Молчание на поминках — это не только нормально, но и правильно: в тишине каждый вспоминает умершего и полнее ощущает свою связь с ним. Молитва за упокой – обязательная часть утренних и вечерних молитв православного человека. Недопустимо поминовение алкоголем. Получается, что, поминая наших умерших даже такой простой фразой, мы исповедуем свою веру сразу в три серьезных факта: 1.
Как провести поминки на 1 год: основные правила
Поминальный обед поминки на полгода | По традиции родственники устраивают поминки в день похорон. Поскольку обычаи предписывают хоронить на 3 день, то и первое поминание получило название третины. |
Поминки – все о правилах проведения поминального обряда и трапезы | После похорон существуют важные даты: 3-й день, 9-й день и 40-й дней. Поминовение важно как для души покойного, так и для оставшихся в живых родственников. |
Не издевайтесь над мёртвыми! Почему нельзя часто поминать усопших
Строгих предписаний, обязывающих посещать кладбище через полгода после смерти человека нет. Однако прийти на могилу все же стоит. Сделать это нужно не только чтобы помолиться за покойного, но и для того, чтобы навести там порядок. В этот день можно убрать сорняки, высадить цветы, поправить временный крест если он вдруг покосился и т. Некоторые люди к месту захоронения несут с собой сладости, выпечку и другую еду. Церковь негативно относится к такому обычаю, так как считает, что кладбище — место для духовной скорби, а не для поминальных обедов.
Также помните, что в день поминовения возле могилы усопшего категорически запрещено употреблять спиртные напитки. Как правильно молиться дома? Отдать дань памяти покойному можно не только через молебен в храме, но и через молитву дома. Чтобы ваши слова были услышаны Господом Богом необходимо придерживаться следующих рекомендаций: Подготовка — перед началом молитвы нужно заранее подготовить текст, который вы будете произносить. Строки нужно не просто бездумно прочитать, а постараться вникнуть в их суть.
Если вам что-то непонятно, то обратитесь за разъяснениями к священнослужителю. Выделите достаточно времени — в процессе молитвы нельзя отвлекаться и куда-то спешить. Имейте ясные помыслы — к молитве нужно приступать в хорошем расположении духа. Если вы эмоционально расстроены, обижены или нервничаете, лучше перенесите молебен на другое время. Место для молитвы дома обязано быть спокойным и тихим.
Не лишним будет установить несколько икон и портрет покойного. Нужно ли проводить поминальный обед через полгода после кончины? Здесь все на усмотрение родственников. Если есть желание помянуть умершего человека по всем правилам, то можно организовать полноценный поминальный обед на полгода, однако если вы просто ограничитесь домашней молитвой или службой в храме, то никто вас не осудит. В православной вере нет четких правил по поводу проведения поминок через 6 месяцев со дня смерти.
Главное в эту дату — вспомнить почившего добрым словом и помолиться о спасении его души. Важно не забывать, что поминки — скорбное мероприятие, поэтому вести себя нужно скромно. Как высчитать точную дату поминок? Чтобы правильно отсчитать полгода со дня кончины человека, необходимо ориентироваться не на конкретный день и время смерти, а на число.
Надо исходить из объективных причин и отталкиваться от сложившейся ситуации. Есть дни, когда церковь не рекомендует поминать умерших: во время Святой Пасхи; на Страстную неделю в период Великого поста. В эти дни все помыслы людей должны быть направлены к великой жертве Иисуса Христа, а на Пасху все верующие должны радоваться известию о воскрешении.
Разумно будет перенести поминки на Радоницу — это день поминовения всех умерших. В день Рождественского сочельника лучше отметить поминальный день восьмого числа, это будет хорошим знаком рождения в вечной жизни. Есть обычай после Пасхи оставлять на подоконнике кулич и крашеные яйца, чтобы души нашли свой дом, наелись, а в воскресенье вернулись на небеса. В то же время нельзя не помнить, что для наших умерших родственников и близких важна молитва за них. Для этого надо заказать литургию об упокоении души умершего. Главное в день смерти — молиться, а собрать людей за столом можно в выходной день после годовщины смерти. В каждой религии есть свои традиции поминания Во всех религиях народов есть специально отведенные дни для поминовения ушедших в мир иной.
Когда не выходит по каким-либо причинам помянуть близких в день годовщины смерти, то это можно сделать в дни поминовения. В каждом религиозном направлении даты не совпадают: Радоница — это день поминовения для православных верующих. Отмечается он во вторник на второй неделе после Пасхи. Кроме этого дня, существует еще 5 подобных дат. День всех усопших католики отмечают 2 ноября. Третий, седьмой и тридцатый дни после смерти поминать считается не обязательным.
Что читать по усопшему на Пасхальной неделе? Вместо Псалтири на Светлой седмице читают Деяния святых апостолов. Существует поверье, что до сорокового дня нельзя ничего отдавать из вещей умершего.
Верно ли это? После смерти, когда душа проходит мытарства, совершается суд, надо ходатайствовать за нее: молиться и совершать дела милосердия. Надо делать добро за усопшего: жертвовать в монастырь, в церковь, раздавать вещи умершего, покупать священные книги и дарить верующим со дня его смерти до сорокового дня и после него. В 40 дней после смерти душа определяется в то место блаженства или мучения , в котором она будет пребывать до Страшного Суда, до второго Пришествия Христова. До наступления Страшного Суда можно изменить загробную участь усопшего усиленной молитвой за него и милостыней. Для чего нужна смерть тела? Смерть появилась в результате грехопадения первых людей. Для многих людей смерть является средством спасения от духовной гибели. Так, например, дети, умирающие в раннем возрасте, не знают греха.
Смерть сокращает сумму общего зла на земле. Что представляла бы из себя жизнь, если бы вечно существовали убийцы-Каины, предающие Господа Иуды и другие им подобные? Поэтому смерть тела не «нелепа», как про нее говорят люди мира, а необходима и целесообразна. Для чего совершается поминовение усопших? Но после смерти эта возможность исчезает, остается лишь надежда на молитвы живых. После смерти тела и частного суда душа находится в преддверии вечного блаженства или вечных мук. Это зависит от того, как была прожита краткая земная жизнь. Но многое зависит и от молитвы за умершего. Жития святых угодников Божиих содержат множество примеров того, как по молитве праведников облегчалась посмертная участь грешников — вплоть до их полного оправдания.
Какое поминовение усопших является самым важным? Необходимо в ближайшие дни по кончине заказать в храме сорокоуст, то есть поминовение на сорока Литургиях: сорок раз приносится Бескровная Жертва за почившего, из просфоры вынимается частица и погружается в Кровь Христову с молитвой об отпущении грехов новопреставленного. Это самое необходимое из того, что можно сделать для души усопшего. Что означают 3-й, 9-й, 40-й дни после кончины человека? Что необходимо делать в эти дни? Первые два дня душа преставившегося пребывает еще на земле и с сопровождающим ее Ангелом ходит по тем местам, которые притягивают ее воспоминанием земных радостей и горестей, добрых дел и злых. Так проводит душа первые два дня, в третий же день Господь, во образ Своего тридневного Воскресения, повелевает душе вознестись на небеса для поклонения Ему — Богу всяческих. В этот день благовременно церковное поминовение души усопшего, представшей пред Богом. Потом душа в сопровождении Ангела заходит в райские обители и созерцает их несказанную красоту.
В таком состоянии душа пребывает шесть дней — от третьего до девятого. В девятый день Господь повелевает Ангелам опять представить душу к Нему на поклонение. Со страхом и трепетом предстоит душа пред Престолом Всевышнего. Но и в это время Святая Церковь опять молится за усопшего, прося Милосердного Судию о водворении со святыми души преставившегося. После вторичного поклонения Господу Ангелы отводят душу в ад, и она созерцает жестокие муки нераскаявшихся грешников. В сороковой день по смерти душа в третий раз возносится к Престолу Божию. Теперь решается ее участь — ей назначается определенное место, которого она удостоилась по делам своим. Потому так благовременны церковные молитвы и поминовения в этот день. Ими испрашивается прощение грехов и водворение души умершего в раю со святыми.
В эти дни совершаются панихиды и литии. Поминовение умершего в 3-й день после его смерти Церковь совершает в честь тридневного Воскресения Иисуса Христа и во образ Пресвятой Троицы. Поминовение в 9-й день совершается в честь девяти чинов ангельских, которые, как слуги Царя Небесного и предстатели к Нему ходатайствуют о помиловании преставившегося. Поминовение в 40 -й день, по преданию апостолов, имеет основанием сорокадневный плач израильтян о кончине Моисея. Кроме того, известно, что сорокадневный период весьма знаменателен в истории и Предании Церкви как время, необходимое для приуготовления, принятия особого Божественного дара, для получения благодатной помощи Отца Небесного. Так, пророк Моисей удостоился беседовать с Богом на горе Синай и получить от Него скрижали Закона лишь по прошествии сорокадневного поста. Пророк Илия достиг горы Хорив через сорок дней. Израильтяне достигли земли обетованной после сорокалетнего странствия по пустыне. Принимая все это за основание, Церковь установила совершать поминовение усопших в 40-й день по их смерти, чтобы душа преставившегося взошла на святую гору Небесного Синая, удостоилась лицезрения Божия, достигла обетованного ей блаженства и водворилась в небесных селениях с праведниками.
Во все эти дни очень важно заказывать поминание усопшего в Церкви, подав записки на Литургию и или панихиду. Можно ли заказать панихиду по усопшему, если он католик? В храмах не отпевают и не поминают тех, кто никогда не принадлежал к Православной Церкви: католиков, протестантов, иноверцев и всех, умерших некрещеными. Чин отпевания и панихиды составлены с уверенностью, что умерший и отпеваемый был верным членом Православной Церкви.
Самый распространенный вид «нечистых» покойников - самоубийцы. Существует заблуждение, что в году есть какой-то особый день, когда можно помянуть наложивших на себя руки. Называются Радоница, которая в 2021 году приходится на 11 мая, или Троицкая родительская суббота — 19 июня в нынешнем году.
Однако церковь не поминает самоубийц ни в эти дни, ни в какие другие. Так что упоминание об особом поминовении в день Конона — не о них.
Молитва об усопших за упокой души
Прочие же субботы Великого Поста, посвященные особенным воспоминаниям, не имеют уже и названия Родительских и в них поминовение умерших производится по обыкновенному. Чтобы отдать дань умершему человеку необходимо не просто приглашение близких людей и организация поминального обеда, но и поминание усопшего в церкви. Во время этих богослужений совершается проскомидийное поминовение умерших, когда за каждого человека из большой просфоры вынимается частичка, символизирующая его душу.
Как поминают усопшего в церкви
«Не носите на могилы крашеные яйца, водку и мертвые цветы»: традиции и мифы Радоницы | Что нужно говорить, поминая умершего. Не будет новостью услышать, ходящую в народе, фразу: «О мертвых или хорошо, или ничего». |
Народный календарь. Как правильно помянуть умерших в Дедову субботу, 5 ноября | На поминках следует говорить негромко, не сбиваться на обсуждение посторонних тем и вспоминать только об усопшем. |
Дни особого поминовения усопшего | Поминать следует не только своих родственников, но и всех умерших, особенно тех, за кого некому помолиться. |
Как правильно поминать умершего через 9 дней? | Аргументы и Факты | день особого всецерковного поминовения усопших на 9-й день после Пасхи. |
Дни поминовения усопших | Для того, что понимать, как правильно поминать усопших, что говорить в день памяти, нужно разобраться, что же происходит с человеческой душой после смерти. |
Как поминают усопшего в церкви
Молчание на поминках — это не только нормально, но и правильно: в тишине каждый вспоминает умершего и полнее ощущает свою связь с ним. В свою очередь церковной панихидой принято считать молебен за покой и поминовение умершего. В отличие от Дня всех святых, это прежде всего поминовение умерших родных и близких.
Когда и как правильно поминать усопших людей после смерти
Зачем Церковь поминает умерших. Необходимо поминать умершего только добрыми словами, чтобы помочь усопшему склонить весы Божьего Суда в светлую сторону. А еще была традиция приглашать к трапезе людей малоимущих и нуждающихся, чтобы их накормить и попросить помянуть в молитвах умершего. Христиане в определенные дни собирались и вместе шли на кладбища помянуть умерших собратьев по вере.
Как провести поминки на 1 год: основные правила
Во дни мясоеда на поминальный стол в храм нельзя приносить мясную пищу. Что такое церковное поминовение Поминовение — это молитвенное упоминание имен живых и умерших в православной церкви за Литургией, на молебне, на панихиде, основанное на вере в силу и действенность этого поминовения пред Богом для вечного блага и спасения поминаемых. Поминовение делается или самим причтом по помянникам, диптихам , или же по запискам «О здравии» и «О упокоении». Если мы хотим, чтобы наших усопших помянули по именам, следует подать записку «О упокоении». В записках пишутся имена только тех, кто был крещен в Православной Церкви. В записках нельзя писать имена некрещеных, самоубийц, безбожников, вероотступников, еретиков. Зачем пишутся имена в записках «О упокоении» Имена пишутся не для того, чтобы напомнить Господу Богу о наших усопших. Господь предвечно знает всех, кто жил, кто живет, кто будет жить на земле. Имена в записках напоминают нам самим, о ком мы должны молиться, в память кого должны совершать добрые дела.
Общаясь с живыми, мы постоянно помним о них; усопшего же мы помним только в первое время после смерти. Постепенно чувство скорби, острота разлуки ослабевает, и мы забываем своих усопших. Об усопших нужны более частые напоминания — и поэтому имена усопших при Богослужении возглашаются гораздо чаще, чем имена живых. Как завести помянник Уже в древней Церкви поминовение производилось по так называемым диптихам, которые представляли собой две соединенные таблички сперва их покрывали с внутренней стороны воском, надписи делали особым прутиком-стилем, а затем стали делать из пергамента или бумаги. На одной стороне таблицы писали имена живых, а на другой — усопших. Поминовение по диптихам помянникам считалось большой честью. В эти церковные помянники вносились только христиане безупречного образа жизни — сперва епископы, затем священники, а затем миряне. Имела свой домашний помянник и каждая христианская семья.
Это разделение на два рода диптихов дошло до наших дней — и сейчас в церкви существуют общие, или церковные, диптихи так называемые синодики , и частные, домашние помянники. Синодики ведутся в монастырях и храмах, в них вносятся имена людей, по которым совершается поминовение вечное или заказанное на определенное время; свои помянники подают для поминовений прихожане. Простейший помянник — это записка, которая пишется перед каждой службой. С апостольских времен чтение помянников входит, как непременная часть, в состав важнейшей из дневных служб — Литургии. Чтение помянников соединяется с принесением Святейшей Жертвы Тела и Крови Христовых, по силе Которой возносится ко Господу прошение смыть грехи поминавшихся. Купить помянник можно в храме. Как и древний диптих, он состоит из двух частей — перечня имен живых и перечня имен усопших. Помянник удобен не только в церковной молитве он подается вместо записки , но и в домашней — здесь можно указать дни ангелов тех, о ком молитесь, другие памятные даты.
В помянники записываются имена всех живых и усопших — и таким образом помянник становится своеобразной родовой книгой.
Принципы изготовления просфоры, памятка Поминки 1 год: традиции и правила проведения В славянских странах принято отмечать знаковые даты для живых людей, такие как именины и дни рождения , а после гибели — поминки. Такая дата чрезвычайно значима для христиан, так как они чистосердечно веруют в бесконечную жизнь, и наедятся на встречу с Богом. Именно по этой причине, по мнению христиан, для человеческой души не существует никакого завершения.
Кроме молебна, на один год смерти в церкви часто заказывают: Поминание в процессе проведения богослужения утром. Проводят следующий обряд: из кусочка хлеба все извлекают небольшие части за новопреставленного. Сорокоуст — поминание на сорока церковных службах. Панихиду — обычно производится в субботу, но много договориться и выбрать любой другой день.
К такому обряду можно обращаться хоть каждые 7 дней, но один год — дата серьезная. Литию — следующий тип службы за упокой души. Она намного короче вышеупомянутой и производится в любое время. На любом мероприятии за упокой молиться должны все пришедшие, так как считается, что у батюшки не будет достаточно сил, чтобы вложить в молитвы все переживания, которые испытывают близкие покойника.
Когда нужно проводить поминки и индивидуальные дни поминовения покойных в церкви Поминать можно не только в общепоминальные дни. Чтением молитв и вспоминанием людей заниматься разрешается в абсолютно любой день, но правильнее всего делать это на: Третий, девятый и сороковой дни после кончины. Именно в это время человек держит ответ перед Богом и его душа ожидает перехода к вечной жизни, так как, по мнению христиан, душа не может умирать. В эти дни она нуждается в помощи от родных, а именно в молитве и воспоминаниях.
Годовщину с момента кончины. Уход в другой мир ничуть не менее важное событие, чем день рождения. Для многих это второе рождение и переход в бесконечное бытие. Обязательно нужно помянуть умершего человека в этот день добрым словом.
Неважно, какой это месяц: октябрь, ноябрь или июнь. Церковь не запрещает проводить молитву каждый день. Кроме индивидуальных дат есть еще и общие, когда помянуть родственников считается обязательной процедурой. Процесс поминания в церкви Как правильно заказывать поминовение в церкви?
По мнению христиан, молитва облегчает прохождение человека в другой мир и спасает даже самых безнадежных грешников. Чтобы панихида была отслужена по правилам, необходимо прийти в храм, а именно в лавку свечей. Там можно записать имя умершего человека.
На Красную горку россияне ходят на службу в храм, а затем могут отправиться на кладбище.
В качестве альтернативы еду можно отдать малоимущим, знакомым или соседям, попросив их помянуть усопших. Если на этот день выпала памятная поминальная дата — по возвращении домой можно собраться за общей трапезой, чтобы вспомнить близкого человека. На стол ставят скромные сытные блюда, такие как щи или борщ, рыба, холодец, картофель, овощной салат, пирожки или пирог, соленья, кутья.
Если ты живешь в достатке — можешь отдать садака тому, кто в этом пожертвовании нуждается. Отказываться от садака — это греховный поступок. Я обычно на таких трапезах говорил, что желающие могут передать садака в пользу мечети. Тогда мне один хазрат сказал: «Вот за этим столом может оказаться человек, который пришел, надеясь получить хоть какую-то помощь. Когда ты призываешь отдать садака мечети, все следуют твоему примеру и сдают в фонд мечети. И тому человеку приходится отдать, хотя он ведь сам нуждается». Действительно, мы можем и не знать, что за столом есть те, кому такая помощь необходима. Гости, конечно, все не могут съесть, многое остается. Хозяева обижаются, что гости ничего не съели. Поэтому желательно, чтобы при подготовке не переусердствовать, не надо стараться превзойти других в богатстве угощения. Не стоит превращать поминальные трапезы в свадебные столы. А если уж была возможность, приготовили много и осталось, то нет ничего плохого в том, чтобы раздать эту еду в качестве гостинца. Это даже предпочтительнее, чем еда останется и испортится. Ведь это будет исраф. Поэтому не стоит отказываться, если предлагают гостинец с собой. Обязаны ли это делать все присутствующие? Можно раздавать что угодно или только деньги? Сейчас раздают не только деньги — это могут быть книги, мыло, чай. Такое тоже возможно. Желательно полученный садака отдать сиротам и нуждающимся. Это правильно или просто дань моде? Поэтому ничего плохого в этом нет. Желательно, чтобы мы хотя бы раз в месяц совершали наши молитвы для душ умерших. Это правда? Потому что судьба человека, его удел только от Аллаха. Кто-то говорит: «Если в доме умрут два человека, умрет еще и третий».
Please wait while your request is being verified...
Молитвы об усопших за упокой | Как правильно поминать усопшего на 9 дней после смерти, и почему нужно это делать родственникам. |
Поминки от А до Я: суть, правила и дни поминок, порядок проведения | Православная Церковь учит, что душе умершего, прежде всего, нужны искренние молитвы о нём – молитвы дома и молитвы церковные, то есть поминовение на Литургии. |
9 дней после смерти: что значит и как правильно поминать усопших | Принять участие в службе на поминках через полгода может каждый, кто желает почтить память умершего. |
«Не носите на могилы крашеные яйца, водку и мертвые цветы»: традиции и мифы Радоницы
Поэтому, с одной стороны, такой День памяти наиболее сложен в организации, но, с другой стороны, охватывает сразу много различных потребностей и задач памяти. Ориентируясь на психологические потребности каждого из участников мероприятия, мы решили опираться на следующий план. В самом начале, когда родители и близкие родственники детей поднимались на палубу, волонтеры предлагали участникам украсить открытками-листочками Дерево памяти это было живое дерево в контейнере — небольшая яблонька с декоративными яблочками. Перед отправлением речного трамвайчика, пока все участники собирались, желающие могли написать с обратной стороны открытки слова памяти. Это могло быть все что угодно: какая-то запомнившаяся фраза или определенный общий ценный момент, а может, и те слова, которые хотелось сказать в моменте или значимая цитата — в общем, всё, что придет на ум. Подписанные открытки участники привязывали к Дереву памяти. Всю встречу это дерево стояло на верхней палубе, раскачиваясь и шелестя «листиками»-открытками на ветру, а после мероприятия его высадили рядом с БЦ «Верю в чудо». Когда подошло время заходить на теплоход, участники услышали колокольчик — мы все собрались на нижней палубе. Именно там проходила наша основная программа. Мы предполагали, что родителям и близким, которые пришли на мероприятие, в самом начале не просто было говорить, нужно было время, чтобы освоиться. Поэтому после отправления речного трамвайчика была короткая, но все же официальная часть, которая предполагала выступление директора БЦ «Верю в чудо» - Софии Лагутинской, священника Александра Пермякова и психолога Динары - одного из авторов этой статьи.
Психолог в кратком выступлении 3-4 минуты постаралась снять напряжение, поговорив о том, для чего это делается и зачем это нужно. В заключение официальной части одна из волонтёров прочитала белый стих о памяти текст стихотворения — в конце статьи , в то время как на заднем плане показывались фотографии детей. После каждой строчки делалась пауза и называлось имя одного из детей. Фотографии принадлежат Благотворительному Надомному хоспису "Дом Фрупполо", организованному Благотворительным центром "Верю в чудо" г. После короткой официальной части начали работу три секции с учетом разных потребностей участников: «Корзина памяти». Для участников, которые были достаточно энергичны и хотели, скорее, что-то делать, нежели говорить, мы предложили мастер-класс «корзина памяти» - создание некоего символа памяти о ребенке. Вместе с опытным флористом и помощниками-волонтерами родители составляли композиции из живых цветов в небольших корзинах. Например, для меня: вот этот цветок похож цветом на человеческие глаза, а вот этот цветок для меня значит нежность… Посмотрите, подумайте, что приглянется вам. Когда вы составите свою цветочную корзину, мы предлагаем желающим рассказать о том, как вы ее составили и что она для вас значит». Секция психолога.
Беседа об утрате и горевании. Для участников, которые не были готовы к активностям, но потенциально выражали желание говорить о себе и своих чувствах. Психолог рассказывал о чувствах и о том, как проходит процесс горевания, предлагал поделиться личным опытом тем, кто хочет высказаться. Эта секция вызвала больший интерес, чем мы предполагали. Многие мамы говорили, что им очень близко все то, о чем рассказывал специалист, и именно это понимание помогло им раскрыться и поделиться личным опытом с другими участниками. Секция священника. Беседа о духовном переживании утраты. Мы предполагали, что на эту секции придут те, кому важно присутствие духовного наставника - в нашем случае, священника. Что для христианина значит смерть, каков опыт христианства относительно переживания утраты, как церковь помогает в период горевания - эти и многие другие темы можно было затронуть во время беседы. У участников была возможность посетить несколько секций, свободно перемещаясь по речному трамвайчику.
После завершения секций колокольчик вновь собрал всех участников на нижней палубе.
Так, восточные славяне верили, что после смерти человек не исчезает, а переходит в загробный мир. Отсюда пошла традиция устраивать трапезы на могилах предков, чтобы разделить с ними пищу так, как будто они живы. С усопшими разговаривали, рассыпали на могиле еду и поливали землю напитками. Когда пришло христианство поминать стали по другому: за предков полагалось молиться в храме, а само понятие жизни после смерти стали связывать не с загробным царством мертвых, а с Царствием небесным.
Христиане верят, что подобно Иисусу, праведные души не умирают, а обретают жизнь вечную, то есть воскресают в Царствие Небесном. Радоница — это день, когда верующие посещают могилы усопших родственников. Главная цель - почтить их память и помолиться за них.
Но в эти обозначенные дни желательно, чтобы в дом пришел Коран, чтобы хозяева сделали доброе дело, накормив людей, выделяли из своего достатка помощь неимущим и сиротам. Нельзя заставлять покойника ждать из-за того, что не приехали родные, еще не до конца определились с местом для могилы, и так далее.
Усопшего надо предать земле, следуя нашей религии, в тот же день, когда у него душа отделилась от тела. Поэтому день смерти и день похорон должны совпадать, и надо считать с этого дня. Это правильно? Но если, например, седьмой день покойного приходится на середину недели, в этот день надо зайти в мечеть и отдать садака. А в выходные можно позвать муллу и провести чтение Корана с близкими и родными.
В доме, где человек умер, или можно в любом другом месте? В разных регионах и селах существуют разные традиции. Допустим, в одной семье принято поминать человека в доме, где он умер. Не надо отказываться от этого. Аллах в своем Коране говорит: «Я не возлагаю на вас сверх ваших возможностей».
Если собирать гостей в доме, где человек умер, невозможно по каким-то причинам, это вызывает затруднения, то не будет грехом провести это в другом месте. Но лучше проводить так, как это принято в вашей семье. Это значит, что в здании не должно быть изображений людей, животных, на столе должны быть халяльные блюда. Аллах не требует от человека непосильного. Если нет возможности, садака можно отдать читающей бабушке или дедушке или отнести в мечеть.
Допустим, умер глава семьи, а на жене остались трое детей, кредит, ипотека, долги. Такой семье, напротив, мы сами должны помогать. А при возможности, конечно, упомянутые выше дни надо отдельно отмечать молитвами и чтением Корана. Не будет ли это неправильным? Все делается по возможности.
Если желаете этого, проводите дома. Если нет возможности — можете просто отдать садака. Но совершить дуа за покойного — обязательно. Кому поручается чтение Корана в каждом из этих случаев?
Особые дни поминовений — третий, девятый и сороковой при этом день кончины считается первым. Поминовение в эти дни освящено древним церковным обычаем. Оно согласуется с учением Церкви о состоянии души за гробом. Панихида на кладбище Сент-Женевьев де Буа. Фото: Православие. Ru Третий день. Поминовение усопшего в третий день после смерти совершается в честь тридневного воскресения Иисуса Христа и во образ Пресвятой Троицы. Первые два дня душа преставившегося еще находится на земле, проходя вместе с сопровождающим ее Ангелом по тем местам, которые притягивают ее воспоминаниями земных радостей и горестей, злых и добрых дел. Душа, любящая тело, скитается иногда около дома, в котором положено тело, и таким образом проводит два дня как птица, ищущая себе гнезда. Добродетельная же душа ходит по тем местам, в которых имела обыкновение творить правду. В третий же день Господь повелевает душе вознестись на небеса для поклонения Ему — Богу всяческих. Весьма своевременно поэтому церковное поминовение души, представшей пред лицем Правосудного. Девятый день. Поминовение умершего в этот день бывает в честь девяти чинов ангельских, которые, как слуги Царя Небесного и предстатели к Нему за нас, ходатайствуют о помиловании преставившегося. После третьего дня душа в сопровождении Ангела заходит в райские обители и созерцает их несказанную красоту. В таком состоянии она пребывает шесть дней. На это время душа забывает скорбь, которую чувствовала, находясь в теле и после выхода из него. Но если она виновна в грехах, то при виде наслаждения святых она начинает скорбеть и укорять себя: «Увы мне! Сколько я осуетилась в этом мире! Я провела большую часть жизни в беспечности и не послужила Богу, как должно, дабы и мне удостоиться сей благодати и славы. Увы мне, бедной! Со страхом и трепетом предстоит душа пред престолом Всевышнего. Но и в это время святая Церковь опять молится за усопшего, прося милосердного Судию о водворении со святыми души своего чада. Сороковой день. Сорокадневный период весьма знаменателен в истории и предании Церкви как время, необходимое для приуготовления, для принятия особого Божественного дара благодатной помощи Отца Небесного. Пророк Моисей удостоился беседовать с Богом на горе Синай и получить от Него скрижали закона лишь после сорокадневного поста. Израильтяне достигли земли обетованной после сорокалетнего странствия. Сам Господь наш Иисус Христос вознесся на небо на сороковой день по воскресении Своем. Принимая все это за основание, Церковь установила совершать поминовение в сороковой день после смерти, чтобы душа преставившегося взошла на святую гору Небесного Синая, удостоилась лицезрения Божия, достигла обетованного ей блаженства и водворилась в небесных селениях с праведными. После вторичного поклонения Господу Ангелы отводят душу в ад, и она созерцает жестокие муки нераскаявшихся грешников. В сороковой же день душа в третий раз возносится на поклонение Богу, и тогда решается ее участь — по земным делам ей назначается место пребывания до Страшного суда. Потому так благовременны церковные молитвы и поминовения в этот день. Ими заглаживаются грехи умершего и испрашивается душе его водворение в раю со святыми. Церковь совершает поминовение усопших в годовщину их смерти. Основание этого установления очевидно. Известно, что самым большим литургическим циклом является годовой круг, по прошествии которого вновь повторяются все неподвижные праздники.
Не издевайтесь над мёртвыми! Почему нельзя часто поминать усопших
Поэтому канун праздника, субботу, Церковь посвящает поминовению усопших, молитве о них. Святой Василий Великий, составивший умилительные молитвы вечерни Пятидесятницы, говорит в них, что Господь наипаче в этот день благоволит принимать молитвы об умерших и даже о «иже во аде держимых». Родительские субботы 2-й, 3-й и 4-й седмиц святой Четыредесятницы. Во святую Четыредесятницу — дни Великого поста, подвига духовного, подвига покаяния и благотворения ближним — Церковь призывает верующих быть в теснейшем союзе христианской любви и мира не только с живыми, но и с умершими, совершать в назначенные дни молитвенные поминовения отшедших от настоящей жизни. Кроме того, субботы этих седмиц назначены Церковью для поминовения усопших еще и по той причине, что в седмичные дни Великого поста заупокойных поминовений не совершается сюда относятся заупокойные ектении, литии, панихиды, поминовения 3-го, 9-го и 40-го дня по смерти, сорокоусты , так как ежедневно не бывает полной литургии, с совершением которой связано поминовение усопших. Чтобы не лишить умерших спасительного предстательства Церкви в дни святой Четыредесят-ницы, и выделены указанные субботы.
Основанием общего поминовения умерших, которое совершается во вторник после Фоминой недели воскресенья , служит, с одной стороны, воспоминание о сошествии Иисуса Христа во ад и победе Его над смертью, соединяемое с Фоминым воскресеньем, с другой — разрешение церковным уставом совершать обычное поминовение усопших после Страстной и Светлой седмиц, начиная с Фомина понедельника. В этот день верующие приходят на могилы своих родных и близких с радостной вестью о Воскресении Христовом. Отсюда и самый день поминовения называется Радоницей или Радуницей. К сожалению, в советское время установился обычай посещать кладбища не на Радоницу, а в первый день Пасхи. Для верующего человека естественно посещать могилки своих близких после усердной молитвы о их упокоении в храме — после отслуженной в церкви панихиды.
Во время же Пасхальной недели панихид не бывает, ибо Пасха — это всеобъемлющая радость для верующих в Воскресение Спасителя нашего Господа Иисуса Христа. Поэтому в течение всей Пасхальной недели не произносятся заупокойные ектении хотя совершается обычное поминовение на проскомидии , не служатся панихиды. Главное моление о упокоении усопших православных христиан Церковь совершает на Божественной литургии, принося за них бескровную жертву Богу. Для этого следует перед началом литургии или накануне вечером подать в церкви записки с их именами вписывать можно только крещеных православных. На проскомидии из просфор будут вынуты частицы за их упокоение, которые в конце литургии будут опущены в святую чашу и омыты Кровью Сына Божия.
Будем помнить, что это наибольшее благо, которое мы можем оказать тем, кто нам дорог. Вот как говорится о поминовении на литургии в Послании восточных Патриархов: «Мы веруем, что души людей, впавших в смертные грехи и при смерти не отчаявшихся, но покаявшихся еще до разлучения с настоящей жизнью, только не успевших принести никаких плодов покаяния такими плодами могли быть их молитвы, слезы, коленопреклонения при молитвенных бдениях, сокрушение, утешение бедных и выражение в поступках любви к Богу и ближним , — души таких людей нисходят в ад и терпят за учиненные ими грехи наказания, не лишаясь, впрочем, надежды на облегчение. Облегчение же они получают по бесконечной благости Божией через молитвы священников и благотворения, совершаемые за умерших, а особенно силою бескровной жертвы, которую, в частности, приносит священнослужитель для каждого христианина за его близких, и вообще за всех повседневно приносит Кафолическая и Апостольская Церковь». Вверху записки обычно помещают восьмиконечный православный крест. Затем указывается вид поминовения — «О упокоении», после чего крупным, разборчивым почерком пишутся имена поминаемых в родительном падеже отвечать на вопрос «кого?
Все имена должны быть даны в церковном написании например, Татианы, Алексия и полностью Михаила, Любови, а не Миши, Любы. Количество имен в записке не имеет значения; надо только учесть, что не очень длинные записки священник имеет возможность прочитать внимательнее. Поэтому лучше подать несколько записок, если хочешь помянуть многих своих близких. Подавая записки, прихожанин вносит пожертвование на нужды монастыря или храма. Во избежание смущений следует помнить, что различие в ценах заказные или простые записки отражает лишь разницу в сумме пожертвования.
Не стоит смущаться также, если вы не услышали упоминания имен ваших родственников на ектении. Как было сказано выше, главное поминовение происходит на проскомидии при вынимании частиц из просфор. Во время же заупокойной ектении можно достать свой помянник и помолиться о близких. Молитва будет действеннее, если поминающий сам в тот день причастится Тела и Крови Христовой. После литургии можно отслужить панихиду.
Панихида служится перед кануном — особым столиком с изображением распятия и рядами подсвечников. Здесь же можно оставить приношение на нужды храма в память об усопших близких. Весьма важно после кончины заказать в храме сорокоуст — непрестанное поминовение за литургией в течение сорока дней. По его окончании сорокоуст можно заказать вновь. Существуют и длительные сроки поминовения — полгода, год.
Поминки в кафе. Где заказать кафе для поминок? Считать нужно от даты смерти, а не похорон. Важно, чтобы прошло не больше 9 или 40 суток с момента смерти. Суть обряда поминовения, все слова и молитвы — это прошение перед Богом за усопшего перед вынесением приговора. Сразу после смерти душа человека — без пристанища. Потом душа призывается на Небеса для поклонения Господу Богу. На 9 день после смерти Вторые поминки устраивают на 9 день после смерти, когда собираются лишь самые близкие. Даже накрывать стол не обязательно; важно, чтобы была освященная в церкви кутья.
В этот день правильно будет посетить кладбище, прибраться на могиле и помолиться за усопшего. Следует посетить могилу, освятить кутью и, по возможности, заказать в церкви службу.
Однако в православном календаре существуют особые дни, когда покойных поминают усиленно: ходят на службы в церковь, заказывают поминания об усопших, ставят свечи за упокой, усиленно молятся. Это так называемые родительские субботы, дни всеобщего поминания усопших. Именно суббота в православии отведена для поминания святых людей и всех когда-либо умерших, в первую очередь — родителей. Смысл обряда поминания в родительские субботы передан в народной поговорке: «Живы родители — почитай, а умерли — поминай». В 2022 году родительские субботы отмечаются в следующие дни: 26 февраля — Вселенская Мясопустная суббота особенность: нельзя употреблять мясную пищу, разрешена только постная, т. Во Вселенские субботы, Мясопустную и Троицкую, в храмах совершаются вселенские панихиды по всем усопшим православным христианам независимо от чинов, званий, сословий и времени смерти.
Самым известным и почитаемым поминальным днём является Радоница Радуница. Этот день, установленный церковью в честь воскресения Христа, стал и поминальным днём усопших, настоящим народным праздником. Он признаётся всеми: и верующими, и неверующими. Сокращённый рабочий день, бесплатные маршрутные автобусы до кладбища, тысячи спешащих прибрать могилки и помянуть родных — всё это происходит в Радоницу. Радоница имеет постоянный день: вторник второй недели после Пасхи 9-ый день. Почему во вторую неделю? Первая пасхальная неделя отпущена для радости, для прославления Христова Воскресения.
Поминальная трапеза для христианина — возможность помочь душе ушедшего молитвой и помянуть его добрым словом. На таких поминках печаль собравшихся светла и существенно отличается от царящей на поминках атеистов атмосферы беспросветного горя.
Еще хуже нередкое превращение поминок в застолье с обильными возлияниями. Основные правила проведения поминок на 1 год Прежде всего нужно заказать в церкви богослужения см. Очень желательно на них присутствие и молитва самих родственников. Ведь священник только исполнитель обряда и не может вложить в него чувства и эмоции, испытываемые близкими усопшему людьми. При заказе панихиды принято приносить с собой и оставлять на специальном столике в церкви продукты питания — хлеб, крупы, сахар, макароны, масло подсолнечное или сливочное, печенье, конфеты, фрукты. После службы и освящения они раздаются нуждающимся. Приветствуется передача церковной пекарне муки для выпечки просфор и церкви — свечей, ладана, лампадного масла. Пришедшие на поминки надевают сдержанную одежду темных тонов. Выдерживание годового траура по усопшему не считается обязательным, это личный выбор родственника.
На видном месте в помещении, где проводятся поминки, ставится фотография усопшего, перетянутая черной траурной лентой. Что приготовить на поминальный стол на годовщину Поминальная трапеза считается продолжением церковной панихиды. Она нужна не усопшему, а его родным и близким, вернувшимся с кладбища и богослужения и нуждающимся в восстановлении сил. Для этого вполне достаточен поминальный обед с такими блюдами в меню: борщом с мясом; лапшой с курицей или грибами; мясным или рыбным вторым блюдом; пирогами, пирожками или блинами; салатами, соленьями; киселем, компотом из сухофруктов, морсом или соками. Родные и близкие покойного не должны основные силы и средства тратить на организацию поминального стола. Особо следует затронуть вопрос алкоголя.
Поминки от А до Я
После похорон существуют важные даты: 3-й день, 9-й день и 40-й дней. Поминовение важно как для души покойного, так и для оставшихся в живых родственников. время,когда мы читаем домашнюю молитву об усопшем,Псалтырь,делаем добрые дела,раздаём милостыню в честь умершего. Заказывают также сорокоуст по умершему — поминовение в течение сорока дней после смерти.