Парламентские выборы в Беларуси 2024 года — это выборы в Национальное собрание Республики Беларусь, которое состоит из двух палат: Палаты представителей и Совета Республики. Единый день голосования на парламентских и местных выборах в Беларуси пройдет 25 февраля 2024 года, спустя два. на белоруссии такое же переназначение как и на роSSии. Выборы в Беларуси 25 февраля 2024: последние новости и аналитика. На парламентские выборы все четыре партии выдвинут своих кандидатов, будет участвовать и ряд общественных структур.
Камней на улицах не будет: с чем политические партии идут на выборы-2024
По его словам, группа от МПА СНГ — самая представительная, в общей сложности в нее вошли 44 парламентариев и экспертов. Для работы международных наблюдателей были обеспечены все необходимые условия. Не было попыток манипулирования волей людей, к выборам Беларусь подошла в свободном и конкурентном режиме», - рассказал Константин Косачев. Координатор группы добавил, что парламентские выборы в Беларуси проведены при соблюдении прав и свобод всех участников избирательного процесса, в соответствии с нормами национального законодательства и международными обязательствами Республики Беларусь в электоральной сфере. Парламентские выборы в Беларуси прошли 25 февраля.
Белорусы пошли своим путем и такой подход встречает понимание не только внутри нашей страны, но и у многих людей за рубежом.
Она предъявляет высокие требования к профессиональному и жизненному опыту претендента на депутатский мандат, его авторитету в обществе, компетенции в вопросах государственного устройства. Серьезные споры и дискуссии о путях развития общества и государства там давно уступили место скандалам, обсуждениям личной жизни политиков, занятых пополнением своих банковских счетов и карьерным ростом. Чем это оборачивается, мы можем воочию наблюдать на примере крупнейших стран Европы, жителям которых ничего не остается, как выходить на улицы с требованиями защиты своих базовых прав и интересов. В соответствии с результатами социологического исследования, проведенного Институтом социологии НАН Беларуси в ноябре—декабре 2023 г. Данные формы позволяют оценить преимущества и потенциал кандидатов, в первую очередь, через прямую коммуникацию с ними.
Далее располагаются — работа в сети Интернет, использование средств наглядной агитации, индивидуальная работа кандидата и его доверенных лиц с избирателями. Это свидетельствует об ожиданиях избирателей от потенциальных кандидатов в депутаты обстоятельной работы в случае их избрания. На выбор избирателя в значительной степени оказывает влияние характеристика личности кандидата в депутаты. В меньшей степени интересуют граждан личная жизнь, религиозная и партийная принадлежность кандидатов. Избиратели голосуют как за самого кандидата, так и за программу, с которой он выступает.
Представительские функции и личные интересы получили крайнее неодобрение. От кандидатов, будь то партийцы или беспартийные, общество ждет нового уровня политической культуры, политической борьбы. Это означает открытую, свободную и конструктивную конкуренцию идей, мнений. Государство и общество в Беларуси руководствуются простой и очевидной истиной — выборы мы проводим для себя, с целью избрать наиболее достойных депутатов, которые будут защищать и отстаивать наши интересы. Мы бы и готовы придерживаться единых международных стандартов проведения выборов, но таких пока никто не придумал.
Именно поэтому Беларусь воздержалась от приглашения наблюдательной миссии ОБСЕ на парламентские выборы 25 февраля. Справочно: Среди причин такого решения: отсутствие у ОБСЕ единых норм, стандартов, которые приняты всеми странами по теме международного наблюдения за выборами. В результате чего наблюдаются определенные географические функциональные перекосы: неравное количество наблюдателей, которые направляются по решению БДИПЧ ОБСЕ на запад и восток от Вены, а также традиционное доминирование представителей стран Запада в миссиях ОБСЕ; деградация атмосферы межгосударственного взаимодействия на пространстве ОБСЕ, которая находит свое выражение в остром кризисе доверия, нарушении традиций уважительного, дипломатично-корректного диалога. Яркое проявление — введение странами Запада неоправданно жестких политических и экономических санкций, в том числе в отношении белорусского Парламента. В то же время Республика Беларусь остается открытой для непредвзятого электорального мониторинга за выборами.
Порядок направления и аккредитации наблюдателей при проведении выборов устанавливает Центральная избирательная комиссия. В соответствии с Избирательным кодексом Республики Беларусь наблюдателями могут быть представители политических партий, других общественных объединений, трудовых коллективов, граждан, представители иностранных государств и международных организаций. Справочно: По состоянию на 5 февраля 2024 г. Для наблюдения за выборами в Республике Беларусь приглашены: миссия СНГ, в том числе Межпарламентская Ассамблея государств-участников СНГ 86 человек ; Шанхайская организация сотрудничества 4 человека ; избирательные органы иностранных государств 6 человек. Итого, наблюдать за выборами депутатов в Республике Беларусь будут около 96 иностранных наблюдателей на 31 января.
Как по мне, политическая жизнь в Беларуси еще скучнее, чем у нас - там все однотипно. Серьезного кандидата президенту нет, жесткой оппозиции в парламенте нет, на уровне городов и районов - думаю, также, нет. Разве что, та самая оппозиционер Светлана Тихановская разбавила собою местную политику.
Но, хорошо ли это или плохо для Беларуси? Светлана Тихановская, глава самопровозглашенного "объединенного переходного кабинета" Республики Беларусь с 2022 г. Но, все ли так плохо на самом деле?
Я считаю, что нет. Да, нужна оппозиция, необходимо давать возможность участвовать в политической жизни страны действительно оппозиционным кандидатам, политическая свобода, иметь возможность делать свободный выбор - необходимы. Куда приведут страну такие персонажи, как госпожа Тихановская?
Пустить ее на парламентские или муниципальные выборы... Если оппозиция, в их лице, стремиться занять пост президента, по моему мнению, необходимо дать таким лицам и политическим партиям проявить себя сначала сознательно в меньшинстве, хотя бы на муниципальном уровне. Другой разговор, если действующая власть не пускает оппозицию даже на выборы муниципального уровня.
Согласно Конституции выборы пройдут: 25 февраля 2024 года — в Палату представителей Национального собрания восьмого созыва и местные Советы депутатов двадцать девятого созыва; 4 апреля 2024 года — в Совет Республики Национального собрания восьмого созыва; Не позднее 21 марта 2024 года — выдвижение кандидатов в члены Совета Республики местными Советами депутатов, исполнительными и распорядительными. Источник информации: Брестский облисполком.
Какой путь избрала Беларусь? Результаты парламентских выборов - 2024
Коммунисты выступают с резкой критикой европейских бюрократов и за скорейшее прекращение боевых действий на территории Украины. Выборы в Европарламент 6-9 июня Из 27 стран ЕС на выборах будут избраны 720 депутатов Европарламента. Парламент Европы представлен семью общеевропейскими объединениями: «Европейская народная партия» собирает умеренно-правые партии ЕС , «Прогрессивный альянс социалистов и демократов» Объединение европейских социал-демократов , «Обновляя Европу» Либералы , «Зелёные — Европейский свободный альянс» Зеленые партии , «Идентичность и демократия» правые евроскептики и сторонники России , «Европейские консерваторы и реформисты» более умеренные евроскептики , «Европейские объединённые левые» демократические социалисты и коммунисты, выступающие против военной помощи Украине. Объединение, которое займёт первое место, сможет выдвинуть кандидата на пост главы Еврокомиссии. Сейчас самая популярная партия — Европейская народная партия, правящая без малого 20 лет. Таким образом, победители смогут корректировать политику ЕС, которая в последнее время уж очень привязана к России и Украине. Если верить рейтингам, то Европейская народная партия должна занять первое место, а Партия европейских социалистов — второе. Главная интрига выборов — третье место. В прошлый раз эту позицию получили «Зеленые». Однако на этот раз третье место может занять «Идентичность и демократия», куда, к слову, входит Австрийская партия свободы, а также многие другие правые партии. Если им удастся занять третье место, то это откроет дрейф европейского общества в сторону возобновления сотрудничества с Россией и Беларусью.
Конечно, это принципиально не повлияет на политику ЕС, однако европолитикам придется частично пересмотреть свои взгляды на затянувшийся конфликт. Кроме этого, такое положение дел сможет показать недовольство граждан ЕС миграционными вопросами. Европарламент фото: Global Look Press Что можно сказать по итогу: в целом в большинстве стран ЕС сохраняется статус-кво по отношению к России и Украине. При этом все большую популярность набирают те силы, которые не могут смотреть на то, как Европа «рушит» свою экономику из-за затянувшегося конфликта с Россией. Все это должно стать звоночком для Европы в сторону пересмотра своих позиций, — иначе к власти будут приходить всё более радикальные политики. А это уже прямая угроза для существования ЕС в том виде, в котором он пребывал до конфликта. Сделай Чеснок своим источником новостей в Яндекс.
Какой путь избрала Беларусь? Результаты парламентских выборов - 2024 2 марта 128 прочитали На прошлой неделе, а именно 25 февраля, в Республике Беларусь прошел, по подобию выборов в России, единый день голосования или выборы депутатов Палаты представителей Национального собрания 8-ва созыва. Как я понимаю, отличие состоит лишь в том, что в России в такой день проходят выборы на всех уровнях власти, где это необходимо по срокам: в селах, деревнях, городах, на местном уровне или же федеральном, выборы глав субъектов РФ и мэров городов. В Беларуси выбирали только кандидатов в Палату представителей Национального собрания по статусу, как у нас Государственная Дума Федерального Собрания. Выборы проходили один день. Оппозиция негативно относящаяся к действующему президенту и правительству, например, "Белорусская социал-демократическая партия Грамада " или "Белорусский народный фронт" БНФ , как и прежде, допущены к участию в выборах не были. Как вы видите, белорусская ситуация, в целом, идентична российской. В парламенте присутствует лояльная правительству и президенту оппозиция, но, все же оппозиция. До этих выборов ситуация в парламенте отличалась от российской одним фактором - в парламенте Беларуси большинство было у самовыдвиженцев, выступающих в поддержку президента Александра Лукашенко, в то время как в России большинство с 2001 г. Что касается моего мнения, то выразить его мне сложно. Ведь, я не гражданин Беларуси. Тем не менее, передать свои ощущения вполне возможно.
Избирались депутаты Палаты представителей Национального собрания восьмого созыва и местных Советов депутатов двадцать девятого созыва. Регистрация кандидатов в депутаты завершилась 30 января. С 31 января по 24 февраля проходил агитационный период.
Источник информации: Брестский облисполком.
Эксперт: парламентские выборы в Белоруссии подтвердили популярность действующей власти
Выборы президента Беларуси, которые состоялись 7 января 2024 года, вызвали ожесточенную борьбу между действующим президентом Александром Лукашенко и его главным соперником Светланой Тихановской, лидером объединенной оппозиции. Выборы в парламент восьмого созыва и местные Советы депутатов двадцать девятого созыва пройдут в единый день голосования — 25 февраля 2024 года, в Совет Республики восьмого созыва — 4 апреля 2024 года. Проверка голоса: как в Белоруссии пройдут парламентские выборы. Выборы-2024 в Беларуси: ЦИК утвердил календарный план и рассказал, кто сможет наблюдать за выборами. С чем белорусские партии идут на выборы-2024: круглый стол в «СБ. Единый день голосования на парламентских и местных выборах в Беларуси пройдет 25 февраля 2024 года, спустя два месяца состоится Всебелорусское народное собрание, а не позднее 20 июля 2025 года — выборы главы государства.
Камней на улицах не будет: с чем политические партии идут на выборы-2024
Напомним, на нынешних выборах избиратели получают несколько бюллетеней. Их количество зависит от места проживания. Так, минчанам выдадут два бюллетеня по выборам депутатов в парламент и Мингорсовет , жителям областных и районных центров — по 3 бюллетеня по выборам депутатов в парламент, облсовет, горсовет или райсовет , жителям сельских населенных пунктов — по 4 бюллетеня по выборам депутатов в парламент, облсовет, райсовет, сельский или поселковый совет. Какие еще новшества для избирателей? Фотографировать и снимать на видео заполненный бюллетень нельзя, теперь это считается нарушением. Также нельзя выносить бюллетень за пределы избирательного участка, а взамен испорченного можно будет получить всего один бюллетень. О своем намерении баллотироваться на предстоящих президентских выборах в 2025 году заявил сегодня глава государства Александр Лукашенко.
Они в Беларуси проходят по мажоритарной системе, однако членство в партии — это самый простой способ выдвижения кандидатом в депутаты. Так, процедура выдвижения через сбор подписей граждан может закончиться их произвольной выбраковкой избирательными комиссиями. За примерами далеко ходить не нужно: с президентских выборов-2020 самых рейтинговых соперников Лукашенко банкира Виктора Бабарико и бывшего директора Парка высоких технологий Валерия Цепкало ЦИК снял, «зарубив» им несколько сотен тысяч собранных подписей. В бесконкурентных, по сути, условиях режим Лукашенко, травмированный событиями 2020 года, больше озабочен минимизацией любых послевыборных протестных рисков, которые могут таить в себе бойкот и альтернативный общественный подсчет голосов с целью доказать фальсификации.
Таким образом сторонники перемен тогда доказывали, что официальные результаты от избиркомов «нарисованы», а Лукашенко выборы проиграл. Механизм контроля и санкции за нарушение снимать бюллетени пока не прописаны, однако соответствующие инструкции может издать Центризбирком. Например, кабинки для голосования будут без шторок, а за голосующими станут пристально следить как члены избирательных комиссий, так и милиция. Не исключена и проверка мультимедийных галерей в мобильных телефонах «подозрительных» избирателей. По словам Шлыка, в демократических странах, где работает право и законы, в этой норме не было бы ничего странного и страшного. В Беларуси же таким образом людям закрывают способ хоть как-то попробовать защитить свои фундаментальные права на участие в управлении государством. Что касается запрета на вынос бюллетеней с избирательного участка, то в международной практике есть основания и для этой меры: «Вынос бюллетеня сопряжен с таким явлением, как карусели. Тебе снаружи дают заполненный бюллетень, ты его подменяешь, бросаешь в урну, а взамен выносишь свой пустой, который кто-то потом заполняет. Достаточно один раз вынести пустой бюллетень и целый день можно их так менять. Это широко известный феномен, который раньше много где применялся».
В итоге оппозиции вряд ли удастся организовать какой-то масштабный дистанционный общественный контроль за итогами голосования, чтобы доказать, например, подтасовку результатов голосования в пользу провластного кандидата в депутаты на каком-то из избирательных округов. Впрочем, в истории Беларуси массовые уличные протесты случались только лишь после президентских выборов. Кстати, от выборов окажутся полностью отстранены граждане, покинувшие Беларусь. Избирательные участки за рубежом в Единый день голосования 25 февраля организовываться не будут.
На белорусских участках еще только приступили к подсчету голосов, а за океаном Госдеп уже оценил итоги кампании.
Ничего нового. Выборы прошли в атмосфере страха, в которой ни один избирательный процесс нельзя было назвать демократическим», — говорится в заявлении на сайте Госдепа. Белорусский избирком на заявление Госдепа отреагировал сдержанно. Но они уже очень попахивают старыми шарповскими методичками». Наблюдателей из ОБСЕ в этот раз в Минск специально не приглашали, но отметили — если бы захотели сами — никаких проблем.
Александр Лукашенко рассказал исторический теперь уже анекдот с прошлой кампании. Александр Лукашенко, президент Белоруссии: «Они приехали, мы их встречали. Как обычно, гостеприимство. Они заранее подготовили протокол, заключение и потеряли.
Регистрация кандидатов в депутаты завершилась 30 января. С 31 января по 24 февраля проходил агитационный период.
Досрочное голосование прошло с 20 по 24 февраля.
Выборы депутатов в Беларуси прошли без нарушений
Почему попытки беглых сорвать выборы в Беларуси провалятся. Выборы 2024 года покажут, готовы ли власти формировать партийный парламент и местные советы, готовы ли они усилить «Белую Русь» и создать альтернативную вертикаль власти, параллельную административному аппарату. Выборы 2024 года в Белоруссии станут самой масштабной кампанией за последние годы, но отнюдь не самой легкой.
ВЫБОРЫ ДЕПУТАТОВ 2024
Против обновления Конституции выступили 12,78 процента участников референдума.
Я считаю, что нет. Да, нужна оппозиция, необходимо давать возможность участвовать в политической жизни страны действительно оппозиционным кандидатам, политическая свобода, иметь возможность делать свободный выбор - необходимы. Куда приведут страну такие персонажи, как госпожа Тихановская? Пустить ее на парламентские или муниципальные выборы... Если оппозиция, в их лице, стремиться занять пост президента, по моему мнению, необходимо дать таким лицам и политическим партиям проявить себя сначала сознательно в меньшинстве, хотя бы на муниципальном уровне. Другой разговор, если действующая власть не пускает оппозицию даже на выборы муниципального уровня. Здесь, безусловно, пахнет авторитаризмом. Но, даже в такой ситуации, своих результатов надо добиваться законными методами, как бы это было не тяжело, но не государственными переворотами.
Так, а какой путь избрала Беларусь? Как бы удивительно это не казалось, но самый логичный и спокойный. Нельзя допустить, чтобы большинством в парламенте Беларуси стала оппозиция, иначе, всего того, что страна достигла на сегодняшний день, она просто потеряет в один момент, в том числе и независимость, как это произошло с Украиной в 2014 году. Александр Лукашенко, президент Республики Беларусь с 1994 г.
Раньше это делалось со стороны Запада с гораздо большими эмоциями и энтузиазмом. Причина такого поведения кроется в очевидной для наблюдателей слабости белорусского оппозиционного движения, хотя недопуск некоторых оппозиционеров к участию в выборах хоть и играет определённую, но незначительную роль, отметил эксперт. Выборы в нижнюю палату парламента прошли в Белоруссии 17 ноября. Их можно считать досрочными, так как изначально полномочия нынешнего состава парламента должны были закончиться лишь в следующем году — в один год с президентскими.
Проводить в 2020-м выборы сразу президента и парламента глава государства Александр Лукашенко не захотел, немного сократив срок полномочий парламентариев.
Послание Президенту Беларуси Александру Лукашенко по случаю успешного проведения выборов направил Президент России Владимир Путин: "Высокая явка избирателей и результаты народного волеизъявления наглядно подтверждают широкую поддержку проводимого под Вашим руководством курса на гармоничное социально-экономическое развитие Беларуси, обеспечение внутриполитической стабильности и продвижение взаимовыгодных интеграционных процессов в рамках Союзного государства... Еще одна особенность нынешней кампании: более трех четвертей из них члены политических партий. В местные Советы депутатов баллотировались 18 802 кандидата.
Высокую активность избиратели проявили уже в ходе проводимого с 20 по 24 февраля досрочного голосования. За пять дней свои голоса отдали 41,71 процента граждан, включенных в списки для голосования.
Миссия наблюдателей от СНГ признала парламентские выборы в Беларуси свободными и конкурентными
Главная» Новости» Выборы президента белоруссии 2024. Главная» Новости» Парламентские выборы в беларуси 2024. Выборы 2024 года в Беларуси, которые должны пройти по новым правилам, будут отнюдь не самыми лёгкими.
Топ-4 главных выборов Европы в 2024 году. Какие шансы у пророссийских и проевропейских сил?
Избирательная система Палата представителей Национального собрания Республики Беларусь состоит из 110 депутатов, которые избираются по одномандатным избирательным округам , то есть только по мажоритарной избирательной системе в один тур, чтобы считаться избранным, кандидату достаточно получить простое большинство голосов избирателей. В законодательстве установлены определённые требования, предъявляемые к гражданам, которые намерены выдвигаться кандидатами в депутаты Палаты представителей [7] : 1 гражданство Республики Беларусь; 2 достижение возраста 21 года; 3 постоянное проживание на территории Республики Беларусь; 4 отсутствие судимости.
Четвертый момент — отстаивание национальных интересов страны. Олег Гайдукевич: — Белорусские партии отличаются именно программами — того, как сделать жизнь в стране лучше, как укрепить государственность. А вот цель — укрепить Беларусь и сделать ее лучше, — думаю, у всех партий и общественных организаций едина. Наша партия наравне с другими патриотами поддерживает государство. У нас есть определенный бэкграунд, и я убежден, что определенная часть населения страны поддержит наших кандидатов.
А те, в свою очередь, смогут доказать, что ЛДПБ состоятельна. Задача партий — пройти экзамен в виде избирательной кампании и показать, насколько эффективно они работают, а это репутация всей партии. Романов: Белорусская партия «Белая Русь» весьма основательно готовится к предстоящей электоральной кампании во всех ее измерениях. Мы создали республиканский партийный штаб по подготовке и проведению выборов, в состав которого вошло руководство партии и региональных отделений. Сделано это было потому, что нами выдвигаются не только кандидаты в депутаты всех уровней, но и члены избирательных комиссий, национальные наблюдатели. Всю эту большую, трудоемкую работу необходимо организовать должным образом, чем мы сейчас и занимаемся.
В качестве кандидатов местных Советов депутатов будем выдвигать своих членов примерно на 90 процентах избирательных округов, хороший пул кандидатов представим на выборы депутатов Палаты представителей. Что касается программы кандидатов, она вытекает из программы партии, в значительной мере являющейся выражением воли народа, которую он изъявил на республиканском референдуме. Нашу программу я охарактеризовал бы как просвещенный консерватизм. Мы выступаем за сохранение незыблемых оснований белорусского общества и культуры, для нас важны геополитическая ориентация Беларуси, всепогодное и всестороннее сотрудничество с Китайской Народной Республикой. Все эти смыслы были так или иначе одобрены нашим народом на референдуме по изменению Конституции. Сегодня надо их развивать и применять к текущей политической ситуации.
Что касается кадрового состава, хочу отметить, что нами был проведен предельно тщательный отбор кандидатов — все эти люди проявили себя с хорошей стороны, они имеют опыт работы в политической отрасли, трудовых коллективах, знают свои регионы. Сокол: Подготовку к электоральной кампании Коммунистическая партия Беларуси начала заблаговременно. Был создан предвыборный штаб, в состав которого вошло руководство Центрального комитета и региональные представители. Перед нами стоит сложная задача: если раньше кандидат от партии по каким-то причинам не выиграл парламентскую кампанию, мы смело выставляли его на областной, районный, поселковый уровни. Вероятность, что люди за него проголосуют, была велика. Сегодня, с учетом проведения единого дня голосования, такой возможности нет.
Поэтому весь ресурс мы задействуем на парламентские выборы. КПБ разработан проект предвыборной платформы, которая пересекается с программой партии и включает в себя все сферы жизнедеятельности, учитывая определенные вызовы. Мы способны создавать перспективные проекты социально-экономического развития и принимать участие в их реализации, для этого есть ресурс и непоколебимый авторитет на международной арене, поддержка в информационном пространстве... Хижняк: Для РПТС предстоящая электоральная кампания — это открытый процесс участия, который позволит закрепить наши политические отправные точки. Мы планируем участие в предстоящих выборах с целью сформировать команду единомышленников. Для чего?
Для того чтобы не допустить «большой политизации общества» , парламентские выборы, которые должны были пройти не позднее 10 сентября 2020 года, перенесли на 2019 год. Попутно нарушив статью 94 Конституции Беларуси, т. После их подавления власти с ужасом для себя обнаружили, что новые выборы не за горами и стали откладывать и их, как поход к стоматологу. Еще во время протестов белорусская оппозиция попробовала инициировать голосования за отзыв депутатов и тем самым спровоцировать досрочные парламентские и местные выборы во множестве округов. Власти отказали в регистрации инициативным группам по отзыву депутатов и применили к участникам репрессивные меры. Чат «Отзыв депутата.
Подлужная», где граждане координировались для отзыва депутата Палаты Представителей по 76 округу Людмилы Подлужной, был признан экстремистским. Отказались власти проводить и выборы депутатов вместо выбывших, нарушив тем самым нормы избирательного кодекса. Маячили перспективы новых выборов: в местные советы в феврале 2022 года и парламентские осенью 2023 года. От них уже нельзя было отмахнуться сославшись на нарушения при подаче документов инициативными группами или отпиской. Поэтому в 2021 году парламент принял поправки в Конституцию , которые вводили единый день голосования и переносили местные выборы с 2022 на 2023 год. После референдума 2022 года выборы отодвинули еще дальше — на февраль 2024 года.
Таким образом, правящие элиты в Беларуси смогли отодвинуть выборы на 3 года. Подготовка к экзаменам Но зачем? Неужели им было чего бояться? Скажем так: опасения просто должны были поселиться в головах у белорусской номенклатуры. В белорусских государственных СМИ чиновники различного уровня и пропагандисты регулярно говорят о выборах, как об «экзамене». Вскрылась полнейшая импотенция государства в электоральной политике, были допущены крупнейшие в истории страны протесты, вся система не смогла обеспечить на местах необходимый результат и объявленные ЦИК цифры были просто выдуманы и совершенно не соотносились с данными с избирательных участков.
Для переноса выборов с 2023 на 2024 год была еще одна причина: после изменений в Конституцию, планируемых властями на 2022 год, необходимо было принять огромное количество законов. Полностью подконтрольный парламент, показавший, что готов голосовать за какие угодно законы и оставшийся верным даже во время протестов, для этого подходил как нельзя лучше. Своеобразным «зачетом» перед «экзаменом» для властей стал конституционный референдум, прошедший 27 февраля 2022 года. Его официальные итоги для режима были, разумеется, приятны: за предложенный вариант конституции «проголосовало» 82. Опрос после референдума также показал, что кампания прошла по плану властей: около половины сказали, что пришли на референдум, большинство респондентов ответило, что голосовало «За» поправки. Протесты же в день референдума были связаны с началом войны России против Украины, а не с результатами референдума.
Тем не менее выборы все равно беспокоили белорусскую номенклатуру. После референдума Лукашенко публично сожалел , что не решился внести в конституцию норму, согласно которой президент избирается Всебелорусским народным собранием невыборный корпоративный орган, наделенный широкими полномочиями, который предусматривается новой редакцией конституции. Кроме того, в рамках приведения законов в соответствие с новой конституцией власти еще сильнее ужесточили избирательное законодательство. Кандидатами в депутаты запретили быть гражданам, имеющими второе гражданство, а также «документы от иностранных государств, предоставляющих права на льготы и преимущества». Власти убрали порог явки на выборах в нижнюю палату парламента, а также значительно ограничили возможности для наблюдения и альтернативного подсчета голосов запрет на фото и видеосъемку заполненного бюллетеня, вынос бюллетеня за пределы участка, изменение сроков аккредитации наблюдателей. Также власти отказались от создания участков для голосования за рубежом.
В итоге, узкие места, проявившиеся на выборах 2020 года, были закрыты. На прошлых выборах оппозицией был организован сбор протоколов с избирательных участков и альтернативный подсчет голосов. Собранные ими данные показали: даже небывалый размах фальсификаций не смог обеспечить Лукашенко нужный результат на местах. Запрет на фото и видеосъемку бюллетеней закрывает возможности для альтернативного подсчета голосов. Нивелировали власти и угрозу со стороны независимых наблюдателей: за прошедшие два года к большинству из них наведывались сотрудники белорусской политической полиции — ГУБОПиК — с разговором. Внешнее влияние, как им кажется, они устранили, запретив выдвигаться гражданам со вторыми паспортами, ВНЖ и картами поляка, а также дополнительно запретив финансирование кандидатов из-за рубежа.
С такими «шпаргалками» белорусские топ-чиновники рассчитывают пройти «экзамен» без проблем.
После подписания президентом указа о дате выборов, в течение месяца мы должны провести вторую половину съезда, и там выдвинем своих претендентов в кандидаты в Палату представителей», — пояснил он. По кандидатам на местные выборы будут определяться региональные структуры партии, добавил собеседник агентства. При этом Сокол подчеркнул, что коммунисты начали подготовку кадров, которые будут участвовать в электоральной кампании, заблаговременно. По его словам, КПБ завершает работу по выдвижению кандидатов в члены избирательных комиссий и в наблюдатели. Он также отметил, что в настоящее время в Овальном зале у коммунистов 11 кресел, а в Совете Республики есть один сенатор коммунист. Выборы без «пятой колоны» Председатель ЛДПБ Олег Гайдукевич считает, что в Беларуси начинается новый исторический этап партийного строительства, об этом, в том числе, свидетельствует и то, что президент впервые встретился с лидерами всех политических партий страны. Он уверен, что после того, как прошла перерегистрация партий, в республике политическая борьба будет вестись «в легальном поле».
Но при этом в стране должна быть дискуссия, должны быть разные точки зрения. И партии должны стать выразителями этих точек зрения», — сказал Гайдукевич. Он подчеркнул, что каждая из четырех партий должна занять свою нишу, и наличие альтернативных мнений — это очень важно. Должна быть дискуссия, разные точки зрения. Но при этом все будут работать на созидание», — добавил председатель ЛДПБ. Гайдукевич уверен, что одной из основных особенностей предстоящей кампании станет отсутствие «пятой колонны». На парламентские выборы все четыре партии выдвинут своих кандидатов, будет участвовать и ряд общественных структур. Но «пятой колонны», которая всегда имитировала выборы, не будет.