— Протоиерей Максим Козлов, председатель учебного комитета Русской Православной Церкви, сегодня с нами в программе «Светлый вечер». В ходе спецоперации 31 января погиб 31-летний доброволец Максим Козлов.
РПЦ раскрыла уровень заболеваемости ковидом среди священников
Казалось бы, профили фундаментальные, базовые… — В этом и суть. В Московском регионе по благословению Святейшего Патриарха реализуется сетевое взаимодействие высших духовных учебных заведений. Смысл в том, чтобы профили магистратуры в духовных школах как можно меньше дублировали друг друга и в совокупности давали студентам возможность заниматься максимально разнообразной научной проблематикой. К примеру, библеистика и греческая духовная словесность есть в МДА , смысла открывать аналогичную программу нет. А вот профилей по патрологии и исторической литургике как раз нет ни в одной магистратуре духовных школ, хотя это и фундаментальные области. По патрологии мы стремимся дать базу, причем, в отличие от МДА, с упором на богословие, а не филологию. Студенты изучают тексты «золотого периода» святоотеческой письменности — от самого ее начала до VII Вселенского Собора. Дальше они смогут двигаться по разным траекториям — уйти в изучение более поздних византийских авторов или, к примеру, при изучении дополнительных языков — сирийского, коптского и армянского, — в сопредельные патрологические области. Историческая литургика — очень важная дисциплина, которая сейчас требует особого попечения.
С одной стороны, по ней решительно не хватает преподавателей, с другой, это одна из дисциплин, которые наименее хорошо усваиваются в бакалавриатах семинарий. Новые методики преподавания литургики были разработаны силами наших ведущих литургистов и сейчас апробируются в МДА. В ОЦАД мы планируем готовить специалистов, которые потенциально могли бы стать преподавателями литургики и, Бог даст, переломить кризисную ситуацию в бакалавриате. Однако для хорошего уровня обучения нужно готовить не только программы, но и абитуриентов. Занятия исторической литургикой и патрологией требуют достаточного знания древних языков. Не будем расширяться сверх меры — греческого и латинского. Мы понимаем, что не все, кто хотел бы заниматься литургикой или патрологией, на момент поступления хорошо ими владеют. Цель «пропедевтического курса» — дать абитуриентам возможность выровнять уровень знаний древних языков, чтобы дальнейшее обучение шло максимально полноценно.
Есть и другие начинания. Так что вывести студентов на чтение авторских текстов за короткий интенсивный курс можно. Если человек приходит с достаточным знанием древних языков, скажем, после кафедры классической филологии МГУ, он сможет поступить на первый курс магистратуры, минуя «пропедевтический курс». Все абитуриенты будут находиться в равных условиях. В данном случае дело не в льготах, а в том, что обучение на «пропедевтическом курсе» даст возможность лучше подготовиться к обучению в магистратуре. Ведь если студент не будет знать латынь и греческий в достаточной мере, так что ему нужно будет открывать учебник Мирошенковой и Федорова или Козаржевского и смотреть в него с приятным удивлением, то какая ему литургика и патрология? Прежние профили и новые имена — Две магистерские программы меняют свое название. Это естественный процесс развития образовательных программ.
Например, при всем уважении к существовавшей программе «Православная теология. Христианские источники» и ярким, творческим людям, которые на ней преподавали и преподают, возникал вопрос, какова специализация ее выпускников — библеистика, история Церкви, патрология?
Детство Максима Будучи благополучным мальчиком из обычной советской нерелигиозной семьи, Максим однажды пришел к Богу. Происхождение и рождение Максим Козлов родился в 1963 году в Москве. Его родители — служащие, столичные интеллигенты.
Он вырос в государстве, где церковь подвергалась притеснениям. Семья В семье не знали и даже на бытовом уровне не следовали церковным традициям: не набирали святую воду на Крещение, не освящали куличи на Пасху. Считали, что верующим может быть только необразованный человек. До 14 лет Максим был единственным ребенком. Родители очень любили и баловали сына.
Он хорошо учился в школе, интересовался древней историей, освоил греческий язык и латынь. В юношеские годы много читал, любил французскую литературу, даже цитировал Стендаля перед сверстниками. Его взгляды начали меняться после рождения братьев близнецов в 1977 году. Пришлось помогать родителям ухаживать за малышами, стирать пеленки. В его жизни не оставалось места одиночеству и эгоизму.
Несмотря на бессонные ночи, детей он полюбил всей душой. Посмотрите видео из цикла передач «Уроки православия» на канале «Союз» с участием священника — «Разговор о счастье». Тяга к Богу Максим читал Евангелие, романы Достоевского. Большое влияние на него оказала книга «Диалоги», написанная в 1928 году ссыльным протоиереем. У Максима был машинописный экземпляр.
По радио слушал запретные передачи «Би-би-си», религиозные программы с участием митрополита Антония, которого и сейчас протоиерей называет духовным ориентиром. Другой духовной литературы в то время не было. Зато юноша познакомился с православными верующими. Мировоззрение его постепенно менялось. В 1978 году он крестился.
Знал, что родители будут против, поэтому обряд был совершен тайно. Долгие годы у него был один и тот же духовник, о котором он всегда с теплотой вспоминает. После крещения юноша вошел в церковную жизнь.
Агрессию на митингах священник назвал «запалом нелюбви», а сам протест посчитал лишенным «позитивного программного начала» и мотивированным «внешними поводами», которые «очень косвенно соотносятся» с «внутренней неудовлетворенностью» граждан. По мнению протоиерея, настоящей причиной произошедших событий является не арест Алексея Навального и не фильм о так называемом «дворце Путина», вызвавший «великий социальный гнев», а отсутствие «положительной общенациональной идеологии». На сегодняшний день, как полагает Козлов, в России не существует подобной «большой правды» и «внятного позитивного проекта». При этом митинги, как прошедшие, так и намечающиеся, представитель РПЦ не считает угрозой для морали и этики молодого поколения.
Но в эти дни постятся не только православные, но и мусульмане. С заходом солнца 10 марта у них начался священный месяц Рамадан, во время которого соблюдается тридцатидневный пост. В мечети Ноябрьска волонтеры помогают с продуктами для ифтара — вечернего разговения.
На ифтар в столовую мечети для бесплатного ужина приглашают всех желающих, независимо от вероисповедания. В месяц Рамадан Фагира Салихова, председатель женсовета при мечети, тоже становится волонтером. Она вместе с подругами очищает и нарезает овощи и фрукты. Каждый день эта работа занимает не менее пяти часов. По ее словам, в первый день поста она и другие волонтеры почистили 120 килограммов картошки, 50 килограммов лука и 50 килограммов моркови. В Рамадан многие прихожане проявляют щедрость. Приносят килограммы овощей, фруктов, напитки и сладости. Рекорд принадлежит человеку, пожелавшему остаться неизвестным.
Доброволец Максим Козлов из Курской области погиб в зоне СВО
Азбука новостей. Максим Евгеньевич Козлов (род. 1963), митрофорный протоиерей, настоятель Московского храма преподобного Серафима Саровского на Краснопресненской набережной в Москва-Сити. Свое мнение высказывает ведущий и политолог Максим Козлов. — Отец Максим, нынешняя Пасха — вторая в условиях пандемии коронавируса, но, насколько я понимаю, никаких строгих карантинным мер, которые бытовали в прошлом году. О главной теме последних дней глава Учебного комитета Русской Православной Церкви протоиерей Максим Козлов. Протоиерей Максим Козлов: пост как ограничение доступен каждому человеку.
Доброволец из Курской области Максим Козлов погиб в ходе СВО
Максим Козлов — все последние новости на сегодня, фото и видео на Рамблер/новости. Свое мнение высказывает ведущий и политолог Максим Козлов. последние главные новости в Липецке и области на сегодня - Филиал ВГТРК "ГТРК"Липецк". В разные годы протоиерей Максим Козлов принимал участие в работе различных церковных учреждений, прежде всего, связанных с образовательной деятельностью. Об изменениях в жизни ОЦАД рассказывает ректор протоиерей Максим Козлов. последние главные новости в Липецке и области на сегодня - Филиал ВГТРК "ГТРК"Липецк".
«Зачем христианину образование? Круг чтения православного человека». Прот. Максим Козлов
И для меня он навсегда останется образом доброго пастыря, я у него после крещения в 14 лет впервые исповедовался и до самой его кончины окормлялся — на протяжении почти четверти века. Немало житейских и пастырских знаний я почерпнул от ныне покойного протопресвитера Александра Киселева, с которым Господь дал встретиться в последние годы его жизни, когда он вернулся из США и жил на покое в Донском монастыре. Это был незабываемый опыт общения со святым — я в этом уверен полностью. Тогда я понял, что рядом со святыми долго быть трудно, поскольку это требует внутренней высоты, честности, отсутствия лицемерия и фальши. Тогда мне стало ясно, хотя бы отчасти, что такое святость.
Ее нельзя путать с лубком, с рисунком добренького деда Щукаря — это нечто совсем иное. И еще один священник, образ которого навсегда запечатлен в моей памяти и молитвах, — это протоиерей Владимир Жаворонков. Наш духовник, у которого я, как и многие члены клира города Москвы, исповедовался на протяжении ряда лет — до его кончины. Батюшка Владимир умел к каждому отнестись со вниманием, каждому сказать краткое, но очень точное и лечащее слово.
Вот этих трех добрых, опытных пастырей я хотел бы помянуть прежде всего. В первую очередь нельзя недооценивать учебу, так как пять лет на семинарской скамье, в условиях ограниченной свободы, необходимости нести те или иные послушания в учебное и свободное время — это само по себе значит очень многое. Пребывание в семинарии, на мой взгляд, дает неизмеримо больше, чем подготовка к пастырскому служению на теологических и богословских факультетах, когда молодые люди проживают в семье, тесно общаются со светскими друзьями и знакомыми. Наконец очень нежелательно идти к священническому поприщу мимо регулярного духовного образования.
Принципиально важно, что в большинстве семинарий и Сретенская духовная школа здесь не исключение студенты имеют возможность общаться со священнослужителями, мирянами, у которых есть большой опыт духовной жизни. Такие люди, умные, много лет служащие Церкви и что-то уже засвидетельствовавшие своими трудами и всей своей жизнью, если можно так выразиться, сконцентрированы в духовных школах. А в Сретенской семинарии их концентрация более высокая, чем где-либо. Поэтому воспитанникам нужно благодарить Бога за счастливую возможность слушать не только глубокие и интересные лекции, но и за возможностью поговорить, задать вопрос, что-то запомнить, к чему-то просто присмотреться.
Знаете, я сам старался всегда так делать, когда общался со старой университетской и академической профессурой. Стремился запоминать какие-то особенности их поведения, слова, стиль общения, то, что они делают и от чего удерживаются. Кроме того, пастырский опыт в семинариях приобретается в рамках различных практических занятий: миссионерские беседы, посещение тюрем, домов престарелых, детских домов и др. Будущий священник должен учиться разговаривать с умирающими людьми, которые, может быть, и сами не понимают, что их конец близок.
Ему нужно уметь общаться с людьми с ограниченными умственными способностями, потому что и они Царствия Божия наследники. А как непросто окормлять заключенных! Вот, я помню, когда, впервые, уже будучи священником, перешагнул порог колонии, меня мороз по коже пробрал. Ведь за мной закрылось трое ворот.
Внутри я увидел офицеров, которые постоянно следят за заключенными. Это потом ты понимаешь, что так и должно быть в исправительных учреждениях, а в начале, от первой реакции надо прийти в себя, а поэтому такие навыки следует приобретать уже в семинарии, что и делают студенты-сретенцы. Я служил в двух храмах, и в каждом из них во главе прихода стояли очень яркие личности, хотя и очень разные. Не скрою, научился я тогда и положительному, и отрицательному.
Учился дисциплине, учился уважать волю настоятеля. Это с одной стороны. А с другой стороны, я отчетливо понял: тот, кто несет ответственность за подчиненных, тот имеет право требовать от них соблюдения порядка. Вместе с тем я осознал: нельзя требовать любви к себе и ждать, чтобы тебя любили.
Это дар Божий. Вот это я бы хотел сказать молодым священникам, которые зачастую соблазняются призывом: «Полюбите меня! Что дадут, то дадут. Даром дадут, и не тебе, а сану твоему дадут.
И никогда нельзя выдавливать любовь из людей. Бывают случаи, когда люди безнадежно больны, долго и тяжело умирают, проходя все стадии недуга. Человек может все понимать и постепенно терять нравственное чувство, сознание, трезвость ума. И ты видишь что ничем, кроме молитвы, помочь ему не можешь.
Очень тяжело наблюдать, как такой человек угасает, особенно если ты его знал деятельным, добрым, искренним, хорошим, а теперь этот свет меркнет… Очень непросто молиться и как другу, и как христианину, и как священнику, когда знаешь о неизбежном исходе. Очень сложный внутренний опыт — опыт молитвы об облегчении скорбей, опыт помощи близким тяжелобольного человека… Или случаи совершенного другого рода, которые часто встречались в начале девяностых годов сейчас уже этого нет. Тогда приходилось сталкиваться с людьми своеобразного благочестия — из мира околокриминального и криминального. Они хотели в основном эффектных священнодействий.
И в связи с этим были моменты, когда нужно было им отказывать. Например, в освящении того, что не должно освящать, или в каком-то специфическом совершении треб.
В чем цели богословской науки сегодня, как их можно обозначить для поступающих в магистратуру и аспирантуру? Есть древняя максима, повторенная многими отцами и подвижниками благочестия, «Кто молится чисто, тот и богослов» или в сходных формулировках. Корневое содержание этой максимы состоит в том, что теология не должна быть игрой ума.
В идеале, конечно же, богословское искание должно соединяться с личным аскетическим усилием человека, с правильным внутренним устроением. Отсюда вытекает как минимум то, что продуктивно заниматься конфессиональной теологией может только человек, вероучительно внутри этой конфессии находящийся. Мы знаем книги, написанные в советское и постсоветское время, или в настоящее время в Европе и Америке, людьми, находящимися вне православной традиции. Это книги вполне компетентные и квалифицированные, но все же это взгляд извне, это описание солнца, составленное слепцом на основании доступных ему источников, но не опытное. Поэтому я глубоко убежден, что православной теологией должен заниматься человек верующий, находящийся внутри Церкви, живущий церковной жизнью.
В этом смысле сохраняются вопросы к теологии в вузах: будем честны, подчас на отделения теологии в государственных вузах идут не по принципу призвания заниматься теологией как наукой, а потому, что нужно куда-то поступить, не самым лучшим образом сдав ЕГЭ за среднюю школу. Это ситуация неправильная, аномальная, и понятно, что ничего продуктивного от этого мы не получим. Пока не очень понимаю, где находят себе применение выпускники этих кафедр в Церкви и в государстве, — не на уровне выдающихся единиц, а на уровне какого-то социологического результата. Но это не дает основания сомневаться в значимости теологии как совокупности научных дисциплин для Церкви. Помимо аскетического усилия, бытового благочестия и укорененности в литургической практике, важна и богословская рефлексия по поводу тех вызовов, которые возникают в современности или в связи с необходимостью осмысления исторического пути Церкви, понимания Священного Писания, понимания Традиции.
И историческая литургика — не просто знание устава богослужения, а понимание истории его формирования и его внутренних смыслов. И экзегетика, герменевтика, исагогика Священного Писания, то есть не просто изучение того, что может прочитать любой, обращающийся к переводу Писания на современный язык, а донесение полноты смыслов, находящихся в Писании. Все это области богословия, теологии. Во-первых, она не может исходить из посылок, которые противоречат Писанию и Преданию. В этом смысле не может быть атеистической, гностической, деистической православной теологии.
Напомню классическую формулу протоиерея Сергия Булгакова: критерий истины в собственном научном искании для православного богослова — проверять свое мнение церковным Преданием. Если совокупности Предания твой вывод противоречит, пойми, что ты не можешь быть более прав, чем Священное Предание Церкви. С другой стороны, теология должна быть академически честной научной дисциплиной: недопустимо подгонять выводы под изначальную установку.
Давайте ее трезво принимать и не лить слезы о том, что вот мы живем в другое время. Да, я, конечно, Богу благодарен, что в моей жизни этот опыт был, он очень укрепляющий, он на всю жизнь остался. Мне в каком-то смысле жалко, что его в такой мере не было там у моих детей или у младшего поколения.
Но есть другие плюсы, которые есть у нынешних поколений — они зато там не коснулись лжи, лицемерия позднесоветской эпохи. Я вот был пионером и комсомольцем, ну был, и что скрывать, мы тогда уже, к эпохе, когда стал комсомольцем точно не верил в это ничто и крайне скептически относился к советскому времени. Но, помню, духовник, когда я его спросил: батюшка в 14 лет крестился, вскоре как-то все одно на другое пришло , вот надо же, как я дальше могу состоять? А он сказал: ну вот не это главное. Ты не делай того, что христианину не следует делать, ну условно, это цена, которую нужно заплатить для того, чтобы потом смысл был там от твоей жизни — от образования, которое сможешь получить или чего-то другого. Но лицемерия-то было вокруг полно.
Да, от нас не требовали, уже не было никаких «не читал, но осуждаю» или уж тем более того, что люди переживали в 20-е годы, но дорогой Леонид Ильич все это — пятилетку в три года и прочая вся эта туфта, она окружала нашу жизнь очень плотно. Ну такого-то в жизни христианина сейчас нет, слава Богу. Там есть какие-то другие неправды, в том числе и в общественной жизни, но они совершенно категориально другие, я так бы сказал. Мацан — Можно я тогда чуть-чуть докручу этот вопрос, может быть, чуть даже прямее, обострю. В людях встречается реакция, что вот тогда было лучше, а сейчас, как пел Высоцкий, если это на наше время перевести, «даже в церкви все не так, все не так как надо» — то есть возникает из-за вот этой какой-то из-за доброй памяти о том, как это было тогда, некий скепсис по отношению к реальности церковной сегодня. Вот у вас, я полагаю, такого скепсиса ярко выраженного нет.
Что вас от него избавляет? И что вы думаете, может быть, как пастырь вот о таком умонастроении в человеке? Он вовсе не плох из-за этого умонастроения, но оно есть, и наверняка вы с ним сталкиваетесь. Вот что вы отвечаете? Мацан — Конечно, сталкиваюсь. У любимого многими нами и мною тоже классика христианской литературы XX столетия, Клайва Льюиса, есть такое точное, на мой взгляд, выражение, в разных он книгах его употребляет — «христианство и...
Вот бедой для человека становится, когда в этом «христианство и... Я недавно относительно, ну по долгу службы, так почитывая всякий интернет, не только те его разделы, тех авторов, с которым я согласен, натолкнулся на интервью одного человека, который в свое время занимал церковно-административные посты, а потом оказался вне этих церковно-административных постов. По милости Божией, не вне Церкви, да. Ну и как часто бывает с людьми, их лишившимися, сразу приобрел резко критический взгляд на, по крайней мере, официальную церковную действительность. Ну он вполне искренне, и я думаю в этом смысле честно сказал, что мы когда-то пришли в сходную со мной эпоху в Церковь, потому что у нас были диссидентские взгляды, а Церковь виделась вот таким главным ну не антисоветским, но, может быть, не советским институтом в советском обществе. А теперь вот мы от официальной церковности отталкиваемся именно потому, что мы вот именно такие же идеалы юности сохранили, мы такие же диссиденты, как и были, вот этого, как ему видится, согласия с государственным официозом принять не можем.
Ну так вот это и оказывается, что диссидентские убеждения, или пафос, или умонастроения для человека важнее христианства. Вот если для тебя в Церкви важнее Христос, Таинства, в общем-то, до очень большого предела, независимо от того, насколько ты там согласен со священником, с иерархами и с их конкретными взглядами и высказываниями и прочее, главное в церковном вероучении — то, что определяет нашу веру, догматы, главное в каноническом праве — евангельская этика, то остальное, даже если тебя огорчает нечто в эмпирической церковной действительности, не даст тебе разочароваться в том, что ну вот должно определять суть твоей веры. Вот мне кажется, за это нужно бороться, чтобы в христианстве, как Владимир Соловьев в «Трех разговорах» точно об этом сказал, главным был для нас Христос. Не диссидентство и не скрепы, а Христос. Вот будет так — не разочаруешься даже из-за того, что те или иные высказывания иерархов, клириков, ответственных церковных работников вот не вызывают у тебя восторга. У меня тоже отнюдь не все вызывают восторг.
Мацан — Протоиерей Максим Козлов, председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви, настоятель храма преподобного Серафима Саровского на Краснопресненской набережной в Москве, сегодня с нами и с вами в программе «Светлый вечер». Борисова — Мне кажется, разделение поколенческое, на него можно взглянуть немножко с другой стороны. По крайней мере мне довелось столкнуться — я в Церковь пришла в самом начале 80-х, и так сложилось в те 80-е годы, церковная жизнь, которая уходила в параллельную реальность, то есть была нормальная как бы светская жизнь у нас у всех, как вы сказали, все мы работали, а в Церкви мы служили просто, ну как бы сейчас сказали, как волонтеры. И было много времени, пока с нами занимались. С нами занимались те более старшие люди из церковной общины, с нами занимались священники. Ну каждый находил себе просто собеседников, которые больше соответствовали его запросам, и это длилось долго, это, знаете, как у классиков: «В начале жизни школу помню я».
И когда я столкнулась уже с православными христианами 90-х годов, я рассказывала не потому, что тогда было лучше, а просто меня спрашивали, как было — я рассказывала. А они говорили, что они завидуют, потому что им сразу пришлось, вот они вошли в Церковь — и сразу очень много дел. А у нас было очень много времени на книги, на размышления, на вопросы, на бесконечные поездки к людям, которые были для нас авторитетами — то есть было время прорасти внутрь. И мне кажется, что поколение вот двухтысячных к нам ближе, потому что у них тоже нет вот этой необходимости амбразуру закрывать своей грудью, потому что все сыпется, вот отдали там всем храмы, которые разваливаются, и надо быстро-быстро что-то делать, чтобы они не развалились окончательно. Мне кажется, что поколенчески разрыва нет, но есть просто мостики между разными поколениями. Протоиерей Максим — Нет, ну мостики-то есть.
Хотя я, так скажем, по отношению к той, скажем, дороссийской действительности церковной или даже к 90-м годам сейчас вижу разницы, может быть, даже больше. Знаете, тогда, конечно, мы читали. Но там каждую книжку, ее нужно было, тебе либо на ночь, на две давали, чтобы ты ее прочитал, либо это был какой-то ксерокс, который нужно было раздобыть. И у всех нас все время потом меняла это занимавшее колоссальное место библиотека ксероксов дома, просто потому что они это же расползались там, одна страничка, и прочие были компактные издания книг. Тогда, конечно, тебе давали «Диалоги» Свенцицкого на две ночи, и ты там первый читал, второй что-то выписывал, еще неизвестно, когда у тебя эта книжка второй раз окажется. Помню, приехал в Печоры в паломничество в 86-м или в 87-м году — у меня был ксерокс «Лествицы» с собой.
Ну не то что я все прочитал, все понял и всему следовал, да, но это была книга, которую все в той большой паломнической келье приехавшие хотели взять на почитать, на сколько-то. А теперь другое. Теперь пойдете в любой книжный — там та же «Лествица» стоит ну рядом с эзотерикой там или чем-нибудь, если говорить о светских магазинах, ну или в церковном с правильным рядом с книжками и спросите продавца, кто когда последний раз купил экземпляр. Немножко другое. Да, сейчас времени в этом смысле больше: читай — не хочу. А много читают?
Сейчас видов церковной активности предлагается — мы поем и пляшем для прихожан, ну в переносном смысле, а иногда не в переносном. Вот вам и поездки, и кружки, и вам детская воскресная школа, и беседы священника, и вот вам и радио, и телевидение, и в интернете — вам неохота читать, так вам прочитают и даже истолкуют сегодняшнее Евангелие и Апостол. И что, значительная часть наших прихожан читает и слушает? Вот скорее сегодняшняя, нерешенная до конца в церковной жизни главная проблема. Мне это видится как раз не отношения там с государством, не какие-то высказывания людей, занимающих те или иные посты, а вот эта внутренняя пассивность. Вот все ж таки выросшее какое-то отношение, что ну так это у меня не отнять.
Вот характерный, на мой взгляд, пример. Вот был ковид. Храмы в Москве ненадолго, но были зарыты для посещения прихожан. Ну сколько у нас там было? Пара месяцев, да, там три месяца, когда храмы для решительного большинства людей были недоступны. Начался ну в значительной мере плач: как без богослужения вот тяжело.
Что мы только ни делали — во всех храмах создались чаты прихожан, мы как-то старались объединять, транслировать богослужение, там вот дистанционно, да, это было хорошо. Дистанционно я там «Винни-Пуха» детям читал, там для прихода два раза в неделю, там для себя тоже перечитал — хорошая книжка, еще раз бы с огромным удовольствием. А что-нибудь поменялось потом? Ну это ладно, допустим, отпали те, кому, вот условно говоря, страшно, и которые, значит, не очень понятно, зачем ходили, если им по-прежнему страшно ходить, которым болезнь страшнее, чем оказаться вне ограды церковной. Ну и даже те, которые вот тогда так рвались, за месяц насытились и вернулись к тому же графику — я уже не говорю, церковных активностей, но главного — посещения богослужений. Вот и я вам честно говорю: я не знаю, что вот с этим сейчас можно сделать.
Вот как? Ну вроде бы уж такое было напоминание: вот вы можете всего этого лишиться, вот к чему вы за эти годы, десятилетия, можете лишиться. Даже не в силу внешних гонений, а вот такого рода как бы, мало ли чего может случиться еще в нашей жизни. И не побудило. И этим, конечно, мне кажется, мы отличаемся сейчас от того, что было там лет 25, 30, 40 назад. Не знаю, что с этим делать, делюсь просто со скорбью.
Мацан — А та пассивность, о которой вы сказали? Вот, с одной стороны, вы говорите, что не знаете, что с этим делать. А она не часть вообще просто общей пассивности общества?
Задача курса — дать абитуриентам возможность более качественно подготовиться к последующему обучению в магистратуре. В этом смысле название «пропедевтический курс» достаточно условно: оно отражает не юридической статус программы, а характер ее логической и содержательной связи с последующим обучением в магистратуре. В самое ближайшее время информация об этой новой программе появится на сайте ОЦАД. Христианские источники» будет разделена на два профиля — «Патрология» и «Историческая литургика» В чем их специфика? Казалось бы, профили фундаментальные, базовые… — В этом и суть.
В Московском регионе по благословению Святейшего Патриарха реализуется сетевое взаимодействие высших духовных учебных заведений. Смысл в том, чтобы профили магистратуры в духовных школах как можно меньше дублировали друг друга и в совокупности давали студентам возможность заниматься максимально разнообразной научной проблематикой. К примеру, библеистика и греческая духовная словесность есть в МДА , смысла открывать аналогичную программу нет. А вот профилей по патрологии и исторической литургике как раз нет ни в одной магистратуре духовных школ, хотя это и фундаментальные области. По патрологии мы стремимся дать базу, причем, в отличие от МДА, с упором на богословие, а не филологию. Студенты изучают тексты «золотого периода» святоотеческой письменности — от самого ее начала до VII Вселенского Собора. Дальше они смогут двигаться по разным траекториям — уйти в изучение более поздних византийских авторов или, к примеру, при изучении дополнительных языков — сирийского, коптского и армянского, — в сопредельные патрологические области. Историческая литургика — очень важная дисциплина, которая сейчас требует особого попечения.
С одной стороны, по ней решительно не хватает преподавателей, с другой, это одна из дисциплин, которые наименее хорошо усваиваются в бакалавриатах семинарий. Новые методики преподавания литургики были разработаны силами наших ведущих литургистов и сейчас апробируются в МДА. В ОЦАД мы планируем готовить специалистов, которые потенциально могли бы стать преподавателями литургики и, Бог даст, переломить кризисную ситуацию в бакалавриате. Однако для хорошего уровня обучения нужно готовить не только программы, но и абитуриентов. Занятия исторической литургикой и патрологией требуют достаточного знания древних языков. Не будем расширяться сверх меры — греческого и латинского. Мы понимаем, что не все, кто хотел бы заниматься литургикой или патрологией, на момент поступления хорошо ими владеют. Цель «пропедевтического курса» — дать абитуриентам возможность выровнять уровень знаний древних языков, чтобы дальнейшее обучение шло максимально полноценно.
Есть и другие начинания. Так что вывести студентов на чтение авторских текстов за короткий интенсивный курс можно. Если человек приходит с достаточным знанием древних языков, скажем, после кафедры классической филологии МГУ, он сможет поступить на первый курс магистратуры, минуя «пропедевтический курс». Все абитуриенты будут находиться в равных условиях. В данном случае дело не в льготах, а в том, что обучение на «пропедевтическом курсе» даст возможность лучше подготовиться к обучению в магистратуре. Ведь если студент не будет знать латынь и греческий в достаточной мере, так что ему нужно будет открывать учебник Мирошенковой и Федорова или Козаржевского и смотреть в него с приятным удивлением, то какая ему литургика и патрология?
протоиерей Максим Козлов
В статье протоиерей Максим Козлов рассказывает о роли Святейшего Патриарха в деле становления современного духовного образования и о роли образования в жизни. 11 мая 2023 года ректор ОЦАД и Председатель Учебного Комитета РПЦ протоиерей Максим Козлов выступил с докладом на международной. Житель Курской области Максим Козлов погиб при выполнении боевых задач в ходе специальной военной операции. Новости, аналитика, прогнозы и другие материалы, представленные на данном сайте, не являются офертой или рекомендацией к покупке или продаже каких-либо активов. Смотрите видео онлайн «НОВАЯ ЭЛИТА, ИДЕАЛЬНАЯ РОССИЯ И НАСЛЕДИЕ СВЯТЫХ ОТЦОВ / ПРОТОИЕРЕЙ МАКСИМ КОЗЛОВ» на канале «Телеканал СПАС» в хорошем качестве и. Максим Козлов родился в 1998 году в Брянске, но с девятого класса переехал в Курск, где учился в школе №55.
К 60-летию председателя Учебного комитета Русской Православной Церкви протоиерея Максима Козлова
Доброволец из Курской области Максим Козлов погиб в ходе СВО - Лента новостей Курска | Как рассказал мэр челябинского города, в сентябре в рамках частичной мобилизации Максим Козлов был призван в армию, он отправился на службу вместе с земляками. |
Максим Козлов рассказал об уровне заболеваемости ковидом в РПЦ | 360° | Свое мнение высказывает ведущий и политолог Максим Козлов. |
Состоялась встреча митрополита Никодима и протоиерея Максима Козлова | Главная Новости Деятельность Протоиерей Максим Козлов: «Фальшь Отталк. |
Погибшего в ходе СВО липчанина посмертно представили к ордену Мужества | После богослужения со словами поздравления к протоиерею Максиму также обратились представители администрации ОЦАД, Учебного комитета Русской Православной Церкви. |
Протоиерей Максим Козлов: В Церкви не может быть сегрегации на привитых и непривитых
Печальную новость сообщили в администрации Курской области. Об этом рассказал член рабочей группы Московского патриархата по координации деятельности церковных учреждений в условиях пандемии коронавируса протоиерей Максим Козлов. Сегодня в Липецком районе простились с гвардии младшим сержантом Максимом Козловым – участником специальной военной операции на территории Украины. Главная Наша деятельность Новости Максим Козлов: Надеюсь, деятельность Молодежного парламента запомнится не первым заседанием, а конструктивной работой и значимыми. Протоиерей Максим Козлов отметил высокий уровень церковно-государственных отношений в республике, который позволил достичь заметных успехов в области духовного образования в. Подробности ранней биографии рокер Максим Козлов раскрыл в интервью изданию «Новая газета».
Состоялась встреча митрополита Никодима и протоиерея Максима Козлова
В ходе спецоперации на территории Украины погиб уроженец Брянска Максим Козлов. Протоиерей Максим Козлов — на странице писателя вы найдёте биографию, список книг и экранизаций, интересные факты из жизни, рецензии читателей и цитаты из книг. В своем ответном слове отец Максим поблагодарил за поздравления Святейшего Патриарха Кирилла, всех пришедших в храм и сослуживших клириков. Екатерина Грачева взяла интервью у председателя учебного комитета РПЦ протоиерея Максима Козлова.