Весной 1654 года русское войско вошло на территорию Польши. Несмотря на помощь крымского хана, который немедленно выступил против России, армия царя Алексея победоносно продвигалась вперед. Воссоединение Украины с Россией имело огромное значение для обоих государств: освободило народ Украины от национального и религиозного гнета, спасло от порабощения Польшей и Османской империей, способствовало формированию украинской нации. Воссоединение Украины с Россией — переход реестрового Войска Запорожского и части подконтрольных ему территорий современной Украины (Гетманщина) в российское подданство[1] (Русское царство) в 1654 году. 1654, и освободительная война украинского народа с Речью Посполитой. О так называемом "воссоединении Украины с Россией" которое якобы имело место в 1654 году по "единодушному решению казачества и широких масс трудящихся" Украины.
Виноваты москали: Разоблачаем главные мифы киевской пропаганды о воссоединении России и Украины
В данной статье вы рассмотрите предпосылки, особенности и историю воссоединения Украины с Россией в XVI-XVII вв. Впоследствии это событие трактовали как воссоединение Украины (которой тогда не было как государства) с Россией, но по сути российское государство возвращало исторические русские земли. Наконец, 1 октября 1653 году Земский собор в Москве принял решение о воссоединении Украины с Россией и принятии православного украинского народа "под высокую руку" русского царя.
Присоединение Украины к России (1654).
Для ведения переговоров из Москвы в октябре 1653 года отправилось большое посольство во главе с боярином Бутурлиным. Гетман Богдан Хмельницкий созвал сюда же на 18 января 1654 года Раду, которая отличалась от обычных старшинских или войсковых рад тем, что была «явной всему народу», то есть открытой. В ней приняли участие прибывшие отовсюду казаки, крестьяне, ремесленники, городская беднота, купцы, казацкая старшина, представители православного духовенства и мелкой украинской шляхты. Впрочем, самой Великой Раде с утра того же дня предшествовал тайный старшинский совет запорожского казачества, а днем — Генеральный военный совет, в котором приняли участие представители Киевского, Черниговского, Брацлавского и других казацких полков — 14 из 17. Открывая Раду, Богдан Хмельницкий напомнил о войнах и кровопролитиях, разорявших украинскую землю в течение шести лет.
Напомнил собравшимся о тех страданиях, какие народ перенес под властью польских поработителей. В заключение своей речи гетман сообщил, что царь Алексей Михайлович прислал посольство и призвал к единению с братским русским народом. После чего казаки принесли присягу, а гетману от царя была вручена грамота и знаки гетманской власти: хоругвь, булава и шапка. Вся Рада дружно кричала «Навiки разом!
По их данным, присягу дали 127 328 казаков, мещан и вольных войсковых селян. Переяславская Рада позволила России приобрести часть земель Западной Руси, в том числе древнего Киева , который московские великие князья и цари на протяжении веков считали своей вотчиной. Это событие стало очередным этапом собирания земли русской и приобрело для всей православной цивилизации сакральный смысл. Сегодня к власти в «Незалэжной» пришли силы, которые не имеют ничего общего с интересами, как Украины, так и всего русского мира.
Кураторы нынешней киевской власти поставили своей целью разрушить восточнославянское братство и превратить Украину в АнтиРоссию. Ставка в реализации задуманного сделана на олигархические кланы, которые обогащаясь, деребанят Украину, превращают ее в экономически отсталую и зависимую окраину Запада. Параллельно усилиями СМИ ведется оболванивание народа, разжигание межнациональной и межконфессиональной розни. Пример тому — подписанный и вступивший в силу томос автокефалии «новой церкви» Украины.
Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, напомнив об отделении церкви и религии от государства, обвинил бывшего в то время президента Украины Петра Порошенко в «беспрецедентном вмешательстве» в религиозную жизнь страны. С тем же столкнулись и в годы гражданской войны, когда Центральная Рада, а затем глава Директории УНР Симон Петлюра призвали на Украину немецкие, австро-венгерские войска и польских интервентов… - А еще был Гитлер, начав Великую Отечественную войну с мечтой об отделении Украины... С такими же планами пересек границы Российской империи в 1812 году и Наполеон.
Лицемеры, скажите лучше, что вы для нее сделали. И что вам даст ваш вожделенный Запад? Красивые обещания, и не более! Да и то до тех пор, пока вы здесь, на родной земле, работаете предателями.
Да и чего стоят его красивые обещания? На это ответил все тот же боярин Бутурлин. В тот январский день 1654 года, когда ему привели в пример польских королей, присягающих своим подданным, он сказал истину: «Это короли неверные и не самодержцы, на чем и присягают, на том никогда в правде своей не стоят». Все те же самые сладкие напевы: золотые горы дадим - только продайте Родину. Можем ли мы хотя бы на секунду усомниться в нашей верности и преданном служении Отечеству? Тем более сегодня, когда оно так нуждается в нашей помощи! Вот в этом, наверное, и состоит главный смысл Переяславской Рады для современного человека Русского мира.
Беззаветная любовь и верность Отечеству. Что бы ни случилось!
По их данным, присягу дали 127 328 казаков, мещан и вольных войсковых селян. Переяславская Рада позволила России приобрести часть земель Западной Руси, в том числе древнего Киева , который московские великие князья и цари на протяжении веков считали своей вотчиной. Это событие стало очередным этапом собирания земли русской и приобрело для всей православной цивилизации сакральный смысл. Сегодня к власти в «Незалэжной» пришли силы, которые не имеют ничего общего с интересами, как Украины, так и всего русского мира. Кураторы нынешней киевской власти поставили своей целью разрушить восточнославянское братство и превратить Украину в АнтиРоссию. Ставка в реализации задуманного сделана на олигархические кланы, которые обогащаясь, деребанят Украину, превращают ее в экономически отсталую и зависимую окраину Запада.
Параллельно усилиями СМИ ведется оболванивание народа, разжигание межнациональной и межконфессиональной розни. Пример тому — подписанный и вступивший в силу томос автокефалии «новой церкви» Украины. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, напомнив об отделении церкви и религии от государства, обвинил бывшего в то время президента Украины Петра Порошенко в «беспрецедентном вмешательстве» в религиозную жизнь страны. С тем же столкнулись и в годы гражданской войны, когда Центральная Рада, а затем глава Директории УНР Симон Петлюра призвали на Украину немецкие, австро-венгерские войска и польских интервентов… - А еще был Гитлер, начав Великую Отечественную войну с мечтой об отделении Украины... С такими же планами пересек границы Российской империи в 1812 году и Наполеон. Весь наш исторический опыт свидетельствует о том, что восточнославянское единство противоречило и противоречит гегемонистским, сейчас предпочитают говорить геополитическим интересам Запада. И он делает всё возможное для того, чтобы не дать этому братскому союзу упрочиться. Переяславская Рада, например, переломила ход истории и поставила крест на идее создания Великой Польши.
Осознание этого ущемляет самолюбие многих видных поляков и питает их нелюбовь к России. Именно этим можно объяснить русофобство, например, Збигнева Бжезинского, который еще в начале 1990-х годов в книге «Великая шахматная доска» писал, что с Украиной Россия великая держава, а без Украины — нет. Поэтому главные усилия глобалистов нашего времени направлены на то, чтобы оторвать Украину от России. Сегодня они, можно сказать, торжествуют. Кстати, во многом способствует им политика нашей так сказать властной элиты. Сегодня народу внушают, что Россия появилась на свет 12 июня 1990 года, когда была принята Декларация о государственном суверенитете.
Гурьев в 1651 г. В России украинские купцы продавали мед, царское правительство наказывало купцам закупать на Украине табак для своей армии.
Производство поташа на Украине сосредоточили в своих руках преимущественно богатая старшина, казаки и зажиточные крестьяне. Большие партии готовой продукции или вывозилась на территорию России, или продавалась на месте нашим купцам, приезжавшим на Украину с этой целью. Несмотря на то что большое количество селитры требовалось и в Малороссии для производства пороха, во время освободительной войны её вывозили в Россию. Кроме выше упомянутых товаров в Россию с Украины поступали на продажу стеклянная посуда, тулупы, полотно. Торговые связи России с Украиной осуществлялись традиционными путями сообщения, существовавшими еще до освободительной войны. Основной путь, связывавший большинство городов двух народов, проходил через Путивль, Севск, Волхов, Калугу на Москву. В междуречье и Дона и Днепра с юга на север проходил Муравский путь — сакма, западными ответвлениями его в междуречье Сейма и Пела были Пахнучкова дорога и Бакаев путь. В годы освободительной войны в Малороссии, экономические связи между Россией и Украиной стали неотъемлемой основой установления и дальнейшего развития политических и дипломатических отношений, завершившихся воссоединением братских народов в единое мощное государство.
Выходя из исследования экономических и торговых отношений между русскими и украинцами, мы делаем чёткий вывод о том, что именно поддержка Российского царства сыграла важную роль в освободительной войне. Выше я приводил пример с засушливыми, а значит малоурожайными 1648-49гг. Если бы не инициативная помощь России хлебом, кто бы знает, как голодное войско запорожцев противостояла мощной армии Речи Посполитой. При том, что бы вести длительную войну, нужны большие экономические средства. Здесь тоже российское правительство не отвернулось и оказывала помощь Украине. На вырученные деньги, полученные в торговых отношениях с Россией малороссийский народ приобретал нужное военное снаряжение. Взаимоотношения Донского и Запорожского казачество. Приложение 6 Запорожские и донские казаки жили тяжело.
Неспокойное время было обусловлено постоянными вражескими набегами и усилением религиозного гнёта. Запорожских казаков пытались окатоличить, а к донские испытывали мусульманское влияние со стороны крымских татар и других неприятелей. Несмотря на все попытки врагов отторгнуть оба казачества от общей религии, они оставались верны православию. Именно наличие общих религиозных связей стало одной из главных причин к взаимопомощи, а потом и сотрудничество донцов и запорожцев уже в едином государстве. После небольшого введения мы приступим к рассмотрению этих взаимоотношений. К середине XVI в. В известиях летописцев этого времени как одним из главных донских атаманов упоминается Михаил Черкашевин, этот человек пользовался на Дону почётом и уважением. Польский хронист конца XVI в.
В известиях 20-х годов XVII. Это было совместным делом двух казачеств. Это о наличие боевой взаимопомощи и союза между казачествами России и Украины. Укреплению и развитию этих связей способствовало единство происхождения не даром запорожцы и донцы называют себя братьями. Как позже увидим, что донские казаки постоянно помогали запорожцам в их борьбе против Речи Посполитой. Глубокое сочувствие России в освободительной борьбе и прямая её помощь проявились, в первую очередь в том, что русский люд, а именно крестьяне, бежавшие от крепостничества На Украину, вступали в ряды повстанческой армию. В битвах времён освободительной войны украинского народа всегда принимали участие и храбро сражались отряды донских казаков, которые постоянно пополнялись новыми добровольцами из донского казачества. Так, в отписке вяземских воевод в Посольском приказе в июне 1648 г.
Российское казачество продолжало помогать украинскому и в дальнейших сражениях. Под Пилявцами так же участвовал полк донцов. Позже прибыли отряды атаманов Сергеева и Медведева. Русское казачество помогало Украине вплоть до завершения войны и Воссоединения с Россией. Культурные отношения народов. К исторической "встречи" народов в Переяславле в культуре России и Украины общих черт было довольно много. Корнями они уходили в глубокую древность и обуславливались единством территории, на которой возникла восточнославянская государственность, родственной близостью языков и т. Благодаря которой давние историко-культурные связи русских и украинцев остались сохранёнными и продолжали укрепляться в течение всего периода "раздельного существования" народов — от начала феодальной раздробленности Руси и вплоть до Переяславской Рады середины XVII в.
Именно это имела в виду и казацкая старшина во главе с гетманом Богданом Хмельницким, обращавшаяся за помощью и защитой к "православному" царю. Несмотря на трудную обстановку военного времени, культурные связи России и Украины продолжали развиваться. Они проявлялись в различных сферах культурной жизни, но прежде всего в издательском деле. Книги, выходившие из печати в Москве, отправлялись и распространялись на Украине. В этом же году в Москве вышел из печати изданный в Киеве в 1645 г. В культурных связях Украины с Россией важную роль играл Киевский коллегиум. Правительство России без перерывов оказывало посильную материальную помощь киевскому Братскому монастырю и коллегиуму при нем. В этих учебных заведениях обучалась не только украинская молодежь, а и белорусская и российская.
Воспитанники и преподаватели Киевского коллегиума всегда выступали за воссоединение России с Украиной. Ректор этого учебного заведения Иннокентий Гизель и преподаватель Феодосий Сафонович вовремя национально-освободительной войны его в своих трудах и лекционных курсах проводили идею единства восточных славян со времен Киевской Руси. Определенный вклад в развитие российско-украинских культурных связей внесли учёные и писатели Украины. На пример в 1648 г. В мае 1649 г. В июле этого же года в Москву прибыли Арсений Сатановский и Епифаний Славинецкий, где они оба навсегда и остались, работая не только как переводчики книг с греческого, латинского и польского языков на русский, но и в качестве преподавателей. В 1651 г. Митрополит киевский обратился с просьбой к царю прислать книги, необходимые для церковной службы в Софийском соборе.
В следующем году московское правительство отправило в Киев своих представителей для закупки изданных на Украине книг. Таким образом, имел место двусторонний книжный обмен. Уже после воссоединения русских и украинцев в XVII в. Так из украинского народного творчества в растительный орнамент русских серебряных изданий XVII в. Культурные связи народов умножались и крепли на глазах. Уже после 1654 г. Тому в подтверждение находка академика М. Сперанский в середине XX в.
Записанные вперемежку с русскими песнями, без перевода, они являются прекрасным доказательством того, что произведения украинского устнопоэтического творчества активно воспринимались в России во второй половины XVII в. Немалое количество украинских песен, которые исполнялись и записывались самыми различными любителями народного творчества, попало в рукописные, а позднее, в XVIII в. Переселения украинцев на территорию российского государства в середине XVII в. Культурные связи Украины с Россией явились важным фактором переселения, подтверждающим укрепления отношений между народами. Связи Украины с Россией также усиливались и сближали людей в годы освободительной войны благодаря массовым переселениям в пределы Русского государства, бежавших от гнета магнатов и шляхты. Основная масса переселенцев приходила с семьями, имуществом, тягловой силой — волами, лошадьми, а также с мелким скотом, некоторые из них, даже брали с собой пчелиные ульи. На предоставленных царским правительством землях они закладывали свое хозяйство и получали от русского правительства определенную финансовую помощь. Селились они в основном на территории Слобожанщины, где несли казацкую службу, охраняя южные границы России от вражеских вторжений.
На новых местах переселенцы сохраняли свой традиционный быт, осваивали незаселенные просторы. Украинский народ вносил свой вклад в развитие экономической жизни России. Переселялись не только казаки и крестьяне, но и ремесленники, работники различных специальностей: портные, сапожники, кузнецы, кадочники, слесари, мельники и др. В 1652 г. Боярин Б. Морозов, владелец этих промыслов в центральных районах Российской Ипрерии, принимал на службу будников с Украины. Например, в 1652 г. Бугай, взявший с собой еще двух своих соотечественников.
Это и явилось одной из причин бегства многих крестьян из России на Украину. Так в отписке путивльских воевод Ф. Хилкова и П. Протасьева в Разрядный приказ от 9 марта 1652 г. А в листу, государь, их написано: бьют челом тебе, государю царю и великому князю Алексею Михайловичю всеа Русии, черкасы, чтоб ты, государь, пожаловал велел их принять на свое государево имя на вечное житье и землями устроить, где ты, государь, укажешь. А в роспросе он, черкашенин, сказал, что будет их, черкас, з женами и з детьми с 500 человек семьянистых людей. Жители украинского пограничья с разрешения местных власти, иногда и самовольно косили сено, засевали землю, заводили пасеки, занимались производством дегтя и селитры, строили мельницы, ловили рыбу на территории России. В письме к путивльским воеводам 17 июля 1650 г.
Таким образом, в ходе освободительной войны украинского народа произошли большие изменения в социально-экономическом и политическом её развитии: было ликвидировано крупное землевладение польских магнатов, подорвано среднее и мелкое шляхетское землевладение. Часть освобожденных земель отошла казакам и крестьянам, создателям вольных войсковых сёл. На освобожденной территории почти исчез феодализм, значительная территория освободилась от национального гнёта. Создававшиеся новые органы власти усиливали позиции украинских эксплуататоров. Старшинская администрация Украины проводила свою политику в интересах господствующего класса. Развивались и крепли экономические и культурные связи России с Украиной, способствовавшие сближению двух братских народов. Но главного — воссоединения Украины с Россией — осторожное правительство царя Алексея Михайловича пока не делало. Посольства украинского народа в Россию и ответные шаг царя.
В январе 1649 года Хмельницкий направил в Москву своё первое посольство. В нарушение сложного дипломатического этикета посол гетмана Силуян Мужиловский получил указания убедить царя в том, чтобы тот предоставил казакам свое покровительство. Никон выполнил просьбу Хмельницкого, о чем и уведомлял его в письме от 14 мая того же 1653 года. Ответным шагом русского правительства в 1654 году стало царское посольство к Хмельницкому. Это был в глазах всего тогдашнего мира акт открытого признания и поддержки. Проехав всю Украину русский посол отметил общее стремление всех украинце к братскому союзу с Россией. А выразилось это, по заявлению Пушкиных, в том, что во многих бумагах неверно пишут титулы русского царя. В категорической форме послы потребовали, чтобы польский король казнил нескольких магнатов, искажавших царские титулы, а кроме этого вернул России захваченные Речью Посполитой Смоленск и внёс в царскую казну 500 тысяч золотых!
Дипломаты Речи Посполитой были ошеломлены. Им сразу стало ясно, что русский царь ищет повод для разрыва мирного договора и вступления в войну. Этот дипломатический нажим имел большие последствия. Поняв, что Россия может открыто выступать против Речи Посполитой, король вынужден был держать наготове против неё большие военные силы, которые в другом случае мог бы бросить против войска Хмельницкого. Именно поэтому весь 1650 год прошёл без больших сражений и позволил гетману накопить силы. Лишь в феврале 1951 года шляхетское войско смогло начать наступление. Вторгшись на казацкую территорию, оно двинулось в направление Винницы. Король не случайно начал войну зимой.
Пешее войско восставших вязло в снегах, боеспособность его снизилась. Погиб верный сподвижник Хмельницкого Данила Нечай. В этот тяжёлый для Украины момент в Москве был созван Земский собор. Собравшимся боярам, дворянам, посадским людям, православному духовенству было оглашено царское письмо. Более того, король договорился с крымским ханом о нападение на Россию, а также пропустил в Швецию ханского посла, который ехал, чтобы и его подбить к войне с Россией. В конце письма говорилось, что гетман Богдан Хмельницкий просит принять его под высокую государеву руку. Историческое решение было принято, теперь предстояло, преодолевая огромные трудности, претворить его в жизнь. Это удалось не сразу.
Решительный шаг России — Земский собор. Москва пристально следила за событиями на Украине, всё больше наращивала помощь восставшим. К осени 1653 года, когда обстановка на Украине стала критической, собрался общероссийский Земский собор. Не было на Руси человека, кто не одобрял бы этого шага, хотя был он труден, обещал тяготы и лишения. Принятое собором решение означало объявление войны могущественной Речи Посполитой. Кроме того, оно до крайности обостряло отношения с Крымом и могущественной Османской империей, делало очень вероятным столкновение со Швецией. Переяславская рада После решения Земского собора на Украину было послано великое посольство. Его возглавил ближний царский боярин тверской наместник Василий Бутурлин.
С ним ехали окольничий, муромский наместник Иван Алферьев и думный дьяк Ларион Лопухин. С посольством следовал большой почётный конвой. У въезда в город были выстроены шпалерами казаки, они приветствовали послов ружейным салютом. Это не был обычный казацкий сбор. Богдан призвал к соединению с единокровным русским народом. Мощный гул одобрения был ему ответом. Известие о Переяславской Раде быстро облетело всю Украину. Повсюду рождало оно радость и ликование.
На присяге русскому царю Войска Запорожского по приблизительным данным было: 11 полковников, 62 военных судьи, 5 обозных, 115 шляхтичей, 1475 сотников, хорунжих есаулов и писарей, а также 60 375 казаков, 625 войтов, бурмистров и атаманов, 37 монахов, 59. По сведениям представителей России, присягу приняли 122 542 человек мужского пола. В течение января и февраля месяца присягнули на верность московскому царю население Киева, Чернигова, Нежина, Белой Церкви, Канева, Прилук, Черкасска, и других городов, а также сёл Войска Запорожского.
«Украина» Богдана Хмельницкого: что с ней было не так
Таким образом, Украинская держава была ликвидирована и вновь воссоздана Украинская народная республика, в которой Директория приняла на себя функции высшего органа государственной власти. Им воссоединение Украины с Россией было не нужно 13 ноября 1918 года на Западной Украине украинские националисты провозгласили создание Западно-Украинской народной республики ЗУНР со столицей в городе Львове. Кстати, часть территории Западной Украины до февральской революции 1917 года входила не в состав Российской империи, а в состав Австро-Венгерской империи, распавшейся 12 ноября 1918 года, то есть на следующий день после официального окончания Первой мировой войны. Он намеривался основательно взяться за собирание обломков Российской империи в единое и мощное социалистическое государство, для чего воссоединение Украины с Россией было крайне необходимо. С этой целью он решил использовать как части недавно сформированной Красной Армии, так и большевиков, которые с ещё дореволюционных времён были на территории Украины само собой, как при российском царе, так и при украинских националистах они находились в подполье. И действовать в этом направлении Ленин стал очень решительно! При этом из политических соображений, подыгрывая национальному самолюбию украинцев и не желая его будоражить, он хоть и с большой неохотой, но публично подтверждал формальное право Украины на независимость от России. Он был за воссоединение Украины с Россией! В ночь с 1 на 2 января 1919 года в Харькове началось большевистское восстание, войска УНР покинули город и уже 3 января в Харьков вошли отряды красных. Харьковом они ограничиваться не стали. На следующий день 4 января был образован Украинский фронт и Красная Армия перешла двумя группами в широкомасштабное наступление одна группа пошла на Полтаву, другая — на Киев.
Ей воссоединение Украины с Россией было не нужно Однако украинский народ, вопреки надеждам украинских националистов, не оказал Директории УНР существенной поддержки. Дело в том, что Директория, ориентировавшаяся в экономике на эсеровскую идеологию, пыталась угодить и украинским рабочим, и украинским крестьянам, и украинской буржуазии, что привело к тому, что и первые, и вторые, и третьи были ею недовольны. Украинских крестьян и рабочих в гораздо большей мере привлекли социальные лозунги, выдвигаемые большевиками. В итоге вооружённые силы УНР были почти полностью разгромлены частями Украинского фронта, которые уже в феврале 1919 года заняли Киев. На это, в частности, указывает то обстоятельство, что она по факту не имела собственной армии.
Впервые просьба о принятии запорожского казачества в подданство к царству Русскому поступила в 1648 году, но принятие решения потребовало около 5 лет. За эти годы были заключены три мирных договора между казаками и поляками: Зборовский, Белоцерковский и Жванецкий. Союзником казаков был крымский хан. Он регулярно предавал их и гетман на Переяславской Раде в январе 1654 года принял решение о присяге русскому царю. На территорию гетманщины Запорожского войска тогда приехали послы Алексея Михайловича, они посетили 177 населенных пунктов.
Присягу принесли 127 тыс. В ходе Тринадцатилетней войны, которая шла с 1654 по 1667 год, земли Украины были сильно разорены поляками и крымскими татарами. Левобережье по Андрусовскому перемирию удалось включить в состав царства Русского. Строго говоря, вхождение территории современной Украины в состав России началось еще во время войны великого князя Московского Ивана III с Великим княжеством Литовским в 1500-1503 годах.
Война приняла затяжной характер, истощавший материальные и людские ресурсы сторон. Ромодановского, удалось взять реванш. Способствовали этому внутренние беспорядки в Польше - мятеж шляхты против короля. Начались длинные и тяжелые мирные переговоры. Русской дипломатической миссией руководил А. В 1667 году в деревне Андрусово воюющие стороны заключили перемирие на 13 лет.
С 1686 года Киев на вечные времена остался за Россией. Правобережная Украина и Белоруссия остались под властью Польши. Запорожская Сечь переходила под совместное управление России и Польши. Польша не могла заключить договоры с Турцией без участия Московского государства.
Вот с саблей в руках и защищай свои поруганные права». И тогда Б. Хмельницкий стал мстителем. В его борьбу включались многие обиженные и оскорблённые. Когда его ряды мстителей и число мятежей в округе стало расти на «окраинных землях» против польского гнёта и преследования православной веры, Б.
Хмельницкий испугался размаха народного гнева и решил прекратить свою месть. Но отступать было поздно - восставшие уже признали в нём своего предводителя. В свою очередь, запорожские казаки избрали его гетманом Войска Запорожского. На освобождённых от польской шляхты и исполнителей королевской власти территории Б. Хмельницкий создал Гетманщину, которую историки считают зародышем несостоявшейся украинской государственности. Когда на подавление восстания было брошено королевское регулярное войско, Б.
Воссоединение Левобережной Украины с Россией: историческое значение
Ставка в реализации задуманного сделана на олигархические кланы, которые обогащаясь, деребанят Украину, превращают ее в экономически отсталую и зависимую окраину Запада. Параллельно усилиями СМИ ведется оболванивание народа, разжигание межнациональной и межконфессиональной розни. Пример тому — подписанный и вступивший в силу томос автокефалии «новой церкви» Украины. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, напомнив об отделении церкви и религии от государства, обвинил бывшего в то время президента Украины Петра Порошенко в «беспрецедентном вмешательстве» в религиозную жизнь страны. С тем же столкнулись и в годы гражданской войны, когда Центральная Рада, а затем глава Директории УНР Симон Петлюра призвали на Украину немецкие, австро-венгерские войска и польских интервентов… — А еще был Гитлер, начав Великую Отечественную войну с мечтой об отделении Украины… С такими же планами пересек границы Российской империи в 1812 году и Наполеон.
Весь наш исторический опыт свидетельствует о том, что восточнославянское единство противоречило и противоречит гегемонистским, сейчас предпочитают говорить геополитическим интересам Запада. И он делает всё возможное для того, чтобы не дать этому братскому союзу упрочиться. Переяславская Рада, например, переломила ход истории и поставила крест на идее создания Великой Польши. Осознание этого ущемляет самолюбие многих видных поляков и питает их нелюбовь к России.
Именно этим можно объяснить русофобство, например, Збигнева Бжезинского, который еще в начале 1990-х годов в книге «Великая шахматная доска» писал, что с Украиной Россия великая держава, а без Украины — нет. Поэтому главные усилия глобалистов нашего времени направлены на то, чтобы оторвать Украину от России. Сегодня они, можно сказать, торжествуют. Кстати, во многом способствует им политика нашей так сказать властной элиты.
Сегодня народу внушают, что Россия появилась на свет 12 июня 1990 года, когда была принята Декларация о государственном суверенитете. Такой у нас теперь «день рождения». Но это же умопомрачение! Родословную нашего государства надо вести с крещения Руси, когда мы были вместе с теперешними Украиной и Белоруссией.
А если так, то отделение Украины от России подобно отделению левой ноги от правой. И этот бред о «суверенитете» сегодня играет на руку нашим «друзьям» за океаном.
Так же, как использовались понятия «Урал», или «Замосковный край», или «Дикое поле», или «города по литовской украине», то есть «по литовской границе». Сейчас на Украине популярна версия, будто название «Украина» по аналогии с польским словом «край» означает «страна», но нет, в польских источниках оно в таком значении не употребляется. Как в польских, так и в русских текстах оно означает «фронтир» — осваиваемую территорию.
Теперь — о названии «Малая Русь», «Малороссия». Оно, как и название «Великая Русь», имеет церковное происхождение — впервые используется в грамотах Константинопольской патриархии XIV века. Тогда же оно вошло в светскую практику: Малой Русью называли русские территории, находившиеся под контролем Великого княжества Литовского и Польского королевства. Малороссийские книжники стали употреблять этот термин в последней четверти XVI века для наименования части территории Речи Посполитой с православным населением. Украинские националисты считают название «Малая Русь» уничижительным, но ничего подобного в нём нет.
Равно как и в названии «Великая Русь» нет никакого возвеличивания. Здесь очевидна аналогия с названием региона Великая Греция: оно не выражало что-нибудь более значимое по отношению к изначальной Греции. Великой Грецией называлась историческая область с греческими провинциями. Великая — значит большая, распространённая, вот и всё. Слово «Малороссия» использовалось образованными малороссиянами, принадлежало к высокому стилю.
Спрашивается: какое же название было среди малороссиян широкоупотребительным? Ответ очень простой — «Русь». Они соглашаются: «Да, действительно, до советской украинизации большинство жителей Украины считали себя не украинцами, а русскими». И затем добавляют: «Но не считали русскими москалей! И голословная.
Она не основана на источниках, это лишь опрокидывание современных представлений в прошлое. Жители Малороссии и жители Великороссии называли друг друга русскими, это хорошо прослеживается по источникам. Этническое содержание у слова «москаль» возникает лишь в XX веке.
Эта проблема называлась Богдан Хмельницкий. Поднявший бунт на своей казацкой окраине в Польше, имея надежду добиться выгод от короля, Богдан всеми силами пытался втравить в новую войну русского царя. Он писал в Москву грамоты, объявляя, что готов передаться под власть царя, если тот пришлет денег и войска. В Москве долго думали по поводу прошения: присоединить Украину было приятно, но воевать с Польшей — нет. Поэтому Москва тянула, как могла. Тянул с пожалованиями и польский король. Богдан был в смятении. Однако он нашел выход — прибегнул к плебисциту. Видно, нельзя нам жить более без царя, так выбирайте из четырех — царя турецкого, хана крымского, короля польского и царя православного Великой России, царя восточного, которого уже шесть лет мы беспрестанно умоляем быть нашим царем и паном. Царь турецкий бусурман: известно, какую беду терпят от него наши братья — православные греки; крымский хан тоже бусурман; подружившись с ним, натерпелись мы беды; об утеснениях от польских панов нечего и говорить! А православный христианский царь восточный одного с нами благочестия: кроме его царской руки, мы не найдем лучшего пристанища.
В традиционном изложении всякого должны сразу насторожить два момента. Первый — хронологический. Сначала московский Земский собор принимает 1 октября 1653 года решение о присоединении Украины, а уже потом 8 января 1654 года собирается в Переяславе рада войска Запорожского, которая предписывает перейти Украине в российское подданство. Так кто инициатор вхождения Украины в состав России: Хмельницкий или царское правительство? Второй момент — Украина восстала против польского гнёта. А что, Россия была страной, свободной от угнетения? Незадолго перед тем, в 1649 году, Уложением царя Алексея Михайловича в России были полностью закрепощены помещичьи крестьяне. Уже скоро, через два десятилетия, это породило грандиозный крестьянско-казацкий мятеж под предводительством Степана Разина. Так что для Украины это была лишь смена одного гнёта на другой. За одним исключением: Россия была единоверной, православной страной. Поэтому от религиозного гнёта Украина всё-таки избавлялась, что, собственно, и обусловило выбор Хмельницкого. Ну а название знаменитой картинки Переяславской рады, приводимой во всех учебниках — «Навеки с Москвой, навеки с русским народом! Во-первых, таких слов на Раде не говорилось. Да и слова «навеки с русским народом» были бы просто абсурдны в устах украинцев того времени, которые все считали себя русскими. Более того, в понятиях того времени именно украинцы и были русским народом, а русские были народом московским. Казачество ещё не было всей Украиной Прежде всего, надо разобраться с социальным устройством Украины тех лет.
Вхождение Украины в состав России
«Хотим самодержца». Переяславская рада объединила две части русского народа | Аргументы и Факты | Воссоединение Украины с Россией — переход реестрового Войска Запорожского и части подконтрольных ему территорий современной Украины (Гетманщина) в российское подданство[1] (Русское царство) в 1654 году. |
К 370-летию воссоединения Украины с Россией (Станислав Ксёнжик) / Проза.ру | Результатом Переяславской рады стала русско-польская война, начавшаяся в 1654 г. Основными целями России в войне было подтверждение перехода Украины в состав Русского государства, а также возвращение земель, утраченных по Деулинскому перемирию 1618 г. |
«Хотим самодержца». Переяславская рада объединила две части русского народа
13 лет (1654-1667) Россия воевала с Польшей за Украину, но в результате получила только её половину. В данной работе мы хотим рассмотреть и, по возможности, объективно оценить события, происходившие в 17 веке, а именно – решение Переяславской Рады 1654 года о воссоединении Украины и России. Поэтому 18 января 1654 года руководство Украины проголосовало за воссоединение с Россией.
18 января в 1654 году Переяславская Рада одобрила решение о воссоединении Украины с Россией
Другой попыткой воссоединения украины Залесской с Россией стало восстание Карпа Гуздана (Павлюка) 1637 года. Для оформления акта воссоединения Украины с Россией 8 (18) января 1654 года в городе Переяславе была созвана Рада представителей украинского народа. Переяслав Киевской области) было принято историческое решение о воссоединении левобережных украинских земель с Россией.
События истории России за 1654 год
- ОСОБОЕ МНЕНИЕ
- Присоединение Украины к России (1654).
- Воссоединение Единой Руси: 360 лет вместе!
- Воссоединение России с Россией
- Миф 2: Украина уже существовала как независимое государство
Вхождение Украины в состав России 1654 г, этапы кратко (Таблица)
Речь Посполитая заключила мир со Швецией Оливский мир 1660 г. В 1660 г. На Украине им в союзе с крымско-татарской ордой удалось добиться победы над русско-украинскими войсками при Чуднове и перехода всей старшины войска Запорожского во главе с гетманом Ю. Хмельницким в подданство польского короля Слободищенский мир 1660 г. Военно-политические неудачи обострили экономический кризис внутри России — произошла девальвация «медных денег» и «Медный бунт» в Москве 1662. В конце 1660 г. В результате основные военные усилия с 1661 г. В Литве русские войска продолжали локальные боевые действия по удержанию Смоленска и крепостей по Зап. Двине Динабург — Борисоглебов, Полоцк и Витебск. Уже в 1661—1662 гг. С 1661 г.
Переговоры о мире возобновились в 1662 г. Глава внешней политики А. Ордин-Нащокин при этом выдвинул проект заключения военно-политического союза России и Речи Посполитой. Это заставило бы поляков пойти на уступки и усилило бы позиции обоих государств по отношению к мятежным украинским казакам, Османской империи, а также Швеции. Однако польские политики либо не признавали выгод такого союза «партия» короля , либо стремились использовать переговоры в своих интересах М. Пац, Е. В 1663 г. В 1663—1664 гг. В 1665 г. Дорошенко, избранного при помощи крымских татар.
Опасное для польских властей развитие событий на Украине, угроза со стороны Османской империи и Крымского ханства сделали их готовыми к уступкам. Летом 1666 г. В январе 1667 г. Андрусовское перемирие сроком на 13,5 лет было подписано. К Русскому государству отходили Смоленская земля, Невель, Себеж, Велиж, левобережная Украина; Киев оставался в царской власти на два года; стороны производили обмен пленными и возвращение захваченного государственного и церковного имущества реституция ; были намечены условия антитурецкого и антикрымского союза соглашение о совместной обороне по обеим сторонам Днепра. В результате войны Русское государство стало лидирующей политической силой Восточной Европы, в то время как Речь Посполитая утратила свои ведущие позиции. Результат В январе 1667 г. Впервые в дипломатической практике предусматривалась реституция захваченного польского имущества. Последствия конфликта В результате войны Русское государство стало лидирующей политической силой Восточной Европы, в то время как Речь Посполитая утратила свои ведущие позиции. Следствием успехов России и ослабления Польши стала турецко-татарская агрессия на Украину в 1670-х гг.
Литература Источники. Акты, издаваемые Виленской комиссией для разбора древних актов.
В текстах этих двух договоров присутствует понятие «народа русского» как этнополитической общности, которая должна быть наделена польской или турецкой властью определёнными правами. И напротив, принятие казаками московской царской власти воспринималось ими как обретение над собой своей власти, русской власти, собственной власти. Следующий за ним гетман — сын Хмельницкого Юрий — тоже предал Россию. Затем… — Можете не перечислять.
После Богдана Хмельницкого каждый гетман кого-нибудь как-нибудь предал. Юрий перебегал туда-сюда семь раз. Замечательный Иван Степанович Мазепа — шесть раз. Влившись в состав России, казачья старшина получила гораздо больше, чем имела до этого, — и захотела ещё больше. Москва, в свою очередь, опиралась на «простое», рядовое казачество, которое было заинтересовано в сильной центральной власти, способной обуздать старшину. Самый известный пример — бунт Пушкаря против Выговского, поддержанный Москвой.
Утверждать, что гетманы-перебежчики боролись за какие-то идеалы, за «независимую Украину», — просто издевательство. Как и нет оснований выводить из этого какую-то этническую идентичность, отличную от русской. За полвека до Выговского, в Смутное время, в Москве нашлись такие же «выговские» — бояре, которые точно так же смотрели на Запад в поисках коврижек, дополнительных привилегий. Такова ситуативная психология: мы сейчас побольше урвём для себя и своих детей, а что здесь будет дальше — плевать. Хоть трава не расти. Самостийники утверждают, что Хмельницкий не воссоединял Малороссию с Великороссией, а боролся за независимую Украину.
И Переяславская рада, мол, была лишь тактическим союзом. Нет, Хмельницкий не заключал союза с Алексеем Михайловичем — и не мог этого сделать. Заключить союз с русским царём мог польский король, или шведский король, или английский король, или турецкий султан — словом, тот, кто равен ему. Монарх, суверен. Хмельницкий не рассматривался в качестве суверенного правителя и не пытался им стать, не стремился основать собственную династию.
Образа фряжского латинского письма он подвергал публичному осмеянию, польские костюмы у иных он прямо отбирал, у других напр. Любя Никона и уважая патриарший сан, царь предложил своему "собинному другу" принять титул "великого государя" по словам Никона — в 1654 г. В предисловии к Служебнику 1655 г. Это также вызвало народное неудовольствие. Указом от 30 апр. Движение по дорогам сильно затруднялось многочисленными проезжими пошлинами, они были уничтожены тем же указом. Сохранили только мостовщину и перевозы, взимавшиеся или в пользу казны, или в пользу частных лиц, содержавших мосты и переправы. Первым делом предводителя калмыков Шукур-Дайчина по возвращении его из Тибета 1654 было нападение на русские земли. Тубинцы — отатарившееся самоедское племя, жившее в ХVI ст. Как тубинцы, так и соседние родственные им племена — джесары и моторы, — обитавшие по р. Тубе и ее притокам, составляли один народец. Перед приходом русских на Тубу они платили дань и Алтын-хану монгольскому, и киргизам, и отчасти бурятам. Ясачных тубинцев было всего 500 д. Впервые русские объясачили их в 1609 г. В 1640 г. В 1643 г.
О вековых корнях современных конфликтов — в материале RT. Первые оказались в достаточно сильной зависимости от Золотой Орды, но их правители нашли в себе силы для консолидации, освобождения от Ига и создания мощного независимого государства — России. У вторых всё получилось с точностью до наоборот. Князь Даниил в середине XIII века занял сразу галицкий, волынский и киевский престолы и, лавируя между монголами и католической Европой, добился относительной самостоятельности. Однако менее чем через столетие созданное им Галицко-Волынское княжество было поделено между Литвой и Польшей. В 1569 году по итогам Люблинской унии, на которой было создано единое польско-литовское государство Речь Посполитая, бывшие юго-западные княжества оказались под прямым управлением Варшавы. Поляки начали проводить политику закрепощения, полонизации и окатоличивания населения. Вместо православной церкви польские власти стали навязывать местному русскому населению специально созданную униатскую церковь, подчинявшуюся Риму. Как писал в своей фундаментальной монографии «История запорожских казаков» историк Дмитрий Яворницкий, православные были лишены всех прав, их можно было безнаказанно убивать, грабить, насиловать. Чтобы сломить в людях волю к сопротивлению, поляки их пытали, жестоко убивали у них на глазах детей, ставили над ними управляющих и арендаторов поместий, принуждавших крестьян работать «на пана» по шесть дней в неделю. Он разгромил польские войска в нескольких сражениях, но понимая, что самостоятельно казакам долго не продержаться, обратился к русскому царю с просьбой взять Войско Запорожское под свою власть. Большой раскол Для России, которая только поднималась на ноги после несчастий Смутного времени, решение, предполагавшее масштабный конфликт с Польшей, было весьма непростым. Однако единоверцев решили в беде не бросать. Воссоединение с Россией было общим желанием народных масс», — заявил в интервью RT заведующий кафедрой политологии и социологии имени Г. В 1654 году в Переяславе было официально объявлено о присоединении Войска Запорожского к России.
Родичi Родины
Воссоединение Украины с Россией (1654 год). 27 марта 1654 года Переяславская рада провозгласила объединение Украины с Россией, а 6 апреля царь Алексей Михайлович подписал жалованную грамоту гетману Богдану Хмельницкому. Развитие городов Левобережной Украины после воссоединения с Россией (во второй половине XVII в.). 18 января 1654 года в Переяславе (ныне город в Киевской области), состоялось собрание представителей запорожского казачества во главе с гетманом Богданом Хмельницким. Поэтому 18 января 1654 года руководство Украины проголосовало за воссоединение с Россией.
Воссоединение Украины: переход Украины в Российское подданство
Оно не провозглашалось вплоть до Октябрьской революции 1917 года. Государственное образование Богдана Хмельницкого именовалось иначе — Войско Запорожское, а историки называют эту политическую структуру Гетманщиной. Что касается «воссоединения», то этот термин зря ассоциируют с советской историографией. Да, он был сильно «пропиарен» в 1954-м, в год трёхсотлетия Переяславской рады тогда же, напомню, Хрущёв подарил Украине Крым , но этот термин использовался самим Богданом Хмельницким и его современниками. В XVII веке процесс воспринимался именно как воссоединение — воссоединение территорий, воссоединение этноса, который несколькими столетиями ранее оказался разделён монгольским нашествием с востока и литовским — с запада. Разница в том, что в советские времена Переяславскую раду интерпретировали как слияние хоть и братских, но разных народов — русского и украинского, а в XVII веке её понимали как восстановление единого народа — русского. Другое дело, что социально-политическая иерархия, социально-политическая система, которая сложилась в Гетманщине, сильно отличалась от российской системы, стремившейся к абсолютизму. Поэтому выстраивание отношений между, с одной стороны, гетманами и, с другой стороны, царями, боярской Думой и впоследствии Сенатом заняло огромное количество времени и вызывало массу проблем. По-другому и быть не могло.
А как называли её сами тогдашние жители? Оно примерно с одинаковой частотой употребляется в российских и польских источниках через Польшу это название попало в Западную Европу. В текстах, написанных тогдашними жителями нынешней Украины, оно почти не встречается, а если где-то всё же используется, то не в этническом смысле, а в территориальном, региональном. Так же, как использовались понятия «Урал», или «Замосковный край», или «Дикое поле», или «города по литовской украине», то есть «по литовской границе». Сейчас на Украине популярна версия, будто название «Украина» по аналогии с польским словом «край» означает «страна», но нет, в польских источниках оно в таком значении не употребляется. Как в польских, так и в русских текстах оно означает «фронтир» — осваиваемую территорию. Теперь — о названии «Малая Русь», «Малороссия». Оно, как и название «Великая Русь», имеет церковное происхождение — впервые используется в грамотах Константинопольской патриархии XIV века.
Тогда же оно вошло в светскую практику: Малой Русью называли русские территории, находившиеся под контролем Великого княжества Литовского и Польского королевства. Малороссийские книжники стали употреблять этот термин в последней четверти XVI века для наименования части территории Речи Посполитой с православным населением. Украинские националисты считают название «Малая Русь» уничижительным, но ничего подобного в нём нет. Равно как и в названии «Великая Русь» нет никакого возвеличивания.
Украина: рождение легенды Современника, человека XVII века, вопрос о пределах украинской земли мог поставить в тупик. В двух основных документах, регулировавших присоединение казаков к России постановлении Земского собора и "11 статьях" Богдана Хмельницкого , Украина упоминается лишь единожды в каждом. Гораздо чаще — 16 и 23 раза соответственно — речь велась о запорожском казачьем войске, основанном около 1552 года потомком литовских князей Дмитрием Вишневецким.
В 1648 году большое восстание казаков, также называвших себя запорожскими, опрокинуло польскую администрацию. Однако удержать завоеванную власть лидер движения Богдан Хмельницкий без посторонней помощи не мог. Трудности Богдана отражали затяжной конфликт, уходивший корнями в эпоху крушения Золотой Орды. Возникновение на ее обломках Крымского ханства вылилось в опустошительные набеги 1477 и 1482 годов, считающиеся беспримерными по своей жестокости. Число погибших, попавших в плен и проданных на турецких рынках крестьян историки оценивают в сотни тысяч. Но еще больше было тех, кто бежал в области нынешней Западной Украины, принадлежавшие тогда соединенному государству Польши и Литвы. Битва на Волге: почему татарские полки помогали Ивану Грозному брать Казань?
Как следствие набегов, днепровские берега превратились в опустошенную периферию польско-литовского государства, известного как Речь Посполитая. Земля на них считалась непригодной для оседлой жизни из-за постоянной крымской угрозы. Но соотношение рисков и выгод резко изменилось в 1518—1520 годах после введения Польшей крепостного права. Восточнославянские беженцы потянулись в обратном направлении, при этом самые боеспособные из них, готовые оказать сопротивление татарам, объединялись в отряды казаков. К середине XVI века положение на днепровских берегах резко переменилось. Благодаря казакам плодородные угодья удалось защитить и заново обжить, но возникшие при этом самодеятельные суды и войсковые части формировались без участия Польши. Речь Посполитая быстро пришла к мысли, что это недопустимо.
В 1570-е король Стефан Баторий объявил всю "ничейную" землю на Украине государственной и приступил к раздаче ее приближенным. Казаков стали рассматривать как посторонних: беглых государственных крепостных крестьян и незаконных владельцев того, что должно по праву принадлежать полякам. Конфликт между сторонами становился неизбежным. Как если бы не отдавая себе отчета в его опасности, польские власти усугубили социальную вражду религиозной. В 1596 году под нажимом короля Сигизмунда III православные епископы Киева, Львова, Луцка, Холма, Перемышля приняли догматы католической веры на условиях сохранения православных традиций богослужения. Единоверцы внешне, но католики внутри, униаты не смогли найти общий язык ни с казаками, ни с крестьянами, обвинявшими их в предательстве. Государственная политика по принуждению к подчинению Папе Римскому годилась только на то, чтобы вызывать общую ярость.
С 1596 по 1648 год на Украине произошло шесть казацких восстаний — мятежников возмущало закрытие православных храмов и передача их униатам. Про то же вели речь и авторы постановления Земского собора о принятии запорожцев в подданство России: необходимость сражаться с поляками объяснялась ими угнетением православной церкви в польско-литовском государстве и солидарностью с единоверцами. Где пролегали границы Украины? Почти не прекращавшиеся восстания казаков в первой половине XVII века вели к необычному последствию — размыванию границ казачьей Украины.
Письмо Хмельницкого царю Алексею Михайловичу Письмо Богдана Хмельницкого, посланное из Черкас царю Алексею Михайловичу, с сообщением о победах над польским войском и желании запорожского казачества перейти под власть русского царя. Наяснийший, велможний и преславний цару московский, а нам велце милостивий пане и добродию. Подобно с презреня божого тое ся стало, чого ми сами соби зичили и старалися о тое, абихмо часу теперишного могли чрез посланцов своих доброго здоровья вашей царской велможности навидити и найнижший поклун свой отдати. Ажно Бог всемогущий здарив нам от твоего царского величества посланцув, хоч не до нас, до пана Киселя посланих в потребах его, которих товариши наши козаки в дорози натрафивши, до нас, до войска завернули. Чрез которих радостно пришло нам твою царскую велможност видомим учинити оповоженю вири нашое старожитной греческой, за которую з давних часов и за волности свои криваве заслужоние, от королей давних надание помир[ем] и до тих час от безбожних ариян покою не маем. Которую яму под нами били викопали, сами в ню ся обвалили, же дви войска з великими таборами их помог нам Господь Бог опановати и трох гетманов живцем взяти з иншими их санаторами: перший на Жолтой Води, в полю посеред дороги запорозкои, комисар Шемберк и син пана краковского ни з одною душею не втекли. Потом сам гетман великий пан краковский из невинним добрим чоловиком паном Мартином Калиновским, гетманом полним коронним, под Корсуном городом попали обадва в неволю, и войско все их квартянное до щадку ест розбито; ми их не брали, але тие люди брали их, которие нам служили [в той м]ире от царя кримского. Здалося тем нам и о том вашому [царскому] величеству ознаймити, же певная нас видомост зайш[ла от] князя Доминика Заславского, которий до нас присилал о мир просячи, и от пана Киселя, воеводи браславского, же певне короля, пана нашего, смерть взяла, так розумием, же с причини тих же незбожних неприятелей это и наших, которих ест много королями в земли нашой, за чим земля тепер власне пуста. Зичили бихмо соби самодержца господаря такого в своей земли, яко ваша царская велможност православний хрестиянский цар, азали би предвичное пророчество от Христа Бога нашего исполнилося, што все в руках его святое милости. В чом упевняем ваше царское величество, если би била на то воля Божая, а поспех твуй царский зараз, не бавячися, на панство тое наступати, а ми зо всим Войском Запорозким услужить вашой царской велможности готовисмо, до которогосмо з найнижшими услугами своими яко найпилне ся отдаемо. А меновите будет то вашому царскому величеству слишно, если ляхи знову на нас схотят наступати, в тот же час чим боржей поспешайся и з своей сторони на их наступати, а ми их за Божею помощу отсул возмем. И да исправит Бог з давних виков ознаймленное пророчество, которому ми сами себе полецевши, до милостивих нуг вашему царскому величеству, яко найуниженей, покорне отдаемо. Дат с Черкас, июня 8, 1648. Вашему царскому величеству найнизши слуги. Богдан Хмельницкий, гетман з Войском его королевской милости Запорозким. Ряд одержанных казаками над польским войском побед позволил им заключить с Варшавой Зборовский мирный договор , предоставивший Войску Запорожскому автономию. Вскоре, однако, война возобновилась, на этот раз неудачно для повстанцев, которые потерпели в июне 1651 года тяжёлое поражение под Берестечком. В 1653 году Хмельницкий, видя невозможность победы, вновь уже в третий раз [2] обратился к русскому царю с просьбой помочь Запорожскому казачеству. Челобитная Войска Запорожского Речи Посполитой Московскому Царству о принятии запорожцев в подданство русского Царя и оказания им защиты против шляхетской Речи Посполитой была направлена в Москву осенью 1653 г. А будет государь их не пожалует, под свою государскую высокую руку принята не изволит, и великий бы государь для православные християнские веры и святых божиих церквей в них вступился, велел их помирит через своих великих послов, чтоб им тот мир был надежен. И по государеву указу, а по их челобитью государевы великие послы в от-ветех паном раде говорили, чтоб король и паны рада междоусобье успокоили, и с черкасы помирились, и православную християнскую веру не гонили, и церквей божиих не отнимали, и неволи им ни в чем не чинили, а ученили б мир по Зборовскому договору. А великий государь его царское величество для православные християнские веры Яну Казимеру королю такую поступку учинит: тем людем, которые в его государском имянованье в прописках объявились, те их вины велит им отдать. И Ян Казимер король и паны рада и то дело поставили ни во что и в миру с черкасы отказали. Да и потому доведетца их принять: в присяге Яна Казимера короля написано, что ему в вере християнской остеретата и защищати, и никакими мерами для веры самому не теснити, и никого на то не попущати. А будет он тое своей присяги не здержит, и он подданых своих от всякия верности и послушанья чинит свободными. И он, Ян Казимер, тое своей присяги не здвржал, и на православную християнскую веру греческого закона востал, и церкви божий многие разорил, а в-ыных униею учинил. И чтоб их не отпустить в подданство турскому салтану или крымскому хану, потому что они стали ныне присягою королевскою вольные люди. И по тому по всему приговорили: гетмана Богдана Хмельницкого и все Войско Запорожское з городами и з землями принять… Переяславская рада Памятный знак на памятнике Льву Николаевичу Толстому, сделанному скульптором Г.
Более того, в понятиях того времени именно украинцы и были русским народом, а русские были народом московским. Казачество ещё не было всей Украиной Прежде всего, надо разобраться с социальным устройством Украины тех лет. К середине XVII века там сложилось два политических класса. Один — магнаты и шляхта, то есть крупные и мелкие землевладельцы, паны, владевшие крепостными крестьянами и холопами. Они были католиками, даже те, кто происходил из украинского то есть русского народа, и входили в правящий класс Польши. Другой — вольное казачество Запорожское, в значительной степени составленное из бежавших от панского гнёта крестьян. В казацкой среде уже имелось сильное расслоение, там выделилась казацкая старшина, мечтавшая сравняться со шляхтой своими привилегиями. К старшине принадлежал и Хмельницкий. Основная масса украинского населения — крестьяне и мещане — не была представлена на Раде. Она сочувствовала казакам в деле борьбы за религиозную свободу, но частенько сама сильно терпела от буйного нрава казаков. Итак, для руководителей казацкого восстания вопрос заключался в том, каким наилучшим способом обеспечить свой сословный статус. Поэтому преемник Хмельницкого Иван Выговский уже в 1658 году вернул Украину в польское подданство. Война Украины за независимость Сама по себе формула о присоединении Украины к России тем более «воссоединении» на Переяславской раде неверна. На Раде был заключен по сути федеративный договор двух государств. Правда, им не оговаривалась возможность Украины выйти из этого договора, но казаки-то считали, что если не запрещено, значит, можно. Украина стремилась к независимости, но вынуждена была лавировать между сильными сторонами.
Воссоединение Украины с Россией. 1654–1954. М., 1954.
8 июня 1648 года, за шесть лет до того, как произошло присоединение Украины к России (1654 год), Богдан Хмельницкий написал первое письмо о помощи российскому самодержцу Алексею Михайловичу. Введение Воссоединение Украины с Россией, то есть, переход Войска Запорожского Речи Посполитой и части областей Малороссии, подконтрольных ему, в подданство русского Царя произошло в 1654 году. Другой попыткой воссоединения украины Залесской с Россией стало восстание Карпа Гуздана (Павлюка) 1637 года. Украина была присоединена к Русскому царству в 1654 году. Воссоединение Украины с Россией было провозглашено 8 18 января 1654 года на Раде в городе Переяславе. С намерением воссоединения Украины с Россией 22 марта 1654 года в Москву прибыло Посольство от Запорожского казачьего войска.