Банк России включил ООО «Системы распределенного реестра» в реестр операторов информационных систем, которые могут выпускать цифровые финансовые активы (ЦФА).
Цифровые финансовые активы (ЦФА) в России в 2024 году
Предварительно Банк России согласовывает правила обмена ЦФА и подтверждает наличие технической возможности совершать предусмотренные этими правилами сделки. Операторы обмена, обеспечивая заключение сделок с ЦФА путем сбора и сопоставления разнонаправленных заявок, могут взаимодействовать с несколькими операторами информационных систем, в которых выпускаются цифровые права.
В сентябре глава департамента инфраструктуры финансового рынка ЦБ РФ Кирилл Пронин отметил, что новые "цифровые" виды деятельности в совокупности принесли рынку 140 миллиардов рублей.
Выплата дохода от изменения цены на недвижимость дополнительно к номиналу и процентному доходу — право, а не обязательство эмитента. Зачем застройщикам выпускать ЦФА Застройщики-эмитенты отметили, что в некоторых ситуациях особенно важны темпы привлечения средств.
Иногда скорость заимствований — приоритет для застройщиков даже при более высокой их стоимости: например, для торгов при покупке земельного участка под строительство, если нет открытой банковской кредитной линии. Судя по опыту «Джи-Групп», выпустить ЦФА быстрее срок до трех дней , чем привлечь банковский кредит или разместить биржевые облигации до двух недель. Также размещение ЦФА позволяет расширить клиентскую базу за счет физических лиц с небольшим объемом свободных средств. Эти инвесторы рассматривают ЦФА как инструмент, позволяющий накопить на первоначальный взнос для покупки квартиры и хеджировать риски изменения цен на жилую недвижимость. Такой кредит имеет классическую структуру ЦФА на денежное требование и не является гибридным.
Гибридные цифровые права на золото «Атомайз» и Росбанк запустили первые в России гибридные цифровые права ГЦП на золото. Владелец ГЦП при погашении может получить на свое усмотрение либо слиток золота из хранилища банка, либо денежный эквивалент по рыночной цене. Этот выпуск — тестовый и адресный, на его основе планируется массовый продукт для розничных инвесторов. Объем выпуска составил 170 тыс. Банк-эмитент хранит слитки в течение срока обращения ГЦП и выкупает их в случае погашения в деньгах.
Ради того, чтобы избавиться от посредников, ради повышения безопасности владельцев, ради упрощения работы с финансовыми активами, и еще много других «ради». Однако современные реалии в нашей стране этому противоречат. Сейчас ЦФА могут покупаться и продаваться только за рубли. Это значит, что сейчас, во время санкций, иностранцы не могут покупать ЦФА, и притока иностранного капитала в экономику РФ не будет — ведь у нерезидентов рублей нет и не предвидится. Таким образом, сейчас торговые пары ЦФА могут быть только с рублем. Это серьёзно нивелирует всю задумку и ограничивает рынок ЦФА только Россией и парой ближайших стран, где граждане пока еще могут покупать рубли. Да, рынок России огромен — только на Мосбирже сейчас зарегистрирован 21 миллион розничных трейдеров, что превышает объёмы любой криптовалютной биржи в мире, включая тройку лидеров. Но развития экономики России за счёт притока иностранных инвестиций, который могли бы сформировать ЦФА, пока не будет. В свете санкций, отключения SWIFT и прочих барьеров, венчурный рынок России, и прежде мёртвый, становится еще мертвее.
Цитата «то, что мертво, умереть не может» в данном случае не работает: ещё как может. И все это очень грустно. Но есть надежда: возможно, разрешение на трансграничные платежи в криптовалюты, которые вроде как должны принять в эту осеннюю сессию Думы, смогут быть применены и к торговле ЦФА для нерезидентов. Будем держать пальцы скрещенными. Кроме того, на горизонте уже хорошо виден крипторубль. Сейчас он тестируется в десяти топовых банках РФ, а в начале 2023 года обещают его выход в массы. В интерфейсе можно это конечно автоматически подсчитывать, но все же это будет серьезным блокером для иностранных инвесторов. Навязанные посредники и навязанные риски Описанная выше сложность — не единственная, а только, к сожалению, одна из и не самая важная. Фундаментальной проблемой на текущий момент является том, что ЦФА привязаны к владельцу, и данные о нем должны попадать в блокчейн каждый раз, как ЦФА владельца меняет.
Это значит, что ЦФА не смогут покидать централизованные ОИС, а децентрализованные биржи не смогут торговать ЦФА, так как в блокчейне привязка идет не к пользователю, а к кошельку. У одного владельца может быть десяток кошельков, где он хранит разные активы. Такое требование убивает весь смысл блокчейна и, на текущий момент, делает ЦФА ничем не отличающимся от обычной ценной бумаги, лежащей в депозитарии, и использования обычной базы данных, со всеми сопутствующими ограничениями и рисками. Даже если сам эмитент захочет, чтобы его ЦФА торговались на какой-то бирже, биржа не сможет этого сделать. В этом случае торги всеми ЦФА, выпущенными у них, будут моментально остановлены, а что будет делать биржа с уже имеющимися у нее ЦФА и с клиентами, владеющими этими ЦФА — неизвестно. Я считаю, что это — одна из основных причин, по которым ни одной биржи ЦФА ООЦА до сих пор не появилось в России, хотя с момента появления закона прошло уже два года. В данном случае закон не только не работает, но наоборот, наносит существенный вред индустрии. Это нужно осознать, принять и решительно смягчать или совершенствовать эти требования. Уязвимость: централизация Еще одно непонимание фундаментальных принципов и основной силы блокчейна как технологии, которое легло в основу 259-ФЗ, состоит в том, что для оператора информационной системы закон устанавливает требование, максимально противоречащее сути самой технологии, а именно — принципов безопасности.
В блокчейне и криптовалютах есть одно, основное, самое важное правило: «не твой ключ — не твоя собственность». По закону, ОИС обязан восстановить пользователю доступ к его кошельку, если доступ был утрачен. Звучит хорошо, правильно и красиво, однако получается все в точности наоборот. В случае с криптовалютой или токенами восстановить утраченный доступ невозможно, законы криптографии не позволяют этого сделать — по крайней мере в публичных блокчейнах. В контрактах некоторых токенов заложено сжигание и создание, но никогда — доступ к кошельку пользователя. В случае же с ЦФА все наоборот: есть конкретный оператор ОИС , полностью контролирующий не только процесс создания и передачи токенов, но и все кошельки всех владельцев ЦФА. То есть ОИС приходится еще и блокчейн свой писать, что очевидно создает еще одну уязвимость, ведь создание блокчейна — совсем другой бизнес. И он несет в себе чудовищные риски, потому что сделать блокчейн хорошо удается единицам, а остальные — еженедельно взламывают. Это в лучшем случае, в худшем — добавляется еще «а еще мы и трейдеры, и маркетмейкеры, мы конечно знаем как поставлять ликвидность и где ее взять, умеем обеспечивать нагрузку в хотя бы 100к сделок в секунду, знаем что такое учет, проводки» и так далее.
Это аналогично тому, что автомобильный завод должен был бы производить и топливо для своих автомобилей. Причем такое, какое не должно работать ни в одном другом автомобиле, уникальное. А если автолюбитель потеряет где-то автомобиль, то завод-производитель обязан еще и найти его, и вернуть владельцу. Обратите внимание: держа ключи и активы пользователей, безопасность этих пользователей полностью в руках ОИС, а точнее — в руках сотрудников этого ОИС. Если ОИС будет скомпрометирована — а рано или поздно это случится, это лишь вопрос времени, то все владельцы ЦФА скомпрометированного ОИС потеряют и свои активы, которые будут выведены на холодные кошельки. Что с ними будет дальше — вопрос хороший, скорее всего они там и останутся навсегда, так как продать их будет, наиболее вероятно, невозможно. При том, оператор информационной системы отвечает по закону за утрату информации. И это заставляет многих задуматься, а надо ли оно вообще. Много было сказано о защите прав потребителей, об их безопасности, но именно это требование максимально противоречит этим самым правам и безопасности.
Фактически это требование вынуждает ОИС держать руку в кармане своих клиентов, а то и еще в каком-нибудь более укромном и интимном месте. Конечно, может. И случится — смотрим новости на предмет «какую базу слили сегодня». Но если там утекают данные паспортов, имён владельцев и так далее, то в случае утечки базы данных ОИС вместе с ней утекут и приватные ключи, а, значит, и деньги их клиентов. Сказать «а вы сделайте так, чтобы не утекали» можно, но на практике, если в архитектуру заложена бомба, рано или поздно она взорвется. Это всего лишь вопрос времени. Бомба же заложена тем же требованием об обязательном восстановлении доступа к утраченному кошельку. Получается, что ОИС должны жертвовать безопасностью всех участников рынка ЦФА ради нескольких гипотетических пользователей, потерявших своих ключи. Или картотеки, если базы данных там еще не появилось.
Конечно, можно возразить, сказав, что централизованные биржи тоже имеют доступ к деньгам пользователей, которые хранят деньги на биржах. И это будет верно, но за одним исключением: в любой момент владелец может вывести свои средства на свой персональный кошелек и забыть о них на долгие годы. Многие так и делают, или после торговли на бирже выводят свои средства на приватные кошельки, и не переживают, что биржу взломают, деньги будут потеряны, или что биржа попросту исчезнет с их деньгами — что случается с печальной регулярностью — чуть ли не каждый месяц мы слышим о том, что очередная криптобиржа исчезла с деньгами пользователей. Поэтому исключительное владение своим кошельком в блокчейне — самая важная функция и потребность пользователей. Подводя промежуточный итог, можно утверждать, что такие требования к операторам информационных систем приведут к фрагментации рынка: каждый ОИС будет криво-косо, с грехом пополам создавать свой блокчейн, со своими правилами и особенностями, свистелками и прочими прелестями. Вероятность, что все блокчейны будут сделаны грамотно, качественно и безопасно — нулевая. Не близкая к нулю, а действительно нулевая. Для бизнеса, эмитентов ЦФА, тоже радости в этом мало.
Московская Биржа стала первым оператором обмена цифровых финансовых активов
Список заблокированных активов, подлежащих обмену с нерезидентами, был известен и ранее. Банк России ведет два реестра — операторов информационных систем, которые осуществляют выпуск ЦФА, и операторов их обмена. Рынок цифровых финансовых активов (ЦФА) находится на стадии активного развития, и все больше инвесторов интересуются новыми инструментами.
В России появился первый оператор реестра цифровых финансовых активов
Значение цифровых финансовых активов для рынка секьюритизации. Секьюритизация – это процесс трансформации неликвидных активов в ценные бумаги, например, кредитов н 17.04.2023. оператора информационной системы, осуществляющего их выпуск, а обращение цифровых финансовых активов возможно только на платформе оператора обмена цифровых финансовых активов. Банк России будет вести “реестр операторов обмена цифровых финансовых активов”, и осуществлять такую деятельность смогут только лица внесенные в реестр.
Банк России включил первую организацию в реестр операторов обмена цифровых финансовых активов
Обеспечивает выпуск и обращение ЦФА при помощи технологии распределённого реестра блокчейн. Не работает с криптовалютами. Чтобы не пропустить самое интересное, читайте нас в Телеграм Поделиться:.
Цифровые финансы могут в перспективе включить в этот процесс. Если у вас есть рекомендации и дополнения по материалу, вы можете отправить их на почту money kp. Полезная информация о цифровых финансовых активах Чтобы использовать ЦФА, нужно узнать, что они собой представляют. Полезную информацию о цифровых финансовых активах собрали в удобной таблице. Что такое цифровой финансовый актив Набор данных, хранящихся в блокчейне — распределенном реестре на несколько участников. Подделках таких сведений исключена, так как в основе блокчейна лежат шифровальные механизмы.
Кто следит за выпуском и обращением ЦФА Выпуск и обращение таких активов регулируется законом о ЦАФ и цифровой валюте, принятом в 2020 году. Это могут быть исключительной российские юридические лица, включенные в специальный реестр Банка России. Статус таких операторов определяется Банком России. Выше этой суммы активы в течение одного года покупать нельзя. Исключения: облигации федерального займа, золото и некоторые другие ЦФА. В нем определены условия выпуска, учета и обращения ЦФА, а также указаны особенности деятельности операторов информационных систем. Кроме того, документом определено, что именно признается ЦФА и что такое цифровая валюта.
Этот же оператор регистрирует выпуски цифровых акций. Цифровая валюта — что это? Какие сделки все-таки разрешены с цифровой валютой? Нужно ли подавать налоговую декларацию о факте владения цифровой валютой и как может быть организована судебная защита держателей цифровой валюты? Требования российских лиц, связанные с обладанием цифровой валютой, «подлежат судебной защите только при условии информирования ими о фактах обладания цифровой валютой и совершения гражданско-правовых сделок и или операций с цифровой валютой» в порядке, установленном налоговым законодательством РФ. Вероятно, речь идет о том, что лицо, которое скрыло цифровую валюту от налогообложения и не указало ее в налоговой отчетности, будет лишено судебной защиты, и требования такого лица, связанные с цифровой валютой, не будут рассматриваться российскими судами по существу. Цифровая валюта признается имуществом в целях Федеральных законов "О противодействии легализации отмыванию доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", «О несостоятельности банкротстве », «Об исполнительном производстве» и «О противодействии коррупции». Например, в случае банкротства или возбуждения исполнительного производства цифровая валюта, принадлежащая должнику, должна быть включена в состав имущества, за счет которого формируется конкурсная масса и погашаются долги.
Кто следит за выпуском и обращением ЦФА Выпуск и обращение таких активов регулируется законом о ЦАФ и цифровой валюте, принятом в 2020 году. Это могут быть исключительной российские юридические лица, включенные в специальный реестр Банка России. Статус таких операторов определяется Банком России. Выше этой суммы активы в течение одного года покупать нельзя. Исключения: облигации федерального займа, золото и некоторые другие ЦФА. В нем определены условия выпуска, учета и обращения ЦФА, а также указаны особенности деятельности операторов информационных систем. Кроме того, документом определено, что именно признается ЦФА и что такое цифровая валюта. Согласно закону, это совокупность цифрового кода или обозначения, которые могут быть использованы в качестве средства платежа, не являясь при этом денежными знаками России или другой страны. Всего в законе 27 статей, в которых досконально описаны возможности использования ЦФА в нашей стране. Сделать это можно как в банках-операторах «Сбербанк», «Альфабанк», «Ефрофинанс Моснарбанк» , так и на специализированных площадках. Биржи, в силу схожести деятельности и форматов, активно двигаются в этом направлении и получают лицензии. Вскоре там также можно будет приобретать ЦФА. В целом различные международные криптобиржи и платформы активно предлагают клиентам приобрести ЦФА.
МТС выходит на рынок цифровых финансовых активов
В частности, уточнены перечни сведений, вносимых Банком России в реестры, сведений, включаемых в ходатайство о включении в реестр, сведений, подтверждающих требования к квалификации и деловой репутации, сведений, включаемых в выписку из реестра, и прочее. Все сделки проходят через операторов обмена цифровых финансовых активов. Закон о ЦФА начал действовать в России в январе 2021 года. Оператор обмена цифровых активов: когда будут доступны вторичные операции с ЦФА.
МТС выходит на рынок цифровых финансовых активов
Московская Биржа стала первым оператором обмена цифровых финансовых активов | Банк России включил первую организацию ‒ ООО «Атомайз» ‒ в реестр операторов информационных систем для выпуска цифровых финансовых активов (ЦФА), сообщает. |
СПБ Биржа стала оператором информационных систем по выпуску финансовых активов | Цифровые финансовые активы (ЦФА). |
ЦБ включил первую компанию в реестр операторов цифровых финансовых активов
Заключение сделок с цифровыми финансовыми активами обеспечивают операторы обмена цифровых финансовых активов. Цифровые финансовые активы (ЦФА) — это цифровые права на актив, которые выпускаются, учитываются и обращаются в виде записи-токена в информационной системе на основе распределенного реестра, т. е. технологии блокчейна. Закон регулирует отношения, возникающие при выпуске, учете и обращении цифровых финансовых активов, особенности деятельности оператора информационной системы, в которой осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, и оператора обмена. Список заблокированных активов, подлежащих обмену с нерезидентами, был известен и ранее.
«Инвестпалата» опубликовала начальные цены активов, подлежащих обмену
Банк России наделяется полномочиями ведения реестра информационных систем и реестра операторов обмена цифровых финансовых активов, а также надзора за деятельностью операторов информационных систем, в рамках которых выпускаются ЦФА. Рынок цифровых финансовых активов (ЦФА) находится на стадии активного развития, и все больше инвесторов интересуются новыми инструментами. Финансовые маркетплейсы смогут выпускать и перепродавать цифровые финактивы (ЦФА). Компании включат в специальные реестры ЦБ – операторов информационных систем (ИС) и операторов обмена ЦФА.