Биография Федора Достоевского: творческий путь советского и русского классика, влияние каторги на его взгляды, великие произведения «Братья Карамазовы», «Преступление и наказание», «Идиот». Похороны Ф.М. Достоевского на Тихвинском кладбище произошли по инициативе обер-прокурора Святейшего Синода К.П. Победоносцева, поддержанной Духовным собором лавры. Фёдор Михайлович Достоевский — выдающийся русский писатель, один из самых читаемых классиков в мире. Где похоронен великий русский писатель Федор Михайлович Достоевский. Между тем благоустройство требуется и кладбищу, где согласно историческим записям, был похоронен отец автора «Преступления и наказания».
ДОСТОЕВСКИЙ ФЕДОР МИХАЙЛОВИЧ
Литераторы, друзья Достоевского, образовали комитет распорядителей похорон во главе с Дмитрием Григоровичем, который принял на себя все похоронные хлопоты, освободив от них вдову Анну Григорьевну. В ночь с 25 на 26 января (с 6 на 7 февраля) 1881 г. у Достоевского пошла горлом кровь, через два дня он скончался; похоронен 31 января (12 февраля) в Александро-Невской лавре при огромном стечении народа. Заупокойную литию, приуроченную к 142-й годовщине кончины Федора Достоевского, отслужил 9 февраля у могилы великого писателя на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры наместник обители епископ Кронштадтский Назарий.
Достоевский Федор Михайлович
Тоже на Неве! Они сошлись как лёд и пламень и получилась Александро-Невская лавра — самый известный монастырь Петербурга. У её стен расположились несколько кладбищ, среди которых Лазаревское и Тихвинское — самые популярные в городе, ведь здесь обрёл покой практически весь цвет русской культуры XIX века. Пётр Первый основал свой любимый город в 1703 году и уже через несколько месяцев выбрал место для будущего главного монастыря. Конечно же, Невская битва здесь не происходила воины схлестнулись мечами в сорока верстах выше по реке , но сын Александра Невского Андрей в 1301 году разгромил стоявшую здесь крепость Ландскрона. Так что боевое прошлое имеется.
Однако самим петрашевцам об этом сказали только в день, назначенный для казни, 22 декабря 1849 года. Сначала им на Семёновском плацу зачитали приговор о «смертной казни расстрелянием» с переломлением над головой шпаги, а затем уведомили о помиловании. Один из осужденных сошел с ума.
Ощущения, которые Достоевский испытывал в тот момент, отражены в одном из монологов князя Мышкина в романе «Идиот». А впечатления от пребывания в остроге позже отразились в повести «Записки из Мертвого дома». В конце февраля 1854 года Достоевский был отправлен рядовым в Сибирский линейный батальон в Семипалатинск.
Достоевский относился к «диктатуре сердца» и собственно к графу весьма положительно. Да вы скажите мне… хорошими ли людьми окружит себя Лорис, хороших ли людей пошлёт он в провинции? Ведь это ужасно важно… Да знает ли он, отчего всё это происходит, твёрдо ли знает он причины? Ведь у нас все злодеев хотят видеть… Я ему желаю всякого добра, всякого успеха», — говорил писатель, определённо возлагавший на Лорис-Меликова надежды в переустройстве государственного строя. Популярности министра очень поспособствовало распространение слуха о подготовке им плана «великих реформ», привлечения общественности к законотворчеству путём созыва представительного органа с законосовещательными полномочиями. На деле планы эти представляли робкую и непоследовательную попытку несколько обновить монархический строй России, придать ему более респектабельный вид, и тем самым разрядить напряжённую обстановку в обществе, изолировать крайние элементы, приручить либеральную интеллигенцию незначительными уступками, ограничившись в основном мало значившими обращениями и неопределёнными посулами. Александр III Понимая невозможность бороться с ними без поддержки общества, он призывал учитывать назревшие общественные потребности и по мере возможности удовлетворять их.
Получивший название «конституция», его план был представлен Александру II и был предварительно одобрен буквально за несколько дней до гибели императора. На 4 марта 1881 года было назначено заседание правительства, которое приняло бы проект министра внутренних дел. Но, как известно, 1 марта «Народная воля» организовала новое, на этот раз успешное покушение на царя. Взошедший на престол наследник, государь Александр III признал проект Лорис-Меликова «преступным»: «Слава богу, этот преступный и спешный шаг к Конституции не был сделан и весь этот фантастический проект был отвергнут в Совете Министров весьма незначительным меньшинством». Министра внутренних дел ждали скорая отставка и опала. Естественно, резко изменившиеся после тяжёлой каторги и ссылки взгляды Достоевского, нашедшие отражение в творчестве, не могли не сказаться на отношении царской власти к великому русскому писателю, всё свидетельствовало о чрезвычайном уважении к нему и столь же взаимного отношения Достоевского к монархии. В книге своих воспоминаний Анна Григорьевна Достоевская даёт понять, что писатель не пережил бы покушения на государя-императора. Возможно, что муж мой и мог бы оправиться на некоторое время, но его выздоровление было бы непродолжительно: известие о злодействе 1 марта, несомненно, сильно потрясло бы Фёдора Михайловича, боготворившего царя — освободителя крестьян; едва зажившая артерия вновь порвалась бы, и он бы скончался». Мудрость мыслителя, признавшего народ «главным корнем» жизни, а крестьянский вопрос — самым насущным и самым грозным, у Достоевского причудливо сочеталась с наивной верой в царя… В толпе провожающих постоянно цитировали высказывания писателя, читались стихи, порой звучали совсем радикальные призывы и лозунги. Присутствовавшая на похоронах писательница-мемуаристка Екатерина Леткова-Султанова вспоминала: «Одну минуту на Владимирской площади произошёл какой-то переполох.
Прискакали жандармы, кого-то окружили, что-то отобрали. Молодёжь сейчас же потушила этот шум и безмолвно отдала арестантские кандалы, которые хотела нести за Достоевским и тем отдать ему долг как пострадавшему за политические убеждения». Говорят также, что петербургские женские курсы хотели вместо венков нести на подушках цепи, в память того, что Достоевский когда-то был закован в кандалы. Однако министр внутренних дел и шеф жандармов не был беспечным человеком. Никак не собираясь сдерживать огромное шествие, у него тем не менее справедливо имелись опасения возникновения эксцессов, которые могли бы иметь далеко идущие последствия. Лорис-Меликов счёл необходимым «случайно» устроить на Казачьем плацу, рядом с Александро-Невской лаврой «ученье казачьим войскам,— и они были всё время в боевой готовности». Процессию изобразил художник Василий Порфирьев 1853 — нач. Порфирьев был первый, кто иллюстрировал Достоевского, в частности роман «Преступление и наказание». Опубликованный в февральском выпуске журнала за 1881 год, рисунок к этому произведению был связан с известием о смерти Достоевского, хотя публикация его планировалась ещё при жизни писателя. По мнению Достоевского, представленный эскиз к роману был «весьма не дурён».
Очевидно, писатель сразу оценил читательскую проницательность и мастерство рисовальщика. И вот теперь Порфирьеву было суждено запечатлеть последний земной путь писателя. Рисунок этот ныне стал хрестоматийным. К сожалению, о судьбе графика и живописца, рисовавшего также карикатуры, сведений почти не сохранилось. Только в четвёртом часу дня процессия дошла до ворот Свято-Троицкой Александро-Невской лавры, и в ворота были впущены только люди, нёсшие венки, и представители разных учреждений. Из-за позднего времени и наступивших сумерек отпевание и погребение перенесли на следующий день.
Рождение дочери Любови. Написание романов «Идиот» и «Бесы».
Рождение сына Федора. Публикация романа «Подросток». Рождение сына Алексея. Окончание «Братьев Карамазовых». Дата смерти Достоевского. Похороны Достоевского. Памятные места 1. Усадьба Даровое, принадлежащая Достоевским, где писатель проводил время в 1832-1836 гг.
Дом Достоевского в Санкт-Петербурге в 1841-1842 гг. Дом Достоевского в Санкт-Петебурге в 1878-1881 гг.
Г. Я. Галаган Кончина и похороны Ф. М. Достоевског
Там ее очистят от коррозии, выпрямят и восстановят утраченные элементы. Сам памятник, по оценке специалистов, находится в неплохом состоянии. Трещин на нем нет и разбирать его не придется. Реставраторы загерметизируют швы между частями, тщательно вымоют бюст Достоевского и покроют его воском.
ИА REGNUM Следите за развитием событий в трансляции: «200-летие Достоевского: Путин открывает музейный центр — трансляция» Люди возлагали принесенные цветы и венки у могилы мыслителя и философа, произносили слова молитв. Затем священники Лавры отслужили у захоронения литию короткую заупокойную службу.
Поведение министра внутренних дел графа Лорис-Меликова в этих обстоятельствах было, по мнению Шанзи, предельно разумным. Он не поддался давлению тех, кто настаивал на запрещении манифестации, так как понимал необходимость дать выход искренним чувствам части молодёжи, и не вывел на улицы полицию и солдат.
Больше того, Лорис-Меликов постарался придать манифестации полуофициальный характер. Один непреложный вывод со всей очевидностью проистекает из последнего события, — подчеркнул Шанзи. Генерал-посол проиллюстрировал эту мысль сравнением проводов Достоевского с прошедшими похоронами видного царского сановника и дипломата, тайного советника барона Андрея Фёдоровича Будберга: «В тот же день и в тот же час высшие сановники империи отдавали последние почести барону Будбергу, бывшему послу в Париже. Уже в день погребения на углу против Александро-Невской лавры кто-то продавал по полтиннику маленькие пятикопеечные портреты писателя на визитном паспарту, ранее сделанные и распространявшиеся в Петербурге модной тогда фотографической фирмой «Везенберг и Ко». В Петербурге к началу 1880-х годов насчитывалось примерно три десятка фотографических заведений. Похоже, откликаясь на потребности общества, по примеру везенбергского фотоателье некоего Б. Ясевича на Васильевском острове, вскоре после прощания с писателем сделало фотомонтаж в формате «кабинет-портрет» — 135 х 220 мм, а заодно и увидело в том определённый коммерческий интерес в его распространении на память о событии.
Такая наклеенная на картон фотография, как правило в рамке, ставилась на стол или каминную полку. Внизу на паспарту стоял штамп с выходными данными ателье. Дело в том, что закон о печати от 6 апреля 1865 года требовал «объявить с подписками всем содержателям фотографических заведений, чтобы они, под опасением ответственности по закону, не выпускали бы из своих заведений произведений светописи без обозначения фирмы фотографии, и, во-вторых, чтобы снимки с картин и эстампов печатали не иначе как с цензурного дозволения». Наиболее ходовыми были два небольших формата паспарту — визитный и кабинетный. На их полях или на обороте указывалось происхождение снимка. Для надзора в каждом фотоателье ввели альбомы или прошнурованные книги, в которые вставлялись по одному экземпляру всех исполняемых работ. Мера эта, полагали авторы закона, «может оказаться полезною для полиции при разыскании некоторых подозрительных лиц».
Можно предположить, что в архивной коллекции фотопортретов лиц, проходящих по делам полицейских учреждений, снимок появился отнюдь не случайно. Прощание с Достоевским, несмотря на известную благопристойность события, похожего на национальный траур, как бы обострило настроения в российском обществе. Как верно подметил в своей депеше французский посол, в траурной манифестации симпатий было больше к бывшему политкаторжанину, и свидетельствовало о новых веяниях в жизни страны, о «нравственном беспокойстве» молодого поколения. От цареубийства смерть Достоевского отделяла меньше месяца. Социальная напряжённость в стране, растущее недовольство крестьян и рабочих, недружественное внешнее окружение государства заставили нового молодого царя опасаться закончить как отец и взять жёсткий курс на возвращение к абсолютной монархии, усиление русификации. По высочайшему манифесту от 29 апреля 1881 года самодержавный строй провозглашался в Российской империи незыблемым. По своему служебному долгу сотрудники политического сыска не видеть того не могли.
Они просто были обязаны собирать материалы, так или иначе несущие хотя бы тень оппозиционности или свидетельствующие о нелояльности каких-либо фигурантов, способных проявить себя враждебными самодержавию и государственному порядку. Нет сомнения, что многие молодые участники похорон писателя в последующие годы оказались членами разных политических партий, познали тюрьмы и ссылки, участвовали в социальных потрясениях России на рубеже столетий, пережили сомнения и разочарования, разошлись по противоположным сторонам идеологических баррикад. С другой стороны, совсем не исключено, что «кабинет-портрет» с фотографией, это памятный знак из личного архива почитателя писателя, — возможно, кого-нибудь из участников революционного движения, бывшего свидетелем похорон, ставших событием в жизни России. При всём том надо видеть и вероятность того, что фотомонтаж пережил некую драматическую коллизию, поскольку был грубо разорван надвое, но всё-таки не был уничтожен. Что же было на самом деле, мы уже никогда не узнаем. Спустя два года, в 1883 году, на могиле великого русского писателя был установлен надгробный памятник, выполненный по проекту архитектора Хрисанфа Васильева и скульптора Николая Лаверецкого. В эпитафии приведены слова, указанные в качестве эпиграфа к последнему крупному произведению Достоевского «Братья Карамазовы», сосредоточившего все его итоговые размышления о человеке и о мире.
Надпись на камне сделана на церковнославянском языке. Слова Иисуса Христа из Евангелия от Иоанна глава 12, стих 24 в русском синодальном переводе звучат так: «Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, пав в землю, не умрёт, то останется одно; а если умрёт, то принесёт много плода». Святитель Тихон Задонский, оказавший огромное влияние на творчество Достоевского и в ком писатель видел выражение «реальной русской души», истолковывал библейское изречение как пример того, что «тела наши, хотя умирают и погребаются, однако Божией силой в своё время опять оживут и облекутся в одежду бессмертия.
В семейных комнатах хаотическое состояние продолжалось по-прежнему. В дверях между гостиной и кабинетом, где лежало тело, покрытое покрывалом, пришлось опять установить некоторый полицейский порядок для впуска и выпуска лиц, желавших проститься. В 8-м началась панихида, к началу которой приехал великий князь Дмитрий Константинович. Я уже собирался домой, когда увидал, что под председательством Дмитрия Васильевича Григоровича5 составляется расписание6 процессии для выноса тела.
Было заявлено о 30 депутациях, которые при венках хотели принять участие в процессии. Их подразделили на группы и сначала Сашу, Исаева и меня назначили в число распорядителей -- Анна Григорьевна, однако, возражала, что родственники должны быть при гробе, вследствие чего Сашу и Исаева заменили другие, а меня просили остаться распорядителем 1-й группы -- конечно, я согласился. В субботу утром я послал письмо директору,7 что по случаю участия в церемонии выноса тела моего покойного родственника не могу прибыть в Обсерваторию. Оказалось, что депутаций пришло гораздо более, чем было накануне записано, так что всех венков с различными надписями на лентах было около 40. Венки были самых различных размеров, и многие очень красивые, все из живых цветов -- камелии, розы, гиацинты, тюльпаны -- и все украшены зелеными пальмовыми листьями, а в середине на тонких проволоках из иммортелей различные надписи; один из венков состоял из пальмовых листьев в форме лиры, украшенной и другими цветами. Венок от народа отличался огромными размерами. Он весь был из роз; когда все выстроились вплотную, одна депутация рядом с другой, то длина процессии впереди гроба оказалась длиною от Владимирской церкви до самого Невского, а когда шли и свободнее, то длина процессии тянулась с версту.
Масса народа нас сопровождала, стояла по сторонам. Все окна были наполнены зрителями, многие балконы были открыты, и на них тоже стояли зрители, наконец, и на крышах я видел довольно много людей. Мы тронулись ровно в 11 часов, у Владимирской церкви была лития. Гроб все время несли на руках. Гроб, катафалк и родственники были окружены все вместе огромною сплошною гирляндою, все венки из цветов. Гирлянду эту со всех сторон на большом числе палок поддерживали депутаты. Когда вся эта небывалая до сих пор по размерам процессия, при участии массы в несколько десятков тысяч народу, растянулась по Невскому, то все это представляло торжественный, величественный вид.
Несколько различных хоров пели в разных частях процессии. Мы шли очень долго, до 3-х часов, так как в середине процессии части сменялись и останавливали всех прочих. Но это неудобство, зависевшее отчасти от непривычки или, лучше сказать, неопытности литераторов и других распорядителей, исполняющих полицейскую часть, выкупалось спокойствием, отсутствием криков и смущений, производимых обыкновенно при слишком активном участии полиции. В воротах Лавры, согласно с расписанием, депутаты с венками прошли в ворота и стали шпалерами до церкви, все остальные оставались за воротами. Тут произошла около самого гроба невольная давка при входе в ворота вследствие надавливающей массы сзади. Однако все обошлось благополучно; гроб внесли в церковь, за ним родные и прочие, и венки с депутатами. Венки были установлены кругом стен, а некоторые положены на гроб.
Двери церкви заперли, так что более половины даже венков не успели пронести -- началась служба, после которой внесли все венки, и публика стала выходить. Только около 4-х часов нам удалось выйти. В программе моей группы при процессии я сделал маленькое изменение. По программе впереди всех шло Реформатское училище, а потом военно-учебные заведения, но оказалось, что из последних было только Инженерное училище, которое на ленте своей подписало -- бывшему своему воспитаннику. Я счел за лучшее, чтобы училище, в котором воспитывался покойный Федор Михайлович, открывало шествие, а Реформатское шло за ним. Во время нашего отсутствия мне принесли между прочим письмо от Львова, секретаря Технического общества, которому я сообщал о причине, почему не могу быть в этот день в Обществе; Львов мне пишет, что глубоко сожалеет о кончине Федора Михайловича, с которым рядом стоял на эшафоте 32 года тому назад. Я озаботился получить билеты на вход в церковь для депутатов своей группы и развез их,10 и под конец один билет доставил и Львову, завез билет и Глебовым.
Там поджидали меня с чаем. Опять пришлось приехать поранее, чтобы наблюдать за порядками при впуске в ограду Лавры и в церковь. Церковь опять убралась великолепными цветами па свежих венках, которые прибавились к прежним. Депутаты держали венки на палках, как хоругви. Выстроились сплошным широким кругом вокруг гроба и шпалерами до двери. В этот круг впускали только родных и тех, которых распорядители специально проводили. За обедней и при отпевании присутствовали, между прочим.
Сабуров12 и Победоносцев. Во все время богослужения были, конечно, тишина невозмутимая и спокойствие. Мы стояли довольно просторно. Но зато к окончанию богослужения, когда тронулся гроб, который нес, между прочим, и Саша,14 поднялась суматоха и давка, все спешили выйти, чтобы попасть на кладбище. Между стенами прохода от церкви к кладбищу образовалась такая сплошная масса, что долгое время даже гроб и духовенство не могли тронуться с места; удерживая напор массы сзади я мигом оторвался от семьи покойного; Женя также была оттиснута. Гроб наконец пронесли, и тотчас за ним ворота кладбища закрыли. Из речей я слышал только отрывки.
Я скоро нашел Женни; она поехала домой, а я к Андрееву16 и с ним к Менделееву переговорить относительно продолжения опытов, предпринятых Техническим обществом. Домой я вернулся в 5 часов и чувствовал себя порядком утомленным. После обеда принялся за это письмо, которое оканчиваю уже сегодня, 2-го февраля. Ночь мы всю спали хорошо и сегодня чувствуем себя со свежими силами. Прилагаемый факсимиле раздавался тысячами в процессии и публике во время церемонии перенесения тела. Много любящий Вас М. Приписка Е.
Рыкачевой: 2 февраля, утро Милый и дорогой мой папа, крепко, крепко целую и обнимаю Вас, и приписываю всего несколько слов, так как Миша описал Вам уже всё. На погребении была и тетушка Варвара Михайловна. Сегодня поеду, чтобы пригласить ее к нам, мне так хочется повидаться с нею. До свиданья, мой дорогой папа, крепко целую Вас, Андрюшу,20 мамочку мою дорогую крепко целую -- она, вероятно, уже будет с Вами, когда Вы получите это письмо. С нетерпением жду вестей. Ваша Женни. Сташевская -- племянница Д.
В эти же годы М. Рыкачев занимал должность помощника директора. Достоевского", опубликованной в "С. В состав этой депутации кроме воспитанников вошли: инспектор классов генерал Савурский и профессор Кюи. Далее следовали венки от Реформатского училища... Духа в Александро-Невской лавре. Впуск по билетам оказался необходимым, так как церковь может вместить только около полутора тысячи человек, а у могилы поместится едва ли и 300 человек.
Распорядители похоронами просят нас заявить, что они, как и сегодня, рассчитывают на содействие публики для поддержания порядка при выносе гроба из церкви на могилу. Розданные билеты следует предъявлять при входе в монастырскую ограду и церковь. Каждый билет дает право на вход только одному лицу". Достоевского и его жены. Пальм, О. Миллер, П. Гайдебуров, К.
Бестужев-Рюмин, Вл. Соловьев, студент Д. Козырев, студент Павловский, П. Речи А. Пальма и О. Миллера были опубликованы 2 14 февраля "Новое время", 1881, No 1772 ; речь Вл. Соловьева -- 3 15 февраля "Новое время", 1881, No 1773 ; Д.
Козырева -- 5 17 февраля "Новое время", 1881, No 1775. Майков на могиле не выступал, но подготовленная им речь была опубликована 2 14 февраля в "Новом времени" 1881, No 1772 со следующим редакционным примечанием: "За недостатком времени А. Майков не успел прочесть у могилы следующие строки, вызванные сегодняшним грустным событием". Тексты речей на могиле Достоевского см. Поповым в книге "Минувшее и пережитое. Достоевская Варвара Михайловна 1822--1893 , сестра Ф. Достоевским С.
Как же! Я уже описала Вам в прошлом моем письме мои посещения дяди в среду за 4 часа до его смерти и в четверг -- когда я была там утром и вечером на панихиде. Я забыла сообщить Вам в том письме, что все хлопоты в доме приняли на себя 2 дамы, хорошие знакомые Анны Григорьевны, именно M-lle Кашпирева,4 которая действительно приносила пользу, и M-me Аверкиева,5 которая только суетилась и все путала. Анна Григорьевна все время была в каком-то ужасном состоянии отупения, -- зато Лиля точно переродилась, -- каждый венок, приносимый на гроб отца, доставлял ей много радости, она с блестящими глазами обращалась несколько раз ко мне: "Смотрите, смотрите, как украшают моего дорогого папочку! Было ужасно тяжело! В этот день у нас обедала Соня Сташевская6 и Саша, и они втроем с Мишею отправились вечером на панихиду, после которой Миша и Саша оставались еще там довольно долго, и Миша был избран распорядителем первой группы депутатов.
Надгробный памятник Достоевскому открыли после реставрации – видео
Больше того, Лорис-Меликов постарался придать манифестации полуофициальный характер. Один непреложный вывод со всей очевидностью проистекает из последнего события, — подчеркнул Шанзи. Генерал-посол проиллюстрировал эту мысль сравнением проводов Достоевского с прошедшими похоронами видного царского сановника и дипломата, тайного советника барона Андрея Фёдоровича Будберга: «В тот же день и в тот же час высшие сановники империи отдавали последние почести барону Будбергу, бывшему послу в Париже. Уже в день погребения на углу против Александро-Невской лавры кто-то продавал по полтиннику маленькие пятикопеечные портреты писателя на визитном паспарту, ранее сделанные и распространявшиеся в Петербурге модной тогда фотографической фирмой «Везенберг и Ко». В Петербурге к началу 1880-х годов насчитывалось примерно три десятка фотографических заведений.
Похоже, откликаясь на потребности общества, по примеру везенбергского фотоателье некоего Б. Ясевича на Васильевском острове, вскоре после прощания с писателем сделало фотомонтаж в формате «кабинет-портрет» — 135 х 220 мм, а заодно и увидело в том определённый коммерческий интерес в его распространении на память о событии. Такая наклеенная на картон фотография, как правило в рамке, ставилась на стол или каминную полку. Внизу на паспарту стоял штамп с выходными данными ателье.
Дело в том, что закон о печати от 6 апреля 1865 года требовал «объявить с подписками всем содержателям фотографических заведений, чтобы они, под опасением ответственности по закону, не выпускали бы из своих заведений произведений светописи без обозначения фирмы фотографии, и, во-вторых, чтобы снимки с картин и эстампов печатали не иначе как с цензурного дозволения». Наиболее ходовыми были два небольших формата паспарту — визитный и кабинетный. На их полях или на обороте указывалось происхождение снимка. Для надзора в каждом фотоателье ввели альбомы или прошнурованные книги, в которые вставлялись по одному экземпляру всех исполняемых работ.
Мера эта, полагали авторы закона, «может оказаться полезною для полиции при разыскании некоторых подозрительных лиц». Можно предположить, что в архивной коллекции фотопортретов лиц, проходящих по делам полицейских учреждений, снимок появился отнюдь не случайно. Прощание с Достоевским, несмотря на известную благопристойность события, похожего на национальный траур, как бы обострило настроения в российском обществе. Как верно подметил в своей депеше французский посол, в траурной манифестации симпатий было больше к бывшему политкаторжанину, и свидетельствовало о новых веяниях в жизни страны, о «нравственном беспокойстве» молодого поколения.
От цареубийства смерть Достоевского отделяла меньше месяца. Социальная напряжённость в стране, растущее недовольство крестьян и рабочих, недружественное внешнее окружение государства заставили нового молодого царя опасаться закончить как отец и взять жёсткий курс на возвращение к абсолютной монархии, усиление русификации. По высочайшему манифесту от 29 апреля 1881 года самодержавный строй провозглашался в Российской империи незыблемым. По своему служебному долгу сотрудники политического сыска не видеть того не могли.
Они просто были обязаны собирать материалы, так или иначе несущие хотя бы тень оппозиционности или свидетельствующие о нелояльности каких-либо фигурантов, способных проявить себя враждебными самодержавию и государственному порядку. Нет сомнения, что многие молодые участники похорон писателя в последующие годы оказались членами разных политических партий, познали тюрьмы и ссылки, участвовали в социальных потрясениях России на рубеже столетий, пережили сомнения и разочарования, разошлись по противоположным сторонам идеологических баррикад. С другой стороны, совсем не исключено, что «кабинет-портрет» с фотографией, это памятный знак из личного архива почитателя писателя, — возможно, кого-нибудь из участников революционного движения, бывшего свидетелем похорон, ставших событием в жизни России. При всём том надо видеть и вероятность того, что фотомонтаж пережил некую драматическую коллизию, поскольку был грубо разорван надвое, но всё-таки не был уничтожен.
Что же было на самом деле, мы уже никогда не узнаем. Спустя два года, в 1883 году, на могиле великого русского писателя был установлен надгробный памятник, выполненный по проекту архитектора Хрисанфа Васильева и скульптора Николая Лаверецкого. В эпитафии приведены слова, указанные в качестве эпиграфа к последнему крупному произведению Достоевского «Братья Карамазовы», сосредоточившего все его итоговые размышления о человеке и о мире. Надпись на камне сделана на церковнославянском языке.
Слова Иисуса Христа из Евангелия от Иоанна глава 12, стих 24 в русском синодальном переводе звучат так: «Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, пав в землю, не умрёт, то останется одно; а если умрёт, то принесёт много плода». Святитель Тихон Задонский, оказавший огромное влияние на творчество Достоевского и в ком писатель видел выражение «реальной русской души», истолковывал библейское изречение как пример того, что «тела наши, хотя умирают и погребаются, однако Божией силой в своё время опять оживут и облекутся в одежду бессмертия. О чём апостол так проповедует: Сеется в тлении, восстаёт в нетлении; сеется в уничижении, восстаёт в славе; сеется в немощи, восстаёт в силе; сеется тело душевное, восстаёт тело духовное. И так стой, утверждайся в вере, чая воскресения мёртвых и жизни будущего века».
Федор Федорович Достоевский 1871—1921 с детства любил спорт, увлекался лошадьми. Окончив юридический и естественный факультеты Дерптского университета, он стал крупным специалистом по коневодству. В последние годы жизни сын писателя, выполняя волю своей матери, продолжал собирать и хранить архив Достоевского. Умер и похоронен в Москве, на Новодевичьем кладбище могила не сохранилась. Федор Федорович был женат дважды, у него были сыновья Федор 1905-1921 и Андрей. Андрей Федорович Достоевский, внук писателя, 1908-1968 внес большой вклад в дело создания музея. Он передал музею ценнейшую коллекцию, посвященную памяти его деда, которая стала основой экспозиции музея. Вся ее жизнь была посвящена мужу.
Она была постоянным секретарем и стенографом Достоевского, занималась изданием его произведений, книжной торговлей, вела все денежные дела в доме, воспитывала детей. Достоевский высоко оценил деятельность Анны Григорьевны: ей он посвятил последний, самый главный свой роман «Братья Карамазовы». После смерти Достоевского Анна Григорьевна всю оставшуюся жизнь 37 лет собирала материалы о жизни мужа, издавала его сочинения. На основе этих материалов в 1901 году в московском Историческом музее был открыт «Кабинет Достоевского». В 1928 году эта коллекция стала основой открывшегося Музея Достоевского в Москве. Достоевский с молодости привык работать по ночам. Тишина — главное условие его работы — в доме наступала только ночью.
Историческую чугунную рабочие накануне демонтировали и увезли в мастерскую. Там ее очистят от коррозии, выпрямят и восстановят утраченные элементы. Сам памятник, по оценке специалистов, находится в неплохом состоянии. Трещин на нем нет и разбирать его не придется.
Лаверецкий, Г. Ботта, П. Забелло, архитекторы Е. Сабанеев, Н. Григорьев, литераторы Я. Полонский, А. Майков, О. Миллер, Д. Григорович, Н. Страхов присудила первую премию проекту Н. Гославского, вторую - художнику архитектору X. Было предложено оба проекта переработать в один. Исполнение бюста комиссия поручила Н. Монументальные работы вела петербургская гранитная мастерская А. Баринова, в которой за три года до этого был изготовлен постамент для московского памятника А. На постаменте надгробия Достоевского, действительно, был вырублен евангельский текст, который послужил эпиграфом к роману «Братья Карамазовы». Открытие надробия состоялось 30 октября 1883 г. Как писала газета «Новое время»: «взорам всех представился гранитный мавзолей, внизу которого, под высеченным крестом и надписью на граните: «Достоевский» стоит бронзовый бюст покойного.
В Санкт-Петербурге молитвенно почтили память Федора Михайловича Достоевского
На могиле Достоевского началась реставрация // Новости НТВ | Смерть и похороны Достоевского: умер в 59 лет. |
Мемориальная квартира Ф.М.Достоевского | Оказывается, для того, чтобы помолиться на могиле великого Достоевского надо купить билет в кассе на входе. |
Кладбище, где похоронен отец Достоевского, отреставрировали в Подмосковье
Писатель тогда побывал на кладбище «Ассистенс» в Копенгагене, где похоронен основатель экзистенциализма Сёрен Кьеркегор. Памятник на могиле Фёдора Достоевского открыли после завершения реставрационных работ, сообщает ТАСС. Позже семья переехала в квартиру, где Достоевский написал свои первые произведения. Где могила Достоевского? вернуться к новостям. Главная. Новости. Память Федора Михайловича Достоевского почтили в Санкт-Петербурге. 136 лет назад, 9 февраля (28 января по ) 1881 года в Санкт-Петербурге умер Федор Михайлович Достоевский.
К годовщине ухода: смерть и похороны Достоевского
Культурная ценность объекта определяется в том числе и тем, что в 1839 году отец Ф. М. Достоевского был похоронен здесь же, на кладбище Духовской церкви. В Некрополе мастеров искусств, где похоронен писатель, состоялось возложение цветов. Под Зарайском в деревне Моногарово завершилась реставрация церкви и кладбища, на котором похоронен отец Федора Достоевского – Михаил. Под Зарайском в деревне Моногарово завершилась реставрация церкви и кладбища, на котором похоронен отец Федора Достоевского – Михаил.
К годовщине ухода: смерть и похороны Достоевского
В Петербурге открыли отреставрированный памятник на могиле Достоевского | Культурная ценность объекта определяется в том числе и тем, что в 1839 году отец Ф. М. Достоевского был похоронен здесь же, на кладбище Духовской церкви. |
Мемориальная квартира Ф.М.Достоевского | 1 февраля 1881 года на Тихвинском кладбище был похоронен Ф. М. Достоевский. |
Г. Я. Галаган Кончина и похороны Ф. М. Достоевског (Александр Плетнев) / Проза.ру | Литераторы, друзья Достоевского, образовали комитет распорядителей похорон во главе с Дмитрием Григоровичем, который принял на себя все похоронные хлопоты, освободив от них вдову Анну Григорьевну. |
Фактчек: 13 самых популярных легенд о Достоевском | Литераторы, друзья Достоевского, образовали комитет распорядителей похорон во главе с Дмитрием Григоровичем, который принял на себя все похоронные хлопоты, освободив от них вдову Анну Григорьевну. |
Кладбище, где похоронен отец Достоевского, отреставрировали в Подмосковье | Анной Григорьевной (1846-1918) и внуком, основателем музея Достоевского в Санкт-Петербурге Андреем Федоровичем (1908-1968). |
Мемориальная квартира Ф.М.Достоевского
Дверь прямо вела в умывальную комнату, а из умывальной — в детскую. Достоевский был женат дважды. В первом браке детей у него не было. Во втором браке у Достоевских родилось четверо детей. Первая дочь Сонечка родилась в 1868 году в Женеве и умерла через три месяца. В 1869 в Дрездене появилась Люба, в 1871 году в Петербурге родился Федор, в 1875 году в Старой Руссе, где семья Достоевских проводила лето, родился Алеша. Весной 1878 года трехлетний Алеша умер от эпилептического припадка. Он как-то особенно любил Лешу, почти болезненною любовью, точно предчувствуя, что его скоро лишится». Личный трагический опыт отразился в романе «Братья Карамазовы», который Достоевский писал в 1878-1880 гг. Достоевский был очень заботливым, любящим отцом, он считал, что без детей нет смысла в жизни. Особым предметом внимания Достоевского было воспитание и образование детей.
Он нередко читал детям вслух произведения русских и европейских писателей, которых сам знал и любил с ранней юности: Пушкина, Жуковского, Карамзина, Гоголя, Диккенса, Гофмана, Шиллера, Гюго, знакомил их с Библией по книге, которую помнил с детства — «Сто четыре истории из Ветхого и Нового Завета». Любовь Федоровна Достоевская 1869—1926 стала писательницей, автором, рассказов и повестей. Главный интерес для читателей представляет ее книга об отце «Достоевский в изображении его дочери», в которой содержится немало уникальных сведений об образе жизни, привычках, чертах характера Ф. С 1913 г.
Огромное количество людей пришло на его открытие в 1971 году. Когда в музее начали проходить конференции, было ощущение, что это отдушина для многих: разные люди — верующие, неверующие, сомневающиеся — искали здесь живое слово. И сегодня, в такое вроде бы сложное время музей не только не пустует: мы переживаем настоящий бум.
Это говорит о том, что Федор Михайлович жив для нас, люди ищут у него какого-то ответа, смысла». Фото: Андрей Петров В соборе Владимирской иконы Божией Матери, прихожанином которого писатель был в последние годы жизни, в дату кончины писателя ежегодно служится панихида, а в Музее Достоевского проходит памятный вечер.
По возвращении в Петербург жена писателя Анна Григорьевна взяла в свои руки обустройство их жизни. Последние восемь лет жизни были наиболее удачными и светлыми годами Достоевского. В это время им написаны такие романы как «Идиот», «Бесы», «Братья Карамазовы» и др. Личная жизнь Женат дважды. Первый раз на Марии Дмитриевне Констант, вдове надзирателя Исаева.
Второй раз женат с 1867 г. От этого брака имел детей: Софью, умершую во младенчестве от воспаления легких; Любовь, писательницу; Федора, коннозаводчика; Алексея, умершего во младенчестве от эпилепсии. Смерть Умер в Петербурге. Род Достоевского продолжается, его потомки живут в Санкт-Петербурге. Автор статьи: Анастасия Соловьева.
На Тихвинском кладбище похоронены многие известные писатели, художники, скульпторы, архитекторы, музыканты, актёры и так далее. Могила Достоевского здесь занимает одно из самых почётных и самых посещаемых мест. Памятник на могиле по проекту архитектора Х. Васильева и скульптора Н. Лаверецкого мастерская Андрея Баринова был установлен спустя два года после захоронения.
«Не теряйте надежды на Господа». История посмертного портрета Ф.М. Достоевского и его похорон
Похоронили Федора Михайловича Достоевского на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры. Похоронен на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры. В настоящее время мемориальные доски Достоевскому находятся в городе Баден-Баден, Вильнюсе, Женеве, Флоренции. Фёдор Михайлович Достоевский — чем известен, биография, библиография и творческое наследие — РУВИКИ: Интернет-энциклопедия. В этом же году Достоевский стал помогать брату Михаилу в издании журнала «Эпоха», где впоследствии были напечатаны следующие произведения.
Где похоронен Достоевский
Мне кажется, он ближе всего к апостолу Павлу, поскольку Павел — апостол язычников, и Достоевский тоже проповедовал язычникам, если понимать это слово в расширительном смысле. Языческим «капищем» запросто могут служить деньги — этот мотив есть во всех романах Достоевского, — а также эрос. Сам писатель не избежал пагубных страстей — например, к карточной игре, так что он пропускал это все через себя. И третье — это, конечно, русский мыслитель, русский человек. Мы видим, что в современной, в том числе геополитической, ситуации его идеи чрезвычайно актуальны.
С одной стороны, как христианин он пишет о вечном — смерти, бессмертии, свободе, с другой — перечитайте его «Дневник писателя»: это аналог современного блога интеллектуально-патриотического направления». Он живет тем временем, той эпохой, которую мы все переживаем.
Ссылка Сначала он был арестован за участие в заговоре против правительства, затем последовало заключение и приговор к расстрелу. К счастью, приговор был отменен, но Достоевского лишили дворянства, чинов, денег и отправили на каторгу в Сибирь на четыре года. Когда брат Михаил скончался, для Достоевкого это стало страшным ударом, он был очень привязан к Михаилу. Тогда он написал свое самое известное произведение — «Преступление и наказание», затем последовали «Идиот» и «Бесы». Анна Сниткина стала ему настоящим другом и соратником. Она помогала ему вовремя сдавать произведения, занималась его финансовыми делами, приведя их в порядок, помогла избавиться от пристрастия к азартным играм.
В это же время он приобрел самую большую популярность за всю свою жизнь. Смерть и похороны Смерть Достоевского наступила 28 января 1881 года. Анна Достоевская с детьми Любовью и Федором Линия жизни 30 октября 1821 г. Поступление в Инженерное училище. Окончание училища, зачисление на службу в офицерском звании. Выход романа «Бедные люди».
На другой день появилось его второе издание — с траурной рамкой вокруг первой страницы. Свидетели разнятся в оценках, сколько было провожающих: от десяти до пятидесяти тысяч.
Важно, что до того времени в России ещё никогда не бывало подобных похорон. Участники их попросту не могли остаться без внимания полиции и прочих учреждений, призванных обеспечивать покой и порядок в государстве. Эта забота была прерогативой министра внутренних дел и шефа жандармов графа Михаила Тариэловича Лорис-Меликова. Снискавший популярность как герой Крымской и русско-турецкой войн и проявивший свои незаурядные административные достоинства в Поволжье и на посту Харьковского генерал-губернатора, Лорис-Меликов к тому же возглавлял III Отделение Собственной Его Императорского Величества Канцелярии. В том же 1880 году ему, наделённому очень широкими полномочиями, поручили созданную т. Верховную распорядительную комиссию по охране государственного порядка и общественного спокойствия, в ведении которой находились надзор за политическими следствиями по всей стране. И он же предложил упразднить III Отделение, снискавшее ненависть самых разных слоёв общества, а также лишить самостоятельности Отдельный корпус жандармов, и передать все их дела и функции во вновь учреждённый Департамент полиции при Министерстве внутренних дел. Объединение усилий всех карательных органов преследовало цель быстрого и жёсткого подавления революционного движения.
Свою важнейшую задачу Лорис-Меликов усматривал, с одной стороны, в усилении репрессий по отношению к революционерам, для чего счёл необходимым объединить полицейские и судебные органы, сделать закрытыми слушания по политическим делам. За 16 месяцев его правления в России прошло 32 политических судебных процесса и было вынесено 18 смертных приговоров. На фото: Лорис-Меликов С другой стороны, как ни парадоксально, назначение графа в целом было позитивно встречено в обществе. Несмотря на политику усиления репрессий, Лорис-Меликов, оставаясь шефом Отдельного корпуса жандармов, заметно облегчил участь политически «неблагонадёжных лиц», счёл необходимым пересмотреть существующую организацию политической ссылки и надзора. Он ясно сознавал, что из-за всеобщего недовольства и ожидания общественных перемен в стране одними полицейскими мерами ситуацию не преломить. Он принимал самые жёсткие меры в отношении тех, чья вина была доказана безоговорочно, но не арестовывал всех подряд по малейшему подозрению, как это делали до него. За справедливость и непредвзятость его уважали даже в революционных кругах. Лорис-Меликов уволил целый ряд наиболее одиозных деятелей, раздражавших общество.
Заметно в этот период смягчилась цензура, многие из ранее репрессированных были освобождены из ссылки. Достаточно сказать, что, учитывая отношение к нему населения, радикальное крыло народовольцев не включило его в список сановников, которым вынесли смертные приговоры. В борьбе с пропагандой свержения монархии и с терроризмом народовольцев Лорис-Меликов исповедовал идею, что «для предотвращения или раскрытия преступной горсти людей не должно стеснять мирных граждан». Его политика апеллирования к общественному мнению после очередной, пятой по счёту и провальной, попытки покушения на царя в 1880 году получила в либеральной печати полуироническое наименование «диктатуры сердца», а его самого называли иногда «диктатором сердца». Вопреки расчётам и ожиданиям охранителей и сторонников ужесточения карательных мер, среди которых были наследник царя Александр Александрович и его наставник Константин Победоносцев, Лорис-Меликов стал проводить более сложную и гибкую политику, не ограничивающуюся преследованием революционеров. В нём прежде всего видели либерала, а в его деятельности — начало либеральной политики государства. Любя Россию, он вырвет зло с корнем и оправдает великое доверие государя». Достоевский относился к «диктатуре сердца» и собственно к графу весьма положительно.
Да вы скажите мне… хорошими ли людьми окружит себя Лорис, хороших ли людей пошлёт он в провинции? Ведь это ужасно важно… Да знает ли он, отчего всё это происходит, твёрдо ли знает он причины? Ведь у нас все злодеев хотят видеть… Я ему желаю всякого добра, всякого успеха», — говорил писатель, определённо возлагавший на Лорис-Меликова надежды в переустройстве государственного строя. Популярности министра очень поспособствовало распространение слуха о подготовке им плана «великих реформ», привлечения общественности к законотворчеству путём созыва представительного органа с законосовещательными полномочиями. На деле планы эти представляли робкую и непоследовательную попытку несколько обновить монархический строй России, придать ему более респектабельный вид, и тем самым разрядить напряжённую обстановку в обществе, изолировать крайние элементы, приручить либеральную интеллигенцию незначительными уступками, ограничившись в основном мало значившими обращениями и неопределёнными посулами. Александр III Понимая невозможность бороться с ними без поддержки общества, он призывал учитывать назревшие общественные потребности и по мере возможности удовлетворять их. Получивший название «конституция», его план был представлен Александру II и был предварительно одобрен буквально за несколько дней до гибели императора.
Летом 1866 Достоевский находился в Москве и на даче в сельце Люблино , поблизости от семьи сестры Веры Михайловны, где ночами писал роман «Преступление и наказание». Божия правда, земной закон берет свое, и он — кончает тем, что принужден сам на себя донести. Принужден, чтобы хотя погибнуть в каторге, но примкнуть опять к людям... Точно и многогранно изображены в романе Петербург и «текущая действительность», богатство социальных характеров, «целый мир сословных и профессиональных типов», но это действительность преображенная и открытая художником, взгляд которого проникает до самой сути вещей. Напряженные философские диспуты, пророческие сны, исповеди и кошмары, гротескно-карикатурные сцены, естественно переходящие в трагические, символические встречи героев, апокалиптический образ призрачного города органично сцеплены в романе Достоевского. Роман, по словам самого автора, «удался чрезвычайно» и поднял его «репутацию как писателя». В 1866 истекающий срок контракта с издателем вынудил Достоевского одновременно работать над двумя романами — «Преступление и наказание» и «Игрок». Достоевский прибегает к необычному способу работы: 4 октября 1866 к нему приходит стенографистка А. Сниткина; он начал диктовать ей роман «Игрок», в котором отразились впечатления писателя от знакомства с Западной Европой. В центре романа столкновение «многоразвитого, но во всем недоконченного, изверившегося и не смеющего не верить, восстающего на авторитеты и боящегося их» «заграничного русского» с «законченными» европейскими типами. Главный герой — «поэт в своем роде, но дело в том, что он сам стыдится этой поэзии, ибо глубоко чувствует ее низость, хотя потребность риска и облагораживает его в глазах самого себя». Второй брак Зимой 1867 Сниткина становится женой Достоевского. Новый брак был более удачен. Там 22 февраля 1868 родилась дочь Софья, внезапную смерть которой май того же года Достоевский тяжело переживал. В 1867 — 1868 Достоевский работал над романом «Идиот». Главная мысль романа — изобразить положительно прекрасного человека. Труднее этого нет ничего на свете, а особенно теперь... Непосредственным толчком к созданию романа послужило «нечаевское дело». Деятельность тайного общества «Народная расправа», убийство пятью членами организации слушателя Петровской земледельческой академии И. Иванова — вот события, легшие в основу «Бесов» и получившие в романе философско-психологическую интерпретацию. Внимание писателя привлекли обстоятельства убийства, идеологические и организационные принципы террористов «Катехизис революционера» , фигуры соучастников преступления, личность руководителя общества С. В процессе работы над романом замысел многократно видоизменялся. Первоначально — это непосредственный отклик на события. Рамки памфлета в дальнейшем значительно расширились, не только нечаевцы, но и деятели 1860-х, либералы 1840-х гг. Грановский, петрашевцы, Белинский, В. Печерин, А. Герцен, даже декабристы и П. Чаадаев попадают в гротескно-трагическое пространство романа. Постепенно роман перерастает в критическое изображение общей «болезни», переживаемой Россией и Европой, ярким симптомом которой являются «бесовство» Нечаева и нечаевцев. В центре романа, в его философско-идеологическом фокусе помещаются не зловещий «мошенник» Пётр Верховенский Нечаев , а загадочная и демоническая фигура «все позволившего» себе Николая Ставрогина. В июле 1871 Достоевский с женой и дочерью возвратились в Санкт-Петербург. Лето 1872 года писатель с семьей провел в Старой Руссе ; этот город стал постоянным местом летнего пребывания семьи. В 1876 Достоевский приобрел здесь дом. Портрет Достоевского работы Перова, 1872 В 1872 писатель посещает «среды» князя В. Мещерского, сторонника контрреформ и издателя газеты-журнала « Гражданин ». По просьбе издателя, поддержанный А. Майковым и Тютчевым , Достоевский в декабре 1872 соглашается принять на себя редакторство «Гражданина», заранее оговорив, что берет на себя эти обязанности временно. В «Гражданине» 1873 Достоевский осуществил давно задуманную идею «Дневника писателя» цикл очерков политического, литературного и мемуарного характера, объединенных замыслом непосредственного, личного общения с читателем , опубликовал ряд статей и заметок в том числе политические обзоры «Иностранные события». Скоро Достоевский начал тяготиться ред. Весной 1874 писатель отказался от редакторства, хотя эпизодически сотрудничал в «Гражданине» и позднее. В связи с ухудшением здоровья усилившейся эмфиземой легких в июне 1874 он уезжает для лечения в Эмс и повторяет поездки туда в 1875 , 1876 и 1879. В середине 1870-х гг. Личность и мировоззрение героя формируются в обстановке «всеобщего разложения» и распада устоев общества, в борьбе с соблазнами века. В исповеди подростка анализируется сложный, противоречивый, хаотичный процесс становления личности в «безобразном» и утратившем «нравственный центр» мире, медленное вызревание новой «идеи» под мощным влиянием «великой мысли» скитальца Версилова и философии жизни «благообразного» странника Макара Долгорукого. В конце 1875 Достоевский вновь возвращается к публицистической работе — «моножурналу» «Дневник писателя» 1876 и 1877 , имевшему большой успех и позволивший писателю вступить в прямой диалог с читателями-корреспондентами. Автор так определял характер издания: ««Дневник писателя» будет похож на фельетон, но с тою разницею, что фельетон за месяц естественно не может быть похож на фельетон за неделю. Я не летописец: это, напротив, совершенный дневник в полном смысле слова, то есть отчет о том, что наиболее меня заинтересовало лично». В «Дневнике» преломились непосредственные, по горячим следам, впечатления и мнения Достоевского о важнейших явлениях европейской и русской общественно-политической и культурной жизни, волновавшие Достоевского юридические, социальные, этико-педагогические, эстетические и политические проблемы.
День Достоевского 2023 состоялся!
Достоевский также оказался виноват в том, что не донес о собрании, где другой петрашевец, Николай Григорьев, читал свое сочинение «Солдатская беседа» с рекомендациями, как свергнуть царя Петрашевцы в воспоминаниях современников. Заупокойную литию, приуроченную к 142-й годовщине кончины Федора Достоевского, отслужил 9 февраля у могилы великого писателя на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры наместник обители епископ Кронштадтский Назарий. Здесь похоронен Федор Достоевский, Денис Фонвизин, Михаил Ломоносов и даже довольно известный в современной России — Анатолий Собчак — первый мэр Санкт-Петербурга. Фёдор Михайлович Достоевский — выдающийся русский писатель, один из самых читаемых классиков в мире. Так, в Санкт-Петербурге, где Достоевский прожил большую часть жизни и был похоронен, состоялось возложение цветов к могиле писателя в Некрополе мастеров искусств Александро-Невской Лавры. Афиша Plus - 11 ноября 2021 - Новости Санкт-Петербурга -