сказал Крашенинников. Точное количество наблюдателей на каждых выборах определяется организаторами и зависит от нескольких факторов, включая величину выборочной группы и доступность для наблюдателей избирательных участков. Наблюдатели вправе присутствовать на избирательных участках с момента начала работы участковой избирательной комиссии в день (дни) голосования. Наблюдатель вправе: находиться в помещении для голосования соответствующего избирательного участка в день голосования.
Коротко о выборах
*Общественная палата Самарской области назначает наблюдателей в избирательные комиссии, расположенные на территории Самарской области. подсчетом голосов избирателей на избирательном участке на. Только два человека смогут находиться на одном избирательном участке в качестве наблюдателей от одной зарегистрированной на выборах партии, общественного объединения или независимого кандидата при голосовании на выборах или на референдуме. Наблюдатели будут работать на каждом избирательном участке столицы в дни выборов депутатов Госдумы, Мосгордумы и совета депутатов района Щукино с 17 по 19 сентября.
Фотофакт без помех. Число наблюдателей на избирательном участке ограничено до двух
На участках обычно находятся не более 10 наблюдателей. А зачем так много? Не каждый человек, который находится на избирательном участке в качестве наблюдателя, действительно исполняет функцию наблюдателя. Некоторые кандидаты просто назначают людей за деньги, которые не проходят должного обучения и не понимают, что происходит на участке. Их мотивация — получить 500—1000 рублей за присутствие. Бывают и такие «наблюдатели», которые занимаются противодействием тем реальным наблюдателям, которые стремятся выявить нарушения. За это платят? Наблюдение на выборах — волонтерская работа.
Те люди, которые сотрудничают с общественными организациями, обычно трудятся без финансовых вознаграждений. Но иногда штабы и кандидаты платят своим наблюдателям, если под это выделяется специальный бюджет. Это опасно? Когда независимый наблюдатель действительно сталкивается с серьезными нарушениями и начинает обращать на это внимание и вызывать полицию, то ему могут оказывать противодействие. Встречаются и случаи реального физического насилия в отношении наблюдателей. В 2015 году на выборах совета депутатов городского округа Балашиха в Московской области были избиты наблюдатели Дмитрий Нестеров и Станислав Поздняков, задержавшие женщину, пытавшуюся вбросить бюллетени в урну для голосования. Позднякову затем были вынуждены удалить селезенку из-за полученных при нападении травм.
В Краснодарском крае в 2013 году подрались наблюдатели и казаки. Случилось это на досрочных выборах мэра Анапы. Однако случаи реального насилия все же встречаются не очень часто. Обычно угрозы работают просто как способ запугивания наблюдателей.
Когда необходимо представить направление? Письменное направление может быть предъявлено в участковую избирательную комиссию в период с момента начала работы участковой избирательной комиссии в день голосования, в дни досрочного голосования и до получения сообщения о принятии вышестоящей избирательной комиссией протоколов об итогах голосования, а также при повторном подсчете голосов избирателей; в иную избирательную комиссию — с момента начала голосования на избирательных участках и до окончания работы по составлению протокола об итогах голосования, о результатах выборов, в том числе о результатах повторного подсчета голосов избирателей.
Кроме того, наблюдателю желательно иметь при себе нагрудный знак, форма которого утверждена ЦИК России в раздаточном материале. Что наблюдатель вправе делать? Наблюдатель не вправе: 1 выдавать избирателям избирательные бюллетени; 2 расписываться за избирателя, в том числе по его просьбе, в получении избирательного бюллетеня; 3 заполнять за избирателя, в том числе по его просьбе, избирательный бюллетень; 4 совершать действия, нарушающие тайну голосования; 5 принимать непосредственное участие в подсчете избирательных бюллетеней, проводимом членами избирательной комиссии с правом решающего голоса; 6 совершать действия, препятствующие работе избирательной комиссии; 7 проводить предвыборную агитацию среди избирателей; 8 участвовать в принятии решений избирательной комиссией. Указанные ограничения деятельности наблюдателей введены в законодательство далеко не случайно. Они являются первым барьером на пути недобросовестного наблюдателя, желающего нарушить закон, злоупотребить своим правом в избирательном процессе. Конечно его пустили, но подобной ситуации быть не должно.
Важным моментом организации процедуры наблюдения со стороны комиссии является определение места расположения наблюдателей. Закон не содержит каких-либо прямых указаний на этот счет. Предполагается, что наблюдатели должны располагаться в таких местах чтобы с одной стороны не мешать работе комиссии и избирателям, приходящим на избирательный участок, а с другой стороны располагаться в таком месте, с которого им будет видно и то, как осуществляется выдача бюллетеней избирателям, и ящики для голосования, и помещение избирательного участка в целом.
Почему люди становятся наблюдателями на выборах? За тем, чтобы все его механизмы работали правильно, слаженно и честно, следит множество специалистов: от сотрудников ЦИК до наблюдателей на территориальных участках. Наблюдатели — важные участники процесса, ведь именно от них зависит прозрачность и легитимность голосования. Честность под контролем Среднего портрета наблюдателя не существует — это самые разные люди, которыми движут разные мотивы.
У студента, педагога, актера и бухгалтера могут быть свои, совершенно не совпадающие причины для заботы о чистоте и достоверности голосования, но не вызывает сомнений тот факт, что подобных неравнодушных людей много. Как рассказали в Общественном штабе по наблюдению за выборами в Москве , в Корпус наблюдателей столичной Общественной палаты уже записались 16 тысяч человек. Очень не люблю, когда кто-то поступает не по совести.
Что имеет право делать наблюдатель на выборах просматривать списки избирателей и другую документацию, находиться в помещении избирательного участка в дни, когда проводится голосование и в дни досрочного голосования в любое время, наблюдать, как выдаются бюллетени для голосования, наблюдать и подсчитывать количество граждан, которые вносятся в списки избирателей, следить, как идет подсчет голосов, как составляется протокол результатов голосования, со своими замечаниями и предложениями обращаться к председателю избирательной комиссии, знакомиться с протоколами результатов голосования, а также другими документами, предоставленными нижестоящими комиссиями, носить на груди знак, на котором указаны ФИО и статус наблюдателя и ФИО кандидата или название партии, от которой выступает наблюдатель, наблюдать за повторным подсчетом голосов. Что имеет право делать представитель СМИ на выборах находиться на собраниях комиссий, присутствовать на мероприятиях, которые проводятся с целью агитации, могут ознакомиться с протоколами результатов голосования и результатов выборов, находиться в помещении избирательного участка в дни, когда проводится голосование, и в дни досрочного голосования в любое время, использовать фотосъемку и видеосъемку. Что не входит в права наблюдателей Наблюдатель не имеет права: ставить подписи вместо избирателя за получение бюллетеней, даже по его просьбе, заполнять бюллетени по просьбе избирателя, нарушать своими действиями тайну голосования, участвовать при подсчете голосов, своими действиями мешать работе комиссии, проводить агитационные мероприятия среди участников голосования, принимать участие в принятии решений комиссией. Требования, предъявляемые к наблюдателям Необходимо знать требования закона, предъявляемые при проведении голосования и подсчете результатов голосования: знать время открытия избирательных участков, знать, как должна соблюдаться тайна голосования, знать, как проводится подсчет результатов голосования, куда идут неиспользованные бюллетени. Обычно сами партии, если они серьезно хотят наблюдать за ходом выборов, разрабатывают специальные памятки, где описывают кто, когда и чем должен заниматься на выборах. Такая памятка значительно облегчает работу наблюдателя. Быть наблюдателем не такое уж легкое дело. Нужно на протяжении суток следить, чтобы выборы проходили честно и не нарушался закон при голосовании и подсчете голосов. В связи с этим некоторые партии предусматривают определенную оплату своим наблюдателям. Сумма может быть абсолютно разной, зависит она от возможностей той или иной партии. Некоторые наблюдатели соглашаются работать бесплатно «за идею». Некоторые партии могут назначать одного избирателя на несколько участков. Для этого наблюдателю выдают несколько удостоверений. Наблюдателей вправе назначить каждая политическая партия, зарегистрировавшая федеральный список кандидатов, каждый кандидат, зарегистрированный по соответствующему одномандатному избирательному округу, а также субъекты общественного контроля. При этом субъекты общественного контроля, указанные в пункте 2 части 1 статьи 9 Федерального закона от 21 июля 2014 года N 212-ФЗ "Об основах общественного контроля в Российской Федерации", назначают наблюдателей в избирательные комиссии, расположенные на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Наблюдателем может быть гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом. Наблюдателями не могут быть выборные должностные лица, депутаты, высшие должностные лица субъектов Российской Федерации руководители высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации , главы местных администраций, лица, находящиеся в непосредственном подчинении этих должностных лиц, судьи, прокуроры, члены избирательных комиссий с правом решающего голоса, за исключением членов избирательных комиссий, полномочия которых были приостановлены в соответствии с пунктом 7 статьи 29 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Полномочия наблюдателя должны быть удостоверены в письменной форме в направлении, выданном политической партией, зарегистрировавшей федеральный список кандидатов, кандидатом, зарегистрированным по соответствующему одномандатному избирательному округу, или его доверенным лицом, субъектом общественного контроля, назначившими данного наблюдателя. В направлении указываются фамилия, имя и отчество наблюдателя, адрес его места жительства, номер избирательного участка, наименование избирательной комиссии, в которую он направляется, а также делается запись об отсутствии ограничений, предусмотренных частью 2 настоящей статьи. Указание каких-либо дополнительных сведений о наблюдателе, а в случае направления наблюдателя кандидатом, его доверенным лицом и проставление печати не требуются. Направление действительно при предъявлении паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина. Политическая партия, зарегистрированный кандидат, субъект общественного контроля, назначившие наблюдателей в участковые комиссии, не позднее чем за три дня до дня голосования досрочного голосования представляют список назначенных наблюдателей в соответствующую территориальную комиссию. В данном списке указываются фамилия, имя и отчество каждого наблюдателя, адрес его места жительства, номер избирательного участка, наименование избирательной комиссии, в которую он направляется. Направление, указанное в части 3 настоящей статьи, должно быть представлено наблюдателем в избирательную комиссию, в которую он назначен, в день, предшествующий дню голосования досрочного голосования , либо непосредственно в день голосования досрочного голосования. В участковую избирательную комиссию направление может быть представлено только наблюдателем, указанным в списке, предусмотренном частью 3. Политическая партия, зарегистрировавшая федеральный список кандидатов, кандидат, зарегистрированный по соответствующему одномандатному избирательному округу, субъект общественного контроля могут назначить в каждую участковую избирательную комиссию не более двух наблюдателей, которые имеют право поочередно осуществлять наблюдение в помещении для голосования. Одно и то же лицо может быть назначено наблюдателем только в одну избирательную комиссию. Установление иных, кроме указанных в настоящем Федеральном законе, ограничений, касающихся присутствия наблюдателей в помещении избирательной комиссии, помещении для голосования, наблюдения за проведением голосования, подсчетом голосов избирателей, составлением протоколов об итогах голосования, а также выдачи копий этих протоколов, не допускается. Наблюдатель вправе: 1 знакомиться со списком избирателей, сведениями об избирателях, подавших заявления о включении в список избирателей по месту своего нахождения, с реестром заявлений устных обращений о голосовании вне помещения для голосования; см. Какова роль наблюдателя на выборах2018 и как им стать, читайте в материале ФБА «Экономика сегодня». В день голосования на всех открывшихся избирательных участках будут присутствовать общественные наблюдатели, которые обладают правом наблюдать за процессом голосования, подсчетом голосов и тем, как вышестоящая избирательная комиссия будет принимать протокол об итогах голосования. Как правило, наблюдатели — это россияне с активной жизненной позицией, которым небезразлична своя судьба и судьба страны, в которой они живут. Наблюдателя вправе назначить каждый зарегистрированный кандидат или его доверенное лицо, а также каждая политическая партия, выдвинувшая зарегистрированного кандидата. Кроме того, наблюдателем можно стать от субъекта , то есть от Общественной палаты РФ или Общественной палаты региона. Наблюдатель получает направление, в котором указаны все его полномочия. Направление считается действительным лишь при предъявлении документа, удостоверяющего личность гражданина. При этом, предварительное уведомление о направлении наблюдателя не требуется. В каждой избирательной комиссии могут работать одновременно несколько наблюдателей. Все они обладают правом поочередно осуществлять наблюдение за проведением голосования и другими избирательными действиями в помещении для голосования.
ОП разрешили назначить по два наблюдателя на участок в каждый день голосования
Они помогают наблюдателям отслеживать соблюдение обязательных требований на избирательных участках и не допускают неоднозначной трактовки ситуаций. на избирательных участках, если количество зарегистрированных кандидатов в одномандатных и многомандатных избирательных округах, а также избирательных объединений влечет превышение длины избирательного бюллетеня, установленной. сказал Крашенинников.
Сколько наблюдателей может находиться на избирательном участке
Порядок наблюдения на избирательном участке описан выше, в предыдущей главе. Главная» Новости» Сколько длится обучение у наблюдателя на выборах в 2024 году. находиться в помещении избирательного участка с момента его открытия и до завершения подсчета голосов. территориальных. Наблюдатель должен следить за всем происходящим на избирательном участке, фиксировать все возможные нарушения.
Как стать наблюдателем на выборах?
Поручить ФЦИ при ЦИК России и Аппарату Центральной избирательной комиссии Российской Федерации оказывать избирательным комиссиям субъектов Российской Федерации методическую помощь в использовании КОИБ при проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и соответствующих референдумов. Расходы, связанные с подготовкой и использованием КОИБ при проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и соответствующих референдумов, финансируются в соответствии со статьей 57 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и статьей 25 Федерального закона "О Государственной автоматизированной системе Российской Федерации "Выборы". Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на члена Центральной избирательной комиссии Российской Федерации А.
Об этом сообщил руководитель федерального штаба общественной поддержки партии, сенатор Александр Карелин. Мебель расположена на расстоянии социальной дистанции, нанесена разметка. Сами члены комиссий и служб, обеспечивающих безопасность, в индивидуальных средствах защиты.
Избиратели расположены к общению, хорошо реагируют на предложения надеть маску, никто не проявляется недовольства.
Инфраструктура сервера отделена от любых элементов системы голосования, поэтому даже у системного администратора нет единых логов входа на прокси-сервер или возможности сопоставить анонимного пользователя с данными личного кабинета. Все голоса на входе в анонимную зону перемешивались, ссылки на бюллетени назначались с использованием случайных величин, например координат мышки на экране, разрешения и размера экрана, случайного набора данных из личного кабинета пользователя и так далее. Голосовать онлайн можно было с любого устройства? Со смартфона, планшета, ноутбука или стационарного компьютера с доступом в интернет было необходимо устойчивое соединение. У сотрудников центра госуслуг «Мои документы» есть мои данные — они могли проголосовать онлайн за меня?
Для участия в голосовании необходимо было получить СМС или звонок только на ваш телефон. Кроме того, для голосования были нужны логин и пароль вашего личного кабинета на mos. На избирательных участках работали наблюдатели. Как они контролируют голосование, которое проходит онлайн? На электронном голосовании наблюдателем мог стать каждый. Например, можно было скачивать все зашифрованные транзакции через ноду наблюдателя, наблюдать за ними через специальный сервис в интернете, а также записывать проверочные транзакции в блокчейне.
Все транзакции связаны между собой определенным образом, и, когда в блокчейн попадала проверочная транзакция, это было похоже на появление дополнительного замка между звеньями цепи. С 2023 года аналогичным образом можно контролировать и голоса, отданные на участках с помощью терминалов. Какие риски остаются в системе электронного голосования? Система электронного голосования выдержала все публичные тестирования, нагрузку более двух миллионов голосующих во время выборов в Государственную Думу в 2021 году, попытки компрометации и вмешательства, ни одна из которых не удалась. Безопасность и конфиденциальность системы обеспечивают технические средства: блокчейн, анонимайзер и ключи шифрования. Те, у кого есть постоянная регистрация в Москве, могли проголосовать на mos.
Онлайн-голосование было доступно с 08:00 15 марта до 19:59 17 марта. Какое техническое решение легло в основу голосования онлайн? За основу взято программное обеспечение портала mos. В системе электронного голосования реализована однозначная идентификация пользователя на входе в систему, а также обеспечены полная тайна и анонимность голосования при входе в защищенную область электронного бюллетеня и прозрачность всех действий для наблюдателя. Анонимность избирателя гарантировал прокси-сервер, который генерировал уникальные ссылки на бюллетень, формируемые случайным образом. Тайна голосования достигалась путем применения асимметричного шифрования с использованием публично создаваемой пары ключей.
Голос шифровался в анонимной зоне на компьютере избирателя и далее путешествовал по всей цепочке блокчейна в зашифрованном виде до конца голосования. Как были защищены голоса избирателей в системе электронных выборов? Тайна голосования обеспечивалась системой шифрования.
Из него следует, что такой наблюдатель имеет право поочередно осуществлять наблюдение в помещении для голосования, самостоятельно определять режим и продолжительность наблюдения на основе взаимозаменяемости. Наблюдателями от субъектов общественного контроля могут быть назначены "представители общественных объединений, профессиональных и творческих союзов, объединений работодателей и их ассоциаций, профессиональных объединений, иных некоммерческих организаций, а также общественных палат и советов муниципальных образований и иных объединений граждан РФ", говорится в постановлении. Стать наблюдателем на думских выборах может любой гражданин России, "обладающий активным избирательным право на указанных выборах, независимо от его места жительства".
Наблюдатели «Единой России»: На избирательных участках соблюдаются все санитарные нормы
Не обращайтесь с простыми подозрениями, не выказывайте недоверия. Лучше всего сосредоточиться на фактах. Подберите аргументы, доказывающие вашу правоту, и изложите их как можно спокойнее. По форме ваше обращение должно выглядеть как желание разобраться, а не как попытка навязать свое решение.
Не выдавайте свое мнение за единственно верное, попытайтесь понять собеседника и его аргументы. В случае отказа принять во внимание ваши доводы, попросите указать те положения закона, на основании которых собеседник трактует факты нарушений, приведенные вами, как допустимые. Всегда обращайтесь только к председателю комиссии или к лицу, его замещающему.
Ваши обращения должны быть пис ь менными и адресованы в соответствующую избирательную комиссию. Если устный ответ вас не удовлетворил, попросите мотивированный письменный отказ. Председатель или любой член комиссии высказывает лишь свое мнение или может дать разъяснение.
Если требуется решение комиссии, оно должно быть принято комиссией коллегиально в установленном законом порядке и при соответствующем кворуме установленный законом порядок принятия решения избирательной комиссией приведен в табл. Письменные заявления и жалобы в День Голосования рассматриваются немедленно. Если избирательная комиссия вам отказала, а нарушение, о котором вы заявили, не устранено и продолжается, сообщите об этом координатору.
До тех пор пока он не пришлет уполномоченного представителя, доверенное лицо или члена вышестоящей избирательной комиссии с совещательным голосом, продолжайте фиксировать нарушения закона. Ни в коем случае не устраивайте скандала - председатель комиссии может удалить вас из помещения комиссии, и наблюдение окажется сорванным. Дальнейшее разбирательство - компетенция пришедших вам н а помощь лиц.
Если у вас есть видеокамера, фотоаппарат или магнитофон, вы вправе в подходящий момент их использовать. Для записи и съемки в общественном месте разрешения не требуется. Станет ли записанный материал свидетельством - решит инстанция, в которой будет рассматриваться жалоба.
Но само по себе использование записывающих средств почти наверняка заставит нарушителей и членов комиссии вести себя в рамках закона. О нарушении и поданной жалобе вы можете поставить в известность председателя вышестоящей комиссии. Если случай нарушения сложный, или в нем участвуют члены комиссии и поэтому вы не надеетесь на беспристрастное рассмотрение , попросите его направить на заседание «вашей» комиссии представителя вышестоящей комиссии.
Параллельно проинформируйте «своего» члена вышестоящей комиссии с совещательным голосом, пусть он держит решаемый вопрос под своим контролем. Кандидат, избирательное объединение блок , каждое общественное объединение вправе назначить в ка ж дую участковую ИК одного члена комиссии с совещательным голосом и несколько наблюдателей для поочередного наблюдения [15, 1;21, 8П ]. Прав у члена ИК с совещательным голосом больше, чем у наблюдателя.
Наблюдатель вправе находиться на избирательном участке при опечатывании избирательных ящиков, проведении голосования, подсчете голосов избирателей и составлении протоколов об итогах голосования и пол у чать заверенные копии этих и др у гих док у ментов [21, 11жП ]. Член И К с сов е щательным голосом обладает всеми правами члена ИК с решающим голосом, за исключением непосредственной работы с документами ИК, подсчета голосов избирателей и участия в принятии решений ИК [16, 12П ]. Он извещается о заседании ИК, вправе выступать на заседании ИК, задавать вопросы участникам заседания и получать на них ответы по существу [16, 13 б П], вправе знакомиться с любыми документами и материалами соответствующей и нижестоящих ИК и пол у чать заверенные копии этих документов [16, 12гП ].
Наблюдаешь за работой ИК, но не вмешиваешься. Не делай замечаний членам комиссии. О нарушениях сообщай председателю или лицу, его замещающему заму, секретарю ИК.
Используй сигналы граждан о нарушениях. Чтобы люди знали к кому обращаться, обозначь себя значком или табличкой, на которых обозначено, кем и в каком статусе они делегированы [21, 15П ]. В случае выявления нарушения общественный наблюдатель может: - попросить нарушителя задержаться для выяснения обстоятельств; - попросить дежурного милиционера задержать и выяснить личность нарушителя; - составить акт установленной формы о нарушении законодательства о выборах желательно заготовить бланки заранее , заверить его подписью подписями свидетеля свидетелей с указанием их данных; - известить о случившемся председателя комиссии; - написать жалобу в данную и в вышестоящую комиссию и в день голосования требовать немедленного ее рассмотрения; - поставить в известность о написанной жалобе председателя вышестоящей ИК, зачитав ему эту жалобу по телефону; - сообщить о случившемся координатору.
Лучший способ контроля - сотрудничество, деловые взаимоотношения с членами комиссии. Не нужно беспочвенной подозрительности, но и слепая доверчивость может помешать исполнить свой долг. Задачи наблюдения: содействовать соблюдению законодательства о выборах, получить копии итоговых протоколов и приложенных к ним документов, составить протокол учета количества проголосовавших, если нужно - а к т ы о нарушениях закона.
Голосование проводится с 8 до 20 часов местного времени. Приди на участок за 30-40 минут до начала голосования, представься председателю и предъяви свои полномочия удостоверение. Проверь готовность участка к открытию.
На участке не должно быть агитационных материалов, образцы заполненных бюллетеней не должны содержать наименований участвующих в выборах избирательных объединений блоков и фамилий баллотирующихся кандидатов. В кабинах должны быть авторучки, а не карандаши [62, 2П ]. Места выдачи избирательных бюллетеней ИБ , кабины д л я голосования, избирательные ящики ИЯ должны одновременно находиться в поле зрения членов ИК и наблюдателей [62, 5П ].
В восемь часов председатель участковой ИК УИК объявляет избирательный участок открытым и предъявляет присутствующим пустые стационарный и переносные ИЯ, которые вслед за этим опечатываются; председатель предъявляет также опечатанные переносные ящики для досрочного голосования [65, 4П]. После этого председатель УИК приглашает избирателей приступить к голосованию.
Право на получение информации о ходе работы комиссии. Кандидат имеет право получать от председателя избирательной комиссии информацию о ходе голосования, а также копии протоколов о результатах подсчета голосов. Право на обжалование нарушений. В случае выявления нарушений избирательного процесса, кандидат имеет право обратиться с жалобой в избирательную комиссию и суд. Право на участие в других выборных мероприятиях.
Зарегистрированный кандидат имеет право участвовать в общественных дебатах, форумах и других мероприятиях, связанных с выборами, для представления своей программы и общения с избирателями. Таким образом, зарегистрированный кандидат имеет полный набор прав, необходимых для обеспечения честности и прозрачности выборов, а также защиты своих интересов в рамках избирательного процесса. Ограничения для зарегистрированного кандидата Зарегистрированный кандидат имеет право на присутствие в избирательной комиссии в качестве наблюдателя. Однако, его деятельность может быть ограничена рядом правил и ограничений, установленных законодательством. Перечень ограничений для зарегистрированного кандидата в избирательной комиссии: Зарегистрированный кандидат не может вмешиваться в работу комиссии и ее членов. Он не имеет права задавать вопросы комиссии, обсуждать действия ее членов или вводить свое мнение. Кандидат обязан соблюдать порядок и дисциплину на избирательном участке.
Он не может мешать другим наблюдателям, избирателям или членам комиссии. Зарегистрированный кандидат не может запечатывать или распечатывать урну для голосования. Эта процедура осуществляется только членами комиссии. Кандидат не может вносить коррективы в официальные документы, связанные с ходом голосования или подсчетом голосов. Он может только наблюдать за этим процессом и фиксировать нарушения, при их наличии. Зарегистрированный кандидат не может мешать другим наблюдателям или членам комиссии воспользоваться своими правами и выполнять свои обязанности. В случае нарушения ограничений или правил деятельности в избирательной комиссии, кандидат может быть удален из комиссии и лишен права на дальнейшее наблюдение.
Важно заметить, что ограничения для зарегистрированного кандидата устанавливаются для обеспечения независимости и объективности процесса голосования. Они направлены на предотвращение возможных манипуляций или вмешательства в работу комиссии со стороны кандидатов. Ограничения в праве на наблюдение Право на наблюдение за выборами является важной составляющей процесса голосования, которая обеспечивает прозрачность и законность выборов.
Есть для наблюдателей и ряд запретов. Например, общественный наблюдатель не имеет права выдавать избирателям бюллетени, участвовать в их подсчете только наблюдать за процедурой , проводить агитацию и участвовать в принятии решений участковой избирательной комиссии. Подсказать, как пройти к месту, где выдают бюллетени, — да. Сориентировать, где находится кабинка для голосования, — да.
Но если к наблюдателю обращается бабушка или дедушка и просит «поставить галочку» в бюллетене, ссылаясь на плохое зрение и отсутствие очков с собой, это грубое нарушение закона и тайны волеизъявления граждан. Наблюдатель обязан вежливо отказать. Он находится здесь, в прямом и переносном смысле, не для «галочки». Вежливость, объективность и добросовестность — неотъемлемые качества общественных наблюдателей. Они, помимо прочего, прописаны в кодексе этики наблюдателя, который утвержден Общественной палатой Российской Федерации. Изучение кодекса этики — еще один обязательный этап подготовки наблюдателей. Обучение наблюдателей от ОП Кубани продолжается.
Законом может быть предусмотрено, что форма нагрудного знака устанавливается комиссией, организующей выборы, референдум; з обжаловать в порядке, установленном статьей 75 настоящего Федерального закона, действия бездействие комиссии в вышестоящую комиссию, избирательную комиссию субъекта Российской Федерации, Центральную избирательную комиссию Российской Федерации или в суд; и присутствовать при повторном подсчете голосов избирателей, участников референдума в соответствующих комиссиях; к производить в помещении для голосования с того места, которое определено председателем участковой комиссии фото- и или видеосъемку, предварительно уведомив об этом председателя, заместителя председателя или секретаря участковой комиссии. Важная норма, касающиеся допуска наблюдателей в помещение для голосования, содержится в пункте 11. При проведении досрочного голосования наблюдатель вправе по желанию ставить свою подпись на месте заклейки конверта пункт 8 статьи 65 , а в день основного голосования — присутствовать при оглашении сведений о досрочном голосовании и знакомиться с конвертами пункт 13 статьи 65. В ходе подсчета голосов избирателей наблюдатели вправе знакомиться со списком избирателей после окончания подсчетов по списку абзац 14 пункта 6 статьи 68 , а также с рассортированными бюллетенями после их подсчета пункт 21 статьи 68. Наблюдатели вправе поставить свои подписи на мешках коробках , в которые упаковываются пачки бюллетеней, списки избирателей и прочая избирательная документация пункт 23 статьи 68. Наблюдатели вправе получить заверенную копию первого экземпляра протокола пункт 29 статьи 68 и присутствовать при передаче протокола в вышестоящую комиссию пункт 30 статьи 68. Наблюдатели вправе знакомиться с любой информацией, вводимой в ГАС «Выборы» и выводимой из нее в связи с установлением итогов голосования, определением результатов выборов, референдума пункт 3 статьи 74.
Как стать наблюдателем на выборах?
Наблюдатели вправе поставить свои подписи на мешках коробках , в которые упаковываются пачки бюллетеней, списки избирателей и прочая избирательная документация пункт 23 статьи 68. Наблюдатели вправе получить заверенную копию первого экземпляра протокола пункт 29 статьи 68 и присутствовать при передаче протокола в вышестоящую комиссию пункт 30 статьи 68. Наблюдатели вправе знакомиться с любой информацией, вводимой в ГАС «Выборы» и выводимой из нее в связи с установлением итогов голосования, определением результатов выборов, референдума пункт 3 статьи 74. Тем не менее, сложившаяся практика предполагает, что отзыв наблюдателя возможен и осуществляется лицом, имеющим право назначать наблюдателя. Для отзыва должен быть представлен подлинный документ, невозможно отозвать наблюдателя на основании переданного по сетям электросвязи изображения или на основании устного сообщения о принятом уполномоченным лицом решении.
Таким образом, как правило, в терминах данного закона непосредственными подчиненными являются сотрудники организации не только по отношению к своему непосредственному руководству начальникам подразделений , но и по отношению к руководству организации в целом руководству юридического лица , поскольку полномочия на заключение трудовых договоров даже с сотрудниками самого нижнего уровня принадлежат руководству организации.
Избирателю при предъявлении паспорта или документа, его заменяющего, выдвались бумажные бюллетени. В 29 регионах [56] проводилось дистанционное электронное голосование ДЭГ [57] ; приём заявлений для участия в ДЭГ стартовал 29 января и завершился 11 марта 2024 года [58]. Выборы признавались бы состоявшимися вне зависимости от явки , так как порог явки был отменён в российском законодательстве в 2006 году [59]. На участки было доставлено 113,57 млн бюллетеней, защищённых специальным знаком, который изготовлен фабрикой «Гознак». Для голосования создан 91 401 избирательный участок, ещё 2538 организованы в местах временного пребывания.
В тот же день открылся главный штаб ЦИК — информационный центр. Для работы в нём аккредитовано 1447 журналистов от 90 СМИ, для работы на избирательных участках по всей России — 12 645 представителей от 2458 медиа [62]. Ключевые даты выборов Согласно законодательству, основным последним днём голосования на выборах президента России должно стать второе воскресенье месяца, в котором проводились предыдущие выборы. Не ранее чем за 100 и не позднее чем за 90 дней Совет Федерации РФ принимает постановление о назначении даты. Окончательное решение о дате выборов принято верхней палатой российского парламента 7 декабря 2023 года [66]. На выдвижение кандидатов-партийцев и подачу документов в ЦИК предусматривалось 25 дней до 18:00 1 января , на выдвижение кандидатов-самовыдвиженцев — 20 дней до 18:00 27 декабря. После личной подачи кандидатами документов в ЦИК комиссия в течение 5 дней принимала решение о регистрации выдвижения [67] [68].
Далее кандидаты, кроме выдвинутых парламентскими партиями, должны были собрать определённое число подписей граждан в свою поддержку и представить их в ЦИК не позднее 45 дней до выборов до 18:00 31 января ; после проверки не позднее чем через 10 дней после подачи документов либо претендента регистрируют в статусе кандидата, допущенного до выборов, либо ему выдают мотивированный отказ в регистрации [69]. Предвыборная агитация в СМИ была разрешена с 17 февраля по 14 марта включительно. Кандидаты могли распространять агитационные материалы, листовки и баннеры, оплаченные за счёт средств избирательного фонда, перед этим они должны были представить их избиркому [70]. Инаугурация избранного главы государства состоится в Андреевском зале Большого Кремлевского дворца 7 мая 2024 года. Согласно законодательству РФ, после процедуры инаугурации правительство уйдет в отставку, и в двухнедельный срок новый президент должен внести кандидатуру нового премьер-министра на рассмотрение в Государственную думу [71] [72]. К моменту предоставления документов выдвигаемый кандидат обязан закрыть иностранные счета и вклады, прекратить хранение денег и ценностей в иностранных зарубежных банках, прекратить использование иностранных финансовых инструментов [74] [75]. ЦИК РФ регистрирует группу избирателей или отказывает в её регистрации не позднее 5 дней после подачи документов [76].
На протяжении 25 дней после публикации решения о назначении выборов с 7 декабря по 1 января происходит выдвижение кандидатов на съездах политических партий, представление в ЦИК решения съезда о выдвижении кандидата и иных документов [77]. К моменту предоставления документов выдвигаемый кандидат обязан закрыть иностранные счета и вклады, прекратить хранение денег и ценностей в иностранных зарубежных банках, прекратить использование иностранных финансовых инструментов [78] [79]. ЦИК РФ регистрирует кандидатов, выдвинутых партией, или отказывает в регистрации в срок не позднее 5 дней после подачи документов [80].
Наблюдателем может быть гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом, т. Наблюдателями не могут быть: 1 выборные должностные лица главы муниципальных образований и местных администраций , 2 депутаты, 4 лица, находящиеся в непосредственном подчинении у вышеуказанных должностных лиц, 5 судьи, 6 прокуроры. По общему правилу члены избирательных комиссий с правом решающего голоса.
Однако есть исключение: члены избирательных комиссий, полномочия которых были приостановлены могут быть назначены наблюдателями. Каков порядок назначения наблюдателей? Для назначения наблюдателя достаточно выдать ему направление в письменной форме, которым удостоверяются полномочия наблюдателя. Форма направления Федеральным законом не установлена. Вместе с тем, предлагаю использовать за основу форму, представленную в Разъяснениях порядка назначения наблюдателей для общественных палат. Рекомендуемые формы направлений наблюдателя у вас имеются в раздаточном материале.
Сколько наблюдателей можно назначить? Зарегистрированный кандидат или его доверенное лицо , партия, общественная палата могут назначить в каждую участковую комиссию несколько наблюдателей, которые имеют право поочередно осуществлять наблюдение в помещении для голосования.
Федеральный закон от 22. Наблюдатели 1. Наблюдателей вправе назначить каждая политическая партия, зарегистрировавшая федеральный список кандидатов, каждый кандидат, зарегистрированный по соответствующему одномандатному избирательному округу, а также субъекты общественного контроля. При этом субъекты общественного контроля, указанные в пункте 2 части 1 статьи 9 Федерального закона от 21 июля 2014 года N 212-ФЗ "Об основах общественного контроля в Российской Федерации", назначают наблюдателей в избирательные комиссии, расположенные на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Федерального закона от 04.
Наблюдателем может быть гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом. Наблюдателями не могут быть выборные должностные лица, депутаты, высшие должностные лица субъектов Российской Федерации, главы местных администраций, лица, находящиеся в непосредственном подчинении этих должностных лиц, судьи, прокуроры, члены избирательных комиссий с правом решающего голоса, за исключением членов избирательных комиссий, полномочия которых были приостановлены в соответствии с пунктом 7 статьи 29 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Федеральных законов от 15.
Выборы под наблюдением: что и кому можно делать на избирательных участках, а чего нельзя?
На самом избирательном участке и на расстоянии 50 метров от него не должны размещаться агитационные материалы. Госдума приняла в пятницу во втором и третьем чтениях законопроект, сокращающий до двух человек число наблюдателей от партии или кандидата, которые могут находиться на избирательном участке при проведении выборов или референдума. УИК рекомендуется расположить наблюдателей на расстоянии не более 2–2,5 метров от места сортировки избирательных бюллетеней. Порядок наблюдения на избирательном участке описан выше, в предыдущей главе. По прибытии на избирательный участок, наблюдатель регистрируется в УИК в качестве наблюдателя.
Наблюдатели «Единой России»: На избирательных участках соблюдаются все санитарные нормы
Бывает более откровенный вариант: наблюдателей не пускают после открытия избирательного участка в течение 10 минут. Депутаты Госдумы проголосовали в за поправки в законопроект о сокращении количества наблюдателей на избирательном участке до двух человек. находиться на избирательных участках в день голосования.
Как стать наблюдателем на выборах?
Находиться на избирательном участке с открытия до завершения подсчета голосов. Присутствовать при голосовании на дому, чтобы исключить накрутку голосов за определенного кандидата. Следить за подсчетом голосов и проверять отметки избирателей на бюллетенях. Это нужно для проверки, совпадает ли отметка избирателя с тем, что произносит вслух член избирательной комиссии. Наблюдать за составлением протокола об итогах голосования и получить его заверенную копию. Это позволяет подстраховаться на случай, если комиссия решит сделать другую версию протокола, с «правильными» результатами. Еще экземпляр протокола нужен, чтобы обжаловать результаты выборов. Вести фото- или видеосъемку на избирательном участке, предварительно уведомив об этом председателя и секретаря избирательной комиссии. Обжаловать действия избирательной комиссии в вышестоящую комиссию или в суд. Чего общественные избиратели не могут: Выдавать избирательные бюллетени. Расписываться за избирателя в получении бюллетеня по его просьбе или заполнять бюллетень.
Нарушать тайну голосования — смотреть, как проголосовал избиратель и озвучивать его выбор. Принимать участие в подсчете голосов. Препятствовать работе избирательной комиссии.
Что может наблюдатель? Наблюдатель вправе следить за ходом голосования на избирательном участке: указывать на нарушения в письменной форме, составлять протоколы о результатах выборов, а также фиксировать происходящее на фото и видео.
Кроме того, «контролер» имеет право обращаться в вышестоящие избирательные комиссии и даже подавать заявление в судебные органы. При это важно помнить и о запретах: наблюдатель не должен прикасаться к бюллетеням и агитировать за определенного кандидата. За нарушения этих правил члены участковой избирательной комиссии с решающим голосом вправе удалить гражданина с участка. На государственных выборах любого уровня, кроме членов избиркома и наблюдателей от партий, на участках присутствуют и общественные наблюдатели. Это добровольцы, которые по своим убеждениям хотят собственными глазами убедиться в честности волеизъявлении народа на отдельно взятой территории.
Не стоит отождествлять функции общественного наблюдателя и народного дружинника. Задача общественника одна единственная — следить, чтобы не происходило нарушений, как во время выборов, так и при подсчете голосов. Вплоть до подписания окончательного протокола о состоявшихся выборах. Поскольку в нашей стране в день выборов участки открываются в 8 утра по местному времени, прибыть добровольцу следует заранее. Предъявив членам комиссии паспорт, направление из штаба кандидата или организации наблюдателей, а также требование о выдачи копии протокола итогов, следует найти удобное место, с которого хорошо видно весь участок.
Памятка наблюдателя на выборах Запастись стоит не только терпением. Времени на участке провести потребуется много, а никто вас кормить и поить не будет. Кроме того, не повредит видеокамера и мобильный телефон вместе с несколькими ручками. Председатель комиссии на участке может попросить стать еще и наблюдателем за официальными видеокамерами. При согласии, расписаться стоит с пометкой «с методическим инструктажем ознакомлен а ».
И всё, что подписывается вами, необходимо проверять и ни в коем случае не оставлять автограф на пустых листах и бланках. Важный момент — предъявление пустых урн для голосования на участке и переносных ящиков, с последующим их опечатыванием. Пропустить этот момент никак нельзя. На протяжении всего дня голосования, то есть до 20 часов, главный объект наблюдения — урны. К ним не должен приближаться никто, кроме голосующих.
При этом периодически надо осматривать целостность печатей на урне. Вторая точка наблюдения там, где выдают бланки для голосования. В одни руки не должно попасть более одного бланка по каждому голосованию, если, например, кроме федеральных, проходят и местные выборы. Книга со списком избирателей тоже не должна оставаться без внимания. В ней категорически запрещено делать записи и, вообще дотрагиваться, если перед членом комиссии никого нет из избирателей.
Выносить её с территории участка абсолютно исключено. Кабинка для голосования — это место только для одного. Ни пожилые супруги, ни закадычные друзья вместе туда не допускаются. Сами избиратели могут вступить в активную полемику или просто выразить мнение по поводу кандидатов. Это считается агитацией, чем категорически запрещено заниматься.
Как стать общественным наблюдателем на выборах Если избиратели захотят сделать фото на память, можно, но только чтобы в кадр попали только желающие. При выездном голосовании можно остаться на участке, если нет ничего подозрительного. Например, если члены комиссии не захватили с собой слишком много бюллетеней или высказываются против вашей поездки с ними. По закрытию участка начинается подсчет голосов. Несмотря на напряженный день, с этого момента потребуется максимум внимания.
Сначала сверяются списки зарегистрированных избирателей и количество выданных бюллетеней. Должно быть полное соответствие.
Хотелось бы, чтобы на каждом избирательном участке было по 5-6 наблюдателей. Люди задавали вопрос о том, как будет приниматься пакет поправок и как будет организовано наблюдение за процессом голосования. Это свидетельствует о том, что гражданам небезразлично происходящее в стране.
Я думаю, что количество общественных наблюдателей будет определённым показателем зрелости и активности гражданского общества.
В труднодоступных территориях, где не всегда есть и сотовая связь, не то что скоростной интернет, будет организована видеофиксация.
То есть будет вестись круглосуточная запись с камер. В ЦОН будут находиться волонтеры, журналисты, общественники, простые избиратели. Видеонаблюдение не прекратится даже ночью, только свет в помещениях участков, когда они закроются, будет приглушен.
Но камеры все равно увидят все, что там происходит: как опечатываются помещения, как бюллетени упаковываются на ночь в сейф-пакеты. Потом камеры всю ночь будут направлены на то место, где они хранятся. При необходимости сможем просмотреть архив видеозаписи по каждому избирательному участку, если вдруг у кого-то возникнут подозрения о возможных нарушениях в ходе голосования.
Разумеется, когда участки закроются, наши наблюдатели будут присутствовать при подсчете голосов, этот процесс тоже будет транслироваться на экраны и записываться. В течение трех дней голосования можно прийти в ЦОН и посмотреть, как проходят выборы. Для этого нужно заранее обратиться в Общественную палату и написать заявление.
Это делается в целях безопасности — мы должны знать, кто заходит в ЦОН. Добавлю, что выборы в России становятся все более прозрачными, открытыми, люди проявляют к ним все больше интереса. Даже появляются какие-то новые традиции.
Например, на прошлых выборах были случаи, когда молодые пары женились на избирательных участках. Надеюсь, и на грядущих выборах нас ждут только приятные сюрпризы.