Тогда предок Агафьи, Карп Осипович Лыков, вместе с братьями решил уехать на Алтай, в отдаленные места, чтобы избежать преследования со стороны специальных правительственных отрядов.
Кто такая Агафья Лыкова
- Сибириада: жизнь по соседству с людьми
- И всё-таки 1945-й?
- Юбилей переносится? Раскрыта новая дата рождения отшельницы Агафьи Лыковой
- Сибирская отшельница Агафья Лыкова отказалась голосовать на выборах президента
- Смерть отшельников Лыковых случилась по сценарию коронавируса
- История семьи отшельников, которая прожила в изоляции больше 42 лет
Как живет сейчас Агафья Лыкова
Исследуя историю старообрядчества, В. Песков вспоминал об А. Герцене, пытавшемся создать союз со старообрядцами в борьбе с царизмом, но косная темнота староверов, их изуверство и мракобесие не позволили осуществиться планам революционера. У Лыковых уже побывало много экспедиций.
Несмотря на то что ажиотаж вокруг их семьи в прессе давно поутих, судьба старообрядки Агафьи Лыковой по-прежнему продолжает интересовать учёных и широкую общественность. В настоящее время в Нижнем Новгороде значительное место Агафье Карповне и вообще семье Лыковых уделяет главный редактор газеты «Старообрядец» С. Это издание рассказывает о причинах, по которым Агафья осталась в Саянской тайге, о последних событиях происшедших на заимке, о том, как рассказывают о Лыковых в школьных учебниках по истории, посещении заимки губернатором Кемеровской области.
В газете опубликована серия очерков побывавшего на Еринате А. Рудаков регулярно дает материалы и научные исследования, связанные с изучением различных аспектов жизни и деятельности семьи Лыковых: о проведении ведущим специалистом Красноярского краевого краеведческого музея Г. Толстовой лингвистико-этнографической экспедиции на реку Еринат, о выходе книг профессора И.
Назарова и Г. Толстовой, изучавших условия жизни, здоровье и язык староверов. В «Старообрядце» С.
Рудаков опубликовал документальную повесть известного исследователя природы Алтайского края Т. Дулькейта «Лыковы». На основании экспедиционных дневниковых записей заведующий кафедрой анестезиологии и реаниматологии Красноярской государственной медицинской академии И.
Назаров издал книгу «Таёжные отшельники», в которую вошли его многолетние научные наблюдения за Лыковыми. Учёный впервые посетил Лыковых в 1980 г. Как уникальное явление врача интересовало проживание этой отдельной семьи вне общества.
Профессор И. Назаров, много лет общавшийся с Лыковыми и лечивший их, оценивал их психическое состояние как нормальное. Он отмечал, что члены семьи были уравновешенны, приветливы, доброжелательны, разговорчивы, любознательны, вместе с тем непосредственны, некоторые из них были смешливыми, умевшими логически рассуждать.
Кроме того, исследователь описал драматическую судьбу послушницы Надежды, бывшей российской спортсменки, которая приехала на жительство к Агафье. В 2003 г. Красноярска прошла презентация фотоальбома «Путь на Еринат», изданного красноярским издательством «Растр».
Его автором-составителем является В. Эта богато иллюстрированная книга с цветными фотографиями опубликовала материалы совместной экспедиции газеты «Красноярский рабочий» и группы руководителей российских региональных средств массовой информации. Ведущий специалист Красноярского краеведческого музея Г.
Толстова с группой воспитанников провела несколько лингвистико-этнографических экспедиций на реку Еринат. В 2005 г. Книга открывается обширным вступлением об истории жизни семьи Лыковых.
Первый выпуск «Словаря» отражает эпистолярную речь Агафьи, представленную в 99 письмах за 1986—2003 гг. Второе издание включило 131 письмо Лыковой, сочиненные ею в 1986—2012 гг. Автор-составитель изучила палеографические особенности Агафьиных писем.
Уникальность собранного и опубликованного материала состоит в том, что исследуемый объект — Агафья Карповна — до 34 лет своей жизни почти не общалась с посторонними людьми, но благодаря чтению богослужебных книг развила прекрасную церковнославянскую речь. Толстова изучила лексику письменной речи Агафьи Лыковой, а также письма и аудиозаписи речи членов семьи Лыковых, сделанные в 1978—2003 гг. В «Словарь» вошли общенародные, диалектные и семейные слова и выражения.
Как отмечает автор, говор Лыковых по генезису привязан к определённой территории: севернорусской со стороны отца, южнорусской со стороны матери и сибирской по настоящему месту жительства. Кроме того, лексика Лыковых включает в себя большое количество архаичных и церковнославянских слов. По мнению Г.
Толстовой, фонетические, морфологические, лексические особенности языка Лыковых представляют значительный интерес для лингвистики. В 2007 г. Толстова защитила кандидатскую диссертацию «Старообрядческая конфессиональная лексика А.
Лыковой» на соискание ученой степени кандидата филологических наук. В 2008 и 2011 гг. Коллекция писем старообрядки Агафьи Лыковой в собрании Красноярского краевого краеведческого музея ».
Толстова внесла значительный вклад в комплектование коллекции по истории старообрядчества Красноярского краевого краеведческого музея. Исследовательница была автором и организатором выставок «Мир старообрядчества» и «Таёжные отшельники». О великих духом и трудолюбием отшельниках написал документальную повесть «Лыковы» Т.
Дулькейт, который родился, вырос и работал на Алтае. Много времени автор провёл в горах и тайге, где жили Лыковы. Самым сложным и драматическим периодом их жизни Т.
Дулькейт называет 30—40-е гг. Ему удалось общаться с единственной оставшейся в живых младшей дочерью Карпа Осиповича — Агафьей, благодаря чему писатель дополнил свой очерк новыми подробностями из жизни и быта семьи Лыковых. В 2001 г.
Абакан, образован участок «Заимка Лыковых». В музее заповедника представлен большой раздел, посвященный проживающей на его территории отшельнице А. Кроме представленной природной экспозиции, посетители могут осмотреть лабаз для хранения продуктов, личные вещи, письма и фотографии Агафьи.
Верховья реки Большой Абакан посещали руководитель экспедиций писатель Л. Черепанов г. Одинцово Московской области , художница Э.
Мотакова, главный редактор газеты «Красноярский рабочий» В. Павловский, фотограф Н. Пролецкий г.
Абаза, Хакассия , врач Н. Гудыма и др. В 1989 г.
Лыкову посетил нижегородец Александр Лебедев, который описал свои впечатления от поездки в книге «В Агафьиной тайге». Автор входил в состав экспедиции, которую возглавлял писатель Л. Черепанов, а Э.
Мотакова с натуры написала несколько портретов Агафьи Карповны. Лыковы, как и большая часть старообрядцев, пришли в Сибирь из Нижегородской губернии. Этот населённый пункт был основан в 1800 г.
Известно, что Лыковы отличались твердостью в древлеправославной вере, смелыми высказываниями в адрес царя и господствующей Церкви. За это в 1906 г. Якова Северьяновича Лыкова власти пытались выселить из Томской губернии, но староверы не стали ждать наказания и сами растворились в тайге.
В 90-е гг. Все жители этой заимки были выходцами с Алтая, где оставались их родственники, с которыми они поддерживали регулярную связь. Дома и хозяйственные постройки возводили, не нарушая природного баланса, как правило используя сухостойные кедры.
Староверы понимали, что кроме отличной древесины кедр давал богатые урожаи высококалорийного ореха и являлся одним из важнейших продуктов питания. Заимки строились одним двором. Если в поселении существовало два-три хозяйства, то такой населённый пункт считался посёлком.
В Абаканской тайге существовали сотни таких поселений. В каждом крестьянском хозяйстве имелись поля и огороды, содержались лошади, коровы, овцы и другая живность, поэтому неслучайно староверы считались людьми зажиточными. Они достигали высоких урожаев зерновых, всегда приговаривали «дна у сусека отродясь не видали».
В начале 30-х гг. Лыковы оказались среди многих бежавших. Братья Степан, Карп и Евдоким вместе со своими близкими перебрались в верховье Абакана.
На правом его берегу, при впадении в него реки Каир-су, эта семья остановилась на жительство. Здесь староверы обустроили шесть хозяйств, а сам посёлок получил название Верхней Кержацкой заимки. В глухом таёжном месте поселенцы наивно думали пережить лихое время и внимательно следили за тем, что происходило в стране.
В 1930 г. Верхняя Кержацкая заимка оказалась на территории вновь образованного Алтайского государственного заповедника, просуществовавшего до 1951 г. Во время объезда начальник охраны проинформировал его жителей о том, что они находятся на территории заповедника, где запрещается эксплуатация природы, но, учитывая особое положение жителей заимки, им разрешили ловить рыбу, собирать кедровые орехи, косить траву и прочее.
В разгар коллективизации Верхняя Кержацкая заимка подлежала ликвидации, а её обитателям было предложено переселиться в более крупные селения. В 1933 г. Ярославцев принёс в посёлок неизвестную болезнь, вследствие чего, кроме других близких людей, умерли отец Карпа Осиповича — Осип Ефимович и старший брат Степан.
Никакие известные тогда средства лечения не помогали, поэтому было принято решение «унести» болезнь туда, откуда она была принесена, а это свыше ста пятидесяти километров троп горной тайги. Дело поручили наиболее крепкому Евдокиму Лыкову, с чем он успешно и справился. К тому времени на заимке от болезни умерло пять человек.
Весной 1934 г. В 1935 г. После убийства чекистами брата Евдокима, безнаказанности этого преступления и запутывания дела Карп с женой и сыном вернулись в тайгу, где в 3—4 километрах выше впадения в Большой Абакан реки Каир поставили новую заимку.
В начале 1937 г.
В своей жизни Агафья придерживается заповедей Не пить и не курить Карп Лыков, как и все старообрядцы, избегал употребления спиртных напитков, запрещено было и курение. Не мыться в бане На заимке Лыковых отсутствовала баня и туалет по запрету главы семьи. В связи с этим, они редко принимали водные процедуры. Летом они набирали воду в деревянное корыто и оставляли его на солнце. Затем они ополаскивали себя с помощью этой воды. Кушать в одиночку Агафья Карповна - инокиня, которая исполняет духовную службу в сибирской тайге. Каждый день она проводит длительные молитвы.
Она всегда принимает пищу в одиночестве. Не принимать помощь Любая помощь приветствуется, будь то от инспекторов заповедника "Хакасский" или волонтеров российского технологического института. Они уже много лет заботятся о Карповне. Однако с "большой земли" дела обстоят иначе.
Карп был самым высоким в семье Лыковых ростом в 158 сантиметров с густой, окладистой бородой. Природа одарила его не только богатырской силой и здоровьем, но и не острым умом. Умер он 16 февраля 1988 года, так уж случилось что именно Агафье пришлось хоронить отца.
С вирусом такого типа еще не встречалось человечество. И все пошло по первичному иммунному ответу. Сыграли роль и организационные моменты, когда людей клали в большие палаты, где они получали бактериальную суперинфекцию, а антибиотиков тогда не было, поэтому умерли миллионы людей. Дед имел некоторые клетки памяти и частично отвечал вторичным типом иммунного ответа. Поэтому он болел легче. А все остальные не имели, поскольку не контактировали с инфекциями. Может, грипп им занесли, может, пневмококк — трудно сказать. В любом случае, это был их первичный иммунный ответ, и у кого он оказался наиболее мощным тот сильней страдал. До этого они никогда не сталкивались с этой болезнью. Белые завезли вирус, и индейцы стали вымирать целыми племенами. Взрослые погибли, а дети просто переболели. Это издержки нашей защиты, как если бы на нас пошли танки, а мы бы сбросили в ответ атомную бомбу. В результате уничтожили бы не только всех врагов, но одновременно и мирных жителей, заразили бы территорию радиацией на несколько десятков лет. Иммунный ответ начинает стрелять из всех орудий, чтобы победить и попадает и по своим, и по чужим, в организме произходят такие поломки, что он становится нежизнеспособным. Мы этого не видим. Каждый год болеем гриппом, уже и со стафилококком встречались, и с пневмококком, поэтому вторичный ответ быстрый и очень эффективный. Иногда бывает, что человек даже не заметил, что перенес заражение. Есть так называемые сезонные коронавирусы с респираторным синдромом, но они другие — развиваются только в носоглотке, никогда не спускаются в легкие. Когда появился первый SARS, начали делать вакцину, а он взял и исчез. И больше его нигде нет. Вы наверняка помните, как у нас весной и летом говорили, что второй волны не произойдет, а сейчас мы обсуждаем, какой будет третья волна. У каждого вируса свои причуды.
Агафья Лыкова — последняя из «робинзонов» «Таежного тупика»
Экспедиции на заимку Лыковых, быт Агафьи, последние новости и события об отшельнице и ее помощниках, новый фильм Агафья и Сонечка (2023). Благодаря рассказам Лыкова-старшего и перечисленным им симптомам, Игорь Назаров сделал вывод о том, что дети Карпа Осиповича умерли от пневмонии. Карпу Осиповичу уже стукнуло 80, ноги его ослабели, поэтому шли они четверо суток. Глава семьи Карп Осипович Лыков, как и его жена Акулина, придерживался старообрядческих взглядов.
Личность эпохи
- И всё-таки 1945-й?
- Почему семья ушла в тайгу?
- Навигация по записям
- Как живет сейчас Агафья Лыкова
- Соблюдает запреты умершего отца: как сейчас живет сибирская отшельница Агафья Лыкова
- Кто такая Агафья Лыкова
ХОЖЕНИЕ К АГАФЬЕ ЛЫКОВОЙ (1)
Страна и мир - 9 марта 2024 - Новости Ставрополя - Карп Осипович Лыков. Через три года после встречи с людьми в семье Лыковых начинается мор. В этих условиях Лыковы – Карп Осипович и жена его Акулина Карповна решают удалиться от «мира» возможно дальше. История жизни Агафьи Лыковой. Задолго до рождения Агафьи ее отец Карп Осипович Лыков вместе с братьями перебрался на Алтай, где познакомился с будущей женой Акулиной и обзавелся детьми.
«Молюсь за всех». Как живет Агафья Лыкова, последняя оставшаяся в живых из семьи отшельников
Как известно, глава семьи Карп Осипович Лыков, впрочем, как и его жена Акулина, придерживался старообрядческих взглядов. Встретил их сам глава семьи Карп Осипович Лыков и две его дочери Наталья и Агафья. отца Карпа Лыкова и его детей: Савина, Натальи, Дмитрия и Агафьи. Именно у Мартюшевой больше 20 лет назад после смерти "тяти" — Карпа Осиповича Лыкова жила некоторое время сама Агафья в один из немногих периодов, когда соглашалась временно покинуть заимку.
Свежих новостей от Агафьи Лыковой не поступает
Основным блюдом была картошка в разных видах надо же, при всей ненависти к Петру Великому как гонителю староверов, навязанную им России картошку они вполне приняли! В голодные годы и кора с березовыми почками шли в ход. Одежду изготавливали сами — из конопли пряли, ткали на ручном станке материю. Обувь тоже была самодельной — сперва из бересты, потом освоили выделку кож. Летом вовсе обходились без обуви. Геологи, увидевшие в 1978 году жилье Лыковых, описали его как одну комнату размером 5 на 7 шагов. Там был рубленый топором стол, лавки для сидения и сна и полки для утвари. Топилось помещение «по-черному», стены и потолок были покрыты толстым слоем копоти. Домашняя утварь вызывала в памяти страницы учебника истории, посвященные древним славянам. Да, очень сложно понять, как в таких условиях Акулина Лыкова рожала детей, как растила младенцев.
Понятно, что никто из младшего поколения семьей вовсе не обзавелся — а с кем? Из тупика выхода нет Надо сказать, что враждебности к сторонним людям Лыковы после 1978 года не проявляли. К ним стали наведываться корреспонденты, врачи, отшельникам привезли кое-что из инструментов, семена. Но возвращаться к людям семейство не пожелало. Возобновление контактов с цивилизацией имело и трагическую сторону. На протяжении одного 1981 года умерли трое из четырех детей Лыковых уже взрослые люди. Причиной в одном случае стало воспаление легких, в двух других вроде бы почечная недостаточность.
Об убийстве сообщили в район. Расследование провели поверхностно, никого не судили. Жуткие тридцатые годы. Застрелили - значит, виноват. Отец Агафьи увел семью в дебри Красноярского края не только из-за веры. Подробно расспрашивали про убийство Евдокима. Мол, решено вновь разобраться в этой истории. Карп насторожился. Убийцы брата могут на следствии оговорить его. Им веры больше. Потому и увел семью в «пустынь» - верховья Большого Абакана. Горы, тайга, сотни километров без жилья - и никаких дорог. Здесь в августе 1940 года и повстречали его наблюдатели заповедника. Предложили работу охранником на кордоне. Большой двухквартирный дом, баня, амбары, казенное продовольствие. Обещали привезти корову, овец. Заявили, что убийц брата уже наказали это была ложь. В переговорах участвовал и завотделом науки заповедника Дулькейт, отец автора книги. Жена Карпа Акулина очень хотела переехать на кордон, ближе к людям. Дети же растут! Но Карп был категорически против. Евдокима убили и нас изведут! Страх разделить трагическую судьбу брата, застреленного на его глазах, та самая кровь, на которую он намекал позже Василию Пескову, гнали «бегуна». А вовсе не вера. Вскоре началась Великая Отечественная. В заповеднике стало не до Карпа.
Я не отдала, конечно". Сославшись на то, что местная вода ей не подходит, Агафья вскоре вернулась в тайгу. Несколько лет назад кузбасская родня еще убеждала ее уехать поближе к цивилизации, теперь, зная непростой характер отшельницы, уговаривать перестали — лишь интересуются, как она живет, и передают гостинцы. Родственники, как показывает пример Антона, могут и сами приехать. Там все, что важно для нее, там тятя, родные похоронены, — объясняет Мартюшева. На зиму женщине завозят вертолетом муку, крупу, картофель, овощи и фрукты, комбикорм для скота, живых кур и новые окна, которые поручил вставить губернатор Сергей Цивилев. Помогать ей по хозяйству зимой летит алтайский старообрядец Алексей Уткин, который познакомился с таежными отшельниками много лет назад, будучи геологом. Уткин застал в живых почти всю семью Лыковых и неоднократно зимовал на заимке. Сейчас собирается прожить в тайге как минимум до весны. В этот раз он планирует восстановить баню, разрушенную по весне при разливе реки. А там, если будет возможность, вылечу на Алтай по делам, управлюсь, развернусь да пойду к Агафье пешком. Там недалеко идти, дней десять всего", — улыбается Алексей. Уживаются с ней, впрочем, далеко не все желающие. Так, с предыдущим помощником, Георгием, Агафья не нашла согласия в вопросах веры. Не благословила его", — безапелляционно констатирует Лыкова. Зато новообретенного родственника она видеть очень рада. Едва он объясняет, что перед ней тот самый Антон, который писал ей письма, Агафья, невысокая и улыбчивая, вышедшая встречать вертолет в стареньком пальто и теплом бордовом платке, крепко обнимает его и пускается в рассуждения о старинном роде Лыковых. Его историю отшельница знает лучше любого исследователя. Она вообще отличается острым умом и прекрасной памятью — более чем из десятка прилетевших на вертолете Лыкова вспоминает всех, с кем хоть раз встречалась раньше. Так, говорит хорошо знающий ее Уткин, было всегда. Достаточно познакомиться с Агафьей, и она всегда вспомнит, кто перед ней и откуда он приехал.
С ней остался жить бывший геолог Ерофей Седов, мужчина инвалид, по хозяйству практически ничего не может делать, но все же выбрал путь уединения. На помощь время от времени приезжают волонтеры, но у Агафьи склочный и своенравный характер, ужиться с ней никому не удается. Чтобы помочь отшельнице, в ее доме установили тревожную кнопку для вызова МЧС. Пару раз Агафья ею воспользовалась, но причина оказалась банальна - ей нужна была помощь по хозяйству. Конечно же, перелет вертолетом в отдаленный край - дорогое удовольствие, поэтому от этой затеи отказались. Сама же Агафья так и не поняла, что сделала не так: в ее мире не существует денег, и она не знает им цену. Дом Лыковых Агафья Лыкова в доме Семья Лыковых - отшельники из тайги В мире сегодня можно найти немало людей, которые отказались от благ цивилизации ради свободы и спокойствия. Фотоцикл "Отшельники нашего времени" рассказывает о таких смельчаках. Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:.
Прав ли отец Агафьи Лыковой?
Младшие дети Лыковых до 1978 года, когда семью случайно обнаружили геологи, даже не видели других людей, кроме родственников. Завидное здоровье и 3 смерти К приходу геологов из всех членов семьи Лыковых умерла только жена Карпа Осиповича Акулина. Она скончалась в 1961-ом, самом неурожайном году, от голода. Все остальные были живы и казались здоровыми. Как признавались сами старообрядцы, они почти не болели, разве что иногда страдали от легких травм да «простуд». Мало того, по словам профессора Игоря Назарова, который не раз приезжал к отшельникам, они выглядели моложе своих «цивилизованных» сверстников на 10, а то и на все 15 лет. Однако через 3 года после того, как мир узнал о существовании Лыковых, а именно в конце 1981 года один за другим скончались сразу 3-ое детей Карпа и Акулины: Дмитрий, Саввин и Наталья. Геологи предлагали лекарства для больных, но их отец отказался от помощи, сказав, что каждому человеку определенный срок отмерен свыше. Тогда в живых остались только сам Карп Осипович и его младшая дочь Агафья. Хотя, если исходить из результатов исследований ученых, они тоже рисковали умереть.
Почему это произошло?
Геологи помогли построить новый дом, обеспечили семью инвентарем, предметами домашнего обихода, посудой, одеждой и некоторыми продуктами питания. Посёлок геологов расположился в 20 километрах от заимки Лыковых на берегу реки Большой Абакан. В то время Минусинская комплексная экспедиция работала над уточнением местонахождения запасов железной руды. Молодые Лыковы стали часто появляться в посёлке геологов. Агафья и Дмитрий впервые увидели посторонних людей, к которым особенно потянулся Дмитрий, интересовавшийся буквально всем. Ему хотелось увидеть что-нибудь новое, ощущалась его тяга к общению, к людям, к расширению собственного кругозора. Члены отряда не без удивления отмечали, что у всех Лыковых было нормальное умственное развитие, присутствовала природная смекалка, молодых членов семьи волновали вопросы супружеской жизни, было желание иметь своих детей, что служило главной причиной их разочарований и раздумий. Однако общение с геологами принесло и отрицательные результаты.
В 1981 г. Причиной их смерти стал контакт с приезжими людьми, принесшими болезнетворные бактерии, к которым иммунитет Лыковых не был приспособлен. В 1988 г. В тайге осталась одна Агафья, которая категорически отказалась уезжать к родственникам, поскольку на отъезд «тятенька благословения не давал». Лыковы не знали болезней «мира», они имели крепкое здоровье и выглядели на 10—15 лет моложе своего возраста. В 1987 г. Чтобы перенести собственные скромные пожитки, Агафье пришлось сделать за зиму 32 ходки. В настоящее время на Еринате пять домов — два на берегу реки и три на верхней террасе. В начале двухтысячных годов благотворители построили для Агафьи новый дом.
Коллективизация и репрессии разрушили веками сложившийся уклад жителей Алтая и Саян, поэтому староверы, несогласные с новой политикой, стали менять места своего проживания. Несмотря на то что Лыковы оказались в изоляции от мира, испытывали страшные трудности, не имея простейшего инвентаря, используя плоды огорода и тайги, они выжили благодаря наличию жизненного опыта, умению вести натуральное хозяйство. В семье сохранялось главенство отца, тогда как домашнее хозяйство вела мать — Акулина Карповна. Продолжительный разрыв в общении с «миром» не отразился на учёте времени, семья тщательным образом его берегла. От счёта времени зависели все богослужения, праздники, посты, мясоеды, знание о количестве прожитых в тайге лет. Как отмечали очевидцы, в этом деле Лыковы не отстали и не забежали наперёд ни на один день. Причиной отшельничества семьи Лыковых В. Песков называл крайнюю форму религиозного фанатизма. Детально не анализируя вероучение отшельников, журналист причислял Лыковых к странническому согласию.
К этому же согласию причислял Лыковых и красноярский краевед Н. Журавлёв, хотя сами Лыковы называли себя приверженцами часовенного согласия. Они говорили, что «должны жить отдельно», что им «не можно жить с миром», так как этого не позволяет старинная русская вера и так следует жить всем истинным христианам. Лыков хорошо знал историю раскола Церкви. Лыковы однозначно принадлежали к старообрядчеству. Они очень высоко ценили умение читать. Глубоко верующим человеком был Савин Карпович, который в совершенстве знал Библию, хорошо читал богослужебные книги, был нетерпим к малейшим нарушениям церковных обрядов, соблюдения постов и праздников, ночью мог поднять семью для молитвы. По нескольку раз в день Лыковы совершали молитвы, пели очень грамотно, отмечали православные праздники, богослужением заполнялось всё свободное время. В будни рано утром все вместе молились полуношницу, после которой, за исключением одного члена семьи, отправлялись на работы, а тот один оставался на молении.
В праздничные дни члены семьи по хозяйству делали только ту работу, которая была самой необходимой: топили печь, носили воду, чистили снег. Встречу с людьми Лыковы приняли как печальную неизбежность, но затем кто-то из их семьи сказал, что геологи «Богом посланы», в их отсутствие отшельники стали скучать по ним. Однако Лыковы наотрез отказывались вернуться к людям, при этом отмечая: «Тут умирать будем». В тайге Лыковы занимались постоянным, упорным, на грани человеческих возможностей трудом. Чёрная от времени и дождей избушка Карпа Осиповича по оконце вросла в землю. Она со всех сторон была обставлена жердями, по крышу завалена коробами, туесами, дровами, долблёными кадками, корытами и т. Внутри избы были тёмные от многолетней копоти стены и низкий потолок, под которым висели шесты для сушки одежды. Вровень с ними вдоль стен тянулись полки, уставленные берестяной посудой, наполненные сушеной картошкой и кедровыми орехами. Внизу вдоль стен располагались широкие лавки, на которых сидели и спали.
Слева от входа в избу находилась русская печь, сложенная из дикого камня. Посередине жилища стоял меленький стол, изготовленный топором. В красном углу содержались потемневшие от копоти иконы и книги. Пол в избе никогда не подметался, поэтому под ногами пружинил культурный слой из картофельной шелухи, скорлупы кедровых орехов и конопляной костры, которая играла роль антисептика против блох, клопов и др. Сыновья Карпа Осиповича — Савин и Дмитрий — в теплый период года жили в отдельной избе, расположенной от основной заимки в шести километрах. Обе эти хижины соединяла таёжная тропа, по которой члены одной семьи ходили друг к другу почти каждый день. Недалеко от своего жилища Лыковы устроили на двух высоких столбах лабаз, где хранили продукты питания недосягаемыми от мышей и медведей. Лыковы в совершенстве владели всеми видами крестьянского труда. Староверы умели делать все, что было необходимо для нормальной жизни в тайге.
Как отмечал В. Песков, безделья на заимке Лыковых никогда не было, поскольку борьба за существование требовала от каждого из них упорного труда. В то же время праздность могла бы стать пагубной для членов семьи, и это хорошо понимал Карп Осипович, не оставлявший своих родных без работы. На бегущем лесенкой в гору раскорчёванном от тайги огороде, основная часть которого находилась на пологой горе, а две другие ниже под гору и у самой реки, Лыковы выращивали картошку, рожь, горох, коноплю, лук и репу. Основой питания являлась картошка, которая хорошо плодоносила в этом крае. Зерна собирали очень мало, причём настолько мало, что младшие Лыковы не имели представления о хлебе. Все члены семьи принимали пищу в условленное время и отдельно — картофельный «хлеб», варёную картошку, кедровые орехи, «кедровое молоко», изготовленное из кедровых орехов, перетёртых в каменной ступе, смешанных с водой и процеженных на тряпице, пили воду. Хлеб Лыковы пекли из сушеной, толчёной картошки с добавлением двух-трёх горстей измельчённой ржи и пригоршни толчёных семян конопли. Эта смесь без дрожжей замешивалась на воде и жарилась на сковородке.
Лыковы приспособились делать запас из сушеной картошки, которую резали на пластинки и сушили в жаркие дни на больших листах бересты или прямо на плахах крыши. Картошку отшельники употребляли обязательно с кожурой, объясняя это тем, что так экономней, но, как отмечали специалисты, с кожурой картошка была полезней. Из толчёного зерна по праздникам они варили ржаную кашу с добавлением кусочков мяса. В холодное время года еда готовилась в печи, а летом — прямо у порога хижины, на очаге, выложенном камнями. В апреле семейство занималось сбором берёзового сока, который разливали в берестяные туеса и некоторое время хранили в проточной воде реки. Затем шли в тайгу собирать дикий лук и крапиву, из которой готовили похлёбку и заготавливали на зиму. Летом собирали малину, чернику, бруснику, смородину и грибы, которые употребляли в печёном виде. Кроме того, грибы и чернику сушили, а бруснику в берестяной посуде заливали водой на зиму. В конце августа собирали кедровые орехи.
Шишки ссыпали в долбленые кадки, а после просыхания шелушили и провеивали. Хранили кедровые орехи в берестяной посуде в избе и в лабазах. Во все урожайные годы Лыковы запасали максимальное количество орехов. Орехи не теряли своих вкусовых качеств до четырёх лет. До прихода геологов Лыковы жили без соли. В горах могли случаться июньские снегопады, которые катастрофически сказывались на огороде, поэтому в погребе обязательно нужен был двухгодичный запас продуктов питания. Особенно тяжким для Лыковых оказался 1961 г. В этот год умерла хозяйка дома Акулина Карповна. Весной следующего года семье пришлось употреблять в пищу солому, обувь из кожи, кожаную обивку с лыж, кору и берёзовые почки.
Когда подросли Савин и Дмитрий, они стали устраивать на таёжных тропах ловчие ямы, направлять зверя в нужное место, строили в тайге заслоны, благодаря чему ловили лосей, маралов, кабаргу — зверей, которые имели копыто, поскольку «тех, что лапу имеют», Лыковы в пищу не употребляли. Мясо готовили сразу и заготавливали на зиму. Для этого его резали на узкие полосы и вялили на ветру, затем складывали в берестяные туеса и могли хранить до двух лет. Вяленое мясо употребляли по большим праздникам или при тяжелых работах. Домашних животных Лыковы не содержали. Семейная посуда в основном была изготовлена из бересты. У Лыковых хранились большие листы бересты, из которой в любой момент можно было сделать туес. В хозяйстве насчитывалось до четырёх десятков, от самых больших до самых малых, берестяных изделий. Такая посуда была лёгкой, красивой и удобной.
Основным недостатком этих ёмкостей было то, что их нельзя было поставить на огонь. В туесах хранили продукты питания. Берестяным был даже рукомойник. В хозяйстве было много деревянной долблёной посуды: малые и большие корытца, самодельные ложки с длинными черенками. Пищу в печи Лыковы готовили в чугунах, принесённых во время ухода «из мира». Только с появлением геологов у них появились алюминиевые миски и чашки. Огонь добывали с помощью специально приготовленного гриба-трута и кремня. Освещали хижину лучиной, которую делали из берёзы, заслужившей в быту особое уважение. В земледелии Лыковы использовали инструменты собственного изготовления, но в хозяйстве чувствовался дефицит металлических орудий труда.
Из прежней заимки Карп Осипович принёс на верхний Абакан небольшой плуг, лопаты, ножи, топоры, пилу, рашпиль, рогатину, жесть, ножницы, шило, иголки, мотыги, лом, серп, долото, стамески и др. Все эти предметы за долгие годы использования поизносились и поржавели. Лес был чрезвычайно богат. В урожайные годы кедры приносили тысячи тонн ореха, в реках водилось множество рыбы, имелось много мест для содержания пасек. Важно отметить, что в местах, где в разное время жила семья, медосбор был обильным, поскольку высота травяного покрова достигала более двух метров, а многие виды трав цвели подолгу. Ныне алтайский мёд признается одним из лучших по качеству.
Это - верная смерть. Целомудренная дочь тайги это прекрасно понимала, и когда на нее были поползновения со стороны одного негодяя, женщина вынуждена была свой, как она считала, позор предать огласке, обратившись к властям. Насильника поймали и посадили в тюрьму. Отец, воспитавший в строгих стандартах религиозных правил дочь, обязан был задуматься, как защитить ее после своей смерти? На мой взгляд, он должен был дать ей наказ: идти к людям. Отцовское слово — великая сила! Но отец не сделал этого, чем в подсознании дочери установил программу, не позволяющую ей нарушить свое обещание! Легко ли пожилой женщине жить с этим добровольно взятым на себя долгом? Думаю, что нет. Однажды журналистская судьба занесла меня в место, сродни тому, где живет Агафья Лыкова. Это примерно в тысяче километров на север от Магадана, неподалеку от Сугойского кривуна, вытекающего из могучей реки Колымы. На берегу речки Мутная расположилась база сеймчанских геологов. Несмотря на то, что я там была в окружении надежных людей, меня не покидало чувство угнетенности и страха от оглушающей тишины - белого безмолвия. Всего несколько часов, проведенные в суровых колымских сопках, дали мне реально почувствовать, что такое Север. Но обитатели базы находились в гораздо лучшем положении, чем Лыковы.
Священство будет до самого последнего Второго Христова пришествия». Агафья Лыкова: почему дочь известных отшельников осталась одна Как известно, в последнее время знаменитая на всю страну отшельница Агафья Лыкова все чаще просит «большую землю» о помощи, а недавно женщина даже решила обзавестись подругой. Теперь в силу возраста Лыковой нелегко дается полная изоляция. Однако на самом деле Агафья осталась в одиночестве еще в 80-х годах. Причем, ее братья и сестра ушли из жизни буквально друг за другом. Поддержите наш проект — Qiwi копилка: Отец Агафьи Карп Осипович долго думал прежде, чем решился увести свою супругу Акулину, 9-летнего сына Саввина и 2-летнюю дочь Наталью в непролазную тайгу. Хотя события, происходившие вокруг в начале ХХ века, заставили многих старообрядцев покинуть свои дома и бежать подальше от людей, а точнее от революционеров, которые не жаловали религиозно настроенных граждан. Последней каплей, толкнувшей главу семейства на побег, стало убийство брата Лыкова. Большевики расправились с мужчиной прямо на глазах у его родственников. Именно тогда Карп Осипович окончательно и утвердился в мысли о том, что пора уносить ноги. В 1936 году Лыковы обосновались в самой глуши Саянской тайги. Там Акулина родила сына Димитрия и дочь Агафью. Несмотря на наличие детей, супруги не собирались возвращаться в цивилизацию, а, напротив, все больше отдалялись от нее. Они не изменили своего мнения даже тогда, когда в начале 60-х жена Карпа Осиповича скончалась от голода. Год оказался неурожайным, и организм женщины не выдержал. Возможно, Акулину можно было бы спасти, но Лыковы не обратились за помощью на «большую землю». Младшие дети Лыковых, Димитрий и Агафья, впервые увидели других людей, кроме членов своей семьи, только в 1978 году, когда на территорию «владений» отшельников неожиданно пожаловали геологи. Несмотря на то что Карп Осипович подался в леса как раз из-за человеческих злодеяний, отшельник принял визитеров довольно радушно. Ru: Лунный календарь рассады на февраль 2019 года огородникам и дачникам Спустя 2 года к Лыковым пожаловал профессор, доктор медицинских наук Игорь Назаров, который и стал известен благодаря своим книгам, посвященным исследованиям легендарных затворников. Назаров утверждал, что все члены семьи старообрядцев выглядели гораздо моложе своих лет. Кроме того, как признался Карп Осипович, они никогда серьезно не болели: лишь изредка их одолевали незначительные хвори, вроде простудных заболеваний.
История семьи отшельников, которая прожила в изоляции больше 42 лет
Карп отказался подписать «ложную бумагу». Об убийстве сообщили в район. Расследование провели поверхностно, никого не судили. Жуткие тридцатые годы. Застрелили - значит, виноват. Отец Агафьи увел семью в дебри Красноярского края не только из-за веры. Подробно расспрашивали про убийство Евдокима.
Мол, решено вновь разобраться в этой истории. Карп насторожился. Убийцы брата могут на следствии оговорить его. Им веры больше. Потому и увел семью в «пустынь» - верховья Большого Абакана. Горы, тайга, сотни километров без жилья - и никаких дорог.
Здесь в августе 1940 года и повстречали его наблюдатели заповедника. Предложили работу охранником на кордоне. Большой двухквартирный дом, баня, амбары, казенное продовольствие. Обещали привезти корову, овец. Заявили, что убийц брата уже наказали это была ложь. В переговорах участвовал и завотделом науки заповедника Дулькейт, отец автора книги.
Жена Карпа Акулина очень хотела переехать на кордон, ближе к людям. Дети же растут! Но Карп был категорически против. Евдокима убили и нас изведут! Страх разделить трагическую судьбу брата, застреленного на его глазах, та самая кровь, на которую он намекал позже Василию Пескову, гнали «бегуна». А вовсе не вера.
Вскоре началась Великая Отечественная.
Конечно, они знали, что далеко-далеко есть города и люди, которые живут в высоких каменных зданиях, слышали они и о других странах. Но все это было им чуждо. Мать Акулина обучила детей грамоте, а единственными книгами, которые видели и читали дети, были Библия и Евангелие — их родители взяли с собой, когда отправились в тайгу. На фото: слева направо — сын Дмитрий, Карп Осипович и дочь Наталья в 1978 году. С ограниченным инвентарем они с трудом выживали в суровой среде. Одежду Лыковы ткали сами из конопли, а обувь мастерили из бересты. Ели то, что удавалось насобирать в лесу и вырастить самостоятельно: картофель, морковь, грибы, семена конопли, кору... В короткое сибирское лето их выручали ягоды, но всего этого было недостаточно, чтобы утолить голод. Так, семья постоянно находилась на грани выживания.
Когда сын Дмитрий подрос, он стал помогать отцу с охотой — но и это было трудной задачей, ведь у семьи совсем не было оружия. Поэтому и мясо диких зверей было редким деликатесом. Чаще всего Карп Осипович с сыном использовали самодельные ловушки, с помощью которых и ловили добычу. Как впоследствии выяснили геологи, Дмитрий обладал почти нечеловеческой физической силой: зимой он мог охотиться босиком, проводить в лесу по несколько дней и спать на улице при самых низких температурах.
А вот далее начались его скитания по разным отдаленным землям. Сперва Лыковы вместе с еще несколькими старообрядческими семьями ушли в верховья Абакана, потом переселились было на Алтай, а затем вновь вернулись на Абакан и в конце концов устроились на Еринате. Сперва скитались не одни, а с единоверцами. В основном семьями братьев Карпа. И с 1937 года Карп и Акулина с детьми устраивались сами. Какова причина такого странного поведения, желания уйти от людей?
Причиной было категорическое нежелание подчиняться требованиям властей. Началась кампания по коллективизации, и советское руководство старалось объединять небольшие «заимки» сибиряков в более-менее крупные поселения, создавать там колхозы. А Лыковы, как старообрядцы, не желали подчиняться власти в принципе, и тем более власти атеистической, не испытывавшей благоговейного трепета перед «дедовскими традициями». Несомненно, Карп и Акулина при этом принимали решение сознательно. Но их дети до ухода на Еринат их было двое были еще очень малы, выбирать не могли, и просто подчинились воле родителей. Уже на тайной заимке родилось еще двое детей — в семье было 2 сына и 2 дочери. У них не было не только выбора, но даже и представления о существовании другой жизни. Воспитываясь под влиянием исключительно своих родителей, они стали полностью разделять их веру и убеждения. Способы выживания Кое-какой запас инструментов и посадочного сельскохозяйственного материала Лыковы с собой взяли. Но все равно их образ жизни и способы выживания покажутся просто жуткими современному человеку.
Собственно, жизнь отшельников была страшной даже по меркам времен Великой Отечественной о которой, кстати, они узнали-то только в 1946 году от случайно встреченной топографической экспедиции.
Интересно, что исследования, проведенные в вирусологической лаборатории краевой СЭС, на выявление антител в крови Агафьи к вирусам кори, паротита, токсоплазмоза, клещевого сыпного тифа, эпидемического сыпного тифа, гриппа и парагриппа дали отрицательные результаты. Не выявлены антитела и к аденовирусам. Исследования подтвердили, что Агафья практически не имеет специфического иммунитета против широко распространенных среди людей вирусных заболеваний, и они представляют для нее огромную опасность. Единственное, на что у нее обнаружен иммунитет, это на вирус клещевого энцефалита. В крови присутствует высокий титр антител 1:80 к возбудителю этого заболевания. Доктор Назаров сравнивает организм последней представительности семьи Лыковых с полем сражения без солдат.
Поэтому ее проживание среди людей представляет серьезную опасность. Тоже самое сейчас происходит и с человечеством — любой новый респираторный вирус у большинства не проходит, как привычный грипп, и у многих заразившихся вызывает тяжелое течение. Можно понять, что наш организм так реагирует на всех «чужих», в первую очередь, «мутантов» — испанки, гонконгского гриппа, недавних коронавирусных инфекций SARS и MERS. Вплоть до цитокинового шторма. Но на самом деле подобное может вызвать не только новый, но и самый обычный, безобидный респираторный возбудитель, если человек с ним ни разу в жизни не встречался, и для его иммунитета этот привычный нам генератор лёгкого насморка — коварный и опасный мутант», пишет в своем блоге кардиохирург Алексей Федоров. Тогда из пяти членов семьи Лыковых, проживших в изоляции более 40 лет, и не имеющих иммунитета к инфекциям, удалось выжить только младшей Агафье. Сейчас Агафье 76 лет, и она продолжает жить одна в тайге.
Главное, чтобы в пандемию ее никто не навещал. Последние новости.
Прав ли отец Агафьи Лыковой?
Тем не менее, до 1929 года Карп Лыков с семейством благополучно проживал с родных местах. А вот далее начались его скитания по разным отдаленным землям. Сперва Лыковы вместе с еще несколькими старообрядческими семьями ушли в верховья Абакана, потом переселились было на Алтай, а затем вновь вернулись на Абакан и в конце концов устроились на Еринате. Сперва скитались не одни, а с единоверцами. В основном семьями братьев Карпа. И с 1937 года Карп и Акулина с детьми устраивались сами. Какова причина такого странного поведения, желания уйти от людей? Причиной было категорическое нежелание подчиняться требованиям властей. Началась кампания по коллективизации, и советское руководство старалось объединять небольшие «заимки» сибиряков в более-менее крупные поселения, создавать там колхозы.
А Лыковы, как старообрядцы, не желали подчиняться власти в принципе, и тем более власти атеистической, не испытывавшей благоговейного трепета перед «дедовскими традициями». Несомненно, Карп и Акулина при этом принимали решение сознательно. Но их дети до ухода на Еринат их было двое были еще очень малы, выбирать не могли, и просто подчинились воле родителей. Уже на тайной заимке родилось еще двое детей — в семье было 2 сына и 2 дочери. У них не было не только выбора, но даже и представления о существовании другой жизни. Воспитываясь под влиянием исключительно своих родителей, они стали полностью разделять их веру и убеждения. Способы выживания Кое-какой запас инструментов и посадочного сельскохозяйственного материала Лыковы с собой взяли. Но все равно их образ жизни и способы выживания покажутся просто жуткими современному человеку.
Мол, решено вновь разобраться в этой истории. Карп насторожился. Убийцы брата могут на следствии оговорить его. Им веры больше. Потому и увел семью в «пустынь» - верховья Большого Абакана. Горы, тайга, сотни километров без жилья - и никаких дорог. Здесь в августе 1940 года и повстречали его наблюдатели заповедника. Предложили работу охранником на кордоне.
Большой двухквартирный дом, баня, амбары, казенное продовольствие. Обещали привезти корову, овец. Заявили, что убийц брата уже наказали это была ложь. В переговорах участвовал и завотделом науки заповедника Дулькейт, отец автора книги. Жена Карпа Акулина очень хотела переехать на кордон, ближе к людям. Дети же растут! Но Карп был категорически против. Евдокима убили и нас изведут!
Страх разделить трагическую судьбу брата, застреленного на его глазах, та самая кровь, на которую он намекал позже Василию Пескову, гнали «бегуна». А вовсе не вера. Вскоре началась Великая Отечественная. В заповеднике стало не до Карпа. Заимка была нанесена на карты еще в конце 40-х. И не только на секретные генштабовские. К концу лета 1941-го чекисты взяли на контроль все таежные заимки. Чтобы там не спрятались дезертиры.
Отряд пограничников и чекистов ушел в рейд по поиску беглецов. Проводником взяли старовера Данилу Молокова, давнего знакомого Карпа Осиповича.
Не стали исключением и Лыковы.
Последней каплей для Карпа Осиповича оказалось убийство большевиками его родного брата. После трагедии прежде колебавшийся Лыков-старший решил, что пора бежать. В 1936 году Карп с женой и их дети, 9-летний Саввин и 2-летняя Наталья, отправились в Саянскую тайгу.
Уже в отшельничестве у четы родились еще 2 детей: в 1940-м — Дмитрий, а в 1944 году — Агафья. Долгое время супруги и их дети никак не контактировали с внешним миром. Младшие дети Лыковых до 1978 года, когда семью случайно обнаружили геологи, даже не видели других людей.
К приходу геологов из всех членов семьи Лыковых умерла только жена Карпа Осиповича Акулина. Она скончалась в 1961 году, самом неурожайном, от голода.
Зверь ходил и вынюхивал вокруг целый день, несмотря на костёр и удары по металлической посуде.
Агафья, помолившись наизусть каноны Богородице и Николе Чудотворцу, закончила их словами: «Ну, ты что, Господа не слышишь, что ли, тебе пора уходить уже». В результате опасность миновала. Одно время на заимку Лыковых приблудился волк.
Он прожил на огороде Агафьи несколько месяцев и даже подкармливался картошкой и всем остальным, что давала ему отшельница. У Агафьи нет привычного городским жителями страха перед тайгой, лесными зверями и одиночеством. Если её спросить, не страшно ли жить в такой глухомани одной, она отвечает: «Я не одна, — и икону Богородицы из-за пазухи достает.
В 2000 годы Агафье Лыковой кто-то подарил книги старообрядческого епископа Арсения Уральского Швецова , посвященные апологии старообрядческой Церкви и старообрядческой иерархии. Она тщательно прочитала их, по свидетельству очевидцев, делая пометки и подчеркивания. Агафья продолжает в эти годы переписку с Московской Митрополией Русской Православной старообрядческой Церкви.
В одном из писем к предстоятелю Церкви митрополиту Корнилию Титову она пишет, что её предки признавали церковную иерархию и молились со священниками, которые впоследствии были замучены во времена гонений на старообрядчество «лютыми муками». Она также изучила жизнь и подвиги старообрядческого митрополита Амвросия Белокриницкого и совершенно точно уверилась в истинности и православности основанной им белокриницкой иерархии. В настоящее время она просит довершить её крещение, исповедать и приобщить Святых Христовых Тайн Агафья Лыкова и РПсЦ В ноябре 2011 года по благословению митрополита Корнилия к Агафье Лыковой прибыл настоятель старообрядческого храма г.
Оренбурга о. Владимир Гошкодеря. Несмотря на то, что у Лыковой в гостях было немало духовных лиц, в том числе и новообрядцы, старообрядческий священник посетил этот место впервые.
В течение нескольких дней пребывания у Агафьи о. Владимир совершил таинство исповеди, довершил крещение по чину принятия от безпоповцев и причастил её Святых Христовых Таин. Фотографии Агафьи Лыковой Интересно, что сопровождавший митрополита священноинок Евагрий сам являлся уроженцем этих мест и около 10 лет назад присоединился от часовенного согласия к Русской Православной старообрядческой Церкви.
Владыка вручил Агафье медную икону свт. Николы чудотворца, отлитую по старинным образцам, факсимильные издания любимых в старообрядчестве книг «Григорьево видение» и «Страсти Христовы», а также немало одежды и прочих необходимых вещей. Дожидаясь гостей, хозяйка лесного пристанища расстелила на полу дома цветные половики, напекла хлеб в русской печи, сварила компот из таежных ягод.
Уже прощаясь, у вертолёта, Агафья вручила митрополиту веточку вербы и пригласила посетить заимку Лыковых в следующем году. Узнав о присоединении Агафьи Лыковой к РПсЦ, безпоповские наставники пытались отговорить её и всячески стращали. На Еринат приехал даже известный часовенный наставник Зайцев, который убеждал её в ошибочности сделанного шага: «Ты зачем воцерковилась?!
Ты вообще, что сделала? Ты кого у себя приняла? Тем не менее Агафья не только не поддалась на эти уговоры, но еще больше укрепилась в своей правоте.
Таковы Лыковы — единожды приняв решение в зад ногами не идут. Рассказывая о спорах с беспоповцами, Агафья говорит: «Если бы священство прекратилось, прервалось, то давно бы и век прекратился. Гром грянул бы, и нас не было бы на этом свете.
Священство будет до самого последнего Второго Христова пришествия». Послесловие Итак, Агафья Лыкова сегодня является самой популярной персоной медийного старообрядческого мира. Она хорошо известна и за пределами самого старообрядчества.
Удивительно, но никто из современных старообрядческих иерархов, начетчиков, богословов и публицистов не смог оказать столь сильного влияния на информационное пространство, как одинокая отшельница с берегов Абакана. Образ Лыковой уже неразрывно связан и самим старообрядчеством. Можно сказать, что Лыкова в глазах наших соотечественников поневоле стала одним из символов старообрядческой ойкумены, а её яркие, характерные черты связывают в целом со всем старообрядчеством.
С одной стороны — это бесконечная твердость духа, поразительная выносливость, терпение, умение выживать в самых сложных, самых экстремальных условиях. Тут и безусловное стояние за Веру, готовность пострадать за свои убеждения. Мы видим в этом облике пытливость ума, находчивость, живой интерес к судьбам мироздания, умение ладить с природой и традиционное русское гостеприимство.
С другой стороны — есть люди, которые упрекают, что определенные черты жизни Агафьи Лыковой немного подмочили имидж старообрядчества в глазах современников. Это изоляционизм, диковатость, духовный консерватизм, следование устаревшим, примитивным бытовым технологиям и обычаям. Им возражают: история знает не только бегствующее и кроющееся старообрядчество, но и наступающее просвещенное, пассионарное.
Это старообрядчество промышленников и меценатов, писателей и благотворителей, собирателей и первооткрывателей. Бесспорно, всё этот так! Но чтобы доказать это, мало ссылаться на пример предков, живших теперь уже во все более далеких XIX—XX веках.
Старообрядчество должно уже сегодня, сейчас генерировать новые идеи, подавать пример живой веры и живого участия в жизни страны. Что же касается уникального опыта Агафьи Лыковой и других старообрядцев, скрывающихся от соблазнов мира сего в лесах и расселинах земных, то лишним он никогда не будет.
Хозяйство Агафьи Лыковой и ракеты с «Байконура»
Семья – отец Карп Осипович, мать Акулина Карповна и братья и сестра Агафьи Савин, Димитрий и Наталия – жила в полной изоляции с 1930-х годов. Речь у Карпа Осиповича правильная, понятная, у остальных Лыковых речевая артикуляция несколько нарушена, что связано не с наличием каких-либо дефектов челюстно-лицевого и дыхательного аппаратов, а, вероятно. Карп Осипович лишь однажды взял из рук журналиста банку сгущённого молока: "Кошкам!