Как происходила борьба женщин за равноправие женщин, кто боролся и какими способами. В западных странах становление прав женщин включает три отдельных волны. Конечно, презервативы существовали и раньше, но у женщин впервые появилась возможность самим влиять на свою фертильность. Женщины России проделали огромный путь от момента, когда не имели никаких «взрослых» прав, до современности. Однако борьба за право голоса для женщин была непростой и продолжалась более 100 лет.
Когда в России началась борьба за права женщин, пояснил Главархив
Однако борьба за право голоса для женщин была непростой и продолжалась более 100 лет. Россия Женское избирательное право в России впервые было введено в 1906 году на территории пользовавшегося широкой автономией Великого княжества Финляндского, но входившего в состав Российской империи. После обретения избирательного права борьба за равноправие женщин по большому счету только началась. Первые ограниченные права женщин в России появились в 1753 году, когда правительство запретило сокращение девичьих наследств. Как женщины добились права быть лётчицами. С 1975 года Организация Объединенных Наций (ООН) в связи с Международным годом женщин приняла решение проводить Международный женский день каждое 8 марта. Ежегодно 8 марта отмечается ООН как Международный день борьбы за права женщин, исторически появившийся как день солидарности трудящихся женщин в борьбе за равенство и эмансипацию.
Когда появились права женщин в россии
В эпоху петровских реформ правовое положение женщин кардинально изменилось и значительно улучшилось. Женщинам было разрешено посещать баллы и ассамблеи в сопровождении своих отцов, мужей, что являлась недопустимым ранее. У девушек появилась возможность получать обязательное образование, и даже ограниченное право на гражданскую службу. Данное положение регламентировалось таким документом, как Табель о рангах 1722 года. Также стоит отметить, что Указом о единонаследии Петр I позволял женщине старшей дочери становится наследницей земельного имущества, но лишь в том случае, если в семье не было сыновей.
Брачный возраст тоже был повышен с 15 до 17 лет. При Екатерине II правовому положению женщин стало уделяться особое внимание. Так, в 1764 году был образован Смольный институт благородных девиц, который в последствие стал первым женским учебным заведением, положившим начало образованию девушек в стране. Стоит сказать о том, что и девушки из низших сословий теперь тоже могли получить образование, для них специально открывались особые училища, где их обучали грамоте, письму и домоводству.
В XIX веке появляется множество женских организаций. Самой первой их них является Женское патриотическое общество 1812 года. Данное объединение занималось благотворительностью, заботилось о беспризорных детях, а также создало немало домов Трудолюбия и частных школ, которыми руководили дамы-члены общества. Был учрежден Патриотический Институт Училище женских сирот 1812 года , основная цель данной организации: дать образование девушкам — дочерям младших офицеров, которые были покалечены или убиты на войне 1812 года.
Одним из самых знаменитых обществ того времени стало, созданное в 1859 году, Общество доставления дешевых квартир и других пособий нуждающимся жителям Санкт-Петербурга. Данное общество помогало нуждающимся женщинам, которые оказались в трудной жизненной ситуации с жильем, а также подыскивало работу, оплачивало вечернюю школу и оказывало медицинскую помощь. Позже — в 1862 году была создана первая женская трудовая ассоциация — Общество женского труда.
В августе мужчинам и женщинам была гарантирована равная оплата труда. Коллонтай стала министром в составе Временного правительства.
Она заняла пост народного комиссара по социальному обеспечению. Это назначение сделало ее первой женщиной-министром в истории России и одной из первых в мире. В первой советской Конституции, принятой 10 июля 1918 года, было закреплено равноправие. Британский историк Сара Бэдкок отмечает, что другая значимая женщина того периода — Надежда Крупская — воспринимается западными специалистами в первую очередь как жена Владимира Ленина, но в действительности она была политиком. Крупская активно участвовала в разработке политического курса большевиков и выступала на различных митингах.
Но даже если и бросают и становятся домохозяйками, это общего тренда не меняет. Идеал, мечта, образец - это женщина работающая. А идеал важнее реальности. Если есть идеал - реальность подтянется. Так происходит во всех европейских странах. Дольше всех держалась, по моим впечатлениям, Германия. Там долго жила фундаментальная немецкая идея: немецкая женщина не должна работать вне дома. Они боролись за то, чтобы рабочий зарабатывал достаточно, чтобы содержать жену и детей. Женщина - фабричная работница виделась им как ненормальность, отклонение от правильного порядка вещей.
В Германии даже во время II Мировой войны старались сохранить немецких женщин для дома и семьи. Альфред Шпеер, гитлеровский министр военной промышленности, в своих воспоминаниях пишет, что безуспешно пытался убедить нацистскую верхушку мобилизовать для работы в промышленности немецких женщин, а не тех, кого пригоняли на работы с оккупированных территорий: немецкие женщины хоть по-немецки понимают. Но вплоть до самого конца войны массовой работы женщин в Германии не было. Не было её и после войны. Но сегодня и этот бастион пал. Сегодня немки работают, и роль матери и домохозяйки кажется молодым женщинам убогой и устарелой. В общем, так или иначе, белые женщины работают вне дома почти сто лет. Пора подвести итоги. Чего же они, тётеньки, достигли?
И чего достигло человечество вообще, отправив своих женщин массовым порядком на работу или, правильнее сказать, допустив такое положение? Для начала зададим простой и лежащий на поверхности вопрос: чего женщины достигли в профессиональной сфере? На первый взгляд, кажется странным и возмутительным: как то есть - ничего? Столько вокруг докторов наук, не говоря о кандидатах, начальниц департаментов, одних федеральных министров вон несколько голов. И это, по-вашему, ничего? Да, это и есть ничего. Ни одна женщина не стала выдающимся - без натяжки - учёным. Не женщиной-учёным, а великим учёным, и притом женского пола. Улавливаете разницу?
Нет таких. Может быть, великим философом? Ну, таким, чтоб номер один? Может, политиком кто-то стал? И этого нет. Не будь этой тётки, пришёл бы самый обычный более-менее рядовой мужичонка на это место и сделал бы то же самое. А носятся с этой якобы великой тёткой не потому, что она сделала что-то особенное, а просто потому, что - надо же! Возьмите любую великую женщину. Вот, пожалуйста, женщина-математик Софья Ковалевская.
Обычный рядовой математик, будь мужиком - никто бы и не почесался. А её помнят, правда, не помнят что именно она открыла, но знают титул "женщина-математик". Не математик, а именно "женщина-математик". Или та же Маргарет Тэтчер, "железная леди". Все в восторге. А будь на её месте мужчина, сделавший ровно то же самое, - ну был бы и был, и ничего особенного. Но даже если и есть какие-то особо выдающиеся женщины, достигшие особых успехов в работе, - всё равно они исключение из исключений. На всём, что делает женщина, лежит печать подражательности и вторичности. Вся женская мудрость - это перепевы мудрости мужской.
Женщины оказываются хорошими популяризаторами чьих-то идей, переводчицами - в широком смысле слова. Часто они оказываются хорошими переводчицами и в самом прямом смысле слова. В работе женщины часто оказываются тем, что им предписано природой, - подругами, помощницами мужчины. Если поскрести, именно этим они и являются. Вокруг каждого крупного мужчины-профессионала - стайка помощниц-поклонниц. Максимум, что они могут - распространять, популяризировать его идеи. Женщины - неплохие преподавательницы, журналистки. Преподавателей и журналистов Хайек очень правильно называл "торговцами подержанными идеями". Впрочем, не только идеями торгуют женщины вполне успешно - они вообще хорошие торговцы.
Продают женщины хорошо по двум причинам. Во-первых, они инстинктивно владеют искусством обольщения, а продажа - это всегда акт обольщения. Во-вторых, они в подавляющем большинстве принадлежат к верующему, а не скептическому складу сознания. А для того, чтобы убедить покупателя купить что-нибудь ненужное, следует сначала самой пылко уверовать в то, что это ненужное - на самом деле самое нужное и при этом превыше всего сущего. Женщины в этом деле незаменимы. Тут они вполне первосортны. Женщины- инженерши - особая песня. Я их знала много, инженером была и моя мама. Она тихо ненавидела технику, но была человеком дисциплинированным и делала что велят.
Говорят, что некоторые женщины достигают успехов в технических областях. Но поскребите и увидите, что это состояние ПРИ технике: проведение семинаров, симпозиумов, маркетинг, ну и, конечно, продажи. Моя мама-инженер занималась подготовкой материалов для аттестации станков на знак качества, организацией выставок. Ровно тем же занималась свекровь: сертификацией резиновых изделий. Мама моей знакомой, инженер аж ядерный физик, выпускница МФТИ, занимается надзором над экологическими последствиями ядерной энергетики. Так что всё это состояние ПРИ. Даже великая Ольга Дергунова, представительница Microsoft в России, чьё имя произносят как знак женских успехов, в сущности, торговка. Встреть она не Билла Гейтса, а мирового производителя колготок - её успех был бы равновелик. Писательницы, журналистки - несть им числа.
Когда-то дамы писали письма и дневники, теперь дамы пишут в СМИ. Иногда это бывает занятно, но никогда по-настоящему оригинально по мысли. Если и бывает что-то оригинальное, то это исключение из исключений. Вот такие, в самом беглом изложении, женские профессиональные успехи. Теперь самое время поговорить, чем за них заплачено. Да какое уж тут преувеличение, когда налицо скорее преуменьшение.
На это им ответили, что русские женщины недостаточно подготовлены для изучения университетских программ.
Единственным послаблением властей стало разрешение на создание высших женских педагогических курсов и акушерских курсов при Санкт-Петербургской Императорской Медико-хирургической академии последние через пять лет получили новое название — «Высшие женские врачебные курсы», но уже в 1881 году их закрыли. Полученное на этих курсах образование не позволяло пойти в карьере дальше земских учреждений, созданных в рамках либеральных реформ шестидесятых годов XIX века. А земские врачи, как и учителя, чаще всего получали мизерную зарплату, иногда работали почти на голом энтузиазме. Сами земские управы, кстати, испытывая острый недостаток врачей, учителей и других специалистов, ходатайствовали о предоставлении женщинам права на высшее образование. Тем не менее доступ женщинам в вузы практически полностью оставался закрыт вплоть до революции 1905—1907 годов. Но, несмотря на это, они продолжали надеяться и бороться. Например, в 1901 году группа из 300 женщин обратилась в совет Томского университета с просьбой допустить их к совместному со студентами слушанию лекций.
Дальше ректора это прошение не пошло. Где всё-таки могли учиться женщины до революции Когда государство полностью закрыло доступ женщинам в университеты, у них оставалось только два способа получить высшее образование: за границей или на высших женских курсах. Но курсы стали открываться лишь в семидесятых годах XIX века. Заграничные университеты Этот вариант могли позволить себе очень немногие — те, кто располагал необходимыми средствами и поддержкой родных. В Цюрихе, например, в 1873 году обучались 103 россиянки. Уезжали за образованием также в Берлин, Париж, Кёнигсберг. Правда, получение диплома там было лишь первой ступенью.
Чтобы его признали в России, выпускницы иностранных вузов по возвращении сдавали здесь экзамены за университетский курс заново. Кенигсбергский университет «Альбертина», Прусия, 1913 г. Фото: открытка, издательство L. Желание девушек учиться было настолько сильным, что за границу ехали порой без достаточных средств, тайком от родных и даже не окончив среднее образование. Не все достигли поставленной цели. Российские власти увидели проблему и в этом женском паломничестве за образованием. Дело в том, что некоторые российские студентки за рубежом не ограничивались научными интересами и активно общались с политическими эмигрантами, даже вступали в Первый интернационал — международное товарищество рабочих.
В 1873 году была созвана специальная комиссия. В неё вошли министры внутренних дел и народного просвещения, а также руководители III и IV отделений канцелярии его императорского величества — первая занималась политическим сыском и цензурой, вторая — вопросами благотворительности. Комиссия не придумала ничего лучше, кроме как создать в стране женские курсы при университетах строго определённой историко-филологической направленности. Они-де и должны были отвлечь россиянок от разлагающего влияния западных вузов. Вслед за этим последовало скандальное положение-ультиматум российского правительства. В нём россиянок, обучающихся в Цюрихе, власти обвинили в распутном образе жизни и требовали от всех заграничных студенток вернуться домой до 1 января 1874 года. В противном случае девушкам грозили, что они не смогут поступить в России на службу по специальности смешно: ведь это и так было практически невозможно , а сдавать экзамены им будет запрещено.
Их также пытались убедить, что в России им гарантируют возможность получить научные знания. Постановление отменили только в 1886 году через 13 лет , и тогда в вузы Швейцарии вновь потянулись абитуриентки из России. Во время Первой русской революции 1905—1907 годы у многих женщин, обучавшихся за рубежом, затеплилась надежда на то, что закончить образование можно будет на Родине. Они стали подавать об этом высочайшие прошения. Я студентка Бернского университета четвёртого курса. Мне стыдно и больно уехать теперь из свободного отечества учиться в чужую страну, средств тоже нет. Из телеграммы российской студентки на имя императора.
Социально-историческая судьба Ответ на такие обращения был один: «Объяснить, что закон не допускает женщин в университет». В результате многие из женщин, получивших образование в Европе, в Россию так и не вернулись. Софья Ковалевская, например, занималась наукой и преподавала за границей. Уведомление ректора Московского университета от 6 февраля 1906 года о высочайшем соизволении Лидии Бубновой сдать экзамены в юридической испытательной комиссии Московского университета. Лидия Бубнова окончила юридический факультет в Париже и успешно сдала экзамены в испытательной комиссии Московского университета Изображение: Центральный государственный архив г. Москвы Университет «лайт» для девочек: высшие женские курсы С конца шестидесятых годов стали появляться курсы как альтернатива недоступным университетам и уступка многочисленным просьбам женских обществ. Первыми появились Лубянские курсы в Москве 1869 , Аларчинские 1869—1872 и Владимирские 1872—1877 в Петербурге.
Посещать их могли как мужчины, так и женщины, а программа была ближе к средним учебным заведениям. Из чисто женских самыми известными были московские курсы профессора В. Герье открыты в 1872 году и Высшие женские курсы в Петербурге 1878 , больше известные как Бестужевские. В 1876 году правительство дозволило открыть курсы и в других университетских городах: они появились в Казани и Киеве. Даже на эти заведения тоже почти сразу стали нападать противники женского образования, в том числе из числа чиновников. Например, во всеподданнейшем докладе императору говорилось, что курсы Герье «не имеют законченного характера и потому, при всей пользе, едва ли достигают своей цели». Само учреждение к тому моменту проработало меньше года.
Примерно такую же оценку чиновники просвещения дали ещё не открытым Бестужевским курсам. Курсы считались частными учебными заведениями, а их окончание, по сути, не давало никаких прав. Выпускницы не получали дипломов и специализации и фактически учились, что называется, «для себя». Учёба была платной и стоила от 50 до 150 рублей за полугодие. Зачастую девушки отдавали последние деньги и жили впроголодь. У многих слушательниц нет ни тёплого платья, ни крепкой обуви, о том, чтобы покупать себе необходимые книги, нечего и думать, и вот начинаются лихорадочные поиски заработка. В газетах появляются объявления о слушательницах, дающих уроки, о переводчицах, корректоршах, счётчицах… Чуть открывается какая-нибудь возможность заработать хоть несколько рублей, не бросая курсов, слушательницы спешат ею воспользоваться.
Многие слушательницы, работая по 12—14 часов в сутки утром — на курсах, вечером — на каких-либо заработках , устраивают себе более сносное существование, но есть и такие, которые, несмотря на все старания, не могут получить никакой работы». Из записки «Общества для доставления средств высшим женским курсам». История русской культуры: XIX век Сами курсы существовали полностью на общественные средства: плату за учёбу, ведомственные например, от городских дум и частные пожертвования. А потому материальное положение этих учебных заведений нередко было не лучше, чем у курсисток. Преподаватели часто работали бесплатно, а иногда и сами жертвовали средства курсам. Не хватало помещений, оборудования, мебели, не говоря уж о книгах и учебных пособиях. Бывало, например, что курсистки конспектировали лекции, стоя на коленях перед стульями.
Были курсы, которые и вовсе арендовали здание ночного клуба, где по утрам воспитанницам приходилось убирать следы ночного кутежа перед занятиями. Бестужевские курсы, Санкт-Петербург, 1890-е гг. Фото: «Альбом ВЖК. Например, химию на Аларчинских курсах читал Д. Менделеев, а историю на Владимирских и Лубянских — Т. Грановский и В. На курсах Герье преподавали профессора Московского университета, а на Бестужевских — Петербургского.
Хотя курсы и так бились за выживание, власти вскоре стали препятствовать их работе. Создавать подобные учебные заведения в других городах, например в Одессе, Варшаве и Харькове, министр народного просвещения Д. Толстой в конце семидесятых — начале восьмидесятых уже не позволил. А в 1886 году был остановлен и набор на действующие курсы. Последние выпускницы покинули их в 1888-м. Всему виной стало распространение среди курсисток идей «вольнодумства»: идей о демократизации и равноправии. Естественно, в высокие кабинеты вскоре посыпались прошения о восстановлении работы женских учебных заведений.
Так, в 1889 году в Министерство народного просвещения обратились представители Бестужевских курсов и курсов Герье. Опасаясь роста напряжённости в обществе, правительство разрешило первым продолжить работу, но только на условиях Министерства. Оно ввело свои порядки: уволило ректора и повысило плату за учёбу. Несмотря на это, число бестужевок с каждым годом росло. Но в остальном власти по-прежнему оставались непреклонны.
В каком году появились права у женщин?
Равноправие женщины в области политических прав провозглашались в декрете об образовании рабоче-крестьянского правительства, принятом в первый день революции. Ключевые слова: права женщин, правовое положение женщин, история России. История борьбы за права женщин в России началась еще в конце XIX века, когда на территории империи создались первые женские общества и организации, такие как Общество равноправия женщин и Общество для защиты и просвещения женщин. Новости по теме: В Швеции мужчина попытался сжечь себя в знак протеста против произвола властей. Первые нарушительницы закона появились незамедлительно, а право на курение стало ассоциироваться с движением эмансипации женщин.
Когда в России началась борьба за права женщин, пояснил Главархив
Равноправие женщины в области политических прав провозглашались в декрете об образовании рабоче-крестьянского правительства, принятом в первый день революции. А мне хотелось разобраться в сути, как обстоит дело по закону: мужчины или женщины имеют больше прав? История женских прав в России: когда женщинам впервые разрешили получать высшее образование и как появился Международный женский день. Новости по теме: В Швеции мужчина попытался сжечь себя в знак протеста против произвола властей.
Когда у женщин в России появились права?
Это произошло 23 февраля, или 8 марта по старому стилю. Когда император отрекся от престола, женщины потребовали включить их в работу Учредительного собрания. Ответа не последовало, поэтому 19 марта 40-тысячная толпа устроила митинг, и летом 1917 года женщинам старше 21 года дали право голосовать. Россиянки добились этого на три года раньше американок и на год раньше британок. С тех пор 8 марта стало важной для СССР датой, которую в 1965 году сделали выходным днем. А в 1975-м Международный женский день признали в ООН: тогда всем странам-участницам рекомендовали его отмечать. Женщины имели право управлять княжествами, становились послами за рубежом и служили советницами при высокопоставленных мужьях. Но такой уклад был в Древней Руси и касался далеко не всех. В крестьянском обществе до ХХ века практически никаких «взрослых» прав женщины не имели, сообщил culture. До замужества девушки должны были обязательно слушаться отца и старших братьев, а после всецело покорялись супругу. В эпоху Московской Руси женщинам даже запрещали выходить на улицу без отца или мужа.
Иногда единственным местом, куда им разрешалось войти, становилась церковь. Но дома женщина была полноправной хозяйкой: распоряжалась кухней, огородом, а в зажиточных семьях и слугами. Эти и другие нормы отразили в своде этических бытовых правил — Домострое. Там же закрепили право мужа бить супругу плетью за любой проступок. Считалось даже, что насилие якобы очищает женщину от грехов и укрепляет ее душу. Именно поэтому в народе разошлась поговорка «бьет — значит, любит».
Из 10 членов федерального списка "Зелёных" — 4 женщины, в списке "Партии роста" — только женщины. Да, пока что политика в России преимущественно мужское дело, но вот мощная некогда ЛДПР, предпочитающая обходиться в своих списках лишь мужчинами, существенно сдала позиции, отпустив далеко вперед коммунистов и практически позволив себя догнать справороссам. Здесь очевидно влияние женской части электората. Важнейшую роль играют женщины в руководстве российской столицы — Москвы, крупнейшего города Европы. Среди 45 депутатов Мосгордумы 19 женщин, и их процент стабильно растет от выборов к выборам. В исполнительной власти важнейшие посты занимают Елена Зяббарова, Наталья Сергунина, Анастасия Ракова, Гульнара Пенькова — все они входят в десятку самых влиятельных чиновников города. И доля женщин здесь особенно высока — не всегда они на самых высоких позициях, но должности среднего уровня в государственном управлении России в основном женские. Этим наша страна радикально отличается от демократий западного типа, где сейчас женщин принято выдвигать на довольно заметные должности, но реальную работу выполняют и реальные решения прорабатывают подчиненные им мужчины. В поисках улучшений И что нам предлагается взамен всего этого западной феминистической повесткой? Устранение всяких организационных разниц между полами? У нас мужчины не могут разве что взять отпуск по беременности, а вот по уходу за ребенком так называемый "декрет" — с 2007 года совершенно свободно.
В конце XIX века женщины начали бороться за равные права с мужчинами в выборах. В 1917 году они получили права на выборы, однако некоторые другие права женщины получили в России только в 1944 году. Таким образом, в истории своей страны женщины прошли долгий путь к получению равенства и защиты своих прав. Начав с тяжелых времен и лишений, они постепенно добивались изменений и реформ, что открывало перед ними все больше возможностей и свободы. Где впервые женщины получили избирательное право В историческом контексте, женщины получили избирательное право в разные периоды в разных странах. Ниже приведены несколько примеров стран, где женщины впервые использовали свое избирательное право. Россия В России женщины получили право участвовать в выборах после Революции 1917 года. Ранее, женщинам было запрещено голосовать и использовать свое избирательное право. Однако, после Революции, женщины стали активно бороться за свои права и получили возможность голосовать и быть выбиранными в различные должности, включая должность президента России. Сейчас в России существуют различные программы и льготы для женщин, такие как материнский капитал и пенсии, чтобы обеспечить равные возможности между полами. Саудовская Аравия В Саудовской Аравии женщины получили право голосовать в 2024 году. До этого они не имели права на участие в выборах и других политических процессах. Однако, поскольку Саудовская Аравия является монархией, где все политические решения принимаются королем, изменение законов и введение избирательных прав для женщин происходят только после принятия соответствующего решения короля. Женщины стали иметь право голосовать и быть выбранными в различные деятельности, в том числе и в политике. Это решение было связано с широкими реформами и усилиями по обеспечению равенства между полами в Советском Союзе. Таким образом, избирательное право для женщин появлялось в разных странах в разное время в истории. Сегодня в большинстве стран мира женщины имеют полные политические права и могут голосовать и быть выбранными на различные должности. Права женщин в Российской Империи до революции 1917 года В древней Российской Империи права женщин ограничивались их ролями в семье и обществе. Они не имели полных гражданских прав и были подчинены мужчинам. Однако, с течением времени, женщины в России постепенно начали добиваться некоторых прав. Первые ограниченные права женщин в России появились в 1753 году, когда правительство запретило сокращение девичьих наследств. Это означало, что женщины больше не теряли свои права при выходе замуж или решении родам. В 1861 году, с окончательным отменой крепостного права, женщины в России получили право на образование и занятие определенных профессий. Однако, не все профессии были доступны женщинам, и они также сталкивались с ограничениями в получении пенсии. С началом 20 века женщины в России начали активно бороться за свои права. В 1905 году правительство разрешило женщинам участие в избирательном процессе, хотя они все еще не имели полного избирательного права. И только в 1917 году, после Февральской революции, женщины в России получили полное избирательное право.
Впрочем, как показывает анализ ОЭСР, даже в развитых странах женщины по-прежнему тратят больше времени на уборку и заботу о детях, чем мужчины. Работающие женщины в России Положение работающих женщин в России за последние 100 лет драматически улучшилось. Хотя даже в стране победившего социализма СССР существовал гендерный разрыв в оплате труда. На этом уровне он оставался до крушения Советского союза. Говорить о полном равноправии на российском рынке труда пока рано. Опубликовано Финмаркет.
Борьба за равные права женщин. Фото.
А в 1804 г. Все затихло до 1848 г. Этот документ утверждал немыслимое: женщины и мужчины созданы равными! Начало движения за наши права было положено.
В 1850 г. Главной ее целью стала борьба за предоставление нашему полу права голоса suffrage. Так появились суфражистки.
Эти «амазонки XIX века» устраивали митинги, первыми начали носить брюки. Благодаря их стараниям в 1869 г. В других штатах борьба шла с трудом.
Многие референдумы о предоставлении женщинам права голоса были проиграны из-за козней виноделов, они опасались, что леди будут выступать за запрещение алкоголя. Окончательно избирательное право американки обрели только 90 лет назад. Россия оказалась седьмым по счету государством, где женщины в ходе Февральской революции 1917 г.
Создавать подобные учебные заведения в других городах, например в Одессе, Варшаве и Харькове, министр народного просвещения Д. Толстой в конце семидесятых — начале восьмидесятых уже не позволил. А в 1886 году был остановлен и набор на действующие курсы. Последние выпускницы покинули их в 1888-м. Всему виной стало распространение среди курсисток идей «вольнодумства»: идей о демократизации и равноправии. Естественно, в высокие кабинеты вскоре посыпались прошения о восстановлении работы женских учебных заведений. Так, в 1889 году в Министерство народного просвещения обратились представители Бестужевских курсов и курсов Герье.
Опасаясь роста напряжённости в обществе, правительство разрешило первым продолжить работу, но только на условиях Министерства. Оно ввело свои порядки: уволило ректора и повысило плату за учёбу. Несмотря на это, число бестужевок с каждым годом росло. Но в остальном власти по-прежнему оставались непреклонны. Например, московские курсы Герье не разрешали восстановить 11 лет — до 1900 года. Ходатайства из других университетских городов чиновники отклоняли. Лишь под влиянием революционных событий 1905 года правительство разрешило свободно открывать частные высшие курсы.
После этого появилось 72 подобных учебных заведения в разных городах, но до 1917 года из них дожили только 59. В 30 могли обучаться только женщины, а в оставшихся 29 был смешанный состав учащихся, но курсистки составляли большинство. Курсистки за изучением химических составов лекарств. Санкт-Петербург, 1912 г. Юридический факультет появился лишь в 1906 году — на Бестужевских курсах, затем на частных высших женских курсах В. Полторацкой в Москве. Учились прилежно и старательно: «Все без исключения профессора и преподаватели приходят в восхищение, следя за занятиями слушательниц: рвение и серьёзное отношение к занятиям составляют общую исключительную черту всех курсисток; в этом отношении они далеко превосходят своих товарищей студентов».
Профессор Е. Зубашев о слушательницах Сибирских высших женских курсов в Томске, газета «Сибирская жизнь», 1912 г. Цитируется по: Кузьминова Е. Учёба на курсах долго не давала возможности получить полноценный диплом. Всё, на что можно было рассчитывать после них, — это дальнейшая учёба за границей. Совет профессоров Бестужевских курсов выделял среди окончивших слушательниц самых одарённых — для завершения образования и получения учёной степени их командировали за границу. Поначалу эта командировка, в отличие от университетских, не оплачивалась, и воспользоваться ею могли только материально обеспеченные, но затем их стали оплачивать.
Окончившие Бестужевские курсы, правда, могли преподавать в старших классах женских гимназий: это право они получили с 1904 года, а с 1906-го — и право преподавать в четвёртых классах мужских учебных заведений. В 1910 году Государственный Совет признал Бестужевские курсы высшим учебным заведением с объёмом преподавания, равным университету. Это была маленькая победа, однако не полная: свидетельства об окончании ВЖК были приравнены к выпускным свидетельствам университета, но не к дипломам. С 1911 года каждый раз с особого разрешения министра окончившие слушательницы допускались, после предварительной сдачи дополнительных испытаний по программе мужских гимназий, к государственным экзаменам при Петербургском университете по всем обязательным предметам, входившим в программу факультета за годы обучения на курсах. Лишь законом 1911 года выпускницам женских курсов, чьи программы официально признавались равнозначными университетским, разрешалось проходить «окончательные испытания» в государственных комиссиях при университетах наравне с выпускниками-мужчинами. Для этого каждой выпускнице требовалось получить особое разрешение министерства, а сдавать нужно было, ни много ни мало все обязательные предметы, входившие в программу факультета за годы обучения на курсах. Причём предварительно следовало сдать ещё и экзамены по программе мужских гимназий.
Кстати, появление женщин в университетских испытательных комиссиях, где сдавали экзамены и обычные студенты, привело к забавной проблеме. О ней упоминала в 1915 году в своих дневниках Надежда Платонова, жена историка С. Источник: Платонова Н. Дневник 1889—1921. Полторацкой, выданное для представления в испытательную комиссию Московского университета для сдачи экзаменов Изображение: Центральный государственный архив г. Москвы Удостоверение выпускницы Высших женских юридических курсов В. Москвы Выдержавшие такие экзамены получали диплом и звание и могли пользоваться «всеми правами и преимуществами, предоставляемыми дипломами соответствующих мужских учебных заведений, кроме прав служебных и сословных».
То есть поступить на госслужбу, имея диплом, женщина по-прежнему не могла, как и стать, например, адвокатом частным поверенным. Но могла устроиться на частное предприятие, что некоторые и делали, работая с документами и бухгалтерией. Некоторые выпускницы становились ассистентами и преподавательницами на своих же курсах. Но большинству приходилось довольствоваться лишь учительской и низкоквалифицированной работой вроде телефонисток и телеграфисток. Читайте также: Сколько зарабатывали и как жили учителя в Российской империи Даже среди преподавателей женских курсов не все придерживались мнения, что это образование должно давать и профессиональные права, а не только знания. Так, упомянутая выше Надежда Платонова писала в своих дневниках о декане историко-филологического факультета Бестужевских курсов И. Под занавес существования Российской империи в Петербурге открылись, наконец, и первые государственные женские институты — медицинский в 1897 году и педагогический в 1903-м , а также Высшие женские богословско-педагогические курсы в Москве в 1914-м.
Они, конечно, всё рано не были равны университетам, но профессию давали. Педагогический вуз готовил учительниц, а богословские курсы — преподавательниц женских епархиальных училищ. Выпускницы же медицинского института поначалу получали звание «врач женщин и детей» , не могли поступать на государственную службу, но имели право вести частную практику и занимать должности в некоторых медучреждениях, работать в женских отделениях больниц. Лишь с 1904 года выпускницам института предоставили возможность работать наравне с мужчинами в лечебных заведениях всех профилей, а также претендовать на соискание учёных степеней в области медицины. Группа слушательниц женского педагогического института, открытого в 1903 году в Петербурге. В центре — директор института историк С. Санкт-Петербург, 1906 г.
Как женщины стали вольнослушательницами университетов во второй раз Ехать за границу большинству было не по карману. Учиться на частных курсах, при всей их популярности, могли и хотели не все: это не давало полноценных прав, да и не везде соответствовало университетскому уровню преподавания, а одни только Бестужевские курсы, конечно, не могли вместить всех желающих, хоть количество учащихся там и росло. Поэтому многие женщины по-прежнему стремились в университеты. Новый виток борьбы за женское высшее образование непроизвольно вызвал своим неосторожным высказыванием министр народного просвещения П. Он заявил, что собирается пересмотреть университетский устав 1884 года, и у сторонников равноправия вновь появилась надежда на решение женского вопроса. Выпускники Московского университета 1901 года министру народного просвещения П. Социально-историческая судьба Однако в высоких кабинетах этот оптимизм мало кто разделял.
Например, на страницах газеты «Гражданин», не стесняясь в выражениях, рвал и метал князь В. Он призывал не пускать «баб» в университеты, заявляя, что иначе вузы превратятся в «притоны разврата», обвинял «учёных женщин» и «курсисток» в «гадких манерах» и «распущенности». Вот только одна из его фраз: «Когда в аудиториях прибавится ещё тысчонка представителей прекрасного пола, то им очень удобно будет слушать лекции, сидя на коленях студентов, и от этого удобства будет весело и тем, и другим». Газета «Гражданин», выпуск от 11 сентября 1901 г. Социально-историческая судьба В условиях не стихавших с 1899 года студенческих забастовок статья Мещерского произвела эффект разорвавшейся бомбы. Волнения разразились с новой силой, отдельные сходки собирались конкретно против выпада Мещерского. Считаться приходится не с г.
Мещерским, приходится считаться с тем, что стоит за его спиной, что даёт ему силу говорить нагло и невозмутимо…». Из резолюции «Союза студентов Петербургского университета». Социально-историческая судьба Мещерский за свою выходку отделался «высочайшим порицанием». Но критиковалось не содержание статьи, а лишь тон автора. Слушательницы историко-филологического факультета Высших женских курсов, участницы семинара профессора Ивана Михайловича Гревса. Правда, для этого всё равно выпускницам иностранных вузов приходилось заново подтверждать свои знания: в 1902 году их допустили к сдаче экзаменов при императорских университетах и Петербургском женском медицинском институте. Второй «женский поход» в университеты Первая революция 1905 года вынудила власти не только возродить высшие женские курсы, но и стала толчком для нового «женского похода» в университеты.
Свою роль в этом сыграли женские организации. Например, «Союз равноправия женщин», «Русское женское взаимно-благотворительное общество», «Женская прогрессивная партия». Так, Русское женское взаимно-благотворительное общество стало рассылать прошения о допуске женщин вольнослушательницами по университетам страны. К 1906 году советы всех российских университетов, за исключением Варшавского на тот момент временно закрытого , допустили женщин в качестве вольнослушательниц. Это стало возможным благодаря тому, что под давлением революционного движения правительство в 1905 году приняло временные правила для университетов, и те получили ограниченную автономию. Постепенно советы вузов и вовсе стали признавать ненормальным то, что вольнослушательницы при прочих равных не имеют права без высочайшего разрешения сдавать экзамены и получать дипломы.
В данном историческом памятнике права появляется часть о том, что девушек необходимо выдавать замуж в возрасте 15 лет. Сделано это было для того, чтобы уберечь молодых дев от проблем со здоровьем, ведь как известно главное предназначение женщины того времени — это родить здоровое потомство. На взгляд Н. Карякина: «Это свидетельствует о том, что мужу, помимо реализации своего права на продолжение рода, как бы давалось право на воспитание и опеку своей жены, он должен был следить за ее поведением» [5, с. В эпоху петровских реформ правовое положение женщин кардинально изменилось и значительно улучшилось. Женщинам было разрешено посещать баллы и ассамблеи в сопровождении своих отцов, мужей, что являлась недопустимым ранее. У девушек появилась возможность получать обязательное образование, и даже ограниченное право на гражданскую службу. Данное положение регламентировалось таким документом, как Табель о рангах 1722 года. Также стоит отметить, что Указом о единонаследии Петр I позволял женщине старшей дочери становится наследницей земельного имущества, но лишь в том случае, если в семье не было сыновей. Брачный возраст тоже был повышен с 15 до 17 лет. При Екатерине II правовому положению женщин стало уделяться особое внимание. Так, в 1764 году был образован Смольный институт благородных девиц, который в последствие стал первым женским учебным заведением, положившим начало образованию девушек в стране. Стоит сказать о том, что и девушки из низших сословий теперь тоже могли получить образование, для них специально открывались особые училища, где их обучали грамоте, письму и домоводству. В XIX веке появляется множество женских организаций. Самой первой их них является Женское патриотическое общество 1812 года. Данное объединение занималось благотворительностью, заботилось о беспризорных детях, а также создало немало домов Трудолюбия и частных школ, которыми руководили дамы-члены общества.
А как хорошо всё начиналось: женские права, сознательное материнство, право на выбор - ну, сами знаете. Речь вообще идёт вот о чём. В целом, на что ориентированы женщины: на семью или на работу вне дома? Там, где они в массе ориентированы на работу - начинается и успешно продолжается вымирание. Вот так стоит вопрос. Отдельные особи женского пола могут выбрать карьеру, политику, искусство, могут не выходить замуж или оставаться бездетными - во все времена такие люди были. Но погоду делают массовые процессы, простые, ничем не отмеченные девчонки и тётеньки. Сегодня они ориентированы на работу, карьеру, интересную жизнь. А семья-дети - это так, как уж там придётся. Вот такая цена была заплачена белым человечеством за эмансипацию, равноправие, женское образование, сознательное материнство и прочие замечательные вещи. Но это не единственное последствие эмансипации и массового женского труда вне дома. Есть и другие. О них - дальше. Часть 3 Эмансипация, равноправие и всеобщая работа белых женщин вне дома существеннейшим образом преобразили и мужчин тоже. И по-другому быть не могло. Мужчина и женщина - это не отдельные существа. Это две ипостаси одного - человека. Недаром естественное народное представление: холостой - это недочеловек, полчеловека. Такие неполиткорректные высказывания в изобилии имеются в сборнике "Пословицы русского народа", каждый может ознакомиться. Там есть и оскорбляюще уши любой феминистки - "Жизнь без мужа - поганая лужа". Не случайно и полноправный римский гражданин, и член русской крестьянской общины - это не свободная независимая личность. Это семейный, женатый мужик. То есть по существу, по сути дела, человеком признаётся ПАРА. Почему говорится о тягловом мужике, а не о паре? Да просто потому, что он, мужик, представляет пару в сношениях с внешним миром. Наверняка найдётся глубокий эконом, который скажет: ну что вы такое плетёте? Тогда было невозможно прожить в одиночку: мужик пашет - баба дома горшки ворочает, а теперь всё прогрессивно и политкорректно. Поэтому отвечу эконому в превентивном, так сказать, порядке. В те дикие времена, когда личность не уважалась с надлежащим трепетом, а бабы знали своё место равно как, впрочем, и мужики , белое человечество на утлых судёнышках переплывало океан, покоряло и заселяло!!! Сибирь, осваивало Дикий Запад, строило величественные сооружения практически вручную, прокапывало каналы и делало впечатляющие открытия. А вот теперь при громадной технической базе, наработанной в прошлых поколениях, жизнь скукоживается, сдувается, территория оголяется и народ просто не мыслит взяться за какой-то масштабный проект. Вернёмся, впрочем, к мужчинам-женщинам. А почему? Да потому что человек - женщина ли, мужчина - это лишь половина целого. Недаром один он не может размножаться - размножается пара. Отсюда, наверное, пошла древняя легенда, дошедшая до нас в изложении Платона, что боги разделили прежнего единого человека на две половины, которые с тех пор озабочены поиском друг друга. Восточное учение об инь и янь - по-своему выражает ту же мысль. Совершенно очевидно, что, если мужчины и женщины - это неразрывное единство, даже не единство, а две стороны одного и того же, не может быть так, что одно изменилось, а другое осталось прежним. Даже в семье или в коллективе при выбытии человека, игравшего какую-то роль, эту роль немедленно берёт на себя кто-то другой. При удалении из коллектива скандалиста - вот бы всем вздохнуть, а нет! Странным образом его роль переходит к кому-то другому, и скандалист по-прежнему тут как тут. Что же случилось с женщинами? Они взяли на себя роль мужчин - стали работать вне дома. Я уже писала, что ничего выдающегося женщины не совершили, их деятельность вторична, хотя, разумеется, среди них есть успешные работники и полезные специалисты. Их самомнение возросло многократно: я такой же профессиональный работник, как и ты! Я тоже добытчик, я не хуже тебя! Ну а где не хуже, там рукой подать до "лучше тебя". И тётки стали требовательны, авторитарны, скандальны. Всякие там женские штучки, обходные манёвры - сданы на свалку истории. Я работаю так же, как и ты. Ты обязан, ты должен, не нравится - проваливай. Теперь им нужны особенные, выдающиеся мужчины. Приспосабливаться к тому, которого Бог послал - не на таковскую напали. Требуется пусть не олигарх, но топ-менеджер крупной корпорации как минимум. А если зарплата его недостаточно велика - однозначно гнать такого в шею! Ободрять, вдохновлять, присоветовать что-нибудь полезное - такие паттерны поведения напрочь утрачены современными женщинами. На всякое затруднение одна реакция - гнать его, тунеядца, взашей. Матом его, матом! Забавно, что в моём блоге матерятся строго и исключительно дамы. Воображаю, как они обращаются со своими спутниками, ежели в хвост и в гриву матерят незнакомого человека всего лишь за мнение, отличное от их собственного. Молодые женщины почти напрочь лишены кокетства, женской игры, им чужд флирт, они даже не знают, что это такое проверяла на своих служащих. Единственное их оружие - прямая агрессия. В том числе и сексуальная. Посмотрите на картинки в журналах. Кажется, если долго смотреть, вылезет губасто-грудастая из страницы, набросится и разорвёт в клочки. Сегодня молодые девушки утратили прежние женские уловки, которыми наши прабабушки умели подчинить себе мужчин, да так, что те всю жизнь воображали, что это они её завоевали. Помню, моя бабушка меня, маленькую, учила: мужчину надо уважать, всё лучшее в жизни от них, они наши защитники. Само по себе это совершенно верно. Мы живём в мире техники, а кто её изобрёл и сделал? Вот именно. Учила бабушка, помнится, и женским уловкам: как заставить папу сделать то, что я хочу. Надо сказать: "Как ты велел, я пойду с подругой в театр". Он ничего такого не велел и даже был слегка против театра, но "ты велел" звучит для всякого мужчины дивной музыкой. А что он там велел - он и не помнит толком, кто это запоминает? Проверено - действует не только на папе. Проявлять неподдельный интерес, дать мужчине рассказать о себе, дать ему проявить себя с лучшей стороны - нет, не умеют этого современные девушки. Они вообще какие-то резкие, холодные, неуютные, очень доступные и при этом какие-то пустые. Мне даже жалко бывает молодых мужчин.
Когда у женщин в России появились права?
В США женщины были уравнены с мужчинами в избирательных правах в 1920 году, в Великобритании — в 1928 году, во Франции — в 1944-м. Февральская революция открыла путь к возникновению новых политических структур, в которых женщины также играли активную роль. Женщины у власти Известные активистки, такие как Александра Коллонтай и Мария Спиридонова , были значимыми фигурами в организации и координации протестных действий, а затем вошли в состав разных фракций Учредительного собрания и новых партий большевики — Коллонтай , левые эсеры — Спиридонова. На выборах в Учредительное собрание женщины могли не только голосовать, но и баллотироваться. В июне 1917-го женщины также получили право вести адвокатскую практику и входить в состав коллегий присяжных заседателей. В августе мужчинам и женщинам была гарантирована равная оплата труда. Коллонтай стала министром в составе Временного правительства.
В 1869 году открылись первые Высшие женские курсы , дававшие образование, которое приравнивалось к университетскому. Женщины России имперского периода, в отличие от женщин Западной Европы того времени, пользовались большей юридической свободой: они могли владеть недвижимым собственностью, участвовать в судебных процессах, заключать договоры. Но в личных правах женщины сохраняли полную зависимость от мужчин. Так, Свод законов 1832 года ст. Х говорил об обязанности жены следовать за мужем. При нарушении данного закона судом мог быть издан приказ о принудительном водворении жены в доме мужа. Дети при раздельном проживании родителей обычно оставались с отцом и только в исключительных случаях могли передаваться матери [9]. Для западноевропейской женщины выработалась особая недееспособность, наступающая со вступлением её в брак и оканчивающаяся с прекращением брака. Крайнее проявление этой недееспособности дало английское право. В силу своего замужества женщина совершенно утрачивала свою юридическую личность. Муж и жена составляли одно лицо, и лицо это — муж. Он не мог ничего подарить жене или заключить с нею договор, ибо нельзя договариваться с самим собой; долги её до замужества становились долгами мужа; её завещание уничтожалось с выходом её замуж; все её движимое имущество становилось собственностью мужа; только недвижимым или точнее — вещным её имуществом он хоть и пользовался, но для распоряжения им нуждался в её согласии.
К началу ХХ века 1901г. Как отмечает А. Рослякова, «отсталость женского профессионального образования отмечалась даже правительственными органами». Так, в объяснительной записке к проекту закона о женских профессиональных учебных заведениях, представленного Министерством народного просвещения в Государственную Думу 18 февраля 1914г. Законоположения, касающиеся народного просвещения, не предусматривают ни общих руководящих начал, ни способов для распространения и правильной постановки сего образования. Существующие в значительном числе учебные заведения для профессионального образования женщин обязаны своим учреждением преимущественно частной инициативе: открываясь и развиваясь без определенного плана, они остаются не объединенными и, в большинстве случаев, не имеют ни ясно выраженной цели преподавания, ни твердо установившегося учебного курса, ни соответствующей организации, ни прав, ни преимуществ». Проблемами женского профессионального образования в царской России занимался известный педагог и историк И. Он полагал, что женское профессиональное образование в России было обусловлено потребностями самой жизни и распространялось преимущественно по частной инициативе. Школы организовывались неудачно, потому что учредительницы брали за основу лишь свои личные, субъективные взгляды на женское профессиональное образование. Михайлов подразделял женские профессиональные школы на четыре разряда или категории: 1 Профессиональные школы. По уровню образования они приближались к женским прогимназиям, но в них усиленно преподавались специальные предметы. В профессиональные школы брали девочек после окончания трехклассной начальной школы. Срок обучения четыре — пять лет. В последних классах ученицы специализировались в каком-то ремесле: белошвейное дело, вышивание, изящное рукоделие, изготовление одежды и т. В качестве примера можно привести рукодельные классы. Наряду с этим существовали курсы коммерческой арифметики и черчения. Программа обучения была рассчитана на шесть - семь лет. В этих школах общеобразовательные предметы не проходили. К таким школам можно отнести школу М. Иевлевой в Петербурге. Отдельное, но немаловажное значение представляли учебные мастерские. Они существовали иногда отдельно, самостоятельно, но чаще при профессиональных школах. В них ученицы приучались непосредственно к ремеслу. Женщины стремились получать высшее образование наравне с мужчинами. Но долгое время вопрос о высшем образовании женщин оставался под запретом. Бытовало мнение, что серьезное преподавание несовместимо с присутствием в вузах женщин. Однако стремление женщин к высшему образованию невозможно было сдержать. Получение высшего образования в России являлось особенной проблемой для женщин в дореволюционной России. До конца 19 века доступ в ВУЗы женщинам был закрыт. Первые русские женщины, получившие высшее образование, учились за границей. Первым кратковременным опытом явилось слушание 10 женщинами платных лекций по химии А. Шерера в С. В 1859-61 женщины посещали в качестве вольнослушательниц Петербургский и Московский университеты, а в 1862-64 - Медико-хирургическую академию. Герье в Москве и курсы учёных акушерок при Медико-хирургической академии в С. В 1886 приём слушательниц на все курсы был прекращён, в 1889 - возобновлён лишь на Бестужевские курсы, а в Москве высшее женское образование приобрело форму "коллективных уроков" при Обществе воспитательниц и учительниц. В 1897 году в Петербурге был открыт женский мединститут, причем окончившие этот Институт женщины-врачи получили равные с мужчинами права как на практическую врачебную деятельность, так и на государственную службу. Однако дипломы женских высших учебных заведений не давали дополнительных прав при трудоустройстве по сравнению с гимназическим аттестатом, за исключением Медицинского института. Важным событием в истории женского образования является первый Всероссийский съезд по вопросам образования женщин, который состоялся в 1912 году. На нем подвергалась расширенной критике существующая система образования женщин, строго встал вопрос о равенстве в правах женщин и мужчин в образовании. Съезд принял много обстоятельных решений и дал толчок дальнейшему развитию женского образования. Женщины России оказались на пути к положению наиболее образованных женщин мира. Заключение Начиная с момента своего становления, женское образование, обнаруживало ряд противоречий, и в большинстве случаев зависело от отношения общества к женщине в целом и ее образованию в частности. Остановившись более подробно на проблемах женского образования в России, было замечено, что долгое время в обществе сохранялось негативное отношение к женскому образованию. У женщин, особенно это касается низших сословий, существовали трудности в получении любого образования будь то начальное, среднее или высшее. Образование и воспитание женщин проводилось в соответствии с потребностями общества и носило прагматический, утилитарный характер. Воспитательно-образовательный процесс находился в прямой зависимости от влияния общественного мнения, которое формировало женский "идеал". Долгие годы государственные высшие учебные заведения предназначались исключительно для лиц мужского пола. Состав студенчества жестко регулировался по признаку пола. Вопреки протесту общественности России ее власти были принципиальными противниками совместного обучения мужчин и женщин в средней и высшей школе. И все же, женское образование - великое завоевание женщин XIX в. Именно образование давало женщинам возможность самим заработать свой хлеб, выбирать свою судьбу. Но, как заявила на Всероссийском съезде по женскому образованию, журналистка и общественный деятель А. Тыркова: "... Внутренний рост женского "Я" требует нового сознания женственности. Ведь не утрачивать свою женственность, а только расширять и освобождать её хочет новая женщина"[7] Итак, проблемы женского образования имеют давнюю историю и во многом эти проблемы определялись отношением к женщине.
Ни о каких правах никто и не смел мечтать. И тем более работать там, где хотелось бы… Многие века женщинам не позволяли заниматься тем, к чему у них лежала душа, ограничивая их только заботами о быте и уходом за детьми. И многие века женщины активно боролись за свои права заниматься тем, что им нравиться. Особенно в последние сто лет. Они боролись за право получать образование, за право самим распоряжаться заработанными или унаследованными деньгами, за право голосовать, за право получить развод, за право вести бизнес, за право воспитывать своих детей, за право самой принимать решение рожать или нет и т. В Ватикане и Саудовской Аравии это до сих пор запрещено». До 1974 года женщинам в США запрещалось использовать кредитные карты, а до 1960 — покупать таблетки. И во многих странах, таких как Саудовская Аравия, Йемен, Индия и других, женщина до сих пор не имеет возможности жить той жизнью, о которой она мечтает и которой достойна. И борьба за свои права еще не окончена… Но проблема в том, что в этой борьбе многие женщины были вынуждены уйти в мужскую энергию, «надеть на себя латы и взять оружие». И чем ожесточеннее становилась борьба, тем больше женщине приходилось брать на себя мужские функции.
Юридические права женщин в истории
Древний Рим Права женщин. – 124 просмотра, продолжительность: 58:56 мин. Смотреть бесплатно видеоальбом Александра Кашицына в социальной сети Мой Мир. Читайте далее, как женщины России начали революцию в 1917 году, не дожидаясь, когда им «дадут права». Свадебный обычай, благотворительность и заводские команды: как женщины добились права играть в футбол. 100 лет назад в Англии женские команды не пускали на футбольные арены, а сейчас там проходит Евро. Теперь женщины имели право обучаться как в средних специальных, так и в высших учебных заведениях, а их материальное положение не играло никакой роли, поскольку образование при Советской власти стало бесплатным. Законные права женщин отношение к социальным и человеческим правам женщин.
История расширения прав и свобод женщин
В Древней Руси прав у женщин было мало, замуж выдавали, предварительно выкрав невесту из семьи, а наследства женщинам и вовсе не доставалось. Польским женщинам удалось отстоять свои права, но пока — временно: власти лишь отложили вступление решения в силу. Суфражизм (от англ. suffrage — голос, избирательное право) — женское движение за предоставление женщинам избирательного права, зародившееся в Англии в конце 19-го — начале 20-го века. В следующем 1909 году Женский день вновь был отмечен маршами и забастовками женщин. Так появились женские курсы при заводах и профшколы для обучения женщин квалифицированному труду.
Как женщины боролись за свои права и начали революцию в России
В июле того же года первая советская конституция закрепила эти права. Первая конституция советского периода в 1918 г закрепила юридическое равенство мужчины и женщины. Впервые за историю России был закреплен конституционный принцип равенства полов, и это, несомненно, был шаг в освобождении, эмансипации женщины. В разделе 4 Конституции 1918 г. Есть лишь обобщающая формула "лица обоего пола". Женщины были допущены к избирательным урнам, могли быть избраны в органы власти. Политическое право избирать и быть избранным органично было соединено с другим конституционным правом, которое объявлялось обязанностью. Это была обязанность трудиться. Статья 18 Конституции 1918 г. Соединение политических прав с обязанностью трудиться на перспективу идеологически означало, что граждане обоего пола были обязаны трудиться, и лишь на этом основании они могли быть субъектами политических отношении. В политической области под равенством стало подразумеваться скорейшее "коммунистическое воспитание женщин" и привлечение их в партийные ряды, чтобы в последствии их можно было бы выдвинуть на государственные посты.
Надежным теоретическим основанием для проведения дальнейшей работы стали решения съездов Коммунистической партии. В этом основополагающем документе партии наряду с общими коренными интересами всех трудящихся нашли свое отражение и специфические интересы женщин, сформулированные в виде задач в области политики, народного просвещения, охраны труда и улучшения его условий, социального обеспечения, здравоохранения. Для политического просвещения женщин уже в разгар гражданской войны в октябре 1919 в организациях были созданы Комиссии по агитации среди работниц", которые впоследствии реорганизуются в "отделы по работе среди женщин", получившие сокращенное название — женотделы. Особое значение для обеспечения реального равноправия женщины имело установление государственной защиты и материнства и младенчества. Вскоре после октябрьской революции был издан декрет об охране материнства и детства [5, С. В 1919 г. Советское правительство издает декрет о ликвидации безграмотности среди населения РСФСР "в целях предоставления всему населению республики возможности сознательного участия в политической жизни страны" [5,С. Все эти мероприятия были направлены на привлечение женщины к управлению государством.
Только теперь женщина должна быть не только матерью — но и активным участником производства. При Сталине государство стало требовать от женщин всего и сразу.
Ответственная советская гражданка должна быть не только успешной карьеристкой и труженицей, но и самоотверженной матерью и женой. При этом материнство расценивалось не как личный выбор, а как долг каждой женщины перед государством. Например, в фильме «Женщина» 1932 четыре героини проходят ряд испытаний, чтобы занять место в обществе наравне с мужчиной. Две из них — Машка и Анька — мечтают стать трактористками. Трактор в сталинском кинематографе часто будет символом индустриализации и будущего. Женщинам приходится отстаивать право на работу перед семьей и патриархальной деревней. Муж Машки даже демонстративно сжигает перед ней учебник по механике со словами: «Знай свое дело бабское — хозяйство да роды! Если 20-е в кинематографе были праздником чувственности и внутренней свободы, в 30-е становится ясно, что «в СССР секса нет» хотя крылатая фраза родилась только в 80-е. Женщина на экране — это не женщина, а «товарищ». Например, в фильме «Член правительства» 1939 чем дальше главная героиня Александра продвигается по карьерной лестнице, тем более строгими становятся ее костюмы, а характер — более «мужским».
А в фильме «Трактористы» 1939 Марьяна, бригадир женской тракторной бригады, оценивает своего жениха не по личным качествам, а по трудовой удали. Личные отношения становятся не местом для любви, а партийным заданием. Как война повлияла на положение советских женщин Вторая мировая война значительно сказалась на численности населения. Такая диспропорция сохранялась и в 1950-х годах. При этом правительство стремилось стимулировать рождаемость: в 1944-м было введено звание «Мать-героиня», которое давали за рождение десяти детей, увеличивались социальные выплаты и поддержка матерей-одиночек, была ужесточена процедура разводов — появились знаменитые народные суды, где решение о разводе обсуждалось на общем собрании. А также именно в годы войны был введен налог на бездетность. Репродуктивное и трудовое давление на женщин только усиливалось. Гендерная исследовательница Элла Россман в предисловии к книге «Феминистский самиздат. Женщинам пришлось переосмыслить свою роль в обществе и столкнуться с беспрецедентным уровнем сексуализированного насилия — как со стороны немецких, так и со стороны советских солдат. Изнасилования — часть любой большой военной кампании.
Государство использовало женщин, чтобы заткнуть брешь, оказавшуюся на месте мужчин, при этом заставляло их рожать. Советская власть полагалась на самоотверженность женщин, их полную самоотдачу и лояльность во имя высокой цели, игнорируя их усталость. Таким образом оно компенсировало пробелы в здравоохранении, в сфере услуг и рынке товаров, которые могли бы облегчить участь работающих матерей. При этом их внутренний мир считался не таким важным. Ценность мужчин самих по себе при этом возрастала в разы, поскольку их стало намного меньше. Таким образом, именно в этот период в обществе особенно закрепляется миф о «суперженщине», которая успевает все. При номенклатурном равенстве, как отмечают исследователи , сохранялся гендерный разрыв в оплате труда: женщины получали в среднем меньше, чем мужчины, занимали более низкие должности, не могли осваивать многие профессии и сталкивались с дискриминацией при приеме на работу. Тем не менее подобные притеснения трактовались как «забота» государства о своих гражданках. Агрессивная пронаталистская политика не принесла особых результатов: всплеска рождаемости не последовало, а женщины продолжали прерывать беременность, только делали это подпольно.
Обсудить Редактировать статью Понятие эмансипации традиционно связывается со слабым полом, который в стремлении достичь равенства в наборе прав и обязанностей уже на протяжении нескольких столетий ведет упорную борьбу на всех уровнях. Термин этот возник в качестве противовеса манципации, которой древние римляне именовали обряд наложения обременения на вещи в случае смены собственника или совершения иных актов. Эмансипация же означала освобождение ребенка от родительской воли "патерфамилиас" и предоставление ему свобод, присущих взрослому члену общества. Эмансипация женщин, как политическое и социальное движение, зародилась на гребне демократической волны конца XVIII века, когда разбушевавшаяся Великая Французская революция в числе многочисленных смелых веяний дала жизнь и институту феминизма. Течение объединило самых активных представительниц высшего и среднего слоев общества: это были интеллигентные и образованные женщины, открывшие миру очевидную несправедливость гендерной асимметрии. Основная победа, которую сумела одержать на своем пути эмансипация женщин - наделение представительниц прекрасного пола политическими правами: сначала речь шла лишь об активном избирательном праве право голоса на выборах , на следующей ступени было признано равное право мужчин и женщин быть избранными в качестве членов парламента, у дам появилась возможность занятия государственных должностей.
В результате де-юре "король" оказался не таким уж "всемогущим". Но хотя бы не голым… Инара Ягофарова: В иных случаях, почти "голым". Так, известен судебный прецедент, когда мужчине отказали в выдаче материнского капитала. История такая: сначала первая жена оставила ему ребенка, потом вторая сбежала, бросив на него еще одного малыша. Но суд не мог встать на сторону отца двоих детей. По закону право на получение капитала имела только мать, даже в таком вопиющем случае, когда детей приходилось воспитывать одному мужчине. После нескольких подобных случаев капитал стали называть семейным, и мужчины получили право на его получение, но при соблюдении ряда условий. Сейчас разработан законопроект об отцовском капитале, его цель исправить этот пробел, уравнять мужчин и женщин в праве на получение пособий на ребенка. Кроме того, по закону мужчина платит алименты и обязан содержать жену, если она беременна, или если их ребенку еще не исполнилось три года. Женщина никакой реальной ответственности в таком случае не несет. Она обязана выплачивать алименты на ребенка только, если ее лишили родительских прав, и она не принимает участия в воспитании. Далеко не во всех странах, закон в таких случаях благоволит женщинам. В Германии, например, у мужчин и женщин в этом отношении равные права. Если она зарабатывает больше, то должна выплачивать алименты в том случае, если ребенок остался с отцом.