Это переносное жилье, которое можно соорудить практически везде, причем в минимальное время. Переносное жилище саамов (малочисленный финно-угорский народ Северной Европы, в России большинство из них проживают на территории Мурманской области) в период весенне-летних кочёвок. Самыми известными жилищами народов севера являются чум, балаган, яранга, иглу и юрта.
Традиционные жилища народов Сибири
Национальные дома народов Севера: чум, яранга и иглу | У чукчей было два типа жилищ: переносное и постоянное. |
Чукотское жилище – АРКТИЧЕСКИЙ МНОГОЯЗЫЧНЫЙ ПОРТАЛ | Чум является универсальным жилищем северных народов. |
Презентация на тему: "Жилища народов Севера" | город Свободный Амурской области Новости, события, блоги, фотоальбомы, панорамы, киносеансы, карта, встречи, расписание авто и жд вокзалов, организации. |
Как устроен чум у ненцев: bepowerback — LiveJournal | Многие северные народы с древних времен живут в чумах. Это традиционное жилье кочевых народов Севера, основными занятиями которых является животноводство. |
Пока все в чуме
Диаметр данного жилища составляет не менее 5,7 метров. Чаще всего яранга встречается у народов, которые проживают на северо-востоке Сибирской части России и ведут кочевой образ жизни. К ним можно отнести чукчей, эвенов, и некоторые другие народности. Это каркасное переносное жилище, состоящее из шестов, брезента или бересты летом и меховых покрышек зимой. я, последняя - а). Яранга – совсем иной вид северного жилища, который используют народы Чукотки.
Значение слова «яранга»
Как устроено традиционное жилище у кочевых народов Чукотки? Мобильное жилище кочевников отличается особым температурным режимом: послойное распределение воздушных потоков по внутреннему объему конуса позволяет свести к минимуму зависимость от внешних источников тепла. Решения для определения ПЕРЕНОСНОЕ ЖИЛИЩЕ НЕКОТОРЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА. для кроссвордов или сканвордов. Узнайте правильные ответы, синонимы и другие полезные слова.
Переносное жилище некоторых народов Севера.
Ярсалинская тундра. Фото Е. По ненецким преданиям, он появился почти одновременно с человеком, и это недалеко от истины. Согласно данным археологии, легкие конические шалаши, напоминающие чум, были знакомы древним охотникам Европейского Севера и Сибири.
Ханты, манси и коми заимствовали его у ненцев вместе с оленеводством. Подпись к фото в процессе Для оленеводов, постоянно движущихся по тундре в поисках хороших пастбищ для оленей, сложно придумать более простое и универсальное жилище. В отличие от других жилищ, чум не крепится к земле.
Благодаря возможности быстрого свертывания и развертывания трансформер чум обладает свойством многоразового и экстерриториального использования. Чум легко транспортируется, так как имеет небольшой вес и объем; для его установки не требуется дополнительных приспособлений. Несмотря на простоту своего устройства: конус из жердей, укрытый сшитыми из полотен бересты летом или оленьих шкур зимой нюков, тундровый чум является своего рода достижением кочевой жизни.
Речь в данном случае идет не столько о его общеизвестных замечательных свойствах противостоять ветрам, снегам и дождям, хранить тепло зимой или прохладу летом , сколько о том, что он «соткан» из всего пространства кочевий. Без него кочевание невозможно, но и он невозможен без кочевания. Его меховое покрытие — два внутренних и два наружных нюка — сшито из 6—7 десятков шкур оленей, выпас которых предполагает ежегодные путешествия от края тайги до края арктических морей.
Шесты для его остова числом до 4—5 десятков и нарты для его перевозки в количестве 5—10 изготовляются из стволов деревьев, которые можно отыскать только в полосе лесов. Топливо для очага собирается по всему пути каслания. Таким образом, кочующий чум «вырастает» в точке соприкосновения трех измерений: пространства земли, стада оленей и сообщества людей, каждое из которых, без преувеличения, обширно.
Ненцы-кочевники считают чум эталоном мобильного уюта, вместе с тем он остается частью тундры: в верхнее дымовое отверстие-окно смотрят звезды и капает дождь, по хлопанью чумовых покрышек ощутима сила пурги, треск рогов снаружи оповещает о приходе оленей. В конструкции чума нет мелочей. Верхние концы шестов продевают в веревочную петлю и опираются на основные шесты.
От количества и длины шестов зависит устойчивость и размер чума: чем больше шестов и шире расстояние между опорами, тем вместительнее жилище. В фольклоре ненцев чум бедняка рисуется «иглоподобным», чум богатого оленевода — в форме тупого конуса. Летний чум обычно меньше зимнего.
Шест — сложный конструктивный элемент чума. Он изготавливается из тонкоствольной ели или сосны. Длина шеста от 5 и более.
С концов он постепенно утолщается и к середине обретает овальную эллипсовидную форму сечения. При монтаже чума шест ставится ребром к нагрузке ветровой, весу нюков. Чумовые шесты служат несколько лет, и тундровики-оленеводы особенно их берегут.
Подпись к фото в процессе На остов чума натягиваются нюки из оленьих шкур зимой и бересты или брезента летом. Вход нё зимнего чума прикрывается краем меховой покрышки, образуя откидную дверь, вход летнего чума — закрепленной на деревянном крюке навесной берестяной дверью. Многослойная конструкция позволяет поддерживать определенную температуру.
Зимние и летние покрышки различаются. Покрышки для зимнего чума шьют из толстых зимних шкур оленя. Зимних покрышек четыре: две внутренних поднючье мехом во внутрь мюйко и две внешних мехом наружу ея.
На один нюк расходуется не менее 15—20 оленьих шкур, на полный комплект четыре нюка — 60—80. Наружные верхние покрышки шьют из новых шкур, а в качестве поднючья обычно используются старые, вытертые нюки. Если поднючье шьют из новых шкур, то шерсть на них подстригают.
Для летнего чума сегодня используют покрышки из брезента и грубого сукна, реже — выношенные зимние нюки в один слой. В старину покрышки для летнего чума делали из бересты. Такие покрышки не намокают от дождя и хорошо пропускают воздух, поэтому берестяной чум хорошо сохраняет прохладу.
Маты и циновки предохраняют «постели» от намокания и намерзания снега. Сборка Существует особый порядок установки чума.
В палатках тепло, как при комнатной температуре, свет из окошек. Тамбур пристроен к платке, где хранится утварь и продукты. Разбирается и собирается такое жилье значительно быстрее чем яранга, большая часть оленеводов живут зимой в таких жилища, ну а летом строят просторные яранги, некоторые живут с электричеством от дизельных генераторов, что бы на досуге поиграть или посмотреть фильмы через ноутбуки.
Вся жизнь в меховых стенах, свет от жировика, сон в спальнике из шкур, из еды — копальхен, снаружи — белая тундра… У нас в цивилизации все же гораздо больше выбор развлечений даже в изоляции. Потом расскажу про современные коттеджи в которых проживают в национальных чукотских поселках.
Полог представляет собой квадратное меховое сооружение чуть в стороне от центра яранги в центре яранги очаг , размером метра полтора на два и на метр в высоту. Внутри полога может гореть малюсенький жирник, фитиль, свеча или нечто подобное. И в этом пологе будет жарко в любой мороз снаружи яранги. По факту, в пологе спят, раздевшись догола.
Все дело в оленьих шкурах, волоски меха которых внутри полые и придуманы природой таким образом, чтобы прекрасно сохранять тепло. Так что для хозяйственно-бытовых нужд используется внутренняя часть яранги, а для сна, отдыха и … секса в том числе, используется этот самый полог, где никто не рискует ничего себе отморозить, какая бы погода снаружи ни была. Так традиционно обстояло, да и сейчас обстоит дело у оленеводов в тундре. В населенных пунктах, конечно, все давно уже иначе. Везде есть стационарные современные дома, вполне соответствующие всем европейским требованиям. Причем, характерные для Чукотки пятиэтажки выше здесь просто нельзя строить, вечная мерзлота , не имеют отношения к «хрущебам».
То, что служит для оберегания; оберегающее средство, талисман. КАКАО ср. Тропическое дерево, из семян которого вырабатываются масло, шоколад и т. Порошок из семян такого дерева, употребляемый для приготовления напитка.
ВЕКО ср. ГРИМ м. Специальные средства, применяемые для изменения внешности актера в соответствии с исполняемой ролью. Косметические средства для лица. Сорт неочищенного цилиндрового масла, получаемого при переработке нефти.
Старинные традиционные жилища разных народов
я, последняя - а). Жилища народов Севера, народностей Западной и Восточной Сибири весьма разнообразны, к ним относятся такое жильё как землянка, шалаш, чум, ураса, юрта или кибитка, земляной дом, фанза, сруб и другая обитель. В строгой последовательности также собираются и разбираются переносные жилища народов Севера (ненцев, лопарей и некоторых других), конструкция которых не менялась веками. традиционное переносное жилище купольной формы высотой от 3,5 до 4,7 метра и диаметром от 5,5 до 8,5 метров. Жилище кочевых народов России! 13 июня - 43979122929 - Медиаплатформа МирТесен.
Слово «Яранга»
Северные олени — это жизнь народов Крайнего Севера. констатирует председатель правления Союза оленеводов НАО Владислав Выучейский и приводит пример. Решения для определения ПЕРЕНОСНОЕ ЖИЛИЩЕ НЕКОТОРЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА. для кроссвордов или сканвордов. Узнайте правильные ответы, синонимы и другие полезные слова. имеющей в основании круг- стенки и конической крыши из шестов, покрытых оленьими шкурами (яранга). Диаметр данного жилища составляет не менее 5,7 метров. Чаще всего яранга встречается у народов, которые проживают на северо-востоке Сибирской части России и ведут кочевой образ жизни. К ним можно отнести чукчей, эвенов, и некоторые другие народности. Яранга – переносное жилище кочевых чукчей, коряков, эвенков, юкагиров.
Традиционные жилища народов Сибири
После этого заготовка должна отлежаться на солнце и просохнуть, чтобы шест вышел ровный и прямой как стрела, такой удобно ставить и перевозить на санях. Настоящие нюки На полуострове Таймыр на севере Красноярского края кочевое оленеводство и древние жилища сохранились только у ненцев Тухардской тундры, которая располагается на западе полуострова. На востоке Таймыра до недавнего времени не было ни одного чума, пока энтузиасты в поселке Волочанка не изготовили два с нюками из брезента. Анастасия и Денис Теребихины, учитель и директор школы в Волочанке, пытаются возродить оленеводство в Авамской тундре.
Шили по памяти, без клише.
После установки каркаса натягивают покрышку из сшитых вместе оленьих шкур шерстью наружу. Несколько раз в год кочевники-оленеводы перевозили свой дом на новое место. Традиционно устанавливали и разбирали жилище женщины. Работа нелёгкая. Установка яранги.
Фото А. Кинга Установка яранги. Кинга Вспоминает Лилия Аслапова — она родилась в яранге и в детстве кочевала с родителями — оленеводами: «Особенно тяжело зимой. Помню, как мы с мамой ставили юрту. Я маленькая была, четыре или пять лет мне было, помогала маме юрту ставить. Накрывали мы с ней юрту вдвоём.
Она мне говорит: «Держись руками и всем телом виси на шкуре-покрытии, подтягивай на себя. Вот мы с подушкой помогали маме натянуть шкуру-покрышку. А так, когда юрту ставят, желательно, чтобы человек восемь было».
Несколько раз в год кочевники-оленеводы перевозили свой дом на новое место.
Традиционно устанавливали и разбирали жилище женщины. Работа нелёгкая. Установка яранги. Фото А.
Кинга Установка яранги. Кинга Вспоминает Лилия Аслапова — она родилась в яранге и в детстве кочевала с родителями — оленеводами: «Особенно тяжело зимой. Помню, как мы с мамой ставили юрту. Я маленькая была, четыре или пять лет мне было, помогала маме юрту ставить.
Накрывали мы с ней юрту вдвоём. Она мне говорит: «Держись руками и всем телом виси на шкуре-покрытии, подтягивай на себя. Вот мы с подушкой помогали маме натянуть шкуру-покрышку. А так, когда юрту ставят, желательно, чтобы человек восемь было».
Лилия Аслапова в яранге на Халактырском пляже.
Маленький снаружи, большой внутри Павел Кузьмичев Чум — это традиционный дом северных народов. Он имеет конусообразную форму, которая подходит для суровых арктических условий. Такая форма устойчива во время метелей, со стен легко скатывается снег, чум быстро прогревается изнутри, и эта конструкция очень быстро собирается и разбирается. Так выглядит процесс сборки чума у ненцев. У ненецких семей раньше чум собирали и ставили женщины, но сейчас эта традиция уже канула в Лету. Жилье ставят вместе со всей семьей. Это если снега много», — рассказывает Марьям, молодая женщина из ямальского поселка Аксарка.
В чуме, где она принимает гостей, порядка 40 шестов и 80 оленьих шкур. С помощью занавесов можно отделить себе комнату — «полог». Павел Кузьмичев Диаметр среднего чума в основании около 5—8 метров. Пол уложен деревянными досками, покрытыми оленьими шкурами. Центральную часть занимает очаг — печка-буржуйка, которая и отапливает помещение, и служит плитой для приготовления пищи.
Значение слова «Яранга»
Иглу У канадских эскимосов зимнее жилище часто в виде полусферического купола, сложенное из снежных глыб. Высота около двух метров, диаметр — 3 или 4 метра. Вход через отверстие в полу, к которому ведет длинный коридор, прорытый в снегу ниже уровня пола. Если снег неглубокий, вход делают в стене, а перед ним строят коридор из снежных блоков. Большая часть пространства внутри занята лежанкой из снега, покрытой шкурами. Иногда и стены покрывают изнутри шкурами.
Ероны — "пологи" — это ящики-комнаты из шкур. На потолок накладывают сухой травы, на пол — кустарник, а на него шкуры оленя.
Пологов ставят столько, сколько семей живет в яранге, обычно около 1-3. В остальном пространстве хранится запас еды — туши моржей, нерп, а также разводится костер для приготовления еды, и это пространство холодное — уличной температуры, разве что ветра нет. Этот балок используется как перевалочная база оленеводов. А сами оленеводы, ночуют уже в меховых палатках из выделанных зимних шкур оленя.
В этой связи коллективное жилище потеряло свое значение. В книге З. Соколовой Жилище народов Сибири Навык типологии дается подробное изложение устройства чукотской яранги: яран. У оленеводов она была переносной, у морских зверобоев - стационарной. Каркас яранги состоит из вертикальных шестов, поставленных по кругу. В переносной яранге эти шесты стоят в виде треног, связанных ремнями, в стационарной они чередуются по одиночке, либо объединены парами диагональными перекладинами. Верхние части вертикальных жердей либо треног объединены вертикальными жердями, образующими обруч, к которому прикреплены жерди конического покрытия, перекрещивающиеся вершинами друг с ином и опирающиеся в стационарном жилище на центральную опорную с перекладиной наверху жердь либо на три шеста в виде треноги три шеста, объединенные вершинами. Жерди конического покрытия изредка скрепляют изнутри обручем, покрывают наклонными шестами. В некоторых ярангах вершина несколько смещена от центра к северу... Поверх каркаса яранга покрывается покрышками из оленьих либо моржовых шкур, летом - брезентом, Снаружи ярангу от ветра обвязывают ремнями, к которым прикрепляют камни. Нижнюю часть остова стационарной яранги в основании и вход приморские чукчи обкладывают дерном либо камнями в виде низкой стенки. Входное отверстие закрыто куском кожи либо дощатой дверью только во время буранов. Внутренее пространство делится на отдельные помещения для брачных пар либо родителей и детей тремя-четырьмя меховыми пологами в виде прямоугольного ящика , отапливаемыми каменными лампами с тюленьим жиром жирники. Пологи привязывают с подмогой шестов к горизонтальной жерди у задней стены жилища. В полог вползают, приподнимая его переднюю стену. Вдовин, Е. Составленный из них круг, меньший по диаметру, чем основание, укреплял каркас яранги в средщней ее части. В верху, ближе к дымовому отверстию, еще одинряд перечных перекладин. Деревянный остов яранги покрывали мехом наружу шкурами оленей, сшитыми традиционно в 2 полотнища. Края шкур накладывали один на другой и скрепляли пришитыми к ним ремнями. Для 2 половин наружного покрытия требовалось около 40 - 50больших оленьих шкур. В ярангу входили между 2 половин покрытия, откидывая в стороны их края. Для зимы применяли новые покрытия, для лета - прежние в употреблении в минувшем году. Зимой, в периоды частых перекочевок, полог делали из самых толстых шкур мехом вовнутрь. Пастухи, перегонявшие стадо на нов. Очаг находился в центре яранги, под дымовым отверстием. Наоборот входа, у задней стены, устанавливали спальное помещение - полог - в виде параллелепипеда, сшитого из шкур. Они традиционно располагались один за иным в линию по степени зажиточности владельцев с востока на запад. Первой с востока ставилась яранга владельца стойбища, последней - бедняка. Селения приморских чукчей состояли традиционно из 2-20 изредка и больше яранг, разбросанных на некотором расстоянии друг от друга. Размеры поселения определялись промысловыми вероятностями того либо другого района. Чукотская яранга представляла собой крупной шатер, цилиндрический в основании и конический в верхней части. Остов шатра состоял из вертикально поставленных по кругу жердей, на верхние концы кото рых клались горизонтально перекладины; к ним привязывались наклонно еще другие жерди, соединявшиеся вверху и образующие конусообразную верхнюю часть. В центре ставились три шеста в виде треноги, на которую опирались верхние жерди остова. Остов покрывался особыми покрышками. Оленные чукчи сшивали покрышку из ветхих оленьих шкур со срезанной шерстью; приморские покрывали ярангу брезентом либо шкурами моржа. Дабы неистовствующие на Чукотке ветры не разломали и не опрокинули ярангу, ее снаружи обвязывали ремнями с прикрепленными к ним огромными камнями, а оленеводы приставляли к ней грузовые нарты. Яранги оленных чукчей, в итоге необходимости перекочевок, были поменьше размерами и легче, чем у приморских. Внутри яранги к одной из горизонтальных перекладин традиционно у задней стенки ее с подмогой дополнительных шестов привязывался меховой полог. Полог являлся специфической спецификой жилища чукчей, коряков и азиатских эскимосов. По форме он напоминал ящик, опрокинутый дном кверху. Обыкновенно в яранге имелось 1-3, редко 4 полога. В пологе могли поместиться несколько человек. В него проникали ползком, приподнимая переднюю стенку. Тут бывало так горячо, что сидели раздевшись до пояса, а изредка и донага. Для отопления и освещения полога служил жирник-каменная, глиняная либо деревянная чашка с фитилем из мха, плавающим в тюленьем жиру. На этом огне приморские чукчи варили пищу, подвешивая котелок на колышек либо на крюк. При наличии древесного топлива в холодной части яранги раскладывали для варки пищи маленький костер. В яранге сидели на разостланных шкурах. Употребляли также низкие стулья либо древесные корни. Для этой же цели приноравливали рога, срезанные совместно с теменной костью. До половины XIX в. Развалины их сохранились до наших дней. Круглый каркас полуземлянки делали из челюстей и ребер кита отсель ее чукотское наименование валкаран - «дом из челюстей кита» , после этого покрывали его дерном и засыпали сверху землей. Изредка костяной каркас устраивали в углублении, тогда получалось полуподземное жилище с выступающей на поверхность крышей. Полуземлянка имела два выхода: длинный коридор, которым пользовались только зимой, потому что летом его заливало водой, и круглое отверстие сверху, закрываемое лопаточной костью кита, служившее только в летнее время. Пол полуземлянки либо, по крайней мере, середину его устилали большими костями; в центре помещался крупной жирник, горевший круглые сутки. По каждому четырем сторонам полуземлянки устраивали возвышения в виде нар и на них сооружали 2-4 по числу семей полога обыкновенного типа. В итоге замены полуземлянки ярангой жилищные данные приморских чукчей гораздо улучшились. Но неимение окон, исключительная скученность в пологе, непрерывная копоть от жирника, наличие в ярангах собак и т. В пологах чукчей-оленеводов, как водится, было чище, чем у приморских: в итоге частых перекочевок пологи разбирались и выколачивались, приморские же чукчи делали это лишь два раза в год - весной и осенью. Выколачивание покрышек яранги и полога - одна из сложных работ чукотских женщин. Для этого имелись в особые обивалки. Обивалка делалась из рога оленя либо дерева представляла собой слегка изогнутую с одного конца палку длиной от 50 до 70 см. Летом часть приморских чукчей в период разъездов по берега моря и некоторые оленеводы при перекочевках в тундре жили в палатках. При отсутствии палатки приморские чукчи сооружали из 3 весел и паруса жилище подобно шатра либо ночевали под опрокинутой байдарой. Все лишние вещи и резерв продуктов они хранили внутри яранги, а в летнее время непотребные вещи укладывали на грузовые нарты, установленные неподалеку от жилища, и покрывали их сверху ровдугой для предохрани от ливня. Приморские чукчи около яранг традиционно устанавливали 4 китовых ребра с поперечинами на высоте около 2 м от земли. Летом на них ставили нарты, а зимой байдары, дабы собаки не съели ремни, скрепляющие нарты, и кожаные покрышки байдары. Остальное собственность приморские чукчи хранили внутри яранги. Они не казались, имеют большое значение для становления каждого мира во многих смыслах этого слова, потому что они не только могут наглядно показать нам всю глубину и сущность эволюционного процесса, но и прийти на поддержка в некоторых неожиданных обстановках. Именно такие на протяжении многих столетий способны, во что бы то ни стало, сберечь свой язык, обычии и традиции. И это касается не только, традиционных блюд и одежды, но иПоэтому сегодня мы решили рассказать вам о национальных домах народов Севера - чумах, ярангах и иглу, которые до сего времени применяются местными обитателями во время охоты, кочевки и даже в повседневной жизни. Чум - жилище северных оленеводов Чум представляет собой универсальное кочевых народов Севера, занимающихся оленеводством - ненцев, хантов, коми и энцев. Любознательно, но против зачастую встречающему суждению и словам небезызвестной песни «Чукча в чуме ожидает рассвета», чукчи в чумах никогда не жили и не живут - на самом деле их жилища именуются ярангами. Допустимо, путаница появилась из-за созвучности слов «чум» и «чукча». А допустимо, что эти два несколько схожие между собой строения легко путают и называют не своими именами. Что же касается чума, то по сути это, которая имеет конусообразную форму и отменно приспособлена к условиям тундры. Снег легко скатывается с резкий поверхности чума, следственно при переезде на новое место чум дозволено разобрать, не прилагая лишних усилий для чистки строения от снега. Помимо того, форма конуса делает чум устойчивым к мощным ветрам и метелям. Летом чум накрывается корой, берестой либо мешковиной, а вход завешивается жесткой тканью скажем, той же мешковиной. Зимой для обустройства чума применяют шкуры лосей, оленей, изюбров, сшитых в одно полотнище, а вход завешивают отдельной шкурой. В центре чума располагается, служащая источником тепла и приспособленная для приготовления пищи. Жар от печи подымается вверх и не дозволяет осадкам попадать вовнутрь чума - они легко испаряются под действием высокой температуры. А для того, дабы ветер не проникал в чум, к его основанию с наружной стороны подгребают снег. Как правило, чум оленеводов состоит из нескольких покрытий и 20-40 шестов, которые при переездах укладывают на особые нарты. Размеры чума непосредственным образом зависят от длины шестов и их числа: чем огромнее будет шестов и чем длиннее они будут, тем емкостнее получится. С давнишних времен установка чума считалась делом каждой семьи, в котором принимали участие даже дети. Позже того, как чум всецело установлен, женщины застилают его внутри циновками и мягкими оленьими шкурами. У самого основания шестов принято класть малицы верхняя одежда народов Севера из оленьих шкур с мехом вовнутрь и другие мягкие вещи. Также оленеводы возят с собой, перины и теплые спальные мешки из овчины. На ночь хозяйка расстилает постель, а днем прячет спальные принадлежности подальше от сторонних глаз. Яранга - национальное жилище народов Чукотки Как мы теснее говорили, яранга имеет некоторое сходство с чумом и представляет собой переносное кочевых коряков, чукчей, юкагиров и эвенков. Яранга владеет круглым планом и вертикальным деревянным каркасом, тот, что сооружен из шестов и увенчан коническим куполом. Снаружи шесты покрыты моржовыми, оленьими либо китовыми шкурами. Яранга состоит из 2-х половин: полога и чоттагина. Пологимеет вид теплого шатра, сшитого из шкур, отапливаемого и освещаемого при помощи жировой лампы скажем, полоски меха, опущенной в жир и пропитанной им. Полог является спальным помещением. Чоттагин- отдельное помещение, внешний вид которого несколько напоминает сени. Это самая холодная частьОбычно в чоттагине хранятся ящики с одеждой, выделанные шкуры, бочки с квашениями и другие вещи. В наше время яранга является многовековым символом народов Чукотки, тот, что применяют при проведении многих зимних и летних праздников. Причем яранги устанавливаются не только на площадях, но и в клубных фойе. В таких ярангах женщины готовят обычные блюда народов Севера - чай, оленину и угощают ими гостей. Больше того, в форме яранги сегодня на Чукотке строят и некоторые другие сооружения. Скажем, в центре Анадыря дозволено увидеть ярангу - овощную палатку, исполненную из прозрачного пластика. Также яранга присутствует на многих чукотских картинах, гравировках, значках, эмблемах и даже гербах. Иглу - эскимосское жилище из снега и льда Свет в иглу поступает прямо через ледяные, правда в некоторых случаях в снежных домах делают ледяные окна. Внутреннее помещение, как водится, застилают шкурами, а изредка покрывают ими еще и стены - всецело либо отчасти. Для обогрева и добавочного освещения иглу применяют плошки-жирники. Увлекательным является тот факт, что при нагревании воздуха внутренние поверхности стен иглу оплавляются, но не тают вследствие тому, что снег стремительно выводит избыточное тепло за пределы дома, и за счет этого в помещении поддерживается удобная для человека температура. Больше того, снежные стены способны впитывать лишнюю влагу, следственно в иглу неизменно сухо. Школьники могут с лёгкостью ответить на вопрос Где живут чукчи?. На Далеком Востоке есть Чукотка либо Чукотский самостоятельный округ. Но если мы немножко усложним вопрос: Где живут чукчи и эскимосы? Нет одноимённой области, необходимо обнаружить больше серьёзный подход и разобраться в национальных тонкостях. Есть ли различия между чукчами, эскимосами и коряками Безусловно, есть. Всё это различные народности, некогда племена, имеющие всеобщие корни и населяющие аналогичные территории. Регионы в России, где живут чукчи либо луораветланы, сосредоточены на севере. Вначале кочевали, но позже приручения оленей начали немножко приспосабливаться к Разговаривают они на чукотском языке, имеющем несколько диалектов. Луораветланы либо чукчи самоназвание делили себя на морских охотников, живущих на побережье Ледовитого океана, и оленных, тундровых.
Если снег неглубокий, вход делают в стене, а перед ним строят коридор из снежных блоков. Большая часть пространства внутри занята лежанкой из снега, покрытой шкурами. Иногда и стены покрывают изнутри шкурами. Свет проникает через толщу стен, иногда через окна из озерного льда или тюленьих кишок. Отапливается и освещается жирниками — плошками с жиром, светильниками 19. Ураса - традиционное летнее жилище якутов 20.
Традиционные жилища народов Сибири
Ненцы долгое время используют одни и те же жерди, срезая с них отсыревшие после длительного использования концы. Из-за этого чум с годами становится короче, и в какой-то момент жерди приходится обновлять. Первыми ставят два связанных друг с другом опорных шеста, между которыми образуется крестовина. В нее по кругу встраиваются остальные шесты. За очагом внутри чума устанавливают последний, священный шест — симзы. На нем размещаются родовые обереги, окуриваемые дымом очага.
Место за симзы является священным, в него может заходить лишь глава семьи. По этой причине женщина, чья половина чума располагается ближе к выходу, не может обходить очаг сзади. Установка каркаса чума Получившийся каркас обтягивается сшитыми в единое полотно оленьими шкурами — нюки. Зимой на чум надевают две пары нюков — внутренние, шерстью внутрь, и внешние, шерстью наружу, которую необходимо было подстригать, чтобы на ней не скапливался снег. Воздушная прослойка между двумя слоями шкур позволяет сохранять тепло внутри жилища.
Летом покрытием служила береста, но в современности ненцами принято использовать брезент. Чум, покрытый нюками Как было сказано выше, чаще всего в одном чуме располагались две близкие семьи. Тем не менее ни одни хозяева не могли отказать одинокому заблудившемуся путнику в ночлеге, если тот об этом попросит. Как правило, просить даже не приходилось — в светлое время одинокого путника в белой пустыне было видно издалека. Заметив его, хозяйка готовилась ко встрече.
За приют с путника не только ничего не брали, но и бесплатно кормили и поили чаем — любимым напитком ненцев. Сейчас, с более активным включением в цивилизацию, подобное гостеприимство у ненцев стало редкостью и фактом из истории народа. Помимо своего основного предназначения, давать крышу над головой, чум для ненцев является более широким и важным явлением. Для них дом — важный с сакральной точки зрения атрибут, который мыслится как модель вселенной.
К одной из стен, обращенной к морю, пристраивали углубленный в землю коридор с плоской крышей. Законопаченные сухой травой или мхом стены, крышу и коридор жилища засыпали сверху землей. Очаг, состоящий из двух продолговатых камней, располагался на расстоянии 50 сантиметров от центрального бревна с зарубками, по которому зимой спускались через верхнее отверстие.
В период промыслового сезона входили через боковой коридор. Внутри жилища, на стороне, противоположной коридору, устанавливали помост для приема гостей. Вдоль боковых стен подвешивали спальные пологи, сшитые из старых шкур оленя или старой меховой одежды. В начале ХIХ века под влиянием русских поселенцев у коряков северо-западного побережья Охотского моря появились бревенчатые избы русского типа.
Ночью сани располагают вокруг чума.
Яранга имеет круглый план и деревянный вертикальный каркас с коническим куполом, сооруженным из шестов. Снаружи шесты покрывались оленьими или моржовыми шкурами. Яранга состоит из двух половин: чоттагина и полога. Чоттагин представляет собой подобие сеней. Это холодная часть жилища. Полог — теплый шатер, сшитый из оленьих шкур, отапливается и освещается жировой лампой.
Он служит спальным помещением. В ярангах двери закрываются только в пургу. Свет в чоттагин проходит через покрышку из кожи. В чоттагине стоят ящики с одеждой, выделанными шкурами, отрезами тканей. Рядом стояли бочки с квашениями.
Установка каркаса чума Получившийся каркас обтягивается сшитыми в единое полотно оленьими шкурами — нюки. Зимой на чум надевают две пары нюков — внутренние, шерстью внутрь, и внешние, шерстью наружу, которую необходимо было подстригать, чтобы на ней не скапливался снег.
Воздушная прослойка между двумя слоями шкур позволяет сохранять тепло внутри жилища. Летом покрытием служила береста, но в современности ненцами принято использовать брезент. Чум, покрытый нюками Как было сказано выше, чаще всего в одном чуме располагались две близкие семьи. Тем не менее ни одни хозяева не могли отказать одинокому заблудившемуся путнику в ночлеге, если тот об этом попросит. Как правило, просить даже не приходилось — в светлое время одинокого путника в белой пустыне было видно издалека. Заметив его, хозяйка готовилась ко встрече. За приют с путника не только ничего не брали, но и бесплатно кормили и поили чаем — любимым напитком ненцев.
Сейчас, с более активным включением в цивилизацию, подобное гостеприимство у ненцев стало редкостью и фактом из истории народа. Помимо своего основного предназначения, давать крышу над головой, чум для ненцев является более широким и важным явлением. Для них дом — важный с сакральной точки зрения атрибут, который мыслится как модель вселенной. Круглая форма жилища обозначает сферу, находясь в пределах которой человек в безопасности от суровой дикой природы. При этом он остается ее частью, ведь чум сконструирован из материалов, дарованных флорой и фауной. Во время пурги в тундре чум становится видно только вблизи Кроме того, отверстие в вершине чума служит всегда открытым окном во внешний мир. Через него наверх уходит дым от огня, в процессе чего осуществляется связь земного мира с миром духов, который традиционно связывают с небом.
Огонь, которым ненцы пользуются экономно, является священной сущностью. К очагу принято относиться с уважением, а на месте прежней стоянки, маркируемой пятном от огня, располагаться второй раз не принято. Сложно себе представить более комфортное жилье в подобных суровых климатических условиях, чем чум. Занимаясь оленеводством, ненцы не могли не подстраиваться под перемещения оленьих стад, что заложено в последних естественным образом.
Шатер народов Севера - слово из 6 букв
Сотворившие великую историю державы Российской — историю, тоже состоящую из бесчисленного множества великих, героических и трагических историй. О Крыме Живые свидетели исторического прошлого, творение рук известных, а в подавляющем большинстве случаев безвестных россиян — архитектурные памятники. Архитектурное богатство России велико и многообразно. В нем явлена и красота земли Русской, и изобретательность ума ее народа, и державная мощь, но главное — величие духа человеческого. Россия строилась тысячу лет в условиях самых трудных, какие только можно себе представить. Среди суровой и скудной природы, в непрерывных внешних войнах и внутренних борениях. Все великое, что было воздвигнуто на Русской земле, было воздвигнуто силой веры — веры в истину, в светлое будущее, в Бога.
Например, в центре Анадыря можно увидеть ярангу — овощную палатку, выполненную из прозрачного пластика. Также яранга присутствует на многих чукотских картинах, гравировках, значках, эмблемах и даже гербах. Иглу — эскимосское жилище из снега и льда Соседи чукчей — эскимосы жили куда беднее и яранги у них появились значительно позже. Изначально же бедные эскимосы зимовали в самых настоящих «ледяных избушках», которые назывались иглу и представляли собой жилище, построенное из снежных или ледяных блоков. Такие куполообразные постройки существуют и сегодня: обычно они имеют высоту порядка 2 м и диаметр около 3-4 м. Если снег неглубокий, то вход в иглу обустраивается в стене, к которой пристраивается дополнительный коридор из ледяных снежных блоков. При глубоком снеге вход в жилище находится прямо в полу, а снаружи к нему проложен коридор. Очень важно, чтобы вход в дом находился ниже уровня пола, так как это обеспечивает приток кислорода и отток более тяжелого углекислого газа, а также позволяет сохранить в помещении тепло.
Свет в иглу поступает прямо через ледяные стены, хотя в некоторых случаях в снежных домах делают ледяные окна. Внутреннее помещение, как правило, застилают шкурами, а иногда покрывают ими еще и стены — полностью или частично. Для обогрева и дополнительного освещения иглу используют плошки-жирники. Интересным является тот факт, что при нагревании воздуха внутренние поверхности стен иглу оплавляются, но не тают благодаря тому, что снег быстро выводит избыточное тепло за пределы дома, и за счет этого в помещении поддерживается комфортная для человека температура. Более того, снежные стены способны впитывать лишнюю влагу, поэтому в иглу всегда сухо. Любопытно и то, что, несмотря на всю простоту постройки, на самом деле построить иглу своими руками не так-то просто. Примером тому служат первые полярники-путешественники, которые долго не могли постигнуть тайну строительства иглу, в то время как местные жители возводили подобное строение всего за 1-2 часа. А все потому, что иглу строят из плит особой формы, причем разные части дома строят из разных плит.
Иглу имеет форму раковины улитки и постепенно сужается к своду, а плиты укладываются по специальной методике, которую северяне оттачивали годами. Для большей устойчивости иглу с внешней стороны поливают водой.
Переносное жилище некоторых народов Севера. Добрый вечер! Здравствуйте, уважаемые дамы и господа! В эфире капитал-шоу «Поле чудес»!
Камчадальская землянка XVIII века с обшитыми лесом стенами и потолком, с боковым входом помимо главного отверстия в крыше представляет уже развитой тип землянки. Ещё далее эволюционировала коряцкая землянка. Она имеет у основания своего пристройку с выходом наружу сени и место хранения запасов , а на крыше воронкообразную надстройку для защиты крыши и входного в землянку отверстия от снега. Шалаш Можно отметить несколько разновидностей шалаша, в которых можно усмотреть этапы в развитии этого примитивного вида жилища. Конический шалаш, сооруженный из воткнутых в землю по кругу и наклонно поставленных жердей, сходящихся верхними концами, встречается у остяков, алтайцев, тунгусов и др. Такие шалаши у разных народностей отличаются материалом покрышки и размерами. Эволюция шалаша совершается в направлении к расчленению его, то-есть к отделению в нём стен от крыши. Шаг к такому отделению и вместе с тем к выпрямлению стен можно наблюдать у остяков. Применяемые ими березовые жерди остова иногда надламываются на известной высоте и сводятся верхними концами вместе; таким образом намечается отделение крыши. Вполне отделилась крыша от стен в чукотском шалаше. Стены остова, вполне выпрямленные, образованы стоймя поставленными по кругу подпорками, к которым прикреплены сведенные конусом жерди крыши. Крыша покоится на подпорках стен, связанных между собой поперечинами, а в месте схождения верхних концов жердей опирается в вершину большого треножника, который служит основанием для всего сооружения. Эти три основных шеста, образующие треножник, указывают на связь чукотского шалаша с примитивным, нерасчлененным коническим шалашем. Полное отделение стен от крыши видим в камышевом шалаше, «кэпэ» в Средней Азии. Тут кругом поставлены связки камыша, так что они образуют цилиндрическую стену. На её верхний край накладывают такую же цилиндрическую стену из связок камыша, но связывают вместе их верхние концы; таким образом получается отдельная от цилиндрической стены надетая на неё конусообразная крыша. Развитые типы жилищ Наиболее развитый тип шалаша — это войлочная юрта или кибитка у народов Центральной и Средней Азии. Здесь не только произошло полное отделение стен от крыши, но обе части являются результатом самостоятельного развития. Цилиндрическая стена, как казахской, так и калмыцкой юрты, состоит из ряда связанных между собою решеток, а крыша — из деревянного круга и жердей, соединяющих его с верхним обходом цилиндрической стены жердей. Эти жерди, выгнутые в казахской юрте, придают крыше полусферическое очертание. В калмыцкой юрте они прямые, и потому крыша имеет конический вид. Выпрямление стен и отделение стен от крыши можно наблюдать и в бревенчатых юртах бурят и алтайских народностей. Стены тут не круглые, но 6- и 8-угольные. Негнущийся материал — бревна сруба, при желании сохранить традиционную круглоту шалаша, дал многогранность. Более развитым типом жилищ следует считать четырехугольное строение. Такой тип жилья также встречается у сибирского коренного населения. Якутская юрта, четырехугольная в плане и трапецоидная в поперечном разрезе, со стенами из наклонно внутрь поставленных бревен, сохраняет ещё от примитивного нерасчлененного шалаша наклонно поставленные стены.
Яранга - традиционное жилище чукотских оленеводов
Диаметр данного жилища составляет не менее 5,7 метров. Чаще всего яранга встречается у народов, которые проживают на северо-востоке Сибирской части России и ведут кочевой образ жизни. К ним можно отнести чукчей, эвенов, и некоторые другие народности. имеющей в основании круг - стенки и конической крыши из шестов, покрытых оленьими шкурами. Сам чум — это переносная конусообразная палатка, традиционное жилище народов Сибири и северо-восточной европейской части России, ведущих кочевой образ жизни, в частности занимающихся оленеводством. Переносное жилище на Севере. Переносное жилище у народов Сибири — конический каркас из жердей, покрытый шкурами (нюками) зимой и парусиной или берестой (тисками) летом. Народы Севера называют традиционное жилище по-разному.