Матильда Кшесинская была легендой русского и европейского балета — амбициозной, практичной, талантливой и очень сильной. Матильда Феликсовна Кшесинская, подобно деду Яну Кшесинскому, прожила яркую насыщенную жизнь, некоторые факты из которой кажутся фантастическими: романы с представителями императорской семьи, дуэты с легендарными танцовщиками её поколения. Матильда Кшесинская появилась на свет 31 августа (по старому стилю – 19) 1872 года в Санкт-Петербурге. Биография Матильды Кшесинской настолько яркая и богатая событиями, что ее не раз вспоминали в книгах и снимали кино. Биография балерины Матильды Феликсовны Кшесинской: личная жизнь, роман с Николаем II, фильм о ней, особняк, в старости, сын.
Интересные корни
- Матильда Кшесинская - балетная звезда со скандальной репутацией (19 фото)
- Предыдущие статьи
- Кшесинская Матильда: биография и личная жизнь
- Кшесинская Матильда Феликсовна — биография танцора, личная жизнь, спектакли и фото
- Балерина Матильда Кшесинская (1872-1971) | Пикабу
Матильда Кшесинская: биография, личная жизнь, фото балерины
Матильда Кшесинская была легендой русского и европейского балета — амбициозной, практичной, талантливой и очень сильной. В этом особняке Матильда Феликсовна давала изысканные приемы, попасть на которые считалось большой честью. Очевидно, фотографии выдающейся балерины Матильды Феликсовны Кшесинской не передают вполне очарования этой незаурядной женщины. Матильда Кшесинская скончалась 6 декабря 1971 года, не дожив несколько месяцев до своего столетия. она родилась 31 августа 1872 года в театральной семье поляка, танцовщика и оперного певца Феликса Кшесинского и балерины Юлии Долинской в Петербурге. Великолепная Матильда Феликсовна Кшесинская была самой желанной женщиной своего времени.
Самые известные любовники выдающейся танцовщицы Матильды Кшесинской
Фаворитка трех великих князей, балерина Матильда Кшесинская не просто оставила след в истории России, а изменила ее навсегда. Очевидно, фотографии выдающейся балерины Матильды Феликсовны Кшесинской не передают вполне очарования этой незаурядной женщины. 50 лет назад в Париже умерла балерина Матильда Кшесинская, не дожившая нескольких месяцев до своего столетнего юбилея. До Февральской революции дом прима-балерины Мариинского театра Матильды Кшесинской являлся популярным салоном. Мария-Матильда Адамовна-Феликсовна-Валериевна Кшесинская родилась 31 августа 1872 года в творческой семье. Мария-Матильда Адамовна-Феликсовна-Валериевна Кшесиньская.
Особняк в стиле модерн
- События биографии
- Матильда Кшесинская: биография, личная жизнь, дети и внуки (фото)
- Матильда Кшесинская — биография балерины
- «Этот экзамен решил мою судьбу»: встреча Матильды Кшесинской и Николая
- Кшесинская, Матильда Феликсовна — Википедия с видео // WIKI 2
- Читайте также
Балетный роман
Матильда Кшесинская познакомилась с цесаревичем в 1890 году, а их романтическая связь продлилась четыре года. Матильда Кшесинская: любовь с двумя Великими князьями Романовыми и жизнь в эмиграции. Матильда Кшесинская, биография которой из-за сильного характера этой маленькой женщины не знает провалов (были, конечно, небольшие неудачи – 1-2, не больше), иногда выглядит сказкой?
Самые известные любовники выдающейся танцовщицы Матильды Кшесинской
Матильда Кшесинская родилась в 1872 году в семье артистов балета. С 1896 года прима-балерина Императорских театров Матильда Феликсовна Кшесинская, принятая в труппу Мариинского театра, получила там кличку "Кшесинская Вторая". она родилась 31 августа 1872 года в театральной семье поляка, танцовщика и оперного певца Феликса Кшесинского и балерины Юлии Долинской в Петербурге.
Матильда Кшесинская: биография, личная жизнь, фото балерины
Балетных всегда любили в высшем сословии: великие князья и дворяне рангом пониже не чурались того, чтобы покровительствовать той или иной балерине. Покровительство часто дальше любовной связи не шло, но все же некоторые отваживались даже и в жены брать этих прелестниц. Но таких было меньшинство, большинству же была уготована печальная участь "вспыхнуть яркой звездой" на сцене и тихо затем угаснуть вне ее. Матильда Кшесинская этой участи избежала... Матильда Феликсовна Кшесинская в одной из ролей в балете "Ненюфар" 1890 Матильда Феликсовна Кшесинская была потомственной "балетной" - она родилась 31 19 по старому стилю августа 1872 года в театральной семье поляка, танцовщика и оперного певца Феликса Кшесинского и балерины Юлии Долинской в другой транскрипции Доминской в Петербурге. Матильда стала последним, тринадцатым ребенком в этой семье и имела ласковое имя - Маля, Малечка. Старшая дочь Феликса Кшесинского, Юлия, танцевала вместе с отцом и часто на фотографиях сегодня ее путают с Матильдой Феликсовной.
Готовясь достойно отметить свое первое десятилетие на Императорской сцене, Кшесинская заранее попросила через великого князя Сергея Михайловича, чтобы ее «царский подарок» не походил на все другие. И в результате получила прелестную брошь в виде бриллиантовой змейки, свернувшейся вокруг большого сапфира. В придачу к подношению Сергей Михайлович а он в одиночестве примы постарался заменить ей Ники с максимальной полнотой рассказал Кшесинской, что государь вместе с императрицей лично выбрал для нее эту брошь и при этом заметил, что змея — символ мудрости. Николай II любил символы — на следующий бенефис, по случаю 20-летия, Кшесинская получила от него бриллиантового орла в платиновой оправе, с подвешенным к нему розовым сапфиром, и тут же сделала своему Ники ответный подарок — украсив орлом сценический костюм, исполнила для него па-де-де в «Пахите». Бенефис 13 февраля 1900 года, устроенный с неслыханным доселе размахом, стал этапным в судьбе Кшесинской — с этого момента начался ее роман с великим князем Андреем Владимировичем. И здесь не обошлось без мистики — на торжественном ужине посаженный за столом слева от примы князь Андрей случайно опрокинул на ее платье бокал с красным вином, в чем Маля увидела доброе предзнаменование. И точно — «С этого дня в мое сердце закралось сразу чувство, которого я давно не испытывала; это был уже не пустой флирт… мы все чаще и чаще стали встречаться, и наши чувства друг к другу скоро перешли в сильное взаимное влечение». Князю было 22 года, Маля же была старше его на 6 лет. Кшесинская опять начала вести дневник, заброшенный после прощания с Ники, что в ее глазах уравнивало по искренности и силе чувств два этих романа. Пик отношений пришелся на лето — князь Андрей служил в Красном Селе, его путь в северную столицу лежал через Стрельну, и дача Кшесинской была идеальным местом для встреч. Одну из которых, 22 июля, они потом стали ежегодно праздновать как день свадьбы официально они поженились только в январе 1921 года. В Питере приходилось блюсти конспирацию — тут Малечка опять могла себе позволить лишь «случайную» — безмолвную, мимолетную встречу на Невском, как бы невзначай покидая театр в момент проезда кортежа князя Андрея. Так же она не преодолела искуса попрощаться с любимым взглядом в день его отъезда с официальным визитом в Крым, чтобы через две недели встретиться за границей, в Беаррице и Париже. Другую счастливую осень, первого года нового века, они провели в Италии, опять же конспиративно встретившись в Венеции. Хотя хороша конспирация — за князем неотлучно следовал его адъютант по словам Малечки, человек очень милый и симпатичный , каждый шаг сиятельной особы без особых церемоний отслеживала местная полиция, а при переезде в Ассизи их и вовсе сопровождал конный отряд карабинеров. В этой ситуации Кшесинской оставалось только одно — превращать неудобства напыщенного официоза в повод для шуток. Следующий балетный сезон Кшесинская закончила раньше срока — и на 6-м месяце беременности она умудрялась танцевать, хотя в профиль ее изменившаяся фигура уже бросалась в глаза. Репетируя перед спектаклем в Эрмитажном театре Зимнего дворца, она постаралась тщательно обдумать каждый поворот, чтобы лицезревшая ее царская чета ничего не заметила. С середины февраля Кшесинская передала свои партии новым восходящим звездам Анне Павловой и Тамаре Карсавиной прежде она, как подлинная прима, запрещала вводить в свои балеты других танцовщиц. Кшесинская родила сына на своей даче в Стрельне 18 июня 1902 года. Роды было трудными, с риском потерять и мать, и ребенка, но в итоге все закончилось благополучно. Едва придя в себя, Маля выдержала тяжелый разговор с князем Сергеем Михайловичем — тот знал, что не он отец младенца, но простил неверную, заверил ее в том, что отныне останется для нее верным другом. Конечно, Маля очень хотела назвать сына Николаем, однако ее упросили этого не делать, и мальчика окрестили Владимиром — в честь отца князя Андрея. Проблема возникла и с отчеством — великая княгиня Мария Павловна была категорически против отношений сына с Кшесинской, поэтому Сергей Михайлович великодушно позволил дать младенцу свое отчество до брака Матильды с князем Андреем их сын по документам именовался Владимиром Сергеевичем Красинским. В своих воспоминаниях Матильда Феликсовна написала, что в тот год впервые почувствовала себя по-настоящему счастливой: у нее был сын, любимый, пусть и «неформальный», муж. Помимо этого, она в полной мере ощутила заботу и участие в своей судьбе великокняжеской семьи, которая не забывала регулярно доносить до нее хоть и нечастые, но очень дорогие свидетельства того, что государь по-прежнему о ней помнит. Как бесценный дар приняла она его фотокарточку с подписью «Ники» всем другим он подписывал свой лик «Николай». Уже через два месяца после родов Кшесинская вернула себя в рабочее состояние и станцевала в нескольких спектаклях. Но теперь Матильду одолевали иные заботы: она демонстративно охладела к театру сведя до минимума участие в репертуаре и выбирая лишь самые выгодные зарубежные гастроли и принялась строить собственный, понастоящему семейный дом. Дворец — так дворец Кшесинская с юности любила привлекать к себе внимание — на занятия в училище ездила в маленьком шарабане, запряженном крошечными пони, с восторгом ловя любопытные взгляды прохожих. И затеяв строительство нового дома на Большой Дворянской, непременно желала, чтобы он стал самым-самым. План жилища она заказала модному архитектору фон Гогену, всю мебель — крупнейшему фабриканту Мельцеру, бронзу — от люстр до шпингалетов, а также ковры, материю для обивки мебели и стен — самым стильным салонам в Париже. Заложенный весной 1906-го особняк был готов меньше чем за два года. Отметив новоселье, Матильда Феликсовна постаралась, чтобы о ее доме говорил весь город — только что экскурсии к себе не водила. Особо же Кшесинская гордилась двумя гардеробными комнатами: в одной хоть и с трудом, но разместились ее многочисленные наряды, а в другой — театральные костюмы и аксессуары теперь ей достаточно было написать посыльному номер шкафа, чтобы любой наряд без проволочек был доставлен туда, куда требовалось. Для гостей-мужчин был предусмотрен замечательный винный погреб о пополнении запасов заботился князь Андрей , где устраивались шумные пиршества по торжественным случаям. Публике попроще — простым горожанам, любующимся буржуазным роскошеством сквозь ажурную ограду, — тоже предлагалось своеобразное зрелище: на газоне постоянно гуляли свинья, фоксик Джиби и козочка, выступавшая с Малей в «Эсмеральде» корову, предназначенную давать свежее молоко для хозяйского сына, щипать элитную траву во двор не выпускали. Сооружением особняка в Петербурге Кшесинская не ограничилась — на даче в Стрельне построила отдельный дом для сына, куда великокняжеский отпрыск с удовольствием ездил на собственном автомобильчике, а перед самой революцией князь Андрей купил на ее имя виллу за 180 тыс. В феврале 1917-го она в одночасье потеряла и городской особняк, и загородное поместье аукнулась греховная связь с отрекшимся от престола государем. Поначалу она пыталась бороться — заручившись словом Керенского, подала в суд на Петроградский комитет большевиков и в мае эту тяжбу выиграла. Однажды посетив свой дом, увидела гуляющую по саду г-жу Коллонтай в горностаевом пальто экс-хозяйки, а вторично придя с ордером на выселение оккупантов — нашла там уже полный разгром.
В 1921 году Кшесинская стала женой великого князя Андрея Владимировича, который признал Владимира своим сыном, — так он превратился в Андреевича. При этом сам Вова не раз прозрачно намекал, что может быть и вовсе Николаевичем. С 1935 года он именовался светлейшим князем Романовским-Красинским, а с 1942 года называл себя просто — Романовым. Пытавшемуся защитить его министру двора барону Фридериксу Николай II сказал: «Прежде всего я человек и не могу допустить, чтобы, зная, что между нами было, ее бы обижали».
Государь осыпал 18-летнюю выпускницу комплиментами, предрёк, что она станет украшением и гордостью российского балета, представил сыну и удостоил чести сесть рядом во время праздничного ужина. Цесаревич Николай Александрович. Что ж, если это было так, то государев план удался: молодые люди почувствовали сильное влечение друг к другу, вскоре переросшее в пылкий роман. Влюблённые встречались в роскошном особняке, снятом а впоследствии купленном и подаренном Матильде Николаем Александровичем. В своих мемуарах Кшесинская утверждала, что это событие разбило ей сердце и заставило сильно страдать. Однако многие современники отмечали, что гордая красавица недолго оставалась безутешной. Она быстро переключила внимание на ещё одного представителя дома Романовых — Великого князя Сергея Михайловича пятый из шести сыновей великого князя Михаила Николаевича и Ольги Фёдоровны, внук Николая I. Он был известным балетоманом и страстным поклонником Матильды. Поговаривали, что сам Николай вверил свою бывшую пассию его заботам. А злые языки нашёптывали, что на самом деле он просто передал родственнику женщину, как своеобразную эстафетную палочку. Сергей Михайлович с нежностью относился к своей возлюбленной, потакал всем её капризам и обеспечивал ей театральную карьеру. Длительный роман не помешал Кшесинской крутить амуры на стороне, например, завести интрижку с Великим князем Владимиром Александровичем, годившимся ей в отцы. Готовый признать ребёнка своим, Сергей Михайлович посодействовал, чтобы тот получил потомственное дворянство. На этот раз в амурный список звёздной танцовщицы попал следующий Романов — сын Владимира Александровича, Великий князь Андрей Владимирович. Он с первой же минуты произвёл на Матильду неизгладимое впечатление.
Она вам не Маля: как балерина Матильда Кшесинская изменила судьбу всей России
Ее уникальный стиль сочетал безупречность итальянской и лиричность русской балетных школ. С ее именем и по сей день ассоциируется целая эпоха, великое время для русского балета. Наследник престола не на шутку увлекся воздушной и хрупкой балериной, причем с полного одобрения матери. Молодой Николай II. Рисунок из дневника Матильды Кшесинской Императрицу Марию Федоровну не на шутку волновал тот факт, что сын до встречи с Кшесинской не проявлял никакого интереса к девушкам, поэтому всячески поощряла его роман с Матильдой.
К примеру, деньги на подарки для возлюбленной Николай Александрович брал из специально созданного для этой цели фонда. Среди них был и дом на Английской набережной, ранее принадлежавший композитору Римскому-Корсакову. Перед каждым спектаклем Матильда подолгу смотрела в окошко в надежде увидеть поднимающегося по ступеням возлюбленного, и когда он приходил, танцевала с двойным воодушевлением. Весной 1891 года, после долгой разлуки Николай ездил в Японию , наследник первым делом тайком покинул дворец и направился к Матильде.
Трейлер фильма «Матильда» Их роман продолжался до 1894 года и закончился по причине помолвки Николая с британской принцессой Алисой Дармштадской, внучкой королевы Виктории, укравшей сердце преемника императора. Матильда очень тяжело переживала разрыв, но всей душой поддерживала Николая II, понимая, что венценосная особа не может жениться на балерине. Она была на стороне бывшего любовника, когда император и его супруга воспротивились его союзу с Алисой. Несколько следующих лет он был верным другом и патроном балерины.
Впрочем, у Николая, на тот момент уже императора, все-таки остались чувства к бывшей возлюбленной. Он продолжал следить за ее карьерой.
Она гуляла по тем же улицам что и он, она в упор смотрела на него во время своих выступлений, она буквально осыпала его своими флюидами, из кожи вон лезла, чтобы ему понравиться. И в конце концов ей это удалось. Одно время Николай даже писал в своих дневниках, что в сердце его живет две женщины — принцесса Аликс и балерина Матильда.
Но все это длилось лишь несколько лет, дело в том, что Николай разъезжал по стране, бывал в долгих заграничных поездках и на это время его чувства к Матильде угасали, то есть с глаз долой из сердца вон, но стоило ему снова посетить балет, как он замечал насколько похорошела в его отсутствие Матильда. Балерина склоняла его к продолжению романа, она настаивала и требовала, он же сопротивлялся как мог, так как считал, что вступив с Матильдой в более серьезные отношения, будет ответственен за ее дальнейшую судьбу и жизнь. Но разве не этого хотела сама Матильда? Иметь такого покровителя? Безусловно, она была влюблена, будущий царь был красив, тут спору нет, да и потом, как на женщин действует осознание того, что можно войти в историю, возможно, как первая женщина одного из царей.
На тот момент Матильда не знала, что это последний Всероссийский Император, а то бы еще сильнее из кожи вон лезла, чтобы добиться своего. Но не думайте, что все женщины такого рода не любят своих благодетелей. Зачастую Николай был весьма прохладен, на письма Матильды отвечал редко, она ему весточку за весточкой строчила, а он не торопился с ответом, будучи в балете посматривал на других балерин, давал повод для ревности, все это выводило из себя Матильду, порою злило. Самая интересная часть романа длилась недолго, судя по анализу дневника самого Николая продолжалось это не более 3-4 месяцев. И если изначально будущего Государя Матильда Кшесинская дико радовала, то потом он как-то плавно стал охладевать к ней, в конце концов все сошло на нет.
Никаких терзаний о том, что он вынужден расстаться с Малечкой в его дневниках не было! Все его мечты были устремлены к глубоколюбимой принцессе Аликс! Дневники и письма Николая II и его жены Александры Федоровны, наличие пятерых любимых детей, подкаблучничество царя, мечтавшего выбрать не управление страной, а спокойную размеренную семейную жизнь, говорит о том, что он был глубоко предан своей жене, любил ее, позволял ей многое. В конце концов ее неосознанные действия привели ко многим трагедиям. Вся царская семья погибла.
Много глупостей было совершено.
Кшесинская снюхалась теперь с Дягилевым». В этот сезон единственный раз три самые известные балерины своего времени Анна Павлова, Тамара Карсавина и Матильда Кшесинская танцевали в одной программе.
И не одна. Она привезла с собой сына Вову, доктора Милька, своего верного оруженосца барона Готша, горничную, театральную портниху и великого князя Андрея Владимировича». Кшесинская хранила свои драгоценности в лондонском магазине Фаберже и каждый вечер специальный агент-детектив привозил ей те, которые она просила из списка и оставался у дверей уборной до конца спектакля.
После спектакля агент отвозил драгоценности обратно в магазин. Чуть позже, 30 ноября, Кшесинская танцевала в «Лебедином озере», сокращенном по настоянию Дягилева до двух актов. Она включила в сцену бала свою вариацию на музыку Кадлеца, и сама наняла Мишу Эльмана, чтобы он исполнил соло на скрипке.
Но классические балеты показались англичанам скучноватыми после новаторских балетов Фокина и основной успех был все-таки у Нижинского и Карсавиной. Иллюстратор и коллекционер искусства Чарльз Риккетс писал об этом вечере: «В свой последний вечер они танцевали так, как танцуют только в раю, — Карсавина затмила все бриллианты, которые царь подарил ее сопернице забыл ее имя , а Нижинский почти не касался земли». Тамара Карсавина и Вацлав Нижинский в балете Михаила Фокина «Шопепиана» «Сильфиды» 1908 Последующие события войны и революции 1917 года привели к тому, что особняк Кшесинской был захвачен, а сама она была вынуждена скитаться по квартирам, пытаясь сохранить хоть какие-то драгоценности.
В воспоминаниях Г. Римский-Корсаков приводит слова журналиста Фрида, который весной 1917 года получил разрешение на доступ в брошенный Кшесинской особняк и смог изучить её корреспонденцию и документы. Костюм С.
Человеку на чай — 10 коп. Борная кислота — 15 коп. Вове — 5 коп».
В 1921 году Кшесинская вступила в морганатический брак с великим князем Андреем Владимировичем и перешла из католичества в православие с именем Мария.
Дневники и письма Николая II и его жены Александры Федоровны, наличие пятерых любимых детей, подкаблучничество царя, мечтавшего выбрать не управление страной, а спокойную размеренную семейную жизнь, говорит о том, что он был глубоко предан своей жене, любил ее, позволял ей многое. В конце концов ее неосознанные действия привели ко многим трагедиям. Вся царская семья погибла.
Много глупостей было совершено. Маля значила в его жизни ровно столько, сколько значит в жизни любого мужчины не первая любовь, а первая женщина. Все происходило по обоюдной влюбленности, а значит воспоминания оставались самыми светлыми, затем каждый пошел своей дорогой, естественно, не печалясь о случившемся. Эта связь открыла Матильде Кшесинской дорогу в высокопоставленным аристократам, она теперь на меньшее была не согласна и жизнь свою устроила отлично, прожила до 99 лет.
Между прочим, муж ее был младше на 7 лет и был горячо ею любим, но и своей первой любви она никогда не забывала. Всю свою сознательную жизнь Матильда Кшесинская была кокеткой, она очаровывала, играла мужчинами, многих сводила с ума. Всегда будут существовать такие женщины, одни их осуждают, вторые ими восхищаются, третьи теряют голову, едва приблизившись к ним. На этом фото вы видите единственного сына Матильды Кшесинской и великого князя Андрея Владимировича Романова.
Зовут этого элегантного парня Владимиром. Он никогда не был женат, потомства после себя не оставил. На этом фото маленький Вова с мамой. На этом фото Матильда Кшесинская слева, посредине старшая сестра Юлия, справа брат Иосиф.
Взгляните на это фото, вот так в старости выглядела Матильда Кшесинская. На этом фото Матильда Кшесинская со своим мужем Андреем и сыном Вовой. В 1920 году 48 летняя Матильда Кшесинская эмигрировала во Францию вместе со своим сыном восемнадцатилетним сыном Вовой и 41 летним возлюбленным князем Андреем Владимировичем — отцом Вовы. В 57 Матильда Кшесинская открыла свою собственную балетную студию в Париже.
Матильда Феликсовна Кшесинская
Более того, Дягилев был настолько зол из-за тщетности прошения, что его слуга Василий всерьёз предлагал ему отравить балерину. Личная жизнь и Романовы Жизнь Считается, что с 1892 по 1894 год она была любовницей цесаревича Николая Александровича. После знакомства он регулярно посещает её выступления, их отношения развиваются стремительно, хоть все и осознают, что роман не имеет счастливого конца. С целью соблюдения приличий для Кшесинской был куплен особняк на Английской набережной, где они встречались без всяких помех. После летнего сезона в Красном селе, когда я могла встретиться и говорить с ним, мое чувство заполнило всю мою душу, и я только о нем и могла думать…", — написала Матильда Кшесинская в своём дневнике.
Причиной разрыва отношений с будущим Николаем II стала его помолвка с внучкой королевы Виктории Алисой Гессен-Дармштадтской в апреле 1894 года. В семье его называли просто "Вова", а фамилию он получил "Красинский". В 1925 году Матильда перешла из католицизма в православие с именем Мария. Эмиграция В феврале 1917 года Кшесинская вместе с сыном вынуждена скитаться по чужим квартирам, лишившись роскошной недвижимости — особняка, превратившегося в "главный штаб ленинцев", и дачи.
Она решает ехать в Кисловодск к князю Андрею Владимировичу в надежде в скором времени вернуться домой. Политика 13 июля 1917 года она покидает Петроград навсегда.
Виной тому было ее пристрастие к игре в рулетку в казино Монте-Карло и постоянная ставка на число 17. Именно в таком возрасте, 23 марта 1890 года, состоялась впервые ее встреча с наследником царского престола Николаем Александровичем или Ники. Эта встреча определила всю дальнейшую судьбу Марии-Матильды Адамовны-Феликсовны-Валериевны Кржезинской или в более известном нам варианте, Матильды Феликсовны Кшесинской.
Чем больше читаю об этой известной балерине, о ее жизни, любви, творчестве, тем чаще задаю себе один и тот же вопрос: а кем и чем бы она была без поддержки Романовых? Кто она больше - куртизанка или все же роковая женщина? Авторы многих повествований очень старательно обходят эту тему, как бы "смазывая" эту грань "таланта" Матильды Кшесинской. Но на самом деле все не так просто и это подтверждают многочисленные воспоминания ее современников и поступки самой балерины.
Отец Николая раздраженно замечал, что цесаревич «неизвестно где находится» и «неизвестно чем занимается». Впрочем, на самом деле все знали и о том, и о другом. Говорят, как-то ночью к влюбленной парочке вломился петербургский градоначальник, получивший приказ доставить Николая к Александру III по срочному делу. Кшесинская в дневнике рассказывает, что летом Николай был готов перейти к более «близкому знакомству», но потом начал проявлять «раздражающую осторожность». По ее словам, он не хотел быть у балерины первым, потому что это «будет его мучить всю жизнь», но не возражал сойтись с ней, если она утратит невинность. Но в январе Николай делает заметку: «Вечером полетел к моей М.
Находясь под впечатлением ее — перо трясется в руках! И Матильда, и Николай знали, что будущего у их отношений нет. Перед обручением с принцессой Алисой Гессенской, будущей царицей Александрой Федоровной, наследник престола расстался с Матильдой. В мемуарах Кшесинская пишет, что была безутешна. Однако балерина оставалась одинокой недолго — вскоре у нее появился новый избранник. Поговаривали, что Николай просил родственника позаботиться о своей пассии. Иными словами — передал ее Сергею, словно эстафетную палочку. Но по-настоящему влюбилась балерина в его сына — великого князя Андрея Владимировича, двоюродного брата Николая II. Когда у Матильды родился сын, никто толком не понимал, чей он. Даже отчества у мальчика было два — Сергеевич после появления на свет и Андреевич после эмиграции.
В 1904 году она ушла из труппы, но продолжила выступать, получая огромные гонорары за разовые выходы. Кшесинская сама выбирала время для своих спектаклей, танцевала только в разгар сезона, делала длительные перерывы, во время которых прекращала репетиции и предавалась безудержным развлечениям. Нравящиеся ей партии Матильда считала своей собственностью и не позволяла другим балеринам посягать на них. Как-то приглашенная танцовщица Гримальди начала репетировать «Тщетную предосторожность», но Кшесинская заявила: «Не отдам, это мой балет». Директору театра пришлось отправлять шифрованную телеграмму министру в Данию, где тот находился при государе. Вскоре пришел ответ: «Так как балет этот Кшесинской, то за ней его и оставить».
Было чрезвычайно смешно. Стуколкин играл роль Дон-Кихота. Танцы были очень красивы».
Было отлично! Кшесинская, по-видимому, большого впечатления на него не произвела. Во всяком случае, в дневнике наследника ее имя не упоминается: «Поехали на спектакль в Театральное училище. Была небольшая пьеса и балет. Очень хорошо. Ужинали с воспитанниками». Сама М. Кшесинская в своем дневнике описала этот день так: «Наконец приехали Государь и Государыня, Наследник. После спектакля вся Царская фамилия осталась с нами ужинать.
Мы сговорились просить Государя сесть за наш стол. Наследник, что-то сказав, сел возле меня. Мне было очень приятно, что Наследник сел возле меня. Наследник тотчас обратился ко мне и очень меня хвалил. Он меня спросил, кончаю ли я в этом году училище, и, когда я ему ответила, что кончаю, он добавил: «И с большим успехом кончаете! Он очень понравился, и затем я уже разговаривала с ним кокетливее и смелее, не как ученица». В воспоминаниях Кшесинская несколько по-другому описывает знакомство с наследником: «После спектакля всех участников собрали в большом репетиционном зале. За ним шел еще совершенно молодой Наследник Цесаревич Николай Александрович. Государь сел во главе одного из длинных столов и обратился ко мне: — А вы садитесь рядом со мною.
Наследнику он указал место рядом и, улыбаясь, сказал нам: — Смотрите, только не флиртуйте слишком. Так завязался мой разговор с Наследником. Я не помню, о чем мы говорили, но я сразу влюбилась в Наследника». В «воспоминаниях», в отличие от «дневников», М. Кшесинская резко поднимает свою значимость при первой встрече с императором и цесаревичем. Если, согласно «дневникам», юные танцовщицы, и Кшесинская в том числе, просят у царя разрешения пригласить его за свой стол, то в «воспоминаниях» Александр III ищет среди танцовщиц именно Кшесинскую и сам усаживает ее рядом с собой. Более того, он также указывает цесаревичу сесть рядом с Кшесинской. Всё это, в том числе и шутливый призыв Александра III к молодым людям «не слишком флиртовать», мало похоже на правду. Следует учитывать, что высокое положение наследника престола, с одной стороны, не позволяло ему вести себя «на равных» с людьми, стоящими ниже его по сословному положению, а с другой, сами люди, не входящие в близкий круг Императорского Дома, не могли фамильярничать с царственной особой, даже говорить с ней более отведенного на это этикетом времени.
Кшесинская никак не могла «флиртовать», да еще при императоре и посторонних, с цесаревичем. Александр III это прекрасно знал, а потому подобная фраза представляется нам крайне сомнительной. Скорее всего, это плод фантазии, умышленной или нет, М. Кшесинской, писавшей свои мемуары в глубокой старости. Дальнейшие встречи цесаревича с Кшесинской носили эпизодический, случайный характер, в основном во время спектаклей. Так, 4 июля 1890 г. Кшесинская записывает в своем дневнике: «Я танцевала польку из «Талисмана». При каждом удобном случае я взглядывала на Наследника. Я еще издали [в окно] увидела тройку Наследника, и необъяснимое чувство охватило меня.
Наследник приехал с Великим Князем Александром Михайловичем, подъезжая, он посмотрел наверх, увидел меня и что-то сказал А. Наследник был близко меня, он всё время на меня смотрел и улыбался. Я смотрела ему в глаза с волнением, не скрывая улыбки удовольствия и минутного блаженства». Танцовщица безусловно нравилась наследнику не только артистическим талантом, но и женской привлекательностью. Впервые имя М. Кшесинской встречается в дневниковой записи цесаревича от 17 июля 1890 г. Перед отъездом цесаревич поделился со своей сестрой великой княжной Ксенией Александровной тайной своего сердца, сообщив, что у него имеется «друг». Не обладавшая умением хранить чужие тайны, Ксения многим рассказывала о ней «по секрету», дополняя рассказы своими домыслами.
Матильда Кшесинская
Почти все дневники и часть переписки хранятся в Государственном Центральном театральном музее им. Бахрушина, часть переписки — в Государственном Архиве РФ и других государственных организациях. Фотография М. Кшесинской с дарственной надписью Д. Кшесинская Д. Личный фонд М. Этот фонд был создан путем выделения документов из фондов бывшего Великого князя Андрея Владимировича в 1938 году, а в 1946 году к нему был присоединен ряд документов, выделенных из сейфов частных банков.
Большую часть фонда составляют документы имущественно-хозяйственного характера — счета и сметы на ремонт дачи в Стрельне и дома в Петербурге, документы о покупке, залоге и продаже движимого и недвижимого имущества, духовное завещание, ведомости и тетради с распределением мест на бенефисы, сметы о сооружении часовни на могиле Ф. Особую группу составляют документы 1912-1917 годов, относящиеся к ее сыну Владимиру Красинскому. Наиболее важными для понимания становления юной балерины, начала ее творческой биографии являются автобиография М. Кшесинской, описывающая пребывание в Театральном училище, и дневник на польском языке 1886-1887 годов, включающий 170 листов. Этот дневник вошел в книгу «Матильда и Иосиф Кшесинские. Воспоминания» 2018.
Среди других документов этого фонда — письмо директору Императорских театров И. Всеволожскому с упоминанием итальянской балерины П. Леньяни, написанное в 1890-е годы, ряд писем к М. Кшесинской, в том числе Великого князя Андрея Владимировича 1915 , А. Плещеева 1915. Это фонды деятелей театра и балетных критиков, но также и фонды организаций.
Например, личное дело М. Кшесинской на 7 листах 1904 г. В этом году она официально покинула Императорскую сцену, оставив за собой право на разовые выступления по контрактам. Наиболее распространенным типом материалов, имеющим отношение к М. Кшесинской, являются фотографии в ролях и программы спектаклей. Фотографии и фотооткрытки можно найти в фондах Д.
Программы спектаклей «Карнавал» и «Дон Кихот» в фонде Л. Кроме того, в разных фондах встречаются статьи о творчестве М. Кшесинской, воспоминания о ее выступлениях. Волынского к М. Кшесинской без даты, письма и телеграммы балерины к нему 1912-1913 годов. Можно отметить альбомы, в которых есть автографы Кшесинской, ее фотографии.
Несколько альбомов относятся к категории «особо ценные». В альбоме А. Бахрушина, обтянутом парчой, находятся автографы более ста выдающихся деятелей театра, художников, театральных и литературных критиков, писателей, коллекционеров и критиков. Записи начинаются в 1894 году и заканчиваются в 1910 году, то есть альбом соответствует периоду, когда началось строительство нового дома, в котором несколько помещений отводилось под театральную коллекцию, и временем, когда эта открытая для доступа профессиональной публике коллекция получила статус музея при Академии Наук. Этот альбом может служить свидетельством того, как постепенно менялся круг лиц, приходивший к коллекционеру, как возрастало число знаменитостей.
Прилежно училась, «несмотря на живой и бедовый характер» и в семнадцатилетнем возрасте выдержала экзамен в присутствии царской семьи. Артистическая карьера[ править править код ] В 1890 году окончила Императорское театральное училище , где её педагогами были Лев Иванов , Христиан Иогансон и Екатерина Вазем. После окончания школы была принята в балетную труппу Мариинского театра, где поначалу танцевала как Кшесинская 2-я Кшесинской 1-й официально именовалась её старшая сестра Юлия.
Танцевала на императорской сцене с 1890 по 1917 год. В начале своей карьеры испытала сильное влияние искусства Вирджинии Цукки : У меня было даже сомнение в правильности выбранной мной карьеры. Не знаю, к чему это привело бы, если бы появление на нашей сцене Цукки сразу не изменило бы моего настроения, открыв мне смысл и значение нашего искусства. После отъезда в Италию Карлотты Брианца к ней перешла роль принцессы Авроры в балете « Спящая красавица ». Балеты Чайковского и их сценическая история [6]. В 1896 году получила статус прима-балерины императорских театров вероятно, во многом благодаря своим связям при дворе, так как главный балетмейстер Петипа не поддерживал её выдвижение на самый верх балетной иерархии. Чтобы дополнить мягкую пластику и выразительные руки, свойственные русской балетной школе, отчётливой и виртуозной техникой ног, которой в совершенстве владела итальянская школа, начиная с 1898 года брала частные уроки у знаменитого педагога Энрико Чеккетти. Первая среди русских танцовщиц исполнила на сцене 32 фуэте подряд — трюк, которым до этого русскую публику удивляли только итальянки, в частности, Эмма Бессон и Пьерина Леньяни.
Неудивительно, что, возвращая в репертуар свои популярные балеты, Мариус Петипа при их возобновлении зачастую видоизменял хореографический текст главных партий в расчёте на физические способности балерины и её сильную технику. Хотя имя Кшесинской часто занимало первые строчки афиш, оно не связано с постановками великих балетов из списка классического балетного наследия.
Кто она больше - куртизанка или все же роковая женщина? Авторы многих повествований очень старательно обходят эту тему, как бы "смазывая" эту грань "таланта" Матильды Кшесинской. Но на самом деле все не так просто и это подтверждают многочисленные воспоминания ее современников и поступки самой балерины.
Томсон М. Матильда Кшесинская 1991 Мир театра не так-то и прост, если для обычных зрителей - это праздник, то для служителей мельпомены - это борьба за жизнь, интриги, взаимные претензии и умение сделать все, чтобы тебя заметили вышестоящие мира сего. Балетных всегда любили в высшем сословии: великие князья и дворяне рангом пониже не чурались того, чтобы покровительствовать той или иной балерине. Покровительство часто дальше любовной связи не шло, но все же некоторые отваживались даже и в жены брать этих прелестниц.
Напарницей ее якобы была балерина Анна Павлова. Ставила Матильда всегда на одно число, за что получила прозвище "Мадам Семнадцать". На самом деле впервые за игровой стол балерина села еще в 1891 году, оказавшись в Монте-Карло. Поставив 250 франков на число "17", она сразу выиграла. Удача поначалу сопутствовала ей. Ее страсть к игре была описана в новелле Бласко Ибаньеса "Пожирательница". Героиня произведения, в которой легко угадывается Кшесинская, живет в особняке на Ривьере, проиграв миллионы, она вынуждена сокращать свои расходы и распродавать драгоценности. В последние десятилетия светские балы и многочисленные интриги Кшесинской отошли, кажется, на второй план. Как и многие люди, бежавшие из советской России, Матильда и ее муж, князь Андрей, вели жизнь более скромную и замкнутую, нежели на родине. Звезда Императорского театра активно занималась преподаванием — у нее была своя большая балетная школа. Например, в 1938—39 учебном году там занимались 150 учеников. Судя по всему, авторитет Кшесинской в мире балета был немалым. Когда в 1950 году в Лондоне была создана Федерация русского классического балета, Матильду попросили взять над ней шефство. В это объединение вошло 15 балетных школ, ее целью декларировалось сохранение канонов русского классического танца и обучение с помощью методики, разработанной в императорских балетных училищах. Матильда согласилась, ей "пришлась по душе идея продолжения традиции русского балета в английских школах танца". Матильда Кшесинская скончалась в Париже 6 декабря 1971 года, в возрасте 99 лет. Ее похоронили в одной могиле с мужем на русском кладбище Сен-Женевьев-де-Буа под Парижем. Государственным комитетом Российской Федерации по печати. Отдельные публикации могут содержать информацию, не предназначенную для пользователей до 16 лет.
Пани Малечка. История жизни Матильды Кшесинской.
Матильда-Мария Феликсовна Кшесинская (польск. Великолепная Матильда Феликсовна Кшесинская была самой желанной женщиной своего времени. Матильда Кшесинская появилась на свет в семье Феликса Кшесинского и Юлии Домнинской. Чтобы эта встреча состоялась, престарелая Матильда Феликсовна Кшесинская, которой уже было за 90 лет, готова была приплыть на пароходе в Одессу. Мария-Матильда Адамовна-Феликсовна-Валериевна Кшесинская родилась 31 августа 1872 года в творческой семье. Матильда Феликсовна Кшесинская (Мария-Матильда Адамовна Феликсовна Валериевна Кржезинская) появилась на свет 19 августа (1 сентября) 1872 года в местечке Лигово, неподалеку от Петербурга.