«Мастер и Маргарита» — одно из самых известных и многогранных произведений Булгакова.
Материалы по произведению
- Время работы над романом
- Краткий анализ романа «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова. Книга первая
- Анализ произведения "Мастер и Маргарита" - кратко, 3 варианта
- Значение финала в романе "Мастер и Маргарита"
Смысл и тайны романа Мастер и Маргарита, лекция Мастер и Маргарита.mp4
Проблема алчности существует и в наши дни. На что только не способен обычный человек ради денег. Люди готовы пойти на обман, на предательство и даже на убийство, чтобы получить желаемое. Все это происходит ради простых бумажек и горстки монет. Могу сказать, что проблема, поднимаемая в произведении М.
Выведение тем алчности и зависти. Учитель: вы помните, что дальше незадачливый конферансье попытался вмешаться.
Как он это сделал? Или может-быть Вы так когда-нибудь поступили? Зрители быстро оправились от шока и радостно продолжили участие в дьявольских развлечениях. Далее чтение и анализ сцены в «дамском магазине»: «Черт знает откуда взявшаяся рыжая девица в вечернем черном туалете, всем хорошая девица, кабы не портил ее причудливый шрам на шее, заулыбалась у витрин хозяйской улыбкой. Фагот, сладко ухмыляясь, объявил, что фирма совершенно бесплатно производит обмен старых дамских платьев и обуви на парижские модели и парижскую же обувь. То же самое он добавил относительно сумочек, духов и прочего.
Кот начал шаркать задней лапой, передней и в то же время выделывая какие-то жесты, свойственные швейцарам, открывающим дверь. Девица хоть и с хрипотцой, но сладко запела, картавя, что-то малопонятное, но, судя по женским лицам в партере, очень соблазнительное: — Герлэн, шанель номер пять, мицуко, нарсис нуар, вечерние платья, платья коктейль... Фагот извивался, кот кланялся, девица открывала стеклянные витрины. Публика волновалась, но идти на сцену пока никто не решался. Но наконец какая-то брюнетка вышла из десятого ряда партера и, улыбаясь так, что ей, мол, решительно все равно и в общем наплевать, прошла и по боковому трапу поднялась на сцену. Бегемот, кресло!
Начнем с обуви, мадам. Брюнетка села в кресло, и Фагот тотчас вывалил на ковер перед нею целую груду туфель. Брюнетка сняла свою правую туфлю, примерила сиреневую, потопала в ковер, осмотрела каблук. На это Фагот обиженно воскликнул: — Что вы, что вы! Старые туфли брюнетки были выброшены за занавеску, и туда же проследовала и сама она в сопровождении рыжей девицы и Фагота, несшего на плечиках несколько модельных платьев. Кот суетился, помогал и для пущей важности повесил себе на шею сантиметр.
Через минуту из-за занавески вышла брюнетка в таком платье, что по всему партеру прокатился вздох. Храбрая женщина, до удивительности похорошевшая, остановилась у зеркала, повела обнаженными плечами, потрогала волосы на затылке и изогнулась, стараясь заглянуть себе за спину. Пока она шла, зрители вскакивали, прикасались к футляру.
Он наказывает сотрудников театра за их ложь и нечестность, отправляя кого-то в Ялту в одной пижаме, а кого-то за решетку. Он подарил Маргарите ее истинную любовь - Мастера, но обличил пороки знатных Москвичей в Варьете.
Руками Маргариты он наказывает литературного критика Латунского, который загубил талант Мастера. Воланд действительно всем раздает по заслугам. И невольно начинаешь задумываться, что в ад люди попадают не просто так, и что Воланд - это не зло, Воланд - это справедливость. Каждому воздастся по заслугам Читая эту книгу первый раз, ты увлекаешься сюжетом. В процессе второго - анализируешь и вдумываешься.
После прочтения начинаешь смотреть по-другому на многие вещи и рассуждать о добре и зле уже с учетом мыслей Булгакова. Уже в конце романа Воланд произносит: «…что бы делало твое добро, если бы не существовало зла, и как бы выглядела земля, если бы с нее исчезли тени?... Это факт, который стоит принять и переосмыслить.
Во-первых потому, что образ Иешуа практически не раскрыт, и читателю хочется узнать о нем больше и больше. Так он начинает уже интересоваться личностью реального Иисуса. Во-вторых, ничтожность шайки Воланда несколько раз в книге была наглядно продемонстрирована. Свита боится всего, что связанно с церковью - крестов, молитв, икон и даже свечей.
Проблематика
- Лирическая линия
- Краткий анализ
- Опыт прочтения: "Мастер и Маргарита" - Художественная литература
- Материалы по произведению
- Смысл книги Мастер и Маргарита: объяснение сюжета и концовки
Булгаков М.А. "Мастер и Маргарита", краткий анализ
Романа «Мастер и Маргарита» анализ поможет лучше понять последнее и самое известное произведение русского драматурга. Сочинение на тему критика Актуальность романа «Мастер и Маргарита» в наши дни Школьные сочинения, также есть анализ и краткое содержание произведения. Если непредвзято взглянуть на произведение, то содержание романа представляет собой не историю любви Мастера и Маргариты, а скорее повествование о воплощении демонических сил в человеке. Узнайте несколько малоизвестных фактов о легендарном романе Михаила Булкагова "Мастер и Маргарита": скрытые смыслы произведения, прототипы главных и второстепенных героев, почему роман называли пророческим. Михаил Булгаков затронул в своем романе «Мастер и Маргарита» множество тем, а главными героями сделал писателя и его музу Маргариту.
Введение. Булгаков и смерть
- В чем феномен "Мастера и Маргариты" и почему в XXI веке ее должен прочитать каждый
- Оформление работы
- Темы и проблемы
- Что на самом деле Булгаков зашифровал в «Мастере и Маргарите»
Михаил Булгаков
произведение, в котором находят отражения философские, а значит вечные темы. В новом фильме «Мастер и Маргарита» сюжетные линии романа изменены и перетасованы – хронологически события происходили в другом порядке. В конце произведения читатель видит, как Мастер и Маргарита идут к месту своего будущего проживания по мосту из камня и мха.
В чём смысл романа «Мастер и Маргарита»
Он видит, что московская жизнь описана сатирически, с гиперболами и мистификациями. Можно сказать, что московские главы похожи по своей сути на фельетоны. Сатира Булгакова, фантасмагория московского мира соседствует с воссозданием исторического события, почти что с хроникой. Читатель видит, как в одной сцене огромный говорящий кот сбегает от милиции, качаясь на люстре, а в другой уже показывается история Иисуса. Она написана в другом стиле, более возвышенном, поэтическом.
При этом более музыкальными и легкими являются сцены, в которых описывается любовь Маргариты к Мастеру. Вообще все сцены с Маргаритой более легкие и романтические. К тому же, присутствуют в тексте лирические отступления. Все стили переплетаются в романе, создавая единое полотно.
Источники влияния на роман Очень большое влияние на работы Булгакова — практически на все — имеют произведения Н. Гоголя и Э. В их произведениях чудесное взаимодействует с действительностью. Булгаков перенял их традиции, показав, как нечистая сила резвится в современной ему Москве.
Он доводит гоголевские традиции до того, что начинает смешивать реальность и миф даже в быту. Можно также говорить о том, что на Булгакова сильно повлияли работы Андрея Белого. Булгаков очень сильно обращает внимание на ритмичность и музыкальность выражений. К тому же, в его образах и атмосфере чувствуется какая-то апокалиптичность.
Он обращает внимание на вечные города, вокруг которых и строится все повествование. Литературоведы постоянно ищут похожие черты у этих авторов. Например, очень часто говорят о том, что сатанинский бал похож на бал умерших северных королей из произведения Андрея Белого. Конечно, говорить о том, что Андрей Белый повлиял на данный эпизод нельзя — ассоциаций с разными образами и сценами возникает огромное количество, поэтому нельзя сказать однозначно.
Но есть мотивы, которые точно были взяты у определенных авторов. Например, мотив неизвестного иностранного гостя, который также является воплощением темных сил, очень часто появляется в литературе СССР в начале 20-х годов. Кстати, на работы Александра Чаянова Булгаков обращал пристальное внимание. Возможно потому что в одной из его работ сказителем был человек с фамилией Булгаков.
Так выглядел Александр Чаянов: Источник: ru. Это говорит о том, что Булгаков понимал, что он делает, когда вступал в литературную полемику на страницах своего романа с коллегами по газетам и журналам. Очевидно, что образ Воланда соотносится с гетевскими мотивами. Отдаленно Воланд напоминает Мефистофеля, который вторгся в жизнь Фауста.
Можно говорить о том, что Булгаков воссоздает атмосферу произведения Гете, при этом делая ее более приземленной. Примечание 3 В литературе очень часто встречаются рассказы с тем, что описано в Евангелие. Во многих работах несколько смещается фокус, авторы смотрят из другого угла на известные события. Причем даже авторы 20 века печатали подобные произведения.
Среди них, например, были русский писатель Леонид Андреев и немецкий автор Томас Манн. Булгаков строит собственный текст на работах по демонологии, а также исследованиях о том, каким был Иисус Христос. Данные работы были выпущены еще до падения Империи. Он исследовал работы Давида Штрауса, Эрнеста Ренана и других.
Некоторые исследователи видят параллели с работами Николая Маккавейского, который описывал жизненный путь Иисуса Христа. Причем, очень интересно, что сам Николай Маккавейский является другом отца Булгакова — Афанасия. Повлияли на роман также трактаты антирелигиозного характера вроде Евангелие от Демьяна Бедного и т. Процесс публикации произведения М.
Булгаков очень долго работал над данным произведением. Он не надеялся на то, что работу быстро опубликуют. Он писал в 38 году 20 века своей последней жене Елене Булгаковой о неопределенности: он не понимал, что делать с первыми главами работы было 327 страниц в целом. Он предполагал, что данная рукопись останется лишь достоянием его архива — ее положат в шкаф к остальным произведениям, которые не вышли в печать.
Жена писателя вспоминала, что сам Булгаков очень часто спрашивал у собственных знакомых, можно ли публиковать подобную работу или нет. Все они отвечали, что публиковать подобное точно нельзя. Владимир Лакшин, булгаковед, вспоминал, что в 46 году, когда Булгакова уже не стало, его жена, Елена Булгакова, смогла попросить помощника И. Сталина о том, чтобы работу ее мужу наконец опубликовали.
Он дал совет пойти в Государственное литературное издательство. Однако после того, как были разгромлены произведения Зощенко, а все произведения, которые не соответствовали канонам соцреализма попали в немилость, публикацию пришлось отложить. Писатель Вениамин Каверин в 60-м году пишет о том, что такой роман, как «Мастер и Маргарита» существует в статье в книге с текстом булгаковского «Мольера». Потом уже литературовед Абрам Вулис после знакомства с текстом произведения пишет о нем часть в своей монографии.
В 66-м году писатель Константин Симонов делает предложение опубликовать часть романа Булгакова в журнале «Москва», но с очень большими вырезками и сокращениями. Полный текст романа выходит в 67 году на русском и на итальянском. В СССР впервые текст появляется только в 73 году. Реакция публики на публикацию романа Примечание 4 После того, как работа была опубликована в одной из советских журналов, в газетах появилось всего лишь два критических отзыва на работу, причем в региональных изданиях.
Тем не менее, их нельзя назвать злыми, наоборот, авторы этих отзывов хвалят автора. Потом подключаются консерваторы, которые ругали произведение за иррациональность, субъективность, абсолютное отсутствие идеи партии и народа. Одной из первых жестких статей на данное произведение была опубликована литературоведом Алексеем Ивановичем Метченко. Он считал, что Булгаков не до конца осознал, каковы реальные тенденции века.
Также свое мнение о романе оставляет Владимир Лакшин, который внимательно проанализировал произведение. Он был первым, кто увидел, как похожи судьбы Булгакова и Мастера. Так выглядел А. Метченко: Источник: ru.
За журналами, в которых опубликованы главы произведения, выстраиваются огромные очереди. При этом после нескольких недель продаж глав романа, журналы с текстом Булгакова нельзя нигде найти и купить. Том, в котором собраны некоторые сочинения Булгакова, в том числе этот роман, появляется на прилавках в 70-х годах 20 века. Он в тот же момент становится редкой находкой: огромное количество книг продается за рубеж, люди покупают книги для собственных библиотек.
Свободно книги распространяются только в магазинах, где все продается за валюту. Как повлиял роман на культуру Данное произведение стало действительно культовым в считанные дни. У него не было никаких аналогов в отечественной литературе 20 века. Многие фразы из данного произведения активно используются людьми в речи.
Можно говорить о том, что афористичность данного произведения немного проигрывает произведениям Ильфа и Петрова. Но, тем не менее, очень многие фразы из романа ушли в народ. Текст Булгакова воспринимается людьми и как интересная литературная работа, и как источник смешных и остроумных высказываний. На читателя действует необычность романа: новизна понимания евангельского текста, мистификации, который почти не было в литературе СССР.
Для читателя в тот период произведение Булгакова являлось кодексом морали, это был единственный текст, в котором можно было познакомиться со Священным писанием. Также возможно было немного повеселиться над изображением быта обычного советского человека. Многие люди после прочтения данного произведения начинают заниматься оккультными практиками или, наоборот, начинают разбираться в христианстве. Примечание 5 В настоящее время в Москве, где находится музей Булгакова, в его доме на Большой Садовой, 10, собирается огромное количество поклонников произведения.
На стенах данного дома можно увидеть различные надписи, которые делают фанаты — на них нет свободного места. Во многих театрах дают спектакли по «Мастеру и Маргарите», людям они действительно очень нравятся, потому что билеты на данные постановки найти невозможно. Мистификации постоянно преследуют даже экранизации текста Булгакова. Некоторые говорят, что в целом создавать экранизации романа бессмысленно — они все провалятся в прокате.
Так, например, все три киноленты от культовых советских режиссеров были разгромлены в прокате. Сериал, который был снят в 90-х, тоже не вызывает у публики большого количества восторгов. К тому же, многие отмечают проклятье роли Воланда — все актеры, которые его играли, очень быстро ушли из жизни. Роман очень трудно исследовать или интерпретировать, потому что он воспринимается в качестве Священной книги, которую трогать точно нельзя.
Роман начинают анализировать и профессионалы, и любители: настоящую работу исследователя очень сложно отличить от придумок автора. При этом сам текст очень подвижен и как будто отзывается на все, что о нем написано. Так, литературовед Светлана Кульюс пишет о том, что в романе можно найти доказательства на все теории исследователей о нем — в нем можно найти и философские мысли, и экзистенциализм, и символизм. Он откликается на различные философские трактаты, религиозные учения.
Такое чувство, будто в булгаковском тексте можно найти абсолютно любую параллель с любым произведением или героем. В общем, текст действительно многогранен, его можно вечно исследовать. Роман Булгакова стал культом, который кого-то раздражал, а кого-то, наоборот, веселил. Очень многие журналисты на волне популярности «Мастера и Маргариты» называли данное произведение слишком переоцененным.
Однако никакие оценки журналистов или критиков не изменял то, что это один из самых популярных текстов в русской литературе. Очень многие фразы и многие герои вышли со страниц романа в народ: они используются к поп-культуре. В настоящее время большое количество современных читателей знакомится с данным текстом, влюбляется в него. Почему в романе смешиваются три сюжетные линии Можно заметить, что в работе сочетаются три линии сюжета: активная деятельность Воланда и его свиты в Москве начала 30-х; любовная линия Мастера и Маргариты; описание последних часов Иешуа Га-Ноцри.
Одна из первый частей романа Мастера об Иешуа читателю раскрывается именно Воландом, который рассказывает о Боге Берлиозу и Бездомному. То, что рассказывает Воланд, является частью романа, который был уничтожен Мастером. Сам же автор произведения говорит о своей жизни Ивану Бездомному в психушке после его встречи с Сатаной. Однако никто — даже читатель — не понимают, что деятельность Воланда и его приспешников является лишь началом того, какую роль они сыграют в жизни Мастера.
Все сюжетные линии произведения развиваются в одно время, все время приближаясь друг к другу. Только в самом конце они все соединяются в одно целое. Различные варианты текста, которые были найдены у Булгакова, позволяют проследить, как изменялась задумка автора. В начале работы над произведением роман был лишь сатирой о дьявольских силах.
Дьявол проверяет жителей Москвы на устойчивость. Евангелие появляется в тексте всего один раз — в рассказе Воланда. По его словам, он был свидетелем данных событий. Основной повествователь появляется лишь в 30-х годах.
В то же время появляется и образ Маргариты. Данные герои начинают вырисовываться в романе из-за знакомства Булгакова с последней женой и из-за разговора со Сталиным. Все больше в романе появляется зарисовок о жизни жителей Москвы, которых разыгрывает высшая сила. Фокус повествования смещается на рассказ о судьбе талантливого человека, который сталкивается с трудностями — в любви, в творчестве, во власти.
Постепенно работа приобретает черты любовного романа. Первая редакция произведения послужила для писателя основой будущей работы. В эту основу он добавлял все больше значимых деталей, которые и привели к тому, что есть в тексте сейчас. Воланд больше не провоцирует жителей Москвы, он выполняет определенную миссию высших сил.
Евангельский текст начинает звучать. Так в «Мастере и Маргарите» появляется структура романа в романе. По факту писатель пишет о себе в романе, помещает в текст размышления о своих отношениях, творчестве, взаимоотношения с властью. Все три линии сюжета показаны друг в друге: судьба и характерные особенности жизни Мастера похожи с тем, что происходит с Иешуа.
Можно даже говорить о том, что двойник Булгакова — Мастер — создает себе своего двойника в виде Иешуа. Воланд в качестве верховного судьи обладает связью с образом Понтия Пилата. Примечание 6 Как считает литературовед Борис Гаспаров, отношения героев в разных временных отрезках позволяют создать основу романа: феномен, вещь или характерная черта показаны в разных временах, они появляются в самых различных обликах и ситуациях. Так, текст Булгакова становится ближе к мифологии, потому что в нем не существует никаких граней с реальностью и мифологичностью.
Миф и действительность существуют вместе, соединяются, их невозможно различить. Все, что происходит в реальности, отражается и в мифе. Прототипы героев романа Булгакова На самом деле искать прототипы героев произведений Булгакова — тренировать собственную фантазию. В истории булгаковедения было много случаев, когда исследователи писатели о каких-то невероятных людях в качестве прототипов, с которыми, вероятно, Булгаков даже не был знаком.
В работе литературоведа Бориса Соколова есть большой список прототипов героев произведений Булгакова, причем среди лиц и исторические, и литературные герои. Исследователь предполагает, что прообразом Фагота мог стать революционер и партийный деятель В. Молотов, кот Бегемот на самом деле списан с Г. Зиновьева, а Николай Иванович создавался на основе Н.
Так выглядел В. Молотов: Источник: ru. Литературовед Борис Гаспаров отмечает, что в каждом герое видится подобие с каким-то реальным человеком, причем текст допускает даже неполные ассоциативные связи, лишь мимолетными. Из-за того, что ассоциативные связи могут быть даже неочевидными и не иметь четкой связи с образом, можно сопоставить героев Булгакова с кем угодно.
Иногда можно заметить по-настоящему значимые характерные черты образа реального человека. Например, в образе Семплеярова, который работает в комиссии театральной, угадывается Авель Енукидзе. Именно этот человек приложил много усилий для того, чтобы запретить большое количество пьес Булгакова. К тому же, в тексте сказано, что он любил покровительствовать девушкам, что отмечалось и современниками данного деятеля.
В тексте романа данный герой доносит на Мастера, чтобы завладеть его жильем. Считается, что он доносил на писателя в органы. В Берлиозе можно усмотреть образ Демьяна Бедного, который выступал против религии. А в Иване Бездомном, особенно в начале произведения, можно увидеть Александра Безыменского.
Некоторые исследователи отмечают, что Рюхин, который в тексте романа говорит об А. Пушкине с некоторой насмешкой, похож на Владимира Маяковского. Данная параллель является популярной, но очень сомнительной. Понятно, что в образе Воланда есть мысли Булгакова о деятельности вождя, а также роли этого человека в судьбе писателя.
Известный разговор 30-го года, когда Сталин сообщил о том, что пьеса Булгакова возвращается на сцену МХАТа, все еще воздействует на сознание писателя. Он не оставляет попыток связаться с вождем — он пишет ему свои послания, пытается снова с ним заговорить. Он считает Сталина своим покровителем и тем, кто чинит ему несчастья. Писатель думает о том, какие последствия разговора со Сталиным он получил после того, как выразил свое нежелание выезжать за пределы страны.
Он понимает, что как-то связан с вождем после данной истории. После того как пьеса о юных годах вождя была лично отозвана Сталиным, Булгаков очень сильно переживает. Именно это событие спровоцировало болезнь, которая его убила. Очень просто рассмотреть параллель Булгакова, который связан со Сталиным, потому что тот спас его карьеру, и Мастера, который отдает всего себя дьявольским силам за то, чтобы его роман мог жить, а он сам обрел бы вечный покой.
Именно в этом образе показано, как боялся и как наделся на власть Булгаков. В черновиках романа сообщается, что Воланд одобряет действия какого-то вождя, который не называется по имени.
Я лег заболевающим, а проснулся больным. Мне вдруг показалось, что осенняя тьма выдавит стекла, вольется в комнату, и я захлебнусь в ней, как в чернилах. Я стал человеком, который уже не владеет собой». Мысленные обращения мастера к Маргарите не помогли: «Догадайся, что со мною случилась беда. Приди, приди, приди! Я болен. Мне страшно».
Сожжение произведения вызвало у Маргариты новое чувство вины. Зачем, зачем я не оставила у себя один экземпляр! Я осталась бы у тебя и сейчас, но мне не хочется это делать таким образом. Я не хочу, чтобы у него навсегда осталось в памяти, что я убежала от него ночью. Он не сделал мне никогда никакого зла. Его вызвали внезапно, у них на заводе пожар. Но он вернется скоро. Я объяснюсь с ним завтра утром, скажу, что люблю другого, и навсегда вернусь к тебе». Утром я буду у тебя».
Но выполнить свое обещание она не смогла. После ухода Маргариты мастера арестовали по доносу Алоизия Могарыча. После освобождения в середине января мастер узнает, что его квартира занята. Он не пожелал делать Маргариту несчастной и не подал ей о себе никаких вестей. На это я не способен». Мастер укрывается в психиатрической больнице. Еще раз укажем на переживания Маргариты. Во-первых, она винит себя, что настояла на публикации романа. Печать даже отрывка привела к травле произведения критиками и болезни автора.
Во-вторых, Маргарита винит себя, что не оставила у себя один экземпляр романа. И, в-третьих, она не исполнила обещания и не успела вернуться к мастеру. Потеряв любимого и роман, Маргарита «несколько месяцев я сидела в темной каморке и думала только про одно — про грозу над Ершалаимом, я выплакала все глаза». Кроме того, «Дело в том, что во время своих зимних мучений она никогда не видела во сне мастера. Ночью он оставлял ее, и мучилась она только в дневные часы». И вот «В таких мучениях прожила Маргарита Николаевна всю зиму и дожила до весны». Теперь она готова на все, чтобы вернуть любовника. Поэтому она соглашается на предложение Воланда стать королевой на Великом бале у сатаны. Азазелло молча кивнул головой.
Сначала такое представление подтверждается Воландом и затем гениальным «угадыванием» мастера Для написания романа о Понтии Пилате Воланд тайно воздействовал на мастера. Для распространения своих взглядов об Иисусе профессор черной магии появляется в Москве на Патриарших прудах. Его визит преследовал несколько целей. Во-вторых, получение квартиры для проживания Воланда со свитой в Москве. Этот процесс будет рассмотрен в 5-м действии. А, во-первых, приобрести нового ученика в лице Ивана Бездомного. Возможно, из-за благоприятного сочетания внутренних и внешних качеств поэта. Воланд и Иван Николаевич сходились во взглядах на Иисуса. Вот, правда, отрицание дьявола поэтом не подходило для Воланда.
У Ивана Николаевича был, вероятно, и нужный характер — агрессивный. Это русский эмигрант, перебравшийся к нам. Спрашивай у него документы, а то уйдет…» Да и внешне Иван Бездомный имел подходящие черты: рыжеват с бойкими зелеными глазами. Таким образом, невежественный и агрессивный поэт с рыжими волосами и зелеными глазами правильно смотрел на Иисуса и неверно на дьявола. Первый взгляд нужно Воланду закрепить в Иване Николаевиче, а второе исправить. Итак, Бездомный услышал историю смерти человека Иешуа Га-Ноцри сначала от Воланда как очевидца тех событий и затем от мастера в доме для душевнобольных. Встреча с Воландом и потом погоня за ним так подействовали на поэта, что последний дал обещание мастеру больше не писать стихов. И свое слово Иван сдержал. Он стал сотрудником института истории и философии.
Более того, за очень короткое время становится профессором Иваном Николаевичем Поныревым. Можно предположить, что такой быстрый карьерный рост не обошелся без помощи Воланда. И также можно предположить, что этот взлет произошел, потому что Иван Николаевич выражал «правильные взгляды». Так за короткое время бывший поэт превратился в раннего мастера и по взглядам, и по речи. К этой идее ближе всего подошла Екатерина Шульман. Она указала, что Иван Понырев становится ранним мастером, но не дает этому сравнению никакого продолжения. Но тот неизвестно отчего впал в тоску и беспокойство, поднялся со стула, заломил руки и, обращаясь к далекой луне, вздрагивая, начал бормотать: — И ночью при луне мне нет покоя, зачем потревожили меня? О боги, боги…» « — Боги, боги! И если рукотворно, то кем и для чего?
Да, в эпилоге романа указывается, что «Ивану Николаевичу все известно, он все знает и понимает. Он знает, что в молодости он стал жертвой преступных гипнотизеров, лечился после этого и вылечился». Однако, взгляды Понырева на Иисуса совпадали с историей от Воланд еще до их встречи на Патриарших прудах. Так какие же тогда взгляды проповедует Иван Николаевич, за короткое время ставший профессором? Причем богослов Андрей Кураев справедливо указывает, что семь лет назад Иван Бездомный был совершенно невежествен. И как же спустя короткий срок он мог бы достичь высокой должности профессора, если бы не излагал мысли, одобряемые идеологией, с одной стороны, и Воландом, с другой?
Булгакову был хорошо известен тот факт, что Горький ненавидел стариков. Всем было известно, что Горький написал статью, которая вышла в разных серьезных изданиях: в «Правде», в «Известиях» и в журнале «За рубежом» под названием «О старичках». Вот выдержка из этой статьи: «Наш старичок — пустяковый человечек, однако он тоже типичен. Его основное качество — нежная любовь к самому себе, к «вечным истинам», которые он вычитал из различных евангелий, и к «проклятым вопросам», которые не решаются словами…».
При чествовании Горького во Всемирной Литературе, он перебил выступающего и сказал: «…Я старца и не думал одобрять. Здесь Альфредом Барковым особо убедительно показано, какой очередной ключ представил автор закатного романа, чтобы ещё раз убедить читателя в том, о ком на самом деле идет речь в истории про Мастера и Маргариту. По моему разумению, таких ключей, только на одного Горького набралось достаточное количество, чтобы окончательно развеять сомнения тех, кто по-прежнему верил, что мастер это автор романа Михаил Булгаков, а Маргарита — это его жена — Елена Сергеевна. Чем больше следишь за мыслью и аналитическими сопоставлениями, сделанными Альфредом Барковым [2], тем больше понимаешь, что любое слово, как и событие в сюжете имеют под собой глубокую основу, связанную с образами героев романа. Это же особенно касается и самого пролетарского писателя. Так всему профессиональному литературному сообществу в СССР было известно, что Горький был крайне надменным, злопамятным и необязательным человеком. Известно, что когда запретили печатать «Крокодила» самого Корнея Ивановича Чуковского, он на себе испытал черствость Горького: «Единственный, кто мог защитить «Крокодила», — Горький… Но Крючков не впускает меня к Горькому, мне даже пробовать страшно» [2, стр. Известно, что когда начались преследования Осипа Мандельштама, в его защиту выступил сам Бухарин, он просто «рвался к «Максимовичу», чтобы рассказать ему о том, что Мандельштама не печатают и никуда не допускают. Но Мандельштам убеждал Бухарина, что от этого обращения проку не будет. Известно, что Горький ненавидел Мандельштама.
Это проявилось существенно раньше, когда поэт вернулся через Грузию из вражеского Крыма, при этом его дважды арестовывали, он был чуть живой и без какой-либо теплой одежды. Ордера на одежду писателям санкционировал Горький. После подачи заявления о выдаче Мандельштаму свитера и брюк, Горький вычеркнул из списка брюки и сказал: «Обойдется. До этого никто из писателей никогда не уходил без брюк». Фактически Горькому был «ненавистен любой людской крик»: под криком понимается обращение к нему с просьбой о помощи, о защите, о восстановлении справедливости и др. Исходя из этой своей ненависти, он пренебрег просьбой предотвратить расстрел Гумилева — пока он собирался, его расстреляли. Когда его просили спасти оклеветанного, он лениво цедил сквозь зубы. Речь шла о человеке, у которого были ампутированы обе руки, при этом его обвиняли в том, что он собственноручно написал контрреволюционную листовку. В романе эту «особенность» Горького Булгаков связал в диалоге при обращении мастера к поэту Бездомному, когда он заявился к нему в палату: «Но вы, надеюсь, не буйный? А то я, знаете ли, не выношу шума, возни, насилий и всяких вещей в этом роде.
В особенности ненавистен мне людской крик, будь то крик страдания, ярости или иной какой-нибудь крик. Успокойте меня, скажите, вы не буйный? Роль Горького в литературе и жизни страны с самого начала произошедшего большевистского переворота была очень точно охарактеризована Мережковским в его «Открытом письме Уэллсу». Там есть такие слова: «… Вы полагаете, что довольно одного праведника, чтобы оправдать миллионы грешников. И такого праведника вы видите в лице Максима Горького. Горький будто бы спасает русскую культуру от большевистского варварства. Я одно время сам думал так… но когда я испытал на себе, что значит быть спасенным Горьким… я предпочел быть пойманным и расстрелянным, чем так спастись. Знаете ли, мистер Уэллс, какою ценой «спасает» Горький? Те убивают тела, а этот убивает и расстреливает души». Именно из этой откровенной переписки можно сделать ещё раз вывод о том, кого же Булгаков хотел показать в образе основного героя закатного романа.
Ну, уж явно не фигуру, обладающую какими-либо выдающимися способностями, обычно присущими положительным героям, например, борющуюся с нечистой силой во главе с Воландом, которая прибыла в Москву с инспекционной поездкой, или неким образом помогающим раскрыть масштаб чувств Маргариты, как идеала русской женщины скорее наоборот , или как героя, являющегося выдающейся творческой личностью. Роль мастера в романе Булгакова состояла в том, чтобы показать настоящее лицо того, кто управлял литературой в стране, выявить его никчемность и бездуховную пустоту, того, кто, по замыслу Сталина, должен был стать иконой литературной и творческой мысли в СССР при его правлении. И понятно, что Горький не смог оправдать надежд вождя народов: Нобелевскую премию в области литературы получил Иван Бунин. И это, несмотря на все предпринимаемые Сталиным на международном уровне личные усилия по продвижению Горького, как будущего лауреата. Для Сталина такой исход борьбы, учитывая то, что пришлось Горького вытащить из-за границы, создать ему ореол величия и все условия, и затем предпринять большие усилия в надежде сделать его лауреатом Нобелевской премии в области литературы, был равносилен публично нанесенной пощечине и унижению. Ольга Форш в личной беседе с А. Штейнбергом говорила: «Горький должен избавиться от своего тщеславия… Он же необыкновенно честолюбив. Подумайте только, что он делает? Он хочет прибрать к рукам всё, и прежде всего литературу: как Ленин правил Россией, так Горький стремится править литературой… Горький как бы проявляет необыкновенную широту и терпимость, а на самом деле за этим кроется не что иное, как стремление к самоутверждению» [2, стр. Известно, что у многих было устойчивое мнение о том, что «…Горький был на службе у немцев».
Отсюда следует, что сотрудничество Горького с инфернальными силами, как оно изображено в романе Булгакова, было изначально. И, конечно, Булгаков об этом знал. В своё время Чехов сказал своему ученику Тихонову: «Можно ли такую дрянь хвалить, как песня о Соколе». Вот подождите, станете старше, самим вам стыдно станет. Сказано о Горьком, а читается — как будто бы о булгаковском мастере. Метла Маргариты Теперь, имея целый набор ключей, выступающих в роли доказательств, можно на полном основании утверждать, что мастером в романе Булгакова был представлен герой, являющийся прототипом А. Герой явно противоречивый, обладающий целым набором качеств, которые демонстрируют его тривиальные литературные возможности и такие же способности, но при этом огромные амбиции. Тем не менее, в романе мастер показан, как писатель, которого нашла женщина по имени Маргарита, и в которую невозможно было не влюбиться. В течение некоторого времени она сопровождала его, потом забыла и мучилась в тоске по себе любимой, а по его возвращении, используя способности инфернальной нечисти, согласилась на отравление для того, чтобы найти вечный покой. Поэтому есть все основания поискать прототип Маргариты среди тех женщин, которые так или иначе сопровождали Горького по жизни.
Кроме жены Екатерины Павловны, у него были три женщины, с которыми он сожительствовал или, как говорят сейчас, состоял в гражданском браке: Мария Федоровна Андреева, актриса МХАТ, в то время самая красивая женщина России; жена его друга А. Оказалось, что проводить детальный предварительный анализ в отношении каждой из всех трех кандидаток на роль Маргариты нужды не было. В силу явных совпадений событий в романе и в жизни со стороны Марии Федоровны Андреевой по мужу М. Желябужская и Горького, можно заключить, что именно Мария Андреева была той Маргаритой, о которой идет речь в романе [2]. Именно она по распоряжению Ленина в 1906 году выехала вместе с Горьким в Америку, а потом на Капри для исполнения якобы роли секретаря, а на самом деле за присмотром за тратами его авторских гонораров, получаемых им за постановки его пьес в театрах Европы и Америки. Иногда это были серьезные деньги, поскольку пьесы Горького, в частности «На дне», выдержали рекордное количество постановок в Германии, только в Берлине около 500. Посредником между Горьким и стороной, отчисляющей гонорары, его театральным агентом, был долгое время остающийся в тени Гельфанд-Парвус. Впоследствии Парвус был агентом немецкого генерального штаба и являлся посредником между ним и большевиками. Приведем лишь один пример «удивительного» совпадения событий в романе и в жизни реальной «Маргариты», одновременно ублажающей А. Горького и большого друга и мецената большевиков Савву Морозова.
Берлиозу образ Христа в поэме Бездомного не понравился, хотя поэт очертил «главное действующее лицо своей поэмы, то есть Иисуса, очень черными красками». Дело в том, что Иисус «в его изображении получился ну совершенно как живой, хотя и не привлекающий к себе персонаж». Это не устраивало Берлиоза, так как, по его мнению, Иисуса на свете никогда не существовало.
Итак, Булгаков в самом начале романа заставляет читателя задуматься о той пропаганде атеизма, которая насаждалась малограмотным и невежественным людям политикой правящих кругов. Автор, упрекая людей в безверии и самоуверенности, предупреждал их о возмездии свыше. В разговоре о поэме Берлиоз демонстрирует эрудицию, рассуждая о Христе, реальном и мифологическом.
Правда, вся эта эрудиция почерпнута из статьи Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона, но необразованный пролетарский поэт не в состоянии понять, что чиновный председатель МАССОЛИТа вовсе не кладезь мудрости, а ловкий пройдоха и пустослов. В тот момент, когда редактор неопровержимо доказывал необразованному поэту, что Христа вообще не было, появляется странный человек , по необычной внешности и одежде которого наши герои решили, что это иностранец: «…Росту был не маленького и не громадного, а просто высокого. Что касается зубов, то с левой стороны у него были платиновые коронки, а с правой — золотые.
Он был в дорогом сером костюме, в заграничных, в цвет костюма, туфлях… Рот какой-то кривой… Правый глаз черный, левый почему-то зеленый. Брови черные, но одна выше другой». При приближении Князя Тьмы люди испытывали безотчетный страх, который охватил и Берлиоза.
Булгаков сразу отмечает различие собеседников, так как даже к появлению этого незнакомца они отнеслись по-разному: «на поэта иностранец… произвел отвратительное впечатление, а Берлиозу скорее понравился, то есть… заинтересовал…» Да, Берлиоз не верит ни в Бога, ни в дьявола, о чем и сообщает незнакомцу. Однако он также не верит и предупреждениям «иностранца» о скорой своей гибели. А когда Иван воинственно спросил иностранца, не приходилось ли ему бывать в лечебнице для душевнобольных, то иностранец предрек поэту самому там побывать.
И тогда Иван решил, что этот путешественник сумасшедший шпион и его необходимо сдать куда следует. Представившись специалистом по черной магии, Воланд шепотом твердо произнес, что Иисус существовал и доказательств никаких не требуется, и начал рассказывать историю о Понтии Пилате. По глубокому убеждению Булгакова, реальность сложнее всяких теорий, и за несколько секунд до смерти Берлиоз получил доказательство, что в жизни все может случиться: совсем неожиданно и без плана он угодил под трамвай.
По мнению исследователя творчества Булгакова Б. Сарнова, писатель «верил в то, что жизнь человека на земле не сводится к его плоскому, двухмерному земному бытию. Что есть еще какое-то иное, третье измерение, придающее этой земной жизни смысл и цель».
Именно Воланда писатель представил как посланника этого третьего измерения в эпиграфе к роману: «Я — часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо». Воланд выступает в романе в качестве нравственного судьи: он наказывает Берлиоза, играющего важную роль в мире Зла, смертью, а Ивана Бездомного — психлечебницей. Таким образом, сразу в первой главе романа Булгаков ставит важные вопросы о вере и безверии, о добре и зле, о непреходящих нравственных ценностях и заставляет задуматься читателя о том, как нелепа и страшна жизнь самоуверенных людей.
С первой главы становится понятна четкая позиция автора: зло должно быть наказуемо. Действие романа "Мастер и Маргарита", анализ которого мы сейчас будем проводить, начинается в г. Михаил Булгаков использует Московскую топонимику, это придает повествованию правдоподобность и всё больше погружает в сюжет.
Не забудьте ознакомиться с кратким содержанием романа. История создания и жанр произведения Вдохновившись трагедией Гёте "Фауст", Булгаков решил написать свой роман. Известно, что первые записки были сделаны в 1928 году.
В первых 160-ти страницах не было таких героев, как Мастер и Маргарита, а сюжет был о появлении Христа и истории Воланда. Первоначальные названия романа также были связаны с этим мистическим героем. Одно из них было "Черный маг".
В 1930 году Булгаков сжег рукописи. Через два года Булгаков нашел уцелевшие листы и принялся за работу. Но в 1940 году он серьезно заболел и его жена писала роман под его диктовку, словно преданная Маргарита.
Когда произведение было закончено, Елена обращалась в многие издательские дома, но ей отказали. Спустя 30 лет вышла в свет отцензеренная версия, достаточно отличающаяся от оригинала. Что можно сказать о жанровом своеобразии?
Безусловно, это роман с его классическими чертами в его классическом исполнении. Композиция и проблематика Композиция романа отличается тем, что присутствует внедрение параллели между героями Пилатовского времени и московскими. Несколько сюжетных линий.
Многообразие персонажей. Делая анализ романа, условно разделите произведение на две части: Московские события Повествование от лица Мастера Проблематикой произведения является философская проблема , которая выражается во взаимоотношениях власти и человека не только московских героев, но и пилатовских. Таким образом, Булгаков подчеркивает, что данная проблема была во все времена и эпохи.
Выражается истина, что в основе общества должны лежать нравственные ценности, а не материальные. Эту мысль обязательно включите в анализ романа "Мастер и Маргарита". Тематика и основные герои Одной из центральных тем является Библейская.
Критиков поражает достоверность хронологии событий, которые они сравнивали с писанием Левия Матфея. Сцена Суда правдоподобна даже во временных рамках. Пилат и Иешуа изображены по-новому и даже с элементами черт характера современных людей , поэтому в них находят сходство и читатели нашего времени.
Любовная линия не обошла стороной и это гениальное произведение. Когда происходит первая встреча Мастера с Маргаритой, сразу понятно, что это настоящая любовь с первого взгляда, которая должна закончиться трагично. Маргарита - это награда за тяжелую судьбу Мастера.
Любовь показана в романе как что-то вечное, что не зависит ни от чего. Эта мысль может стать одной из ключевых в анализе романа "Мастер и Маргарита". Фантастическая тема делает это произведение особенным.
В романе появляется нечистая сила : Воланд, проводящий сеансы и его свита. Интересно представлена и тема творчества. Непринятие трудов мастера критиками, уничтожение его творческого потенциала привели его к сумасшествию.
Упомянем также основных героев произведения: Мастер. В нем мы находим схожие черты с Булгаковым. Дьявол, Князь тьмы.
Становится настоящим, когда покидает русскую столицу. Несчастливая девушка. Возлюбленная Мастера.
Анализ романа "Мастер и Маргарита" Главный замысел Булгакова при написании этого романа - иронически передать все злободневные темы. Роман совмещает в себе проблему идеального творчества и настоящей любви. Наряду с захватывающим сюжетом значимая роль отводится пейзажам.
Освещенные уголки Москвы добавляют роману динамику и погружают в свой мир. Каждое поколение раскрывает этот роман по-своему и находит в нем схожие черты современных проблем. Мастер не дописывает свое произведение и сжигает его, находя в этом свой покой.
Сон Маргариты является значимым эпизодом в романе. Девушке снится ад, кромешная тьма , пустырь и среди этого ужаса - Мастер. Булгаков специально изобразил Маргариту обеспеченной и зажиточной, но для нее высшая ценность - это фотокарточка возлюбленного и обугленная тетрадь его рукописей.
Именно этот фрагмент подчеркивает, что не материальное делает человека счастливым, а земное. И казалось бы, что любовь - это чувство, но оно дороже всего остального. Вы прочитали краткий анализ романа "Мастер и Маргарита", мы рекомендуем вам также посетить наш литературный Блог , где размещено множество статей с анализами произведений и характеристиками персонажей.
Литература, 11 класс План-конспект урока литературы «Мастер и Маргарита» - апология творчества и идеальной любви в атмосфере отчаяния и мрака. Цели: определить авторские приемы раскрытия темы творчества и темы любви; проследить эволюцию образов героев романа; развивать навыки характеристики литературного героя. Ход урока: Роман Булгакова для русской литературы, действительно, новаторский, а потому и нелегко дающийся в руки… М.
Крепс I. Вступительная беседа. В чем проявилось новаторство писателя?
Соколов отмечал, «что в булгаковском романе соединились весьма органично едва ли не все существующие в мире жанры и литературные направления ». Докажите это на примерах. Необходимо отметить и разнообразие тематики произведения.
Продолжим знакомство со своеобразием романа Булгакова, рассмотрим, как удалось автору раскрыть темы творчества и идеальной любви. Судьба художника в мире, в котором гибнут таланты. Работа с текстом.
В романе Булгакова есть герой, который не назван по имени. Он сам и окружающие называют его Мастером. Слово это хочется писать с большой буквы , потому что необыкновенна сила таланта этого человека.
Проявилась она в романе о Понтии Пилате и Иешуа. Так кто же он, почему не называет своего имени? Как сложилась его судьба в том мире, в который приходит он со своим романом?
Поэт Иван Бездомный, став свидетелем гибели Берлиоза, преследует сатану и его свиту, проходит через различные злоключения и попадает в психиатрическую клинику , которая в романе названа «домом скорби». Здесь он и встречает Мастера.
Апология зла. За что верующие люди не любят роман "Мастер и Маргарита"
Смысл книги Мастер и Маргарита в необходимости и неоднозначности сосуществования рядом света и тени, добра и зла, смелости и трусости. «Мастер и Маргарита» считается одним из самых загадочных произведений, рассматривать которое стоит в русле магического реализма. Произведение М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» является одним из самых мистических в русской литературе. Философский анализ романа «Мастер и Маргарита» 1. Понятие о хронотопе. «Мастер и Маргарита» представляет собой историю, не ограниченную временным интервалом и не зажатую в рамках какой-либо культуры.
5 загадок романа "Мастер и маргарита"
Роман Булгакова «Мастер и Маргарита» служит постоянным предостережением от невнимательности к себе, от слепого следования заведенному порядку вещей, в ущерб осознанию собственной личности. Уже на первых страницах «Мастера и Маргариты» дан ключ ко всему произведению. "Мастер и Маргарита"-аллегорический роман, в котором показано, что Добро и Зло тесно переплетены между собой, и Зло в лице Воланда и его свиты карает людей во имя добра и справедливости. Заглавные персонажи, Мастер и Маргарита, хотя не появляются в первой части книги, становятся центральными для сюжета во второй половине. Михаил Булгаков затронул в своем романе «Мастер и Маргарита» множество тем, а главными героями сделал писателя и его музу Маргариту.