Достоверно известно, что Василий Перов был приписан к мещанам города Арзамаса. Публике и критикам картина понравилась, а сам Перов этой работой был недоволен и назвал её слишком искусственной и достаточно надуманной по композиции. Василий Перов – известный русский художник, был одним из тех, кто учредил Товарищество передвижных художественных выставок. Когда мы говорим о русском художнике Василии Перове, перед глазами встают известные картины: «Тройка», «Рыболов», «Охотники на привале», которые все знают.
Картину "Охотники на привале" Василия Перова отреставрировали
Всему виной был этот ужасный скандал на открытии традиционной выставки Императорского общества поощрения художников, при котором Мария Николаевна состояла председателем попечительского комитета. Причём слухи о мерзкой картине, ввергнувшей в ажитацию весь бомонд Петербурга, в считанные дни достигли и ушей Его Императорского Величества. Но тот лишь с преувеличенной беспечностью пожал плечами: — Новые веяния, Ваше Императорское Высочество, сейчас властвуют не только в политике, но и в умах молодёжи, в том числе и среди молодых дерзновенных живописцев, замысливших преобразить весь мир российского изобразительного искусства… — Полноте вам, князь! Откуда вообще взялся этот нигилист, кто его привёл?! Профессора находят его будущим гением на небосклоне российской живописи… — Вот как?! Автопортрет Хуже всего, что на мерзкую картину обратил свое внимание и новоиспеченный обер-прокурор Священного Синода — генерал-майор от кавалерии Ахматов, который только и искал случая отличиться на новом поприще и прижать к ногтю всех этих гражданских штафирок, которым, видимо, холодный ветер свободы не только вскружил, но и основательно продул голову.
Тем более что после крестьянских бунтов, вспыхнувших после Манифеста 1861 года, государь дал в руки обер-прокурора настоящий карт-бланш на искоренение всяческого вольнодумства, и можно себе представить, как этот солдафон в рясе будет наводить свои армейские порядки в её епархии. Поэтому скандал следовало погасить как можно скорее. Сие полотно уже приобрёл некий московский купец — господин Третьяков… — Третьяков? Наверное, какой-нибудь нувориш из разночинцев. Впрочем, это не имело никакого значения.
И передайте вашему «гению» и его покровителям, что они доиграются до ссылки в Сибирь! Василий Перов. Крестный ход на Пасху Великая княгиня и не подозревала, что молодой бунтарь Перов как раз родился в Сибири, так что ссылкой и лишениями испугать его было невозможно. Картина «Сельский крестный ход на Пасху» была запрещена к показу, но всё равно она стала одной из самых известных в империи. Тем более что в ХХ веке картиной Перова принялись иллюстрировать в газетах и журналах антиклерикальные статьи, обличающие церковные нравы.
Да и сегодня на сайте Третьяковской галереи, в которой хранится картина Перова, написано: «Мимо зрителя уныло тянется пьяная процессия с иконами и хоругвями. Крестьяне с полузакрытыми глазами бредут к обрыву, будто слепцы. Бросивший их поводырь — одуревший от хмеля священник, раздавивший ногой пасхальное яйцо. Рядом женщина с иконой, у которой утрачен лик. Поодаль — нищий, несущий икону вверх ногами.
Но Всевидящее око на хоругви — будто предупреждение, что этим людям не избежать Высшего Суда... Но не будем повторять измышлений советских пропагандистов. К примеру, Федор Достоевский, который после каторги не переносил двусмысленных ироничных намеков в сторону церкви, отозвался о «Крестном ходе» весьма положительно: «У Перова почти всё правда, та художественная правда, которая дается истинному таланту». Хвалили Перова и другие критики — к примеру, писатель Коваленский, увидевший в картине не просто «богохульство» и «антиклерикализм», но самую искреннюю боль и сопереживание за судьбу государственной православной церкви в Российской империи. Ту самую боль, которую почему-то не видят нынешние верующие люди.
Так о чём же на самом деле была картина Перова? Он принёс в галереи жизнь улиц, лица простых людей, серость, грязь и нищету, о которых он знал более чем достаточно. Он был незаконнорожденным сыном настоящего остзейского барона Георгия Карловича Криденера, семья которого владела обширными поместьями под Дерптом. Правда, в родовом гнезде Суслеп жил его старший брат Мориц, а вот младший — Георгий — пошёл на государственную службу. И к 50 годам Георгий Карлович стал прокурором Тобольской губернии.
В Тобольске он закрутил адюльтер с местной мещанкой Акулиной Ивановой, которая вскоре родила сына Васю — где-то в конце декабря 1833 года. Точная дата рождения художника неизвестна, поскольку сами роды проходили в обстановке полной секретности, и Акулина Ивановна записала сына в церковной метрической книге лишь через несколько лет после его рождения. К тому же записали Василия под вымышленной фамилией «Васильев» — в честь некоего Василия, ставшего крёстным отцом младенца. Тем не менее сохранить в тайне рождение ребенка барону Криденеру не удалось. Вскоре в Петербург пошли доносы, которые стоили Георгию Карловичу не только семьи его супруга тут же подала на развод , но и прокурорского поста.
Но Георгий Карлович повёл себя как настоящий дворянин: он не только признал своего сына, но и сделал Акулине официальное предложение. Позже в семье Криденеров родилось еще два мальчика — Георгий и Николай. Тем не менее юный Василий Васильев не получил ни фамилии отца, ни дворянского сословия, ни прав на баронский титул и герб — всё это, по законам Российской империи, полагалось только законнорожденным детям. Не получил он и денег отца: у барона Криденера уже были официальные наследники — дети от первого брака Георгия Карловича, которые и получили поместья в Самарской губернии. Вторая же семья барона Криденера влачила довольно жалкое существование.
На нем изображен сытый ленивый священник за полуденным чаем и двое истощенных нищих, которых прогоняет от стола прислуга. В январе 1862 года Василий Перов получил стипендию и пансион от Императорской Академии художеств и по традиции отправился за границу. Он посещал музеи Берлина, Дрездена, Парижа, делал наброски в самых бедных кварталах города. Из этюдов родились полотна с уличными музыкантами и нищими, старьевщиками и простыми горожанами — «Слепой музыкант», «Савояр», «Парижская шарманщица» и «Праздник в окрестностях Парижа».
Перов тяготился заграничной жизнью и страстно желал вернуться домой. Еще до того, как истекли предоставленные ему два года, он написал в Совет при Академии художеств: «Осмеливаюсь просить Совет о позволении мне возвратиться в Россию. Причины, побуждающие просить меня об этом, я постараюсь здесь представить: живя за границей почти два года и несмотря на все мое желание, я не мог исполнить ни одной картины, которая был бы удовлетворительна, — незнание характера и нравственной жизни народа делает невозможным довести до конца ни одной из моих работ». После возвращения на родину художник продолжал создавать полотна на социальные сюжеты.
На картинах 1860-х годов появлялись угнетенные крестьяне, изможденные городские дети, безвольные служащие у богатых господ. Параллельно с участием в товариществе Василий Перов преподавал в Московской школе живописи, ваяния и зодчества и попробовал себя в литературном творчестве. На другой день, около полудня, явилась Фанни. Она вошла скромно, даже робко, напоминая только отчасти «погибшее, но милое созданье».
Мастер плодотворно работает на родине. Из-под его кисти выходят всё более зрелые, пронзительные по своему психологическому воздействию работы, обличающие отношение общества к «черни». В них отражена гражданская позиция живописца. Кроме социальных работ художник пишет шедевры, где запечатлен быт простых людей, прекрасные портреты самых талантливых деятелей страны. Художник организует в Москве группу передвижников и на семь лет становится членом ее правления. Он много пишет и при этом успевает преподавать: с 1871-го дает уроки живописи в Московском училище.
Педагогическому таланту Василия Григорьевича Перова отечественное искусство обязано появлением целой плеяды великих художников. В 1881-м художник тяжело заболевает. Лучшие врачи пытаются помочь ему, но болезнь прогрессирует. В 1882-м, 29 мая Василий Перов тихо угасает от чахотки, не дожив до своего 50-летия всего полтора года. Последним пристанищем живописца стало кладбище Даниловского монастыря. Самые известные картины Василия Григорьевича Перова, народного художника Картины Василия Перова — в некотором роде «совесть эпохи».
Каждое произведение — голос заступника за обиженных и обездоленных. Среди наиболее известных шедевров художника: «Чаепитие в Мытищах» 1862. Картина написана по заказу городских властей. При этом она отличается остросоциальной тематикой. Самая страшная и пронзительная картина мастера, свидетельствующая о том, как жилось бедноте в России.
Но доучиться Василий Перов не смог из-за конфликта с одним из учеников. Портрет Василия Перова в юности Еще в школе Перов успешно делал копии известных картин. После возвращения к родителям в 1849 году, юный художник продолжил набивать руку, повторяя за мастерами. Также он начал работу над своими уникальными картинами. Первой среди них стала ныне утерянная композиция «Распятие».
Благодаря совету знакомого семьи, 19-летний парень попытался поступить в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Его работы оценивал руководитель заведения, архитектор Рамазанов, который отметил талант Перова. Благодаря этому появились первые знаменитые картины: «Портрет брата художника, Николя Крюгенера», написанный в 1856 году. За него художник получил свою первую награду — серебрянную медаль от Императорской академии художеств. Первую золотую медаль от академии, вместе с титулом сатирического художника, Перов получил за «Первый чин. Сын дьячка, произведенный в коллежские регистраторы» в 1860 году. Благодаря золотой медали Василий Перов переехал в Санкт-Петербург, где начал писать новые картины, часто изображая священников в неприглядном виде. За это его работы часто не допускали к конкурсам. Но они очень нравились лично Третьякову, кем и были приобретены. Благодаря этому в Третьяковской галерее до сих пор висит много картин Василия Перова.
Тема охоты у Перова Вплоть до 1864 года Перов путешествовал, вначале посетив несколько немецких городов, а потом осев в Париже. В это время он продолжал творить. Но, по заявлению самого художника, он не понимал глубинных эмоций людей за границей. Поэтому оставался недоволен всеми своими картинами и даже вернулся из поездки на несколько лет раньше срока, чтобы вновь заняться творчеством в Москве. Он полностью погрузился в изображение скорби, описание красками страданий крестьянского сословия. На это повлияла скоропостижная смерть жены и двух из трех детей художника из-за болезни. Но в 1869 году все изменилось и мастер смог отвлечься от своего горя. Перов с группой мастеров изобразительного искусства создали «Товарищество передвижных художественных выставок». С этого момента открывается тема охоты у Перова. Хотя первой работой в этом направлении считается «Мальчик-птицелов» 1867 года.
С 1870 года Василий Перов все меньше занимается остросоциальной тематикой. Наряду с темой охоты, наиболее знамениты портреты художника этого времени.
Галерея человеческих трагедий и пороков: 10 самых печальных картин русских художников
один из лучших русских живописцев новейшего времени, родился в Тобольске 23 декабря 1833 года. 1861 Холст, масло Государственная Третьяковская галерея Москва В начале 1860-х Перов создает серию картин антиклерикальной направленности. Картина Василия Перова, изображающая трех охотников за перекусом и разговорами, была написана в 1871 году.
Перов. Картины с названиями и описанием. Годы жизни (1833-1882)
После окончания училища он поступил в художественную школу Александра Ступина. Мальчик усердно учился и даже начал писать масляными красками — раньше, чем другие ученики. В конце 1840-х он уже написал несколько портретов и жанровых полотен: «Нищий, просящий милостыню», «Деревенская тройка», «Народное гулянье в семик». В 1853 году Перов решил продолжать образование — в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Вначале ему было негде жить, он все время испытывал финансовые трудности. Начинающий художник даже однажды чуть не бросил школу, но один из преподавателей, Егор Васильев, приютил ученика в собственной квартире. Скандальная картина В 1856 году Перова ждал первый успех: за этюд головы мальчика он получил малую серебряную медаль на конкурсе Академии художеств. В следующем году за картину «Приезд станового на следствие» — большую серебряную медаль.
В 1861 году Перов окончил Школу живописи и получил золотую медаль первого класса за картину «Проповедь в селе». Тогда же написал еще одну картину со схожим сюжетом — «Сельский крестный ход на Пасхе». В ней показана русская деревня 1860-х годов с нищими крестьянами и безнравственными священниками. Картина вызвала в Петербурге горячие дискуссии: одни хвалили автора за смелость и художественное мастерство, другие были до крайности возмущены таким углом зрения. Через некоторое время полотно сняли с выставки и даже запретили демонстрировать в России. Однако Павел Третьяков приобрел картину для своей галереи. Однако художника мнение критиков не смущало, и в 1862 году он написал следующее социальное полотно «Чаепитие в Мытищах».
На нем изображен сытый ленивый священник за полуденным чаем и двое истощенных нищих, которых прогоняет от стола прислуга. В январе 1862 года Василий Перов получил стипендию и пансион от Императорской Академии художеств и по традиции отправился за границу. Он посещал музеи Берлина, Дрездена, Парижа, делал наброски в самых бедных кварталах города. Из этюдов родились полотна с уличными музыкантами и нищими, старьевщиками и простыми горожанами — «Слепой музыкант», «Савояр», «Парижская шарманщица» и «Праздник в окрестностях Парижа». Перов тяготился заграничной жизнью и страстно желал вернуться домой. Еще до того, как истекли предоставленные ему два года, он написал в Совет при Академии художеств: «Осмеливаюсь просить Совет о позволении мне возвратиться в Россию. Причины, побуждающие просить меня об этом, я постараюсь здесь представить: живя за границей почти два года и несмотря на все мое желание, я не мог исполнить ни одной картины, которая был бы удовлетворительна, — незнание характера и нравственной жизни народа делает невозможным довести до конца ни одной из моих работ».
Марья и Васенька После возвращения художник продолжал создавать полотна на социальные сюжеты. Второе ее название — «Ученики-мастеровые везут воду». Уже работая над картиной, Перов все никак не мог найти образ мальчика — центрального в тройке. Такого, который сразу бы привлек внимание. Как-то, гуляя по Москве, Перов увидел бедно одетую женщину с ребенком, именно таким, которого хотел изобразить.
Выставки 01 октября 2023 1 октября в мире отмечается День пожилого человека. Дата выбрана неслучайно: старость, как и осень, считается золотой порой, поэтому и день в честь старшего поколения выделен в самый разгар осеннего сезона. Старость, как ее видели и воплощали в своих работах выдающиеся живописцы, в обзоре журнала об искусстве Точка ART. Питер Пауль Рубенс «Старуха с жаровней» Старые мастера не раз включали огонь в сюжет своих произведений — как образ стихии, которая может служить во благо и произвести опустошения, как искру жизни, передаваемую из поколения в поколение.
Эта мысль выражена у Рубенса в его «Старухе с жаровней». Мальчик — юное поколение — раздувает огонь жаровни, которую держит старая женщина, и пламя огня отбрасывает блики на лицо старухи. Исследователи установили, что «Старуха с жаровней» — не самостоятельное художественное произведение, а часть большой картины, написанной около 1616 года на дубовой доске, от которой ее отпилили после смерти Рубенса. В течение долгого времени искусствоведы пытались установить, от какой из рубенсовских картин была отделена «Старуха с жаровней», и только в конце XIX века бельгийский исследователь творчества Рубенса Макс Роозес в своих изысканиях пришел к выводу, что это — часть картины «Венера, ищущая убежища в гроте», написанной Рубенсом в 1616 году. На одной части картины Рубенс написал Венеру с Амуром и другими персонажами, а на другой ее позднее отпилили старую женщину с жаровней, мальчика, который, надув щеки, раздувает огонь, чтобы согреть озябшую Венеру, и юношу, подтаскивающего топливо. С этой картины, когда обе части еще были вместе, сделали копию, которая находится в Гаагском музее Маурицхейс. Перов «Странник» Известно, что Перов писал портрет со старика, в жизни которого хотел принять участие, устроить его в приют.
Павел Михайлович Третьяков, купивший ее для своей галереи, получил письмо от художника Худякова, который писал: «…Слухи носятся, что будто бы Вам от св. Синода скоро сделают запрос, на каком основании Вы покупаете такие безнравственные картины и выставляете публично…? Перову вместо Италии как бы не попасть в Соловецкий! Смысл картины — в острой критике социального неравенства, в обличении лицемерия, тунеядства монахов. Поводом для ее создания явились личные впечатления художника от поездки в Мытищи, где он не раз наблюдал подобные сцены. В январе 1862 года Перов на средства Академии художеств был отправлен за границу. Он побывал во многих музеях Берлина, Дрездена, Парижа, изучал полотна старых мастеров. Но особенно много времени проводил в бедных парижских кварталах, посещал народные гуляния, ярмарки, бродил по окраинам города. Картины, выполненные им в эти годы, показывают быт парижских низов, уличных бродячих музыкантов, нищих, тряпичников, простых парижан. Жизнь на чужбине тяготила Перова, его тянуло на родину. Не пробыв и двух лет за границей, художник обращается в Совет Академии художеств и просит разрешения на досрочное возвращение из заграничной командировки. Перову разрешили вернуться на родину. Встреча с русской действительностью, с нищетой и горем, царившими в России после пресловутого «освобождения» от крепостного рабства, производит огромное впечатление на художника. Главным мотивом его творчества становится теперь сочувствие народному горю, основными темами — жизнь трудового люда. Но направленность искусства Перова остается прежней, новые его работы не утратили обличительной силы, гражданского пафоса. Глубина содержания, яркость образов, сила эмоционального воздействия — отличают эти работы. Одной из самых волнующих является картина Перова «Проводы покойника». В последний путь провожает семья родного человека — мужа, отца, кормильца. От конкретных жизненных наблюдений Перов сумел подняться до глубокого обобщения горькой доли русского крестьянина. В картине нет ничего лишнего: продуманна композиция, огромное значение имеют ритмические повторы линий, придающие особую печальную напевность. Унылый зимний пейзаж, серое, низко нависшее свинцовое небо усиливают настроение щемящей тоски, которым веет от полотна. Картина «Проводы покойника» пользовалась и пользуется большой популярностью. Перов выступил здесь подлинным «поэтом скорби», как назвал его художник М. Еще большей силы эмоционального воздействия и художественного лаконизма достиг Перов в одной из наиболее значительных своих картин «Последний кабак у заставы». Глубокой тоской и одиночеством пронизано это произведение. В создании настроения главное место принадлежит пейзажу. Где-то у горизонта, куда убегает дорога, светится лимонно-желтая полоса догорающей зимней зари. Резкими мрачными силуэтами выступают на ее фоне каменные столбы заставы, увенчанные двуглавыми орлами. Ни в одном из полотен Перов не достигал такой выразительности колорита, такой широты и свободы письма.
Вы все поймете сами. Итак, перед нами не шарж, не быстро набросанная карикатура. Перед нами послание, которое художник писал очень долго и тщательно. Послание, в котором многое закодировано, многое требует внимательного прочтения. Давайте попробуем вчитаться. На переднем плане — пирующая братия, центральная фигура при первом взгляде ну очень напоминает одного из нынешних церковных чиновников, а зал немного напоминает трапезную Троице-Сергиевой Лавры впрочем, есть похожие и в других монастырях. Здесь четко прописано все, что нам так претит в сегодняшней церкви — непомерная роскошь, пошлость, лицемерие, стяжательство. Ощущение даже такое, что автор своими персонажами словно перечисляет все то, в чем обвиняют нынче как видно, и тогда церковь. И лица, тщательно прописанные, просто отталкивающие. И это церковь? Здесь вроде бы все тоже понятно. Но по лицу барыни видно — ей самой эта сцена неприятна. Она не получает никакого удовольствия от того, что перед ней так лебезят, ей этого не хочется, да и ее престарелому супругу этого совсем ни к чему, ему бы присесть где-нибудь, и чтобы не приставали. Так что же получается? Да, есть раболепствующие перед властью и богачами церковники. Но это не значит, что их к этому принуждает та самая власть. Это — их личная инициатива, не всегда приятная и уместная для тех, перед кем они лебезят. Итак, мы раскрыли одну из шифровок Перова. Становится интересно: что же еще зашифровано в картине? Продолжим вглядываться. На заднем плане, позади основного стола, стоит еще один стол. Он пуст, единственная утварь — простая миска и одна простая кружка. За столом — тоже братия, но совсем другая. Простые монахи, не имеющие никакого отношения к пирующим. Связующее звено между двумя столами — два монаха, с укоризной смотрящие от заднего стола на то, что происходит на переднем плане. А вот сейчас давайте попробуем взглянуть иначе на композицию, на планы. Он явно неуместен в общей, храмовой обстановке. Он со всех сторон окружен чуждыми ему элементами. Они сами по себе. Да, они находятся в церкви. Но они — не церковь. А что же тогда, кто же тогда церковь? Приглядимся к тому, что происходит за задним столом. Вот здесь и находится истинное монашество. Здесь — простота, чтение Евангелия, общение с народом видите людей, слушающих чтение? И здесь, вдруг, невидимо ни для кого, кроме читающего — некая птичка, словно осеняющая этот стол своим полетом. Да, это не величественный белый голубь, это не глас с небес, слышимый для всех. Это — небольшой знак Его присутствия, видимый тем, кто готов видеть. Читающий Евангелие и стоящий лицом к распятию, лицом к страдающему Христу. Художник нам уже показал часть истинной церкви, но он показывает и больше. Церковь — это не только несколько верных.
Крестный код Перова
Многие работы Перова приобрел П. М. Третьяков для своего собрания картин (сегодня они хранятся в Государственной Третьяковкой галерее). Осенний лес на картине был написан Перовым вместе с другим известным «передвижником» – Алексеем Саврасовым. Знаменитую картину, которая сейчас находится в Государственной Третьяковской галерее, Василий Перов написал в 1866 году. Картина Василия Перова, изображающая трех охотников за перекусом и разговорами, была написана в 1871 году.
12 знаменитых картин Василия Перова
Василий Григорьевич Перов, биография и картины | Перов долго маялся над картиной. |
Перов, Василий Григорьевич. Все картины художника | Критика характеризовала картину как неудачу Перова, как упадок творческих сил художника. |
Тема смерти в картинах российских художников: Василий Григорьевич Перов | Картина Василия Перова ушла с молотка более чем за $1 млн. |
Художник Перов — биография и картины с названиями | 1861 Холст, масло Государственная Третьяковская галерея Москва В начале 1860-х Перов создает серию картин антиклерикальной направленности. |
Перов картины
В 1861 году Перов закончил Школу живописи и получил золотую медаль первого класса за картину «Проповедь в селе». Картины художника Перова необыкновенно реалистичны и изобилуют деталями. Картина русского живописца Василия Перова раскрывает то, как жили люди в XIX веке. Картина Василия Перова ушла с молотка более чем за $1 млн. Об «Охотниках на привале» и еще некоторых знаменитых картинах Перова читайте ниже.
5 картин передвижников, которые должен знать каждый
Все дело в том, что зайцев добывают в поле с помощью охотничьих собак, а вот рябчиков ищут в глухом лесу. Другая деталь — охотничье оружие. Можно заметить как соседствуют ружья и охотничий рожок. Создается впечатление, что охотники решили прихватить все свои «богатства», чтобы удивить друг друга. Ведь охотничий рожок нужен для созыва гончих в одну стаю в охоте, где собаки сами догоняют добычу, и ружья вовсе не требуются. Еще одна удивительная деталь — положение ружей.
Перова «Снятие с креста», 1878г. Перова «Спящие дети», 1870г. Перова «Птицелов», 1870г. Перова «Тройка», 1866г. Перова «Портрет Достоевского», 1857г. Перова «Портрет писателя Сергея Тимофеевича Аксакова», 1872г. Выставка будет интересна широкому кругу читателей. Приглашаем всех посетить нашу библиотеку и познакомиться с творчеством В. Библиотекарь Авраменко Е.
Среднего мальчика Перов долго не мог прочувствовать, найти типаж. Нашел у городского разносчика: женщина с ребенком что-то покупала. Ее звали Марья, она вела сына к Троице-Сергию. Перов написал про это рассказ: Марья даже не хотела брать деньги, все понять не могла, что хочет от нее этот странный человек. Перов привел мать с ребенком к себе в мастерскую, сделал наброски. Спустя годы он встретил женщину, та рассказала ему, что сын Вася умер от оспы. Протянула художнику какие-то деньги в тряпице и попросила продать «ту» картину. Перов отвел ее в Третьяковку, где она сразу среди множества произведений нашла сына. Она повесила портрет рядом с образами. За картину художник получил звание академика. Ему было на тот момент 33 года. Государственная Третьяковская галерея. Василий Перов был охотником, и цикл его охотничьих картин сравнивали с «Записками охотника» Ивана Тургенева. Федор Достоевский после выставки, на которой показали полотно, писал: «Что за прелесть! Конечно, растолковать — так поймут и немцы, но ведь не поймут они, как мы, что это русский враль и что врет он по-русски. Мы ведь почти слышим и знаем, об чем он говорит, знаем весь оборот его вранья, его слог, его чувства». А враль был настоящий — врач Дмитрий Кувшинников, знакомый Перова, Левитана и Чехова, для последнего ставшего прототипом доктора Дымова в рассказе «Попрыгунья».
Вот здесь и находится истинное монашество. Здесь — простота, чтение Евангелия, общение с народом видите людей, слушающих чтение? И здесь, вдруг, невидимо ни для кого, кроме читающего — некая птичка, словно осеняющая этот стол своим полетом. Да, это не величественный белый голубь, это не глас с небес, слышимый для всех. Это — небольшой знак Его присутствия, видимый тем, кто готов видеть. Читающий Евангелие и стоящий лицом к распятию, лицом к страдающему Христу. Художник нам уже показал часть истинной церкви, но он показывает и больше. Церковь — это не только несколько верных. На этом же плане, параллельно заднему столу, мы видим еще два цветовых и световых пятна. Это распятие и иконостас. И таким образом, задний план простирается шире, чем передний, почти обнимает собою все остальное. Но не слишком ли много мы вчитали в картину? Действительно ли художник все это подразумевал? Если и есть какие-то сомнения, то Перов на заднем плане неожиданно четко прописывает слова на стене это особенно видно на оригинале в Русском музее, и к сожалению, теряется в электронных копиях. Если смотреть на картину, то становится ясно, что четко прописанные слова предназначены для зрителя, ведь остальной фон — роспись той же самой стены с цветами и пейзажами — нарисован расплывчато, приблизительно. Итак, мы подходим к самому главному. Перов, умело разбросав разные подсказки по всей картине, заставил всмотреться, вчитаться. Теперь хочется рассмотреть и прочитать и словесное послание. Это — четыре отрывка из Евангелий, четыре разных высказывания Христа. Перов дает нам подборку, которая вряд ли появилась бы именно в этой последовательности, а уж на стене монастырской трапезной — тем более. Первый отрывок, к сожалению, прочесть довольно сложно из-за освещения в музее и бликов , можно только гадать. Эти слова написаны выше всех персонажей картины, представляя словно бы надпись или некий девиз. Они явно обращены к зрителю, к аудитории. Никто из персонажей картины их не видит. Это слова из истории о воскрешении Лазаря. В евангелиях представлено несколько историй о том, как Христос воскрешал из мертвых. Здесь речь идет о воскрешении того, про кого все бы сказали, что и воскрешать уже нечего. Пошли необратимые процессы гниения. Но для Христа нет ничего невозможного. Он — воскресение и жизнь. И здесь эти же слова обращены к церкви, которую многие считают вконец прогнившей, неспособной возродиться. Остальные два послания — нам с вами. Но, во-первых, это еще не вся церковь, а может, и не церковь вовсе. Есть в этих же стенах настоящая церковь, где проповедуется Христос распятый, где обитает Дух Святой. А нам с вами остается следить за собой и не судить. Если есть тот, Кто способен воскрешать, так есть и Тот, Кто способен судить. Нам остается веровать и не судить. Смотреть на Христа распятого. Читать Евангелие. Стремиться к простоте. Чуждаться беззакония.
Перов Василий Григорьевич (1834-1882)
В 1861 году Перов закончил Школу живописи и получил золотую медаль первого класса за картину «Проповедь в селе». й Перов в своих картинах очень точно и чутко передал быт и историю нашего народа. Самые известные картины Василия Григорьевича Перова, народного художника. Еще одной известной картиной социально-реалистического характера Перова является «Тройка» (1866). Перов В. Г. Портрет крестьянина (мужской портрет).
Василий Григорьевич Перов: биография, творчество, лучшие картины русского художника
Поскольку Перов относится к числу известных художников, к продаже его картины стоит как следует подготовиться. Уже работая над картиной, Перов все никак не мог найти образ мальчика – центрального в тройке. Но далеко не все картины получались у Перова легко и непринуждённо, он задумал нарисовать Емельяна Пугачёва, вершащего свой суд над дворянами и вот с этим сюжетом ему пришлось основательно помучиться. Об истории создания картины Перов даже написал рассказ «Тётушка Марья». Самая узнаваемая картина Перова словно продолжает сюжет предыдущего полотна.