Интересно, что подлинные витражи, для которых Рерих выполнил эскизы, и по сей день можно увидеть в санкт-петербургском Дацане на Приморском проспекте.
В апогее красоты. «Сокровище Ангелов» Николая Рериха
- Навигация по записям
- Сокровище Ангелов. Русская живопись XIX-XX веков. Картина, религия, фреска, икона
- Карточка издания: "Сокровище ангелов" Николая Рериха
- Сочинения по картинам 5-9 класс
Николай Рерих. Сокровище ангелов
Рерих глубоко интересовался этим периодом истории и взаимосвязью скандинавского и славянского искусства. Создавая произведение, он не цитирует, но развивает художественную фантазию древности, дает легендам прошлого новую жизнь. Фотографии с выставки «Николай Рерих», которая проходила с 10 октября 2023 по 10 марта 2024 в Третьяковской галерее на Крымском Валу.
За стенами, по широкой долине в тубы трубят. Все спокойно, и добро, и зло. Краеугольный камень. На нем мир стоит. Вся земная твердь на камень опирается. Бытие все на камне узорами начертано. Пуще всего хранят камень архангелы.
Летом он с семьей отправлялся в имение Извара — участвовал в раскопках местных курганов, изучал связанные с ними легенды. Там же задумал свои первые работы, включая картину «Гонец» о вражде славянских племен. За это полотно Николай Рерих получил звание художника в Императорской Академии художеств, а коллекционер Павел Третьяков приобрел его для своей галереи. Французский мастер стал первым зрителем эскиза картины «Заморские гости». За несколько лет до этого Рерих совершил путешествие по новгородскому торговому пути, представляя, как в старину здесь проплывали варяжские ладьи. На Рериха произвела большое впечатление церковь Святого Духа — он считал, что здесь можно создать нечто подобное древним храмам Новгорода и Ростова. И через несколько лет взялся за создание росписей. Считается, что «Сокровище» художник написал для усыпальницы князя Вячеслава Тенишева, изобразив краеугольный камень мироздания, заключающий добро и зло, который охраняют ангелы. Эта работа художника принесла ему международное признание: картину показывали в Париже, Лондоне, Вене, больше 10 лет она хранилась в нью-йоркском музее Рериха.
Все мои доводы и ссылки на лучших, на Ан[д]желико, на Гоццоли и других попали не по адресу». Княгиня Тенишева предложила отвергнутый эскиз скорректировать и использовать при возобновлении работ по украшению храма в Талашкине. Вокруг Богоматери здесь было написано множество фигур князей, воинов, жен, отроков по подобию православной иконографии «Всех скорбящих Радость» и «О Тебе радуется». Преизобилие сюжетных и ярких декоративных элементов придавало традиционному образу нарочитую новизну и необычность, к чему осознанно стремился художник. Рерих назвал композицию «Царица Небесная над рекой жизни» и посвятил ей поэтический текст: «Высоко проходит небесный путь. Протекает река жизни опасная. Берегами каменистыми гибнут путники неумелые: не знающие различить, где добро, где зло. О малых путников вразумлении, о Божьих путей посещении, о спасении, заступлении, всепрощении. Подай, Господи, Великий Дух». Параллельно с росписями храма в Талашкине Рерих разработал эскизы для часовни святой Анастасии Римлянки в Пскове. Среди единомышленников, друзей и коллег, искренне поддерживающих поиски Рериха в церковном искусстве, были меценаты М. Тенишева, В. Голубев, И. Каменский, архитекторы В. Покровский и А. Щусев, художники и критики А. Бенуа, С. Маковский, Д. Кордовский, мозаичист В. Благожелательно отзывались о росписях и мозаиках Рериха архиепископ Антоний Храповицкий и митрополит Флавиан Городецкий. Эскиз к балету И. Стравинского «Весна священная» Эскиз к балету И. Стравинского «Весна священная». Бумага на картоне, белила, графитный карандаш, гуашь, бронзовая и сереберяная краски. Театральный музей имени А. Николай Рерих вспоминал, что в 1909 году предложил Игорю Стравинскому сюжет для славянского балета: «Действие происходит на вершине священного холма, перед рассветом. Начинается действие летней ночью и оканчивается перед восходом солнца, когда показываются первые лучи. Собственно, хореографическая часть заключается в ритуальных плясках. Эта вещь будет первой попыткой… дать воспроизведение старины, которая не нуждается ни в каких словах». Стравинский немного иначе излагал рождение замысла: «Однажды… в воображении моем… возникла картина священного языческого ритуала: мудрые старцы сидят в кругу и наблюдают предсмертный танец девушки, которую они приносят в жертву богу весны, чтобы снискать его благосклонность. Должен сказать, что это видение произвело на меня сильное впечатление, и я тотчас же рассказал о нем моему приятелю, художнику Николаю Рериху, картины которого воскрешали славянское язычество. Его это привело в восторг, и мы стали работать вместе». Музыкальная партитура была завершена Стравинским в сентябре 1912 года, а в декабре были готовы эскизы костюмов и декораций Рериха. Хореографом стал Вацлав Нижинский. Необычная метрическая организация музыки Стравинского вызвала идею применения в хореографии популярной в то время ритмической системы. Премьера балета «Весна священная» состоялась 29 мая 1913 года и вызвала грандиозный скандал. Публика была возмущена непонятной музыкой, «корявой хореографией» и оформлением Рериха — для одних недостаточно авангардным, для других чрезмерно лаконичным. Однако были и те, кто оценил постановку. Так, граф, дипломат и покровитель искусства Гарри Кесслер записал в своем дневнике: «Внезапно возникло совершенно новое зрелище, нечто абсолютно доселе невиданное, захватывающее и убедительное. Новый вид первобытности в антиискусстве и искусстве одновременно: все [старые] формы разрушены, и внезапно из хаоса возникли новые». Уверенный в художественной ценности постановки Дягилев продолжал включать «Весну священную» в репертуар «Русских сезонов» и убедил всех: в ХХ веке этот балет регулярно возникал в репертуаре мировых театров, каждый раз с оформлением Рериха. Сегодня «Весна священная» насчитывает более 60 хореографических интерпретаций самых известных балетмейстеров. Театрально-декорационное искусство — важная и значимая составляющая творческого наследия Рериха.
Сокровище ангелов. Николай Рерих
Подробно рассказываем о выставке, приуроченной к 150-летию великого художника Николая Рериха, которая проходит в Новой Третьяковке на Крымском валу с 10 октября 2023. Впервые в Москве выставлены ше-девр Рериха «Сокровище Ангелов» (1905; Государственный комплекс «Дворец кон-грессов», Стрельна) и уникальный иконостас для церкви Казанской иконы Божией Матери в Перми (1907) из Пермской государственной художественной галереи. Комментарий пробуждённого к картинам картина «ангел последний» 1942 г. 48. фото: полномочные представители 21 страны американского континента подписывают пакт рериха об охране сокровищ культуры, вашингтон, 15/04/1935. Провенанс картины 'Сокровище Ангелов'. 7 октября 1998 года на аукционе русского искусства Sotheby's состоялась сенсационная продажа монументального полотна Николая Рериха «Сокровище ангелов».
НИКОЛАЙ РЕРИХ
«Рериховский век» в городе на Неве — Музей современного искусства Эрарта | Грандиозна по своему замыслу и картина «Сокровище Ангелов», сюжет которой художник объяснял так: «Ангелы стерегут драгоценный краеугольный камень мироздания, в котором заключено и добро и зло, — символы чего начертаны на камне»19. |
Культурно-общественная акция "Сохраним «СОКРОВИЩE АНГЕЛОВ» для России". | “Сокровище ангелов” — первая работа на тему индийских легенд в творчестве Рериха [40,с.21,22]. |
Николай Рерих. Описание картины — Сокровище ангелов | Исследователи Рериха считают, что это важная деталь: так ангел становится ближе к людям и не оставляет без внимания их беды и чаяния. |
Короткина Л.В. «Камень мудрости» – космический образ в творчестве Н.К. Рериха | Считается, что «Сокровище» художник написал для усыпальницы князя Вячеслава Тенишева, изобразив краеугольный камень мироздания, заключающий добро и зло, который охраняют ангелы. |
Сокровище ангелов 1905 | Кому достанется «Сокровище ангелов»? Вместо того чтобы высиживать яйца Фаберже, надо сохранить для России коллекцию Ростроповича, в которой и Рерих, и Репин, и Бенуа. |
Сокровища ангелов картина рерих - 98 фото
символы чего начертаны на камне». ростропович, вишневская, аукцион, сотбис «Сокровище ангелов» Николая Рериха – один из главных лотов торгов. Другой выкупил коллекцию Ростроповичей, среди которой выдающийся шедевр — полотно кисти Николая Рериха «Сокровище ангелов». Другой выкупил коллекцию Ростроповичей, среди которой выдающийся шедевр — полотно кисти Николая Рериха «Сокровище ангелов». КОМПАНИЯ. О проекте. Новости. Помощь. Рекламодателям. Сокровище ангелов рерих.
Николай Константинович Рерих "Сокровище Ангелов", 1905
На выставке впервые можно увидеть огромное полотно «Сокровища ангелов» — как и картины Врубеля, оно похоже на переливающуюся мозаику. В живописном наследии Николая Константиновича Рериха квинтэссенцией творческого прорыва к возвышенным сферам прославления Нетварного Света стало монументально-декоративное полотно «Сокровище Ангелов». Русский: "Сокровище ангелов". Сокровище Ангелов. Автор. Николай Константинович Рерих. Год.
7 шедевров Николая Рериха, которые нужно знать (КАРТИНЫ)
Эта работа художника принесла ему международное признание: картину показывали в Париже, Лондоне, Вене, больше 10 лет она хранилась в Нью-Йоркском музее Рериха. Впервые картина «Сокровище Ангелов» была выставлена на вернисаже петербургского «Салона» в 1908 году, став «красивейшей религиозной декорацией» на выставке и породив вокруг себя жаркие споры. Сам художник называл ее «частью эскиза стенописи усыпальницы». Под стать росписи или мозаике храма, полотно размером 3,3 на 3,6 метра - проект росписи усыпальницы для храма в Талашкино.
Широко популярный журнал «Огонек» воспроизвел это панно на своих страницах. Редакция пригласила Рериха оставить пояснительный автограф к его картине. Рерих не сочиняет своего Камня с символами добра и зла, а обращается к известному историческому памятнику.
В качестве прототипа краеугольного камня мироздания художник взял уникальный шедевр искусства викингов - Йеллингский камень. Эта массивная глыба высотой 2,5 метра была воздвигнута примерно в 986 г. Кусок гранита с красными прожилками из Йеллинга представляет собой трехгранную пирамиду.
На ее центральной плоскости изображено Распятие, на правой боковой грани выбита руническая надпись, а левую боковую грань украшает великолепная резьба - стилизованный лев, стоящий на трех лапах, и охватившая его тело кольцами змея.
И это беда. Ведь ценность коллекции Ростроповича не определяется простым сложением составляющих ее элементов, а как бы умножается на высочайший рейтинг самого коллекционера. Нам важно, что любил и собирал Ростропович. И интересно нам это уж никак не меньше того, какой фарфор заказывал князь Юсупов.
Значит, коллекцию нужно сохранить целиком в одном месте. И таким местом должна быть Россия. Если этого не сделать, все державные разговоры о необходимости воспитания молодежи в духе патриотизма останутся пустым звуком. На государство, к сожалению, надежды нет. Что-то никак они у нас не дорастут до уровня Мамонтова, Морозова, Рябушинского, того же Третьякова, чья галерея почти не пополняется, увы, современными поступлениями см.
Единственное, что вспоминается, это яйца Фаберже, приобретенные Вексельбергом. Но и подлинность их еще требует доказательства, и сам Фаберже не столь годится на роль гениального сына России, как Репин, Рерих или Ростропович… Нет, конечно, в Лондоне, где и проводится Сотбис, сейчас более чем достаточно наших небедных соотечественников.
Грабарь же, отметив блестящую одаренность Рериха, дает точную характеристику живописной манеры Рериха.
Микешина", унаследовав от того "легкость и быстроту исполнения, иллюстративность исполнения и уверенность в своей неотразимости". Иллюстративность исполнения была очень кстати для археолога, который проводит раскопки и фиксирует свои находки, а фантазия художника служит подспорьем для понимания целостной картины прошлого. Рерих был не единственным из русских художников, увлеченных архаикой.
Как заметил мудрый Максимилиан Волошин, "любовь к архаическому была создана откровениями археологических раскопок конца XIX века. Но Рерих был единственным художником, которые профессионально участвует в раскопках в Псковской, Новгородской, Тверской губерниях, работает в Императорской археологической комиссии. Именно по заданию этой комиссии он с женой объезжает более сорока старых городов России, пишет виды старинных храмов, крепостей, зданий, публикует статьи в защиту старины.
Защищать старину будет и Грабарь, спасая памятники Древней Руси, организуя экспедиции на Русский Север, создавая после революции Государственный музейный фонд и центр реставрации… Впрочем, стариной "переболели" почти все художники "Мира искусства". Только Бенуа пленяли петровская эпоха и французский XVIII век, Бакста - античность, а Рериха - брутальность викингов, мощь "половецких баб" и суровый облик старых крепостей. И надо признать, что они органично смотрятся рядом с ранними полотнами Рериха, будь то мрачные "Идолы" 1901 , яркие "Заморские гости" 1901 или дипломная работа "Гонец.
Восста род на род" 1897. Картина "Бой" 1906 была гвоздем "Салона" в Петербурге, откуда была приобретена в Третьяковскую галерею за 5000 рублей. Здесь, пожалуй, впервые у Рериха история является не в нарядах реконструкторов или древних руин, а в облике природы.
Причем саспенс последней мирной ночи возникает не за счет изображения, а за счет названия. Художник тут апеллирует к воображению зрителя, к его знанию "Повести временных лет" и истории княжеских междуусобиц. Этот прием станет ключевым позже в полотнах гималайской серии: образы заснеженных гор будут отсылать к тайнам духовидцев, к молчанию Будды, к мистическому знанию, которое разделяют художник и зрители.
Ну, или стремятся к этому. Этот прием Рерих отрабатывает в ранних работах. Таких, как "Город строят" 1902.
Сегодня на фоне расцвета девелоперских проектов с башнями выше двадцати этажей картина стройки деревянной крепости из бревен, которые тащат на плечах мужики в белых рубахах, выглядит наглядным пособием смены технологий, в духе "старое и новое". Но в сопровождении строк "Жерлицы дружинной" Алексея Ремизова "…Пришли белые старцы, а за старцами белой станицей чадь с топорами" картина обретает былинный размах. Стилистика, орнаментальная вязь письма становится важнее сюжета.
И Рерих, который сохраняет суровый колорит в своих полотнах, сочиняет орнамент для рам своих картин, дает работам развернутые названия.
Скульптор Сергей Конёнков писал, что «нравственные принципы Рериха в отношении культурного наследия Земли стали нормами международного права». Но уничтожение культурных сокровищ по-прежнему не редкость… — Сам Рерих говорил, что его пакт «не должен остаться на полке законохранилищ». Эти слова нельзя было не вспомнить и после разрушения афганскими моджахедами статуй Будды в долине Бамиана, и после разграбления Национального музея в Багдаде, и после уничтожения православных храмов в Косове… А это лишь малая часть утрат. Становится особенно очевидным, что необходимо осознание глобальной ответственности всех цивилизованных стран за судьбы мирового культурного достояния и консолидация усилий всех, кому небезразлична судьба многотысячелетнего исторического достояния народов мира. Именно к этому призывал Рерих, именно на этот путь он наставлял. Автор её — известный тогда критик Сергей Маковский — утверждал, что в отечественном изобразительном искусстве есть три ярких представителя, чьё творчество обращено к прошлому. По его мнению, Константин Богаевский предпочитал изображать дерево, Лев Бакст — камень, Николай Рерих же посвятил свою кисть человеку. Как же произошла неожиданная для сторонних взглядов трансформация интересов или даже призвания Николая Константиновича?
Он блестяще начинал как исторический живописец, пейзажист — и вдруг Индия, Гималаи, глобальные проблемы человечества… — В нём всё сочеталось неразрывно. Рерих всегда оставался русским художником, однако у него была своя определённая, возможно, сакральная миссия в жизни, и он выполнял эту миссию. Вспомним: история человечества не только череда событий, смена эпох — это ещё история духовности, узловые моменты которой связаны с определёнными людьми. И Рерих был одним из них. К таким личностям он относит, скажем, Николая Гоголя, Андрея Рублёва… Можно ли отнести к ним Рериха и считал ли он себя сам неким наставником человечества? Что же побудило вас уделить добрых четыре десятилетия жизни Рериха и его наследию? Она всегда была моей страной — я же профессиональный индолог — и осталась ею. В 1968 году мне присудили Международную премию имени Джавахарлала Неру и вместе с другими лауреатами пригласили в поездку по Индии. И вот в Мадрасе я вдруг поняла, что мне нужно встретиться со Святославом Николаевичем Рерихом.
О его великом отце я тогда мало что знала.
Н.К. Рерих «Сокровище Ангелов». 1905.
Крамского, Государственный центральный театральный музей им. Бахрушина, Смоленский государственный музей-заповедник, Астраханская государственная картинная галерея им. Догадина, Рязанский государственный областной художественный музей имени И. Пожалостина, Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства, Государственный исторический музей, Государственный комплекс «Дворец конгрессов», Екатеринбургский музей изобразительных искусств, Национальная галерея Армении и Российский государственный исторический архив. Экспозицию составили как знаменитые произведения автора -"Гонец. Впервые в Москве будут показаны шедевр Рериха "Сокровище Ангелов" из Государственного комплекса "Дворец конгрессов" в Санкт-Петербурге и уникальный иконостас для церкви Казанской иконы Божией Матери в Перми 1907 из Пермской государственной художественной галереи. В специальном павильоне экспонируются восемь панно "Богатырского фриза" 1910, Государственный Русский музей , исполненные мастером на сюжеты русских былин для дома промышленника Ф. Бажанова в Санкт-Петербурге. Специально к открытию выставки был завершен первый этап реставрации самого крупного произведения из собрания Третьяковской галереи — задника к легендарным "Половецким пляскам", представленным С. Дягилевым в 1909 году в Париже.
Экспозиция разделена на три части. Выставку открывает "Гонец.
Стерегут камень от лихого прохожего. Непутевый не разбил бы их сокровище. Сокровищем держатся все города ангельские. Без сокровища-камня — разлетятся ангелы.
Всем конец придет». На родину картина вернулась лишь в 2007 году. Коллекция, состоящая из 350 предметов, собиралась около 30 лет. Все эти произведения искусства находились в лондонской и парижской квартирах Вишневской и Ростроповича. Галина Вишневская решила расстаться с коллекцией после кончины Мстислава Ростроповича, последовавшей 27 апреля 2007 года. На торги было выставлено около 20 работ Ильи Репина — крупнейшее собрание, находящееся в частных руках, портреты кисти Боровиковского, Серова , Брюллова , картины Венецианова , Кустодиева , Левитана , Айвазовского , эскиз Александра Иванова к «Явлению Христа народу», эскиз к декорациям Александра Бенуа.
Особо ценны в этой коллекции картина Бориса Григорьева «Лики России» начальная цена 1,5—2 миллионов фунтов стерлингов ; картина Николая Рериха «Сокровище ангелов» 0,8—1,2 миллионов фунтов стерлингов ; «Портрет княгини Авроры Демидовой» Карла Брюллова 0,8—1,5 миллионов фунтов стерлингов , а также 20 произведений Ильи Репина и предметы декоративно-прикладного искусства. Вопреки опасениям российских искусствоведов, уникальная коллекция русской живописи, фарфора, стекла и декоративного искусства не ушла с молотка по частям, а за день до торгов была целиком куплена за «неразглашаемую сумму, существенно превышающую самые высокие предпродажные ожидания» российским бизнесменом Алишером Усмановым. Новый владелец коллекции Мстислава Ростроповича и Галины Вишневский, российский бизнесмен Алишер Усманов передал ее государству.
Данную работу соотносят с росписью для усыпальницы князя Тенишева. На переднем плане, рядом с предводителем ангельских воинств, похожим на архангела Михаила, Рерих изображает памятник древних викингов. Еллингский камень является свидетельством возникновения Дании как государства, относится к эпохе перехода скандинавов от язычества к христианству.
Позднее, в 1920-е годы, художник привез полотно в США, где оно демонстрировалось во многих городах в составе передвижной выставки.
В некоторых изданиях «Сокровище Ангелов» соотносится с росписью для усыпальницы князя В. Художник приступил к работе в 1904 году вскоре после посещения Талашкина и знакомства с княгиней М. На переднем плане, рядом с предводителем ангельских воинств, иконографически схожим с образом архангела Михаила, художник написал «краеугольный камень», памятник древних викингов.
Не только мастер гор: в Новой Третьяковке покажут другого Рериха
Об этом написала министр культуры России Ольга Любимова. По словам министра, проект стал первой выставкой работ Рериха, организованной Третьяковкой. В создании выставки приняли участие Российский государственный исторический архив и 17 музеев, в том числе Русский музей, Музей Востока, Бахрушинский театральный музей, Исторический музей и другие.
Размер: 104 x 233,5 см Где хранится оригинал: Государственный комплекс «Дворец конгрессов» Санкт-Петербург Картина экспонировалась на выставках в Вене 1906 , Париже 1907 , Лондоне 1908 , Мальмё 1914. Позднее, в 1920-е годы, художник привез полотно в США, где оно демонстрировалось во многих городах в составе передвижной выставки. В некоторых изданиях «Сокровище Ангелов» соотносится с росписью для усыпальницы князя В. Художник приступил к работе в 1904 году вскоре после посещения Талашкина и знакомства с княгиней М.
И Воган был с нами, ибо как раз пришел в 11 часов, чтобы увидеть Н. Николай Константинович спросил и его совета, сказав мне: «Пусть и он попробует повесить что-нибудь сам — руки от этого не отвалятся, а удовольствие будет иметь большое». После завтрака мы продолжали работу, закончив на время, ибо завтра Музей будет открыт, а потом продолжим. Потом Н.
Между прочим, он изменил бланк World Service; говорил, что огромное дело начнется, когда откроется «Белуха», читал отчеты Яруи и остался доволен его работой и прибылью. Светик нас забавлял, изумительно подражая браминам и заклинателям змей в Индии. Он вообще удивителен, работает с утра до вечера, работал в Музее, развешивая, ко всем ласковый и всех и все любит — чудесная душа и огромный талант.
Там же задумал свои первые работы, включая картину «Гонец» о вражде славянских племен. За это полотно Николай Рерих получил звание художника в Императорской Академии художеств, а коллекционер Павел Третьяков приобрел его для своей галереи.
Французский мастер стал первым зрителем эскиза картины «Заморские гости». За несколько лет до этого Рерих совершил путешествие по новгородскому торговому пути, представляя, как в старину здесь проплывали варяжские ладьи. На Рериха произвела большое впечатление церковь Святого Духа — он считал, что здесь можно создать нечто подобное древним храмам Новгорода и Ростова. И через несколько лет взялся за создание росписей. Считается, что «Сокровище» художник написал для усыпальницы князя Вячеслава Тенишева, изобразив краеугольный камень мироздания, заключающий добро и зло, который охраняют ангелы.
Эта работа художника принесла ему международное признание: картину показывали в Париже, Лондоне, Вене, больше 10 лет она хранилась в нью-йоркском музее Рериха. Первым опытом стал спектакль «Три волхва» в петербургском Старинном театре.
Н.К. Рерих «Сокровище Ангелов». 1905.
Но силы противостояния остались. Всякое послабление, потеря контроля народа над своими управителями грозит бедой, новыми жертвами. Возрождаются Храмы. Дети видят подвиг отцов и готовятся идти по Пути Света. Будем бдительны! Мир был на грани.
Без Пробуждения Духа народа тьма захватила бы Русь, сравняла бы с лицом Земли Москву, древнюю российскую культуру. В этой борьбе подвиг Духа многим казался необходимым и последним. Всё зависит от нас, от укрепления сил Света, Пробуждения и устремления к созданию единой Божественной цивилизации на Земле. От активности и труда каждого видеть в себе необходимость искоренения негативного, — это наш последний рубеж на страже которого стоит Ангел Последний. Божественное самопрограммирование и саморазвитие каждого из нас, всей системы управления является Путем Пробуждения и создания единой Божественной Цивилизации, достойной Творцов и Охранителей Вселенной, Махатм, Просветленных и Учителей, посланников и носителей Божественного промысла землян.
Пусть они будут в самоуправлении новой Жизни, Божественно устремленным Миром землян. Будут готовы искоренить любую тьму и невежество, войны, захваты, порабощения. Ангел Последний на страже на каждом рубеже, где Свет противостоит тьме. Утро и Поморяне. Вечер 1907 Как жили древние народы на Белом море?
Мы можем догадываться об этом из древних сказок и преданий, а ещё из работ художника, историка Николая Рериха. Эти две работы были написаны, как эскизы к фрескам, но они стали полноправными картинами, иллюстрирующими жизнь древних людей. Первая картина диптиха «Утро» наполнена спокойствием, ежедневными заботами древних поморян. Мать ведёт за руку дитя, старый человек сидит у стены городища, парни охотятся на птицу. Вечер полон загадок и преданий.
Маленькая группа людей греется у костра, а вокруг синева бескрайнего леса. В эти минуты рождались сказки о волшебстве и бесстрашных героях. Массивные облака сошлись над низким горизонтом в клокочущей битве. Верхние облака освещены Солнцем и от них исходит мощное сияние. Нижние слои синих и сиреневых туч клубятся, быстро несутся над землёй.
Это отразилось на пространственном решении зала. Архитектор экспозиции Евгений Асс объясняет: зал с работами на тему Древней Руси выполнен в форме прямоугольной шкатулки, а Восточный — в форме круглой. Это отражает различия в философии двух разных культур и миров. Настоящей сенсацией выставки стал театральный занавес, выполненный художником в 1908 году по заказу Сергея Дягилева для балета "Половецкие пляски", который ставился в Париже.
Огромное полотно общей площадью в 230 квадратных метров отреставрировали к выставке за 4 месяца, и это был первый этап сложных и дорогостоящих работ. И, конечно, удивительно, что он сохранился до нашего времени.
И интересно нам это уж никак не меньше того, какой фарфор заказывал князь Юсупов.
Значит, коллекцию нужно сохранить целиком в одном месте. И таким местом должна быть Россия. Если этого не сделать, все державные разговоры о необходимости воспитания молодежи в духе патриотизма останутся пустым звуком.
На государство, к сожалению, надежды нет. Что-то никак они у нас не дорастут до уровня Мамонтова, Морозова, Рябушинского, того же Третьякова, чья галерея почти не пополняется, увы, современными поступлениями см. Единственное, что вспоминается, это яйца Фаберже, приобретенные Вексельбергом.
Но и подлинность их еще требует доказательства, и сам Фаберже не столь годится на роль гениального сына России, как Репин, Рерих или Ростропович… Нет, конечно, в Лондоне, где и проводится Сотбис, сейчас более чем достаточно наших небедных соотечественников. И многие из них могут захотеть приобрести что-нибудь из коллекции Ростроповича, чтобы потом высиживать, как яйца Фаберже, и изредка демонстрировать немногочисленным гостям из своего круга. Но это совсем не те люди, в чьи руки русские аристократы или сам Ростропович доверили бы хоть что-то — хоть юсуповский фарфор, хоть репинский рисунок… Редакция и акционеры «Новой газеты», президент СССР Михаил Горбачев и депутат Госдумы РФ Александр Лебедев мы уверены в них , а также их соратники в российском бизнесе обращаются к устроителям аукциона Сотбис с просьбой снять с торгов коллекцию М.
Вдова музыканта Галина Вишневская выразила желание и согласие продать коллекцию целиком при условии, что она останется в России.
Экспозиция позволит получить представление об особенностях мировоззрения художника и оценить его вклад в развитие искусства XX века. Яркая жизнь Рериха подобна удивительной легенде. Его жизненный путь начался в России, продолжился в Европе и Америке, а завершился в Индии. Он создал свыше 5 000 произведений, был автором множества статей и книг, возглавил две масштабные научные экспедиции, инициировал первое международное соглашение о защите культурных ценностей — Пакт Рериха, участвовал в археологических раскопках.
Состав выставки: около 150 произведений живописи и графики, скульптуры, произведения декоративно-прикладного искусства, костюмы, книги, мемориальные предметы, а также редкие архивные документы. Собрания: Государственная Третьяковская галерея, Государственный Русский музей, Государственный музей искусства народов Востока, Санкт-Петербургский государственный музей-институт семьи Рерихов, Нижегородский государственный художественный музей, Саратовский государственный художественный музей им. Радищева, Пермская государственная художественная галерея, Воронежский областной художественный музей им. Крамского, Государственный центральный театральный музей им. Бахрушина, Смоленский государственный музей-заповедник, Астраханская государственная картинная галерея им.
Догадина, Рязанский государственный областной художественный музей имени И. Пожалостина, Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства, Государственный исторический музей, Государственный комплекс «Дворец конгрессов», Екатеринбургский музей изобразительных искусств, Национальная галерея Армении и Российский государственный исторический архив. Экспозицию составили как знаменитые произведения автора -"Гонец.
Что искал художник в истории Руси: в Новой Третьяковке открыта выставка Николая Рериха
Русский художник Николай Рерих "Сокровище Ангелов, 1905". Исследователи Рериха считают, что это важная деталь: так ангел становится ближе к людям и не оставляет без внимания их беды и чаяния. Ольга Любимова добавила, что московским зрителям впервые представили шедевр художника «Сокровище Ангелов» и задник к легендарному балету «Половецкие пляски» по эскизам Рериха. На выставке впервые можно увидеть огромное полотно «Сокровища ангелов» — как и картины Врубеля, оно похоже на переливающуюся мозаику.