде сейчас нет.
Судебные тяжбы об ущербе Такая же проблема характерна и для судебных процессов между ведомствами и крупными агропредприятиями. Так, ущерб за негативное воздействие на окружающую среду птицефабрикой «Евсинской» прокуратура определила в 1,23 млрд руб, а Искитимский районный суд отказал во взыскании этой суммы, удовлетворившись проведенными птицефабрикой восстановительными мероприятиями и наложенными штрафами.
Вместо это контроль за держателями лицензий, согласно пояснительной записке, примет следующие формы: в части утилизации отходов — будет проверяться выполнение нормативов утилизации, а также корректность данных по мощностям объектов утилизации; в части размещения отходов — будет проверяться ограничение данной деятельности после истечения срока эксплуатации объекта размещения отходов. Законопроект должен вступить в силу 1 марта 2025 г. Компаниям, получившим лицензию до этой даты, придется пройти процедуру подтверждения соответствия лицензионным требованиям по истечении трех лет с даты выдачи лицензии или последнего планового КНМ, но не ранее 1 сентября 2025 года.
Необходимость принятия законопроекта обосновывается тем, что количество выданных лицензий на обращение с отходами значительно, а при проведении КНМ Росприроднадзор в большинстве случаев выявляет отсутствие необходимых для обращения с отходами зданий, строений, сооружений и помещений, а также транспортных средств, оборудования и работников, которые были заявлены соискателем лицензии при получении лицензии. По сути, законопроект предоставляет Росприроднадзору новые возможности для контроля за обладателями лицензий на обращение с отходами, что позволит ему не соблюдать требования, установленные для проведения плановых КНМ. Необходимо при этом отметить, что в 2023 г. Однако после прекращения действия указанного моратория Росприроднадзор сможет проводить как плановые КНМ, так и регулярные подтверждения соответствия обладателей лицензий лицензионным требованиям, что усилит административную нагрузку на бизнес. Поэтому обладателям лицензий на обращение с отходами рекомендуется наблюдать за судьбой указанного законопроекта.
Экологический монторинг Законопроект об экологическом мониторинге рекомендовано рассмотреть в первом чтении 17 января 2023 г. Законопроект предусматривает создание к февралю 2025 г. Вместе с тем к документу был высказан ряд замечаний, которые необходимо будет учесть при его рассмотрении.
Госдума приняла закон об обращении с навозом
-Нет, закон не распространяется на личные подсобные хозяйства, потому что проблема, на решение которой направлен новый закон, распространяется на правоотношения по обращению с навозом и пометом, которые возникают у юридических лиц. В Совете Федерации РФ планируют заняться разработкой отдельного закона о навозе. Комитет по бюджету Совета Федерации РФ займется разработкой закона, который будет регулировать обращение навоза в стране, пишет РИА Новости со ссылкой на пресс-службу комитета. Госдума во втором и третьем чтении приняла закон о регулировании отношений, которые возникают при обращении побочных продуктов животноводства. 22 апреля Владимир Путин подписал новый закон, согласно которому за неправильное использование навоза, создающее угрозу эпидемий, предусмотрены штрафы до 600 тысяч рублей. Несмотря на то, что навоз и помет – ценные органические удобрения, их неправильно использование может привести к серьезным экологическим проблемам: загрязнить воду, почву, воздух или даже привести к эпидемии.
Навоз предлагают считать товаром, а не отходами
Новый закон должен обеспечить экологическую безопасность и права граждан. Закон закрепляет понятия правообладателя навоза и единого регионального оператора навоза. Теперь правообладатель органического удобрения должен зарегистрировать соответствующий объект гражданских прав в государственной информационной системе, положение о которой должно быть принято правительством РФ.
В России ввели штраф за неправильное обращение с навозом Москва , 22 апреля, 2024, 17:02 — ИА Регнум. В России установили штрафы до 600 тыс. Соответствующий закон подписал 22 апреля президент России Владимир Путин. Александр Погожев ИА Регнум Согласно опубликованному на портале правовой информации закону, за несоблюдению требований при хранении, транспортировке, обработке, переработке, реализации навоза или помёта устанавливается соответствующий штраф. Так, за нарушение требований должностные лица заплатят штраф размером от 30 до 40 тыс.
Снижение содержания гумуса и элементов питания в почвах сельскохозяйственных угодий прослеживается почти в каждом регионе Российской Федерации. Дальнейшая потеря продуктивных почв неизбежно ослабит продовольственную безопасность. Вместе с тем ежегодно в результате деятельности животноводческих сельскохозяйственных организаций образуется более 300 млн т. Другие новости.
Качество сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения в Российской Федерации сегодня характеризуется активным развитием процессов деградации почв. Снижение содержания гумуса и элементов питания в почвах сельскохозяйственных угодий прослеживается почти в каждом регионе Российской Федерации.
Дальнейшая потеря продуктивных почв неизбежно ослабит продовольственную безопасность. Вместе с тем ежегодно в результате деятельности животноводческих сельскохозяйственных организаций образуется более 300 млн т.