Известно же, что по указанию Петра I «Гетмана Ивашку Мазепу за такое его богомерзкое дело, преосвященные митрополиты и архиепископы и со всем Освященным Собором, того врага Креста Христова, предали анафеме и проклятию вечно». Мазепе удалось завоевать доверие Петра в самые короткие сроки. В 1708 году Мазепа неожиданно предал Петра I и перешёл на сторону шведского короля Карла XII.
МАЗЕ́ПА ИВАН СТЕПАНОВИЧ
Для Мазепы измена стала образом жизни, и Петр был далеко не первым (извините за каламбур), кого предал старый лис. В 1706 состоялась встреча Петра с Мазепой в Киеве, и Мазепа горячо принялся за постройку заложенной Петром Печерской крепости. После того как Петр провозгласил Мазепу «вторым Иудой», его власть, а следов., и действия в качестве гетмана стали считаться незаконными. Главные новости.
«Мазепский — бранное слово»
- Защита казацких привилегий была движущей силой большинства конфликтов украинской истории
- МАЗЕ́ПА ИВАН СТЕПАНОВИЧ
- Курсы валюты:
- От «покоевого» дворянина до гетмана
- Установление шляхетских порядков при Мазепе
Как гетман Мазепа царя Петра предал
Когда в 1689 году русский трон занял Петр I, стареющий гетман поначалу взялся в какой-то мере опекать молодого царя: в частности, давал ему советы, как вести себя с поляками. Со временем Петр и Мазепа стали близкими друзьями. В начале 1690-х Мазепа помог подавить на юге Малороссии восстание Петрика Петро Иваненко , выступавшего одновременно против гетмана и русской власти, участвовал в обоих походах Петра к Азову. Однако после военного совета в Жолкве в марте 1707 года гетман затаил на Петра сильную обиду. Дело в том, что на этом совете было предложено существенно ограничить автономию Малороссии, а также полномочия самого гетмана. Измена 1706 год выдался для России не слишком удачным. В сентябре, после поражения саксонской армии, король Польши и курфюрст Саксонии Август II отрекся от польского престола в пользу Станислава Лещинского, который был ставленником шведов, разорвав при этом союз с Россией. Таким образом у Петра больше не осталось союзников в Северной войне. Мазепа же рассчитывал отдаться под власть нового польского монарха, который, как он надеялся, предоставит Малороссии достаточную самостоятельност ь.
Основная часть казачьих войск за Мазепой не пошла. Карл бежал в Турцию, по-прежнему рассчитывая вызвать новую русско-турецкую войну, что удалось ему только отчасти.
Пётр I предложил Карлу выдать Мазепу в обмен на шведского графа Питера, ближайшего сподвижника Карла, но король отказался, храня верность своему союзнику. Так закончилась эта история. В упомянутом романе Д. Мережковского «Антихрист» Пётр I изображён колеблющимся между традиционным православием, которое олицетворял местоблюститель патриаршего престола Стефан Яворский После смерти Адриана он был назначен Петром , и близким к протестантизму Стефаном Прокоповичем, видным церковным проповедником и писателем того времени. Так ли это было? Так, но только отчасти. Вот что пишет, например, американский историк Р. Масси об особенностях религиозных взглядов Карла XII: «Карл верил в то, что Господь избрал его своим орудием, дабы покарать тех, кто развязывает несправедливые войны. Повседневная жизнь короля, как и всей шведской армии, не мыслилась без молитвы. Когда армия стояла в лагере, солдат созывали на богослужение дважды в день.
Даже в походе по сигналу горнистов в семь утра и в четыре часа пополудни армия останавливалась, и каждый солдат, обнажив голову, становился на колени прямо посреди дороги и читал молитву. Вера сделала Карла фаталистом» «Пётр Великий, т. Как бы ни трактовать такие странные обычаи, но мне это кажется более близким к мусульманству с его обязательными пятикратными молитвами и коленопреклонениями на специально носимыми ковриками. А вот что тот же автор пишет о Петре I. Во время своего путешествия в Европу в 1712 году «царь посетил могилу Мартина Лютера и дом, где он жил. В доме смотритель показал ему чернильную кляксу на стене, появившуюся якобы в тот момент, когда Лютер увидел дьявола и бросил в него чернильницу. Так что едва ли Пётр склонялся к протестантству, хотя и традиционное православие тоже вряд ли одобрял. Думается, что его верой была вера в обновлённую Россию, которую он сам лично в себе и воплощал. Как говорилось вначале, Пётр был именно подвижником, интеллигентом в самом высоком значении этого слова. Санкт-Петербург Февраль 2022 г.
Ключевский «Пётр Великий и его творения».
Каков же он — Мазепа? И почему он так и не смог воплотить в жизнь свои амбициозные планы? Неизвестный художник «Портрет Ивана Мазепы в латах и с андреевской лентой» Ранние годы Мазепы В 1639 году на свет появился человек, которому суждено было сыграть далеко не последнюю роль в истории Полтавской битвы , — Иван Мазепа. Его малой родиной стало село Мазепинцы, которое прадед будущего гетмана получил от польского короля в качестве дара.
Кстати, сегодня в этом селе под Белой Церковью проживает около 400 человек. Известно, что его дед находился в услужении у русского царя, а вот отец Мазепы сначала находился среди соратников Богдана Хмельницкого, а затем переметнулся на сторону поляков. Я думаю, именно от него Иван унаследовал способность менять свои взгляды и перестраивать их под то, что кажется выгоднее. Уже с самого детства Мазепа находился в окружении, что не отличалось лояльным отношением к русским. В большинстве своём это были поляки, негативно настроенные против России, что, несомненно, сказывалось и на взглядах мальчика. Образование Иван получил в Иезуитском коллегиуме, находившемся в Варшаве.
Благодаря отцу сумел устроиться на службу к польскому монарху Яну Казимиру. Несмотря на все недостатки и наличие низменных черт характера, Мазепа был весьма образованным человеком. Получив место при дворе, он стал много внимания уделять своим знаниям, обучался в европейских странах, знал несколько языков. Он не гнушался наговаривать на тех, кто доверился ему, был уличён в предательстве близких людей. Вероятно, именно поэтому многие поляки старались избегать Мазепу, с которым нельзя было откровенничать или, тем более, делиться своими секретами и проблемами. Но король Иоанн Казимир рассудил, что Мазепа поступил неумышленно, и не стал казнить его, а только удалил от двора.
Существовала и иные причины отлучения Мазепы от двора. Согласно одной из версий, ловкий придворный был уличён в любовной связи с супругой знатного пана Фальбовского. Конечно, после такого позора и вспыхнувшей ненависти со стороны Фальбовского Мазепа оставаться при дворе уже не мог. Впрочем, некоторые историки считают этот рассказ вымыслом, слухами, что распространяли недоброжелатели Мазепы а их у него было очень много. В дальнейшем эта история была художественно переработана Байроном, из-за чего и получила известность. Теодор Шассерио «Казачка возле тела Мазепы, привязанного к лошади» Жизнь среди казаков Несмотря на то, что придворный блеск остался в прошлом, Мазепа не собирался оставаться в тени.
Он понимает, что успеха в жизни можно добиться благодаря удачному браку. В 1668 году он берёт в жёны дочь одного из самых влиятельных казацких старшин Семёна Половца, Анну.
Но балтийская политика Петра I не нашла на Украине отклика. Никакого смысла для себя в пробивании «окна в Европу» старшина не видела. Вплоть до начала Северной войны установка «московского духа» так называли Мазепу запорожцы была пророссийской, поэтому Пётр I и включил его в список кавалеров ордена Андрея Первозванного. Власть Мазепы на Гетманщине при безоговорочной поддержке Москвы была пожизненной. Гетман распоряжался войсковой казной и собрал громадные богатства, с которыми не расставался вплоть до смерти в Бендерах. Его ежегодные доходы в 310 900 руб. Бескорыстным меценатом Мазепа не был. Закрепляя владения и крестьян за старшиной, он не пользовался симпатиями простого люда.
Почти каждый год на него составлялись доносы. Поддержка Мазепой старшины вызывала недовольство крестьянства и запорожцев. Для укрепления авторитета он поддерживал церковных иерархов, выделял часть выжатых из народа средств на церковное строительство, а антигетманским выступлениям противопоставлял наёмные охотницкие полки. Северная война тяжким грузом легла на всё Российское государство, и властолюбивый Мазепа болезненно воспринимал понукания Москвы. Он знал, что в анархичной Речи Посполитой любой магнат даже в военное время отстаивал прежде всего собственные интересы. В децентрализованной шляхетской республике, при бессилии королевской власти и сейма, при «золотых свободах», когда любой магнат был деспотом в своих латифундиях, Мазепа мог надеяться стать одним из таких же «крулевят». Пётр I, Екатерина I, И. Мазепа среди придворных Ставку на независимость Гетманщины Мазепа никогда не делал. Он понимал, что при небольших экономических ресурсах, при неразвитом военно-промышленном потенциале и с территориальными казачьими полками соперничать с Османской империей, Российским царством или Шведским королевством Гетманщине невозможно. Обманувшись, как и все в Европе, военной славой шведского короля, Мазепа решил сменить русский вассалитет на польский при военном покровительстве абсолютистской, но далёкой Швеции, которая, как ему казалось, могла бы защитить его власть и накопленные сокровища.
Мазепа знал о вековой борьбе украинцев против католической Польши, но будущая судьба казаков и простого люда под властью Короны Польской, которая в 1699 г. Возможность новых казачьих бунтов и повторение «руины» он игнорировал. Мазепа недальновидно пренебрёг и интересами части старшины, ориентировавшейся на православного государя, из рук которого можно будет получать все блага и привилегии. А для простого люда, возможно, был важнее единственный «во Вселенной» православный государь, чем местный гетман. Установка на совместную жизнь в православном государстве с великороссами стала определяющей для украинцев почти на два века 5. Ныне Мазепа возведён в ранг героя Украины потому, что был уникален — он в последний год жизни призвал казаков к походу на Москву вместе со шведами и возглавил «антимосковскую революцию». Амбициозность была его отличительной чертой. Внимательно следя за конъюнктурой и страстно желая пробиться наверх, он семь раз менял хозяев. В 1654 г. Около 1655 г.
В тяжёлый 1660 г. Как и поляки, он считал в глубине души русских «варварами» и приобрёл стойкую неприязнь к ним 7. Метивший на высокие места в католическом государстве, Мазепа, возможно, и дальше служил бы ему, но будучи недавно принятым в состав польской шляхты, был выдавлен из неё спесью местной знати. В 1663 г. Мазепа принял участие в подготовке польского похода на Левобережную Украину и тогда же бросил королевскую службу. В 1666 г. Попав в плен к запорожцам, он чудом избежал смерти и с 1674 г. Самойловичу, поднявшему его до чина генерального есаула. Россия в то время стремилась закрепить за собой Левобережную Украину путём мирного соглашения с Речью Посполитой. Мазепа, вопреки идее «соборной Украины» Самойловича, поддержал «пропольскую» политику Москвы.
В 1687 г. Так, благодаря смене очередного покровителя, 25 июля 1687 г. Мазепа стал обладателем вожделенной гетманской булавы и торжественно в шатровой церкви на р. Коломаке дал присягу и обещание «пред святым Евагелием Господу Богу… быти у их Царского Величества у их государских наследников в вечном подданстве верно и постоянно». Голицын, устроили приём Мазепе и нескольким сотням казаков, надеясь использовать украинскую поддержку против Нарышкиных 8. Однако Мазепа отрёкся от благодетелей и совершил кульбит к ногам 17-летнего Петра I. В октябре 1708 г. Нельзя не признать, что Мазепа, как тонкий психолог, обладал почти гипнотическим даром внушать свои мысли и чувства. Собственный политический опыт и ум он ставил выше, чем у всей старшины вместе взятой. Подражая «европейским стандартам», гетман освоил немецкий и итальянский язык, на латыни говорил не хуже иезуитов, выписывал французские и голландские газеты, собирал коллекцию оружия, картины и библиотеку.
В батуринском замке, где устраивались щедрые застолья для старшин, которых он исподволь подстрекал к недовольству, гетман вывесил портрет Петра I 9. Когда Польша расползалась по швам, его ум не мог отрешиться от стереотипа польского доминирования на востоке. Гетман И. Мазепа «Ляхолюбец» не был ни народным пассионарием, ни «батьком» для казачества, как Семён Палий. Поднимать восстания, как Палий и Кондратий Булавин, он не мог, не хотел и не был способен.
Предатель свободы и веры: Как Мазепа продал Украину польскому королю
Иван Мазепа, гетман Войска Запорожского, прославился прежде всего тем, что предал российского императора Петра I. Панихиду по гетману Мазепе, предавшего русского царя Петра I во время Северной войны, отслужат в Киево-Печерской лавре 11 июня 2023 года, сообщило Министерство культуры и информационной политики (МКИП) Украины. Путь Мазепы в Москву 16:18 Мазепа предает своего покровителя Самойловича и становится гетманом 20:20 Какими качествами Мазепа сумел очаровать Петра I? После того как Петр провозгласил Мазепу «вторым Иудой», его власть, а следов., и действия в качестве гетмана стали считаться незаконными. Но, схватив казну и предав Петра, Мазепа сослужил русским войскам неожиданную службу.
Почему Мазепа предал русских и Петра
Ту же роль проводников западного влияния на Украине, кстати, и сейчас играют католические "учебные заведения", представляющие собой полноценные политико-лоббистские институты. Можно возразить, что оригинал упомянутого договора Мазепы и Лещинского не сохранился что, впрочем, не так уж и удивительно для документов начала XVIII века. Но даже у западных историков ХХ века нет сомнений в том, что таковой действительно существовал. Лайфа году его Мазепы. Лайфа посланец заключил договоры с Карлом и Лещинским, с первым чисто военного характера, со вторым — политического. Самому Мазепе была обещана награда в виде удельного княжества вроде Курляндии, выкроенного из воеводств Витебского и Полоцкого, — писал , например, видный польский историк Юзеф Фельдман в книге "Польша в эпоху Великой Северной войны, 1704—1709 гг. Станислав Лещинский. Лайфа , которая нар[яду] с др[угим] в пункте 8 предусматривал возврат Польше утраченных ею "восточных земель", то есть, очевидно, Левобережья Украины Гетманщины... Мазепа договаривался с Лещинским об объединении которое выше названо "возвращением Польше восточных земель".
По словам местного жителя, с которым пообщались общественники, на месте знака поставят памятник в виде корабля в честь посещения Петром I Острогожска. Почему в городе решили избавиться от памятного знака, «Вести Воронеж» уточняют у администрации района и регионального управления по охране объектов культурного наследия.
В апреле воронежский историк Николай Сапелкин заявил о том, что в надписи на таблице допущена фактическая ошибка. Не было тогда никакой Украины, а он был гетманом Войска Запорожского. При чтении складывается представление, что царь выразил благодарность Мазепе за безупречную службу его казаков.
Гетман уговорил девушку порвать с отчим домом и переехать жить к нему. Кочубей был в ярости и писал Мазепе гневные письма, но тот лишь отвечал, что поступал великодушно, 16 лет терпя их «поступки смерти годные». Тогда Кочубей принялся слать доносы на Мазепу в Москву, но царь не стал церемониться с клеветником на своего друга. По приказу Петра за ложный донос Кочубея казнили.
Мазепа и Карл XII: на стороне врага Мазепа говорил, что «без последней нужды» никогда не изменит царю. В 1705 году он принимал участие в походе против шведского короля Карла XII, но уже через два года вступил с ним в переговоры за спиной Петра. Мазепа хотел иметь больше власти, однако после военного совета в 1707 году стало понятно, что государь настроен на ограничение автономии Малороссии и самостоятельности гетмана. Он надеялся, что шведский и польский короли помогут ему в отделении Украины от России. Но, схватив казну и предав Петра, Мазепа сослужил русским войскам неожиданную службу. Именно он посоветовал шведскому королю идти на Москву через Полтаву. Осаждая ее два месяца, шведы потеряли почти весь запас пороха, так что к началу битвы осталось зарядов всего на 4 орудия.
Источник: wikipedia. Он послал войска в Запорожскую Сечь и приказал ее уничтожить. Даже несмотря на то, что часть казаков перешли на сторону Мазепы, поскольку подобные «шатания» начались несколькими годами ранее, часть из них впоследствии вернулась под крыло русского царя.
К милостивым ногам вашего царского величества покорно отдаёмся». Здесь следует сделать одно важное замечание: якобы в честь 300-летия этого события Н.
На этом документе почему-то сегодняшние украинские власти и основывают свои претензии на Крым якобы на законных основаниях — федеративная республика в отличие от автономной имела право на самоопределение вплоть до отделения. В процессе декоммунизации следовало бы заметить, что при распаде СССР должны были автоматически аннулироваться все указы и постановления советского периода — это моё частное мнение. Польша сгинет, а РУСЬ будет процветать... Здесь имеются в виду территории около Киева, которые он считал русскими или, как говорили в то время, «руськими». Легко заметить, что ни о какой «Украине» речи не было.
Само слово «украина» возникло только в середине XIX века и означало «окраина». Наш крупнейший историк С. Соловьёв в исследовании «История государства российского» постоянно пишет об «украйнах» — западных, южных и даже сибирских, не вкладывая в это понятие какого-либо национального фактора. Зато очень существенно понятие казачества. И Богдан Хмельницкий, и его преемники вплоть до Ивана Самойловича и самого Мазепы считали себя гетманами Запорожской Сечи войска Запорожского, но никогда не претендовали на некую «Украину» в качестве некоего национально-территориального образования.
Измену гетмана Мазепы — в великолепной поэме А. Пушкина «Полтава» — и следует принимать как попытку восстания казачьей вольницы против государственных устоев. Аналогичных примеров в истории немало. Здесь вспоминается и анархист Нестор Махно, и множество атаманов времён Гражданской войны, и даже генерал П. Но все эти начинания ничего общего с мнимой «Украиной» не имеют.
После победы в Полтавской битве и смерти Мазепы в 1709 году Пётр I не только ужесточил крепостное право, можно сказать, истребив понятие «казачьей вольности», но и поставил окончательный крест на мнимой самостоятельности Малороссии. Подробнее я писал об этом в статье «Миф об Украине». Прежде всего, обратим внимание на появление существующего и поныне так называемого жёлто-блакитного так называемого флага, символику который украинофилы объясняют как объединение неба с колосящимся пшеницей полем. Но есть и другой факт: шведский государственный флаг тоже жёлто-голубой и представляет собой жёлтый крест на голубом поле. Так не возникнет ли здесь неких, может быть, странных аллюзий.
Исторические факты свидетельствуют о том, что ещё Богдан Хмельницкий заключил в 1657 году тайный договор со шведским королём Карлом Х дедом Карла ХII , и попытался выслать 12-тысячное войско на помощь шведам, боровшимся в то время с Польшей. Швеция в то время, несмотря на относительное поражение в Тридцатилетней войне оставалась одним из самых могущественных государств в средней и восточной Европе.
Последние выпуски
- Юность Мазепы
- Мазепа, Иван Степанович | это... Что такое Мазепа, Иван Степанович?
- III.Деятельность и.Мазепы в годы Северной войны (1700-1709гг.)
- Иван Мазепа - биография, новости, личная жизнь, фото -
- Иван Мазепа — биография
- Плюнули сами в себя
МАЗЕ́ПА ИВАН СТЕПАНОВИЧ
Вернувшись в Украину, служил у гетмана Правобережья Петра Дорошенко, став впоследствии генеральным писарем, а после перехода в 1674 году к гетману Левобережной Украины Ивану Самойловичу, служил в Переяславском полку и, отличившись военным талантом и мужеством, был избран генеральным писарем. Приход к власти Ивана Мазепы Герб семейства Мазепы В 1686 году под давлением Москвы 50-тысячное казачье войско Самойловича приняло участие в крайне неудачном украинско-русском походе против Крымского Ханства. Это стало формальным поводом для отстранения от власти корыстолюбивого гетмана, который после заговора казацкой старшины, доноса и ареста был сослан в Сибирь вместе с семьей, а его сына Григория казнили. Благодаря влиянию Василия Голицына, фаворита русской царевны Софии 4 августа 1687 года на казацком совете в селе Коломак ныне Харьковская область Иван Мазепа был избран новым гетманом Левобережья. Здесь же были подписаны и Коломацкие статьи с московскими царями Иваном и Петром и царицей Софией, которые декларативно подтверждали казацкие права и привилегии, но ограничивали политические права гетмана и его правительства. Репродукция картины работы Осипа Куриласа 1910.
В тот же период времени, предположительно, Мазепа замыслил возможный переход на сторону Карла XII и образование из Малороссии «самостоятельного владения» под верховенством Польского короля. Как сообщает в главе 13 своей книги Таирова-Яковлева [26] , точная дата начала переговоров неизвестна, но 17 сентября 1707 года Мазепа открылся своему генеральному писарю Орлику. Было очевидно, «что речь шла о заранее продуманном плане» [26]. В «своей беседе с Орликом Мазепа объяснял свои переговоры с Лещинским исключительно военной угрозой». Таким образом, уже за год до перехода на сторону Карла Мазепа подготовил почву для того, чтобы в случае «крайней и последней нужды» перейти на сторону противника, если тот будет побеждать. Существуют сведения, что первый замысел перехода на сторону Швеции обсуждался Мазепой и вдовой княгиней Дольской, по первому мужу Вишневецкой, в конце 1705 года известны письма Дольской. Позже Мазепа вступил в тайные переговоры сперва с княгиней Дольской, затем с королём Станиславом Лещинским , в частности, через иезуита Заленского [12]. Чтобы привлечь Мазепу на свою сторону, в 1706 году «княгиня Дольская передала Мазепе слова Б. Незадолго перед тем Мазепа обвинил фастовского полковника Палея в измене Петру и в стремлении изменить порядок украинской жизни в пользу казацкой голытьбы и черни, Палей был отправлен в Москву, а оттуда сослан в Томск. С 1688 года Мазепа был предметом ряда доносов Петру, говоривших о его измене. Пётр доносам верить не хотел; доносчиков наказывали, а доверие царя к гетману только возрастало [14] [26]. В конце августа 1707 года последовал новый, опасный донос на Мазепу со стороны генерального судьи В. Кочубея , посланный с севским иеромонахом Никанором, который прибыл в Москву 17 сентября. Но донесение было признано ложным в свете хорошо известной личной вражды между Кочубеем и Мазепой: в 1704 году у Мазепы был роман с дочерью Кочубея — Матрёной, которой он был восприемником крёстным отцом , что сделало брак невозможным, поскольку такая связь считалась инцестом. Яковлев явился благовещенскому протопопу духовнику царя , который представил его царевичу Алексею Петровичу. Царь счёл новый донос опять ложным, поручив разбирательство друзьям гетмана: Гавриилу Ивановичу Головкину и Петру Павловичу Шафирову. Напуганный этим доносом, Мазепа после благополучного для него исхода следственного дела по приказу Петра I Кочубей и также доносивший на Мазепу полтавский полковник И. Искра подверглись пыткам, после чего, 14 июля 1708 года, были обезглавлены [14] ещё энергичнее повёл переговоры со Станиславом Лещинским и Карлом XII, закончившиеся заключением с ними тайных договоров. Мазепа предоставлял шведам для зимних квартир укреплённые пункты в Северщине, обязывался доставлять провиант, склонить на сторону Карла запорожских и донских казаков, даже калмыцкого хана Аюку. В 1708 году Мазепа всё ещё пользовался доверием царя. Осенью 1708 года царь Пётр пригласил Мазепу присоединиться с казаками к русским войскам под Стародубом. Мазепа медлил, ссылаясь на свои болезни и смуты в Малороссии, вызванные движением Карла XII на юг и его предложениями. В то же время он совещался со старшинами, примкнувшими к нему, и вёл переговоры с Карлом через Быстрицкого и переписку с Меншиковым через А. Меншиков решил навестить якобы больного Мазепу. Опасаясь разоблачения, Мазепа с гетманской казной бежал в конце октября с левого берега Десны к Карлу, стоявшему лагерем на юго-востоке от Новгорода-Северского , в Горках. С Мазепой было всего 1 500 казаков. Из шведского лагеря гетман написал письмо Скоропадскому, стародубскому полковнику, разъясняя причины своего перехода и приглашая старшину и казаков последовать его примеру. Уничтожение Запорожской Сечи Основная статья: Запорожская Сечь К шведам, кроме трёхтысячного отряда Мазепы, позднее присоединилась часть запорожского войска под началом кошевого атамана Константина Гордиенко в количестве до 7 тысяч человек. По сведениям Д. Яворницкого, после жестокой свалки взяты были в плен — кошевой атаман, войсковой судья, 26 куренных атаманов, 2 монаха, 250 человек простых казаков, 160 человек женщин и детей. Из того числа 5 человек умерло, 156 человек атаманов и казаков казнено, причём несколько человек были повешены на плотах и самые плоты пущены были вниз по Днепру на страх другим [28]. Костомаров так описывает «треугольник» Пётр-Мазепа-Сечь: «Перед царём, выхваляя свою верность, он [Мазепа] лгал на малорусский народ и особенно чернил запорожцев, советовал искоренить и разорить дотла Запорожскую Сечь, а между тем перед малоруссами охал и жаловался на суровые московские порядки, двусмысленно пугал их опасением чего-то рокового, а запорожцам сообщал тайными путями, что государь их ненавидит и уже искоренил бы их, если бы гетман не стоял за них и не укрощал царского гнева» [14]. Мазепа писал Головину о своём давнем недруге Косте Гордеенко: «Запорожцы ни послушания, ни чести мне не отдают, что имею с теми собаками чинити? А все то приходит от проклятого пса кошевого… Для отмщения ему разных уже искал я способов, чтоб не только в Сечи, но и на свете не был, но не могу найти…» [26] Но случилось так, что Сечь была уничтожена русскими войсками именно тогда, когда часть запорожцев под водительством Гордеенко поддержала Мазепу. По этому поводу Т. Таирова-Яковлева высказывает интересную гипотезу о роли раздоров с Сечью в безнадёжном переходе Мазепы к шведам: «Кто знает, может быть, Мазепа, понимая, что гибнет, намеревался утащить в эту пропасть и Запорожье, которое он всегда считал врагом Гетманщины? Там были значительные запасы провианта и артиллерии, имелся хорошо подготовленный и преданный Мазепе гарнизон, которым руководил полковник Дмитрий Чечель. Планам Мазепы и Карла помешали войска под водительством Меншикова, взявшие крепость и все припасы в ней. Батурин был разорён, а гарнизон сердюков уничтожен. Во время этих событий погибло, по разным оценкам, от 5 до 15 тыс. Павленко 5 — 6,5 тыс. Непредубежденный взгляд» — 6 — 7 тыс. Уничтожение войсками Карла XII городов и сёл Украины «Во время перехода под Гадяч, спровоцированного русскими, шведам пришлось выйти из теплых хат на лютый мороз. Более ста шведских солдат отморозили себе руки и ноги, несколько десятков погибло.
А через несколько дней в Троицком соборе Глухова казаки предали Мазепу «вечному проклятию» и символически казнили предателя: «Вынесли на площадь набитую чучелу Мазепы. В апреле 1709 года войска Карла подошли к Полтаве. Шведский король надеялся легкой победой поднять настроение своих солдат, захватить находившиеся в городе припасы. Но вскоре он понял, что взять крепость сходу не удастся, и приступил к длительной осаде. Полтава пережила множество вражеских штурмов. Ее защитники не упускали шанса нанести шведам чувствительный урон, постоянно беспокоили их дерзкими вылазками и диверсиями. В июне в небольшом отдалении от осажденного города собрались основные силы русской армии. Солдаты быстро выстроили вокруг Полтавы земляные укрепления — ретраншемент и редуты. К этому моменту русская армия уже превосходила шведскую по численности и вооружению. Карл XII решил положиться на свой излюбленный прием — внезапность нападения. Ночью 7 июля Карл отдал приказ наступать на русские позиции. Однако застать врасплох русских ему не удалось. С наших редутов по подошедшим шведам ударил ураганный огонь из ружей и пушек. Шведы понесли большие потери и смогли лишь ненадолго захватить два недостроенных редута. Пробившихся к лагерю захватчиков ожидали русские пешие и конные полки. К утру шведам удалось частично взять еще несколько укреплений, но на этом их наступательный порыв иссяк. Инициатива полностью перешла на русскую сторону. En Денис Мартен. Их войско беспорядочно бежало. Как сообщала «Гистория свейской войны», «швецкое войско ни единожды потом не остановилось, но без остоновки от наших шпагами и багинетами колоты, и даже до обретающегося лесу… гнаны». Шведы были наголову разбиты. Большая их часть попала в плен. Карлу XII и Мазепе удалось бежать на территорию Османской империи в крепость Бендеры, где спустя несколько месяцев гетман умер. Разгром под Полтавой мощного шведского войска изумил европейские державы, со времен Смуты считавшие Россию слабым государством, и заставил их вновь считаться с нашей страной. После истории с Мазепой были предприняты меры по недопущению дальнейших предательств. Петр учредил Малороссийскую коллегию, взявшую на себя часть управления делами Малороссии. В среде казацкой старшины, желавшей управлять простыми казаками по-старому, подспудно зрело недовольство. И не случайно выходцем именно из этой среды, как считают историки, в первой половине XIX века был написан псевдоисторический документ под названием «История Русов». В «Истории Русов» Мазепа возводился в ранг народного героя и борца за обретение независимого украинского государства. Вышеупомянутый момент, когда Мазепа, приблизившись к шведскому лагерю, открыл свои истинные планы удивленным казакам, авторы «Истории Русов» превратили в громкую политическую прокламацию «к войску и народу Малороссийскому» на тему независимости и нейтралитета Украины: «Мы стоимъ теперь, Братiя, при двухъ пропастяхъ, готовыхъ насъ пожрать, ежели не изберемъ пути для себя надежнаго ихъ обойти. Понятие «мазепинцы» для характеристики сторонников гетмана-предателя среди старшины было введено в оборот в 1884 году вышеупомянутым историком Костомаровым в его работе «Руина, Мазепа, мазепинцы». Политический же окрас термин «мазепинцы» приобрел в последнем десятилетии XIX века в Галиции. Изначально галицкие русофилы употребляли его в отношении русинских политиков и общественных деятелей, чрезмерно лояльных к польской администрации Галиции. Но вскоре «мазепинцами» начали называть всех апологетов украинства — от умеренных «автономистов» до радикалов-«самостийников». В Российской империи термин «мазепинцы» распространился в 1908—1911 годах благодаря Киевскому клубу русских националистов ККРН и его председателю А. В резолюции клуба от 24 ноября 1911 года мазепинство называлось главной угрозой целостности страны. В своих докладах ККРН разделял политически активных малороссов на сторонников единства Малороссии и России, называвшихся «богдановцами» по имени Богдана Хмельницкого, и сепаратистов-«мазепинцев». Актуальным политическим содержанием понятие «мазепинство» наполнилось в период окончательного решения «русского вопроса» в Галиции, где в 1914—1917 годах австро-венгерские власти проводили геноцид русского населения. Первые концлагеря в Европе «Талергоф» и «Терезин» были построены именно в Австро-Венгрии для уничтожения русских. В 20-е годы бывшие узники этих концлагерей издали «Талергофский альманах», описывавший зверства австрийских и местных польских властей, осуществлявшиеся при непосредственной помощи сограждан-мазепинцев: «Роль этих народных предателей, т. Детеныши национального изменника русского народа из-под Полтавы, вскормленные под крылышком Австрии и Германии, при заботливом содействии польской администрации края, в момент войны Австрии с Россией… сыграли мерзкую и подлую роль… в отношении бесконечных жертв австро-мадьярского террора и насилия над карпато-русским населением». Стоит отметить, что в слово «украинец» тогда вкладывали политический, а не этнический смысл. Подобно «богдановцам» и «мазепинцам» Малороссии русины Галиции делились на русофилов и «украинцев». Местная польская и мазепинская печать с восторгом и злорадством сообщала всё новые известия об арестах и казнях, в особенности крестьян. Мазепинские газеты… печатали целые фельетоны о том, как вешали и расстреливали русских в провинции… и во Львове», — приводил «Талергофский альманах» свидетельство очевидца. Не правда ли, описываемая картина созвучна со злорадством современных украинствующих по поводу «горелой ваты» так на украинских интернет-форумах называли людей, сожженных националистами в Доме Профсоюзов Одессы и «оторванных лапок самки колорада» так на тех же форумах говорили о женщине с оторванными ногами в бомбардируемом киевскими снарядами Луганске? И такой донос, что тот или другой является человеком русских убеждений, довлел, чтобы его, как изменника или шпиона, сейчас же арестовали, а то и казнили даже», — свидетельствовал «Талергофский альманах». Что, согласимся, опять-таки невероятно созвучно с распространенными ныне на Украине призывами сдавать в СБУ «бытовых сепаратистов». Весьма внятно характеризует мазепинство того времени песня, бывшая популярной среди украинских сечевых стрельцов, служивших в галицийском австро-венгерском войске: Украинцы пьют-гуляют,А кацапы умирают. Украинцы пьют на гофе [нем. Где стоит столб телефона,Висит кацап вместо колокола. Уста его посинели,Черны очи побелели,На зубах кровь застыла,Шнуры шею перетерли. Как видим, за 25 лет до Волынской резни, за 100 лет до Одесской трагедии и войны в Донбассе мазепинство мало чем отличалось от сегодняшнего. С тех пор оно лишь дооформилось в полноценный политический концепт, ставший частью рассматриваемого нами конструкта «Украинство». Интересно, что к оформлению мазепинства сильно приложил руку главный идеолог «Организации украинских националистов» Дмитрий Донцов. В своих работах Донцов превращал Мазепу в «героя легенды»: «Имя Мазепы было флагом всех, кто не разочаровался в жизненной силе нации».
Неизвестный художник «Портрет Ивана Мазепы в латах и с андреевской лентой» Ранние годы Мазепы В 1639 году на свет появился человек, которому суждено было сыграть далеко не последнюю роль в истории Полтавской битвы , — Иван Мазепа. Его малой родиной стало село Мазепинцы, которое прадед будущего гетмана получил от польского короля в качестве дара. Кстати, сегодня в этом селе под Белой Церковью проживает около 400 человек. Известно, что его дед находился в услужении у русского царя, а вот отец Мазепы сначала находился среди соратников Богдана Хмельницкого, а затем переметнулся на сторону поляков. Я думаю, именно от него Иван унаследовал способность менять свои взгляды и перестраивать их под то, что кажется выгоднее. Уже с самого детства Мазепа находился в окружении, что не отличалось лояльным отношением к русским. В большинстве своём это были поляки, негативно настроенные против России, что, несомненно, сказывалось и на взглядах мальчика. Образование Иван получил в Иезуитском коллегиуме, находившемся в Варшаве. Благодаря отцу сумел устроиться на службу к польскому монарху Яну Казимиру. Несмотря на все недостатки и наличие низменных черт характера, Мазепа был весьма образованным человеком. Получив место при дворе, он стал много внимания уделять своим знаниям, обучался в европейских странах, знал несколько языков. Он не гнушался наговаривать на тех, кто доверился ему, был уличён в предательстве близких людей. Вероятно, именно поэтому многие поляки старались избегать Мазепу, с которым нельзя было откровенничать или, тем более, делиться своими секретами и проблемами. Но король Иоанн Казимир рассудил, что Мазепа поступил неумышленно, и не стал казнить его, а только удалил от двора. Существовала и иные причины отлучения Мазепы от двора. Согласно одной из версий, ловкий придворный был уличён в любовной связи с супругой знатного пана Фальбовского. Конечно, после такого позора и вспыхнувшей ненависти со стороны Фальбовского Мазепа оставаться при дворе уже не мог. Впрочем, некоторые историки считают этот рассказ вымыслом, слухами, что распространяли недоброжелатели Мазепы а их у него было очень много. В дальнейшем эта история была художественно переработана Байроном, из-за чего и получила известность. Теодор Шассерио «Казачка возле тела Мазепы, привязанного к лошади» Жизнь среди казаков Несмотря на то, что придворный блеск остался в прошлом, Мазепа не собирался оставаться в тени. Он понимает, что успеха в жизни можно добиться благодаря удачному браку. В 1668 году он берёт в жёны дочь одного из самых влиятельных казацких старшин Семёна Половца, Анну. Благодаря поддержке тестя вскоре Мазепа получает должность ротмистра гетманской гвардии, а затем становится гетманским писарем. Служил он Петру Дорошенко, гетману, лояльному Османской империи и контролировавшему большую часть Правобережья Украины.
Почему Мазепа предал Петра I после двадцати лет верности
Его застали в постели с женой польского графа графские слуги. Он был избит, голым привязан к спине лошади и затем отправлен вместе с ней на все четыре стороны. Лошадь привезла его на Украину, Крестьяне сняли его полуживым со спины лошади, откормили и сдали во время набора в армию в рекруты вместе одного из своих парней. Так Мазепа очутился в украинской армии. Будучи в прошлом пажем, он сумел быстро подняться до уровня офицера, а затем стал гетманом. Гетманов на украине выбирали сами украинцы, но утверждал их на должность русский император Петр 1, ему гетманы присягали на верность. Впоследствии Мазепа предал русского царя. Но вместе со шведами был разбит под Полтавой. Бежал в Турцию, где и умер. Войти Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal Иван Мазепа: судьба гетмана Украины, который предал русских Мазепе удалось объединить под своей властью Левобережную и Правобережную Украину, ограничить политическую автономию Запорожской Сечи. Гетман обещал предоставить шведам зимние квартиры и провиант, а также склонить на сторону шведского короля запорожских и донских казаков и калмыцкого хана Аюку.
Месть Петра за измену была страшной. Многие были убиты и казнены. Несколько человек повесили на плотах, а плоты пустили по Днепру в назидание другим потенциальным предателям. Увы, Мазепа просчитался, сделав ставку на шведского монарха. Его резиденцию - крепость Батурин, где он подготовил все для зимовки шведов, взяло русское войско под предводительством Меншикова. Хотя у шведов были определенные военные успехи, им приходилось нелегко, в том числе и из-за сопротивления партизан. В тот же день была устроена символическая казнь со сжиганием чучела гетмана. Его официально лишили всех ранее пожалованных наград и грамот. Новым гетманом Украины стал Иван Скоропадский. Оттуда он переправился в Бендеры.
Османская империя наотрез отказалась выдать беглеца русским властям. Тело его по распоряжению племянника перевезли в Галац и там устроили пышное погребение в церкви Святого Георгия. Являлся ли Мазепа истинным защитником интересов Украины? Вряд ли. Скорее, он пекся исключительно о собственных интересах и стремился служить тому хозяину, который предложит более выгодные условия, даст ему больше власти… Предательство — это всегда предательство, по каким бы мотивам оно ни совершалось. Отзывы об этой исторической личности по сей день напоминают качели с большой амплитудой — от плюса к минусу и наоборот. Споры не утихают как в научной среде, так и на уровне общественного осмысления роли Ивана Степановича Мазепы в истории России и Украины. Одно можно утверждать однозначно — это была незаурядная личность, перед яркими красками которой меркнет художественный вымысел произведений о Мазепе Рылеева, Пушкина, Байрона и Гюго. Тонкий и умный, целеустремлённый и честолюбивый, прекрасно образованный гетьман-дипломат с умом философа и поэт-романтик в глубине своей души — это всё о нём. Слуга короля Яна Казимира.
Измена патрону возле Белой Церкви В конце XVI века Речь Посполитая была европейским государством с централизованной властью и развитой шляхетной демократией. Польская знать, хорошо образованная и имеющая крепкие связи при дворе, с насмешкой и надменностью относилась к родовитым выходцам из Малороссии. В этом смысле судьба Ивана Мазепы схожа с судьбами многих шляхетных православных фамилий. В свои 20 лет он уже закончил иезуитский колледж и Киево-Могилянскую академию класс риторики. Он отменно знал латынь, кроме родного украинского, прекрасно владел русским, польским, и татарским языками, был знаком с трудами Аристотеля, Платона, Макиавелли, нередко цитировал Овидия и Горация. Как сторонника гадячского договора, отца его, Адама Стефана Мазепу, ожидали серьёзные неприятности, чтобы уберечь сына, он отправляет его служить при дворе Яна Казимира. Младшего Мазепу назначают покоевым, а в 1659 году он уже посланник короля к гетьманам Левобережной Украины. Но в среде надменных придворных умный и честолюбивый украинский шляхтич так и не стал равным и не имел для себя достойных перспектив. Происходит это рядом с Белой Церковью — может, именно в этот момент он осуществляет давно принятое решение вернуться в Украину. На службе у гетьмана Дорошенка.
Тройная игра Мазепа поступает на службу к гетьману Правобережной Украины Петру Дорошенку, который быстро разглядел в этом пока ещё мало кому известном шляхтиче незаурядные способности и довольно быстро назначил его главой всей своей канцелярии. С целью укрепить положение в шляхетской среде и быстрее продвинуться по карьерной лестнице, Мазепа заключает брак с богатой и именитой вдовой Фридкевич. Дорошенко вёл тройную игру.
И, наконец, союзником шведского короля, объявившего поход на Россию, которой Мазепа на Евангелии клялся в вечной верности. Искать в этом карнавале масок подлинного Мазепу бессмысленно. Потому что подлинным Мазепа оставался всегда, ибо он был воплощением измены ради того, чтобы его лодку прибило к берегу еще более могущественного сюзерена. Дюма вполне мог бы сделать Мазепу персонажем авантюрного романа.
Хотя благородства мушкетеров у Мазепы не было в помине. В 65 лет гетман соблазнил свою 16-летнюю крестницу Мотрю Кочубей, что по церковному канону приравнивается к инцесту. После казни отца, к чему приложил руку любвеобильный старец, несчастная тронулась умом. Деятельность Мазепы служит предметом многих исторических исследований. Но для украинских политиков Мазепа превратился в фигуру первого и безоговорочного украинского патриота. Официальная резиденция президента Украины находится в Батурине, бывшей столице Мазепы. Научно-исследовательский центр казачества носит имя Мазепы, хотя ретивый ротмистр возил соплеменников в рабство.
Около 1655 года в 16 лет он первый раз изменил Украине и России, когда те вели борьбу с поляками и посвятил себя служению королю-католику Яну II Казимиру. С 1666-го по 1674 год служил Османской империи, потом левобережному гетману Самойловичу - и не без его помощи того свергли в 1687 году. Служил он и царю. А под конец жизни призывал казаков в поход на Москву вместе со шведами. Гетман стал одним из богатейших феодалов не только России, но и Европы".
Выступая на публичном заседании, глава Службы внешней разведки Сергей Нарышкин пообещал противникам военной операции на Украине «судьбу Мазепы», напомнив тем самым о «профессиональном изменнике», которого преданный им царь Петр I даже наградил специально учрежденным ради такого случая орденом Иуды. Фото: ru. Свою неординарную карьеру он построил, используя «криминальный талант» - умение втереться в доверие к очередному правителю и, уловив благоприятный момент, переметнуться потом к его противнику с явной выгодой для себя. О некоторых крутых виражах в биографии Мазепы и его бесславном конце мы поговорили с историком, участником одного из военно-исторических клубов Олегом Кошкиным. Измена своим благодетелям не раз уже выказывалась в его жизни». Судьба и внешние обстоятельства благоволили Ивану Степановичу с молодых лет. Он родился в 1639 году в зажиточной казацкой семье, получил прекрасное образование — учился во Франции, Италии, Голландии, знал семь языков. Современники отмечали его острый ум и способность очаровывать людей. Одним из таких очарованных стал польский король Ян Казимир, при дворе которого служил Мазепа. Это была «стартовая ступенька» в жизни честолюбивого и мало уважающего понятие чести шляхтича. При возникновении первой же угрозы дальнейшей карьере, Иван переметнулся в 1674 году от правителя Речи Посполитой к его противнику — гетману Правобережной Украины Петру Дорошенко. На новом месте Мазепа тоже не задержался надолго и счел более выгодным для себя иметь иного «патрона» — гетмана Левобережной Украины и заклятого «оппонента» Дорошенко Ивана Самойловича, находившегося «под рукой» московского царя. Такой переход «справа налево» помог Ивану стать генеральным есаулом при гетмане. А позднее - «подсидев» его и очаровав своей показной преданностью тогдашнего фактического правителя России — фаворита царевны Софьи князя Василия Голицына, - Мазепа сам получил гетманскую булаву. За избрание его правобережные запорожские казаки проголосовали 25 августа 1687 года здесь явно не обошлось без «административного ресурса» князя Голицына. На этом череда «смены мастей» для Ивана Степановича не закончилась. Стоило лишь пару лет спустя могуществу его кремлевских благодетелей пошатнуться, — Мазепа кинулся к занявшему русский престол Петру Алексеевичу и сумел убедить молодого царя, что является его самым преданным слугой. Император-преобразователь попался-таки в Мазеповы сети. Петр I оставил этого «конфидента» гетманом Малороссии, пожаловал ему обширные земельные владения, десятки тысяч крепостных, не скупился на денежные подарки… В итоге Мазепа к концу 17-го столетия стал одним из самых богатых европейских вельмож. Молодой государь решил отметить своего верного соратника и еще одним, совсем уж эксклюзивным по тем временам образом. В 1698 году по указу Петра был учрежден первый российский знак высшего отличия — орден Андрея Первозванного. Так вот Иван Мазепа «за многие его в воинских трудах знатные и усердно-радетельные верные службы» стал зимой 1700 года вторым по счету кавалером этого ордена.
В Воронежской области демонтировали памятный знак встрече Мазепы с Петром I
Профессор МГУ им. М.В. Ломоносова, доктор исторических наук Дмитрий Гутнов рассказал, почему Мазепа изменил Петру I? Мазепа предательство петра кратко | Образовательные документы для учителей, воспитателей, учеников и родителей. Однако выступление Мазепы против Петра восприняли как измену Российскому государству.
В Воронежской области демонтировали памятный знак встрече Мазепы с Петром I
Миф о Мазепе, или Предательство как национальная идея —«Украинство...» XXII | Петр не верил доносам, доносчиков наказывал, а дружба с Мазепой только крепла. |
Как гетман Мазепа царя Петра предал | Ива́н Степа́нович Мазе́па (Мазепа-Колединский; укр. Іва́н Степа́нович Мазе́па (Іван Мазепа-Колединський), польск. Iwan Mazepa herbu Kołodyn (Jan Mazepa Kołodyński), лат. |
III.Деятельность и.Мазепы в годы Северной войны (1700-1709гг.) | В 1706 состоялось свидание Петра с Мазепой в Киеве, где Мазепа принялся за постройку заложенной Петром Печерской крепости. |
Пётр I и Мазепа | Геннадий Муриков | Жизнь как есть | Топос - литературно-философский журнал | Читать статью «Полтавская битва и предательство Мазепы» в православном онлайн журнале нового поколения Святые Online. |