Продажа советских сервизов, антикварная посуда времен СССР, советская посуда антиквариат, винтажная посуда СССР, каталог советских чайных и кофейных сервизов СССР. 100 САМЫХ КРАСИВЫХ ЧАЙНЫХ СЕРВИЗОВ СССР Часть 1 Каталог советского фарфора Дулёво Вербилки Песочное.
Фарфоровые сервизы СССР – в чем их ценность? | Ретро Мир
Кофейный сервиз Десертные фруктовые наборы Это очень интересный вид сервиза, который в советском быту встречался крайне редко просто потому, что для подобных целей десерт использовались другие предметы посуды и просто не возникала необходимость приобретать отдельный сервиз. Десертные гарнитуры делали из майолики, обычного или цветного стекла, серебра, цветных металлов. В из состав были включены такие предметы, как ваза для фруктов на очень низкой ножке или вообще без нее и 6 десертных мелких тарелок. Если десертный сервиз был сделан из металла, то к таким наборам помимо перечисленных выше предметов добавлялись еще фруктовые ножи и специальная стойка для них, двухрожковая вилочка для лимона , сахарница со специальным совочком, чтобы посыпать кислые фрукты, стакан или зажим для бумажных салфеток. Винные и крюшонные сервизы Как бы это странно ни звучало, но «крюшонный сервиз» — это вполне официальное название гарнитура. Как правило, все виды винных сервизов производили из бесцветного или цветного хрусталя, а также серебра и других металлов. В их состав входили поднос, кувшин для напитка, 6 рюмок или стопок; крюшонные наборы делали из стекла или хрусталя, иногда декорированного золотом, гравировкой или травлением, и комплектовались вазой с крышкой, 6 кружками, разливательной ложкой и подносом. Сервизы детские, для воды и для завтрака Наборы детской посуды делали из фарфора, фаянса и майолики — все серьезно и солидно, как у взрослых, никакой тебе дешевой пластмассы… Комплектовались такие гарнитуры глубокой и мелкой тарелкой, кружкой и чашкой с блюдцем некоторые наборы включали в себя только три предмета: две тарелки и кружку.
Сервизы для завтрака в советском быту встречались тоже крайне редко — не принято было у обычного человека сервировать для завтрака стол сервизами, очень это было похоже на какой-то пережиток аристократического прошлого, с проявлением которого в СССР всячески боролись. И очень жаль, что привычка подобной сервировки не прижилась в быту, ведь гарнитуры для завтрака были красивы: кувшин, масленка, три мелких тарелки разного диаметра, солонка, две чашки с блюдцами и рюмки для яиц.
Особенности Фарфор СССР является настоящим олицетворением искусства советского периода, пропагандируя цели и ценности общества. Советские сервизы отличались превосходным качеством изготовления, о котором можно судить и сегодня. Им присущи: долговечность; устойчивость к перепадам температур.
Особенность изделий состояла в использовании в процессе обработки подглазурной и надглазуной краски разного цвета. Их начали использовать на фарфоровых заводах в 30-е годы прошлого века. Цвет модели зависел от сорта изделия: первый сорт был красным; второй — синим; третий — зеленым. Наиболее дорогостоящей продукцией являются изделия, изготовленные до 1960 года. Ценные модели не должны иметь трещин, сколов, не быть подкрашенными.
Особый интерес для коллекционеров представляет агитационный фарфор, на который нанесены соответствующие лозунги. Подобные изделия изготовлялись небольшими партиями, и до наших дней дошли единичные экземпляры. Следует выделить основные виды. Столовый сервиз. Полный набор чайной, кофейной и столовой посуды назывался столовым сервизом.
В советское время эти обеденные предметы были гордостью любой семьи. Сервиз служил не только украшением, но и демонстрацией достатка в доме.
По её моделям осуществлялось производство фарфоровых изделий на Ленинградском фарфоровом заводе им. Ломоносова и Дулевском фарфоровом заводе. В 1935 году Еву обвинили в подготовке покушения на Сталина, вначале её отправили на Лубянку, потом в ленинградские «Кресты».
В камере она провела полтора года. Позже выслана из СССР. В 2001 году создала для ЛФЗ форму сервиза «Талисман». Из собрания Государственного Эрмитажа Серебряный нагрудный знак 1935 года «Участнику строительства I очереди Московского метрополитена», воспроизведённый на крышках предметов из сервиза «Первое метро в СССР». Протопопой, характерная для 1930-х годов, посвящена одному из важных этапов социалистического строительства — появлению первого метро в стране.
Эти сервизы стали не просто красивой посудой, но и престижным символом материального благополучия и свидетельством безупречного вкуса его обладательницы. Каждая советская домохозяйка мечтала заполучить «Мадонну». В Германии осталась большая группа советских войск. И каждый служивший там считал необходимым приобрести качественную фарфоровую посуду себе и родным. Можно сказать, что эти сервизы - память о нашем присутствии в Европе, ведь основное их количество вывезли из Германии наши военные. Сервиз выпуска 60-70 гг Сервиз выпуска 70-80 гг Счастливые обладательницы «неземной красоты» бережно хранили свое сокровище за стеклом в мебельной стенке на самом видном месте, с гордостью выставляя свою «Мадонну» с приходом гостей и лишь по случаю больших праздников.
Вскоре в Германии стали бывать не только советские военные, но и командированные специалисты, туристы. В начале 70-х каждый советский человек, если он оказывался в ГДР, считал своим долгом вернуться домой с «Мадонной». Такая популярность тонкого немецкого фарфора стимулировала рост производства этих сервизов, объём их выпуска в расчёте на покупателей из СССР был значительно увеличен. Подключилась к выпуску сервизов еще одна фабрика - «Oscar Schlegermilch». На гребне популярности эта посуда продержалась вплоть до 1995 года. После объединения Германии и после того, как в 1994 году последний российский солдат покинул территорию Германии, заказов на сервиз практически не стало.
Попробовали сбывать на нашем рынке в 90-е годы. Но тогда нашей стране было не до этого — кризис, перестройка, экономические неурядицы и т.
Дорогие советские сервизы
Сервизы, которые производили на этом заводе, очень высоко ценятся. К примеру, набор на 6 персон можно продать примерно за 40-50 тысяч рублей. Чайный сервиз с золотым текстом «Олимпиада-80» можно продать за сумму от 10 до 15 тысяч рублей. Другие изделия того же производителя будут стоить несколько дешевле читайте также: 40 бытовых вещей из СССР, которые до сих пор есть у вас дома. Они считаются классикой старой школы.
Например, чайный сервиз ЛФЗ шестидесятых годов можно продать за 30-40 тысяч рублей. Однако далеко не все имели вохможность им обзавестись. Сервизы «Мадонна» оцениваются по-разному. Они могут стоить как несколько тысяч, так и несколько сотен.
Важный критерий — возраст сервиза, состояние и комплектность.
Чайные сервизы советских времен — это не только предметы повседневного использования, но и отражение исторического наследия. Разнообразие стилей и дизайна позволяют выбрать сервиз, который подчеркнет вашу индивидуальность и станет настоящей реликвией. Интересуетесь чайными сервизами советской эпохи?
Сервисы — это не прошлое, мало того, это не только настоящее, но и будущее. Красиво жить не запретишь, нужно наслаждаться всеми предоставленными прелестями.
Чайные сервизы для коллекционирования Также, сервисы используют не только в быту, но и для коллекционирования. Так, в наших салонах «Сов Арт» представлены эксклюзивные чайные сервисы различных исторических периодов, заводов и авторских работ. Удобный поиск позволит каждому посетителю, задав нужные параметры завод или автор , более подробно изучить информацию об определенном сервисе и узнать его стоимость. Выбор чайных сервисов поражает своим огромным многообразием… Салоны «Сов Арт», расположенные в Москве и северной столице — Санкт-Петербурге, предлагают своим посетителям многообразный выбор чайных сервисов. Так, Вы можете встретить как красочные сервисы, так и, наоборот, однотонные цвета.
Сортировать: Показывать: В каталоге представлены сервизы, чайные пары, настенные тарелки, тарелки с символикой СССР и другие фарфоровые предметы советского периода заводов: Ломоносовский фарфоровый завод ЛФЗ , Дмитровский фарфоровый завод Вербилки , Дулевский фарфоровый завод, Конаковский фаянсовый завод им. Если Вы желаете продать предметы Советского фарфора, комиссионный отдел готов рассмотреть Ваше предложение и назначить адекватную цену за антикварный фарфор эпохи СССР.
Каталог чайных сервизов ссср
Что касается кофейных сервизов, которые производил Городницкий фарфоровый завод, то они кардинально отличались от дулевских. Смотрите видео онлайн «100 САМЫХ КРАСИВЫХ ЧАЙНЫХ СЕРВИЗОВ СССР Часть 4 Каталог советского фарфора Дулёво Вербилки ЛФЗ» на канале «Строительные Чудеса» в хорошем. Что касается кофейных сервизов, которые производил Городницкий фарфоровый завод, то они кардинально отличались от дулевских.
Фарфоровый сервиз «Первое метро в СССР»
Владивостокский фарфоровый завод столовый сервиз. Советский чайный сервиз оранжевый. Нерикоми сервиз СССР. Красивый Советский чайный сервиз. Сервиз чайный фарфоровый Вербилки. Вербилки фарфор СССР сервиз чайный.
Чайный сервиз Вербилки Барбарис. Вербилковский чайный сервиз Барбарис. Сервиз чайный фарфоровый Вербилки Барбарис. Чайный сервиз Мосфильм. Старые чайные сервизы советские.
Барановский фарфоровый завод сервиз. Чайный сервиз Кузнецовский Вербилки. Чайный сервиз завод Пролетарий. Пролетарий фарфоровый завод сервизы. Фарфоровый завод Пролетарий чайный сервиз.
Кофейный сервиз Вербилки Золотая роза. Сервиз Золотая роза Вербилки. Сервиз Золотая роза ЛФЗ. Чайный сервиз ИФЗ роза. Кофейный сервиз Березка ЛФЗ.
Чайный сервиз Барбара 7090. Чайный сервиз Барановский фарфоровый. Сервис из СССР. Чайный сервиз СССР деревня зимой. Логотипы на чайных сервизах 92 года СССР.
Чайный сервиз Вербилки 1980е. Вербилки сервиз с рябиной. ЛФЗ розовая ветка чайный сервиз. Чайный сервиз Рига Рижский фарфоровый завод.. Сервиз Рижский фарфоровый завод Винтаж.
Чайный сервиз Виктория Рижский фарфоровый завод. ЛФЗ чайный сервиз 12 персон. Сервиз чайный Bud led China Винтаж. Чайный сервиз 12 персон Тропикана. Дулево 1970 serviz.
Дулёвский фарфор чайный сервиз раритет. Дулевский чайный сервиз с Викторией. Дулёво фарфор чайные сервизы 1970. Чайный сервиз золотое яблоко Вербилки. Столовый сервиз Вербилки.
Сервиз золотые яблоки. Вербилки фарфоровый завод Кузнецовский сервиз. Сервиз чайный фарфоровый Пролетарий Бронницы. Сервиз охота Вербилки. Барановский фарфоровый завод сервиз золото.
Чайный сервиз Silver Gold Yassen. Сервиз чайный крытье Дулево. Сервиз Барыня Дулево. Дулевский фарфор сервиз Агашка.
Многие экземпляры дошли до наших дней в прекрасном состоянии, но не каждое изделие обладает одинаковой ценностью. Мы принимаем изделия из коллекционных серий, наборы, выпущенные к определенным датам, редкие комплекты известных заводов. Квалифицированные оценщики проводят экспертизу посуды, определяя ее стоимость с учетом множества факторов. Фарфор, выпускаемый в советском союзе, хорошо отображает искусство того времени, пропагандирующее ценности и главные цели общества. Посуда характеризовалась высоким качеством исполнения, отличалась прочностью, длительным сроком службы, стойкостью к температурным перепадам.
От посуды зарубежного производства изделия отличались использованием разноцветных подглазурных и надглазурных красителей. Подобная техника вошла в обиход фарфоровых заводов в 30-х гг.
Один из первых экземпляров чайного комплекта «Кобальтовая сетка», расписанный необычным карандашом, сейчас хранится в Русском музее. Он изготовлен в технике подглазурной росписи и надглазурной позолоты, которая до этого довольно широко использовалась на самом дорогом в ту пору китайском фарфоре высочайшего качества. Существует мнение, что советская художница, пережившая блокаду Ленинграда, расписала сервиз сеточкой «в память о заклеенных крест-накрест окнах домов и перекрёстном свете прожекторов, освещавших небо блокадного Ленинграда». Сложно судить о том, насколько оно верно. Но то, что в 1958-м году довольно простая и в то же время элегантная «Кобальтовая сетка» покорила мир, совершенно бесспорно. На Всемирной выставке фарфора в городе Брюсселе Ленинградский фарфоровый завод представлял свои лучшие изделия.
Сервиз в декоре «Кобальтовая сетка» не был изделием, специально готовившимся к этой выставке. Он просто входил в ассортимент ЛФЗ. Золотая медаль, полученная заводом за узор и форму сервиза, стала совершенно неожиданной наградой. С тех пор и по нынешнее время изящный фарфор в кобальтовой с позолотой росписи, выполненный в классической форме, является визитной карточкой первого в России и третьего в Европе по времени основания производителя «белого золота». Время все расставило на свои места. Искусственно создававшийся дефицит остался лишь в воспоминаниях современников Страны Советов, смиренно проводивших долгие часы в нескончаемых очередях.
Особенность изделий состояла в использовании в процессе обработки подглазурной и надглазуной краски разного цвета. Их начали использовать на фарфоровых заводах в 30-е годы прошлого века.
Цвет модели зависел от сорта изделия: первый сорт был красным; второй — синим; третий — зеленым. Наиболее дорогостоящей продукцией являются изделия, изготовленные до 1960 года. Ценные модели не должны иметь трещин, сколов, не быть подкрашенными. Особый интерес для коллекционеров представляет агитационный фарфор, на который нанесены соответствующие лозунги. Подобные изделия изготовлялись небольшими партиями, и до наших дней дошли единичные экземпляры. Следует выделить основные виды. Столовый сервиз. Полный набор чайной, кофейной и столовой посуды назывался столовым сервизом.
В советское время эти обеденные предметы были гордостью любой семьи. Сервиз служил не только украшением, но и демонстрацией достатка в доме. Чайный сервиз. Такие изделия разнились цветом и рисунком. Можно было увидеть как простой рисунок в горох, так и сервиз с замысловатыми узорами, мелкими деталями или геометрическими сетками.
8 видов посуды из СССР, которые можно выгодно продать сегодня
Собрали 10 сервизов производства СССР, которые и тогда были диковинкой, а сейчас так вообще стоят десятки тысяч рублей. Закажите дорогие сервизы советской эпохи. Подлинный антиквариат СССР, России и мира в каталоге в наличии по справедливым ценам. Оплата заказа при получении, доставка в любой. Все аккуратно выставлено и по возможности сформировано в сервизы. Изначально считалось, что чайный сервиз, хрусталь или хороший столовой набор — признак достатка семьи во времена СССР. в основном это были сервизы. Знаменитое «противостояние» павильонов СССР и Германии на Всемирной выставке в Париже 1937 года, на которой сервиз «Красавица» получил Большую золотую медаль.
Императорские сервизы
Петрова-Водкина и П. В 1918-1919 годах занималась на подготовительном отделении Рисовальной школы при... Оригинальная и сложная поэтика текстов Сосноры наследует, в частности, романтизму и футуризму. В 1860 году поступил в ИАХ, в класс исторической живописи Т. Неффа, П. Шамшина, А. Маркова, П.
А во-вторых, тяжелый вес делает форму эффективным оружием для спонтанной самообороны. Примеры цен: Форма для печенья "Орешки" как новая — 6500 рублей. Форма для майонезного печенья почти в идеальном состоянии — 4000 рублей. Форма для печенья "Грибочки" в сильно потрепанном состоянии — 1000 рублей. Подстаканники Чем больше вес ценных металлов в подстаканнике, тем дороже он ценится. Так же относительно выгодно можно продать сувенирные подстаканники, выпущенные ограниченной серией, приуроченной к важному историческому событию. Примеры цен: Серебренный подстаканник "Лебеди" c очень крупной серебряной ручкой — 16 000 рублей. Подстаканник серебро с позолотой "Кубачи" — 4200 рублей. Мельхиоровый подстаканник "Спартакиада 1959" — 1500 рублей. Чугунная посуда для приготовления пищи Чугунные сковородки передаются в семьях в нашей соотечественников из поколения в поколение и существует миф, что со времен еда в них получается все вкуснее и вкуснее. При правильном уходе не замачивать надолго и не храните в сковороде еду чугунные сковородки могут быть пригодны к использованию до 100 и более лет. Примеры цен: Чугунная сковорода для жарки цыпленка табака — 6500 рублей Простая чугунная сковорода без ручки диаметром около 30 см — 2000 рублей Чугунный казан — 2500 рублей Точную цену вашей посуды может сказать профессиональный оценщик винтажа и антиквариата, которые сам не заинтересован в ее покупке и она может в разы отличаться от примеров цен в статье, как в меньшую, так и в большую сторону. Цена очень сильно зависит от региона и степени износа вещи.
Иногда владельцы идут на реставрацию — дефекты можно заделать так, что их совсем не будет заметно, но на цену предмета это повлияет незначительно: дело в том, что после реставрации из посуды нельзя есть — материалы для заделки трещин ядовиты. Зато декоративную функцию такой фарфор будет выполнять прекрасно. Цену определяет не только возраст, сохранность, наличие ручной росписи, количество позолоты и тонкость работы, но и редкость или принадлежность к определенной эпохе. После революции 1917 года российские фарфоровые заводы были национализированы и переименованы, но по факту ассортимент их продукции не изменился: на местах оставались старые мастера, которые отливали посуду в дореволюционных формах или использовали уже отлитые — неокрашенную посуду, которую фарфористы называют бельем. Предметы переходного периода ценятся особо высоко, потому что на классической буржуазной посуде появились советские клейма, а внешне ничего не поменялось. Такой фарфор — большая редкость". Но вскоре революционные идеи отразились и в фарфоре. Половина чашки Малевича и агитпосуда В 1920-е годы в стране становятся популярными пролетарские идеи домов-коммун, которые пропагандировали приучение людей к коллективизму и освобождение от тягот бытового домашнего труда, в том числе и приготовления пищи. Появляются заведения общепита, и для них не подходят старые, буржуазные формы посуды. Надпись украшала все предметы посуды: тарелки, чашки, чайники, молочники. Тогда же появился агитфарфор — его часто путают с номенклатурным. На нем появились лозунги, утвержденные самым Лениным: "Царствию рабочих не будет конца", "Кто не работает, тот не ест", "Пролетарии всех стран, объединяйтесь", "Земля — трудящимся". После революции художественным руководителем Государственного фарфорового завода в Петрограде так переименовали Императорский завод стал художник Сергей Чехонин — ученик Ильи Репина. Все предметы: чашки, чайник, тарелки — были выполнены в форме полусфер и прямоугольников; эта посуда воплощала идеи супрематизма. Ведь если во время чаепития человек пьет с одной стороны чашки, то другая попросту не нужна. Чуть позже ученик Малевича супрематист Николай Суетин создал другой сервиз, ставший культовым среди ценителей искусства во всем мире, — "Бабы", на предметах которого появились авангардные образы деревенских женщин. Авангардная агитационная посуда так и не пошла в массы — в основном ее производили на экспорт, и почти сразу же за ней стали охотиться коллекционеры. Сегодня подобных образцов осталось совсем немного, и каждый предмет оценивается в миллионы рублей. Более 50 лет он был главным художником Дулевского фарфорового завода и создал новый стиль в этом направлении искусства. Если раньше мастера старались подчеркнуть тонкость и изящество фарфора, то Леонов, напротив, сделал ставку на броскость и яркость. Он использовал в своих эскизах народные мотивы, цветочные узоры, позолоту и орнаменты, напоминающие аппликацию. Именно за эту цветастость и схожесть с русскими ситцами фарфор Леонова стали называть ситцевым. Стоимость некоторых довоенных сервизов, выполненных по эскизам Леонова, оценивают в 150—200 тыс. Однако Дулевский завод стал одним из главных производителей и массового фарфора в стране: сервизы, украшенные деколью — переводными картинками — были практически в каждой советской семье. Большие обеденные сервизы на 12 персон, с супницей, соусниками, пиалами, отличались качеством от тонкостенного фарфора, были более тяжелыми и грубоватыми, но обладали привлекательными формами, эстетичным оформлением. Красный в белый горох чайный сервиз, по словам Анастасии Жуковой, до сих пор нежно любим покупателями. А вот если у вас есть предмет из советской массовой серии, но оригинальной расцветки, значит, он стоит гораздо дороже традиционного". Редкость предмета — один из главных критериев, который влияет на цену антикварного предмета. И фарфор не исключение. Если, к примеру, в СССР было выпущено несколько миллионов сервизов с синим орнаментом, а всего пара десятков — точно таких же, но с красным, то красный сервиз будет стоить в разы выше. То есть знакомые всем формы в оригинальном оформлении всегда дороже массовой версии. Заклеенные окна Но все же визитной карточкой советского, а затем и российского фарфора стала "кобальтовая сетка" от ЛФЗ, созданная по эскизам художницы Анны Яцкевич в 1944 году.
Немного истории Фарфоровый завод в городе Бориславле Львовской области Украинской ССР был открыт в 1964 году, в рамках восстановления разрушенного во время Великой Отечественной войны народного хозяйства. Планировалось, что ежегодно он будет выдавать по три миллиона изделий. Продукция, конечно же, поставлялась и в другие города Советского Союза.
"Поищите у бабушки в серванте": за эту вещь из СССР коллеционеры дают баснословные деньги
аукцион и объявления о продаже. Знаменитое «противостояние» павильонов СССР и Германии на Всемирной выставке в Париже 1937 года, на которой сервиз «Красавица» получил Большую золотую медаль. Фарфоровый сервиз ЛФЗ СССР. Ярким представителем является чайный сервиз «Златогривый конь», за который можно получить до 600 долларов. Некоторые советские сервизы сейчас нарасхват.
Советская посуда, которая есть почти в каждом доме (ФОТО)
Бокалы Бокалы и рюмки из серии «Вечерний Луч». Кто-то утверждает, что они немецкого производства, кто-то убежден в том, что посуда из Чехословакии. На самом деле их создали мастера Стрыйского стекольного завода, а серия называлась «Вечерний Луч». Вот так советские бокалы успешно конкурируют с немецким хрусталем и чешской Богемией. Парный сет для двоих, который состоит из бокалов двух размеров, изготовленных из потрясающего синего стекла, до сих пор может считаться настоящим украшением стильного интерьера или романтического стола. Также в этой серии есть две рюмки, объемом 70 мл. Повседневные сервизы Дулевского завода Чайный набор с сиренью от Дулевского завода. Такая посуда изготавливалась из более толстого фарфора и роспись на ней была существенного проще, чем на элитной. Хороший пример — дулевские сервизы. Как правило, их украшали цветочным рисунком: изображали сирень, розы, тюльпаны. Размер мог быть разным, но чаще всего выпускали экземпляры, рассчитанные на шесть персон.
Они включали в себя блюдца, чайные чашки, заварочный чайник, сахарницу и молочник. Иногда составляющей сервизов также были тарелки для пирожков. Чайный набор Городницкого ФЗ Чайный набор в белый горох. Было очень мало квартир, кухни которых не украшали эти милые чашки с блюдцами и чайник. Рисунок незатейливый, но очень популярный в СССР — белый горох на красном фоне.
Первоначальное художественное образование Терешкович получил в частных студиях К. Экспонент выставок...
Племянница шведского короля Адольфа Фридриха. Двоюродная племянница прусского короля Фридриха Великого. Одновременно с обучением в гимназии К. Мая 1912—1919 , он занимался у своего отца и театрального художника О.
Цена вазы Дулёвского фарфорового завода, расписанной Верой Тодорской в 1970-80-е годы, - 600 тыс, а расписанный вручную там же в 1951 году чайный сервиз предлагают за 480 тыс. Статуэтку-лоточек "Поросячье семейство", изготовленную на Дмитровском фарфоровом заводе Вербилки в 1930-е годы, продают за скромные 36 тыс рублей. Моя рука сама тянется к горке, где пылится в ожидании гостей унаследованный от бабушки сервиз с изящными цветочками. А вдруг я - обладатель настоящего богатства?
Выяснить, какой фарфор действительно представляет ценность и что делать с наследством бабушки, мне помогла заведующая научно-хранительским отделом "Музей керамики" Государственного музея-заповедника "Останкино и Кусково" Виолетта Микитина. У многих людей фарфоровая скульптура вызывает ностальгию. Фото: mos. Виолетта Микитина: Да, к нему сейчас действительно наблюдается большой интерес. Прежде всего к агитационному фарфору, который появился в нашей стране после 1917 года. Это вообще всегда была коллекционерская категория, стоит он дорого. Когда фарфоровые заводы были национализированы, появились новые мастера, возникли новые веяния. Например, если брать завод, который был сначала Императорским фарфоровым заводом, затем стал Государственным фарфоровым заводом в Петрограде, а затем Ленинградским им. Ломоносова, там создавались произведения по эскизам известных художников Сергея Васильевича Чехонина, Николая Михайловича Суетина и многих других.
Так что это направление одно из самых дорогих сейчас на рынке. Агитационный фарфор в то время делали на экспорт. Но агитфарфор вряд ли кто-нибудь сегодня найдет у себя на полке. Он уже больше в коллекциях, в музейных и крупных частных. К нам в музей иногда обращаются люди, которые получили в наследство квартиру от бабушки, а там что-то стоит в серванте, и они думают, что это какие-то редкие шедевры.
Мы всегда говорим: пользуйтесь такими вещами. Он скупил несколько известных заводов, на них выпускалось много видов массовой продукции. Был даже такой термин "кузнецовщина". Конечно, там производили и очень хорошие, со вкусом сделанные вещи художественного уровня, но в основном это все-таки была просто бытовая посуда. У меня дома есть "кузнецовские" тарелки, иногда прихожу в гости, и там достают из шкафа "Кузнецова". Да, фамилия известная, она на слуху, и некоторые думают, что там что ни чашка, то шедевр. А на самом деле это очень бытовые тиражные предметы, поэтому пусть они будут дома, радуют вас, напоминают о прадедушках и прабабушках. А что такого необычного в фарфоре? Почему мы так к нему привязаны? Виолетта Микитина: Вообще, фарфор долгое время был окружен легендами. Он был изобретен в Китае в начале VI века и поначалу производился только на личных заводах императора в атмосфере строжайшей тайны. Когда европейцы впервые его увидели, они были поражены - не могли понять, как и из чего он сделан. И, наконец, в Германии в 1708 году немецкие изобретатели Эренфрид фон Чирнгауз и Иоганн Фридрих Беттгер получили первую формулу европейского фарфора. В 1710 году в Дрездене была открыта первая Мейсенская мануфактура, затем его начали производить во Франции. У нас в России он появился в 1744 году благодаря Дмитрию Ивановичу Виноградову. Этот материал всегда очень ценился: он отличался безукоризненной белизной и чистотой. Его называли "белым золотом". Хотя были моменты, когда модным было расписывать посуду целиком, например, в первой трети XIX века всю поверхность покрывали золотым или цветочным орнаментами.