Альберт Эйнштейн — еврей. Знаменитое «письмо Богу» авторства великого физика Альберта Эйнштейна выставлено на продажу на главном Интернет-аукционе мира Ebay. Но недавно в архиве Еврейской общины Мюнхена нашли копию письма, которую Эйнштейн сделал сам под копирку.
«Божье письмо» Эйнштейна продали за 3 млн долларов
Если в Пскове нет раввина, то, может, надо ориентироваться на какого-то другого известного еврея? Представьте, такой еврей в Пскове есть. Его зовут Альберт Эйнштейн. И это не шутка. Логично поискать рядом: вдруг где-то поблизости от Эйнштейна собрались ещё хотя бы девять евреев? Стена, противоположная входу в синагогу, должна быть обращена к Иерусалиму. Зайдем в дверь под портретом Эйнштейна. Там находится благотворительная организация, помогающая инвалидам, пожилым людям, и тем, кто за ними присматривает, но не только. Когда заходишь в это помещение, то твоё лицо обращено на Запад. Это нам не подходит.
Но внутри по левую сторону от входа есть ещё двери, в том числе обращённые на юг — это то, что надо. Заглянем за одну из них. В синагоге должен быть шкаф для Торы и стол для её чтения. В этом помещении, действительно, есть стол и шкафы. А ещё настенные часы, которые идут вспять. Шкафов много и все они забиты книгами. Но какая из этих книг Тора? И есть ли она в этой комнате вообще? В псковской синагоге.
Фото ШМЖ 5. В синагоге должен храниться свиток Торы, которая написана от руки на пергаменте. В пересчете на книжные страницы Тора состоит из примерно 1500 страниц. Если все уместить в свиток, то он должен быть огромный.
В письме, написанном на немецком языке 1 октября 1933 года, Эйнштейн пишет шотландскому философу и академику Оксфорда, сэру Уильяму Дэвиду Россу о немецком филологе и философе Юлиусе Штенцеле. В своем послании знаменитый ученый убеждает Росса, который был ректором Ориэл-колледжа в Оксфорде с 1929 по 1947 год и вице-канцлером Оксфордского университета с 1941 по 1944 год, вызвать Штенцеля в Великобританию или Соединенные Штаты в качестве приглашенного лектора. Юлиус Штенцель известен также тем, что был членом дисциплинарного комитета Кильского университета в Германии, исключившим группу нацистских студентов в 1930 году. После этого на профессора написал донос один из студентов, в результате чего он был временно отстанен от преподавания.
Письмо будет выставлено на продажу в четверг аукционным домом Bloomsbury Auctions в Мэйфейре и, как ожидается, будет продано максимум за 8 тыс. Оно написано от руки на немецком языке.
Это письмо не фигурирует в списках источников в самой авторитетной научной работе на данную тему — книге "Эйнштейн и религия" Макса Джеммера. Один из ведущих британских "эйнштейноведов", Джон Брук из Оксфорского университета, признался, что никогда не слышал об этом письме. Его родители не отличались религиозностью, но он посещал католическую начальную школу и одновременно изучал иудаизм у частного учителя. Это послужило толчком к тому, что Эйнштейн позднее назвал своим "религиозным раем детства", когда он соблюдал предписания религии — например, не ел свинины. Но это продолжалось недолго, и к 12 годам Эйнштейн уже начал оспаривать истинность многих библейских историй. В последние годы жизни Эйнштейн упоминал о "космическом религиозном чувстве", которое пронизывало его научную работу и служило для нее опорой.
Зайдем в дверь под портретом Эйнштейна.
Там находится благотворительная организация, помогающая инвалидам, пожилым людям, и тем, кто за ними присматривает, но не только. Когда заходишь в это помещение, то твоё лицо обращено на Запад. Это нам не подходит. Но внутри по левую сторону от входа есть ещё двери, в том числе обращённые на юг — это то, что надо. Заглянем за одну из них. В синагоге должен быть шкаф для Торы и стол для её чтения. В этом помещении, действительно, есть стол и шкафы.
А ещё настенные часы, которые идут вспять. Шкафов много и все они забиты книгами. Но какая из этих книг Тора? И есть ли она в этой комнате вообще? В псковской синагоге. Фото ШМЖ 5. В синагоге должен храниться свиток Торы, которая написана от руки на пергаменте.
В пересчете на книжные страницы Тора состоит из примерно 1500 страниц. Если все уместить в свиток, то он должен быть огромный. Значит, на обычной книжной полке, в ряду с другими книгами, его хранить не будут. Фото ШМЖ И тут наш взгляд падает на отдельно стоящий шкаф, похожий на кабинку для голосования, закрытый спереди шторкой и освещенный сверху необычной лампой. Верхняя секция шкафа заперта на ключ. Но для учеников Школы межэтнической журналистики этот шкаф, конечно же, открыли. И в нём оказался внушительный, метровый на вид, свиток с изящным кондаком держателем, на который наматывают пергамент , обернутый в черную ткань.
Собрав воедино все факты, можно с уверенность заявить, что мы нашли псковскую синагогу!
«Американский» израильтянин и «русский» американец получили «Нобелевскую премию для математиков»
Поэтому он взял два листка бумаги и написал на одном: «Спокойная и скромная жизнь приносит больше счастья, чем погоня за успехом, которая лишь вызывает постоянный стресс», а на втором — «Где есть воля, есть и путь». Говорят также, что новоиспеченный нобелевский лауреат тогда обмолвился, что со временем эти записки будут стоить больше любых чаевых.
Этот же термин он использовал снова в своих разводных документах в 1919 году, и после этого уже предпочитал везде определять себя как «диссентер»[7]. Бурные волны антисемитизма, поднявшиеся в начале 1920-х годов особенно сильно — в его родной Германии , разлучили Эйнштейна с еврейским культурным наследием, но только не собственным происхождением. Подобными заявлениями он неизбежно вызывал резкую враждебность у ортодоксов. Так, в 1920 году некая эксцентричная организация под названием «Сообщество немецких естествоиспытателей за сохранение чистой науки» обвинила Эйнштейна в том, что на понятии относительности он нажился финансово, и заклеймила «еврейскую сущность» его теории. Однако если злоумышленники надеялись, что подобная тактика заставит Эйнштейна замолчать, они были глубоко разочарованы. Чем яростней разворачивалась против него кампания антисемитизма, тем выше он ценил свое еврейство.
Как писал Зигмунд Фрейд, еще один великий еврейский интеллектуал XX века, еврейские ученые того неспокойного времени проявляли так называемый «созидательный скептицизм», лишь подтверждая свой исторический статус европейских аутсайдеров. Потрясенный фашизацией Европы, Эйнштейн выступает еще более решительным защитником своих еврейских братьев и сестер. Примечательно, что в 1921 году он согласился сопровождать Хаима Вейцмана, президента мировой сионистской организации, в турне по США с целью сбора средств для создания еврейского университета в Палестине. В том же году Гитлер начал жаловаться на то, что немецкая наука — «наша некогда величайшая гордость» — теперь «преподается иудеями». Сотрудничество с Вейцманом — факт по-своему удивительный, если учитывать с детства присущее Эйнштейну отвращение к национализму. Но даже если он не разделял на тот момент идею Вейцмана о создании еврейского государства, его явно привлекала мысль о культурном понятии еврейской нации, и потому он с большим энтузиазмом помогал в создании Еврейского университета в Иерусалиме.
А нужна ли вообще для синагоги какая-то особенная архитектура? Может, достаточно каких-то других признаков? Хорошо было бы расспросить об этом священника — а именно, псковского раввина. Может, он нам расскажет, как должна выглядеть синагога и заодно покажет, где она? Но это легче сказать, чем сделать. Ведь в Пскове нет раввина. Интересно получается: специального здания для синагоги в Пскове не сохранилось, раввина нет, а иудеи все равно где-то собираются и как-то молятся. В этом месте грамотный читатель обязательно поправит автора, ведь он знает, что раввин и не священник вовсе, а, скорее, учёный, толкователь священных текстов. Всё больше загадок. Но продолжаем искать. Так как раввина в Пскове нет, попробуем узнать в интернете, каким условиям должна отвечать синагога, и проверим, есть ли в Пскове подходящие для неё места. Синагога должна располагаться на самом высоком месте в городе. С ним конкурируют гора Соколиха с памятником Александру Невскому и… закрытая городская свалка. Так что по этому признаку псковскую синагогу невозможно разыскать. Конечно, евреи стараются строить свои синагоги на возвышенностях, но если это нереально, то не страшно. Для синагоги нужен кворум из десяти евреев-мужчин старше 13 лет. Иудеям, как я понял, для священнодействия не нужны священники, но есть обязательное условие, чтобы в «приходе» было как минимум 10 евреев. Так что синагогу можно найти по такому признаку. Если в Пскове нет раввина, то, может, надо ориентироваться на какого-то другого известного еврея? Представьте, такой еврей в Пскове есть. Его зовут Альберт Эйнштейн. И это не шутка. Логично поискать рядом: вдруг где-то поблизости от Эйнштейна собрались ещё хотя бы девять евреев?
Эксперты прогнозировали, что вокруг этого лота возникнет колоссальный ажиотаж, однако рукописный оригинал письма хотели приобрести только двое. Организаторы eBay назвали документ «одним из самых интригующих в XX столетии», подчеркнули, что он имеет важное историческое и культурное значение и представляет собой своеобразную квинтэссенцию мыслей Альберта Эйнштейна по вопросам бытия и религиозного сознания, - сообщает Los Angeles Times. Это письмо 3 января 1954 года Эйнштейн написал немецкому философу еврейского происхождения Эрику Гуткинду, работавшему на тот момент в Принстонском университете.
Физика: Арийская или Еврейская?
читайте на сайте Сноб. на самом деле он был мусульманином шиитом, последователем шиитского имама Джафара аль-Садика. Мировые новости» Культура и развлечения» Письмо Эйнштейна с опасениями об антисемитизме продали на аукционе.
Обнаружены письма Эйнштейна о тяготах евреев
На фоне усиливающихся гонений на евреев в Германии Эйнштейн решил уехать из Европы и в 1932 году поселился в Принстоне (штат Нью-Джерси), где продолжил свою работу. Томский Обзор, новости, Мировые новости "Ребяческие суеверия": письмо Эйнштейна отчасти прояснило его отношение к религии "Ребяческие суеверия". Мировые новости» Культура и развлечения» Письмо Эйнштейна с опасениями об антисемитизме продали на аукционе. Какими открытиями и чертами характера запомнился Альберт Эйнштейн. Альберт Эйнштейн — еврей.
Иранский аятолла: Эйнштейн был мусульманином
We use cookies. Read the Privacy and Cookie Policy I accept Насколько я ощущаю себя евреем, настолько же я чувствую себя чуждым традиционным формам религии. Альберт Эйнштейн — еврейской общине Берлина, 1920 Хотя Эйнштейн никогда не был религиозно послушным евреем если не считать совсем короткого периода в детстве , он всегда чувствовал себя частью еврейской общины — и чем старше, тем больше. Как ни странно, его чувство принадлежности к еврейству только росло, чем дальше он отходил от авраамических религий. А в старости он даже стал утверждать: «мое отношение к евреям стало моей сильнейшей человеческой привязанностью». После короткого знакомства с религией, навязываемой ему в раннем детстве, Эйнштейн отказался идентифицировать себя с иудаизмом.
В 1986-м, оставшись на время без какого-либо гражданства, он писал о себе в официальных документах: «религиозной принадлежности не имею». Когда же в 1910 году он получил должность в Пражском университете, от него потребовалось принять австро-венгерское подданство, для чего было необходимо исповедовать какую-либо веру. Недолго думая, Эйнштейн вписал в нужную графу: «религия — мозаизм» то есть учение Моисея, архаичный синоним иудаизма. Этот же термин он использовал снова в своих разводных документах в 1919 году, и после этого уже предпочитал везде определять себя как «диссентер»[7]. Бурные волны антисемитизма, поднявшиеся в начале 1920-х годов особенно сильно — в его родной Германии , разлучили Эйнштейна с еврейским культурным наследием, но только не собственным происхождением.
Подобными заявлениями он неизбежно вызывал резкую враждебность у ортодоксов.
Официальные биографы ученого свидетельствуют, что к началу 1950-х годов ученый освоил английский язык. И не упоминают, что к тому времени Эйнштейн прожил в англоязычной стране США уже… 17 лет. А вот Леопольд Инфельд, говоря об ученом, вспоминал: «Он обходился, вероятно, 300 словами, которые произносил довольно своеобразно. Как он сам признался мне впоследствии, он этого языка, собственно, никогда так и не изучил». Роль первой жены Эйнштейна, сербки Милевы Марич, полностью замалчивается. Милева была сильным физиком и ее роль в создании специальной и общей теории относительности достаточно ощутима. Три самые важные статьи Эйнштейна 1905 года были подписаны «Эйнштейн — Марич». Известно, однако, что Эйнштейн хвастался своим друзьям: «Математическую часть работы делает за меня жена» впоследствии это же стали делать помощники Эйнштейна. Второй женой физика стала его двоюродная сестра Эльза, на которой он женился весной 1919 года.
Детей у них не было. Известно также, что Эйнштейн называл себя «цыганом и бродягой» и не придавал никакого значения своему внешнему виду. Он шутил: «Чем грязнее нация, тем она выносливее». Им же сказаны слова: «Принадлежность к еврейской нации есть дар божий» из книги Г. Себова «Финал катастрофы». Любопытно, что все биографы Эйнштейна отмечают неряшливость и неопрятность этого гения. Все знают снимок, на котором Эйнштейн снят с высунутым языком. Он постоянно появляется на обложках журналов, в учебниках и в Интернете. Так что мы и впредь будем удивляться чудачеству гения. Некоторые готовы утверждать: суть этого забавного снимка в том, что Эйнштейн показывает свой язык всему человечеству, включая научный мир, и выставляя всех глупцами.
А может быть, в душе он просто был великим шутником?! Вот ведь и Ромен Роллан говорил о физике: «Очень жизнерадостен и не может удержаться от того, чтобы не придать остроумную форму самым серьезным мыслям». Однажды на лекции Эйнштейна спросили, как делаются великие открытия. Он ненадолго задумался и ответил: — Очень просто. Все знают, что это сделать невозможно. Случайно находится один невежда, который этого не знает. Он-то и делает открытие, — забавно ответил ученый. Существует громадный разрыв между тем, что человек собою представляет, и тем, что другие думают о нем или, по крайней мере, говорят вслух. Но все это нужно принимать беззлобно. Маленький сын однажды спросил Эйнштейна: — Почему ты так знаменит, папа?
Я же, напротив, имел счастье это заметить. Как-то после доклада на научной конференции Эйнштейна спросили: — Какой момент для вас сегодня самый трудный? Эйнштейн встретил на улице нового приятеля и пригласил его к себе домой: — Приходите ко мне вечером. У меня будет профессор Стимсон. Однажды Эйнштейн был у знакомых в гостях. Когда он собрался уходить, начался дождь, и ему предложили шляпу. Это же все знают. Некая молодая дама настойчиво просила Эйнштейна позвонить ей по телефону. Она убеждала: — Вы представляете, дорогой, что наши дети будут так же умны, как вы, и так же красивы, как я! Эйнштейн отстранился от навязчивой дамы и сказал: — Это, конечно, прекрасно!
А… вдруг получится наоборот? На одном вечере встретились Эйнштейн и композитор Ганс Эйслер. Хозяйка попросила их сыграть что-нибудь вместе. Композитор сел за рояль, а Эйнштейн стал настраивать скрипку. Несколько раз композитор начинал вступление, но Эйнштейн никак не мог попасть в такт. Эйслер не выдержал, закрыл крышку рояля и сказал в сердцах: — Не понимаю, как это весь мир может называть великим человека, который не умеет считать до трех! Однажды Альберт Эйнштейн и виолончелист Григорий Пятигорский вместе выступали в благотворительном концерте. Среди публики сидел молодой журналист, которому предстояло написать отчет о концерте. Он обратился с вопросом к одной из слушательниц: — Простите, Пятигорского мы все знаем, ну, а этот Эйнштейн, который выступает сегодня… — Боже мой, да неужели вы не знаете, это же великий Эйнштейн! На следующий день в газете появился отчет о выступлении Пятигорского вместе с Эйнштейном — «великим музыкантом, несравненным скрипачом-виртуозом, который своей блистательной игрой затмил самого Пятигорского».
Рецензия всех очень рассмешила, и особенно самого Эйнштейна. Он вырезал заметку и постоянно носил ее с собой, показывал знакомым и говорил: — Вы думаете, что я ученый? Нет, я знаменитый скрипач! Эйнштейн любил фильмы Чаплина и относился к его героям на экране с видимой симпатией. На что Чарли Чаплин ответил: «Вами я восхищаюсь еще больше. Вашей теории относительности никто в мире не понимает, и все-таки Вы уже стали великим человеком». Однажды Эйнштейн, послушав, как бельгийская королева играет на скрипке, сказал ей: — Вы прекрасно играете, ваше величество. Вам совершенно не нужна профессия королевы. Летом 1909 года в честь своего 350-летия Женевский университет, основанный еще Кальвином, присудил более ста почетных докторских степеней.
Но в первую попытку поступить завалил все экзамены, кроме математики. Правда, позже барьер ему покорился, однако студентом Эйнштейн оказался неважным: постоянно прогуливал лекции, посвящая свободное время научным теориям и чтению профильных журналов. В училище Альберт познакомился с ученым Гроссманом. Впоследствии тот помог физику устроиться в Бернское бюро патентования изобретений, в котором Эйнштейн проработал 7 лет. Работа не приносила особого удовольствия, однако позволяла самосовершенствоваться и заниматься наукой, что стало в какой-то мере компромиссом. В 26 лет сформулировал теорию относительности, не сомневался в "Нобелевке" А первую научную работу опубликовал в 22 года. Что характерно, после выхода теории относительности в большой свет исследование особо не заинтересовало видных ученых. Теорию распробовали "на вкус" и постигали постепенно. Так же постепенно к Эйнштейну приходили слава и почет. После признания заслуг Альберт начал преподавательскую деятельность. В 30 лет он стал профессором Цюрихского университета, а еще через пару лет - заведующим кафедрой физики в одном из пражских вузов. А после и вовсе возглавил престижный Берлинский физический университет. Карьера ученого шла вверх. Эйнштейн был уверен, что за открытие теории относительности получит Нобелевскую премию. И даже поспорил на этот счет с первой женой. Мол, если проиграет, то при разводе отдаст ей все свои деньги. Судьба пари доподлинно неизвестна. Премию Альберту все-таки дали, однако за другую теорию - фотоэффекта, которую он сформулировал в том же году, что и относительности. Изобрел собственный холодильник, не страдал звездной болезнью Предшествовал очередному изобретению несчастный случай. В одной из газетных публикаций ученый прочитал про кончину целого семейства из-за утечки из холодильника диоксида серы. Тогда-то Эйнштейн и решил создать более безопасную бытовую технику - на основе компрессоров. К слову, большинство рефрижераторов работают по такому принципу и сегодня.
Не знаю. Нет худа без добра. Есть мнение, что именно звериный антисемитизм нацистов - «недостойно немца быть духовным последователем евреев» - был причиной, почему Германия с опозданием взялась за создание атомного оружия, тогда как до американского правительства быстро дошло, что научные открытия можно использовать в утилитарных, военных целях для создания сверхмощной бомбы. А произошло это благодаря тревожно-предупредительному письму Альберта Эйнштейна в соавторстве с тремя другими выдающимися физиками-эмигрантами президенту Рузвельту. У Эйнштейна сложились дружеские отношения с американским президентом, ученый даже провел как-то ночь в Белом доме, и Рузвельт оперативно внял совету ученого: Америка в срочном порядке запустила «манхэттенский проект», пойдя на опережение в этом смертельном поединке с Германией. Если нет арийской науки, то, следовательно, нет и еврейской науки? Ставлю знак вопроса и отвечаю амбивалентно: и да, и нет. Даже сломанные часы два раза в день показывают точное время. Не знаю, известна ли эта аксиома Стивену Гимбелу, автору книги «Еврейская наука Эйнштейна», но он относится к антисемитским диатрибам нацистов на полном серьезе и признает, что доля правды в них есть: да, еврейская наука. С известными, понятно, оговорками, что новое научное мышление создавалось не одними евреями. Да и сам Эйнштейн - еврей по происхождению, но не по культуре и воспитанию, учился в католической школе, прошел через общеевропейскую образовательную систему в Швейцарии , был интернационалистом в широком и благородном смысле этого слова, в Бога не верил - ни в еврейского, ни в какого другого, хотя был скорее агностиком, чем атеистом. Тем не менее, существует талмудическая традиция детального, полемического обсуждения и семантического анализа библейских текстов, которая входит в плоть и кровь иудеев с раннего детства и передается из поколения в поколение, становясь чуть ли не генетическим свойством. Напомню, что грамотность среди мужской части еврейского народа была испокон веков поголовной, тогда как христианское население Европы в средневековье и даже в эпоху Возрождения было по большей части безграмотно: евреи обогнали титульные народы в странах проживания как минимум на 1700 лет. Именно традиционная грамотность и вековые навыки аналитической работы с текстами пригодились евреям в последние столетия, оказались востребованными в новые времена, к которым в силу исторического развития они оказались более приспособлены, чем другие этнические либо религиозные страты. Все это и сделало евреев на пару веков самой продвинутой группой на европейском, а потом североамериканском континенте, чему свидетельство, например, высокий до сих пор процент евреев среди нобелевских лауреатов по науке. В прошлом году стопроцентное попадание, из-за чего кто-то шутя назвал Нобелевку «кошерной». Однако это базовое суждение - все-таки общее место, и Стивен Гимбел добавляет к нему весьма существенную конкретику. Дело, оказывается, не только в привычке евреев к аналитическому мышлению, но еще и в характере этого мышления.
Обнаружены письма Эйнштейна о тяготах евреев
Такое решение было принято после того, как китайские цензоры попросили убрать из экспозиции все упоминания о том, что Эйнштейн был евреем и выступал за создание независимого. Рукописный оригинал письма Альберта Эйнштейна, в котором он рассуждает о религии и Боге, а также критикует идею избранности еврейского народа, продан с аукциона eBay за 3 млн 100. В силу полной еврейской интеллектуальной беспомощности никого, кроме Эйнштейна, евреям найти не удалось.
«Божье письмо» Эйнштейна продали за 3 млн долларов
Следующие пять лет, включавшие все студенческие годы, Эйнштейн оставался человеком без какого-либо гражданства1. Письмо Альберта Эйнштейна с размышлениями о религии и Боге, адресованное немецкому философу еврейского происхождения Эрику Гуткинду, продали на аукционе в Нью-Йорке за 2. Письмо Альберта Эйнштейна выставлено на интернет-аукцион eBay, торги начнутся 8 октября.