Всего за период блокады по Ленинграду было выпущено около 150 тысяч снарядов и сброшено свыше 107 тысяч зажигательных и фугасных бомб. Восемьдесят лет назад, 27 января 1944 года, была окончательно снята блокада Ленинграда.
Проблемы эвакуации жителей
15 апреля 1942 года в блокадном Ленинграде после четырёхмесячного перерыва пошёл пассажирский трамвай. Эвакуация населения из Ленинграда в период блокады была беспрецедентным актом величайшей гуманности. Статья неточно озаглавлена «О взимании платы за эвакуацию детей из блокадного Ленинграда».
За кольцом блокады: как ленинградцев эвакуировали на Урал
Пропадали и люди, и документы — часто окончательно и безвозвратно. Затем фронт немного стабилизировался, и маленьких ленинградцев повезли обратно. Но через две недели вновь стали эвакуировать. Как формировались эшелоны? Из Прибалтики подъезжали люди в Ленинград, из Белоруссии. Нам приходит информация, что гражданин — блокадный ленинградец, а он приехал, например, из Белоруссии. Руководитель регионального управления по делам архивов подтвердил, что сейчас в свободном доступе на сайте архива Ярославской области находятся три комплекса документов. Это эвакуационные списки, списки санобработок, даже списки по уплотнению в квартирах.
Так, в Ярославле в войну было уплотнение до 5 квадратных метров на человека. До 400 детских домов было открыто вплоть до 1947 года. Частично это проходило за счет местных колхозов. К сожалению, научным изучением темы сейчас не занимаются. Документов у нас много, они не секретные, живы пока и свидетели тех событий. Общество блокадников своими силами и на своем уровне старается, приходят в архив. Они создали грандиозный труд в 80-х годах — составили полный список умерших по документам ЗАГС.
Это очень кропотливая и долгая работа — найти, перебрать, систематизировать список. Всего 5 тысяч человек удалось им найти. Не в каждом регионе такое есть. Ярославский областной архив оцифровал большинство документов, предоставленных блокадниками — фотографии, письма, иные личные документы. Теперь они есть и на сайте архива. О востребованности этих исторических свидетельств говорит даже то, что сами бумажные документы, страницы залистаны так, что проходили по нескольку вынужденных реставраций. Группы эвакуированных формировались в Ленинграде.
Это был либо детский садик в полном составе с воспитателями, или школы, классы академии художеств — но без родителей. Есть данные, что по Волге сплавлялись эвакуированные учащиеся консистории — просили в Ярославле их проследить, обеспечить необходимой помощью, хранится телеграмма об этом. Теперь необходимо собрать дополнительную информацию по районам, потому что у них есть тоже отдельные и очень важные документы, все это состыковать. Например, недавно в архив поступили интересные материалы из детского дома под Ростовом, документы и фотографии. Принять, накормить, вылечить, выучить В середине января состоялся круглый стол с Санкт-Петербургом на тему блокадного Ленинграда. Ярославская область готова передать потомкам ленинградцев военной поры всю имеющуюся архивную информацию, чтобы объединить данные и проследить судьбы людей уже более детально. Одна из главных проблем — не все ехали эшелонами, кто-то бежал сам, своим ходом, на попутках.
Вот таких выявить и подтвердить очень сложно — данных почти нет. Но до сих пор и блокадники, дожившие до наших дней, и многочисленные документы подтверждают, что встречали их здесь, как родных — даже в условиях военного времени, когда хлеб везде был по карточкам и люди по всей стране недоедали. Что меня поразило в документах этого времени — давали эвакуированным в Ярославскую область единовременную материальную помощь.
Попкова, в июле он возглавил Правительственную комиссию по эвакуации, занимавшуюся, главным образом, вопросами вывоза промышленных предприятий. Эвакуация ленинградского населения происходила в несколько этапов. Первыми город покинули дети. Ленгорисполком принял решение «О вывозе детей из Ленинграда в Ленинградскую и Ярославскую области», согласно которому предполагалось вывезти 390 тыс. В тот же день десятью эшелонами были отправлены 15192 ребенка.
При этом значительное число детей предполагалось разместить в местах их традиционного летнего отдыха — на юге Ленинградской области, куда стремительно приближались фашистские войска. Поэтому пришлось принимать срочные меры и около 170 тыс. Эвакуация взрослого населения развернулась позднее. В районах Ленинграда в конце июня стали создаваться эвакотройки, которые в середине августа были реорганизованы в эвакокомиссии. В начале июля центральные органы власти приняли ряд нормативных документов «О порядке эвакуации населения в военное время», «Положение об эвакопункте» постановление Совнаркома СССР от 5 июля 1941 г. Осуществить эти масштабные планы не удалось: 27 августа железнодорожное сообщение Ленинграда со страной было прервано.
У фашистов ориентирами для бомбежек служили высокие шпили исторических зданий и купола храмов Северной столицы. Все эти конструкции необходимо было замаскировать — обить деревянными досками или закрасить. На выполнение этой задачи была отправлена группа из 30 спортсменов-альпинистов, которые работали ночью на высоте более 122 м. При этом, когда они замаскировывали серой краской шпиль Петропавловского собора, были сильные морозы — около минус 40.
Организация премьеры симфонии в блокадном Ленинграде для поддержки людей. В первые месяцы после начала блокады композитор Дмитрий Шостакович создал свою Седьмую симфонию, которую назвал Ленинградской, или Блокадной. На партитуре творческий гений написал: "Нашей борьбе с фашизмом, нашей грядущей победе над врагом, моему родному Ленинграду... При этом свободных мест не было. А чудесную музыку транслировали также по городским громкоговорителям и радиоприемникам. Сохранение зерна ценой жизней. В зданиях института хранились овес, рис, пшено, ячмень, арахис, миндаль. При этом за годы блокады, за годы голода не тронули ни одного пакетика с зерном. Некоторые из них умерли от голода прямо на рабочих местах. А сохраненное зерно помогло СССР быстрее вернуться к нормальной жизни после войны.
Открытие Дороги жизни. Уже через несколько дней после начала блокады, 12 сентября 1941 года, открылась Дорога жизни — транспортная магистраль через Ладожское озеро. По ней эвакуировали жителей осажденного города и доставляли продукты питания. Шоферы рисковали жизнями, так как машины могли провалиться под лед или попасть под снаряд. Из-за бомбежек игру приходилось неоднократно прерывать, а таймы сократить до 30 минут. Тем не менее матч доиграли до финального свистка. Курсирование блокадного трамвая. В начале первой блокадной зимы подача электричества в Ленинграде была прекращена. Однако в марте 1942 года ценой неимоверных усилий трамвайное движение удалось восстановить. Трамвай курсировал по городу всю блокаду: перевозил пострадавших, продукты и другое.
Открытие театра. Через год после начала блокады, 18 октября 1942 года, в Ленинграде открылся Театр имени В. Первым спектаклем стала постановка по пьесе Константина Симонова "Русские люди" о мужестве советских разведчиков. Игравшие на сцене артисты сами были истощены и обессилены, но изо всех сил старались поднять дух людей. Подвиги вчерашних школьниц. Их батальон называли "девичья команда". Отважные девушки протянули километры проводов связи и обезвредили тысячи снарядов. Бесстрашная ленинградка Татьяна Яковлева была замужем за рабочим Металлического завода. Когда он ушел на фронт, она решила стать машинистом парового молота вместо него. Татьяна освоила эту специальность.
Когда один из молотобойцев умер от голода, стала работать за него. После смены 50-летняя женщина заменила нагревальщика, который больше не мог работать. После трех смен ленинградка забылась коротким сном, а потом вновь взялась за молот. Так все страшные годы войны она проработала на заводе за двоих. Героизм подростка, тушившего бомбы на крыше. Для тушения зажигательных бомб на крышах зданий блокадного Ленинграда работали дежурные. При падении бомбы дежурный быстро хватал ее железными щипцами и бросал в специальную бочку с водой, засыпал песком.
Мою мать, слава Богу, не отпустили с работы, а вот за другой девочкой, которая жила в нашей парадной, мама приехала. И забрала её. Как я узнала после войны, обе они умерли во время блокады от голода.
В классы принесли панцирные кровати, и мы на них спали. Скучать, кстати, несмотря на отсутствие занятий, нам не приходилось, уже на третий день всех эвакуированных ребят отправили в поле вязать снопы льна. Поначалу, конечно, ни у кого ничего не получалось, но постепенно мы освоили это нехитрое ремесло и начали работать не хуже взрослых. Тем временем фашисты подходили всё ближе и ближе. Так что совсем скоро, наверное, в августе, сейчас уже точно не помню, нас отправили за Урал, в Тюменскую область. Поселили в одном из интернатов, где мы и жили вплоть до 45-го года. Кстати, к моменту окончания войны парней в нашей группе практически не осталось. Как только им исполнялось 18 лет, их сразу же забирали в военкомат. Не знаю, куда отправляли — в училище или на фронт, нам, конечно, никто об этом не сообщал. И чем вы топили здание зимой?
Сейчас учителя, например, не имеют права оставить ученика после уроков для того, чтобы тот прибрал класс или прилегающую территорию. Это считается дикостью, грубым нарушением прав ребёнка. Ну, а мы для того, чтобы в интернате было тепло, должны были сами валить лес в тайге и заготавливать дрова. И никто, понятное дело, никаких заявлений о нарушении своих прав не делал. Как и не требовал мяса на обед, когда его не было. Об этом просто никто не думал, все думали только об одном — о победе. Колхоз выделил нам лошадь с телегой для перевозки древесины и одного инструктора из местных. Тот разбил нас на бригады по три человека - две девочки и мальчишка. Каждая такая бригада должна была заготовлять два кубометра древесины в сутки. Старшие ребята сами валили деревья, но многие из нас были совсем худыми и физически слабыми, так что наставнику приходилось брать большую часть этой работы на себя.
Мы же занимались вспомогательным трудом - обрубали сучья, пилили стволы на козлах. На фото: В эвакуации ленинградских детей кормили небогато, но вполне сносно, тем же, кто остался в окружённом городе, выдавался такой вот суточный паёк, за которым приходилось стоять огромную очередь Что касается питания, то мы не голодали. Колхоз дал интернату ещё и корову, так что у нас было даже молоко. Масла, правда, не было, но зато нам привозили муку, из которой наши повара пекли очень вкусный хлеб, а по утрам готовили кашу-заваруху. Сами мы сажали картошку, собирали грибы, потом засаливали их. Заготовка сена для домашних животных естественно тоже входила в наши обязанности. Мы жили совершенно обособленно от внешнего мира, не знали толком, что происходит на фронте, в Ленинграде. Ближайшая радиоточка находилось в правлении колхоза и мы периодически туда ходили только лишь для того чтобы получить хоть какую-то информацию о положении дел. Нас оттуда не гнали, входили в положение.
Главархив рассказал, как москвичи поддерживали ленинградцев в блокаду
Ко дню снятия блокады Ленинграда мы поговорили с историком о блокадной любви, кошках и о том, почему важны дневники. Свыше пяти тысяч оцифрованных архивных дел с информацией о судьбах более чем 684 тысяч эвакуированных жителей блокадного Ленинграда переданы Архивному комитету Санкт-Петербурга. Когда началась блокада Ленинграда, во время бомбежек и артобстрелов она с ровесниками дежурила на чердаке дома и тушила зажигательные снаряды.
Эвакуация в Пермь из блокадного Ленинграда. Как это было?
Ситуация с жильем в Ленинграде после блокады с одной стороны накалилась ввиду того, что многие жилые дома оказались разрушенными, с другой стороны, наоборот, количество населения существенно уменьшилось во время блокады. В мемуарах переживших блокаду Ленинграда неоднократно приходилось встречать что-то вроде "предложили эвакуировать ребенка, родители отказались". Главное меню» Методические материалы» Факты о блокаде Ленинграда: эвакуация населения. Многим жителям, покинувшим Ленинград во время эвакуации, не разрешали после блокады вернуться в город.
Блокада Ленинграда: Как спасали осаждённый город
От Невы до Камы». Идея выставки пришла к нам из Пермского землячества в Санкт-Петербурге, они предложили этим проектом показать связь между Питером и Пермью. Здесь вы не увидите ничего пафосного и героического. Он не о тех, кто был на передовой, он о маленьких и, казалось бы, незаметных людях, которые совершали свой небольшой каждодневный подвиг, находясь вдали от разрывающихся снарядов. Эта выставка о человечном отношении друг к другу, о помощи и самоотверженности, о творчестве, радости и любви, которые являются основой человеческой природы, вопреки невзгодам. Для реализации этой идеи взяты экспонаты из музеев ПАО «Мотовилихинские заводы», АО «ОДК-Пермские моторы», ЗАО «Лысьвенский металлургический завод», личные вещи и документы из собраний частных коллекционеров, ветеранов ВОВ, тружеников тыла, живопись, дизайнерские инсталляции, мультимедийные и интерактивные арт-объекты. Только представьте, сколько нужно было ресурсов, чтобы взять и обеспечить всем удвоившееся население нашего города. Мы заходим с Мариной в первый зал и подходим к расположившимся в углу санях и длинному, прямо на всю высоту стены, свитку, где мелким-мелким почерком нанесены воспоминания из дневников тех страшных дней. Перед вами лента воспоминаний — это реальные события, описанные Софией Островской. Эту ленту можно развернуть, и мы увидим историю воспоминаний от первого дня блокады до последнего.
Именно поэтому, несмотря на бомбежки и обстрелы, Ленинградский городской совет депутатов принял решение не приостанавливать работу школ. Три четверти от числа учащихся довоенного периода сели за парты: часть детей была в эвакуации, часть трудилась на фабриках и заводах. Исследователи говорят о феномене блокадной педагогики, который еще предстоит осмыслить. На общегородском собрании учителей в начале войны поставили стратегическую задачу — сохранить образование. И дети учились на отлично. Трудно себе представить, как ребенок старательно выводит свои первые буквы, когда за окном взрываются снаряды. Но дети в основной массе учились на "хорошо" и "отлично". Уроки проходили в 39 школах даже в самый сложный период в условиях суровой зимы 1941—1942 годов — учились в школах, подвалах и бомбоубежищах. Уроки шли по 20-5 минут 2-3 дня в неделю - преподавали только основные предметы. Особенно хотелось бы обратить внимание на цифру занятых в оборонном производстве. Считая общую численность оставшихся в Ленинграде детей 400 тыс. Дети блокады вынуждены были заменить возле заводских станков взрослых, которые погибли, умерли или ушли на фронт. Специально для детей, работавших на заводах, были придуманы и изготовлены специальные подставки из дерева, чтобы они могли, как взрослые, работать над изготовлением деталей для пулеметов, артиллерийских снарядов и автоматов. Юнги Валаамской школы боцманов Остров Валаам с началом войны оказался на переднем рубеже. С помощью старых транспортников и спаренных "максимов" юнги творили чудеса. Два месяца защитники Валаама удерживали остров, и, только получив приказ об эвакуации, они оставили Валаам. После чего отправились на помощь защитникам Ленинграда. Одно из последних упоминаний о валаамской школе содержится в приказе командующего Ленинградским фронтом о передислокации 4-й бригады моряков и гарнизона о. Во исполнение решения от 12 сентября 1941 года о снятии частей с островов Ладожского озера — Валаам и проч. Жуков приказывал в двухдневный срок: «Гарнизон Валаама школа юнг и боцманов обратить на усиление Шлиссельбургского укрепленного сектора». Юнги сражались и на знаменитом Невском "пятачке", на Ладоге и Волхве. Большинство личного состава погибло при первой попытке прорыва ленинградской блокады.
И это был первый музыкальный инструмент, который оказался в этом посёлке», — отметил куратор выставки, специалист научно-просветительского отдела Музея обороны и блокады Ленинграда Денис Мастридеев. В основу выставки легли документы, фотографии, справки и личные воспоминания Ханны Гершенок. Записи сохранила её внучка. Специалисты три года изучали историю детского дома номер 51. В музее подчеркивают, это только начало большого исследовательского проекта. Фото: телеканал «Санкт-Петербург» «Нам очень интересно установить процесс и выявить некую системность. Потому что мы слышим часто, что эвакуация была очень хаотичной, неорганизованной. Но тем не менее, системный подход был. Поэтому это целое исследовательское направление», — отметила директор Государственного мемориального музея обороны и блокады Ленинграда Елена Лезик. Создан целый кластер по изучению, сохранению и передаче памяти о жителях и защитниках осажденного города. Музей обороны и блокады Ленинграда стал одним из участником просветительского проекта «Достижения РФ», свой голос за него уже отдали больше 21 тысячи человек.
Место съемки: г. Ленинград С 20 ноября в результате пятого снижения рабочие получали по 250 г хлеба в день, все остальные — по 125 г, с 25 декабря в связи с подвозом по «Дороге жизни» нормы стали увеличиваться. Состояние жителей города ухудшалось — хлеб был сырой, состоял на две пятых из примесей. Началась цинга и дистрофия. Закончились запасы топлива, кроме того, в жилых домах прекратилась подача электричества. Вышел из строя водопровод, были разрушены 78 км канализационной сети. За сентябрь — ноябрь 1941 года в городе 251 раз раздавалась воздушная тревога. Средняя ежедневная продолжительность артобстрела в ноябре 1941 года достигла 9 часов. За время блокады от голода и обстрелов умерло более 641 тыс. Таким образом, в результате смертности, эвакуации и дополнительных призывов в армию население Ленинграда за период с сентября 1941 года по сентябрь 1942 года уменьшилось на 1 млн 837 тыс. В тяжелейших условиях блокады трудящиеся города давали фронту вооружение, снаряжение, обмундирование, боеприпасы.
В Москве показали фильм об эвакуации из блокадного Ленинграда
Как рассказали в Смольном, проект, соглашение о котором подписано в рамках ПМЭФ, «Эвакуация из Ленинграда и возвращение домой: „Сплочённые войной“ позволит открыть неизвестные ранее факты эвакуации из блокадного города. Эвакуация — одна из самых памятных и болезненных страниц истории блокадного Ленинграда. В конце 1943 года, ещё до полного снятия блокады, население Ленинграда начало возвращаться в свои дома после эвакуации.
Новости и события Российского исторического общества
До германского нападения на СССР никаких заранее разработанных планов эвакуации населения Ленинграда не существовало. Статья неточно озаглавлена «О взимании платы за эвакуацию детей из блокадного Ленинграда». Списки детей, эвакуированных с детскими учреждениями Смольнинского района Ленинграда в село Радищево Угличского района Ярославской области. Эвакуация людей из блокадного Ленинграда на грузовиках по Дороге Жизни. Сегодня 79 лет со дня снятия блокады Ленинграда. Во время блокады Ленинграда, которая продолжалась с 8 сентября 1941 года до 27 января 1944 года, население города проявило невероятную смелость и выдержку.