Как сегодня выглядит могила Великого русского писателя. Отреставрированный памятник на могиле Федора Достоевского открыли в среду в Некрополе Мастеров искусств на территории Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге, передает. Воздвижение памятника на могиле матери великого писателя — это некий старт празднования будущего 200-летнего юбилея Ф.М. Достоевского». Главная Новоcти Памятные даты и события День памяти Достоевского в 2023 году.
Беглов возложил цветы на могилу Достоевского в честь юбилея писателя
Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник. Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов.
Уже в день погребения на углу против Александро-Невской лавры кто-то продавал по полтиннику маленькие пятикопеечные портреты писателя на визитном паспарту, ранее сделанные и распространявшиеся в Петербурге модной тогда фотографической фирмой «Везенберг и Ко».
В Петербурге к началу 1880-х годов насчитывалось примерно три десятка фотографических заведений. Похоже, откликаясь на потребности общества, по примеру везенбергского фотоателье некоего Б. Ясевича на Васильевском острове, вскоре после прощания с писателем сделало фотомонтаж в формате «кабинет-портрет» — 135 х 220 мм, а заодно и увидело в том определённый коммерческий интерес в его распространении на память о событии. Такая наклеенная на картон фотография, как правило в рамке, ставилась на стол или каминную полку.
Внизу на паспарту стоял штамп с выходными данными ателье. Дело в том, что закон о печати от 6 апреля 1865 года требовал «объявить с подписками всем содержателям фотографических заведений, чтобы они, под опасением ответственности по закону, не выпускали бы из своих заведений произведений светописи без обозначения фирмы фотографии, и, во-вторых, чтобы снимки с картин и эстампов печатали не иначе как с цензурного дозволения». Наиболее ходовыми были два небольших формата паспарту — визитный и кабинетный. На их полях или на обороте указывалось происхождение снимка.
Для надзора в каждом фотоателье ввели альбомы или прошнурованные книги, в которые вставлялись по одному экземпляру всех исполняемых работ. Мера эта, полагали авторы закона, «может оказаться полезною для полиции при разыскании некоторых подозрительных лиц». Можно предположить, что в архивной коллекции фотопортретов лиц, проходящих по делам полицейских учреждений, снимок появился отнюдь не случайно. Прощание с Достоевским, несмотря на известную благопристойность события, похожего на национальный траур, как бы обострило настроения в российском обществе.
Как верно подметил в своей депеше французский посол, в траурной манифестации симпатий было больше к бывшему политкаторжанину, и свидетельствовало о новых веяниях в жизни страны, о «нравственном беспокойстве» молодого поколения. От цареубийства смерть Достоевского отделяла меньше месяца. Социальная напряжённость в стране, растущее недовольство крестьян и рабочих, недружественное внешнее окружение государства заставили нового молодого царя опасаться закончить как отец и взять жёсткий курс на возвращение к абсолютной монархии, усиление русификации. По высочайшему манифесту от 29 апреля 1881 года самодержавный строй провозглашался в Российской империи незыблемым.
По своему служебному долгу сотрудники политического сыска не видеть того не могли. Они просто были обязаны собирать материалы, так или иначе несущие хотя бы тень оппозиционности или свидетельствующие о нелояльности каких-либо фигурантов, способных проявить себя враждебными самодержавию и государственному порядку. Нет сомнения, что многие молодые участники похорон писателя в последующие годы оказались членами разных политических партий, познали тюрьмы и ссылки, участвовали в социальных потрясениях России на рубеже столетий, пережили сомнения и разочарования, разошлись по противоположным сторонам идеологических баррикад. С другой стороны, совсем не исключено, что «кабинет-портрет» с фотографией, это памятный знак из личного архива почитателя писателя, — возможно, кого-нибудь из участников революционного движения, бывшего свидетелем похорон, ставших событием в жизни России.
При всём том надо видеть и вероятность того, что фотомонтаж пережил некую драматическую коллизию, поскольку был грубо разорван надвое, но всё-таки не был уничтожен. Что же было на самом деле, мы уже никогда не узнаем. Спустя два года, в 1883 году, на могиле великого русского писателя был установлен надгробный памятник, выполненный по проекту архитектора Хрисанфа Васильева и скульптора Николая Лаверецкого. В эпитафии приведены слова, указанные в качестве эпиграфа к последнему крупному произведению Достоевского «Братья Карамазовы», сосредоточившего все его итоговые размышления о человеке и о мире.
Надпись на камне сделана на церковнославянском языке. Слова Иисуса Христа из Евангелия от Иоанна глава 12, стих 24 в русском синодальном переводе звучат так: «Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, пав в землю, не умрёт, то останется одно; а если умрёт, то принесёт много плода». Святитель Тихон Задонский, оказавший огромное влияние на творчество Достоевского и в ком писатель видел выражение «реальной русской души», истолковывал библейское изречение как пример того, что «тела наши, хотя умирают и погребаются, однако Божией силой в своё время опять оживут и облекутся в одежду бессмертия. О чём апостол так проповедует: Сеется в тлении, восстаёт в нетлении; сеется в уничижении, восстаёт в славе; сеется в немощи, восстаёт в силе; сеется тело душевное, восстаёт тело духовное.
И так стой, утверждайся в вере, чая воскресения мёртвых и жизни будущего века». Его ещё при жизни называли русским пророком. Действительно, из всех знаменитых писателей Достоевский ближе всех подходил к пророческому облику. Но по-настоящему всемирная слава к Фёдору Михайловичу, назвавшему себя «дитём века, дитём неверия и сомнения», пришла уже после смерти.
Тихомирова 17:30 «Душа. Русские покаянные стихи». Концерт ансамбля «Инъ роспевъ» Научно-исследовательской лаборатории русской музыкальной медиевистики им. Бражникова Санкт-Петербургской государственной консерватории Вход на мероприятия свободный.
Хотя Россия и оставались православной, но народ все больше отступал от Бога, и вот, нашелся человек, который засвидетельствовал, что без Христа Россию ожидают тяжелые времена, и показал на примере героев своих произведений, что ждет нас. Все его пророчества сбылись, и мы знаем, какие утраты понесла наша страна за то, что отступала от Бога, жила без веры под игом атеизма. Он все это предвидел, через него Господь нам указал, что нужно всем возвращаться ко Христу... И теперь, чтобы не отступать, надо идти ко Христу и призывать к этому нынешнее поколение.
Митрополит Варсонофий совершил заупокойную литию на могиле Федора Достоевского
Наша задача — сохранять и популяризировать его. Юбилейная декада станет важным событием в культурной и общественной жизни Петербурга", — подчеркнул Александр Беглов. В пресс-службе Смольного напомнили, что театры Петербурга подготовили постановки по произведениям Достоевского, в том числе для детей. Кирова, в Литературно-мемориальном музее.
Возложение цветов к могилам выдающихся соотечественников стало уже традицией для петербургского мецената. В один из таких визитов он обратил внимание, что место захоронения Достоевского нуждается в ремонте, а надгробный памятник в реставрации. Тогда он обратился в Комитет по культуре Санкт-Петербурга с предложением взять на себя расходы по выполнению данных работ. Инициатива была поддержана и 11 ноября, ровно за год до 200-летия писателя, состоялось торжественное открытие. Церемония началась с панихиды по усопшему, так как Федор Михайлович Достоевский был глубоко верующим человеком. Службу провел священник Александр Прокофьев — служитель Собора Владимирской иконы Божией матери, прихожанином которого в свое время был Достоевский.
Впрочем, поклонники таланта писателя, столкнувшись с подобными трудностями, не пытались вступать в споры. Кто-то предпочитал обилетиться, кто-то шел за букетом-пропуском. Почтить память Достоевского в Некрополь мастеров искусств пришло около 30 человек. Они отметили, что давно 9 февраля не был «таким весенним днем». После этого группа отправилась на панихиду в Собор Владимирской иконы Божией матери, прихожанином которого в свои последние годы был Достоевский, и в котором проходил обряд его отпевания.
Достоевского в Санкт-Петербурге совершена лития по случаю 200-летия со дня рождения писателя 11 ноября 2021 года, в день 200-летия со дня рождения Ф. Достоевского, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий совершил литию на могиле великого русского писателя на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге. За богослужением молились наместник Лавры епископ Кронштадтский Назарий с братией обители, секретарь управления Санкт-Петербургской епархии протоиерей Сергий Куксевич, иерей Павел Ермошкин. Богослужебные песнопения исполнил хор Александро-Невской лавры. Глава Санкт-Петербургской митрополии обратился к присутствовавшим со словом, в котором, в частности, отметил: «Промысл Божий послал Федора Достоевского нашей стране во второй половине XIX века, чтобы народ обратился ко Христу.
В Оптиной пустыни открыли необычный памятник Достоевскому
Благотворительный фонд друзей Музея вского. а чё не могилу няни пушкина на волковском, который стоит покосившись? это ж могила! сколько бабла то ушло? наверно годовой бюджет вышнего волочка. В 1839 году он был похоронен на кладбище рядом, однако могила не сохранилась. 1 февраля 1881 года Ф. М. Достоевский был похоронен на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге[307]. В 1920–1930-е годы после закрытия храма Сошествия Святого Духа в Моногарове погост при нем пришел в запустение, и могила М. А. Достоевского была забыта. На постаменте надгробия Достоевского, действительно, был вырублен евангельский текст, который послужил эпиграфом к роману «Братья Карамазовы».
могила Достоевского.
Браузер Дорогие друзья Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник. Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим?
Зарайска… В середине 1930-х годов Лазаревское кладбище было уничтожено, а останки М. В рамках долгосрочного партнерства «Память» по инициативе некоммерческого партнерства «Заповедное Даровое» при участии Московского государственного областного социально-гуманитарного института и при поддержке администрации Зарайского района и Зарайского благочиния была достигнута договоренность с руководством НИИ и Музея антропологии и МГУ о передаче останков Марии Федоровны Русской Православной Церкви. Это событие произошло с согласия потомков Ф. Достоевского и по благословению митрополита Ювеналия. В среду Страстной седмицы, 11 апреля в Иоанно-Предтеченский собор внесли гроб с прахом матери великого русского писателя и установили в центре храма… В Иоанно-Предтеченский собор прибыли правнук Ф. Свое отношение к событию и благодарность тем, кто способствовал его осуществлению, выразили правнук писателя Дмитрий Андреевич Достоевский, представители мемориального музея Ф. Достоевского в Петербурге, достоевсковеды. После пребывания в Иоанно-Предтеченском соборе г.
Зарайска останки матери писателя будут захоронены на старинном погосте Свято-Духовской церкви в с. Моногарово, рядом с могилой Михаила Андреевича Достоевского, в непосредственной близости от усадьбы Достоевских Даровое». Таким образом, останки М. Достоевской в 2012 году упокоились в зарайском соборе, а надгробный памятник в 2017-м восстанавливается на уничтоженном в 1930-е годы московском кладбище. Насколько можно понять из публикаций последних лет на эту тему, в среде «достоевсковедов» сформировались две инициативных группы: одни настаивают на перезахоронении останков М. Достоевской на первоначальном месте, другие — на воссоздании семейного некрополя в Моногарове близ имения Достоевских в Даровом. Как утверждается, череп матери Достоевского, отправленный Михаилу Герасимову для «скульптурной реконструкции», «по непонятным причинам потом затерялся», а другие останки почти 80 лет «хранились в шкафу Музея и НИИ антропологии МГУ». Профессор коломенского Государственного социально-гуманитарного университета Владимир Викторович так рассказывал о предыстории церемонии в Зарайске: «С невероятными усилиями, так как речь шла о «единице хранения» музейщики знают, насколько трудно, а подчас невозможно изъять и передать кому-либо такую «единицу» , удалось убедить руководство Музея антропологии передать останки для захоронения.
Процедура была долгой, посредником выступил Коломенский университет.
Прискакали жандармы, кого-то окружили, что-то отобрали. Молодёжь сейчас же потушила этот шум и безмолвно отдала арестантские кандалы, которые хотела нести за Достоевским и тем отдать ему долг как пострадавшему за политические убеждения». В четвёртом часу процессия дошла до ворот Александро-Невской лавры, и в ворота были впущены только лица, несшие венки, и представители разных учреждений. Народоволец И.
Попов, бывший среди них, рассказывал: «В церковь Святого Духа, где отпевали Достоевского, попасть было невозможно. У могилы также были толпы; памятники, деревья, каменная ограда, отделяющая старое кладбище — всё было усеяно пришедшими отдать последний долг писателю. Григорович просил студентов очистить путь к могиле и место около неё. Мы с трудом это сделали и выстроили венки и хоругви шпалерами по обеим сторонам прохода. Служба и отпевание продолжались очень долго.
В церкви было сказано несколько речей. Многочисленное духовенство, александро-невские певчие и монахи проследовали к могиле, куда нам пробраться было уже невозможно. Речей я не слышал, но, взобравшись на дерево, видел ораторов». Список ораторов был ограничен. Первым выступил петрашевец А.
Пальм, драматург, поэт и романист. Он вспомнил о молодых годах Достоевского, об аресте писателя, обряде казни, о каторге, о его трудной жизни, сказал о том, что всё это ускорило гибель писателя. В других речах упоминаний об этом не было — видимо, сразу были приняты соответствующие меры. Выступавшие говорили лишь об огромном таланте Достоевского, о том, что он своим творчеством внёс великий вклад в русскую культуру. Попов, - когда уже были зажжены фонари.
Навстречу нам попадались группы людей, которые после службы шли отдать последний долг писателю. Это поклонение памяти Достоевского продолжалось вплоть до 1 марта». Вот её мысли и свидетельство одного из последних разговоров с умирающим мужем.
Маркевич вспоминал: «В глубине неказистой, мрачной комнаты, его кабинета, лежал он, одетый, на диване с закинутой на подушку головой. Свет лампы или свеч, стоявших подле на столике, падал плашмя на белые, как лист бумаги, лоб и щёки и несмытое тёмно-красное пятно крови на его подбородке… Дыхание каким-то слабым свистом прерывалось из его горла, сквозь судорожно раскрывшиеся губы. Веки были прижмурены как бы таким механическим судорожным процессом поражённого организма… Он был в полном забытьи». Фёдор Михайлович Достоевский умер 28 января по новому стилю 9 февраля 1881 года, в 8 часов 38 минут вечера, в возрасте пятидесяти девяти лет. Анна Григорьевна, желая исполнить волю мужа, решила похоронить его рядом с Н.
Некрасовым на Новодевичьем кладбище. Родственники Достоевского на следующее утро после смерти писателя отправились в Новодевичий монастырь, чтобы купить место на кладбище. Настоятельница монастыря запросила столь высокую цену, что семья писателя не смогла дать её. Вечером того же дня редактор «Санкт-Петербургских ведомостей» В. Комаров передал Анне Григорьевне официальное предложение Александро-Невской лавры похоронить Достоевского на её территории. Все расходы лавра брала на себя. Вдова вынуждена была согласиться и выбрала место на Тихвинском кладбище монастыря рядом с могилой В. В то время в России было четыре лавры, это были привилегированные, богатейшие монастыри.
Петербургская лавра была особенно влиятельной и богатой. Её состояние было оценено по описи в сорок миллионов рублей золотом. Расходы на похороны писателя, естественно, не были для неё обременительны. Кроме того, Александро-Невская лавра сделала своё предложение не без умысла: церковники думали превратить похороны в грандиозный спектакль, призванный продемонстрировать единение Достоевского с церковью, с правящими кругами. Однако осуществить этот свой замысел им не удалось. Похороны Достоевского превратились в многотысячное народное шествие. Церемониальное шествие за гробом было назначено в следующем порядке: учащиеся почти всех петербургских учебных заведений, и среди них одетые в парадную форму воспитанники Главного Инженерного училища, которое окончил Достоевский; затем художники, актёры, депутации из Москвы — всего было представлено более семидесяти учреждений и обществ. Ещё до выноса, когда все участники процессии заняли свои места, начало кортежа было на углу Невского проспекта и Владимирской улицы то есть простиралось на расстояние около полутора километров — «СГ».
В конце двенадцатого часа по знаку распорядителя, Д. Григоровича, траурная церемония началась.
В Оптиной пустыни открыли необычный памятник Достоевскому
могила Ф.М. Достоевского, фото Двамала, 2015 г. В рамках торжеств в городе на Неве состоялось возложение цветов к памятнику на могиле Ф.М. Достоевского в Некрополе Мастеров Искусств. последнее пристанище. Подробностями, как провести 200-летие Достоевского в Петербурге, недавно поделился MR7.
Кладбищенский детектив
Александр Беглов почтил память Достоевского, возложив на его могилу цветы | В деревне Моногарово в Зарайске завершилась реставрация объекта культурного наследия федерального значения «Духосошественская церковь, связанная с семьей Достоевских. |
Музей Достоевского приглашает на День памяти писателя | Николай Николаевич Страхов: Похороны Достоевского представляли явление, которое всех поразило. |
Кладбищенский детектив
Родственники Достоевского на следующее утро после смерти писателя отправились в Новодевичий монастырь, чтобы купить место на кладбище. В Некрополе Александро-Невской лавры у могилы классика началась церемония возложения цветов. 7-8 июля по благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла состоялся духовно-просветительский проект «Дни Достоевского в Оптиной пустыни».
На могилу Достоевского в Петербурге пускали бесплатно лишь «по букетам» (фото)
Страхову: «Ах, зачем вы не женаты и зачем у вас нет ребенка, многоуважаемый Николай Николаевич. Федор Михайлович Достоевский и Анна Григорьевна Сниткина, вторая супруга писателя Кстати, и будучи игроком, он часто проигрывал подчистую не только свои деньги, но и средства жены. Пока однажды не дал ей обещание, что это в последний раз. Обещание он сдержал. И в последние лет 10 до своей смерти в 59 лет уже не играл, по крайней мере, на деньги. Кто-то уже из числа поклонников его таланта и вовсе почитает писателя за праведника.
Но жизнь человеку и дается на то, чтобы сделать выбор: с кем ты? С кем ты хочешь остаться на всю последующую вечность? Федор Михайлович Достоевский свой выбор сделал. Перед смертью он успел не только исповедаться и причаститься, но и проститься со своими родными и близкими. Дочь писателя, мемуаристка Любовь Достоевская, вспоминала этот день так: «Друзья, родственники собрались в гостиной, ибо весть об опасной болезни Достоевского распространилась уже в городе.
Отец попросил их заходить друг за другом и каждому говорил дружеское слово. Силы его на глазах падали с каждым часом». Также Любовь Фёдоровна отметила впоследствии, что ей случалось бывать при смерти своих друзей и родных, но ни одна кончина не виделась ей такой светлой, как смерть её отца: «То была истинно христианская кончина — смерть без боли и без стыда. Он видел приближение смерти, не боясь её». Любовь Фёдоровна также вспоминала, как на следующее утро она бесстрашно зашла в комнату отца и увидела, что его положили на стол со сложенными на груди руками, куда вложили икону.
Рядом с покойным сидел художник и рисовал его посмертный портрет. Это был знаменитый живописец Иван Крамской. Он сам захотел написать портрет великого писателя и, по словам жены новопреставленного, очень талантливо справился со своей работой: «На этом портрете Фёдор Михайлович кажется не умершим, а лишь заснувшим, почти с улыбающимся и просветленным лицом, как бы уже узнавшим не ведомую никому тайну загробной жизни». Многих эти явления инобытия ужасают: если человек умирает нераскаянным, ему являются бесы — или в своем мерзком отвратительном обличье, или же в виде каких-то мучающих умирающего образов. А вот тому, кто примирился с Богом, исповедавшись, никакая эта нечисть не страшна.
Однако осуществить этот свой замысел им не удалось. Похороны Достоевского превратились в многотысячное народное шествие. Церемониальное шествие за гробом было назначено в следующем порядке: учащиеся почти всех петербургских учебных заведений, и среди них одетые в парадную форму воспитанники Главного Инженерного училища, которое окончил Достоевский; затем художники, актёры, депутации из Москвы — всего было представлено более семидесяти учреждений и обществ. Ещё до выноса, когда все участники процессии заняли свои места, начало кортежа было на углу Невского проспекта и Владимирской улицы то есть простиралось на расстояние около полутора километров — «СГ».
В конце двенадцатого часа по знаку распорядителя, Д. Григоровича, траурная церемония началась. Гроб подняли на руках родные Фёдора Михайловича и некоторые литераторы, среди которых были петрашевцы А. Плещеев и А.
До самой лавры гроб, установленный на носилках, несли друзья, поклонники писателя… За гробом шли родственники, литераторы и далее многотысячная толпа, молча и благоговейно прощавшаяся с писателем. Провожающих было пятьдесят — шестьдесят тысяч. Похоронная колесница, покрытая малиновым бархатом и украшенная страусовыми перьями, ехала пустая. Известный современный достоевсковед Игорь Волгин приводит более скромную цифру в тридцать тысяч провожавших, однако он же напоминает слова известного критика Николая Страхова: «Можно смело сказать, что до того времени никогда ещё не бывало на Руси таких похорон» - «СГ».
Огромная гирлянда из живых цветов окружала группу близких покойному людей и литераторов. Перед гробом несли множество венков, в том числе очень большие из живых роз и камелий — от города Петербурга. Венок студентов университета был перевит белыми лентами, на которых напечатаны названия главнейших произведений покойного писателя: «Записки из Мёртвого дома», «Униженные и оскорблённые», «Братья Карамазовы» и др. Перед университетским венком шёл ректор Петербургского университета — друг молодости Ф.
Достоевского профессор А. Бекетов дед будущего поэта А. Блока — «СГ». На венке от города Москвы была надпись: «Из сердца России — великому учителю».
Венок от актёров несли Н. Сазонов и М. Присутствовавшая на похоронах писательница Е.
Реалии» Кавказ. Реалии Крым. НЕТ» Межрегиональный профессиональный союз работников здравоохранения «Альянс врачей» Юридическое лицо, зарегистрированное в Латвийской Республике, SIA «Medusa Project» регистрационный номер 40103797863, дата регистрации 10.
Плещеев и А. До самой лавры гроб, установленный на носилках, несли друзья, поклонники писателя… За гробом шли родственники, литераторы и далее многотысячная толпа, молча и благоговейно прощавшаяся с писателем. Провожающих было пятьдесят — шестьдесят тысяч. Похоронная колесница, покрытая малиновым бархатом и украшенная страусовыми перьями, ехала пустая. Известный современный достоевсковед Игорь Волгин приводит более скромную цифру в тридцать тысяч провожавших, однако он же напоминает слова известного критика Николая Страхова: «Можно смело сказать, что до того времени никогда ещё не бывало на Руси таких похорон» - «СГ». Огромная гирлянда из живых цветов окружала группу близких покойному людей и литераторов. Перед гробом несли множество венков, в том числе очень большие из живых роз и камелий — от города Петербурга. Венок студентов университета был перевит белыми лентами, на которых напечатаны названия главнейших произведений покойного писателя: «Записки из Мёртвого дома», «Униженные и оскорблённые», «Братья Карамазовы» и др. Перед университетским венком шёл ректор Петербургского университета — друг молодости Ф. Достоевского профессор А. Бекетов дед будущего поэта А. Блока — «СГ». На венке от города Москвы была надпись: «Из сердца России — великому учителю». Венок от актёров несли Н. Сазонов и М. Присутствовавшая на похоронах писательница Е. Леткова-Султанова вспоминала: «Одну минуту на Владимирской площади произошёл какой-то переполох. Прискакали жандармы, кого-то окружили, что-то отобрали. Молодёжь сейчас же потушила этот шум и безмолвно отдала арестантские кандалы, которые хотела нести за Достоевским и тем отдать ему долг как пострадавшему за политические убеждения». В четвёртом часу процессия дошла до ворот Александро-Невской лавры, и в ворота были впущены только лица, несшие венки, и представители разных учреждений. Народоволец И. Попов, бывший среди них, рассказывал: «В церковь Святого Духа, где отпевали Достоевского, попасть было невозможно. У могилы также были толпы; памятники, деревья, каменная ограда, отделяющая старое кладбище — всё было усеяно пришедшими отдать последний долг писателю.