Два священника на Москву и Московскую область Отец Иоанн Гуайта: В отличие от помощи взрослым людям, когда речь идет о неизлечимо больных детях, одна из главных задач хосписа. На эти и другие вопросы ИА Реалист ответил иеромонах Русской Православной Церкви Иоанн (в миру Джованни Гуайта), автор исторических трудов, посвященных Восточному христианству и. Отмечается, что у Сафронова забрали право преподания благословения, ношения рясы и креста священника. (Гуайта) Иоанн — последние новости: выступления и статьи на сегодня | Самые свежие выступления и статьи, новости последнего часа связанные с персоной Иеромонах (Гуайта).
Иеромонах Иоанн (Гуайта): «Это единственный грех, который не прощается» // «Скажи Гордеевой»
о важности изучения церковной истории и своем курсе в Институте дистанционного образования ПСТГУ. Отец Иоанн (Джованни Гуайта) родился в 1962 году на итальянском острове Сардиния. Вспоминая наставников-отцов • День 7. Священник-интеллектуал в атеистической стране: о Павле Флоренском и Александре Мене • День 8. Как удержать слона? •. Об этой книге и не только священник рассказал во время презентации в Феодоровском соборе Санкт-Петербурга.
Джованни Гуайта
Митрополит Иларион совершил в Троице-Сергиевой Лавре монашеский постриг иерея Иоанна Гуайты | Джованни Гуайта прошел необычный путь от католика, историка и исследователя кино и Восточного христианства до православного священника и монаха (иеромонаха) Иоанна. |
Спрятавшего митингующих в храме священника отправили из Москвы в Испанию | Джи Ньюс | В начале февраля, по благословению митрополита Корсунского и Западноевропейского Нестора, в храме начнет служение новый священник — иеромонах Иоанн (Гуайта). |
По следам столкновений сегодня в центре Москвы...: pretre_philippe — LiveJournal | Что широко известно об институте военного духовенства в Российской империи — это то, что в каждом полку был свой священник, который мог причащать воинов непосредственно на поле. |
Иеромонах Иоанн: «Если ситуация нас заставит, мы, наверное, закроем храмы»
Митрополит Волоколамский Иларион совершил сегодня пресвитерскую хиротонию диакона Иоанна (Джованни) Гуайты. Иеромонах Иоанн Гуайта осудил высказывания богослова Алексея Осипова. Иеромонах Иоанн (Гуайта) – тот самый священник, который в 2019-м впустил избиваемых силовиками протестующих, в храм – герой нового выпуска «Скажи Гордеевой». Иеромонах Иоанн (Гуайта) представил 14 июня свою книгу "Монах в карантине: 40 дней паломничества с короной" в просветительском центре при Феодоровском соборе. Отец Иоанн Гуайта: В отличие от помощи взрослым людям, когда речь идет о неизлечимо больных детях, одна из главных задач хосписа — сделать все, чтобы ребенок был дома в. Иеромонах Иоанн, в миру Джованни Гуайта, священник московского храма Космы и Дамиана в Шубине, в котором у нескольких клириков и мирян.
ИОАНН (ГУАЙТА)
В начале февраля новый священник, иеромонах Иоанн (Гуайта), начнет свою службу в храме по благословению митрополита Корсунского и Западноевропейского Нестора". Иеромонах Иоанн (Гуайта), клирик храма бессребреников Космы и Дамиана в Шубине, служит в детском хосписе «Дом с маяком», в том числе и в перинатальном отделении. Иоанн (Гуайта)» на канале «Divine Enlightenment» в хорошем качестве и бесплатно, опубликованное 8 апреля 2024 года в 0:16, длительностью 00:10:35, на видеохостинге RUTUBE. Иеромонах Иоанн (Гуайта), клирик храма бессребреников Космы и Дамиана в Шубине, служит в детском хосписе «Дом с маяком», в том числе и в перинатальном отделении. итальянец рассказал каково ему служить в России Отец Иоанн Гуайта: «Я люблю Москву и даже москвичей» >. Священнослужитель храма Косьмы и Дамиана в Москве Иоанн (Гуайта) стал знаменитым в одночасье благодаря проявленному им христианскому милосердию.
Московский батюшка
Православный священник Джованни Гуайта, переводивший книги другого православного священника, Александра Меня на европейские языки, был одним из участников традиционных Меневских чтений, завершившихся на этой неделе в семхозской «Дубраве». Встреча, по традиции проходящая в дни памяти самого известного советского проповедника, стала поводом поговорить об о. Александре, его влиянии, о различиях и сходствах между народами. Иоанн, с какими сложностями столкнулись, переводя «Сына человеческого» на итальянский и французский? В этой стране очень много католических школ, выпускается море литературы на религиозную тему и в особенности жизнеописаний Иисуса Христа. Любое жизнеописание, пожалуй, существует в итальянском переводе. Издатель тогда спрашивал меня, что нового может быть в изложении истории Христа, написанном русским священником да ещё в советское время? Разве там можно найти что-то такое, чего мы ещё не знаем смеётся?
Книга вышла в сентябре, а фактически через месяц тираж был уже исчерпан. И поскольку приближались предрождественские дни — а это, как известно, декабрь, на который приходится пик продаж такой литературы — то они быстренько организовали второе издание. И это удивительно: книга, которая вышла в сентябре, в октябре уже была переиздана. Итальянский для меня родной язык, но поскольку я учился в Швейцарии и достаточно долго жил во франкоязычной части этой страны, то мой второй язык — французский. Вскоре с предложением о переводе на меня вышло французское издательство, я не знал тогда, как быть — переводить одну книгу на два языка доводится редко. Подумал, согласился, и, как оказалось, эта книга имела ещё больший успех.
Чуть ли не каждый раз, спускаясь в городское подземелье, я думаю о том, смогу ли на этот раз не потерять единение с Богом. Что я чувствую в переполненном вагоне? Людская волна неудержимо накатывает на платформу, человеческий прилив может меня унести — какие чувства я испытываю? Хочу ли только, чтобы поезд побыстрее прибыл, и я смог, наконец, выйти отсюда? Поднимаясь на эскалаторе, глядя на лица тех, кто спускается — сонные с утра, уставшие вечером, — я задаю себе вопрос: кто они для меня? Это какие-то случайные люди, которые мне только мешают, от которых я хочу сбежать поскорее? Но в чем тогда смысл моего монашества? Ради чего я стал священником? Какой я христианин? Иногда приходит в голову: «А что если монастырь мысленно возвести именно здесь, в метро»? Для «стяжания Духа мирнаго» совсем необязательно переместиться в пустынь…». Да, и откуда в заголовке появились черепашки: этих спокойных, тихих и мудрых созданий отец Иоанн очень любит и собирает сувенирные фигурки черепах. Их у него очень много — молчаливых свидетелей его бесед с Господом и с собой. Из книги иеромонаха Иоанна Гуайта «Монах в карантине. Сорок дней паломничества с короной»: Писать на неродном языке — это почти как проповедовать детям знаешь, о чем хочешь сказать, но не так просто подобрать нужные слова! Когда ты не можешь точно выразить то, что хочешь, то оставляешь немного больше пространства для интуиции читателя.
В конце своей антигомофобной статьи о. Кордочкин сделал следующий вывод: «Судит ли закон наш человека, если прежде не выслушают его и не узнают, что он делает? Поэтому слова, заключающие обращение: «Мы призываем вас создавать безопасные пространства для диалога: ситуации и места, где люди, имеющие разные взгляды, могут не только выразить свое мнение, но и поделиться своими сомнениями и личными историями» — вполне заслуживают внимания. Санкт-Петербурга, экуменист, филокатолик, служивший Божественную Литургию в присутствии протестантов в алтаре. Александр Дягилев и протестантский проповедник. На фото: священник Дмитрий Агеев. Окончил протестантскую семинарию в Наяке, США. В 1967 г. Пострижен в монашество в 1969 г. В 1971 г. Сендайский и Восточно-Японский. Вернулся в США в 1986 г. В ходе выборов в 2008 г. Преподавал религию в университете Дрю и в Школе священных искусств. В настоящее время работает библиотекарем в Pace University. Возглавляет экуменическую молитвенно-медитативную ассоциацию «Преображение» «Transfiguration Community». Работает инструктором в The Interweave Community, американской межконфессиональной религиозной организации, которая предлагает смесь восточного оккультизма, оздоровительного тренинга, сексуальной йоги, протестантских, иудейских, мусульманских, буддийских религиозных наставлений. The Interweave Community активно выступает в защиту гомосексуализма и участвует в борьбе против Христианской морали. Член попечительского совета Свято-Филаретовского института секта о. Меня Андреем и Каринэ Черняк. Это вмешательство в дела Русской Православной Церкви является грубейшим каноническим нарушением со стороны епископа на покое и из иной юрисдикции. В нашей Церкви вообще много таких, кого привлекает в Православии именно то, что «мы можем быть правы, а все остальные неправы». В 2007 г. Макарово, Ногинского района Московской области, сторонник русификации богослужений, последователь и духовное чадо о. Меня, подписал петицию в защиту кощунниц Пусси Райт. С июля 2010 года занимает должность заместителя проректора по научно-богословской работе Московской Духовной Академии. С сентября 2010 года является профессорским ассистентом по преподаванию Сравнительного богословия в МДС. Постоянный автор католических журналов «Истина и жизнь» и «Символ», газеты «Кифа» секта о. Кочеткова , «Портала-Credo. Член редсовета альманаха «Христианос», издаваемого «Международным благотворительным фондом им. Александра Меня» Рига. Регулярно участвует в мероприятиях секты о. Кочеткова: в конференциях СФИ «Живое предание» 1997 , «Духовные движения в Народе Божьем» 2002 , «О мирном и непримиримом противостоянии злу в церкви и обществе» 2005 и др. Противник канонизации Царской семьи см. Церковь и время. Предлагает принять в качестве православного католическое учение о Божией Матери как соискупительнице рода человеческого. Согласно о. С 21 апреля 2010 г. Член ЦК Всемирного совета церквей. Сотрудник редакции журнала «Вода живая», официального органа Санкт-Петербургской митрополии. С 2008 г.
Разве неинтересно узнать историю итальянского мальчишки из большой и дружной семьи, влюбившегося во все русское? В первом классе он стал обладателем книги «Царская Россия», студентом Лозаннского университета искал во всех изучаемых предметах связь с русской культурой, называя Достоевского «самым светлым автором среди черноты писателей-экзистенциалистов». Отправившись учиться в СССР! Отец Иоанн признается, что очень любит Россию и ее культуру, но, чем дольше живет здесь, тем больше в миру начинает ощущать себя итальянцем. Да потому что западный человек четко знает не только свои обязанности, но и права, а вот в России все несколько иначе, в «силу исторических причин отношение людей к любой власти совершенно иное». Например, для него совершенно непонятно, за что благодарят работодателя, выплатившего работнику заслуженную им премию, или дарят подарки за исполнение обязанностей человеком, который получает за это заработную плату. Отец Иоанн обращается к самым разным темам: вспоминает о священниках-интеллектуалах в позднем СССР, рассказывает очень личные истории о работе в детском хосписе, рассуждает о творчестве Данте и Петрарки, размышляет об отношении христиан к общемировым проблемам, в том числе, и к глобальной пандемической трагедии. Но основная тема — это роль Православия, его значение в современном мире. А в чем оно — это значение? Священник делится с читателями своим видением понимания Божьего промысла: О духовности в метро: «Одно из моих любимых мест в Москве — это метро, особенно в час пик. Чуть ли не каждый раз, спускаясь в городское подземелье, я думаю о том, смогу ли на этот раз не потерять единение с Богом. Что я чувствую в переполненном вагоне? Людская волна неудержимо накатывает на платформу, человеческий прилив может меня унести — какие чувства я испытываю? Хочу ли только, чтобы поезд побыстрее прибыл, и я смог, наконец, выйти отсюда? Поднимаясь на эскалаторе, глядя на лица тех, кто спускается — сонные с утра, уставшие вечером, — я задаю себе вопрос: кто они для меня? Это какие-то случайные люди, которые мне только мешают, от которых я хочу сбежать поскорее?
Антивоенный иеромонах, служивший ранее в Москве, получил назначение в Испанию
Спрятавшего митингующих в храме священника отправили из Москвы в Испанию | Отмечается, что у Сафронова забрали право преподания благословения, ношения рясы и креста священника. |
Монах в карантине: 40 дней паломничества с короной | о важности изучения церковной истории и своем курсе в Институте дистанционного образования ПСТГУ. |
Объявления
Очень уважительно относятся к моему жизненному выбору, к моему монашеству и прекрасно понимают, что сейчас мне обязательно надо быть здесь. Брат и сестра со своими семьями помогают родителям, причем — с соблюдением всех мер безопасности. Я бы сказал — с профессиональным соблюдением, поскольку они врачи. В Италии страшные времена, но и духовный подъем — Вы чувствуете, как изменилась Италия за это время? Многие люди пишут, что жизнь после пандемии изменится. Мне кажется — в лучшую сторону: люди стали задумываться о смысле жизни, о том, что человек хрупок, что есть серьезные вещи, ради которых стоит жить. Верующие люди знали это и раньше, но теперь они получили вот такое сильное напоминание. Да, в Северной Италии, в Ломбардии, картина действительно трагическая, катастрофически не хватает мест в больницах, аппаратов ИВЛ, потому пожилых людей отправляют умирать домой… Страшная картина! Но, несмотря на это, я бы сказал, что там — настоящий духовный подъем.
Причем в условиях, при которых люди не могут ходить в храм, не могут причащаться, они стали намного больше молиться дома. В том числе и те, кто до недавнего времени считали себя далекими от веры. Например, флешмоб, который устроили оперные певцы на рынке в Турине. Для чего вы это делаете? Итальянцы все-таки, как правило, жизнерадостный народ, веселый, креативный, и сложно представить себе жизнь в Италии без музыки, искусства. Никто не мог себе подумать, что такое возможно — итальянцы не будут ходить на концерты, в музеи. Но сейчас — это именно так. Но, слава Богу, и музеи, и театры, фактически все работают в дистанционном режиме — можно побывать в музее онлайн, послушать концерт, посмотреть спектакль… Парадокс — люди на расстоянии стали ближе друг к другу.
Не надо искушать Бога — Что вы думаете о происходящем в России? Да, чудеса бывают, и, может быть, все обойдется. Но, глядя на то, что происходит в других странах, думаю, нам нужно ожидать непростого времени. Да, пока, похоже, опасность не такая сильная, как в Италии и даже в других странах Европы или Соединенных Штатах. Но в Москве мы живем в условиях мегаполиса, в котором каждый день 9,5 миллионов пользуются метро. Как раз это, к сожалению, способствует распространению любой заразы, любого вируса. Я не сомневаюсь, что правительство уже делает многое. Исходя из опыта Италии, с учетом того, что рассказывают мне родственники-врачи, я понимаю — чем строже меры безопасности, тем больше возможностей преодолеть вирус с наименьшими потерями.
Это должно быть понятно всем, в том числе в Церкви.
Каждый из них уникален и неповторим. Храм — не только христианская святыня, но и наше общее культурное достояние. Благотворительный Фонд Московской епархии по восстановлению порушенных святынь просит вас поддержать инициативу участия Фонда в премии Губернатора Московской области «Наше Подмосковье». Для поддержки проекта нужно пройти регистрацию на сайте премии и после модерации анкеты стать его участником.
Меня это шокировало, я думал, что раз я атеист, то и вся молодежь — тоже атеисты. Ведь это всё сказки для глупых, необразованных пожилых людей. Среди этой молодежи был один инвалид на коляске, но он играл на гитаре, плавал, водил машину. А я себе не нравился, думал, что не умею общаться, боялся, и не мог преодолеть эти, в общем-то, нормальные подростковые комплексы. Я задавал вопросы этому инвалиду, как он может верить в «это вот всё». А он спросил, читал ли я Евангелие. Когда я вернулся домой, то нашел Евангелие и начал читать. Это было так увлекательно! Я вообще очень много читал, однако это было интереснее всего. Я читал часами, но стеснялся и закрывал свою комнату на ключ, чтобы родители не видели. Это и было своего рода обращение. Это ценно для меня, потому что я из верующей семьи, но в то же время обращенный человек. О выборе православия Кто-то из священноначалия однажды спросил, не хотел бы я служить за границей. На что я ответил: так я и служу за границей. В этом смысле я остаюсь, безусловно, итальянцем. Я мог бы стать православным священником и в Италии, но уверен, что от меня больше пользы здесь. Я очень люблю Россию, но я западный человек до мозга костей. Это загадка и для меня тоже. Православие на Западе нуждается в том, чтобы пустить корни, и для этого нужна огромная работа. В том числе и относительно некой инкультурации. К сожалению, об этом я пишу в книге, два главных опыта православия, которые пустили корни на Западе, Сурожская епархия и Экзархат русской традиции Константинопольского патриархата, оба эти явления на грани исчезновения. На мой взгляд, они потерпели фиаско. Для меня, как для западного человека, это волнующий вопрос, потому что я уверен, что у православия есть что сказать и западному миру. Но я не вижу для себя возможности в этом участвовать. Да, иногда итальянские православные меня просят перевести на мой родной язык какой-нибудь акафист или молитвослов. Но не более того. Мне кажется, мое место — в Москве, рядом с моими прихожанами и детьми из хосписа. В какой-то момент своей жизни я заметил: когда нахожусь один, то сам с собой разговариваю или думаю по-русски. Когда процесс уже завершился, я осознал, что и сны вижу на русском языке. Есть, видимо, момент, когда иностранный язык становится не то чтобы родным, но входит в подсознание человека. С православием у меня было абсолютно то же самое. Я не могу сказать, когда и как, но в какой-то момент я понял для себя, что это не только часть русской культуры, не только то, что я должен знать как русист, как предмет изучения, но это часть моей жизни, от которой я не могу отказаться. Тогда я понял, что я уже сделал этот выбор и осталось его только «оформить». О родителях и семье Маме и папе 93 и 94 года. Папа пишет статьи и читает публичные лекции в университете, он очень активный. Мама, к сожалению, лежит и почти не разговаривает, даже глаза открывает очень редко, но на вопросы отвечает адекватно. Они почти полная противоположность друг другу. Мама — человек конкретный и рациональный. Она — хороший математик и всю жизнь преподавала. Она держала бразды правления в нашем доме. Папа — врач, политик, гуманитарий, очень любит литературу, пишет сам какие-то вещи. Человек абсолютно непрактичный и рассеянный. Я вырос в матриархате в хорошем смысле этого слова, и это очень характерно для острова Сардиния, откуда я родом. Там экономика традиционно основывается не на сельском хозяйстве, не на труде крестьянина-земледельца, когда мужчина всегда дома, а на пастушестве. Холмистая местность, пастухи со своими стадами уходили в горы и долго отсутствовали, вот почему женщина сама воспитывает детей и управляет домом. В детстве мой друг-итальянец из Болоньи отпрашивался всегда у папы, а я у мамы. Его семья была из другой области, у них было по-другому. Болонья — это равнина. В этом богатство Италии, она очень разная. Моя мама была очень красива и с трудным характером. Папа более скромной внешности, но с золотым характером.
Высказался он и против российской агрессии. В октябре 2022 года мы публиковали ссылку на его интервью в передаче «Скажи Гордеевой». В том же году ему уже и не продлили ВНЖ в России, поэтому оставаться в ней длительное время или приезжать туда надолго ему стало затруднительно.
Иоанн (Гуайта)
Джованни Гуайта прошел необычный путь от католика, историка и исследователя кино и Восточного христианства до православного священника и монаха (иеромонаха) Иоанна. Иеромонах Иоанн (Гуайта) – тот самый священник, который в 2019-м впустил избиваемых силовиками протестующих, в храм – герой нового выпуска «Скажи Гордеевой». Православный священник Джованни Гуайта, переводивший книги другого православного священника, Александра Меня [3] Х[3]. Это иеромонах Иоанн, в миру Джованни Гуайта (Giovanni Guaita). Русский батюшка из храма Космы и Дамиана родился на острове Сардиния, закончил филологический.
Иоанн (Гуайта): Может быть, надо бежать
Иеромонах Иоанн (Гуайта) Самой важной миссией для себя как священника отец Иоанн считает работу в детском хосписе «Дом с маяком» в Москве. Священника, укрывшего митингующих в храме, отправили из Москвы в Испанию. Прямая линия Ответ священника протоиерей Димитрий Кувырталов протоиерей Димитрий Смирнов. 17 февраля гостем Музейной экспозиции стал друг «Иностранки» — Джованни Гуайта, русский иеромонах Иоанн.
Писатель Джованни Гуайта, иеромонах Иоанн: «Перемены в вашей стране проходили у меня на глазах»
Постриг совершил митрополит Волоколамский Иларион Алфеев. В декабре 2012 года Ученый Совет Общецерковной аспирантуры и докторантуры провел процедуру признания нострификацию полученных на Западе трех дипломов высшего образования иеромонаха Иоанна и установил, что полученное им образование соответствует степени кандидата богословия. Является составителем обширного "Словаря по православной агиологии".
Сначала это был такой культурный интерес — это часть русской культуры, я как русист не мог не интересоваться.
А потом с годами я увидел, что это уже часть меня самого. Лаврентьева — Отец Иоанн, а что это был за процесс всё же? Вот вы встретились с отцом Александром Менем, и даже в «Википедии» пишут об этой встрече, когда читаешь вашу биографию.
Иоанн Гуайта — Надо же. Лаврентьева — Какое на вас влияние оказала эта встреча? И что было в течение нескольких лет после неё?
Иоанн Гуайта — Отец Александр оказал огромное влияние, безусловно, потому что он для меня был и остаётся лицом Православия, которое для меня очень важно. Это такое Православие, которое не есть только восхваление прошлого, не есть только как раз часть русской культуры, но что-то намного больше. И в общении с отцом Александром было очевидно, что...
Я литературовед, поэтому как писатель пишет книгу — для меня это очень важная вещь. Здесь есть и одна удивительная вещь: ты читаешь эту книгу и понимаешь, что автор был лично знаком со своим Героем, очень хорошо Его знал. Вот для меня книга отца Александра «Сын Человеческий» означает прежде всего это свидетельство — что Христос для него не абстрактное понятие, а это присутствие в его жизни.
И, может быть, я тогда не мог выразить это так словами, но это ощущалось в присутствии отца Александра, в общении с ним. И потому мне стало очень-очень интересно, и всё более интересно. Лаврентьева — Но ведь это ведь интерес не просто абстрактный, а это перемена — ну не веры, но перемена...
И без участия отца Александра Меня тут явно не обошлось. А что должно произойти с человеком, чтобы он вот так решительно перешёл в Православие? Иоанн Гуайта — То, что я со временем почувствовал, что я нашёл своё место.
Но это именно был процесс, это что-то, что становится всё более и более очевидно и понятно, до того момента, когда я принял такое решение. Поэтому это не было таким резким поворотом. Мацан — Не было отвержения старого как неверного и вот обретение верного — нового.
Иоанн Гуайта — Нет, я бы так не сказал. Во-первых, потому что я до сих пор считаю, будучи православным иеромонахом, что Католичество и Православие достаточно близки всё-таки. И если взять в совокупности всё Христианство, то в том, что касается догматики и так далее, безусловно, православные и католики достаточно близки.
Если смотреть дальше на Протестантизм и так далее, то там различия намного более существенные. У нас общие не только, допустим, почитание Богородицы, святых, но Таинства, сам иерархический строй, скажем, Церкви и так далее. И действительно мы очень близки.
Я не могу сказать, что это одно и то же, конечно, нет. Но я для себя могу это выразить так: это один дом, где есть соседние комнаты. Я если и перешёл, то перешёл в соседнюю комнату, но внутри одного дома всё-таки.
Лаврентьева — Вот об этом я и хотела спросить: насколько восприятие Бога в католичестве — вами, лично вами — другое, иное? Или совершенно не отличается от восприятия Бога уже в Православной Церкви? Иоанн Гуайта — Вы знаете, отличается, но отличается потому, что я другой — не только и, наверное, не столько потому, что католики и православные, просто я сейчас взрослый человек, и какие-то вещи, которые присутствовали с самого детства — я был очень верующим ребёнком — остались, но видоизменились.
Это вполне нормально, как и отношение к Богу, как вот я общался с Господом, скажем, как я молился и так далее. Я не могу сказать, что это всё забыто или, наоборот, я считаю, что это всё было неправильно — отнюдь не так. Наоборот, если сказать, какие у меня чувства по отношению к Католической Церкви — у меня чувство благодарности, потому что первые Таинства я получил в Католической Церкви.
Я не считаю, что православный должен ненавидеть всех остальных. Мацан — Слава Богу! Иоанн Гуайта — Поэтому даже в моём случае, когда человек определился, скажем, и выбрал для себя сознательно, в сознательном возрасте, будучи взрослым, после размышлений, после того, как долго молился, думал об этом, определился и сделал выбор в пользу Православия, могу сказать, что у меня только самые положительные чувства по отношению к Католической Церкви.
Мацан — Иеромонах Иоанн Гуайта , клирик храма святых бессребреников Космы и Дамиана в Шубине, сегодня проводит с нами этот «Светлый вечер». Вот вы сказали, что решение о переходе в Православие было принято после размышлений, молитвы какой-то внутренней, внутреннего созревания, если угодно. Значит, всё-таки были колебания, сомнения — как вы подчеркнули, это не был какой-то резкий поворот и, видимо, не был какой-то такой, знаете...
А что было, скажем так, на противоположной чаше весов, что могло бы вас теоретически остановить, о чём вы думали, о чём вы молились, вот если не входить в совсем интимную сферу? Иоанн Гуайта — Во-первых, мне даже трудно, когда мне говорят, что вот вы — человек обращённый. Я в своём жизненном пути приближался к Православию, в какой-то момент я понял, что я в нём уже нахожусь.
В каком-то смысле Православие для меня, как воздух, которым я дышу. Это первый момент. Поэтому мне трудно сказать, в какой момент...
Два: очень часто, я знаю по опыту, западные люди, которые принимают Православие, — есть разные категории моих, скажем, собратьев, не обязательно священников, а просто западных людей, которые пришли в Православие, — очень часто эмоции играют огромную роль: человек вошёл в православный храм, иконы, ладан, богослужение — всё очень красиво, и как-то влюбился в эту красоту. Я это говорю без юмора, но для меня было не так. Это один вариант, есть другие варианты, особенно это, допустим, переход священнослужителей и так далее, более простые, которые мотивируются, допустим, сложными обстоятельствами, конфликтами, допустим, — бывает и так.
А у меня не было ни того, ни другого. У меня это было в каком-то смысле созревание, как мне кажется, и это мой путь. Мацан — Я понял, да.
А тогда я вот так позволю себе спросить: есть такое наблюдение, я не говорю, что с ним согласен, просто его часто озвучивают, как правило, конечно, люди православные, что западная традиция, западное христианство в целом, несколько огрубляя скажу, что это такое христианство головы — очень умное, интеллектуальное, философское. И те, кого привлекает Православие, в итоге они как бы от ума приходят к сердцу, к какому-то такому не вполне рационализированному деланию, но к чему-то очень настоящему. У нас был в гостях американец, который принял православие, такой замечательный Матвей Кассерли, который стал ездить в поездки на Русский Север храмы восстанавливать.
И вот он говорил: «Я был протестантом, у нас всё логично: надо делать так, так и так. А вот меня спрашивают, зачем эти древние храмы восстанавливать. Я отвечаю, что это нелогично, но спасительно», — вот какой-то иной взгляд на ситуацию.
Я даже не спрашиваю, чувствуете ли это вы, но эта какая-то такая нерациональность Православия для вас наблюдаема, важна, как-то замечаема, какую-то роль для вас такое противопоставление играет? Иоанн Гуайта — Я думаю, что здесь есть доля правды, скажем так. Безусловно, я бы не сказал, что католики или протестанты, а просто западные люди — для нас разум играет, пожалуй, главную роль в жизни.
На Востоке это не так. Если мы возьмём совсем восток, ещё восточнее, чем Россия, это точно не так. Мацан — Там это ещё более не так.
Иоанн Гуайта — Вот более не так и так далее. Поэтому Россия, будучи между Западом и Востоком в каком-то смысле, есть такой очень удачный, на мой взгляд, опыт как бы между разумом и сердцем — чтобы использовать ваше же выражение. Но дело в том, что перегибы, может быть, бывают разные.
Мацан — И в ту и в другую сторону? Иоанн Гуайта — И в ту и в другую сторону. Если вера человека основывается только на разуме, то это беда, безусловно.
Но с другой стороны, если вера и опыт веры, общения с Богом это только некие эмоции и чувства — это тоже очень опасно. Потому что эмоции, чувства — вот сегодня мы их чувствуем, а завтра не почувствуем, да? Что такое опыт богооставленности?
Это когда не чувствуешь Бога рядом. Но это же чрезвычайно важный опыт в жизни человека, и все через это проходят.
Сообщения и материалы информационного издания Daily Storm зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Роскомнадзор 20. На информационном ресурсе dailystorm. Минина и Д.
Потом получилось так, что я заболел коронавирусом. Не я один, все клирики нашего храма и даже все те, кто пришел на ночную Пасхальную службу, на следующее утро оказались больны: хор, те, кто осуществлял трансляцию из храма.
Болели мы ровно 40 дней, и вернулись в храм в день Вознесения, и служили тем же составом. Не зная, что это будет продолжаться 40 дней, я размышлял о том, что по-итальянски «карантин» quarantena и «Великий пост» quaresima — родственные слова, от одного латинского корня. Карантин чем-то напоминает Великий пост: это время, когда человек думает о себе, должен переосмыслить свою жизнь. Для меня это так и было. Первые дни было очень тяжело, я не мог говорить по телефону, отвечать на сообщения, даже читать их. По мере возвращения сил я стал искать себе занятие, потому что было ясно, что придется сидеть дома. Так как я иногда веду дневник, я и в те дни что-то записывал.
Потом просмотрел записи и подумал — интересно, может, это и есть та самая книга, которую я хотел давным-давно написать. Когда человек находится совершенно один 40 дней, он думает обо всем. Всё, что мне было интересно, нашло свое отражение в этой книге. Я что-то записывал, а потом вспоминал, что об этом я уже где-то говорил, упоминал, написал в статье. Я находил старые тексты, но чаще всего переписывал их. Так образовалась структура книги: сначала идет дневниковая запись, затем текст, который был каким-нибудь докладом или постом в «Фейсбуке», потом опять дневниковая запись и так далее. Есть главные темы, к которым я возвращаюсь несколько раз в тексте: моя судьба, как я вижу православие, монашество, главные встречи в моей жизни, итальянская литература.
Тема номер один — смерть детей, потому что я служу в детском хосписе. Это вызов, каждый раз, когда приходится навещать умирающего ребенка, для меня лично это трагедия… Со стороны может показаться, что нет никакого порядка, но на самом деле есть разные нити, которые встречаются, соприкасаются, и в конце концов из этого должна получиться ткань. Я надеюсь, что книга будет интересна разным людям, потому что я писал для всех. Там есть проповеди, написанные для детской Литургии, несколько писем: письмо маме; письмо семилетнему мальчику, который сказал мне, что хочет быть иеромонахом; письмо подростку, у которого было множество проблем. Когда я писал, для меня образцом была мозаика, которая состоит из совершенно разных по величине и цвету частичек. Когда смотришь вблизи, получается хаос, но на расстоянии становится виден рисунок. Сначала я заболел, появился страх, и я вспомнил, что во время поста у меня была проповедь на слова из книги Исаии «не бойся, Я с тобой» Ис.
Поэтому она в начале книги. Потом следует история моей непрактичности: я вынужден был сам себе делать мазок на ковид с помощью индивидуального набора, долго мучился, не смог сделать как надо, и результат вышел отрицательным. А когда мне стало совсем худо, после 10-го дня, я вспомнил самый трудный день предыдущего, 2019 года, когда мне сказали, что мама умирает. У меня был билет, чтобы поехать в отпуск, и прямой рейс до Сардинии через два дня, я его выкинул, купил новый с пересадкой в Риме и сразу улетел. В самолете, думая о маме и о том, что не смогу с ней попрощаться, я написал ей письмо… В этой моей изоляции чередовались самые разные чувства и размышления. Я заканчиваю тем, что надо научиться молиться совсем по-другому. Надо понять, что молитва — это не некое действие, а состояние.
Главная молитва — это когда ты страдаешь, и эта твоя жертва становится молитвой. Весь период болезни оставил мне такой урок. О культуре В свое время я написал дипломную работу об Андрее Тарковском. И тогда же, кажется, в 1987 году, выступал в Доме кино в Москве на первых международных чтениях о творчестве этого режиссера. Я был тогда совсем молодым студентом Женевского университета и объяснял свое видение Тарковского следующим образом. Главные семь фильмов — совершенно разные по жанру и содержанию. Но они все нарушают законы жанра.
Но фабула, схема развития содержания у них общая. Как мне кажется, в фильмах воспроизводится архетип страстей, смерти и воскресения Иисуса Христа. Тарковский не был церковным человеком, но по-своему верующим. Я нашел статью одного известного московского киноведа, который тоже писал, что есть общая фабула, но считал, что речь идет о походе героя в иной мир и приношении себя в жертву неким силам зла. Я с этим был абсолютно не согласен и поэтому полемизировал с ним. Но я был двадцатилетним студентом, очень плохо говорил по-русски, а он был известным киноведом. Поэтому мне было очень страшно.
Об этом я рассказываю в подробностях в книге. Кого я люблю из русской культуры и литературы? Я немного пишу о Достоевском, он сыграл большую роль в моей жизни: если я выбрал русский язык и литературу в 18 или 19 лет, когда поступал в университет, то это потому, что когда-то читал Достоевского в переводе. Очень люблю Пушкина, но в книге о нем ничего нет; Гоголя, это гениальный писатель. О Бродском пишу по простой причине. Мне поручили проповедовать на праздник Сретения, и во время этой проповеди я разбирал его стихотворение, потом решил эту проповедь включить в книгу. О подростковом атеизме Период атеизма в моей жизни был совсем непродолжительный.