Основу экспорта нефти из России на 2013 год составляла перевалка именно через морские порты, откуда танкеры развозили топливо по всему миру. Экспорт нефти из России в денежном выражении в 2021 году вырос на 51,8% по сравнению с показателем за 2020 год, составив 110,119 миллиарда долларов, следует из данных Федеральной таможенной службы (ФТС).
Доходы России от продажи нефти и газа в ЕС рухнули: удалось переориентировать лишь 20% поставок
В текущем году РФ экспортировала почти 3,5 млн баррелей нефти в сутки (б/с) и около $11 млрд ушло на спред поставок. В физическом выражении нефтегазовый экспорт будет расти: на 2,9% в текущем году, на 3,6% в среднем — в 2025–2027 гг. Прогнозируется увеличение экспорта нефти, трубопроводного природного газа и СПГ, поставки нефтепродуктов, как ожидается, будут оставаться. Общий объем экспорта нефти из России по итогам марта 2023 года достиг максимального показателя с апреля 2020 года. Нефтяной экспорт России за месяц с начала военной операции на Украине сократился почти на 40%, или на 2 млн баррелей в сутки. По состоянию на 24 марта, страна поставляет около 1 млн баррелей сырой нефти в день по трубопроводам в Европу и Азию и всего 2,3 млн. это наиболее реалистичный сценарий по году, учитывая что постепенно часть поставок будет перенаправлено в Индию и Китай. В первом квартале 2024 года доходы России от нефти и газа в годовом исчислении увеличились почти на 80%, в результате чего федеральный бюджет пополнился суммой в 2,9 триллиона рублей (31 миллиард долларов).
Сделано в России
РФ нарастила объем экспортируемой нефти на 30%, несмотря на ограничения, и покупают ее не только в Азии. Экспорт нефтепродуктов в 2021 году увеличился в 1,5 раза, или на 24,6 млрд долларов США, до 70,0 млрд долларов США, что было обусловлено главным образом повышением экспортных цен в 1,5 раза, физические объемы также несколько расширились (на 2%). Нефтяной экспорт России за месяц с начала военной операции на Украине сократился почти на 40%, или на 2 млн баррелей в сутки. По состоянию на 24 марта, страна поставляет около 1 млн баррелей сырой нефти в день по трубопроводам в Европу и Азию и всего 2,3 млн. Экспорт нефти из России по годам, 2000 – 2021 (в млн. тонн), данные ФТС РФ и Росстата. России, вероятно, придется снижать экспорт нефти, но йеменские хуситы могут заставить мировой рынок измениться. Доля экспорта нефти и нефтепродуктов из России в структуре добычи нефти на протяжении последних 20 лет колеблется на уровне 75%, существенно превышая внутреннее потребление (см. рис. 1).
ТЭК России | Нефтегаз России в 2023 году
Нефть из России с трудом находит покупателей даже со скидкой более 30 долларов за баррель. По данным Platts, на прошлой недел трейдер частной компании «Лукойл» Litasco не смог продать крупную партию Urals с отгрузкой из балтийских портов 1-5 апреля. До этого не нашли покупателей на большие партии «Сургутнефтегаз» и «Зарубежнефть». Трейдеры, которые рискнули купить российскую нефть, теперь не могут продать ее нефтеперерабатывающим заводам, несмотря на скидки и дефицит дизельного топлива в ЕС. По его словам, санкции и бойкот убрали с рынка до 3 млн баррелей российской нефти в сутки.
США, согласно прогнозу, увеличат добычу на 1,9 млн баррелей в сутки. Например, российский основной экспортный сорт Urals дорожает, а скидки на него сокращаются.
Говорить о том, какой была бы цена, без учета сокращения России и Саудовской Аравии, достаточно сложно. В отличие от Саудовской Аравии, в нашей стране сложнее регулировать добычу нефти на месторождениях в широком диапазоне. Остановка скважины может привести к ее потере. Сейчас компании стараются повысить эффективность работы с таким фондом, в том числе за счет регулирования параметров насосного оборудования и отслеживания того, что происходит с фондом скважин в интерактивном режиме.
Москва продлила ранее объявленное сокращение добычи нефти на 500. Поставки нефти из РФ в страны ЕС составили 400. Экспорт нефтепродуктов из РФ в апреле был более диверсифицированным.
По сравнению с газовозом «Великий Новгород» который преодолел 8 500 морских миль за 33 суток, нефтеналивным танкерам «Приморский проспект» и NS Arctic пришлось потратить больше времени на доставку 224 тыс. Первоначально предполагалось, что оба танкера затратят на транспортировку 38 суток. На деле получилось, что время от выхода из российского порта до прихода в китайский порт составило: для NS Arctic — 48 суток, для «Приморского проспекта» — 49 суток. Но, как говорится, лиха беда начало. Однако, по мнению ряда экспертов, перенаправление продукции нефтегазовых компаний из балтийских портов на Северный морской путь вряд ли приведет к значительному увеличению объемов перевозок. Чтобы нарастить транспортировку, необходимо в достаточном количестве иметь танкеры ледового класса, которые в России массово не производятся, а также ледоколы. Без оперативного решения этих вопросов дополнительные объемы перевозок нефти по СМП оцениваются аналитиками только в 5-7 млн т в год. Важной составной частью транспортировки нефти и нефтепродуктов являются российские порты. Согласно информации главы Минтранса Виталия Савельева, прозвучавшей в конце марта 2023 года на итоговой коллегии Министерства транспорта РФ, общее количество морских портов на конец 2022 года, включая порты новых регионов — Мариуполь и Бердянск, составило 63.
В свою очередь, суммарный прирост поставок в Индию и Китай за тот же период составил около 63 млн тонн Проектируемые и уже строящиеся мощности всех российских портов составляют 260 млн тонн. Для выполнения Комплексного плана и поставленной государством задачи этих портовых мощностей будет более чем достаточно. Однако в том, что реализация некоторых проектов будет осуществлена в полном объеме, сегодня нет уверенности из-за отсрочек, переносов, сомнений инвесторов и мировой экономической ситуации. По мнению некоторых экспертов, добавляет неопределенности агрессивная санкционная политика западных держав по отношению к России и нестабильность финансовых рынков [4]. С другой стороны — на фоне «зеленой» повестки снижались инвестиции в нефтяную отрасль. А это грозит кризисом недоинвестированности отрасли. Инвестиции нужны уже сейчас для того, чтобы в горизонте 7-10 лет обеспечить добычу углеводородов. По прогнозам аналитиков, в ближайшие год-два «зеле- ная» повестка не сможет существенно повлиять на рыночную энергетическую конъюнктуру в сторону снижения потребления нефти и других видов ископаемого топлива. Итоги января-сентября 2023 года [6].
Приведем из него некоторые основные факты по итогам трех кварталов 2023 года. Цена на европейском газовом рынке немного выросла в третьем квартале, но по сравнению с прошлым годом она снизилась более чем в три раза. Производство нефтепродуктов выросло до восьмилетнего максимума, производство бензина и дизельного топлива достигло рекордных значений. Остановить рост цен удалось только за счет вмешательства правительства.
Россия в октябре получила рекордную прибыль на экспорте нефти
Нефтеэкспортные планы на 2027 год находятся в пределах 269,8 млн т. Базовый вариант вывоза нефтепродуктов за пределы РФ: на 2024 год — 131,3 млн тонн. Примерно в таких же пределах сохранится экспорт топлива в 2025—2026 годах, Эти ожидания Минэкономразвития РФ соответствуют цифрам, которые ведомство публиковало в качестве прогнозных осенью 2023 года.
Снижение добычи газа произошло после потери «Газпромом» основных маршрутов трубопроводного экспорта. Поставки по Ямал — Европа остановились в конце 2021 г.
В результате поставки «Газпрома» в Европу за 11 месяцев 2023 г. Но монополия пытается нарастить экспорт по другим маршрутам: по итогам этого года поставки в Китай по «Силе Сибири — 1» составят рекордные 22 млрд куб. Кроме того, в начале октября «Газпром» начал экспортировать топливо в Узбекистан, а в ноябре председатель правления компании Алексей Миллер заявил о планах подписать долгосрочные контракты на поставки газа с Узбекистаном, Казахстаном и Киргизией. По мнению аналитика, восстановление доступа к поставкам по Ямал — Европа и через территорию Украины не только позволило бы нарастить экспорт российского газа в ЕС до докризисного уровня, но и повысило бы доступность сжиженного природного газа СПГ на мировом рынке для развивающихся стран.
При этом перенаправить его в Азию гораздо сложнее, чем нефть: для этого нужна либо транспортная инфраструктура, либо заводы по сжижению газа.
На 2024 год общий объем добычи нефти оценивается в 10,84 млн барр. Экспорт будет немного ниже уровня прошлого года - 247 млн т.
По словам вице-премьера России Александра Новака, РФ сократит добычу и экспорт нефти во втором квартале в среднем по трем месяцам на 471 тыс. В апреле сокращение добычи составит 350 тыс.
При этом экспорт нефти вырос на 250. По оценке МЭА, добыча нефти в РФ в апреле 2023 года в целом оставалась стабильной на уровне 9,6 миллиона баррелей в сутки. Москва продлила ранее объявленное сокращение добычи нефти на 500.
Снижение добычи и переориентация экспорта нефти
Экспорт нефти из России поддержали Китай и Индия. Экспорт нефтепродуктов в 2021 году увеличился в 1,5 раза, или на 24,6 млрд долларов США, до 70,0 млрд долларов США, что было обусловлено главным образом повышением экспортных цен в 1,5 раза, физические объемы также несколько расширились (на 2%). Доля экспорта нефти и нефтепродуктов из России в структуре добычи нефти на протяжении последних 20 лет колеблется на уровне 75%, существенно превышая внутреннее потребление (см. рис. 1). Общий объем экспорта нефти из России по итогам марта 2023 года достиг максимального показателя с апреля 2020 года. Россия увеличила экспорт нефти, несмотря на сокращение добычи и потолок цены.
Экспорт нефти из России обрушился на 40% за месяц
По оценкам аналитиков, чтобы направить в Азию все объемы газа, которые РФ поставляла Европе, потребуется от трех до пяти лет. Если сотрудничество с ЕС прекратится совсем, то на это время России также придется сократить добычу синего топлива. Что будет дальше? Вероятно, поставки российских энергоресурсов на Запад скоро станут минимальными или остановятся совсем. Власти РФ не собираются продавать нефть странам, которые поддержат потолок цен на нефть. Неисправности трубопроводов будут еще больше способствовать снижению торговых объемов. Чтобы компенсировать выпавшие объемы, России придется развивать новую инфраструктуру. Например, будет расширен газопровод «Сила Сибири», который идет в Китай. Эксперты ожидают , что РФ и КНР также подпишут контракт по новому газопроводу «Сила Сибири — 2», который позволит увеличить прокачку в Поднебесную до 120 млрд куб. Тем не менее, кажется, что времена сверхдорогой нефти проходят. Ради этого странам объединения, в том числе и РФ, приходится сокращать добычу, то есть снижать поставки нефти.
Однако для российских экспортеров это не должно пройти слишком болезненно. После отказа Запада от нефти из РФ объемы экспорта и так сокращались, а выручка росла только за счет скачка цен. Другими словами, сейчас Россия и не способна продавать столько же нефти, как раньше, поэтому и добывать может меньше.
Тем не менее сама геополитическая обстановка заставляет «Росатом» оператор СМП совместно с ключевыми российскими грузоотправителями развивать Северный морской путь, наращивая в восточном направлении объемы перевозок, в том числе нефти и нефтепродуктов. По сравнению с газовозом «Великий Новгород» который преодолел 8 500 морских миль за 33 суток, нефтеналивным танкерам «Приморский проспект» и NS Arctic пришлось потратить больше времени на доставку 224 тыс. Первоначально предполагалось, что оба танкера затратят на транспортировку 38 суток. На деле получилось, что время от выхода из российского порта до прихода в китайский порт составило: для NS Arctic — 48 суток, для «Приморского проспекта» — 49 суток. Но, как говорится, лиха беда начало. Однако, по мнению ряда экспертов, перенаправление продукции нефтегазовых компаний из балтийских портов на Северный морской путь вряд ли приведет к значительному увеличению объемов перевозок. Чтобы нарастить транспортировку, необходимо в достаточном количестве иметь танкеры ледового класса, которые в России массово не производятся, а также ледоколы. Без оперативного решения этих вопросов дополнительные объемы перевозок нефти по СМП оцениваются аналитиками только в 5-7 млн т в год. Важной составной частью транспортировки нефти и нефтепродуктов являются российские порты. Согласно информации главы Минтранса Виталия Савельева, прозвучавшей в конце марта 2023 года на итоговой коллегии Министерства транспорта РФ, общее количество морских портов на конец 2022 года, включая порты новых регионов — Мариуполь и Бердянск, составило 63. В свою очередь, суммарный прирост поставок в Индию и Китай за тот же период составил около 63 млн тонн Проектируемые и уже строящиеся мощности всех российских портов составляют 260 млн тонн. Для выполнения Комплексного плана и поставленной государством задачи этих портовых мощностей будет более чем достаточно. Однако в том, что реализация некоторых проектов будет осуществлена в полном объеме, сегодня нет уверенности из-за отсрочек, переносов, сомнений инвесторов и мировой экономической ситуации. По мнению некоторых экспертов, добавляет неопределенности агрессивная санкционная политика западных держав по отношению к России и нестабильность финансовых рынков [4]. С другой стороны — на фоне «зеленой» повестки снижались инвестиции в нефтяную отрасль. А это грозит кризисом недоинвестированности отрасли. Инвестиции нужны уже сейчас для того, чтобы в горизонте 7-10 лет обеспечить добычу углеводородов. По прогнозам аналитиков, в ближайшие год-два «зеле- ная» повестка не сможет существенно повлиять на рыночную энергетическую конъюнктуру в сторону снижения потребления нефти и других видов ископаемого топлива. Итоги января-сентября 2023 года [6]. Приведем из него некоторые основные факты по итогам трех кварталов 2023 года. Цена на европейском газовом рынке немного выросла в третьем квартале, но по сравнению с прошлым годом она снизилась более чем в три раза. Производство нефтепродуктов выросло до восьмилетнего максимума, производство бензина и дизельного топлива достигло рекордных значений.
В 2021 году нефть поставлялась в 36 стран, в 2020 году - в 39. С 2017 года крупнейшим покупателем российской нефти является Китай. Природный газ Согласно данным ФТС, поставки природного газа трубопроводным транспортом в 2021 году составили 203,5 млрд куб. Из них 48,2 млрд куб.
Другое Москва. RU - Экспорт нефти из России в 2024 году по базовому и консервативному вариантам составит 240 млн т против 238 млн т в 2023 году, говорится в опубликованных Минэкономразвития основных параметрах макропрогноза на 2024-2027 годы. Правительство одобрило макропрогноз 23 апреля.