Еще одной интересной тенденцией российского рынка электронных платежей является внедрение технологии биометрической аутентификации.
Есть куда расти
- Тренды мобильного банкинга 2023
- 4. Развитие системы платежей и расчетов
- Что происходит
- Цифровой рубль и новые технологии изменят рынок платёжных систем - Аргументы Недели
В ЦБ назвали улучшение платежной инфраструктуры РФ приоритетом финрынка на 2023-2025 годы
Считаем безальтернативным создание независимой от Запада финархитектуры, частью которой будут и новые платежные карточные системы», — заявил Биричевский. В 2023 году российский рынок платежных систем продолжает развиваться быстрыми темпами, а совершенствование технологий и обновление регулятивной базы приводят к серьезным изменениям на рынке, заявляет Сергей Зубов, к.э.н., доц., с.н.с. Технологии могут пойти ещё дальше, и тогда в платёжный инструмент может превратиться ваш собственный голос или отпечаток пальца. новости, подкасты, интервью, стартапы, все о бизнесе в журнале для предпринимателей Inc. Russia. В качестве реализации новых платёжных технологий рассматривается создание в России локальной платёжной системы. Между тем внедрение новых технологий в платежной сфере усиливает позиции новых участников платежного рынка, которые зачастую не поднадзорны финансовым регуляторам.
#Платежные_системы
Платежные системы сегодня — Эксперт объяснил приостановку банками КНР принятия платежей в юанях из России. Новости, кейсы, статьи по тегу #Платёжные системы в интернет-журнале Секрет фирмы. Внедрению современных платежных технологий способствует ряд факторов. При этом темпы роста применения биометрических технологий в России превысят среднемировой показатель в 1,5 раза! Анализируются основные положения ФЗ «О национальной платежной системе РФ», предлагаются меры, направленные на развитие расчетов с помощью банковских карт.
В 2023 году: в ЦБ прогнозируют увеличение доли безналичных платежей в России до 75%
Надо признать, что эти угрозы нанесли определенный ущерб российской внешней торговле, но со временем ситуация выправилась. Товарные потоки переориентированы на азиатское направление, пусть вынужденно, но достаточно эффективно реализуется пресловутый «поворот на Восток». Читайте также Почему Россия не использует против Запада титановое оружие Недружественные страны не откажутся от нашего «летучего металла» сами — так, может, пора их послать первыми? Экономическое давление Запада является своеобразной проверкой и для интеграционных связей России. Основа основ любой экономической интеграции — установление режима беспошлинной, свободной торговли. ЕАЭС, в свою очередь, заключает соглашения о свободной торговле с третьими странами.
В этих документах при указании стороны-участника всегда после названия собственно интеграционного объединения ЕАЭС идет перечень его членов — суверенных государств. Проще говоря: «все вместе и каждый в отдельности». Внешнеэкономические приоритеты стран-партнеров не всегда совпадают с внешнеполитическими. Сближение с Вашингтоном обусловлено историческими разногласиями с Пекином, которые очень сложно преодолеть. Идти на санкционные риски в этих условиях Ханой не станет.
Но сам факт неприсоединения к санкциям и сохранения участия в соглашении о свободной торговле оставляет двери для развития отношений открытыми. Санкционный режим объективно влечет негативные последствия для российской внешней торговли, и, прежде всего, это касается расчетной системы. Отчасти вынужденный переход на расчеты в национальных валютах сам по себе — шаг в правильном направлении, дедолларизация необходима не только нам, но и всей мировой экономике. Однако изменения такого масштаба — фактически слом устоявшейся десятилетиями мировой финансовой системы, основанной сначала на золотом стандарте доллара, а потом на так называемом нефтедолларе, не могут проходить безболезненно.
Также по теме Открытый расчёт: как запрет на пополнение анонимных интернет-кошельков может отразиться на рынке платежей России По данным Центробанка, за последние семь лет число операций с использованием электронных кошельков в России выросло в пять раз, а... Примечательно, что развитие цифровых сервисов и бесконтактных платежей в России заметно ускорилось на фоне пандемии коронавируса в 2020 году. Такое положение дел эксперты объясняют резким увеличением объёмов онлайн-торговли. По данным Ассоциации компаний интернет-торговли АКИТ , в 2020 году россияне оплатили покупки в онлайн-магазинах на общую сумму свыше 3,2 трлн рублей.
В ближайшие годы этот тренд сохранится. Сейчас доля интернет-коммерции у нас по-прежнему ниже, чем в развитых странах, и мы продолжаем догонять их в этом направлении. Увеличение доли онлайн-платежей благоприятно сказывается на экономике в целом, уверены специалисты. Так, по словам директора финтехплатформы «Фаст Ривер» Анастасии Усковой, использование банковских карт и смартфонов упрощает процесс оплаты и ведёт к росту потребительских расходов. В результате бизнес и экономика получают дополнительную прибыль.
Немаловажную роль в этом процессе играют лучшие сервисные возможности карт "Мир", например, бесконтактная оплата, промоакции платежной системы: кэшбэки, бонусы, скидки у партнеров. Аналогичное стимулирование имеет место и со стороны банков, они также поощряют клиентов переходить на карты "Мир". Свой вклад в увеличение количества отечественных карт вносят и расширение списка получателей социальных выплат, для которых также нужна карта отечественной платежной системы, а также рост общей финансовой осведомленности, подталкивающий клиентов выпускать большее количество карт для получения выгоды в разных ситуациях», — пояснил Илья Чуриков. По его мнению, в результате сокращения присутствия на рынке карт зарубежных платежных систем их место могут занять продукты новых российских систем.
Альфа-банк планирует сделать это 23 января, МКБ — «в течение пары недель». Первым о намерении внедрить новый инструмент в середине декабря 2022 года объявил Тинькофф-банк, но до последнего времени все еще проводил тестирование с участием сотрудников. Платежные стикеры с NFC-чипом Near Field Communication, «связь ближнего действия» позволяют совершать бесконтактную оплату с помощью смартфона. Модуль NFC представляет собой небольшую плоскую катушку с миниатюрной микросхемой и антенной, сигнал от которой принимает смартфон. Принцип его работы основан на электромагнитной индукции, а сама связь имеет совсем небольшой радиус действия.
Чтобы оплатить покупку платежным стикером, нужно поднести к терминалу смартфон, на который он наклеен. По словам руководителя «Тинькофф Кассы» Сергея Хромова, спрос на стикеры предопределен тем, что клиенты смогут вернуться к привычному способу бесконтактной оплаты смартфоном.
Набиуллина: ЦБ считает очень перспективной технологию видеоидентификации
новости, подкасты, интервью, стартапы, все о бизнесе в журнале для предпринимателей Inc. Russia. Тогда несколько российских банков дали понять, что технически уже готовы к запуску нового сервиса, а еще около дюжины — заявили, что обязательно приступят к тестированию трансграничных переводов по СБП в скором времени. Внедрению современных платежных технологий способствует ряд факторов. Экономисты предложили создать новую платежную единицу для торговли РФ с дружественными странами.
Обзор платежных систем в первой половине 2023 года
Однако новые технологии вызывают еще более существенные перемены в платежной инфраструктуре, такие как внедрение национальных платежных систем и широкое распространение цифровых валют и блокчейна. Москва прогнозирует создание новых платежных карточных систем, которые не будут зависеть от финансовой архитектуры западных стран, заявил РИА Новости директор. Один из главных трендов банковский финансовых технологий последних лет, который стал особенно актуален в 2022-2023 годах в связи с уходом Visa, Mastercard, Apple Pay и Google Pay из России, — это бесконтактные платежи. Технологии могут пойти ещё дальше, и тогда в платёжный инструмент может превратиться ваш собственный голос или отпечаток пальца. «По итогам I квартала 2023 года объем выпущенных в России платежных стикеров составляет более 1 млн. единиц.
Пять трендов банковских технологий и финтеха в 2023 году
В банках будет формироваться биометрический образец клиента, который направляется в единую биометрическую систему. Фотография пользователя при этом моментально уничтожается после того, как из нее сделан так называемый вектор. Таким образом, внутри самой системы хранятся только математические модели, которые также дополняются отпечатками пальцев и другими данными. Эти модели будут сравниваться с поступающими запросами при проведении платежа. В том случае, если все рекомендации Центрального банка будут выполняться неукоснительно, подмена каких-либо данных станет просто невозможна, отмечает член комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Антон Немкин.
При этом сами карты и наличные человеку носить с собой при возможности такого вида оплаты необязательно, поэтому также снижаются риски того, что их просто украдут на улице. Кроме того, оплачивать покупки таким способом можно очень быстро, без дополнительных манипуляций со смартфоном или картой. Да и в том случае, если платежные средства или документы остались дома, это не станет причиной менять свои планы. Сегодня многие привыкли оплачивать покупки при помощи смартфона и отключение такой функции на у Apple привело к большому дискомфорту — многие по-прежнему уходят из дома без карт и наличных, рассчитывая на бесконтактную оплату.
При этом оплата смартфоном имела ряд нюансов, которыми активно пользовались мошенники. Биоэквайринг их полностью исключает, при этом на первое время Центробанк обещает установить определенный лимит на покупки, сделанные при помощи биометрии», - отметил депутат. Первым проектом биоэквайринга в России в 2016 году стала разработка «Азбуки Вкуса» и Сбера. Тогда отпечатки двух пальцев привязывались к банковской карте, пользователь придумывал пароль, который впоследствии также нужно было вводить при оплате, приложив к терминалу палец.
Всё это сделает общение клиента с обслуживающим его банком банками значительно более удобным, - считает директор по стратегическому развитию бизнеса компании Bell Integrator Андрей Эзрохи. Речевая аналитика По мнению коммерческого директора компании Oberon Петра Филатова, в борьбе за клиента набирает популярность глубокая речевая аналитика в цифровых каналах связи. Полученные результаты, считает он, позволяют корректировать всю стратегию развития бизнеса организации, построив ее от реального клиента и его нужд. Технологии распределенного реестра Высокий потенциал применения в банках имеют технологии распределенного реестра. По мнению Александра Рожкова, директора по продажам управления сервисов ГК Softline , это относится, в частности, к таким процессам, как система обмена документами и проведения платежей, электронный документооборот, процессинг встречных сделок, структурирование продуктов, управление счетами, аудит и финансовый контроль, торговое финансирование, факторинг, выпуск облигационных займов и банковских гарантий. По мнению Андрея Эзрохи , директора по стратегическому развитию бизнеса компании Bell Integrator , банки пока не осознали до конца смысл блокчейн-революции, который состоит в возможности распределённой фиксации финансовых операций. Эта технология создаёт базу для безусловного признания или, наоборот, безусловного отклонения любой такой операции, что потенциально может не только свести на нет все сегодняшние затраты на юридическую защиту деятельности банка, но и позволить «открутить назад» любую опротестованную транзакцию. Смарт-контракты Общение с корпоративными клиентами ключевым образом изменится с появлением смарт-контрактов.
Для этого понадобятся определённые законодательные меры, а именно признание смарт-контрактов юридически значимыми. Однако с их появлением в практике расчётов корпоративные клиенты смогут в массовых масштабах перейти от спонтанного потока платежей в адрес своих поставщиков к операциям торгового финансирования, где расчёты между контрагентами будут банками не только проводиться, но и гарантироваться, - говорит Андрея Эзрохи. Развитие систем быстрых платежей В силу российского законодательства, финтех-компании, развивающие платёжные системы, не представлены на нашем рынке и не будут на нём работать в ближайшем будущем. Поэтому, как поясняет Юрий Терехин, директор департамента по работе с финансовыми институтами компании «Форс-Центр разработки», мировой всплеск интереса к платежным системам для переводов с пониженными комиссиями по номеру телефона и QR-коду в России трансформировался в разработку похожих систем с государственным участием. Мария Бар-Бирюкова, заместитель генерального директора ГК «Корус Консалтинг », считает, что в ближайшие годы банки будут развивать сервисы, связанные с обеспечением моментальных платежей как P2P, так и от физических лиц к юридическим. Наталья Дыбко, директор по развитию бизнеса «Инновационного центра АйТеко» ГК «АйТеко» напоминает, что в Китае , например, уже есть оплата по QR-коду в общественном транспорте , магазине, газетном киоске. Это уже не инновация, но на мой взгляд, очень удобный для конечного пользователя функционал, который пока массово не внедрен. Все к этому идет, в том числе и в банках, - говорит она.
Сервисы на основе 5G В рамках повышения качества обслуживания клиентов эксперты ожидают внедрения моделей виртуального обслуживания с использованием технологий 5G, виртуальной и дополненной реальности. Например, технологии 5G сделают возможным реализацию онлайн-видеоаналитики, трансляций интерактивного медиаконтента в банкоматах и цифровых дисплеях, новых каналов коммуникаций с клиентом в формате круглосуточного видео-помощника на основе банкомата и мобильного приложения, - считает Александр Рожков. Открытые цифровые банковские платформы Александр Филиппов, директор по развитию бизнеса компании " Крок " в коммерческих банках , прогнозирует, что в ближайшие несколько лет мы можем увидеть открытые цифровые банковские платформы. RCPM-платформы По прогнозу McKinsey, в ближайшие годы следует ожидать структурных изменений в сфере финансового посредничества: модернизации и упрощения финансовой отрасли, а также ее расширения за счет новых, в том числе нефинансовых игроков. Аналитики полагают, что в новых реалиях банкам потребуется сконцентрироваться на поиске ключевых конкурентных преимуществ и разработке на их основе конкурентных стратегий, опирающихся на количественные прогнозы доходности и риск-потерь. Кредитные организации неизбежно будут переходить к интегрированному управлению эффективностью и рисками УЭиР. Такие системы опираются на единое хранилище гранулярных финансовых данных, позволяют прогнозировать состояние портфелей и риск-потери и моделировать оптимальное соотношение между прибыльностью и рискованностью. Можно сказать, что RCPM — это цифроваой базис для реализации конкурентных риск-стратегий и максимизации прибыли при допустимом риске, основа для подготовки принятия решений в современном банке, - рассказывает Юлия Амириди, заместитель генерального директора по развитию бизнеса компании Intersoft Lab.
Частичная передача функций МФЦ банкам Частичная передача функций МФЦ банкам — это госзаказ, и его выполнение выглядит неизбежным для банков, что, в свою очередь, повлечёт необходимость внедрения большого количества специфического небанковского ПО. И хотя это ПО уже существует и успешно применяется в МФЦ, для банков это будет ИТ-инновацией, так как потребует перестройки всего ИТ-ландшафта и доработки банковских систем для использования новых данных, - полагает эксперт «Форс» Юрий Терехин. Некоммерческие предложения клиентам Михаил Комаров, директор направления Informatica в компании DIS Group, ожидает, что в ближайшее время банки будут двигаться в сторону некоммерческих предложений клиентам: банковский продукт в обмен на данные клиента. Собранные сведения потом банки смогут монетизировать в частности, передать партнёрам экосистемы. Похожая схема сейчас реализована на информационных и развлекательных ресурсах, где контент бесплатный благодаря рекламе. Так же, по сути, начинают работать телекоммуникационные компании, - говорит он. Что умеют роботы: Работать с внутренними и внешними системами НРД, Excel , Word Работать с пользовательским интерфейсом, вводить текст, повторять все действия, нажатия клавиш, которые производит пользователь Сохранять файлы, загружать файлы, рассылать их по почте Посылать документы на печать В ближайшие годы довольно значимый набор решений в банках , как в России , так и в мире, будут принимать уже не люди, а машины. Например, автоматический CRM — подбор и предложение релевантного продукта клиенту в real-time, исходя из глубокого машинного анализа его потребностей.
Решение отправить коммуникацию с предложением о кредите будет принимать не человек в рамках формирования CRM-компании, а алгоритм, - прогнозирует Владимир Волков , старший вице-президент компании « Техносерв ». Также возможна замена ручного труда в процессе принятия кредитного решения. К примеру, раньше документы, приложенные к кредитной заявке, смотрел человек, но мы уже готовы технологически исключить данный этап из процесса принятия решения, благодаря технологиям распознавания изображения внешним источникам данных, - рассказывает Владимир Волков. За счет тех или иных роботизированных систем может быть снижена численности персонала колл-центров. Так, на часть вопросов клиентов смогут отвечать, например, чат-боты , или модели предсказания потребности клиента в звонке в контакт центр, которые будут превентивно направлять ему коммуникацию по возникшему вопросу. Юрий Гольцер, технический директор департамента CRM компании Navicon , напоминает, что Сбербанк в начале 2018 года внедрил голосового робота-помощника в центре обслуживания корпоративных клиентов. Также банк, вместе с фондом РВК , проинвестировал разработку искусственного интеллекта ИИ для голосовых помощников и чат-ботов. Анатолий Набока , директор по работе с корпоративными заказчиками компании « Системный софт », считает, что роботизация бизнес-процессов RPA - наиболее интересная технология 2018 года.
Она помогает автоматизировать наиболее простые и рутинные процессы, за счет чего существенно снижаются трудозатраты и уменьшается количество человеческих ошибок.
В случае предъявления третьими лицами претензий Компании, связанных с нарушением Пользователем условий настоящего Соглашения, а равно с размещенной Пользователем информацией на Сайте, указанный Пользователь обязуется самостоятельно урегулировать такие претензии, а также возместить Компании все понесенные убытки и потери, включая возмещение штрафов, судебных расходов, издержек и компенсаций. Компания не несет ответственности за посещение Пользователем, а также любое использование им внешних ресурсов сайтов третьих лиц , ссылки на которые могут содержаться на Сайте.
Компания не несет ответственности за точность, надежность, достоверность и безопасность любой информации, материалов, рекомендаций и сервисов, размещенных на внешних ресурсах. Использование внешних ресурсов осуществляется Пользователем добровольно, исключительно по собственному усмотрению и на свой риск. Пользователь согласен с тем, что Компания не несет ответственность и не имеет прямых или косвенных обязательств перед Пользователем в связи с любыми возможными или возникшими потерями, или убытками, связанными с любым содержанием Сайта, интеллектуальной собственностью, товарами или услугами, доступными на нем или полученными через внешние сайты или ресурсы либо иные ожидания Пользователя, которые возникли в связи с использованием размещенной на Сайте информации или ссылки на внешние ресурсы.
Ни при каких условиях, включая, но не ограничиваясь невнимательностью или небрежностью Пользователя, Компания не несет ответственности за любой ущерб прямой или косвенный, случайный или закономерный , включая, но не ограничиваясь потерей данных или прибылей, связанной с использованием или невозможностью использования Сайта, информации, файлов или материалов на нем, даже если Компания или ее представители были предупреждены о возможности такой потери. В случае, если использование Сайта приведёт к необходимости дополнительного обслуживания, исправления или ремонта любого оборудования, а равно восстановления данных, все связанные с этим затраты оплачиваются Пользователем самостоятельно. Вся представленная на Сайте информация предоставляется «как есть», без каких-либо гарантий, явных или подразумеваемых.
Компания полностью, в той мере, в какой это разрешено законом, отказывается от какой-либо ответственности, явной или подразумеваемой, включая, но не ограничиваясь неявными гарантиями пригодности к использованию, а также гарантиями законности любой информации, продукта или услуги, полученной или приобретенной с помощью этого Сайта. Пользователь согласен, что все материалы и сервисы Сайта или любая их часть могут сопровождаться рекламой. Пользователь согласен с тем, что Компания не несет какой-либо ответственности и не имеет каких-либо обязательств в связи с такой рекламой.
Условия обработки и использования персональных данных. Предоставление своих персональных данных, включающих имя, номера контактных телефонов; адреса электронной почты; место работы и занимаемая должность; пользовательские данные сведения о местоположении; тип и версия ОС; тип и версия Браузера; тип устройства и разрешение его экрана; источник откуда пришел на сайт пользователь; с какого сайта или по какой рекламе; язык ОС и Браузера; какие страницы открывает и на какие кнопки нажимает пользователь; ip-адрес своей волей и в своем интересе.
Это препятствовало развитию и росту конкуренции, поскольку участники рынка не могли обмениваться информацией и интегрироваться друг с другом. Все начало меняться в 2015 году, когда в ЕС приняли вторую платежную директиву PSD2 , которая стимулировала банки предоставлять финтех-компаниям доступ к своим данным для расширения конкуренции на рынке платежных услуг. Сегодня Open Banking включает в себя разные приемы для повышения открытости и поддержки коллабораций в финансовом секторе.
Это и обмен данными в режиме реального времени, и предоставление возможностей для других игроков, и совместная аналитика собранных сведений. При этом все интеграции запускаются только по инициативе клиента. Например, он хочет перенести данные о банковских расходах в приложение для учета бюджета — банк дает ему такое право и необходимые для этого инструменты. В основе этой модели лежит открытый API, позволяющий клиентам более свободно управлять своими данными и привязывать банковские продукты к сторонним сервисам по собственному желанию. В России технология пока не так популярна, поэтому ее внедрением собирается заняться ЦБ.
Бывают и другие форматы интеграций: например, платежный сервис предоставляет свой «движок» агрегатору такси, упрощая транзакции. Рынок постоянно расширяется, и на нем появляются сервисы-посредники, например, TrueLayer, который предлагает API-платформу для разработчиков в сфере финтеха — кстати, во время пандемии компания предоставляла услуги бесплатно. Многие компании, в том числе QIWI, постепенно двигаются к формату открытой платформы, которая предоставляет сторонним разработчикам доступ к платежной инфраструктуре и данным через API. Так, в 2019 году Visa запустила платформу Visa Next, на которой собраны платежные сервисы для банков и финтехов — их можно использовать как по отдельности, так и интегрировать между собой. Банки тоже движутся к модели единого маркетплейса с широким набором услуг, где платежи — это лишь один из элементов.
По принципу двустороннего маркетплейса работает платформа открытого банкинга QPlatform. На ней банки и финтех-компании могут выбирать услуги из разных категорий: необанкинг и KYC, кредитный конвейер и банковские гарантии, зеленые финансы, платежи и эквайринг. Система работает по принципу App Store: компания подбирает нужное решение, тестирует его в песочнице и тут же интегрирует как готовый бизнес-юнит.
Современные платёжные технологии: текущее состояние и тенденции развития рынка
Соответственно, в ближайшее время в наших терминалах тоже появится возможность платить через Tinkoff Pay, а также другие сервисы — SberPay и Alfa Pay. Подобные шаги мы ждем и от других банков", — заявил Хромов в интервью "Ъ". Представитель банка отметил, что создание альтернативной платёжной системы "очень большая история, которая требует огромных инвестиций, как финансовых, так и людских", поэтому банки не готовы "начинать стройку века", не до конца понимая элементарные технические вопросы. Вице-президент "Тинькофф" допустил, что участие в проекте альтернативной платёжной системы могут принять и маркетплейсы.
Банки часто внедряют большие языковые модели в виртуальных помощников, чтобы улучшить их взаимодействие с клиентом. Такой чат-бот не просто отвечает на запрос по заранее заданному шаблону, а анализирует большой объем информации для подготовки более персонального ответа. В целом ИИ вместе с машинным обучением может использоваться для скоринга клиентов, создания индивидуальных приложений, например по кредиту или в программах лояльности, встраивания алгоритмического трейдинга и инструментов работы с фондовым рынком, перечислил Кривошея.
Фокус внимания рынка будет направлен на демократизацию генеративного искусственного интеллекта. Технология становится общедоступной, когда любой пользователь может применять инструменты ИИ, которые ранее были доступны ограниченному кругу специалистов. Такие инструменты будут направлены на решение широкого круга задач — от оптимизации операционной эффективности компаний до повышения уровня лояльности клиентов, прогнозирует Данилина.
В качестве примеров таких инструментов можно привести платформу AI Builder от Microsoft, позволяющую компаниям легко внедрять ИИ в свою деятельность, а также нейросеть YandexGPT 2, которая способна анализировать любые тексты длиной до тысячи символов, отвечать на вопросы к ним и структурировать информацию. Существуют барьеры для внедрения нейросетей. По мнению Александры Власовой, это доступность и стоимость технологий, согласованность с требованиями безопасности в банковской сфере и отсутствие четкого понимания области применения.
Они предоставляют клиентам общую справочную информацию там, где не справляются боты. Например, по внешнеэкономической деятельности, торговому эквайрингу или кредитным продуктам. При этом эти нейросети не интегрированы в чат напрямую, а имеют отдельные точки входа и дополняют чат-ботов.
Ожидать ли появления принципиально новых технологий Новые технологии в финансах могут появиться по трем причинам, перечисляет Кривошея: регуляторные инициативы; развитие сквозных технологий, работающих независимо от индустрии и их применения. К таким технологиям относятся большие данные, ИИ, системы распределенного реестра, квантовые технологии, технологии виртуальной и дополненной реальностей и т. Одним из примеров таких технологий, которые обсуждаются на российском рынке последние пару лет и могут начать активно развиваться, являются открытые API инструмент для быстрой и безопасной передачи данных между разными компаниями.
На повестку дня также выходят постквантовые вычисления, приводит пример Марианна Данилина: «Этот тренд обусловлен развитием квантовых компьютеров и необходимостью создания новых криптографических алгоритмов, устойчивых к взломам систем с помощью этих самых квантовых компьютеров. Необходимо готовить почву для обеспечения безопасности уже сейчас».
Повышению привлекательности системы также способствовал запуск программы лояльности, позволяющей получать кешбэк при оплате через СБП.
Трансграничные переводы через СБП продемонстрировали стремительный рост. В 2023 году деньги можно было отправить в пользу клиентов 41 иностранного банка из четырех стран ближнего зарубежья. В общей сложности граждане воспользовались такой возможностью более 100 тыс.
Система передачи финансовых сообщений СПФС стала основным каналом обмена финансовой информацией при проведении внутрироссийских расчетов по корреспондентским счетам. Общее количество переданных сообщений за 2023 год почти в 2 раза превысило трафик за 2022 год. Сохранился большой интерес к СПФС со стороны иностранных участников.
К ней присоединилось 58 иностранных банков. На конец года на нерезидентов пришлось более четверти пользователей СПФС — 159 иностранных организаций из 20 стран. Всего в системе 556 участников.
По решению Банка России для снижения рисков с 1 октября 2023 года все российские банки обязаны при обмене финансовой информацией по внутрироссийским операциям пользоваться СПФС или аналогичными российскими системами.
Их преимущества могут отличаться, однако все они создают безопасные сделки, а также обеспечивают бесперебойную работу и обработку больших объемов данных. Принцип работы платежных систем выглядит следующим образом: Сначала клиент выбирает услугу. Это может быть, например, пополнение счета мобильной связи или денежный перевод; Затем он определяет, с какой карты будет произведена операция; Потом он вводит данные своей карты; Далее наступает очередь банка клиента - он проводит идентификацию покупателя и разрешает платежной системе списать средства со счета; После этого платежная система "сообщает" банку получателя, что был произведен перевод. Банк же в свою очередь подтверждает платеж, отправив соответствующее уведомление. Со стороны этот процесс выглядит сложным и долгим, но на деле он занимает менее одной минуты. При этом важно отметить, что все платежные системы заинтересованы в обеспечении безопасности транзакций, а потому передача данных зашифровывается с помощью специального цифрового кода, который довольно сложно взломать. Однако в том случае, если мошенники все же попробуют это сделать, то система автоматически заблокирует карту и передаст информацию о случившемся ее владельцу. Виды платежных систем Существует целое множество платежных систем, различающихся по разным параметрам: например, по территориальному охвату, размеру комиссии или методам проведения транзакций.
На сегодняшний день самыми известными из них являются следующие: Mastercard International. Это транснациональная финансовая корпорация, главная штаб-квартира которой расположена в Нью-Йорке.
ИИ и цифровой рубль: какие FinTech-тренды ждут Россию в 2024 году
Речь идет о классическом POS-устройстве принимает банковские карты с чипом, магнитной полосой и бесконтактные карты, а также другие устройства, которые имеют бесконтактное сопряжение - прим. Осведомленный источник заявил, что руководство «Элемент-технологий» уже нашли заказчика на свои устройства, им стал крупный российский банк. При этом он не уточнил, идет ли речь о Сбербанке, ВТБ или другом кредитном учреждении.
По словам руководителя «Тинькофф Кассы» Сергея Хромова, спрос на стикеры предопределен тем, что клиенты смогут вернуться к привычному способу бесконтактной оплаты смартфоном. Несколько компаний, занимающихся производством платежных карт, подтвердили «Ъ», что наблюдают «повышенный спрос» на платежные стикеры со стороны банков.
Одновременно вырос спрос на платежные кольца, браслеты, брелоки и прочие аксессуары. По его словам, в настоящее время по стикерам «в проработке находятся заказы на десятки и сотни тысяч штук, по остальным форм-факторам средний заказ — несколько тысяч устройств». В Тинкофф-банке считают, что в этом году спрос на стикеры TinkoffPay превысит несколько миллионов. Вместе с тем, говорит «Ъ» источник на платежном рынке, знакомый с предлагаемой технологией, с использованием подобных устройств «связаны определенные трудности, из-за которых они не получили широкого распространения раньше, хотя появились на российском рынке еще в начале 2010-х годов».
По его словам, например, в кольце антенна, с помощью которой сигнал от чипа проходит на терминал, расположена так, что если его подносить к терминалу перпендикулярно, то сигнал может не пройти.
Впрочем, аналитик Банки. Идет активное замещение банковских карт, выпущенных платежными системами недружественных стран, даже несмотря на то что сроки действия для таких карт были продлены. Немаловажную роль в этом процессе играют лучшие сервисные возможности карт "Мир", например, бесконтактная оплата, промоакции платежной системы: кэшбэки, бонусы, скидки у партнеров. Аналогичное стимулирование имеет место и со стороны банков, они также поощряют клиентов переходить на карты "Мир".
В Тинкофф-банке считают, что в этом году спрос на стикеры TinkoffPay превысит несколько миллионов. Вместе с тем, говорит «Ъ» источник на платежном рынке, знакомый с предлагаемой технологией, с использованием подобных устройств «связаны определенные трудности, из-за которых они не получили широкого распространения раньше, хотя появились на российском рынке еще в начале 2010-х годов». По его словам, например, в кольце антенна, с помощью которой сигнал от чипа проходит на терминал, расположена так, что если его подносить к терминалу перпендикулярно, то сигнал может не пройти. У стикера могут быть другие проблемы — у смартфона есть собственная антенна, которая может войти в конфликт с антенной стикера, и тут будет важно, на какую часть смартфона или чехла окажется наклеено устройство. Эксперты также скептически настроены в отношении долгосрочных перспектив входящих в моду платежных форм-факторов. Глава правления ассоциации «Финансовые инновации» Роман Прохоров считает, что они «вряд ли смогут занять заметную долю на платежном рынке в условиях активного продвижения сервисов СБП, не поддерживаемых данными форм-факторами». По мнению независимого эксперта на рынке платежных карт Дмитрия Вишнякова, скорее всего, такие решения останутся нишевыми.
Банковские технологии и тренды мобильного банкинга 2023
Покупатели смогут оплачивать товары и услуги мобильным телефоном при помощи считывания QR-кода. Система позволяет обслуживать клиентов с мобильными приложениями Sendy, WeChat. Теймуразян: Популяризация мобильных устройств оказала ощутимое влияние на платежную экосистему и сформировала новые запросы и потребительские привычки пользователей. Мобильный телефон все чаще используется как инструмент осуществления денежных транзакций, что отражает развитие цифровой экономики. Дальнейшее развитие традиционных платежных систем будет происходить с применением новых решений, совмещающих в себе тренд в сторону мобильных технологий и снижение затрат. В настоящее время следует отметить возникновение барьеров, мешающих дальнейшему развитию традиционных форм безналичных расчетов. Существует немало торговых предприятий, в основном, это средний и малый бизнес, которые не принимают карты. У таких ТСП сравнительно низкий оборот и высокие затраты на банковское обслуживание. Отсутствие POS-терминала в точке, как правило, обусловлено дороговизной эквайринговой комиссии, высокой стоимостью оборудования для подключения.
Эти факторы, а также стремление банков переложить свои затраты на таких клиентов ограничивают возможности конечного покупателя в совершении спонтанных покупок, услуг или товаров по акции «здесь и сейчас». Очевидно, что дальнейшее развитие инфраструктуры безналичных платежей будет направлено на снижение затрат эмитентов на выпуск средств платежа и их обслуживание, уменьшение затрат банков-эквайреров на обслуживание операций мерчантов, автоматизацию обработки информации для маркетинга и планирования продаж, ускорение проведения взаиморасчетов между участниками платежной системы. Одним из таких решений в дополнение к существующим карточным технологиям является платежная технология с использованием QR-кода, где нет тех затрат на обслуживающую инфраструктуру, которые необходимы для обслуживания карточных операций. Теймуразян: Сегодня многие компании находятся в жесткой конкурентной борьбе за клиента, пытаются найти оптимальное решение для сохранения текущей лояльности к своему бренду. От всех участников платежного рынка требуется не просто предоставить услугу платежа, но и обеспечить весь спектр клиентских запросов. Например, помимо оплаты покупки он хотел бы получить более широкий сервис — оплачивать счета, платить в транспорте и за парковку, контролировать и планировать свои доходы и расходы. Практически каждые полгода на рынок выходят новые мобильные сервисы, способные стать ответом на подобные запросы. Но, как правило, для них создаются отдельные приложения, несовместимые друг с другом.
Кроме того, при взаиморасчетах используются суррогаты вместо реальных средств на банковских счетах клиентов. Таким образом, клиент вынужден идти на расходы для того, чтобы конвертировать свои деньги в удобные этим приложениям средства платежа. К тому же существование множества разных приложений просто осложняет жизнь.
Это наиболее актуально сейчас, потому что спрос на этот вид оплаты только растет. Определение «электронные деньги» предполагает информацию, передаваемую любым устройством электронной связи и выполняющую роль купюр и монет в процессе платежей как онлайн, так и офлайн.
Электронная версия традиционных расчетов вошла в жизнь современного человека повсеместно. Виртуальные деньги уверенно вытесняют обычную наличность из повседневного обращения. Появление электронных платежных систем связано с необходимостью снижения затрат на обработку наличных денег, обеспечения быстрого оборота денежных средств, создания эффективных и безопасных розничных платежей в рамках традиционной и электронной коммерции. Развитие электронных платежных систем происходит на фоне либерального правового регулирования сферы денежного обращения в развитых странах, создания благоприятной конкурентной среды, стимулирующей активное внедрение инноваций в области платежных и расчетных систем. На сегодняшний день известен только один вид дистанционной наличной оплаты товаров или услуг — через платежные терминалы независимых платежных систем например, QIWI или через аналогичные банковские терминалы.
Оплата принимается через автоматический купюроприемник терминала. Как правило, операции по переводу денег из одной платежной системы в другую например, когда требуется перевод с WebMoney на Яндекс. Деньги или от ЯндексДеньги на счет в Альфа-Банке облагаются комиссией, средняя сумма которой обычно колеблется в пределах 2—3 процентов. Некоторые платежные системы предлагают бесплатный вывод средств в качестве специального предложения, но это скорее исключение, чем правило. С 2010 по 2018 год количество безналичных расчетов в России выросло в 34 раза — с 5 до 172 операций на одного жителя страны.
Россия вышла на первое место в мире по количеству защищенных токеновых транзакций. Россия также является крупнейшим европейским игроком по объему транзакций, проводимых через виртуальные кошельки. Деньги, Сбербанк Онлайн и карты клиентов. Деньги — лидеры российского рынка электронных платежных систем. Правовое регулирование электронных платежных систем в Российской Федерации На данный момент можно сказать, что российские платежные системы состоят из двух отдельных сегментов, которые состоят из платежной системы центрального банка Российской Федерации Банка России и частных платежных систем.
Идет активное замещение банковских карт, выпущенных платежными системами недружественных стран, даже несмотря на то что сроки действия для таких карт были продлены. Немаловажную роль в этом процессе играют лучшие сервисные возможности карт "Мир", например, бесконтактная оплата, промоакции платежной системы: кэшбэки, бонусы, скидки у партнеров. Аналогичное стимулирование имеет место и со стороны банков, они также поощряют клиентов переходить на карты "Мир". Свой вклад в увеличение количества отечественных карт вносят и расширение списка получателей социальных выплат, для которых также нужна карта отечественной платежной системы, а также рост общей финансовой осведомленности, подталкивающий клиентов выпускать большее количество карт для получения выгоды в разных ситуациях», — пояснил Илья Чуриков.
Технология расчетов по операциям, осуществляемым в Интернете, не отличается от технологии расчетов по картам в торгово-сервисных предприятиях. Предоставление клиенту услуги автоматического пополнения счета телефона или иного абонентского счета при достижении определенного минимального порога на данном счете путем безакцептного перечисления денежных средств с банковского счета. Платежи по технологии прямого дебетования. Данная услуга позволяет клиенту не отслеживать наличие задолженности по тем или иным услугам например, коммунальным , так как клиент в случае выставления поставщиком услуг счета будет извещен об этом посредством уведомления от банка с просьбой акцептовать платеж или уведомления о совершении платежа. В качестве одной из заметных банковских технологических инноваций, которая была представлена совсем недавно, можно назвать появление банкоматов нового поколения.
Теперь терминал позволяет клиентам совершать почти все банковские операции без посещения отделения банка, в том числе открывать счета и обращаться за кредитами, заказывать карты и приобретать чеки. Первые такие «умные банкоматы» появились в отделениях банка в Сингапуре, Малайзии и на Филиппинах.
Платежные системы
Статья ИТ-новшества российской банковской сферы, 2023 Минцифры призвало банки воздержаться от предоставления услуг через мессенджеры, 2021 Россияне смогут получать переводы по старым реквизитам при смене банка, Банки в России начали рассылать клиентам. Технологии могут пойти ещё дальше, и тогда в платёжный инструмент может превратиться ваш собственный голос или отпечаток пальца. В качестве реализации новых платёжных технологий рассматривается создание в России локальной платёжной системы. Сейчас мнения участников рынка о том, какой должна быть новая конфигурация платежных систем в России, расходятся, следует из опроса банкиров, который провел Forbes.