Мусоргский: Хованщина. сборник. 2011 мировая классика.
Модест Мусоргский - «Хованщина».
В Пскове впервые прозвучала легендарная опера Мусоргского «Хованщина» в исполнении артистов Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева. Хованщина — Хованщина: Хованщина (бунт) Стрелецкий бунт 1682 года «Хованщина» опера Модеста Петровича Мусоргского Хованщина (фильм опера) СССР, 1959 Хованщина село в Рузаевском районе Республики Мордовия. М. Мусоргский - Полонез из оперы 'Борис Годунов'. Легендарная "Хованщина" в исполнении артистов Мариинки на родине Модеста Мусоргского. С той поры, как Мусоргский, по собственному признанию, «соделал тетрадку и назвал ее “Хованщина”» (1872), продолжается крестный и славный путь оперы. 29 марта Валерий Гергиев продирижировал заключительным показом премьерной постановки оперы «Хованщина» Модеста Мусоргского в миланском Ла Скала.
Краткое содержание оперы Хованщина Мусоргского для читательского дневника
Вопрошание стрельцов своего начальника, несомненно ими уважаемого, по поводу грозящей им кары. Решимость вождя старообрядцев идти на страшную смерть. Воодушевление им прочих к этой гибели. Да, всё — высоко-трагично. Именно высоко. Sublime, если угодно. Но вопрос: при чём тут, в деяниях русской истории XVII века, барокко и отнюдь не в ключе, скажем, партесов того времени, что хотя бы формально было непротиворечиво — а высокое барокко, коего в русской музыке и не бывало? Тем паче — при чём тут классицизм?
Когда во вступлении к III действию для характеристики полузападной обстановки кн. Голицына звучит некая пародия на классицистскую композицию — это понятно; композиция как бы обозначает образ Запада. Пусть он и не соответствует требованиям изображаемого времени — но в условном мире оперы нужны яркие, чёткие образы. А зачем нечто похожее прослеживается в гадании Марфы? Здесь уж явно ни к чему образ Запада любого времени. Буйные стрельцы, разом протрезвевшие и с трепетом призывающие своего начальника — здесь-то с какой стати нечто около-баховское, пусть и примитивизированное? И уж тем более — старообрядцы в V действии.
У них есть и так свои мелодии, пусть поздние — но из их мира и прекрасно использованные в опере. Зачем же для передачи их чувств притягивать то некое полу-баховское прелюдирование, то нечто монтевердиевское? Вроде бы нелогично. И никак не отвечает тогдашним установкам на нечто «исконное», натуралистическое. Но ведь получилось! Да ещё как получилось — при всей недописанности оперы! Вывод может быть только один: Мусоргский убедился — или, лучше сказать, почуял — что все его прежние авангардистские находки в этом диапазоне не работают.
Что для того, чтобы передавать задушевные, потрясающие предсказания, взывания толпы к своему вождю или страшную решимость идти на гибель, надо унестись в прошлое. Надо начать писать языком иногда времён барокко, а иногда времён классицизма. На тех «новых берегах», на которые манил всех Стасов и на которых одно время усердно пасся сам композитор, такое не растёт. Нужно воскресить то, над чем смеялись — и тогда будет возможность написать нечто высоко-трагическое.
Марфа ведет в костер Андрея. Читательский дневник по опере «Хованщина» Мусоргского Сюжет В Москве 1682 года стрельцы во главе с князем Иваном Хованским и раскольники во главе с Досифеем восстают против власти царевны Софьи и юного, но уже грозного Петра. Однако старая Русь и вера уступают новым порядкам. Стрельцов не тронули, но сам Хованский убит, а его сын Андрей вместе с любящей его раскольницей Марфой, Досифеем и его сторонниками добровольно сгорают в огне. Жителям города жаль погибших людей, чьи идеи, «хованщина», были близки народу. Отзыв Опера о сломе уклада русской жизни. Петр Первый еще совсем юный, но за ним сила и будущее. Выдающееся для государства, и страшное для многих простых людей время. Бунт был подавлен из-за разобщенности бунтовщиков.
Акт 3 Оформление сцены Константин Коровин. Мариинский театр , Санкт-Петербург, 1911 Стрельцовский квартал, к югу от Москвы-реки Пока старообрядцы поют гимн будущему России, Марфа воспевает утраченную любовь к князю Андрею Хованскому. Досифей велит ей молиться о помощи. Они уходят, и Шакловиты, который до сих пор представлялся чисто угрожающим персонажем, поет навязчивую молитву о защите обеспокоенной России от стрельцов он называет их «наемниками» и от мятежных сил, которым они подчиняются. Услышав их приближение, он уходит; некоторые из стрельцов входят и поют хоровод, а их жены ругают их за пьянство. Стрельцы зовут своего вождя, князя Ивана Хованского, который входит и просит у них прощения за то, что он отказался вести их к возмездию; Новый царь очень силен, объясняет он, и время их власти прошло. Акт 4 Сцена 1: Богато обставленная комната во дворце князя Ивана Хованского Князя Ивана Хованского развлекают женщины из его свиты, но их прерывает слуга Голицына Варсонофьева , пришедший предупредить его, что ему грозит опасность. Князь Иван Хованский игнорирует предостережение и порет гонца. Он приказывает своим персидским рабам танцевать для него. Входит Шакловитый и закалывает Хованского. Шакловитый пренебрежительно имитирует песню слуг над трупом князя. Сцена 2: Москва. Площадь перед собором Василия Блаженного князя Голицына ведут в ссылку. Досифей оплакивает крушение заговорщиков и успех царя Петра и узнает, что Императорский совет постановил, что на очереди - старообрядцы. Он обсуждает с Марфой, что старообрядцы должны подавать вечный пример, и соглашаются с тем, что они должны сами себя принести в жертву. Князь Андрей Хованский входит и рассказывает Марфе о том, где она спрятала Эмму, но Марфа говорит ему, что она благополучно возвращается в Германию, ее отец и жених. Князь Андрей Хованский грозится сжечь ее как ведьму и рогом зовет стрельцов, но вместо этого раздается грозный звук. Марфа предлагает приют князю Андрею Хованскому со старообрядцами после того, как она сообщает ему об убийстве его отца. Стрельцов ведут на казнь. Царь Петр через своего агента вмешивается, чтобы помиловать их. Акт 5 Оформление сцены Аполлинарий Васнецов. Русская частная опера , Москва, 1897 Сосновый лес, уединенный монастырь, лунная ночь Досифей и его последователи укрылись в уединении в лесу.
Постепенно, один за другим, складывались номера новой оперы. В августе 1875 года композитор закончил первое действие. Однако в дальнейшем работа шла с перерывами, вплоть до последних дней жизни Мусоргского. Впереди предстояла громадная работа по оркестровке, но композитору оставалось уже меньше года жизни. После его кончины Римский-Корсаков закончил, отредактировал и оркестровал оперу, и в этом виде она стала известна всему миру. В советское время Шостакович заново оркестровал «Хованщину» по авторскому клавиру. Композитор вольно отнесся к хронологии, соединив события, разделенные промежутком в шестнадцать лет, однако это не помешало ему написать правдивую картину русской жизни. Образы оперы Так же, как и в «Борисе Годунове», действие «Хованщины» развертывается в двух плоскостях: с одной стороны князья Хованские, Голицын, раскольничий вождь Досифей. С другой — народ: стрельцы, раскольники. На первый план здесь выступают то власный старик Иван Хованский, не знающий предела в упрямстве и своеволии, то Досифей. Досифей не только фанатик-старообрядец, но и человек большого сердца, в чьей душе находят отклик страдания народа. Рядом с ним Марфа-раскольница, с ее глубоким душевным чувством, непреклонной честностью и непримиримостью ко лжи и обману, один из самых поэтических образов Мусоргского. Все они раскрыты во всей полноте своих жизненных проявлений с той удивительной правдивостью, которая так свойственна Мусоргскому. Хованский и Досифей — разные люди. Но их объединяет приверженность к «святой старине», враждебность к новому, что несут России петровские реформы.
Мусоргский опера Хованщина - Песня Марфы Исходила младешенька
Князь Иван Андреевич Хованский. Гравюра 19-го века с портрета 17-го века wikipedia. Старообрядцы, покинувшие отдалённые скиты и проповедовавшие среди стрельцов, нашли поддержку в лице Хованского. Рассчитывая на помощь народа и безусловную победу, приверженцы старых обрядов призвали патриарха принять участие в диспуте о вере. Состояться он должен был на Красной площади, однако царевна Софья прекрасно понимала, что народ в сложившейся ситуации окажется на стороне стрельцов и староверов. Тогда она хитростью решила ограничить число зевак, которые могли присутствовать во время обсуждения. Софья сказала, что она и другие царевны тоже хотят видеть, как проходит диспут, но на площади появиться по этическим соображениям не могут. Тогда встречу религиозных противников решено было организовать в Грановитой палате.
Проникновенно-трогательный хор "Батя, Батя, выйди к нам" — одна из лучших, наиболее волнующих страниц оперы. Еще смиреннее звучит тихая молитва стрельцов "Господи, не дай врагам в обиду", которую они а cappella поют под занавес. Но самый могучий, цельный и определенно самый дорогой композитору образ — Марфа. Музыковеды часто сравнивали Марфу с женскими образами Бородина , Чайковского , Римского-Корсакова : Ярославной, Кумой, Любашей; но те — иные, более женственные, более одноплановые. Ярославна прежде всего — хранительница семейных устоев. Кума несколько мелодраматична, Любаша одержима чувством ревности и, ревнуя Грязного, идет на преступление. Психологической глубиной и сложностью Марфа сравнима разве лишь с некоторыми героинями Достоевского. Марфе в избытке даны мелодии необыкновенной красоты, то жгуче страстные, то скорбные, но всегда исполненные горделивой силы. Начало XX века, когда умами многих вьщающихся людей России владели идеи богоискательства, соборности, "Хованщину" прочло как оперу-мистерию, поразительно созвучную тогдашним настроениям отечественной интеллигенции. В петербурской 1911 и московской 1912 постановках Ф. Шаляпина, прошедших с колоссальным успехом, на первый план выдвинулись раскольничья линия, раскольничьи хоры. После октября 1917 го- да подобная трактовка, конечно, сделалась неприемлемой, даже одиозной. Сегодня Хованщина ставится, хоть и не часто, но регулярно в том числе и на зарубежных подмостках. Интересные факты Ряд текстов "Хованщины" документально достоверен.
Досифей ласково утешает ее. Проснувшиеся пьяные стрельцы предаются буйному, бесшабашному веселью. Его прерывает насмерть перепуганный подъячий. Стряслась беда: нещадно побивая жителей слободы, приближаются петровские рейтары наемные всадники. Стрельцы ошеломлены. Они просят Хованского вести полки в бой. Но, страшась Петра, князь призывает стрельцов покориться и разойтись по домам. Слуга Голицына предупреждает Хованского, укрывшегося в своем подмосковном имении, что его жизнь в опасности. Хованский вспыхивает гневом — кто посмеет тронуть его в собственной вотчине? Появляется Шакловитый с приглашением от царевны Софьи на тайный совет. Хованский приказывает подать себе парадные одежды. Однако едва князь выходит из палаты, как наемник Шакловитого поражает его кинжалом. Расправляется Петр и с другими заговорщиками: князь Голицын отправлен под конвоем в ссылку, рейтарам дан приказ окружить раскольничьи скиты. Не знает о крушении заговора лишь Андрей Хованский.
Вместе с тем, ООО «АдвМьюзик» не является владельцем, администратором или хостинг-провайдером сайта, не размещает, и не влияет на размещение на сайте любых авторских произведений и фонограмм. По вопросам, связанным с использованием контента заявленных выше Правообладателей, просьба обращаться на support advmusic.
2 действие
- Модест Мусоргский - «Хованщина».
- Telegram: Contact @mariinsky_theatre
- Опера Мусоргского "Хованщина". Обсуждение на LiveInternet - Российский Сервис Онлайн-Дневников
- Мусоргский. Опера «Хованщина»
1 действие
- На сцене театра Ла Скала состоялась премьера «Хованщины» Мусоргского
- Из Википедии — свободной энциклопедии
- Опера «Борис Годунов» и народная музыкальная драма «Хованщина»
- Похожие треки
- В подборках
- Мусоргский опера Хованщина - Песня Марфы Исходила младешенька
В Астрахани прошла грандиозная премьера оперы “Хованщина”
Опера (народная музыкальная драма) в пяти действиях. М. Мусоргский - Полонез из оперы 'Борис Годунов'. 29 марта Валерий Гергиев продирижировал заключительным показом премьерной постановки оперы «Хованщина» Модеста Мусоргского в миланском Ла Скала. Таким образом, опера Мусоргского «Хованщина» отображает исторические события прошлых лет. Над «Хованщиной» Мусоргский работал семь лет, но так и не завершил. 29 марта Валерий Гергиев продирижировал заключительным показом премьерной постановки оперы «Хованщина» Модеста Мусоргского в миланском Ла Скала.
На сцене театра Ла Скала состоялась премьера «Хованщины» Мусоргского
По общему тону «Хованщина» получилась гораздо мрачнее и безысходнее «Бориса Годунова». Мусоргский назвал оперу «народной музыкальной драмой»; но драматизм достигает здесь уже поистине трагедийной силы. Оперу «Хованщина» и концертную программу показал коллектив Мариинского театра в Псковской филармонии. Опера Мусоргского "Хованщина" «Хованщина» — выдающееся творение не только музыкальное, но и литературное. опера Модеста Мусоргского в пяти действиях с подзаголовком "национальная музыкальная драма".
Комментарии
- Хованщина: стрельцы против Софьи
- THE PROBLEM OF THE FINALE OF "KHOVANSHCHINA" IN THE MIRROR OF MODEST MUSSORGSKY'S EPISTOLARY LEGACY
- Мусоргский | «Хованщина»
- Что еще почитать
- Краткое содержание оперы Хованщина Мусоргский за 2 минуты пересказ сюжета
- Ответы : Кому была посвящена опера Мусоргского "Хованщина"?
Мусоргский опера Хованщина - Песня Марфы Исходила младешенька
Модест Мусоргский | Спит стрелецкое гнездо (Опера Хованщина, акт 3) (Модест Петрович Мусоргский. |
«Хованщина» — характеристика оперы М.П. Мусоргского | Рассвет над Москвой рекой (Хованщина), Мусоргский - Хованщина, Пляска персидок (Хованщина), Хованщина: Увертюра и другие скачать в mp3 и слушать музыку онлайн бесплатно. |
Модест Мусоргский - «Хованщина». | Спит стрелецкое гнездо (Опера Хованщина, акт 3) (Модест Петрович Мусоргский. |
«Хованщина» в Рязани
Опера (народная музыкальная драма) в пяти действиях. Идея создания оперы «Хованщина» у Мусоргского могла возникнуть после завершения первой редакции «Бориса Годунова» или летом 1872 года. Мусоргский начал работу над оперой летом 1872 года, когда еще не был полностью завершен «Борис Годунов». Стейн Винге представляет версию оперы, досочиненную Шостаковичем через несколько лет после смерти Мусоргского, на сцене Большого театра «Лисео» в Барселоне. Мусоргский работал долго и трудно, начинал и бросал свои сочинения: к моменту смерти композитора в 1881 году «Хованщина» за исключением финальной сцены последнего акта была готова в клавире.
«Актуально, как сейчас»: с аншлагом в Казани впервые в истории прошла опера «Хованщина»
Опера «Хованщина». Стасов посоветовал ему сделать их основой оперы. Так родился замысел произведения, получившего название «Хованщина». В отличие от «Бориса Годунова» , литературного первоисточника у этой оперы не было — композитор, самостоятельно создавая либретто, опирался только на документы эпохи и исторические исследования. В сюжете оперы «Хованщина» объединены события, которые в исторической реальности растянулись на семь лет: два стрелецких бунта, второй из которых возглавил князь Иван Хованский в союзе со старообрядцами, и приход Петра I к власти. Наряду с реально существовавшими историческими личностями в опере действуют вымышленные персонажи например, Марфа , имеются и отступления от исторических фактов: исторический Иван Хованский был казнен вместе со своим сыном — в опере он погибает от руки убийцы в своей вотчине, а его сын совершает самосожжение вместе с раскольниками. Музыкальный стиль оперы «Хованщина» яснее всего охарактеризован словами самого М. В опере множество песенных мелодий, близких русскому музыкальному фольклору, цитирует композитор и подлинные народные мелодии песня Марфы «Исходила младёшенька», раскольничий гимн «Враг человеков» , но и речитативы основываются на тех же интонациях. По словам Б.
Как и в «Борисе Годунове», в опере «Хованщина» колоссальную роль играет хор.
Согласился со своим коллегой и исполнитель роли Ивана Хованского Анатолий Кочерга. Музыка Мусоргского - грандиозна, и людям будет приятно побывать вместе с ней в другом мире.
Меня очень радует, что в этой постановке нет никаких "вывертов" на современность, попыток осовременить эту музыку", - сказал певец, для которого "Хованщина" стала дебютом в Метрополитен-опере. И действительно, зрители не скрывали восторга от оперы, отмечая, что она совсем не была для них непонятной. Для спектакля, в котором задействованы десятки человек, созданы потрясающие декорации и костюмы - чего стоит одна только финальная сцена самосожжения староверов, в которой задействованы более 80 человек.
Опера исполняется на русском языке, но для удобства зрителей в спинки кресел встроены специальные электронные табло, на которых появляется "бегущая строка" синхронного перевода на английский язык. Мусоргский начал писать "Хованщину" в 1872 году, но так и не закончил. На сцене Метрополитен опера звучит в оркестровке Дмитрия Шостаковича, последняя сцена - Игоря Стравинского.
Римский-Корсаков, но сейчас шире распространена более стройная, сильная и яркая версия Дмитрия Шостаковича 1960. Именно её выбрал Кент Нагано для этой мюнхенской постановки. Сюжет представляет собой мрачную панораму России конца XVII века, где разворачиваются безжалостная борьба за власть, интриги и кровопролития. Страну раздирают внутренние конфликты, при дворе соперничают две политические фракции: сторонники князя Ивана Хованского, начальника стрельцов, и сторонники лояльного царю князя Голицына. Добавить к этому влияние различных религиозных групп, и ситуация станет пугающе напоминать нынешнее положение во многих странах. Кент Нагано блистательно справляется со сложностями этой партитуры: тонко и выразительно очерчивает динамику и мягко ведёт за собой солистов. В партии Марфы, отвергнутой любовницы Андрея, сына Ивана Хованского, Дорис Зоффель раскрывает такую звуковую палитру, от пафоса нижних нот до приглушённых высот дисканта, что «можно говорить о русском меццо» F.
Финальный хор, сочинённый не Мусоргским, исполняется в воздушной оркестровке Игоря Стравинского — третьего из выдающихся русских композиторов, при участии которых «Хованщина» стала великой оперой на все времена. Краткое содержание Действие происходит в Москве в период между 1682 и 1689 годами Первое действие События происходят на Красной площади. Горожане встречают рассвет. Дозорные вспоминают расправу над боярами, совершённую днём ранее, о которой напоминает высеченный текст на столбе. Когда дозорные покидают площадь, появляется сторонник царевны Софьи боярин Шакловитый. Он диктует подьячему донос Петру, в котором сообщается о планах Хованских захватить власть. Собравшиеся на площади люди требует подьячего прочесть, что написано на столбе, после чего они приходят в ужас, узнав о расправе над боярами, которые были неугодны стрельцам.
Появляется Иван Хованский, которого приветствуют стрельцы. После ухода князя со свитой, появляется лютеранка Эмма и влюблённый в неё Андрей Хованский, преследующий девушку.
Третий бунт стрельцов в 1697—1698 годах был подавлен, и после массовых казней стрелецкие войска перестали вообще существовать; вместо них Петр создал гвардию. Эти исторические события, ставшие основой для создания либретто «Хованщины», Мусоргский использовал свободно: он объединил события двух первых бунтов и вплел в драматургическую канву — в полном соответствии с исторической правдой — мотив раскольничьего движения. Как и в «Борисе», в «Хованщине» главная движущая сила — это народ, представленный на этот раз не голодающим и бунтующим подневольным крестьянством, а уходящими в историческое прошлое стрельцами, староверами-раскольниками черноризцами и московским пришлым людом. По-прежнему Мусоргский-демократ видит в стихийном народном движении выражение некоей абсолютной силы; но куда направить ее — не знает ни автор, ни, следовательно, его герои. Драматургическое развитие в «Хованщине» весьма необычно.
По сюжету носитель идеи религиозности — Досифей — кончает жизнь самосожжением, вожак стрельцов — Хованский — заколот наемным убийцей, сторонник компромиссов Голицын сослан в заточенье; и даже любовная линия оканчивается своеобразной «торжествующей» гибелью Марфы вместе с возлюбленным.
В Метрополитен-опера с оглушительным успехом прошла премьера оперы "Хованщины"
"Хованщина". Фильм-опера по скому (1959). В основе драмы — стрелецкий бунт 1682 года. Сюжет «Хованщины» был предложен Мусоргскому его близким другом – знаменитым критиком Стасовым, которому автор и посвятил свое сочинение. С той поры, как Мусоргский, по собственному признанию, «соделал тетрадку и назвал ее “Хованщина”» (1872), продолжается крестный и славный путь оперы. Хованщина. ШАКЛОВИТЫЙ Но ежели когданибудь, при встрече со мной, ты выдашь меня, оборони тебя господь тогда, помни!