Икону Божьей Матери, которую, по преданию, апостол Лука написал в дни земной жизни Богородицы, обрели в этот день монахи Иверского монастыря на святой горе Афон. Одним из наиболее значимых подобных дней является 25 февраля, когда отмечается празднование в честь Иверской иконы Божией Матери. На Иверской иконе изображена Дева Мария с Богомладенцем, которого она держит на левой руке. Храм Иверской иконы Пресвятой Богородицы пгт.
26 апреля — день особого почитания Иверской иконы Божией Матери
Ее списки разошлись по всему миру, но сама древняя икона, чудесным образом оказавшись в афонской обители тысячу лет назад, никогда больше не покидала монашеский полуостров. Согласно преданию, в IX веке икона находилась у одной благочестивой вдовы, жившей близ города Никея. При императоре Феофиле иконоборцы, уничтожавшие святые иконы, пришли в дом этой христианки. Когда один из воинов копьем ударил по образу Богородицы, из пораженного места потекла кровь, которая до сих пор видна на иконе — щеке Пресвятой Девы.
Вдова, боясь уничтожения святыни, пообещала императорским воинам деньги и просила их до утра не трогать икону. Когда они ушли, женщина вместе с сыном впоследствии афонским иноком для сохранения святой иконы опустила ее в море. Они пришли к берегу и нашли святой образ, который стоял на воде.
После молебна о даровании монастырю святыни преподобный Гавриил Святогорец по повелению Божией Матери, явившейся ему во сне, пошел по воде, принял святую икону и поставил в храме. Однако на следующий день икона была обретена не в храме, а над воротами обители. Так повторялось несколько раз, пока Пресвятая Дева не открыла во сне святому Гавриилу свою волю: она не желает быть хранимой иноками, а хочет быть их Хранительницей.
После этого образ был поставлен над монастырскими воротами. Поэтому святая икона называется еще Портаитиссой, то есть Вратарницей. Первоначально икона находилась снаружи, в киоте непосредственно над входом, позднее был построен специальный небольшой храм внутри монастыря, слева от ворот, в котором она и пребывает сегодня.
Правда, сейчас образ не поставлен над вратами, как было раньше, — для него построили специальный храм недалеко от ворот. Вот только поклониться Иверской иконе могут далеко не все: известно, что сюда не всегда пускают даже паломников. Списки Иверской иконы Божией Матери Так как увидеть и помолиться святому образу может не каждый, были сделаны специальные списки, которые также следует почитать.
Иконописец работал над иконой год, а все это время он держал строгий пост, согласно которому ему разрешалось прикасаться к пище только по выходным. Зато ему удалось воссоздать точную копию, причем такую же чудотворную. Иверская икона Божией Матери долгое время считалась защитницей и покровительницей царской семьи, а затем хранилась в Новодевичьем монастыре.
В советские годы обитель была преобразована в музей, а святой образ стал частью его фонда. В том же веке был создан еще один список, который был поставлен на Воскресенских воротах Кремля, но в 30-е годы прошлого столетия они были демонтированы, а образ передан в храм в Сокольниках.
Главный признак Иверской иконы - кровоточащая рана на правой щеке Божьей Матери. Иверская икона — один из самых удивительных образов по чудотворным проявлениям. Иконе молятся и просят направить на правильный путь - образ помогает людям, покаявшимся в своих грехах. Можно попросить и помощи своим родным. К образу обращаются с просьбой избавить от разных недугов, печали и скорби, подарить утешение в бедах, приумножить плодородие земли, а также при других ситуациях. Крестьяне в этот день на ужин готовили блюда с рыбой, поскольку мясо на столе не приветствовалось.
Перевод: Наглость ненавидящих образ Господа, власть нечестивых иконоборческая ересь безбожно наступила в Никее, и посланные бесчеловечно мучают вдову, благочестиво почитающую икону Богоматери, но вдова с сыном ночью отпустили икону в море взывая: «Слава Тебе, Чистая, так как непроходимое море подставило Тебе как плечи свои волны , слава прямому пути Твоему, Единственно Нетленная». Перевод: Хотя и в море была погружена святая икона Твоя, Богородица, вдовой, которая не могла спасти икону от врагов, но была обретена и стала Хранительницей Афона и Вратарницей обители Иверской, устрашающей врагов, и в Православной Российской стране, почитающих Тебя, от всех бед и несчастий избавляющая.
Вдова, боясь уничтожения святыни, пообещала императорским воинам деньги и просила их до утра не трогать икону. Когда они ушли, женщина вместе с сыном впоследствии афонским иноком , для сохранения святой иконы опустила ее в море. Икона, стоя на воде, приплыла к Афону. Афонские иноки, несколько дней видя в море огненный столп, восходящий до неба, пришли к берегу и нашли святой образ, стоящий на воде.
Православные отмечают 4 мая день Моздокской (Иверской) иконы Божией Матери
Иверская икона Божией Матери. Иконография. Иконографический тип Иверской Богородицы – это Одигитрия (в переводе с греческого "Путеводительница"). Иверская икона Божией Матери — одна из чудотворных святынь, которая была обретена более тысячелетия назад. Иверская икона Богородицы, праздник в честь которой отмечают православные 26 октября, именуется Вратарницей или Привратницей. Иверская икона Богородицы появилась довольно поздно: в 999 году. Первый образ Божией Матери написан в первом веке евангелистом Лукой на доске стола, за которым совершало трапезу Святое Семейство. Иверская икона Пресвятой Богородицы. Тропарь Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Иверской», глас 1 От святыя иконы Твоея, о Владычице Богородице, исцеления и цельбы подаются обильно, с верою и любовию приходящим к ней.
25 февраля день памяти иверской иконы божией матери.
Несмотря на угрозу своей жизни, вдова скрыла у себя образ Богородицы. Вскоре ее тайна раскрылась, и однажды ночью воины ворвались в дом вдовы, требуя отдать им икону. Женщина уговорила их оставить образ в ее доме до утра; приняв денежное вознаграждение, иконоборцы согласились на такую уступку и покинули дом. Уходя, один из воинов пронзил икону копьем, и святыня закровоточила. Вдова решила спасти икону от поругания и после ухода воинов вынесла ее на берег моря. Помолившись Богородице , она пустила икону по волнам. Святыня не ушла ко дну, но осталась в вертикальном положении и поплыла по морю.
Это случилось в IX веке, а через два столетия, когда иконоборчество было побеждено, икона вновь явила себя. Монахи Иверского монастыря, который и поныне находится на святой горе Афон, увидели явление, повергшее их в трепет: по морю двигался огненный столб, который исходил от иконы Богоматери.
Первый удел Богородицы - Иверия — не остался без участия. Матерь Божия явилась во сне святой Нине, будущей просветительнице Грузии, и вручила ей крест из виноградной лозы со словами: - Возьми этот крест. Он будет тебе щитом и оградою против всех видимых и невидимых врагов. Я же буду тебе покровительницею. Равноапостольная Нина достигла Иверии около 219 года. Ее ревностная проповедь, подкрепленная множеством чудес и исцелений, привела к тому, что в Грузии укрепилось христианство.
В 965 году Торнике Эристави, в монашестве Иоанн, полководец грузинских царей Баграта и Давида Курапалатов, с группой грузин прибыл на Афон и в 980 году около места, к которому приставал корабль с Божией Матерью, основал Иверский монастырь. Сюда и явилась через 19 лет Иверская икона, покровительница Грузии и Афона. В 1Х веке образовалось древнерусское государство. В 988 году принял крещение великий князь Владимир, за ним крестилась вся Русь, усвоившая себе звание «Дом Пресвятой Богородицы». Великий князь Владимир крестился в Херсонесе рядом с современным Севастополем , территориально — между Грузией и Грецией Афоном. В конце Х11 — начале Х111 веков в Греции правила царица Тамара. Ее мужем был Юрий, сын великого князя Андрея Боголюбского. Тесными связями были связаны Русь и Грузия.
В 1586 году грузинский царь Александр обратился к царю Федору Иоанновичу с просьбой принять Грузию под свое покровительство. Через два года митрополит Иов ответил грузинскому царю, что русский царь «землю твою Иверскую взял в свое царское достояние под свою руку». Царь и патриарх посылали в Грузию материальную помощь и духовные послания. В 1783 году после молебна в ныне действующей церкви святителя Николая в г. Георгиевске на реке Подкумок был подписан трактат о добровольном прннятии Грузией покровительства России. Появление этого духовного центра было предсказано апостолом Андреем, посетившим эти места в первом веке. В России же находится и последний, четвертый удел Богородицы — Дивеево. Слухи о чудотворном Иверском образе Богоматери через паломников распространилась по России.
Архимандрит московского Новоспасского монастыря Никон, будущий патриарх, обратился к архимандриту Иверского Афонского монастыря Пахомию во время его пребывания в Москве с просьбой прислать список с чудотворной Иверской иконы. Позже архимандрит Пахомий описал, как создавалась эта копия чудотворного образа. И после святой литургии дали ту святую воду и святые мощи иконописцу преподобноиноку, священнику и духовному отцу господину Иамвлиху Романову, чтобы тот, смешав святую воду и святые мощи с красками, написати святую икону». Иконописец употреблял пищу два раза в неделю, в субботу и воскресенье, а братия дважды в неделю совершала всенощное бдение и литургию. Во главе встречающих были патриарх Никон и царь Алексей Михайлович. На месте встречи иконы в 1699 году была построена Иверская часовня разрушена в 1929 году, а ранее -27 апреля 1922 года — газета «Правда» сообщала, что 26 апреля того года из часовни были изъяты золотая риза с иконы весом более пуда, пять пудов серебра, два необыкновенных изумруда, 27 бриллиантов и много иных драгоценных камней. Ныне Воскресенские ворота и Иверская часовня восстановлены. Принесенная икона получила название Московской Иверской.
В Москве чрезвычайно распространилось ее почитание. Она вошла в обиход Москвы, слилась с ее бытом. Поучительный пример подавали высочайшие особы, которые по приезде в Москву прежде всего навещали часовню, молясь перед образом и прикладываясь к нему. Весной 1896 года в Москве состоялась блистательная коронация императора Николая 11 и императрицы Александры Феодоровны. Это было величественно и незабываемое по красоте торжество. Сначала император с царицей-матерью и государыней проследовали к Иверской часовне, чтобы поклониться чудотворному Иверскому образу Богородицы. С раннего утра и до поздней ночи множество людей приходило поклониться святыне и перед ней о своих нуждах, поблагодарив о заступничестве, отметив его тем или иным даром, многие представители крупных московских фирм не начинали свой рабочий день, не навестив Иверскую. Редкий учащийся не приходил сюда перед экзаменом.
Даже хвалящиеся своим неверием потихоньку от знакомых приходили сюда. Кроме того, икону постоянно возили по домам, даже и ночью, так что святыня никогда не бывала без большого числа людей перед ней. Став патриархом в 1652 году, Никон сразу задумал устроить на острове Валдайского озера обитель в честь Иверской иконы по подобию Афонского Иверского монастыря. На Афон были посланы искусные живописцы для создания новой копии чудотворной иконы и для снятия точного плана Иверского монастыря. В 1653 году был основан Валдайский Иверский Святоезерский Богородицкий монастырь. В декабре 1656 года сюда была привезена новописанная Иверская икона. Первое чудо от нее совершилось уже в пути. Иноки, несшие икону, не имели чем заплатить за переправу мусульманам и уже были готовы вернуться на Афон, но явившаяся им в сонном видении Пресвятая Дева успокоила их.
В ту же ночь Она явилась богатому греку Мануилу и повелела ему переправить через Дунай благочестивых путешественников и защитить их от бесчинств турецкой стражи, что он и совершил, а позже отказался от богатого дара, присланного патриархом, и был чрезвычайно награжден Богородицей. В монастыре на Валдае икона хранилась в великолепной золотой ризе, украшенной драгоценными камнями. Икона — апостол. Так прославилась икона на Северном Кавказе. Об этом читаем в служебном документе — в годовом отчете св. Епископ подробно описал состояние городов, храмов и жителей. Описывая город Моздок, прежде бывший местом пребывания епископа Моздокского и Маджарского, св. Игнатий сообщает: «За городом, на противоположном кладбищенской церкви конце, находится деревянная церковь Успения Божией Матери.
В ней за правым клиросом в киоте присутствует древняя чудотворная Иверская икона Божией Матери. Исторические сведения о сей иконе имеются следующие. В двенадцатом столетии знаменитая царица Тамара по кончине своего супруга Георгия Андреевича, сына Андрея Боголюбского, вступила в брак с князем осетин. Вместе со своею рукою она оставила князю и его народу христианство. Благочестивая царица не щадила ни трудов, ни издержек для водворения и утверждения святой веры между осетинами. Предание утверждает, что одни из развалин в Карталинском ущелии составляют остаток храма, в котором помещалась и хранилась Иверская икона Божией Матери, драгоценнейший дар боголюбивой Тамары осетинскому нарду. Два раза храм был разрушен до основания пожаром, и оба раза икону Божией Матери находили целой.
В Оксфорде, в Линкольн-колледже, находится древнейший греческий литературный источник, рассказывающий о появлении иконы на Афоне. Когда именно все произошло - предмет жарких споров. С точностью можно утверждать лишь то, что явилась икона афонским монахам из Иверии, то есть грузинам, отсюда первое имя образа. Второе - Вратарница - связано с тем, что изначально Иверская размещалась над вратами афонского монастыря Иверон, защищая и освящая его. Поэтому в молитве перед Иверской Богородицу называют "щитом крепким, стеной неодолимой, стражей неусыпной". В России первый список афонской святыни появился в 1648 году, в начале царствования Алексея Михайловича Романова. Тогда в Москву для сбора пожертвований приехал настоятель Афонского Иверского монастыря Пахомий. Ближайший друг нашего царя настоятель московского Новоспасского монастыря Никон, будущий знаменитый патриарх, попросил Пахомия прислать в Москву точный список образа. Его сделал для нас русский иконописец Иверского монастыря Ямвлих, по случайному совпадению, тоже Романов. Писали икону на доске из кипарисового дерева, краски замешивались на святой воде. В 1651 году по молитве перед первой русской Иверской исцелилась дочь царя Алексея Михайловича Евдокия. А в мае 1654-го царь взял святыню в военный поход на Смоленск, более ста лет находившийся под властью Литвы и Речи Посполитой.
Икону нашли в жилище у некой вдовы в городе Никея ныне территория Турции во времена правления императора Феофила. Тогда в стране шли гонения на христиан, а иконы безжалостно уничтожались. Женщина долго скрывала икону от посторонних глаз и сумела сохранить ее. Однажды по доносу в дом ворвались вооруженные люди и поразили святой лик стрелой. Из раны потекла кровь. Это сильно смутило иконоборцев, и они оставили святыню до утра, рассчитывая на обещанное вдовой вознаграждение. Желая спасти лик Божией Матери от поругания, женщина отнесла святыню к морю и опустила в воду. К ее изумлению, икона не упала, а, встав вертикально, двинулась по морю. Икону нашли священники и отнесли в Иверский монастырь. С тех пор она находится там и почитается как чудотворная. Образ Божией Матери не раз защищал обитель от врагов, избавлял от пожаров и голода, о чем свидетельствуют рукописи, хранящиеся в монастыре.
Икона Богородицы Иверская
25 февраля, 26 октября, 6 мая. Еще один день празднования иконы – переходящий, бывает во вторник Светлой Седмицы. 26 октября 2023 года православные празднуют Иверскую икону Богородицы, образ с богатой историей. Русская православная церковь 26 октября празднует день перенесения Иверской иконы Божьей Матери в Россию. Тихвинский храм в Алексеевском. История Иверской иконы Божией Матери. Начиная с XI столетия икона, автором которой стал врач, иконописец евангелист Лука, помощник апостола Павла, хранится на Святой горе Афон, в монастыре, названном в ее честь. Одним из наиболее значимых подобных дней является 25 февраля, когда отмечается празднование в честь Иверской иконы Божией Матери.
Иверская Божья Матерь (26 октября): о чем можно просить у иконы в этот день
Списки Иверской иконы Божией Матери Так как увидеть и помолиться святому образу может не каждый, были сделаны специальные списки, которые также следует почитать. Иконописец работал над иконой год, а все это время он держал строгий пост, согласно которому ему разрешалось прикасаться к пище только по выходным. Зато ему удалось воссоздать точную копию, причем такую же чудотворную. Иверская икона Божией Матери долгое время считалась защитницей и покровительницей царской семьи, а затем хранилась в Новодевичьем монастыре. В советские годы обитель была преобразована в музей, а святой образ стал частью его фонда. В том же веке был создан еще один список, который был поставлен на Воскресенских воротах Кремля, но в 30-е годы прошлого столетия они были демонтированы, а образ передан в храм в Сокольниках. Однако в 90-х годах Воскресенские ворота вернули на место, а из Афона прибыл новый список Иверской иконы Божией Матери.
Еще одну чудотворную копию можно встретить в Иверском Богородицком Святоозерском монастыре, который находится на Валдае. Известно, что в смутное время икону украли, а монастырь практически разрушили. Сейчас здание восстановлено, и его главным достоянием все считают новый список иконы. Еще один образ находится в Моздоке. Считается, что эта копия так же, как и оригинал, самостоятельно может выбирать себе место пребывания. Например, во время переселения осетин она была настолько тяжелой, что самые сильные мужчины не смогли ее поднять.
Тогда было принято решение перенести икону в храм в Моздоке. Интересно, что один из списков находится даже на Гавайях в православном храме, и эта икона мироточит. Первый установлен в память об обретении святыни монахами афонского монастыря. Оно произошло через день после Пасхи, предположительно в начале ХI века. Современные верующие вспоминают это чудо во вторник Светлой седмицы. Еще одно празднование установлено в память о том, как первый список афонской святыни прибыл в Москву.
Торжественная встреча иконы состоялась осенью 1648 года, и верующие вспоминают об этом важном событии 26 октября. Другой афонский список был передан Русской церкви также в XVII веке, через несколько лет после первого.
В то время подвизался в Иверской обители старец Гавриил, жизни строгой, нрава же детски простого. Летом нес он подвиг молчания на вершине неприступной скалы, зимой сходил к братии; облаченный во власяницу, вкушавший лишь овощи с водою, походил он на земного ангела, как и подобает принявшим на себя ангельский чин. Ему-то и явилась в сонном видении озаренная дивным небесным светом Владычица и повелела: «Скажи настоятелю с братией, что Я хочу дать им Свою икону, покров Свой и помощь; потом же ступай в море — иди с верою прямо по волнам, и тогда узнают все Мою любовь и благоволение к обители вашей». Старец передал свой сон настоятелю, и наутро иноки с кадилами и лампадами отправились к берегу.
Под молебное пение братии ступил Гавриил на воду и, поддерживаемый той верою, которая горами движет, чудесно прошел по волнам как по суше и принял в свои руки святую икону. С ликованием встретили ее иноки на берегу, три дня и три ночи творя перед образом молебствия, а затем внесли в соборную церковь, где и поставили в алтаре. На другой день монах, зажигавший лампады в храме, иконы на этом месте не нашел. Она висела над вратами обители. Образ внесли в храм, однако наутро повторилось то же самое. И вновь было видение старцу Гавриилу, и повелела ему Владычица объявить братии: «Не хочу быть охраняемой вами, но хочу Сама быть Хранительницей вашей не только в земной, но и в небесной жизни.
Испросила Я у Господа милость вам, и доколе будете видеть икону Мою в своей обители, дотоле благодать Сына Моего к вам не оскудеет». В благодарной радости выстроили иноки во славу Пречистой храм над вратами своей обители и поставили в нем икону. Тут изначальный образ пребывает и поныне. Эта икона именуется «Портаитисса» — то есть «Вратарница», или «Привратница»; по месту же явления в Иверской обители она называется Иверской. Дивный символ, связанный с названием иконы, выражен в акафисте: «Радуйся, благая Вратарнице, двери райские верным отверзающая! Однажды некий разбойник ударил ее мечом, и тогда из лика Богоматери исторглась кровь, доселе видимая на иконе.
Разбойник покаялся и окончил свою жизнь среди братии Иверской обители, пребывая в подвиге строгого поста и молитвы. Немало и иных чудес было явлено от Иверской иконы. И сейчас издали, с волн морских, взирают на стены монастырские русские паломники, ибо строго запрещает Устав Святой Горы ступать на ее землю праздным гостям, а нога женщины не касалась ее вот уже почти тысячу лет. Веками отмаливали великие афонские старцы грехи нашего суетного и заблудшего мира. Потому, быть может, Господь еще и терпит нас, грешных и слабых, что доселе пребывает в нашем мире столь великие подвижники, своим молитвенным подвигом спасающие всех православных христиан. По великой любви народа русского к Иверскому образу еще в середине XVII столетия принесено было в Россию несколько чтимых списков с него, из коих наиболее прославились образ в Иверском Валдайском монастыре и образ в московской часовне у Воскресенских ворот Китай-города, написанный по просьбе Патриарха Московского к архимандриту афонскому Пахомию.
И когда в 1648 году три инока-святогорца поднесли царю Алексею Михайловичу готовый образ, то приложили к нему и письменное повествование: «Как есми приехал Пахомий в наш монастырь, собрав всю свою братию, 365 браток, сотворили есма великое молебное пение с вечера и до света и святили есма воду со святыми мощами; святою водою обливали чудотворную икону Пресвятыя Богородицы, Старую Портаитскую Вратарную и в великую лохань ту святую воду собрали; собрав, паки обливали новую доску, всю из кипариса, и опять собрали ту святую воду в лохань; и потом служили Божественную литургию с великою верою, и после святой литургии дали ту святую воду и святые мощи иконописцу... И та икона новописанная не рознится ничем от первой иконы ни длиною, ни шириною, ни ликом — слово в слово новая, аки старая». Этот самый список, известный как московская Иверская икона, встречали 13 октября 1648 года у Воскресенских ворот царь с семейством, патриарх и великое множество народа православного. Образ был помещен на воротах, которые с тех пор стали называть Иверскими. Затем, в 1669 году, перенесли его в деревянную часовню, а с 1791 года чудотворная пребывала в каменной часовне с синим, словно небо, и усеянным золотыми звездами куполом и двумя золотыми фигурами апостолов при дверях. Иверская прославилась множеством чудес и исцелений, каковые записывались в особую книгу.
Нескончаемым потоком шли к ней москвичи и гости первопрестольной, дабы помолиться и получить благословение Пречистой на свои труды. Цари и царицы благочестивые, въезжая в белокаменную, прежде Кремля заходили в Иверскую часовню.
Innsbruck, 1994. Beograd, 1996. Толстая Греческие Сказания об И. Первоначальное груз.
Сказание об обретении И. Сохранившиеся греч. Сказания не старше XVI в. В связи с этим особого внимания заслуживают сведения об И. Иверский мон-рь и свидетельства слав. Сказаний XVI в.
Фассо ныне Поти, Грузия , также не связывающие ее историю с периодом иконоборчества см. В приписке к одной из версий греч. Сказания об И. BHG, N 1070e , датируемой 1540 г. По словам переписчика, «это сочинение во многом было искажено, однако исправлено нами по возможности и передано упрощеннее» Там же. Судя по характеристике, данной переписчиком отредактированному греч.
Сказанию, оно не могло быть древним. Приписка такого же содержания встречается в одном из списков др. XVII в. Рукопись Ath. Пахомием Русаносом. Сказание об И.
Рассказ об обретении И. Иконописец иером. Воины-иконоборцы, случайно увидевшие у вдовы икону, потребовали от нее крупную сумму денег, грозя в противном случае донести властям. Вдова попросила их прийти за деньгами на следующий день и, чтобы уберечь икону от поругания, пустила ее ночью по морю, и та чудесным образом стоя поплыла по волнам на запад Л. Юный сын вдовы отправился в Македонию, «еще свободную от нашествия варваров» Л. Он принял постриг в одном из афонских мон-рей возможно, в груз.
Икона много лет пробыла в море и появилась близ Афона при Павле, «проэстосе лавры Иверов» Л. Порфирий Успенский безосновательно считал настоятелем обители Афо и современником прп. Евфимия Святогорца Там же. Монахи, увидев в море столп света, пытались приблизиться к иконе на лодках, но она удалялась от них. В это время среди монахов Иверского мон-ря был отшельник прп. Гавриил Иверский , родом грузин, подвизавшийся в летнее время в нагорной келлии, а зимой - на юж.
Ему явилась Божия Матерь, велев взять Ее образ из воды и возвестить братии Иверского мон-ря, что Она дарит им Свою икону. Иверские монахи вместе с Гавриилом отправились к морю крестным ходом. Гавриил вошел в воду, и икона стала быстро приближаться к берегу. Тогда он пошел к ней по волнам, как по суше, а икона приплыла прямо к нему в руки. На месте, где прп. Гавриил вышел с иконой из воды, была построена часовня ныне кафизма Пресв.
Богородицы Портаитиссы. Это произошло во вторник Светлой седмицы. Сначала образ Божией Матери поместили в соборе Иверского мон-ря. Однако икона дважды покидала свое место в алтаре и оказывалась над вратами. Богородица, явившись прп. Гавриилу, объяснила, что не монахи должны сторожить икону, а она является стражем мон-ря.
После этого икона была помещена над вратами обители и получила название «Вратарница» в ркп. BHG, N 1070е из-за отсутствия в их повествовании ряда подробностей. Видимо, все версии восходят к одному несохранившемуся архетипу. Сказания в Сборнике Paris. Сказание в рукописи ГИМ. Однако он просил братию именовать себя Варваром.
Подчеркивается, что икона была подарена Пресв. Богородицей населявшим Иверский мон-рь грузинам за их простоту. В этих версиях содержится ряд противоречий. Сын вдовы, живший во времена императора-иконоборца Феофила, принимает постриг в Иверском мон-ре, к-рый в тот период не существовал ГИМ. Согласно «Повествованию», икона находилась в море 70 лет ГИМ. Иоселиани и А.
Натроев согласны с тем, что никейская вдова и ее сын жили в правление имп. Феофила, однако архиеп. Кутаисский Тимофей Габашвили , митр. Руисский Иона Гедеванишвили , Д. Пурцеладзе, М. Сабинин , А.
Калиновский считали, что икона не могла находиться в воде долгое время и была пущена по морю в кон. Сергий Спасский предполагал, что она приплыла к Св. Горе еще в годы правления Феофила и была помещена в груз. Иоанном Святогорцем Иверского мон-ря перенесена туда Сергий Спасский. Петр Афонский был пленником в Аравии; события в Никее датируются временем после взятия арабами Амория авг. Иверская икона Божией Матери, с клеймами Сказания.
Помимо общей фразы о множестве исцелений недужных, слепых, хромых, бесноватых и о чудесной помощи во время недостатка муки, вина и масла Ath. В списке Ath. Некий Амир т. Монахи вместе со священными сосудами и И. Пираты, разорив мон-рь, удалились, но ночью их постигла Божественная кара - разразившаяся буря потопила все корабли, кроме корабля Амира. Раскаявшись, тот пожертвовал значительные средства на восстановление мон-ря.
Согласно «Повествованию», эмир принял постриг в Иверском мон-ре и построил монастырские укрепления ГИМ.
Это образ, который уже много веков встречает людей, прибывающих в российскую столицу. В праздник в храмах и церквях города проходят службы, на которые собирается много верующих. Совершаются они и во многих других городах России. В день почитания православной святыни верующим нельзя ссориться, конфликтовать с близкими, распространять слухи о других людях. Запрещено употреблять пищу животного происхождения и алкоголь. Праздник Иверской иконы Божией Матери в 2024 году — народные приметы С праздником связано немало народных примет и традиций. Крестьяне в этот день на ужин готовили блюда с рыбой, чтобы весь год был сытным. А на мороз выносили зерно, предназначенное для посева. Считалось, что так ростки будут меньше болеть и дадут богатый урожай.
На то, каким будет урожай, указывали и погодные приметы. Так, если на небе много звезд — хлеба уродится много.
День памяти Иверской иконы Божией Матери православные чтят 25 октября
День торжественной встречи иконы Божией Матери «Иверская» отмечает православная церковь 26 октября (13 октября по старому стилю). Иверская икона Божьей Матери — один из самых известных образов Богородицы. Во вторник Светлой седмицы Церковь вспоминает чудесное обретение на горе Афон иконы Божией Матери Иверская. Многочисленные исторические источники, дошедшие до наших дней с 10-го века, повествуют историю чудесного появления в Иверском монастыре иконы Божьей Матери.
День Иверской иконы 26 октября: загадка образа, защищающего юг России
Так повторялось несколько раз, пока Пресвятая Дева не открыла во сне святому Гавриилу Свою волю: Она не желает быть хранимой иноками, а хочет быть их Хранительницей. После этого образ был поставлен над монастырскими воротами. Поэтому святая икона называется Портаитиссою, то есть Вратарницей. А от имени обители — Иверский монастырь — она получила наименование Иверская.
Когда новосибирцев спрашивают о святых местах в Новосибирской области, то чаще всего они говорят о чудотворной иконе в храме на станции Мочище в Новосибирском районе. Именно туда вот уже много лет не иссякает поток паломников не только из Новосибирска, но и из других регионов, в том числе совсем отдаленных, и даже из-за рубежа, буквально за последней надеждой исцеления от онкологии. В храм икону передали в 1996 году из села Болотное Новосибирской области, известным образ стал после того как исцеление получила девочка, много лет страдавшая от проблем с позвоночником.
Сейчас число их приближается к пятидесяти. Такое явление наблюдается и в других обителях Афона. Интересно, что существует поверье, когда число монахов в Пантелеимоновом монастыре увеличивается, Россия возрождается и наоборот. Образ Иверской Божией Матери украшен множеством драгоценных даров, среди которых есть и приношения русских паломников. Россия издревле почитала Иверскую икону. Через богомольцев вести о ней с Афона доходили и распространялись в нашей Отчизне. Находящаяся на юго-востоке Иверия Грузия была одной из первых в мире стран, официально принявших христианство.
Пламенной христианке Нине во сне явилась Богородица и велела отправиться в Иверию для проповеди. Ей был дан связанный из виноградных лоз крест, и Нина горячо принялась за дело. Она пришла в Грузию, воинственное языческое племя с готовностью приняло христианское учение, крестился царь, весь его двор, грузинские феодалы и народ. По соседству с Псковщиной, на Новгородской земле, там, где проходит Валдайская возвышенность, на красивом месте расположен известный Иверский монастырь.
С обретением иконы связана красивая легенда. Говорят, в 9 столетии, когда правил император Феофил, икона принадлежала вдове, жившей вблизи от Никеи. Это был период иконоборчества, и чтобы икону не уничтожили, вдова пустила ее по морским волнам, сопровождая молитвами.
Прошло 2 столетия, когда икону в море заметили монахи Иверского монастыря. Образ поддерживался огненным столбом.
После этого икону поставили над монастырскими воротами, где она находится и сейчас. В этот день верующие проводят время за чтением духовной литературы. Стараются не ругаться и не сквернословить.
На стол ставят молочные и животные продукты. А вот алкоголь запрещен.
Иверская Божья Матерь (26 октября): о чем можно просить у иконы в этот день
Иверская икона Божией Матери, находящаяся на Афоне, прославилась многими чудесами. Слух о чудотворном образе через паломников распространился по России. в день перенесения русского списка на Валдай, 26 октября – в день встречи и перенесения в Москву списка иконы, посланного с Афона царю Алексею Михайловичу, и 2 мая. «Иверская икона Пресвятой Богородицы пришла в Россию в своем списке 1648 года, присланном с Афона, и очень у нас почиталась. Иверская икона Божьей матери: день памяти и история. Во вторник Светлой седмицы Церковь вспоминает чудесное обретение на горе Афон иконы Божией Матери Иверская.
Иверская Божья Матерь (26 октября): о чем можно просить у иконы в этот день
Народныe повeрья в дeнь Ивeрской иконы Божьeй Матeри. Сегодня 26 октября день празднования Иверской иконы Божьей Матери, день ее чудесного обретения братией Иверской обители, день, когда этот удивительный образ после длительного путешествия вынули из вод Эгейского моря возле Афонских берегов. Иверский образ Пресвятой Богородицы. отмечается день памяти появления копии Иверского лика в обители, которая находится на Валдае. •.