Расчет христианской Пасхи был немудрен – христианская Пасха праздновалась строго через неделю после празднования еврейской Пасхи, дата празднования которой рассчитывалась по еврейскому календарю.
Всё сложно: как определяют дату Пасхи
Когда Православная Пасха в 2024 году. Таймер обратного отсчета показывает дни, часы, минуты и секунды до 5 мая 2024. Изначально Пасха была связана с исходом еврейского народа из Египта. Пасха, таким образом, приходится на 5 мая. Те Церкви, которые живут по григорианскому календарю, и датой весеннего равноденствия считают 21 марта по этому календарю. Расхождение между датами православной и католической Пасхи вызвано различием в дате церковных полнолуний и разницей между солнечными календарями. 1) «астрономически точное вычисление даты Пасхи зависит от точного определения весеннего равноденствия и следующего за ним полнолуния, по иерусалимскому меридиану, а также воскресенья после этого полнолуния. Город - 24 марта 2024 - Новости Санкт-Петербурга -
История пасхалии
- Пасха: суть праздника и традиции. Какого числа будет Пасха в 2024?
- Смотрите также:
- Читайте также
- Почему дата празднования Пасхи меняется каждый год
- Исчисление времени празднования Пасхи
Почему не совпадают: православная Пасха, католическая и иудейский Песах? Причины, фото и видео
Стало известно, почему Пасха все время выпадает на разные даты » Актуальные новости | Расчет даты Пасхи и всех переходящих праздников привязанных к ней. |
Пасхалия на 2000 - 2030 годы | Расчет даты Пасхи и всех переходящих праздников привязанных к ней. |
Как вычисляется день празднования Пасхи?. Беседка.ТВ | Почему католическая и православная Пасха бывает в разные дни, в чем разница в традициях у католиков и православных, когда католики празднуют Пасху в 2024 году. |
Пасхалия — Википедия | Пасха бывает в первое воскресенье после весеннего полнолуния и после иудейской Пасхи, и приходится на период от 22 марта (4 апреля по новому стилю) до 25 апреля (8 мая но новому стилю). |
Суть одна, а даты разные. Почему празднование Пасхи не совпадает? | Наша Пасха празднуется после весеннего полнолуния, которое наступает после дня весеннего равноденствия. |
КОНТАКТЫ ПОРТАЛА
Много столетий спустя, когда главный предмет пасхалических расхождений начала IV в. Они-то и содействовали, больше, чем кто-либо другой, популяризации этих суждений у нас, в православной среде. В толковании на 7-е Апостольское правило Зонара пишет: «Вся заповедь сего правила заключается в следующем: христианам праздновать Пасху не с иудеями, т. Не исполняющий сего священнослужитель должен быть извержен. То же определил и Антиохийский Собор в первом правиле». Зонара, а вслед за ним и другие канонисты, своим толкованием канонов ставят сроки христианской Пасхи в прямую, постоянную зависимость от сроков пасхи еврейской. Такое толкование канонических правил стало у нас чем-то непререкаемым, почти аксиомой. Держатся его и такие видные православные канонисты позднейшего времени, как епископ Никодим Милаш Правила Православной Церкви с толкованиями.
Оперируют им многие и по сей день, когда затрагиваются вопросы исправления календаря и пасхалии. Между тем, всё, что мы знаем об отношении Никейского Собора к вопросу о времени празднования Пасхи, находится в резком противоречии с такой интерпретацией канонических правил о Пасхе. Случайное совпадение в один день праздников христианского и иудейского? Если да, то, спрашивается, почему такое совпадение недопустимо? Потому ли, что христианская Пасха «осквернилась бы» через соприкосновение с еврейской? Или, быть может, потому, что празднованием в один день нарушалась бы последовательность воспоминаний — сперва пасха законная, потом новая Пасха? Но известно, что Церкви, принявшие никейское определение в руководство, нисколько не смущались случаями таких совпадений и праздновали Пасху в один день с иудеями с 14 на 15 нисана и после Никейского Собора — в 328, 343, 347, 370, 394 годах 2 и в более позднее время 3.
Если требовалось воспроизведение последовательности событий и христиане обязаны были следить за тем, чтобы их Пасха была после еврейской,— не совсем понятно, почему в канонах нигде нет запрета праздновать христианскую Пасху раньше еврейской.
Праздник Христианской Пасхи наполнен иным, чем Пасха Ветхозаветная, смыслом. Христиане празднуют избавление от рабства греху и диаволу, спасение от вечной смерти через Воскресение из мертвых. События крестной смерти и Воскресения Христа из мертвых - это сосредоточие всего христианства, основа нашей веры. Отсюда второе название праздника у христиан: "Светлое Воскресение Христово" - у православных, "Воскресение Господне, или Святая Пасха" - у армян, "Праздник Воскресение Христа" - у католиков и протестантов.
Почему дата празднования Пасхи каждый год выпадает на разные дни? Почему дата католической Пасхи отличается от даты праздника у православных? Известно, что путь Иисуса на Голгофу, Его распятие, положение Иисуса во гроб приходились на пятницу: "День тот был пятница", сказано в Евангелии от Луки. На следующий день женщины из маленькой общины Христа их называют "Жены-мироносицы" , "возвратившись, приготовили благовония и масти", и, так как это был день субботний, суббота покоя, ничего больше они делать не стали, а "остались в покое по заповеди", читаем у евангелиста Луки. И само Воскресение Христа происходит на следующий за субботой день, то есть в воскресенье: "В первый же день недели нашли камень отваленным от гроба".
То есть христианская Пасха, Светлое Воскресение Христово, должно приходиться на воскресный день и после Пасхи Ветхозаветной иудейской , которую Иисус отмечал в Свои последние дни земной жизни. Как видно из апостольских Постановлений и Правил, и неделя страданий, и день Воскресения Христа отмечались еще с первых христианских времен. И время празднования было определено после дня весеннего равноденствия, но не с иудеями - как раз из соблюдения историчности, чтобы празднование Воскресения Христа не случилось до того, как мы будем отмечать последние дни земной жизни Иисуса. В первые столетия христианства существовали споры о времени празднования Христианской Пасхи, но их прекратил Первый Вселенский Собор в Никее 325 г. Поэтому Праздник Пасхи бывает между 4 апреля и 7 мая по новому стилю, или между 22 марта и 24 апреля по старому.
Но есть христиане, следующие Григорианскому календарю.
Третье — праздновать не просто после равноденствия, но после первого полнолуния, имеющего быть после равноденствия. И четвертое — после полнолуния не иначе как в первый день седмицы.
Иеромонах Матфей Властарь Фото MidJourney theGirl А Седьмое апостольское правило гласит: «Аще кто епископ или пресвитер, или диакон святый день Пасхи прежде весеннего равноденствия с иудеями праздновать будет, да будет извержен от священного чина». Таким образом, приходится учитывать еще один важный нюанс: не праздновать в один день с иудеями или раньше них. В 1583 году католическая церковь приняла вторую пасхалию , григорианскую, использующую для расчетов День равноденствия 21 марта по григорианскому, а не юлианскому, календарю.
В результате праздновать Пасху католики стали в один день с иудеями или ранее, что противоречит 1 пасхалии. Православные же продолжают придерживаться старой традиции, поэтому Пасха «запаздывает» за католической иногда на целый месяц. Фото MidJourney theGirl Интересно, что полнолуние, на которое ориентируются при расчете пасхи, может не совпадать с фактическим полнолунием, которое мы, современные люди, наблюдаем на небе.
Даты полнолуний рассчитываются по лунному метонову циклу, который составляет 19 лет.
На латыни способ вычисления пасхальных дат так и называется — computus, или computare, от слов com вместе и putare считать, полагать, рассматривать, рассчитывать. В основу алгоритма положена так называемая лунная епакта, то есть возраст Луны на определённую дату. Да, не забудьте ещё, что лунные годы бывают простые, с двенадцатью месяцами в году, и эмболисмические — с тринадцатью. Дальше всё просто. Старый способ расчёта пасхалии Изображение: Public Domain В александрийской пасхалии, которую использует православная церковь, под епактой понимается возраст Луны 22 марта.
Пасхальное полнолуние определяется так: Первый год 19-летнего цикла выбирают с епактой на 22 марта, равной 0 nulla epacta. Что, запутались? А как вы хотели: пасхальный день вычислять — это вам не зарплату в Excel набивать. Компьютер — наука серьёзная, тут думать надо. Тут и Гаусс подоспел Возможно, все эти епактические мучения продолжались бы до сих пор — но тут на помощь человечеству пришёл сумрачный гений немецкого математика Карла Гаусса, который предложил гораздо более простой алгоритм. Следите за руками.
Для православной Пасхи: Разделить номер года на 19, определить остаток от деления a. Разделить номер года на 4, определить остаток от деления b. Разделить номер года на 7, определить остаток от деления c. Всё сходится — спасибо Карлу Гауссу! Автоматическая Пасха Имея на руках такой замечательный алгоритм, грех было не воплотить его в механизированное, а лучше автоматизированное, устройство.
Христиане, использующие григорианский календарь, встречают Пасху
Пасха в 2024 году: какого числа отмечают, дата и история праздника | 40 дней после Пасхи. |
Kак определяется дата Пасхи: правила расчета даты праздника для православных | Как рассчитывается точная дата Пасхи и когда она будет в 2023 году. |
Почему дата Пасхи каждый год разная? | Христиане в день Пасхи радуются освобождению из «духовного Египта», царства смерти и греха, и переходу в другую жизнь. |
Кто решает, когда "Христос Воскреснет"? | Пикабу | Подробный Пример расчета даты православной пасхи на текущей год приведен на сайте. |
Пасха: суть праздника и традиции. Какого числа будет Пасха в 2024? - Россия || Интерфакс Россия | Пасха должна быть в первое воскресенье после первого полнолуния после дня весеннего равноденствия. |
Как рассчитывают дату Песаха, православной и католической Пасхи?
Как подсчитать дату наступления Пасхи самостоятельно | Почему иудейский праздник Песах называют еврейской Пасхой в чем суть этого торжества? Рассказываем, какого числа Песах будет в 2024 году, какова его история и традиции. |
Православная Пасха в 2024 - поздняя: от Масленицы до Радоницы+все праздники Церковного календаря | Еврейская календарная практика, при которой Пасха время от времени выпадала до дня равноденствия, была признана ошибочной, и следование ей было запрещено. |
Пасха: суть праздника и традиции. Какого числа будет Пасха в 2024? - Россия || Интерфакс Россия | Православная Пасха (5 мая), как и иудейский Песах (22-30 апреля), отмечается весной. |
Почему дата Пасхи каждый год разная?
Еврейская календарная практика, при которой Пасха время от времени выпадала до дня равноденствия, была признана ошибочной, и следование ей было запрещено. Давайте разберемся, по какой причине каждый год Пасха в разные дни. Пасха — переходящий праздник, его дата меняется год от года и зависит от лунно-солнечного календаря.
Как подсчитать дату наступления Пасхи самостоятельно
Общество Стало известно, почему Пасха все время выпадает на разные даты Светлый праздник Пасхи остается одним из самых нестабильных в плане даты дней в Церковном календаре. Христово Воскрешение всегда выпадает исключительно на воскресный день, однако в разные годы отмечается не только в разные даты, но еще и в разные месяцы — то в марте, то в апреле, а в нынешнем году, и вовсе, в мае. Специалисты решили объяснить природу этого явления. Источник изображения: pxhere. Этот календарь давно назвали григорианским и поставили его в зависимость от периода, за который Земля совершает полный оборот вокруг Солнца.
Согласно религиозным источникам, Спаситель воскрес весной, когда иудеи праздновали Песах. А 14 нисана, то есть в первый день Песаха, состоялась Тайная вечеря — последняя встреча Христа с учениками перед казнью. Таким образом, события Песаха и Пасхи пересекаются, но скорее символически, и эти праздники точно не подобны друг другу. Традиции на еврейский праздник Песах Песах, традиции которого уходят корнями в глубокую древность, — очень важный праздник для иудеев.
Подготовка к нему может длиться до месяца — перед праздником на улицах и в домах проводится тщательная уборка, в сам праздник всё должно быть вычищено до блеска. Из дома убираются все дрожжевые продукты, которые называют «хамец», их запрещено не только есть, но и хранить. В семьях есть традиция: утром накануне праздника глава семьи обходит дом со свечой, пером и деревянной ложкой в поисках оставшихся дрожжевых продуктов — вплоть до крошек, а если находит их — собирает пером на ложку, а ложку потом сжигает. Либо обнаруженный хамец можно на время продать или подарить нееврею. В Израиле даже накануне Песаха символически продают на время оставшийся на складах и в магазинах хамец одному и тому же арабу Хуссейну Джабару, с которым после праздника расторгают сделку. Накануне праздника мужчинам-первенцам принято поститься — они отказываются от еды и воды от восхода до заката. Это служит напоминанием о чудесном спасении еврейских первенцев во время десятой египетской казни. А после захода солнца вся семья собирается за столом на праздничный ужин — седер, что в переводе с иврита означает «порядок».
Он делится на две части — традиционную и обычную праздничную. Главной традицией седера является чтение Агады — «Рассказа о Песахе», книги, где пересказывают все события Исхода вместе с молитвами. Во время чтения Агады нельзя заниматься ничем другим, только слушать, если нет возможности читать. Кроме того, на седер подают вино детям — виноградный сок. Его нужно обязательно выпить 4 бокала — как символ четырёх обращений Бога к евреям с обещаниями свободы: «И выведу вас из-под ига Египтян…»; «И избавлю вас…»; «И спасу вас…»; «И приму вас…». Также обязательно нужно съесть определённое количество мацы — минимум 17 граммов за 4 минуты. Помимо этого, во время седера принято толковать сущность Песаха «четырём сыновьям» — простому, грешному, мудрому и юному, — в роли которых выступают дети. Ещё одна традиция связана с пророком Илией или Элиягу.
Он должен быть съеден до утра. После дня Песах продолжением торжеств является праздник опресноков. Это законодательно закреплено в книге Левит Лев. Именно за первым днем закреплено название йом тов — «праздник», букв.
В йом тов запрещена всякая работа, кроме приготовления пищи. Следующие дни называются хол ха-моэд — «праздничные будни», то есть дни эти не имеют статуса праздника, но это и не будни. Последний, седьмой, день тоже называется йом тов. Но он не повторяет пасхальный обряд.
В этот день вспоминается чудесный переход через Чермное Красное море. Новозаветная Пасха — радостное переживание священнейшего дня, когда Господь Спаситель воскрес из мертвых. Праздником Пасхи в точном значении является день воскресения, однако один день «не может вместить» всей полноты торжествующей радости. Хотя по богослужебному распорядку вся светлая седмица считается, как один день.
Так, алтарные врата открыты до светлой субботы включительно. Но радость о Вокресении Христовом выражается у православных христиан до Вознесения Господня в продолжении 39 дней, во время которых пасхальные песнопения дальее продолжаются. Хотя после Анти-Пасхи Фомино воскресенье имеется особый курс развития. Однако, свт.
Иоанн Шанхайский служил отдание Пасхи в среду перед Вознесением, вопреки установленному порядку, как в первый день Пасхи. Правила Православной Церкви определяют, чтобы день Христова Воскресения не совпадал с днем еврейской Пасхи, то есть с 14 нисана: «Аще кто, епископ, или пресвитер, или диакон, святый день Пасхи прежде весеннего равноденствия с иудеями праздновати будет — да будет извержен от священнаго чина» 7-е Апостольское правило. Патриарх Антиохийский Феодор Вальсамон в толковании на 7-е Апостольское правило пишет: «Божественные апостолы не хотят, чтобы мы праздновали вместе с иудеями, и посему определяют, чтобы Пасха Господня совершалась у насъ после совершения иудеями законной Пасхи, и поелику они празднуют Пасху прежде весеннего равноденствия. Весеннее же равноденствие бывает не 25 марта месяца, как некоторые говорят, или 20, или в другой какой определенный день, но когда случится.
Ибо от кругового вычисления солнечного и лунного течения так и иначе бывает весеннее равноденствие. Моисей законоположил, чтобы иудеи ежегодно совершали Пасху, или прехождение от зла, в воспоминание избавления от работы египетской, и сие не иначе как, но прежде весеннего равноденствия, когда луна в первом месяце, т. Празднуем и мы Пасху Господню, или освобождение наше от работы диаволу, которое Христос и Бог наш даровал нам Своим страданием. Но мы празднуем Пасху не тогда, когда совершается Пасха иудейская, а после нее, т.
Известный толкователь канонов епископ Никодим Милаш поясняет: «Поводом к изданию этого правила послужила, по всей вероятности, иудеохристианская секта евионитов, утверждавшая между прочим, что воспоминание Христова Воскресения должно праздноваться в 14-й день еврейского месяца нисана, когда празднуется и иудейская Пасха, так как ни одним законом, по учению этой секты, не было отменено для христиан постановление о дне празднования Пасхи Ветхозаветной Церкви. Но иудеи употребляли для исчисления времени не солнечный год, а лунный, и месяц нисан начинали новолунием, ближайшим к весеннему равноденствию.
Есть даже традиция дарить готовые пасхальные корзинки, если приходишь в гости в Страстную неделю.
Как правило, в пасхальную корзинку кладут кулич или несколько маленьких куличиков, крашеные яйца и бутылку кагора. Можно добавить творожную пасху и мясные закуски. Дно корзинки украшают белым льняным полотенцем.
Когда красить яйца и печь куличи на Пасху 2024, можно ли печь куличи в Чистый четверг Расхожее мнение, что главные приготовления к Пасхе начинаются в Чистый четверг и что именно в этот день нужно убирать дом и сад, красить яйца и печь куличи, лишь отчасти соответствует истине. С Чистым четвергом вообще связано больше всего примет и обычаев. Согласно Библии, именно в этот день состоялась Тайная вечеря — последняя трапеза Христа со своими учениками, на которой было установлено Таинство Причастия Евхаристии.
Спаситель преломил хлеб и разделил с учениками чашу вина, под которыми подразумевались Тело и Кровь Христовы. Со временем вокруг Евхаристии выстроилась вся богослужебная жизнь церкви. Помимо этого Он омыл ноги ученикам, завещав им любовь, смирение и служение ближнему.
В реальности у верующих в этот день принято причащаться после исповеди накануне, в Великую среду. А архиереи в кафедральных соборах совершают омовение ног 12 монахам или священникам, которые символизируют учеников Иисуса. Таким образом верующие сохраняют в чистоте не только тело, но и душу.
Священнослужители уточняют, что исповедоваться можно в любой день Страстной недели, так как на Пасху и последующую Светлую седмицу это таинство обычно не совершается. Печь куличи и красить яйца можно в любой день Страстной недели. Главное, чтобы эти хлопоты не мешали духовной жизни.
Еврейская Пасха или Песах 2024: отличие от православной, традиции, история, как отмечать
Светлый праздник Пасхи остается одним из самых нестабильных в плане даты дней в Церковном календаре. Христово Воскрешение всегда выпадает исключительно на воскресный день, однако в разные годы отмечается не только в разные даты, но еще и в разные месяцы. Что такое Пасха В чём смысл Пасхи Почему Пасха так называется От чего зависит дата Пасхи Пасхальные традиции Что можно и нельзя делать Частые вопросы. Правило Пасхи имеет следующую формулировку: Пасха празднуется в первый воскресный день после первого полнолуния, которое наступает не ранее весеннего равноденствия. Чтобы определить, как отсчитывается день Пасхи, нужно исходить из 2 основных правил. Рассказываем, в чем смысл праздника Пасхи, почему дата празднования каждый год выпадает на разные дни и отличается у православных и католиков.
Как высчитывается Пасха на каждый год: формула Гаусса
- Когда Пасха в 2023 году?
- Поиск по вопрос-ответу
- Когда Пасха в 2024 году
- Почему католическая Пасха отмечается не одновременно с православной
- Пасхалия — Википедия
- Суть праздника: чем Песах отличается от Пасхи
Как вычисляется день празднования Пасхи?
Иисус за несколько дней до казни прибыл в Иерусалим на празднование Песаха. Он собрал своих учеников, и они вместе провели трапезу — в Новом Завете это событие называется Тайная Вечеря. Во время нее Иисус произнес слова, которые изменили смысл праздника: «Примите, едите, сие есть тело Мое, за вас ломимое. Примите и пейте, сия чаша есть Новый Завет в Моей крови, за вас и за многих изливаемая во оставление грехов. Сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание». Христиане в день Пасхи радуются освобождению из «духовного Египта», царства смерти и греха, и переходу в другую жизнь.
Почему даты каждый год разные? Первые христиане отмечали Пасху по иудейскому календарю. Некоторые общины праздновали ее 14 числа месяца нисан вне зависимости от дня недели , другие — исключительно в воскресенье после 14 дня нисана. В 325 году Первый Никейский Собор постановил, что все христиане должны использовать один метод для определения даты.
Именно по этой причине григорианский календарь иногда также называют солнечным. А вот праздник Пасхи принято высчитывать по лунному календарю, который основывается на периодах, характерных для естественного спутника Земли. И, если принимать во внимание тот факт, что один лунный месяц составляет 29,5 дней, то год в такой системе исчисления получается немного короче, чем люди привыкли считать, а потому составляет лишь 354 дня с несколькими часами. Впрочем, насколько бы не смещалась дата Пасхи, она всегда будет оставаться в пределах одного временного периода, а именно весы. Ведь отмечать ее принято в первое воскресенье, следующее за весенним полнолунием, которое наступает после дня весеннего равноденствия, чаще всего выпадающего именно на 21 марта по григорианскому календарю.
Рецепт варки тот же, но после варки яйца нужно оставить в окрашенной жидкости на ночь для закрепления цвета и добавить немного уксуса. Свекла придает яйцам розовый оттенок, куркума — солнечный желтый, а краснокочанная капуста — нежно-голубой. Еще один способ покрасить яйца на Пасху — использовать термонаклейки. Это позволяет сэкономить время и силы: полная инструкция по покраске указана на упаковке. С помощью пищевых красителей можно нанести на скорлупу надпись «Христос Воскресе» — «ХВ» и украсить пасхальные яйца рисунком. Как испечь кулич на Пасху 2024 Самым популярным пасхальным лакомством остается пышный кулич с шапкой сахарной глазури и разноцветной посыпкой, с начинкой из цукатов и изюма.
Историки русской кухни Ольга и Павел Сюткины пояснили, что раньше кулич был более плотным и имел форму невысокого округлого хлеба. Объясняется это тем, что в большинстве крестьянских домов его пекли в печах, на поду. Добавлять в начинку изюм и цукаты тоже стали не сразу. Вначале кулич напоминал о бедном хлебе апостолов, часть которого они оставляли на столе как символ присутствия Христа и после его вознесения. Он рекомендует добавлять в рецепт немного квасного сусла для хлебного вкуса и готовить кулич на опаре с использованием качественной муки. В начинку стоит положить два вида изюма, что тоже характерно именно для русского кулича, а в качестве украшения сверху использовать глазурь и орехи — кедровые, грецкие, фисташки.
Еще одним традиционным блюдом, которое стало особенно популярно в северных регионах, считается творожная пасха. Ее готовят в форме усеченной пирамиды — пасочнице. Она символизирует гроб, в котором совершилось чудо Воскресения Господня, победа света над тьмой. Творожная пасха служила заменой ветхозаветному агнцу и напоминала, что время жертв прошло.
За промежуток времени между двумя новолуниями принято 29 дней 12 часов 44 минуты 3 секунды, что представляет Гиппархово определение синодического месяца Луны. Однако следует помнить, что по правилам еврейского календаря 15 нисана не может выпадать на понедельник, среду и пятницу. По этой причине 15 нисана не всегда соответствует возрасту Луны 15 [60]. Соотношение дат Пасхи в Православной и Католической церквах[ править править код ] Расхождение между датами православной и католической Пасхи вызвано различием в дате церковных полнолуний и разницей между солнечными календарями. В XX и XXI веках церковные полнолуния по александрийской пасхалии отстают от григорианских на 4—5 дней. День весеннего равноденствия — 21 марта по юлианскому календарю — соответствует 3 апреля по григорианскому календарю [61]. Если церковное полнолуние выпадает на интервал от 21 марта по 28 марта н. Соответствующее ему александрийское полнолуние, выпадающее до 3 апреля н. В этом случае разница между датами григорианской и юлианской Пасхи составит 4—5 недель, в зависимости от того, на какой день недели выпадет полнолуние. Если григорианское пасхальное полнолуние выпадет после 29 марта, то александрийское полнолуние произойдёт позже 3 апреля или в этот день и также будет пасхальным.
История возникновения праздника
- Как рассчитывают дату Пасхи?
- Литература по теме
- Александрийская и григорианская пасхалии / Хабр
- Навигация по записям
- Календарные основы пасхалии
- Христиане, использующие григорианский календарь, встречают Пасху
Что такое Пасха и в чём смысл главного христианского праздника. Простыми словами
Именно в этот день христиане и празднуют Воскресение Господа Иисуса Христа. В соответствии с этим простым правилом, самое позднее число, на которое выпадает Пасха — 25 апреля. Именно в этот день мы будем праздновать Пасху Господню в 2038 году. Самое раннее число, на которое выпадет Пасха — 22 марта 2285 года. Но чаще всего Пасха выпадает на первую неделю апреля.
Если полнолуние совпадало с днем весеннего равноденствия, то через 19 лет снова происходило такое совпадение. Этот цикл был очень точным — ошибка в один день нарастала за 302 года. Таким образом, используя данный цикл, можно было определять даты полнолуния на протяжении многих сот лет. Метонов цикл был разделен на месяцы продолжительностью 29 и 30 дней. Однако полнолуния здесь не были астрономическими, то есть 14-ая луна каждого месяца могла отличаться от момента, когда наступало астрономическое полнолуние на 1-2 суток. Это было важно, так как, на первый взгляд, то правило, которое было принято на I Вселенском Соборе, казалось бы, исключало возможность совпадения христианской и еврейской Пасх. Должно было соблюдаться правило, чтобы христианская Пасха праздновалась бы после иудейской Пасхи, так как Христос воскрес после еврейской Пасхи. Поэтому в правиле говорилось, что если полнолуние то есть еврейская Пасха совпадали с воскресеньем, то праздновать надо в следующее воскресение. Полнолуние не астрономическое, а расчетное. В первое тысячелетие таких совпадений было несколько. Дело в том, что можно было использовать Метонов цикл, но выбирать первый его год каждый мог сам.
Так, алтарные врата открыты до светлой субботы включительно. Но радость о Вокресении Христовом выражается у православных христиан до Вознесения Господня в продолжении 39 дней, во время которых пасхальные песнопения дальее продолжаются. Хотя после Анти-Пасхи Фомино воскресенье имеется особый курс развития. Однако, свт. Иоанн Шанхайский служил отдание Пасхи в среду перед Вознесением, вопреки установленному порядку, как в первый день Пасхи. Правила Православной Церкви определяют, чтобы день Христова Воскресения не совпадал с днем еврейской Пасхи, то есть с 14 нисана: «Аще кто, епископ, или пресвитер, или диакон, святый день Пасхи прежде весеннего равноденствия с иудеями праздновати будет — да будет извержен от священнаго чина» 7-е Апостольское правило. Патриарх Антиохийский Феодор Вальсамон в толковании на 7-е Апостольское правило пишет: «Божественные апостолы не хотят, чтобы мы праздновали вместе с иудеями, и посему определяют, чтобы Пасха Господня совершалась у насъ после совершения иудеями законной Пасхи, и поелику они празднуют Пасху прежде весеннего равноденствия. Весеннее же равноденствие бывает не 25 марта месяца, как некоторые говорят, или 20, или в другой какой определенный день, но когда случится. Ибо от кругового вычисления солнечного и лунного течения так и иначе бывает весеннее равноденствие. Моисей законоположил, чтобы иудеи ежегодно совершали Пасху, или прехождение от зла, в воспоминание избавления от работы египетской, и сие не иначе как, но прежде весеннего равноденствия, когда луна в первом месяце, т. Празднуем и мы Пасху Господню, или освобождение наше от работы диаволу, которое Христос и Бог наш даровал нам Своим страданием. Но мы празднуем Пасху не тогда, когда совершается Пасха иудейская, а после нее, т. Известный толкователь канонов епископ Никодим Милаш поясняет: «Поводом к изданию этого правила послужила, по всей вероятности, иудеохристианская секта евионитов, утверждавшая между прочим, что воспоминание Христова Воскресения должно праздноваться в 14-й день еврейского месяца нисана, когда празднуется и иудейская Пасха, так как ни одним законом, по учению этой секты, не было отменено для христиан постановление о дне празднования Пасхи Ветхозаветной Церкви. Но иудеи употребляли для исчисления времени не солнечный год, а лунный, и месяц нисан начинали новолунием, ближайшим к весеннему равноденствию. Так как лунный год на несколько дней короче солнечного, то при таком исчислении большей частью случалось, что иудеи праздновали свою Пасху раньше весеннего равноденствия. Для указания на различие между Пасхой ветхозаветной и новозаветной, не имеющих между собой ничего общего, и для устранения всякой общности в священных обрядах между христианами и иудеями, к тому же чтобы осудить обычай, проникший от евионитов и к некоторым православным священным лицам, правило предписывает всем наблюдать весеннее равноденствие и только после него праздновать воспоминание Христова Воскресения, а отнюдь не вместе с иудеями» Правила святой Православной Церкви с толкованиями. Как видим, соборные определения запрещают праздновать Воскресение Христово в день, когда иудеи совершают свою Пасху, то есть 14 нисана. Никакого совпадения, как уже отмечалось, нет. В продолжении первых двух веков после Рождества Христова не было общего согласия относительно времени празднования христианской Пасхи. Малоазийские церкви праздновали ее в одно время с иудеями и Пасха приходилась в различные дни недели, что не соответствовало христианскому понятию о дне Воскресения Спасителя. В Риме и других церквах Пасха праздновалась не в одно время с иудеями, а после полнолуния мартовского весеннего равноденствия и непременно в воскресение. Такое разногласие было поводом споров и пререканий между восточными и западными Церквами. Вселенский Никейский Собор, бывший в 325 г. Так текст 1-го послания отцов Никейского Собора к Церкви Александрийской содержит следующие строки: «Все наши восточные братья, которые до сих пор не были в согласии с римлянами, с вами, и всеми теми, кто изначала поступает, как вы, будут отныне совершать Пасху в то же время, что и вы». А участник Собора свт. Евсевий Кесарийский в книге «О Жизни блаженного василевса Константина» свидетельствует: «Для согласного исповедания Веры спасительное празднование Пасхи надлежало совершать всем в одно и то же время.
Пасхальное полнолуние определяется так: Первый год 19-летнего цикла выбирают с епактой на 22 марта, равной 0 nulla epacta. Что, запутались? А как вы хотели: пасхальный день вычислять — это вам не зарплату в Excel набивать. Компьютер — наука серьёзная, тут думать надо. Тут и Гаусс подоспел Возможно, все эти епактические мучения продолжались бы до сих пор — но тут на помощь человечеству пришёл сумрачный гений немецкого математика Карла Гаусса, который предложил гораздо более простой алгоритм. Следите за руками. Для православной Пасхи: Разделить номер года на 19, определить остаток от деления a. Разделить номер года на 4, определить остаток от деления b. Разделить номер года на 7, определить остаток от деления c. Всё сходится — спасибо Карлу Гауссу! Автоматическая Пасха Имея на руках такой замечательный алгоритм, грех было не воплотить его в механизированное, а лучше автоматизированное, устройство. Так и получилось. Первые часы-пасхалии были сконструированы даже до Гаусса. Сделал их итальянский мастер Джованни де Донди; работа заняла 16 лет, с 1348 по 1464 год. В високосные де Донди предлагал останавливать часы на сутки. Астрариум, реконструированный итальянским мастером Карло Кроче по описаниям Джованни де Донди Фото: Wikimedia Commons Позже появлялись более мудрёные конструкции — часовщики трудятся над ними и в наше время.
Почему Пасху каждый год отмечают в разные дни, традиции праздника
По-видимому, это было сделано намеренно, чтобы предотвратить совпадение католической Пасхи с иудейской. Однако, из-за нерегулярностей, присутствующих как в григорианской пасхалии, так и в еврейском календаре, такие совпадения иногда все-таки происходят. При каждом таком совпадении какие-нибудь сектанты обязательно ожидают конец света : Кстати, то, что католическая Пасха бывает раньше иудейской, похоже, никого особенно не беспокоило. В любом случае, в долгосрочной перспективе помешать этому было бы нельзя — просто потому, что в еврейском календаре средняя продолжительность года больше, чем в григорианском. Собственно, средняя скорость движения фаз луны из-за поправок в первом приближении является средней скоростью, с которой еврейский календарь отстает от григорианского.
После того, как 21 марта принято в качестве дня весеннего равноденствия, для первого весеннего полнолуния остается 30 возможных дней — с 21 марта по 19 апреля. Но в александрийской пасхалии из этих 30 дней только 19 могут быть днями расчетного полнолуния. В частности, оно не может быть 19 апреля, самый поздний день для него — 18 апреля. Соответственно Пасха может приходится самое раннее на 22 марта если расчетное полнолуние 21 марта в субботу и самое позднее — на 25 апреля если расчетное полнолуние 18 апреля в воскресенье.
Но в проекте пасхалии, разработанным Луиджи Лилио a. Алоизий Лилий , который потом стал григорианской пасхалией, из-за поправок расчетное полнолуние могло уже прийтись на любой из 30 возможных дней, в том числе на 19 апреля. Если оно выпадет на воскресенье 19 апреля, Пасха будет 26 апреля. Пасхалию с таким «нарушением обратной совместимости» выпустить не решились и перед «релизом» она была «обработана напильником».
Третий «патч», который я выше анонсировал, сдвигал расчетное полнолуние с 19 на 18 апреля. Если среди текущих между поправками 19 возможных дней для полнолуния было и 18 и 19 апреля, с 18 оно сдвигалось на 17, чтобы в пределах 19-летнего цикла даты не повторялись. К счастью, из этих 19 дней не может быть трех идущих подряд, так что о 17 апреля можно не беспокоиться.
В продолжении первых двух веков после Рождества Христова не было общего согласия относительно времени празднования христианской Пасхи. Малоазийские церкви праздновали ее в одно время с иудеями и Пасха приходилась в различные дни недели, что не соответствовало христианскому понятию о дне Воскресения Спасителя. В Риме и других церквах Пасха праздновалась не в одно время с иудеями, а после полнолуния мартовского весеннего равноденствия и непременно в воскресение. Такое разногласие было поводом споров и пререканий между восточными и западными Церквами. Вселенский Никейский Собор, бывший в 325 г. Так текст 1-го послания отцов Никейского Собора к Церкви Александрийской содержит следующие строки: «Все наши восточные братья, которые до сих пор не были в согласии с римлянами, с вами, и всеми теми, кто изначала поступает, как вы, будут отныне совершать Пасху в то же время, что и вы». А участник Собора свт.
Евсевий Кесарийский в книге «О Жизни блаженного василевса Константина» свидетельствует: «Для согласного исповедания Веры спасительное празднование Пасхи надлежало совершать всем в одно и то же время. Поэтому сделано было общее постановление и утверждено подписью каждого из присутствовавших», — и приводит слова равноап. Константина: «Мы, конечно, не потерпим, чтобы наша Пасха праздновалась в одном и том же году в другой раз. Итак, да размыслит благоразумие вашего преподобия, как худо и неприлично то, что в известное время одни соблюдают пост, а другие совершают пиры, и что после дней Пасхи одни проводят время в празднованиях и покое, а другие держат положенные посты. Посему, божественный Промысел благоволил, чтобы это надлежащим образом было исправлено и приведено к одному порядку, на что, думаю, все согласятся» Евсевий Кесарийский Жизнь Константина книга 3 гл. В александрийской пасхалии православная Пасха в силу её астрономического запаздывания всегда позже иудейской. Вселенский учитель свт. Иоанна Златоуст в 7-м слове на Пасху 141-я беседа , так объясняет, как сохраняя «согласие таинства с древним установлением», правильно рассчитать день Пасхи: «Итак, прежде чем излагать учение о равноденствии, которое таинственно, о четырнадцатом дне луны, совпадающем с самым таинством, и затем о трех днях относящихся к концу таинства … Согласно с этим подражанием, мы и времена соединяем подражательно, насколько можем, приурочивая и равноденствие, и четырнадцатый день луны и трехдневье к одному месту, — четырнадцатый день по необходимости, как учит древний обычай, включая в одну седмицу с теми тремя днями, а равноденствие полагая около времени пасхи, когда случится. И как Христос пострадал при полном сочетании всех этих признаков времен, так и мы должны совершать пасху при таких же самых, несколько возможно, условиях; а если чего-нибудь из них не доставало бы, то и подражание оказалось бы хромающим. Так как о всем этом ты уже достаточно слышал, то необходимо напоследок сказать и о том, каким образом теперь делается определение времени пасхи, как я и обещал в начале.
Мы сказали, брат, что для времени страдания следует вместе брать и весеннее равноденствие, и четырнадцатый день луны, но не раньше равноденствия, и пятницу и субботу и день Господень. И вот, если когда-нибудь случится четырнадцатый день луны прежде равноденствия, мы оставляем его, а ищем другой, который должен быть после равноденствия, и тогда случается вставочный месяц до появления четырнадцатого дня после равноденствия. И как пятница у нас не может быть днем воскресения, так все равно и совпадающий с нею четырнадцатый день. Воскресению должен соответствовать день Господень и не относиться ко дню страдания. Поэтому, если с этим днем совпадает четырнадцатое число, относящееся ко дню страдания, то, оставив его, мы останавливаемся на следующем дне свободном от воспоминания страдания. И когда нам предстоит воспоминание страдания и воскресения Господа, мы, как сделал и Владыка, всегда соблюдаем Господень день, как соответствующий дню воскресения и свободный от воспоминания страдания, относя воспоминание страдания к дням предшествующим этому. Необходимо, чтобы четырнадцатый день приходился на неделе ранее определенного воскресного дня. Если он упадет среди недели, тогда определить удобно; если же он совпадет с днем Господним, в этом случае нужна тщательная предусмотрительность, потому что те, которые не производят точного исследования, могут пятнадцатый день лунного месяца принять за четырнадцатый; это самое и ныне случилось» Полное собрание творений. Слова Златоустого подверждает патриарх Александрийский святитель Мелетий Пигас , принимавший активное участие в Соборе 1593 г.
Слово "Пасха" произошло от древнееврейского "песах", что означает "исход, избавление".
Как сказано в одной из книг Ветхого Завета, в книге Исход, празднование Ветхозаветной Пасхи было установлено Самим Богом перед исходом израильтян из Египта в ознаменование избавления евреев из 400-летнего египетского рабства и спасения еврейских первородных детей от руки ангела-губителя. Как написано в двенадцатой главе книги Исход, Господь повелел тогда сынам Израилевым помазать кровью непорочного агнца косяки дверей. Это было знаком, и ангел-губитель прошел мимо их домов, при этом не пощадив египетских младенцев. Это событие так напугало фараона, что он отпустил евреев из Египта, и они, возглавляемые пророком Моисеем, ушли искать землю обетованную. В память об этом событии Бог установил для своего богоизбранного народа пасхальное служение, и праздник Пасхи был самым важным и уважаемым у израильтян, существовала даже традиция: накануне праздника, по выбору народа, отпускать на свободу одного из узников. Дата, когда отмечали Песах, тоже была установлена Богом и приходилась на срединный день первого месяца года нисана, который соответствовал второй половине марта и первой половине апреля по нашему, солнечному, календарю. А еврейский календарь исчислял время по луне и солнцу, то есть был лунно-солнечным. Событие исхода произошло примерно 3300 лет назад, в 2448 году по еврейскому календарю. Праздник Песах отмечает цепь событий, вследствие которых евреи стали народом. В православии Песах часто называют Ветхозаветной Пасхой - чтобы отличить ее от Пасхи Новозаветной, то есть той, что стали отмечать уже христиане после Рождения Рождества Иисуса Христа.
Потому что Рождество Христово наполнило праздник Пасхи новым смыслом. Начав отмечать Песах более чем за тысячелетие до Рождества Христова, еврейский народ сохранил эту традицию. Отмечал этот праздник и Сам Сын Божий. Свою последнюю Ветхозаветную Пасху Иисус совершил перед Своими страданиями, которые Церковь вспоминает в Страстную неделю.
Малоазийские церкви праздновали ее в одно время с иудеями и Пасха приходилась в различные дни недели, что не соответствовало христианскому понятию о дне Воскресения Спасителя. В Риме и других церквах Пасха праздновалась не в одно время с иудеями, а после полнолуния мартовского весеннего равноденствия и непременно в воскресение. Такое разногласие было поводом споров и пререканий между восточными и западными Церквами. Вселенский Никейский Собор, бывший в 325 г. Так текст 1-го послания отцов Никейского Собора к Церкви Александрийской содержит следующие строки: «Все наши восточные братья, которые до сих пор не были в согласии с римлянами, с вами, и всеми теми, кто изначала поступает, как вы, будут отныне совершать Пасху в то же время, что и вы». А участник Собора свт. Евсевий Кесарийский в книге «О Жизни блаженного василевса Константина» свидетельствует: «Для согласного исповедания Веры спасительное празднование Пасхи надлежало совершать всем в одно и то же время. Поэтому сделано было общее постановление и утверждено подписью каждого из присутствовавших», — и приводит слова равноап. Константина: «Мы, конечно, не потерпим, чтобы наша Пасха праздновалась в одном и том же году в другой раз. Итак, да размыслит благоразумие вашего преподобия, как худо и неприлично то, что в известное время одни соблюдают пост, а другие совершают пиры, и что после дней Пасхи одни проводят время в празднованиях и покое, а другие держат положенные посты. Посему, божественный Промысел благоволил, чтобы это надлежащим образом было исправлено и приведено к одному порядку, на что, думаю, все согласятся» Евсевий Кесарийский Жизнь Константина книга 3 гл. В александрийской пасхалии православная Пасха в силу её астрономического запаздывания всегда позже иудейской. Вселенский учитель свт. Иоанна Златоуст в 7-м слове на Пасху 141-я беседа , так объясняет, как сохраняя «согласие таинства с древним установлением», правильно рассчитать день Пасхи: «Итак, прежде чем излагать учение о равноденствии, которое таинственно, о четырнадцатом дне луны, совпадающем с самым таинством, и затем о трех днях относящихся к концу таинства … Согласно с этим подражанием, мы и времена соединяем подражательно, насколько можем, приурочивая и равноденствие, и четырнадцатый день луны и трехдневье к одному месту, — четырнадцатый день по необходимости, как учит древний обычай, включая в одну седмицу с теми тремя днями, а равноденствие полагая около времени пасхи, когда случится. И как Христос пострадал при полном сочетании всех этих признаков времен, так и мы должны совершать пасху при таких же самых, несколько возможно, условиях; а если чего-нибудь из них не доставало бы, то и подражание оказалось бы хромающим. Так как о всем этом ты уже достаточно слышал, то необходимо напоследок сказать и о том, каким образом теперь делается определение времени пасхи, как я и обещал в начале. Мы сказали, брат, что для времени страдания следует вместе брать и весеннее равноденствие, и четырнадцатый день луны, но не раньше равноденствия, и пятницу и субботу и день Господень. И вот, если когда-нибудь случится четырнадцатый день луны прежде равноденствия, мы оставляем его, а ищем другой, который должен быть после равноденствия, и тогда случается вставочный месяц до появления четырнадцатого дня после равноденствия. И как пятница у нас не может быть днем воскресения, так все равно и совпадающий с нею четырнадцатый день. Воскресению должен соответствовать день Господень и не относиться ко дню страдания. Поэтому, если с этим днем совпадает четырнадцатое число, относящееся ко дню страдания, то, оставив его, мы останавливаемся на следующем дне свободном от воспоминания страдания. И когда нам предстоит воспоминание страдания и воскресения Господа, мы, как сделал и Владыка, всегда соблюдаем Господень день, как соответствующий дню воскресения и свободный от воспоминания страдания, относя воспоминание страдания к дням предшествующим этому. Необходимо, чтобы четырнадцатый день приходился на неделе ранее определенного воскресного дня. Если он упадет среди недели, тогда определить удобно; если же он совпадет с днем Господним, в этом случае нужна тщательная предусмотрительность, потому что те, которые не производят точного исследования, могут пятнадцатый день лунного месяца принять за четырнадцатый; это самое и ныне случилось» Полное собрание творений. Слова Златоустого подверждает патриарх Александрийский святитель Мелетий Пигас , принимавший активное участие в Соборе 1593 г. Тогда мы без всяких оговорок пользуемся тем календарём, который у нас есть, и выполняем отеческий канон.