Самые важные новости Кавказа и каспийско-черноморского региона. главные новости и свежие события - Вестник Кавказа. «Зангезурский коридор» стал «Араксским коридором»: Иран перехватил идею перекрестка.
Клуб «Валдай»
Южный Кавказ: Битва воли и коридоров 6. Эта блокада создала гуманитарный кризис для 120000 армян, проживающих в Нагорном Карабахе, отрезав их от внешнего мира. Не впервые Баку предпринимает подобные провокационные действия. Азербайджан уже давно добивается создания " Зангезурского коридора ", чтобы соединить себя с близким союзником Турцией через южную Армению, тем самым отрезав стратегическую границу Армении с Ираном. Тегеран выступает против этого проекта и проводит военные учения на своей границе с Азербайджаном. В октябре иранцы открыли консульство в городе Капан на юге Армении в качестве предупреждения Баку и его региональным союзникам. Блокирование Лачинского коридора Несмотря на это, Азербайджан при поддержке Турции продолжает добиваться своей цели, которая включает в себя блокирование дороги, где размещены российские миротворцы в Лачинском коридоре, соединяющем Армению с Нагорным Карабахом. Карта зон азербайджано-армянского конфликта Photo Credit: The Cradle В июле 2022 года Баку внес изменения в контракт с британской компанией Anglo Asian Mining PLC , передав ей три новых горнодобывающих участка на территории Азербайджана. Один из этих участков расположен в восточной части Мартакертского района Нагорного Карабаха, богатого золотыми, медными и серебряными рудниками.
Армянское население Нагорного Карабаха отвергло попытки Азербайджана направить группы мониторинга, полагая, что этот шаг даст Баку контроль над экономикой региона и в конечном итоге приведет к его аннексии. В отместку Баку направил «экологов», чтобы заблокировать единственный коридор, соединяющий Армению с Нагорным Карабахом. Пользователи социальных сетей опознали среди этих «экологов» азербайджанских государственных служащих, которые периодически пытаются спровоцировать российских миротворцев. Блокада привела к гуманитарной катастрофе в регионе: тысячи мирных жителей не могут получить предметы первой необходимости, такие как лекарства и продукты питания, по единственной дороге, соединяющей их с внешним миром. Чтобы усугубить напряженность, компания Anglo-Asian Mining направила письмо ведущим международным организациям и государствам с требованием прекратить " незаконную эксплуатацию " армянами шахт в Нагорном Карабахе.
Разве России нужна турецкая база в Азербайджане? Они говорят — для связи Нахичевани и остального Азербайджана.
Как будто они не связаны! Последние 30 лет они прекрасно ездили туда-сюда через Иран. Поэтому я им не верю: ни азербайджанцам, ни туркам. У нас даже поговорка есть: «Если азербайджанец или турок станет золотом, и ты положишь его в карман, он всё равно убежит — такой вредный! Но говорят они не о вредности Баку, а скорее о холодном расчёте. Ещё полвека назад дорога из Еревана в Мегри, самый южный город Армении, шла через Нахичевань. В народе трассу Мегри — Горис назвали «дорогой жизни».
И таковой она действительно стала, когда с развалом Союза дружбе Еревана и Баку пришёл конец. В годы самых жарких противостояний по «дороге жизни» в Армению из Ирана доставляли буквально всё: еду, товары первой необходимости и топливо. А неофициальным символом дороги стал видавший виды бензовоз с номерами на иранской вязи. На фото: иранская фура на подъезде к Мегри Фото: автора Ситуация резко изменилась после второй карабахской войны. Граница пересекается в общей сложности раз 20. Азербайджан, получивший в 2020 году контроль над южными районами Карабаха, в некоторых местах поставил таможенные посты, начал всячески препятствовать движению грузов. А порой и задерживать иранских водителей — дескать, те возят грузы в Степанакерт, чем нарушают суверенитет Азербайджана.
Над долиной Мегри повисла угроза транспортной изоляции. А у Баку появился свой козырь в разговоре с Ереваном о разблокировке транспортных коридоров в регионе. Мол, вы нам связь с Нахичеванью Зангезурский коридор, — ред. Впрочем, и здесь руководство советской Армении им ещё в прошлом веке подстелило щебёнки. У северного участка трассы Горис — Мегри существовал альтернативный путь: через монастырь Татев в центр Сюникской области город Капан. За дорогой, правда, толком не следили, и по ней редко ездили. Но летом 2021 года здесь в спешном порядке восстановили наиболее пострадавшие участки и полностью заасфальтировали больше 100 километров.
Движение открылось в минувшем ноябре. Путь из Мегри в Горис не стал короче — те же четыре часа в лучшем случае. Но стал опаснее! Дорога близ Татева проходит через ущелье Воротан. Его ещё называют Большим каньоном Армении. Здесь трасса сначала ныряет вниз на 100 метров, а потом частым серпантином поднимается с другой его стороны. Петли асфальтовой змейки очень узкие.
Для юрких легковушек ещё ничего.
Могут измениться акценты, но не более того. Это относится и к региональному внешнеполитическому курсу вообще, и к армянскому направлению в частности. Генри Киссинджер как-то сказал, что у Израиля нет внешней политики, есть только внутренняя. Министры нового правительства, исходя из своих партийно-идеологических ценностей, должны будут определиться в отношении палестинской автономии, Ирана, США, Саудовской Аравии, российско-украинского военного противостояния и т. Они связывают это с решением Тегерана приобрести российские истребители Су-35. Называются даже сроки нападения на Иран — в начале будущего года. Оцените вероятность подобного сценария. Сегодня, пока Иран не прошел точку невозврата в своей ядерной программе, все усилия Израиля будут направлены на то, чтобы оказать давление на Иран и добиться улучшенного ядерного соглашения.
По мнению министра обороны Израиля Бенни Ганц, Иран сейчас страдает от внутренних проблем, экономических трудностей и международного ответа на поставку оружия для ударов по Украине. Сейчас самое подходящее время, чтобы оказать давление на Иран и остановить его ядерный прогресс. На мой взгляд, вероятность прямой атаки Израиля и США на Иран не повысилась, поэтому сценарий совместного нападения на него в начале будущего года больше подходит для съемок в Голливуде.
Более того, по его словам, "возможно, был бы открыт "путь Пекин - Лондон". Турецкий лидер не предоставил дополнительной информации о том, что именно в позиции Ирана его не устраивает. Азербайджан неоднократно заявлял о желании создать так называемый Зангезурский коридор, который прошел бы по территории Сюникской области Армении и соединил бы Нахичевань с основной частью страны.
Там планируется построить автомобильную и железную дороги.
Зангезурский коридор актуален далеко за пределами Кавказского региона
В Ереване, думается, после услышанного в рамках пребывания главы российского внешнеполитического ведомства в Баку, мягко говоря, выпадут в осадок. Начнем, впрочем, с напоминания о заявлении, которое сделал президент Азербайджана Ильхам Алиев в интервью государственному телеканалу AzTV накануне визита Лаврова в Баку. Глава государства подчеркнул, что 40-километровый Зангезурский коридор, отделяющий нас от Нахчывана, будет открыт. Президент напомнил, что открытие этого коридора является одним из пунктов Трехстороннего заявления, подписанного 10 ноября. С уверенностью могу сказать, что железнодорожный коридор будет открыт. Азербайджан выполнит все свои обязательства», — отметил он, добавив, что Российские железные дороги являются владельцами железных дорог Армении. Поэтому Баку этот вопрос больше обсуждает с российской стороной, заявил И. Как передает AZE. Она, как известно, давно и навсегда утратила слишком много атрибутов суверенитета и независимости. Этот очевидный факт, скрепя сердце, признают и армянские политики, политологи и СМИ.
Однако официальный Тегеран, принимая во внимание негативные последствия получения Азербайджаном — ред. Тегеран назвал его «Араксским коридором», или «Иранским путём», который предусматривает строительство новой магистрали, проходящей от Азербайджана до Джульфы через Иран. Обоснование этого проекта представил председатель Стратегического совета по международным отношениям ИРИ, бывший министр иностранных дел Ирана Камаль Харази: «Исламская Республика Иран, принимая во внимание историческую принадлежность своих северных соседей Ирану и признавая исторический факт распада Советского Союза, как заботливый отец внимательно следила за событиями в этом регионе и проявляла чувствительность, особенно к географическим изменениям. Учитывая данное обстоятельство, Иран считает неприемлемой аннексию Азербайджаном территории Армении, подчеркивая важность нерушимости нынешних границ между странами. Осознавая важное значение стремления Азербайджана получить транспортную связь с Нахичеванью, Иран намерен предоставить Азербайджану такую возможность через свою территорию.
Однако Р. Эрдоган огласил условия: «для такой встречи мы ждем от них шагов, которые могли бы продемонстрировать добрую волю». Примером такого шага, по словам турецкого президента, могло бы быть как раз открытие коридора в Нахичевань, которое в Ереване считают нежелательным без разблокировки остальных транспортных маршрутов в регионе. Например, директор грузоперевозочной компании «Апавен» Г. Агаджанян в беседе с журналистами пояснил[4], что транспортные коммуникации целесообразно разблокировать, причем с минимальными затратами и явной выгодой для России, альтернативными путями. Речь идет о маршруте Акстава-Иджеван-Дилижан-Нахичевань [так называемом «северном железнодорожном маршруте» — Прим. Для этого достаточно отремонтировать Иджеванский участок в 10 км, и железная дорога из России в Турцию станет на 350 км короче, чем через предлагаемый Зангезурский коридор. Мы можем построить железную дорогу, эти 500 метров, до границы и всё», - сказал Агаджанян. По его словам, дорога через Ерасх позволит Армении выйти к черноморским портам Грузии через Нахичевань. Кроме того, эта дорога не будет «изолировать» Армению от Ирана, как Зангезурский коридор в случае его экстерриториальности. Геостратегические планы Турции и Азербайджана Позиция Армении основана именно на комплексном подходе к восстановлению коммуникаций в регионе, созданию альтернативных маршрутов. Однако Турция и Азербайджан настаивают исключительно на сооружении Зангезурского коридора, из чего становится очевидно, что коммерческий интерес проекта находится на втором плане, а геополитика - на первом месте. Предложения армянской стороны даже не рассматривают под предлогом того, что «подписавшая капитуляцию страна не должна выдвигать требования». В интервью азербайджанскому Гостелевидению Президент Азербайджана И. Алиев пригрозил Армении: «Мы реализуем Зангезурский коридор, хочет того Армения или нет. Если захочет — будет легче решить этот вопрос, если не захочет — решим силой»[5]. Судя по всему, И. Алиев не намерен ограничиваться прокладкой транспортного коридора: «Западный Зангезур в настоящее время находится под контролем Армении. Но в результате прокладки Зангезурского коридора, конечно же, мы, пользуясь этим коридором, вернем своих граждан на земли их предков»[6]. Своему президенту вторят азербайджанские политологи, уточняя, что «терпение Баку не будет продолжаться бесконечно, ему может прийти конец, и [Армения — Прим. Кроме того, по материалам азербайджанской прессы, в случае отказа Еревана от выделения своей территории под Зангезурский коридор, Баку может, не противореча букве Трехстороннего заявления, закрыть Лачинский коридор [согласно заявлению, он соединяет Армению с Карабахом через территорию Азербайджана — Прим. Альтернативный вариант - установить свои блокпосты там, лишив тем самым Армению доступа в Карабах, а российским миротворцам предоставить проход через Азербайджан[8]. Столь жесткий подход обусловлен далеко идущими планами турецко-азербайджанского тандема. Для Турции открытие Зангезурского коридора имеет геостратегическое значение, поскольку Анкара получит не только прямую сухопутную связь через Нахичевань и упомянутый коридор с остальным Азербайджаном, но и прямой доступ к тюркоязычным странам и рынкам Центральной Азии, потому что такой маршрут будет короче и дешевле.
Согласно действующему соглашению, железная дорога будет проходить по маршруту Ерасх — Джульфа — Ордубад — Мегри — Горадиз, то есть с севера Армении до города Горадиз Физулинского района Азербайджана, проходя через Нахичевань и юг Армении. Азербайджан начал строительство своего участка железной дороги от Горадиза до Агбенда самый юго-западный город основной части Азербайджана ещё в феврале 2021 года. Армения также начала работы по строительству своей части железнодорожных путей. Однако Зангезурский коридор включает в себя не только железнодорожное сообщение, но и автомобильную дорогу между двумя частями Азербайджана. Это одна из областей, по которой сторонам ещё предстоит достичь согласия. Проблема связана с расхождениями по поводу статуса этой дороги. Армения настаивает на том, чтобы на автомобильное сообщение распространялись те же условия, что и на железнодорожное. С точки зрения Азербайджана, настаивание Армении на погранично-таможенном режиме на автодорожном участке Зангезурского коридора неприемлемо и противоречит трёхстороннему заявлению от 10 ноября 2020 года. Положительная динамика на переговорах позволяет предположить, что соглашение по этому спору может быть достигнуто в ближайшее время.
Трудности с Зангезурским коридором связаны не с Арменией, а Ираном - Эрдоган
Более того, претензии на Зангезурский коридор создали для Армении образ «ненасытного льва» в лице Алиева. Читайте последние новости дня по теме Зангезур: "Пашинян озвучивал положительные месседжи о Зангезурском коридоре": турецкий министр. Азербайджанские власти отказались от планов обеспечения Зангезурского коридора через территорию Армении, вместо этого обеспечив транспортное сообщение через Иран Власти Азербайджана отказались от идеи создания Зангезурского коридора через юг Армении. Интерфакс: Проект создания Зангезурского коридора является стратегическим вопросом, и он должен быть реализован, без поддержки Еревана он может пройти через Иран, считает президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган. Зангезурский коридор (Сюникский коридор) – проект транспортного прохода длиной около 40 км через территорию Сюникской области Армении. «Зангезурский коридор» стал «Араксским коридором»: Иран перехватил идею перекрестка.
Распуская узел: чем обернётся для России переход Карабаха к Баку
ИНТЕРЕСЫ РЕГИОНАЛЬНЫХ И МИРОВЫХ ДЕРЖАВ В ОТКРЫТИИ ЗАНГЕЗУРСКОГО КОРИДОРА Текст научной статьи по специальности «История и археология». Зангезурский коридор на карте Армении и Азербайджана. Продолжая блокировать Зангезурский коридор, Армения играет по сценарию Москвы по захвату мировой экономики мертвой хваткой». Мгдесян считает, что Зангезурский коридор не в интересах и Ирана, так как Азербайджан связан с Нахичеванью через иранскую территорию и в Тегеране, по словам Мгдесян, не хотят лишится транзитного статуса[2]. Поэтому этот Зангезурский коридор крайне важен Баку для прямой дороги к собственной территории. Создание Зангезурского коридора, упомянутого в Шушинской декларации, невозможно без участия России, считает автор Telegram-канала «Повестка дня Турции» Яшар Ниязбаев.
Зангезурский коридор – необратимая реальность региона
В Турции сообщили о планах завершить прокладку Зангезурского коридора в 2028 году. зангезурский коридор зангезур карта азербайджан / Zangezur corridor map region фотоизображения. Речь идет о Зангезурском коридоре, призванном соединить с помощью железнодорожного сообщения Баку с Карсом – административным центром одноименной турецкой провинции. Для России Зангезурский коридор станет новым наземным выходом в Армению и Турцию. Читайте последние новости дня по теме Зангезур: "Пашинян озвучивал положительные месседжи о Зангезурском коридоре": турецкий министр.