В конце 1942 года советское командование готовит операцию по прорыву блокады. 18 января 1943 года в результате операции "Искра" советские войска разорвали блокадное кольцо и освободили Шлиссельбург от фашистов.
Операция «Искра»: как прорывалась блокада Ленинграда
К подготовке операции «Искра» командование подошло со всей возможной осмотрительностью. Расстоновка сил под Ленинградом, январь 1943. Рубрика «Один день из истории Великой Отечественной войны»: 12 января 1943 года началась операция «Искра» (нем. 75 лет назад, 18 января 1943 года, в ходе операции "Искра" была прорвана блокада Ленинграда. «18 января 1943 года, ровно 80 лет назад, в результате операции «Искра» была прорвана блокада Ленинграда. 18 января 1943 года в результате операции "Искра" советские войска разорвали блокадное кольцо и освободили Шлиссельбург от фашистов.
Материалы рубрики
- БЛОКАДА ЛЕНИНГРАДА ПРОРВАНА… ОПЕРАЦИЯ “ИСКРА” ПРОДОЛЖАЕТСЯ
- Операция "Искра": 18 января советские войска прорвали блокаду Ленинграда - Толк 18.01.2022
- [История] Операция "Искра" - Новости - War Thunder
- 12 января 1943 года началась операция «Искра»
- Глава седьмая Операция «Искра»
Покупка билета
Эта просьба была удовлетворена Ставкой, и старт операции "Искра" назначили на 12 января 1943 года. Подготовка наступательной операции под кодовым названием "Искра" по прорыву блокады велась задолго до ее начала. Подготовка к активной фазе операции «Искра» производилась в течение декабря 1942 – начала января 1943 года. С 12 по 30 января 1943 года прошла наступательная операция «Искра», благодаря которой в сердцах затеплилась надежда на скорую победу.
Прорыв блокады Ленинграда: как проходила операция «Искра» в январе 1943-го
Операция получила кодовое название «Искра». Первый этап операции «Искра»: прорыв блокады Ленинграда войсками Ленинградского и Волховского фронтов в январе 1943 года и цена этой победы. Прорывную операцию назвали «Искра», памятуя крылатое: «Из искры возгорится пламя». Подготовка к активной фазе операции «Искра» производилась в течение декабря 1942 – начала января 1943 года. Операция "Искра". Кто руководил сражением, зачем в небе кружили аэростаты и сработал ли секретный план генерала Симоняка? В результате операции «Искра» войска Ленинградского и Волховского фронтов 18 января 1943 года прорвали блокаду Ленинграда.
Разорвать кольцо: как 18 января 1943 года прорвали блокада Ленинграда
Председатель Московской городской Думы Алексей Шапошников , фракция партии «Единая Россия»: «18 января — 80-я годовщина прорыва блокады Ленинграда. День, когда в сердце каждого жителя осажденного города на Неве с негасимой силой загорелась вера и надежда. До полного освобождения Ленинграда оставался еще целый год… Этот прорыв принес облегчение и дал силы для дальнейшей борьбы. В город стало поступать продовольствие, медикаменты, а значит — жизнь! Каждый день тогда был как последний. Обстрелы, голод, холод и смерть… Умирали, но не сдавались. Сила духа, мужество, несгибаемая воля, доблесть и самопожертвование блокадников оказались сильнее фашисткой машины. Мы отдаем дань памяти тем, кто погиб, не пожалев своей жизни за освобождение города. Мы отдаем дань уважения ныне живущим ленинградцам-блокадникам, ветеранам — всем, чей подвиг служит для нас образцом мужества и безграничной веры в Победу. Вечная память и слава героям-освободителям! Ведь невозможно даже представить ту радость, с которой встретили весть о прорыве блокады жители осажденного, измученного, но не сдавшегося, несломленного города!
Люди, на чью долю пришлись страшные зимы 1941-1943 годов, голод, бомбежки и обстрелы, гибель родных и близких. Подвиг бойцов Ленинградского и Волховского фронтов, перерезавших стальное кольцо вражеских войск, остался не только в истории Великой Отечественной войны, он навеки запечатлен в сердце каждого ленинградца. Сегодня мы склоняем головы перед памятью участников прорыва блокады и сотен тысяч самих жителей города на Неве, своей беспримерной стойкостью и мужеством приближавших великий день 18 января 1943 года. И тихо повторяем пронзительные бессмертные слова Ольги Берггольц: «Никто не забыт и ничто не забыто». Слава и вечная память героям! Операция, получившая название «Искра», стала переломной в битве за город на Неве и подарила всем надежду. А после завершения операции инициатива ведения боевых действий на Ленинградском фронте окончательно перешла к нашим войскам. Эта была первая встреча подразделений Ленинградского и Волховского фронтов в ходе наступательной операции «Искра». Жителям города пришлось пережить тяжелые испытания и потери, голод и холод. Несмотря на окружение, обстрелы и бомбардировки, советское командование проложило по льду Ладожского озера Дорогу жизни.
А наступательная операция советских войск дала начало освобождению от блокады и восстановлению продовольственного снабжения Ленинграда в полном объеме. Немецко-финские войска были отброшены и потерпели разгромное поражение. Мы будем помнить подвиги защитников Родины, погибших воинов и жителей блокадного Ленинграда! Ленина мирного неба и всего наилучшего! Всего от голода умерло более одного миллиона человек.
То есть туда — припасы, а обратным путем по возможности эвакуировались люди? Слишком рискованно. Но позже велась эвакуация гражданского населения, вывозились раненые. Да и в Ленинграде оставались военные запасы, которые не вывезли в 1941 году, но они требовались стране, поэтому большую часть времени действия «Дороги Победы» поезда порожняком не шли. Линия работала с такой загрузкой, насколько это было возможным.
Детальное планирование и героизм солдат — ключ к успеху — Я знаю, что у вас недавно вышла книга как раз о событиях операции «Искра» и прорыве блокады Ленинграда, скажите несколько слов как специалист об особенностях этой операции, возможно, у вас есть интересные факты. Возможно, для кого-то книга станет не очень приятным сюрпризом, так как я старался максимально честно и объективно охарактеризовать действительно тяжелые бои, которые велись под Ленинградом. С уверенностью можно сказать, что первые семь дней операции «Искра» были одними из самых кровопролитных за всю историю Великой Отечественной войны. И да, большая самоотверженность простых солдат сделала возможным успех операции в тяжелых условиях. Относительно планирования также можно сказать, что это не случайные удары, а в целом спланированная и осуществленная операция, которая отличалась от более ранних попыток деблокировать Ленинград. Это была первая операция, сочетавшаяся со стратегическим наступлением наших войск, достаточно хорошо подготовленная. Впервые Ленинградский фронт наносил ощутимый удар из города, навстречу Волховскому фронту, и силы были примерно равными. Действительно, готовились, планировали, ставили правильные и реальные задачи войскам. Блокада была прорвана, а «Дорога Победы» заработала, даже несмотря на то, что второй этап операции выполнить в полном объеме не удалось. Обложка: Вл.
Серов, И. Серебряный, А. Казанцев «Прорыв блокады», 1943 год. Государственный Русский музей.
Но бойцы Красной армии сделали главное — обеспечили строительство железной дороги, сообщает tsargrad. В этот же день ее начали строить южнее Ладожского озера. Железная дорога Фото: пресс-служба Управления на транспорте МВД по СФО Всего за 19 суток была проложена ветка протяженностью 33 км — Дорога Победы, или Коридор смерти, на некоторых участках рельсы были слишком близки к позициям фашистов, иногда буквально в трех километрах. Враг без труда совершал артиллерийские обстрелы составов. Советские войска отвоевывали каждый метр Дороги Победы, зато в Ленинграде смогли усилить подачу электричества, в городе появилась вода, увеличили нормы выдачи хлеба. Движение поездов регулировали женщины в сопровождении автоматчиков. Они днем и ночью сидели вдоль коридора с керосиновыми фонарями — зеленым и красным. Как только они узнавали об очередном прорыве наших войск, сразу включали соответствующий фонарь, и поезд с провизией мог следовать дальше. Из дневников блокадников Варвара Фролова, главврач детских яслей и туберкулезного диспансера: "Ура, ура, ура! Вчера в "Последний час" объявили прорыв блокады Ленинграда.
Кроме того, войска 67-й армии отрабатывали в городской черте форсирование Невы по льду и наведение переправ для тяжёлой артиллерии и танков. Всего ударные группировки двух фронтов насчитывали 302 800 солдат и офицеров, около 4900 орудий и миномётов калибром 76-мм и выше , более 600 танков и 809 самолётов. Метеоусловия в это время были очень тяжёлыми для действий авиации. Облачность опустилась ниже 100 м, горизонтальная видимость не превышала 500 м. Сложная погода не позволяла применять авиацию крупными группами. Поддержка наземных частей и подавление миномётно-артиллерийских батарей противника производилась мелкими группами штурмовиков и истребителей. При форсировании Невы наши истребители прикрывали наступающие стрелковые части от ударов немецкой авиации.
Официальный сайт Чувашского рескома Коммунистической Партии Российской Федерации
- Операция «Искра» | это... Что такое Операция «Искра»?
- Одна на всех: операция “Искра”
- Иммануил Кант: философ, присягнувший на верность Российской империи
- Глава седьмая Операция «Искра». Неизвестные солдаты. Сражения на внешнем фронте блокады Ленинграда
- «Январский гром» после «Искры»: как Ленинград освобождали от блокады
- Подготовка к операции «Искра»
Как прорывали блокаду Ленинграда
Недостаточное освещение этой темы в современных исторических источниках. Целевая аудитория: студенты исторических факультетов, историки, исторические энтузиасты Задачи проекта: 1. Изучить тактику и стратегию проведения операции. Оценить влияние операции на ход событий Великой Отечественной войны.
Благодаря этому прорыву страшные 872 блокадных дня наконец закончились.
Почему так долго не могли прорвать блокадное кольцо В количественном отношении под Ленинградом превосходство было на стороне СССР, но его полностью нивелировало лучшее оснащение противника — у них было больше автоматов, пулеметов и минометов, они обладали мощной артиллерийской поддержкой. Кроме того, во многих местах их расположение давало им безоговорочное превосходство в бою, например более высокие точки, с которых была отличная видимость обстреливаемых территорий. А советские бойцы были измотаны непрерывными боями с захватчиками, пишет spbvedomosti. Операция "Искра" Первоначально операция "Искра" назначалась на 1 января, на 12-е января ее перенесли только потому, что Нева еще не замерзла.
Русское командование методом проб и ошибок долго искало место прорыва и решило действовать в самом узком месте немецкой обороны — "бутылочном горле" у Ладоги. Всего 14 км отделяли там блокадное кольцо от Большой земли. Общий замысел операции сводился к тому, чтобы встречными ударами двух фронтов — Ленинградского с запада и Волховского с востока — разгромить группировку фашистских войск. Исследователь Вячеслав Мосунов говорит: "Прорыв блокады обошелся нам почти в 70 тысяч убитых, раненых и пропавших без вести бойцов и командиров.
Но бойцы Красной армии сделали главное — обеспечили строительство железной дороги, сообщает tsargrad.
По нему в кратчайшие сроки советские инженеры провели временную железнодорожную ветку для снабжения города всем необходимым. В тяжелых зимних условиях под обстрелами и в мороз буквально за 17 суток была проложена полноценная железнодорожная ветка от станции Поляны до Шлиссельбурга. За время эксплуатации дороги свыше 15 тыс.
На Дворцовой площади было воссоздано историческое фото: рядом с аркой Главного штаба установлен танк КВ-1 из музея «Битва за Ленинград» им. Историю боевой машины поведала выставка из фотохроники военных лет и фоторабот по восстановлению КВ-1 до ходового состояния. Акцию организовал военно-исторический центр Северо-Западного федерального округа при поддержке регионального отделения РВИО в Ленинградской области. Корреспондент портала «История.
РФ» встретился с историком и исследователем, автором книги «Операция Искра» Вячеславом Альбертовичем Мосуновым, чтобы подробнее узнать, как развивалась операция «Искра», как была прорвана блокада Ленинграда, о работе «Дороги победы» и о том, как она заменила знаменитую ледовую трассу «Дорога жизни». Пока коридор не был пробит, положение осажденного города не могло быть устойчивым по определению — Вячеслав, расскажите о роли и значении временной линии Поляны — Шлиссельбург, получившей название «Дорога Победы»? В ходе своих исследований я выяснил, что мы имеем дело с некоторым «перекосом». У нас считается, что Ленинград к лету 1942 г.
Ключевое значение дороги в том, что пока этот коридор не был пробит, и не появилась устойчивая железнодорожная связь Ленинграда с «большой землей», положение осажденного города не могло быть устойчивым по определению. Всё снабжение города до постройки дороги зависело от капризов Ладожского озера. Интересный факт: зимы 1941-1942 и 1942-1943 годов были гораздо более холодными, чем это бывало обычно на северо-западе, и знаменитая «Дорога жизни» по льду замерзшей Ладоги открывалась раньше. У советского командования были и планы строительства железнодорожной ветки прямо на льду по Шлиссельбургской губе, но их пришлось отменить.
Что касается самого прорыва блокады, который и позволил проложить «Дорогу Победы», я убежден, что он напрямую зависит от общего положения на всём советско-германском фронте. Советское командование получило возможность накопить силы, немцы же, напротив, сокращали свою группировку войск у Ленинграда. Несмотря на прорыв блокады утром 18 января 1943 года, не была освобождена ключевая станция Мга, прямой ветки к городу не было. Поэтому в кратчайшие сроки пришлось строить ветку Поляны — Шлиссельбург.
Только героическим трудом Ленметростроя и военных инженеров под руководством И.
Разорвано проклятое кольцо! Ты сжала руки, ты глубоко дышишь, в сияющих слезах твое лицо. Мы тоже плачем, тоже плачем, мама, и не стыдимся слез своих: теплей в сердцах у нас, бесслезных и упрямых, не плакавших в прошедшем феврале. Да будут слезы эти как молитва.
А на врагов — расплавленным свинцом пускай падут они в минуты битвы за всё, за всех, задушенных кольцом. За девочек, по-старчески печальных, у булочных стоявших, у дверей, за трупы их в пикейных одеяльцах, за страшное молчанье матерей... Прорыв блокады Ленинграда, встреча солдат Ленинградского и Волховского фронтов 18 января 1943 года. Отвоевать удалось лишь узкую полоску болотистой земли. С февраля по апрель части Волховского и Ленинградского фронтов пытались развить успех и продолжали атаковать мгинско-синявинскую группировку вермахта.
Но продвинуться дальше не удалось. И всё-таки после «Искры» положение дел под Ленинградом изменилось. Восстановилась сухопутная связь осажденного города со страной. Восстановилось дыхание Ленинграда, укрепилась вера в Победу. К весне 1943 года сломить ее было уже невозможно.
А главное — в город пошло продовольствие, и тысячи людей смогли избежать голодной смерти. На следующий день после прорыва блокады, 19 января 1943 года, в освобожденном Шлиссельбурге началось строительство новой железнодорожной трассы, которую назовут Дорогой Победы. Из них 8 км — по прифронтовым районам. Приказ был строг: дорогу нужно было построить за три недели. Это и в мирное время немыслимо, а зимой, в прифронтовых условиях от строителей требовались нечеловеческие усилия.
А они не просто успели, но на три дня перевыполнили план. Хватило 17 суток. Поезд направляется в освобожденный город Шлиссельбург, 1944 год. Железнодорожники совершили настоящий подвиг. Из-за налетов и обстрелов в те дни эшелоны шли по Дороге Победы только в ночное время, но через несколько недель удалось наладить и дневное движение.
На станции Волховстрой есть памятник — на пьедестале там установлен паровоз ЭУ 708-64, тот самый, доставивший в Ленинград первый поезд с Большой земли. Не только профессиональные зодчие, но и десятки офицеров из действующей армии присылали на этот конкурс свои эскизы. В те дни о прорыве блокады ежедневно рапортовало не только Совинформбюро, но и Лондонское радио. Приведем слова, по которым можно судить о тогдашнем отношении союзников к сражавшейся России: Слово «Ленинград» сейчас на устах у всех. Какой замечательный успех!
Русские проявили сверхчеловеческий героизм.
Пятая попытка
О том, как проходила операция «Искра» мы расскажем в следующих публикациях. 18 января 1943 года в ходе наступательной операции "Искра" Красная Армия частично прорвала блокаду Ленинграда, но битва за город продолжалась, став самым длительным сражением Второй мировой – оно шло более трех лет. В ходе операции «Искра» разгрому подверглись 7 дивизий противника. 18 января 1943 года в результате операции "Искра" советские войска разорвали блокадное кольцо и освободили Шлиссельбург от фашистов. Советские войска прорвали блокаду Ленинграда в результате операции «Искра».
Операция Искра звено в цепи катастроф Вермахта январь 1943. Алексей Исаев. Истрия СССР. Лекции.
С 12 по 30 января 1943 года прошла наступательная операция «Искра», благодаря которой в сердцах затеплилась надежда на скорую победу. Подготовка к проведению операции «Искра» велась с декабря 1942-го по начало января 1943-го. Операции было присвоено кодовое наименование «Искра» и назначена дата готовности к ней — 1 января 1943 года. «18 января 1943 года, ровно 80 лет назад, в результате операции «Искра» была прорвана блокада Ленинграда. Результатом наступательной операции «Искра» стал прорыв блокады Ленинграда.
Операция «Искра»: как проходил прорыв блокады Ленинграда
- Началась операция «Искра» с целью прорыва блокады Ленинграда
- «Никто не забыт и ничто не забыто». 80 лет назад была прорвана блокада Ленинграда
- Глава седьмая Операция «Искра»
- Как прорывали блокаду Ленинграда