О происхождении самых известных промыслов и их месте в отечественной культуре хорошо рассказано в книге Алексея Клиентова «Народные промыслы». Народный гончарный промысел зародился в живописном уральском городке Кунгуре более трех веков назад. настоящий кладезь уникальных презентов. Современные художницы сохраняют не только стилистические особенности народного промысла, но и традицию преемственности по женской линии. Олеся Максимова, главный редактор портала «»: «Народные промыслы – неотъемлемая часть нашего культурного кода: особые художественные традиции столетиями развивались в разных частях страны.
Складные ложки, пряники-птицы, дома с русалками: истории нижегородских промыслов
Русский народный промысел: имя, традиция или бренд? Вдогонку за публикациями старинных фотографий в русских национальных костюмах хочу поделиться с вами фотографиями ремесленников в России и немного рассказать о традиционных промыслах и ремеслах. Народный гончарный промысел зародился в живописном уральском городке Кунгуре более трех веков назад. Более того, народные промыслы являются мощным ресурсом для развития различных видов туризма. А родина этого промысла – село Гжель в Подмосковье, которое дало название целому направлению в росписи фарфора.
Весенняя неделя народных мастеров. Вторник-ремесленник
Когда речь заходит о народных промыслах России, то кажется, что они родились в глубокой старине вместе с лаптями и коромыслом. Раньше это место славилось локальным традиционным народным промыслом – знаменитой ёрговской керамикой. Этот народный промысел появился в конце 18 века на крестьянском предприятии села Павлово, из которого впоследствии развилась платочная мануфактура. Народные художественные промыслы — ремёсла, которые основывались на изготовлении изделий из различных материалов (глины, дерева, металла) и украшении их ручной росписью. По официальным данным, на территории области бытует почти треть всех сохранившихся народных художественных промыслов России. Статья о самых известных художественных промыслах России: хохломская, гжельская, городецкая росписи и др.
Гжель, хохлома и финифть: 12 легендарных народных промыслов, которые можно купить
До наших дней промысел росписи жестяного подноса сохранился только лишь в Нижнем Тагиле и Жостово. Роспись производится обычно по чёрному фону иногда по красному, синему, зелёному , причём мастер нередко работает сразу над несколькими подносами. Основные сюжеты росписи: цветочные букеты, в котором встречаются и пышные садовые, и мелкие полевые цветы и пейзажи, изображающие уральскую природу или старинные города. По назначению подносы делятся на две группы: для бытовых целей под самовары, для подачи пищи и как украшение. Формы подносов бывают круглые, восьмиугольные, прямоугольные, овальные и другие. Тверская роспись деревянной посуды и предметов быта. Роспись — розовые круглые цветы цветы-яблоки в обрамлении простых листиков на ровном золотом фоне [1]. Уральская роспись [1] — одна из разновидностей свободной кистевой росписи масляными красками, распространённая на Урале и в Западной Сибири. Федоскинская миниатюра — вид традиционной русской лаковой миниатюрной живописи масляными красками на папье-маше , сложившийся в конце XVIII века в подмосковном селе Федоскино.
Излюбленными мотивами росписи федоскинских миниатюристов стали популярные в то время сюжеты: « тройки », «чаепития», сцены из русской и малороссийской крестьянской жизни. Особенно ценились ларцы и шкатулки , украшенные сложными многофигурными композициями — копиями картин русских и западноевропейских художников. Холуйская миниатюра — народный художественной промысел зародившийся в селе Холуй Ивановской области, после революции и запрещения иконописного ремесла. Миниатюры исполняют на папье-маше с использованием специальных темперных красок. Обычно расписываются шкатулки, ларцы, брошки, панно, игольницы, кубышки и т. Художники холуйской миниатюры реализуют самые разнообразные сюжеты: исторические, фольклорные, литературные, а также современные, в том числе — натюрморт и пейзаж. Главным отличием холуйской миниатюры является использование синевато-зеленого и коричнево-оранжевого тонов. Дополнительные оттенки применяются лишь для контрастного оживления рисунка.
Золото и серебро применяется ограниченно, только при изображении металлических предметов или в орнаменте. Сам же орнамент строг и сдержан. Холуйская миниатюрная живопись привлекает своеобразием и неброской, но доброй красотой. На дерево при выполнении росписи наносится не золотой, а серебряный оловянный порошок.
В городецкой росписи есть три вида канонической композиции. Первая — цветочная роспись, где изображаются только цветы.
Она наиболее проста в исполнении: живописцы пишут букеты, гирлянды, венки, цветочные окантовки. Вторая — также цветочная роспись, но уже с добавлением птиц или коней. Такие работы наиболее часто встречаются на разделочных досках, и у них есть своя трактовка: предметы быта с конями и петухами символизируют благополучие и счастье, защищают от сглаза. Наконец, третий вид росписи — это жанровые сцены, от которых невозможно отвести глаз. На городецких тарелочках, шкатулках, сундуках выведен целый мир, где гуляют, веселятся, пьют чай, женятся, танцуют. И это далеко не весь список!
Сюжетные композиции имеют свои трактовки: так, одинокая девушка, стоящая возле березки, — невеста, парень на коне — жених; стол, за которым проходит чаепитие, обязательно должен быть уставлен снедью — это символ богатства и благополучия. Некоторые работы сопровождаются поговорками и пословицами, народной мудростью, которая помогают зрителю понять сюжет росписи и верно его трактовать. В Городце, что расположен в 53 километрах от Нижнего Новгорода, есть «Город мастеров» — музей, где широко представлены предметы быта, украшенные замечательной росписью. Жостово Этот вид художественного промысла отличается от всех остальных тем, что рисунок наносится на кованый металлический поднос. Оригинальная жостовская роспись была придумана в деревне Жостово Московской области. Хотя первые упоминания о расписных подносах относятся к XVIII веку, когда на Урале, где располагалось больше всего металлургических заводов, начали украшать металлические подносы, нанося на них рисунки.
Эта роспись называлась тагильской.
Некоторые эксперты отмечают тенденцию к повышению спроса на изделия ремесленных мастеров. На территории одного Центрального федерального округа России сейчас насчитывается около 13 видов народных художественных промыслов, говорится в исследовании сотрудников Российского государственного университета туризма и сервиса.
Гончарное производство и резьба по дереву наиболее популярны в Московской и Ярославской областях. Глиняную игрушку делают в Калужской, Костромской, Липецкой и Тульской областях. Ивановская и Владимирская области славятся лаковой миниатюрой, в Рязани и Липецке плетут кружево, а в городе Ликино-Дудулево производят известный дулевский фарфор.
Например, Павлово-Посадская мануфактура, платки которой известны по всему миру. В городе Торжок Тверской области получил широкое развитие золотошвейный промысел. Находящийся на пересечении торговых путей, раньше город поставлял изделия по заказам церкви, правительственных ведомств и столичной знати.
Сегодня традиции шитья поддерживает предприятие «Торжокские золотошвеи», уникальные экземпляры производства которого выставлены сразу в нескольких музеях города. На фабрике производят разнообразную продукцию: от одежды и текстиля до живописных панно, книг и настенных часов с вышивкой. Искусство получило развитие на фабрике «Тарусская вышивка», где выпускаются украшения для интерьера, элементы одежды и сувениры.
Единственное в России цветное кружево плетут в старинном городе Михайлове Рязанской области. Мастерицы с помощью специальных деревянных палочек-коклюшек создают удивительные по фактуре узоры.
Для производства дымковской игрушки используется местная ярко-красная глина. Монолитны, силуэт фигурок отличается мягкой плавностью и округлостью. Традиционные образы дымковских игрушек —няньки с детьми, водоноски, бараны, индюшки, петухи, олени, молодые люди, скоморохи, барыни. Все они выполнены в ярких контрастных цветах, призывающих показать радость жизни.
Д ы м к о в с к а я и г р у ш к а Слайд 5 Мазыкская шуйская игрушка Изготавливают с помощью топора без использования других инструментов. Слайд 6 Птица счастья Деревянная игрушка в виде птицы, изготовленная с помощью резьбы по дереву. Птица счастья вешается в доме в качестве оберега, хранителя домашнего очага и благополучия. Слайд 7 Филимоновская игрушка Имеют вытянутые пропорции, мягкие очертания формы, они выглядят стройными. В росписи всегда используются чередующиеся полоски. Элементы росписи Слайд 8 Гжель гжельская роспись Гжель — народный промысел в виде изделий из фарфора с росписью.
Свое название этот промысел получил от названия села Гжель в Московской области, где он собственно и возник. Традиционным цветом для росписи является ярко-синий, кобальтовый оттенок на белоснежном фоне. Может наносится тонкий золотой декор или платина. Слайд 9 Городецкая роспись Роспись по деревянным предметам. Различают три базовых вида композиций. Это «чистая» цветочная роспись, композиция с включением мотива «конь», «птица» и сложная сюжетная роспись.
Слайд 10 Роспись кованых металлических жестяных подносов.
Путеводитель по народным промыслам России
Вещество разбавляется водой, узоры наносятся мазками, линиями, а в орнаменте появляются растительные мотивы. Узор выводится на поверхность точно и быстро. Последний этап — покрытие глазурью и контрольное обжигание, чтобы сохранить рисунок и сделать изделие долговечным. Изначально гжель была многоцветная, а в XIX веке основными оттенками стали — синий и белый. Однако цветные изделия в технике гжель встречаются и сейчас. Интересные факты Любимый узор гжельских мастеров — роза. Согласно оценке некоторых источников, в год их изготавливалось несколько сотен тысяч. Гжельские художники всегда почитались и были свободными даже во времена крепостного права.
По переписи 1912-1913 годов количество самоварных фабрик в одной только Туле равнялось 50, а ежегодный выпуск составлял 660 000 самоваров. Тульские самовары проникали во все уголки России, становились украшением ярмарок. Высокое качество Тульских самоваров было оценено не только в России, но и за рубежом. Тульские самовары славились многообразием форм и отделок: в виде бочонков, ваз, в форме яйца, рюмки, украшенные чеканкой и гравировкой, с петлеобразными ручками и причудливой формы кранами. Самовар с круглым туловом называли «шаром», или «персидским» - именно такая форма пользовалась популярностью в странах востока: Персии, Турции. Делали водогреи из листовой латуни, меди, томпака, мельхиора, серебра, иногда золотили. В конце XIX века самовары стали никелировать. Такие самовары, блестящие как зеркало, полюбились покупателям и расходились в разные края.
Ручки и самоварные шишки хватки на простых самоварах изготовляли из орехового или яблоневого дерева, на парадных, подарочных изделиях для знати и царских особ — из слоновой кости. Украшались самовары и цветной эмалью. С 1964 года на Тульском заводе «Штамп», единственном заводе, который в послевоенное время занимался производством самоваров, уже электрических, начали выпускать самовары-сувениры, оформленные художественной росписью в национальных мотивах, часто имитируя и гжель, и хохлому, и жостовскую роспись, что увеличивало их коллекционную ценность. Знаменитая русская «Матрёшка». Появление русской матрёшки было обосновано широким интересом общества к развитию национального искусства. И первая русская матрёшка появилась в конце XIX века в магазине-мастерской Анатолия Ивановича Мамонтова «Детское воспитание» в подмосковном Абрамцево в рамках проекта «Русский стиль».
Выйти Гид по народным промыслам Подмосковья Матрешка, павловопосадский платок, жостовский поднос, гжельский фарфор, федоскинская лаковая миниатюра — все это уже стало символами России и самыми любимыми туристическими сувенирами. Родина этих художественных промыслов — Московская область. Отправляясь в путешествие в подмосковные города, не забудьте посетить фабрики и музеи, принять участие в мастер-классах и купить себе что-то на память. Его история началась в 1832 году, когда купец Терентий Кузнецов основал в городе Ликино-Дулево предприятие по производству изделий из фарфора и фаянса.
Вазы, чайные и кофейные сервизы, кружки, сахарницы и другие изделия быстро обрели популярность благодаря богатой росписи, выполняемой вручную талантливыми художниками. Предприятие работает и сейчас, радуя любителей своими изделиями. При заводе работает музей, где можно посмотреть лучшие образцы продукции и принять участие в мастер-классах по росписи. Федоскинская лаковая миниатюра Адрес: городской округ Мытищи, село Федоскино, ул. Лукутинская, стр. Однажды там сделали табакерку и расписали подобным образом — это оказалось неожиданно популярным и востребованным. Главный символ федоскинской лаковой миниатюры — русская конная тройка. Позже появились и другие сюжеты — пейзажи, сцены из сказок и многое другое. Процесс изготовления изделий не простой — на одну вещь порой уходит до 6 месяцев работы. Фабрика лаковой миниатюры и сейчас продолжает работу в селе Федоскино.
Здесь же открыт Московский областной музей народных художественных промыслов. Он работает ежедневно с 10. Кроме музейных экскурсий и мастер-классов, в Федоскино практикуется посещение производства. Гжельский фарфор Адрес: Раменский городской округ, село Речицы, ул. Мастер-классы «Рисунок» и «Лепка из глины» — 250 рублей.
Это отдельный самостоятельный вид прикладного искусства, где каждая из игрушек — завершенное художественное произведение, выполненное вручную. В 1992 году Аркадий Гаранов и Елена Терсинских основали производство стеклянной елочной игрушки, вложив в ее название собственные имена. Фабрику […] ДПИ Ковровая вышивка Техника изготовления панно заимствована из старинного народного промысла. На его основе, с добавлением технических новшеств и фантазии мастеров, разрабатываются новые оригинальные изделия. Для работы, говорят мастера, необходимо иметь хороший набор несложных, но удобных инструментов и набор ниток многообразной расцветки.
Русские народные промыслы
В целях сохранения и развития отрасли народных художественных промыслов в 2017 году Минпромторгом России был запущен отраслевой портал «». А родина этого промысла – село Гжель в Подмосковье, которое дало название целому направлению в росписи фарфора. "Огонек" инвентаризировал народные промыслы, которые стали визитной карточкой России. Современные художницы сохраняют не только стилистические особенности народного промысла, но и традицию преемственности по женской линии. одна из самых богатых в России по разнообразию народных промыслов. Раньше это место славилось локальным традиционным народным промыслом – знаменитой ёрговской керамикой.
Весенняя неделя народных мастеров. Вторник-ремесленник
Крестецкая строчка (или крестецкая вышивка) — народный промысел, развивавшийся с 1860-х годов в Крестецком уезде Новгородской губернии, издревле заселенном староверами федосеевского согласия. Ведущие в русских народных костюмах познакомили гостей библиотеки с историей зарождения народных промыслов и их особенностями. Удивительные иллюстрации, посвященные русским ремеслам и народным промыслам, создает современная художница Мила Лосенко. Народный гончарный промысел зародился в живописном уральском городке Кунгуре более трех веков назад. Новости и СМИ. Обучение. Художественные, или народные промыслы делают культуру любой страны богатой и неповторимой.