Существуют иконы Иверской Божией Матери с ранкой на правой щеке Богородицы, источающей капли крови, и без ранки. РИА Новости, 1920, 06.10.2023. Храм иконы Божией Матери “Всех скорбящих Радосте”. Главная святыня Иверского женского монастыря – Иверская икона Божией Матери афонского письма — список с чудотворного образа Богоматери, написанного, по преданию, апостолом и евангелистом Лукой. День Иверской иконы Божией Матери: о чем просить Богородицу 25 февраля.
Второе обретение Иверской иконы Божией Матери
Народныe повeрья в дeнь Ивeрской иконы Божьeй Матeри Наши прeдки искрeннe вeрили в то, что eсли как слeдуeт попариться в банe 26 октября 13 октября по старому стилю , то всe хвори отступят, а чeловeк будeт "защищeн" вплоть до будущeго праздника Ивeрской. Выкупаться нужно было в обязатeльном порядкe до заката, иначe быть бeдe: дух любой бани — "Банник" — разгнeваeтся и можeт здорово "напакостить". Как устраивалось банноe обиходьe? Всe просто: растапливали баню, да пожарчe, так, чтобы парило "от души". На полки в банe ставили различныe настои из цeлeбных трав, которыe должны были вылeчить от многих хворeй. В том числe обязатeльно приводили в баню больных эпилeпсиeй — "падучeй". Считалось, что банный дух обязатeльно поможeт изгнать хворь. Банником называли в народe сущeство, котороe, по повeрьям, обитало в банях. Чeловeку оно нe показывалось, но зато могло давать о сeбe знать шумом или иными проказами.
Считалось, что Банник и сам нe прочь выкупаться, но только дух любит, когда в банe сильно "напарeно", и моeтся ужe послe сeдьмого пара. Послe захода солнца в баню старались нe заходить — в том числe и "на Ивeрскую".
Поэтому на Иверской иконе Божья Матерь изображена с небольшой раной на правой ланите. В Оксфорде, в Линкольн-колледже, находится древнейший греческий литературный источник, рассказывающий о появлении иконы на Афоне. Когда именно все произошло - предмет жарких споров. С точностью можно утверждать лишь то, что явилась икона афонским монахам из Иверии, то есть грузинам, отсюда первое имя образа. Второе - Вратарница - связано с тем, что изначально Иверская размещалась над вратами афонского монастыря Иверон, защищая и освящая его. Поэтому в молитве перед Иверской Богородицу называют "щитом крепким, стеной неодолимой, стражей неусыпной".
В России первый список афонской святыни появился в 1648 году, в начале царствования Алексея Михайловича Романова. Тогда в Москву для сбора пожертвований приехал настоятель Афонского Иверского монастыря Пахомий. Ближайший друг нашего царя настоятель московского Новоспасского монастыря Никон, будущий знаменитый патриарх, попросил Пахомия прислать в Москву точный список образа. Его сделал для нас русский иконописец Иверского монастыря Ямвлих, по случайному совпадению, тоже Романов. Писали икону на доске из кипарисового дерева, краски замешивались на святой воде. В 1651 году по молитве перед первой русской Иверской исцелилась дочь царя Алексея Михайловича Евдокия.
Первоначально икона находилась снаружи, в киоте непосредственно над входом, однако позднее была помещена в часовню, находящуюся у ворот монастыря, в которой она пребывает и сегодня [4]. В XVI веке икона была украшена чеканным серебряным окладом работы грузинских мастеров [5]. Оклад оставляет открытым только лики Богородицы и Богомладенца.
Предание[ править править код ] По преданию, возвещенному преподобным Нилом Мироточивым посмертно в XIX веке, перед концом света Афон погрузится в пучину страстей.
Это было что-то солнечное, неземное. Показался красивейший орнамент. Икона буквально расцвела. Такими красками пользовались только на Афоне», — подчеркнула руководитель мастерской. Она добавила, что на обороте иконы небольшой участок доски закрашен толстым слоем масляной краски — вероятно, на этом месте стоит печать горы Афон. Реставрация была завершена к празднику Рождества Христова, однако икону еще предстояло украсить серебром.
Чудеса по молитвам к Иверской иконе Божией матери
Через два века монахи грузинского Иверского монастыря на Афоне увидели в море икону, поддерживаемую огненным столбом. Преподобный Гавриил Святогорец, получив во сне указание от Богородицы, пешком пошёл по воде и принес икону в главный храм монастыря, но утром она была обнаружена над воротами обители. Предание сообщает, что так повторилось несколько раз, поэтому икону оставили у ворот и назвали Вратарницей, или Привратницей, а от имени обители — Иверский монастырь — она получила наименование Иверская [3]. Первоначально икона находилась снаружи, в киоте непосредственно над входом, однако позднее была помещена в часовню, находящуюся у ворот монастыря, в которой она пребывает и сегодня [4].
Этот образ тоже был прославлен множеством чудотворений, например спасением жителей Валдая от холеры 1848 года. К сожалению, после реквизиции 1918 года святыня был утеряна, а сам монастырь разорен. В 2001 году, посещая Валдай, Путин принял решение восстановить Валдайский Иверский монастырь из средств резервного президентского фонда и передал обители список Иверской, датированный 1854 годом. Сейчас красивейший монастырь восстановлен. Иверский образ Божьей Матери стал иконой прирастания России новыми землями Что касается знаменитой московской Иверской, с которой я и начала свой рассказ, то это уже русский список с привезенной афонской копии.
К сожалению, имя иконописца и дата письма неизвестны. Ясно только, что с 1699 года эта Иверская освящала вход на Красную площадь и дальше - в Кремль. Сегодня эти ворота называются Воскресенскими, а раньше их звали Триумфальными: ведь именно через них русские цари торжественно въезжали на Красную площадь. Петр I, москвич по происхождению, из-за непочтения к Иверской однажды навлек на себя недовольство горожан. Эксцесс произошел в 1699-м: вернувшись из своего первого путешествия в Европу, семнадцатилетний Петр не поехал к Иверской, как это делали до него цари, а скорей поскакал в Лефортово - к Анне Монс. Неизвестно, то ли общественное мнение сыграло свою роль, то ли нашлись внутренние, духовные причины, но уже в 1721 году, после победы в Северной войне и заключения Ништадтского мира, Петр I Иверскую икону уже не игнорировал. Царь-победитель с триумфом въехал в Кремль через Воскресенские ворота, освящаемые Иверской, празднуя то, что одолел шведов - своих учителей.
В любом случае в России Иверская точнее, список с нее почитается как один из самых чудесных образов. В том числе русский исследователь византийского и древнерусского искусства Никодим Кондаков 1844-1925 относит создание иконы к XII веку. Иверский монастырь на Валдае Он свидетельствовал: «Указания на древнее предание о том, что св.
Между тем, некоторые современные историки считают, что евангелист Лука написал более 20 образов Пресвятой Богородицы, включая те, о которых мы сказали выше. Леонид Успенский, русский иконописец, богослов и искусствовед 1892-1987 , считал, что из этих икон св. Луки в Русской Православной Церкви находятся около 10, в европейских странах — 8, на Афоне — 13. Поясним: Одигитрия в переводе с греческого — Путеводительница. Предание об обретении Иверской иконы Божией Матери очень красивое, напомним его. Примерно в IX веке она находилась у некоей благочестивой вдовы, жившей в Никее, близ Афин. В те времена в Греции буйствовали иконоборцы, уничтожавшие святые образа и запрещавшие людям на них молиться. Они, вооружённые копьями и топорами, пришли к этой женщине. Один из них ударил копьем по изображению Богоматери, и на месте удара показались капли крови. До сих пор на оригинале видно повреждение красочного слоя.
Вдова умоляла пришельцев оставить у нее икону до утра, даже заплатила им деньги.
В настоящее время Иверская икона Богоматери находится в Успенском храме Новодевичьего монастыря. Макарий Булгаков , митрополит Московский и Коломенский. История Русской Церкви. Репринтное изд. Историко-статистическое описание Смоленской епархии. Смоленск, 2013. Московский Новодевичий монастырь.
История Иверской иконы Божией Матери
Иверская икона Божьей Матери, также известная как Вратарница или Привратница, является православной иконой, изображающей Деву Марию с Младенцем Христом. Главная святыня Иверского женского монастыря – Иверская икона Божией Матери афонского письма — список с чудотворного образа Богоматери, написанного, по преданию, апостолом и евангелистом Лукой. Икона Божией Матери «Иверская»: иконография, значение в православии, история происхождения, о чем просить, как правильно молиться и где расположить в доме.
О земном и о небесном. Иверская икона Божией Матери
Руководитель мастерской «Венец» Наталья Николаевна Изаак рассказала, что изначально икону хотели украсить серебром. Но когда образ начали исследовать, то оказалось, что со временем на нем появились существенные изъяны, которых не было видно, когда он находился под стеклом. Кроме того, икону подновляли, или, как говорят реставраторы, поновляли. Икона покрыта окислившейся поталью, которую использовали для имитации сусального золота, и лаком, со временем кристаллизировавшимся. Местами на иконе образовались трещины», — перечисляла Наталья Николаевна.
В результате, прежде чем украсить икону серебром, было решено реставрировать.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте. Подписка Отписаться можно в любой момент. В самые тяжелые минуты своей жизни человек обращается к высшим силам, к богам.
Делают это как глубоко верующие люди, так и закоренелые атеисты. Обращаются к Господу в трудные времена и государства, причем независимо от общественного строя, который является доминирующим на момент беды. Проводниками просьб и молитв людей к богам являются идолы, храмы, иконы. На Руси издавна почитали особые, чудотворные иконы, которые прославились в веках, оберегая ее земли от чужеземных завоевателей, пожаров, голода и эпидемий.
Ее земли со всех сторон охраняют древние образы Богоматери. С востока — Казанская икона, с юга — Иверская, с запада — Смоленская и Почаевская, а с севера — Тихвинская. Владимирская Божья Мать находится в самом сердце России — ее столице, Москве. Оригинальный образ Владимирской иконы по легенде написал сам апостол Лука еще при жизни Святой Марии — матери Иисуса.
Это список с оригинальной иконы, которая не сохранилась. Сначала она хранилась в Вышгороде, а затем была перенесена во Владимир. Вот уже более шести веков образ хранится в Москве. Владимирская икона Божьей Матери Эта святыня защитила Русь от нашествия тамерлановой орды; наполеоновских войск, которые победоносным маршем прошли по разным странам мира; фашистской чумы.
В 1395 году, когда хромой Тимур со своими несметными полчищами надвигался на Москву, русичам во главе с сыном Дмитрия Донского, князем Василием, ничего не оставалось, как уповать на заступничество высших сил. Встретить неприятеля решили на Оке. Туда же была доставлена из Владимира чудотворная икона. Десятки тысяч москвичей и воинов молились перед образом, прося защитить город от полчищ Тамерлана.
Тимур, веривший в знамения и пророчества, в вещие сны, обратился к мудрецам для толкования своего сна. Они рассказали ему, что женщина — Божья Матерь, которая охраняет русскую землю. Полководец решил повернуть назад и напасть на Золотую Орду. Это было начало конца Орды.
С этой иконой связаны многочисленные легенды. Одна из них гласит, что в IX веке, во времена иконоборчества, недалеко от города Никеи жила благочестивая вдова. Она спрятала в домовой церкви икону Богоматери. Однажды к женщине пришли воины и, по одной из версий сказания, образ ударили копьем.
И тогда из лика Девы потекла кровь. Женщина попросила воинов не трогать святыню и пообещала, что за это соберет для них деньги к следующему утру. В ту же ночь она пошла к морю и опустила образ в воду.
По одной из версий, это одна из икон написанная апостолом Лукой. Согласно церковному преданию, древний образ в 9-ом веке верующие спасли от иконоборцев, опустив его плыть по морю. Перед Иверской иконой звучат не только просьбы, но и слова благодарности. Во время торжественной встречи святыни молебен с акафистом иконе совершил митрополит Вятский и Слободской Марк. Встреченный в Христорождественском монастыре образ на пути в Слободской побывал не только в алтаре Афонского монастыря, она оказывалась рядом и с чудотворными иконами других монастырей.
Значение и в чем помогает икона Божией Матери Иверская, где находится образ
Смотрите видео онлайн «ИВЕРСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ. Иверская икона Божией Матери в часовне у Воскресенских ворот с XVII века была и остается самой чтимой московской святыней. Иверская икона Божией Матери. 27.12.2023 Архив Редакция Комментариев нет. В конце XIX столетия в честь Иверской иконы Божией Матери жителями Моздока был выстроен величественный храм.
О чем молиться в день Иверской иконы Божьей Матери и что опасно для жизни в этот день
За что Иверскую икону Богородицы любили цари, нищие студенты и поэты - Российская газета | Оригинал Иверской иконы Божией Матери (считается, что написал его сам евангелист Лука) хранится в Иверском монастыре на горе Афон, в Греции. |
Второе обретение Иверской иконы Божией Матери / Новости | Иверская икона Божией Матери: от чего помогает? |
Православная мозайка - Чудеса по молитвам к Иверской иконе Божией матери | История образа Первые упоминания об Иверской иконе Божией Матери относятся к началу IX века, когда в Византии правил император Феофил. |
18 апреля – день Иверской иконы Божией Матери
На Руси о чудотворном образе Иверской иконы Божьей Матери узнали задолго до того, как архимандрит Никон заказал его список. Иверская икона Божией Матери в часовне у Воскресенских ворот с XVII века была и остается самой чтимой московской святыней. Иверская икона Божией Матери — одна из чудотворных святынь, которая была обретена более тысячелетия назад. Описание иконы, история, значение Иверской иконы Божией Матери, о чем молиться, в чем помогает. Второе обретение списка иконы Божией Матери Иверской. Икона Божьей Матери Иверская под старину (17 х 23 см), арт IDR-470.
Икона Иверская фото, значение, история, от чего помогает, молитва.
После долгих поисков иноки нашли её над монастырскими воротами и отнесли на прежнее место. Но на следующее утро она снова оказалась над монастырскими воротами. Так повторялось несколько раз, пока Пресвятая Дева не открыла святому Гавриилу во сне Свою волю, сказав, что не желает быть охраняемой иноками, а хочет Сама быть их Хранительницей в этой жизни и в будущей. Тогда иноки построили в честь Преблагословенной Богородицы надвратную церковь, в которой икона пребывает и поныне. По имени обители икона эта была названа Иверской, а по месту её пребывания, «в верху врат монастырских», — Вратарницей Портаитиссой.
Знаменательно одно из пророчеств Божией Матери. Во времена греческого восстания 1822 г. Но когда начали так помышлять, писал русский инок Парфений, постриженник Святой Горы, Царица Небесная явилась многим отцам и пустынножителям и сказала: «Почто очень испугались и почто входят такие помышления в сердца ваши? Всё это пройдет и кончится, и опять наполнится Святая Гора монашествующими.
Вот даю вам извещение, что пока Моя икона будет находиться на Святой Горе, в Иверском монастыре, то ничего не бойтесь и живите в своих келиях, а когда изыду из Иверского монастыря, тогда каждый да берет свою суму и грядет, куда знает». С тех пор афонские иноки каждую неделю приходили в монастырь проверять, на месте ли Иверская икона Божией Матери. Неисчислимы были чудеса и исцеления, проистекавшие от святой Иверской Вратарницы. Слух о чудотворном образе через паломников дошел и до России.
Святейший Патриарх Никон тогда ещё архимандрит Новоспасского монастыря обратился к архимандриту Иверского Афонского монастыря Пахомию, который прибыл в Москву за милостыней для афонских обителей, с просьбой прислать список с этой прославленной чудотворениями иконы Пресвятой Богородицы. Достойно внимания и то, как писался этот знаменитый чудотворный список. Когда в 1648 г. Далее рассказывается, что иконописец только в субботу и воскресенье употреблял пищу, а братия дважды в неделю совершала всенощные бдения и литургии.
И та икона новописанная не рознится ничем от первой иконы, ни длиною, ни широтою, ни ликом, — токмо слово в слово новая, аки старая». На иконе сохранился автограф мастера на греческом языке: «Писал сию со тщанием Иамвлих Романов, в келиях Иверских живущий.
Значимой иконографической деталью является изображение на лике Богоматери раны, из которой сочится кровь, что соответствует тексту никейской редакции «Сказания об иконе».
Афонские списки Иверской иконы в России Что касается первого списка с Иверской иконы, то она, скорее всего, спустя некоторое время была установлена в нише Воскресенских врат Китай-города, которые в дальнейшем стали называться Иверскими, а затем была перемещена в одноименную часовню. Известно то, что это был точный список с афонской Иверской иконы. В грамоте, присланной архимандритом Пахомием, настоятелем Иверского монастыря вместе с самим списком написано: «И та икона не рознитца ни в чем от первой иконы, ни длиною, ни шириною, ни ликом».
Однако иконописец иером. Ямвлих дополнил предназначенный для Москвы список живописными изображениями ангелов в углах средника и полуфигур 12 апостолов в овальных картушах на полях, которые, как и орнамент фона и венцов, передают орнаменты и чеканные изображения на окладе древней Иверской иконы. Некоторая схематичность в передаче складок мафория Богоматери и имитирующие драгоценные украшения звезды на Ее челе и плече также воспроизводят особенности грузинского оклада нач.
XVI в. Тем не менее, иконография образа 1648 г. Правая рука Богоматери, обращенная в молитвенном жесте к Сыну, помещена на уровне груди по центральной оси композиции, а взгляд обращен к предстоящему в молении перед иконой.
Положение Младенца также стало иным: Его фигура больше не вписывается в абрис фигуры Матери, но поднята значительно выше, голова запрокинута больше, чем на древней иконе, так что взгляд, как и жест Его благословляющей правой руки, обращен вверх к лику Богоматери. Однако иконописец сохранил присущую древнему образу иконографическую деталь — кровоточащую рану на лике Девы Марии. В настоящее время икона находится в Государственном Историческом Музее «Новодевичий монастырь» в Москве.
Второй список с Иверской иконы был привезен патриарху Никону с Афона. По предположению некоторых ученых, вероятнее всего он был написан для основанного патриархом Валдайского Иверского монастыря, строительство которого велось с период 1652 по 1658 гг.. По сообщению диакона Павла Алеппского, список был изготовлен в меру чудотворной иконы и «тем же образом», что и список 1648 г.
Он же свидетельствует о запрете патриарха Никона копировать икону. Список привезли в Валдайский монастырь 12 февраля 1656 г. После революции 1917 г.
По иконографии этот образ, по данным публикаций XIX в. К особым спискам Иверского образа Божьей Матери следует отнести иконы, которые принадлежали дочерям царя Алексея Михайловича — царевнам Софии и Евдокии. Обе иконы в настоящее время находятся в Государственном Историческом Музее «Новодевичий монастырь» в Москве и написаны были, вероятно, на Афоне.
Из дворцовых покоев вместе со своими владелицами иконы попали в Новодевичий монастырь, где по смерти царевен были помещены в их надгробные иконостасы в соборе монастыря. Икона, принадлежавшая Софии Алексеевне, среднего размера, с клеймами чудес, — заключена в серебряный оклад с золотыми дробницами, исполненными в технике выемчатой эмали. Характерна эта техника для московских мастеров, что позволяет предположить, что этот список, как и храмовый образ собора Валдайского Иверского монастыря, был сделан по заказу патриарха Никона и являлся его даром на день рождение царевны в сентябре 1657 г.
Изменение пропорций отчасти повлияло и на иконографию средника. В общих чертах она близка к Иверской иконе 1648 г.
Из него пошла кровь. Они не забрали образ, но обещали сделать это на следующий день. Чтобы спасти его, женщина опустила икону в реку, а та приняла вертикальное положение и поплыла по течению. Примерно через пару веков после этих событий иноки Иверского монастыря увидели плывущую по реке икону, над которой был виден столб пламени. В итоге этот образ стал защитником Иверского монастыря.
С этим образом связан еще ряд чудес.
История Иверской иконы Божией Матери История иконы Иверская икона Божией Матери — одна из самых любимых в народе, но при этом одна из самых труднодоступных. Ее списки разошлись по всему миру, но сама древняя икона, чудесным образом оказавшись в афонской обители тысячу лет назад, никогда больше не покидала монашеский полуостров. Согласно преданию, в IX веке икона находилась у одной благочестивой вдовы, жившей близ города Никея. При императоре Феофиле иконоборцы, уничтожавшие святые иконы, пришли в дом этой христианки. Когда один из воинов копьем ударил по образу Богородицы, из пораженного места потекла кровь, которая до сих пор видна на иконе — щеке Пресвятой Девы. Вдова, боясь уничтожения святыни, пообещала императорским воинам деньги и просила их до утра не трогать икону. Когда они ушли, женщина вместе с сыном впоследствии афонским иноком для сохранения святой иконы опустила ее в море. Они пришли к берегу и нашли святой образ, который стоял на воде.
После молебна о даровании монастырю святыни преподобный Гавриил Святогорец по повелению Божией Матери, явившейся ему во сне, пошел по воде, принял святую икону и поставил в храме. Однако на следующий день икона была обретена не в храме, а над воротами обители. Так повторялось несколько раз, пока Пресвятая Дева не открыла во сне святому Гавриилу свою волю: она не желает быть хранимой иноками, а хочет быть их Хранительницей. После этого образ был поставлен над монастырскими воротами. Поэтому святая икона называется еще Портаитиссой, то есть Вратарницей. Первоначально икона находилась снаружи, в киоте непосредственно над входом, позднее был построен специальный небольшой храм внутри монастыря, слева от ворот, в котором она и пребывает сегодня. Правда, сейчас образ не поставлен над вратами, как было раньше, — для него построили специальный храм недалеко от ворот. Вот только поклониться Иверской иконе могут далеко не все: известно, что сюда не всегда пускают даже паломников. Списки Иверской иконы Божией Матери Так как увидеть и помолиться святому образу может не каждый, были сделаны специальные списки, которые также следует почитать.
Иконописец работал над иконой год, а все это время он держал строгий пост, согласно которому ему разрешалось прикасаться к пище только по выходным. Зато ему удалось воссоздать точную копию, причем такую же чудотворную. Иверская икона Божией Матери долгое время считалась защитницей и покровительницей царской семьи, а затем хранилась в Новодевичьем монастыре. В советские годы обитель была преобразована в музей, а святой образ стал частью его фонда.