Зачатьевский (Алексеевский) ставропигиальный женский монастырь расположен в районе Хамовники, в местности между улицей Остоженка и Москва-рекой. Главная страница Новости В Зачатьевском ставропигиальном монастыре г. Москвы молитвенно отметили престольный праздник в честь основательниц обители. Из всех церковных построек на территории Зачатьевского ставропигиального женского монастыря в страшные годы лихолетья и гонений XX века уцелел только Надвратный храм. 25 ноября 2023 года в Зачатьевском ставропигиальном женском монастыре Москвы состоялось празднование в честь иконы Божией Матери «Милостивая» и возведения настоят. Зачатьевский монастырь стал первым девичьим монастырем Москвы и образцом для возникших позже обителей.
Епископ Алексий возглавил престольные торжества на подворье Зачатьевского монастыря в Барвихе
По преданию, именно на месте их погребения был построен храм сначала в честь Неопалимой Купины, а потом, так как он был маленький, не отапливаемый, алтарь разобрали, церковь увеличили, соединили с собором и освятили в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы. В 2001 году наши матушки-основательницы были канонизированы в лике преподобных жен, и ныне один из приделов посвящен им, как первоначальницам монашеского жития и нашим покровительницам. Еще один придел посвящен священномученику Киприану и мученице Иустине , в связи с тем, что пять лет назад нам с Кипра привозили мощи этих угодников Божиих и частичка святыни у нас осталась. Тогда митрополит Неофит, возглавлявший Кипрскую делегацию, высказал пожелание, чтобы мы, может быть, какую-нибудь часовенку освятили или придел во имя святых Киприана и Иустины. Святые угодники очень полюбились сестрам и народу, люди всё время приходят, раз в две недели в обители совершается молебен перед иконой с мощами.
По благословению Святейшего Патриарха Кирилла решено было посвятить придел этим святым. Есть еще два престола, которых не существовало ранее в истории монастыря. Первый из них посвящен великомученику Димитрию Солунскому , небесному покровителю нашего главного благодетеля, на средства которого в основном и построен весь собор. Второй придел посвящен благоверной княгине Иулиании Вяземской, удивительной святой, которую сестры очень почитают, и она помогает нам в строительстве.
Это моя небесная покровительница. Сестры очень желали, чтобы во имя нее тоже был придел, и Патриарх дал благословение. В подклете находится придел во имя преподобных отцев и матерей, в подвизе поста и молитвы просиявших, которого не только никогда не было, даже не предполагалось в первоначальном плане воссоздаваемого собора. Однако и архитекторы, и иконописцы единодушны в том, что проект иконостаса необходимо делать при проектировании храма, иначе могут возникнуть серьезные проблемы.
У вас все благополучно? Кто пишет иконы и ставит иконостас? Хотя архитекторы и высказывали мнение, что сначала нужно построить собор, тогда будет видно пространство и станет возможно проектировать иконостас. Но мне, как говорится, не терпелось.
И мы параллельно со строительством, хотя это, может быть, рискованно, начали проектировать иконостас главного алтаря. Этот проект разработал Алексей Борисович Котов, архитектор-реставратор, в свое время работавший в Кремле, принимавший участие в реставрации Сретенского монастыря. Его пригласили именно на проектирование иконостаса. Мы очень долго думали, в каком стиле нам подобрать иконостас, объездили различные храмы и решили делать в едином стиле с собором, то есть в стиле конца XVI — начала XVII века.
Иконостас в соборе пятиярусный, плюс пядничный ряд. Декор выполнен из литья с применением слюды и покраски. В XVI веке достаточно часто применяли оловянное литье, его или серебрили, или золотили. Металлические тябла, покрашенные разноцветной эмалью, покрывали слюдой, а сверху накладывали литье.
Такой иконостас сохранился в Благовещенском соборе Кремля. Мы долго этот вопрос изучали, смотрели, как делать... Ведь у нас высота иконостаса около 15-ти метров, а ширина 21 метр. Встречались и со специалистами по оловянному литью, но поняли, что при таком литье к 650-летию иконостас закончен быть не может, а только, может быть, лет через десять.
В одной из мастерских нам предложили интересную технику, близкую к древней, но применимой в наших условиях. Мы согласились и начали реализовывать проект. Иконы для иконостаса начали писать непосредственно здесь, в монастыре, около двух лет назад. Иконописцы — наши прихожане, под руководством Ларисы Николаевны Шеховцевой, многие из них обучались в мастерских Троице-Сергиевой лавры.
Самые большие иконы в иконостасе — деисусного ряда, высотой около трех метров. Это было просто непонимание или провокация? Защитники Москвы видели фотографии обители с последним собором, и казалось само собой разумеющимся, что надо восстанавливать именно такой храм. Тем более что он действительно очень редкий по архитектуре.
Но напряжения давно уже нет, ситуация изменилась. Самые разные люди приходят на территорию монастыря и спрашивают: «Матушка, а когда вы закончите реставрацию храма? Они продолжают: «Да нет, когда вы закончите реставрацию вот этого, большого храма и когда у вас начнется служба? Нам возражают: «Да невозможно в наше время такое построить, это реставрация».
На освящении крестов в прошлом году глава местной управы сказал, что жители района в потрясении находятся, когда они покупали квартиры, то и не предполагали, что здесь какой-то монастырь, а теперь поняли, какое ценное жилье приобрели, потому что у них теперь удивительный вид из окон. Теперь уже не слышно ни одного отрицательного отзыва. Бывает, мне говорят: «Конечно, вы живете на Остоженке, и подворье у вас в Барвихе — всё для вас просто». Но я скажу, что мы многие годы уже в XXI веке и в самом центре Москвы жили без горячей воды, без отопления.
Бабушек в богадельне согревали пластмассовыми бутылками с горячей водой. Сестры по очереди ставили обогреватель в кельи и радовались возможности немного побыть в тепле. На самом деле, мы очень благодарны Богу и Царице Небесной, что не оставляют нас, потому что не нашими слабыми усилиями, а помощью Божией и заступничеством наших небесных покровительниц преподобных Иулиании и Евпраксии и святителя Алексия все здесь строится. Конечно, Всесвятая Владычица посылает нам добрых людей, с помощью которых вся эта красота восстанавливается.
Зачатьевский монастырь один из древнейших на Москве, он был основан в 1360-е годы святителем Алексием, митрополитом Московским. Обитель известна прежде всего тем, что здесь началось женское общежительное монашество в Москве. В следующем году настоятельница игумения Иулиания Каледа с сестрами будут отмечать 25-летие возвращения монастыря Церкви после того, как обитель была закрыта в советские годы.
Покровская церковь, созданная в русском стиле с элементами модерна, была освящена 16 мая 1911 года. В 1923 году Зачатьевский монастырь был закрыт, а спустя два года закрыли и Покровский храм.
Монахини были выселены, а сам хутор переименовали в детский поселок имени 7-й годовщины Октябрьской революции. В тридцатые годы сруб церкви перевезли в село Ромашково и устроили в нем школу. В конце XX века здание бывшего храма было уничтожено.
Религия Центральный федеральный округ 8 апреля 2023 года, в Лазареву субботу, председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству митрополит Каширский Феогност совершил Божественную литургию в соборе Рождества Пресвятой Богородицы Зачатьевского ставропигиального женского монастыря г. В этот день, 8 апреля 1993 года, 30 лет назад, в Надвратном храме монастыря была совершена первая после возрождения обители Божественная литургия. Москвы протоиерей Иоанн Каледа и духовенство обители.
Богослужебные песнопения исполнил хор монастыря. За Литургией молились: заместитель председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству, настоятельница Зачатьевской обители игумения Иулиания Каледа , настоятельница Богородице-Рождественского ставропигиального женского монастыря г.
Курсы валюты:
- Виртуальный хостинг
- Корпус Зачатьевского монастыря загорелся в центре Москвы
- Пожар произошел в корпусе Зачатьевского монастыря в Москве // Новости НТВ
- Представители приходов и школ викариатства посетили Зачатьевский женский ставропигиальный монастырь
- Завершается реставрация Зачатьевского монастыря
Комплекс зданий Зачатьевского монастыря передан в собственность РПЦ
В Зачатьевском монастыре состоялись заседания монашеского направления XXXI Международных Рождественских образовательных чтений. В Зачатьевском монастыре Москвы испокон веков православные супруги молятся святым Иоакиму и Анне о даровании деток. Москве женской обители, председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству, наместник Донского ставропигиального мужского монастыря митрополит Каширский Феогност возглавил престольный праздник в Зачатьевском ставропигиальном женском монастыре. (ва) Зачатьевский монастырь православный женский монастырь в районе Хамовники, между улицей Остоженка и. Несколько лет назад местные жители показали настоятельнице Зачатьевского ставропигиального женского монастыря в Москве игумении Иулиании предполагаемое место кончины матушки Марии. Литургию пели два хора: Московского Зачатьевского и Никитского Бывалинского женских монастырей.
Пожар произошел в корпусе Зачатьевского монастыря в Москве
Огонь вспыхнул на территории Зачатьевского ставропигиального женского монастыря в центре Москвы, сообщили в столичном управлении МЧС. Монастырь стал считаться стародевичьим по праву по старшинства над прочими женскими монастырями в Москве, которые возникли уже после его появления. Главная» Жизнь обители» Новости» Благочинный Свято-Елисеевского Лавришевского монастыря иеромонах Евтихий принял участие в заседании монашеского направления XXXI Международных Рождественских чтений.
Тверские игуменьи приняли участие в праздничном богослужении в Зачатьевском женском монастыре
Игумения Иулиания, поблагодарив многочисленных гостей, особенно матушек игумений, приехавших на торжество из ближних и дальних обителей, рассказала об истории создания первого общежительного женского монастыря, о его основателе и создателе устава — святителе Алексии, митрополите Московском. Матушка Иулиания также поделилась также воспоминаниями, относящимися к первым годам возрождения Зачатьевского монастыря. Игумен Дионисий Шленов особо отметил духовную связь русского монашества с византийской исихастской традицией. Отец Дионисий напомнил, что на Руси при жизни святителя Алексия и преподобных сестер огромным авторитетом пользовались богословские труды их современника — святого патриарха Константинопольского Филофея Коккина, апологета учения святителя Григория Паламы.
Понимание богословия не только как науки о вере, но и как высшего дара — молитвы, названной святыми отцами «искусством из искусств», несомненно, было знакомо и близко святителю Алексию и его богомудрым сестрам, сказал игумен Дионисий. Он также отметил, что в тяжелые времена духовные связи имеют тенденцию усиливаться, и нередко в истории Церкви внешне неблагоприятные обстоятельства приводили к кристаллизации и к защите православной веры. Заведующий отделом археологии Московской Руси Института археологии Российской академии наук доктор исторических наук, член-корреспондент РАН, профессор Л.
Беляев рассказал об археологических изысканиях, проводившихся на территории обители перед началом строительства собора Рождества Богородицы. Профессор Беляев подчеркнул, что успех работы археологов в значительной степени зависел от поддержки и внимания, которые оказывала специалистам игумения Иулиания Каледа. Подводя итог праздничному собранию, митрополит Феогност в своем заключительном слове подчеркнул, что, говоря о трудностях настоящего времени, не нужно забывать, к примеру, о трудностях и невероятных усилиях, которые прикладывала Русская Церковь, выходя из периода разрухи в 1980-90-е годы.
Владыка Феогност привел в пример величественный и прекрасный собор Рождества Пресвятой Богородицы Зачатьевского монастыря, возведенный на месте прежнего, уничтоженного; напомнил о том, сколько храмов, обителей возвращено к жизни и выстроено заново за три десятилетия.
Для аудитории, принимающей участие в Чтениях дистанционно, была организована трансляция на YouTube-канале Зачатьевского монастыря. Председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству митрополит Каширский Феогност, наместник Донского ставропигиального мужского монастыря Москвы, возглавил президиум пленарного заседания. В президиуме также присутствовали митрополит Саранский и Мордовский Зиновий, митрополит Тверской и Кашинский Амвросий, митрополит Смоленский и Дорогобужский Исидор; епископ Лидский и Сморгонский Порфирий, председатель Синодального отдела по делам монастырей и монашеству Белорусского экзархата; игумения Иулиания Каледа , заместитель председателя СОММ, настоятельница Зачатьевской обители. В работе монашеского направления Рождественских чтений приняла участие игумения Маргарита Феоктистова. В докладе «Глобальные вызовы современности в свете святоотеческой монашеской традиции» Владыка предложил участникам форума размышление на тему, каким образом монашество в разные исторические эпохи отвечает на вызовы времени. Митрополит Тверской и Кашинский Амвросий в докладе на тему «Богопознание и Богообщение как свободный выбор монашествующего» рассмотрел главные условия, исполняя которые иноки узнают Христа и приобщаются к Нему.
По окончании Литургии митрополит Феогност поздравил всех с престольным праздником и обратился к собравшимся с архипастырским словом.
Поздняя Литургия состоялась в соборе Рождества Пресвятой Богородицы. Разделить радость престольного праздника обители прибыли многочисленные гости. Промыслом Божиим 22 декабря 1992 года игумения Иулиания Каледа с первыми сестрами, тогда еще членами Сестринства в честь Милостивой иконы Божией Матери при храме святого пророка Илии в Обыденском переулке, вселились под кров обители, чтобы остаться здесь на всю жизнь. В Зачатьевском монастыре хранятся святыни, непосредственно связанные с праздником, — в Соборе Рождества Богородицы, воссозданном в 2005—2010 гг.
Матушка Иулиания также поделилась также воспоминаниями, относящимися к первым годам возрождения Зачатьевского монастыря. Игумен Дионисий Шленов особо отметил духовную связь русского монашества с византийской исихастской традицией. Отец Дионисий напомнил, что на Руси при жизни святителя Алексия и преподобных сестер огромным авторитетом пользовались богословские труды их современника — святого патриарха Константинопольского Филофея Коккина, апологета учения святителя Григория Паламы. Понимание богословия не только как науки о вере, но и как высшего дара — молитвы, названной святыми отцами «искусством из искусств», несомненно, было знакомо и близко святителю Алексию и его богомудрым сестрам, сказал игумен Дионисий. Он также отметил, что в тяжелые времена духовные связи имеют тенденцию усиливаться, и нередко в истории Церкви внешне неблагоприятные обстоятельства приводили к кристаллизации и к защите православной веры. Заведующий отделом археологии Московской Руси Института археологии Российской академии наук доктор исторических наук, член-корреспондент РАН, профессор Л.
Беляев рассказал об археологических изысканиях, проводившихся на территории обители перед началом строительства собора Рождества Богородицы. Профессор Беляев подчеркнул, что успех работы археологов в значительной степени зависел от поддержки и внимания, которые оказывала специалистам игумения Иулиания Каледа. Подводя итог праздничному собранию, митрополит Феогност в своем заключительном слове подчеркнул, что, говоря о трудностях настоящего времени, не нужно забывать, к примеру, о трудностях и невероятных усилиях, которые прикладывала Русская Церковь, выходя из периода разрухи в 1980-90-е годы. Владыка Феогност привел в пример величественный и прекрасный собор Рождества Пресвятой Богородицы Зачатьевского монастыря, возведенный на месте прежнего, уничтоженного; напомнил о том, сколько храмов, обителей возвращено к жизни и выстроено заново за три десятилетия. В те годы Алексеевский женский монастырь, как он тогда именовался, под своим кровом объединил более 90 сестер.
В Зачатьевском ставропигиальном монастыре торжественно отметили 30-летие возрождения обители
Игумения Елена (Золотухина), настоятельница Спасского женского монастыря села Костомарово Россошанской и Острогожской епархии в своем выступлении на тему «Искусство внутреннего внимания. Пожар произошел в находящемся на реконструкции келейном корпусе Зачатьевского ставропигиального женского монастыря в центре Москвы, сообщили ТАСС в оперативных службах. Во время войны 1812 года Зачатьевский монастырь был разорен, но довольно быстро восстановлен.
Престольный праздник в Зачатьевском монастыре
Переславль-Залесский Ярославской области по приглашению игумении обители матушки Даниилы Севериненко. Внимание Матушки, интересная история от возрождения обители до современности, вкусный обед и подарки оставили самые теплые и благостные чувства. Навигация по записям.
Восстановление обители началось в 1991 году. Но это уже тема для отдельного поста. Сегодня утром, шагнув за ворота Зачатьевского монастыря, мы оказались в другом измерении.
В другом мире. Вне времени, вне границ, вне обид, ссор и раздоров. Пара белоснежных голубей в монастырском саду - как знак свыше. Все будет хорошо. Фото внутри храма не делала. Неловко как-то было.
Фото элитной недвижимости вокруг обители тоже не делала - не вижу смысла.
Проповедь перед причастием произнес иерей Илья Степанов. Затем епископ Силуан передал поздравление с престольным праздником Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. В своем слове владыка Силуан особо отметил, что в этот день Зачатьевский монастырь празднует 30-летие возобновления богослужебной жизни в обители. Во внимание к усердным трудам на благо Церкви и в связи с 75-летием со дня рождения протоиерею Сергию Князеву был вручен орден благоверного князя Даниила Московского III степени. В завершение владыка прошел в собор в честь Рождества Пресвятой Богородицы и поклонился гробнице преподобных Иулиании и Евпраксии — святым основательницам обители, и образу Божией Матери «Милостивая».
Господь даровал великому князю наследника во втором браке, впоследствии ставшего первым русским царем — Иоанном Грозным. Он, в свою очередь, после великого пожара 1547 года, испепелившего деревянную Москву, выделил монастырю новые земли — ближе к Кремлю. Так образовался «Алексиевский новый, за Черторыем» монастырь, а старый разрушенный, в котором осталась часть насельниц, и стал именоваться по памяти о дарованной этому месту благодати — «Зачатейским».
На эту о ту пору разоренную еще обитель со вступлением на всероссийский престол в 1584 году и призрел царь Феодор Иоаннович, печаловавшийся со своей супругой Ириной Годуновой об отсутствии детей. Монастырь попечением царской четы заново отстроили. Один из новых храмов вновь освятили в честь Зачатия праведной Анны, другой — трапезный — в честь Рождества Пресвятой Богородицы.
Молитва благодетелей была услышана. И так из столетия в столетие Матерь Божия являла здесь милость чадородия христианским семьям. Из столетия в столетие Матерь Божия являла здесь милость чадородия христианским семьям Радость святых праведных Иоакима и Анны.
Фреска обители Ныне каждую субботу в 12:00 в Зачатьевской обители совершается молебен с акафистом святым праведным Иоакиму и Анне о даровании чад и семейном благополучии супругов. Архиереи, старцы благословляют тех, кто не может зачать, ехать в Зачатьевский монастырь, подавать свои имена на этот молебен, обязательно самим присутствовать на молебне, здесь же в обители причаститься. Недавно мы писали об истории диакона Александра Шевченко — три года у них с женою не было деток, а после исполненного благословения владыки Алексия Фролова помолиться у зачатьевских святынь эта семья стала многодетной.
Чудеса рождения вопреки всем диагнозам и увещеваниям врачей происходят и происходят здесь и поныне — потом счастливые родители приносят в обитель фотографии новорожденных. Кто-то из таких вымоленных здесь малышей, вырастая, и сами становятся учениками здешней воскресной школы, прихожанами монастыря. Образ без оклада Атмосфера умиления и благодарения всегда сопутствовала жизни этого монастыря, в этом году отметившего 25-летие возрождения.