Новости пристли опыт

Данный опыт был осуществлён английским химиком Джозефом Пристли в 1771 году. Опыты Пристли, начатые им в 1771 году, указали на определённую зависимость между растением и воздушной средой при солнечном освещении.

Что такое фотосинтез? История открытия процесса, фазы фотосинтеза и его значение.

Он имел огромное желание узнать, из чего тот состоит. Другие ученые писали о создании новых газов, которые пузырились во время химических реакций. Некоторые описывали их как «дикие газы», которые создавали достаточное давление, чтобы взорвать стеклянные банки или утроить скорость, с которой сгорала древесина. Но никто не смог успешно изолировать и изучить эти новые газы.

Пристли был вынужден искать и изучать эти дикие, неукротимые газы. В начале 1774 года исследователь решил, что единственный способ изолировать и изучить эти новые газы состоит в том, чтобы уловить их под водой в перевернутой, заполненной водой стеклянной банке, в которой не было воздуха. Он решил начать с изучения газа, который, как сообщалось, создавался реакцией сгорания.

Пробка закупоривала эту бутылку стеклянной трубкой, ведущей от нее к раковине, наполненной водой, где заполненные водой стеклянные банки стояли перевернутыми на подставке из проволочной сетки. Стеклянная трубка Пристли заканчивалась прямо под открытым горлышком одной из этих бутылок, так что любой газ, который он добывал, попадал в стеклянную банку.

Тут же он упоминал о корневищах, луковицах и клубнях, рекомендуя не смешивать их с корнями, поскольку это всего лишь подземные видоизменённые части стебля. Автор пытался дать ответ на два вопроса: Как поднимаются питательные соки из почвы в корни? Существует ли обратный отток от листьев и ветвей к корням? На первый вопрос он отвечал, что ему пока не удалось вполне его исследовать. Учёный писал так: «Частицы воды, принимая в себя соли и другие находящиеся в почве минеральные вещества, разжижают их, затем эта смесь проходит сквозь сито в корешки растения и точно прессом вгоняется в сосуды трубочки древесины…» Однако каковы отверстия, из которых состоит это сито, и существует ли оно на самом деле, Мальпиги не брался отвечать. Для того чтобы ответить на второй вопрос, он разработал и провёл опыт, ставший классическим.

Учёный сделал кольцевидный надрез, очистил ствол от коры и заметил, что сок не может спуститься, а скапливается выше среза. Проделав этот опыт многократно, Мальпиги заметил: «Я считаю вполне вероятным, что питательный сок может двигаться сверху вниз». В других опытах Мальпиги развил идею активности растения как живого организма. На основании своих наблюдений за развитием семян тыквы, её семядолей и листьев Мальпиги высказал предположение, что именно в листьях растений, подвергающихся действию солнечного света, происходит переработка доставляемого корнями «сырого сока» в пригодный для усвоения растением «питательный сок». Это были первые высказывания и робкие попытки научного объяснения участия листьев и солнечного света в процессе питания растений. Догадки Мальпиги об участии листьев в питании растений не привлекли внимания его современников, а данные о движении растительных соков были использованы лишь для рассуждений об аналогии этого явления с кровообращением животных. Представления Мальпиги о питании растений разделял лишь Грю, который полагал, что растения поглощают пищу корнями, где она ферментируется, направляется к листьям и подвергается переработке. Одним из шедевров ботанических изысканий Мальпиги следует считать работу «О галлах».

Она представляет большой интерес и значительную ценность не только для ботаников, но и для зоологов. Автор внимательно проследил картину галообразования у лавра, дуба, боярышника, клёна, тополя, вербы и гороха на различных частях этих растений: листьях, корнях, бутонах, цветах и околоплодниках. Галлы на листе дуба. Его монография перечисляет серию насекомых, вызывающих возникновение галлов, и объясняет, как и почему они образуются. Мальпиги пишет об этом: «Многие насекомые не только берут у растений каждодневную пищу, но и вынуждают их предоставлять зародышам этих насекомых своего рода матки и питающие груди». Выводы, которые сформулировал Мальпиги на основании собственных наблюдений, сводятся к следующему: Галлы и некоторые другие новообразования на растениях чаще всего вызываются различными насекомыми, откладывающими яйца на внешних частях растений или внутри их; Для развивающихся из таких яиц личинок нужно питание и особое помещение, которое насекомые, руководимые инстинктом, ищут у растений. С этой целью яйца размещаются на растениях при помощи яйцекладов, которые, например, у некоторых видов мелких ос устроены очень своеобразно. Возникновение самих галлов обусловлено ненормальным разрастанием тканей клеток, волокон и сосудов той части растения, куда сделан укол яйцекладом и опущено яйцо.

Далее автор подробно объясняет, чем именно вызвано такое ненормальное разрастание тканей. Мальпиги полагает, что в тот момент, когда насекомое собирается отложить яйца и делает укол, из кончика его яйцеклада в ранку попадает какая-то жидкость, отличающаяся ярко выраженной ферментативной активностью. Под влиянием этой жидкости питательные соки, находящиеся в нежной растительной ткани, начинают бродить, в результате чего в месте укола образуется опухоль. По словам Мальпиги, процесс схож с тем, как пчела кусает человека, выпуская в ранку свой «сок», который изменяет «движение соков» в тканях вокруг ранки и способствует ускоренному росту тканей. Нельзя упустить из виду заслугу Мальпиги в борьбе с учением о самозарождении. Вместо того чтобы следовать по проторенной дорожке своих предшественников, верных идее самозарождения растений и животных, Мальпиги противопоставил мёртвым догматам живой опыт. Наряду с опытом Реди, опровергающим возможность самозарождения высокоорганизованных многоклеточных существ, Мальпиги придумал остроумный эксперимент, который подточил фундамент незыблемой догмы. Мальпиги взял стеклянный сосуд и поместил туда землю.

Потом плотно затянул горловину сосуда шёлковой материей, чтобы в него могли попасть вода и воздух, но не занесённые ветром семена. Опыт показал, что в такой земле никакое растение вообще не развивалось. Несмотря на примитивность такого эксперимента, его методика и вывод, который сделал Мальпиги, были совершенно верны. Как видно из вышесказанного, задачей ботаников XVI века, людей большой и разносторонней эрудиции, прекрасно знакомых со всем, что было сделано в этой области ботаниками Античности и многочисленными компиляторами XIII — XV веков, была задача продвинуть свою науку с целью накопления фактического материала. Браунфельс, Бок, Клаузий, Лобелий, братья Баугины были великолепными флористами, не по книгам изучавшими растительный мир своей родины и других стран. Они составляли труды с точным описанием всего, что им удалось увидеть, снабжая свои книги прекрасными иллюстрациями, исправляя ошибки предшественников, обогащая старинный материал многочисленными открытиями. Так, если в произведениях Теофраста описано не более четырёхсот видов растений, то у Плиния число их возросло до тысячи, а у Каспара Баугина описано уже более шести тысяч видов. Сорок лет, которые последний потратил на сбор и гербаризацию растений, прошли недаром.

К этому и сводилась основная задача ботаников XVI века: упорядочить, систематизировать и классифицировать этот пёстрый материал. Этим они и занимались в силу своих возможностей. Одним из самых выдающихся ботаников той эпохи был Иоахим Юнг. Иоахим Юнг 22. Поскольку в Германии, одной из самых отсталых стран XVII века, всё ещё имела место выраженная тяга к схоластике, Юнг с особой остротой противопоставлял свои материалистические взгляды и сочувственно высказывался о Демокриде и его атомистической теории. Юнг сумел объединить вокруг себя учёных, близких ему по убеждениям. В 1622 году он сумел организовать первое в Германии научное общество. Открытие научных истин путём осмысленного опыта, освобождение науки от софистики и обогащение её новыми открытиями — такие задачи ставило перед собой это общество.

Лишь после смерти Юнга ученики издали два его сочинения. Первый труд под названием «Isagoge phytoscopica» представлял собой нечто вроде систематической общей ботаники.

Кнопка Старт закрывает крышку сосуда. Кнопка Стоп приостанавливает опыт, кнопка Сброс поднимает крышку и возвращает модель в исходное состояние.

Священник и химик Джозеф Пристли умер 6 февраля 1804 года, семьдесят один год. Напротив, Пристли радикальные взгляды на религию и политику сделали Англию слишком горячей для него. Следовательно, откуда Пристли узнал, что он открыл кислород? Пристли был один из первых ученых, кто открыл кислород.

В 1774 г. Он узнал, что кислород сделал не растворяется в воде и усиливает горение.

Опыт Пристли Фотосинтез

Он доказал, что растение на свету поглощает углекислый газ и выделяет кислород. Для этого он поместил в закрытый сосуд, поставленный на свет, зелёное растение и мышь. Благодаря кислороду, выделяемому в результате фотосинтеза , мышь могла существовать долгое время.

Действительно, когда Пристли уже открыл закись азота, он готовился испытывать её на животных.

Но в это же время начались бурные события французской революции. Пристли воспринял их чрезвычайно горячо, но со своей собственной точки зрения. В «Декларации прав человека» он усмотрел те же прогрессивные идеи развития человеческого общества, коим он до сих пор служил.

События французской революции побудили Пристли бросить занятия химией и перейти к духовно-просветительной деятельности. Дом, лаборатория, книги и рукописи Пристли были сожжены, а ему самому пришлось бежать в Лондон, а потом выехать в Америку. Там он и провел последние десять лет своей жизни.

И кто знает, если бы не эти события, может быть, сам Джозеф Пристли, а не Гемфри Дэви, открыл бы анестетические свойства закиси азота, и, может быть, эра анестезии началась бы значительно раньше. Памятник Джозефу Пристли.

Опыты Пристли вдохновили ученых, и во всем мире начали отлавливать мелких грызунов и пытаться повторить его эксперименты. Но мы же помним, что Пристли был священником и весь день, до вечерней службы мог заниматься исследованиями. А Карл Шееле, аптекарь из Швейцарии, экспериментировал в домашней лаборатории в свободное от работы время, то есть по ночам, и мыши дохли у него независимо от присутствия мяты в банке.

В результате его экспериментов получалось, что растения не улучшают воздух, а делают его непригодным для жизни. И Шееле обвинил Пристли в обмане научной общественности. Пристли не уступил, и в результате противостояния ученых было установлено, что для восстановления воздуха растениям необходим солнечный свет. Именно эти опыты положили начало изучению фотосинтеза. Исследование фотосинтеза стремительно продолжалось.

Уже в 1782 году, спустя всего лишь 11 лет после исследований Пристли, швейцарский ботаник Жан Сенебье доказал, что органоиды растений разлагают углекислый газ в присутствии солнечного света. И практически еще сто лет провальных и удачных экспериментов понадобилась ученым разных специальностей, чтобы в 1864 году немецкий ученый Юлиус Сакс смог доказать, что растения потребляют углекислый газ и выделяют кислород в соотношении 1:1. Рабочая тетрадь разработана к учебнику «Биология. Пономарева, О. Корнилова, В.

Кучменко , входящему в систему «Алгоритм успеха». Содержит проблемные и тестовые задания, позволяющие учителю организовывать дифференцированную практическую работу шестиклассников, формировать основные биологические понятия, эффективно осуществлять контроль знаний, привлекая учащихся к самооценке учебной деятельности. Купить Значение фотосинтеза для жизни на Земле И теперь становится понятна важность процесса фотосинтеза для жизни на земле. Именно благодаря этому сложному химическом процессу стало возможно зарождение жизни на земле и существование человека. Кто-то может возразить, что на Земле есть места, где не растут ни деревья ни кустарники, например, пустыни или Арктические льды.

Ученые доказали, что доля кислорода, выделяемого зеленой массой лесов, кустарников и трав — т.

Благодаря сложному химическом процессу происходящего в них фотосинтеза стало возможно зарождение жизни на Земле и существование человека. Разберем историю его открытия, суть процесса и реакции, которые протекают в разных фазах. Но еще 300-400 лет назад ответ на вопрос «откуда растения берут питательные вещества для строительства своих клеток? Первым и очевидным ответом было предположение, что из земли.

Однако, в далеком 1600 году фламандский ученый Ян Батист ван Гельмонт решил проверить влияние почвы на рост растений и провел уникальный в своей простоте опыт. Естествоиспытатель взял веточку ивы и бочку с почвой. Предварительно их взвесил. А затем посадил отросток ивы в бочку с почвой. Долгие пять лет ван Гельмонт поливал молодое деревце лишь дождевой водой.

А через пять лет выкопал деревце, и вновь взвесил отдельно деревце и отдельно почву. Каково же было его удивление, когда весы показали, что деревце увеличило свой вес практически в тридцать раз, и совсем не походило на тот скромный прутик, что был посажен в кадку. А вес почвы уменьшился всего на 56 граммов. Ученый сделал вывод. После ван Гельмонта различные ученые повторили его опыт, и сложилась так называемая «водная теория питания растений».

Одним из тех, кто попытался возразить этой теории был М. И строил он свои возражения на том, что на пустых, скудных северных землях с редкими дождями растут высокие, мощные деревья. Михаил Васильевич предположил, что часть питательных веществ растения впитывают через листья, но доказать свою теорию экспериментально он не смог. И как часто бывает в науке, помог его величество случай. Однажды нерадивая мышь, решившая поживиться церковными запасами, случайно перевернула банку и оказалась в ловушке.

"Новый воздух". 248 лет назад химик Джозеф Пристли открыл кислород

Пристли сделал поразительный вывод: растения (как в опыте, так и в природе) очищают воздух и делают его пригодным для дыхания. Опыт Джозефа Пристли: увеличение массы мышонка В ходе своей работы Джозеф Пристли провел опыты для изучения возможности увеличения массы мышонка. В данной статье представлен жизненный опыт известного ученого Джозефа Пристли. После опытов Пристли с колпаком и мышью всё высшее общество заговорило о способности растений очищать воздух. Классический опыт Джозефа Пристли с живыми мышами под колпаком, где воздух «освежается» зелёными ветками. Помимо Джозефа Пристли вклад в открытие кислорода внесли Антуан Лавуазье и Карл Шееле.

Джозеф Пристли: свобода, равенство, флогистон!

Такой подход позволил ему в одном из опытов открыть явление фотосинтеза. Следующий эксперимент был очевиден, и его результат его оказался ожидаемым. Мыши жили в присутствии зеленых растений в «испорченном» воздухе, свеча снова загоралась.

Пристли назвал свое открытие «дефлогистированным воздухом» на в Согласно теории, он так хорошо поддерживает горение, потому что в нем нет флогистона. Следовательно, он мог поглотить в максимальное количество при прожиге. В Смерть из Джозеф Пристли.

Священник и химик Джозеф Пристли умер 6 февраля 1804 года, семьдесят один год. Напротив, Пристли радикальные взгляды на религию и политику сделали Англию слишком горячей для него. Следовательно, откуда Пристли узнал, что он открыл кислород?

Свойства газов он изучал, используя мышей: сажал их под купол с тем или иным газом и смотрел, что произойдет. Пристли впервые получил бесцветный газ при котором свеча горела ярче, чем обычно, а мышь жила дольше в августе 1774 года.

Пристли поддерживал теорию, согласно которой невесомая или даже обладающая отрицательной массой материя — флогистон — наполняла все вещества и высвобождалась по мере их сгорания. Поэтому открытый газ Пристли назвал бесфлогистонным воздухом он мог вместить больше флогистона, потому свеча и горела лучше. Правда, честь открытия кислорода обычно делят между Пристли, шведом Карлом Шееле, который получил кислород раньше, но медлил с публикацией результатов, и французом Антуаном Лавуазье, первым понявшем значение открытия. Продолжив опыты, Пристли обнаружил, что обнаруженный им газ выделяют растения, тем самым он открыл фотосинтез, хотя и не мог объяснить увиденное. В 1780 году Пристли переехал в Бирмингем, где он работал и преподавал.

Помимо этого, он принимал активное участие в жизни «Лунного общества» — клуба любителей науки и промышленников. Туда также входили упомянутый уже Джозеф Бэнкс, изобретатель Джеймс Уатт, промышленник и брат изобретателя копировальной бумаги Джозайя Веджвуд. Пристли до последнего держался теории флогистона, даже когда ее сторонников почти не осталось. Возглавил эту «химическую революцию» Антуан Лавуазье. Тот, кому Пристли одним из первых сообщил об открытии кислорода, направил это достижение против самого Пристли.

Лавуазье выступил против теории флогистона, заменив ее кислородной теорией горения и предложив список химических элементов первый прообраз периодической таблицы. Он же сформулировал закон сохранения массы и ввел принцип экспериментального обоснования любых утверждений о свойствах вещества. Это был совершенно новый подход к химии, с которым Пристли, бывший в первую очередь натурфилософом, смириться не мог.

Мышь дышит и это логично, что в закрытом пространстве рано или поздно газовый баланс сместится. Второй мышке повезло гораздо больше — у неё был зелёный друг рядом. И это комнатное растение выделяло в процессе фотосинтеза кислород и поглощало углекислый газ. Но главное здесь не путать! Растение тоже дышит, и в процессе дыхания, как и все живые организмы, потребляет кислород и выделяет углекислый газ.

Джозеф Пристли

Бывший механик McLaren Марк Пристли не сомневается, что Джордж Рассел составит конкуренцию напарнику по Mercedes Льюису Хэмилтону в 2022 году. После опытов Пристли с колпаком и мышью всё высшее общество заговорило о способности растений очищать воздух. Пристли открыл фотосинтез, обнаружив, что воздух, испорченный горением или дыханием, становится вновь пригодным для дыхания под действием зеленых частей растений. В результате этих опытов Пристли открыл одно из свойств диоксида углерода, с помощью которого и стало возможным создать газированную воду.

17 августа 1771 года Джозеф Пристли сделал открытие - растения выделяют кислород

Когда его порошкообразное соединение ртути нагревалось, с конца стеклянной трубки начали подниматься прозрачные пузырьки. Баночка начала заполняться. Пристли наполнил три бутылки газом и стал первым человеком, который успешно поймал это таинственное вещество. Но что это было? Пристли осторожно вынул одну бутылку из воды. Он держал зажженную свечу под ее горлышком. Тусклый свет вокруг фитиля свечи превратился в блестящий огненный шар. Оказалось, этот странный газ заставлял вещества гореть. Пристли поставил новую банку, наполненную обычным воздухом, вверх дном на подставку для проволоки рядом со второй банкой своего таинственного газа.

Сегодня мы бы сказали, что в таком воздухе нет кислорода, зато много углекислого газа. Он полагал, что растение также скоро погибнет. Но, вопреки ожиданию, растение чувствовало себя вполне хорошо. Позднее выяснилось: для того чтобы растение «очищало воздух», необходим свет. Надо сказать, что «питаться воздухом» совсем не легко. Кислород в процессе фотосинтеза выделяется в качестве побочного продукта. Миллиарды лет назад в атмосфере Земли не было свободного кислорода. Если бы человек был перенесён туда с помощью «машины времени», он бы немедленно задохнулся. Фотосинтез сумел изменить весь облик нашей планеты!

Пристли был Твердый сторонник теории флогистона. Каким был вклад Джозефа Пристли в науку? Он был наиболее известен своим открытием кислорода, но сделал гораздо больше. Пристли детство было наполнено отчаянием, но, несмотря на плохое образование и необычное образование, он увлекся науки. Его главный взносы были открыты более восьми газов, газированная вода и ластик для карандашей.

И, разумеется, в первую очередь был испробован эффект вдыхания им же открытого кислорода. В книге «Эксперименты и наблюдения, касающиеся различных видов воздуха» он так описывает опыты вдыхания кислорода: «Из большей силы и яркости пламени свечи в этом чистом воздухе можно заключить, что он полученный Пристли газ может быть особенно полезен для лёгких в некоторых болезненных случаях. Я имел возможность испытать его эффект на себе, вдыхая значительное количество его через трубку. Это дало мне замечательное ощущение свободы и лёгкости в груди. Кто бы мог отрицать, что когда-нибудь этот чистый воздух станет модным средством для развлечений? До сих пор, однако, только две мыши и я сам имели привилегию дышать им». В этой же книге Пристли написал: «Я не могу не польстить сам себе, что, в своё время применение этих разнообразных видов газов станет широко использоваться в медицине» [Priestley J. Experiments and Observations on Different Kinds of Airs. Само по себе это увлечение не имело сколько-нибудь важных практических последствий, кроме того, что в организованном Томасом Беддо Beddoes, Thomas, 1760-1808 «Пневматическом институте» знаменитый химик Гемфри Дэви Humphry Davy, 1778-1829 широко развил свои работы по изучению ингаляции газов.

Что такое эксперимент Джозефа Пристли?

Пристли описал опыт по электростатике, в результате которого он сделал вывод о сходстве величины электрических воздействий и ньютоновских сил всемирного тяготения. Напротив, Пристли радикальные взгляды на религию и политику сделали Англию слишком горячей для него. Опыт Пристли Данный опыт был осуществлён английским химиком Джозефом Пристли в 1771 году.

Что такое фотосинтез? История открытия процесса, фазы фотосинтеза и его значение.

Одна из главных задач Рассела в ближайшей перспективе — построить команду вокруг себя, считает бывший механик McLaren «Конечно, за Джорджем будущее. Его первоочередная задача — выйти из тени Хэмилтона и построить команду вокруг себя», — добавил Пристли.

Закончив духовную академию в Дэвентри, Пристли зарабатывал на жизнь преподаванием, лекциями и проповедями — что, учитывая его заикание, было непросто, но простых путей он никогда не искал.

Получил сан священника. Организовав школу в городке под названием Нантвич, в 1761 году для своих учеников написал учебник «Основы английской грамматики» — доступная и остроумная книга имела огромный успех и помогла его последующей преподавательской карьере. Следует отметить, что, кроме своего родного английского, он знал французский, немецкий, итальянский, латынь, древнегреческий, древнееврейский и ещё несколько языков...

Бенджамин Франклин, портрет кисти Ж. Дюплесси Однако потом его интересы стали смещаться в сторону физики и особенно химии. Сперва лабораторная работа была для него чем-то вроде хобби, но это хобби увлекало его всё больше.

Он познакомился с многими учёными включая Бенджамина Франклина, который в ту пору жил в Лондоне и вдохновил Пристли на 700-страничную книгу по истории учения об электричестве и вскоре стал уважаемым экспериментатором. Особенно продуктивной стала его деятельность в поместье лорда Шелбурна, покровителя наук: с 1773 года Пристли занимался его библиотекой и образованием детей, а взамен получил возможность ставить опыты в отличной лаборатории и путешествовать с Шелбурном по Европе. Как из камня сделать пар Химические достижения Пристли в основном касались газов.

В те времена эта отрасль химии называлась пневматической, а газы часто называли воздухами: в конце концов, всё равно никто толком не знал, из чего состоит воздух. В компании «Швепс» Пристли называли «отцом нашей промышленности». Фото: Reedy en.

И сразу изобрёл одну штуковину, которую мы теперь покупаем в магазинах: газированную воду, то есть воду, насыщенную углекислым газом. Получив её и попробовав, Пристли отметил, что пить её «до странности приятно». Кто бы спорил.

Вскоре газировку уже пили сотни людей. Другое популярное изобретение, которое часто приписывают ему, — каучуковый ластик. На самом деле такие ластики впервые стал производить английский инженер Эдуард Нэрн, но Пристли приложил руку, как сейчас сказали бы, к пиар-продвижению нового товара.

Одно только перечисление дальнейших открытий Пристли в химии газов занимает целый абзац. Пристли впервые выделил «кислый воздух» — хлороводород формула HCl , который при растворении в воде даёт соляную кислоту. Он первым изучил сернистый газ SO2 — тот самый газ с запахом горелых спичек, который является одним из главных «ответственных» за кислотные дожди, но незаменим в химической промышленности.

Он открыл оксиды азота — бесцветный газ NO и бурый NO2, а также «веселящий газ» N2O, который спустя 70 лет стал популярным средством обезболивания. Он, возможно, первым в чистом виде получил аммиак NH3 — вещество, которое в XX веке стало основой производства удобрений. Но главным его открытием был кислород.

Он установил, что графит проводит электрический ток, научно доказал процесс фотосинтеза, определил свойства закиси азота в том числе открыл «веселящий газ» , открыл кислород. Порой его открытия носили случайный характер. Открытие газировки также было неожиданным. Наблюдая за работой одной пивоварни, Пристли заинтересовался, какого рода пузырьки выделяет пиво при брожении. Контейнеры с водой, которые химик поместил над чанами с варящимся пивом, вскоре зарядились пузырьками, которые на деле оказались углекислым газом. Попробовав получившуюся жидкость, Джозеф был поражен ее приятным резким вкусом, а в 1767 году он, выведя состав, сам изготовил первую бутылку газированной воды. Первым же, кто начал промышленное производство газированной воды стал уроженец германской земли Гессен Якоб Швепп.

Иоахим Юнг 22. Поскольку в Германии, одной из самых отсталых стран XVII века, всё ещё имела место выраженная тяга к схоластике, Юнг с особой остротой противопоставлял свои материалистические взгляды и сочувственно высказывался о Демокриде и его атомистической теории. Юнг сумел объединить вокруг себя учёных, близких ему по убеждениям. В 1622 году он сумел организовать первое в Германии научное общество. Открытие научных истин путём осмысленного опыта, освобождение науки от софистики и обогащение её новыми открытиями — такие задачи ставило перед собой это общество. Лишь после смерти Юнга ученики издали два его сочинения. Первый труд под названием «Isagoge phytoscopica» представлял собой нечто вроде систематической общей ботаники. Именно в нём можно было найти наиболее продуктивные влияния на развитие этой науки. Более всего Юнг был увлечён морфологией растений, сравнительным изучением растительных форм и взаимоотношением их отдельных частей, независимо от связанных с иными растениями функций. Эти поиски «единого во многом» свидетельствовали о глубоком размахе мысли автора. Юнг подробно описывал различные формы стебля, указывая при этом на его коленчатое строение. Писал о различных формах ветве- и листорасположения, а также о многообразии форм листьев. Он первым дал определение сложного листа и заметил, как изменяется форма листьев по мере удаления по стеблю вверх. Установил понятия одиночных цветков и соцветий, указал на разнообразие тех и других, предложил для них точные термины. У него впервые можно встретить такие названия соцветий, как «колос», «кисть», «корзинка», «зонтик» и прочие. В отдельном цветке Юнг различал три его части: лист, тычинки и пестик. В плодах он особое внимание обращал на семена, рассматривал околоплодник как своего рода семяхранилище и отмечал разнообразие плодов и семян. Юнг настаивал на введении в науку следующего принципа: все растительные органы, сходные по своей «внутренней сущности», должны носить одно и то же название, даже если они различны по форме. Иначе говоря, Юнг близко подошёл к понятию гомологии органов растений, дав тем самым чёткий критерий для сравнения различных растительных органов между собой. Он подчёркивал необходимость учёта всего комплекса основных признаков растений и отвергал характерный для Цезальпина телеологический аристотелевский подход к растительному организму. Заслугой Юнга стало ещё и то, что он уточнил существующую и ввёл новую ботаническую терминологию. Работу Юнга продолжил английский ботаник Джон Рэй. Джон Рэй 29. Прежде всего, Джон Рэй известен своим трудом «История растений», который заключал в себе описания всех известных на тот момент растений. Эта книга начиналась интересным введением общего характера и знакомила читателя с морфологическими и физиологическими взглядами автора. Излагая эти взгляды, Рэй опирался главным образом на данные, установленные его предшественниками и учителями: Грю, Мальпиги и Юнгом. В вопросах физиологии растений Рэй практически всегда держался в рамках взглядов, высказанных авторитетами его эпохи. Например, проблему питания растений он толковал так же, как и Грю. Но в противоположность Юнгу, отвергавшему существование полов у растений, он склонялся к их признанию. Рэй специально интересовался проблемой движения у листьев растений, лепестков цветков и, в частности, у сложного листа мимозы, Любопытно, что все такого рода движения Рэй связывал с влиянием на цветы и растения света, температуры, испарения, давления соков. Таким образом он стремился объяснить эти явления материалистически, не испытывая, подобно Юнгу, никакой необходимости к таким абстракциям, как Аристотелева энтелехия. Среди них можно выделить несколько имён. Крупным ботаником этого периода был Рудольф-Яков Камерарий — физик, ботаник, философ, профессор и директор ботанического сада в Тюбингене, который 25 августа 1694 года отправил профессору Валентину письмо «О поле у растений». Рудольф Якоб Камерарий 12. В этой насыщенной и сдержанной статье Камерария поражает исчерпывающее знакомство с литературой по поднятому им вопросу. Чрезвычайно убедительна аргументация — не словесная, а целиком построенная на очень простых с виду, но весьма показательных экспериментах. Автор этой работы устанавливает несколько безупречных фактов. Он описывает органы размножения цветковых растений: пестик с завязью, заключающий в себе семяпочки одну или несколько , и тычинки, изготавливающие пыльцу. Камерарий говорит о судьбе неопылённых и опылённых семяпочек, о бесплодии махровых цветков, очень бедных пыльцой или вовсе лишённых её. Затем, указав на существование одно- и двуполых, а также двудомных растений приходит к заключению, что подавляющее большинство растений размножается путём самоопыления, тогда как перекрёстное опыление имеет место лишь у раздельнополых, и в первую очередь двудомных растений. Забегая вперёд, необходимо сказать, что этот вывод был неверен. Наблюдения Камерария базировались на следующих опытах: у двудомных растений он изолировал женские особи, а у однодомных удалял мужские цветки. На основании этих опытов он сделал вывод: цветок всегда оказывается пустоцветом, а плод не образует семян, когда содержимое тычинок не попадает на женский цветок. Подводя итоги своим исследованиям, Камерарий заключает: «Было бы правильным дать тычинкам более благородное название мужских органов размножения, ибо их пыльники являются хранилищем, в котором выделяется и накапливается цветочная пыль, чтобы затем направиться отсюда куда следует. Завязь вместе со столбиком ведут себя по отношению друг к другу, как мужчина и женщина… Они отличаются полом, и это не только… сравнение, аналогия или образ, а …в буквальном смысле этого слова так». Так был установлен факт существования полов у растений. Так было доказано наличие у них мужских и женских органов размножения. Несмотря на широкий перечень теоретических изысканий, ботаники никогда не теряли связи с задачами растениеводства, поскольку издавна различные растения играли большую роль в лечебной практике, научной и народной медицине.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий