Воспоминания очевидцев о блокаде Ленинграда Великая Отечественная война, Чтобы помнили, Длиннопост, Блокада Ленинграда. В советское время число жертв блокады Ленинграда исчисляли лишь по документам учета умерших от голода (0,632 миллиона) и снарядов с бомбами (0,017 миллиона). Историк Никита Ломагин, автор книги “Неизвестная блокада”, считает историю “Блокадной книги” Адамовича и Гранина историей борьбы за память о блокаде, а саму книгу – истинно народной, совершившей прорыв в человеческое измерение блокады. Вот только несколько фактов и историй. Прежде всего, неточен сам термин «блокада Ленинграда».
РАССЕКРЕЧЕННАЯ ПРАВДА О БЛОКАДЕ ЛЕНИНГРАДА
Блокадный Ленинград: 10 фактов о военных действиях в Северной столице. Около 90 тысяч жителей блокадного Ленинграда живы до сих пор. Прежде всего, неточен сам термин «блокада Ленинграда». Ленинград выжил, а истории людей, дождавшихся снятия блокады, остались в народной памяти. О пугающих фактах блокадного Ленинграда -— в материале 24СМИ.
125 граммов, 872 дня, 630 тысяч человек — цифры и символы блокады Ленинграда
Блокада составила собой целую эпоху в истории Ленинграда, эпоху героическую и трагическую, многие страницы этой драматической эпопеи широко известны, а некоторые любопытные факты так и остались достоянием узкого круга историков. Факты о блокаде Ленинграда. Боевые действия в ходе блокады Ленинграда никогда не прекращались насовсем, хоть и стихали время от времени. 872 дня блокады Ленинграда вошли в историю Второй Мировой войны как самые трагические события, которые достойны памяти и уважения. В советское время о блокаде Ленинграда знал каждый школьник. Сегодня в России отмечают 70-летие со дня освобождения Ленинграда от фашистской блокады – Самые лучшие и интересные новости по теме: Блокада, воспоминания, истории на развлекательном портале Ленинград выжил, а истории людей, дождавшихся снятия блокады, остались в народной памяти. О пугающих фактах блокадного Ленинграда -— в материале 24СМИ.
Блокада Ленинграда
И хотя у Василия Васильевича была бронь, сразу направился в военкомат. Когда был жив муж, подвалы всегда были заставлены и вареньями, и соленьями. А когда умер, раздала все это бездомным. Сегодня, если не съедает хлеб, подкармливает соседских собак. Вспоминает: — В голодные блокадные дни приходилось есть даже землю — ее приносил брат со сгоревших Бадаевских складов. Шестого числа был сильный обстрел Ленинграда, мамин брат Александр в тот день лежал больной дома. Был как раз день его рождения, и Эля с мамой пришли его поздравить. На их глазах взрывной волной больного отбросило к стене, он умер.
Жертв тогда было много. Девочке запомнилось, что именно в тот день при обстреле убило слона в зоопарке. Ее брата спасло то ли чудо, то ли счастливая случайность. Вышло так, что накануне Рудик принес найденную где-то каску. Мать ругала его, мол, зачем всякое барахло в дом тянешь. Но он ее спрятал. И вовремя надел, когда над городом появились «юнкерсы» со смертельным грузом… Примерно в то же время попыталась спастись семья еще одного брата матери, Филиппа.
У них был дом под Санкт-Петербургом и трое детей: Валентина окончила третий курс судостроительного института, Володя только собирался поступать в институт, Сережа был восьмиклассником. Когда началась война, семья попыталась эвакуироваться с другими ленинградцами на барже. Однако суденышко потопили, и все они погибли. Остался на память единственный снимок брата с женой. Генриетта Филипповна, которую в семье называли Александрой, сумела найти после бомбежки на месте своей квартиры только несколько старых фотографий.
Рассказы о блокадном Ленинграде Невский пятачок Немцы 27 августа, захватив вблизи реки Тосны сёла Ивановское и Отрадное, вышли на левый берег Невы.
С захватом Шлиссельбурга 8 сентября всё левобережье Невы от реки Тосны до Ладожского озера оказалось в руках немцев.
Он стал описывать меню партийного санатория образами из «Демидовых», думая прославить тем самым советскую власть «Да. Такой отдых в условиях фронта, длительной блокады возможен только у большевиков, лишь при Советской власти» , а вместо этого подложил ей индюшку. Судя по тому, что он вообще попал в стационар, и по тому, что был назначен дополнительный завтрак, Рибковский так и не оправился от декабрьского истощения. Можно себе представить, в каком он был состоянии, как мутилось его воображение, раззадориваемое описаниями пиршеств царских времен. И простим ему невинную литературную игру — в конечном счете он оставил достаточно точных указаний, чтобы мы поняли, как он питался на самом деле: бесконечно лучше умирающих горожан, которым пары бутербродов никто не выделял, но без всяких излишеств. У нас нет никаких оснований считать, что Рибковский был сам зажравшимся аппаратчиком или свидетелем пира во время голода. Это был добрый, любящий семью маленький человек.
И тут же жалеет: «Одного, пожалуй, не достанем — это костюмчика для Сереженьки. Был ордер, но не было костюмчика на Сережу. В 1944 году он не может себе позволить в театре лишний бутерброд. Иными словами, никаким участником номенклатурных пиршеств Рибковский не был и о них не свидетельствовал. Его военная жизнь была скудной, на грани голода другое дело, что у большинства иждивенцев она была за этой гранью , его обычное питание было в столовой Смольного, по карточкам. Единственная ставшая одиозной запись, совершенно вырванная пропагандистами из контекста всего его дневника, с очевидностью представляет собой литературную стилизацию на грани бреда, в которой роскошества противоречат суровой прозе лишней пары бутербродов. Целой курицы, которую поедают персонажи фильма Красовского, Рибковский за войну никогда, наверное, и не видал. А увидел бы — засовестился, он был явно человек по-партийному совестливый.
Значит ли вышесказанное, что никто и никогда из начальников в блокадном городе не жировал и не пировал. Увы, нет. В сводке НКВД, направленной в Смольный цитируется в книге Никиты Ломагина «Неизвестная блокада» , содержатся выразительные картины поведения начальства Приморского райкома партии: составление групп на получение продуктов без карточек, заказ на 7 ноября 10 килограммов шоколада и восьми килограммов зернистой икры, требование «достать 20 шт. По самому факту попадания такого поведения в донос понятно, что оно не было ни всеобщим, ни нормальным, ни само собой разумеющимся. В случае же, если к личному пользованию привилегиями примешивалась спекуляция, партийные и чекистские органы были беспощадны. Советский Союз, безусловно, не был обществом всеобщего равенства и справедливости. Не было в блокаду ни «равенства страданий», ни равенства в восприятии страданий других. Одним, как бедняге Рибковскому, приходилось жить в вымышленном мире и писать о заботе советской власти, чтобы оправдаться перед собой за каждый лишний кусок булки, полученный в стационаре.
Другие, как аппаратчики Приморского райкома, присваивали себе право жить и даже наслаждаться нагло и беззастенчиво и безнаказанно — с работы их не уволили. Однако гнусного вывода, к которому хочет подтолкнуть инициатор общественного скандала режиссер Красовский, это никак не оправдывает.
Каждый из фактов представляет самостоятельное краткое сообщение, преимущественно с количественными данными, характеризующее то или иное явление, связанное с блокадой Ленинграда. Каждый из фактов на выставке сопровождают небольшой текст, раскрывающий тему, и относящиеся к нему исторические документы и фотографии. Факты подобраны таким образом, чтобы у посетителя выставки создалось по возможности максимальное представление о событиях блокады. Здесь не только боевые действия, но и меры по организации коммуникаций Ленинграда со страной, и устройство жизни внутри блокадного кольца, и поистине героическая помощь города фронту. Показана работа медиков, которые не только лечили раненых, но и помогали в страшную блокадную зиму избежать эпидемий.
«С каждым днём было всё тяжелее»: жительница блокадного Ленинграда — о войне, голоде и патриотизме
Вот самые распространенные. Журнал «Огонек» руководимый подонком Виталием Коротичем, после проведенной подрывной работы сбежавшим в США , в конце 80- писал, что Жданов лечился от ожирения игрой в лаун-теннис, ел из хрустальных ваз пирожные буше в ожидании спецрейса с ананасами «из партизанских краев». И лишь немногие тогда задавались вопросом: откуда ананасы в партизанских краях?! И как могли находить корки апельсинов в «подъезде ждановского дома»? Ведь глава города был прописан в отдельном строго охраняемом особняке, а по факту дни и ночи проводил в Смольном, на рабочем месте, заработав кучу болезней - от гипертонии до диабета. Круглые сутки батальоны звуковой разведки слушали небо над городом.
А сын Лаврентия Берии Серго писал: «При всей моей антипатии к Жданову не могу принять на веру разговоры о том, как в Смольном в дни блокады устраивали пиры с бужениной, шампанским и икрой. Не было этого. Попробовал бы он позволить себе нечто подобное! Кроме скромных бутербродов, на столе ничего не было. А в конце того же месяца Жданов установил жестко фиксированную урезанную норму продуктов для всех членов Военсовета.
Сам он раз в несколько дней получал черный кисет со своей пайкой хлеба.
Кто виноват? На извечный вопрос в применении к ленинградской трагедии нельзя ответить однозначно. Блокада фигурировала как одной из страшнейших преступлений немецко-фашистских захватчиков на Нюрнбергском процессе. Но были допущены ошибки и со стороны советского командования. Одна из них, ставшая роковой — это отсутствие полноценного продовольственного неприкосновенного запаса, который концентрировался бы не в одном месте Бадаевские склады, разбомбленные немцами , а и в других местах. Многие современники тех событий высказывались, что Советский Союз встретил войну совершенно неподготовленным, чем объяснялись и поражения первых месяцев войны, и большие потери войск. Сказалось это и на положении ленинградцев… Любопытно, что через некоторое время после окончания войны Иосиф Сталин решил: тогдашние руководители Ленинграда виноваты и должны понести соответствующее наказание.
В 1949-1950-х годах велось «Ленинградское дело», по результатам которого было казнено несколько десятков человек и более 200 получили различные тюремные сроки. Вот только вряд ли это были истинные виновники тех страшных событий… Да и основной причиной расправы были вовсе не ошибки руководства, приведшие к блокаде, а подозрительность вождя. Он был уверен, что вся верхушка Ленинграда настроена сепаратистски, и там зреет заговор… Если бы город сдали? Вопрос, который в последнее время задается все чаще и чаще — можно ли было бы избежать такого количества жертв, просто сдав город? В годы блокады у истощенных жителей нередко возникали так называемые «пораженческие настроения». Об этом свидетельствуют сводки НКВД, вещающие о подслушанных на улицах города разговорах. Но в реальности, даже не испытывая никакой симпатии к советскому строю, придется согласиться с тем, что город сдавать было нельзя. Сравнивать сдачу Парижа и Ленинграда абсолютно невозможно!
Война на Западном фронте велась совершенно по-другому, и отношение к славянам у немцев было намного более отрицательным, нежели чем к европейцам. Несомненно, первыми были бы расстреляны тысячи евреев… Разумеется, жителям сданного города захватчики не стали бы помогать, да и помощь от «своих» бы прекратилась. Пирожные: были или нет? До сих пор этот вопрос является одним из самых дискуссионных. Писатель Даниил Гранин, собиравший материал для книги о блокаде, опрашивал многих участников тех событий. И часто встречались следующие утверждения: пока люди умирали с голоду, партийные верхи жировали и позволяли себе многое. Существовали спецпайки для высшего партийного начальства, в рацион которых входили даже пирожные, крабы, ветчина и прочие деликатесы. Так, например, ленинградский инженер-гидролог, попавший на прием к Андрею Жданову, был шокирован, увидев в вазе на столе даже не хлеб или колбасу, а… пирожные!
Книга о блокадном быте с шокирующими фактами готовилась к выпуску еще в советское время, но тогда ее, разумеется, запретили — и думается, что неспроста. Выпечка ромовых баб в Ленинграде в 1941 году Лояльные же к режиму историки до сих пор оспаривают этот факт — однако не отрицают, что особый режим снабжения по отношению к партийной верхушке был — и это считалось нормальным. Любопытно, что в 2014 году, выступая в передаче на «Эхе Москвы», одиозный министр культуры Владимир Мединский сгоряча заявил: все, что написано в книге Гранина про особое снабжение партийцев — вранье. И это также наводит на определенные размышления — ничего не меняется… Власти всегда выгораживают «своих». Чем питались блокадники? Многие знают о минимальной норме хлеба в блокадном Ленинграде — 125 грамм в день. Но не всем известно, что тот хлеб несколько отличался от нынешнего. По талонам в месяц каждому жителю полагалось 10 грамм сахара и 200 грамм крупы в реальности это был чаще всего жмых.
На Новый Год могли выдать дополнительные 150 грамм хлеба, а детям — маленькую шоколадку. Также город пытались снабжать картофелем — продовольствие отправляли по Ладожскому озеру, но чаще всего баржи топились фашистами. Выловленную картошку распределяли между сотрудниками различных учреждений из расчета 100 грамм на человека. Доставка продовольствия на барже, 1942 год В порту вылавливали рыбу — но этот улов шел в основном на снабжение партийцев и «ответственных работников», свежая рыба рядовым ленинградцам не полагалась.
Они не просто существовали на пределе человеческих возможностей — они жили, они творили! Врачам было запрещено приходить на работу не бритыми и без белого воротничка. Белые халаты одевали поверх фуфаек.
Врачи так же падали и умирали от голода, но ходили по вызовам. Суточный паёк был 400-1000 ккал. Фашисты рассчитали, что через месяц город вымрет от голода. Как они жестоко ошиблись! За время блокады жители сдали более 140 тонн донорской крови для защитников города. Однажды целый день был обстрел и на донорский пункт никто не пришёл.
И хотя прошло уже много лет, в героической и трагической блокадной эпопее всё ещё остаются много белых пятен.
Книга Анатолия Аграфенина призвана восполнить эти пробелы и рассказать широкой аудитории о подвигах советских людей, совершавшихся с первых минут Великой Отечественной войны. Произведение повествует о тех, кто встал на оборону блокадного города. Вместе с частями Красной армии и отрядами народного ополчения это были и защитники небольшого латвийского городка Лиепаи, принявшие бой уже утром 22 июня 1941 года. Больше недели они сдерживали гитлеровское нашествие.
Карманные Геббельсы. Правда и вымыслы о блокаде Ленинграда
Из блокадного дневника / РИА Новости. К 75-летию полного снятия блокады Ленинграда на сайте Министерства обороны РФ опубликованы рассекреченные документы, касающиеся блокады Ленинграда. В «Блокадной книге» Алеся Адамовича и Даниила Гранина собраны воспоминания очевидцев, переживших блокаду Ленинграда, и самих авторов, ставших участниками тех событий. Ленинград находится не на острове. Каждый из фактов представляет самостоятельное краткое сообщение, преимущественно с количественными данными, характеризующее то или иное явление, связанное с блокадой Ленинграда. Блокада Ленинграда началась 8 сентября 1941-го и продолжалась 900 дней и 900 ночей.
«Умерли все. Осталась одна Таня»: повседневная жизнь в блокадном Ленинграде
НЕЕДИНИЧНЫЕ ФАКТЫ Как сообщали еще советские открытые источники, с июня 41-го до марта 42-го в результате бомбежек, обстрелов и, главное, голода, смертность в Ленинграде возросла примерно в 15 раз — с, в среднем, 105 человек в сутки до полутора с лишним тысяч. 80 лет назад закончилась блокада Ленинграда. «Правмир» публикует подборку дневников горожан и редкие фотографии ленинградских фоторепортеров из книги «Упрямый город. Блокада 1941–1944», которая вышла в издательстве «Лимбус Пресс». Блокада Ленинграда — военная блокада города Ленинграда (ныне — Санкт-Петербург) немецкими, финскими и испанскими (Голубая дивизия) войсками с участием добровольцев из Северной Африки, Европы и военно-морских сил. Каждый из фактов представляет самостоятельное краткое сообщение, преимущественно с количественными данными, характеризующее то или иное явление, связанное с блокадой Ленинграда. Сообщение о блокаде Ленинграда моментально появилось в европейских газетах.