Анкара будет всё активнее вести многостороннюю политику в формирующейся многополярности, однако стоит иметь в виду, что Турции придётся делать это, оставаясь в НАТО. Турция обязана отклонить ратификацию членства Швеции в НАТО и выйти из альянса, чтобы защитить свои интересы в свете стратегии расширения альянса на восток. Турция считает, что к теракту причастны политические противники Анкары и режима Эрдогана, которые покинули страну и пользуются покровительством Вашингтона, уверен эксперт-международник, главный редактор портала «Балканист» Олег Бондаренко. Российское экспертное и политическое сообщество привыкло воспринимать и понимать политику турецкого лидера Реджепа Тайипа Эрдогана как во многом созвучную линии российского лидера Владимира Путина.
Турция-2023: Разворот на Запад или сохранение суверенитета?
Падение лиры дополнительно обострило главную проблему турецкой экономики — неудержимый рост дефицита бюджета, увеличив «цену» масштабной правительственной программы «гарантированных депозитов», по которой казначейство и центральный банк с конца 2021 года компенсировали вкладчикам обесценивание валюты в дополнение к банковским процентам по вкладам. Первоначально принятый на 2023 год бюджет предусматривал расходы в размере 4,5 триллиона лир 172 миллиарда долларов и дефицит в размере 661 миллиарда лир 25,3 миллиарда долларов. Но предвыборные затратные программы правительства и расходы на ликвидацию последствий февральского землетрясения привели к краху бюджета. По официальным данным, дефицит бюджета за первые пять месяцев 2023 года превысил 263 миллиарда лир 10 миллиардов долларов [8] , более 40 процентов от прогнозного показателя за весь год. К концу 2023 года дефицит бюджета прогнозируется до 10 процентов ВВП.
В этих условиях власти были вынуждены пойти на принятие дополнительного бюджета, предусматривающего дополнительные расходы в 1,1 триллиона лир 42 миллиарда долларов [9] , из которых 44 процента должны пойти на программы, связанные с землетрясением. Хотя запрошенная сумма недостаточна для удовлетворения потребностей, правительство не может позволить себе просить больше из-за юридического обязательства в равной степени увеличивать доходы. Вместо этого Великое национальное собрание Турции ВНСТ по инициативе ПСР приняло ещё один законопроект, который позволит Эрдогану выделять средства государственным организациям и расширять лимиты заимствований. Сделано это потому, что, согласно турецкому законодательству, дополнительный бюджет требует от правительства определить эквивалентные доходы и придерживаться запланированных показателей дефицита бюджета.
Не имея возможности обеспечить такой объём поступлений, несмотря на повышение ряда налогов и сборов после выборов, правительство удовлетворилось дополнительным бюджетным предложением в размере 1,1 триллиона лир 42 миллиарда долларов , надеясь преодолеть разрыв за счёт других средств. Соответственно новый законопроект о выделении средств госорганизациям и повышении лимитов заимствований дал возможность Эрдогану покрыть недостающие ассигнования в 700—800 миллиардов лир 30 миллиардов долларов за счёт займов. По мнению оппозиции, такой законопроект ущемляет полномочия ВНСТ по формированию бюджета и фактически нарушает конституцию. Ещё один бич экономики Турции, зависящей от импорта, — рост цен на иностранную валюту, являющийся одним из основных факторов инфляции.
Поскольку доходы от экспорта и туризма не покрывают импорт, дефицит счёта текущих операций страны увеличился на 8 млрд за май 2023 года, выведя годовые показатели его роста на 60 миллиардов долларов. Для покрытия этого разрыва Турции необходимо привлечь иностранные средства. Однако, несмотря на назначение новым министром финансов известного экономиста Мехмета Шимшека и главой Центрального банка финансиста с богатым опытом в ведущих международных структурах Хафизе Гайе Эркан, власти Турции до сих пор не смогли внушить доверие западным инвесторам и по-прежнему рассчитывают на финансовую поддержку богатых монархий Персидского залива. Об этом, в частности, свидетельствует международная активность министра финансов и послевыборное ближневосточное турне Эрдогана в июле этого года [10].
Правительство рассчитывает привлечь 25 миллиардов долларов инвестиций из аравийских нефтедобывающих монархий с помощью различных схем, включая их участие в новой приватизации. Внутриполитический ландшафт Турции, очевидно, будет существенным образом определяться попыткой президента вернуть массовую поддержку ПСР, которая на протяжении уже трёх парламентских электоральных циклов теряет лояльность избирателей как в относительных, так и абсолютных показателях. Так, в ноябре 2015 года ПСР поддержали 23,6 миллиона человек, в 2018 году — 21,3 миллиона, а в 2023-м всего лишь 19,3 миллиона. И это притом, что в ПСР состоят более 11,24 миллиона членов 11 миллионов 241 тысяч , то есть примерно 20 процентов имеющих право голоса в Турции состоят в партии Эрдогана.
Представленная статистика сама по себе — удивительный феномен.
К концу XIV века турки захватили все болгарские земли. В 1362 году турки во главе с султаном Мурадом I, завоевав земли в Европе, перенесли столицу в город Адрианополь Эдирне. Европейские владения Турции получили название Румелия. Опорой власти турецких султанов стали янычары. Сербы и боснийцы попытались остановить завоевателей. В 1371 году Мурад разгромил армию южных сербских князей в битве у реки Марица при Черномене , взял македонские города Драма, Кавала и Сере и одержал значительную победу над болгарами и сербами в Самаково. Некоторые из сербских и болгарских князей были вынуждены подчиниться Мураду и стать его вассалами. В 1380-е годы Мурад возобновил своё наступление на западе. В 1385 году была взята София, в 1386 году — Ниш.
Благодаря браку сына, покупке и завоеваниям он приобрёл территории бейликов Гермианогуллары, Карасы, Теккеогуллары и Хамидогуллары. Антиосманская коалиция беев и правителей анатолийских бейликов во главе с Караманогуллары была разбита в 1386 году у Коньи. В 1387 или 1388 году северные сербские князья остановили османов у Плочника, но в 1389 году Мурад и его сын Баязид победили у Косово. В этой битве Мурад был убит. Сильной турецкой армии противостояло намного уступавшее в численности войско сербов и боснийцев.
Возможно, собирается думать об этом, когда придет к власти, — считает турецкий журналист. Хотя точки пересечения найдутся: например, оппозиция уже много лет выступает за признание Башара Асада легитимным президентом и вывод из Сирии турецких вооруженных сил. Политолог Александр Бедрицкий в интервью «РИА Новости Крым» заявил, что для России могут возникнуть угрозы только в том случае, если в Турции произойдет резкое изменение на прозападный курс — отказ от самостоятельной политики. От балансирующего на грани, но тем не менее сотрудничества с Турцией мы можем вернуться к периоду конфронтации с этим государством, — сказал эксперт. Александр Бедрицкий — политолог, директор Таврического информационно-аналитического центра. Хакан Аксай, в свою очередь, уверен — несмотря на то, что политические силы турецкой оппозиции ориентированы на Запад, она не станет портить отношения с Россией. Но проигрыш Эрдогана для России будет шоком, потому что она к этому не готовится. А пора. Если не будет сюрприза, победит оппозиция. И власть в Турции в мае изменится, — заключил Аксай. Правда, оппозиционный лидер Кемаль Кылычдароглу уже отметился резкими политическими высказываниями — на днях на пресс-конференции в Анкаре политик заявил, что в случае избрания «отправит назад всех беженцев», а также обвинил Эрдогана в махинациях во время первого тура выборов. Что будет с экономикой При Эрдогане экономические отношения Турции и России развиваются достаточно успешно. По словам Хакана Аксая, в 2021 году товарооборот между странами вырос почти до 35 миллиардов долларов, а по результатам 2022 года ожидается, что это число увеличится вдвое. Подробностей мы не знаем, возможно, это рост за счет параллельного импорта для России, но растет и экспорт турецких потребительских товаров взамен тех, которых Россия лишилась из-за санкций. В ряду внешнеэкономических партнеров России Турция занимает уже третье место после Китая и Белоруссии, — объяснил турецкий журналист. Экономист Евгений Коган в своем телеграм-канале предположил, чем обернется для турецкой экономики победа Эрдогана в выборах. Напомним, что Эрдоган трижды увольнял глав ЦБ, зачем-то менял глав Министерства финансов и статистического ведомства. Такой «стиль» никуда не денется, — рассуждает Евгений Коган. Эрдоган считает, что высокие ставки губительны для экономики. А про его революционное убеждение, что понижение ставок снижает инфляцию, мы тоже все помним. Невиданный в истории эксперимент, интересно, что в итоге-то будет.
Развитие военно-промышленного комплекса, помогающего реализовать на практике взятые на вооружение внешнеполитические идеи. Укрепление тезиса о том, что оборона Турции начинается далеко за пределами турецких границ. Данный тезис восходит своими корнями к натовской концепции «передовой обороны». Его называют «хранителем секретов Эрдогана», «черным ящиком», «кувшином тайн». Не исключено, что в турецкой внешней политике нового периода дипломатический инструментарий будет подвергнут определенной ревизии с учетом современных подходов к обеспечению безопасности. Ряд обозревателей уже назвали новый период турецкой дипломатии «эпохой Фидана» — по аналогии с прежними периодами Ахмета Давутоглу и Мевлюта Чавушоглу. Но пока мы можем констатировать лишь то, что Анкара продолжает усилия по повышению своей роли в существующей системе международных отношений. Возникшая неопределенность в этой системе открывает определенные возможности для Турции, которая рассматривает неопределенность и переходный период в системе международных отношений как возможность проводить «более напористую» внешнюю политику. В последней предвыборной программе ПСР подчеркивалось, что во внешнеполитической деятельности курс на развитие отношений как со странами Запада, так и с Россией, сохранится. В контексте продолжающегося конфликта вокруг Украины Турция, согласно планам ПСР, и далее будет придерживаться «политики нейтралитета». В предвыборном документе ПСР также отмечалось, что Анкара активизирует контакты со всеми сторонами сирийского конфликта, чтобы добиться урегулирования ситуации в этой стране. Отношения с соседними странами, согласно вышеуказанному документу, будут укрепляться «на основе уважения национальных интересов, сотрудничества, процветания, стабильности и мира». При этом подчеркивалось, что Турция продолжит «самым активным образом» проводить политику по укреплению безопасности границ, борьбе с терроризмом и защите суверенных прав. Таким образом, ориентированный на многовекторность нынешний внешнеполитический курс Анкары с большой долей вероятности сохранится. А это означает, что и вектор развития российско-турецких связей не будет подвержен каким-либо серьезным корректировкам. Для российского руководства Р. Эрдоган является «привычным» и «предсказуемым» партнером, с помощью которого можно решать как региональные, так и международные вопросы. В свою очередь Анкара понимает, что позиция Москвы является важным фактором в контексте турецкого присутствия в регионах Центральной Азии, Кавказа, Черноморского бассейна и Ближнего Востока. С участием России и Турции создан международный формат взаимодействия по сирийскому направлению, у Москвы и Анкары за спиной богатый опыт двустороннего сотрудничества по Карабаху. Турция сохраняет интерес к посредничеству в украинском конфликте, видя в этом возможность укрепления своих позиций на международной арене. Выступив инициатором в процессе создания регионального механизма под эгидой ООН, нацеленного на решение проблем, связанных с глобальной продовольственной безопасностью, Турция получила дополнительную возможность заявить о себе как об ответственном глобальном игроке. В сложившейся военно-политической обстановке можно предположить, что Турция под руководством Реджепа Тайипа Эрдогана будет и дальше проводить во многом самостоятельную внешнюю политику. Отношения Турции с США и странами ЕС, к которым у нее сохраняется целый ряд претензий, в том числе, по вопросам военно-технического сотрудничества и борьбы с терроризмом, кардинальных перемен, судя по всему, не претерпят. Однако сохранение Анкарой прежнего курса внешней политики не означает, что инструментарий турецкой дипломатии останется прежним.
Парламент Турции обновился почти на две трети
Он работал помощником заместителя министра труда и социальной защиты Турции, руководил специализированной комиссией по борьбе с теневой экономикой, а в 2010 году стал председателем Республиканской народной партии, поставив рекорд: за его кандидатуру проголосовали 1246 депутатов из 1250. Народом Кылычдароглу любим и даже имеет прозвище Турецкий Ганди — за общее сходство, скромный характер и привычку вести дискуссии в спокойном и вежливом тоне. В различных рейтингах народного одобрения Турецкий Ганди не просто на равных конкурирует с Эрдоганом, но и сильно его обходит. Так, в середине марта 2023-го он набрал 56 процентов голосов будущих избирателей, в то время как действующему президенту досталось только 44. Кемаль Киличдароглу.
Кто кому сейчас нужен больше — вопрос открытый. С экономической точки зрения Турция остается для России одним из ведущих партнеров. Так, по данным российского Минпромторга, в 2021 году товарооборот между двумя странами составил 33 миллиарда долларов. А в январе — сентябре 2022 года вырос до 47 миллиардов.
Увеличение поставок произошло практически по всем отраслям, хотя основной рост показали товары из области энергетики, несырьевой и неэнергетический экспорт тоже двинулся в рост. Так, объемы отгруженной древесины, целлюлозы и прочих продуктов лесопереработки увеличились в 1,6 раза, прибавила пластмасса, каучук, металлопродукция и так далее. Кроме того, Турция, как большой мировой хаб, играла большую роль в организации так называемого параллельного импорта. Да, в марте 2023-го основные каналы для ввоза в нашу страну санкционки турецким властям пришлось прикрыть под давлением ЕС, но, во-первых, не факт, что не осталось теневых коридоров, а во-вторых, это ограничение вполне может быть временным.
Кроме того, после того как для россиян закрылись почти все страны Запада, Турция окончательно укрепилась в статусе главной туристической мекки.
Гюлен, исламский мыслитель и общественный деятель, основатель движения «Хизмет» «Служение» , в целом поддерживал усилия турецкого руководства по борьбе с военными, традиционно являвшимися противниками исламистов. Однако последователи проживавшего с конца 90-х в США Гюлена оказывали на деятельность турецкого госаппарата такое влияние, что это не могло не привести к конфликту с официальной властью, которую Эрдоган всё больше ассоциировал с собой. В итоге все структуры Гюлена в Турции были запрещены, а сам он объявлен в розыск.
И, несомненно, одним из самых ярких эпизодов, связанных с укреплением личной власти нынешнего турецкого лидера, стала попытка военного переворота, предпринятая против него в 2016 году. В итоге по Турции прокатилась волна репрессий, в ходе которых были арестованы более 37 тыс. Так или иначе, произошедшее положило конец остаткам влияния военных на политическую жизнь Турции. В частности, опрошенные Украина.
Кроме того, события 2016 года существенно осложнили и так непростые взаимоотношения Анкары с ведущими западными странами, которые, как считает турецкий лидер, также были причастны к подготовке переворота. Параллельно турецкий лидер инициировал процесс превращения Турции из парламентской республики в президентскую. Фактически Эрдоган на протяжении всего периода своего правления настойчиво вёл дел к полной централизации власти. И здесь стоит обратить внимание на то, что трансформированная им система внешне не выглядит как сугубо авторитарная: к примеру, соперник Эрдогана на последних выборах Кылычдароглу вёл полноценную избирательную компанию и вроде бы имел ненулевой шанс выиграть президентскую гонку.
Тем не менее, как отмечают эксперты, нынешний президент контролирует не только официальные структуры, но и паравоенные формирования, а также криминальную среду, и при угрозе реальной потери власти он моментально запустил бы механизм нейтрализации конкурента. Во внешней политике режим Эрдогана, как считается, придерживается идей неоосманизма, стремясь к восстановлению сферы исторического влияния Османской империи методами экономической экспансии и «мягкой силы». На практике, однако, это привело к тому, что Турция стала одним из самых агрессивных внешнеполитических игроков современного мира. Как иронизируют политологи, сформулированная Ахметом Давутоглу концепция «ноль проблем с соседями» быстро превратились в «ноль соседей без проблем».
Отметим, именно Давутоглу в 2015 году отдал приказ сбить в небе над Сирией российский фронтовой бомбардировщик Су-24. Само собой, двумя самыми яркими примерами агрессивности современной турецкой политики стало вторжение на международно признанную сирийскую территорию, а также слабо завуалированное участие в военном конфликте в Карабахе, где турецкие военные оказали деятельную поддержку азербайджанским коллегам. Помимо этого, Анкара, как известно, хорошо умеет решать сугубо военные вопросы с помощью различных прокси-группировок экстремистского толка. Речь здесь идёт отнюдь не только о мусульманских радикалах: режим «исламиста» Эрдогана отлично сотрудничает с пантюркистскими формированиями, многие члены которых вообще не являются мусульманами, придерживаясь традиционного для средневековых тюрок тенгрианства.
И, разумеется, в своей внешней политике Анкара уделяет огромное внимание гуманитарным методам и технологиям. Целый ряд государственных и формально независимых структур наиболее яркий пример — Турецкое агентство по сотрудничеству и координации ведут во множестве стран образовательную, просветительскую, экономическую, общественную и другую деятельность, способствующую росту популярности и влияния турецкого государства. Сейчас Турция уделяет активное внимание общетюркским проектам, стремясь фактически объединить «тюркский мир» в единую сетецентричную структуру.
Потому что это одно из самых серьезных преступлений против человечности». Израиль признал, что промахнулся в темноте.
Но даже у главного союзника — Джо Байдена — уже закачиваются слова. После вопроса об ответственности за гибель волонтеров американский президент просто сбежал. Впрочем, американцы, кажется, уже всерьез встревожены тем, что Израиль все активнее втягивает их в большую войну — с Ираном. Израиль уже разбомбил консульство Ирана в Сирии, чтобы ликвидировать иранского генерала Мохаммада Реза Захеди , который в момент удара находился в здании. Теперь Иран собирается мстить.
Южное крыло НАТО нуждается в лидерстве Турции, это важно с точки зрения стабильности региона, указал в свою очередь нидерландский премьер, выдвинутый ранее на пост нового генсека Североатлантического альянса. Турция играет решающую роль. При этом она прилагает усилия для урегулирования ситуации в Газе», — заявил Рютте, добавив также, что Анкара «предпринимает меры, чтобы справиться с ужасным конфликтом на Украине». По словам Эрдогана, Турция ожидает от будущего генсека НАТО «приоритетного сохранения фундаментальной позиции альянса в обеспечении евроатлантической безопасности».
Демократия в Турции: почему это важно для нас?
Однако Эрдоган не демонтировал и не пытался демонтировать в Турции политический плюрализм и многопартийность. Демократия, политический плюрализм и общество соотечественников имеют в Турции очень глубокие корни. Эрдоган не смог бы разрушить турецкую демократию, даже если бы захотел. Сегодня есть основания назвать политическую систему Турции одновременно авторитарной и демократической. В каждой демократической системе наступает такой этап, когда механизмы сдержек власти или политических деятелей с большим авторитетом еще слабы. Эрдоган также имеет очень большой авторитет в Турции. Благодаря этому авторитету у него есть возможность «политически уничтожить» своих противников, и он пользовался этой возможностью. В настоящее время выборы в Турции проходят достаточно честно. О том, что выборы были сфальсифицированы, не заявляют даже самые ярые оппозиционеры. Регистрация партии гарантирована законом, и количество партий быстро растет. Судебная власть также является ветвью власти, пытающейся быть максимально независимой.
Демократические институты существуют и работают в Турции. Поэтому серьезные эксперты говорят о том, что политическая система в Турции гибридная. В одно и то же время в Турции функционируют демократические институты и процессы, но механизмы сдержек власти очень слабы.
Турция более не поддерживает активные торговые отношения с Израилем, подтвердил президент республики Реджеп Тайип Эрдоган. Российская сторона просила разъяснить правила после случаев массового недопуска российских туристов на рейсы из Стамбула. Евросоюз рассматривает возможность введения против них санкций.
По его словам, премьер-министр Армении Никол Пашинян понимает это. Об этом 23 апреля говорится в заявлении Совета, опубликованном в Telegram-канале.
Однако уже через 30 лет наследники Баязида смогли вновь объединить развалившуюся страну и возобновить продвижение на запад. В 1453 году турки взяли Константинополь см. Падение Константинополя 1453 и сделали его столицей новой империи. Турецкий султан низложил последнего халифа в Каире и сам стал халифом. Османская империя на вершине могущества около 1680 В 1526 году произошла Мохачская битва , в ходе которой турки разбили чешско-венгерское войско и оккупировали Венгрию и в 1529 подступили к стенам Вены. На вершине своего могущества, в правление Сулеймана «Великолепного» 1520 — 1566 , империя простиралась от ворот Вены до Персидского залива , от Крыма до Марокко.
В 1678 году турки захватили территории к западу от Днепра. Произошла после того как Османская империя два месяца осаждала Вену, столицу Австрии. Победа войск Священной лиги , пришедших на помощь Габсбургам , навсегда положила конец завоевательным войнам Османской империи в Европе. Эпоха русско-турецких войн , охватывающая период длительностью 242 года 1676—1918 — десять военных конфликтов между Российской и Османской империями в XVII — XIX веках. Военные действия в Закавказье в ходе Первой мировой войны можно считать одиннадцатой русско-турецкой войной. Русско-турецкие войны стали одной из главных причин упадка и распада Османской империи. Она начала постепенно терять свои территории, уступая технологическому превосходству Запада. Слабея, Османская империя попыталась опереться на помощь Германии , но это только втянуло её в Первую мировую войну , закончившуюся поражением Четверного союза.
На новом президентском сроке перед Эрдоганом стоит необходимость решения целого ряда острых внутриполитических проблем. Ключевой из них является восстановление страны и экономики после февральского землетрясения, унесшего жизни более 50 тысяч человек, оставившего более 110 тысяч искалеченными и раненными. Материальный ущерб от стихийного бедствия составил более 150 миллиардов долларов [4]. Около 1,5 миллиона человек в зоне бедствия были размещены в палатках и контейнерных домах, а предположительно более 2 миллионов человек мигрировали в другие регионы [5]. Ослабление Запада и переход к многополярности сыграли бы в значительной степени ей на руку, но она не борется и не будет бороться за торжество нового мироустройства, — она просто будет извлекать из этого выгоду, пишет Хасан Унал, профессор Университета Мальтепе Стамбул. Мнения Эрдогану также придётся срочно искать способы преодоления негативного эффекта от затянувшегося финансово-экономического кризиса.
В конце мая Центральный банк Турции сообщил об отрицательных чистых валютных резервах впервые с 2002 года [6]. Ранее Эрдогану удавалось финансировать свою неортодоксальную денежно-кредитную политику поддержания низких процентных ставок в условиях галопирующей инфляции за счёт валютных свопов и вливаний миллиардов долларов от дружественных стран Персидского залива и России, однако этих ресурсов оказалось недостаточно. Покрывать колоссальный и перманентно растущий бюджетный дефицит становится всё труднее. До выборов власти прибегали к различным схемам с участием государственных банков для стабилизации валютного курса турецкой лиры, осложняя при этом жизнь турецким экспортёрам. После выборов курс лиры резко пошёл вниз, достигнув к середине лета рекордных значений более 30 лир за один евро и 27 лир за доллар США [7]. Падение лиры дополнительно обострило главную проблему турецкой экономики — неудержимый рост дефицита бюджета, увеличив «цену» масштабной правительственной программы «гарантированных депозитов», по которой казначейство и центральный банк с конца 2021 года компенсировали вкладчикам обесценивание валюты в дополнение к банковским процентам по вкладам.
Первоначально принятый на 2023 год бюджет предусматривал расходы в размере 4,5 триллиона лир 172 миллиарда долларов и дефицит в размере 661 миллиарда лир 25,3 миллиарда долларов. Но предвыборные затратные программы правительства и расходы на ликвидацию последствий февральского землетрясения привели к краху бюджета. По официальным данным, дефицит бюджета за первые пять месяцев 2023 года превысил 263 миллиарда лир 10 миллиардов долларов [8] , более 40 процентов от прогнозного показателя за весь год. К концу 2023 года дефицит бюджета прогнозируется до 10 процентов ВВП. В этих условиях власти были вынуждены пойти на принятие дополнительного бюджета, предусматривающего дополнительные расходы в 1,1 триллиона лир 42 миллиарда долларов [9] , из которых 44 процента должны пойти на программы, связанные с землетрясением. Хотя запрошенная сумма недостаточна для удовлетворения потребностей, правительство не может позволить себе просить больше из-за юридического обязательства в равной степени увеличивать доходы.
Вместо этого Великое национальное собрание Турции ВНСТ по инициативе ПСР приняло ещё один законопроект, который позволит Эрдогану выделять средства государственным организациям и расширять лимиты заимствований. Сделано это потому, что, согласно турецкому законодательству, дополнительный бюджет требует от правительства определить эквивалентные доходы и придерживаться запланированных показателей дефицита бюджета. Не имея возможности обеспечить такой объём поступлений, несмотря на повышение ряда налогов и сборов после выборов, правительство удовлетворилось дополнительным бюджетным предложением в размере 1,1 триллиона лир 42 миллиарда долларов , надеясь преодолеть разрыв за счёт других средств. Соответственно новый законопроект о выделении средств госорганизациям и повышении лимитов заимствований дал возможность Эрдогану покрыть недостающие ассигнования в 700—800 миллиардов лир 30 миллиардов долларов за счёт займов.
Перестановки в правительстве Турции адресованы Западу
По словам турецкого политика и дипломата, члена партии Партии инноваций (Yenilik), депутата Озтюрка Йылмаза, победа турецкой оппозиции означает, что "общество сейчас испытывает большой стресс и более активно реагирует на режим Эрдогана". Глава государства отметил, что Турция продолжит способствовать достижению устойчивого и прочного политического решения в Ливии. Российское экспертное и политическое сообщество привыкло воспринимать и понимать политику турецкого лидера Реджепа Тайипа Эрдогана как во многом созвучную линии российского лидера Владимира Путина. 00:00 Коротко о главном от More Emlak!06:06 Туры в Турцию на лето продаются от 114 тысяч рублей на двоихЧтобы отдохнуть неделю в Турции на «всё включено» лет. Как турецкие граждане готовятся к выборам и беспорядкам и стоит ли опасаться туристам из России последствий местной жёсткой политической борьбы.
Что произошло
- Турция против русских? Лидер оппозиции заявил о намерении выслать всех иностранцев
- Последние новости
- «Свернут программы взаимодействия с США»: политологи назвали последствия теракта в Турции
- Перестановки в правительстве Турции адресованы Западу
- Навигация по записям
Чем грозит России смена власти в Турции. Три главных вопроса
Репутация Эрдогана и его режима в глазах Брюсселя не стала лучше и после его переизбрания на президентский пост в 2023 году, а также недавних турецких местных выборов в начале апреля. Турция сегодня: важнейшие события, происшествия, новости политики и экономики. Такая реакция, в свою очередь, вызывает националистические заявления по всему политическому спектру, что делает любые предположения о политическом будущем Турции в некоторой степени опасными. Турция проводит самостоятельную внешнюю политику. Во внешней политике режим Эрдогана, как считается, придерживается идей неоосманизма, стремясь к восстановлению сферы исторического влияния Османской империи методами экономической экспансии и «мягкой силы». Во-вторых, нынешний турецкий режим пытается собрать вокруг Турции другие тюркские государства ради увеличения своего веса в мире в качестве лидера относительно крупного объединения, а также ради удовлетворения собственных имперских амбиций.
Турция в ожидании президентских выборов: что происходит в Стамбуле
В частности, Тегеран приветствовал резкую антиизраильскую риторику турецкого лидера и присоединение Анкары к гуманитарной миссии «Флотилия мира» для палестинцев в секторе Газа, осудил действия израильского спецназа по уничтожению 9-ти турецких граждан на борту «Мави Мармара» в 2010 г. Тот факт, что глава Турции отказался признавать под давлением Запада и Израиля ХАМАС террористической организацией и, наоборот, публично объявил его борьбу справедливой и освободительной, — не могло не порадовать иранские власти. Соответственно, и последующие заявления Эрдогана с обвинениями США и Запада в пособничестве Израилю, осуждение политики Беньямина Нетаньяху и действий израильской армии в секторе Газа, обвинение Тель-Авива в совершении «военных преступлений», призывы к прекращению огня и политическим переговорам — не могли не вызвать положительной реакции Ирана. По итогам данного визита в ходе которого Амир Абдоллахиян встретился не только со своим коллегой Хаканом Фиданом, но и удостоился приема непосредственно президента Реджепа Эрдогана , был анонсирован визит президента ИРИ Ибрагима Раиси в Анкару в конце ноября. Как известно, 11 ноября лидеры Турции и Ирана приняли участие в работе внеочередного саммита ОИС в Эр-Рияде, в ходе которого активно обсуждалась позиция исламского мира по отношению к конфликту в секторе Газа. Несмотря на громкие выступления большинства участников, форум так и не принял более действенных и согласованных решений по оказанию политической, военной и экономической поддержки палестинцам. Призывы к прекращению огня и установлению гуманитарных коридоров, прозвучавшие по итогам саммита, без действенной военной помощи коалиции, поставок вооружения, интернационализации конфликта , без введения хотя бы временного на период войны экономического эмбарго по экспорту нефти и газа из мусульманских стран в Израиль и страны Запада, без блокирования «воздушного коридора» над Израилем, без политического признания странами ОИС независимости Палестины, очевидно, останутся на уровне слов и пожеланий. Иран не особо радует склонность Эрдогана к «телефонной дипломатии» и показательным пропалестинским митингам в собственной стране.
Вряд ли Иран может приветствовать и сохранение американских баз на территории соседней Турции, отказ Анкары от окончательного разрыва отношений с Тель-Авивом или выхода из блока НАТО. Возможно, и дипломатическая инициатива Турции по созданию независимой Палестины в границах 1967 г. Просто потому, что Тегеран выступает за уничтожение сионистского режима и вытеснение американского военного и экономического диктата из Ближнего Востока. При всем этом визит президента Раиси в Анкару предполагает обсуждение широкой двусторонней повестки, включая какие согласованные действия могут предпринять Тегеран и Анкара по ситуации в секторе Газа при ухудшающейся динамике в отношении Израиля и помощи ХАМАС. Сектор Газа — это не только тема гуманитарной помощи и прекращения огня, но и вопросы освобождения заложников, посредничества с США, форм и методов военной поддержки ХАМАС, послевоенного будущего и механизмы гарантий. Помимо Газы, политический блок ирано-турецких переговоров, очевидно, будет включать широкий спектр вопросов в частности, Ближний Восток и Кавказ, то есть Сирию, Армению и Азербайджан.
Турция будет больше сближаться с Западом, если победит республиканская партия. Эрдоган же, проиграв выборы, уже не сможет прийти к власти вновь, — ни он сам, ни его партия». Бывший премьер-министр Турции Ахмет Давутгоглу имеет некоторые шансы, пусть и небольшие, на победу в выборах президента Турции, добавил политолог. Впрочем, пока всё это загадка, время покажет. Но важно понимать, что в политическом прошлом Ахмет Давутоглу поддерживал сепаратистов на Северном Кавказе, но и также нельзя забывать заявление Ахмета Давутоглу, сделанное в ответ на заявление Владимира Путина по поводу нового политического курса Турции при Эрдогане. У турецкого политика Мухаррема Индже когда-то были шансы на победу в президентских выборах, но провал в организации муниципальной политики в Стамбуле существенно понизил эти шансы», — отметил эксперт. Дмитрий Бридже полагает, что у главы партии Благоденствия Фатиха Эрбакана небольшие шансы на победу в предстоящих выборах, как и многие турецкие политики он играет на теме сирийских беженцев. Эрбакан добавил, что для предотвращения этой схемы необходимо отправить сирийцев в свою страну, а для этого надо начать открывать каналы связи с Дамаском. Эрбакан пояснил, что для этого нужно выполнить три основных пункта: чтобы турецкое правительство как можно скорее село за стол переговоров с сирийским правительством, чтобы были созданы соответствующие условия для обеспечения возвращения сирийских беженцев в свою страну, — и чтобы это было сделано при посредничестве Ирана», — пояснил политолог. Какова популярность «Хорошей партии» в Турции и шансы Мераль Акшенер на победу в президентских выборах? Каков будет курс Турции по отношению к России, если Мераль Акшенер станет президентом? По мнению Дмитрия Бридже, руководитель «Хорошей партии» Мераль Акшенер не имеет больших шансов на победу в президентских выборах, её риторика по поводу сирийских беженцев не отличается от риторики других кандидатов. Однако стоит обратить внимание, что Мераль Акшенер считает, что Турция стала зависима от России. Вы думаете, что в этом есть что-то странное? Важно понимать, что она являлась членом партии националистического движения, которая стоит на позициях пантюркизма и праворадикальной идеологии Третьего пути, поэтому она не будет далека от идей своей бывшей партии и будет далека от дружбы или сотрудничества с Россией из-за своих радикальных взглядов», — пояснил эксперт.
Далее по тексту заявления следует: «Сегодня мы по-прежнему четко заявляем иранским властям и западным странам, имеющим влияние на Израиль, что эскалация должна быть остановлена. Мы продолжим наши усилия по предотвращению запуска процесса, который нанесет постоянный ущерб стабильности в нашем регионе и приведет к еще большим конфликтам на глобальном уровне».
Вы можете свободно проводить демократическую политику, потому что люди голосуют за вас, требуя служения, а не поддержки террористических организаций», — сказал он. Министр напомнил, что каждый волен критиковать и использовать свою свободу выражения мнений. Тунч пообещал, что правительство продолжит бороться с терроризмом до тех пор, пока не будет нейтрализован последний террорист.
Удар по туристам? Россиян ждут проблемы из-за поражения Эрдогана на выборах
Министр юстиции Турции Йылмаз Тунч заявил, что политические партии Турции должны дистанцироваться от террористических организаций, если они не хотят подвергнуться судебному преследованию. В данной статье вы рассмотрите особенности политической системы Турции. С коалиционными правительствами у руля в 1970-х и 1990-х политический ландшафт Турции страдал от нестабильности — это давало военным предлог для свержения или вмешательства в гражданское правление. Результат оппозиции на муниципальных выборах в Турции превзошел ее ожидания и стал политическим землетрясением, теперь республика будет обсуждать возможные досрочные президентские выборы, заявил РИА Новости политолог, эксперт по российско-турецким.
Почему Турция может вспыхнуть перед туристическим сезоном
У каждого будет по десять минут. Сразу после этого ровно в шесть часов вечера на все предвыборные мероприятия вступает в силу запрет. Голоса в первом туре распределились так: около 49 с половиной процентов за Эрдогана. У Кылычдароглу чуть меньше 45. То есть для победы действующему лидеру не хватило буквально полпроцента. Судьбу президентского кресла, очевидно, предстоит решить сторонникам выбывшего из гонки экс-кандидата. Сам Синан Оган призвал своих избирателей поддержать Эрдогана.
Вслед за посещением 7 июля 2023 года [Владимиром] Зеленским Анкары турецкой стороной были приняты провокационные решения. Турция это намеренно игнорировала, к тому же выступила за ускоренное принятие Украины в НАТО и строительство завода ударных беспилотников на Украине", — подчеркнул парламентарий.
Как утверждает сенатор, Турция решилась на разворот в сторону Запада не только из-за давления НАТО, но и из-за готовности России прекратить зерновую сделку. Подобное поведение иначе как ударом в спину назвать было нельзя что и было сделано Владимиром Владимировичем Путиным ", — добавил он.
По его имени турки стали называться османскими турками, или османцами. Власть их над Малой Азией распространялась и укреплялась, и султаны Конии не смогли воспрепятствовать этому. В 1318 году Хулагуиды , свергнув последнего сельджукского султана, разрушили это государство. Византийская империя использовала турок-османов в своих войнах со славянскими государствами Болгария и Сербия. На землях ранее принадлежавших Византии в Малой Азии османские султаны начали объединять под своей властью другие турецкие государства, создав в 1326 году на отвоёванных у византийцев землях турецкий султанат со столицей в городе Бурса.
Султан Мехмед II Завоеватель На Балканском полуострове к середине XIV века в государствах болгар и сербов начался период феодальной раздробленности, что привело к их ослаблению и способствовало подчинению туркам, которые, завоевав малоазиатские владения Византии, стали продвигаться на запад. В это время в Византии разгорелась ожесточённая борьба за власть, что позволило туркам перейти к завоеваниям на Балканском полуострове. Оставив Константинополь у себя в тылу, турки двинулись на государства южных славян. Несмотря на страшную угрозу, славянские правители не смогли образовать военный союз. К концу XIV века турки захватили все болгарские земли. В 1362 году турки во главе с султаном Мурадом I, завоевав земли в Европе, перенесли столицу в город Адрианополь Эдирне. Европейские владения Турции получили название Румелия.
Опорой власти турецких султанов стали янычары. Сербы и боснийцы попытались остановить завоевателей.
В конце мая Центральный банк Турции сообщил об отрицательных чистых валютных резервах впервые с 2002 года [6]. Ранее Эрдогану удавалось финансировать свою неортодоксальную денежно-кредитную политику поддержания низких процентных ставок в условиях галопирующей инфляции за счёт валютных свопов и вливаний миллиардов долларов от дружественных стран Персидского залива и России, однако этих ресурсов оказалось недостаточно. Покрывать колоссальный и перманентно растущий бюджетный дефицит становится всё труднее. До выборов власти прибегали к различным схемам с участием государственных банков для стабилизации валютного курса турецкой лиры, осложняя при этом жизнь турецким экспортёрам. После выборов курс лиры резко пошёл вниз, достигнув к середине лета рекордных значений более 30 лир за один евро и 27 лир за доллар США [7]. Падение лиры дополнительно обострило главную проблему турецкой экономики — неудержимый рост дефицита бюджета, увеличив «цену» масштабной правительственной программы «гарантированных депозитов», по которой казначейство и центральный банк с конца 2021 года компенсировали вкладчикам обесценивание валюты в дополнение к банковским процентам по вкладам. Первоначально принятый на 2023 год бюджет предусматривал расходы в размере 4,5 триллиона лир 172 миллиарда долларов и дефицит в размере 661 миллиарда лир 25,3 миллиарда долларов.
Но предвыборные затратные программы правительства и расходы на ликвидацию последствий февральского землетрясения привели к краху бюджета. По официальным данным, дефицит бюджета за первые пять месяцев 2023 года превысил 263 миллиарда лир 10 миллиардов долларов [8] , более 40 процентов от прогнозного показателя за весь год. К концу 2023 года дефицит бюджета прогнозируется до 10 процентов ВВП. В этих условиях власти были вынуждены пойти на принятие дополнительного бюджета, предусматривающего дополнительные расходы в 1,1 триллиона лир 42 миллиарда долларов [9] , из которых 44 процента должны пойти на программы, связанные с землетрясением. Хотя запрошенная сумма недостаточна для удовлетворения потребностей, правительство не может позволить себе просить больше из-за юридического обязательства в равной степени увеличивать доходы. Вместо этого Великое национальное собрание Турции ВНСТ по инициативе ПСР приняло ещё один законопроект, который позволит Эрдогану выделять средства государственным организациям и расширять лимиты заимствований. Сделано это потому, что, согласно турецкому законодательству, дополнительный бюджет требует от правительства определить эквивалентные доходы и придерживаться запланированных показателей дефицита бюджета. Не имея возможности обеспечить такой объём поступлений, несмотря на повышение ряда налогов и сборов после выборов, правительство удовлетворилось дополнительным бюджетным предложением в размере 1,1 триллиона лир 42 миллиарда долларов , надеясь преодолеть разрыв за счёт других средств. Соответственно новый законопроект о выделении средств госорганизациям и повышении лимитов заимствований дал возможность Эрдогану покрыть недостающие ассигнования в 700—800 миллиардов лир 30 миллиардов долларов за счёт займов.
По мнению оппозиции, такой законопроект ущемляет полномочия ВНСТ по формированию бюджета и фактически нарушает конституцию. Ещё один бич экономики Турции, зависящей от импорта, — рост цен на иностранную валюту, являющийся одним из основных факторов инфляции. Поскольку доходы от экспорта и туризма не покрывают импорт, дефицит счёта текущих операций страны увеличился на 8 млрд за май 2023 года, выведя годовые показатели его роста на 60 миллиардов долларов. Для покрытия этого разрыва Турции необходимо привлечь иностранные средства. Однако, несмотря на назначение новым министром финансов известного экономиста Мехмета Шимшека и главой Центрального банка финансиста с богатым опытом в ведущих международных структурах Хафизе Гайе Эркан, власти Турции до сих пор не смогли внушить доверие западным инвесторам и по-прежнему рассчитывают на финансовую поддержку богатых монархий Персидского залива. Об этом, в частности, свидетельствует международная активность министра финансов и послевыборное ближневосточное турне Эрдогана в июле этого года [10].