Новости кто такие отходники

Третья сфера приложения сил отходников – торговля, в частности работа в трактирах, трактирное дело в Санкт-Петербурге было монополизировано ярославскими крестьянами.

Отходничество

Неуправляемый тренд, или кто такие современные отходники | Объединение Садоводов России. Отходник в местном обществе часто не располагает многими ресурсами. Отходники в Петербурге появились в самом начале XVIII века — ведь город, по приказу Петра Первого, строили именно приезжие крестьяне, в основном из ближних губерний, а кроме этого — из Ярославской и Тверской. Отходники нередко отправлялись на промыслы семейными артелями из нескольких человек, обычно братьев или отцов со взрослыми детьми. Аналитик Проектно-учебной лаборатории муниципального управления ВШЭ Наталья Жидкевич представила на открытом семинаре лаборатории свое продолжающееся исследование «Социальный портрет современного российского отходника».

Отходничество в россии - фотоподборка

Конечно, промыслы поменяли свой вид, стали более многочисленными и, в силу образованности населения, разнопрофильными. Если раньше они все-таки были «довеском» к основной, сельскохозяйственной деятельности крестьянина, то теперь это основная профессиональная занятость человека. И если сравнивать народонаселение Верхнеландеховского района сейчас и в 1901 году, о котором дают представление нам «Материалы для оценки земель Владимирской губернии», то результат получится малоутешительным. Всего за какие-то сто лет население сократилось почти в четыре раза - с 20621 человека до 5038 человек данные предоставлены районным отделом статистики на 1 декабря 2013 год , количество населенных пунктов деревни, села от 224 сократилось до 125 причем фактически жилых деревень, конечно, меньше. Населения трудоспособного возраста насчитывает 2974 человека данные на 2013 год. К сожалению, нет конкретных данных о тех, кто трудится в других городах. Причины возникновения отхожих промыслов в наше время наводят на грустные размышления. Не от хорошей жизни современному мужчине а чаще это все-таки мужчины приходится бросать свою семью, дом, хозяйство и отправляться на заработки в город — это говорит о том, что по месту проживания невозможно найти работу с достойным заработком, чтобы обеспечить свою семью. Я разговаривала с людьми, которым приходится трудиться вахтовым методом в городах, и каждый из них заметил: если бы здесь, дома, была работа с высоким заработком, то, конечно, не пришлось бы уезжать. Если ситуация не изменится коренным образом и не будут приниматься никакие меры по созданию рабочих мест и повышению заработной платы в сельской местности, через каких-нибудь пятьдесят лет, а это, поверьте, не столь далекое будущее, в Верхнеландеховском районе останутся только поселок Верхний Ландех и село Мыт — и те будут немноголюдны. В одной из старинных книг о занятии сельским хозяйством в нашем крае можно было прочитать, что земледелие не составляло главного заработка населения, проживающего в лесистой местности по реке Пекше.

Хлебопашеством занимается в большинстве случаев оставшееся в деревнях женское население, тогда как мужчины почти поголовно уходят на отхожие промыслы. Вследствие слабого развитии хлебопашества у значительного большинства сельского населения своего хлеба на прокормление не хватало. Земли этой территории были слишком неплодородными. Между реками Пекшей и Киржачом почва состоит из суглинка, местами переходит в глинистые почвы. Лучшие же почвы находятся между Суздалем. Гавриловым-Посадом, Симой и Юрьев-Польским. Самые лучшие почвы для ведения сельского хозяйства находятся между Юрьев Польским и Гавриловым-Посадом. Плодородный чернозем на этой территории, видимо, получился за счет многовекового удобрения, культурного возделывания мерянами, а затем славянами. С самого начала заселения нашей территории славянами, им пришлось столкнуться с большими трудностями, и поэтому они стали искать возможность иметь дополнительные заработки, чтобы купить хлеб и другие необходимые товары и продукты на востоке, в о польских землях. Это их побудило развивать кустарные промыслы, а затем и отхожие.

В каждом населенном пункте существовали как бы свои традиционные развитые промыслы. Были открыты свои конторы, светелки, кустарные мастерские и т. В Завалинской и Коробовщинской волостях большинство кустарных промыслов было связано с плисорезанием, в Дубкоской с портняжеством и ткачеством, в Давыдовской медницким и плотницким, кузнечным делом. Были на территории района кроме заводов Товарищества Кольчугина небольшие мелкие заводики, фабрики и мастерские. В деревне Троице Дубковской волости был завод обработки сырых кож, принадлежавший Новоженину Петру Васильевичу, на котором работали 15 человек. В деревне Золотуха ткацкая фабрика Слушаевых, где работало около 80 человек. В деревне Деево существовали две ткацкие мастерские, принадлежавшие братьям Петровым- Ивану и Якову, у которых работало 30 человек наемных рабочих-крестьян. Были такие мастерские и в других деревнях и селах, но особенное развитие в нашем крае получило плисорезное дело. Это относится к Завалинской и Коробовщинской волостям. Так, в Завалинской волости, в каждой деревне занимались плисорезаньем уже определенные мастера-специалисты этого дела.

Они имели свои светелки, нанимали рабочих, привозили товаре фабрик Орехово-Зуево, Москвы и других городов. Всего резанием пляса в Завалинской волости занималось более 360 человек: в с. Беречино 8 человек, с. Белавки 28 человек, д. Володино 28 человек, д. Городец 8 человек, с. Завалино 16 чел. Зиновьево 35 человек, д. Киреевка 4 чел. Конюшино 3 человека, с.

Кудрявцево 10 человек, д. Косковка 18 человек, д. Лопыри 13 человек, д. Льгово 40 человек, д. Новая 19 человек, д. Павликово 20 человек, оельцо Поддубки 7 человек, д. Поздияково 19 человек, д. Собино 3 человека, д. Сафоново 15 человек, д. Тюхтово 17 человек, д.

Ульяииха 3 чел. Шустино 20 человек. В Коробовщинской волости плисорезаньем занималось 51 человек: д. Авдотьино 8 чел. Шилово 7 чел. Новое Фетиньино 16 чел. Лакомово 9 чел. Косковке Завалинской волости существовало три мастерские, по нарезке плиса, которые принадлежали Клещеву Василию Лариоиовнчу. Лакомово Коробовщинской волости мастерская принадлежала Курагину Михаилу Федоровичу. Плисорезные мастерские в селе Фролищево принадлежали Морозову Василию Васильевичу, ему же принадлежало плисорезное заведение в д.

В этой же деревне у братьев Морозовых Ивана Ивановича и Семена Ивановича было также две плисорезные мастерские. Поздияково в плисорезном заведении Семенова Николая Матвеевича работало 7 человек, а в д. Шустино вырабатывали ленты по 1500 кусков в год. Стоимость одного куска 40 коп. В селе Ваулово в плисорезных мастерских С. Морозова работало до 80 чел. Всего на территории нашего района в бывших Коробовщннской, Завалинской и Дубковской волостях Покровского уезда существовало более 40 плисорезных заведений, где работало около 600 человек. Главным районом портняжного дела была Дубковская волость, где этим промыслом занимались до 70 процентов жителей, многие жители занимались ткачеством. В Дубковской и Коробовщинской волостях активно занимались сбором камней. Развитию промысла способствовало строительство железной дороги в 1896 году и шоссе от ст.

Келерово в сторону Черкутино. Над резкой плиса занимались и в д. Белавки, где в год вырабатывалось до 1200 кусков. Наемных рабочих было 24 человека. За надрезку одного куска рабочий получал от 65 коп. В селе Фролищи занимались производством кирпичей, вырабатывая до 60 тыс. Изготовление одной тысячи кирпичей рабочему-кустарщику обходилось в 8 р. Новой и Бакинце занимались изготовлением борон и корзин. Изготовлялось кустарями в год до 100 борон и более 750 корзин. Продажная стоимость бороны от 75 коп.

Появилось в период позднего феодализма в связи с усилением феодальной эксплуатации и повышением роли денежного оброка. Играло значит, роль в период становления капитализма. При О.

Наиболее богатые отходники — это собственники недвижимости, гостиниц и ресторанов, магазинов и оптовых складов.

Наконец, около четверти от общего числа данной категории населения составляли наемные работники с земельными наделами. Такие крестьяне совмещали сезонные заработки с обработкой собственных земельных участков. Новая жизнь Вести о возможном заработке приносили в деревню отходники. Это событие являлось значимым в жизни каждого села.

Возвращаясь в родную деревню из далеких городов, крестьяне-отходники меняли и свою жизнь, и жизнь своей семьи. Уклад сельской жизни менялся, устройство собственного дома было более современным. Влияние города ломало привычные устои села. В отличие от остальных крестьян отходник — это практически непьющий мастер и умелец, прекрасно владеющий своим мастерством.

В свой дом отходники везли из больших городов удивительные предметы быта и даже роскоши — керосиновые лампы, самовары, мебель, модную одежду, граммофоны. Все это ассоциировалось у местных крестьян с беззаботной городской жизнью. Для девушек из забытых деревень это была завидная партия.

Село Трубетчино. В селе 3 кузнеца, 4 мельника, 4 портных, 4 сапожника, 14 извозчиков, 1 объездчик лесной сторож , 3 бондаря, 3 пастуха, 1 староста. Всего 52 человека. Крестьне с. Бабинок вместе с крестьянами с. Трубетчина ходят на полевые работы в с Аркадак.

В селе имеются: 1 печник, 1 торговец, 1 мельник, I сельский писарь. Каменный Брод Каменка имелись 1 портной, 1 мельник, 3 сапожника, 1 староста и 5 пастухов; отхожими и местными промыслами занято 34 человека, считая и поденную работу, в д. Ильинка - 1 кузнец, 1 сельский писарь, 1 плотник, 1 староста и 1 пастух, в д. Ивановка Щербедин - 2 портных,. Ходят на поденные полевые работы к ближайшим землевладельцам, а также нанимаются на поденщину и к своим богатым крестьянам. Дмитриевке - 1 портной и 2 пастуха. Отхожими и местными промыслами, считая батрачество и поденную работу, занято 16 человек. Родионовка: 2 мельника, 1 плотник, 1 сиделец, 1 сапожник, I мелочной торговец, 1 староста и 1 пастух: отхожими и местными промыслами, считая батрачество и поденную работу, занято из деревни 13 человек. Новая Родионовка - 1 мельник, 1 сельский писарь, 1 староста и 3 пастуха; отхожими и местными промыслами, считая батрачество и поденную работу, занято из деревни 5 человек.

Боцманово - 40 промышленников: 8 отхож, батраков, 1 полесовщик и 1 сельский староста, зарегистрировано 14 промышленников: 45 отхож, поденщиков 4 муж. У четверых домохозяев до 44 колоды пчел, 1 мельник и 1 отх. Кроме того 17 лесопромышленников: 12 поденщиков местных 1 муж и 4 жен. В д Чурмантаевке 20 промышленников: 14 батраков 12 отхожих , 3 пастуха, 1 сапожник, I сельский писарь и 1 староста. У одного домохозяина имеется. Ромашина Паршевка 18 промышленников: 6 батраков 4 отхожих , 3 сапожника, 2 пастуха, 1 кузнец, 1 мельник, 1 печник, 1 плотник, 1 торговец хлебный, 1 писарь и 1 десятник.

“Отходничество” рубежа XIX - XX веков как портрет эпохи

Отходничество ослабляло личную зависимость крестьянина от помещика и являлось признаком разложения феодально-крепостного хозяйства. Отходничество создавало предпосылки для формирования рынка наемной рабочей силы. Остальные ответы Ирина Лаврухина Мастер 1195 14 лет назад Отходничество, временный уход крестьян в России с мест постоянного жительства в деревнях на заработки в районы развитой промышленности и сельского хозяйства.

Отходники имели региональную специализацию, сохранявшуюся до Первой мировой войны 1914—1918 гг. Так, отходники из Ярославской губернии занимались торговлей, строительством, огородничеством, работали в трактирах; отходники из Санкт-Петербургской губернии большей частью женщины нанимались в услужение, мужчины летом шли на строительные работы, зимой занимались извозом. С целью облегчения условий существования в чужом городе отходники создавали землячества. С развитием торговли и промышленности число отходников возрастало.

Отходничество ослабляло личную зависимость крестьянина от помещика и являлось признаком разложения феодально-крепостного хозяйства.

Отходничество создавало предпосылки для формирования рынка наемной рабочей силы. Остальные ответы Ирина Лаврухина Мастер 1195 14 лет назад Отходничество, временный уход крестьян в России с мест постоянного жительства в деревнях на заработки в районы развитой промышленности и сельского хозяйства.

Возникший продовольственный кризис побуждал ушедших крестьян возвращаться и заниматься сельским хозяйством. В указанный период отходы практически прекратились. Крестьянская миграция вновь началась с приходом НЭПа. Число отходников века XX растет, но дореволюционного уровня не достигает. Возрождению трудовой миграции в советский период способствует земельное законодательство СССР, предоставлявшее крестьянам расширенные земельные права.

Ушедший крестьянин сохранял за собой право на землю на протяжении двух лет. Если работник возвращался позднее, ему давали надел из «запасов». При отсутствии такового, крестьянин участвовал наравне с другими жителями в переделе земли. Советская трудовая миграция была, в основном, краткосрочной. Излюбленными районами отходников были Центральнопромышленный, Центральночерноземный, Средневолжский и Ленинградско-Карельский. По причине отходничества уровень городской безработицы возрос. Высокий поток трудовой силы превышал потребности еще не до конца восстановленной промышленности.

Правительство разрабатывало программы по расселению крестьян на незанятых землях. Но большинство отходников к этому времени уже утратило интерес к земледелию, поэтому государственная программа оказалась безуспешной. В эпоху коллективизации государство рассматривало отходничество, как разновидность протеста образованию колхозов.

Кустарные и отхожие промыслы. Крестьяне-отходники - это определение, история и интересные факты

Южане с нетерпением ждали в определенные сроки далеких гостей — с их товаром, гостинцами и рассказами новостей. Сейчас такими отходниками, предлагающими собственную продукцию на рынке, можно считать немногих, например, плотников, изготавливающих срубы домов. В Центральном промышленном районе большинство отходников работали на государственных предприятиях, как правило, промышленных. В Центральном промышленном районе большинство отходников работали на государственных предприятиях, как правило, промышленных.

Отходники и другие наемные работники

Еще при Петре I для мигрировавших крестьян были введены паспорта. В 1859 году в России было выдано 1,3 миллиона таких документов сроком до трех лет. Причем паспорта короткого срока действия не входят в это число. Историки называют следующие причины: Низкий уровень земледелия, который не мог обеспечить потребности трудового населения. Крестьяне не могли выжить в малоплодородных регионах, они голодали, поэтому вынуждены были работать и получать доход от других промыслов. Поворот в экономической политике 60-х годов XVIII века, в результате которого стало развиваться промышленное и торговое предпринимательство. Низкая урожайность в 60-х годах XVIII века, заставлявшая крестьян искать прочие возможности доходности.

Отходниками 18 века называли обедневших сельских жителей, идущих на заработки в другие местности на некоторый период времени. Это явление наблюдалось не повсеместно. Такие крестьяне покидали свои наделы после одобрения помещиков. Они устраивались на работу временно — на 3-5 лет. Заработав ренту, крестьянин возвращался обратно, к своей семье. Вернув ренту, работник уходил снова.

Таким образом, отходники способствовали формированию рынка рабочей силы, как составной части капитализма. В тех областях, где не было отходников, преобладала барщина или месячина. То есть, крестьянин работает на помещика в течение нескольких месяцев, оставляет свое хозяйство.

Больше всего зарабатывают рабочие, строители, транспортники — от 30 000 до 70 000 рублей в месяц, плотники — от 30 000 до 50 000 тысяч. Охранники обычно могут рассчитывать на зарплату в 15 000 рублей при этом им гарантируют бесплатное проживание. Из своего заработка на дорогу и проживание в городе средний отходник тратит около 15 тысяч рублей в месяц. Этих денег хватает на съем самого дешевого жилья и еду быстрого приготовления.

Но и то, что остается от «прибыльной» работы — в среднем 20—25 тысяч рублей в месяц — считается хорошей подмогой для семьи. Таким людям не позавидуешь. Получая преимущество в зарплате, отходники теряют в другом. У них нет не только официальной работы, но и связей, с помощью которых по блату в провинции решаются многие проблемы. Им сложнее добиться бесплатных медицинских операций, оформить льготы и даже усыновить детей. Они не рассчитывают на пенсии, пособии, социальные услуги. Обеспечивают себя сами, надеются на детей, которых стараются "двинуть в жизнь".

Тяжелые условия работы и жизни, без полноценного отдыха и почти полного отсутствия досуга, быстро изнашивают организм. Большинство отходников выдерживают такую нагрузку не больше 10 лет. Неофициальная работа обязывает не болеть или в совсем уж крайнем случае лечиться дома. В результате отхожей деятельности благосостояние семьи растет, и провинциальные жители способны удовлетворить самые разнообразные потребности столь же успешно, как и жители столиц, но столь же существенными оказываются и побочные последствия. Уезжающие на долгое время мужчины нередко обзаводятся новыми семьями. Армия трудоголиков Как правило, отходников не оформляют на работе, они не платят налоги, но и не числятся на бирже труда, потому никакой информации о них нет ни у администраций поселений, ни в центрах занятости. Чтобы подсчитать хотя бы примерное количество таких рабочих, ученым пришлось идти по непроторенному пути: изучать записи похозяйственных книг, предназначенных для учета сельского населения, списки избирателей и даже классные журналы школ, куда сегодня нередко заносят информацию о занятости родителей.

Свои расчеты они сопоставили с данными, озвученными заместителем председателя правительства РФ Ольгой Голодец на одной из научных конференций в Высшей школе экономики. Где и чем заняты все остальные, мы не понимаем", — сообщила она. Очевидно, что оставшиеся 38 млн граждан, рассудили ученые, располагаются где-то в «экономической тени» и немалая их часть, если не большинство, — отходники.

Почему вдруг — как бы с чистого листа — возродилось спустя столетие отходничество в современной России? Повторно, как новый массовый феномен социально-экономической жизни, возникло оно в середине 90-х годов прошлого 20-го века. В начале 90-х годов в качестве ответа на экономический беспорядок в стране начали быстро «становиться уклады» — новые модели жизнеобеспечения населения, принуждённого к самостоятельному поиску средств выживания. Помимо создания новых моделей такие как «челноки», впрочем, вполне родственные «мешочникам 20-х годов , «вспоминались» и реанимировались давно забытые модели и первыми среди них были — возврат к натуральному хозяйству и возрождение отхожих промыслов. В начале 90-х годов я специально озадачился вопросом выявления и описания разнообразных моделей жизнеобеспечения, к которым принуждено было обратиться население страны с началом «шоковой терапии» экономики. К моему тогдашнему удивлению, провинциальное население в массовом порядке стало обращаться не к современным и вызванных обстоятельствами новой жизни моделям экономического поведения «челноки» в страны Юго-Восточной Азии или «постановка на безработицу» исключительно с целью не получения мизерного пособия, а «сохранения» трудового стажа ради будущей пенсии , а к моделям давно исчезнувшим, забытым, «архаическим».

Таковыми и оказались, с одной стороны, натуральное хозяйствование, массовое для целых сёл и городов посевы картофеля в пригородах возрождались столь быстро, что возникла конкуренция за земельные участки и началось массовое воровство картошки с полей, вызвавшие самоорганизацию в формах добровольных дежурных дружин на картофельных полях , с другой стороны — как модель жизнеобеспечения, дополнительная натуральному производству — возрождение отхожих промыслов. Отходничество — явление, широко распространённое в крестьянской среде имперской России 18-го, 19-го и первой трети 20-го веков, имело характерные признаки, позволяющие классифицировать его как особую форму трудовой миграции населения. Под отходничеством понимались сезонные возвратные перемещения крестьян, преимущественно мужчин, из мест постоянного их проживания и хозяйствования в другие населённые пункты, в другие губернии с целью поиска дополнительных заработков путём разнообразных промыслов кустарных ремёсел или найма, предложения на стороне своих услуг. Отходничество как модель экономического поведения, может сложиться лишь при наличии двух обязательных условий: в качестве предпосылки выступает относительное или полное закрепление человека и его семьи на земле, а в качестве движущей силы отходничества выступает невозможность прокорма на месте, заставляющая искать сторонние источники средств к существованию. Невозможно прокормиться было на плотно заселённых уже к 18-му веку, на бедных нечернозёмных территориях в центральной и северной России. Государство, сельский мир или барин в какой-то период «осознают» это противоречие и предпринимают соответствующие действия. Государство вывозит население на «стройки века» или «тратит» на войнах. Сельская община с большей лёгкостью отпускает на промыслы в города отдельных своих умельцев для денежных заработков, что позволяет ей легче платить государевы налоги. Помещик уже к началу 19-го века начинает осознавать, что оброк ему выгоднее барщины и с каждым годом начинает отпускать на промыслы всё большее число крепостных, более того, начинает способствовать обучению их ремёслам.

Так постепенно развивается отходничество, захватывая центральные и северные губернии Российской империи в первых мотиватором больше выступает помещик, во вторых — скудость урожаев. С середины 19-го века начинается ещё более бурное развитие отходничества, сначала стимулированное разрешением помещикам заклада имений, затем Освобождением 1961 года[8], а к 90-м годам — бурным промышленным ростом в России, [9] а также перенаселённостью по причине в немалой мере агрокультурной неразвитости, обусловленной сопротивлением новшествам со стороны крестьянской общины и незаинтересованностью самого крестьянина в повышению плодородия земли в условиях непрерывных земельных переделов. Но затем довольно скоро отходничество сходит вовсе на нет вследствие начала индустриализации и коллективизации; оба эти взаимосвязанных процесса социально-экономического развития страны не предполагали никаких свободных, инициативных форм трудового поведения, а именно в этом и состоит суть отходничества. Каковы же его важнейшие признаки? Важнейшими признаками, определяющими как традиционное отходничество 18 —го — начала 20-го в. Во-первых, это временный, сезонный, характер отъезда отхода человека из места его постоянного проживания с обязательным возвратом домой. Отходник, почти всегда мужчина, уходил в промысел после окончания полевых работ, осенью или зимой и возвращался к началу весенних работ. Семья отходника, его жена, дети, родители оставались дома и управлялись с немалым крестьянским хозяйством, где отходник по-прежнему исполнял роль хозяина и распорядителя дел. Точно такой же сезонный характер отъезда от семьи почти всегда отходника-мужчины мы видим и сегодня.

Во-вторых, это вынужденность отхода, поскольку природные условия не позволяли на месте обеспечить крестьянскую семью продовольствием в необходимых объёмах и произвести добавочный продукт на продажу, чтобы иметь деньги.

Когда крестьян Западной области в 1935 г. Так же как в крепостном и пореформенном селе, в колхозе ощутимо чувствовалось бремя коллективной ответственности по налогам и обязательствам — знаменитой круговой поруки. Резолюцию собрания правление послало в организации, о которых шла речь, и просило секретаря райкома поговорить с их директорами. Исключение отходника из колхоза с карательными целями могло иметь и другую подоплеку. Член партии с 20-х гг. Потом эти дворы вступили в колхоз, фактически стали там верховодить и принялись мстить прежним врагам. Не удовлетворившись исключением Кукушкина, его немедленно обложили налогом как единоличника, заявив, что он торговал на базаре мясом. Это было правдой, по признанию самого Кукушкина, хотя продал он не так много, как говорили. Налог с него требовали дважды, в первый раз 384 руб.

Например, в 1936 г. Стратегическая цель была ясна — заставить район снять свою неприемлемую кандидатуру председателя, предлагая альтернативный вариант, который устроил бы и село, и район70. Подведем итоги: если сравнить уровень отходничества в конце 30-х гг. Однако число отходников в конце 30-х гг. Во второй половине 30-х гг. Тем не менее, уровень отходничества к концу 30-х гг. Если и так, оно все же оставалось весьма существенным.

Отходничество в Советской России и СССР

  • Отходники в истории: что это такое и зачем они нужны?
  • Основная навигация
  • Из крестьян в пролетарии
  • ОТХО́ДНИЧЕСТВО

Отходничество в современной России

Количество гостей и «новых местных» растет. Соответственно, детские сады переполнены, а занимать детей чем-то надо. По словам Бурунова, бизнес у моря нужен ему не для заработка: миллионов на игровой не сделаешь. Еще одной отличительной особенностью отходника психолог Плюснин считает желание улучшить свой уровень жизни. Если гастарбайтера толкает на подвиги нужда, то отходник хочет жить лучше соседа. Именно поэтому он всегда возвращается домой. Физически бывает тяжело, но моральное удовлетворение от того, чем ты занимаешься, перебивает эту усталость. Поиски психологического комфорта Но что значит лучший уровень жизни?

Мы ведь уже минимум два десятилетия «более лучше одеваемся», питаемся и даже отдыхаем. У всех есть электрический чайник, пылесос и стиральная машина. Даже автомобиль есть почти у каждой семьи, и сегодня мы не толкаемся в очередях за фарфоровым сервизом, как наши бабушки, а ищем места, куда бы этот сервиз сбыть: «Да, и вот эту кофеварку и детский стульчик заберите, пожалуйста! С ответом мне попыталась помочь психотерапевт Елена Коняева. В числе ее клиентов — известные и обеспеченные люди, которых язык не повернется назвать нуждающимися. Однако до удовлетворенности жизнью им далеко. Он зафиксировал закономерность: с ростом личных доходов расходы на питание снижаются, расходы на одежду, жилище и коммунальные услуги меняются незначительно, а доля расходов на удовлетворение культурных и других нематериальных нужд заметно возрастает.

Эта зависимость получила название «закон Энгеля». А это значит чувствовать себя хорошо. А хорошо — это когда нет стрессов, тревоги, раздражения, недовольства, другими словами, чувствовать себя в своей тарелке. И вот за этой «тарелкой» сегодня выстраиваются очереди. За нее современный человек готов родину продать… Дауншифтинг по-московски Продать не продать, а чуть-чуть отдохнуть можно. В этом уверена бухгалтер Лариса Филимонова. Девушка устала от долгой дороги на работу, пробок, соседей, соли на зимних тротуарах, очередей на летние веранды, толкучки в метро.

А неожиданно свалившаяся на голову самоизоляция в 2020 году помогла ей осознать, что в столице ее, в общем-то, ничего не держит. Покупаю я все в основном через интернет — мне торговые центры с толпами не нужны. Ну и зачем мне Москва, когда я могу жить где угодно и зарабатывать на разнице в уровне жизни? Схема заработка выглядит следующим образом. Девушка сдает свою двушку в Зюзине за 45 тысяч рублей и перебирается вместе сыном в Ярославль — один из самых красивых и благополучных городов Центрального федерального округа. Там она снимает в благоустроенном районе квартиру за 12—15 тысяч рублей, а разницу — откладывает.

Они также не пользуются услугами государственного бесплатного здравоохранения и практически исключены из системы соцобеспечения. Вместо врачей они прибегают к услугам аптекарей, знахарей и занимаются самолечением», — отмечает Плюснин. По его словам, отходники «формируют мощную социальную группу, которая не зависит от государства и выплачиваемых им пенсий и пособий». Отходники мало или совсем не участвуют в местной общественно-политической жизни. Поэтому и массовая неуплата налогов может представляться вполне логичным следствием того, что эти люди пребывают как бы «вне государства». Неуправляемый тренд «Пока у нас нет реальной политики, отходники не станут политической силой. Эта группа деидеологизирована, — рассуждает Кордонский. Если государство начнет давить на отходников и будет недоговороспособным, отходники будут откупаться или отстреливаться, предупреждает Кордонский. Но у отходничества, к сожалению, большие перспективы. Ухудшение экономической конъюнктуры увеличивает это явление: люди уходят в тень, убегают от государства. У нас по-другому: либо мы живем автономно от государства, любо пытаемся вредить ему по мере возможности», — говорит Гонтмахер. Поколение детей будет воспроизводить модель поведения отцов: дети бюджетников захотят получать деньги в бюджетном секторе, а дети отходников, скорее всего, пойдут за своими отцами, считает Плюснин. При этом отходничество — это износ человеческого капитала, который еще остался в России. Это его самая варварская эксплуатация. Они живут потенциально относительно меньше, чем средний гражданин», — подчеркивает Гонтмахер.

Если раньше Заволжье «тянуло» преимущественно в Питер, то сейчас - в Москву. В обоих случаях - в столицу. То же и с областными городами: при смене областного центра соответственно меняется и направление отхода из районных городов. География отходничества расширилась, но не радикально. Поскольку скорости перемещения за столетие выросли на порядок, то и сами перемещения отходников стали более частыми. Теперь при расстояниях от 100 до 600-700 км ездят и на неделю-две, а не как раньше - на полгода-год. Но в структурном отношении география отходничества осталась, вероятно, прежней. Люди весьма детально и точно просчитывают экономические составляющие своей трудной деятельности - и не только временные затраты, но и долю заработка, приносимую в хозяйство. Сколько же денег приносит отходник домой? Против распространенных представлений, отходник в среднем не довозит «большие тыщи» до дому. Заработок на стороне сильно зависит от квалификации и вида деятельности. Строители-плотники за сезон зарабатывают до полумиллиона, исходя из ежемесячной зарплаты в 50 и даже 100 тысяч рублей. Но в пересчете на месяц у них будет выходить 30-50 тысяч. Работающие в промышленности, на транспорте и в строительстве зарабатывают поменьше - от 30 до 70 тысяч, но работают почти круглый год. Менее квалифицированные отходники зарабатывают до 20-25 тысяч, а охранники - до 15 тысяч но надо иметь в виду, что и работают они две недели в месяц. За год получается 300-500 тысяч рублей у квалифицированного отходника и 150-200 тысяч - у неквалифицированного. Этот заработок в среднем выше, чем если бы человек работал в своем городе, где средний заработок не превышает 100-150 тысяч рублей в год. В большинстве малых городов и деревень заработок бюджетника составляет сейчас от 5 до 10-12 тысяч рублей, то есть в год около 100 тысяч, однако найти работу даже на 10 тысяч на месте практически невозможно - все места заняты. Так что отходником быть выгодно. Правда, высококвалифицированным отходником, и то в сравнении со своими соседями-бюджетниками или безработными. Потому что если вычесть расходы, которые принужден отходник нести во время работы, то в итоге получится не столь уж большая сумма. По нашим данным, несмотря на обычно крайне плохие условия жизни отходника на месте его работы, несмотря на его стремление максимально сэкономить заработанное и привезти больше денег домой, при среднем заработке в 35-40 тысяч рублей он вынужден потратить около 15 тысяч рублей в месяц на свое проживание в городе. Обычно жилье стоит около 5 тысяч в областных городах и столицах тратят на жилье почти одинаково, но в столице снимают жилье на 5-10 человек и спят нередко посменно. Примерно столько же тратит отходник на скверное питание «продуктами быстрого приготовления». Транспорт и прочие расходы крайне редкие развлечения забирают у него еще 5 тысяч. Так что домой отходник привозит не 50-70 тысяч, как говорит, а обычно не более 20-25 тысяч ежемесячно. Отходники-охранники при невысоком окладе в 15 тысяч имеют бесплатный ночлег и живут в радиусе до 500 км от столиц, так что и им удается привезти домой до 10 тысяч в месяц. Что же дома у отходника? Здесь у него семья, хозяйство и соседи. Очень важный факт: никто из отходников не собирается переезжать в город или в столицу, чтобы жить поближе к работе. Все они хотят жить там, где живут сейчас. Да и работать они хотят здесь же. Но не удовлетворяются тем, что имеют или могли бы иметь, поскольку потребности этих людей выше наличного предложения. Этой особенностью - более высокими материальными запросами - и отличаются, между прочим, отходники от своих соседей, которые в отход идти не желают. Между прочим, этим же качеством отличались от своих соседей отходники и столетие назад. Зачем им более высокие запросы, чем у соседей? Отходник хочет тратить дополнительные доходы по совершенно определенным статьям расходов семьи. Он желает обеспечивать благосостояние семьи на достойном уровне. Почти у всех отходников основные статьи расходов одинаковы. Их четыре. Это ремонт или строительство дома в том числе строительство нового для взрослых детей. В среднем на ремонт-строительство тратится в год от 50 до 150 тысяч рублей. Во вторую очередь - автомобиль теперь нередко и два , а также трактор, культиватор, грузовик, снегоход и даже квадроцикл. Обычные траты на технику - 50-100 тысяч в год. Транспорт необходим отходнику для работы - многие из них сейчас предпочитают передвигаться бригадой на автомобиле расходы на поезд стали существенно выше, чем раньше. Транспорт является средством дополнительного заработка в межсезонье подработка извозом людей и пиломатериалов, дров и навоза; трактор в малом городе и в селе - это как лошадь в прежние годы - вспахать огород, разгрести снег и проч. Конечно, городскому жителю снегоход и квадроцикл кажутся развлечением это так для него самого , но в провинции этот транспорт помогает людям и в сборе дикоросов грибов и ягод , и в добыче дичины используются в охотничьем промысле. В третью очередь заработанные деньги откладываются на накопления на будущие или текущие затраты семьи, на профессиональное обучение детей и их проживание в городе. Поскольку в большинстве своем дети учатся в областном городе, затраты на обучение составляют также 70-100 тысяч около 30-60 тысяч составляет оплата обучения и до 40-50 тысяч уходит на оплату достаточно дешевого жилья, остальное добавляют сами работающие студенты. Наконец, это развлечение - отпускные траты - многие отходники ежегодно возят жену и детей на заграничные курорты, затрачивая на такое дело в среднем до 80-100 тысяч. Вот на эти четыре основные статьи необходимых и престижных расходов и тратят все заработанное отходники. Структура расходов, таким образом, в семьях отходников может сильно отличаться от таковой в семьях бюджетников или пенсионеров. Поскольку по этому признаку отходники выделяются среди своих соседей, это способствует развитию зависти и недоброжелательного отношения к ним. Так и было в 1990-е годы хотя челноки в большей степени вызывали зависть и недовольство , но в 2000-е доля отходников среди населения сильно выросла, и теперь они скорее стали законодателями мод, на них равняются и стараются не отстать завидующие соседи. В целом же отношения с соседями у отходников обычные, добрые; соседи давно поняли, насколько труд отходника тяжел, зависть переложена жалостью. Да и престижного потребления отходника соседям не видно: рассказы о том, где были и на каких пляжах загорали - это не роскошные автомобили и богатая мебель, воочию завидовать нечему. А вот реальный общественный статус отходника не составляет предмета зависти соседей. Отходник в местном обществе часто не располагает многими ресурсами, к которым допущен бюджетник, особенно бюджетник на государственной службе. В малом городе человек, получающий жалованье на порядок меньшее, чем заработок отходника, располагает существенно большими возможностями доступа к разнообразным нематериальным ресурсам, к власти, к локальным дефицитам, к информации, наконец. Семья отходника пока еще не ощущает дискриминации в сфере общего образования, но уже есть признаки этого, проявляющиеся в доступности услуг здравоохранения, особенно когда речь идет о сложных операциях и редких лекарствах, распределяемых как дефицит. Резче проявляются различия в доступе к «собесовской кормушке»: отходнику труднее получить разнообразные льготы, практически очень трудно оформить инвалидность очень полезная льгота, о которой мечтают многие; потому, в частности, у нас в стране так много «инвалидов». Семьи отходников сталкиваются с большими, чем соседи, трудностями, например, в такой специфической области экономики домохозяйства, как жизнеобеспечение семьи за счет приемных детей: шанс организовать семейный детский дом ниже. Иными словами, в социальном государстве эти люди, по всем признакам ничем не отличимые от остальных, все же оказываются дальше от «кормушки». Причина этого мне видится в «удаленности от государства» людей с таким образом жизни. Ни местная муниципальная власть, ни тем более государственная, не «видят» этих людей ни в качестве трудовых ресурсов, ни в качестве объекта для попечения, достойного общественных льгот. Значительная часть отходников не регистрируют свою деятельность, оказывают услуги, минуя государство. Плоды их труда государство не вкушает. Их перемещения по городам и регионам не могут быть прослежены. Они неконтролируемы, не «прописаны», не «укрепощены». Но так ли нужен государству этот «огромный невидимка»? Он, почти исключенный из социальных государственных программ, находящийся вне государственного контроля экономики, исключен ведь и из политической деятельности. Хотя отходники и участвуют в «электоральном процессе» правда, многие утверждают, что на выборы они не ходят , они по большому счету неинтересны власти как неважные политические субъекты. Много важнее для власти - а особенно для муниципальной - те, кто желает «получать зарплату» и иметь регулярные и стабильные пенсионные перечисления. От них, бюджетников и пенсионеров, зависит благополучие и спокойствие местных чиновников, и на них он и обращает преимущественное внимание. Отходник слишком в стороне от местной власти. Он, вероятно, может быть полезен ей лишь тем, что находится в составе постоянного населения на муниципальной территории и на его душу разверстывается доля дотаций и субсидий, получаемых местной администрацией для обустройства вверенной территории. Вот этим «душевым паем», как учетная демографическая единица, только и полезен отходник. Он, правда, говорят, привозит много денег и тем самым вроде бы стимулирует экономику района, повышая покупательную способность населения. Это обычно единственный аргумент в пользу отходника. Но так ли уж важно это для местной администрации? Тем более что основная трата привезенных отходником денег происходит не в районе, не в своем городе, а опять же в крупных городах - и строительные материалы, и машины он покупает не в своем городе, детей он тоже здесь не учит, и жена в отпуске тратит деньги не здесь. Вот и имеем мы парадокс «невидимости» огромного, хотя и существующего рядом с нами феномена современного отходничества. Но существование отходничества как факта социальной жизни страны заставляет обсуждать не только экономические, но и социальные, и политические последствия, могущие или уже проистекающие из него. В чем могут выражаться эти последствия? По сути наблюдаемая сейчас повсеместно ситуация сегрегационного взаимодействия органов местной власти с разными группами местного населения приводит к нарушению системы взаимосвязей между институтом муниципальной власти и местным обществом. Местная власть ориентируется не на активную часть общества, а на «рентные» группы населения, бюджетников и пенсионеров, которые, с одной стороны, целиком зависят от распределяемых государством ресурсов, но с другой - активно участвуют в электоральном процессе. Группы же активного населения - прежде всего и преимущественно активное самодеятельное население, предприниматели и отходники, - выпадают из поля зрения органов местного самоуправления. Такой глубокий институциональный дефицит детерминирует перекос всей системы управления на местном уровне, оно перестает быть эффективным. Нарушение взаимодействия власти с наиболее активной и самостоятельной частью местного общества закрывает возможности вывода местного публичного управления на тот более высокий уровень, который характеризуется, по общему мнению, таким важнейшим признаком, как включенность в систему институтов гражданского общества. Участие же «рентного» населения никогда не обеспечит развития гражданского общества. Более того, рентополучатели заинтересованы исключительно в распределительных, раздаточных отношениях, а не в отношениях партнерства, безусловно необходимых для выстраивания гражданских инстатутов. Итак, не замечая и старательно избегая тех, кто только и может выступить союзником власти в создании новой политической реальности с развитыми элементами гражданского общества, власть разрушает фундамент общественной стабильности. Первые результаты этого разрушения мы видим в разных формах отчуждения и пренебрежения властью со стороны активной части нашего общества, все явственнее демонстрируемые. Если же говорить о возможных социальных последствиях деления местного общества на активную и пассивную части, то здесь видятся следующие риски. Российское местное провинциальное общество в высокой степени солидарно, имеет значительный потенциал самоорганизации. Большая доля активных самодеятельных людей в нем сама по себе является важным условием стабильности и солидарности. Однако если в такой среде начинает действовать фактор, расщепляющий общество и способствующий возникновению противостояния между группами населения, перспективы общественного развития неблагоприятны. Всего хуже, что таким фактором сейчас выступает институт власти. Разрушающее действие его направлено не только на общественную солидарность, он подавляет и развитие института местного самоуправления. Возникает, таким образом, ситуация, когда отходничество как новый социальный феномен, сформировавшийся для решения задач непосредственного жизнеобеспечения, в условиях вполне рутинных действий социального государства, по природе своей ориентированного на поддержку пассивной части общества, может стать питательной средой для нарастания социальной напряженности и взрастить ростки новых отношений, раскалывающих традиционную стабильность провинциального общества. Благодарности Наши эмпирические исследования современного отходничества финансировались из трех источников. Анализ нарушений в системе взаимосвязей институтов местного общества и власти». Значительную работу по сбору полевого материала в 2009-2012 годах осуществила под моим руководством группа молодых исследователей - Я. Заусаева, Н. Жидкевич и А. Помимо этих основных исследователей в работе по сбору материалов эпизодически принимали участие еще 14 человек, аспиранты и студенты факультета государственного и муниципального управления НИУ ВШЭ. Я с большим удовольствием выражаю благодарность всем участникам исследования. При нынешней средней зарплате бюджетника в провинции в 200-300 долларов в месяц десятикратно более высокий размер оплаты труда отходника оказывается мощным стимулом, несмотря ни на какие негативные обстоятельства. К тому же люди любят похвастаться и несколько завышают размер заработка, когда делятся с друзьями-приятелями своими успехами. Забавное наблюдение было сделано нами во время поездок: усадьбы многих отходников имеют характерное отличие от усадеб соседей в том, что на дворе у них имеется множество разнообразных построек, и сам дом облеплен пристройками, стены и крыши которых изготовлены из разных материалов. Естественно возникло предположение, что всякий ремонт и новое строительство начинается, когда появляются деньги, а они у отходника нерегулярны, и потому так различны по материалу и конструкциям многочисленные пристройки, сооруженные в разное время. Термин «отходники» появился задолго до того как данное массовое явление стало обычным на просторах Российской империи. Временная, чаще всего сезонная работа предоставляла крестьянам редкую возможность поправить свое финансовое положение и добиться большего для себя и своей семьи. Определение По сравнению с обычными крестьянами, жившими со своего земельного участка, отходниками называли лиц, занимавшихся ремесленным трудом или продававшими свою рабочую силу на стороне. Это отдельная социальная прослойка, возникшая уже в середине XVII века, быстро нарастила число своих членов, и к первой половине XIX века данное явление приобрело массовый характер. Крестьяне-отходники - это люди, которые уходили из деревень и сел и направлялись в города, где только начала развиваться промышленность и была возможность заработка в различных сферах экономики. Кто такие отходники? Первые отходники - это крестьяне, уходившие на сезонную работу в другие места. Неизвестные мастера-ремесленники шли в города вместе со своим незатейливым инструментом и создавали в старинных городах замечательные шедевры каменного и деревянного зодчества. Расширение границ Российского государства требовало постоянного укрепления кордонов и возведения новых городов и укрепленных пунктов. Такие работы требовали постоянного притока рабочей силы, который могли дать только крестьяне-отходники. Это явление особенно проявилось при строительстве новых городов северо-запада нашей страны, в том числе и новой столицы империи - Санкт-Петербурга. Отходники в XVII-XVIII веке Правовой предпосылкой массового ухода крестьян с мест проживания явился указ 1718 года, который заменил подворное налогообложение подоходным налогом Податными считались все лица мужского пола. Натуральные поборы сменились финансовыми обязательствами, а выручить какую-либо сумму в родной деревне было довольно сложно.

Все строительство столицы империи — дело их рук. Пусть архитектором был итальянец или француз, но каменные стены клали местные мастеровые, причем в основном из приезжих. Штукатурили, белили — тоже они. Более того, и камень для строительства добывали отходники. Изображение скола пудостского камня фрагмент паркового сооружения «Амфитеатр». Видны включения раковин Фото: Артём Топчий, ru. Булыжные мостовые столицы выкладывали булыжником, привезенным ими. А собирали тот камень по большей части на дне Ладожского озера. Долгое время и мостовые и каменные дома в столице строили в основном из пудожского камня. Как и пригороды, Гатчину, Петергоф, Ораниенбаум. В Петербурге отходники занимались почти всем.

Термин "отходники" что значит?

Третья сфера приложения сил отходников – торговля, в частности работа в трактирах, трактирное дело в Санкт-Петербурге было монополизировано ярославскими крестьянами. Сами же отходники не допускают мысли о том, что об их существовании кто-то может не знать, настолько привычна и обыденна для них такая жизнь. Значение крестьян-отходников для государства было огромно.

Сельские "промышленники" и отходники 19 века.

Отходники появились в городе в начале XVIII века, участвовали в его строительстве. Отходники в истории – это люди, которые когда-то были частью определенного общества или организации, но позже отказались от своей принадлежности и стали противниками этого общества или организации. Из деревень Московской, Ярославской, Костромской, Владимирской губерний в 50-х гг. 18 в. уходило 15—20% мужского населения. В 1-й половине 19 в. насчитывалось свыше 1 млн. крестьян-отходников.

Отходники или вахтовики?

Всего словарь содержит 4 тома, в которых представлено более 90 тысяч словарных статей. В работе над составлением словаря принимали участие крупные ученые того времени. Словарь рассчитан на читателей практически всех возрастов. Крестьянин, уходящий на отхожий промысел. О словаре Словарь С.

Беднейшие слои крестьянства занимаются подённым трудом, подённой работой, нанимаются батраками в помещичьи экономии, на хутора купцов. Любопытные данные о промышленниках в деревнях и сёлах встречаются в "Сборнике статистических сведений по Саратовской губернии", т. XII, вып. Больше всего поденщиков 221 мужчин и 190 женщин и плугарей -188 мужчин, затем 60 батраков, 42 каменщика, 40 плотников, 21 извозчик, 20 пастухов, 20 сапожников, 17 черничек, 17 портных, 16 мельников, причем 15 из них имеют свои мельницы, 11 кузнецов у всех - имеют свои кузницы, 11 бондарей, 10 караульщиков, 9 кирпичников каждый имеет свой кирпичный завод , 9 пильщиков, 7 торговцев 4-мелочью, 2-мясом, 1-водкой , 6 печников. Завьялово 25 плотников, 4 кузнеца; 20 портных, с.

Ольшанке 20 плотников. Дурникино 30 семей каменщиков, 20 семей кирпичников, 50 человек плотников, прасолов торговец, скупающий оптом рыбу, мясо, а также торговец скотом 10 хозяев. В селе 79 бойцов забойщиков скота. Инясево Никольское 5 дворов имеют кирпичные заводы. Имело 85 промышленников, которые распределяются следующим образом: батраков 50, пастухов 7, плотников 5, сапожников 5, мельников 4, портных 2, гуртовщика 2, бондарь 1, драньщик 1, десятский 1, кожевник 1, кирпичник 1, колесникъ 1, приказчик 1 и ямщик 1. Шепелевка мелких промышленников было - батраков 61, пастухов 13, сапожников 6, шорников 3, мельников 5, сидельцев, торговцев 1. Мелких промышленников в д, Диковке было: батраков 4, торговцев 2 торгуют вином , ямщик 1, садовник 1 и плотник 1. Ладонке было: батраков 7, ямщик 1 и пастух 1. Село Трубетчино.

В селе 3 кузнеца, 4 мельника, 4 портных, 4 сапожника, 14 извозчиков, 1 объездчик лесной сторож , 3 бондаря, 3 пастуха, 1 староста. Всего 52 человека. Крестьне с. Бабинок вместе с крестьянами с. Трубетчина ходят на полевые работы в с Аркадак. В селе имеются: 1 печник, 1 торговец, 1 мельник, I сельский писарь. Каменный Брод Каменка имелись 1 портной, 1 мельник, 3 сапожника, 1 староста и 5 пастухов; отхожими и местными промыслами занято 34 человека, считая и поденную работу, в д.

Шерстобиты отправлялись на Дон, в Ставрополье, в Ростов, Новочеркасск и другие степные места.

Больше всего шерстобитов было в селах Дурном, Семенске, Пронских слободах, Печерниках, Троицком, Федоровском и соседних с ним деревнях. Для битья шерсти и валянья бурок уезжали на юг на подводах. Некоторые шерстобиты оставляли родные места на год, но большинство отходничало в степных местах только после уборки хлеба и до следующей весны. В лесистых районах той же Рязанщины преобладали промыслы, связанные с деревом. Однако конкретный вид их зависел уже от местной традиции, создавшей свои приемы, свою школу мастерства. Так, ряд сел Спасского уезда специализировался на бондарном ремесле. Крестьяне занимались им и на месте, и отправлялись по паспортам в южные, виноградарские районы России, где их мастерство пользовалось большим спросом. Основным центром бондарного промысла в Спасском уезде было село Ижевское.

Ижевцы часть материала для изготовления бочек заготовляли дома. Как только вскрывалась река, грузились с этим материалом на большие лодки целыми партиями и отплывали в Казань. В Казани шла основная подготовка бочарных дощечек, после чего рязанские бондари двигались на юг. В Егорьевском уезде Рязанской губернии многие селения специализировались на выделке деревянных берд, гребней и веретен. Бердо принадлежность ткацкого станка, типа гребня. Егорьевцы сбывали берды на сельских рынках Рязанской, Владимирской и Московской губерний. Туда их доставляли скупщики из егорьевских крестьян, которые из поколения в поколение специализировались на этом виде торговли. В понятиях жителей Дона и Кавказа занятие бердов-щика прочно связывалось с происхождением из егорьевцев.

Товар у своих соседей скупщики-бердовщики забирали в кредит и отправлялись на подводах в степные края. На одной подводе вывозили примерно две с половиной тысячи берд, веретен и гребней. В местах вывоза товара, в станицах и других селениях, у егорьевских крестьян были знакомые и даже приятели. Эти отношения нередко передавались по наследству. Южане с нетерпением ждали в определенные сроки далеких гостей — с их товаром, гостинцами и рассказами новостей. Уверенность в приветливом приеме, даровом содержании у знакомых, привольной пастьбе для усталых лошадей — все это подвигало егорьевских крестьян сохранять этот вид отходничества. Возвращались со значительным барышом. В образе жизни крестьян-отходников в больших городах складывались свои традиции.

Этому способствовала определенная спаянность их, 167 связанная с выходом из одних и тех же мест, специализация на данном виде заработков на стороне. Например, некоторые селения Юхновско-го уезда Смоленской губернии регулярно поставляли в Москву водовозов. В Москве приехавшие на промысел смоленские крестьяне объединялись по 10, а то и 30 человек. Совместно нанимали квартиру и хозяйку матку , которая готовила им еду и присматривала за порядком в доме в отсутствие водовозов. Заметим попутно, что обслуживание в прошлом больших городов жителями деревень, приезжавшими туда на время и возвращающимися домой, к своим семьям, напоминает внешне тот самый «челночный» метод работы в сельской местности, о котором помышляют сейчас иные экономисты. Отчасти он и реализуется сейчас не очень-то успешно во временных «откомандированиях» или коллективных выездах горожан в поле. А тогда он шел в обратном направлении. Большинство населения страны жило в здоровых условиях сельской местности.

Часть сельского населения «челночно» обеспечивала рабочей силой промышленность практически все виды промышленности использовали труд отходников и, если использовать современный термин сферу обслуживания: извозчики, водовозы, горничные, няни, приказчики, трактирщики, сапожники, портные и пр. К этому следует добавить, что и из помещиков многие жили и служили в городе временно, затем возвращались в свои имения. Современники по-разному оценивали значение отходничества в крестьянской жизни. Часто отмечали дух самостоятельности, независимости у поработавших на стороне, особенно в больших городах, подчеркивали осведомленность отходников в самых разнообразных вопросах. Например, фольклорист П. Якушкин, немало походивший по деревням, писал в 40-х годах XIX века о Ранненбургском уезде Рязанской губернии: «Народ в уезде более, нежели в других местах, образован, причина чего ясная -многие отсюда ходят на работы в Москву, на Низ то есть в уезды в низовьях Волги. Но многие — в статьях, частной переписке, ответах с мест на программы Географического общества и Этнографического бюро князя Тенишева — выражали беспокойство по поводу урона нравственности, который наносил отход. Нет сомнения в том, что поездки в новые места, работа в других условиях нередко и жизнь в иной среде — все это расширяло кругозор крестьянина, обогащало его свежими впечатлениями, разнообразными знаниями.

Он получал возможность непосредственно увидеть и понять многое в жизни городов или отдаленных и отличных от его родных мест сельских краев. Известное понаслышке становилось реальностью. Развивались географические и социальные понятия, шло общение с обширным кругом лиц, делившихся своими суждениями. Аксаков, проезжая в 1844 году через Тамбовскую губернию, писал своим родителям: «На дороге попался нам ямщик, который бывал в Астрахани и ездил там извозом. Он очень хвалил эту губернию, называя ее народною и веселою, потому что там всяких племен много и летом отовсюду нахлынивают мужики на рыбную ловлю. Я удивляюсь, как русский человек отважно отправляется на дальний промысел в места, совершенно чуждые, а потом возвращается на родину, как будто ни в чем не бывало». Но достаточно очевидна и другая сторона отходничества: оставляемые надолго семьи, холостяцкий образ жизни ушедшего, иногда поверхностное заимствование городской культуры в ущерб традиционным нравственным устоям, привитым воспитанием в деревне. Аксаков в другом письме из этой же поездки напишет об астраханском отходничестве со слов ямщика соседней губернии: «Кто раз отправился в Астрахань, тот весь переиначивается, забывает все домовое и вступает в артель, состоящую из 50, 100 и более человек.

У артели все общее; подступая к городу, она вывешивает свои значки, и купечество спешит отворить им свои ворота; свой язык, свои песни и прибаутки. Семейство для такового исчезает…»168 Тем не менее крестьянская «закваска» для многих оказывалась сильнее поверхностных отрицательных влияний. Сохранению добрых традиций способствовало и то, что на отходе крестьяне, как правило, держались своих земляков — за счет артельности в работе и быте, взаимной поддержки в определенных профессиях. Если отходник действовал не в артели, а индивидуально, он все-таки обычно устраивался на жительство у односельчан, перебравшихся совсем в город, но сохранявших тесную связь со своими родственниками в деревне. Общественное мнение крестьянской среды сохраняло здесь в определенной мере свою силу. Дорогами переселенцев и отходников, богомольцев и ходоков с прошениями, скупщиков и торговцев, ямщиков и солдат исходил и изъездил русский крестьянин великое свое Отечество. С горячим интересом слушал он у себя дома вести о том, что делается на Руси, толковал о них и спорил с односельчанами. Решал на общинном сходе, как лучше применить старый и новый закон к своим крестьянским делам.

Многое знал о прошлом России, складывал о нем песни, хранил предания. Память о подвигах предков была для него такой же своей и простой, как наставления отцов о мужестве ратника. Осознавал крестьянин и свое место в жизни Отечества — долг и роль свою хлебопашца, кормильца. Щапову старик крестьянин с заимки Амгинской слободы в Восточной Сибири в 70-х годах прошлого века. Мужик — работник, работа его капитал, его Божье назначение». Щапов записал и высказывание другого крестьянина из Подпругинского села на эту же тему: «Мужики — не купцы, а крестьяне, работники хлебопахотные: им не капиталы копить, а вырабатывать нужные для дому, для семьи достатки, да за добрые труды быть словутными, почетными в миру, в обществе». Уважение к своему труду пахаря и осознание себя частью большой общности крестьян вообще, мужиков вообще, для которой это занятие является основным, сопровождалось нередко прямой оценкой роли этой деятельности в жизни государства, Отечества. Это бывало, в частности, во вводной части прошений.

Русский язык. Задание 9. Рекомендации по написанию сочинения Все материалы авторские. Отходники Новинки косметики фаберлик на faberllena.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий