Новости охарактеризуйте роль в управлении страной государева двора

Ответ: Роль в управлении страной государева двора была велика. Это правящая верхушка московского общества, сподвижники и единомышленники великого князя, которые назначались наместниками, воеводами, дворецкими, послами, т.е. были проводниками его политики. Государев двор имел большую роль в управлении страной.

Государев двор в 15 – середине 16 в.

  • Причины раздробленности
  • Какие функции возлагались на Государев двор? Кто входил в него? Как строились от
  • ГДЗ, ответы для учебника по истории России, Данилов 7 класс, 1 часть 2016
  • Охарактеризуйте роль в управлении страной государева двора?
  • Ответ подготовленный экспертами Учись.Ru

Охарактеризуйте роль в управлении страной государства двора

В пользу предположения о существовании особого Новгородского двора говорит упоминание в новгородских писцовых книгах некоторых должностей, типичных для Государева двора. Кроме дворецких, назначаемых из Москвы, в Новгороде были известны также конюшие, ясельничие и ловчие. Новгородские конюшие, ясельничие и ловчие первоначально, скорее всего, служили при новгородском дворе. Не случайно, Дворовая тетрадь описывала только дворовых служилых людей «Московских земель». Вполне вероятно, что в Новгородской земле вплоть до середины XVI в.

Особые дети боярские позднее находились также на службе у царицы Анастасии Романовой. В частности, пометки в Дворовой тетради указывают, что на ее службе находились около трех десятков детей боярских. XVI в. Деятельность тверской канцелярии была связана с существованием Тверского Дворца.

Тверской Дворец продолжал функционировать еще и в середине XVI в. В связи с роспуском тверской Боярской думы «Двор тверской» был включен в состав Государева двора в промежуток времени между 1513 и 1518 гг. К середине XVI в. После тысячной реформы это число еще более увеличилось за счет привлечения к дворовой службе помещиков Северо — Запада страны.

Эволюция княжеского управления и создания Государева Двора отражала процесс централизации Русского государства и развивалась по мере присоединения новых княжеств и земель к территории собственно Московского княжества. Структура Государева Двора разрасталась также за счет создания новых поместных структур управления, в состав которых входили переселяемые из других уездов служилые люди. Государев Двор в средневековой истории России представлял административное объединение служилых людей «по отечеству», принимавших непосредственное участие в руководстве страной, в исполнении решений князя, государя. Члены Государева Двора являлись ключевыми фигурами в центральном и местном управлении, участвовали в походах, посольских миссиях, судопроизводстве, дворцовых и придворных службах, т.

Более совершенных структур управления на тот период еще не было. В период формирования единого Московского государства «княжеским двором» стали называть: в широком смысле — организацию разного ранга служилых феодалов, делегировавшихся «уездно — территориальной организацией», в узком понимании термина — ближайшее окружение князя. Далее структура территориального членения двора трансформировалась в сторону «сословно — чиновного строения». В истории эволюции Государева двора можно выделить следующие этапы.

Первый этап — IX— конец XI вв. В этот период данные служащие могли удовлетворять потребности князя и его семьи и решать задачи управления. Однако, это был далекий от совершенства механизм исполнительной власти. В последнее десятилетие правления Ивана III возросло значение Двора как административного социального института.

В это время сформировалась традиционная тройственная структура великокняжеского двора, включавшая в себя князей, бояр и детей боярских. Во второй половине XV в. В этот период усложняются задачи управления, а развитие структуры Государева двора происходит за счет выделения новых придворных должностей, связанных по роду своей деятельности с Боярской Думой, Дворцом и дьяческой средой. Государев двор становится одним из ключевых звеньев в системе общегосударственного управления, исполнительной властью князя, царя.

Государев двор превратился в замкнутую организацию, куда почти прекратился доступ новых лиц. Государев Двор начинает выступать в качестве особой силы, как общегосударственная исполнительная структура, унаследовавшая свой статус от прежнего двора московских князей. Государь всея Руси назначал дворян военачальниками, дипломатами, управителями в центре и на местах. Успешную карьеру придворного обусловливали не только его служебное рвение, но также семейные связи и протекциявлиятельных друзей.

Данная система управления была основана на территориальном принципе организации службы. С конца XV в. Государев двор принимал самое деятельное участие во всех значимых мероприятиях московского князя. Все наместники, волостели, послы и военачальники разного уровня назначались на свои должности исключительно из числа лиц, входивших в состав Государева двора.

Чаще всего они же производили земельные описания отдельных уездов и вели судебные разбирательства. Разряд новгородского похода «миром» 1495 г. Развитие великокняжеской канцелярии привело к выделению во второй половине XV в. В действительности казначеи и печатники эпизодически упоминались в источниках более раннего времени, однако, с конца XV в.

Вопрос: Охарактеризуйте роль в управлении страной государева двора. Ответ: Роль окружения российских монархов в управлении страной не была всегда одинаковой. Всё зависело от каждого самодержца.

Наша доска вопросов и ответов в первую очередь ориентирована на школьников и студентов из России и стран СНГ, а также носителей русского языка в других странах. Для посетителей из стран СНГ есть возможно задать вопросы по таким предметам как Украинский язык, Белорусский язык, Казакхский язык, Узбекский язык, Кыргызский язык. На вопросы могут отвечать также любые пользователи, в том числе и педагоги.

Формы народовластия Конституция РФ. Основные формы осуществления народовластия в РФ. Реформа местного управления Ивана Грозного. Местное управление Ивана 4 Грозного. Реформа местного управления Ивана 4 схема. Органы центральной власти при Иване 3. Хамовный двор в Москве 17 век. Ул Льва Толстого палаты Хамовного двора. Хамовный двор это в истории. Палаты Хамовного двора реставрация. Структура органов исполнительной власти РФ власти. Структура исполнительной власти РФ кратко. Схема исполнительной власти РФ. Какие органы не являются органами исполнительной власти. Рябушкин сидение царя Михаила Федоровича с боярами. Боярская Дума при Михаиле Романове. Художник а. Рябушкин Боярская Дума при Михаиле Романове. Расцвет Руси при Ярославе мудром. Расцвет русского государства при Ярославе мудром. Рассвет древнерусского государства. Управление гос-ва при Ярославе. Правление Анны Иоанновны фавориты. Бирон и бироновщина. Эрнст бирон Фаворит Анны Иоанновны политика Иоанновна. Бирон Фаворит Анны. В первой трети 16 века Боярская Дума. Боярская Дума 17 век состав. Состав Боярской Думы 15 век. Политическая власть. Власть и политическая власть. Политическая власть государства. Политика и политическая власть. Структура органов власти в древней Руси. Структура государственного управления в Киевской Руси схема. Киевский князь дружина схема управления. Схема управления государством Киевская Русь. Схема власти при Иване 3. Схема государственного устройства при Иване 3. Система государственной власти при Иване 3. Схема управления Русью при Иване 3. Схема гос управления при Иване 3. Элементы структуры объекта государственного управления.. Система управления государством. Система гос управления. Структура системы государственного управления. Многоквартирные дома для презентации. Управление многоквартирным домом. Тема для презентации по управлению многоквартирного дома. Реформа управления при Иване 4. Реформа центрального управления создание системы приказов. Реформа центральных органов управления при Иване 4. Методы регулирования экономики таблица. Административный метод государственного регулирования экономики. Методы государственного регулирования экономики. Меры государственного регулирования экономики. Озеленение двора. Благоустройство жилого двора. Проекты благоустройства дворовых территорий. Проект придомовой территории. Органы центрального и местного управления по судебнику 1497 г. Органы управления по судебнику 1497 г. Органы власти по судебнику Ивана 3. Центральное управление по судебнику 1497. Система управления российским государством в первой трети 16 века. Как управлялось государство при Иване 3. Схема как управлялось государство. Структура органов муниципальной власти Российской Федерации. Полномочия и система органов местного самоуправления в России. Схема органов местного самоуправления в РФ. Органы местного самоуправления в России их полномочия.

Охарактеризуйте роль в управлении страной государства двора

Одной из особенностей японской культуры является её долгое развитие в период полной изоляции страны политика сакоку от всего остального мира в период правления сёгуната Токугавы, длившейся до середины XIX века — начала периода Мэйдзи. На культуру и менталитет японцевбольшое влияние оказало изолированное территориальное положение страны, географические и климатические особенности, а также особые природные явления частые землетрясения и тайфуны , что выразилось в своеобразном отношении японцев к природе как к живому созданию. Умение восхищаться сиюминутной красотой природы, как особенность национального характера японца, нашло выражение во многих видах искусств Японии.

Кроме прислуживания за столом входили в ближнее окружение князя. Сопровождали в поездках, могли быть воеводами и послами. Из юношей — стольников — парадные рынды; Стряпчие — ведали хлебными и кормовыми дворами. Занимали командные должности в войне сотники. Походные рынды оруженосец - телохранитель.

Выборные из городов — немосковские дворяне, которые делегированы в столицу для усиления войска. Должны были хорошо обеспечены и обучены военному делу. Элита дворянской конницы. Что будем делать с полученным материалом: Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях: Все темы данного раздела: Социально-экономическое развитие русских земель в xiv — xvi вв 1. Перемены в земельной собственности и социальном составе населения. Состояние сельского хозяйства. Развитие городов. Так как главные затраты труда крестьянина поглощало полеводство, то огородничество развито слабее.

Некоторые города Торговля Торговые пути опасны. Разбойники, ушкуйники. Охрана торговых караванов. Внутренние таможни. Торговля организуется в городах, где и взимается тамга — пошлина с продажи. Даже в са XVI век Расширение масштабов торговли. Лавки и гостиные дворы в городах. Сельские торжки.

Главные товары крупной внутренней торговли — хлеб, соль, рыба. От внутренних по Внешние 1 Постоянная необходимость организовывать отпор татарским набегам и желание избавиться от дани Орде. Золотая Орда в XIV в. Московское княжество в конце XIII Иван Данилович Калита 1325 — 1340 К моменту вступления на Московский престол он уже имел опыт управления Московским княжеством во время долгих отлучек брата. Естественно продолжил его политику. Еще при жизни брата сумел уб Формы подчинения младших князей 1. Личная служба удельного князя великому по договору. Удельный князь обязывался служить без ослушания, а великий — вознаграждать по службе.

Такое служебное обязательство нисколько не связ Феодальная война второй четверти xv в 1. Причины феодальной войны. Развитие событий. Последствия феодальной войны. Вопрос о великом княжении пятилетнего Ивана Васильевича не возникал. Надеясь получить ярлы Завершение создания единого русского государства во второй половине 15 — первой половине 16 вв 1. Борьба с уделами внутри великого княжества Московского. Присоединение к Москве территорий других княжеств.

Складывание аппарата управления единым русским государством. Княгиня Мария Ростов. В 1474 году — к Москве. Битва на реке Шелони. Наместник отъехал в Киев с дружиной. Князь Литовский не Итоги объединительного процесса Объединение чисто территориальное. Новые границы вышли на рубежи с опасными противниками - Ливонским орденом, Литв Организация судопроизводства Суд великого князя — высшая инстанция. Судебные пошлины шли не князю, а ег Регулирование владения зависимым населением Введен единый срок перехода крестьян — неделя до и неделя после Юрьева дня.

Учтены интересы южных феодалов. Внешняя политика москвы xiv — первой половине XVI веков 1. Отношения с Золотой Ордой, и Татарскими ханствами. Отношения с Великим княжеством Литовским. Отношения с европейскими государствами. Отношения Значение событий 1480-ого года 1. Окончательно прекращена выплата дани татарам. Это последнее нашествие кочевников с целью порабощения русских земель потом будут только татарские набеги.

Укреплен авторитет великокняж Венгерское королевство 1482 — 1489 годы - действовал договор Москвы и Венгрии против литовского князя Казимира. Реально никаких действий против литовских войск венгерские не вели. Отношения охладели. Государственные реформы середины 16 века 1. Страна во время боярского правления. Поиск социальной опоры для проведения реформ Избранная Рада, Земские Соборы. Судебная реформа. Судебник 1550 года.

Духовная Елене — вдовий удел и в дальний монастырь, княжение — старшему сыну. Опекуны — седьмочисленная комиссия из Боярской думы. Некому представлять государство во внешней политике, контролировать лояльность знати Судебник 1550 года Причины: - необходимость реорганизации судебного аппарата; - приведение правовых норм в соответствие с усилением государства; - приведение правовых н Приказы с финансовыми функциями 1. Большой приход бывшая Казна , или приказ большой казны, или казенный двор, или казенный приход. Суд над казенными ремесленниками. Сбор военных налогов и выплата денежного жалованья Территориальные приказы Казанский дворец 1570 год или Приказ Казанского дворца, или Мещерский дворец. Управление Казанскими и Астраханскими землями, а потом и Сибирью. Все вопросы судебного, военного, административного Причины 1.

Низкая боеспособность поместной конницы. Невозможность ее использования во внутриполитических целях. Необходимость создания регулярного то есть постоянно боеготовного войс Реформа сошного письма Служилая соха 800 четвертей доброй земли, а черная — 500. Подать 20 рублей с сохи. Ямские деньги 10 рублей с сохи. Создали основы государственного аппарата централизованного государства. Способствовали изменению расстановки сил внутри класса феодалов Внутренняя политика ивана грозного в 1560 — 1584 годы 1. Политика 1573 — 1584 годов.

Опричнина Опричнина была резким изменением внутриполитического курса от ре Причины опричнины Невозможность реализовать полностью реформы, особенно военную, из-за нехватки земель для раздачи. Политическая ревность царя к ближайшему окружению как помехе его единовластию. Подготовка опричнины В 1560 году умерла царица Анастасия и начался распад избранной Рады. Адашев попал в опалу. Сильвестр был отправлен в Кириллов монастырь на север. В 1561 году Иван 4 женился на Марии Темрюк Последствия опричнины 1. Политические: 1 Стабилизация режима личной власти царя с усилением деспотизма. Изменения в землевладении и положении зависимого населения.

Складывание крепостного права. Сельское хозяйство 3. Монастырское хозяйство было устойчивее светского, было больше втянуто в товарно-ден Положение зависимого населения В центре страны в 16 веке крестьянские дворы и участки стали подразделяться на оборочные и барщинные. Это эффективнее, чем обработка барской пашни «сгоном». Появилась бобыльская барщина и расселени Крепостное право Бесконтрольный переход податного населения осложнял сбор налогов, делал бессмысленной раздачу мелких поместий, подрывал основы едва нарождавшейся барщинной системы. Так как материальные пр Книгопечатание Сильное запустение городов в 80- годы привело к сокращению ремесленного производства. Но это запустение было меньше, чем в сельском хозяйстве и легче преодолевалось в 90-е годы. В целом не Внутренняя политика в правление федора иоановича и бориса годунова 1.

Борьба за власть. Социальная политика. Создание Московского патриаршества. Борьба за власть 8 марта 1584 г. Кандидатуры — принц крови Шуйский. Гедеминовичи Бельский и Мстиславский. Федор Романов. О Годуно Реорганизация высших органов власти Федор — ревизия казны, осмотр приказов, осмотр книг годового дохода.

Возрождение влияния Боярской думы. Частичное возвращение кормлений. Шуйский получил в кормление Псков Закрепление податного населения 1597 год — пятилетние урочные лета — кабальные холопы остаются в холопах до смерти владельца — «добровольные» холопы через полгода превращались в холопов Посадское с Забота о неимущих Раздача Федором поминков по всем умершим родственникам, посылка полотна в «убогий дом» для погребения безродных. Годунов, взойдя на престол, обещал, что в царстве не будет нищих. Организов Уступки боевым холопам В 603 указ о немедленном освобождении всех холопов, лишенных пропитания их господами. Все меры социальной политики не создали долговременной и прочной опоры трону. Внешняя политика Русского государства во второй половине шестнадцатого века 1. Присоединение Казанского и Астраханского ханств.

Начало присоединения Сибири. Политика на Кавказе. Оборона от Крымского ханства. Л Предварительный этап борьбы за Казань 1545 год — русский поход — демонстрация силы. Удалось спровоцировать выступление в Казани промосковской группировки знати и изгнание Сафа—Гирея. Ханом на несколько месяцев стал ставленник Значение присоединения Казанского и Астраханского ханств 1. Обеспечена безопасность с востока старых пахотных земель, центра и вновь осваиваемых южных территорий. Получен резерв земель для раздач дворянам за службу.

Обеспечена без Дипломатический просчет русских Победили Швецию в 1554 — 57 годы, и посчитали что она ослаблена. Решили, что союз Швеции и Дании невозможен. Решили, что Литва будет нейтральна, так как в 1556 году перемирие на ш Отношения с Западной Европы после Ливонской войны 1586 год — умер С. Баторий и на польский престол претендовал Федор Иоанович. Проиграл принцу шведскому Сигизмунду.

В суконную сотню входили представители провинциального купечества.

Члены купеческих организаций возглавляли городское самоуправление. Из текста параграфа выберите цитаты, которые носят спорный характер, с точки зрения историков. Сделайте выводы. Очень странный вопрос. Нельзя однозначно выделить какие-либо цитаты, которые носят спорный характер, поскольку все они имеют определенную степень допущения. Например, некоторые считают спорной цитатой фразу, что «урожаи практически на всей территории Российского государства были низкими».

Объясняют это тем, что на южных территориях страны земледелие было эффективным. Однако это не так. Во-первых, в этой фразе мы не видим утверждения, что урожаи были низкими на всей территории. Никто не отрицает, что существовали благополучные для земледелия территории, например, то же самое суздальское ополье. Во-вторых, южные территории России во второй половине XV века — это сами Московские земли, он никогда не считались высокоплодородными. Также, некоторые ставят под сомнение фразу, что «все казаки считались свободными и равноправными», объясняя сомнение тем, что и у казаков были богатые и бедные.

Действительно, было бы странно, если бы в сообществе не было бы какого-либо имущественного расслоения или разницы в общественном положении. Но не богатство делает людей «свободными или равноправными». Рабов или крепостных у казаков не было — то есть они все были свободными. В казаческих сообществах формировался собственный закон и правила поведения, перед которыми были все равны — все были равноправными. Одна из немногих фраз, которая может вызывать споры и сомнения — «Значительную роль в жизни страны продолжал играть Великий Новгород». После присоединения Новгорода к России, он практически полностью утратил свою значимость.

Его традиции и величие, по сути, были уничтожены. Последовавшие за этим неоднократные пожары, эпидемии, голод, опустошение значительно сократили численность населения Новгорода. Все активное население было вывезено из города в Москву. Закрыты торговые Ганзейские дворы, имущество конфисковано. Только при Василии III отмечается относительное затишье и восстановление Новгорода в незначительных правах. Докажите взаимосвязь денежной реформы с ростом торговли.

Рост торговых связей между землями Российского государства и расширение внешней торговли требовало упорядочения денежных взаимоотношений. Наличие разных денежных единиц, а также изобилие фальшивых монет усложняло торговлю и выводило ее из-под контроля государства. Введение монополии на чеканку денежной монеты, введение единой денежной единицы для расчетов позволили отчасти избавиться от фальшивомонетчиков, объединить ресурсы драгоценных металлов, упорядочить денежные расчеты и облегчить торговые отношения. Запоминаем новые слова Зона рискованного земледелия — территория с неблагоприятными для земледелия климатическими условиями. Озимые — зерновые культуры, засеваемые осенью, под зиму. Политика — часть жизни общества, связанная с государственными делами и властью.

Реформа — изменение в какой-либо сфере жизни, не затрагивающее функциональных основ, или преобразование, вводимое законодательным путём. В частности, процесс преобразования государства, начинаемый властью по необходимости. Конечная цель любой реформы — укрепление и обновление государственных основ, что, однако, не всегда влечёт за собой улучшение уровня жизни, сокращение государственных расходов, увеличение доходов. Ярмарка — торг, рынок товаров, организованный в установленном месте на определённое время, куда съезжались крестьяне из ближайших и дальних деревень. Ярмарки устраивались обычно в городах, больших сёлах, слободах и приурочивались к праздникам. Яровые — зерновые культуры, засеваемые весной.

Формирование единых государств в Европе и России страницы 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27 Что было общего и различного в процессе формирования единых государств в Западной Европе и России? И в России, и в странах Западной Европы процесс формирования единых государств был одним из следствий необходимости укрепления централизованной монархической власти. При этом предпосылки этого процесса были различными. Главными предпосылками формирования единых государств на территории Западной Европы стали развитие рыночных отношений при отмирании натурального хозяйства, рост городского ремесленного производства, появление новых отраслей промышленности. В России тоже развивались торговля, денежные отношения и ремесленничество, но пока они не привели как в Европе к большой самостоятельности и значимости отдельных городов, а доля натурального хозяйства в ряде земель еще было велика. В России главными факторами формирования единого государства стали совместная борьба за национальное освобождение от ордынской зависимости, расширение владений, в том числе и поместных, и необходимость закрепления крестьян на земле.

Таким образом Россия и страны Европы пришли к централизованным государствам с абсолютной монархией как формой правления, но пришли к этому разными путями. Европа — через эволюционное развитие экономики, а Россия — через борьбу с общим врагом. Что такое натуральное хозяйство? Натуральное хозяйство — самодостаточный тип натуральное хозяйство противоположно обмену и торговле хозяйствования, который направлен только на удовлетворение собственных потребностей не на продажу. Так, в натуральном хозяйстве, все, что было необходимо семейству или роду — продукты питания и предметы первой необходимости, производились самостоятельно. Какую роль сыграли города в формировании единых государств в Западной Европе?

Играли ли подобную роль русские города? Города в Западной Европе были значимыми центрами развития ремесленничества, торговли и производства товаров. Создавая материальные ценности, города были заинтересованы в расширении рынков сбыта и обеспечении единых правил торговли, а также ее безопасность. Именно города в условиях экономического роста стали главными сторонниками создания централизованных государств. Подобную роль русские города не играли, поскольку еще не являлись в должной степени основными центрами производства материальных ценностей. Производство материальных богатств осуществлялось в основном в поместьях бояр в рамках натурального хозяйства.

Объясните значение фразы: «Всё больше крестьян выкупало свои повинности у феодалов и становилось свободными». Выкуп крестьянами своей свободы обуславливался экономическими причинами. Развитие производств нового типа, создание новых отраслей требовали рабочих ресурсов. Их можно было взять только среди городского ремесленного или крестьянского населения. Естественно, требовался механизм получения свободы. Таким механизмом стал выкуп повинностей у феодалов.

Свобода и работа для собственного благосостояния в условиях единого и сильного государства были все-таки более привлекательными для крестьян, чем труд на феодала. Почему в России создание единого государства стало возможным в условиях господства натурального хозяйства? Экономическое развитие как предпосылка создания единого государства в России не было пока еще достаточным. Как мы помним, основной предпосылкой создания единого государства являлась борьба с общим врагом. Расширение территорий государства так же требовало усиления абсолютной монаршей власти и увеличения контроля за крестьянством. Русские государи понимали, что если не обеспечить закрепление крестьян на земле, то невозможно будет удержать при себе формировавшийся помещичий класс.

Именно помещики становились главной политической и военной силой, которая гарантировала устойчивость центральной власти. При таком подходе развитие экономики, производства и товарно-денежных отношений не играло такой же значимой роли в создании единого государства, как в странах Европы. Поэтому формирование единого государства в России стало возможно при высокой степени закрепления крестьян и значимой доли натурального хозяйства. Какова была позиция церкви в становлении единого государства в России? Она была союзником или противником великого князя в деле объединения страны? Церковь была сторонником становления единого государства в России.

Церковь всегда была единственным общенациональным институтом, который объединял русский народ. До XV века мы видели явные примеры того, как Церковь помогала русским князьям бороться с междоусобицами, с внешними врагами, в объединении и усилении государства. Но с созданием единого и сильного государства, Церковь становится одним из звеньев государственного аппарата. Дело в том, что, став автокефальной, Русская православная Церковь потеряла «большого начальника» в Византии и была вынуждена искать опору в том государстве, в котором она была, то есть опираться на государственный аппарат России. В таких условиях Церковь не может существовать отдельно от государства. Получив поддержку государства, Церковь стала крупным землевладельцем, аккумулировав владения, которые получала в дар или скупала у вотчинников в качестве платы за долги.

Превратившись в крупного землевладельца, Церковь активно поддерживала действующую власть в стремлении объединить русские земли. Так Церковь становится зависимой от государства. Московские князья всячески старались усиливать свое влияние на Церковь, и, помимо этого, усиливали саму Церковь, обеспечивая ее доходы, прирост церковных земель и т. Уже в те времена в Российском государстве мы наблюдаем сближение государства и Церкви. Поддерживая государство, Церковь помогала удерживать народ под властью монарха. Поддерживая Церковь, государь увеличивал ее богатство и влияние.

С помощью дополнительной литературы и Интернета выясните, существовали ли аналогичные изменения в российском военном деле этого периода. Возросла роль артиллерии, совершенствовалось стрелковое оружие. Вместо аркебуз и мушкетов с фитильными запалами, на поле боя стали применяться ружья, карабины и пистолеты с колесцовым замком. Новшества коснулись не только огнестрельного оружия, но и самого подхода к формированию вооруженных сил и к ведению боевых действий. Так, в XVI веке в Европе на смену ополчению пришли регулярные армии. Начали возводиться укрепленные бастионы, которые были способны отражать атаку со всех сторон.

Большинство европейских держав создали свой собственный военный флот. В Российском государстве в XV веке ядром русского войска оставалось великокняжеское войско, состоявшее из мелких служилых людей бояр и «детей боярских». Второй составной частью являлись «городовые полки». Они набирались из горожан. Третьей частью была «рубленная рать», то есть рать собранная с определенного количества сох. Эта рать называлась также «посошной ратью», и ее выставляло сельское население по установленному расчету.

Четвертой составной частью русского войска были казачьи войска. Пятой составной частью войска были наемные отряды — в это время на договорных началах военную службу несли «служилые татарские царевичи», «ордынские князья», литовские князья со своими дружинниками. К XVI веку система комплектования войска претерпела изменения — сложилась поместная система. Окончательно она была закреплена в 1555 году указами Ивана Грозного. За службу давался земельный надел размером от 150 до 3 тыс. Кроме земельного надела полагалось денежное содержание в зависимости от разряда — от 4 руб.

С каждых 100 четей около 50 десятин доброй земли должен был выступить в поход один воин «на коне и в доспехе полном», а в дальний поход — «о дву конь». Поместье теперь могло переходить от отца к сыну при условии сохранения службы. Для учета и проверки служилых дворян периодически проводились смотры. Такой порядок распространился и на городовых казаков, которые стали получать поместья на границах. К поместным войскам относилась и татарская знать, перешедшая на службу к московскому государю и получившая от него поместья. Поместное войско являлось основой русского войска и составляло основной род войск — конницу.

Введение поместной системы позволило значительно увеличить численность войск. В случае необходимости московский государь мог мобилизовать от 80 до 100 тыс. Второй составной частью русского войска XVI в. Городовые казаки получают развитие как новый род войск при Иване IV. Они набирались, как и стрельцы, «из вольных охочих людей». Посошная рать посошные люди собирались в определенном количестве от сохи — так называлась единица податного обложения.

Силами посошных людей выполнялись военно-инженерные работы по устройству дорог и мостов, осуществлялся подвоз боеприпасов и продовольствия, перевозились артиллерийские орудия и производилась их установка. Стрельцы набирались из «вольных людей». За службу они получали жалованье нерегулярно и участки земли вблизи городов, за которые обязаны были служить пожизненно и наследственно. Жили стрельцы в особых слободах, занимались торговлей и ремеслом. Стрельцы обучались строю и стрельбе из пищали. Стрельцы являлись первым на Руси постоянным, но еще не регулярным войском.

Стрелецкое войско было ядром пехоты в войнах. Третьей составной частью русского войска в XVI в. Правительство поощряло службу в наряде пушкарей и затинщиков, обладающих необходимыми знаниями и мастерством. Артиллерия делилась на крепостную, предназначенную для защиты городов, осадную — стенобитную и полевую со средними и легкими пушками. Четвертым элементом был «Гуляй город» подвижное полевое укрепление. По сути, специально обученный личный состав «гуляй-города» являлся зачатком инженерных войск.

Укрытие «гуляй-город» — это легкое подвижное защитное средство летом — на колесах, а зимой — на полозьях. Оно состояло из деревянных щитов, через бойницы которых стрельцы и пушкари вели огонь. По сути, в русском военном искусстве появилось инженерное оборудование поля боя, состоящее из деревянного щитового прикрытия. Таким образом, в XVI в. На случай войны царь мог рассчитывать на 200 тыс. Рассмотрим карту на странице 29 первой части учебника Территории, присоединённые к России к концу правления Ивана III обведены жёлтой линией.

То есть это все территории, присоединённый до 1505 года — года смерти Ивана III. Изучаем документы Как автор текста характеризует власть правителя Российского государства? Автор текста характеризует власть русского государя как сильную и деспотичную. Из курса всеобщей истории вспомните, где и когда существовала деспотическая форма правления. Деспотизм — форма государственного правления, при которой верховная государственная власть сконцентрирована в руках абсолютного правителя, которые вправе свободно распоряжаться судьбой своих подданных, то есть в деспотии самодержавный монарх не только правитель своего государства, но и господин своих подданных. Кроме того, классическими деспотиями были греческие тирании, государство Великих Моголов в Индии и Османская империя.

Какие причины возникновения деспотизма в России называет А. Зимин считает одной из причин возникновения деспотизма сильную зависимость служилого люда от государя, которая со временем переросла в «собачью преданность», при этом государи перестали видеть в своих подданных людей — лишь «холопов», с которым можно сделать все, что угодно. Согласны ли вы с тем, что утверждение автора справедливо для всех сословий России этого периода? Своё мнение аргументируйте. Да, я согласен с тем, что утверждение автора справедливо для всех сословий России того периода. Именно такого мнения придерживался Иван III: «Мы вольны жаловать своих холопов, но вольны их и казнить».

При этом холопами считались все, кто стоял по своему положению ниже государя, то есть абсолютно все. Следует отметить, что деспот — это не обязательно «зверь» или тиран, хотя русская история знает и такие примеры государей. В данном случае мы говорим лишь об абсолютной власти государя над всеми слоями населения государства. В дополнительной литературе и Интернете найдите различные теории о причинах появления двуглавого орла в качестве символа Российского государства. Какая из них вам кажется наиболее вероятной? Орел присутствует на гербах множества государств, а вот двуглавый сохранился всего на нескольких: Российском, Сербском и Албанском.

Вопрос, откуда на Руси взялся образ двуглавого орла, по сей день является спорным. Еще в «Истории государства Российского» на этот факт обратил внимание Николай Карамзин. Изобразив на обратной стороне княжеской печати двуглавого орла, который был гербом Византии, Иван III стремился показать, что Россия является преемником византийской империи. Кроме того, имперские амбиции «двуглавого орла» подтверждались тем, что подобный орел был изображен на гербе Священной Римской империи. Сравните отношение церкви к монаршей власти в Европе и России. В XVI веке в странах Европы начал формироваться абсолютизм — неограниченная власть монарха.

Идея абсолютизма — государь является помазанником Божьим, а значит не нуждается ни в каких посредниках между ним и Богом, будь то император Священной Римской империи или Папа римский. Тем не менее глава католической Церкви — Папа римский, владея умами населения, еще долгое время осуществлял контроль над деятельностью монарха, давал оценку правителям и нередко противостоял им. Дело в том, что католическая Церковь стремилась вести собственную политику — в свое время она поддерживала грабительские походы немецких рыцарей против славянских и прибалтийских народов, активно участвовало в подавлении народных антифеодальных движений и ересей. Политическое влияние церкви и ее главы — Папы — опиралось также на финансовую поддержку. Сюда из всех католических стран Европы стекались ежегодно значительные суммы денег — доходы от земельных владений церкви, от церковной десятины, от сборов на крестовые походы и другие церковные поборы. Располагая огромными средствами, нередко далеко превосходившими финансовые ресурсы светских государей Европы, Папы имели возможность проводить активную внешнюю политику.

Укреплению могущества церкви и папства в Западной Европе содействовало и то, что она продолжала сохранять власть над всей умственной и идейной жизнью общества.

Охарактеризуйте роль в управлении страной государева двора. Вопрос: Охарактеризуйте роль в управлении страной государева двора. Полный ответ: Мы находимся в процессе активной работы над улучшением качества наших ответов и информации, предоставляемой на нашем сайте.

Роль Государева Двора в формировании слоя «служилых людей».

3. Охарактеризуйте роль в управлении страной государева двора. Государев двор был опорой власти самодержца. 3. Охарактеризуйте роль в управлении страной государева двора. Государев двор был опорой власти самодержца. Роль в управлении страной Государева двора была большой. рев двор имел большую роль в управлении страной иком доходов государевых наместников было содержание местным населением деньгами и продуктами этого наместника и его двора. Государев двор имел большую роль в управлении страной.

Ответ подготовленный экспертами Учись.Ru

  • Роль двора в управлении страной
  • Последние вопросы
  • Охарактеризуйте роль в управлении страной государства двора
  • Вопрос школьника по предмету История
  • Вопрос #4104 Охарактеризуйте роль в управлении страной государева двора.

Охарактеризуйте роль в управлении страной государства двора. Государев двор

Таким образом, государев двор играл важную роль в управлении страной, обеспечивая близкий контакт между государем и его приближенными, участвуя в управлении государственным аппаратом и оказывая влияние на культурную жизнь государства. Роль в управлении страной Государева двора была большой. Государев двор составляли люди, которые занимались управлением государством, решали основные вопросы внутренней и внешней политики от лица государя. Государев двор играл важную роль в управлении страной, так как здесь сосредоточивались люди, которые влияли на принятие решений и формирование государственной политики. Происхождение Государева двора связано с княжеской дружиной – в исторических источниках оба термина (близкие по сути описываемых ими явлений) сосуществовали около полутора столетий.

Охарактеризуйте роль в управлении страной государева двора.Кратко, если можно)

В период феодальной раздробленности на территории большинства княжеств в конце XV в. В конце XV в. Княжеские дворы представляли собой не такую сложную структуру управления как в Новгородской республике, но это были праобразы, начала Государева двора. История сохранила до наших дней описание других Дворов как территориальных структур управления. Прежде всего, особым статусом пользовался Двор наследников великокняжеского престола. Известно, например, о существовании Двора у князя Ивана Молодого.

Позднее, в 1500 г. Очевидно, именно с этого времени вел свое начало особый Новгородский двор. В пользу предположения о существовании особого Новгородского двора говорит упоминание в новгородских писцовых книгах некоторых должностей, типичных для Государева двора. Кроме дворецких, назначаемых из Москвы, в Новгороде были известны также конюшие, ясельничие и ловчие. Новгородские конюшие, ясельничие и ловчие первоначально, скорее всего, служили при новгородском дворе.

Не случайно, Дворовая тетрадь описывала только дворовых служилых людей «Московских земель». Вполне вероятно, что в Новгородской земле вплоть до середины XVI в. Особые дети боярские позднее находились также на службе у царицы Анастасии Романовой. В частности, пометки в Дворовой тетради указывают, что на ее службе находились около трех десятков детей боярских. Были особые Дворы Тверской земли до сер.

Деятельность тверской канцелярии была связана с существованием Тверского Дворца. Тверской Дворец продолжал функционировать еще и в середине XVI в. В связи с роспуском тверской Боярской думы «Двор тверской» был включен в состав Государева двора в промежуток времени между 1513 и 1518 гг. К середине XVI в.

Указанные чины этого времени сохранились, хотя и с изменившимся значением, до царского периода, должность же тысяцкого была уничтожена в конце четырнадцатого столетия. Тысяцкий так же, как в предшествовавшее, киевское время, был предводителем земских полков, городского и сельского ополчения. Вследствие своих связей с областным населением, тысяцкий был могущественным и влиятельным лицом. Должность эта нередко переходила по наследству от отца к сыну и, сохраняясь в одном роду, весьма усиливала значение этого рода. Итак, «пути» были дворцовыми ведомствами, между которыми было разделено управление принадлежавшими княжескому дворцу хозяйственными угодьями. Но эти ведомства касались и не дворцовых земель.

Пути можно было назвать промысловыми угодьями, если бы право эксплуатации путных угодий в княжестве принадлежало исключительно княжескому дворцу. Но акты удельного и московского времени не указывают на такую исключительность: промысловые угодья являются простой принадлежностью земельной собственности, и князь удельный или великий, передавая свою землю в руки частного собственника, вместе с ней передавал и право пользования находившимися на ней промысловыми угодьями. Назначение бояр на должности путных руководителей в системе управления дворцовым хозяйством — это была подготовительная ступень к созданию более широкой структуры управления — Государева Двора [32] 32 См. Если в начале путные бояре работали параллельно с представителями Государева двора, а должности их были такими же по названию, то впоследствии Боярская Дума и Государев Двор вышли на первый план. Путные бояре выполнили свою историческую миссию и открыли в системе управления княжеством государством новую страницу в виде Государева Двора. Термин «двор» в домонгольский период русской истории употреблялся в разных значениях. Во второй половине XII в. Князя окружали придворные двух типов — «вольные слуги» и «слуги под дворским». Дворскому — управляющему — подчинялись как свободные, так и зависимые люди. Все они специализировались в разных областях деятельности, как были военными людьми, так и служили в княжеском хозяйстве например, ремесленники, управляющие, охотники, отроки, детские, мечники.

Младших дружинников теперь называли обобщенным термином «дворяне», т. В период феодальной раздробленности на территории большинства княжеств в конце XV в. В конце XV в. Княжеские дворы представляли собой не такую сложную структуру управления как в Новгородской республике, но это были праобразы, начала Государева двора. История сохранила до наших дней описание других Дворов как территориальных структур управления. Прежде всего, особым статусом пользовался Двор наследников великокняжеского престола. Известно, например, о существовании Двора у князя Ивана Молодого. Позднее, в 1500 г. Очевидно, именно с этого времени вел свое начало особый Новгородский двор. В пользу предположения о существовании особого Новгородского двора говорит упоминание в новгородских писцовых книгах некоторых должностей, типичных для Государева двора.

Кроме дворецких, назначаемых из Москвы, в Новгороде были известны также конюшие, ясельничие и ловчие. Новгородские конюшие, ясельничие и ловчие первоначально, скорее всего, служили при новгородском дворе. Не случайно, Дворовая тетрадь описывала только дворовых служилых людей «Московских земель». Вполне вероятно, что в Новгородской земле вплоть до середины XVI в. Особые дети боярские позднее находились также на службе у царицы Анастасии Романовой. В частности, пометки в Дворовой тетради указывают, что на ее службе находились около трех десятков детей боярских. XVI в. Деятельность тверской канцелярии была связана с существованием Тверского Дворца. Тверской Дворец продолжал функционировать еще и в середине XVI в. В связи с роспуском тверской Боярской думы «Двор тверской» был включен в состав Государева двора в промежуток времени между 1513 и 1518 гг.

К середине XVI в. После тысячной реформы это число еще более увеличилось за счет привлечения к дворовой службе помещиков Северо — Запада страны. Эволюция княжеского управления и создания Государева Двора отражала процесс централизации Русского государства и развивалась по мере присоединения новых княжеств и земель к территории собственно Московского княжества. Структура Государева Двора разрасталась также за счет создания новых поместных структур управления, в состав которых входили переселяемые из других уездов служилые люди. Государев Двор в средневековой истории России представлял административное объединение служилых людей «по отечеству», принимавших непосредственное участие в руководстве страной, в исполнении решений князя, государя.

Были особые Дворы Тверской земли до сер. Деятельность тверской канцелярии была связана с существованием Тверского Дворца. Тверской Дворец продолжал функционировать еще и в середине XVI в.

В связи с роспуском тверской Боярской думы «Двор тверской» был включен в состав Государева двора в промежуток времени между 1513 и 1518 гг. К середине XVI в. После тысячной реформы это число еще более увеличилось за счет привлечения к дворовой службе помещиков Северо — Запада страны. Эволюция княжеского управления и создания Государева Двора отражала процесс централизации Русского государства и развивалась по мере присоединения новых княжеств и земель к территории собственно Московского княжества. Структура Государева Двора разрасталась также за счет создания новых поместных структур управления, в состав которых входили переселяемые из других уездов служилые люди. Государев Двор в средневековой истории России представлял административное объединение служилых людей «по отечеству», принимавших непосредственное участие в руководстве страной, в исполнении решений князя, государя. Члены Государева Двора являлись ключевыми фигурами в центральном и местном управлении, участвовали в походах, посольских миссиях, судопроизводстве, дворцовых и придворных службах, т. Более совершенных структур управления на тот период еще не было.

В период формирования единого Московского государства «княжеским двором» стали называть: в широком смысле — организацию разного ранга служилых феодалов, делегировавшихся «уездно — территориальной организацией », в узком понимании термина — ближайшее окружение князя. Далее структура территориального членения двора трансформировалась в сторону «сословно — чиновного строения». В истории эволюции Государева двора можно выделить следующие этапы. Первый этап — IX— конец XI вв. В этот период данные служащие могли удовлетворять потребности князя и его семьи и решать задачи управления. Однако, это был далекий от совершенства механизм исполнительной власти. В последнее десятилетие правления Ивана III возросло значение Двора как административного социального института. В это время сформировалась традиционная тройственная структура великокняжеского двора, включавшая в себя князей, бояр и детей боярских.

Во второй половине XV в. В этот период усложняются задачи управления, а развитие структуры Государева двора происходит за счет выделения новых придворных должностей, связанных по роду своей деятельности с Боярской Думой, Дворцом и дьяческой средой. Государев двор становится одним из ключевых звеньев в системе общегосударственного управления, исполнительной властью князя, царя. Государев двор превратился в замкнутую организацию, куда почти прекратился доступ новых лиц. Государев Двор начинает выступать в качестве особой силы, как общегосударственная исполнительная структура, унаследовавшая свой статус от прежнего двора московских князей. Государь всея Руси назначал дворян военачальниками, дипломатами, управителями в центре и на местах. Успешную карьеру придворного обусловливали не только его служебное рвение, но также семейные связи и протекциявлиятельных друзей. Данная система управления была основана на территориальном принципе организации службы.

С конца XV в. Государев двор принимал самое деятельное участие во всех значимых мероприятиях московского князя. Все наместники, волостели, послы и военачальники разного уровня назначались на свои должности исключительно из числа лиц, входивших в состав Государева двора. Чаще всего они же производили земельные описания отдельных уездов и вели судебные разбирательства. Разряд новгородского похода «миром» 1495 г. Развитие великокняжеской канцелярии привело к выделению во второй половине XV в. В действительности казначеи и печатники эпизодически упоминались в источниках более раннего времени, однако, с конца XV в. Кроме них в конце XV в.

Должность конюшего впервые встречалась в разряде новгородской поездки Василия III в 1510 г. Однако вполне вероятно, что эта должность существовала в Русском государстве во время правления Ивана III в 60-е гг. Сокольничие и ловчие имели достаточно близкие функции и, вероятнее всего, их обязанности выполнялись одними и теми же лицами. Все эти должности были представлены в разрядах поездок великого князя в 1510 г. Дальнейшее развитие структуры Государева двора зафиксировано взаписях Дворовой тетради. Выделение в составе Государева двора должностей конюшего, дворецкого, казначея, печатника, оружничего, ясельничих, постельничих, ловчих и сокольничих было показателем процесса включения великокняжеского Государева Двора в систему общегосударственного управления и определенной унификации прежней путной системы. Это, однако, не означало еще полного разрыва с прежней территориальной структурой двора. Нарастание кризисных явлений внутри Государева двора стимулировало проведение в конце данного периода серии реформ Двора.

Суть пересмотра состава двора состояла в приведении его чиновничьего состава в соответствие со сложившимися служебно — местническими отношениями и «породой» служилого человека на условиях его верной службы монарху. Пятый этап — вторая половина XVII в. Постепенное слияние московских чинов в обособленную верхушку Государева двора, именуемую царедворцами, привело во второй половине XVII в. Формирование чиновничье — иерархической структуры Государева двора было обусловлено его новыми функциями. Одной из задач великокняжеской власти стало создание единого общерусского аппарата власти. Господство традиционных форм управления и общая неразвитость делопроизводства привели к увеличению значения Государева двора, как особой административной исполнительной структуры. Это ознакомительный фрагмент книги. Если начало книги вам понравилось, то полную версию можно приобрести у нашего партнёра - распространителя легального контента ООО "ЛитРес".

Это определение в Европе изначально определяло круг людей, который обслуживал царскую семью в личной резиденции. Но в России в список людей входила не только прислуга. Получить должность в Государевом дворе - это была привилегия. Так как со временем в нем сосредоточилась вся политическая система управления государством. Жизнь до Государева двора С XI века Российское государство все больше становилось обособленным, но стабильно развивалось. Положительной стороной обособленности оказалось экономическое и культурное развитие областей. Население увеличивалось, хозяйство становилось более крепким, города - богаче. Русские земли между собой объединяли лишь некоторые факторы: князья и бояре признавали власть киевского князя; в областях сохранялась единая религия и язык; контролировалось подчинение норм, описанных в принятом своде законов "Русская Правда".

Причины раздробленности Владимир Мономах, царствовавший в период с 1113-1125 гг. Его сын Мстислав занял престол после смерти отца, но правил недолго, всего 7 лет. Предпосылкой раздробленности государства стало и переселение народа с тех земель, на которые периодически совершали набеги половцы. Восточные и Юго-западные города Владимир, Суздаль, Галич и Волынь приняли основной поток беженцев на себя. Князей и бояр, владевших землями, не устраивало подчинение Киеву. Ведь для того, чтобы поддерживать порядок на своих землях, они обладали достаточной властью и были сильны. К тому же местные бояре и княжеская дружина обеспечивали каждого князя необходимой защитой и помощью, поддерживая идею не зависеть от столицы. Раздробленность Древнерусского государства Из-за княжеских междоусобиц обороноспособность государства ослабла.

XIII вв. Древнерусское государство оказалось полностью раздробленным. К концу XII века самостоятельными, не зависящими от столицы, стали 15 земель. Самими крупными из них были Галицко-Волынское и Владимиро-Суздальское княжество, и Новгородская республика. В 1132 году раздробленность России достигла апогея. Централизованность государства стала условной. Каждый князь правил на своей земле самостоятельно, учитывая приближенных к нему бояр и дружину - те силы, от которых зависела его власть. Исторически значимой личностью в тот период был князь Андрей Боголюбский.

Он правил во Владимиро-Суздальских землях и вел активную внешнюю политику для присвоения себе титула царя. Но в 1174 году его убили и власть перешла к его брату - Всеволоду Большое Гнездо. Именно Владимиро-Суздальское княжество стало центром, который в дальнейшем сплотил государство. Причины возникновения Государева двора Давайте рассмотрим определение по истории, что такое Государевчфхиио двор. В него вошли представители княжеской дружины. Но в то время подчинение происходило по принципу "вассал твоего вассала - не мой вассал". Тогда появился Государев двор. Это структура, в которую со временем на основе добровольной подчиненности, вошли бояре, "вольные слуги" и слуги, которые подчинялись "дворскому-мажордому".

Со временем количество добровольных вассалов росло. Это все вассалы, состоящие в структуре: дружина, бояре и их потомков, наемные работники, рабы. Их всех называли дворянами. Это была поместная система, в которую вошли выходцы из трех классов: высший и средний составлял резиденцию короля, низший - его слуг. К высшему классу относились люди, имеющие крупные землевладения.

Дворецкие распоряжались размежеванием дворцовых земель, осуществляли верховный суд над их населением и контролировали деятельность кормленщиков. Расширение подвластной московскому князю территории и сохранение в них определенных особенностей привело к увеличению числа дворецких. Достаточно широким был также круг обязанностей казначеев. Казначеи заведовали финансовыми поступлениями, в том числе сбором налогов и таможенных пошлин, давали поручения различным послам и посланникам, хранили великокняжеские царские архивы.

Помощниками казначеев выступали печатники, скреплявшие государственной печатью различные поступающие в великокняжескую канцелярию документы. Конюшие, дворецкие, казначеи и печатники были ближайшими сподвижниками великокняжеской власти. Все эти должности - конюших, дворецких, казначеев и печатников - занимали личные выдвиженцы великого князя, выходцы из нетитулованных фамилий. Высокое положение конюших, дворецких, казначеев и печатников позволяло им со временем получать думские звания бояр и окольничих. Занимая место в иерархии Государева двора непосредственно после бояр и окольничих конюшие, дворецкие, казначеи и печатники фактически уже с конца XV в. Все они регулярно присутствовали на заседаниях Боярской Думы и, время от времени, выполняли типично «боярские» поручения. В конце XV в. Эго обстоятельство обуславливало определенную трансформацию самих этих должностей. Наряду с выполнением своих прямых обязанностей, конюшие, дворецкие, ясельничие, постельничие, ловчие и сокольничие использовались великокняжеской властью и для выполнения других поручений.

Конюший И. Челяднин, например, в 1512 - 1514 гг. Близкое к ним положение занимали оружничие, должность, появившаяся в начале XVI в. Оружничие были хранителями великокняжеского военного арсенала. Менее значительную роль шрали ясельничие, постельничие, ловчие и сокольничие. Эти должности были связаны с созданием путной системы и вплоть до конца XV в. Ясельничие заведовали содержанием лошадей, ловчие и сокольничие распоряжались организацией великокняжеской охоты , постельничие - обеспечивали обиход самой семьи великого князя. По своему положению ясельничие, постельничие, ловчие и сокольничие возвышались над основной массой дворовых детей боярских. Получение этих должностей нередко достигалось после долгих лет службы.

Скорее исключением, чем правилом было дальнейшее продвижение по службе ясельничих, постельничих, сокольничих и ловчих. Очевидно, причиной этого была специфичность выполняемых ими функций. Формально продолжая входить в состав дворцового ведомства, ясельничие, постельничие, ловчие и сокольничие фактически не принимали участия в делах управления, но были обслуживающим персоналом и не могли, таким образом, претендовать на более высокие места дворецких или казначеев. Многие из них, однако, в силу своей близости к особе великого князя имели достаточно серьезное влияние. Так, фаворитом Василия Шв первые годы его правления был сокольничий Кляпик Еропкин, позднее в центре политической борьбы оказался постельничий Я. И Мансуров. Тенденция превращения определенных дворцовых должностей в иерархические ступени Государева двора наиболее отчетливо проявилась в середине XVI в. Обе эти должности не были связаны с какой либо отраслью великокняжеского хозяйства. Кравчие должны были пробовать подносимые великому князю царю блюда и яства, в то время как стольники прислуживали за столом во время пиров и выполняли различные церемониальные функции.

Реальное значение кравчих и стольников заключалось в их связи с Боярской Думой. С середины XVI в. Стольниками, как правило, становились новички из знатных аристократических фамилий, сравнительно недавно поступающие на государеву службу. Со временем, все они также имели неплохие шансы на попадание в Боярскую Думу. Почти половина стольников являлась представителями родовитых княжеских фамилий. Остальная часть - выходцы из виднейших старомосковских боярских родов. После смерти Ивана Грозного количество худородных дворовых стольников было сведено к минимуму. Большинство стольников были родственниками бояр и окольничих. Наиболее знатные лица верстались чином стольника сразу и на первых порах несли службу вместе со своими отцами.

Представители менее родовитых фамилий назначались в стольники из стряпчих. Отдельные стольники начинали карьеру в чине жильца. Но, как правило, они жаловались затем чином стряпчего и только после этого производились в стольники. Таким образом, стольники крайне редко пополнялись представителями нижних чинов двора. Для многих чин стольника был ступенью к чину московского дворянина и к боярству, и окольничеству. Часто стольники попадали в Думу, пройдя через службу в дворянах московских. Дело в том, что при назначении в Думу не только учитывалась «порода», но и существовал определенный «возрастной ценз», а также необходимым был опыт военной и административной службы, который представители знатных фамилий могли приобрести, служа в московских дворянах. Иногда стольники непосредственно возводились в звание бояр и окольничих. Эго были либо лица, прослужившие в чине стольника длительное время около 20 лет , либо представители наиболее близких ко двору семей и царские фавориты.

Многие стольники, имевшие «стаж» службы еще в жильцах и стряпчих, завершали свою служебную карьеру в этом чине. Служба стольников носила в основном придворный характер - на дворцовых церемониях, приемах послов, в царских походах они служили в рындах, были почетной прислугой за царскими столами, являлись царскими посыльными в полки для раздачи денежного жалования и для «сказания государева жалованного слова», во время «государевых походов» составляли в царском полку свои особые отряды «стольники в головах и есаулах», «есаулы стольники». Перед крупными походами стольники производили призыв и смотры детей боярских. В основном служба стольников протекала при особе государя идовольно редко стольников назначали воеводами. В чиновной иерархии двора ниже стольников стояли стряпчие с платьем. Но в целом их служба была однородна службе стольников. Сфера деятельности стряпчих, как и стольников, была преимущественно «придворная». Они служили в рындах, прислуживали за царскими столами, вместе со стольниками производили смотры детей боярских. В отличие от состава стольников, среди стряпчих преобладали представители второстепенной знати.

Но и здесь не было лиц совершенно «случайных». В стряпчие зачислялись дети преимущественно московских дворян, реже дети окольничих, думных дворян, стрелецких голов. Жильцы несли преимущественно придворную службу на Москве - участвовали в дворцовых церемониях, приемах послов, назначались в качестве посыльных от царя к воеводам. Во время крупных походов они являлись сборщиками даточных людей, из них комплектовались особые военные подразделения. Они служили также помощниками «поддатнями» рынд. Дьяки сравнительно поздно получили признание в составе княжеских дворов. Еще в середине XIV в. Перемена в положении дьяков произошла в середине XV в. Из второстепенных лиц княжеского аппарата дьяки превратились в ближайших советников великокняжеской власти.

Со второй половины XV в. Во второй половине XV в. Курицын, известный политический деятель конца XV в. Очевидно, дьяки конца XV в. В период правления Василия Шуйского в системе Государсва Двора 1610-1611 гг. Однако вряд ли можно с полной уверенностью говоритьо том, что дьяки были выше дворян московских, поскольку случаи перехода из дворян московских в дьяки только единичны, дьяки иногда попадали в выборные дворяне, что считалось понижением их по службе. Для дьяков работа в приказах являлась основным делом. В большинстве приказов за исключением гак называемых судных приказов и четвертей, номенклатура которых на рубеже XVII в. Наблюдается определенная специализация городовых дьяков.

По подсчетам исследователей к началу XVII в. В это же время сформировалось и ядро приказной системы управления Московского государства. По всей видимости, на начало XVII в. Переходы дворовых с низших ступеней дворцовой иерархии на высшие было делом весьма распространенным. Так, например, многие из дворян, значившиеся в Тысячной книге 1550 г. Слуги под дворским, или меньшие бояре, стали появляться в летописях Ссверо - Восточной Руси и в договорных фамотах великих князей владимирских с новгородской республикой, начиная с середины XIII в. Несомненна первоначальная связь слуг с княжеской службой. Позднее, однако, под этим термином фигурировали вообще все средние и мелкие землевладельцы, в отличие от крупных землевладельцев - бояр, вне зависимости от их служебной принадлежности или от ее отсутствия. Эта категория землевладельцев была названа в договоре князей Дмитрия Донского и Владимира Храброго, составленном в середине 60 - х гг.

XIV в. В действительности, слуги иод дворским сравнительно редко встречались в источниках, причем исключительно в княжеских договорах и духовных грамотах московского происхождения. В большинстве случаев упоминание слуг иод дворским в княжеских договорных грамотах носило характер нескольких шаблонных формулировок, на основании которых достаточно трудно установить их отличительные черты. Исключением является духовная грамота князя Владимира Храброго, составленная в самом начале XV в. Анализ этой духовной грамоты показывает, что среди слуг под дворским определенно не было разного рода дворцовых слуг. В тексте завещания князя Владимира Храброго отдельно друг от друга упоминались слуги иод дворским и бобровники, садовники, псари, барыши, делюи, служившие этому князю. Нередко слугами под дворским называли всех тех, кто подчинялся суду и управлению дворского, в т. В состав этой категории могли входить также некоторые мелкие вотчинники. В состав слуг иод дворским входили военные и административные княжеские слуги, такие как, посольские, дьяки, ключники, иногда, и лично несвободные.

По своему положению слуги были достаточно близки к боярам. Обе зги категории первоначально входили в состав княжеских дворов и выполняли различные поручения своих князей. Соглашение между сыновьями князя Ивана Калиты впервые выделило из общей массы слуг вольных. Очевидно, именно слуги вольные сохранили за собой все права и привилегии, в том числе и пресловутое право свободного боярского перехода, которыми прежде обладали все слуги. С середины XV в. Зависимость слуг под дворским от власти дворского раскрывается из формулировки одного из ранних княжеских договоров: «слуги, которые потягли к дворскому», то есть подчинялись его суду и выплачивали ему дань, наравне с крестьянами. Их правовой статус был определен в духовной грамоте князя Ивана Калиты: «А бояром водным воля. А кто будет по дворьским слуг и от сотников, тех дети мои иромежи собя не приимаюг». Самое низкое положение в структуре Государева двора занимали дворовые дети боярские, количественно во много раз превосходившие все остальные категории.

Функции дворовых детей боярских были весьма разнообразны. Они отправлялись с дипломатическими миссиями в соседние государства, назначались военачальниками среднего и низшего уровней , выполняли различные церемониальные обязанности на торжественных процедурах, проводили поземельные описания и разъезды, сажали великокняжеские слободы. Дети боярские, низшая категория великокняжеского двора, были основной ударной силой згой привилегированной категории. Все они периодически получали кормления и выполняли обязанности наместников и волостелей. Уже в середине XV в. В состав великокняжеского двора входили также отряды служилых князей. Очевидно, в эго время сформировалась традиционная тройственная структура великокняжеского двора, включавшая в себя князей, бояр и детей боярских. Распространение этой структуры отчетливо прослеживается в формулярах жалованных грамот, начиная с 30 - х гг. Каждая из категорий великокняжеского Государева двора имела свои собственные функциональные обязанности.

Служилые князья в силу своего происхождения являлись признанными лидерами для территориальных ополчений и вместе со своими дружинами выступали в походах как воеводы. Бояре являлись советниками великого князя, судьями боярами введенными и наместниками в крупнейших городах страны. Боярская Дума времен Василия Темного, неспособного в силу своей слепоты активно вмешиваться в дела управления, значительно расширила круг своих полномочий и обрела достаточно постоянный состав. С этой категорией служащих царь взаимодействовал наиболее тесно, т. Их назначали руководителями важнейших приказов: А. Ордин - Нащокин руководил Посольским приказом 1667 - 1671 , во главе Большого Дворца Судного дворцового приказа и Оружейной палаты был назначен Б. Хитрово 1664 - 1680. Эго свидетельствовало о большом доверии и высоких деловых качествах Б. Хитрово и царь определил его главным распорядителем во дворце.

Стрешнев руководил Сибирским приказом 1662 - 1679 , который контролировал доходы от пушного промысла, дававшего десятую часть всех государственных доходов. Выделение спальников в особый чин шло на протяжении всего XVII в. Впервые упоминание о них находим в боярском списке 1606 - 1607 гг. Хилкова и С. Прозоровского помечено «в Комнате». Тем не менее, вплоть до 1660 - х гг. Поэтому в разрядах их именовали го «стольник из Комнаты», то просто стольник. Впервые в особый чин Государева двора комнатные стольники выделены в боярском списке 1667 г. Спальники занимали промежуточное положение между думными и московскими чинами, все более приближаясь к первым.

Под Соборным уложением об отмене местничества в 1682 г. Тем самым дистанция между двумя сотнями высших сановников государства думными людьми и спальниками и прочими царедворцами стала более явной. При царе Алексее Михайловиче несколько спальников руководили приказами. Князь И. Троекуров возглавлял Иноземский и Рейтарский приказы 1670 - 1676. Поручение спальнику руководить Монастырским приказом свидетельствует о высоком статусе этого чина.

ГДЗ к учебнику история России 7 класс 1 часть, Данилов

Государев двор играл важную роль в управлении страной, обеспечивая политическую стабильность, административную эффективность и культурное развитие. Найдите правильный ответ на вопрос«1. Охарактеризуйте роль в управлении страной государева двора. Государев двор составляли люди, которые занимались управлением государством, решали основные вопросы внутренней и внешней политики от лица государя.

Охарактеризуйте роль в управлении страной государева двора. Государев двор

Волги и ее больших притоков существовал целый ряд «рыбных слобод», населенных рыболовами. Значительная часть этих бобровых гонов, бортных ухожьев, рыбных езов затворов принадлежала князьям и была разделена в управление между дворцовыми путями: ловчим, чашничим, стольничим. Постельничий хранил печать «для скорых и тайных царских дел» и часто ведал личной канцелярией государя. Входил обычно в число особо приближённых советников и оказывал влияние на деятельность великого князя, государя. В подчинении постельничего находились спальники, которые дежурили в комнате государя, раздевали его, сопровождали во время поездок. Обычно спальниками были молодые люди знатного происхождения. Впервые упомянут в 1284 г. Первоначальными функциями окольничего были: устройство и обеспечение путешествий князя и участие в приемах и переговорах с иностранными послами. Окольничие назначались руководителями приказов, полковыми воеводами, участвовали в организации придворных церемоний. В актах XVI в. Стольничий и чашничий сделались исключительно придворными людьми; но в удельное время они, принадлежали к дворцовому штату, управляли особыми дворцовыми ведомствами, путями; Позднее в царский период они не имели административного значения.

До XV в. Чашничий путь был ведомством дворцового пчеловодства и государевых питей; ему подчинялись села и деревни дворцовых бортников — пчеловодов, вместе с бортными дворцовыми лесами. В начале XVI в. К стольничему пути принадлежали дворцовые территории для рыбной ловли и также, дворцовые сады и огороды с садовниками и огородниками. Когда нужно было помочь частному владельцу заселить его пустые земли, на которых могли падать повинности этого ведомства или которые находились в пределах его административного округа, органы власти давали землевладельцу жалованную грамоту, по которой ни наместник того уезда, ни стольник, ни посельский с их тиунами не могли ни брать с поселенцев тех земель своих поборов, ни судить их ни в чем, кроме душегубства и разбоя с поличным. Селения каждого пути объединялись в волости, которыми управляли волостели, представители стольничего, чашничего или другого пути. Эти «путные» управители действовали посредством выборных старост путных сел и слобод. Во второй половине XVI в. Все эти ведомства были разграничены между собою и обособлены от других учреждений. Рассеянные по городам и волостям княжества слободы, села и деревни, приписанные к этим путям, были или совершенно обособлены от общего областного управления наместников и волостей, или находились в очень слабой административной зависимости от него.

Боярин, заведовавший хозяйственным управлением тех или других дворцовых угодий, был начальником для всех лиц, населявших земли, отданные в его управление. Хозяйство, администрация и суд соединялись в руках одного лица. Древнее управление, в полную противоположность позднейшему, сосредотачивало в одном ведомстве все дела, касавшиеся подданного населения. К ряду управителей этих путей, конюшего, сокольничего, ловчего, стольника, должен был принадлежать по значению и казначей, ведавший княжескою казною: деньгами, всем ценным имуществом, золотыми сосудами, цепями, крестами, драгоценными камнями, мехами и т. Казначеи не только хранили княжескую казну, но и заведовали некоторыми государевыми доходами, главным образом, таможенными. Но они отнюдь не сосредотачивали в своих руках управление всеми доходами князей; особая казна была у дворецкого и у стольника, и у других чинов, заведовавших теми или другими доходными статьями дворцового хозяйства. Боярину — казначею были подчинены мелкие чиновники — казначеи и тиуны; они заведовали княжеским имуществом, хранившимся в провинциальных городах. Для предупреждения злоупотреблений эти должности поручались обыкновенно людям несвободным, находившимся в полной зависимости от князя. Эти казначеи-холопы, как и тиуны, и другие мелкие чиновники, тоже несвободные, обыкновенно отпускались на волю по завещаниям князей. Выше всех этих дворцовых должностей стояла в удельное время должность тысяцкого.

Указанные чины этого времени сохранились, хотя и с изменившимся значением, до царского периода, должность же тысяцкого была уничтожена в конце четырнадцатого столетия. Тысяцкий так же, как в предшествовавшее, киевское время, был предводителем земских полков, городского и сельского ополчения. Вследствие своих связей с областным населением, тысяцкий был могущественным и влиятельным лицом. Должность эта нередко переходила по наследству от отца к сыну и, сохраняясь в одном роду, весьма усиливала значение этого рода. Итак, «пути» были дворцовыми ведомствами, между которыми было разделено управление принадлежавшими княжескому дворцу хозяйственными угодьями. Но эти ведомства касались и не дворцовых земель. Пути можно было назвать промысловыми угодьями, если бы право эксплуатации путных угодий в княжестве принадлежало исключительно княжескому дворцу. Но акты удельного и московского времени не указывают на такую исключительность: промысловые угодья являются простой принадлежностью земельной собственности, и князь удельный или великий, передавая свою землю в руки частного собственника, вместе с ней передавал и право пользования находившимися на ней промысловыми угодьями. Назначение бояр на должности путных руководителей в системе управления дворцовым хозяйством — это была подготовительная ступень к созданию более широкой структуры управления — Государева Двора. Если в начале путные бояре работали параллельно с представителями Государева двора, а должности их были такими же по названию, то впоследствии Боярская Дума и Государев Двор вышли на первый план.

Путные бояре выполнили свою историческую миссию и открыли в системе управления княжеством государством новую страницу в виде Государева Двора. Термин «двор» в домонгольский период русской истории употреблялся в разных значениях. Во второй половине XII в. Князя окружали придворные двух типов — «вольные слуги» и «слуги под дворским». Дворскому — управляющему — подчинялись как свободные, так и зависимые люди. Все они специализировались в разных областях деятельности, как были военными людьми, так и служили в княжеском хозяйстве например, ремесленники, управляющие, охотники, отроки, детские, мечники. Младших дружинников теперь называли обобщенным термином «дворяне», т. В период феодальной раздробленности на территории большинства княжеств в конце XV в. В конце XV в. Княжеские дворы представляли собой не такую сложную структуру управления как в Новгородской республике, но это были праобразы, начала Государева двора.

История сохранила до наших дней описание других Дворов как территориальных структур управления. Прежде всего, особым статусом пользовался Двор наследников великокняжеского престола. Известно, например, о существовании Двора у князя Ивана Молодого. Позднее, в 1500 г. Очевидно, именно с этого времени вел свое начало особый Новгородский двор.

Структура Государева Двора разрасталась также за счет создания новых поместных структур управления, в состав которых входили переселяемые из других уездов служилые люди.

Государев Двор в средневековой истории России представлял административное объединение служилых людей «по отечеству», принимавших непосредственное участие в руководстве страной, в исполнении решений князя, государя. Члены Государева Двора являлись ключевыми фигурами в центральном и местном управлении, участвовали в походах, посольских миссиях, судопроизводстве, дворцовых и придворных службах, т. Более совершенных структур управления на тот период еще не было. В период формирования единого Московского государства «княжеским двором» стали называть: в широком смысле — организацию разного ранга служилых феодалов, делегировавшихся «уездно — территориальной организацией», в узком понимании термина — ближайшее окружение князя. Далее структура территориального членения двора трансформировалась в сторону «сословно — чиновного строения». В истории эволюции Государева двора можно выделить следующие этапы.

Первый этап — IX- конец XI вв. В этот период данные служащие могли удовлетворять потребности князя и его семьи и решать задачи управления. Однако, это был далекий от совершенства механизм исполнительной власти. В последнее десятилетие правления Ивана III возросло значение Двора как административного социального института. В это время сформировалась традиционная тройственная структура великокняжеского двора, включавшая в себя князей, бояр и детей боярских. Во второй половине XV в.

В этот период усложняются задачи управления, а развитие структуры Государева двора происходит за счет выделения новых придворных должностей, связанных по роду своей деятельности с Боярской Думой, Дворцом и дьяческой средой. Государев двор становится одним из ключевых звеньев в системе общегосударственного управления, исполнительной властью князя, царя. Государев двор превратился в замкнутую организацию, куда почти прекратился доступ новых лиц. Государев Двор начинает выступать в качестве особой силы, как общегосударственная исполнительная структура, унаследовавшая свой статус от прежнего двора московских князей. Государь всея Руси назначал дворян военачальниками, дипломатами, управителями в центре и на местах. Успешную карьеру придворного обусловливали не только его служебное рвение, но также семейные связи и протекциявлиятельных друзей.

Данная система управления была основана на территориальном принципе организации службы.

Ответ оставил Гуру 1. Источником был собранный наместником с местного населения налог, который называется «Кормлением». Если тебя не устраивает ответ или его нет, то попробуй воспользоваться поиском на сайте и найти похожие ответы по предмету История.

Поселки бортников делили между собою борти дуплистые деревья с медом на «бортные ухожья». По всему течению р. Волги и ее больших притоков существовал целый ряд «рыбных слобод», населенных рыболовами. Значительная часть этих бобровых гонов, бортных ухожьев, рыбных езов затворов принадлежала князьям и была разделена в управление между дворцовыми путями: ловчим, чашничим, стольничим. Постельничий хранил печать «для скорых и тайных царских дел» и часто ведал личной канцелярией государя. Входил обычно в число особо приближённых советников и оказывал влияние на деятельность великого князя, государя. В подчинении постельничего находились спальники, которые дежурили в комнате государя, раздевали его, сопровождали во время поездок. Обычно спальниками были молодые люди знатного происхождения. Впервые упомянут в 1284 г. Первоначальными функциями окольничего были: устройство и обеспечение путешествий князя и участие в приемах и переговорах с иностранными послами. Окольничие назначались руководителями приказов, полковыми воеводами, участвовали в организации придворных церемоний. В актах XVI в. Стольничий и чашничий сделались исключительно придворными людьми; но в удельное время они, принадлежали к дворцовому штату, управляли особыми дворцовыми ведомствами, путями; Позднее в царский период они не имели административного значения. До XV в. Чашничий путь был ведомством дворцового пчеловодства и государевых питей; ему подчинялись села и деревни дворцовых бортников — пчеловодов, вместе с бортными дворцовыми лесами. В начале XVI в. К стольничему пути принадлежали дворцовые территории для рыбной ловли и также, дворцовые сады и огороды с садовниками и огородниками. Когда нужно было помочь частному владельцу заселить его пустые земли, на которых могли падать повинности этого ведомства или которые находились в пределах его административного округа, органы власти давали землевладельцу жалованную грамоту, по которой ни наместник того уезда, ни стольник, ни посельский с их тиунами не могли ни брать с поселенцев тех земель своих поборов, ни судить их ни в чем, кроме душегубства и разбоя с поличным. Селения каждого пути объединялись в волости, которыми управляли волостели, представители стольничего, чашничего или другого пути. Эти «путные» управители действовали посредством выборных старост путных сел и слобод. Во второй половине XVI в. Все эти ведомства были разграничены между собою и обособлены от других учреждений. Рассеянные по городам и волостям княжества слободы, села и деревни, приписанные к этим путям, были или совершенно обособлены от общего областного управления наместников и волостей, или находились в очень слабой административной зависимости от него. Боярин, заведовавший хозяйственным управлением тех или других дворцовых угодий, был начальником для всех лиц, населявших земли, отданные в его управление. Хозяйство, администрация и суд соединялись в руках одного лица. Древнее управление, в полную противоположность позднейшему, сосредотачивало в одном ведомстве все дела, касавшиеся подданного населения. К ряду управителей этих путей, конюшего, сокольничего, ловчего, стольника, должен был принадлежать по значению и казначей, ведавший княжескою казною: деньгами, всем ценным имуществом, золотыми сосудами, цепями, крестами, драгоценными камнями, мехами и т. Казначеи не только хранили княжескую казну, но и заведовали некоторыми государевыми доходами, главным образом, таможенными. Но они отнюдь не сосредотачивали в своих руках управление всеми доходами князей; особая казна была у дворецкого и у стольника, и у других чинов, заведовавших теми или другими доходными статьями дворцового хозяйства. Боярину — казначею были подчинены мелкие чиновники — казначеи и тиуны; они заведовали княжеским имуществом, хранившимся в провинциальных городах. Для предупреждения злоупотреблений эти должности поручались обыкновенно людям несвободным, находившимся в полной зависимости от князя. Эти казначеи-холопы, как и тиуны, и другие мелкие чиновники, тоже несвободные, обыкновенно отпускались на волю по завещаниям князей. Выше всех этих дворцовых должностей стояла в удельное время должность тысяцкого. Указанные чины этого времени сохранились, хотя и с изменившимся значением, до царского периода, должность же тысяцкого была уничтожена в конце четырнадцатого столетия. Тысяцкий так же, как в предшествовавшее, киевское время, был предводителем земских полков, городского и сельского ополчения. Вследствие своих связей с областным населением, тысяцкий был могущественным и влиятельным лицом. Должность эта нередко переходила по наследству от отца к сыну и, сохраняясь в одном роду, весьма усиливала значение этого рода. Итак, «пути» были дворцовыми ведомствами, между которыми было разделено управление принадлежавшими княжескому дворцу хозяйственными угодьями. Но эти ведомства касались и не дворцовых земель. Пути можно было назвать промысловыми угодьями, если бы право эксплуатации путных угодий в княжестве принадлежало исключительно княжескому дворцу. Но акты удельного и московского времени не указывают на такую исключительность: промысловые угодья являются простой принадлежностью земельной собственности, и князь удельный или великий, передавая свою землю в руки частного собственника, вместе с ней передавал и право пользования находившимися на ней промысловыми угодьями. Назначение бояр на должности путных руководителей в системе управления дворцовым хозяйством — это была подготовительная ступень к созданию более широкой структуры управления — Государева Двора. Если в начале путные бояре работали параллельно с представителями Государева двора, а должности их были такими же по названию, то впоследствии Боярская Дума и Государев Двор вышли на первый план. Путные бояре выполнили свою историческую миссию и открыли в системе управления княжеством государством новую страницу в виде Государева Двора. Термин «двор» в домонгольский период русской истории употреблялся в разных значениях. Во второй половине XII в. Князя окружали придворные двух типов — «вольные слуги» и «слуги под дворским». Дворскому — управляющему — подчинялись как свободные, так и зависимые люди. Все они специализировались в разных областях деятельности, как были военными людьми, так и служили в княжеском хозяйстве например, ремесленники, управляющие, охотники, отроки, детские, мечники. Младших дружинников теперь называли обобщенным термином «дворяне», т. В период феодальной раздробленности на территории большинства княжеств в конце XV в. В конце XV в. Княжеские дворы представляли собой не такую сложную структуру управления как в Новгородской республике, но это были праобразы, начала Государева двора. История сохранила до наших дней описание других Дворов как территориальных структур управления. Прежде всего, особым статусом пользовался Двор наследников великокняжеского престола. Известно, например, о существовании Двора у князя Ивана Молодого.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий