Избиратель, не опуская испорченный избирательный бюллетень в ящик для голосования, вправе обратиться к члену избирательной комиссии, выдавшему избирательный бюллетень, с просьбой выдать ему новый избирательный бюллетень взамен испорченного.
4 бюллетеня в руки. Как разобраться в сложной системе голосования?
Все остальные квадраты должны оставаться пустыми, иначе бюллетень будет признан недействительным, поскольку нельзя будет определить, за кого вы проголосовали. Если при заполнении документа вы допустили ошибку, можете обратиться к члену избирательной комиссии с просьбой выдать новый. Испорченный бюллетень в таком случае погашается. С листами для голосования вы проходите в специальную кабину. При этом никто не может контролировать, как вы голосуете. После заполнения бюллетеня необходимо сложить его пополам и опустить в специальный опечатанный ящик.
На этом процедура голосования заканчивается.
Информация об изменениях: Федеральным законом от 21 февраля 2014 г. N 19-ФЗ пункт 7 статьи 63 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции, применяющейся к правоотношениям, возникшим в связи с проведением соответствующих выборов, назначенных после дня вступления в силу названного Федерального закона 7. Если у зарегистрированного кандидата, внесенного в избирательный бюллетень, имелась или имеется судимость, в избирательном бюллетене должны указываться сведения о его судимости. Информация об изменениях: Федеральным законом от 1 июня 2017 г. N 104-ФЗ в пункт 8 статьи 63 настоящего Федерального закона внесены изменения См. Справа от указанных в пунктах 5 , 5. При проведении выборов в органы местного самоуправления в конце перечня зарегистрированных кандидатов, наименований избирательных объединений помещается строка "Против всех кандидатов" "Против всех списков кандидатов" с расположенным справа от нее пустым квадратом. Законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрено, что на выборах в органы местного самоуправления строка "Против всех кандидатов" "Против всех списков кандидатов" в избирательном бюллетене не помещается.
В этом случае положения статьи 6 , пункта 7 статьи 64 , пункта 15 статьи 65 , подпункта "д" пункта 2 статьи 67 , пунктов 12 , 14 , 17 и 18 статьи 68, подпункта "ж" пункта 2 , пунктов 4 и 5 статьи 70 , пункта 2 статьи 71 и пункта 3 статьи 72 настоящего Федерального закона, предусматривающие действия по подаче голосов избирателей против всех кандидатов против всех списков кандидатов и учету таких голосов, не применяются. N 104-ФЗ в пункт 8. Если в соответствии с пунктом 35 статьи 38 настоящего Федерального закона голосование проводится по одной кандидатуре, ниже предусмотренных пунктами 5 , 5. При голосовании на референдуме в бюллетене воспроизводится текст вынесенного на референдум вопроса и указываются варианты волеизъявления голосующего словами "Да" или "Нет" либо "За" или "Против", справа от которых помещаются пустые квадраты. Если на референдум вынесен проект нормативного акта, то в бюллетене воспроизводится его текст либо указывается наименование этого нормативного акта. Информация об изменениях: Федеральным законом от 9 марта 2016 г. N 66-ФЗ в пункт 10 статьи 63 настоящего Федерального закона внесены изменения, применяющиеся к правоотношениям, возникшим в связи с проведением выборов, назначенных после дня вступления в силу названного Федерального закона См.
Федеральный закон от 10. Федеральный закон от 18. Федеральный закон от 12. Постановление ЦИК России от 06. Постановление ЦИК России от 10. Постановление ЦИК России от 6 июля 2011 г. Специальная литература 1. Белоновский В.
Всего в Госдуму избирается 450 депутатов. Чем больше граждан отдадут свои голоса, тем больше будет представителей интересов региона в Думе. В Башкирии за мандаты бьются 14 политических партий. Вторая половина — «одномандатники», когда голоса уже отдаются за конкретных людей, и побеждает кандидат, набравший простое большинство.
Эксперт: «Нужно ввести ответственность за вынос бюллетеней и призывы к их порче»
Сколько бюллетеней получит избиратель? | | 113 574 550 штук", - говорится в постановлении ЦИК России. |
Что нужно знать об избирательном бюллетене | По каждому избирательному участку число избирательных бюллетеней, передаваемых участковой избирательной комиссии, не может составлять менее 90 процентов от числа избирателей. |
Как правильно заполнять бюллетень и как его случайно не испортить? | После обработки каждого бюллетеня на информационном табло сканирующих устройств будет отображаться количество обработанных бюллетеней данным сканирующим необходимо перейти в режим голосования "ПЕРЕНОСНОЙ". |
Вопросы и ответы на итоговый тест 2023 | сортировку избирательных бюллетеней проводить с демонстрацией и оглашением каждой отметки, одновременный подсчёт и оглашение содержания двух и более избирательных бюллетеней не допускаются. |
Внешний вид бумажного бланка
- Комментарии к законам
- День первый: поджоги, зелёнка и 6000 заходов на госуслуги в секунду
- Постановление ЦИК России от 11.08.2021 N 40/323-8
- Инструкция для наблюдателей
- Сколько бюллетеней должно быть на избирательном участке
Для выборов президента РФ напечатают более 113 млн бюллетеней
Избирательные участки – что должно быть в помещении для голосования, полномочия членов УИК, список избирателей, выдача бюллетеня, подсчет голосов. 3. При работе с избирательными бюллетенями количество погашенных бюллетеней суммируется с количеством испорченных бюллетеней. На действительных бюллетенях обязательно должна быть печать участковой избирательной комиссии и подписи не менее двух её членов. о избирателей должны проигнорировать выборы, чтобы они не состоялись? более 113 млн штук.
Инструкция для наблюдателей
Подготовка и проведение выборов президента РФ 2024 | 6) количество бюллетеней не должно превышать количество обращений, более чем на 5 – 10 штук (на случай порчи). |
«Дайте мне проголосовать за Пу-ти-на!»: наблюдатель на выборах — о закулисье избирательных участков | Избиратель, исключенный из списка на избирательном участке по месту жительства в связи с подачей заявления об участии в ДЭГ и не отозвавший его в срок, вправе принять участие исключительно в ДЭГ. |
4 бюллетеня в руки. Как разобраться в сложной системе голосования?
Когда голосуем, за кого и сколько бюллетеней? Ликбез по Выборам-2023 | необходимое количество избирательных бюллетеней установленной формы. |
Инструкция для наблюдателей | Для проведения голосования напечатали около 113,6 миллиона избирательных бюллетеней, их отправили на 94 тысячи избирательных участков. |
День первый: поджоги, зелёнка и 6000 заходов на госуслуги в секунду | Жуковские вести | Интерфакс: Центризбирком России принял постановление, которое утверждает утвердил количество избирательных бюллетеней для голосования на выборах президента в 2024 году. |
ЦИК утвердил количество избирательных бюллетеней к выборам президента
В случае сомнений целостности упаковок или печатей доложить в штаб, написать заявление и потребовать пересчета избирательных бюллетеней. При этом обратить внимание на: - бюллетень по выборам депутата ГД должен иметь защитную марку - иметь подписи двух членов УИК, заверенные печатью - не иметь никаких других пометок, определяющих волеизъявление гражданина или перевода бюллетеня в разряд недействительных. На некоторых участках планируется проведение голосование с помощью КОИБ комплексов обработки избирательных бюллетеней. При его использовании наблюдатель должен явиться к 7 час. И присутствовать при проведении тестовых проверок функционирования КОИБ. После тестовых проверок и до выдачи КОИБом протоколов голосования он должен быть отключен от телефонной сети, связывающей его с системой ГАС «Выборы» отключен от телефонной розетки. Ведение так называемой «шахматки» нецелесообразно в связи с тем, что она не имеет юридической силы, но зато отвлекает наблюдателя от решения более важных проблем контроля за деятельностью членов УИК, работающих со списками избирателей, выборными представителями УИК способными пойти на нарушения вброс, запись не пришедших граждан в списки проголосовавших избирателей, перекрытие обозрения наблюдателям избирательных урн и т. Задача наблюдателя дышать в затылок члену комиссии при его голосовании на данном избирательном участке. Это будет нервировать комиссию и не даст возможности вброса.
Ваши действия абсолютно законны так как вы не знакомитесь с волей избирателя, а только контролируете количество вброшенных бюллетеней. Регулярно контролируйте деятельность членов избирательной комиссии, работающих со списками избирателей, не допуская выдачи нескольких бюллетеней в одни руки, выдачи бюллетеней без предъявления паспорта, военного билета, удостоверения личности военнослужащего, временное удостоверение личности гражданина РФ, выданного на период оформления паспорта, паспорта моряка или заграничного паспорта гражданина РФ. Если избиратель по каким-то причинам не внесен в списки, но зарегистрирован по месту проживания на данном участке, по предъявлению паспорта он вносится в дополнительный список и имеет право проголосовать. А вы имеете право удостовериться что он действительно зарегистрирован на территории данного избирательного участка. Лицо, получившее откр. Список голосующих по откр. Если проголосовавших по открепительным удостоверениям слишком много более 20-25 то это должно насторожить наблюдателей и вместе с представителем штаба, имеющим на это право от вашей партии вы имеете право ознакомиться с этим списком выписать ФИО, адреса этих избирателей и передать их в штаб для сверки по другим участкам. Для голосования вне помещения выезжают два члена комиссии и наблюдатель от партии ли 1 член комиссии с ПРГ и 2 наблюдателя от разных партий п.
В этом случае целесообразно отправить члена УИК с ПРГ так как его отсутствие даст дополнительную нагрузку на других членов комиссии и им будет не до нарушений. Члена комиссии с правом совещательного голоса ПСГ и наблюдателя никто не может заставить отправиться с выездной комиссией. Наблюдение на участке всегда важнее чем контроль за голосованием вне помещения. По возвращении членов выездной комиссии они должны сдать неиспользованные избирательные бюллетени, опечатать урну для голосования и в списках для голосования сделать отметку о проголосовавших вне помещения карандашные пометки заменить на пометку ручкой. Наблюдатель в этот период должен визуально убедиться, что кто-то из избирателей, проголосовавших на дому не проголосовал вторично в помещении УИК. При подведении итогов голосования очень важно чтобы этапы подсчета следовали друг за другом в соответствии с законом о выборах на основании Ст. Включая доп. Список проголосовавших по открепительным удостоверениям.
Итоговые данные по каждому списку определяется как сумма по всем страницам списка избирателей. Суммарные данные по всем изб. На основании п. После этого список избирателей на время сортировки и подсчета голосов убирается в сейф или иное приспособленное для хранения документов место п. Нарушение этой последовательности не позволит наблюдателю отследить подгонку контрольных соотношений, которые могут осуществлять опытные члены УИК федеральным законом определено, что нарушение установленного порядка голосов влечет признание протокола об итогах голосования недействительным. При расхождении этих цифр немедленно сообщить в штаб и написать заявление. Если по спискам проголосовало 2300 человек, а бюллетеней меньше это не является нарушением так как часть избирателей может взять свой бюллетень в качестве сувенира. А превышение количества бюллетеней над количеством проголосовавших граждан свидетельствует о вбросе и является основанием для признания выборов недействительными, а проведение повторных выборов должно осуществляться за счет членов комиссии по решению суда.
При работе с избирательными бюллетенями количество погашенных бюллетеней суммируется с количеством испорченных бюллетеней. Работа со списками избирателей. На каждой странице списков избирателей должны заполняться ручкой суммарные данные по данной странице и подписаны членом УИК ведущего этот список. Затем постраничные данные суммируются и вносятся в общий итог по книге списка избирателей, где расписываются член УИК и председатель зам. Суммарные данные по книгам списков избирателей, дополнительного списка избирателей оглашаются и заносятся в увеличенную форму протокола. Подсчёт голосов Лицам, присутствующим при непосредственном подсчете голосов должен быть обеспечен полный обзор действий членов УИК п. Перед вскрытием каждого переносного ящика председатель должен объявить сколько заявлений о голосовании вне помещения прилагается к данному ящику. Дать возможность наблюдателям убедиться в не поврежденности ящика и печати на нем.
Если количество бюллетеней превышает объявленное число избирателей заявлений о голосовании на дому , то все бюллетени объявляются недействительными о чем составляется акт. Затем извлекаются бюллетени из стационарных ящиков при этом надо не допустить вброса. Далее согласно п. Если компромисс не достигнут, то действуем по п. Это является грубейшим нарушением и комиссия вправе будет удалить вас с участка.
Если зарегистрированный кандидат, внесённый в избирательный бюллетень, является иностранным агентом либо кандидатом, аффилированным с иностранным агентом, в избирательном бюллетене должны указываться сведения о том, что кандидат является иностранным агентом либо кандидатом, аффилированным с иностранным агентом.
В случае, если такой кандидат такие кандидаты включён включены в состав списка кандидатов и сведения о нём о них не внесены в избирательный бюллетень в соответствии с пунктом 6 настоящей статьи, в избирательном бюллетене указывается, что в составе списка кандидатов выдвинут выдвинуты такой кандидат такие кандидаты. Справа от указанных в пунктах 5 , 5. При проведении выборов в органы местного самоуправления в конце перечня зарегистрированных кандидатов, наименований избирательных объединений помещается строка «Против всех кандидатов» «Против всех списков кандидатов» с расположенным справа от неё пустым квадратом. Законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрено, что на выборах в органы местного самоуправления строка «Против всех кандидатов» «Против всех списков кандидатов» в избирательном бюллетене не помещается. В этом случае положения статьи 6 , пункта 7 статьи 64 , пункта 15 статьи 65 , подпункта «д» пункта 2 статьи 67 , пунктов 12 , 14 , 17 и 18 статьи 68 , подпункта «ж» пункта 2 , пунктов 4 и 5 статьи 70 , пункта 2 статьи 71 и пункта 3 статьи 72 настоящего Федерального закона, предусматривающие действия по подаче голосов избирателей против всех кандидатов против всех списков кандидатов и учёту таких голосов, не применяются. Если в соответствии с пунктом 35 статьи 38 настоящего Федерального закона голосование проводится по одной кандидатуре, ниже предусмотренных пунктами 5 , 5.
При голосовании на референдуме в бюллетене воспроизводится текст вынесенного на референдум вопроса и указываются варианты волеизъявления голосующего словами «Да» или «Нет» либо «За» или «Против», справа от которых помещаются пустые квадраты. Если на референдум вынесен проект нормативного акта, то в бюллетене воспроизводится его текст либо указывается наименование этого нормативного акта. Бюллетени печатаются на русском языке. По решению комиссии, указанной в законе, бюллетени печатаются на русском языке и на государственном языке государственных языках соответствующей республики, входящей в состав Российской Федерации, а в необходимых случаях — на языках народов Российской Федерации на территориях их компактного проживания. Если для избирательного участка, участка референдума печатаются бюллетени на двух и более языках, текст на русском языке должен помещаться в каждом бюллетене. Изготовленные полиграфической организацией бюллетени передаются членам комиссии с правом решающего голоса, осуществившей закупку бюллетеней, по акту, в котором указываются дата и время его составления, а также количество передаваемых бюллетеней.
После передачи упакованных в пачки бюллетеней в количестве, соответствующем контракту, работники полиграфической организации уничтожают лишние бюллетени при их выявлении , о чём составляется акт. Комиссия, осуществившая закупку бюллетеней, обязана не позднее чем за два дня до получения ею бюллетеней от соответствующей полиграфической организации принять решение о месте и времени передачи бюллетеней членам этой комиссии, уничтожения бюллетеней. Любой член данной комиссии, любой кандидат, фамилия которого внесена в бюллетень за исключением кандидатов, фамилии которых указаны в составе списка кандидатов , либо представитель такого кандидата, представитель любого избирательного объединения, наименование которого указано в избирательном бюллетене, инициативной группы по проведению референдума, любой иной группы участников референдума вправе подписать акты, указанные в настоящем пункте. Комиссия, осуществившая закупку бюллетеней, после передачи ей бюллетеней полиграфической организацией передаёт их по акту непосредственно нижестоящим комиссиям в срок, установленный организующей выборы, референдум комиссией, на основании своего решения о распределении бюллетеней. Непосредственно нижестоящие комиссии передают бюллетени в таком же порядке нижестоящим комиссиям, включая участковые комиссии. О передаче бюллетеней вышестоящей комиссией нижестоящей комиссии составляется в двух экземплярах акт, в котором указываются дата и время его составления, а также число передаваемых бюллетеней.
Передача бюллетеней участковым комиссиям осуществляется не позднее чем за один день до дня первого дня голосования в том числе досрочного голосования. По каждому избирательному участку, участку референдума количество передаваемых бюллетеней не может превышать более чем на 0,5 процента но не менее чем на два бюллетеня число избирателей, участников референдума, зарегистрированных на данном избирательном участке, участке референдума, и составлять менее 70 процентов от числа избирателей, участников референдума, включённых в списки избирателей, участников референдума на соответствующем избирательном участке, участке референдума на день передачи бюллетеней, за исключением случая проведения дистанционного электронного голосования в соответствии со статьёй 64. В этом случае количество передаваемых бюллетеней определяется решением организующей выборы, референдум комиссии, если иное не установлено федеральным законом. На избирательном участке, участке референдума, на которых ожидается большое число избирателей, участников референдума, подавших заявления о включении в список избирателей, участников референдума по месту своего нахождения в порядке, установленном пунктом 16 статьи 64 настоящего Федерального закона, либо избирателей, участников референдума, работающих вахтовым методом и имеющих право на включение в список избирателей, участников референдума в соответствии с пунктом 17 статьи 17 настоящего Федерального закона, а также на избирательном участке, участке референдума, на которых зарегистрированы менее 500 избирателей, участников референдума и используются программно-технические комплексы обработки бюллетеней, количество бюллетеней по решению соответствующей комиссии может быть увеличено. При передаче бюллетеней участковым комиссиям производятся их поштучный пересчёт и выбраковка, при этом выбракованные бюллетени при их выявлении уничтожаются членами комиссии, осуществляющей передачу бюллетеней, о чём составляется акт. При передаче бюллетеней вышестоящей комиссией нижестоящей комиссии, их выбраковке и уничтожении вправе присутствовать члены этих комиссий, кандидаты, указанные в пункте 11 настоящей статьи, или их представители, а также представители избирательных объединений, указанных в пункте 11 настоящей статьи, инициативной группы по проведению референдума, иных групп участников референдума.
Оповещение перечисленных лиц о месте и времени передачи бюллетеней осуществляется соответствующей комиссией, которая также обязана предоставить возможность каждому указанному в пункте 11 настоящей статьи кандидату или не менее чем одному его представителю, не менее чем одному представителю каждого указанного в пункте 11 настоящей статьи избирательного объединения, не менее чем одному представителю инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума присутствовать при передаче бюллетеней. При этом любое из перечисленных лиц вправе подписать акты, составляемые при передаче бюллетеней, а также при их выбраковке и уничтожении если таковые производятся. Ответственность за передачу и сохранность бюллетеней несут председатели комиссий, осуществляющих передачу, получение и хранение бюллетеней. На лицевой стороне всех бюллетеней, полученных участковой комиссией, в правом верхнем углу ставятся подписи двух членов участковой комиссии, которые заверяются печатью участковой комиссии. В случае выбытия из списка кандидатов зарегистрированного кандидата, фамилия, имя и отчество которого указаны в бюллетене, отмены или аннулирования регистрации кандидата, списка кандидатов после изготовления бюллетеней территориальные, окружные, участковые комиссии по указанию комиссии, зарегистрировавшей кандидата, список кандидатов, вычёркивают в бюллетенях сведения о таких кандидатах, об избирательных объединениях, зарегистрировавших такие списки кандидатов. При необходимости внесения в изготовленный бюллетень изменений, касающихся сведений о кандидате, об избирательном объединении, либо в случае, предусмотренном пунктом 8.
В случае принятия в соответствии с законом менее чем за десять дней до дня голосования решений о регистрации кандидатов, списков кандидатов, о передаче при проведении повторного голосования места следующему зарегистрированному кандидату взамен выбывшего после изготовления бюллетеней комиссия, зарегистрировавшая кандидата, список кандидатов, вправе принять решение о внесении в изготовленные бюллетени данных об указанном зарегистрированном кандидате, списке кандидатов от руки или с использованием технических средств. В исключительных случаях на избирательных участках, участках референдума, образованных в отдалённых и труднодоступных местностях, на судах, которые будут находиться в день голосования в плавании, на полярных станциях, за пределами территории Российской Федерации, а также в случае проведения голосования, предусмотренного пунктом 17 статьи 64 и или пунктом 19 статьи 66 настоящего Федерального закона, и или досрочного голосования, предусмотренного пунктом 17 статьи 65 настоящего Федерального закона, и в случае проведения голосования на избирательных участках, указанных в пункте 5. Решение об изготовлении избирательной документации с указанием необходимого тиража и сроков изготовления бюллетеней принимается участковой комиссией по согласованию с вышестоящей комиссией. В день голосования последний день голосования на соответствующих выборах, референдуме после окончания времени голосования неиспользованные бюллетени, находящиеся в комиссиях, подсчитываются и погашаются. В участковых комиссиях эта процедура осуществляется в соответствии с пунктом 3 статьи 68 настоящего Федерального закона. В иных комиссиях при погашении неиспользованных бюллетеней составляется акт, в котором указывается число погашенных бюллетеней.
При погашении бюллетеней вправе присутствовать лица, указанные в пункте 3 статьи 30 настоящего Федерального закона. Эти бюллетени хранятся секретарём комиссии вместе с другой документацией комиссии. При проведении выборов, референдума с применением комплекса для электронного голосования используется электронный бюллетень. Форма и текст электронного бюллетеня утверждаются соответствующей комиссией не позднее чем за 20 дней до дня голосования и должны соответствовать требованиям, предусмотренным пунктами 5 — 10 настоящей статьи. В случае проведения повторного голосования текст электронного бюллетеня утверждается соответствующей комиссией одновременно с принятием решения о проведении повторного голосования. Статья 63.
Дни голосования на выборах, референдумах[ править ] 1. По решению избирательной комиссии, организующей выборы, референдум, голосование на выборах включая повторное голосование, повторные выборы , референдумах может проводиться в течение нескольких дней подряд, но не более трёх дней. Указанное решение может быть принято не позднее чем в десятидневный срок со дня официального опубликования публикации решения о назначении выборов, референдума и не подлежит пересмотру. Законом может быть предусмотрено, что указанное решение при проведении выборов в органы местного самоуправления, местных референдумов принимает избирательная комиссия субъекта Российской Федерации. Право принятия решения, указанного в пункте 1 настоящей статьи, в случае совмещения дней голосования на выборах и или референдумах разных уровней, в том числе в пределах одного субъекта Российской Федерации, принадлежит комиссии, организующей подготовку и проведение выборов, референдума более высокого уровня. В случае принятия решения о проведении голосования в течение нескольких дней подряд предусмотренные настоящим Федеральным законом сроки избирательных действий, действий по подготовке и проведению референдума, осуществляемых до дня голосования или после него, отсчитываются от последнего из указанных дней голосования, если настоящим Федеральным законом не предусмотрено иное.
Если определённые действия осуществляются либо могут осуществляться не могут осуществляться в день голосования или в предшествующий ему день, такие действия осуществляются либо могут осуществляться не могут осуществляться соответственно в любой из указанных дней голосования или в предшествующий им день, если настоящим Федеральным законом не предусмотрено иное. По решению избирательной комиссии, организующей выборы, референдум, в период, определённый в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, может быть проведено голосование с использованием следующих дополнительных возможностей реализации избирательных прав, права на участие в референдуме граждан Российской Федерации: а голосование избирателей, участников референдума вне помещения для голосования на территориях и в местах, пригодных к оборудованию для проведения голосования на придомовых территориях, на территориях общего пользования и в иных местах ; б голосование групп избирателей, участников референдума, которые проживают находятся в населённых пунктах и иных местах, где отсутствуют помещения для голосования и транспортное сообщение с которыми затруднено. Законом может быть предусмотрено, что указанное в пункте 4 настоящей статьи решение при проведении выборов в органы местного самоуправления, местных референдумов принимает избирательная комиссия субъекта Российской Федерации. Право принятия решения о проведении голосования с использованием дополнительных возможностей, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи, в случае совмещения дней голосования на выборах и или референдумах разных уровней, в том числе в пределах одного субъекта Российской Федерации, принадлежит комиссии, организующей подготовку и проведение выборов, референдума более высокого уровня. В случае принятия решения о проведении голосования в соответствии с настоящей статьёй досрочное голосование, предусмотренное абзацем вторым пункта 1 , пунктом 2 , пунктом 16 статьи 65 настоящего Федерального закона, голосование вне помещения для голосования, предусмотренное пунктом 18 статьи 66 настоящего Федерального закона, не проводятся. Подсчёт голосов избирателей, участников референдума начинается сразу после окончания времени голосования в последний день голосования.
Иные особенности голосования, установления итогов голосования в дни голосования, предусмотренные настоящей статьёй, устанавливаются Центральной избирательной комиссией Российской Федерации. Статья 64. Порядок голосования[ править ] 1. Время начала и окончания голосования на выборах, референдуме устанавливается законом. Продолжительность голосования не может составлять менее десяти часов. Законом может быть предусмотрено, что в случае, если при проведении выборов в органы государственной власти, референдума субъекта Российской Федерации на территории избирательного участка, участка референдума расположено место жительства место пребывания избирателей, участников референдума, рабочее время которых совпадает с временем голосования при работе на предприятиях с непрерывным циклом работы или вахтовым методом , по решению избирательной комиссии субъекта Российской Федерации время начала голосования на этом избирательном участке, участке референдума может быть перенесено на более раннее время, но не более чем на два часа.
При совмещении дня голосования на выборах в органы государственной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления, на референдуме субъекта Российской Федерации, местном референдуме с днём голосования на выборах в федеральные органы государственной власти, Палату Представителей Парламента Союзного государства, на референдуме Российской Федерации время начала и окончания голосования определяется в соответствии с федеральным законом. На избирательных участках, участках референдума, образованных за пределами территории Российской Федерации, время начала и окончания голосования, его продолжительность определяются в соответствии с федеральным законом. Лицам, указанным в пункте 3 статьи 30 настоящего Федерального закона, доступ в помещения для голосования должен быть обеспечен не менее чем за один час до начала голосования. О дне, времени и месте голосования территориальные и участковые комиссии обязаны оповестить избирателей, участников референдума не позднее чем за 10 дней до дня голосования через средства массовой информации или иным способом, а при проведении досрочного и повторного голосования — в порядке и сроки, которые предусмотрены законом, но не позднее чем за пять дней до дня голосования. На избирательных участках, участках референдума, образованных в воинских частях, в труднодоступных или отдалённых местностях, на судах, которые будут находиться в день голосования в плавании, на полярных станциях, а также на избирательных участках, участках референдума, образованных для проведения голосования, предусмотренного пунктом 17 настоящей статьи и или пунктом 19 статьи 66 настоящего Федерального закона, и или досрочного голосования, предусмотренного пунктом 17 статьи 65 настоящего Федерального закона, участковая комиссия может объявить голосование законченным раньше времени, установленного в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, если проголосовали все избиратели, участники референдума, включённые в список избирателей, участников референдума. Каждый избиратель, участник референдума голосует лично, голосование за других избирателей, участников референдума не допускается.
Бюллетени выдаются избирателям, участникам референдума, включённым в список избирателей, участников референдума, по предъявлении паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина. При получении бюллетеня избиратель, участник референдума проставляет в списке избирателей, участников референдума серию и номер своего паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина. С согласия избирателя, участника референдума либо по его просьбе серия и номер предъявляемого им паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, могут быть внесены в список избирателей, участников референдума членом участковой комиссии с правом решающего голоса. На основании соответствующего решения комиссии, организующей выборы, референдум, серия и номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, могут быть внесены в список избирателей, участников референдума с использованием ГАС «Выборы» при составлении указанного списка. Избиратель, участник референдума проверяет правильность произведённой записи и расписывается в соответствующей графе списка избирателей, участников референдума в получении бюллетеня. В случае проведения голосования одновременно по нескольким бюллетеням избиратель, участник референдума расписывается за каждый бюллетень.
Член участковой комиссии, выдавший избирателю, участнику референдума бюллетень бюллетени , также расписывается в соответствующей графе списка избирателей, участников референдума. В случае составления списка избирателей, участников референдума в электронном виде допускается применение электронной графической подписи в порядке, определённом при проведении выборов в федеральные органы государственной власти и референдума Российской Федерации Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, а при проведении иных выборов, референдумов — избирательной комиссией субъекта Российской Федерации с учётом требований, установленных Центральной избирательной комиссией Российской Федерации. Голосование проводится путём внесения избирателем, участником референдума в избирательный бюллетень любого знака в квадрат квадраты , относящийся относящиеся к кандидату кандидатам или списку кандидатов, в пользу которого которых сделан выбор, либо на выборах в органы местного самоуправления к позиции «Против всех кандидатов» «Против всех списков кандидатов» , а в бюллетень для голосования на референдуме или в бюллетень для голосования по одной кандидатуре в соответствии с пунктом 35 статьи 38 настоящего Федерального закона — любого знака в квадрат, относящийся к тому из вариантов волеизъявления, в отношении которого сделан выбор. Бюллетень заполняется избирателем, участником референдума в специально оборудованной кабине, ином специально оборудованном месте, где не допускается присутствие других лиц, за исключением случая, указанного в пункте 10 настоящей статьи.
Под влиянием телефонных мошенников граждане поджигали кабинки для волеизъявления, поливали зелёнкой и краской урны с бюллетенями и КОИБы, в Петербурге девушка метнула в избирательный участок коктейль Молотова. Власти всеми силами нагоняли в информационное пространство позитив и почти вконец потеряли стыд по части незаконной агитации. Уголовное дело возбудили против жителя Лыткарино, 15 марта вылившего синюю краску в избирательную урну. Это было единственное происшествие, о котором рассказала региональная комиссия в своём телеграм-канале, хотя в СМИ также широко разошлась информация о поджоге кабинки для голосования пожилой женщиной в Мытищах.
Но женщина, вместо того чтобы объяснить, что ей выдали два, и как-то погасить один, испугалась, побежала к урне, кинула их и со свистом ушлепала. Урну пришлось аннулировать. Самое главное правило на выборах: число бюллетеней в урне не должно превышать число бюллетеней, которое ты выдал! Их может быть меньше, потому что есть товарищи, которые ставят галочку и уносят бюллетень с собой. Что называется, не доставайся мой голос никому. Мало того, иногда это используют как повод обвинить нас в неправильном подсчете. В конце голосования мы большими цифрами, чтобы было видно на камеру, пишем — сколько бюллетеней выдали, сколько было в урне и сколько погасили. Человек, зная, что он забрал бюллетень, видит, что все сошлось, и начинает возмущаться: «А как так, если мой бюллетень у меня! У вас должно быть на один меньше. Значит, вы мухлюете и занимаетесь вбросами! Повторюсь, бюллетеней не должно быть больше. Опять же, некоторые могут этим воспользоваться и дискредитировать выборы. Например, человек взял бюллетень на соседнем участке, к которому он прикреплен, а идет к нам и бросает бюллетень в нашу урну. По правде говоря, можно такое и проморгать. Если в конце дня мы замечаем, что бюллетеней внезапно больше, чем положено, первым делом мы начинаем проверять, нет ли бюллетеней с печатью чужого участка. Если такой находится, это не считается нарушением, мы просто его погашаем. В ином случае вся урна признается недействительной. На выборах мы стараемся говорить о чем угодно, кроме выборов. Обстановка немного нервная. Другое дело, я слышала, что учителя нашей школы еще до того, как я начала в ней работать, действительно совершали вбросы, причем делали это завучи. Но это были 2010-е годы. К тому же сейчас выборы идут в прямом эфире, еще и со звуком. Если кто-то заметит неладное, а что хуже — сделает скриншот, нам достанется сполна. Никто не ввязывается в махинации, потому что не хочет подставлять коллег. Раньше все голосовали в воскресенье, а в понедельник был санитарный день, когда школу убирали и намывали. Ведь если это зимне-весенние выборы, то весь снег разносится грязью, а на следующей день детям здесь бегать. Но теперь выходной отменили. Закончил ты считать голоса в 11 вечера или в час ночи, в понедельник все равно придется выйти в школу. Поэтому не хочется, чтобы все прошло зря. Мы не настолько умельцы, чтобы еще и мухлевать. В 2019 году на выборах в Мосгордуму в ряде Telegram-каналов пронеслась информация, что у некоторых членов комиссии на столе лежали зеленые линейки, которые служили знаком для подставных избирателей, не прикрепленных к участку.
Помещение для голосования: что должно быть на избирательном участке
- Новости Томска. Свежие томские новости – РИА Томск
- Коротко о выборах
- Вопросы и ответы на итоговый тест 2023 – Знайка
- Сколько бюллетеней должно быть на избирательном участке?
- Когда голосуем, за кого и сколько бюллетеней? Ликбез по Выборам-2023
- Памятка наблюдателям на избирательном участке - Село Хоботец-Васильевское
ЦИК утвердил бюллетень для выборов президента РФ. Сколько в нем кандидатов?
Ползунова, чтобы добежать до него за пять-десять минут. И здесь, по выражению советника, «начинаются шахматы». А теперь смотрите. Я пришла на чужой участок, но я по-прежнему находилась внутри единого округа «Российская Федерация». Значит, бюллетень по партийным спискам в Госдуму мне положен. Мне его выдали. Дальше проверяем Заксобрание. Я нахожусь на территории 170-го одномандатного округа по Госдуме? Я его покинула. Подчеркиваю: голосование по одномандатным округам привязано к месту жительства, и право отдать свой голос у меня есть только по месту жительства. Точно такая же история по Заксобранию.
Я нахожусь внутри Свердловской области?
Отбракованные бюллетени подлежат выделению из общей массы изготовленных избирательных бюллетеней бюллетеней для голосования на референдуме и хранятся отдельно. Процесс выбраковки происходит под наблюдением членов комиссии с правом решающего голоса, разместившей заказ на изготовление бюллетеней.
Изготовленные и выверенные типографией бюллетени затем передаются по акту членам комиссии, разместившей заказ на изготовление бюллетеней. Комментируемый Федеральный закон не оговаривает содержание акта передачи бюллетеней изготовившей их типографией членам соответствующей избирательной комиссии, комиссии референдума. Целесообразно, чтобы в нем в обязательном порядке были отражены сведения о дате, времени и месте его составления, лицах, составивших акт передачи и участвовавших в ней, количестве переданных бюллетеней и присутствовавших при этом членов комиссии с правом решающего и совещательного голоса, кандидатов, их доверенных лиц, уполномоченных представителей избирательных объединений, избирательных блоков, членов и или представителей инициативной группы по проведению референдума, иных групп участников референдума.
Детальное правовое регулирование процедуры передачи бюллетеней и содержания составляемого об этом акта может содержаться в федеральных конституционных законах, федеральных законах и законах субъектов РФ, посвященных регламентации различных видов выборов и референдума. После передачи упакованных в пачки бюллетеней в количестве, соответствующем заказу, работники полиграфической организации в присутствии всех вышеперечисленных лиц уничтожают отбракованные и лишние бюллетени при их выявлении. Об этом составляется акт, который вправе подписать все присутствующие лица.
Содержание акта об уничтожении отбракованных и лишних избирательных бюллетеней, бюллетеней для голосования на референдуме принципиально ничем не отличается от акта передачи изготовленных бюллетеней. На избирательную комиссию, разместившую заказ на изготовление бюллетеней, возлагается обязанность оповещения членов указанной комиссии, соответствующих кандидатов, избирательных объединений избирательных блоков , инициативной группы по проведению референдума, иных групп референдума их представителей о месте и времени проведения выбраковки бюллетеней, передачи их соответствующей комиссии, уничтожении выбракованных и лишних бюллетеней. При выбраковке, передаче и уничтожении в случае необходимости бюллетеней полиграфическая организация обязана предоставить возможность присутствовать не менее чем одному представителю каждого из кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума.
При этом следует иметь в виду, что перечень лиц, которым прямо предоставлено право присутствовать при выбраковке, передаче изготовленных и уничтожении отбракованных и лишних бюллетеней, не может быть исчерпывающим, поскольку при совершении указанных действий исходя из принципиальных положений законодательства о выборах и референдумах вполне могут присутствовать также члены вышестоящих избирательных комиссий, комиссий референдума, представители СМИ. На комиссию, получившую бюллетени из изготовившей их полиграфической организации, возлагается обязанность их передачи нижестоящим комиссиям. При этом законодательство не оговаривает порядок такой передачи, предусматривая в качестве ее обязательного условия только необходимость оформления передачи бюллетеней соответствующим актом.
Принимая во внимание тот факт, что в соответствии со ст. Комиссия, получившая бюллетени от вышестоящей комиссии, передает их непосредственно нижестоящим комиссиям до участковых комиссий включительно. Процесс передачи бюллетеней завершается только после получения их всеми участковыми комиссиями.
Законодательство возлагает ответственность за правильность передачи бюллетеней на председателей обеих комиссий, как передающей, так и получающей бюллетени. Прежде всего это означает, что именно на них ложится обязанность организации передачи и получения бюллетеней и осуществления контроля за соблюдением установленного законом порядка передачи бюллетеней. При этом председатели комиссий не вправе ссылаться на действия бездействие иных лиц, включая членов комиссий, как на обстоятельство, освобождающее их от ответственности за правильность передачи бюллетеней.
В тех случаях, когда председатели комиссий умышленно нарушают установленный порядок передачи бюллетеней, они могут быть привлечены к юридической ответственности, если их действия бездействие были сопряжены с воспрепятствованием осуществлению избирательных прав граждан или работе избирательных комиссий, комиссий референдума. В зависимости от обстоятельств, которыми сопровождалось нарушение председателями комиссий установленного порядка передачи бюллетеней, а также характера наступивших последствий они могут быть привлечены к административной ст. Сроки осуществления избирательных действий занимают одно из центральных мест в механизме правового регулирования выборов и референдума.
Соответственно этому законодательство устанавливает, что передача бюллетеней в территориальные окружные комиссии осуществляется не позднее чем за 20 дней до дня голосования, а в участковые комиссии - не позднее чем за 3 дня до дня голосования. Данные сроки передачи бюллетеней территориальным окружным и участковым комиссиям обусловлены необходимостью обеспечения избирателям, участникам референдума реальной возможности осуществления предоставленного им права досрочного голосования см. Принимая во внимание, что процесс волеизъявления избирателей, участников референдума в подавляющем большинстве случаев непосредственно обеспечивается участковыми комиссиями исключение составляет лишь досрочное голосование в территориальных и окружных комиссиях , законодательство особо оговаривает порядок определения числа бюллетеней, которые этим комиссиям передаются.
На небольших участках с числом избирателей участников референдума менее 200 человек число бюллетеней, направляемых в участковую комиссию, определяется путем сложения числа зарегистрированных избирателей участников референдума и двух дополнительных бюллетеней. При этом они могут быть использованы не только для досрочного голосования в территориальных окружных избирательных комиссиях, комиссиях референдума, но и, в случае необходимости, дополнительно переданы по акту участковым комиссиям, которые по каким-либо причинам будут нуждаться в получении большего количества бюллетеней, чем было получено ими в общем порядке. В соответствии с избирательным законодательством зарегистрированный кандидат, список кандидатов могут по различным причинам собственная инициатива кандидата, избирательного объединения, избирательного блока; отмена регистрации по решению суда; смерть кандидата; утрата российского гражданства; вступление в силу обвинительного приговора суда утратить свой статус и выбыть из участия в данных выборах.
В случае, если выбытие зарегистрированного кандидата, списка кандидатов произошло после изготовления избирательных бюллетеней, новый текст избирательных бюллетеней не утверждается и новые бюллетени не изготавливаются, а территориальные, окружные, участковые избирательные комиссии по указанию избирательной комиссии, зарегистрировавшей кандидата список кандидатов , вычеркивают в бюллетенях данные о соответствующем кандидате списке кандидатов. Принципиально важное значение имеет требование о том, что вычеркивание в бюллетенях данных о соответствующих кандидатах списках кандидатов может иметь место только по указанию зарегистрировавших их избирательных комиссий. Практике известны случаи, когда накануне дня голосования или непосредственно в день голосования предпринимаются попытки, используя телефонные звонки со ссылкой на вышестоящие избирательные комиссии, добиться необоснованного вычеркивания отдельных кандидатов списков кандидатов из бюллетеней.
Поэтому необходимо оформлять соответствующее указание надлежащим образом и официально доводить его до сведения нижестоящих избирательных комиссий. Данный пункт комментируемого Федерального закона устанавливает порядок внесения изменений в изготовленные бюллетени в тех случаях, когда такие изменения не могут быть осуществлены путем вычеркивания данных о тех или иных кандидатах, списках кандидатов. При принятии в соответствии с законом менее чем за семь дней до дня голосования решений о регистрации кандидатов списков кандидатов , о передаче места следующему зарегистрированному кандидату взамен выбывшего после изготовления бюллетеней избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата список кандидатов , вправе принять решение о внесении в отпечатанные бюллетени данных об указанном зарегистрированном кандидате списке кандидатов от руки или с использованием технических средств.
При внесении в отпечатанные бюллетени данных о зарегистрированных кандидатах списках кандидатов необходимо учитывать, что такие действия могут иметь место по решению соответствующей избирательной комиссии лишь при условии, что появление таких кандидатов произошло менее чем за семь дней до дня голосования. В противном случае соответствующей избирательной комиссии следует принять меры по утверждению нового текста бюллетеня, изготовлению бюллетеней и передаче их в нижестоящие комиссии. Важно также подчеркнуть, что и тогда, когда до дня голосования остается менее недели, законодательство оставляет избирательной комиссии, зарегистрировавшей кандидата, список кандидатов либо передавшей место следующему зарегистрированному кандидату взамен выбывшего, возможность действовать по своему усмотрению и изготовить новые бюллетени, так как принятие решения о внесении в отпечатанные бюллетени каких-либо изменений от руки или с использованием технических средств является правом, а не обязанностью комиссии.
В качестве единственного исключения из правил, установленных для печатания избирательных бюллетеней, бюллетеней для голосования на референдуме, комментируемый Федеральный закон оговаривает возможность их изготовления участковой избирательной комиссией, комиссией референдума. При этом исчерпывающим образом оговариваются условия, при наличии которых допускается печатание бюллетеней самими участковыми комиссиями. Во-первых, такое изготовление бюллетеней может иметь место только в исключительных случаях в соответствии с комментируемым Федеральным законом, федеральными конституционными законами, иными федеральными законами, а также законами субъектов РФ.
Об исключительном характере предусмотренных законодательством случаев могут свидетельствовать объективные обстоятельства, при наличии которых изготовление и передача бюллетеней в конкретные участковые комиссии в общем порядке невозможны. Во-вторых, изготовление бюллетеней силами участковых комиссий допускается только в отношении избирательных участков, участков референдума, образованных в отдаленных и труднодоступных местностях, на судах, находящихся в день голосования в плавании, на полярных станциях, а также за пределами территории Российской Федерации. Следует заметить, что поскольку приведенный в законодательстве перечень избирательных участков, участков референдума является исчерпывающим, постольку в иных условиях печатание бюллетеней самими участковыми комиссиями невозможно.
В-третьих, изготовление бюллетеней должно осуществляться непосредственно участковой комиссией при помощи компьютеров, ксероксов или иных технических средств. Тем самым закон не предусматривает привлечение к печатанию бюллетеней участковыми комиссиями иных лиц или организаций. Это вполне объяснимо, так как в указанных случаях возможности участковых комиссий в привлечении к печатанию бюллетеней квалифицированных специалистов сведены практически к минимуму, а, кроме того, в условиях, когда обеспечение необходимой степени защиты бюллетеней невозможно, печатание их силами участковых комиссий способствует предотвращению их неконтролируемого тиражирования.
В-четвертых, печатание избирательной документации может иметь место только по решению участковой комиссии.
Фото: ТГК "Говорят Мытищи" Около двух десятков инцидентов на избирательных участках зафиксировано в первый из трёх дней голосования на выборах президента РФ. Под влиянием телефонных мошенников граждане поджигали кабинки для волеизъявления, поливали зелёнкой и краской урны с бюллетенями и КОИБы, в Петербурге девушка метнула в избирательный участок коктейль Молотова. Власти всеми силами нагоняли в информационное пространство позитив и почти вконец потеряли стыд по части незаконной агитации. Уголовное дело возбудили против жителя Лыткарино, 15 марта вылившего синюю краску в избирательную урну.
Заполняют бланки в специальной кабинке или на столе, огражденном ширмой. Когда человек голосует на дому, документ ему доставят представители избиркома. Где ставить галочку В бюллетене написано, как правильно его заполнять.
В пустом квадрате справа от фамилии выбранного кандидата нужно поставить любой знак. То есть можно нарисовать и галочку, и крестик, но только в одном квадрате. Писать какие-то фразы или призывы запрещено.
После заполнения бланк кладут в ящик для голосования. Если урна прозрачная, документ складывают лицевой стороной внутрь, чтобы защитить тайну голосования. Бюллетень признают недействительным в следующих случаях: все квадраты напротив фамилий кандидатов пустые или знаки стоят в двух и более квадратах, если человек написал какой-то текст на бланке, бланк не заверен подписью членов избиркомов и печатью, не имеет специальной марки, бюллетень заполнен карандашом, бланк поврежден, например разорван, или перечеркнут.
Если бюллетень незначительно поврежден или испачкан, но из него можно узнать, за кого голосовал человек, голос учтут. Речь идет, например, о залитых зеленкой бланках — такие случаи произошли на участках в нескольких регионах России. Залитые зеленкой урны опечатаны, а после окончания голосования члены избиркомов проверят, насколько испорчены бюллетени.
Если возможно узнать результаты голосования, голоса учтут.
Внешний вид бумажного бланка
- Способы голосования
- Четыре бюллетеня и одни выборы: 5 вопросов избиркому о голосовании 19 сентября
- Защита документов
- ЦИК утвердил число бюллетеней на выборах президента России
Эксперт: «Нужно ввести ответственность за вынос бюллетеней и призывы к их порче»
Это повысит доверие избирателей к избирательной системе, волеизъявление каждого избирателя останется учтенным, так как вероятность признания бюллетеней недействительными при подсчете голосов будет сведена к минимуму. Число изготовленных бюллетеней не должно более чем на 1,5 процента превышать число зарегистрированных избирателей, участников референдума. В избиркоме сообщили, что 112,6 миллиона бюллетеней будут распределены между регионами России, а остальные будут использоваться на избирательных участках, образованных на территории Байконура и за пределами страны. Для получения бюллетеня на избирательном участке нужно предъявить членам участковой избирательной комиссии паспорт гражданина РФ или заменяющий его документ.
«Дайте мне проголосовать за Пу-ти-на!»: наблюдатель на выборах — о закулисье избирательных участков
избирательном участке, участке референдума на день передачи бюллетеней. В любой избирательный участок* (в срок с 16 по 21 июня). Избирательные участки – что должно быть в помещении для голосования, полномочия членов УИК, список избирателей, выдача бюллетеня, подсчет голосов. Если для избирательного участка, участка референдума печатаются бюллетени на двух и более языках, текст на русском языке должен помещаться в каждом бюллетене. Чтобы заполнить бюллетень не выходя из квартиры, нужно до 14 часов 19 сентября подать заявку в участковую избирательную комиссию.
ЦИК утвердил число бюллетеней на выборах президента России
Одновременно утверждена форма избирательного бюллетеня для голосования с использованием комплексов обработки избирательных бюллетеней (КОИБ). 23. Какие избирательные бюллетени необходимы для голосования на участке с использованием КОИБ: избирательные бюллетени должны соответствовать перечню установленных требований. 3. При работе с избирательными бюллетенями количество погашенных бюллетеней суммируется с количеством испорченных бюллетеней. Главная Избирательные комиссии Территориальные избирательные комиссии Страницы территориальных избирательных комиссий ТИК Лениногорского района Республики Татарстан Выборы и референдумы Выборы Президента Российской Федерации. Какой бюллетень признают испорченным и не будут учитывать?